Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Недостатки произношения звуков р и л, приемы их устранения - файл n1.doc


Контрольная работа - Недостатки произношения звуков р и л, приемы их устранения
скачать (85 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc85kb.01.01.2013 11:46скачать


n1.doc



Тема № 4. «Недостатки произношения звуков р и л , приемы их устранения».

Содержание.

1. Введение…………………………………………………………………2

2. Недостатки произношения звуков [л] и [л'], приемы их устранения...3

3. Недостатки произношения звуков [р] и [р'], приемы их устранения...7

4. Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [л]

в речи………………………………………………………………………13

Список литературы……………………………………………………….16


1. Введение.

Согласно данным логопедических исследований наиболее распростра­ненными речевыми нарушениями у детей дошкольного и младшего школь­ного возраста являются дефекты звукопроизношения: неумение произно­сить тот или иной звук, замена одного звука другим, искажения имеющегося звука (дислалия отмечается у 25—30 % детей 5—6 лет и у 17—20 % школь­ников (1—2 класс)). Одно из ведущих мест среди фонетических и фонетико-фонематических нарушений занимают дефекты группы сонорных зву­ков ( [л], [л'], [р], [р'], [й] ). Нарушение произносительного компонента речи, выявленное у ребенка дошкольного возраста, требует самого серьезного внимания со стороны специалистов, т. к. фонетико-фонематическая недо­статочность может являться причиной отставания ребенка в овладении навыком письменной речи (дислексии и дисграфии), отрицательно ска­зываться на успешности его школьного обучения.

Формирование правильного произношения у детей — это сложный процесс, требующий достаточного методического обеспечения.

При различных видах нарушения произношения звуков нецелесооб­разно использовать одни и те же артикуляционные упражнения. Каждое упражнение подбирается с учетом имеющегося отклонения в функцио­нировании артикуляционных органов. Так, если у ребенка велярное про­изношение звука [р], то усилия должны быть направлены на формирова­ние вибрации кончика языка в позиции его верхнего подъема. Отсюда вытекает и специфичность в подборе упражнений: для подъема языка вверх — «Почистим зубки», «Футбол», «Вкусное варенье» и др.; для вызывания вибрации — «Моторчик», «Грибок» с одновременным рез­ким выдохом и др. Такой подход ранее не встречался в методической литературе, предлагавшей лишь комплекс артикуляционных упражне­ний для звука без учета особенностей его нарушения.

Автоматизация и дифференциация звука в речи ребенка требует от него значительных волевых усилий. Облегчить эту задачу можно значи­тельно расширив спектр предлагаемых заданий. Это не только традици­онное сопряженное и отраженное проговаривание материала, но и назы­вание предметов, изображенных на картинках, добавление недостающего слова-рифмы в стихах, отгадывание загадок с последующим проговариванием слова - отгадки, чтение текстов и стихов, заучивание их наизусть и воспроизведение по памяти, драматизация текстов, отгадывание крос­свордов, проговаривание чистоговорок, скороговорок, пословиц и погово­рок с объяснением их смысла.

Характеристика звуков [л], [л'], [р], [р']

По месту образования звуки [л], [л'], [р], [р'] — переднеязыч­ные. По способу образования звуки [л], [л'] смычно-проходные, а звуки [р], [р'] — дрожащие.

2. Нарушения произношения звуков [л], [л'].

Недостатки произношения звуков [л], [л'] называют ламбдацизмами (искажения) или параламбдацизмами (замена другими звуками).

Среди ламбдацизмов распространенным является искажение зву­ка, при котором произносится двугубный сонорный звук, наподобие краткого [у] или звука [у], свойственного фонетическому строю анг­лийского языка, нарушение твердой фонемы [л] в виде удлинения смежных гласных, межзубное произношение, носовое произношение.

При межзубном произношении звука [л] слышится правиль­ный звук, но его артикуляция немного изменена: кончик языка не поднимается за верхние резцы, а выходит наружу между зубами.

При носовом произношении язык прикасается задней частью к мягкому нёбу, а не кончиком к верхним резцам, воздушная струя частично или полностью проходит через нос, как при звуке [н]. Слышатся два нечётких звука: нг.

Среди параламбдацизмов встречаются замена звука [л] звука­ми [л'], И], [у], [ы], [в], [г]. Изредка встречается замена звуком [р] и некоторыми другими.

При замене звука [л] звуком [л'] кончик языка поднят не­сколько выше, чем при произнесении звука [л], упирается в аль­веолы, средняя и задняя часть спинки языка подняты и продвинуты вперед к концу твердого и началу мягкого нёба, что и дает смягчение.

При замене звука [л] звуком [п] кончик языка остаётся внизу, вместо того, чтобы подниматься за верхние резцы, а средняя часть спинки выгибается вверх дугой, вместо того, чтобы опускаться.

При замене звука [л] звуком [у] активное участие в образовании звука принимают губы, а не язык.

При замене звука [л] звуком [ы] задняя часть спинки поднята, а копчик опущен.

При замене звука [л] звуком [в] к верхним резцам двигается нижняя губа, язык не принимает участия в образовании звука.

При замене звука [л] звуком [г] кончик языка не поднимает­ся к верхним резцам, а опускается и оттягивается от нижних резцов, задняя часть спинки языка поднимается и упирается в мягкое нёбо.

Произношение звука [л'] нарушается очень редко. Обычно на­блюдается полумягкое произношение или замена звуком Н]. Это объясняется более сложной артикуляцией твердого [л].
Приемы устранения.

Попытка исправить дефект на основе подражания предполагает слуховое восприятие фонемы, четко произнесенной в слогах (ал а, ла) логопедом, зрительное восприятие положения языка (при несколько раскрытом рте) и ощущение слабого теплого выдоха сбоку рта на поверхности поднесенной кисти руки.

Впрочем, исправить ламбдацизм на основе подражания удается редко. Мало того, не достигнув этим способом цели, при использовании других приемов логопеду приходится временно отказаться от произнесения фонемы [л] в слогах (а тем более в словах) в качестве образца для ребенка, чтобы не вызвать у него ассоциированной со звучанием фонемы привычной артикуляции. В качестве специальных приемов исправления ламбдацизма необходимо указать следующие.

Ребенку предлагают по данному образцу, пользуясь зеркалом, свободно высунуть язык и зажать его между зубами, а затем, не меняя положения языка, произнести протяжно [а] или [ы]. Логопед только формулирует инструкцию, но сам на этот раз артикулирует перед зеркалом без голоса. Уже при этом положении речевых органов, может получиться протяжное [л], на что, однако, не следует пока обращать внимания ребенка, чтобы он не сбился на привычное произношение.

То же упражнение полезно проделать сначала шепотом, с усилением выдоха, обращая внимание на струю воздуха, выходящую по бокам рта (или с одного бока). Если возникают трудности в том, чтобы получить проходы по бокам языка и вместе с тем обеспечить форму ротовой полости, необходимую для твердого звучания фонемы [л], то следует попробовать такую разновидность подготовительных упражнений, при которой ребенок, зажав зубами широко просунутый между ними язык, выдыхает воздух таким образом, чтобы раздувались щеки. Добившись цели, следует включить голос, в результате чего должно послышаться [л] с примесью шума, который в ходе упражнений на материале слогов, а затем слов постепенно исчезает. Первые упражнения, направленные на закрепление полученной артикуляции сводятся к произнесению полученного звука в слогах с гласным [а], сначала в закрытом слоге ал, затем между гласными ала и, наконец, в открытом слоге ла. Далее включаются слоги с гласными ы, о и у. В тех случаях, когда возникают особые затруднения в образовании боковых щелей, например при параламбдацизме, проявляющемся в замене [л] фонемой [я], можно рекомендовать применение зонда. Зонд укладывается поперек языка и прижимает его боковые края, после чего кончик языка упирается в верхние зубы. При таких условиях струя выдыхаемого воздуха устремляется в проходы, образуемые с помощью зонда между боковыми краями языка и верхними коренными зубами. Зонд может быть заменен круглой пластмассовой палочкой, которая также укладывается поперек языка. Можно, наконец, прибегнуть к помощи шпателя и после установления смычки кончика языка с верхними зубами ввести шпатель сбоку в рот и отжать боковой край языка с одной стороны (у правшей — с левой, у левшей — с правой) внизу, образуя тем самым боковой проход для выдыхаемого воздуха. При включении голоса должен получиться боковой сонант.

Если добиться указанных выше укладов языка, но не удается пластичности языка, то следует провести серию артикуляционных упражнений, направленных на выработку умения придавать языку форму «колышка», упираться им в верхние резцы, оставляя по бокам проходы для выдыхаемого воздуха. Сюда относятся попеременное высовывание распластанного и суженного языка («лопатой», «колышком»), прикосновение кончиком суженного языка к нижней, к верхней губе, круговые движения языка по поверхности нижней и верхней губы («облизывание» губ), такие же движения языка в преддверии рта (между внутренней поверхностью губ и зубами), как бы очищая его от остатков пищи, укладывание кончика языка между губой и зубами внизу, затем наверху, попеременный упор языка в правую и левую щеку, прикладывание кончика суженного языка сзади к верхним резцам и т. п.

Если при исправлении ламбдацизма, связанного со сближением губ возникают затруднения в преодолении губной артикуляции, полезно проделать упражнения в попеременном смыкании и размыкании губ с оскаливанием зубов.

В тех случаях, когда ламбдацизм затрагивает не только фонему [л], но и ее мягкую пару [л] исправление первой служит надежной базой [л] для усвоения второй, что обычно легко достигается в открытых слогах с гласными переднего ряда (ли, ле), а затем и с другими гласными при сопоставлении слогов, включающих [л'] и [л].

Условием, предрасполагающим к ламбдацизму, является резко укороченная подъязычная связка, препятствующая движениям кончика языка, его высовыванию, подъему. При таких обстоятельствах приходится ставить вопрос о хирургическом вмешательстве, решение которого может быть принято лишь после консультации с врачом-специалистом (стоматологом, отоларингологом).

После того как достигнута правильная артикуляция фонемы [л] и проделаны упражнения по ее закреплению на материале слогов, слов и фраз, в случаях параламбдацизма необходимо провести ряд упражнений, имеющих целью дифференцировать вновь усвоенную фонему от той, которой она ранее заменялась.
3. Нарушения произношения звуков [р], [р'].

Недостатки произношения звуков [р], [р'] называют ротацизмами (искажения) и параротацизмами (замена другими звуками).

Среди ротацизмов встречаются велярное или увулярное нару­шение звука [р], щёчное, боковое, горловое, носовое, одноударное, кучерское произношение звуков.

При велярной артикуляции щель образуется на месте сближе­ния корня языка с мягким нёбом. Выдыхаемый воздух, проходя через эту щель, вызывает беспорядочную многоударную вибрацию мягкого нёба. Вследствие этого возникает шум, который приме­шивается к тону голоса.

При увулярной артикуляции вибрирует только маленький язы­чок, вибрация носит гармонический характер и не сопровождает­ся шумом.

При боковой артикуляции вибрирует один из боковых краев языка, смычка между языком и коренными зубами разрывается, и через нее выходит голосовыдыхательная струя, как при звуке [л], в результа­те произносится звук, в котором как бы сливаются [р] и [л].

При щёчном произношении щель для выдыхаемой струи воз­духа образуется между боковым краем языка и верхними корен­ными зубами, вследствие чего колеблется (вибрирует) щека. При этом на тон голоса накладывается шум. Изредка нарушение бывает двусторонним.

При одноударном звуке [р] отсутствует вибрация, но место артикуляции оказывается таким, как при нормально произноси­мом звуке. Его иногда называют проторным.

При кучерском произношении вибрируют сближенные губы.

При горловом произношении вибрация образуется колебания­ми не кончика языка, а маленького язычка или мягкого нёба. Такое произношение звука [р] считается правильным во француз­ском, немецком и некоторых других языках.

При носовом произношении воздушная струя выходит через нос, а не через рот, кончик языка не участвует в артикуляции звука — он оттянут вглубь рта. Носовое произношение по звуча­нию похоже на сочетание нг.

Среди параротацизмов можно выделить замены звуков [р], [р'] звуками [р'], [л], [л'], []], [ы], [в], [г], [д].

При замене звука [р] звуком [р'] средняя часть спинки языка поднята к нёбу выше, чем при произнесении звука [р] и более продвинута вперед.

При замене звука [р] звуками [л], [л'] язык поднят кверху, но его кончик, вместо того, чтобы вибрировать, крепко прижима­ется к верхним резцам или к нёбу за ними, боковые края языка опущены, воздушная струя расходится по обеим сторонам языка.

При замене звука [р] звуком [у] поднимается средняя часть спинки языка, а кончик остается внизу неподвижным.

При замене звука [р] звуком [ы] активную роль в артикуля­ции играет задняя часть спинки языка — она поднимается и оття­гивается назад, а кончик языка опущен и оттянут вглубь рта.

При замене звука [р] звуком [г] активное участие в артику­ляции принимает задняя часть спинки языка, которая круто под­нимается вверх и смыкается с мягким нёбом — в этот момент слышится звук [г], переходящий в [х] при опускании задней ча­сти спинки языка.

При замене звука [р] звуком [в] артикуляция осуществляется не языком, а нижней губой, которая поднимается к верхним резцам и образует с ними щель, в нее и проходит воздушная струя, язык не принимает участия в произношении.

При замене звука [р] звуком [д] язык поднят кверху, его кончик касается альвеол и не вибрирует.

Приемы устранения.

Первая попытка исправить ротацизм у дошкольников или младших школьников на основе подражания предполагает слуховое восприятие фонемы, подкрепленное примерами рокочущих звуков (рокот мотора, раскаты грома и т. п.). Одновременно используется возможность видеть и контролировать с помощью зеркала (при несколько открытом рте) форму, положение и работу языка.

Поднесение кисти руки ко рту в момент произнесения фонемы р позволяет ощутить прерывистость струи выдыхаемого воздуха. Однако простое подражание приводит к цели в самых легких случаях. Как правило, выработка нормального произношения фонемы [р] требует специальных упражнений.

Если фонема [р] заменяется своей мягкой парой, то путем постепенного расширения рта во время протяжного произнесения звука ] можно автоматически вызвать некоторое перемещение артикуляции переднего края языка назад, что влечет за собой более твердый оттенок звука. При необходимости следует воспользоваться механической помощью: для раскрытия рта слегка нажать большим пальцем на подбородок, для перемещения языка назад ввести под него шпатель или зонд.

При обратной замене, когда вместо мягкого [р'] получается твердое, надо добиваться постепенного перемещения языка вперед, к верхним резцам, исходить из сочетания согласного с передним гласным и.

В большинстве случаев для получения артикуляции фонемы [р] необходимы подготовительные упражнения, которые ведутся в двух направлениях и один ряд упражнений направлен на то, чтобы, добившись правильного положения языка, получить так называемое фрикативное [р], артикулируемое при том же положении языка и в том же месте, что и нормальное, но пока без вибрации.

Другой ряд упражнений направлен на выработку вибрации языка. Если ребенок правильно произносит [ж], то получить фрикативное [р] нетрудно. Достаточно предложить ему произнести протяжно фонему ж при несколько открытом рте без округления губ и переместить передний край языка немного вперед, к деснам верхних резцов. Добившись цели, следует закреплять фрикативное [р] на материале слогов, слов, а затем и фраз, не дожидаясь усвоения вибрации. Важно при этом, чтобы полученный звук произносился с достаточным напором выдыхаемого воздуха, при минимальной щели между передним краем языка и деснами. Должен быть ясно слышен не только голос, но и шум воздуха, проходящего через щель.

Если фонемы [ш] и [ж] произносятся неправильно, без подъема переднего края языка вверх, то надо проделать все те артикуляционные упражнения, которые были указаны для получения требуемого положения языка при постановке фонемы [ш].

Для выработки вибрации следует исходить из быстрого повторения на одном выдохе звука [д], артикулируемого особым образом — при несколько открытом рте и при смыкании переднего края языка не с резцами, а несколько глубже, с деснами верхних резцов или даже с альвеолами. Упражнение может состоять сначала из двух-, трехкратного равномерного повторения звука (дд, дд, дд.. ддд, ддд, ддд...), затем из таких же серий, но с усилением последнего звука.., а также и из многократного повторения звука как равномерного (дддддд...), так и с ритмическим выделением, каждого третьего звука серии... Возможно также использование в качестве исходного звука [т] (тд, тд; тдд, тдд). Работать должен только язык, при спокойном положении нижней челюсти. Если возникает затруднение в выполнении указанных упражнений с раскрытым ртом или наблюдаются одновременные с работой языка «прыгающие» движения нижней челюсти, следует ввести сбоку между коренными зубами деревянный шпатель или резиновый брусок, который будет выполнять в этом случае роль распорки. Вскоре необходимость в механической фиксации нижней челюсти отпадает.

В дальнейшем двух-, трехкратное повторение звука [д], завершается гласными а или ы.

Полезным для выработки вибрации является произнесение [д] вместо фонемы [р] в словах с сочетаниями тр или др в начале (тдава, тдамвай, тдусики, тдуба, ддова, ддозд, ддуг и т. п.)

Другой прием выработки вибрации состоит в том, что во время длительного произнесения фрикативного [р] под язык подкладывается шпатель с шариком на конце. Шарик приводится в соприкосновение с нижней поверхностью языка, после чего быстрыми движениями шпателя вправо и влево вызывается механическое колебание языка, попеременное смыкание и размыкание его переднего края с альвеолами. Вместо шпателя с шариком может быть с успехом использован палец самого ребенка, предварительно чисто вымытый или обтертый ватой, смоченной в спирте. Вначале движение пальца осуществляется пассивно, с помощью логопеда, который держит кисть ребенка. В дальнейшем ребенок действует самостоятельно. Во время упражнений необходимо следить, чтобы язык постоянно возвращался в установленное положение, чтобы между ним и альвеолами сохранялась минимальная щель.

Наконец, очень способствует появлению самостоятельной вибрации языка сочетание альвеолярных [т] или [д] с фрикативным [р] (др, др ; дддр, дддр; тр, тр, тттр, тттр). Вначале может получиться «мелкодробная» вибрация, при которой дрожит лишь самый край языка и число колебаний значительно превышает 20 в секунду. Дальнейшие упражнения, в частности с механическим колебанием языка, должны привести к вовлечению в колебание значительной части языка, что сразу замедлит частоту колебаний и доведет ее до нормальной.

После того как достигнута вибрация, необходимо путем разнообразных упражнений на материале слогов, слов и фраз произносимых постепенно все в более быстром темпе, добиться автоматизации усвоенной артикуляции и избавиться от излишне раскатистого произношения фонемы [р], неизбежно на ранних этапах работы. Если вначале получится только твердое [р], то одновременно с его закреплением необходимо начать работу над мягким [р]. Если же вначале получится мягкое [р], то вскоре следует начать работу над твердым [р].
4. Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [л]

в речи в подготовительной группе на логопедическом пункте.

Тема: Звук [Л]

Цель: Уточнить произношение звука [Л]; упражнять в звуковом анализе двусложного слова со стечением согласных; обучать составлению предложения; развивать фонематический слух; расширять словарь прилагательными, дать понятие многозначность слова.

Оборудование: зеркало, фишки, полоска (схема слова), скороговорка в картинках.

Ход занятия.

Организационный момент с психогимнастикой.

Логопед: Произнеси отчетливо скороговорку:

«Лампа упала и сразу разбилась.

Мышь испугалась и в угол забилась.

Кот убежал и забыл про дела.

Лара осколки метлой подмела».

Логопед: Покажи, как мышь испугалась, какая Лара довольная, когда подмела осколки.

Сообщение темы и цели.

Логопед: На занятии вспомним, как правильно произносится звук [Л], проведем звуковой анализ слова, составим предложения, проверим свой слух, для того чтобы правильно, чисто и чётко говорить, а еще узнаем что- то новое.

Артикуляционная гимнастика, комплекс №3: «Блинчик», «Чашечка»,

«Индюки болтают», «Качели», «Гудок парохода».

Анализ артикуляции звука.

Логопед. Произнеси звук [Л], наблюдая за артикуляцией в зеркале, {губы в легкой улыбке, зубы разомкнуты, кончик языка поднят за верхние зубы и прижат к верхним зубам, боковые края языка опущены, через них выходит воздушная струя, голос работает).

Ребенок: Л-Л-Л-Л

Логопед: Расскажи, какой звук [Л]?

Ребенок: согласный, твердый, звонкий

Упражнения в произношении звука [Л].

Логопед: Озвучь картинки, четко и правильно произнеси их. Скажи, где в словах встречается звук?

Ребенок: лодка, стол, ёлка, игла, полка. Звук Л в слове встречается в начале, в середине и в конце. б.Звуковой анализ слова «игла».

Логопед: Отгадай загадку, найди отгадку: «Весь мир обшила, а сама голая ходила».

Ребенок: Игла

Логопед: Игла (Иголка) — длинный тонкий остроконечный инструмент из твёрдого вещества (ранее из кости) с игольным ушком для нити с одной стороны. Иглой называются также многие другие предметы, имеющие похожую форму.

Логопед: Проведем звуковой анализ слова, сколько звуков в слове? (4) Какую карточку выбираем? (карточка с четырьмя домиками) Какой первый звук? (И - гласный, обозначается красной фишкой) Какой второй звук? (Г - согласный, звонкий, твердый, обозначается синей фишкой) какой третий звук? (Л - согласный, звонкий, твердый, обозначается синей фишкой) Какой четвертый звук? (А - гласный, ударный, обозначается красным цветом) Сколько в слове «игла» звуков? Сколько гласных, согласных, а сколько слогов?

Вывод: В слове «игла» сколько гласных, столько и слогов. Назови слово, выложенное фишками. Найди в слове « игла» звук [Л] на каком месте стоит?

Составить предложение со словом «игла» применяя прилагательные острая, стальная, швейная.

Игла очень острая. У бабушки есть швейная игл. Игла из стали.

Проверим слух. Я называю слова, ты, услышав слово со звуком [Л], хлопай. (Нитка, игла, лыжи, врач, палки)

Итоги занятия.

Список литературы.

1. Коррекция нарушений произношения сонорных звуков у дошкольников и младших школьников : пособие для учителей-дефектологов и педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / [сост. Е. И. Шаблыко]. — Мозырь : ООО ИД «Белый Ветер», 2008. — 130с.

2. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных за-ведений: В 2 тт. Т. II / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 656 с.

3. http://dohcolonoc.ru/conspect/1544-konspekt-individualnogo-zanyatiya-po-avtomatizatsii-zvuka-l-v-rechi-v-podgotovitelnoj-gruppe-na-logopedicheskom-punkte-tema-zvuk-l.html Дошколенок. ру Раздел "Конспекты занятий для воспитателей детского сада"


Скачать файл (85 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации