Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Реферат - Топливно-энергетический комплекс России - файл n1.docx


Реферат - Топливно-энергетический комплекс России
скачать (74.8 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.docx75kb.04.01.2013 17:27скачать


n1.docx

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...2

Топливно-энергетический комплекс Российской Федерации………………………...2

Нефтяная промышленность………………………………………………………………3

Газовая промышленность…………………………………………………………………5

Угольная промышленность……………………………………………………………….7

Электроэнергетика………………………………………………………………………...8

Авария на Саяно-Шушенской ГЭС……………………………………………………...14

Заключение………………………………………………………………………………..16

Список литературы……………………………………………………………………….18
Введение
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) является основой развития современного общества. От его эффективности в значительной степени зависят благосостояние общества, деятельность других отраслей экономики и позиции страны в мировом сообществе.

ТЭК производит более четверти промышленной продукции России, оказывает существенное влияние на формирование бюджета страны, обеспечивает почти половину валютных поступлений государства. Основные фонды ТЭК составляют третью часть производственных фондов промышленности, на предприятиях ТЭК трудится более трех миллионов человек.

Все процессы добычи и переработки топлива, производства, транспортировки и распределения электроэнергии охватывает рассматриваемый в данной работе, один из важнейших межотраслевых комплексов - топливно-энергетический комплекс. Он состоит из двух главных частей: топливной промышленности и электроэнергетики, а также инфраструктуры. Своеобразной особенностью ТЭК России является то, что он целиком базируется на отечественных ресурсах, по запасам которых страна занимает одно из первых мест в мире.

Этот комплекс является стержнем жизнеобеспечения любой страны, но для России ТЭК имеет особое значение, так как наша страна - северная (2/3 ее территории относится к зоне Севера) и поэтому значительная часть производимой энергии тратится на отопление, преодоление суровых климатических условий. Учитывая огромную протяженность России с востока на запад, можно прогнозировать проблемы в организации работы транспортного хозяйства, где грузовые и пассажирские перевозки требуют огромных расходов энергии. В связи с этим затрачиваемое количество энергии на душу населения в России в 2-3 раза больше, чем в странах Европы.

На мой взгляд, электроэнергетическая отрасль требует реформирования.

В период реформирования электроэнергетической отрасли должен быть решен вопрос об обеспечении равных условий работы на оптовом и розничных рынках электроэнергии и об отказе от перекрестного субсидирования потребителей энергии. Перекрестное субсидирование на розничных рынках является следствием того, что зачастую региональная энергетическая комиссия утверждает заниженные, против экономически обоснованных, тарифы для льготных групп потребителей (сельское хозяйство) с перекладыванием финансовой нагрузки на потребителей другой группы (промышленность, транспорт).

Это будет способствовать обеспечению стабильности и предсказуемости тарифной политики и, как следствие, повышению инвестиционной привлекательности отрасли в целом.


Топливно-энергетический комплекс Российской Федерации. Его значение и характеристика
Топливно-энергетический комплекс представляет собой сложную систему - совокупность производств, процессов, материальных устройств по добыче топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), их преобразованию, транспортировке, распределению и потреблению как первичных ТЭР, так и преобразованных видов энергоносителей.

Россия располагает всеми возможностями для участия в процессе развития интеграции и объединения энергетических систем и инфраструктуры транспорта энергоносителей при создании единого Евразийского энергетического пространства. Располагая 2,8% населения и 12,8% территории мира, Россия имеет 12-13% прогнозных ресурсов и около 12% разведанных запасов нефти, 42% ресурсов и 34% запасов природного газа, около 20% разведанных запасов каменного и 32% запасов бурого угля. Суммарная добыча за всю историю использования ресурсов составляет в настоящее время по нефти 17% от прогнозных извлекаемых ресурсов и по газу 5%. Обеспеченность добычи разведанными запасами топлива оценивается по нефти и газу в несколько десятков лет, а по углю - значительно выше. Существующая минерально-сырьевая база урана способна обеспечить его добычу, лишь частично покрывающую потребности атомной промышленности.

Считается, что ресурсы определенного вида топлива в стране хорошо освоены и существенное наращивание добычи маловероятно, если доля извлеченного топлива в прогнозных ресурсах составляет около 25%. В России к этому рубежу приближается использование нефти, а по газу и углю ресурсные ограничения обусловлены не размерами запасов, а стоимостью их освоения.

Перспективные уровни добычи нефти в России будут определяться в основном следующими факторами – уровнем мировых цен на топливо, налоговыми условиями и научно-техническими достижениями в разведке и разработке месторождений, а также качеством разведанной сырьевой базы.

В состав ТЭК входят взаимодействующие и взаимообусловленные подсистемы: отрасли топливной промышленности (угольная, нефтяная, газовая), добывающая подсистема и электроэнергетика, преобразующая ТЭР в энергоносители. Эти подсистемы тесно связаны с энергетическим машиностроением, электротехнической, атомной отраслями промышленности и со всеми отраслями - потребителями топлива и энергии. Лидерами в производстве энергии традиционно являются: США — 3,0 трлн. кв./ч; РФ — 1,1 трлн. кв./ч; Япония — 1,0 трлн. кв./ч; КНР — 0,66 трлн. кв./ч.

Структура потребления первичных энергоресурсов в мировом хозяйстве выглядит следующим образом:

  1. нефть — 41,2%;

  2. твердое топливо — 28,3%;

  3. газ - 22,3%;

  4. атомная энергия — 9%;

  5. ГЭС и прочие нетрадиционные источники — остальное
    потребление.

Географически потребление энергии в мировом хозяйстве складывается следующим образом:

  1. развитые страны — 53%;

  2. развивающиеся — 29%;

  3. СНГ и страны Восточной Европы — 18%.

Основные крупнейшие в мире источники добычи энергоресурсов:

  1. нефть: Западная Сибирь (Россия); Саудовская Аравия и Кувейт;

  2. газ: Республика Коми (Россия); Голландия; США.

Несмотря на некоторый прирост запасов нефти, и природного газа, они не смогли восполнить объемы их добычи. Среди специалистов существует мнение о более широком географическом распределении запасов газа по сравнению с нефтью. Основные запасы газа сосредоточены в двух регионах: в СНГ и на Ближнем Востоке — почти 72% доказанных запасов (в том числе в СНГ — около 38,4%). На США и Канаду приходится около 4,5% и на западноевропейские страны — чуть более 3%.

Нефтяная промышленность
Нефтяная промышленность является составной частью ТЭК - многоотраслевой системы, включающей добычу и производство топлива, производство энергии (электрической и тепловой), распределение и транспорт энергии и топлива.

Нефтяная промышленность - отрасль тяжелой индустрии, включающая разведку нефтяных и нефтегазовых месторождений, бурение скважин, добычу нефти и попутного газа, трубопроводный транспорт нефти.

Базовая отрасль ТЭК России. В нефтяной промышленности страны функционирует целый ряд вертикально интегрированных компаний, объединяющих разведку, добычу, переработку и распределение нефти и нефтепродуктов (АО «Роснефть», «ЛУКОЙЛ», «ЮКОС», «Сургутнефтегаз», «Сибнефть» и др.).

Производство первичных топливно-энергетических ресурсов в 2007 году, по оперативным данным Минпромэнерго России, составило 1790,1 млн. т, 100,9% к 2006 году. Добыча нефти возросла на 2,1%. Добыча нефти с газовым конденсатом в 2007 году составила 490,83 млн. т. Среднесуточная добыча нефти в декабре увеличилась до 1346,5 тыс. т/сутки против 1340,7 тыс. т/сутки в ноябре.

Лидерами по объемам добычи нефти с газовым конденсатом являются: ОАО НК "Роснефть", ОАО НК "ЛУКОЙЛ", НК "ТНК-ВР Холдинг", ОАО "Сургутнефтегаз", ОАО "Газпром нефть". Доля этих компаний в общей добыче нефти по стране составляет 75%.

В 2007 году по сравнению с 2006 годом в территориальной структуре добычи нефти сократилась доля (с 68 до 66%) Уральского федерального округа - основного нефтедобывающего региона России, что обусловлено снижением темпов прироста по Ханты-Мансийскому АО. Вместе с тем возросла доля Дальневосточного федерального округа, что обусловлено увеличением добычи нефти с газовым конденсатом в 2,3 раза. По Северо-Западному федеральному округу добыча увеличилась на 4,7%, по Приволжскому - на 2,1%. В то же время по Южному федеральному округу отмечалось сокращение добычи нефти.

По данным ФТС России и оперативным данным Минпромэнерго России, за 2007 год экспортировано 258,96 млн. т российской нефти (104,2% к 2006 году). При этом в страны дальнего зарубежья и Прибалтики экспортировано (с учетом вывоза с терминалов НПЗ) 222,56 млн. т нефти (105,4% к 2006 году), в страны СНГ - 36,4 млн. т (97,7%). Вместе с тем снизились поставки нефти в Белоруссию и Украину. Возросли поставки нефти в Казахстан.

В 2008 году добыча нефти в России сократилась на 0,7%.

Таким образом, в 2008 году показатель по добыче «черного золота» опустился до отметки 488,105 млн тонн, или 9,775 млн баррелей в сутки. Причем, в декабре в России было произведено 40,870 млн тонн нефти.

Экспорт российской нефти в страны дальнего зарубежья в 2008 году составил 203,091 млн тонн (4,067 млн баррелей в сутки), что на 6,2% ниже показателя 2007 года.

В 2009 году Россия вышла на первое место в мире по экспорту нефти на международный рынок, потеснив Саудовскую Аравию. Неплохая новость, особенно если сбудутся смелые прогнозы некоторых аналитиков — рост цен до $85 — $100 за баррель к Новому году. Поставки российской нефти в сентябре превысили 10 млн. баррелей в день. Причина смены лидера проста — Саудовская Аравия и другие страны, состоящие в OPEC, постоянно урезали производство с конца прошлого года, в то время как Россия его увеличивала. По прогнозам IEA, отрыв будет расти в течение следующего года.

На начало 2009 года тройка лидеров, значительно опережающая по добыче остальные страны, выглядела следующим образом: Саудовская Аравия (10,8 млн. баррелей в сутки), Россия (9,8 млн.) и США (8,5 млн.). Следом шли Китай, Канада, Мексика и ОАЭ, в прошлом году они добывали по 3?4 млн. баррелей ежедневно.

Однако на первом месте мы продержимся не так долго — при сегодняшних темпах добычи, разведанных запасов нам хватит на 17 лет, в то время как Саудовской Аравии — на 72 года. Разве что, геополитические риски могут сработать в нашу пользу.

Минэнерго РФ допускает разные варианты развития нефтедобычи в России в ближайшую пятилетку: по оптимистичному прогнозу, добыча нефти к 2013 году вырастет до 511 миллионов тонн, а по пессимистичному - может упасть до 450 миллионов тонн. Оба прогноза озвучил глава Минэнерго Сергей Шматко на совещании по проблемам развития нефтяной отрасли под председательством премьер-министра РФ Владимира Путина.

По словам Шматко, увеличение добычи до 511 миллионов тонн к 2013 году возможно при стимулировании развития нефтяной отрасли и ее поддержке государством.

"Принятые меры позволят, по мнению нефтяных компаний, обеспечить добычу нефти в отрасли к 2013 году до 511 миллионов тонн", - сказал министр.

Пессимистичный сценарий (падение добычи за тот же период до 450 миллионов тонн) возможен в том случае, если государство не будет поддерживать отрасль, которая, по оценке Шматко, уже сегодня "стагнирует". В частности, по его словам, такой вариант возможен при сохранении существующего режима налогообожения "нефтянки".

Шматко пояснил, что цифра в 450 миллионов тонн складывается из пятилетнего прогноза, подготовленного министерством энергетики на основании данных нефтяных компаний.

При этом по его словам, это еще относительно оптимистичный вариант развития событий, который основывается на цене на нефть в 60 долларов за баррель, курсе рубля в 35 рублей за доллар и инфляции на уровне 6,5%.

Газовая промышленность

Газовая отрасль — одна из наиболее стабильно работающих отраслей ТЭК. Стабилизация добычи газа в краткосрочном плане определяется в основном объемами внутреннего спроса на газ, а также возможностями поставки его на экспорт. В перспективе увеличение добычи газа в стране в решающей мере будет зависеть от темпов освоения газовых месторождений полуострова Ямал, региона Тюменской области и на шельфе морей.

Газ – лучший вид топлива. Его отличают полнота сгорания без дыма и копоти; отсутствие золы после сгорания; легкость розжига и регулирования процесса горения; высокий коэффициент полезного действия топливоиспользующих установок; экономичность и простота транспортировки к потребителю; возможность хранения в сжатом и сжиженном состоянии; отсутствие вредных веществ.

Немалую роль играет и низкая стоимость добычи газа по сравнению со стоимостью добычи других видов топлива – угля, торфа, нефти.

Благодаря высоким потребительским свойствам, низким издержкам добычи и транспортировки, широкой гамме применения во многих сферах человеческой деятельности, природный газ занимает особое место в топливно-энергетической и сырьевой базе. В этой связи наращивание его запасов и потребления идет высокими темпами.

Газовая промышленность – наиболее молодая отрасль топливного комплекса. Газ применяется в народном хозяйстве в качестве топлива в промышленности и в быту, а также и как сырье для химической промышленности. В народном хозяйстве используется природный газ, добываемый из газовых месторождений, газ, добываемый попутно с нефтью, и искусственный газ, извлекаемый при газификации сланцев из угля. Кроме того, используется газ, получаемый при производственных процессах в некоторых отраслях металлургической и нефтеперерабатывающей промышленности.

Газ в больших количествах используется в качестве топлива в металлургической, стекольной, цементной, керамической, легкой и пищевой промышленности, полностью или частично заменяя такие виды топлива, как уголь, кокс, мазут, или является сырьем в химической промышленности.

В нашей стране создана и продолжает развиваться Единая энергетическая система газоснабжения (ЕСГ), которая объединяет основную часть месторождений. Сейчас магистральные газопроводы только по России протянулись на 144 тыс. км. Транспортировку газа обеспечивают 236 компрессорных станций, на которых установлены более 4 тыс. газоперекачивающих агрегатов. Имеется 16 подземных хранилищ газа с активной емкостью свыше 40 млрд. м3.

Для бытовых нужд газом пользуется население более 2700 городов и поселков городского типа и более 90 тыс. сельских населенных пунктов.

Российский газ поставляется на экспорт через Украину и Беларусь в 13 стран Европы. Надежность этих поставок обеспечивается взаимосвязанной целостной работой всей ЕСГ России.

Добыча газа в России по итогам 2007 года составила 650,76 млрд кубометров газа, что на 0,8% меньше показателя 2006 года.

«Газпром» добыл 549,6 млрд кубометров (99,9% к уровню 2006 года). Доля концерна в общем объеме добычи газа в 2007 году увеличилась до 84,5% против 83,9% в 2006 году.

Как отмечают в министерстве, для внутреннего потребления из собственных ресурсов ОАО «Газпром» по ЕСГ поставлено 402,9 млрд кубометров газа (101,1% к 2006 году), в том числе для ЕЭС России – 162,1 млрд кубометров (103%).

В 2007 году, по данным ФТС России и оперативным данным Минпромэнерго, экспорт газа составил 191 млрд кубометров (94,2% к 2006 году). При этом в страны дальнего зарубежья и Балтии экспортировано 153,67 млрд кубометров (95% к 2006 году), в страны СНГ — 37,32 млрд кубометров (97,7%).

Добыча газа в России в 2008 году выросла на 1.8 % до 665 млрд куб. м

В первом квартале 2009 года производство газа в России упало на 15%, а в марте - на 18,8%. Быстрее всех добыча падает у основного игрока рынка, "Газпрома". В марте этого года он произвел на 24% газа меньше, чем в марте прошлого, а по итогам года его добыча может оказаться минимальной за всю историю.

Объем добычи газа в России в январе-марте 2009 г. упал до 153,4 млрд кубометров, то есть на 15% по сравнению с тем же показателем 2008 г. "Газпром" за квартал потерял 18%, причем его производство падает от месяца к месяцу. К примеру, в марте его среднесуточная добыча составила 1,24 млрд кубометров, что на 12,1% меньше, чем в феврале. "Новатэк", второй по величине производитель газа, тоже снизил суточную добычу за месяц на 12,7%. В то же время добыча газа независимыми производителями по итогам квартала выросла на 4,3%, а в марте - почти на 7%.
В "Газпроме" падение добычи объясняют резким снижением закупок со стороны Украины (вследствие газовой войны начала года), теплой погодой и снижением спроса в Европе в результате экономического кризиса. К тому же потребители в Европе минимизировали потребление в ожидании снижения цены газа с $450 за 1000 кубометров в первом квартале до $230 к концу года.
Вследствие этого экспорт газа из России в первом квартале упал вдвое и составил 28,2 млрд кубометров. В марте "Газпром" отправил за рубеж 12,035 млрд кубометров. Одновременно снижается и внутреннее потребление, хотя и медленнее. В первом квартале в России сожгли 142,5 млрд кубометров газа, на 6,3% меньше, чем год назад. В марте потребление газа на внутреннем рынке составило 44,837 млрд кубометров, на 6% ниже запланированного. Отбор из подземных хранилищ (ПХГ) сократился втрое. В "Газпроме" ожидают, что добыча концерна упадет на 10-11%, примерно до 490 млрд кубометров. Такого не было за всю историю "Газпрома": минимальная добыча в 512 млрд кубометров была зафиксирована в 2001 г. По мнению независимых экспертов, нижняя планка добычи "Газпрома" может опуститься в этом году еще ниже - примерно до 275 млрд кубометров. Экспортировать в дальнее зарубежье "Газпром", по расчетам аналитиков, сможет около 137 млрд кубометров. В целом экспорт может снизиться на 70-87 млрд кубометров. Производство независимых поставщиков может быть снижено на 8-10%. "Газпром" с 1 апреля уже ограничил прием газа независимых производителей в единую систему газоснабжения.
Вся газовая отрасль, как прогнозирует Минэкономразвития, по итогам года может снизить добычу на 3-7%- до 644 млрд кубометров.

Угольная промышленность
Угольная промышленность – одна из ведущих отраслей ТЭК. Уголь используют как технологическое сырье (в виде кокса) в черной металлургии и химической промышленности (коксовые газы) для производства минеральных удобрений и пластмасс, а также уголь используют как энергетическое сырье для производства электроэнергии на ТЭС, для отопления жилищ.

Районообразующая роль топлива сказывается тем сильнее, чем крупнее масштабы и выше технико-экономические показатели ресурсов. Массовое и дешевое топливо притягивает к себе топливоемкие производства, определяя в известной мере направление специализации района. В топливно-энергетическом балансе (ТЭБ) России доля угля в 50-е годы достигала 65%, в 60-е годы - 40 -50%. В 70 - 80-е годы угольное топливо было вытеснено нефтегазовым, и в настоящее время доля угля в ТЭБ России составляет лишь 12 – 13% , а в топливном балансе теплоэлектростанций – примерно 25%. В настоящее время в ТЭБ России на газ приходится 49%. нефть - 32%, уголь - около 13%). В перспективе доля угля в ТЭБ будет повышаться, и спрос на уголь в России в связи с изменением структуры запасов основных энергоносителей будет возрастать. В восточных регионах России, включая Урал, доля угля возрастает в производстве электроэнергии. В настоящее время на Дальнем Востоке удельный вес угля в балансе котельно-печного топлива превышает 80%. а электрическая и тепловая энергия в регионах Дальнего Востока вырабатывается в основном на ТЭС на угле.

Крупнейшие производители угля: Китай, США, Россия.

Крупнейшие угледобывающие компании мира - BHP Billiton, Xstrata, Anglo Amеrikan. В сумме они добывают в год около 300 млн т угля, при мировой добыче в 2006 г. 5,37 млрд т. Одной из важнейших и экономически оправданных тенденций мирового угольного рынка является консолидация угольного бизнеса и слияние его с металлургическим, энергетическим и транспортным бизнесом. Этот процесс идет и в другом направлении - стальные, транспортные и энергетические корпорации приобретают угольные компании.

В России сосредоточено 5,5% мировых запасов угля, что составляет более 200 млрд тонн. Из них 70 % приходится на запасы бурого угля.

  • В 2004 году в России было добыто 283 млн тонн угля. 76,1 млн тонн было отправлено на экспорт.

  • В 2005 году в России было добыто 298 млн тонн угля. 79,61 млн тонн было отправлено на экспорт.

  • в 2006 году — 308,788 млн тонн. В 2006 году добыча увеличилась как подземным способом на 4,4% по сравнению с 2005 годом (в 2006 году добыча составила 109,28 млн тонн), так и открытым способом — на 2,3%.

Месторождения угля расположены группами, образуя бассейны:


  1. Кузбасс находится на территории Кемеровской области. Это основная база добычи каменного угля (50% от всей добычи по стране). Частично уголь добывается открытым способом. Угль – коксующийся, высокого качества. Основные потребители: Сибирь, Урал, Центральный район, Поволжье.

  2. Печорский бассейн находится на территории республики Коми за полярным кругом. Наиболее крупные шахты – Инта, Воргошовская. Условия добычи угля – тяжелые. Уголь – коксующийся. Основные потребители – европейский север (в т. ч. Череповецкий металлургический комбинат), Северо-Западный район, центральная Россия.

  3. Восточное крыло Донбасса находится в Ростовской области. Основные потребители – европейская часть России. 9% всей добычи по стране.

  4. Южноякутский бассейн осваивается с 80-х годов. Действует Нерюгринский разрез, ГРЭС (более 2 млн Квт-час). Уголь экспортируется в Японию.

  5. Канско-Ачинский буроугольный бассейн. Основа энергетики Восточной России. Себестоимость угля низкая, т. к. добывается открытым способом. Основной потребитель – ГРЭС Сибири. Электроэнергия транспортируется в западную часть России.

  6. Подмосковный буроугольный бассейн находится на территории Смоленской, Тульской, Калужской областей.

  7. Бассейн Кизел находится на Урале в Пермской области. Уголь плохого качества.

  8. Челябинский буроугольный бассейн в районе города Копейск.

  9. Иркутский бассейн.

  10. Райчихинский буроугольный бассейн на Дальнем Востоке у города Благовещенск.

  11. Бурейский бассейн в Хабаровском крае (на реке Бурея у города Средний Упал). Каменный уголь.

  12. Бассейн Суган у города Партизанск. Каменный уголь.

  13. Буроугольный бассейн Артем в Приморском крае.

  14. Южно-сахалинский бассейн. Каменный уголь.

Перспективными направлениями развития российской угольной отрасли в ближайшие годы может явиться вертикальная интеграция энергоугольных производств и создание на базе угольных шахт объектов энергетики небольшой и средней мощности (до 100-150 Мвт). Реконструкция шахт в объекты энергетики может осуществляться путем дооборудования имеющихся шахтных котельных турбогенераторами для выработки электроэнергии. Интересным направлением может явиться и применение на угледобывающих предприятиях технологий и установок по переработке угля в высокоэффективные и экологически чистые синтетические моторные топлива.

Для вхождения в рыночную экономику отрасль нуждается в реструктуризации, основными целями которой является формирование конкурентоспособных угольных компаний, последовательное снижение государственной поддержки предприятиями отрасли, а также социальная защищенность работников отрасли.
Электроэнергетика
Производственный потенциал отрасли объединяет тепловые и атомные электростанции, гидроэлектростанции, электрические сети, магистральные тепловые сети, котельные и нетрадиционную энергетику.

Электростанции России в целом обеспечивают потребность страны в мощности и электроэнергии, а также экспорт электроэнергии в страны СНГ и дальнего зарубежья.

В стране создана и продолжает развиваться Единая энергетическая система (ЕЭС).

ЕЭС России является уникальной системой, создающей экономические преимущества для российских товаропроизводителей и населения.

Техническую основу ЕЭС России составляют:

  • 440 электростанций общей установленной мощностью более 197 тыс. МВт, в том числе АЭС - 21 тыс. МВт, производящие 787 млрд. кВт. ч электрической энергии в год;

  • ЛЭП общей протяженностью 3018 тыс. км;

  • единая система диспетчерского регулирования, объединяющая практически все энергетические объекты в работу с единой частотой электрического тока 50 Гц.

Организационную основу ЕЭС России составляют:

  • РАО "ЕЭС России", выполняющее функции общего координирующего центра, реализующего определенные государством общие условия функционирования и развития ЕЭС России, исходя из общесистемного эффекта, и обеспечивающее в оперативном плане единое диспетчерское управление для повышения экономической эффективности ЕЭС России;

  • 74 энергоснабжающие организации, осуществляющие поставки электрической и тепловой энергии потребителю на всей территории Российской Федерации;

  • 34 крупные электрические станции в качестве самостоятельных субъектов федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности);

  • более 300 организаций, обслуживающих основной технологический процесс и развитие в ЕЭС России, и обеспечивающих живучесть всего комплекса.

Предпосылки реформирования электроэнергетики

  • Идея реформирования российской электроэнергетики возникла из ответов на самые простые и очевидные вопросы – кто, сколько, кому и за что платит. Сегодня РАО "ЕЭС России" является монополистом в сфере энергоснабжения и представляет собой финансово-производственный холдинг, в состав которого входят региональные энергокомпании, крупные федеральные электростанции, федеральная сетевая компания и системный оператор. Контрольный пакет акций (52%) РАО "ЕЭС России" принадлежит государству. Государство регулирует деятельность энергохолдинга и устанавливает цены на его услуги и продукцию.

  • Начиная с 1980-х годов в электроэнергетике России начали проявляться негативные тенденции: на фоне общего спада экономики, электроэнергетика фактически становилась донором для других отраслей промышленности. В большей степени это обуславливалось макроэкономическими факторами, но важную роль сыграли и неплатежи. Отсутствие стимулов к снижению производственных затрат предприятиями отрасли, породило ценообразование на основе издержек. Другими словами, в цены (тарифы) нередко включали все фактические расходы. Недостаточная прозрачность функционирования энергетических компаний, невозможность достоверно определить ресурсы, необходимые для поддержания и развития предприятий, сдерживание тарифов регулирующими органами (электроэнергия дорожала медленнее большинства других товаров) на фоне раздутых производственных издержек привело к тому, что перед началом реформы более половины предприятий отрасли оказались убыточными.

  • На фоне сокращения собственных средств энергокомпаний, резко уменьшился объем инвестиций. Катастрофически не хватало средств на поддержание и модернизацию оборудования.

  • Даже в самых благополучных энергосистемах европейской части России износ основных производственных фондов превысил 50% и стал приближаться к значениям, при которых ремонт оборудования обходится дороже его замены.

  • Действующая модель электроэнергетики негативно отражалась и на развитии других секторов экономики. Нарастающая технологическая отсталость энергоемких отраслей промышленности и жилищно-коммунального хозяйства, недооценка стоимости энергоресурсов, отсутствие стимулов к энергосбережению, привели к тому, что удельная энергоемкость экономики России (расход энергии на единицу ВВП) в 2-3 раза превысила соответствующий показатель развитых стран.



Изменение ценообразования

Различают два важнейших вида ценообразования:

регулируемое государством, которое существует в различных вариантах: государственные органы устанавливают абсолютное значение цен (тарифов) либо методологию их определения;

конкурентное (рыночное, свободное) ценообразование, при котором цены формируются на основе спроса и предложения без вмешательства государственных регулирующих органов; однако нередко государство ограничивает конкурентные цены верхним и нижним пределами.

Применение этих видов ценообразования зависит от модели электроэнергетики. Однако и при самой либеральной модели, как правило, наряду с рыночным ценообразованием в отрасли существуют сферы ценового регулирования. В случае если регулируемое ценообразование преобладает (как, например, в переходный период реформирования электроэнергетики в России) уровень цен конкурентного рынка в существенной мере зависит от уровня регулируемых цен. При вертикально-интегрированной модели отрасли практически все цены регулируются государством. В отсутствие свободного рынка, цены оторваны от спроса и предложения и формируются директивно. В результате распространены такие принципы ценообразования, как установление цен (тарифов) на основе издержек и перекрестное субсидирование.

Ценообразование на основе издержек предусматривает включение в цены (тарифы) фактических расходов, нередко всех. В результате у предприятий энергетики снижаются стимулы к повышению эффективности: ведь им компенсируют затраты, вне зависимости от эффективности работы. При этом в цены и тарифы может включаться инвестиционная составляющая – средства на капитальные вложения, объем которых, в отсутствие рыночных ограничителей и достоверной картины издержек производства, определяется столь же произвольно.

В отличие от ценообразования на основе издержек, на свободном рынке электроэнергии цены формируются на основе спроса и предложения, и могут не учитывать фактические издержки энергетических компаний. Тем самым риски, связанные с неэффективной работой предприятия, лежат на продавце, а не на покупателе, как это происходит при ценообразовании, привязанном к издержкам.

При всем разнообразии моделей развития электроэнергетики в разных странах, реформа отрасли всегда затрагивают практику ценообразования. Наибольшая либерализация цен происходит при формировании конкурентной модели электроэнергетики. Конкурентная модель предполагает либерализацию цен в потенциально конкурентных сферах, и сохранение ценового регулирования в сферах естественных монополий. Однако на практике во многих странах допускаются некоторые исключения из этой идеальной схемы: освобождая цены генерирующих и сбытовых компаний, государство оставляет за собой право регулировать их в некоторых частных случаях. К таковым относятся, прежде всего, особые условия ограничения конкуренции.

Регулируемое ценообразование при конкурентной модели электроэнергетики существенно отличается от регулирования цен в условиях абсолютной государственной монополии в отрасли. Методики регулирования цен (тарифов) при конкурентной модели содержат ограничения для "ценового произвола", в частности учитывают конъюнктуру свободного рынка.
Право потребителя выбирать поставщика

Это право является одним из фундаментальных принципов электроэнергетики в ее современном понимании. Еще три десятилетия назад, когда электроэнергетика считалась всецело естественной монополией, потребители не имели подобного права ни практически, ни юридически. При реформировании электроэнергетики в законодательство большинства стран вносятся положения, предоставляющие потребителям подобное право. Право выбора распространяется на различные категории потребителей постепенно.



Обеспечение равного доступа к инфраструктуре и услугам естественных монополий

Равный (недискриминационный) доступ для всех участников рынка к инфраструктуре и услугам естественных монополий является одним из основополагающих принципов развития конкуренции в электроэнергетике. Речь идет, прежде всего, о доступе к передающим и распределительным сетям, включая услуги по передаче.

В мировой практике принято два основных принципа обеспечения равного доступа:

  • регулируемый, который предусматривает установление государством стандартных правил доступа и регулируемых тарифов;

  • переговорный (доступ на основе переговоров), при котором каждый поставщик энергии заключает индивидуальное соглашение с оператором или собственником сети.

Равный доступ также возможен при моделях электроэнергетики с ограниченной конкуренцией, прежде всего при сочетании единого закупщика и независимых производителей. Однако в этом случае речь идет о равном доступе для независимых производителей, тогда как единый закупщик фактически пользуется приоритетом.



Введение госрегулирования в условиях ограничения или отсутствия конкуренции в потенциально конкурентных сферах

В рамках конкурентной модели отрасли подобные условия нетипичны и существуют либо в каких-то отдельных, локальных зонах (в которых свободный рынок технически невозможен), либо возникают временно в силу особых обстоятельств: дефицита электроэнергии, злоупотреблений некоторых компаний своим положением на рынке и т.п.. Как правило, в таких случаях вводится государственное регулирование в тех сферах, где возникли проблемы с конкуренцией.

Российское законодательство предусматривает несколько случаев ограничения или отсутствия конкуренции, при которых в потенциально конкурентных сферах электроэнергетики вводится государственное регулирование:

  • временный дефицит электроэнергии в отдельных ценовых зонах оптового рынка и (или) на оптовом рынке в целом;

  • постоянное отсутствие конкуренции в силу технологических причин;

  • злоупотребление производителями и поставщиками электроэнергии своим монопольным положением;

  • чрезвычайные случаи, критерии и порядок установления которых определяются федеральным Правительством.

Постоянные условия отсутствия конкуренции в силу технологических причин возникают в случае изолированных от Единой энергосистемы России энергосистем, наличия одного или нескольких неконкурирующих источников энергии.




Постепенное открытие рынка

Под открытым рынком понимают продажу электроэнергии по свободным ценам тем потребителям, которые имеют возможность выбирать поставщика. Полное открытие рынка требует двух главных условий:

  • создания конкурентной модели электроэнергетики;

  • развитой инфраструктуры отрасли, позволяющей обеспечить любому мелкому потребителю возможность получать энергию более чем от одного поставщика, а также доступ небольших поставщиков на рынок электроэнергии.

Есть два аспекта проблемы открытия рынка:

  • юридический (продавцы и покупатели должны получить право выбирать поставщика);

  • "технический" (необходимо создать реальную возможность поставки энергии от любого потребителя к любому поставщику, что требует развития инфраструктуры отрасли и определенного уровня развития самого рынка).

Обеспечить технический доступ бывает сложнее, чем изменить законодательство. Поэтому в некоторых странах в процессе реформ в электроэнергетике многие потребители получают юридическое право выбора поставщика, которым не могут реально воспользоваться.

Поскольку далеко не во всех странах электроэнергетика удовлетворяет этим условиям, рынок принято открывать постепенно: вначале к свободной торговле допускают крупнейших потребителей, затем все более мелких, вплоть до домашних хозяйств. Также постепенно снимаются ценовые и иные ограничения. Категорию потребителей, которым предоставлено право выбирать поставщика, принято называть квалифицированными. Критерий определения квалифицированного потребителя – установленный государственными регулирующими органами минимальный уровень потребления электроэнергии (мощности).

Для некоторых категорий поставщиков энергии делается исключение: они допускаются на оптовый рынок вне зависимости от их "масштаба". Например, в России, согласно закону "Об электроэнергетике", в торговле на оптовом рынке могут участвовать гарантирующие поставщики, независимо от суммарного объема приобретаемой ими энергии.

Подобный же порог допуска действует, как правило, и для других участников рынка: ими могут стать лишь более или менее крупные электростанции и сбытовые компании. Таким образом, другой аспект открытия рынка – обеспечение доступа на рынок все более мелким поставщикам электроэнергии.

Порог допуска определяет долю потребителей, вовлеченных в свободную торговлю электроэнергией. Прежде всего, этой долей характеризуется степень открытости рынка. Рынок полностью открыт, если к свободной торговле допущены 100% потребителей (порог допуска отменен). Первым в мире был полностью открыт рынок Норвегии. До сих пор полное открытие рынка характерно для немногих стран, как правило, высокоразвитых: Австрия, Германия, Великобритания, Дания, Финляндия, Швеция, Норвегия, Испания и некоторые другие.
Реструктуризация электроэнергетики

Под реструктуризацией понимается изменение структуры отрасли, что в той или иной мере характерно для всех стран, реформирующих электроэнергетику. Реструктуризация в ходе радикальной реформы предусматривает разделение видов деятельности и демонополизацию. И то, и другое направлено на формирование конкурентной среды в электроэнергетике, в частности, на создание независимых субъектов рынка электроэнергии. Реструктурируемые предприятия подвергаются функциональным изменениям: меняется схема управления, техническая и коммерческая инфраструктура.

Большая часть активов российской электроэнергетики так или иначе контролируется холдингом РАО "ЕЭС России". При этом некоторые объекты полностью контролирует сам холдинг (например, федеральные электростанции, часть магистральных сетей, ремонтные подразделения), другие же входят в состав региональных монополий - АО-энерго.

Реструктуризация большинства региональных АО-энерго осуществляется после проведения подготовительных мероприятий по унифицированной схеме – "Базовому варианту реформирования дочерних и зависимых обществ (ДЗО) РАО ЕЭС "России". Базовому варианту должны соответствовать проекты реформирования всех АО-энерго, за исключением отдельных случаев (наличие технических ограничений, отсутствие каких-либо видов деятельности, невозможность согласования проекта с заинтересованными сторонами). Проекты реформирования по базовому варианту предусматривают разделение видов деятельности с выделением их в самостоятельные компании. При этом:

Генерирующие активы выделяются из АО-энерго: электростанции, которые должны войти в оптовые генерирующие компании (ОГК), становятся отдельными юридическими лицами. Сетевые активы АО-энерго распределяются следующим образом:

  • магистральные сети сосредотачиваются в межрегиональных магистральных сетевых компаниях (ММСК), которые, в свою очередь, передаются под контроль ФСК.

  • распределительные сети передаются региональной сетевой компании, которая в переходный период может также исполнять функции гарантирующего поставщика;

Могут создаваться сбытовые компании, которые в дальнейшем станут независимыми (конкурентными).

Все имущество АО-энерго, необходимое для функционирования Региональных диспетчерских управлений, передается Системному оператору по договорам купли-продажи или долгосрочным договорам аренды.

Базовый вариант предусматривает распределение акций всех новообразованных компаний в первую очередь среди акционеров тех структур, из которых эти компании были выделены.




Разделение видов деятельности

Разделение видов деятельности в электроэнергетике – одна из ключевых задач, которые решаются при реформировании отрасли. Она заключается в отделении функций (видов деятельности) естественных монополий от так называемых конкурентных функций. К естественно-монопольным видам деятельности принято относить: передачу электроэнергии, распределение электроэнергии, функции системного оператора.

К потенциально конкурентным видам деятельности относится:

  • производство (генерация) электроэнергии;

  • сбыт электроэнергии;

  • ремонтные и сервисные функции.

Компании, совмещающие конкурентные функции с функциями естественных монополий называют (в контексте электроэнергетики) вертикально-интегрированными компаниями (ВИК). Соответственно, задача реформы состоит в разделении ВИКов.

Российское законодательство предусматривает разделение ВИКов на независимые, неафиллированные компании.

Разделение видов деятельности в России предполагает создание ряда самостоятельных компаний, специализированных либо на естественно-монопольных, либо на конкурентных видах деятельности. Однако допускаются исключения: в некоторых случаях, конкурентные и естественно-монопольные функции могут осуществляться под контролем одних и тех же компаний:

  • в условиях отсутствия или ограничения конкуренции;

  • если компания осуществляет диспетчеризацию и передачу энергии исключительно для удовлетворения собственных нужд;

  • в случае гарантирующих поставщиков.

Выделение естественно-монопольных функций не означает абсолютную государственную монополию в этих сферах. Так, российское законодательство допускает долю частной собственности в ОАО "ФСК", а также строительство новых сетей частными лицами. Однако государство оставляет за собой контроль над использованием объектов национального электросетевого хозяйства, ограничивая некоторые права владельцев сетей. Это относится, прежде всего, к объектам магистральных сетей, находящимся в частной собственности: они обычно передаются в управление национальному системному оператору, хотя прибыль из их деятельности по-прежнему извлекают владельцы.

В России подобные ограничения налагаются на владельцев объектов национальной (общероссийской) сети. Эти ограничения закреплены в пункте 2 статьи 7 закона "Об электроэнергетике".
Авария на Саяно-Шушенской ГЭС
Авария на Саяно-Шушенской ГЭС — индустриальная техногенная катастрофа, произошедшая 17 августа 2009 года. В результате аварии погибло 75 человек, оборудованию и помещениям станции нанесён серьёзный ущерб. Работа станции по выработке электроэнергии приостановлена. Последствия аварии отразились на экологической обстановке акватории, прилегающей к ГЭС, на социальной и экономической сферах региона. В результате проведённого расследования непосредственной причиной аварии было названо усталостное разрушение шпилек крепления крышки турбины гидроагрегата, что привело к её срыву и затоплению машинного зала станции.

Данная авария является крупнейшей в истории катастрофой на гидроэнергетическом объекте России и одной из самых значительных в истории мировой гидроэнергетики. «Авария уникальна, — сказал, в частности, министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий С. К. Шойгу. — Ничего подобного в мировой практике не наблюдалось». Тем не менее, оценка последствий катастрофы в экспертном и политическом сообществе неоднозначна. Некоторые специалисты и организации, в том числе тот же Сергей Шойгу, сравнивают Саяно-Шушенскую катастрофу по её значимости и влиянию на экономические и социологические аспекты жизни России с аварией на Чернобыльской АЭС. Другие эксперты считают, что эти катастрофы несравнимы по масштабам.

Влияние аварии на энергосистему


В результате аварии на непродолжительное время были полностью или частично отключены от энергоснабжения ряд промышленных предприятий: Саянский алюминиевый завод, Хакасский алюминиевый завод, Красноярский алюминиевый завод, Кузнецкий завод ферросплавов, Новокузнецкий алюминиевый завод, ряд угольных шахт и разрезов; было нарушено энергоснабжение, в том числе социальных объектов и населения, в Алтайском крае, Кемеровской области, Республике Хакасия, Новосибирской области, Томской области. Несмотря на внезапную единомоментную потерю 4,5 гигаватт генерирующей мощности объединённой энергосистемы Сибири, действиями противоаварийной автоматики и персонала объединённого диспетчерского управления Сибири и Центрального диспетчерского управления, оперативно распределившими нагрузку между другими электростанциями и задействовавшими транзит из объединённых энергосистем Урала и Средней Волги через территорию Казахстана, удалось избежать каскадного отключения и «погашения» ОЭС Сибири, аналогичного, скажем, сбою энергосистем США и Канады 2003 года. В связи с этим 14 сентября президент РФ Дмитрий Медведев наградил почётной грамотой президента работников Объединённого диспетчерского управления энергосистемами Сибири «за добросовестную, высокопрофессиональную работу во время аварии и послеаварийный период на Саяно-Шушенской ГЭС». Через 8 часов после аварии все ограничения были сняты за счёт ввода резервных мощностей и увеличения перетока электроэнергии из европейской части страны. До завершения восстановления Саяно-Шушенской ГЭС недовыработка ею электроэнергии будет компенсироваться повышенной загрузкой тепловых электростанций, работающих главным образом на угле (в связи с чем существенно возросли объёмы его перевозок), экспортом электроэнергии из Казахстана, а также за счёт ввода в конце 2010 года первой очереди Богучанской ГЭС.

Сразу после аварии цены на балансирующем рынке электроэнергии выросли в пять раз и превысили 1 000 рублей за МВт·ч; в связи с ростом цен рассматривались предложения о введении государственного регулирования цен на электроэнергию. В дальнейшем цены снизились. Имеется противоречивая информация о влиянии аварии на уровень тарифов на электроэнергию, утверждённых федеральной службой по тарифам на 2010 год. В частности, тариф для промышленных потребителей был повышен на 7,6 % вместо ранее планировавшихся 5 % (для сравнения, в 2009 году рост тарифа составил 19 %). Однако, руководство тарифной службы заявило, что затраты на ремонт станции не будут включены в тариф. Тариф для населения Хакасии вырос на 21,5 % (оставшись, тем не менее, одним из самых низких в стране).
Обеспечение безопасности гидроэлектростанций
В результате вывода из строя всех агрегатов станции и перекрытия водоводов водопропускная способность плотины Саяно-Шушенской ГЭС сокращена на 3 600 мі/с (10 агрегатов по 358,5 мі/с каждый), что, в свою очередь, ставит под вопрос безопасность прохождения сильных паводков. Для решения проблемы ускорены работы по строительству берегового водосброса ГЭС, на что из федерального бюджета выделено 4,3 млрд рублей. При работе штатного водосброса образуется облако водяной пыли; поскольку до сих пор водосброс никогда не эксплуатировался в зимний период, существуют опасения, что это может привести к значительному обледенению конструкций станции. Для предотвращения этого явления проводится ряд мероприятий.

По сообщению министра энергетики Сергея Шматко, правительственная комиссия по ликвидации последствий аварии на Саяно-Шушенской ГЭС поручила ОАО «РусГидро» заменить крепления крышек турбин высоконапорных ГЭС при проведении планово-предупредительных ремонтов. Минэнерго, Ростехнадзору, «РусГидро» и другим организациям, эксплуатирующим ГЭС, поручено также провести полную дефектоскопию креплений крышек турбин гидростанций с заменой непригодных к использованию. ГЭС должны быть обеспечены защитными системами, источниками автономного аварийного энергоснабжения, а также автоматическими регистраторами параметров эксплуатируемого оборудования («чёрными ящиками)». Комиссия поручила также провести анализ совместимости устройств регулирования «Системного оператора» с локальными системами управления ГЭС, а Минэнерго и Ростехнадзору поручено совместно с Российской академией наук к декабрю 2009 года подготовить комплексную программу повышения безопасности ГЭС. Минэнерго также должно представить предложения о развитии нормативной базы РФ для установления технических требований к субъектам электроэнергетики, необходимых для регулирования перетоков электроэнергии и мощности.

Оценки


Журнал «Эксперт» отметил, что «когда-то лучшая в мире советская энергетическая система себя исчерпала, а техническая политика постсоветского руководства отрасли оказалась несостоятельной». Иностранные СМИ также напрямую связывают аварию с плачевным состоянием индустриальной инфраструктуры России вообще. Так, газета The Independent пишет:

«

«Произошедшее является предвестником того, чего давно боялись российские лидеры: неумолимой деградации инфраструктуры советской эпохи. Всё — от электростанций до портов, от аэропортов, трубопроводов и железных дорог до городских ТЭЦ и московского метро — почти всё нуждается в срочном ремонте».

But the accident — apparently caused by a pressure surge in pipes — is also a harbinger of something Russia's leaders have long feared: the inexorable degradation of the Soviet-era infrastructure. From power stations to ports and airports, to pipelines and railways, through city heating plants and the Moscow metro — almost everything is in urgent need of renovation.[104]

»


Экономические последствия аварии на Саяно-Шушенской ГЭС

Восстановление Саяно-Шушенской ГЭС обойдется в 10 млрд рублей. Расходы из-за аварии могут быть выше: сибирские города готовятся встретить зиму с дефицитом энергии.

Возможно, восстановление ГЭС потребует и более 10 млрд рублей, подсчеты продолжаются, заявил в интервью "Вести 24" член правления, управляющий директор ОАО ""РусГидро"" Борис Богуш. Пока только ясно, что ежемесячные убытки от остановки СШГЭС составляют 1,5 млрд рублей. Он уточнил, что на устранение последствий аварии "уйдут годы". "Три гидроагрегата уничтожены полностью, состояние других предварительно не очень хорошее", - добавил Богуш.

Между тем, в ряде сибирских городов готовятся к энергодефициту предстоящей зимой. "В связи с выходом из строя Саяно-Шушенской ГЭС в энергетическом комплексе Томска произойдут серьезные изменения", - заявил 18 августа мэр Томска Николай Николайчук.

По его словам, даже в теплые зимы Томск располагал ограниченными запасами электроэнергии - около 50 МВт. "В текущем отопительном сезоне дефицит будет гораздо больше" - предостерегает Николайчук.

Мэр Томска уже поручил энергетикам откорректировать графики отключений электроэнергии, а управлению здравоохранения проверить резервные источники электроснабжения.

Губернатор Кемеровской области Аман Тулеев также призвал к режиму жесткой экономии. 18 августа он направил телеграммы главам городов и районов с требованием сократить потребление электроэнергии на 30% на промышленных, коммерческих предприятиях, бюджетных организациях и сферы ЖКХ. Тулеев предупредил глав районов, что территории, не выполнившие указание, могут быть подвергнуты принудительному сокращению подачи электроэнергии.

А в Красноярске основной задачей местных властей становится недопущение паники среди населения. Красноярцы обеспокоены поднятием уровня Енисея (за сутки уровень воды в районе города поднялся на 75 см).

Заключение
В заключение хотелось бы сказать о тенденциях энергопотребления в мире. Ведь численность населения Земли, как известно, составляет 6,67 млрд. человек и продолжает увеличиваться. Уровень жизни, оставаясь крайне неравномерным в различных странах и континентах, продолжает, в целом, расти. Эволюция образа жизни и народонаселения влечет за собой неуклонное увеличение потребления на Земле топливно-энергетических ресурсов, несмотря на технологическое совершенствование производительных сил человечества, эколого- и энергосберегающие тенденции. В силу указанных прогрессивных тенденций, динамика роста потребления ТЭР существенно отстает и будет, в дальнейшем, отставать от темпов экономического развития мирового сообщества. В целом перспективная мировая энергетическая ситуация дает основание прогнозировать как минимум сохранение или, скорее всего, повышение уровня экспортного спроса на российские энергоресурсы, с учетом выхода России на энергетические рынки АТР.

В структуре природных ресурсов страны энергетические ресурсы занимают ведущее место. За последние десятилетия топливный баланс существенно изменился - из угольного превратился в газонефтяной. В пересчете на условное топливо потребляется газа - 53%, нефти - 33%, угля - 13%, других видов топлива – 1%.

Тесная комплексообразующая связь между топливной промышленностью и электроэнергетикой позволяет считать совокупность этих двух отраслей межотраслевым комплексом.

Энергетика занимается производством и передачей электроэнергии и является одной из базовых отраслей тяжелой промышленности. Отличительная особенность экономики России - это более высокая по сравнению с развитыми странами удельная энергоемкость производимого национального дохода.

Энергетическая политика в России имеет особое значение.

Во-первых, это связано с географическим положением и климатическими условиями страны, которые требуют бесперебойного отопления и освещения на протяжении шести и более месяцев в году.

Во-вторых, энергетика необходима для поддержания важнейших систем и объектов инфраструктуры (транспорта, связи, бытового обслуживания), обеспечения работы базовых отраслей экономики: добычи сырьевых ресурсов, тяжелой и оборонной промышленности, машиностроения.

В-третьих, продукция топливно-энергетического комплекса является предметом российского экспорта, доходы от которого составляют существенную часть налоговых поступлений в государственный бюджет.

Список литературы
1.Шульгинов Н. Г., Жуков А. В., Демчук А. Т., Кощеев Л. А., Кац П. Я., Эдлин М. А. Концепция противоаварийного автоматического управления ЕЭС России в современных условиях// журнал Энергетик №10, 2009

2.«Планируемые уровни добычи»//журнал Газовая промышленность, июль 2008

3.Саламов А. А. О перспективах угольной энергетики// журнал Энергетик №4, 2009

4.Технократическое самоубийство//Эксперт, август 2009

5.Владимир Бурлака. Энергоэффективность как важная составляющая энергетической политики стран мира// журнал ТЭК №10, 2008

6 .Новости NEWSru.com

7. www.neftegaz.ru




Скачать файл (74.8 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации