Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Дипломная работа - Гендерные различия агрессивности подростков с акцентуациями характера - файл n1.docx


Дипломная работа - Гендерные различия агрессивности подростков с акцентуациями характера
скачать (236.2 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.docx237kb.04.01.2013 17:30скачать

Загрузка...

n1.docx

  1   2   3   4   5   6   7   8
Реклама MarketGid:
Загрузка...



Университет Российской академии образования

Новомосковский филиал

Факультет психологии

Кафедра психологии и педагогики

Специальность 020400 Психология

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Гендерные различия агрессивности подростков

с акцентуациями характера

Студент ___________ /Кургина М.Н./

подпись Ф. И. О.

Руководитель ___________ /Гулевская Н.И./

подпись Ф. И. О.

Рецензент ___________/ Белов Ю.Н. /

подпись Ф. И. О.
Работа допущена к защите
Зав. кафедрой ___________ /Петрова Г.Д./

подпись Ф. И. О.

«___» __________ 200 __ г.


Новомосковск 2007 г.


Р Е Ф Е Р А Т
Гендерные различия агрессивности подростков с акцентуациями характера.: Дипломная работа / Кургина М.Н., рук.Гулевская Н.И. – Новомосковск: НФ УРАО, кафедра психологии и педагогики, 2007.
С.92, рис.10, табл.29 , библ. 52 назв., прил. 2.

Психологические особенности личности подросткового возраста, формы проявления агрессивности, маскулинность, фемининность, акцентуации характера, конформность, реакция эмансипации, гендерные различия агрессивности.

Выявлены гендерные различия агрессивности у детей подросткового возраста. Изучено состояние агрессивности детей, индивидуально-типологические свойства личности подростков. Рассмотрены социально-психологические причины агрессивного поведения подростков. Исследовано влияние акцентуированности на проявление агрессивного поведения у подростков.

THE SUMMARY
Elicited that teenagers have sexual differences of aggression. Learned aggressive condition ( fettle) of children. Considered social- psychological causes of teen’s aggressive behavior. Explored influence accentuations to development of teen’s aggressive behavior.

Содержание
Введение………………………………………………………………………….4

Глава 1.Изучение гендерных различий агрессивности детей подросткового возраста с акцентуациями характера……………………………………………..9

1.1. Проблема агрессивности подростков и ее решение
в психологической науке. 8

1.2. Проявление агрессивности в личностных характеристиках и поведении детей подросткового возраста 19

31

1.3. Гендерные различия агрессивного поведения
современных подростков 32

1.4. Характер и типы акцентуаций характера. 39

1.6. Методики изучения агрессивности и акцентуированности подростков. 50

2.2. Определение типов акцентуаций характера у подростков. 57

2.5. Изучение самооценки психического состояния подростков. 74

Введение

Проблема агрессивного поведения детей весьма актуальна в наши дни. Неустойчивая социальная, экономическая, экологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность. Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже перехода ребенка из детства во взрослое состояние – в подростковом возрасте. Причем проблема агрессивности подростков, которая затрагивает общество в целом, вызывает как глубокое беспокойство педагогов, родителей, так и острый научно-практический интерес исследователей.

Учителя в школе отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом все больше, с ними трудно работать, и, зачастую, учителя просто не знают, как справиться с их поведением. Единственное педагогическое воздействие, которое временно спасает, - это наказание или выговор, после чего дети на какое-то время становятся сдержаннее, и их поведение начинает соответствовать требованиям взрослых. Но такого рода педагогическое воздействие скорее усиливает особенности таких детей и ни в коей мере не способствует их перевоспитанию или стойкому изменению поведения к лучшему [49].

Тема агрессии всегда вызывала интерес психологов. Многоплановые психологические исследования этой проблемы отображены во многих работах отечественных и зарубежных психологов. Данной теме посвящены фундаментальные теоретические исследования, систематизирующие знания о причинах возникновения агрессивного поведения (Андреева Г.М., Знаков В.В., Колчина Л.П., Романин Е.В., А. Берковитц, А.Бандура и др.)[40].

Дети черпают знания о моделях поведения из трех источников.

Первый – это семья, которая может одновременно демонстрировать агрессивное поведение и обеспечивать его закрепление.

Во-вторых, агрессии они также обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения («я самый сильный - и мне можно все») во время игр. Известно, что дети, регулярно посещавшие детский сад, оцениваются как более агрессивные по сравнению с детьми, которые посещали детский сад нерегулярно либо вовсе в него не ходили (Р. Бэрон, 1997).

И, в-третьих, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и на символических. В настоящее время практически не вызывает сомнения тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителя, и в первую очередь, детей [40].

В данной дипломной работе мы будем рассматривать гендерные различия агрессивности подростков с акцентуациями характера.

Сегодня жизнь приводит все больше примеров возрастания агрес-
сивности как у мальчиков, так и у девочек подростков, и обществу становится все сложнее и сложнее бороться с этой проблемой. Традиционно агрессивность изучалась почти без учета пола - она считалась, прежде всего, маскулинным качеством и ее исследования проводились преимущественно на мужских выборках. Однако реальность показала, что женщины также нередко проявляют свою агрессивность, и поэтому данное качество необходимо изучать в поведении представителей обоих полов.
В настоящее время утверждается представление об агрессии как мотивированных внешних действиях, нарушающих нормы и правила сосуществования, приносящих боль и страдания людям. Различают инструментальную и предметную агрессию. Инструментальная агрессия та, когда человек не ставит своей целью действовать агрессивно, но «так пришлось» или по субъективному сознанию «было необходимо» действовать. В критических условиях при неспособности субъекта найти быстрый и разумный выход из опасной ситуации возникает особый вид эмоциональных процессов – аффект. Это реакция, которая возникает в результате уже совершенного действия или поступка и выражает собой его субъективную эмоциональную окраску. Аффекты препятствуют нормальной организации поведения, его разумности.[40].

Так как подростковый период является переходным от детства к взрослости, то в нем остро проявляются противоречивые тенденции развития. Это самый сложный период в онтогенезе человека. В нем происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения.

Агрессивность, жестокость, повышенная тревожность в поведении части подростков принимают устойчивый характер обычно в процессе стихийно-группового общения, складывающегося в разных компаниях.

Но это общение является следствием не какой-либо генетической предрасположенности, изначальной агрессивности, а выступает лишь как ситуация замещения при непринятии подростка в мир социально-значимых отношений взрослых.

Данные проводимых исследований в области гендерных различий агрессивности у подростков показывают, что существует тенденция преобладания мужской агрессивности над женской [36].

Мальчики, несмотря на то, что они физически сильнее девочек, обладают гораздо большей чувствительностью к воздействию как физических, так и психологических факторов. Неслучайно у мальчиков чаще, чем у девочек, встречаются психические нарушения.[40].

Наряду с биологическими предпосылками в развитии половых различий серьезную роль играют социальные и культурные стереотипы, связанные с представлениями взрослых о поведении девочек и мальчиков, обусловленные, в частности, стереотипами фемининности и маскулинности, принятыми в обществе.

Неслучайно данные психологов разных стран мира свидетельствуют о том, что агрессивное поведение чаще встречается у мальчиков, чем у девочек, а случаи антиобщественных поступков находятся в соотношении 10:1. Дело в том, что психические различия мальчиков и девочек определяются как поло-вым диморфизмом и соответствующими общими особенностями и закономерностями его развития, так и спецификой проявления характерных типов мужественности и женственности, обусловленных воздействием социальных факторов и уровнем развития общества.[40].

Также на проявление агрессивного поведения могут влиять определенные черты характера, а именно акцентуации характера.

Большинство типов акцентуаций характера (кроме паранойяльного и отчасти сенситивного типов) оказываются наиболее выраженными именно в подростковом возрасте. При таких типах акцентуаций как эпилептоидность, истероидность особенно ярко появляется агрессия при определенных обстоятельствах [10].

Таким образом, можно сказать, что возрастные особенности, проявления определенных акцентуированных черт характера и выраженность маскулинных и фемининных качеств может влиять на проявление агрессивности в той или иной степени.

Вышеизложенное определяет актуальность проблемы и проведения исследования, направленного на выявление агрессивного поведения подростков, а также влияние половых различий и акцентуированности на поведение подростков.

Целью данного исследования стало определение гендерных различий агрессивности подростков с акцентуациями характера.

Объектом исследования является личностная сфера подростков.

Предметом исследования стала степень акцентуированности и агрессивности детей подросткового возраста.

В ходе исследования были выдвинуты гипотезы: 1.Предполагается, что акцентуации характера усиливают проявления агрессивности подростков. 2.Предполагается, что проявление агрессивности свойственно как мальчикам, так и девочкам.

Задачами исследования стали:

1. Проанализировать предложенные исследователями теоретические подходы к изучению феномена агрессивности человека.
2. Раскрыть возможности гендерного подхода при анализе агрессивности людей, в частности, у мальчиков и девочек подросткового возраста.
3. Выявить акцентуации характера у подростков.

4. Исследовать агрессивность подростков.

5.Определить индивидуально-типологических свойства личности.

6. Выявить влияние гендерных различий агрессивности подростков с акцентуациями характера.

Для этого были использованы следующие методики:

- «Патохарактерологический диагностический опросник» Личко А.Е.

- Индивидуально-типологический опросник

- Методика Басса - Дарки

- Опросник «Самооценка психологического состояния»


Глава 1. Изучение агрессивного поведения детей подросткового возраста.
  1   2   3   4   5   6   7   8



Скачать файл (236.2 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации