Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Религия и право - файл n1.doc


Религия и право
скачать (104 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc104kb.01.01.2013 11:38скачать


n1.doc

Вопросы к зачету


  1. «Свобода совести» в системе взаимосвязанных понятий.

Как понятие "свобода совести" отражает условия, при которых возможно свободное мировоззренческое самоопределение личности, ее духовное становление, развитие.

"Свобода совести" и "свобода религии" - понятия взаимосвязанные, но не тождественны. Если первое понятие охватывает своим содержанием широкую сферу духовного, мировоззренческого бытия человека, в которой она самоопределяется и самореализуется, то второе - "свобода религии" выступает как свобода выбора и самоутверждения индивида лишь в системе религиозных координат. Свобода религии в данном контексте выступает как свобода выбора религии. Она характеризует гарантии свободного религиозного самоопределения.

Таким образом свобода совести, как религиоведческо-правовая категория раскрывает свою сущность через понятие "свобода религии", которое, по сути, включает в себя все аспекты свободы совести. Структурно понятия "свобода религии" имеет два основных компонента - "свобода вероисповеданий" и "свобода церкви".

Свобода вероисповедания выступает как свобода выбора религиозного мировоззрения. Она проявляет себя как внутренняя способность личности к религиозному самоопределению, предполагает равенство перед законом как верующих, так и различных конфессиональных направлений, к которым они принадлежат.

"Свобода церкви" - понятие, отражающее степень автономности, независимости внутреннего устройства, структуры управления религиозного объединение, его правовой статус, возможности реализации задач, ради которых оно и создавалось.


  1. Светское государство и принципы вероисповедной политики

http://www.ateism.ru/articles/ng01.htm

http://rusoir.ru/president/works/254/

Светское государство - конфессионально нейтральное государство, принципиально не приемлющее никакую из религий в качестве официальной идеологии, обеспечивающее гражданам возможность свободного мировоззренческого выбора.

Политика государства в сфере свободы совести и вероисповедания строится на следующих принципах:

светский, конфессионально нейтральный характер государства и его институтов;

равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии;

равенство религиозных объединений перед законом;

уважение культурно-национальных традиций, менталитета различных общественных групп населения;

учет взаимосвязи национальных обычаев, традиций и обрядов с религией;

допустимость лишь таких ограничений в сфере свободы совести и вероисповедания, которые диктуются необходимостью защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства;

открытость в реализации политики в сфере свободы совести и вероисповедания на всех уровнях государственной власти и управления.


  1. Законодательное обеспечение свободы совести в современной России.

26 сентября 1997 года принят федеральный закон РФ “О свободе совести и о религиозных объединениях”. Данный закон состоит из трёх разделов: общие положения, религиозные объединения, права и условия деятельности религиозных организаций. В первом разделе освещаются наиболее важные принципы осуществления свободы совести:

  • · равноправие граждан независимо от их отношения к религии;

  • · равенство религиозных организаций перед законом;

  • · наличие специальных законодательных актов, обеспечивающих реализацию свободы вероисповедания и устанавливающих ответственность за их нарушения;

  • · светский характер системы государственного образования.

Статья 3 данного закона сформулировала принцип свободы вероисповеданий как право каждого гражданина свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и атеистические убеждения, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, действовать в соответствии со своими убеждениями при единственном условии — соблюдении законов государства. В последующих статьях закона уточняется, что равноправие граждан не допускает ограничения каких-либо прав или установления преимуществ в зависимости от отношения к религии, возбуждение в связи с этим вражды и ненависти, либо оскорбления граждан.

Принцип отделения религиозных объединений от государства предусматривает невмешательство государства, его органов и должностных лиц в вопросы, определяющие отношение граждан к религии, во внутреннюю деятельность религиозных объединений, если эта деятельность не нарушает требований законов страны. Государство не должно финансировать деятельность религиозных организаций, равно как и деятельность по пропаганде иных убеждений. В свою очередь, религиозные объединения не могут вмешиваться в дела государства, не участвуют в выборах его органов власти и управления, в деятельность политических партий. Но служители этих организаций имеют право на участие в политической деятельности наравне со всеми гражданами.

В законе чётко сформулирован светский характер государственного образования. На основе этого закона доступ к образованию предоставляется всем одинаково: верующим и неверующим. Государственное образование не преследует цели формирования определённого отношения к религии. Это означает, что в государственных учебных заведениях не допускается религиозная проповедь, обучение Закону Божьему, катехизация (разъяснение основ вероучения), хотя не исключается изложение истории религии, её функции в жизни общества и человека. В равной мере недопустима и атеистическая пропаганда, сознательное и целенаправленное формирование атеистических убеждений. Обучение религиозному вероучению и получение религиозного образования возможно только на негосударственной основе. С этой целью региональные организации имеют возможность создавать свои специализированные учебные заведения, группы для взрослых и детей и т. д. Аналогичные права подразумеваются и для атеистических организаций, хотя они не прописаны в законе. В общеобразовательных программах должно быть выражено отношение взаимной терпимости и уважения между гражданами, исповедующими религию и не исповедующими её, между последователями различных религий.

Все религии и религиозные объединения равны перед законом, ни одна из них не пользуется какими-либо преимуществами или ограничениями. Государство нейтрально в вопросах веры и убеждений.

Второй раздел закона регулирует право на религиозные убеждения и религиозную деятельность. Статья 7 закона предусматривает право выбирать, иметь и менять религиозные убеждения, высказывать и распространять их в устной, печатной и любой другой форме, исповедовать любую религию, беспристрастно совершать религиозные обряды, добровольно вступить в религиозные объединения и выходить из них. Статья 8 определяет религиозные объединения как добровольные объединения совершеннолетних граждан, образованные в целях совместного осуществления права граждан на свободу вероисповедания. Они имеют право образовывать региональные или централизованные структуры со своими органами управления и подразделениями. В статье 11 указывается, что религиозные объединения наделяются правами юридического лица с момента регистрации их устава (положения) в Министерстве Юстиции или его органах на местах. Статья 14 определяет, что деятельность религиозного объединения может быть прекращена либо по решению общего собрания его учредителей или съезда, его образовавшего, либо в случае его самоликвидации (распада), либо по решению суда.

Религиозные объединения могут осуществлять миссионерскую деятельность, милосердие и благотворительность, религиозное обучение и воспитание, подвижничество в монастырях, скитах и т. д., паломничество и другие виды деятельности, которые соответствуют определённым вероучениям и предусмотрены уставом (положением) данного объединения. Раздел третий этого закона регулирует имущественные и финансовые правоотношения религиозных объединений.

В новом законе “О свободе совести и о религиозных организациях” есть, на мой взгляд, и отрицательная сторона. По этому закону религиозной организацией признаётся религиозная организация, у которой имеется подтверждение её существования на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданное местными органами местного самоуправления, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданное указанной организацией. На сегодняшний день не все религиозные организации могут доказать своё существование на протяжении последних пятнадцати лет. Здесь необходимо также учитывать и то, что примерно до 1991 года у нас в стране велась атеистическая политика и, следовательно, многие религиозные организации появились совсем недавно. Всё это наводит на размышления о том, что на отдельных местах могут быть созданы трудности для регистрации религиозной организации, то есть в очередной раз проявление бюрократизма. Можно даже сделать вывод, что в этом законе лоббируется православие, так как оно многие годы было единственной разрешённой религией. Может сложиться ситуация при которой органы местной администрации, не признавая другие религиозные направления, могут их попросту запрещать, ссылаясь на существующий в законе пункт. Складывается монопольная влияние православной церкви на общество, что ограничивает свободу вероисповедания и является по сути отступлением от провозглашённой в Конституции права каждого человека на защиту своих прав и свобод.

Принципы свободы совести, сформулированные в законе “О свободе совести и о религиозных объединениях”, нашли своё конституционное закрепление в основном законе страны — Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. В статье 2 главы 1 утверждается, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Согласно статье 17 (1) в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека согласно общественным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей конституцией. Статья 14 (1) провозглашает Российское государство светским государством, причём никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Статья 28 (2) гласит: “Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними” (Статья 29 (2)). Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную направленность и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, религиозного или языкового превосходства.

Статья 19 (2). Государство закрепляет равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Конституция запрещает любые формы ограничения прав граждан о социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Статья 59 (2) устанавливает, что гражданин Российской Федерации несёт военную службу в соответствии с Федеральным законом. Пункт 3 этой статьи устанавливает правовую норму, согласно которой гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных Федеральным законом случаях имеет право на замену её альтернативной гражданской службой. Пока не принят Федеральный закон об альтернативной гражданской службе, эта норма Основного закона не действует.

Таким образом, остаётся ещё много вопросов, связанных с принятием данного закона, но принятие его — это уже существенный шаг в становлении правового государства.


  1. Правовые основы и законодательство зарубежных стран и России о противодействии экстремизму, терроризму.


Законодательное обеспечение противодействия экстремизму и

терроризму в Российской Федерации.

Правовую основу противодействия терроризму и экстремизму

составляют Конституция Российской Федерации, международные

договорно - правовые акты, Уголовный и Уголовно-процессуальный

кодексы Российской Федерации, федеральные законы Российской

Федерации, указы и распоряжения Президента Российской Федерации,

распоряжения и постановления Правительства Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации запрещает создание и

деятельность общественных объединений, цели или действия которых

направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и

нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности

государства, создание вооружённых формирований, разжигание

социальной, расовой, национальной и религиозной розни (статья 13).

Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции»

сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации вменено в

обязанности:

принимать в соответствии с федеральным законом меры,

направленные на предупреждение, выявление и пресечение экстремистской

деятельности общественных объединений, религиозных и иных

организаций, граждан;

участвовать в мероприятиях по противодействию терроризму и в

обеспечении правового режима контртеррористической операции, а также в

обеспечении защиты потенциальных объектов террористических

посягательств и мест массового пребывания граждан, в проведении

экспертной оценки состояния антитеррористической защищенности и

безопасности объектов.

Указом Президента России от 1 марта 2011 г. №250 «Вопросы

организации полиции» установлено, что в состав полиции входят

подразделения, организации и службы, на которые возлагаются

противодействие терроризму и экстремистской деятельности.

Основным нормативным правовым актом Российской Федерации,

определяющим правовые и организационные основы противодействия

экстремизму, является Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О

противодействии экстремистской деятельности».

Федеральный закон регламентирует следующие аспекты в сфере

противодействия экстремисткой деятельности: основные понятия;

основные принципы противодействия экстремистской деятельности;

основные направления противодействия экстремистской деятельности;

- субъекты противодействия экстремистской деятельности;

профилактика экстремистской деятельности; объявление предостережения

о недопустимости осуществления экстремистской деятельности; вынесение

предупреждения общественному или религиозному объединению либо

иной организации о недопустимости осуществления экстремистской

деятельности; предупреждение о недопустимости распространения

экстремистских материалов через средство массовой информации и

осуществления им экстремистской деятельности; ответственность

общественных и религиозных объединений, иных организаций за

осуществление экстремистской деятельности; приостановление

деятельности общественного или религиозного объединения;

ответственность средств массовой информации за распространение

экстремистских материалов и осуществление экстремистской

деятельности; недопущение использования сетей связи общего пользования

для осуществления экстремистской деятельности; ответственность за

распространение экстремистских материалов; ответственность

должностных лиц, государственных и муниципальных служащих за

осуществление ими экстремистской деятельности; недопущение

осуществления экстремистской деятельности при проведении массовых

акций; международное сотрудничество в области борьбы с экстремизмом.

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает

ответственность за публичные призывы к осуществлению экстремистской

деятельности (статья 280); возбуждение ненависти либо вражды, а равно

унижение человеческого достоинства (статья 282); организацию

экстремистского сообщества (статья 282.1); организацию деятельности

экстремистской организации (статья 282.2).

Справочно: Под преступлениями экстремистской направленности

понимаются преступления, совершенные по мотивам политической,

идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или

вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо

социальной группы, предусмотренные соответствующими статьями

Особенной части УК России и пунктом «е» части первой статьи 63 УК

России (примечание 2 к статье 282.1 УК России).

Лицо, добровольно прекратившее участие в деятельности

общественного или религиозного объединения либо иной организации, в

отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о

ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением

экстремистской деятельности, освобождается от уголовной

ответственности, если в его действиях не содержится иного состава

преступления (примечание к статье 282.2 УК России).

Нормы Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 211 -ФЗ «О

внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской

Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в

области противодействия экстремизму» предусматривают возможность

прослушивания телефонных и иных переговоров в отношении лиц,

подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений

предусмотренных статьями 280, 282, 282.1, 282.2 УК России и отнесенных к

категории средней тяжести, а также лиц, которые могут располагать

сведениями об указанных преступлениях. Ранее эти мероприятия могли

осуществляться только в отношении граждан, подозреваемых или

обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений.

Федеральный закон от 06 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии

терроризму» регламентирует основные вопросы, связанные с

противодействием терроризму: правовая основа противодействия

терроризму; основные принципы противодействия терроризму; основные

понятия в сфере противодействия терроризму; международное

сотрудничество Российской Федерации в области борьбы с терроризмом,

организационные основы противодействия терроризму; применение

Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом;

пресечение террористических актов в воздушной среде; пресечение

террористических актов во внутренних водах, в территориальном море, на

континентальном шельфе Российской Федерации и при обеспечении

безопасности национального морского судоходства; участие Вооруженных

Сил Российской Федерации в проведении контртеррористической

операции; выполнение Вооруженными Силами Российской Федерации

задач по пресечению международной террористической деятельности за

пределами территории Российской Федерации; правовой режим

контртеррористической операции; условия проведения

контртеррористической операции; руководство контртеррористической

операцией; компетенция оперативного штаба; силы и средства,

привлекаемые для проведения контртеррористической операции; ведение

переговоров в ходе контртеррористической операции; окончание

контртеррористической операции; возмещение вреда, причиненного в

результате террористического акта; социальная реабилитация лиц,

пострадавших в результате террористического акта, и лиц, участвующих в

борьбе с терроризмом; категории лиц, участвующих в борьбе с

терроризмом, подлежащих правовой и социальной защите; возмещение

вреда лицам, участвующим в борьбе с терроризмом, и меры их социальной

защиты; правомерное причинение вреда; льготное исчисление выслуги лет,

гарантии и компенсации лицам, участвующим в борьбе с терроризмом;

ответственность организаций за причастность к терроризму;

вознаграждение за содействие борьбе с терроризмом.

Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена

ответственность за: совершение террористического акта (статья 205);

содействие террористической деятельности (статья 205.1); публичные

призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное

оправдание терроризма (статья 205.2); захват заложника (статья 206);

заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 207); угон судна

воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного

состава (статья 211); нарушение требований обеспечения безопасности и

антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического

комплекса (статья 217.1); посягательство на жизнь государственного или

общественного деятеля (статья 277).

Отдельные положения указанного Федерального закона направлены

на противодействие распространению экстремистской идеологии. Статья

24 Федерального закона запрещает создание и деятельность организаций,

цели или действия которых направлены на пропаганду, оправдание и

поддержку терроризма или совершение преступлений, предусмотренных

статьями 205, 206, 208, 211, 277 - 280, 282.1, 282.2 и 360 УК России.

Предусмотрено, что организация признается террористической и

подлежит ликвидации (ее деятельность - запрещению) по решению суда на

основании заявления Генерального прокурора Российской Федерации или

подчиненного ему прокурора в случае, если от имени или в интересах

организации осуществляются организация, подготовка и совершение

преступлений, предусмотренных статьями 205 - 206, 208, 211, 220, 221, 277,

280, 282.1, 282.2 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также

в случае, если указанные действия осуществляет лицо, которое

контролирует реализацию организацией ее прав и обязанностей. Решение

суда о ликвидации организации (запрете ее деятельности) распространяется

на региональные и другие структурные подразделения организации.

Кодекс Российской Федерации об административных

правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ также предусматривает

ответственность за совершение правонарушений в сфере противодействия

экстремизму и терроризму. Гак, статьей 20.3 предусмотрена

административная ответственность за пропаганду и публичное

демонстрирование нацистской атрибутики или символики; статьей 20.27 -

за нарушение правового режима контртеррористической операции; статьей

20.29 - за производство и распространение экстремистских материалов и

статей 20.30 - за нарушение требований обеспечения безопасности и

антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического

комплекса.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (статьи 150

и 151) определяет форму предварительного расследования и

подследственность органов дознания и следователей органов внутренних

дел при расследовании преступлений экстремистской и террористической

направленности.

Необходимо учитывать, что УПК России исключил из подсудности

суда с участием присяжных заседателей уголовные дела о преступлениях,

предусмотренных статьями 205 (Террористический акт), 278

(Насильственный захват власти или насильственное удержание власти) и

279 (Вооруженный мятеж) УК России.

Положения пункта 2 части второй статьи 30 УПК России в части,

исключающей из подсудности суда с участием присяжных заседателей

уголовные -дела о преступлениях, предусмотренных статьями 205

(Террористический акт), 278 (Насильственный захват власти или

насильственное удержание власти) и 279 (Вооруженный мятеж) УК России,

и, соответственно, передающей такие дела на рассмотрение суда в составе

трех судей федерального суда общей юрисдикции, признаны не

противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку

предусмотренный данными положениями переход от рассмотрения дела

судом с участием присяжных заседателей к иной судебной процедуре

осуществлен с учетом запрета назначения исключительной меры наказания

в виде смертной казни (Постановление Конституционного Суда Российской

Федерации от 19.04.2010 № 8-П).

В целях обеспечения единства судебной практики по уголовным

делам о преступлениях экстремистской направленности Пленумом

Верховного Суда Российской Федерации принято Постановление от 28

июня 2011 г. № 11 «О судебной практике по уголовным делам о

преступлениях экстремистской направленности».

Указанием Генпрокуратуры России № 450/85/3, МВД России № 3 от

28 декабря 2010 г. «О введении в действие Перечней статей Уголовного

кодекса Российской Федерации, используемых при формировании

статистической отчетности» введены в действие перечень № 20

преступлений экстремисткой направленности и перечень № 22

преступлений террористического характера, которые используются при

формировании статистической отчетности.

Указом Президента России от 26 июля 2011 г. №988 «О

Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в

Российской Федерации» образована Межведомственная комиссия по

противодействию экстремизму в Российской Федерации и утверждены

Положение о Межведомственной комиссии гто противодействию

экстремизму в Российской Федерации, состав Межведомственной

комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации по

должностям, состав президиума Межведомственной комиссии по

противодействию экстремизму в Российской Федерации по должностям.

  1. Особенности создания и государственной регистрации религиозных объединений.

N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"

Глава II. Религиозные объединения

Ст. 9. Создание религиозных организаций. Учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан РФ, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданное органами местного самоуправления.

Централизованные религиозные организации образуются при наличии не менее трех местных религиозных организаций одного вероисповедания в соответствии с собственными установлениями религиозных организаций, если такие установления не противоречат закону.

Ст. 10. Религиозная организация действует на основании устава, который утверждается ее учредителями или централизованной религиозной организацией и должен отвечать требованиям гражданского законодательства РФ.

Ст. 11. Религиозные организации подлежат государственной регистрации федеральным органом юстиции и органами юстиции субъектов Федерации. Отказано в государственной регистрации может быть в случаях, если: цели и деятельность религиозной организации противоречат законодательству России; организация не признана в качестве религиозной; устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства и др.

Министерство юстиции РФ ведет реестр иностранных представительств, открытых в РФ. Свидетельство о регистрации представительства является основанием для обращения открывшей его иностранной религиозной организации в диплома­тические представительства или консульские учреждения РФ за получением визы на въезд в Россию иностранных граждан для работы в представительстве и в органы внутренних дел РФ для оформления регистрации этих граждан и членов их семей.


  1. Виды деятельность религиозных объединений в России, закрепленные в законодательстве.

Деятельность религиозных объединений регулируется ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ. Законом установлены основные цели деятельности религиозных организаций, а также закреплены их характерные признаки.

Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Религиозные организации вправе в соответствии со своими уставами и с законодательством РФ создавать образовательные учреждения. По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы.

Действующее законодательство предоставило религиозным организациям право осуществлять самый широкий спектр видов деятельности – благотворительную, культурно-просветительную, образовательную, издательскую, предпринимательскую. Религиозные организации владеют, пользуются и распоряжаются имуществом, вступают в договорные отношения. При осуществлении своей деятельности они обязаны соблюдать и исполнять требования законодательства.


  1. Виды уголовных и административных правонарушений в сфере свободы совести и ответственность за их совершение.

 Кодекс РФ об административных правонарушениях | Статья 5.26. Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях


1. Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе принятию религиозных или иных убеждений или отказу от них, вступлению в религиозное объединение или выходу из него.

2. Оскорбление религиозных чувств граждан либо осквернение почитаемых ими предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики.

Уголовное законодательство так же предусматривает ответственность за правонарушения, посягающие на свободу совести и свободу вероисповедания.

статья 136 УК - за нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его отношения к религии,

статья 148 УК за незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или совершению религиозных обрядов, которое может выражаться в совершении оскорбительных действий,

статья 213 УК за хулиганство, то есть грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное по мотивам религиозной ненависти или вражды,

статья 282 УК за действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признаку отношения к религии, совершенные публично или с использованием СМИ.


  1. Гарантии свободы вероисповеданий в документах современного международного права (Всеобщая декларации прав и свобод человека (1948), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966), Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (1981) Европейская конвенция по защите прав человека и основных свобод (1998).


Всеобщая декларация прав человека определила базовые права человека. В статье 18 Декларации указано:

«Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими».

Международный пакт о гражданских и политических правах соединяет свободу совести и религии со свободой мысли, включая в нее "свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору и свободу исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учений. 

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Ст. 9 конвенции почти дословно закрепляет право "каждого человека" "на свободу мысли, совести и религии".

Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений. В ст. 1 Декларации повторяются вышеупомянутые формулировки, касающиеся свободы мысли, совести и религии. В соответствии со ст. 2 Декларации "никто не должен подвергаться дискриминации на основе религии или убеждений".

Ст. 4 обязывает все государства "принимать эффективные меры для предупреждения и ликвидации дискриминации на основе религии или убеждений в признании, осуществлении и реализации прав человека и основных свобод во всех областях жизни".

Ст. 5 Декларации ограждает детей от любой формы дискриминации на основе религии или убеждений и гарантирует право родителей или законных опекунов на воспитание детей в соответствии со своими убеждениями.


Скачать файл (104 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации