Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Субкультура и контркультура - файл n1.doc


Контрольная работа - Субкультура и контркультура
скачать (162 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc162kb.04.01.2013 17:30скачать


n1.doc

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФИЛИАЛ КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

В Г. НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

Специальность: 03100165 «Филология: русский язык и литература»

Контрольная работа по социологии на тему:

«СУБКУЛЬТУРА И КОНТРКУЛЬТУРА»


Выполнила

студентка III курса

группы 3602

Тутлыкова Лилия


Проверила

Старший преподаватель,

Кандидат социальных наук

Муртазина Лилия Робертовна

2009
1. СУБКУЛЬТУРА И КОНТРКУЛЬТУРА
Поскольку общество распадается на множество групп — национальных, демографических, социальных, профессиональных, — постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т. е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами.

Субкультура — это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отмечающаяся или противостоящая целому, но в главных чертах согласующаяся и продолжающая культуру нации, которая получила название доминирующей культуры. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для нее.

Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями.

Примером контркультуры, по мнению известного американского социолога Н. Смелзера, служит культура богемы. «Среди других ценностей богемы выделяются стремление к самовыражению, желание жить сегодняшним днем, требование полной свободы, поощрение равенства мужчин и женщин и любовь к экзотике. Это подразумевает отрицание таких ценностей господствующей культуры, как самодисциплина, самоограничение в настоящем ради награды в будущем, материализм, успех в соответствии с общепринятыми правилами».

Возникновение контркультуры на самом деле — явление вполне обычное и распространенное. Доминирующая культура, которой противостоит контркультура, упорядочивает только часть символического пространства данного общества. Она не способна охватить все многообразие явлений. Оставшееся делят между собой суб- и контр культуры. Те и другие крайне важны доминирующей культуре, хотя на одних она смотрит с недоверием, а на других — с враждебностью. Контркультурами были раннее христианство в начале новой эры, затем религиозные секты, позже средневековые утопические коммуны, а затем идеология большевиков.

Иногда провести четкие различия между субкультурой и контркультурой затруднительно или невозможно. В таких случаях на равных правах к одному явления применяют оба названия.
2. КОНТРКУЛЬТУРА

Контркультура - это субкультура, резко отличающаяся от господствующей и являющаяся прямым вызовом ей.

Появление контркультурных тенденций вызывается разными механизмами. Во-первых, они появляются там, где господствующая культура уже не в полной мере соответствует реалиям нового времени. Поэтому контркультура появляется как отрицание устаревших культурных форм, как утверждение новых форм. Во-вторых, одним из движущих моторов формирования контркультурных тенденций является потребность в самоутверждении. Для самоутверждения в господствующей, взрослой культуре требуется пройти много длительных, сложных ступеней, выдержать жесткую конкуренцию. Например, для завоевания минимальной репутации в исполнении симфонической музыки необходимо ею заниматься с ранних лет, жизнь положить во имя искусства. Для этого требуется получение солидного образования, наличие больших природных способностей и т.д. Контркультурные же движения начинаются с отрицания существующей культуры, которая объявляется чепухой, хламом. В результате образование только мешает продвижению в этом направлении. Здесь, чтобы быть первым, надо быть первым среди предлагающих новые формы культуры и попасть в струю настроений определенной социальной группы. Поэтому чаще всего носителями контркультурных тенденций выступает молодежь. Порою для того, чтобы занять видное место в контркультурной среде, надо просто активно отрицать существующую культуру, ничего не предлагая взамен.

Часто носителями контркультурных тенденций выступает преступный мир, активно отрицающий господствующую культуру, бросающий ей вызов по всем направлениям.

Примером может послужить контркультура, появившаяся в СССР в 50-е годы. Контркультура, которой был посвящён недавно вышедший фильм…

"Стиляги"- практиковали в одежде, в поведении стиль (как тогда говорили "давили стиль"), являвшийся протестом господствовавшему, навязывавшемуся скудной жизнью и аскетической идеологией стилю серой одежды, незаметного, скромного поведения, схожести с окружающими. Стиляги носили яркие пиджаки в клетку, не менее яркие рубахи, галстуки с немыслимыми пальмами, обезьянами, танцевали буги-вуги, начесывали огромные чубы, слушали "не нашу" музыку. Это воспринималось как прямой вызов советской культуре.

Со стилягами нещадно боролись: их отлавливали комсомольские оперотряды, порою поколачивая, карикатуры на них по частоте и объему конкурировали в журнале "Крокодил" с карикатурами на империалистов.

Социолог Л. Ионин так оценивает это явление с высоты нашего времени: "Конечно, теперь нам кажутся смешными их клоунские одежды и нарочитый нонконформизм. Но их роль, можно сказать, была ролью декабристов своего времени: декабристы, говорил вождь пролетариата, разбудили Герцена, Герцен разбудил кого-то еще, и дело дошло до Октябрьской революции. Так и стиляги: они начали будить общество... Их стиль был вызовом советской серости, а вместе с тем - всей советской жизни и идеологии. Стиляг можно назвать первыми диссидентами... Их стиль - это попытка революции "снизу", причем попытка не политической революции, а революции стиля".

3. СУБКУЛЬТУРА

Здесь бы хотелось привести в пример несколько современных субкультур, посмотреть, чем они отличаются друг от друга… ну и немножко из истории возникновения.

3.1 "Эмо"

Любое музыкальное направление развивает собственный стиль одежды, присущий только ему. "Эмо" не оказалось исключением из правил, и более того, развивается в этом направлении гораздо быстрей и интересней, чем это происходит в панк/хардкор-сообществе. Кстати, представители последнего постоянно пользуются плодами неиссякаемой фантазии эмо-сцены.

Вот некоторые атрибуты внешнего вида "эмо"-персонажа.

- Причёска Emo Romulan (Толстые, выкрашенные в чёрный цвет, сальные волосы должны быть коротко срезаны спереди бритвой и прикрывать половину лба. Таким же образом волосы срезаются высоко по ушам.)

- Фактически, любые сальные, выкрашенные в чёрный цвет волосы. Кусками спереди, пейсами сзади и по ушам, плюс взлохмачены.

- Причёски в стиле "афрос", а-ля Karp и At The Drive-In.

- Бакенбарды.

- Очки в роговой оправе, или, по крайней мере, в толстой чёрной оправе.

- Бритая голова и заросшее щетиной лицо. Всё это особенно хорошо смотрится с очками в роговой оправе.

- Тяжёлые слаксы, обычно очень плотные и короткие.

- "Стариковские" штаны из полиэстера.

- Тонкие кофты из полиэстера, очень маленького размера (с верхним рядом пуговиц и воротником). Также майки детского размера со случайными лозунгами на них, или со спортивными номерами на спине.

- Такие же узкие майки с хеви метал-дизайном (Iron Maiden, Metallica, Motorhead). Желательно немного заношенные.

- Цокающие чёрные ботинки.

- Теннисная обувь (низкие Chuck Taylor или "конверсы" Jack Purcell).

- "Старошкольные" Vans.

- Шарфы

- Куртки работников автозаправочной станции. Эта "фишка" получила широкое распространение за последние годы, не очень долго прослужив эксклюзивном для эмо-ребят. В настоящее время можно также подыскать себе хорошую куртку из вельвета.

- Подойдёт классическая верхняя одежда для улицы, в виде пальто. Например, популярное Blue Peacoat.

- Заколки для ребят.

- Косметика (мужская или женская).

- Тесные жакеты и свитера с v-вырезом. Свитера тёмных тонов с поперечной полосой.

- Штаны из чёрного денима должны быть подвёрнуты не более, чем в два раза.

- Штаны из серии "рабочая одежда". В самом крайнем случае, допускается вельвет.

- "Эмо"-куртки из той же серии, выдержанные в земляных тонах, а также коричневого, серого и темно-синего цвета. Одна-две нашивки. - Бумажники с цепью, но ещё круче - большое кольцо для ключей (стиль швейцара).

- "Кенгурухи" с металлической застёжкой-молнией.

- Проклёпанные веганские ремни (разных цветов) и напульсники.

- Анорексичная худоба. Здесь очень помогает веганство.

3.2 Панк

Панк, панки, панк-рокеры (в переводе с англ. слова punk — отбросы) — субкультура, возникшая в середине 1970-х годов в США и в Великобритании, характерной особенностью которой является любовь к быстрой и энергичной рок-музыке (панк-року) и свободе, протест против истеблишмента, консерватизма, авторитаризма, национализма и радикального капитализма, а также приверженность идеалам антирасизма и антифашизма. Легендарная американская группа Ramones была первым музыкальным коллективом, игравшим панк-рок. Первой британской панк-группой были Sex Pistols. После возникновения этих и других коллективов панк распостранился по всему миру (с 1980-х в СССР). Панк явился своеобразным ответом на кризис хиппи-движения и его уклона в мистицизм, на рок-музыку того времени, которая отошла от энергии и ритма традиционного рок-н-ролла, а также на трудную ситуацию для молодых людей на рынке труда.

«Панк берет свое начало с середины 60-х годов 20-ого столетия, когда под влиянием Beatles и Rolling Stones стали появляться много молодежных команд, исполняющих рок-н-ролл» — говорится в статье «Потерянное поколение» на сайте журнала Volkey.

Относительно сырой и грубый звук, основанный всего лишь на нескольких аккордах, можно обнаружить в таких классических вещах того времени, как «You Really Got Me» группы The Kinks. К концу 1960-х вызывающе примитивное звучание, в соединении с вульгарной манерой поведения на сцене, стала культивировать американская команда The Stooges. Её лидер, Игги Поп, отвергал музыкальные утончённости, ценил в рок-н-ролле необузданный драйв, выступал на концертах вымазанным в собственной крови и заканчивал бесчинства на сцене тем, что «нырял» в толпу фанатов.

3.3 Готы

Как известно основной толчок развитию готической (Goth) культуры дал фильм «The Hunger» (фильм про двух современных вампиров), огромную популярность приобрела композиция «Bela Lugosi’s Dead» (посвященная культовому венгерскому актеру — Bela Lugosi, исполнителю роли Дракулы) группы Bauhaus, вошедшая в саундтрэк фильма. Да и в дальнейшем готический имидж и эстетика формировались под сильным влиянием вампирского образа.

В целом готы характеризуют свое мировоззрение как «романтично-депрессивный взгляд на жизнь».

Эталонному образу гота присущи: замкнутость, «частые депрессии», меланхолия, повышенная ранимость, мизантропия, эстетство, мистицизм, неприятие стереотипов поведения и стандартов внешнего вида.

Также характерной чертой большинства готов является восприятие смерти как фетиша. В контексте готической культуры часто употребляется слово «танатофилия». Сами готы дают ему следующее толкование: «этот термин (танатофилия) следует рассматривать как стремление индивида к использованию практик и сюжетов, связанных со смертью и умиранием, а именно посещение кладбищ и руин, заимствование некоторых элементов декадентской эстетики, игры в вампиров (не мертвых и не живых).

В исходном смысле «танатос» не есть стремление к смерти или стремление умереть, но скорее возможность, потенция разрушать, инстинкт смерти более развитый у мужчин, чем у женщин, тесно связанный с понятием «эрос».

Характерными чертами готов является стремление к артистичности и самовыражению (проявляющееся в работе над собственным внешним видом, в занятиях искусством).

В целом можно сказать, что по большей части готы носят черные одежды, красят ногти, волосы и губы в черный цвет и подводят глаза. Хотя это описание подходит не ко всем готам, но большая часть выглядит именно так. Разнообразием во внешнем виде готы обязаны в первую очередь уже упомянутому стремлению к артистизму и самовыражению. «Готический имидж» достаточно разнообразен.

Несколько направлений готического движения:

- Классические готы. Это готы-эстеты, в основном люди творческих профессий. Готика для них не культ, а источник вдохновения, откуда можно бесконечно заимствовать идеи и образы. Это люди, склонные к экстравагантному поведению и нестандартному восприятию мира.

- Гот – вампы. Самая современная и модная разновидность готов. Это обычно очень замкнутые персонажи, обидевшиеся на весь мир. Самое приятное времяпровождение - рассказать товарищу о новоизобретенном методе самоубийства или поразмышлять о своих болячках.

- Punk Goth. Стиль готов-ветеранов. Ирокезы, английские булавки, рваные джинсы, кожаные куртки. Практически стопроцентные панки.

- Victorian Goth. Отдают предпочтение стилю исторических эпох. Камзолы, ботфорты, рубашки с жабо и оборками. У женщин - корсеты, широкие юбки на каркасах, веера, перчатки и прочее. Единственные готы, которые не придерживаются черного стиля. Прически - исторические, а не постпанковские. Естественный цвет волос.

- Androgyn Goth. "Бесполые" готы. Весь макияж направлен на то, чтобы скрыть половую принадлежность персонажа. Корсеты, бандажи, юбки, латексная и виниловая одежда, высокие каблуки, ошейники.

- Hippie Goth. Стиль характерен для язычников, оккультистов или пожилых готов. Мешковатая одежда, капюшоны, плащи. Волосы естественного цвета, свободно ниспадающие, с вплетенными лентами. Амулеты, но не металлические, а деревянные или каменные, с изображением рун и других магических знаков.

- Corporate Goth. Готы, работающие в крупных компаниях и вынужденные одеваться в соответствии с корпоративным стилем. Офисная одежда, приближенная к готичности, насколько это возможно. Никакого макияжа, минимум украшений, все строгое и черное.

- Cyber Goth. Это уже новее. Киберпанковская эстетика. Активное использование техно-дизайна: шестеренки, кусочки микросхем, провода. Одежда чаще всего из винила. Волосы выбриваются или красятся в фиолетовый, зеленый или голубой цвета.

3.4 Скинхеды

Скинхе́ды, разг. скины́ (англ. skinheads, от skin — кожа и head — голова) — название представителей молодёжной субкультуры, сформировавшейся в Лондоне в 1969 году. Имеет множество ответвлений.

«Подтяжки» — неотъемлемая часть скинхэдовской одежды. Подтяжки носили уже «грубые моды» («Hard mods») в середине 60-х годов, вместе с высокими ботинками и укороченными джинсами еще до того, как прозвище «скинхэд» (skinhead) появилось на свет. Такая одежда называлась «working class style». Наличие подтяжек всегда означало принадлежность к рабочему классу.

Рабочие и рабочие в речных доках одевались так еще в начале XX века. Подтяжки были нужны для того, чтобы рубашка не зацепилась за что-нибудь. Слово «braces» переводится с английского как «крепеж», и применительно к одежде его можно перевести как «строительный крепеж».

Большинство из «скинхэдов» первой волны занимались тяжелым ручным трудом. Чем дальше, тем больше они отходили от «всегда новой и изысканной одежды», которую носили их предшественники — «моды». Тем, кто работал с ручными лебедками в доках, требовалась прочная и удобная одежда, способная, прежде всего, обеспечить их безопасность. Ботинки с крепким стальным носком могли предохранить ноги от падения ящиков или других тяжелых предметов, подтяжки прижимали одежду к телу и не давали ей возможности зацепиться за что-либо или попасть в винтовые узлы лебедок. Джинсы или простые холщовые штаны из крепкой ткани имели крепкие двойные швы, и, наконец, рубашка и куртка имели накладки на плечах, предохраняющие рабочих от дождя и сырого морского ветра.

В настоящее время имеется несколько групп молодёжи, которые называют себя «скинхедами»:

- Традиционные скинхеды (Traditional Skinheads) — возникли как реакция на появление прополитических ответвлений от первоначальной субкультуры. Своей целью ставят следование образу первых скинхедов — неофициальными лозунгами можно считать «Remember the Spirit of 69», что означает их преданность традициям (аполитичность, как одна из основополагающих частей этих традиций). Тесно связаны с музыкой регги и ска и современной музыкой Oi!.

- S.H.A.R.P. (Skinhead Against Racial Prejudices) — «Скинхеды против расовых предрассудков». Появились в Америке 1980-х как противоположность ультраправым скинхедам, но без политической подоплёки. «Отряды мщения, справедливости и братства». В среде ультраправых часто приравниваются к R.A.S.H., очевидно из-за похожести до степени смешения аббревиатур (справедливо только для России).

- R.A.S.H. (Red & Anarchist Skinheads) — «Красные» и анархо-скинхеды, унаследовавшие от «родного» рабочего класса идеи социализма, коммунизма, анархизма. Прополитичное движение, основанное на субкультуре.

- Бонхеды (Boneheads) — национал-социалистические скинхеды, являются протеже британской партии National Front. Пропагандируют правые и ультраправые политические взгляды и ценности. «Воины Рейха», «Войны Руси» и т. п. Наименование «бонхед» («костяная голова», «костеголовый») придумано самими скинхедами для обозначения людей, использующих внешний вид скинхедов и придерживающихся крайне правых взглядов. Распространена поговорка: «They are boneheads, because they are not a Skinheads».

- Гей-скинхеды (Gay skinheads) — гомосексуалисты, разделяющие идеологию движения скинхедов; к гей-скинхедам иногда относят также гомосексуалистов, для которых эстетика скинхедов служит сексуальным фетишем.

- Straight edge скинхеды (sXe Skinheads) — скинхеды, придерживающиеся образа жизни Straight edge.


4. «Чем бы дитя ни тешилось, только бы не вешалось»…

Не помню, от кого я услышала эту фразу…

Думаю, она подходит к большинству представителей существующих теперь и существовавших ранее субкультур. Естественно, когда это не выливается в виде насилия. Приобщения к одной из субкультур – это повод заняться творчеством. Вы только взгляните на грандиозные находки готов в смысле одежды, например! Такая бурная фантазия. Присмотришься к их одеждам, диву даёшься! Подростки начинают писать стихи, создавать музыкальные группы, даже рисовать картины (сама видела). Это такая болезнь (не обязательно в негативном смысле слова), которые переживают взрослеющие человеки. А куда им деться со своим переходным возрастом!

Хотя, конечно, есть случаи, когда подростковая болезнь перерастает в подлинное творчество. В основном в музыке. Так что, я скорее за, чем против всех этих субкультур. Главное, чтобы это не переросло в слепую агрессию или пожизненную депрессию.


ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Гуревич П. С. Культурология. Типология культур. Режим доступа: http://www.countries.ru/library/typology/subcult.htm

2. Культурология. Субкультура и контркультура. Режим доступа: http://www.refbank.ru/culture/14/culture14.html

3. Форум на тему: Кто же мы и что такое субкультура. Режим доступа: http://www.rgp-forum.ru/showthread.php?t=816

4. Щепанская Т. Б. Символика молодёжной субкультуры. Режим доступа: http://subculture.narod.ru/texts/symbolism/


Скачать файл (162 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации