Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Курсовая работа - Дворцово-парковые комплексы на территории Республики Беларусь - файл n1.docx


Курсовая работа - Дворцово-парковые комплексы на территории Республики Беларусь
скачать (291.9 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.docx292kb.04.01.2013 17:29скачать


n1.docx

Министерство образования Республики Беларусь

Полоцкий колледж

УО «Витебский государственный университет им. П.М. Машерова»


03. Учебно-воспитательная работа Дело № 03-19/ № 3
Дворцово-парковые комплексы на территории Республики Беларусь


Курсовая работа

по дисциплине «Экскурсоведение»

специальность - 2 – 89 01 01 Туризм и гостеприимство
Хранить 2 года п.4672

2011г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………...3

Глава 1 Архитектура дворцово-парковых комплексов Беларуси……………….…………………………………………………....5

1.1 Особенности замкового зодчества на территории Республики Беларусь……………………………………………………..……………...5

1.2 Наиболее перспективные дворцово-парковые комплексы Беларуси……………………………………………………………………...8

1.2.1 Сновский дворец………………………………………………………8

1.2.2 Дворец Пусловских……………………………………………….....9

1.2.3 Дворцовый комплекс Сапегов (руины)……………………………..11

Глава 2 Фрагмент экскурсии во дворце Румянцевых-Паскевичей……...14

Заключение………………………………………………………………...19

Список литературы…………………………………………………….....21

Приложения ……………………………………………………………....22
Введение

Беларусь - страна, где переплетаются культуры Запада и Востока. Здесь жили польские шляхтичи, русские дворяне, белорусские знатные роды. Cапеги, Румянцевы, Паскевичи, Чапские, Тызенгаузы… В их роскошных дворцах, богатых родовых имениях и усадьбах, возведенных известными зодчими, витал дух просвещения, встречались люди образованные и прогрессивно мыслящие.

Гордостью владельцев были с любовью собранные огромные библиотеки, коллекции картин и оранжереи с редкими для наших широт растениями. Граф Пусловский, например, имел домашний зверинец, Сапеги удивляли театром и самой крупной в Великом Княжестве Литовском библиотекой, Тызенгауз создал орнитологический музей…

Искусствовед-историк, доктор биологических наук А.Т.Федорук, который с 1967 года занимается изучением истории, архитектуры, культуры старинных усадеб, отметил, что в процессе работы постоянно росло убеждение, что каждый дворцово-парковый комплекс - это особый культурно-исторический и экономический пласт, тесно связанный с историей и жизнью других дворцов и усадеб страны в целом. По его словам, несмотря на потери и разрушения, надо стараться смотреть на бывшие дворцы с высоты, именуемой историей культуры человечества. За каждым творением, если даже оно оказалось в руинах, стоят философия, поэзия, живопись, архитектура, быт и нравы той или иной эпохи.

Актуальность данной темы исследования продиктована самой жизнью. С одной стороны - последние десятилетия XX века наблюдались две феноменальные по своим масштабам тенденции. Первая - невероятно быстрый рост количества путешествующих людей, в результате чего туризм из малозначимой сферы экономической деятельности превратился в одну из крупнейших и наиболее прибыльных индустрий мира. Вторая - распространение идей охраны окружающей среды, которые стали неслыханно популярны среди представителей цивилизации, особенно западной.

В результате возник спрос на виды туризма, альтернативные массовому, - всякого рода “зеленые” путешествия. А Беларусь - идеальная страна для всех видов “зеленых” путешествий: экологических, сельских, приключенческих, этнографических.

С другой стороны - включение ценного историко-культурного и природного наследия Беларуси в сферу международного туризма. «Если ценные природно-территориальные ландшафты Беларуси являют собою неповторимую и во многом уникальную часть ландшафтов Европы, то памятники истории и культуры являют собою вклад белорусского народа в культурную сокровищницу мировой цивилизации. Степень сохранности, благоустройство памятников и историко-градостроительных заповедников, их доступность для туризма благоприятствуют общению данной страны с иными народами мирового сообщества, в значительной степени формируют мнение о благополучии государства, что в конечном итоге благоприятствует развитию деловых и культурных контактов».

Целью данной курсовой работы является определение туристских возможностей старинных дворцово-парковых ансамблей Беларуси как самостоятельных культурно-исторических и архитектурных достопримечательностей.

Предметом исследования является - Республика Беларусь как привлекательный экскурсионный центр.

Объектом данной курсовой работы являются старинные дворцово-парковые ансамбли на территории Беларуси.
ГЛАВА 1 АРХИТЕКТУРА ДВОРЦОВО-ЗАМКОВЫХ КОМПЛЕКСОВ БЕЛАРУСИ
1.1 Особенности замкового зодчества на территории Республики Беларусь
Замковое (крепостное) зодчество Беларуси прошло сложный путь развития. На белорусской земле понятие "замок" не всегда имело одинаковое значение. В городах замком часто называли укрепленное место, бывшее в древности крепостью и служившее для защиты жителей от неприятеля. Замками также называли все виды укреплений или резиденций знатных людей. Для Беларуси наиболее точным является представление о замках как о владельческих укреплениях феодалов XVI-XVII вв. Зачастую это были дворцово-замковые ансамбли.

В зависимости от типа материалов, использовавшихся при строительстве, замковое зодчество Беларуси делится на деревянное и каменное. В то же время камень и дерево часто дополняли друг друга в одном укреплении. Деревянные крепостные сооружения до нашего времени не сохранились.

В зависимости от расположения замки делятся на две группы. К первой группе относят сооружения, построенные на возвышенностях. Это укрепления старого типа (до XV в.). Мощность и неприступность таких сооружений обеспечивались не только конструкцией, но и высотой, и крутизной холма, на котором они возводились. Ко второй группе относят замки более позднего типа (XVI в.). Преимущественно это феодальные замки, расположенные в низинах и опоясанные крепостными стенами с башнями. Многие замки XIV-XVI вв. имеют черты готической архитектуры.

Дворцово-замковые ансамбли XVI-XVII вв. представляют большое разнообразие архитектурно-планировочных и объемных композиций.

В начале XVII в. в Любче (Гродненская обл.) на берегу Немана построен дворцово-замковый комплекс Радзивиллов. С трех сторон его территорию окружал оборонительный ров, с четвертой - воды реки. Согласно документам XVII в. в Любчанском замке было четыре башни (сохранились две), дворец (не сохранился). В главной башне, въездной, лишь верхний из четырех этажей был приспособлен к обороне и имел бойницы. Остальные этажи с просторными окнами использовались под жилье и вспомогательные помещения. Только через арку въезда в башне можно было попасть во внутренний двор. Такой прием замкнутой пространственной композиции был типичным для многих дворцово-замковых ансамблей XVI-XVII вв.

В XVIII в. в Беларуси формируется новый тип дворцового здания в виде открытой композиции, увязанной с окружающей природой. Обычно дворец располагался между парадным двором и большим садом-парком. От въездных ворот главную ось архитектурной композиции всего дворцового комплекса продолжала обсаженная деревьями дорога, а со стороны парка - широкая аллея. При создании пышных магнатских резиденций зодчие того времени использовали художественно-композиционные средства архитектуры позднего барокко или рококо. Во 2-й половине XVIII в. в дворцовом строительстве на смену барокко приходит классицизм, который окончательно утвердился в конце столетия.

Дворец в Святске, близ Гродно, построенный в 1779 г. зодчим Джузеппе Сакко для магната Воловича, по характеру архитектурно-художественных приемов можно отнести к эпохе расцвета барокко, но во многом уже здесь чувствуется влияние классицизма. Комплекс состоит из центрального корпуса и двух флигелей. В оформлении интерьера дворца значительное место было отведено живописи.

Заметным явлением в развитии дворцовой архитектуры Беларуси можно считать строительство в стиле классицизма дворца в Гомеле, заложенного для известного русского полководца П. Румянцева. Возведение дворцового комплекса велось в несколько этапов. В 1785-1793 гг. был построен главный корпус дворца (архитектор Я. Алексеев с участием архитектора К. Бланка). В 1794-1805 гг. - строительство двух флигелей и колоннады (архитектор Дж. Кларк). Третий этап - 1837-1851 гг. - связан с переходом владения к генерал-фельдмаршалу И. Паскевичу, реконструкцией и достройкой дворца (архитектор А. Идзковский). Особенностью гомельского дворцового комплекса является наличие замечательного прибрежного паркового массива. Дворец сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны, остались одни стены. Сейчас он полностью восстановлен, здесь размещается областной краеведческий музей.

В 30-х годах XIX в. в имении крупного землевладельца Э. Булгака Жиличах (Добосна) близ Бобруйска (Могилевская обл.) был создан большой дворцовый ансамбль с парком и подсобными сооружениями. Дворец, созданный архитектором К. Подчашинским, является центром композиции всего дворцово-паркового комплекса. Архитектура дворца выдержана в классических традициях начала XIX в. Площадь всего комплекса с водоемами, плодовыми садами и многочисленными подсобными сооружениями достигала 100 га.

Строительство дворцов-усадеб составляет одну из особенностей архитектуры Беларуси конца XVIII и 1-й половины XIX в. Разрабатывая дворцово-усадебные комплексы, архитекторы подняли их архитектуру на высокий художественный уровень. Дворцы и усадьбы, большое количество которых было построено во 2-й половине XIX в., составляют одну из интереснейших страниц историко-архитектурного наследия Беларуси.
1.2 Наиболее перспективные дворцово-парковые комплексы Беларуси
1.2.1 Сновский дворец
На берегу речки Сновки располагается усадьба Рдултовских, ставшая ярким является памятником классицизма. Дворец обладает строгими архитектурными формами, четырехколонный портик у главного входа, раскрытая композиция, четкая планировка, объемное построение - вот его отличительные черты.

Импозантный Сновский дворцовый ансамбль, построенный в 1827 году архитектором Тычецким, впечатлял своими грандиозными размерами: он был вытянут в  длину на 140 метров. Первоначально во дворце было сто комнат и зал. Центральный корпус дворца занимает 2 этажа, его одноэтажные крылья соединены с павильоном двумя галереями: открытой с колоннадами и закрытой примыкающей к стене. Вокруг дворца был разбит парк английского типа, он окружал небольшой искусственный водоем, созданный на территории усадьбы. Продуманная система каналов образовала несколько причудливых островков, густо поросших кустарником и деревьями, и связанных друг с другом пешеходными мостиками. Перед главным входом был разбит газон с клумбами и цветочными композициями. В наши дни Сновский дворец признан историко-культурной ценностью республиканского значения. [1]

С именем Рдултовских связаны два культовых сооружения на территории современного Снова - барочный костел во имя Иоанна Крестителя, заложенный Яном Крыштофом Рдултовским в 1760 году и восстановленный из руин в конце минувшего века, а также ампирная Космодамиановская церковь. Храм во имя Святых бессеребренников Космы и Дамиана был построен в местечке Горный Снов в 1836 году на вершине холма. Сменившие Рдултовских в Горном Снове в середине XIX века Гартинги заложили здесь усадьбу, которая уцелела практически в первозданном виде.

Единственная пристройка в стиле модерн появилась здесь в начале XX века, сделав двухэтажный дом усадьбы еще более живописным. До нашего времени дворец неплохо сохранился и считается одним из лучших в Беларуси памятников эпохи классицизма. До недавнего времени здесь был военный госпиталь, но пару лет назад дворец передали силовым структурам. Сейчас этот архитектурный памятник посещают группы туристов из разных городов и стран.
1.2.2 Дворец Пусловских
Рыцарской грезой называют руины коссовского замка. Когда-то это был величественный дворец в неоготическом стиле,  воздвигнутый на родине знаменитого белоруса руководителя национально-освободительного восстания 1794 года,  национального героя Америки и Польши, почетного гражданина Франции Тадеуша Костюшко в урочище Меречевщина. До приобретения фольварка Пусловскими родовое гнездо Костюшко находилось в полуразрушенном состоянии.

Дворец Пусловких был заложен в 1838 г. на западной окраине поселения как загородный усадебный ансамбль с большим парком.

В строительстве дворца и разбивке парка принимали участие архитекторы Ф. Ящолд и В. Маркони. Дворец, обладая широко развитой композицией, свойственной классицизму, наделен крепостными башнями и башенками в духе готической старины, представляет романтическое течение в архитектуре середины XIX в.

Подражательство художественным стилям прошлых веков отчетливо прослеживается на фасадах. Зубчатые завершения многогранных башен, оконные и дверные проемы стрельчатого очертания, щелеобразные, наподобие бойниц, прорези в стенах, карнизы, похожие на крепостные машикули, и другие детали явились искусственным возвращением к архитектурным формам средневековья. Замок Пусловских  единственный сохранившийся на территории Беларуси архитектурный памятник, который можно отнести  к так называемым "регулярным" дворцам. Его  правильная геометрическая форма и симметричная композиция - яркий пример соединения классических приемов в планировке с элементами неоготики в архитектурном оформлении. Во дворце насчитывалось более 130 комнат, и каждая - особенная. В белом зале проходили балы, в черном играли в карты, в розовом - музицировали. Было здесь фойе со стеклянным полом, под которым плавали экзотические рыбы, а по дворцовым коридорам разгуливал прирученный лев.

Замок, располагавшийся на небольшом плато, стал ядром красивейшего террасного  парка, в котором росло более 150 видов экзотических растений. На террасах функционировали фонтаны. Характерными атрибутами парка были скульптуры, брамы - охотничья и въездная, а также оранжерея, которая предположительно располагалась в парковой части. В северо-восточной части дворцово-паркового комплекса, на реке Коссовке, имелась водная система из двух водоемов, разделенных дамбой и обсаженных белыми плакучими ивами, с большим островом округлой формы.

25-километровый  подземный  ход, по легенде,  связывал резиденцию Пусловских  с  Ружанским дворцом.

Архитектурная жемчужина была продана за долги по дешевке петербургскому купцу. В Первую мировую войну из дворца пропала коллекция редких рукописей, исчезли скульптуры, картины, драгоценности. Погибли сад и оранжерея, от которой до наших дней сохранились только роскошные кусты сирени и боярышника. После вхождения Коссово в состав Польши дворец стал собственностью государства. До 1939 года в нем размещались окружная управа и школа пчеловодов. Дворец погиб в Великую Отечественную войну. Говорят, его подожгли партизаны, чтобы запугать убегающих гитлеровцев. Тогда же в третий раз сгорела и усадьба Костюшко.

Однако в 1999 году на месте бывшего имения был установлен мемориальный камень.  Восстановлено родовое гнездо Костюшко. Накрытый двухъярусной камышовой крышей дом, в точности повторяет изображенное  в XIX веке художником  Наполеоном Ордой строение  на фоне дворца Пусловских.

Торжества по случаю рождения Тадеуша Костюшко проходят в его родовом гнезде 4 февраля. В этот день в Коcсово съезжаются представители дипломатического корпуса, чтобы почтить память национального героя. Но и в другие дни место это не становится пустым, к его фольварку-музею  приезжают автобусы с многочисленными туристами.
1.2.3 Дворцовый комплекс Сапегов (руины)
Дворец в Ружанах прекрасен, насколько прекрасными могут быть руины. Подобно римскому Колизею романтические развалины  бывшей резиденции рода магнатов Сапег украшают пейзаж белорусского местечка.

Ажурные аркады, портик дворцового фасада, многоэтажные подземелья (говорят, что подземные ходы ведут  к Березе, Коссово, Слониму, а сами подвалы настолько глубоки, что на самой их глубине от недостатка кислорода гаснут свечи) и въездная  брама, выполненная  в виде триумфальной арки, - это все, что осталось от былого величия.

Между тем, в Ружанах знали  как принимать титулованных особ и делали это с успехом. Предания  известной белорусской семьи, всерьез претендовавшей на престол, утверждают, что в Ружанском замке Иван Сапега принимал короля и великого князя Жигимонта Старого еще в начале 16 века. Здесь же хранился знаменитый родовой кубок Сапег. 

Сосуд, сделанный из горного хрусталя,  вмещал  более трех литров вина. Его подносили, угощая исключительно коронованных особ.

Первоначально резиденция Сапег напоминала скорее неприступный замок, нежели утонченный дворец. Двухэтажное здание было укреплено тремя башнями, в подземельях хранился солидный военный арсенал, запасы продовольствия и бочки с вином, государственные документы,  казна княжества и архив рода.

В 1655 году в стенах замка нашла убежище  Виленская капитула, спасавшаяся  от войск царя Алексея Михайловича. Тогда в Ружаны привезли  мощи Св. Казимира - небесного покровителя Великого княжества Литовского.  В память об этом событии в 1791 году на кладбище была возведена часовня.

Междуусобные войны между влиятельными белорусскими фамилиями в конце 17 века ввергли Ружаны в упадок. Осенью 1700 года в кровавой битве под Олькениками на ошмянской земле  наемные войска Сапег были полностью разбиты двадцатитысячным шляхетским ополчением. Конфедераты разграбили Ружаны и разрушили замок.

Весной 1706 года, во время Северной войны, в Ружаны вошел шведский король Карл XII. Он был разочарован, увидев разграбленный еще до его прихода замок.

Во второй половине 18 века канцлер Александр Сапега поднял из руин родовую резиденцию. Перестройка разрушенного замка в дворцовый ансамбль связана с именем Яна Самуэля Беккера, придворного архитектора Сапеги. Комплекс был задуман как сочетание главного и двух вспомогательных корпусов, объединенных мощной аркадой монументальных въездных ворот-брам между флигелями. Общий барочный характер архитектуры переплетается с элементами классицизма, проникшими в белорусское зодчество с 70-х годов XVIII в. Планировочное построение ансамбля имеет выраженный симметричный характер. В замкнутом пространстве обширного парадного двора (его площадь около 1,5 га) центральное место отведено под главный корпус. Он представляет собой сочетание двух объемов разной величины, в большем из которых сосредоточены зал, вестибюль и парадная лестница. Расположение главных и более высоких помещений в бельэтаже обусловило основное членение фасада на цоколь, парадный этаж и верхний полуэтаж, объединенные общим коринфским ордером. Нарастающая к центру декорация фасада подчеркивает главенствующее значение его средней части, а применение спаренных колонн и раскрепованных карнизов еще более увеличивает ее пластику. Окна дворца богато оформлены, скульптурные детали изящно прорисованы.

Внушительно исполнены главные въездные ворота, представляющие настоящую триумфальную арку. Они имеют центральный проезд и два боковых прохода. Нижняя часть ворот рустована, а верхняя - украшена картушем и гирляндами, вырезанными из мореного дуба. Дерево использовано также в полуциркульной ажурной аркаде между дворцовыми корпусами. [2]

Перестроенная резиденция из неприступного замка превратилась в утонченный дворец - белорусский Версаль.   

За участие Сапег в восстании против русских войск в 1830 - 1831 гг. ружанские владения были конфискованы, вывезены в Россию  уникальная библиотека и архив. Более столетия в дворцовых залах располагалась ткацкая фабрика. В годы Первой мировой войны здание вновь подверглось разрушениям. Реставрацию 1930-х годов прервала Вторая мировая. После боев 1944 года древние стены восстанавливать не стали. Но даже развалины продолжают манить искателей приключений. До сих пор в ходу легенды о сундуках с золотом, "забытых" в тайных хранилищах.

ГЛАВА 2 ФРАГМЕНТ ЭКСКУРСИИ ВО ДВОРЕЦЕ РУМЯНЦЕВЫХ-ПАСКЕВИЧЕЙ
Здравствуйте! Сейчас мы находимся в одином из старейших городов Республики Беларусь - городе Гомеле сегодня он является крупным индустриальным, промышленным, научным и культурным центром Гомельской области.

Во всевозможные времена Гомель включался в состав крупных государств, пока не стал частью Российской империи. С этого часа стала отсчитываться история строительства дворца Румянцевых-Паскевичей - основной достопримечательности города. Стройка его началась в 1777 г., по указанию выдающегося полководца Российской империи генерал-фельдмаршала Петра Александровича Румянцева-Задунайского. До настоящего времени не удалось установить имя зодчего, создавшего проект здания. Однако, белорусский исследователь архитектуры В. Ф.  Морозов, считает, что им мог быть талантливый зодчий, автор проектов многих зданий, Иван Егорович Старов. В 1785 г. состоялась закладка фундамента главного дворцового корпуса, строительство которого завершилось в начале 1790-х годов. Оно осуществлялось архитекторами Я. Н.  Алексеевым, Д. Г.  Котляревским, М. К.  Мосцепановым и К. И.  Бланком.

После смерти фельдмаршала в 1796 году  Гомель наследовал его сын-Николай Румянцев. При нем по плану зодчего Д. Кларка к стержневой части замка были добавлены 2 двухэтажные пристройки. В то время дворец начал обретать черты, характерные для музея. В нем стали размещаться собрания Николая Румянцева, отдельные экспонаты из которых можно увидеть и сегодня. В 1834 году дворец был куплен известным полководцем  Иваном Федоровичем Паскевичем, который продолжил дело Румянцевых, он отстраивал здание и предавал ему вид в соответствии с веяниями моды и его личными представлениями. Синхронно с трансформацией дворца осуществлялась и трансформация парка. Парк стал предметом восхищения не только гомельчан, но и иностранцев, а знатоки называли его одним из интереснейших образчиков мировых парков.

Усадьба и ее богатые раритетные коллекции затем послужили началом для образования Художественно-исторического музея (открыт в 1919 г.) В коллекцию музея вмещались предметы меблировки и интерьера, а также книги. Непростым был фатум дворцовой коллекции в войну 1918 г. Урон, нанесенный дворцу и парку, был огромен, гомельчане лишились предметов обстановки и художественных произведений. Подобным же образом повлияла и ВОВ, после которой проводилась крупная реконструкция и обновление данной достопримечательности Гомеля. После всех перестроек гомельский парк стал одним из основных поместий России.

А сейчас давайте пройдем в сам дворец и ознакомимся с ним. Как известно, центральная часть дворца является памятником архитектуры конца XVIII в. (1777-1796). В XIX-нач. XX в. помещения первого этажа центральной части дворца в жизни владельцев играли роль парадных помещений, где совершались приемы, проводились торжественные мероприятия.

В настоящее время экспозиции 1-го этажа центральной части дворца представляют собой историческую реконструкцию помещений. Наряду с экспозиционными, некоторые залы выполняют представительские функции. Созданы интерьеры, соответствующие их назначению: Колонный зал, "Белая гостиная", "Красная гостиная", зал торжественных приемов (бывшая "золотая" столовая).Так вы можете наблюдать их сегодня.

Композиционным центром дворца является Колонный зал Это самое большое по размерам помещение центральной части дворца. Помещение представляет собой двухэтажный зал, которому при жизни владельцев имения Румянцевых и Паскевичей, отводилась роль главной сцены в театре парадной жизни. Он выделяется и размерами, и масштабом. Сейчас вы видите всю красоту - это архитектурная выразительность самого пространства, которое перекрывается куполом. В зале находятся бюсты фельдмаршалов П.А. Румянцева-Задунайского и И.Ф. Паскевича. Второй этаж колонного зала огражден балконами и мраморными балюстрадами. Чередование света и тени, великолепные перспективы, раскрывавшие анфилады парадных помещений, - все это создает ощущение простора и торжественности. [Приложение 1]

Вторым по величине помещением главного корпуса дворца является бывшая "золотая" столовая князей Паскевичей. Она располагается слева от колонного зала в стороне от главной поперечной анфилады. Прозвана она была "золотой", вероятно, из-за размещенной по стенам золотой и серебряной посуды, а также саксонского фарфора.

По обе стороны главного зала дворца - колонного, - открываются перспективы наполненных светом колонных галерей дворца. К ним ведут большие комнаты, называемые гостиными - комнатами для приема гостей. Паскевичи, различали их по цвету - "красная" и "белая". [Приложение 2] [Приложение 3]

Белая гостиная открывала путь во владения князя Паскевича - павильон и башню, где все было пронизано воспоминаниями о ратных подвигах. Красная гостиная - вела к домовой церкви.

Белая гостиная - это третье по величине помещение главного корпуса дворца площадью около 120 метров. Здесь собирались гости и обитатели дворца во время торжественных встреч и приемов. Посредине гостиной на пьедестале была установлена больших размеров керамическая ваза - подаренная императором Николаем I в 1841 году князю И.Ф.Паскевичу в память о посещении гомельского дворца. По углам гостиной были расставлены гигантских размеров канделябры из цветного стекла, также подарки российского императора. К сожалению, предметов внутреннего убранства не сохранилось, поэтому было принято решение устроить здесь камерный зал.

Красная гостиная при владельцах имения была менее официальной. По замыслу архитектора она составляла важное звено в парадной анфиладе дворца. Ныне Красная гостиная - один из красивейших залов дворца, интерьер которого заполнен как подлинными предметами того времени из фондов музея, так и копиями портретов царских особ, выполненных гомельскими художниками.

Большое собрание культовых предметов было сосредоточено в помещении домовой церкви, сегодня это небольшое камерное помещение является экспозицией "Культовые предметы из фондов музея" Гомельского дворцово-паркового ансамбля. Основой данной экспозиции являются предметы, находившиеся в домовой церкви и часовне с усыпальницей княжеской семьи Паскевичей конца XIX - нач. XX в. и культовыми предметами (иконы, книги, церковная утварь, священнические облачения) из коллекции, сформированной сотрудниками музея в послевоенное время.

По заказу Ивана Федоровича Паскевича в 1834 году архитектором А. Идзковским была построена четырехъярусная башня (слева от центральной части ). Высота башни - 32 м. Она представляла собой вертикальную доминанту, организующую вокруг себя парковое пространство. В настоящее время башня является фамильной усыпальницей Паскевичей, так же там располагается музейная экспозиция «Владельцы Гомельского имения Румянцевы и Паскевичи».Она была открыта 3 июля 2003 г. На трех этажах башни размещаются подлинные экспонаты (картины, скульптура, художественная бронза, оружие, личные вещи) они позволяют показать историю Гомеля, дворца и парка конца XVIII - начала XX веков, раскрыть роль владельцев Гомельского имения Румянцевых и Паскевичей в создании дворцово-паркового ансамбля и формировании нового облика Гомеля.

Гомельский дворец Румянцевых-Паскевичей является лучшим среди исторических памятников и музеев Беларуси он создавался как усадебный комплекс (с к. XVIII по 2-ю пол. XIX в.) его бывшими владельцами, семьями известных в Российской империи военачальников и государственных деятелей, Румянцевых и Паскевичей. Благодаря им, на высоком живописном берегу реки Сож возник уникальный природно-архитектурный ансамбль, в который вошли дворец, собор святых Петра и Павла, фамильные часовня и усыпальница князей Паскевичей, «Зимний сад», башня обозрения и прекрасный парк, а также городской особняк «Охотничий домик». Гомельский парк - наиболее сохранившийся в Беларуси пейзажный парк с элементами романтизма, а гомельский дворцово-парковый ансамбль является памятником архитектуры и паркового искусства конца XVIII–XIX вв. и своеобразной визитной карточкой города.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результатом данной курсовой работы подтверждается высокий культурно-исторический потенциал Беларуси, в частности, потенциал дворцово-парковых комплексов - высокая историческая ценность, интересные и оригинальные архитектурные исполнения, эстетическая привлекательность. По территориальному распределению историко-культурных объектов было определено, что наиболее перспективными направлениями развития туризма в целом являются западные и северо-западные районы с концентрацией исторических объектов по районам: Берестейская земля, Гомельская земля, Несвижский район, Витеская область, Пружанско-слонимский район, Нарочанский край.

К сожалению, проделанные исследования показали то, что достаточно большая часть архитектурных памятников не сохранилась до наших дней либо находиться в плачевном состоянии. На этот счет ЮНЕСКО уже давно бьет тревогу по поводу: «проблемы сохранения ценных природных и историко-культурных территориальных комплексов. И это проблема не только последних лет, уже с начала 1990-х годов в мире особое внимание начинает уделяться культурным ландшафтам как особому типу наследия, обеспечивающему взаимодействие, взаимопроникновение и взаимозависимость природных и культурных компонентов наследия. В качестве культурно-ландшафтных феноменов начинают исследоваться выдающиеся по художественным характеристикам и исторической значимости дворцово-парковые ансамбли, дворянские усадьбы, монастырские комплексы, археологические комплексы» Одним из возможных путей сохранения культурно-исторических объектов может быть создание так называемой СЭЗ «Золотое кольцо Беларуси».

Описанные в работе дворцово-парковые архитектурные обьекты: Сновский дворец, Дворец Пусловских, Дворец Румянцевых-Паскевичей, Дворцовый комплекс Сапегов (руины), являются наиболее интересными с точки зрения их туристского предназначения. Некоторые из них уже включены в основные туристские маршруты Беларуси как культурно-исторические достопримечательности и находятся под охраной всемирно-известной организацией ЮНЕСКО.

Таким образом, изучив дворцово-парковые комплексы на территории Беларуси, следует отметить, что в целом туристический потенциал дворцово-паркового наследия достаточно высок, а для его повышения, для некоторых объектов необходимо проведение реставрационных работ, а также для повышения туристского потенциала необходимо проведение достаточно сильной рекламы.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. «Глобус Беларуси», 2002.

  2. Валерия Клицунова Туризм «зеленеет», 2004.

  3. Грыцкевич А. Шляхта Вяликага княства Литоускага да Люблинскай унии 1569 г. // годнасть, 1993.

  4. Исторические усадьбы в Беларуси будут восстановлены, 2005.

  5. Каханоуски Г.А. Повязь часоу. - Мн., 2001.

  6. Культурный ландшафт как объект наследия. Под. ред. Ю.А. Веденина, М.Е. Кулешовой. - М.: Институт Наследия; СПб.: Дмитрий Буланин, 2004.

  7. Локотко А.И. Историко-культурный и природный потенциал Беларуси, 2009.

  8. Людмила Дрик По Золотому кольцу Гомельщины:Гомельско-Ветковская культурно-туристическая зона // Туризм и отдых, 2006.

  9. Основа СЭЗ «Золотое кольцо Беларуси»

  10. Основные туристические маршруты Беларуси // Аргументы и факты, №23 – 2004.


ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКИ




  1. http://www.mytravel.by/rodovye

  2. http://www.palacegomel.by


ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Колонный зал (дворец Румянцевых-Паскевичей)
50243072_1235123764_kolonnyjjzal
Приложение 2

«Красная» комната (дворец Румянцевых-Паскевичей)

1267174486_22

Приложение 3

«Белая» комната (дворец Румянцевых-Паскевичей)

1267172666_img_7570


Скачать файл (291.9 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации