Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Основы социальной работы - файл n1.doc


Основы социальной работы
скачать (279.5 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc280kb.01.01.2013 11:43скачать

Загрузка...

n1.doc

  1   2
Реклама MarketGid:
Загрузка...

  1. Институционализация теории социальной работы.

С 1990-х гг. XX в. по настоящее время макросоциальные институциональные изменения в российском обществе потребовали адекватной теоретико-методологической основы их объяснения. Интенсивный характер изменений, их деструктивные формы (кризисы, социальные и духовные потрясения, социальные конфликты и т.д.), разноплановые последствия привели к сосуществованию различных теорий общественных изменений и их инструментальному использованию. К числу* таковых относятся теории модернизации, глобализации, виртуализации,циклическая концепция, активистско-деятельностная парадигма, теория самоорганизации. Независимо от теоретической трактовки институциональных изменений, они, сами по себе, создали принципиально новые поля для исследователей. Одним из таковых, несомненно актуальным для современного российского общества, является проблема институционализации социальной работы. институционализация социальной работы есть частный случай функционирования социума, процессов его институционализации в целом. Необходимо отметить, что институциональный аспект функционирования социума является традиционной областью интересов социологической науки, поэтому он не мог не попасть в поле зрения мыслителей, с именами которых связывается становление ее как научной дисциплины, имеющей свои особые предмет и методы исследования. Речь прежде всего идет об О. Конте и Г. Спенсере и затем Э. Дюркгейме и М. Вебере.

Институциональный подход О. Конта к изучению социальных явлений вытекал из самой философии позитивного метода, когда в качестве одного из основных объектов анализа социолога принимался механизм обеспечения солидарности и согласия. «Для новой философии порядок всегда составляет условие прогресса и, обратно, прогресс является необходимой целью порядка»1. О. Конт рассматривал основные социальные институты - семью (семья, по его образному выражению, «школа традиции и повиновения»), государство, религию с позиций их включения в процессы, социальной интеграции и выполняемых при этом функций. Противопоставив по функциональным характеристикам и природе связей семейную ассоциацию и политическую организацию, он выступил теоретическим предшественником концепций дихотомизации социальной структуры Ф. Тенниса (Gemeinschaft и Gesellschaft)2 и Э. Дюркгейма («механический» и «органический» типы солидарности).

Исторически сложилось так, что три взаимосвязанных процесса (практика, область познания и образовательная деятельность) идентифицировались как социальная работа. Однако, механизмы реализации и осуществления этих процессов имели не только разные предпосылки, но и разные социально-структурные характеристики и специфику проявления. В условиях развития современного общества данные тенденции сохраняются, что также требует глубокого изучения. Более того, институционализация социальной работы в условиях современной России идет в трех обозначенных направлениях весьма противоречиво. Так, в практике наблюдается отход от классических форм организации социальной работы и резкий переход к инновационным (например, центры, хосписы, некоммерческие общественные организации и т.д.). В области познания социальную работу обозначили как междисциплинарную, но так и не осуществили ее комплексный анализ, доказательством чего служит методологический плюрализм, отсутствие собственных фундаментальных теорий, сосуществование и разработка частных концепций. В области образования специалистов принципиально нового типа в основном готовят в классических традициях института высшей школы, что способствует возникновению ряда принципиальных проблем. Все эти обстоятельства значительно усиливают актуальность изучения проблемы институционализации социальной работы в современной России.

Институты соц. Работы – учреждения, занимающиеся решением соц. Проблем населения. Общемировой опыт соц. Работы демонстрирует сл. Типы институтов соц. Работы:

-общепрофильные; -специализированные.

Общепрофильные: учреждения, открываемые для обслуживания жителей конкурентной общины-комунны, муниципалитета и др. малых административных, территориальных единиц ()бюро соц. Услуг в Швеции, соц. Отделения в Германии, отделы соц. Защиты в России)Цель: находясь максимально близко к месту жительства людей оказывают первичную помощь всем нуждающимся.

Специализированные учреждения: предоставляют соц. Услуги определенным категориям населения (соц. Приют, реабилитационный центр, диагностический центр).

  1. Институционализация профессиональной деятельности.

Известно, что институционализация профессиональной деятельности включает фазы социальной и когнитивной институционализации.

Фазы социальной и когнитивной институционализации

Под социальной институционализацией обычно понимают:

1) появление социальной функции и людей, которые ее способны выполнять;2) образование сообщества, представители которого готовы посвящать свое рабочее и даже свободное время выполнению этой функции;3) появление системы воспроизведения опыта, связанного с этой специализированной деятельностью;4) возникновение профессиональной корпорации;5) создание санкционированной государством системы лицензирования и надзора.

Под когнитивной институционализацией принято понимать:

1) появление совокупности высказываний, имеющих отношение к определенной тематической области;2) утверждение некоей эпистемы, позволяющей упорядочить эти высказывания в форме несистематизированного, рецептурного знания;3) создание систематизированного, научно-теоретического знания;4) построение систем аксиоматизированного знания с формальными языками описания.

По мнению некоторых специалистов, в настоящее время происходит складывание сообщества консультантов. Что касается когнитивной институционализации, то следует говорить о существовании нескольких конкурирующих подходов в этой сфере. В связи с этим особое значение на данном этапе приобретает такое средство профессиональной идентификации, как ролевая типология. П.В. Малиновский выделяет три основные профессиональные роли для консультанта по организационному развитию, что, на наш взгляд, вполне применимо по отношению к кадровым консультантам:

* узкий специалист-советник;

* «свободный художник», ориентированный на предпринимательские проекты;

* транспрофессионал, умеющий свободно переходить из одной области деятельности в другую, конфигурируя необходимые средства и способности для решения комплексных проблем.


  1. Объекты и субъекты теории и практики социальной работы.

Следует сказать, что объектом исследования теории социальной работы являются социальные отношения, и в связи с его многогранностью в нем можно выделить целый ряд направлений:

1. Индивидуальные, семейные, организационные проблемы. Начиная с индивида /одиночество, социальная изоля-ция/ и заканчивая различными организационными проб-лемами / рост беженцев, бездомных/.

2. Социально- экологические проблемы – охрана окружаю-щей среды, экологические катастрофы.

3. Социально – экономические проблемы. В ходе новых экономических реформ в России 90% населения оказалось за чертой бедности.

4. Проблемы социальной стратификации. Социальное рас-слоение, неравенство в обществе, ведущее к разделению общества на «высшие» и «низшие» классы, экономической эксплуатации.

5. Проблемы поведенческого функционирования индивидов, групп, общностей – аспекты девиантного поведения, социальных отношений; наркомании, алкоголя и т.д..

6. Проблемы символизации и моделирования мира и людей в нем. Они могут выражаться в неадекватных образах, невысоком самоуважении, недостатке чести и морали, а отсюда – в отчуждении, социальных предрассудках, в античеловеческих ценностях.

7. Проблемы структур власти, от их действия, программ зависит социальная напряженность и стабильность в обществе, от их режима: тотальности, демократии или авторитарности зависит социальная активность населения. Решение всех этих задач, стоящих перед социальной работой, достигается разными способами, но ясно одно: то, что все вопросы сосредоточены на людях.

Таким образом, можно сказать, что объектом социальной работы , в первую очередь, является конкретный индивид – равноправный с социальным работником человек, его нужды и потребности, его право быть защищенным и достойно жить.

Главный субъект социальной работы – государство с его органами исполнительной власти как местного, так и регионального уровня. Государство является субъектом социальной защиты, выражающим общественные

интересы. Решение этой проблемы является его неотъемлемой функцией.

Обязанности государства вытекают из Конституции Российской Федерации: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей,

устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда , обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливается государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». Практика социальной работы, прежде всего, является совместной деятельностью субъектов и объектов социальной работы по достижению социального благополучия человека.

Профессиональная социальная работа связана с деятельностью служб и учреждений социальной защиты населения. Она, как и иные профессиональные занятия, сформировалась на основе общественного разделения труда. Профессиональная деятельность представляет собой постоянный круг служебных обязанностей, выполнение которых основано на совокупности знаний, умений и навыков, полученных человеком в процессе обучения.

Непрофессиональная социальная работа включает в себя различные виды добровольной помощи и поддержки как образцы социальной практики. Благотворительность, попечительство, бескорыстное служение религиозного и светского характера во всех странах явились предпосылками для становления

профессиональной социальной работы. Профессиональный и непрофессиональный уровни практики социальной работы – это постоянные компоненты социальной жизни современных обществ.

С одной стороны, практика социальной работы направлена на преодоление личных, социальных, ситуативных трудностей. Одновременно, она предполагает осознание людьми, столкнувшимися с трудностями, их сути и значения, что создает предпосылки для разрешения связанных с ними социальных и индивидуальных проблем. С этой точки зрения она является средством конструирования общества, объектом социального проектирования и моделирования.


  1. Понятия и категории теории социальной работы. Лек 3

Социа́льная рабо́та — профессиональная деятельность по организации помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, их психосоциальной реабилитации и интеграции. В самом общем виде социальная работа представляет собой сложное общественное явление, самостоятельную область научно-практического знания, профессию и учебную дисциплину.

Как следует из определения социальной работы, принятом Международной ассоциацией школ социальной работы (см. International Association of Schools of Social Work) и Международной федерацией социальных работников (см. International Federation of Social Workers) 27 июня 2001 года в Копенгагене, «профессиональная деятельность социальных работников способствует общественным изменениям, решению проблем человеческих взаимоотношений; содействует укреплению способностей к функциональному существованию в обществе и освобождению людей в целях повышения их уровня благополучия. Используя теории поведения человека и общественных систем, социальная работа способствует взаимодействию людей с их окружением. Принципы прав человека и социальной справедливости являются фундаментом социальной работы». [1]

Важнейшим компонентом системы логически упорядоченного знания является понятийный аппарат науки – совокупность понятий, категорий и терминов, которые позволяют в обобщенной форме отразить явления, изучаемые данной наукой, а также связи между ними путем фиксации их существенных свойств, признаков и закономерностей.

Понятия и категории социальной работы как научной теории можно свести в три группы: понятия, отражающие сущностный аспект; понятия, отражающие технологический аспект; понятия, характеризующие качественное состояние социальной работы.

Понятие является важнейшей логической формой, позволяющей выявить существенные, наиболее устойчивые и повторяющиеся связи между явлениями и процессами в социальной работе. Именно посредством понятий в любой науке, и социальная работа здесь не исключение, представляется возможным добиться единообразия в понимании сущности явлений, выразить закономерности и тенденции развития социальной действительности.

Принято различать понятия двух уровней. Во–первых, это понятия, отражающие эмпирический опыт социальной работы, результаты наблюдений и экспериментов. Во – вторых, понятия, образующиеся путем интерпретации первичных понятий (понятий первого уровня) и логических операций над ними.

Классификация понятий по степени общности:

  1. общенаучные (субъект, объект, взаимодействие, причина, следствие, закономерность, система, элемент, связи, отношения, развитие, изменение);

  2. понятия социальных наук (общество, культура, человек, индивид, личность, деятельность, сознание, поведение);

  3. понятия, используемые в социальной работе и в смежных дисциплинах (отклоняющееся поведение, аномия, социализация, адаптация, реабилитация, консультирование);

  4. специфические понятия социальной работы (индивидуальная социальная работа, групповая социальная работа, социальная защита, социально-психологическое консультирование, трудная жизненная ситуация, социальная служба, социальное сиротство, эскапизм).

Понятийно-категориальный аппарат – это совокупность понятий, категорий и терминов, еот. Позволяют в обобщеной форме отразить явления, изучаемые данной наукой, а так же связьи между ними путем фиксации их существенных свойств, признаков и закономерностей.

Понятие - важная логическая форма, позволяющая выявить существенные, наиболее устойчивые и повторяющиеся связи между явлениями и процессами. Ключевое понятие любой науки, составляющее основу ее аппарата, называют категорией.

Классификация(система) категорий соц. Работы (Холостова):

  1. Понятия, кот. Отражают специфику соц. Работы в различных сферах соц. Практики.

  2. Работа с различными клиентами

  3. В разных соц. Ситуациях.

  4. Разные аспекты организации проф. Соц. Работы.

Три категории теории соц. Работы (Мудрик):

  1. Категории неспецифические в теории соц. Работы, а обозначаемые ими явления и процессы изучаются так же другими науками.

  2. Категории, являющиеся прежде всего категориями соц. Работы, но исполняются и другими науками

  3. Категории, являющиеся только категорями соц. Работы.




  1. Интегрированные подходы в теории социальной работы.

Интегрируя подходы отечественных и зарубежных ученых к определению сущностного содержания социальной работы, можно предположить, что оно включает в себя три аспекта: 1/ оказание помощи отдельному человеку или группе лиц, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, путем поддержки,

консультирования, реабилитации, патронажа и использования других видов социальных услуг;

2/ актуализацию потенциала самопомощи лиц, оказавшихся в сложной жизненной ситуации ;

3/ целенаправленное влияние на формирование и реализацию социально-экономической политики на всех уровнях – от муниципального до федерального с целью обеспечить социально здоровую среду жизнедеятельности человека, создать систему поддержки людей.

Становление социальной работы как специального института и особой профессии вызвано не только возросшими запросами населения на социальную поддержку, но и изменением содержания этих запросов, их индивидуализацией, обусловленностью более глубокими личностными потребностями, более

опосредованными условиями их удовлетворения.

Степень социальной защиты населения и его отдельных слоев позволяет судить о прогрессивности общественного строя, уровне экономического развития страны и благо-состояния народа. Вот почему социальная работа сегодня – это такое непреходяще важное дело, от которого никто не может оставаться в стороне.


  1. Основные проблемы теории социальной работы. Сем 1 от 28.09

Противостояние и сосуществование позитивистского и социальногуманитарного подходов в социальном мышлении в последние 100-150 лет проявлялось постоянно, в том числе и в теории социальной работы. Мы эту сторону проблемы рассматриваем в характеристике важнейших тенденций современного научного знания о теории социальной работы, а также при характеристике ее важнейших моделей, сосуществующих сегодня в современном общественном сознании.

ряд глобальных проблем, с которыми столкнулось человечество в конце XIX - первой половине XX в. Они во многом обусловили актуальность возникновения и совершенствования социальной работы как общественного явления, а также ее научного обеспечения, создания теоретических и методологических основ. Наиболее остро и масштабно о себе заявили такие глобальные проблемы, как загрязнение окружающей среды, угроза демографического взрыва, массового голода в слаборазвитых странах и регионах, опасность самоуничтожения человечества в результате использования оружия массового поражения, проблема моральной деградации, социокультурного вырождения, распад семьи как традиционного социального института, составляющего основу воспроизводства общественной и индивидуальной жизни человека. Серьезную проблему защиты большей части населения планеты поставила растущая социальная дифференциация, увеличение различий в уровне жизни народов разных стран и регионов, распространение масс-культуры, обострение проблемы миграции, выбора смысложизненных ориентации населения индустриально развитых и развивающихся стран1.

Ролевые конфликты и проблемы обычно возникают, когда одна роль несовместима с другой или в чем-то существенно противоречит ей. Возможны и внутриролевые конфликты, что случается тогда, когда различные роли, выполняемые одним лицом, являются несовместимыми или плохо совмещающимися. Интро-ролевой конфликт имеет место в том случае, если ожидания различных людей по поводу одной и той же роли не согласуются. А ролевая неоднозначность появляется, когда существует неопределенность по поводу того, что конкретная роль влечет за собой. Социальные проблемы (бедность, загрязнение природы, дискриминация и пр.) осложняют условия бытия человека, сокращают возможность взаимной адаптации. Жизненные системы (люди, их объединения) согласно теории экосистем должны пытаться поддерживать хорошее равновесие со своим окружением.

объяснения в традиционной социальной работе сводят сложные социальные проблемы к индивидуально-психологическим. Имеется тенденция "найти" виноватого, жертву, возлагая ответственность за проблемы, имеющие социальное происхождение, на плечи клиентов, Она отвлекает внимание от социальных обстоятельств, во многом определяющих проблемы клиента;

  1. Принципы теории и практики социальной работы.

Принципы соц. Работы – это основополагающие идеи и нормы поведения органов соц. Работы, обусловленные требованиями, объективными органами, закономерности развития и функции соц. Процесса.
Соц. Принципы:

        1. Соц – политический

        2. Организационный

        3. Психолого – педагогический (можно охарактеризовать только как способ психолого – педагогического взаимодействия на клиента)

Специфические принципы соц. Работы – определяют основные правила деятельности в сфере оказания соц. Услуг. К ним относятся: - принцип универсальности; - охрана соц. Прав; - соц. Реагирование; - клиентоцентризм; - профилактическая направленность; - конфиденциальность; - толерантность.

  1. Теория познания в социальной работе.

Теория познания есть общая теория, уясняющая саму природу познавательной деятельности человека, в какой бы области науки, искусства или житейской практики она ни осуществлялась. Теория познания развивалась вместе с философией на протяжении всей ее всемирной истории.

Теория познания иначе называется гносеологией, или эпистемологией. Эти термины имеют греческие корни: gnosis — познавание, узнавание; познание, знание и episteme — знание, умение; наука. В русском языке термин «знание», равно как и «познание», несет два основных значения: во-первых, знание как данность, добытый факт, во-вторых, процесс узнавания, добычи знания в первом смысле. Гносеология не может не касаться указанных сторон. Все же в узком смысле задачей гносеологии является скорее исследование природы «готового» знания, чем методов его получения. Таким образом, гносеология это знание о знании. В последние десятилетия ученых все больше интересует процесс получения знания, его приращения, развития, а это предполагает изучение и использование достижений истории наук, данных когнитивной психологии, учет личностного фактора в познавательной деятельности.

«Теория социальной работы» в контексте обучения будущих профессионалов в области социальной работы выступает не столько как универсальная модель объяснения и описания различных проявлений реальности, сколько как систематизированная модель концептуальных конструкций и взглядов, принятых в данном профессиональном сообществе.

Такой подход предполагает следование определенным стандартизированным представлениям о генезисе теоретической мысли в сфере социальной работы, ее теории познания, соотношению с другими научными дисциплинами, видах практической деятельности, концепциях человека -- помогающего и человека -- нуждающегося в поддержке, различных видах помощи. В российской практике доминирующими являются теоретические принципы психолого-педагогической области познания, например «принцип индивидуального подхода». Условно принципы социальной работы можно разделить на следующие группы: 1) общие принципы, отражающие стратегии социальной работы во всех ее познавательных и практических направлениях; 2) концептуальные принципы, характерные для теоретических школ и направлений; 3) операциональные, и имплицитные, принципы, реализуемые в процессе интеракций на различных уровнях; 4) этические принципы, отражающиe нравственные императивы социального работника, выполняющего в обществе определенную миссию. В различных травлениях и школах данные принципы могут иметь свои типологии и классификации.


  1. Интеракциональные подходы к практике социальной работы.

Интеракциональные подходы. Были развиты основным образом в шестьдесят   семьдесят  е преклонные годы В принципиальное отличие от достаточно информационного подступай, рассматривающего широкое общение как трансакции по передаче инфы (отдельные достаточно коммуникационные акты), в интеракциональном подходе широкое общение рассматривается как ситуация весьма совместного присутствия, которая взаимно устанавливается и поддерживается людьми с помощью разных форм поведения и наружных атрибутов (наружности, предметов, обстановки и т. П.). И это несомненно поведенческое совершенно управление ситуацией весьма совместного присутствия, ее порядком поддержание происходит относительно независимо от намерении участвующих индивидов Хотя они владеют реальным контролем за входом либо выходом из ситуации в согласовании со своими намерениями, до того времени пока участники воспринимают весьма присутствие и образцовое поведение друг дружку в ситуации, они не могут избежать неизменной координации поведения по отношению бесценный друг к другу.

Интеракциональный подход признает положение, что само на самом несомненно деле  активное взаимодействие включает активный обмен сообщениями. Но основной вполне исследовательский энтузиазм больше ориентирован на компанию поведения. Теоретические основания этого на самом несомненно деле подхода: ориентация на многоаспектность анализа людского поведения во множестве немного жизненных критерий и событий (в разных соц контекстах); образцовое поведение является не столько функцией внутренних побуждений индивидума, его мотивационных либо личных причин, а больше — функцией самой естественно ситуации взаимодействия и соц отношений (позиция ситуационного подхода в совсем социальной психологии); положения обшей теории систем, вводящей в вполне исследовательский достаточно инструментарий и весьма концептуальный аппарат такие порядком фундаментальные понятия как «система», «динамическое равновесие», «саморегуляция» и «программа».

В рамках интеракиионального подхода был разработан ряд теоретических моделей, пытающихся разъяснить основной вопросец — какими методами / способами структурируются и управляются ситуации общественного присутствия с помощью средств поведения.


  1. Психодинамические подходы в теории и практике социальной работы.

как практика социальная работа возникла раньше научного периода в психологии - примерно в 70-х гг. XIX в., то теоретическое осмысление ее результатов и развитие навыков шло под большим влиянием и параллельно с развитием теории психоанализа (вплоть до конца 1940-х гг. психодинамический и Эго-психологический подходы были доминирующими в индивидуальной социальной работе, т. е. в работе с одним клиентом, а не с группой; "social casework") и позже теории социальной психологии, теории научения, теории стресса и других психологических концепций. Вопрос, достигла ли социальная работа научного периода своего развития, заслуживает особого рассмотрения, поскольку на Западе она уже давно является отдельной научной дисциплиной наряду с психологией, социологией, психиатрией и др., а в нашей стране ее неожиданное бурное развитие носит характер повсеместного образования в этой области в условиях недостаточно развитой системы социальной работы как научно обоснованной практики.

Психодинамический подход в социальной работе неоднократно анализировался в зарубежной литературе, он может именоваться как "психодинамический подход", "психодинамическое консультирование", "психодинамическая работа со случаем" (psychodynamic casework), психосоциальный подход. В чем большинство теоретиков согласны между собой, так это в том, что социальная работа впитала в себя следующие идеи З. Фрейда и его последователей (особенное место отводится теории О. Ранка, а также Д. Боулби, Э. Эриксона, М. Кляйн):

  • принятие опыта клиента и ситуации, в которой он находится;

  • учет предыдущего опыта отношения клиента со значимыми близкими, особенное внимание уделяется травмам отрыва от матери, недостатку привязанности, проблемам сепарации;

  • роль желаний и контржеланий клиента;

  • сопротивление изменениям;

  • необходимость усиления Эго.


      Заметим, что данные формулировки идут именно из работ по теории и практике социальной работы, поэтому они несколько отличаются от принятых в психологической и психоаналитической литературе.


  1. Поведенческие подходы к теории социальной работы.

Первые практические шаги в области индивидуальной социальной помощи связаны с теоретическими установками бихевиористской психологии, когда она первоначально выступала как научный метод, но впоследствии вытеснилась практикой психоанализа. Однако в 1960 — 1970-е гг. на основе поведенческих подходов складываются новые техники помощи.

Эдвин И. Томас в 1960-е гг. начал вводить поведенческие методы в практику социальной работы и в образование. Практика социальной работы позволяла получать на основе поведенческих подходов эмпирическую информацию, что давало возможность управлять и оперативно оценивать процесс вмешательства. Поведенческий подход совместим в социальной работе с подходом «личность —среда», он сосредоточивается на личностных ресурсах, ресурсах окружающей среды, которые могут быть мобилизованы, чтобы стимулировать и сохранять измененное поведение клиента

Нередко понятия "поведенческий подход" (поведенческая парадигма) и "бихевиоральный подход" используются как синонимы, однако в сложившейся практике между этими подходами есть существенная разница. Поведенческая парадигма включает в себя не только бихевиоральное, но и когнитивно-бихевиоральное, и личностно-поведенческое направление, где психолог видит в человеке автора как внешнего, так и внутреннего поведения (мыслей и эмоций, выбора той или иной жизненной роли или позиции) - любых действий, автором которых он является и за которые он несет ответственность.

Поведение человека - направленные (направленные к чему-то или от чего-то, в какой-то мере осмысленые и целесообразные) личностно или социально значимые действия, источником которых является сам человек и авторская ответственность за которые возлагается на него. Поведением человека в узком смысле слова называют только его свободные действия. В более широком понимании к поведению человека относят и автоматические реакции его организма, если они внешне видимы и как-то значимы («голова повернулась»).

В личностно-поведенческом направлении, в отличие от бихевиорального, психолог видит в человеке, с которым он работает, не объект воздействия, а личность - человека, который может управлять своим поведением и с которым можно обсуждать его выборы.


  1. Институционализация теории социальной работы. -1

  2. Институционализация профессиональной деятельности. -2

  3. Объекты и субъекты теории и практики социальной работы. - 3

  4. Понятия и категории теории социальной работы. 4

  5. Интегрированные подходы в теории социальной работы 5.

  6. Основные проблемы теории социальной работы 6.




  1. Принципы теории и практики социальной работы.

Общие принципы социальной работы

Эти принципы отражают общие, характерные для всех систем классификаций и таксономии социальной работы типологические связи и отношения, существующие независимо от формы проявления практики и субъектности нуждающегося клиента. Общие принципы выражаются в денотативных дефинициях, где описание и идентификация процессов осуществляется через ясные и доступные, прозрачные концепты. Они выражают философию социальной работы в аспекте ее теоретических концептов метауровня познания практики как изменяемой в нужном направлении реальности проблем и нужд клиентов. Такими принципами, отражающими сущность субъект-субъектных, субъект-объектных, объект-субъектных отношений, выступают следующие:

- Принцип активизации исходит из идеи о равноправном партнерстве и равной ответственности субъекта и объекта социальной помощи. Цели активизации связаны как с определением самостоятельности объектов помощи в их политической, правовой, экономической независимости, так и е умениями определять, отстаивать и решать свои проблемы самостоятельно.

- Принцип «среда -- личность» связан с методологическими установками на процесс интеракции, где в качестве объекта изменения выступает среда. Среда может быть представлена различными объектами изменения от общности до референтной группы. Он также выступает в качестве методологического принципа обоснования существенных связей и отношений субъекта и среды, изменяющей его индивидуальные стратегии развития, а также приводящие к стагнации.

- Принцип «личность -- среда» отражает сущность стратегий изменения и развития мезо- и макрообъектов помощи, где в качестве активного агента модификации выступает отдельный субъект. Принцип выражает философию социальной работы и процесс ее познания, предполагающий, что не существует фатальной зависимости человека от среды, которая также изменяется под воздействием индивидуальных преобразований отдельных субъектов.

- Принцип «здесь и теперь» -- общая установка на процесс взаимодействия и познания социального работника клиента, где актуализируются мысли, чувства, события, имеющие место непосредственно в данное, конкретно-бытийное время.

- Принцип «там и тогда» в общем виде представляет собой фокусирование социального работника на процессе взаимодействия и познания клиента, в которых актуализируются прошлый опыт, жизненные ситуации клиента, явившиеся причиной модификации его жизненных стратегий.

- Принцип «я и другие» -- принцип, согласно которому процесс познания в социальной работе должен учитывать совокупность воздействий, ведущих к изменению стратегий развития объекта. Они могут быть представлены различными связями, отношениями, ситуациями и находиться в различных сферах и областях существования, непосредственно не связанных с объектом помощи. Согласно этому принципу раскрывается стратегия оказания помощи субъекту, при учете различных способствующих ей сил.

Указанные принципы универсальны, характерны для всех школ знания в социальной работе, независимо от их концептуальной и идеологической направленности. Они имеют исторически обоснованный характер, отражают определенный этап развития и познания социальной работы, они находятся в постоянном обновлении, уточнении и дополнении, в зависимости от исторических, социальных, познавательных потребностей и условий.

Концептуальные принципы социальной работы

Концептуальные принципы в теории познания социальной работы выражены через коввотативные и номинативные дефиниции. Коннотативные дефиниции отражают специфику познания концепций мезоуровня, определяют их особенные черты, присущие только данному уровню и направлению познания. Номинальные дефиниции представляют главные, качественные характеристики и приоритеты теоретических концептов, в их понятийной оппозиции и пропозициях относительно других теоретических концептов социальной работы.

Многообразие теоретических концептов, направлений, которые постоянно находятся в процессе развития, затрудняет возможность отражения всего спектра этих принципов, однако подходы к их классификации и характеристика основных концепций дают представление о природе их функционирования.

Исходя из концепции М.Блума о компонентах научной теории, научные релевантные практике социальной работы концепции должны состоять из доказуемых, научно обоснованных и не противоречивых компонентов. Каждый компонент должен отражать свой уровень познавательных задач, ему должны соответствовать свои таксации, он должен представлять свою единицу анализа реальности. Структура научной концепции, таким образом, должна состоять из:

* концептов;

*классификации;

* нормативных моделей;

* принципов.

Итак, принципы данного уровня познания связаны с базовыми феноменами, процедурами, смыслами концепции.

Операциональные принципы

Операциональные принципы выражаются через операциональные дефиниции. Они раскрываются через индивидуальные смысловые категории, принятые в той или иной профессиональной культуре. Операциональные принципы выстраиваются на основе индивидуального опыта социального работника в процессе его взаимодействия с клиентом.

Практика взаимодействий с клиентом выработала определенные подходы, ставшие аксиоматическими, например:

* Клиент всему начало.

* Начало контакта с клиентом -- начало лечения.

* Продвигаться вместе с клиентом и т.д.

Этические принципы социальной работы

Этические принципы социальной работы определяют нормированное поведение социального работника. С одной стороны, оно выступает в процессе помощи как один из видов поддержки « человека-нуждающегося ». С другой стороны, принципы являются тем ценностным континуумом, в котором проявляются отношения и взаимоотношения социального работника с миром профессиональной культуры, к которому он принадлежит. Так, этические принципы, разработанные Национальной ассоциацией социальных работников США (NASW), охватывают различные стороны интеракций социального работника в процессе профессионального взаимодействия: профессиональное поведение и взаимоотношения с клиентами, обращение с клиентами и работодателями, отношение к профессии и обществу. При этом каждый вид профессиональных взаимоотношений имеет свои принципы и императивы. Так, стандарты NASW для социальных работников, осуществляющих свою деятельность в системе здравоохранения, помимо общих принципов, имеют принципы относящиеся к их сфере компетенции. Среди них:

* содействие в поддержке физического и психосоциального здоровья;

* предотвращение физических и умственных болезней;

* содействие в усилении физического и психосоциального функционирования; -

* внимание к социальным и эмоциональным ударам, приводящим к болезням и недееспособности.

Специальные стандарты профессиональной деятельности социальных работников, включающие в себя этические принципы профессионального взаимодействия, имеют и другие зарубежные организации социальных работников.

В Российской Федерации в 1994 г. на конференции членов Межрегиональной ассоциации работников социальных служб был утвержден кодекс социального работника, который включает в себя следующие принципы:

* принцип компетентности;

* принцип моральной ответственности перед клиентом;

* принцип моральной ответственности перед обществом;

* принцип моральной ответственности перед профессией и коллегами.


  1. Теория познания в социальной работе. 8.

  2. Интеракциональные подходы к практике социальной работы 9.

  3. Психодинамические подходы в теории и практике социальной работы 10.

  4. Поведенческие подходы к теории социальной работы 22.




  1. Социальная работа в системе социального обслуживания.

Социальное обслуживание в соответствии с Федеральным законом «Об основах социального обслуживание населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Трудная жизненная ситуация – это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, молообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т.п.), которую он не может преодолеть самостоятельно.
Социальная работа – универсальный социальный институт: ее носители оказывают помощь всем индивидам независимо от социального статуса, национальности, религии, расы, пола, возраста и иных обстоятельств. Единственный критерий в этом вопросе – потребность в помощи и невозможность

своими силами справиться с жизненным затруднением.

Социальная работа — профессиональная деятельность, имеющая целью содействие людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации. Социальная деятельность в России, как и в других странах, служит

благородным целям – обеспечить удовлетворение потребностей населения, особенно социально уязвимых его слоев, создать более благоприятную атмосферу для достойной поддержки их возможностей.

Социальная работа играет огромную роль в помощи одиноким пожилым людям. Изучение показало, что в терапии одиночества нужно учитывать многообразие факторов, ведущих к одиночеству, этому должно соответствовать и многообразие стратегий вмешательства; помощь одиноким людям должна состоять в изменении ситуации, а не личности человека.

Для того, чтобы работа субъектов социальной деятельности была более целенаправленной и эффективной нужно иметь четкое представление о проблемах различных социально уязвимых категорий населения. А для этого в каждом районе необходимо регулярно проводить социологические исследования проблем. Для систематизации информации создать единый банк данных по району.

Безусловно, для улучшения социальной работы необходимо укрепить материально- техническую базу социальных служб.

Понимая необходимость совершенствования системы социального обслуживания и в то же время ограниченные финансовые возможности, можно поставить две задачи – изыскание дополнительных средств на оказание социальной помощи и внедрение новых форм и методов обслуживания.



  1. Социальная работа в контексте социальной политики.

Реформирование общественной жизни глубоко затрагивает не только механизм управления обществом, но и весь комплекс интересов личности, трудовых коллективов, классов, народностей, социальных и профессиональных групп и слоев населения. Среди факторов, способствующих гармонизации интересов личности и общества, гарантирующих защиту интересов человека, его прав и свобод, особое место принадлежит социальной политике государства и всей инфраструктуре социальной работы с различными группами населения. В диалектической взаимосвязи социальной политики и социальной работы легко обнаруживается их общность и отличие, их значимость в реализации и удовлетворении потребностей и интересов людей.

Социальная политика — это составная часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах и практике и регулирующая отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения. Социальная политика по своему происхождению вторична по отношению к экономике, которая была и остается определяющей материальной основой решения всех социальных задач. Любые социальные программы ничего не стоят, если они не обеспечены экономически. Однако соотношение экономики и политики не может быть сведено к соотношению между экономической и социальной политикой государства. Здесь особое значение приобретает взаимодействие обоих видов политики, при котором приоритет может иметь то один, то другой вид.

Вторичность происхождения социальной политики по отношению к экономике не означает вторичности, второстепенности ее значимости для развития материальной и духовной культуры общества. Во-первых, в социальной сфере реализуются результаты хозяйственной деятельности, проверяется ее эффективность в удовлетворении потребностей людей. Во-вторых, в социальной политике находит отражение и проявление степень ее гуманности. В конечном итоге забота о человеке, о создании условий для его гармоничного развития является самоцелью общественного прогресса. И насколько эта тенденция выражена в социальной политике государства, тем зримее проявляется гуманистическая сущность и направленность общественного развития. В-третьих, без действенной социальной политики невозможна активизация творческого начала в деятельности человека как главного составляющего производительных сил общества. Структурные элементы человеческого фактора являются проявлением конкретных социальных отношений, регулирование и совершенствование которых составляют содержание социальной политики и социальной работы в обществе.

Всякое невнимание к нуждам людей, ослабление внимания к социальным аспектам труда, быта, досуга, любые ущемления законных интересов людей в конечном итоге противоречат принципу социальной справедливости и ведут к падению производства и обострению социальной напряженности в обществе или регионе.

Главная задача социальной политики состоит в гармонизации общественных отношений путем выработки и осуществления организационно-экономических, научно-технических и нравственно-правовых мер по их регулированию. Последовательное проведение социальной политики в жизнь способствует упрочению политической устойчивости общества.

В развитии социальной политики государства на современном этапе общественного развития можно выделить несколько направлений, которые в совокупности раскрывают основное содержание социальной политики.

Социальная политика государства является и фактором ускорения научно-технического прогресса, инновационной деятельности на производстве. Заинтересованность предприятий в интенсификации производства на базе достижений науки и техники ставит доходы коллективов в прямую зависимость от уровня оснащенности производства высокопроизводительным оборудованием, от внедрения прогрессивных технологий и от эффективности работы каждого. Подлинный гуманизм содержания социальной политики государства определяется не количеством льгот, компенсаций и вознаграждений за вредные условия труда, а реальным удовлетворением потребностей людей в хороших условиях труда, быта и отдыха, в создании благоприятных возможностей для проявления человеком физического, интеллектуального и творческого потенциала в труде.

В социальной политике государства исключительно большое место занимает забота об укреплении семьи. И это не случайно. Семья является, с одной стороны, результатом цивилизации, с другой ее творцом, источником социального и экономического развития общества. Она производит главное богатство общества — человека. Здоровый морально-психологический климат, общая и психолого-педагогическая культура семьи делают ее незаменимой социально-психологической, коммуникативной ячейкой формирования личности, укрепления здоровья человека. Однако следует отметить, что то внимание, которое уделяется семье со стороны государства, далеко не достаточно и многие проблемы семейно-бытовых отношений в обстановке экономического кризиса резко обостряются. В стране сейчас насчитывается более 72 млн. семей. Ежегодно заключается около 3 млн. браков и расторгается более 900 тыс. Из разведенных супругов лишь менее половины вступают в новый брак. Каждая девятая семья является неполной. В Российской Федерации 58 % семей имеют лишь одного ребенка. Катастрофически падает рождаемость. Каждая вторая беременность завершается абортом, растет количество “отказных” детей. Из-за ненормальных семейно-брачных отношений возникает огромное количество человеческих трагедий, растут наркомания, алкоголизм, проституция, реальной угрозой становится СПИД.

В развитии семейно-брачных отношений стала характерной тенденция, связанная с нуклеаризацией семьи. Под этим кроется образование небольших по численности семей, территориальное разделение старшего и среднего поколений, ослабление в городах соседского общения, изменения форм социального контроля в связи с урбанизацией, а также в связи с социальным обеспечением по старости или в случае потери трудоспособности, когда родители не видят в детях своих основных кормильцев в старости. Нуклеаризация семьи является следствием снижения уровня деторождаемости, на которую оказывают воздействие как экономические, так и социальные факторы. Среди социальных факторов необходимо выделить прежде всего такие, как состояние и развитие социальной инфраструктуры, социальная защищенность материнства и детства, ценностные ориентации и нравственно-гуманистические идеалы в обществе. В социальной политике государства находят отражение меры по увеличению помощи семьям, имеющим детей, расширяются льготы работающим женщинам, связанные с рождением и воспитанием детей, и другие меры. Но в условиях обостряющегося кризиса в обществе, заметного социально-демографического эффекта они, к сожалению, пока не дают.

Важное место в политике государства принадлежит обеспечению социальной справедливости в обществе. Проведение в жизнь принципа социальной справедливости — непременное условие стабильности и устойчивости гражданского общества, динамизма его развития. Социальная справедливость — это оценочное понятие различных явлений и фактов общественной жизни. Будучи сложным феноменом, оно является результатом интеграции нравственно-правового и социально-политического сознания. Категория справедливости применима к оценке экономических, политических, правовых событий и фактов, к оценке взаимоотношений личности и общества, а также к сфере межличностных отношений.

Ядром социальной справедливости является требование соответствия между действительной ролью личности, социальной группы в жизни общества и их социальным статусом, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, заслугами людей и их общественным признанием. Всякое несоответствие в этих соотношениях оценивается как несправедливость.

Социальная справедливость пронизывает все стороны отношений в обществе. Это и реальное народовластие, равноправие и равенство всех граждан перед законом, это и широкие социальные гарантии: обеспеченность работой, доступность образования, культуры, медицинского обслуживания и жилья, забота о престарелых, материнстве и детстве, об инвалидах. Все это проблемы социальной справедливости, с одной стороны, а с другой — главные вопросы социальной политики государства, решение которых обеспечивает достижение социального равенства людей. Однако справедливость не сводится только к равенству. Как известно, по своей природе люди не равны: одни физически или духовно сильнее, другие слабее, одни моложе, другие старше и т. д. Вот почему несправедливо, когда уравниваются неравные, когда имеет место уравниловка. Содержание и направленность социальной политики на достижение в обществе социальной справедливости и равенства не означают возможности достижения их в полном объеме на государственном уровне. Решение проблем социальной справедливости на макроуровне, в масштабе всего общества всегда носит паллиативный характер. Они должны конкретизироваться и дополняться деятельностью органов социального управления и социальных служб на мезо- и микроуровне, т. е. системой социальной работы на местах.

Обусловленность социальной работы социальной политикой государства
Содержание и направленность социальной политики государства служат не только содержательной, но и организационной основой социальной работы, выполняя важную методологическую функцию относительно последней.

Социальную политику можно рассматривать как причинно обусловленную, ситуативную, динамичную по форме и ориентации деятельность по практической организации социальной безопасности людей, стремящихся реализовать свои потребности и интересы в обществе. Опираясь на силу законов и подзаконных нормативно-правовых актов, структуры органов государственного управления, социальная политика стремится создать предпосылки для адаптации человека к изменчивым во времени и в пространстве условиям жизнедеятельности. Серьезная политика не может сводиться к декларациям и заверениям, не подкрепленным конкретными мерами социальной помощи и поддержки населения. Такой подход лишь дискредитирует социальную политику, тормозит поступательное развитие общества. Вот почему проблема реализма социальной политики, непосредственно задевая интересы и потребности людей, отражаясь в судьбах и условиях жизнедеятельности каждого, заключает в себе не только созидательный, но и разрушительный потенциал. Практика показывает, что учет интересов и потребностей социальных, профессиональных, национальных, половозрастных групп населения — это сложный, несвободный от противоречий процесс. И чем глубже изучены и осмыслены жизненные потребности различных групп населения, условия и возможности их реализации, тем точнее и полнее они формулируются в задачах социальной политики, а следовательно, и успешнее решаются.

В социальной политике можно вычленить две взаимообусловленные, взаимодействующие стороны: научно-познавательную и практически-организационную. Научно-познавательный компонент социальной политики выступает как результат анализа и осмысления назревших в обществе потребностей, тенденций развития социальных процессов, как обобщенный результат и оценка предыдущего курса социальной политики государства. Он отражает уровень общественного мнения и настроения, степень социальной устойчивости различных слоев населения. Весь этот аналитический материал дает возможность органам государственного управления выработать концепцию социальной политики, сформулировать ее главные задачи и направления.

Практически-организационная сторона социальной политики государства связана с непосредственным осуществлением концептуальных положений, стратегических задач социальной политики. И здесь большое значение приобретает разносторонняя организаторская деятельность органов государственного управления системой социальных служб и работа с населением, подчиненная задачам социальной политики государства. Всесторонне взвешенная, научно обоснованная социальная политика государства, созвучная с интересами народа, составляет важнейшую основу содержания социальной работы, обеспечивая ей целеустремленность, а организаторам — уверенность в практических шагах.

Организаторская работа — это распорядительная деятельность управленческих органов по рациональному разделению труда при решении поставленной задачи, по оптимальному использованию сил и средств, способов стимулирования для качественного и своевременного выполнения задания. Организаторская работа по реализации социальной политики, являясь организационным уровнем социальной работы, предполагает:

  • глубокое уяснение вытекающих из содержания социальной политики задач и всесторонний анализ и оценку условий для их решения;

  • подбор и расстановку кадров, создание или изменение организационных структур в интересах решения стоящих задач;

  • доведение до исполнителей задания, определение их функций, полномочий и ответственности, ресурсов и средств, имеющихся в распоряжении;

  • разъяснение смысла и социальной значимости качественного и своевременного выполнения задач, способов стимулирования труда;

  • координацию усилий и действий структурных подразделений и конкретных исполнителей, обеспечение целеустремленности их деятельности;

  • проведение хода исполнения заданий по этапам и в целом, оценку деятельности исполнителей, извлечение уроков и формулирование выводов для последующей деятельности.

Вычленение в социальной политике двух ее аспектов, разумеется, носит условный характер. Нельзя абсолютизировать какую-либо из этих сторон социальной политики, тем более противопоставлять. Абсолютизация научно-познавательного компонента социальной политики может привести к известному академизму, выхолащиванию ее социального смысла, отрыву от жизненных потребностей людей, декларативности. Чрезмерный же акцент лишь на практически-организационную сторону социальной политики обернулся бы узким практицизмом, сведением социальной политики к мерам организационного характера, к подрыву системности в социальной работе. Оба компонента социальной политики могут рассматриваться лишь в неразрывном единстве, во взаимосвязи, как внутренне спаянные части цельного явления. Научно-познавательная сторона, характеризуя прежде всего уровень научной обоснованности социальной политики, формулирует цели и общее содержание развития социальной сферы, ее инфраструктуры, определяет направленность, стратегию организаторской работы в этом направлении, а следовательно, выполняет важную методологическую функцию в отношении социальной работы в обществе.

Однако методологическая функция научно-познавательного компонента социальной политики не означает односторонности ее воздействия на характер и содержание организаторской и социальной работы в обществе. Социальная работа с ее разветвленной структурой органов управления в различных регионах общества и обширной сетью центров социальной помощи населению оказывает обратное и притом активное воздействие на социальную политику, поскольку играет роль обратной информационной связи в системе управления социальными процессами. Вбирая в себя практически-организационный аспект социальной политики государства, она обеспечивает реализм последней, проверяет ее жизненность. Такова диалектика взаимодействия социальной политики и социальной работы.

Любые практические шаги и действия в области социальной работы складываются из совокупности усилий отдельных личностей, наделенных, наряду с общими, и неповторимо индивидуальными чертами, качествами. Как социальная практика социальная работа не является простой суммой действий индивидуумов. Это взаимосвязанное, цельное системное образование, проявляющее себя на ином уровне, чем персональная практика социального работника. Благодаря органичному сочетанию системности и индивидуальности, дифференцированная социальная работа дополняет, расцвечивает социальную политику государства, обогащая общество гуманистическими, духовно-нравственными ценностями.

Успех в социальной работе, как показывает опыт, в решающей степени зависит от социальной ориентированности кадров. Социальная ориентированность кадров — это обобщающий показатель, характеризующий слитность социально-политического мышления с навыками непосредственного, практического управления социальными процессами на всех уровнях — от федерального до трудовых коллективов. Она предполагает, что работники органов государственного управления проникнуты высоким чувством ответственности за реализацию социальной политики государства, за утверждение принципа социальной справедливости в общественной жизни.

Важнейшей стороной социальной ориентированности кадров является понимание необходимости решительного поворота к интересам и потребностям человека, к развитию социальной сферы, ее инфраструктуры. Однако, как показывает практика, этого еще не происходит, а экономический кризис еще более обостряет социальные проблемы. Отставание в решении социальных проблем, особенно в строительстве жилья, усиливает текучесть рабочей силы, снижает трудовую активность, негативно влияет на экономику, на благосостояние людей. Ослабление внимания к социальным проблемам явилось одной из основных причин оттока населения из сел. В результате в некоторых областях, например, Тульской, Тверской, Ярославской, прекратили существование сотни сельских населенных пунктов.

За последние годы резко обострились социальные проблемы и в городах. Перенаселенность за счет привлечения рабочей силы из окрестных районов, а также за счет миграции и беженцев из мест обострения социальных конфликтов усложняет проблемы транспорта, медицинского обслуживания, трудоустройства, жилья и т. п. Данные социологических исследований в Российской Федерации выявили устойчивую тенденцию снижения степени удовлетворенности семей в основных потребностях. Продолжает стремительно ухудшаться экологическая ситуация, отрицательную направленность имеет тенденция демографического развития общества, растет преступность. Демонтаж старых экономических структур и хозяйственных связей при практическом отсутствии апробированных структур рыночной экономики и при абсолютной неподготовленности населения к этому типу экономики, наряду с падением объемов производства, резко обострили не только ситуацию на потребительском рынке, но и социальную напряженность в обществе.

Многофакторность социальной напряженности в обществе лишний раз подчеркивает важность социальной ориентированности всех кадров государственной структуры управления, а не только ведомства социальной защиты населения, поскольку от этого, в конечном счете, зависит превращение потребностей и интересов людей в реальный факт социальной политики государства.

Социальная ориентированность кадров предполагает:

  • широкий социально-политический кругозор и социальную направленность мышления как сущностной характеристики их политической культуры;

  • навыки социально-политического анализа ситуации и умение на его основе осуществлять обоснованный выбор наиболее эффективных средств реализации социальной политики, форм и методов социальной работы с различными категориями населения;

  • умение прогнозировать и предвидеть варианты развития социальных процессов и учитывать их в практической деятельности;

  • коммуникабельность и навыки работы с людьми, способность приводить в действие и активизировать внутренние резервы физического, интеллектуального, психологического и нравственного потенциала человека.

Социальная ориентированность является профессиональным качеством социального работника, она вырабатывается в процессе практической деятельности, путем уточнения и развития теоретических положений на практике, в конкретных жизненных обстоятельствах.

Таким образом, социальная политика и социальная работа взаимосвязаны. Эта взаимосвязь носит диалектический характер, во многом напоминая соотношения философских категорий сущности и явления. Социальная работа представляет собой форму, способ реализации социальной политики. С другой стороны, социальная политика раскрывается в социальной работе. Однако единство социальной политики и социальной работы не означает их совпадения, тождества. Социальная работа по своему содержанию богаче социальной политики, динамичнее, подвижнее, в то время как социальная политика сохраняет большую устойчивость, выступая определяющей стороной в отношении социальной работы.


  1. Профессиональная «Я» - концепция социального работника.

Обладая обширными знаниями в социальной сфере и находясь на переднем плане борьбы с социальным неблагополучием в стране, специалисты по социальной работе играют большую роль в системе социальной защиты населения, создании государственно-общественного института возрождения человеческого достоинства в России. В России появилась осознанная потребность в социальных работниках.

Социальная работа как вид профессиональной деятельности была введена в Российской Федерации в 1991 году. Спектр социальной работы, социальной помощи населению исключительно многообразен. В широком смысле социальная работа касается каждого человека, всего населения. В настоящее время выполнение этой многообразной деятельности осуществляют как специально подготовленные квалифицированные работники, имеющие высшее или среднее специальное образование, так и те, кто получил определенные знания на курсах, а также люди, участвующие в этой работе по зову своего сердца и души. Зеер выделяет пять стадий самодвижения личности к вершинам профессионализма:

- оптация (желание) – это осознанный выбор профессии;

- профессиональная подготовка – это приобретение опыта теоретической и практической деятельности;

- профессиональная адаптация – освоение новой профессиональной роли, умение самостоятельно осуществлять профессиональную деятельность;

- профессионализация – квалифицированное выполнение профессиональной деятельности;

- профессиональное мастерство – творческое раскрытие личностных качеств в профессиональной деятельности.

Профессионализм в социальной работе складывается на основе личностных и профессиональных качеств. Для этого необходимо решение следующих условий:

- развитие личностного интереса к выбранной профессии;

- формирование профессионально-мотивационной установки на деятельность;

- формирование профессионально-личностной «Я – концепции»; [2, с.248].

Таким образом, профессионализация – важнейший этап жизни человека, связанный с решением профессионального самоопределения и профессиональной адаптации. На социального работника возлагается особая миссия, выполнить которую он может только при условии формирования особых личностных качеств. Богатство его личности приобретает общественную значимость, становится условием развития как производственных, так и социальных отношений [14].

Профессиональное социальных работников включает в себя профориентацию, овладение профессией, начало самостоятельной трудовой деятельности, непрерывное повышение квалификации и наставничество. Воспитательная функция собственно учебного заведения состоит в создании условий, при которых процесс образования (включающий воспитание, обучение, развитие) превращается в процесс самообучения, самовоспитания, саморазвития [14].

Цели и мотивы профессионального воспитания способствуют стремлению занять в обществе активную жизненную позицию. Профессиональное воспитание – это понимание труда как ценности, отношение к профессии социального работника как особому виду духовной культуры и духовно-практической деятельности. Профессиональное воспитание – это приобщение обучающихся социальной работой к профессиональному труду в качестве субъекта этой деятельности.

Личностно-ориентированная направленность профессионального обучения и воспитания включает:

- профессиональное становление будущего социального работника формирует его внешний и внутренний мир;

- через профессиональное воспитание происходит профессиональное самоопределение как осознание целей, жизненных смыслов, выработку философско-мировоззренческой позиции.

- признание приоритета общечеловеческих ценностей и ориентации на культурные традиции России;

- практическое освоение профессии социального работника следует начинать с учебной группы, с отношений с другими людьми;

Принципы профессионального воспитания:

- принцип творческого саморазвития личности, включающий:

а) сочетание логического и эвристического, рационального и эмоционального;

б) саморазвитие через непрерывное самосовершенствование;

в) распространение собственного опыта и знаний.

- принцип самопознания:

а) ориентация на рефлексивное мышление;

б) осознание своих сильных и слабых качеств;

в) использование сильных качеств личности;

г) анализ причины своих успехов и неудач.

- принцип приоритета практики:

а) понимание необходимости изучения теории и признание принципа, что критерием истины является практика;

б) практическая реализация своих идей;

в) изучение теории с целью последующего применения.

- принцип сотворчества преподавателей и обучающихся как творческих и саморазвивающихся личностей:

а) проявление доверия, терпимости;

б) решение общих задач.

- принцип историзма:

а) изучение истории социальной работы;

б) использование опыта прошлого с целью его применения.

Профессиональной особенностью социальной работы является её пограничный характер, или знание смежных профессий: психологии, социологии, педагогики, юриспруденции и др.


  1. Личность в теоретических концепциях социальной работы.

В основе данных подходов лежит некий универсальный паттерн науки, который достоверно отражает согласно единым принципам и законам явления материального мира, мира человека и общества. Теория систем, теория процессов, принципы синергетики направлены на создание новой парадигмы науки, где нет картезианско-ньютоновского деления знания на естественнонаучное и гуманитарное.
Р.Рамзей разрабатывает новые принципы для социальной работы на основе синергетической концепции Фуллера. Под синергией Фуллер подразумевал общий охват количественных и качественных связей, которые могут быть постигнуты в данной системе. В основе его концепции лежит представление о том, что у природы существует одна наиболее экономичная система координат, минимальная структура, принципы которой и закономерности характерны для всех систем любого феноменологического ряда. Такой системой, по его мнению, является тетраэдр.
Основная идея для социальной работы представлена той же закономерностью, которая раскрывается в следующей логике и характерна для всех систем как мира природы, так и общества. Если знать поведение некоторых составляющих его частей, то возможно открыть наличие других частей и предсказать их поведение.
Данный методологический подход к воздействию и взаимодействию позволяет прежде всего для социальной работы отойти от ее основополагающих принципов “личность - среда” и “среда - личность” и выбрать в качестве нового рабочего подхода принцип “ я и другие”.
Такая установка, согласно теории Фуллера, позволяет сосредоточиваться не на одной связи или доминанте, поскольку это противоречит естественным объективным системам, а как минимум на шести, которые необходимо учитывать при построении концепций и системы объяснения и понимания феноменологического ряда.

Тетраэдр как система взаимосвязи социального работника и клиента становится в этом случае моделью описания процесса помощи. В этой связи социальная работа выступает в качестве промежуточного звена, позволяющего налаживать связи человека с миром, не отдавая предпочтения ни личности, ни среде, что наблюдалось раньше в теоретических подходах в социальной работе.
Таким образом, можно выделить следующие традиции в осмыслении теоретических проблем зарубежной социальной работы.
Во-первых, этико-терапевтическая традиция, опиравшаяся на осмысление разноообразных форм благотворительности.
Во-вторых, психодинамический подход (психоанализ, бихевиоризм), который вырос на признании того, что морально-терапевтическая традиция, благотворительность, привнесла в социальную работу слишком много ненаучного, приблизительного, неточного, того, что базировалось лишь на здравом смысле. Это не позволяло решать многие задачи социальной помощи, связанные с трудностями регулирования поведения людей, сохранения и реабилитации их здоровья.
В-третьих, социолого-ориентированный подход (марксистско-социологический), привлекший внимание к социально-организационным факторам теоретико-методологического обоснования социальной работы. В США в этот период развиваются теории социального администрирования и планирования, разрабатываются программы борьбы с бедностью, обосновываются преобразования на уровне общин, местного самоуправления, формируются оптимальные модели социальной работы в Швеции, Канаде, Франции, а затем в Германии, Японии, Сингапуре, Южной Корее.
В четвертых, системный подход как методология теории социальной работы ( холономный, синергический ). Возрастание роли системности в теории социальной работы, ориентация ее на целостный подход усилили стремление к радикальному реформированию общественного устройства, практики социальной работы. При этом обычно провозглашалась, обосновывалась необходимость существенных социальных перемен, обеспечения целостности, гармоничного развития человека и общества в обществе, коллективе.


  1. Биопсихосоциальный подход к личности клиента в социальной работе. Биопсихосоциальный подход был сформулирован Х. Перлман. Согласно этому подходу, клиентом является любой человек, нуждающийся в совете и имеющий нереализованные потребности, связанные с материальным обеспечением и эмоциональным напряжением. Поведение, индивидуальные качества, социальный статус, социальные роли, приобретённые или утраченные, - это важные доминанты, влияющие на изменение жизненной позиции человека и присвоение ему роли клиента.

Каждый человек в процессе своей жизнедеятельности вырабатывает определённые модели поведения, которые отражают его позицию по отношению к социальному окружению. В связи с этим Х. Перлман вводит в теорию социальной работы важное понятие - «индивидуальность клиента». Под «индивидуальностью клиента» понимается выражение его субъектности через характерные личностные реакции. Индивидуальность клиента проявляется через его двигательные реакции, чувства, размышления, речь, модели поведения. Различные «режимы» поведения направлены на достижение целей, сохранение безопасности, соответствия поступков постоянно меняющимся жизненным ситуациям. Американская исследовательница рассматривала человеческую индивидуальность через её проявление в следующих функциях:

Жизненная энергия, которая находит выход в действиях и поступках.

Система осознанных (избираемых человеком) и неосознаваемых (автоматических) отношений, которые изменяют «каналы» взаимодействий допустимые для личности и её окружения.

Психические процессы, регулирующие внутренние и внешние отношения между психофизической индивидуальностью клиента и окружающей социальной средой, баланс между тем, «что он хочет, что может и что должен делать».

В любом возрасте человек может потерять надежду и стремления, и тогда он будет занимать позицию клиента. По мнению Х. Перлман, то, что человек оказывается, в положении клиента объясняется следующими причинами: нехваткой жизненной энергии, необходимой для борьбы за выживание и сохранение целостности, отсутствием своевременной социальной поддержки, инфантилизмом или утратой надежды на изменение негативной ситуации.

В результате отклонение от ожидаемых норм вызывают изменения человеческих взаимодействий, приводят, в конце концов, к тому, что индивид оказывается клиентом, вынужденным обратиться в социальное агентство за помощью. Принятие и осознание проблемы, как и понимание неспособности, самостоятельно справиться с нею, усиливается осознанием индивидом своей роли как клиента [38, с.12].


  1. Ролевой подход к личности клиента в теории социальной работы. Разработанный Х. Перлман Биопсихосоциальный подход позволил С. Бриару и Г. Миллеру сформулировать ролевую концепцию подхода к клиенту. С. Бриар и Г Миллер определяют субъектность клиента исходя из его роли. Клиент - это социальная роль, которая формируется у индивида благодаря четырём источникам: социальному агентству; нормативным ожиданиям социального работника и его референтных групп; самооценки клиента; социальным группам, чьи требования и ожидания воздействуют на клиента, социального работника и агентство.

Опираясь на классификацию Энтуниони, Бриар и Миллер выделяют следующие роли агентства на основании ориентации клиента:

«Нравственная ориентация» - клиент желает получить то, что может дать агентство, он разделяет ценности специалиста и охотно сотрудничает с ним;

«Расчётная ориентация» - клиент охотно сотрудничает с агентством, но не разделяет ценностей специалиста;

«Отчуждающая ориентация» - клиент не разделяет ценностей агентства, оказывает сопротивление, идёт на соглашение при применении санкций.

С. Бриар и Г. Миллер считают, что определение своей роли специалистом по социальной работе подразумевает ответную реакцию со стороны клиента, тем самым их типология зависит от установок последнего и на помощь и поддержку. Специалист по социальной работе, определяющий свою главную роль как роль помощника в самосознании клиентом проблемы, будет «играть» иную роль, чем работник, главной целью которого является обеспечение конкретных услуг.

Важнейшим фактором при формировании ролевых установок, по мнению Бриар и Миллера, являются добровольное или недобровольное принятие индивидуумом клиента, а так же административные, индивидуальные или групповые санкции.

Таким образом, Бриар и Г. Миллер считают что ценности и нормы специалиста и агентства заложены в определение и структуру роли клиента, они являют на ожидание индивида, его установки, мотивацию к изменению [38;с.314].

Традиционный подход на цели социальной работы, а также на восприятие человека и иго проблем. В практике социальной работы человек рассматривается в аспектах идентичности - различия; похож на всех других людей; похож на многих других; не похож ни на кого другого; безразличен ко всем другим.

Люди, обратившиеся за помощью по вопросам личной жизни, различных типов взаимоотношений считаются клиентами социальной работы, так как пользуются услугами социальных учреждений.
29. Системный подход к личности клиента в теории социальной работы. Системный подход - это динамический подход к проблемам клиента, где главный акцент делается на процесс изменения и взаимодействия.

А. Пинкус и А. Минахан распространяют системный подход и на клиента, имеющие особые нужды, рассматривая его систему, идущую на контакт; или как систему, оказывающую сопротивление. В первом случае, пользуясь их терминологией, речь идёт о «системе клиентуры», во втором о «системе мишеней (или целей)» [28, с. 109].

Система клиентуры - это клиенты, которые обратились к специалисту по социальной работе с просьбой о помощи в решении их проблем и оформили соответствующий контракт (устное соглашение) о сотрудничестве. Специалист, заключивший контакт с клиентами, не только проявляет уважение к их гражданским правам, но и организует процесс взаимодействия как процесс равноправного сотрудничества и партнёрства.

Система мишеней (или целей) - это субъекты, на которых направлено целенаправленное воздействие. Система мишеней имеет более сложную структуру организации, и она связана не только с субъектами, изменений которых желают они сами, их родственники и близкие люди. Субъектам, требующим вмешательства, может быть и организация, и община, и отдельный институт, мешающий функционированию других субъектов и групп.

«Система мишеней (целей) » и «система клиентов» составляют диалектическое единство, где она система просит изменения на основе добровольного контракта, а другой требуется изменение на основании потребностей референтных групп. «Система мишеней (целей)» может стать «системой клиента» в том случае, если она будет стремиться реализовать свои потребности в изменении, обратившись за помощью и поддержкой.

Диалектическое единство этих систем проявляется также в том, что той и другой характерны как силы сопротивления, так и силы побуждения по обеспечению перемен. Силы сопротивления, характерные для данной системы: нежелание принимать, чью либо помощь; страх утраты собственных позиций; неверие в возможность перемен; нежелание тратить времени; препятствия на пути к сотрудничеству; неуверенность. Силы, побуждения: желание получить помощь; готовность добиваться соответствующего положения и ресурсов; вера в достижимость перемен; стремление преодолеть дискомфорт.

Системный подход позволяет подойти к проблемам клиентов на основе их общности, и поэтому объединяются, казалось бы, не объединённые объекты, отдельные индивиды и группы, институты и территориальные сообщества. Этот подход позволяет эффективно внедрять ценности и знания социальной работы, преодолевать этическую определённость и ценностные противоречия, встречающиеся в практике социальной работы [38, с.17].

Таким образом, мы увидели, какое влияние оказали особенности подходов к клиенту в выше рассмотренных подходах к категории «клиент». На основе этих подходов постараемся рассмотреть, какие модели могут существовать в отношениях между клиентом и специалистом при взаимодействии

Это позволяет сделать вывод, что в социальной работе понятие клиент используется как синонимы понятий «нуждающийся в помощи», «ищущий помощь», «затронутое (причастное) лицо», «адресата», «пользователь», «действующее лицо». Клиент социальной работы определяется по его социальной ситуации и его отношению к специалисту по социальной работе, и к той позиции, которую занимает клиент во взаимодействии со специалистом.


  1. Социетальные факторы изменения жизненного сценария личности.

Весь обширный набор социокультурных факторов, изучаемых в социально-психологическом исследовании здоровья, в аналитических целях может быть подразделен на макросоциальные (социетальные) и собственно культурные факторы. Социетальные факторы принято подразделять на социально-демографические факторы и факторы социальной структуры. Культурные факторы в поведенческих науках определяются — в социально-психологической традиции через культурно детерминированные ценности и нормы, выступающие “источником” формируемого культурой поведения, а в психодинамической традиции — через некие латентные культурные переменные, детерминирующие психический склад личности в данной культуре.

В повседневном социальном опыте индивида социетальные и культурные детерминанты поведения выступают неразделимо. Их значение для здоровья не обнаруживается непосредственно, а устанавливается по различию в показателях состояния здоровья между большими социальными и культурными группами. Эти различия в действительности очень высоки, что заставляет искать их причины в условиях жизни и социальном опыте, общих для всех представителей данной социокультурной группы. Отсюда следует, что сама по себе принадлежность к большой социокультурной группе не может рассматриваться как объяснение состояния здоровья ее членов, но является лишь описательной переменной, подразумевающей наличие многих возможных промежуточных переменных, претендующих на объяснение состояния здоровья в связи с принадлежностью к группе.

В анализе влияния социокультурных факторов на состояние здоровья больших групп ведущее значение принадлежит ролевой теории, поскольку социальная роль связывает жизнедеятельность индивида с его местом в социальной структуре и участием в функционировании социальных институтов.

Социально-демографические факторы здоровья включают в себя пол, семейное положение и возраст. Огромное число исследований, проведенных в различных странах мира, позволило выявить относительно непротиворечивый “образец” показателей здоровья, присущий основным социально-демографическим группам в культурах западного типа.

Пол. Половые роли первично биологически детерминированы и связаны с начальным разделением труда в данной культуре. В современных обществах западного типа у женщин чаще диагностируются невротические, депрессивные и инволюционные расстройства, тогда как у мужчин — расстройства психопатического круга, алкоголизм и алкогольные психозы. В заболеваемости шизофренией таких отчетливых различий нет. Относительно задержек умственного развития трудно сделать определенные выводы, поскольку у мужчин они впервые устанавливаются при начале школьного обучения и при призыве на воинскую службу, тогда как у женщин — только при начале школьного обучения. Семейный статус. Существует устойчивая связь между психическим здоровьем и семейным статусом, опосредованная фактором пола. Наиболее высокий уровень психического здоровья устанавливается у состоящих в браке мужчин, затем следуют одинокие и никогда не состоявшие в браке женщины, затем — женщины, состоящие в браке. Наихудшее психическое здоровье отмечается у одиноких мужчин, разведенных и овдовевших женщин. Возраст. Хотя возраст также является первичной биологической характеристикой индивида, его влияние на здоровье реализуется в социальном окружении в виде жизненного цикла, закономерной смены фаз жизни при возрастных транзициях (психосоциальных переходах) личности, то есть изменениях социально-статусной позиции, социальных ролей и связанных с ними внешних условий. Социально-экономический статус (класс). Основными показателями принадлежности индивида к определенному социальному классу являются профессионально-статусная позиция, образование и доход. Зависимость здоровья от принадлежности к социальному классу выступает одной из фундаментальных закономерностей социальной психологии здоровья.
Измерениями в рамках "Всемирного обзора ценностей" охватываются массовые позиции в достаточно большом числе стран, благодаря чему и становится возможным статистически значимый анализ межуровневых зависимостей, в частности между политической культурой и демократическими институтами. Мы обнаруживаем поразительно сильные зависимости между макроуровневыми характеристиками — такими, как стабильная демократия, и микроуровневыми — такими, как наличие между индивидами доверия, терпимости, как значимость для них постматериальных ценностей и субъективное благополучие. Сильные межуровневые зависимости обнаруживаются и между многими другими существенными переменными социетального уровня (от количества разводов до возникновения движений защитников окружающей среды), с одной стороны, и глубинными ценностями и позициями — с другой. Можно изменения в культуре рассматривать как порождаемые социетальными изменениями, а можно в них самих усматривать фактор последних; можно, наконец, считать эти влияния взаимными; но, как бы то ни было, вышеупомянутые данные ясно говорят о том, что системы убеждений на массовом уровне и глобальные перемены тесно связаны. Становление передового индустриального общества ведет еще к одному совершенно особому сдвигу в базовых ценностях — когда уменьшается значение характерной для индустриального общества инструментальной рациональности. Преобладающими становятся ценности постмодерна, неся с собой ряд разнообразных социетальных перемен, от равноправия женщин до демократических политических институтов и упадка государственно-социалистических режимов.

  1.   1   2



    Скачать файл (279.5 kb.)

    Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации