Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Шаньгина Н.В. Мотивы выбора профессии абитуриентами заочного отделения факультета психологии - файл n1.doc


Шаньгина Н.В. Мотивы выбора профессии абитуриентами заочного отделения факультета психологии
скачать (42 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc42kb.04.01.2013 17:26скачать


n1.doc

МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ АБИТУРИЕНТАМИ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ФАКУЛЬТЕТА ПСИХОЛОГИИ
ШАНЬГИНА Н.В.

г. Екатеринбург, Уральский институт практической психологии
На протяжении всей своей жизни человек неоднократно меняет профессию. При этом мотивы выбора профессии определяются сложным комплексом внутренних и внешних факторов. При прочих равных условиях ведущими внутренними факторами, на наш взгляд, являются возраст, смысложизненные ориентации (в частности, интернальность) и индивидуально-типологические (адаптационные) свойства личности. В том случае, когда речь идёт о повторном (как правило, заочном) образовании, есть основания предположить, что характер мотивов будет связан с особенностями базового образования.

Нами выполнено исследование содержания и структуры мотива выбора профессии "психолог" абитуриентами факультета психологии и педагогики ЛГУ имени А.С.Пушкина, проживающими в г. Нижний Тагил Свердловской области (общий объём выборки 138 человек) и имеющими различное базовое образование (общее среднее – ОС, начальное профессиональное – ПТ, среднее специальное техническое – ССТ, среднее специальное медицинское – ССМ, среднее специальное педагогическое – ССП и высшее – В). Перечень исследуемых мотивов включал в себя: интерес к дисциплине (ИД); интерес к практике (ИП); социальная значимость (СЗ); получение диплома о высшем образовании (Д); проблемы личного плана (ПЛП).

По результатам вычисления групповых средних значений выраженности мотивов в каждой выделенной группе построены иерархические ряды мотивов выбора профессии. Первые две позиции во всех группах занимают ИД и ИП. Это можно объяснить общим уровнем осведомлённости абитуриентов о психологии – представления об этой науке (и профессии) основываются на сведениях, распространявшихся в течение последних лет средствами массовой информации, которые отдавали предпочтение теоретическим концепциям и парапсихологическим направлениям и почти не уделяли внимания конкретным проблемам социальной психологии. С другой стороны, многие абитуриенты не скрывают того, что они не намерены работать по профессии "психолог", а хотят приобрести знания, помогающие в повседневной жизни. Третье и четвертое место делят СЗ и ПЛП. Обращает на себя внимание больший вес мотива ПЛП у выпускников средних школ (не имеющих никакой квалификации), профессионально-технических училищ, лицеев и средних специальных технических учреждений (профессии которых недостаточно востребованы либо их не устраивают). У представителей этих групп вследствие социальной дезориентации понижены адаптационные свойства. Осознание наличия личностных проблем обусловливает повышение веса указанного мотива при выборе профессии. На последнем месте устойчиво находится мотив получения диплома. Мы предполагаем, что в данном случае этот мотив присутствует во всех группах, как неявный. Получение диплома - документа, подтверждающего квалификацию, безусловно, подразумевается в любом сочетании других мотивов. Эта безусловность позволяет не декларировать открыто желание получить диплом.

Сравнение выраженности мотивов в группах с различным базовым образованием показало, что мотив СЗ растёт в следующей последовательности групп: минимально значим он в группе ОС, техническое и медицинское образование (ПТ, ССТ и ССМ) несколько повышает значимость указанного мотива, а максимально его значение у педагогов и выпускников ВУЗов. Указанному ряду групп можно поставить в соответствие монотонно растущий уровень гуманитарной подготовки. В соответствии с ним, очевидно, растёт и осознание социальной значимости изучения психологии. Характер связи выраженности мотива ИП с уровнем гуманитарной подготовки абитуриентов в целом сходен с предыдущим, однако значительно менее контрастно представлен. Мотив ПЛП максимально выражен в группах ПТ и ССТ. Минимальный вес этот мотив имеет в группе медиков.

Связь выраженности мотивов приобретения профессии с возрастом исследована путём построения точечных диаграмм с последующей аппроксимацией распределения точек полиномом второго порядка. У выпускников системы начального профессионального образования через 2 – 4 года нарастает ощущение большого числа проблем личного плана, решение которых некоторые из них пытаются найти в психологическом образовании. Выпускники технических средних и высших учебных заведений обнаруживают минимум значимости фактора ПЛП в возрасте 26 – 30 лет, т.е. через 4 – 8 лет после начала профессиональной адаптации. К этому времени большинство из них уже приобретают определённую социальную роль, занимают определённую профессиональную позицию. Однако затем значимость мотива ПЛП у них опять возрастает, фиксируя процессы личностной дезадаптации. Фактор СЗ для выпускников системы профтехобразования наименее важен также в возрасте 20 – 25 лет, а затем его значимость возрастает. Для абитуриентов, не получивших после средней школы никакого профессионального образования, максимум значимости мотива СЗ достигается в возрасте 26 – 30 лет. Возможно, это объясняется стремлением людей, у которых отсутствует профессиональное образование, приобрести профессию, которая помогла бы им занять более высокое социальное положение. Педагоги среднего профессионального уровня через 7 – 10 лет после начала профессиональной деятельности обнаруживают наиболее низкий уровень мотива социальной значимости. Как правило, это уже сложившиеся профессионалы, работающие в социальной среде. Возможно, именно поэтому на первый план у них выступают другие приоритеты.

Максимального уровня осмысленность жизни (методика СЖО Д.А.Леонтьева) достигает в группе выпускников средних специальных технических учебных заведений. Вероятно, их смысложизненные ориентации основываются на явлениях предметной деятельности, хорошо им знакомых, но, как правило, не связанных с тесным взаимодействием с другими людьми. Минимален уровень осмысленности жизни в выборке выпускников профессионально-технических учреждений. Возможно, это обусловлено тем, что уровень их профессиональной подготовки слишком специфичен и не позволяет быстро и успешно адаптироваться в меняющейся социальной обстановке. Последнее вызывает ощущение неудовлетворённости своей жизнью, своей способностью управлять ею. Ориентация на будущее превышает ориентацию на настоящее и на прошлое во всех группах. Это не удивительно, так как выборка представлена абитуриентами ВУЗа, вступившими на долгий и трудный путь самосовершенствования и рассчитывающими на успех (повышение или приобретение новой квалификации).

Соотношение оценки принципиальной возможности влиять на собственную жизнь (ЛК-Ж) и оценки своей способности реально ею управлять (ЛК-Я) позволяет оценить адекватность самооценки абитуриентами интернальности – от самоуверенности до чрезмерной самокритичности (Шаньгина, 2004). Из приведённых данных следует, что нормативной величине адекватности (по Леонтьеву Д.А.: 0,68 – 0,70) соответствует лишь выборка педагогов, тогда как в остальных группах отчётливо проявлен повышенный уровень самоуверенности. Особенно высок он у абитуриентов с общим средним образованием, не имеющими достаточного когнитивного, а часто и житейского опыта.

В группе с высшим образованием со снижением осмысленности жизни значимость мотива ИД растёт, а значимость мотива СЗ падает. Возможно, увеличение уровня осмысленности жизни сопровождается осознанием себя как полноправного, ответственного участника социальных отношений и пониманием необходимости овладения методами практической психологии. У тех абитуриентов, у которых уровень осмысленности жизни низкий, выраженность мотива ИД может свидетельствовать о недостаточном, общем, приблизительном представлении о прикладной роли психологии.
Уменьшение осмысленности жизни абитуриентов с наиболее низким уровнем гуманитарной подготовки (группа ОС) сопровождается ростом значимости мотива ПЛП. Очевидно, самостоятельный поиск абитуриентами путей выхода из внутриличностных, межличностных конфликтов привёл их к осознанию необходимости изучения психологии. Для тех же, кто определяет свою жизненную позицию как устойчивую, этот мотив менее значим. Такой вывод подкрепляется аналогичным характером связи осмысленности жизни и выраженности мотива ПЛП в группе абитуриентов с профессионально-техническим образованием.

Так же, как и в группе с высшим образованием, в группе абитуриентов со средним специальным медицинским образованием с уменьшением уровня осмысленности жизни растёт значимость мотива ИД, что, скорее всего, можно объяснить той же причиной - недостаточный уровень представлений о прикладной роли психологии, неосознанное стремление к изучению теории психологии. В то же время с увеличением осмысленности жизни отчётливо проявлена тенденция роста значимости рассматриваемого мотива. Следует отметить, что в группе абитуриентов с высшим образованием эта тенденция тоже наметилась. Высокоинтернальные индивидуумы, способные контролировать свою жизнь, адекватно ориентирующиеся в своём психологическом времени, демонстрируют стремление к обобщению разрозненных житейских знаний, к изучению фундаментальных основ психологии. Можно предположить, что интерес к психологии у этих людей осознанный. Фрагмент такой же связи (рост выраженности мотива ИД с увеличением осмысленности жизни) обнаружен и в выборке абитуриентов со средним специальным педагогическим образованием.

Поведение выраженности мотива ИП в группе абитуриентов – медиков диаметрально противоположно предыдущему. Интерес к практике, как мотив, теряет своё значение как у абитуриентов с низким, так и у абитуриентов с высоким уровнем осмысленности жизни, компенсируясь мотивом ИД. Снижение значимости мотива ИД с уменьшением интернальности не вызывает проблем в интерпретации – индивидуумы с недостаточным уровнем интернальности, плохо ориентирующиеся во времени, пока неспособны оценить личностную значимость практических приложений психологии. По мере роста осмысленности жизни у индивидуума появляется опыт практического решения психологических проблем, которым он готов и хочет поделиться с другими. Поэтому выраженность мотива ИП растёт. Когда осмысленность своей жизни достигает высоких значений, приходит понимание того, что эффективность психологической помощи определяется мотивацией и способностями не столько субъекта, сколько объекта психологической помощи. В то же время актуальность изучения фундаментальных основ в какой-то степени маскирует проявления мотива практической направленности.


Скачать файл (42 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации