Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

История мировых религий - файл n1.doc


История мировых религий
скачать (130.5 kb.)

Доступные файлы (3):

n1.doc199kb.06.01.2012 16:59скачать
n2.doc258kb.23.11.2011 17:33скачать
n3.doc111kb.15.11.2011 10:53скачать


n1.doc

ТЕМА ПЕРВАЯ. ИСЛАМ

Слово «ислам» означает «покорный богу». Ислам зародился на Аравийском полуострове. Сегодня арабское население проживает на большей местности. Основной ареал их расселения – БВ и северная Африка. Что касается самого Аравийского п-ов, это большой осколок Африки и заслуживает название соконтинента, потому что его площадь 3 000 000 км2. В основном территория п-ова пустынна. Климатические условия суровы, есть на п-ове и горы. Наиболее пригодные для земледелия области расположены на юге п-ова, где в древности располагался Йемен. В среднем уровень осадков в Аравии мал, потому земледелием занимались на юге. В Средние века климатические условия были мягче: горы были покрыты растительностью, была богаче растительность саванн. Были и страусы, и ослы, и антилопы, гиены, верблюды. Потому наиболее распространенным занятием аравийцев была охота. Йемен занимал 8% территории Аравии, но на нем проживало не мене 3,5 млн. чел. Это 60% населения Аравии. Все остальные селились на почти не пригодной для проживания территории. Несмотря на численное превосходство оседлого населения, культурный слой составляли кочевые племена арабов.

Арабы-кочевники называются бедуины. Верблюд в пустыне незаменимое животное. Его положительные черты – выносливость, способность переносить большие грузы и долго обходиться без воды. От верблюдов получают также молоко и шерсть. Одногорбые верблюды называются дромадеры. Они были очень подвижны и с тяжелым грузом могли развивать по пустыне скорость до 20 км/ч.

В пустыне есть и лошади, арабские скакуны. Иногда лошадей этих подкармливают мясом, отсюда их агрессия и подвижность. Лошадь была роскошью, стоила дорого, да и содержание арабского скакуна было недешевым. Четырех-пяти баранов хватило бы, чтоб получить минимальный запас зерна на семью Кроме того, бедуины питались молочными продуктами, ели коренья, грибы трюфели (их жарили и сушили) В условиях голода люди могли есть даже насекомых и ящериц, что потом было запрещено.

Население делилось на кочевников и оседлых. Впоследствии к этим разным группам стало применяться одно слово – арабы. Когда ислам завоевал территорию вне Аравийского полуострова, всех пришельцев с Аравии стали называть арабами. Понятие «араб» появляется только после распространения ислама.

По факту, процессы исламизации и арабизации идут синхронно. Но почему же генотип определяли бедуины? Дело в том, что Йемен находится на периферии, через него не проходили торговые пути. Бедуины жили на севере, были близки к Персии и Византии, они всегда были в гуще торговли, потому по ним стали судить и другие государства. Генотип жителей арабского мира определяли бедуины.

Как жили кочевники? Период до распространения ислама сами арабы называли периодом невежества, или джахилийя. Каковы были социальные отношения?

  1. Не было частной собственности на землю. Объектом частной собственности был скот.

  2. Отдельного государства в Аравии не было, а были племена, которые враждовали между собой либо дружили. Каждое племя имело шейха – вождя. Таковым мог стать любой бедуин, обладавший достоинствами, принятыми в бедуинском обществе. Выбирали сильного военачальника, умевшего вести за собой людей, проявлять благородство и щедрость, выносливого, мудрого, умного. Власть шейха была велика, но полновластным властителем своей эпохи он не был. Полномочия вождя – переговоры о войне и мире, руководство в войне. Арабов определяли родственные узы – понятие, чтимое до сих пор.

  3. Все шейхи одного племени обычно выбирали самого мудрого шейха, «шейха над шейхами», который мог собрать весь клан, в который входили родственные племена. Войны между племенами разгорались из-за скота, реже из-за убийства родственника. И месть за такое убийство считается благородным делом. Есть много описаний бедуина: «Бедуин – идеал своей эпохи. Он худ, подвижен, щедр, мстителен, мот и гуляка, любящий вино и женщин».

Момент зарождения ислама – рубеж V-VI веков. В тот момент присутствовали адепты иудаизма и христианства. Единобожие было знакомо бедуинам, но они поклонялись языческим богам. Дело в том, что не было воздвигнуто никаких религиозных памятников той эпохи. Основными источниками являются камни неизвестного происхождения, которому поклоняются арабы. Это святилище Каабы. Этот камень располагается в Мекке. Этот город возник на основе поклонения этому камню. Но поэтическое творчество арабов говорит о наличии красного и белого камня в других районах Аравии. Исходя из поэтической традиции, становится ясно, что культ был идентичен, но Мекка считалась главной по статусу. Ученые признают такие культы естественными, потому что на стадии родоплеменных отношений люди создают себе фетиши из камней.

Эпоха язычества очень бедна религиозными мифами. Несмотря на три культа, упомянутых выше (христианство, иудаизм и язычество), не было единого культа богов, Это объяснялось отсутствием постоянного духовного сословия. Традиция поклонения фетишам практиковалась отдельными племенами, они и были ответственны за мифы. Сами кочевники часто возили с собой предметы культа и поклонялись им. Для арабов тех лет большую роль играл культ неба. Об этом четко говорится в Коране. Пророк Авраам прошел долгий путь к признанию истинного Бога, в т.ч. и стадию поклонения звездам. К местному богу относились как к царю. И его именовали всевозможными терминами: «Повелитель», «Милостивый», «Милосердный». И впоследствии все эти эпитеты переносятся на единого Бога.

Как же начинается история Ислама на аравийском полуострове? Она начинается с небольшой группы аскетов, проповедующих монотеизм. Назывались они ханифы, были проповедниками, однако нет никаких свидетельств о том, что они проповедовали именно ислам. Они проповедовали единобожие и пытались распространить его. Ханифы отличались от других проповедников тем, что просто были заинтересованы в том, чтобы все поклонялись единому богу. И именно с них начались проповеди единобожия, которые были восприняты многими людьми, прежде всего, Мохаммедом. Они были диссидентами, но их никто не репрессировал, эти люди действовали свободно и в Коране упоминаются как благочестивые люди, жившие порядочно.

Подведем итог: культ камня (Каабы) жил еще до распространения ислама, монотеизм был уже известен арабам, и проповедники монотеизма тоже уже были, потому и появился ислам.

Мекку «курировало» племя Курайш (курейшиты). Одним из важнейших родов в нем был род Хашима (отсюда хашимиты – его потомки). Именно они являлись хранителями Каабы. К роду Хашима принадлежал и сам Мохаммед.

Начнем с того, что Мохаммед был внуком влиятельного в Мекке человека, открывшего известный колодец, который находится рядом с Каабой. Колодец стал называться «Зем-зем». И, соответственно, за такую заслугу Хашим основал племя. И Мохаммед родился в уважаемой семье и принадлежал к элите Мекки. Отец Мохаммеда был младшим сыном Хашима, а мать его была из рода Йасариб. Ее звали Амина, а отца звали Абдаллах. Мохаммед родился в 57 г., у него было много родственников, а верными были двое дядей Абу Талиб и Аббас.

Через два месяца после рождения сына умер отец Мохаммеда. У Мохаммеда была нелегкая юность. Несмотря на принадлежность к элите, семья Мохаммеда была бедна, и с учетом ранней смерти отца и отсутствием молока у матери Мохаммеда отправили к жене пастуха, которая до 4 лет его выхаживала. Устная традиция повествует об исключительных особенностях Мохаммеда. В 3 месяца от роду он мог стоять, в 10 – метать стрелы. Когда ему было 6 лет, Амина умерла, и Мохаммеда воспитывал сначала дед, а потом дядя Абу Талиб. В начале Мохаммед был погонщиком караванов, но это было весьма почетное у бедуинов занятие. Впрочем, охота, кузнечное дело и ювелирное ремесло стояли ниже всех планок. Ходя вместе с караванами, Мохаммед мог слушать проповеди разных людей, в т.ч. и тех, кого проповедовал единобожие. Имея идеальную память, Мохаммед мог трансформировать эти проповеди. Водя караваны, Мохаммед знакомился с интересными людьми. Он был хорошим оратором и понравился одной богатой вдове, караваны которой водил. И она сделала ему предложения. В 25 лет Мохаммед женится на 40-летней Хадидже, Но это не помешало им родить 6-ых детей. Впрочем, двое мальчиков скончались во младенчестве, из четырех девочек до зрелость дожили только три, а внуков ему родила только одна. Это было очень постыдным для арабского мужчины – не иметь сына. Мохаммеда дразнили по этому поводу. Мохаммед был неверен жене. Интересный вопрос: сколько всего жен было у Мохаммеда? В Коране дозволено иметь 4 жены, но ученые насчитывают до двух десятков! У Мохаммеда были и враги. Один из них – сын пророка Абу Ляхаб, который называл его куцым.

Каким человеком был Мохаммед? Он обладал всеми достоинствами бедуина: был храбр, амбициозен, благодушен, щедр, бережлив, равнодушен к почестям, аскетичен. Когда в его казну стекались большие деньги во время завоеваний ислама, он ни чего себе не брал. Н был красноречив и прекрасно читал проповеди. Примерами его красноречия являются клятвы для самых разных случаев. Агиша, вторая жена Мохаммеда, вспоминала: «По два месяца мы жили без огня, когда нечего было кушать». Она никогда не наедалась финиками досыта. Мохаммед спал на матраце, наполненном корками от фиников. Свое наследство, - семь динаров, - он велел отдать бедным.

Как же возник ислам? У истоков создания религии стоял только Мохаммед. Религия ислам началась с откровения. Когда Мохаммед был на горе Хира, он занимался выпасом скота, во сне к нему пришел человек на расстоянии двух полетов стрелы и завернутый в парчовый плащ и сказал «Читай». Мохаммед сказал, что не умеет читать, тогда незнакомец начал его душить, Мохаммед закричал, и незнакомец сказал ему: «Читай!». Мохаммед вдруг обрел возможность читать его свиток. Впоследствии этот незнакомец оказался архангелом Джебраилом. И Мохаммед начал читать в реальной жизни. Так он получал информацию 20 лет: с 610 по 630 гг. Впоследствии эти записи были систематизированы, и из них был составлен Коран. По мере получения информации Мохаммед понял, что информацию надо распространять. Когда ему пришло первое ведение, ему было 40 лет. Проповедовал он три года, его слушало много людей, слушали с упоением, но адептами новой веры решили стать лишь 30 человек. Почему, несмотря на явный успех, к Мохаммеду никто не присоединился?

  1. Это произошло благодаря политической оппозиции. Мохаммед был представителем бедного рода, и для знатных людей было неприемлемо поставить над собой нищего.

  2. Среди других причин были ограничения в быту. Ислам социально интегрировал мусульман в единое общество, систематизировал их. Например, надо было отказаться от спиртного. Кстати, многие приверженцы ислама долго не могли отказаться от вина. И лишь спустя три года адепты отказались от вина.

Богатые хашимиты начинают преследовать Мохаммеда, и он решил переехать в другой город, чтоб там основать общину мусульман. Он переехал в Йасриб – родину его матери. Там уже была практика монотеизма, жили три иудейских племени. И туда пришли люди, решившие стать под защиту пророка. Еще причина переезда в Йасриб была в том, что этот город был торговым соперником Мекки. Летом 632 Мохаммед туда уехал. Сторонники говорят, что это продуманный шаг, противники – что бегство. Этот переезд стал началом нового лунного летоисчисления арабов. Лето 632.

В Йасрибе основывается умма – сообщество мусульман. Может быть мировая умма, умма ЯО, умма мусульман востока. Приехав в Йасриб, Мохаммед велел купить землю у двух мальчиков-сирот, которых взял под свою опеку. На купленной земле была сооружена мечеть для молитва, потом хижина для второй, потом еще хижина для второй жены. Были и еще деревянные сооружения, ныне утраченные. И на месте дома Хадиджи была построена вторая мечеть. В итоге, у Мохаммеда теперь было около 300 последователей, и уже тогда между ними начались противоречия. Мекканцы утверждали, что вместе с Мохаммедом совершили хиджру, их назвали мухаджиры. Жители Йасриба говорили, что последовали за ним по доброй воле, а мекканцы – из-за опасений гонений. Их называли ансары. Мохаммед стал вводить правила, регламентирующие жизнь мусульманина. Он создает прообраз халифата. Все решения по основным вопросам принимал он сам.

Ниже по иерархии находился совет ближайших помощников Мохаммеда. В их число входили мухаджиры. Самым достойным был Абу Бакр. Он был родственником Мохаммеда, был отцом Аиши. Близок к нему был двоюродный брат, сын Абу Талиба, Али. Близок к нему был личный помощник, бывший раб, Зейд. Это был его личный секретарь. И из рода куришитов за ним последовали двое: Омар и Осман. Они принадлежали к роду Унияров.

Главным и обязательным требованием к жителям общины была молитва, желательно 5 раз в день. Также запрет на употребление свинины. Было узаконено обрезание, а также элементы государственности. Все верующие распределялись по военным округам. Руководство осуществляли наместники, которые отвечали за внутренний порядок. Наместник назначал судью на своем участке. Такой судья назывался кади. И при наместнике был специальный чиновник, следивший за тем, чтоб справедливая доля военной добычи шла пророку. А за счет чего жили первые мусульмане? Они грабили караваны и считали, что делают благородное дело, потому что грабили нечестивых африканцев. 20% военной добычи отчисляются пророку. Позднее к такой добыче отчислялся налог, который составлял 2,5% от имущества мусульман. Он берется только с зажиточных мусульман. В самом Йасрибе были племена, которые приняли, не приняли ислам, а были и враги ислама. Дружественные племена, но не мусульмане, платили налог для защиты их от других племен. Он назывался джизья. А с остальными велась война за веру. И именно тогда была обоснована концепция священной войны против неверных – джихада.

Первые два года жители Йасриба безнаказанно грабили мекканские караваны но потом мекканцы стали активно сопротивляться. Мекканцы решили истребить мусульман. Отряд мусульман был 600 чел., а мекканцы собрали 950 рыцарей. В марте 624 произошла битва при Бадре. Мусульмане победили, и Моххамед воскликнул: «Не вы их убивали, но Аллах убивал». В 625 произошла битва при Ухолде, где 3-тысячное войско мекканцев победило. Войско мусульман было рассеяно, но не истреблено. 10-тысячнфый отряд мекканцев пошел к Йасрибу. Моххамед приказал вырыть ров на месте битвы, потому конница оказалась бесполезной. И 3 000 мусульман выиграли 10 000 мекканцев. Количество мусульман еще больше увеличилось.

Но Моххамед подождал, прежде чем брать Мекку. Он попробовал решить проблему миром, убедил многих представителей города, и в январе 630 Мохаммед вошел в город почти без боя. Йасриб получает статус города пророка и называется Медина, а Умма превратилась из мединской в медино-мекканскую. Впоследствии Мохаммед пробовал вести войска на Константинополь, но главной своей задачей он считал поход на Иерусалим. Мохаммед умер в 632, поход на Иерусалим прошел без него. Он не успел оставить завещания, был твердо убежден, что править должен достойнейший и выбранный самими мусульманами. Совет избрал Абу Бакра, который стал первым на земле халифом. И государство, которое впоследствии укрепилось и расширилось, получило название арабский халифат. Мохаммед имел статус пророка. В 632-661 последовательно правили родственники Мохаммеда, и это время вошло в историю как золотой век халифата. А сами халифы получили почетное звание праведных халифов (Абу Бакр, Омар, Осман, Али).

02.11

На эпоху их правления приходится самое активное расширение арабского халифата. Каковы их достижения?

Первым правил Абу Бакр, но правил он в 632-634 и умер в возрасте 60-ти лет. Всю свою сознательную жизнь он руководил молитвой. Существует термин имам. Это руководитель молитвы и священник. Таким имамом был Абу Бакр. По факту, Мохаммед назначил его своим преемником. В период его правления мусульмане собирали силы, готовились к завоевательным походам. Перед смертью Абу Бакр успел назначить преемника – Омара. Именно при нем были совершены активнейшие завоевания халифата: были завоеваны современные территории Сирии, Ирака, часть Ливии. И государство стало именно арабским. Управление Сирией Омар поручил своему ближайшему родственнику Муавии. Резиденцией его был нынешний Дамаск. В отместку за завоевательную политику Омар пользовался ненавистью покоренных народов, и в 644 он был смертельно ранен завоеванным христианином. Омар не смог назначить преемника, он назначил совет из 6 человек, которые выберут преемника. Совет выбрал Османа – «обладателя двух светочей», он был последовательно женат на двух дочерях Мохаммеда. И она правил в 644-656 гг. Умер он тоже не своей смертью, а был убит представителем враждебного рода хашемидов Али. Оман и Осман принадлежали к знатному роду Омейадов. Претензии на халифат высказывал Али, но его поддерживали не все. Мохаммед наказывал выбирать самого достойного по всем параметром, а таковым Али считали не все. В итоге, среди мусульман прошло подобие гражданской войны. Али правил в 656-661 годах.

В 661 году Али был убит. Убили его не Омейады. Буквально в том же году, опираясь на военную силу, Халифат захватил Муавия. И он основал первый династийный халифат. С 661 по 750 год арабский халифат обладал огромными территориями Омейадов. Что это была за территория? От стран Северной Африки до подступов к Афганистану, и на северо-западе мусульмане дошли до Пиренейского п-ова. В Испании мусульмане основали Кордовский эмират. Некоторое время они враждовали с христианами, потом юг полуострова был завоеван европейцами, но осталось много людей христианизированных, но состоявших с арабами в родстве. Это были мавры, внесшие большой вклад в развитие европейского искусства.

У Мохаммеда было трое дядей: Абуль Ахаб, Абуталип и Аббас. В 750-ом году в Иране поднимается восстание против Омейадов, которое провозгласило своим верховным правителем внука Аббаса. Тогда произошла смена династий, и к власти приходит халифат Аббасидов. Халифат Аббасидов формально просуществовал до 1258 г. Именно аббасит Гарун-аль-Рашид является главным героем сказок «1001 ночь». С 750 по 945 власть халифов была абсолютной, а в 945 халифат был покорен династией Вуидов. Они захватили Багдад и лишили халифа светской власти. С 945 халифы династии Аббасидов имеют только духовную власть. В 1258 году Багдад был взят и разграблен монголами, и тут халифу и его родственникам, а также всем, кто мог, пришлось бежать. Долгое время потомки Аббасидов жили Каире. Последний халиф из династии Аббасидов умер в 1517 во время взятия Каира турками-османами. Глава турок Селим очень хотел взять Каир, чтобы увидеть халифа, но последний умер то ли у него на руках, то ли от его рук, и с 1517 главами мусульманской церкви стали османский султан.

Османская империя просуществовала до 1922. По факту же, она была уничтожена после Первой мировой войны. А титул халифа османский султан сложил с себя в 1924. И с 1924 у мусльман-суннитов нет единого Халифа.
ТЕМА ВТОРАЯ. ИСТОЧНИКИ ИСЛАМА

Источники ислама в основном письменные. Большинство из них было создано после смерти Мохаммеда. С чем связана необходимость создания подобных документов. Арабский халифат к числу своих завоеваний добавил очень большие и самые разнообразные территории. И возник риск, что арабы могли потеряться под влиянием более развитых культур. В Иране, например, уже сложились интересные политические институты. НО! Воспринимать их надо было так, чтоб не потерять свою идентичность. Начинается кодификация исламского законодательства: норм морали, быта и т.п. Впервые такие попытки стал предпринимать именно Абу Бакр. Таким образом, впервые именно Омар предложил собрать воедино все записи, которые оставили сподвижники Мохаммеда. Именно из этих списков родился Коран. Слово Коран происходит от арабского «аль-Коран» - «чтение вслух и назидание». По факту, Коран – собрание божественных откровений, ниспосланных Мохаммеду. Коран состоит из 114 глав – сур. Слово «сура» означает «откровение». Расположение сур порождает целую науку по изучению Корана. Суры не одинаковы по размеру, они расположены в порядке убывания. Самая большая глава – вторая, а самые маленькие – 112, 113 и 114. Называются они подчас странно: вторая сура называется «корова». Посвящена она установлениям жизни мусульманина, истории, пророкам. Есть такое название «паук». Есть суры, названные в честь Аллаха «предостерегающий», «славный».

Каждая сура делится на стихи – аяты. В переводе аят означает «знамение». Коран написан в интересной форме – в форме рифмованной прозы. В самой длиной суре 286 аятов, а в самой короткой – три аята. В каждом аяте от одного до 68 слов, а всего в Коране больше 6 000 аятов. Это 2/3 Нового Завета. Если из Корана изъять все повторения, он станет намного меньше, но, с точки зрения веры, такие повторения обязательны для правильной передачи духа. Большая часть Корана – это полемика между Аллахом и противниками пророка.

Все суры Корана делятся на мекканские и мединские. В комментариях мы видим, какая глава какая. Мекканские суры делятся ну суры первого, второго и третьего периодов, и информация в них тоже отличается. Суры первого мекканского периода – красочные картины страшного суда. В них рассказывается о сотворении мира, о судьбе человека, об отношении к пророкам. Мекканские суры отличаются и по стилю, и по языковым особенностям.

Начинается Коран открывающей сурой, которая обязательная для всех. Если ее прочитаешь в присутствии двоих мусульман, станешь мусульманином сам. В Коране есть ведения, повествующие об истории иудейских и христианских народов: это и тора, и ВЗ. Но под влиянием Сатаны они были искажены и стали ересь.

Работа по составлению Корана была начата при Абу Бакре и закончена при Османе. К концу работы было 4 списка Корана, которые незначительно, но различались. В итоге Зайд приказал проверить все эти списки, и на их основе был создан единый список Корана, а все остальные уничтожены. Впрочем, все 4 версии сохранились в разных уголках мира. Один из них находится в Мекке внутри Коабы, другой в Медине (оба трогать нельзя). Третий находится в Каире, а 4 – в Ташкенте. Тот текст Корана, который сейчас был переведен на все языки, был составлен в IX веке. Именно тогда проихошли огласовки. Дело в том, что в арабском языке пишутся только согласные буквы. Гласные и ударения надо знать. Текст Корана надо не только читать, но и уметь декламировать. Для удобства запоминания весь Коран делится на 30 равных частей – джюзов. Каждый из них делитсмя на две части – хизб. Хизбов 60. И каждый хизб делится на 4 руба. То есть рубов 240.

Как Коран переводили на русский язык? Знакомство России с Кораном начинается в 18 в. Первый перевод был сделан в 1716 Павлом Постинковым, но был далек от истинного. Далее идут несколько переводов XVIII в., и в 1787 году Коран был издан в СПб. Этот перевод выдержал 5 изданий. В дальнейшем был сделан перевод в 1871 генералом Богуславским. Он был приставом при пленном Шамиле. Самый приемлемый для религиозных целей перевод был сделан Саблуковым в 1878 году. Он был учителем Чернышевского по Саратовской семинарии. И его перевод стал важным научным событием в России. И этот перевод издавался в 1894 и в 1906 гг. В советское время этот перевод стал библиографической редкостью.

В 1963 Илья Юрьевич Крачковский сделал перевод Корана. Он выполнил его как подстрочник. Это было новым словом в истории российской арабистики. Он перевел Коран как литературное произведение. И в 1996 Валерия Порохова осуществила перевод Корана в стихах. Для научного исследования он не годится вообще. Этот перевод критикуется российскими мусульманами, т.к. не отражает всего смысла арабского языка, так и учеными, т.к. искажает смысл ислама.

Чтобы читатель мог понять смысл отдельных моментов в Коарне, сделаны специальные комментарии тафсиры. Поскольку Мохаммед никаких тафсиров не оставил, комментарии дает переводчик. Мусульмане обращаются с Кораном с пиететом. Есть специальная комната для моления, где всегда тишина. При отсутствии комнаты Коран помещают обернутым в шелк на специальную полочку.

Как в Коране отражается история сотворения мира? История Вселенной сводится к творчеству Аллаха (в переводе «единый бог»). За 6 дней он устроил 7 небес, одно над другим. Аллах устроил небо так, что в нем нет ни одной щели. В нижних небесах он поставил светильники, чтоб отражать дьяволов. На землю он опустил лестницу, чтоб по ней могли спуститься ангелы. Если черти ей воспользуются, их сожрет пламень добра.

В отличие от христианского облика Аллах не имеет никаких физических очертаний, это абсолютный разум. Землю Аллах сотворил плотской. В Коране сказано, что Аллах сотворил все живое из воды. Человек состоит из двух противоположных природ – телесной и духовной. Телесная произошла из глины, а духовная – когда Аллах вдохнул человека от своего духа. На вопрос: «Зачем сотворены люди?» Аллах ответил: «Чтобы они мне поклонялись!». Аллах сотворил джинов из огня и ангелов из света. Самым презираемым джином являлся Иблис. Его история интересна. Он был одним из самых могущественных джинов, и за такую преданность Аллах превратил его в ангела. Но природа джина взяла свое, Иблис обратился ко злу и мечтал погубить человека. Его арабское название Аш-шайтан.

В исламе нет первородного греха женщины. Змей соблазнил мужчину и женщину, а Бог их простил, хотя и изгнал из рая. Имя женщины в Коране не упоминается. Лишь в XII веке появляется арабизированное слово Хава. Нечетко прописан рай. В нем было сытно, не было жары и холода, супруги не знали, что такое нагота. Супруги ездили по небесам на плечах ангелов, катались на крылатой лошади, одно крыло которой было из коралла, а другое – из жемчуга. Аллах, чтобы заставить верующих убедиться в существовании рая, воскресил умершего мусульманина, прожившего там сто лет, чтобы пророк Ибрагим с его помощью убедил свое окружение. В аду грешники будут среди самума и кипящей воды. Там нет ни прохлады, ни отрады. Между адом и раем нет преграды, и люди могут переговариваться.

Теория такова, что правильным языком, которым написана скрижаль, был арабский, а иудейский язык был искажением арабского. И еще большим искажением являлась Библия.

Прах, выбранный для сотворения человека, брался со всех концов Земли. Потому среди потомков Адама столько разных людей! Прах был замешан на воде, приобрел качество глины. Почему человек имеет именно такую форму? Она совершенная. И в течение сорока лет она сушилась на солнышке, мимо нее проходили ангелы и джины. Первые восхищались, а джины восхищались не все. Душа в начале не хотела входить в тело человека, но Аллах ее заставил. Почему человек, с точки зрения мусульман, – главнейшее звено эволюции? Ангелы и джины просто молящиеся, а человек – знающий.

Священное писание мусульман упоминает немногим 28 пророков. Эти пророки являются посланниками Бога. Пророки, дающие новые проповеди, называется расуль, а распространяющие их пророк – наби. Среди расулей был Моисей, а его брат Арон был наби. Первым пророком был Адам.

Иисус является одним из любимейших персонажей Корана. Его описание идентично описанию из Библии, но, по Корану, он не был сыном Аллаха и не воскресал. Аллах спас Иисуса, и последний в судный день победит зло и умрет. Мохаммед получил называние «печать пророков» – он завершил порочный цикл, он 28-ой. Вообще, мусульмане считают, что пророков было 124 000, но в Коране упоминаются только 28.

На самом деле, не все признаю официальную версию Корана. Кроме изречений Мохаммеда конспектировали каждый день его жизни и все его высказывания. Появляются хадисы – свидетельства. Это предания о пророке и его сподвижниках. Хадисы бывают нескольких видов:

  1. Прямая речь Аллаха, изложенная словами Мохаммеда – хадис кудси.

  2. Хадис сахих;

  3. Хадис сахан – на 100% достоверный хадис.

Сами хасисы являются частями сунны. Существует понятие: «Сунна пророка Мохаммеда». Сунна состоит из хадисов, из невысказанного одобрения и поступков пророка Мохаммеда. Особенностью хадисов является то, что они изначально передавались в устной форме. Сунниты признают определенные хадисы.

Сейчас сильно течение шиитов. Они признают только хадисы, которые происходят из Али или его сторонников. Они называют хадисы акбарами.

ОСНОВЫ ИСЛАМСКОЙ ВЕРЫ

Основы исламского вероучения делят на две части: основы веры (то, во что верит мусульманин) и догматы, или столпы веры (то, что мусульманин должен исполнять).

Вера по-арабски звучит «иман». Она должна соединяться с добродетелью «ихсан». Человек должен полностью поручить себя Аллаху, это поручение себя называется «ислам». В исламе вера и религия – не одно и то же. Иксан, иман и ислам порождают религию – дин. Каждый элемент состоит из нескольких состояний. Такая концепция установилась в IX веке, а до XI века шли установки догматов ислама.

В религии есть несколько основополагающих терминов.

  1. Вера в Аллаха: «Нет Бога, кроме Аллаха». Считается хорошим тоном в разговоре постоянно упоминать Аллаха и возвеличивать его. Составной частью веры является вера в духов и ангелов, поскольку это были первые разумные существа, созданные Бога. Это крылатые существа без пола. Они сотворены из света, это символ их безгрешности и чистоты. Вместе с тем ангелы не являются самыми совершенными существами, т.к. не наделены свободой воли, каковой наделен человек. Ангелов создали, чтоб они выполняли поручения божества и восхваляли Аллаха. Они должны помогать людям в моменты испытаний, поддерживать их и молиться за грешников. Если мы видим во сне то, что сбывается в жизни, значит ангел с нами повстречался. У ангелов есть своя иерархия: самые высокие ангелы – трононосители, есть ангелы могилы, которые допрашивают ангела в могиле сразу после погребения, есть ангелы, возглавляющие стражи ада и рая. Самым умным ангелом был Иблис, не захотевший поклоняться человеку, загордившийся и ставший Сатаной. Впоследствии его приравнивают к аш-Шайтану. Кроме ангелов есть и деманы – джины, созданные из огня. Огонь может согревать и уничтожать, потому джины есть добрые и злые. Во многих хронических сказаниях расскащывается, что проповедники убеждали джинов принять ислам.

  2. Вера в предвечность Корана. Тут нужно упомянуть об авторстве Корана. Мохаммед никогда не присваивал авторство Корана себе, он лишь читал свитки, приносившиеся ему архангелом Джебраилом. Автор Корана – Аллах.

  3. Вера в пророков. Пророки все время пытались донести до человека в веру в Бога. Но, поскольку язык этой передачи не был арабским, вера доносилась искаженно. У пророков есть свои задачи. Главная из них – освободить людей от веры в ложных богов, установить нормы морально справедливости и установить чисто юридическое законодательство. Впрочем, библейские пророки отличаются от исламских. Библейские пророки – обычные люди, которые грешат и ошибаются, а кронические пророки непогрешимы, их путь и жизнь идеальна. Пророком может стать только тот, кто родился в идеальной семье, кто никогда не болел и обладает хорошим характером. Пророки не грешат и проповедуют учение, отвечающее здравому смыслу. Шесть главных пророков: Адам, Ной, Авраам, Моисей, Иисус и Мохаммед. Пророками считаются Давид, Иаков, Иосиф и т.п. В Коране упоминаются имена доисламских аравийских пророков. Пророки обладают даром творить чудеса. Однако, Мохаммед не желал такой дешевой популярности и говорил, что главное чудо, доступное людям, – откровение Корана. Хадисы приписывают ему другие чудеса (например, Мохаммед расколол луну надвое). Первым библейским пророком был Адам. В Коране сказано, что каждый народ имел своего пророка и мог его признать, слушать или не слушать. Пророкам Аллах посылал архангела Джебраила, своего вестника. К Мохаммеду Джебраил приходил 24 000 раз, к Иисусу 10 000 раз, Моисею 400 раз, Аврааму 42 раза, Адаму 12 раз. Ислам не согласен с христианской передачей истины в откровении Иисуса. Его считают величайшим пророкам, предрекшим появление Мохаммед. Смерть Иисуса мусульмане считают недоказанной. Аллах спас Христа, перенес к себе. В Коране осуждается идея Троицы, мусульмане упрекают христиан в обожествлении Иисуса. Бог один, а все остальные – его приближенные и пророки.

  4. Вера в загробное воздаяние. Аллах –всесильный совершенный Бог, который создает идеальный мир. После изгнания из рая человек не может быть счастливым, потому что лдучшего места на Земле нет. Человевк должен стреимться попасть туда. Вообще, вера в рай базируютесчя на торех столпах: вера в душу, вера в рай и ад и вера в судный день, когда человека осудят и воздадут ему за его грехи.

Картина страшного суда такова. 40 дней с неба на землю будет литься живая вода, которая зальет ее на 12 локтей выше высочайших гор. По первом звуке трубы архангела разверзнутся горы, по второму звуку все люди воскреснут и отправляются к Иерусалиму на страшный суд. Собравшиеся, теснясь друг на друге в тысячу ярусов будут ждать бога 1 000 лет. Времени переосмыслить свою жизнь будет много. Ангелы принесут свои книги с записанными в них злыми и добрыми делами, эти книги взвесят, у тех, у кого добрых дел больше, допустят в рай. Верующие пройдут по тончайшему и острому как меч ножу, протянутому в рай над адом. Те, кто упал, будут гореть в аду. В качестве подсудимых будут выступать и животные, и джинны. Ад охраняет стража из ангелов, и муки ада представляются вечными только для не мусульман, а для грешников-мусульман они могут прекратиться через какое-то время.

Рай в исламе представляет собой уютный тенистый сад с многочисленными речками и прудами, многие из которых текут из вина, молока и вода. В раю растут плодовые деревья без шипов, райское дерево. Праведники в роскошной одежде возлежат на ложах с женами или с пышногрудыми существами женского пола. В Раю хранятся книги праведников.

  1. Вера в божественное предопределение. Каждый истинно верующий должен знать, что Аллах предопределил все события в мире. Но человеку дана свободная воля, Аллах знает, как человек может ей распорядиться. Еще Адаму Аллах говорил: «Я знаю все, что вы делаете и что вы думаете». В исламе нет ничего, что не зависело бы от воли Аллаха. Догмат о предопределении возлагается во многих стихах Корана. Вера в божественное предопределение на практике выражается в молитве к Аллаху перед началом любого дела. Важен вопрос, как соотносится воля Бога и воля человека. Человеку надо стараться жить.

Столпов ислама пять, они зарождаются в начале веры.

  1. Первый столп – это Аш-шахада: «Нет Бога кроме Аллаха, и Мохаммед его пророк». В этой концепции изложен тезис о единобожии. Именно эта формула отличала молитвенный строй мусульман от язычников и иноверцев. Молитва канонизируется и используется во всех обращениях к Аллаху. Она собирает людей на молитву, ей сопровождается рождение ребенка, венчание, и ее произносят, если человек умирает. Если эту фразу трижды произнести перед официальным лицом религии, вы становитесь мусульманином. Во время битвы Аш-шахада служила кличем для воинов, потому последних называли шахидами.

  2. Молитва, Ас-Салят (намаз, по-персидски). Намаз – это определенный ритуал, частые обращения к молитве укрепляют дух и характер верующих. Важно выполнять все движения во время молитвы. Молитва совершается минимум пять раз в день:

    1. На рассвете, до восхода солнца.

    2. В полдень, начиная с полудня до середины послеполуденного времени;

    3. От середины полудня до заката;

    4. Вечером (со времени после заката до наступления темноты);

    5. От темна до рассвета в любое время ночи.

Каноническая молитва состоит в произнесении аш-шахады и возвеличивании Аллаха. Весь порядок молитвы официально нигде не был зафиксирован, а сложился из записей тех, кто видел, как молится Мохаммед. От молитв освобождаются больные, но после выздоровления они должны возместить все пропущенные молитвы. Ракат – это цикл поз и телодвижений, которые меняются в установленном порядке и сопровождаются циклом установленных формул. Перед молитвой надо войти в состояние ритуальной чистоты. Мозаммед: «Чистота – половина веры». Есть обычное омовение: омывать чистой водой руки до локтей и лицо. Если вода недоступна, он может совершить чисто символическое омовение без воды. Во время молитвы тело мужчины должно быть покрыто одеждой, а женщины могут открыть руки и тело. Порядок совершения молитвы таков: после моления молящийся, не надевая обуви, становится лицом к Мекке, опустив руки вдоль тела. Молитва может совершаться индивидуально или коллективно в любом месте. В пятницу полуденную молитву рекомендовано совершать в мечети. Пятничная молитва является самой важной для мусульман (салят-ал-Джума).

Если верующего молитва застала на улице, даже там можно молиться. Молитва не содержит никакой просьбы. Молятся за умерших, молиться за несостоятельного додлжникам или за самоубийцу необязательно. Время молитвы в мусульманских странах узнается просто: с минаретов муэдзины произносят азан – призыв к молитве.

  1. Кост (или ас-саум – от арабского «поститься»). Он проводится для всех совершеннолетних мусульман в течение 9 месяца мусульман рамадан. В этом месяце пророк получил первое откровение Корана. Пост имеет кардинальные отличия от поста, предусмотренного в других религиях, и состоит в полном воздержании от пищи и воды. Единственное послабление – можно есть тогда, когда темно. При свете солнца, в сумерках и на заре есть нельзя. Нужно воздерживаться от интимных отношений, сквернословий и посвящать себя только работе. От поста освобождаются больные, те, кто находится в плену, кто не может отвечать за свои поступки, старики, беременные и кормящие мамы и те, кому пост может повредить. Те, кто освобожден от поста временно, должны его совершить потом в любое время до следующего рамадана. Лунный календарь на 11 дней короче, чем солнечный. Ученые посчитали, что лунные и солнечные календари совпадут через 20 500 лет. Конец поста знаменуется праздником Ураза-байрам. Еще есть праздник Курбан-байрам. В мусульманских странах за соблюдением рамаданского поста следит полиция нравов.

  2. Аз-Закят. Выплата налогов в пользу бедных. Размер этого налога устанавливается произвольно, но это не меньше 10% от суммы имущества. Им человек должен владеть весь год, оно должно быть приобретено в собственность, и минимальный эквивалент по цене – 80 г. золота. Бедные этот налог не платят. Через аз-закят человек очищается, благотворительность в исламе поощряется, но расточительность не поощряется. Налог взимается с каждого члена семьи и взимается в течение праздника Ураза-байрам. Кроме закята существует практика добровольных пожертвований (саадака), ограниченных суммой и временем. Состоятельные люди могут пожертвовать землю или какое-то строение в пользу религиозного учреждения, такое пожертвование будет называться Вакуф. Религиозными учреждениями считаются исламские школы. Вакуфы в пользу школ – это земли, дома. С этой собственности религиозные учреждения не платят налог никакому государству.

  3. Поломничество в Мекку (аль-хадж). Это одна из главных обязанностей любого мусульманина. Посещение Мекки и Медины – священных городов ислама – происходит в суль-хидж, 12 месяц исламского года. В Мекку можно приехать в любое время года, и называться оно будет малое паломничество – умра. Хадж длится несколько дней, и главной святыней считается Коаба – темное здание кубической формы. Находится оно в центре мекканской мечети, и именно туда обращены взоры мекканской мечети.

30.11

НАПРАВЛЕНИЯ И ТЕЧЕНИЯ В ИСЛАМЕ

Ислам дал миру новые государства, ими должен был кто-то управлять. А о сущности государства и передаче власти ни Мохаммед, ни Аллах ничего не сказали. Вопрос об этом с стал главной причиной расколов в исламском мире. Теперь в исламе масса духовных направлений. Сам пророк предсказывал, что после его смерти будет 73 секты, и только одна попадет в ад. Это явилось оправданием для сектантства в исламе. Давайте сравним расколы в христианстве и в исламе.

В христианстве главным носителем веры является церковь, в исламе единой церкви нет. Носителями веры являются факихи – знатоки религиозных наук. В результате, расколы возникали именно между ними. Все стихи Корана можно толковать по-разному. Не было систематизированного исламского богословия. Для всех мусульман нет единых критериев того или иного положения.

Уже через 30 лет после смерти Мохаммеда исламская община раскололась на три неравные части: сунниты, шииты и хариджиты. Наиболее многочисленны сунниты. Полное их название: люди Сунны и согласия. Основные их принципы следующие – они не признают посредничества между людьми и Аллахом, единственным посредником был пророк. Сунниты считают, что именно они следуют истинным учениям Мохаммеда и спасутся в конце света. У суннитов нет свода догматов: они акцентируют внимание на следование сунне и на выбор халифа. Действительно всенародных выборов нет, выбирал узкий круг людей. Сунниты признают только первых четырех халифов, шесть канонических сводов Корана, а также 4 суннитских масхаба (маликитский, шафиитский, ханбонитский).

Но сунниты сами не горели желанием выделиться. Они оформили свое каноническое противостояние шиизму, который стал активен на рубеже IX-X вв. Они не представляли единого конгломерата верующих. Каждый суннит-священник мог претендовать на праведность своего учения. Лишь под угрозой от шиизма сунниты оформили свою веру и выделились. Самыми строгими защитниками правоверия выступили ханболиты. Суннизм имеет сегодня несколько течений внутри себя, которые угрожают остальным людям, не мусульманам:

  1. Ваххабизм, ваххабиты. Ваххабизм основан на ханбонитском масхабе. Цель ваххабитов – очистить ислам от вредоносных частей политеизма. Появление ваххабизма связано с тем, что люди стали обожествлять природные явления и людей. Для ваххабитов это было неприемлемо, для них главное – хадисы пророка. Сопутствующими явлениями веры ваххабиты считали отказ от роскоши, от всего, что напоминает о многобожии. К примеру, в качестве украшения воспринимался минарет. Также нельзя упоминать в молитвах других пророков. Запрещено было жечь табак, употреблять обидные слова и брить бороды. Основатель ваххабизма Абдул-Маххаб считал, что главных целей у ваххабизма две: очищение ислама от политеистических наслоений и джихад. Ваххабизму на ранних этапах существования был свойственен крайний фанатизм. Например, ваххабиты были против любых гробниц, в начале XIX века они захватили Мекку, разрушили ряд священных мест, даже осквернили могилу пророка. Ваххабиты сильно набрали вес в ХХ в., в частности на Северном Кавказе и в Индии, среди индийских мусульман. Сунниты в отдельных странах составляют 90% населения. Только в Иране и в Ираке большинство населения – шииты.

  2. Слово «шиит» происходит от арабского аш-ши’а – «присоединяться к чему-либо», в грубом переводе «партия». По факту, шииты появились как политическая партия, а не как религиозное течение. Образовались шииты при жизни Али, они отказались присягать Абу Бакру. Шииты утверждали, что истинная власть должна быть по линии кровных наследников Мохаммеда. Именно Али в браке с последней дочерью Мохаммеда Фатимой дал ему потомков мужского пола – Хасана и Хусейна. Шииты считали, что именно они могут стать родственниками Мохаммеда, только через них передается божественная благодать. По факту, шииты не присягнули Абу Бакру, но в последствии выступали против последующих двух халифов – Хомара и Османа. Шииты со временем теряли поддержку, т.к. суннитский ислам ширился. Но под шиитскими лозунгами шли восстания, направленные на улучшение жизни. В средние века шииты распадаются на крайних и умеренных, от них снова отпочковываются ответвления, но все они едины под лозунгом верности Али. Они хранят верность 12 имамам:

    1. Мохаммед,

    2. Али,

    3. Последний пророк жил в XII веке, его тоже зовут Мохаммед, он исчез при загадочных обстоятельствах. Он путешествовал со своей свитой и удалился в пещеру в Ираке в местности Самарра. Его долгое время не было, свита направилась его искать, но не нашла пророка ни живым, ни мертвым, и следов возможных убийц не нашли. Появилась версия, что он стал невидимым, скрылся от глаз, но до сих пор присутствует среди людей и будет ходить до скончания времен.

Шииты – носители идеи махди, мессии, который придет в конце времен и заступится за людей. Шииты не признают толкования хадисов, которые признают сунниты, т.к. из них было изъято главное – упоминание об Али и его праве на престол. Они добавляют к Корану 115-ую суру, в которой указывается, что Мохаммед – товарищ Али. Они признают формулу: «Нет бога кроме Аллаха, Мохаммед его пророк, а Али – его товарищ». Шиизм оказал влияние на политические движения в странах востока: в Йемене, Иордании, Бахрейне.

На самом деле, шииты в смысле приверженности основ ислама гораздо более ортодоксальны, чем сунниты. Они считают, что праведна лишь та сунна, которая была составлена при жизни пророка. Большинство текстов шиитских хадисов (они называют ахбары) совпадают, но у них присутствуют некоторые другие тексты, а также по цепочке передачи они разнятся.

Единственное правовое отличие суннитов от шиитов в том, что шииты признают временный брак. Сунниты отменили этот обычай при Хамаре. У шиитов есть идея искупления чужих грехов через собственные страдания. Смерть имама обязательно должна быть мученической.

Главные святыне шиитов – города Куфа, Неджеф и Кербела. Куфа – первый мусульманский центр в Ираке. Именно здесь был отравлен и убит халиф Али. Здесь предание говорит о том, что он умер от отравленного меча и завещал казнить убийцу, а свое мертвое тело привязать к коню и пустить его по пустыне – где конь остановится, там и будет могила Али. На месте могилы возник красивый город Меджеф. Могила Али – одновременно и усыпальница, и мечеть. Тут находится и хранилище, куда приносят свои подарки Али паломники.

В 80-ти километрах от Неджефа находится Кербела, это главный центр духовного образования шиитов. Также у них существует траурная декада Ашура. В каждый из этих жней происходила смерть одного из имамов шиизма, потому всю декаду проходят траурные митинги и плач. Для шиитов главными цветами в одежде являются красный, зеленый и черный. Черный – знак траура, красный – символ дани красному флагу, под которым сражался отряд Хусейна, зеленый цвет – цвет ислама.

Шиизм делится на множество течений. Одно из главных – исмаелиты. Это течение возникло в VIII веке во время правления шестого имама шиитов. У имама Джафара в живых осталось два сына: Исмаил и Мусса. В 762 году Исмаил умер, еще при жизни отца. По идее, Джафар должен был передать власть Мусе. Но сторонники Исмаила объявили, что престол должен перейти к внуку Джафара – Мохаммеду. Их и назвали исмаелитами. Остальных называли имаматами. То есть, шииты раскололись на имамитов и исмаелитов. Исмаелиты продолжали раскалываться. Раскол произошел быстро. После кончины Мохаммеда одни исмаелиты посчитали, что на этом святые имамы кончились, и надо ждать прихода Мессии. Эти люди стали называть себя крматами. Были и другие, те, кто продолжил отсчет святых имамов после смерти Мохаммеда. Их было меньшинство, они бежали от преследований в Сирию и провозгласили это направление скрытыми имамами.

В начале Х века в Египте к власти пришла Исмаелинская династия фатимидов. В 1094 году они раскололись на низхаритов и мусалитов. Последние стали крупнейшим ответвлением

Течение имамитов было единым и господствовало на территории Ирана. На сегодня имамизм – официальная концепция Ирана, где 80% населения – шииты-имамиты.

Хариджиты (в переводе «ушедшие»). В 656 году, когда скончался праведный халиф Осман, на пост халифов претендуют Али и Муавия, который управлял Сирией. Между ними разгорелась война, в ходе которой против Али выступала Аиша, жена Мохаммеда. Сторонники Муавии потерпели поражение, но, когда сторонники Али хотели их добить, сторонники Муавии подняли на копья свитки Корана. Али пошел на переговоры, и от него ушли хариджиты – самые радикальные его сторонники, а также Муавия сохранил за собой Сирию.

Есть еще интересное направление ислама – суфизм. Суфии – это люди в белокрасных костюмчиках, в длинных шапках, они кружатся, поют песни. Суфии – сторонники мистического восприятия ислама. Их задача – духовное очищение для общения с богом. Отличительная черта Суфиеф – их приверженность простой одежде. Слово суф в переводе означает «шерсть». Первые суфии сидели в грубой одежде у мечетей и неустанно молились. Это аскеты, люди, которые идут по пути отказа от мирской суеты, строго следуют сунне. Впоследствии суфии демонстративно отказывались от всех благ жизни, противостояли ортодоксальному исламу. Взаимное призвание суфизма и суннизма происходит в XI веке.

Суфийские братства называются тарика. Принцип передачи знания от учителя к ученику. Дипломом суфийского образования считалось вручение красно-белого рубища от учителя к ученику. Внутренняя организация суффийских братств строго организована. Во-первых, нужно следовать правилам шариата; во-вторых, надо выбрать духовного наставника и пройти строгий курс духовного послушания; и, наконец, достижение истины, когда не хочется ничего, кроме как раствориться в Боге. У суфиев есть свои святые, могилам которых поклоняются. Суфии с пиететом относятся к чудесам: к хождению по воде, левитации.

На сегодня в исламе три основных течения: суфизм, суннизм и шаизм.

07.12

Ваххабизм и салафизм – это синонимы, представители этих течений ратуют за возвращение к раннему исламу.

ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНИ МУСУЛЬМАН

Мусульмане основным кодексом своей жизни считают шариат. в исламско-правовом отношении он регулирует все стороны жизни мусульман: финансовые, брачные вопросы, вплоть до правил приема пищи и ношения одежды.

Знакомиться с женщинами на улицах нельзя, Если парень познакомится с женщиной, это будет считаться оскорблением семьи. Знакомство между мужчиной и женщиной в исламе может быть только по воле ее опекунов. Иначе никак. В исламе дом мужчины разделен на две части: саляль и харам, соответственно разрешенная половина и запретная. Женщина живет в запретной части.

В исламе женщины должны закрывать свои лица. Впрочем, есть исключения. Например, Иран – демократическая страна, там кисти рук и лица женщин открыты, женщины участвуют в выборах и учатся в университетах. А в Саудовской Аравии и в Египте такого нет. Там лица женщин закрыты покрывалами. Это может быть паранджа, чадра, никаб (черное покрывало с прорезями для глаз). Если женщина идет вообще без головного убора, это будет расценено как оскорбление. Кроме того, женщина не должна выходить одна: либо в сопровождении старшей подруги, либо в сопровождении мужа.

Понятия «одинокая женщина» в арабских странах нет. Женщины живут либо с родственниками, либо в семьях мужей. В мечети женщины молятся в отдельном помещении. В некоторых странах женщины вообще не допускаются в мечеть, чтоб не отвлекать мужчин. Если вы являетесь другом мусульманина, ни в коем случае нельзя спрашивать его о здоровье и жизни жены – это повод для ревности. С какой стати я интересуюсь женой другого человека? Женщина-мусульманка в идеале не должна выходить замуж за немусульманина. Мужчина-мусульманин напротив свободно может жениться на немусульманке.

В Коране говорится, что недопустимо изображать то, чему не можешь дать жизнь (зверей, здания, тем более людей). Жизнь может дать только Аллах. Потому кино, театр и любые развлечения были запрещены вплоть до 1950-х гг. После этого времени ситуация изменилась. Чтобы разрешить кино, в Иране издали специальный указ, дозволяющий ходить в кино.

Следующий раздел касается воровства. Если человек украл в первый раз, то, в зависимости от размера, отсекается 4 пальца правой руки. За второе воровство отсекают левую ступню до половины, за третье воровство заключают в тюрьму до конца дней, а, если и там что-нибудь украдешь, убивают. Самым серьезным преступлением считается госаб – лишение обманом права собственности другого лица, то есть мошенничество.

В первые годы исламские строгости были распространены. Запреты на развлечения и музыку строго блюлись. К примеру, один певец оказался в компании халифов, те попросили его спеть, чтоб расслабиться. Певец спел, его похвалили и отрубили ему голову. В Средние века в арабских странах музыка была популярна, хотя иногда на музыкантов объявлялись гонения. Жила певица Азиза, она хорошо пела, но ее объявили в колдовстве и хотели казнить. Но за Азизу вступился племянник халифа. В современном арабском мире музыка не греховна, но в тайне люди искусства порицаются.

Сложно обстоит дело с запретами в области естественных наук и медицины. В арабском мире неплохая медицина, но некоторые запреты до сих пор существуют. Например, нельзя проводить вскрытия, с трупами вообще нельзя контактировать, похоронить их надо в тот же день. В идеале, разделение полов соблюдается везде: мужчин лечат мужчины, а женщин – женщины. Если доктора-мужчины нет, а женщина заболела, то желательно ограничиться визуальным осмотром. Но это в идеале, на практике такое применяется не везде.

Арабы – неплохие ученые. Авиценна, например. Кстати, а почему арабские цифры называются арабскими? Их придумали индийцы, но общедоступными сделали арабы.

Но лучше и подробнее всего шариат регламентирует финансовые вопросы и вопросы торговли. Основным занятием первых мусульман была торговля. Существует несколько правил торговли. Как правило, хозяева товара любят торговаться. Так во всех восточных странах. Если я не торговался, я не достоин скидки и уважения. Одно из правил торговли – никогда не проявлять к покупателям суровости. Нельзя насильственно привлекать к торговой сделке. За этим следит полиция нравов, но на сторону иностранцев она не встанет. В торговом деле нельзя шутить: если вы ударили по рукам в сделке, нельзя шутить, надо платить сполна. Если сделка крупная, скорее всего, будет заключен договор. Нельзя производить сделки с несовершеннолетними или умолишенными. Опекуны ребенка должны сами прийти и совершить покупку. И, конечно, нельзя выделять немусульман в торговле.

Отменить сделку можно только при условии некоторых обстоятельств. Например, если товар недоброкачественный, или, если он принадлежит не только продавцу, но еще и кому-то другому, и тот второй не согласен на сделку. Или если отсрочка вручения товара превышает указанную.

Если товар подменен, я тоже могу вернуть деньги и отказаться от товара. Еще важно, чтобы покупатель и продавец не покидали место сделки. Сказать: «Отложите мне, пожалуйста, товар» – нельзя.

Погребальный обряд прост. Он состоит из ритуального трехкратного омовения. Сначала омывают водой с кедровым порошком, потом водой с камфарой, а потом чистой водой. Потом человека оборачивают в саван и хоронят. В идеале на этом месте нужно ставить знаки, и мусульманские кладбища очень роскошны. Самая известная мусульманская гробница – Тадж-Махал. Впрочем, ваххабиты сильно протестуют против могил. В раннем исламе нельзя было строить могилы, это харам.

Есть запреты, касающиеся приема пищи и поведения за столом. Например, нельзя дуть на еду и питье. Нельзя с шумом выпивать воду. Хлеб только ломают и не режут ножом. В идеале едят руками. Нельзя обгладывать кости. Нельзя снимать кожуру с тех фруктов, которые можно есть с ней. Прелюбодеяние карается с обеих сторон: мужчине и женщине за первый раз полагается 100 палочных ударов, за второй раз – 200, за третий раз – 300. Гомосексуализм запрещен.

В исламе существует концепция вторичности женщины по сравнению с мужчинами. Она основана на экономических выводах. Женщина зависит от мужчины во всем. Коран: «Мужья стоят над женами, потому что Аллах дал одним преимущество над другими». Такое положение восходит к раннему исламу, т.к. среди кочевников мужчина занимался выпасом и разведением скота, а женщина – заменяемый кадр, ведший хозяйство. Коран открыто говорит о том, что непокорных женщин нужно кидать на ложа и бить. Мохаммед говорил: «Обращайтесь с женщинами хорошо, т.к. они как бы ваши пленницы. Они не имеют воли во всем, что их касается». Мусульманин должен быть покорным богу, а мусульманка – своему мужу. В светских мусульманских странах женщины-ученые и женщины-политики – большая редкость. Рождение мальчика в мусульманских семьях приветствуется, а рождение девочки – оплакивается. У некоторых арабских народов был обычай умерщвлять новорожденных девочек, Коран это запретил. При распределении имущества женщинам всегда достается вдвое меньше, чем мужчинам. Обычай полигинии (многоженства) привел к интересному эффекту – к большому увеличению мужского населения. Хотя в средние века было опасно иметь несколько сыновей, они могли подраться из-за наследства.

Конечно, полигия поощрялась Кораном. Коран позволял жениться на 4-рех женах, а наложниц иметь неограниченное количество. Турецкие халифы вообще не женились на своих женах, считая это ниже своего достоинства.

Современные страны ислама воспитываются в духе ранней общины. Сейчас женщины сами отказываются от завоеваний демократии: в Египте женщины сами стали носить чадру.

ИСЛАМСКИЙ ФУНДАМЕНТАЛИЗМ

Фундаментализм – это возвращение к основам. Изначально это возвращение к первородным исламским ценностям, забытым под влиянием Запада. Оно появилось в конце 1970-ых гг. Чаще всего фундаменталисты призывают к джихаду мечта, к фундаментализму истинной веры. Джихад может быть направлен против немусульманских меньшинств. В Иране главенствует шиитский фундаментализм. В Иране существует концепция фундаментализма, вошедшая в конституцию республики: «Власть мусульманских правоведов». Иран – это республика, в ней раз в 4 года идут выборы. Концепция «власть мусульманских правоведов» говорит, что народ не может знать без божественного проведения знать, какие кандидаты хорошие, какие плохие. Потому Айят Алла выбирает хороших кандидатов. Потому, кстати, на последних выборах были отсеяны кандидаты от прагматического крыла, которые выступали за либерализацию.

Что касается суннитского фундаментализма, он зародился в конце 1920-х гг. Зарождение его связано с организацией «Братьев мусульман». Это основой фактор дестабилизации политической жизни на Востоке. Эта организация была создана в 1928 человеком по имени Хасан аль-Банна. В 1924 в Турции был отменен халифат. Турецкий халиф был руководителем всех правоверных, когда отменили халифат, каждый мусульманин мог выдвинуться на эту должность. Хасан аль-Банна был одним из первых. Его лозунг: «Аллах – наш идеал, Коран – наша конституция, халиф – наш вождь». Халифом ислама он провозгласил себя в 1948, а с 1928 начинается распространение организации. Они открывали филиалы в разных странах, набирали сторонников, и с 1948 начинают участвовать в политике.

Организация хотела захватить власть в Египте. В 1948 для этой цели «Братья мусульмане» объединились с коммунистами. Но переворот не состоялся, и по приказу египетского короля Хасан аль-Банна был казнен, а община раскололась на 3 части. Каждая из них называла себя «Братья мусульмане». В 1952 в Египте произошла революция, в результате которой к власти пришел Насер. Он был светским человеком, выступал за развитие социализма, хотя был против коммунистов. И в 1954 он своим указом вообще запретил «Братьев мусульман», потому они перенесли свой центр в Сирию. В 1980 году «Братья мусульмане» были запрещены и там, потому египетское отделение переехало в Швейцарию, а сирийское – в Германии.

Структура «Братьев мусульман» – эталон для фундаменталистов. Всего 4 степени посвящения в это братство. Самая простая – общая. На этой ступени член организации называется «брат-помощник». Он заполняет анкету и платит членский взнос Обладатель второй ступени обязан посещать собрания братьев, участвовать в массовках и читать специальную литературу. Его называют «Брат, принадлежащий к организации». Третья ступень – «Активный брат». Каждый обладатель еженедельно участвует в собраниях, должен получать не менее 40 хадисов, заниматься физической подготовкой. Обладатели 4 сатупени (муджахиды, моджахедами) посвящаются в планы руководства, исполняют их, но не должны рассуждать. Нельзя путать их с муджтахидами – это ученый, который занимается наукой и имеет право толковать Коран. На четвертом этапе уже нельзя покидать организацию. В некоторых организациях девушка может быть моджахедом, в некоторых – нет. После казни Хасана аль-Банны единого лидера нет. На этот пост претендуют главы разных отделений. Египетские братья-мусльмане убили египетского президента в 1980, потому что он пытался заключить мир с Израилем.

На сегодня братья-мусульмане – важный фактор политической жизни во всех странах востока. Вывод: фундаментализм невозможно искоренить репрессиями.

ИСТОРИЯ ИСЛАМА В РОССИИ

Первые мусульмане, появившиеся в России, а- это купцы из Халифата времен аббасидов. В основном, это были визиты по поводу торговли. В российских городах находили арабские золотые монеты – динары. Ислам пришел в Россию даже раньше, чем христианство. Известно, что в Дагестане уже в VIII веке была построена первая мечеть. И порядка 1 000 лет в России существовали отдельные мусульманские государства. Татары и монголы изначально мусульманами не были, они приняли ислам гораздо позже. Их исламский период начинается с 1320-ых гг. Мусульманские государства стали находиться в зависимости от Руси, начиная с Ивана III.

Начать стоит с Х века, когда Владимир Святой крестил Русь. «Веселье Руси есть питии, не можем без него житии» - это фраза, сказанная Владимиру его послами. Одним из первых государств на Руси, принявших ислам, была Волжская Булгария. Формальнот она существовала в 922-1241 гг. В 922 году правитель Волжской Булгарии принял имя хан Алмуш и обратил свою страну в Ислам. В 2141 году Волжскую Булгарию захватили татары, которые не были мусульманами тогда.

В 1312 году Золотая Орда принимает ислам. Эта страна охватывала значительные территории от нынешней Сибири до Черного моря. Впоследствии она распалась на несколько улусов: Узбекский улус (часть Казахстана, Узбекистана и Западная Сибирь), Семиречье (в Казахстане) и Чагатайский улус. Узбекский и Чагатайский улус складывались на еще в период разложения Золотой орды. В 1430 Золотая Орда распалась на Большую и Нагайскую Орды.

В Средние века существовал ряд государств: Казанское ханство (существовало в 1438-1552), Астраханское ханство (существовало в 1459-1556), Сибирское ханство (существовало XV-XVI), Нагайская Орда, Крымское ханство (существовало 1443-1783). Большая орда претендовало на сюзеренитет над Русь, но после 1480 года она уже не претендовала на господство. С XV века начинаются попытки русских князей установить контроль над Казанским ханством. Иван Грозный покорил Казанское и Астраханское ханства.

Становление ислама в Поволжье начинается с создания тюркских государств: хазарский каганат и волжско-камская Булгария. В 737 хан арабский хан разбил Хазарию и потребовал от хазар принять ислам. В Хазарию прибыли два вакиха, которые и обратили это государство в ислам. Впрочем, хазары не любили арабов и в противовес им приняли иудаизм.

Волжско-камская Булгария включает территорию Татарстана, Ульяновской и Самарской областей. Булгария первоначально покланялась языческим богам. Но булгары знали о суннитском исламе. В начале Х века в Булагрии уже были мечети, исламские кладбища. Хан Алуш был знаком с исламом и вступил в союз с арабским халифатом. Он послал в халифат посла, который попросил прислать в Булгарию учителя ислама. Халиф в 922 году прислал в Булгарию. Вакиха, Алуш поселил его в своей летней резиденции, туда же созвал своих князей и потребовал, чтоб они приняли ислам. В 922 году Булгария стала исламской страной.

С того времени начинается расцвет Бугларии. Бурно растут города, строятся многочисленные мечети, создаются произведения искусства, литературы. Но с середины 13 века очень многое было потеряно. В частности, столица, город Виляр, была разрушена. Впрочем, другие религиозные центры были созхранены и интегрировались в Орду. Столицей волжской Булгарии стал Великий Булгар, который просуществовал до 1431.

После принятия ислама тюркские народы получили не только этническую, но и религиозную идентичность. Золотоордынские ханы вели себя по отношению к исламским правителям спокойно. Под защитой татар булгарское царство развивалось, и именно в эту эпоху Булгар достиг наибольшего расцвета. И, соответственно, именно в мирном сосуществовании булгар и тюрок играла большую роль этническая близость. Именно благодаря влиянию волжской Булгарии полководцы Золотой Орды принимают ислам. Монгольские ханы были веротерпимы.

Внешнеполитические обстоятельства заставили Золотую орду в 1312 принять ислам. Они заключили союз с правителями Египта. В дальнейшем в Золотоордынских городах начинается крупное строительство мечетей. Приглашаются мастера из Египта. Крупнейшим центром исламского востока является Сарай Берке. Это узбекский улус, там много соборных и квартальных мечетей. Археологи оценивают слой сарайского городища в несколько раз мощнее, чем в Булгарии. В медресе (исламскую школу) приглашают исламских учителей. На базе булгар и отчасти монгол формируется татарский этнос.

Антагонизма между исламом и православием не было. В 1261 году в Сарай-Берке при согласии золотоордынских ханов была учреждена сарайская православная епископия. Ханы Орды оказывали значительную помощь русским князьям в войне с польским королем Казимиром. Столкновения на религиозной почве возникают после Куликовской битвы. И в этих условиях, Когда золотая орда слабела, а Московия росла, начинается борьба двух этносов за гегемонию на Русской равнине. Из всех городов восточной Европы Казань уступала по численности лишь Москве, Новгороду и Вильно. В Казанском кремле было 5 больших соборных мечетей, здесь же находилась главная медресе (ее ученики были в числе самых стойких защитников во время штурма Ивана IV). Именно в Казанский период развития ислама начинается его распространение среди финских народов. Казанские ханы отличались большой веротерпимостью. Взятие Казани нанесло непоправимый ущерб исламу. В Казани и в округе были снесены все мечети и медресе, изгонялись все жители-мусульмане. Появляется новая Казань, заселяемая новыми людьми, христианами. Однако, Иван Грозный сделал важную вещь – он не уничтожил священнослужителей. Их задача – увеличивать паству, потому они продолжали проповедовать среди жителей Сибири. Таким образом, складываются серьезные слои мусульман в омской, тюменской, томской областях. А в Казани начинается христианизация края. Выделяется Казанская епархия во главе с архиепископом Гурием. Были факты когда христианские священники прибегали к диспутам, куда приглашали и мусульман.

В 1593 был обнародован указ царя Федора о сносе мечетей присоединенных к Руси областей. Но эти акции не имели тотального характера, ислам не выжигался на Руси. Были и факты веротерпимости: некоторые мусульманские правители, не меняя веры, присягали московским князьям.

Вместе со службой дворяне-мусульмане получали землю. Те, кто получал ее, не меняя веры, объединялись в целях защиты своей веры.

16 век был тяжелым временем для ислама в России. Но уже в конце 17 век4а в Росси начинают строиться новые мечети, в основном там, куда переселяли казанских татар. В дальнейшем Русь и Российская империя вела себя к мусульманам покровительственно, и отношения равноправия не было. Чтоб мусульманская знать не усиливалась, против нее принимались политические и экономические меры.

В 1628 году служилым мусульманам было запрещено иметь православных слуг. В 1713 аннулировались права татар-князей владеть землями без принятия православия. Тем же, кто принял христианства, сокращались налоги и рекрутские подати. Однако при Петре делаются первые попытки изучения ислама. В 1716 году впервые осуществляется перевод Корана на русский язык. В XVIII веке начинается противостояние Руси и Османской империи, потому, чтоб знать врага в лицо, и делается перевод,

В 1731 в Казанской губернии была учреждена комиссия для крещения казанских и нижегородских горожан и других новгородцев. В 1736 запрещалось строительство новых мечетей в Башкирии, потому эта контора получила полномочия насильственного характера и принуждения.

В пределах казанской губернии за время функционирования этой конторы из 536 мечетей было разрушено 418. Осталось лишь чуть больше ста мечетей, и лишь в деревнях. При Екатерине II ислам почти не притеснялся, лона ему покровительствовала. В 1762 вышел ее указ о терпимости всех вероисповеданий, т.е. о веротерпимости. По факту, он означал две важные вещи:

1) Конец принудительной христианизации;

2) Снятие запрета на строительство мечетей.

В 1766 Екатерина побывала в Казани, после чего дала разрешение купцам Юнусовым на строительство в городе каменной мечети. К 1771 мечеть была достроена. Вслед за ней была выстроена друга, Опанаевская мечеть в стиле европейского барокко. Наиболее значительным памятником мусульманского искусства является мечеть в Караван-Сарае в Оренбурге. Она была построена в середине XIX века.

Благодаря таким мерам количество подданных России мусульман Увеличилось. При Екатерине II к Руси был присоединен Крым. По положению о присоединении, Екатерина II обязывалась защищать храмы и природную веру Крыма. Начинается тот процесс, который был прерван при Петре.

В 1784 татарским мурзам предоставляются права русского дворянства, в т.ч. права владения населенными имениями. Были также даны льготы мусульманским купцам, которые вели торговлю с мусульманскими странами. В Уфе в 1782 году был учрежден муфтият – объединение муфтиев. Таким образом, мусульманские священники заявляют о себе как об отдельном сословии и получают собственную конфессиональную организацию. Было создано Оренбургское магометанское духовное собрание с пребыванием в Уфе. Ему были починены все мусульманские приходы в России за исключением Крыма. Там было создано Таврическое управление Крымских татар.

По факту, мусульманская община в России получила организацию, аналогичную церковнойц. Хотя в исламе церковь как организационная структура отсутствует.

В ХХ веке муслуьмане набрали большой вес, император даже опасался их. После февральскойц революции мусульмане воодушевились. Они собрали съезд, избрали единого для России муфтия, политические органы руководства. А после прихода советской власти все мусульманские духовные объединения были закрыты.
Из всех народов Кавказа первыми ислам приняли народы Дагестана. Арабы хватили Дербент, и из него проходила вся борьба за веру. Потом ислам приняли аварцы, лизгины. Настоящая исламизация связана с османской империей и ее вассалами. В основном Мурат IV отдавал такие приказы Тюркские народы западного Кавказа принимают ислам в XI в. Окончательно ислам утвердился в XIX веке во время Кавказской войны.

В 1889 году было отправлено ходатайство перед Военным министром об устроении религиозных дел кавказской и кубанской областей, но было отказано. Только в декабре 1913 был учрежден Кавказский муфтият. Официально российские власти так и не признали духовное объединение кавказских мусульман. В середине 1920-ых гг. на Кавказе подавляется исламская культура. Закрываются медресе. Во всех областях СССР во время ВОВ была почти устранена дискриминация по этническому признаку.

В 1990-ые годы ислам выходит из подполья, его разрешают. На 1 января 200 года было зарегистрировано более 3000 мусульманских объединений, 3000 мечетей, 114 медресе. Впрочем, реальное количество мусульманских объединений превышало официальное. Рождается система религиозного образования. Многие наши мусульмане ехали учиться заграницу. Наиболее сильный исламский университет – Аль-Азхар в Каире. Диплом этого университета в Египте приравнен к светскому диплому. Современный ислам в России еще не выдвинул харизматичного лидера.

21.12

БЕХАИЗМ

Бехаизм насчитывает 6 000 000 адептом, из них миллион в Индии, 300 000 в Иране, а остальные рассыпаны по всему миру. Сами адепты этой религии называют себя бахаи, а религию свою называют вера в бахаи. Название происходит от имени основателя учения. В Иране с этой верой связана интересная история.

В Иране принят шиитский ислам. А в исламе принято ожидание мессианства. И вот в мае 1844 в городе Шираз купец по имени Саид Али Мохаммед объявил о своей пророческой миссии и сказал, что скоро в этот мир придет Мессия. Себя он назвал вратами, через которые этот мессия придет – баб. Вокруг него быстро сплотились последователи. Это было обусловлено тяжелым социально-экономическим положением в Иране: с запада англичане, с севера – русские. И баб был представителем тех людей, которые выступали за национальное развитие. Он говорил, что, когда придет мессия, именно ему будет принадлежать власть. Править он будет справедливо. Таким образом, вокруг него собралось много людей, которые подняли восстание против шаха. Восстание было подавлено, но последователи баба стали называть себя бабидами.

Баб был арестован и в июле 1850 года казнен. Правда, он находился в темнице два года, за это время сумел написать одну из своих религиозных книг. Эта книга называется «Беян», в ней баб указал, что община будет пребывать в ожидании нового учителя, и временные рамки его появления баб обозначил широко: это 2001 год от момента его самопровозглашения бабом. Он указал условия, при которых произойдет событие. Оно будет неожиданным, застанет многих врасплох, станет испытанием, и доказательством его самопровозглашения будут чудеса. При этом мессия сам провозгласит себя таковым, и это должно быть принято остальными.

Бабидское движение развивалось во время заключения баба, его казни. Бабиды организовывали выступления, волнения. В 1850-ом было покушение на жизнь шаха, сделанное бабидами, многие быши брошены в тюрьмы, среди них оказался Бахаулла. Бахауллу продержали в тюрьме 4 месяца, но отпустили (не без посредничества русских) и отправили в ссылку в Ирак. Спустя 11 лет после ссылки он объявил себя пророком, от его имени происходит название религии – вера в бахаи.

Бахаулла написал труд «Послание к царям». Большинство приверженцев баба признало Бахуллу. В 1861 его переселяют под арест в город-крепость Акка в Палестине, где он и проводит оставшееся ему время. Скончался он 29.05.1892, и как после смерти Мохаммеда, Бахаулла четко объявил, кому передает руководство общиной – руководителем стал его старший сын Абдул Баха. Он, в свою очередь, перед смертью в 1921 признал преемником своего внука Шоги Эффенди. В дальнейшем власть не принадлежала одному человеку, ныне существуют коллегиальные органы управления бахаистской общины.

Основное, что роднит религию с исламом, это трактовка Бога: Бог вечен, непостижим. От этой сущности произошла первичная воля, которая раз в 1 000 лет проявляет себя в человеческом облике. Тогда на свет рождаются великие пророки или явители божьей воли. Их можно называть основателями религии. Это посредники между Богом и человеком, совершенные люди, дети Бога. Кстати, бахаи признают божественную сущность пророков, но таковыми считают и Мохаммеда, и Будду, и Кришну, и Авраама, и Моисея, и Заратуштру, и Иисуса, Абу-Бакра. Последователи бахаи считают, что в явителях отражена сущность бога. Религия оптимистична: она говорит, что природа человека добродетельна, но ему нужны учителя, чтоб достичь совершенства. Каждый последующий учитель может отменять концепцию предыдущего, т.к. концепции устаревают. В последующем каждое учение может быть изменено. Воскресение Иисуса трактуется как духовный, божественный акт, а христиане понимают это как материальный акт. Сам процесс ниспослания откровения через определенные промежутки времени называется прогрессирующим (поступательным) откровением. Произведения Бахауллы священны, а все нации – едины и божественны.

Бахаи проповедуют искоренение всех форм предрассудков. Это одна из немногих религий, которая признает полное равенство мужчины и женщины. Эта религия признает общий источник и единство всех религий мира. Также принципом их деятельности является устранение крайностей нищеты и богатства. Принцип, отличающей бахаи от других религий: самостоятельный поиск истины. Международная цель – установление всеобщего содружества народов, основанное на принципах коллективной безопасности.

Признание гармонии между душой и разумом – наука и вера вполне кореллируют между собой, можно изучать что угодно. Главная цел бахаи – служение человечеству. Но цель одна – познать своего создателя и поклоняться ему. Все человечество является целостным организмом и эволюционирует как человек. И сейчас человечество находится на пороге совершеннолетия, когда подросток знает столько же, сколько и взрослый, но психологически воспринимает все иначе.

Говорят бахаи и о причинах конфликтов. Такими причинами является фанатизм, догматизм – слепая вера во что-либо. Самая опасная форма предрассудков – предание человеком чрезмерной значимости своей принадлежности некой группе. Отсюда бахаи говорят, что нельзя признавать превосходство одних над другими на основе их принадлежности. Гармония науки и религии обусловлена тем, что реальность одна, и познавать ее нужно всеми доступными способами.

В религиозной практике ничего сложного нет. Есть молитвы, медитации, чтение духовных книг. Основа религии, священное писание – «Китаб-и-Акдас» (в пер. Наисвятая книга). Автор Бахаулла. Во время богослужения читают эту книгу и другие труды Бахауллы. Иногда это сопровождается песнопениями на разных языках. И молитва должна совершаться трижэды в день. Она совершается только наедине с богом. Направление молитвы на сегодня – гробница Баба в Хайфе. Перед соврешением молитвы омовение с молитвами.

Религиозная жизнь бахаи регламентируется специальным календарем. Они признают солнечный календарь, но у них 19 месяцев. Каждый год начинается 21 марта. Последние 19 дней каждого года – пост. Люди не едят и не пьют от восхода до заката. Вступление в общину не требует специальных ритуалов, достаточно захотеть присутствовать на богослужении и принять учение Бахауллы.

Младенцев не крестьят, люди должны сами принять веру в 15 лет. Брачный ритуал – принятие брачного обета в присутствии двухъ свидетелей. Брачующиеся должны поставить в известность религиозное собрание. Нужно получить согласие родителей новобрачных. Кремация покойников не допускается. Каждый первый день месяца по календарю бахаи называется праздником 19 дня. Он делится на три периода: утром молитва, днем текущие дела, а вечером общение за дружеской трапезой.

Отличительная особенность бахаи – отсутствие духовенства. В настоящее время существует 7 храмов последователей бахаи в разных частях света. И каждая местная община избирает на год местное духовное собрание из 9 человек. Они координируют деятельность общины. На уровне страны избирается национальное духовное собрание для координации вопросов веры, всемирный дом справедливости, избираются они на 5 лет представителями всех национальных общин бахаи. Духовный и административный центр бахаи находится в Хайфе на горе Кармель. Международное сообщество бахаи зарегистрировано в ООН и имеет консультативный статус. Одной из первых стран, где была отмечена вера бахаи, стала Россия. И русский бы первым языком, на который была переведена книга Бахауллы, это было в 1899. Первая община бахаи за пределами Ирана появилась в Ашхабаде и просуществовала до 1938. В 1918 в Ашхабаде был построен первый храм Бахаи, но в 1963 его снесли. Вновь общины бахаи появились в СНГ в 1990 и ныне действуют на всем постсоветском пространстве.

Одной из черт бахаизма считается создание единого мирового языка. Эсперанто, например.






Скачать файл (130.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации