Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Расстройство голоса у детей и их профилактика - файл n1.docx


Контрольная работа - Расстройство голоса у детей и их профилактика
скачать (43 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.docx43kb.01.01.2013 11:46скачать

Загрузка...

n1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...


Тема № 12. Расстройство голоса у детей и их профилактика.

Содержание.

1. Вступление………………………………………………………………2

2.Причины, механизмы и классификации нарушений голоса.………………........................................................................................4

3. Развитие голоса у детей………………………………………………..9

4. Профилактика нарушений голоса……………………………………. 11

5. Выводы и проблемы………………………………………………….13

6. Упражнения, рекомендуемые детям с нарушениями голоса и игры на развитие голоса………………………………………………………………...15

Литература. …………………………………………………………..18

1. Вступление.

Человеческий голос — явление уникальное как акустический феномен и анатомо-физиологический продукт, а также как фактор величайшего социального значения. Голос не только представляет собой результат взаимодействия дыхательной, эндокринной, нервно-мышечной систем человека, но и служит свидетельством их патологических состояний, отражающихся в изменении его акустических параметров.

Голосовая функция представляет собой особую социальную категорию и проявляется как звуковая основа экспрессивной речи и как певческий дар.

Для представителей многих профессий голос становится основным орудием труда, инструментом, потеря или порча которого могут коренным образом повлиять на социальный статус человека, ограничить возможности его самореализации. Помимо утилитарного значения голос имеет определенную эстетическую ценность, сферами применения которой являются вокальное и театральное искусства.

На различных этапах жизни голос имеет для человека разное значение. В момент рождения крик ребенка становится первым свидетельством его появления на свет и доказательством включения важнейшей жизненной функции — дыхания. В период раннего детства голос еще не обладает ярко выраженными индивидуальными характеристиками и приблизительно идентичен у мальчиков и девочек.

В подростковом возрасте изменения голоса сопровождают половое созревание. Именно с этого момента голос приобретает ярко выраженные индивидуальные черты. Постепенно благодаря голосу человек обретает широкие возможности передачи информации, выражения эмоционального состояния; голос может стать его профессиональным инструментом и основным орудием труда.

Звучание голоса проявляется в разных формах:

- непроизвольной, в виде крика, стона;

- разговорной, как средство озвучивания и обеспечения речевой коммуникации;

- певческой, которая отличается от разговорной формы большим диапазоном по высоте и по силе звучания, обладает особыми эстетическими качествами;

- промежуточной между разговорным и певческим голосом является ораторская форма, которая широко реализуется в профессиональной деятельности политиков, преподавателей, учителей.

Такое многообразие характеристик голоса в условиях нормы и вариативность патологических изменений, проявляющихся как акустически, так и анатомически, предопределяют социально значимый характер фонации, делают ее предметом изучения многих отраслей научного знания.

С точки зрения акустики голос рассматривается как звук, с точки зрения биологии и биофизики — как продукт деятельности организма, с точки зрения вокального искусства — как эстетический продукт, с точки зрения психологии — как показатель, отражающий эмоциональное состояние человека; различные варианты нарушений голоса являются предметом исследования в медицине, в частности фониатрии.

Особой интегративной областью изучения голоса и методов его педагогической коррекции при органических и функциональных нарушениях является специальная отрасль логопедии — фонопедия.

Фонопедия — раздел логопедии, предусматривающий воспитание навыков правильного голосоведения с помощью педагогических приемов при постоянной активизации мышечного аппарата гортани с минимальной на него нагрузкой..

Предметом фонопедии являются нарушение голосовой функции и коррекционно-педагогические условия ее восстановления. Объектом — процесс, отражающий отклонения в развитии голосового аппарата или в его функционировании.

2. Причины, механизмы и классификации нарушений голоса.

Нарушения голоса разделяются на центральные и периферические, каждое из них может быть органическим и функциональным. Большинство нарушений проявляется как самостоятельные, причинами их возникновения являются заболевания и различные изменения только голосового аппарата. Но они могут сопутствовать и другим более тяжелым нарушениям речи, входя в структуру дефекта при афазии, дизартрии, ринолалии, заикании.

Механизм нарушений голоса зависит от характера изменений нервно мышечного аппарата гортани, прежде всего от подвижности и тонуса голосовых складок, который проявляется обычно в виде гипо- или гипертонуса, реже в сочетании того и другого.

Органические нарушения голоса. Патология голоса, возникающая вследствие анатомических изменений или хронических воспалительных процессов голосового аппарата, считается органической. К периферическим органическим нарушениям относятся дисфонии и афонии при хронических ларингитах, парезах и параличах гортани, состояниях после удаления опухолей. Степень дефекта голоса зависит не от вида заболевания, а от его тяжести. Так, при любом из указанных заболеваний наряду с афонией может наблюдаться лишь незначительное изменение тембра (исключением является состояние после удаления гортани, которое всегда приводит к афонии).

Хронические ларингиты весьма разнообразны. Это проявляется в характерных изменениях слизистой оболочки гортани, а в дальнейшем и в поражении ее нервно-мышечного аппарата. Появляющееся несмыкание голосовых складок ведет к стойкому дефекту голоса и сопровождается субъективными неприятными ощущениями в глотке и гортани. Голос теряет нормальное звучание, появляется сильная утомляемость до полной невозможности выполнять голосовую нагрузку. Нарушения голоса, обусловленные периферическими парезами и параличами гортани, возникают при травматизации или инфекционном поражении нижнего гортанного, или возвратного нерва. Более распространенными являются односторонние нарушения. Положение голосовой складки на пораженной стороне может быть срединным (медиальным), боковым (латеральным) и средним между указанными (интермедиальным). При латеральной позиции более выражен дефект голоса, при медиальной — дыхания. Нарушение дви- гательной функции гортани ведет к неврогенным парезам внутренних мышц на пораженной стороне, которые в данном случае рассматриваются как органические. Голос отсутствует или резко охриплый, жалобы на сильное утомление при речи, поперхивание, рефлекторный кашель, затрудненное дыхание. Наступает дискоординация рефлекторных механизмов дыхания и голосообразования. Сочетание грубого дефекта голоса с расстройством дыхания делает нарушение особо тяжелым.

Центральные парезы и параличи гортани зависят от поражения коры головного мозга, моста, продолговатого мозга, проводящих путей. У детей они встречаются при детском церебральном параличе.

Часто причиной органических нарушений голоса являются опухоли и состояния после их удаления. Доброкачественные опухоли встречаются у детей и взрослых чаще злокачественных. Голосовая патология при локализации опухоли на голосовых складках развивается постепенно по мере ее роста. Множественные папилломы чаще наблюдаются у детей, они могут распространяться по всей гортани и рецидивировать после удаления. Обширный папилломатоз и рубцовые изменения после многократных операций вызывают тяжелые нарушения дыхания и голосообразования. Этиология и патогенез данного заболевания до настоящего времени не раскрыты. Ранний папилломатоз с нарушением дыхательной и голосовой функций может отрицательно влиять на формирование всей речи и личности ребенка.

Недостаточность голосового аппарата появляется после самого щадящего удаления опухоли. Полное удаление гортани по поводу злокачественной опухоли лишает человека голоса и резко нарушает функцию дыхания, так как трахея разобщается с глоткой.

Все вышеописанные нарушения голоса относятся к хроническим и самостоятельно не исчезают. Спонтанное развитие дефекта всегда отрицательное.

Нарушения голоса, как правило, не влияют на формирование речевой системы. Только особо тяжелая патология раннего возраста отрицательно сказывается на развитии речи. Это иногда наблюдается у детей с множественными папилломами и Рубцовыми стенозами гортани, если заболевание началось до формирования речи.

Многократные операции, нарушение дыхания через естественные пути при отсутствии голоса вызывают соматическую ослабленность ребенка и могут явиться причиной задержки психического развития и речи, отклонений в эмоционально-волевой сфере. Дети чувствуют свою неполноценность, становятся замкнутыми, неуравновешенными, капризными, с трудом вступают в контакт. Они с затруднениями овладевают правильным звукопроизношением, словарь их беден, что влияет на успешность обучения в школе. Такие осложненные случаи чаще встречаются в неблагополучных семьях, где детям не уделяют должного внимания. В более легких случаях нарушения голоса дети к своему состоянию относятся спокойно. Некоторые из них критически осознают дефект, стремятся к его устранению. Другие себя не слышат, остаются равнодушны к искаженному голосу.

К периферическим функциональным нарушениям относятся фонастения, гипо- и гипертонусные афонии и дисфонии. Фонастения — нарушение голоса в ряде случаев, особенно на начальных стадиях, не сопровождается видимыми объективными изменениями в голосовом аппарате. Данное нарушение имеет профессиональный характер и развивается у лиц голосоречевых профессий. Проявляется фонастения в нарушении координации дыхания и фонации, невозможности владения голосом — усиливать и ослаблять звучание, появлении детонации и ряда субъективных ощущений. Острые формы могут сопровождаться афонией.

В литературе нет единой точки зрения на причину возникновения фонастении. Одни исследователи считают причиной психические травмы и эмоциональные перегрузки. Другие видят причину в несоблюдении охранительного голосового режима при воспалительных заболеваниях верхних дыхательных путей.

Гипотонусная дисфония (афония) обусловлена, как правило, двусторонними миопатическими парезами, т. е. парезами внутренних мышц гортани. Они возникают при некоторых инфекциях (ОРВИ, гриппе, дифтерии), а также при сильном перенапряжении голоса. Страдают мышцы, суживающие голосовые складки. При функциональных нарушениях внутренних мышц гортани повреждение затрагивает одну мышцу, чаще одну пару мышц (поскольку почти все они парные). При гипотонусе голосовые складки в момент фонации полностью не смыкаются, между ними остается щель, форма которой зависит от того, какая пара мышц страдает. Патология голоса может проявляться от легкой осиплости до афонии с явлениями голосового утомления, напряжения и боли в мышцах шеи, затылка и грудной клетки.

Гипертонусные (спастические) нарушения голоса связаны с повышением тонуса гортанных мышц с преобладанием тонического спазма в момент фонации. Причины их возникновения полностью не изучены, но развиваются спастические дисфонии и афонии у лиц, форсирующих голос. Гипертонус может охватывать голосовые и вестибулярные складки. При попытках фонации голос или не возникает совсем, или появляется резко искаженный, глухой звук. Иногда наблюдается отсутствие смыкания голосовых складок (гипотонус) с напряженным смыканием вестибулярных (гипертонус). Образующийся при этом специфический грубый, монотонный звук называют ложноскладочным.

Перегрузка голосового аппарата при несоблюдении охранительного режима в период мутации может привести к нарушению функции внутренних мышц гортани в виде гипо- и гипертонуса.

Ринофония и ринолалия стоят несколько обособленно среди других голосовых нарушений, так как их патофизиологический механизм заключается в неправильной функции мягкого нёба органического или функционального характера. При закрытой ринофонии носовые согласные приобретают ротовое резонирование, гласные теряют звучность, тембр становится неестественным.

Открытая ринофония проявляется в патологической назализации всех ротовых звуков, голос при этом слабый, сдавленный. Дефекты голоса помимо нарушенного резонирования обусловлены тем, что мягкое нёбо функционально связано с внутренними мышцами гортани и влияет на симметрию и тонус голосовых складок. По данным И. И. Ермаковой (1984), ринолалия в 70—80% сопровождается фонастенией и гипотонусной дисфонией.

К функциональным нарушениям голоса центрального происхождения относится функциональная, или психогенная афония. Возникает она внезапно как реакция на психотравмирующую ситуацию у лиц, склонных к истерическим реакциям, чаще у девочек и женщин. При полном отсутствии голоса сохраняются звучный кашель и смех, это является важным диагностическим признаком. Форма несмыкания голосовых складок при обследовании очень изменчива, что тоже свидетельствует о психогенном нарушении. Функциональная афония может протекать длительно, а после восстановления голоса возможны рецидивы.

3. Развитие голоса у детей.

Развитие детского голоса условно делится на несколько периодов: дошкольный до 6—7 лет, домутационный от 6—7 до 13 лет, мутационный — 13—15 лет и послемутационный — 15—17 лет. Фонация детьми дошкольного возраста осуществляется за счет краевого натяжения голосовых складок в связи со слабостью гортанных мышц. Диапазон звучания составляет 5—6 нот.

В домутационном периоде параллельно с анатомическим ростом органов голосообразования заканчивается развитие рецепторного аппарата гортани, и к 12 годам по месту расположения и морфологическому строению он соответствует рецепторному аппарату взрослого. Детский голос постепенно развивается, его диапазон расширяется до 11 —12 нот.

Мутация голоса (от лат. mutatio — изменение, перемена) наступает в результате изменений в голосовом аппарате и во всем организме под влиянием возрастной эндокринной перестройки, возникающий в период полового созревания. Время, в течение которого происходит переход детского голоса во взрослый, называется мутационным периодом. Явление это физиологическое и наблюдается в возрасте 13—15 лет. У мальчиков голосовой аппарат в это время растет быстро и неравномерно, у девочек гортань развивается замедленно. В период полового созревания мужская и женская гортани приобретают четкие отличительные особенности. Возможны колебания мутационного периода в зависимости от сроков наступления половой зрелости. У жителей юга мутация наступает раньше и протекает более остро, чем у жителей севера.

У девочек, как правило, голос меняется постепенно, теряя детские свойства. Это скорее эволюция голоса, а не мутация. Только в отдельных случаях встречается резкая перестройка в голосовом аппарате с усилением его роста и появлением заметных изменений голоса.

В мутационный период детская гортань увеличивается в размерах. У мальчиков начинает увеличиваться в саггитальном направлении щитовидный хрящ, образуя своим передним углом выпуклость на передней поверхности шеи — «адамово яблоко». Наибольшая разница между мужской и женской гортанями выражается в величине переднезаднего размера, поэтому голосовые складки у мальчиков удлиняются в полтора раза, а у девочек только на треть. У мальчиков мутация тоже может протекать медленно, тогда голосовая функция меняется постепенно. При остром течении мутации голос у мальчиков понижается на октаву, появляется охриплость, звуки басового тембра внезапно соскальзывают на фальцет. Происходит так называемая «ломка» голоса. Иногда подростки даже стесняются пользоваться своим голосом.

Продолжительность мутации от одного — нескольких месяцев до 2—3 лет. Весь период мутации делят на три стадии: начальную, основную — пиковую и конечную. Начальная стадия характеризуется только небольшой гиперемией (покраснением) голосовых складок. Основная стадия сопровождается гиперемией слизистой оболочки всей гортани, иногда появляется несмыкание задних третей голосовых складок по типу равностороннего треугольника («мутационный треугольник»). Отмечаются как синхронные, так и асинхронные колебания голосовых складок, что свидетельствует о нарушении координации функций наружных и внутренних мышц гортани, дыхания и голосообразования. В пиковой стадии мутации голос страдает более всего.

Конечная стадия мутации закрепляет механизм голосообразования взрослого человека.

Послемутационному периоду свойственна легкая ранимость неокрепшего голосового аппарата, быстро наступающее голосовое утомление. В этот период, который продолжается несколько месяцев, расширяется диапазон и определяется индивидуальный тембр, высота, сила голоса.

Логопед должен знать строение и функцию голосового аппарата, учитывать анатомические и физиологические особенности гортани у детей разного возраста. Голосовой режим во время мутации назначается индивидуально в зависимости от остроты протекающего процесса. Полное молчание может быть рекомендовано в редких случаях только при сильном отеке слизистой оболочки гортани. В период мутации необходимо щадить голосовой аппарат подростка. Речевая нагрузка должна быть умеренной, нельзя перенапрягать, форсировать голос. Несоблюдение охранительного голосового режима, длительное напряжение при больших голосовых нагрузках может привести к стойкому нарушению функции внутренних мышц гортани.

В период мутации необходимо соблюдать охранительный режим. В первую очередь, не пользоваться искусственными приемами для ускорения процесса формирования мужского голоса. Подростку следует помочь научиться спокойно, постепенно овладевать голосом взрослого. Нельзя допускать формирования голоса при речи и пении. Продолжительность всякой голосовой нагрузки должна быть ограничена, особенно при появлении охриплости. Для облегчения периода мутации полезно проводить закаливание организма, дозировать физическую нагрузку, правильно распределять труд и отдых подростка.

4. Профилактика нарушений голоса.

Для предупреждения различных голосовых расстройств очень важна охрана и воспитание голоса с раннего детства. Каждый педагог должен знать, что развитие голоса идет постепенно, что детский голосовой аппарат еще слаб и форсирование голоса может нанести непоправимый вред. Крикливое пение в диапазоне, не соответствующем детскому голос, вызывает перенапряжение голосового аппарата, что может привести к функциональным и органическим нарушениям. Дети с раннего возраста должны слышать мягкие мелодичные голоса с точными и выразительными интонациями. Обладая большой подражательностью, они легко усваивают интонацию и способ голосоподачи окружающих их взрослых. Основными профилактическими мерами предупреждения патологии голоса являются закаливание организма, овладение навыками наиболее рационального диафрагмального дыхания и мягкой атаки голосоподачи.

Для охраны голоса лицам голосоречевых профессий необходимо помнить, что курение, алкоголь, злоупотребление горячей и сильно охлажденной пищей недопустимы, так как при этом раздражается слизистая оболочка глотки и гортани. Следует остерегаться простудных заболеваний. Наблюдения показывают, что отрицательное влияние на голосовой аппарат оказывают «малые простуды», при которых люди продолжают работать, напрягая голос. Самой радикальной мерой по предотвращению заболеваний голосового аппарата можно считать постановку речевого голоса, в ней нуждаются все лица, которым по роду деятельности приходится много говорить.

Вторичная профилактика состоит в предотвращении дефектов и наслоений, являющихся следствием голосовой патологии. Это в первую очередь невротические реакции на дефект, которые отягощают развитие основного нарушения.

Тактичная рациональная психотерапия, раннее начало коррекционно-логопедической работы, первое, даже небольшое улучшение голосовой функции снимают или заметно ослабляют невротические проявления.

Профилактические мероприятия проводятся и после завершения восстановления голоса. Продолжается диспансерное наблюдение у врача и логопеда для контроля за состоянием голосового аппарата и качеством голоса.

Все закончившие курс восстановления получают рекомендации по соблюдению голосового режима. Соблюдение профилактических мер, регулярное диспансерное наблюдение у специалистов предотвращает рецидивы голосовых расстройств, обеспечивает устойчивость достигнутых результатов.

5. Выводы и проблемы.

Несмотря на значительную распространенность нарушений голосовой функции в дошкольном возрасте, осуществление диагностической и коррекционно-педагогической работы в отечественной системе дошкольного и начального образования затруднено рядом факторов. К ним, в частности, относятся следующие.

1. В типовых программах по обучению и воспитанию детей с нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) коррекция нарушений голоса рассматривается лишь как частный компонент работы над интонационно-мелодической стороной речи.

2. Недостаточно разработана система педагогической диагностики, и теоретически не обоснована методика интерпретации результатов обследования голосовой функции в дошкольном возрасте.

3. Отсутствуют методические указания по планированию, организации и оценке эффективности фонопедической работы в условиях ДОУ и школы.

В зарубежной логопедии диагностика и коррекция нарушений голоса у детей организуются по «бригадному» принципу. Бригада специалистов в составе врача-оториноларинголога, фонопеда, педагога-психолога регулярно проводит мониторинг состояния голосового аппарата у детей, осуществляет их динамическое сопровождение на всех этапах коррекционной работы. Ведущую роль при этом играет логопед-фонопед, который планирует и осуществляет коррекционную работу, проводит тематические занятия с педагогами и родителями.

В нашей стране, как правило, учитель-логопед решает диагностические, коррекционные и психокоррекционные задачи.

В соответствии с коррекционными задачами, стоящими перед логопедом, возможно использование «комбинированной» системы фонопедической работы, в структуру которой можно включать как методы и приемы, разработанные в отечественной логопедии, так и приемы, используемые зарубежными специалистами. Выбор методов и форм коррекционной работы определяется характером и степенью нарушений фонаторной функции, а также числом детей, нуждающихся в помощи.

В фониатрии и фонопедии имеется немало нерешенных проблем. Сам феномен порождения голоса до сих пор до конца не изучен, хотя в этом направлении давно работают исследователи разных областей знаний.

6. Упражнения, рекомендуемые детям с нарушениями голоса

п/п

Исходное

положение

Описание

Дозировка1

Методические

указания

1

Стоя, руки опущены вдоль

туловища

Ходьба обычная, на носочках; затем в полуприсяде, опять обычная с постепенным замедлением

2 мин

Корпус держать прямо, дыхание свободное

2

То же

Поднять руки через стороны вверх, потянуться — вдох; опустить руки — выдох

4

Темп медленный

3

То же

Развести руки в стороны — вдох; наклонить туловище — выдох; выпрямиться

4—5

Вдох быстрый, на выдохе произнести звук [ш]

4

Стоя, руки

на поясе

Повороты туловища в

стороны

5—6 раз в каждую

сторону

Темп средний

5

То же

Подняться на носки, затем на пятки — «перекатываться»

8—10

Корпус держать прямо

6

Стоя, руки опущены вдоль туловища

На вдох — развести руки в стороны, на выдохе — поднять прямую ногу и сделать «хлопок» под коленом

4—5

Темп средний

7

То же

Наклоны туловища в

стороны — «насос»

5—6 раз

в каждую

сторону

Так же



п/п

Исходное

положение

Описание

Дозировка

Методические

указания

8

То же

Спокойно вдохнуть, на выдохе произнести ж-ж-жук [ж] — длительное

4—5

Медленно

9

Стоя, руки

на поясе

Спокойно вдохнуть, на выдохе присесть три раза с вытянутыми вперед руками

5—6

Темп медленный, выдох удлиненный

10

То же

Ходьба на месте с высоким подниманием колена

1—2 мин

Следить за дыханием

11

То же

Прыжки на месте,

ритмичные, легкие

10—15

Дыхание свободное, темп средний

12

Стоя, руки опущены вдоль

туловища

Поднять руки вверх — вдох; наклонить туловище вперед, опустить руки, потрясти кистями — выдох

5—6

Темп средний

13

Стоя, руки

к плечам

Круговые движения локтями

4 в каждую сторону

Дыхание

свободное

14

Стоя, руки опущены вдоль туловища

Ходьба с движениями рук к плечам, в стороны, вниз; затем с подниманием рук вверх, опусканием их с расслаблением

3—5 мин

Темп

медленный,

дыхание

свободное

Игра «Повтори за мной»

Цель игры: научить ребенка подражать, выразительности речи и мимике.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. В эту игру можно играть как вдвоем, так и разбившись на пары. Взрослый изображает поочередно сначала веселого, потом грустного, сердитого и удивленного человека, при этом произнося с определенной интонацией «ах-ах-ах», «ай-ай-ай», «о-го-го», «ох-ох-ох», «ой-ой-ой» и выражая эмоции ми микой. Задача ребенка — догадаться какое настроение передает взрослый, а по том попробовать повторить слова с той же интонацией.

Игра «Уложи куклу»

Цель игры: развить плавность голоса ребенка, спать»

Оборудование: коляска и кукла.

Ход игры. Ребенок стоит рядом с коляской и держит на руках куклу. Взрос лый объясняет малышу: «Кукла устала, плачет и хочет спать. Покачай ее немно го. Но сначала посмотри, как это нужно делать». После этих слов взрослый берет куклу на руки и напевает: « А-а-а!». а уже затем эти действия выполняет ребенок.

Игра «Эхо»

Цель игры: развить силу голоса ребенка.

Оборудование: специального оборудования не требуется.Ход игры. В игру можно играть вдвоем или с большим числом игроков, главное, чтобы участников было с четное количество. Игроки разбиваются на пары и становятся лицом друг к другу. Одна шеренга громко произносит сочетания гласных звуков, например, ау, оу, ио, аи и пр., а вторая тихо их повторяет.

Игра «Пароход»

Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить различать звуки, произносить их тихо и громко.

Оборудование: рисунок парохода.

Ход игры. В игру можно играть как вдвоем с ребенком, так и с группой из 3—4 детей. Все участники рассаживаются за столом. Взрослый показывает картинку с изображением парохода и спрашивает, что это такое, а как он гудит, а затем изображает гудок парохода, когда он находиться далеко, и просит повторить детей. Затем взрослый изображает гудок приближающегося парохода. Дети повторяют. И, наконец, взрослый имитирует гудок парохода, который находиться со всем близко. Дети снова повторяют. Необходимо следить за тем, чтобы дети правильно произносили звук парохода, находящегося вблизи, вдали и совсем близко.

Литература.

1. Лаврова Е.В. Логопедия. Основы фонопедии. М., 2007. - 178 с.

2. Лаврова Е. В. Нарушения голоса : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Е.В.Лаврова, О.Д.Коптева, Д.В.Уклонская. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 128 с.

3. Таптапова С. Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушении голоса: Кн. для логопеда. - М.: Просвещение, 1984. — 113 с.

4. http://nsportal.ru/detskii-sad/logopediya/igry-na-razvitie-golosa Социальная сеть работников образования. Игры на развитие голоса

1




Скачать файл (43 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации