Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Основные личные и политические права граждан Европейского союза - файл n1.doc


Контрольная работа - Основные личные и политические права граждан Европейского союза
скачать (135.5 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc136kb.06.01.2013 12:15скачать


n1.doc


План


План 2

Источники основных прав граждан Европейского Союза. 3

Система и содержание основных личных прав граждан Европейского Союза. 9

В.В.Туманов, Л.М. Энтин / Комментарий к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и практике ее применения / Норма / Москва, 2002 11

Заключение. 19

Список источников. 21



Источники основных прав граждан Европейского Союза.


Действующие источники европейского права в области прав человека являются результатом правотворческой деятельности, с одной стороны, Совета Европы, с другой - Европейского Союза.1

Начиная разговор об источниках основных личных прав граждан Европейского Союза (далее ЕС), необходимо в первую очередь упомянуть о Договоре о Европейском Сообществе, подписанным в г.Риме 25 марта 1957г (с учетом Ниццских изменений)

Будучи основным источником права ЕС, он в свою очередь закрепляет такие правовые основы как гражданство ЕС (ст. 17 Каждое лицо, имеющее гражданство государства-члена, является гражданином Союза. Граждане Союза наделяются правами и исполняют обязанности в соответствии с Договором о Европейском Сообществе).

Так же в нем закреплены такие личные права граждан ЕС, как право на свободу передвижения и выбор места проживания, каждый гражданин Союза имеет право на свободное передвижение и постоянное проживание на территории государств-членов, с учетом ограничений и условий, предусмотренных настоящим Договором о Европейском Сообществе, и в соответствии с положениями, принятыми для его применения (ч.1 ст.18).

Необходимо обратить внимание, что в Договором о Европейском Сообществе закреплено право на пользование своим языком, каждый гражданин Союза имеет право письменно обращаться в любой из институтов или органов ЕС (Европейский парламент, совет, комиссия, суд европейского сообщества, палата аудиторов) на одном из 4х языков (голландском, французском, немецком и итальянском языках) и получить ответ на том же языке.

Политическое право граждан ЕС избирать и быть избранным в государстве-члене, даже если он не является его гражданином, так же установлено Договором о Европейском Сообществе, как на муниципальных выборах, так и на выборах в Европейский парламент. Хоть порядок осуществления этого права подлежит детальной проработке и принятию единогласным решением Совета, по предложению Комиссии и после консультаций с Европейским парламентом.

Многие его разделы содержат, в том, числе и социально-экономические права, такие как, право на свободное передвижение лиц услуг и капиталов. Нельзя не упомянуть о системе защиты прав и свобод, в которую входят жалобы Омбудсману, иски в суд Европейских Сообществ и Трибунал первой инстанции, особенно это касается вопросов нарушение прав наднациональными институтами.

Далее стоит отметить Договор о Европейском Союзе, который является в настоящее время основным учредительным документом Европейского Союза, был принят в 1992 году в Маастрихте (в редакции Лиссабонского договора 2007 г.).2

Договор о Европейском Союзе - устанавливает наиболее общие контуры устройства ЕС и нормативные основы его внешней политики.3

Раздел II положения о демократических принципах закрепляет политические права граждан ЕС. Например, право на управление делами Союза, граждане непосредственно представлены на уровне Союза в Европейском парламенте (ч. 2 ст.10), каждый гражданин имеет право участвовать в демократической жизни Союза. Насколько возможно, процесс принятия решений является открытым и максимально приближенным к гражданам (ч. 3 ст.10). Анализируя ч.4 ст.11, граждане Союза в количестве не менее одного миллиона человек, принадлежащие к гражданству значительного числа государств-членов, могут выступить с инициативой пригласить Европейскую комиссию в рамках ее полномочий внести соответствующее предложение по вопросам, в отношении которых, по мнению этих граждан, необходимо издание правового акта Союза в целях применения Договоров, можно прийти к выводы что граждане ЕС наделены правом законодательной инициативы, что тоже является частью политических прав.

Продолжая анализ раздела II можно выделить немало и других политических прав: право на свободу объединения в политические партии (ч.4 ст.10), права на обращения и петиции (ч. 1 и 2 ст. 11).

Исходя из вышесказанного можно сделать ввод, что в Договоре о Европейском Союзе закреплены общие принципы конституционного строя, которые обязательны для соблюдения в политической жизни всех государств членов.

Очень важное место занимает ст. 6 Договора о Европейском Союзе, она переводит из режима «мягкого пава», такие важные основополагающие источники, как Хартия Европейского Союза об основных правах от 7 декабря 2000 г. Союз признает права, свободы и принципы, изложенные в Хартии Европейского Союза об основных правах от 7 декабря 2000 г., адаптированной 12 декабря 2007 г., которая имеет такую же юридическую силу, как и Договоры.  Союз присоединяется к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Основные права, как они гарантированы Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод и как они вытекают из общих для государств-членов конституционных традиций, входят в содержание права Союза в качестве общих принципов. Что даёт нам возможность сделать вывод о закреплении принципа уважения прав человека и основных свобод.

Рассматривая подробнее Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ), подписанную в г.Риме 4 ноября 1950 г., нельзя не сказать что она является обязательной и для Российской Федерации.

По своей сути она является общеевропейским биллем о правах, как уже говорилось выше решение суда были подтверждены Договором о Европейском Союзе. Поскольку в ЕКПЧ участвуют все государства –члены ЕС, Суд в 1970-е гг. признал, что ЕКПЧ является источником коммунитарного права и ее должны соблюдать не только страны Союза (как со стороны, подписавшие ЕКПЧ), но и Союз в целом.4

Анализируя конвенцию можно уяснить, что она закрепляет все основные права человека, например, личные права: право на жизнь (ст. 2), право на свободу и личную неприкосновенность (ст.5), право на достоинство личности (ст.3), право на неприкосновенность частной жизни (ст.8),право на свободу мысли, совести и религии (ст.9), Свобода выбора национальности и языка общения, право на судебную защиту (ст. 6), и т.д. и т.п. Так же там широко раскрыты и политические права: право на свободу выражения мнения (ст. 10), право на свободу собраний и объединений (ст. 11), и т.д. и т.п. Но нельзя не учитывать, что Конвенция дозволяет участникам вводить ограничения на политическую деятельность иностранцев, в нашем случае для не граждан членов-союза. Список прав и свобод, которые были закреплены в ЕКЗП, был расширен с помощью протоколов, имеющих равную с ней силу.

Европейский суд по правам человека, является механизмом защиты прав, установленных ЕКПЧ. Важным дополнением к ЕКПЧ служит также судебная практика Европейского суда по правам человека, который традиционно осуществляет расширительное толкование прав и свобод, закрепленных в ЕКПЧ, и их гарантии. Органы правосудия европейских стран, в том числе Россия, обязаны учитывать постановления этого Суда при вынесении своих решений.

Отныне Европейский Союз вправе и обязан присоединиться к ЕКПЧ, то есть стать ее самостоятельным участником (при сохранении аналогичного качества за каждым государством-членом ЕС в отдельности).5

Так же в 1989 г. были приняты, так называемые источники «мягкого права», они не имеют силы юридически обязательного нормативного акта, носят скорее программный характер, и имеют большой политический вес.

Декларация основных прав и свобод – довольно краткий акт из 25ст., в котором провозглашаются основные права всех категорий, в том числе социально-экономические, а так же их гарантии и важнейшие принципы правового положения личности (принцип равенства перед законом ст. 3) и политической системы в целом (принцип демократии ст. 17). Хартия Сообщества об основных социальных правах работника, закрепляет прежде всего социальные права и гарантии лиц наемного труда: право на занятость и вознаграждение и т.д.6

Основным источником, закрепляющим социальные права является Европейская социальная хартия (ЕСХ), от 18 октября 1961 (а так же в ред. от 3 мая 1996 г.). Чтобы облегчить государствам выполнение ЕСХ, она построена по принципу "aia carte" (меню): страны могут по своему выбору присоединяться к одним статьям ЕСХ и не присоединяться к другим.7 Европейский суд по правам человека не имеет права рассматривать жалобы на нарушения Хартии, в свою очередь функционирует специальный комитет по социальным права, но он представляет собой довольно слабый механизм защиты.

ЕСХ не является частью правовой системы ЕС, но есть отсылки к ней в его учредительных документах. При разработке нового законодательства в социальной сфере, институты Союза должны принимать Хартию во внимание.

В рамках деятельности Совета Европы было так же подписано не мало рамочных конвенций, касающихся отдельных прав человека. Конвенция о защите частных лиц в отношении автоматизированной обработки данных личного характера (от 18 января 1981 г.), Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (от 26 ноября 1987 г.), Европейская конвенция об осуществлении прав ребенка (от 25 января 1966 г.) и др. Дела о нарушении этих конвенций также не подсудны Европейскому суду по правам человека.

Присоединение к общеевропейским стандартам прав человека, содержащимся в ЕКПЧ, не снимает необходимости для Европейского Союза в подготовке собственного "билля о правах" - подобно тому, как участие в этой Конвенции не отменяет и не приостанавливает действия "биллей о правах", содержащихся в национальных конституциях европейских государств. В качестве такого источника была подготовлена и 7 декабря 2000 г. торжественно провозглашена Хартия Европейского Союза об основных правах (ХЕСОП), которая содержит все виды основных прав, признанные к концу XX века, в том числе экономические, социальные и культурные права8

ХЕСОП учитывает существование ЕКЧП, которая рассматривается как базовый стандарт в сфере гарантий прав человека. Как пишет М.М. Бирюков, во-первых, на положения ХЕСОП после вступления в силу Лиссабонского договора должна распространиться юрисдикция Суда Европейского Союза, во-вторых, статьей 1-9 Конституционного договора ХЕСОП была инкорпорирована (включена) в текст Конституционного договора в качестве его Части II. В связи с провалом Евроконституции ХЕСОП должна приобрести юридически обязательный характер с вступлением в силу Лиссабонского договора. Согласно ст. 6 Договора о Европейском Союзе, Союз признает права, свободы и принципы, изложенные в Хартии, которая имеет такую же юридическую силу, как и договоры.

ХЕСОП становится одним из ключевых актов ЕС и приравнивается по своей юридической силе к учредительным документам. Хотя формально она все же самостоятельный источник права, не являясь частью Договора о Европейском Союзе.

Хоть и ХЕСОП корреспондирует к нормам ЕКПЧ 1950 г., они должны толковаться одинаковым образом, в том числе с учетом прецедентов Европейского суда по правам человека, т.е. по своей сути она вовсе не является калькой с ЕКПЧ. Даже больше, она расширила круг основных прав (пример, право на целостность личности ст.2), она так же может устанавливать более высокие стандарты защиты прав человека.

Вместе с ХЕСОП обязательную «интерпретационную» силу получили ее официальные разъяснения, которые должны учитываться судами в ходе толкования и применения статей ХЕСОП.9

Это не только продолжение сложившихся традиций. Являясь последним по времени издания важным международным актом об основных правах человеческой личности, Хартия, с одной стороны, действительно подводит итог развитию этого изначально конституционного, а ныне и международно-правового института на протяжении истекшего века.10

Нельзя забывать и о прецедентном праве судов ЕС. Наднациональные органы правосудия ЕС, особенно суд Европейских сообществ, сыграли ключевую роль в становлении и защите демократических основ правового статуса личности на уровне ЕС, прежде всего основных прав человека и гражданина.11

Система и содержание основных личных прав граждан Европейского Союза.


Структура Хартии Европейского Союза об основных правах, имея совершенно особенную классификации прав по ценностям, которые данные права защищают, позволяет нам систематизировать основные личные права граждан Европейского Союза следующим образом:

I. Права, охраняющие достоинство личности:

  • Право на человеческое достоинство;

  • Право на жизнь;

  • Право на целостность личности;

  • Право на свободу и личную неприкосновенность.

II. Права, охраняющие свободу личности:

  • Право на свободу и личную неприкосновенность;

  • Право на уважение частной и семейной жизни;

  • Право на защиту данных личного характера;

  • Свобода мысли, совести и вероисповедания;

  • Право человека на вступление в брак.

Фундаментальной основой прав и свобод человека, являются его личные права, являются правами каждого, и хотя часто именуются гражданскими, не связаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него. Считаются прирождёнными и неотъемлемыми для каждого человека независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, этнической или религиозной принадлежности. Необходимы для охраны жизни, достоинства и свободы человека.12

Для облегчения анализа личных прав мы рассмотрим 2 основных источника: Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ) и Хартия Европейского Союза об основных правах (ХЕСОП)

Право на человеческое достоинство. Положения как ХЕСОП (ст. 4), так и ЕКПЧ (ст.3), дают закрепление запрета на использование пыток или унижающее человеческое достоинство обращение или наказание. Это является значительной гарантией права на человеческое достоинство.

В отличие от ЕКПЧ, ХЕСОП расширяет круг прав, гарантирующих достоинство личности. Так ст. 19 ХЕСОП, вводит запрет на высылка (выдача, выдворение) как коллективная, так и к физическим лицам. Если это норма применяется к физическому лицу, то тут есть оговорка, он не может быть выслан или выдан на территорию государства, когда имеется серьезная угроза, что лицо в нем будет подвергнуто наказанию смертной казнью, пыткам, другому бесчеловечному или унижающему человеческое достоинство наказанию и обращению.

Не маловажным является тот фактор, что при анализе данных статей можно сделать вывод, что данное право защищается независимо от наличия гражданства ЕС.

Право на жизнь. Это неотъемлемое право человека, означающее, что никто не может быть произвольно лишен жизни. Такая норма закреплена всеми международно-правовыми актами о правах человека и почти всеми конституциями стран мира. В том определении, что каждый человек имеет право на жизнь, сходятся положения как ЕКПЧ (ст.2), так и ХЕСОП (ст.2), оно гарантируется всем физическим лицам.

Как подчеркивается в решениях Европейского суда по правам человека, идея, предположительно общая для всех стран Европы, состоит в том, что в современных условиях смертная казнь не вписывается в рамки правосудия, что нашло отражение в Протоколе № 6 к ЕКПЧ.13

Право на целостность личности. Это новшество, скорее всего, связано с быстрым развитием технологий, так гарантиями, закрепленными всё в той же ст. 2 ХЕСОП предусмотрено:

В рамках медицины и биологической науки, в частности, должно быть обеспечено:

- добровольное и осознанное согласие заинтересованного лица в соответствии с правилами, определенными законом;

- воспрещение занятий евгеникой, особенно, тех, которые ставят перед собой целью произвести отбор между людьми;

- запрет на превращение человеческого тела и его частей, как таковых, в источник прибыли;

- запрещение клонирования в качестве способа размножения человеческих существ.

Как и большинство личных прав - оно является «всеобщим», т.е. не зависящим от гражданства.

Право на свободу и личную неприкосновенность. Право предоставляемое всем физическим лицам. Одно из основополагающих прав человека - возможность делать все, что не нарушает прав других людей и общества в целом. Личная неприкосновенность предполагает недопустимость какого бы то ни было вмешательства извне в область индивидуальной жизнедеятельности личности и включает физическую и психическую неприкосновенность. Оно закреплено в ст. 5 ЕКПЧ и ст. 6 ХЕСОП.

Ст.5 ЕКПЧ содержит исчерпывающий перечень ограничений данного права:

a) законное содержание под стражей лица, осужденного компетентным судом;

b) законное задержание или заключение под стражу (арест) лица за неисполнение вынесенного в соответствии с законом решения суда или с целью обеспечения исполнения любого обязательства, предписанного законом;

c) законное задержание или заключение под стражу лица, произведенное с тем, чтобы оно предстало перед компетентным органом по обоснованному подозрению в совершении правонарушения или в случае, когда имеются достаточные основания полагать, что необходимо предотвратить совершение им правонарушения или помешать ему скрыться после его совершения;

d) заключение под стражу несовершеннолетнего лица на основании законного постановления для воспитательного надзора или его законное заключение под стражу, произведенное с тем, чтобы оно предстало перед компетентным органом;

e) законное заключение под стражу лиц с целью предотвращения распространения инфекционных заболеваний, а также законное заключение под стражу душевнобольных, алкоголиков, наркоманов или бродяг;

f) законное задержание или заключение под стражу лица с целью предотвращения его незаконного въезда в страну или лица, против которого предпринимаются меры по его высылке или выдаче.

Так же закреплены в ст. 4 ЕКПЧ и ст. 5 ХЕСОП основные гарантии права на свободу и личную неприкосновенность:

a) запрещение рабства и принудительного труда;

b) запрет торговли людьми.

Специальные гарантии права на свободу и личную неприкосновенность, в случае ареста или задержания:

  1. Каждому арестованному незамедлительно сообщаются на понятном ему языке причины его ареста и любое предъявляемое ему обвинение.

  2. Каждый задержанный или заключенный под стражу в соответствии с незамедлительно доставляется к судье или к иному должностному лицу, наделенному, согласно закону, судебной властью, и имеет право на судебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение до суда. Освобождение может быть обусловлено предоставлением гарантий явки в суд.

  3. Каждый, кто лишен свободы в результате ареста или заключения под стражу, имеет право на безотлагательное рассмотрение судом правомерности его заключения под стражу и на освобождение, если его заключение под стражу признано судом незаконным.

  4. Каждый, кто стал жертвой ареста или заключения под стражу в нарушение положений настоящей статьи, имеет право на компенсацию.

Право на уважение частной и семейной жизни, как юридическая категория состоит из ряда правомочий, обеспечивающих человеку возможность находиться вне службы, вне производственной обстановки, вне общественного окружения в состоянии известной независимости от общества и властных учреждений, а также юридических гарантий невмешательства в реализацию этого права. Гарантируется всем физическим лицам, закреплено в ст. 8 ЕКПЧ и ст. 7 ХЕСОП.

Каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Право на защиту данных личного характера (ст. 8 ЕКПЧ). Каждый человек имеет, т.е. данное право не зависит от гражданства, право на защиту относящихся к нему данных личного характера. Обработка подобных данных должна производиться без манипуляций, в четко определенных целях, с согласия заинтересованного лица либо при наличии других правомерных оснований, предусмотренных законом. Каждый человек имеет право на получение доступа к собранным в отношении него данным, и право на устранение в них ошибок. Соблюдение этих правил подлежит контролю со стороны независимого органа.

Право человека на вступление в брак (ст.12 ЕКПЧ и ст. 9 ХЕСОП). Мужчины и женщины, достигшие брачного возраста, имеют право вступать в брак и создавать семью в соответствии с национальным законодательством, регулирующим осуществление этого права. Это одно из личных прав, которое может быть поставлено в зависимость от гражданства, в связи с особенностями законодательства. Например, брачный возраст, либо пол брачующихся.

Право на свободу мысли, совести и вероисповедания(ст.9 ЕКПЧ и ст. 10 ХЕСОП). Естественное право человека иметь любые убеждения, присущее всем независимо от гражданства.

Каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как индивидуально, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в богослужении, обучении, отправлении религиозных и культовых обрядов.

Свобода исповедовать свою религию или убеждения подлежит лишь тем ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, для охраны общественного порядка, здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц.

Право на отказ от военной службы на основании личных убеждений признается в соответствии с национальными законами, которые регулируют осуществление данного права

Право на свободу выражения мнений и свобода информации (ст. 10 ЕКПЧ и ст. 11 ХЕСОП) Каждый человек имеет право на свободу выражения мнений. Данное право включает в себя свободу придерживаться собственных взглядов и свободу получать или распространять информацию и идеи без вмешательства со стороны публичных властей и вне зависимости от государственных границ. Обеспечиваются свобода и плюрализм массовой информации.

Право на свободу передвижения и выбора места жительства. Право человека беспрепятственно передвигаться ЕС, выбирать своё место жительства и пребывания, покидать ЕС и возвращаться в него.

Анализируя, ст. 44 ХЕСОП, каждый гражданин или гражданка Союза обладает правом на свободное передвижение и проживание на территории государств-членов. В соответствии с Договором, учреждающим Европейское сообщество, свобода передвижения и проживания может быть предоставлена гражданам третьих стран, проживающим на законных основаниях на территории государства-члена. Можно сделать вывод, что право на свободу передвижения и выбора места жительства принадлежит гражданам ЕС. Но есть возможность при определенных условиях его предоставления и для граждан третьих стран.

Право на убежище. Согласно ст. 18 ХЕСОП, право на убежище гарантируется при соблюдении правил Женевской конвенции от 28 июля 1951 г. и протокола от 31 января 1967 г. о статусе беженцев, и в соответствии с Договором, учреждающим Европейское сообщество.

Особое личное право, которое конституции и законы современных демократических государств предоставляют иностранным гражданам и лицам без гражданства. Заключается в возможности иностранца неопределенно долгое время оставаться на территории данного государства, если на родине он подвергается преследованиям по политическим, религиозным, научным и иным основаниям подобного рода. Актом предоставления убежища государство принимает на себя обязательство не выдавать данное лицо государству, где его преследуют. Не влечет, однако, автоматического предоставления гражданства.

Право на судебную защиту. Гарантирует защиту прав и свобод в судах. Это одно из основных прав человека. Судебная защита — один из важнейших способов защиты прав, свобод и законных интересов субъектов права, осуществляемый в форме правосудия.

Европейская конвенция о правах человека предусматривает, что каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона (ст. 6).

Система и содержание политически прав граждан Европейского союза.

В отличие от ранее рассмотренных основных личных прав, политические неразрывно связаны с функционированием государства. В свою очередь на уровне Европейского Союза это связь с институтами надгосударственного уровня, т.е. его цель решение вопросов в масштабе всего Союза.

Закрепление большинства политических прав в главе V «Гражданство» ХЕСОП, которая дополняет и отчасти воспроизводит одноименную часть Договора о ЕС, связано с тем, что обладание политическими правами связано с принадлежностью к гражданству ЕС (хотя есть и исключения), такая же закономерность прослеживается и в национальном законодательстве.

Система же политических прав и свобод граждан состоит из двух взаимосвязанных подсистем. Первая из них включает в себя права граждан, содержащие правомочия по участию в организации и деятельности ЕС. Сюда мы относим: избирательное право; право петиций; право на хорошее управление.

Вторая группа субъективных прав и свобод, входящих в систему политических, состоит из правомочий, представляющих собой неотъемлемые права граждан, целью реализации которых является активное участие индивида в жизни общества. Сюда относятся: свобода собраний и ассоциаций, право на доступ к официальной документации.

Избирательное право, право избирать и быть избранным (право граждан ЕС). Европейский Союз функционирует на основе демократических принципов, где право на свободные выборы является важнейшим условием.

Ст. 3 Протокола № 1 к ЕКПЧ говорит, Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются проводить с разумной периодичностью свободные выборы путем тайного голосования в таких условиях, которые обеспечивали бы свободное волеизъявление народа при выборе органов законодательной власти. Действия данного протокола распространяется на все страны, присоединившиеся к нему, т.е. не только на Европейский Союз.

ХЕСОП и Договор о Европейском Сообществе закрепляют выборы в 2 вида органов представительной власти. Во-первых, в Европарламент ст. 39 ХЕСОП и ст. 19 Договора о Европейском Сообществе, во-вторых, в органы муниципальной власти ст. 40 ХЕСОП и ст.19 Договора о Европейском сообществе. При этом, каждый гражданин Союза, проживающий в государстве-члене, гражданином которого он не является, имеет право участвовать в голосовании и баллотироваться в качестве кандидата в государстве-члене, в котором он проживает, на тех же условиях, что и граждане этого государства.

Свобода собраний и ассоциаций («общее право, т.е. для всех лиц»), право проводить митинги, пикеты, демонстрации, а также собираться в помещениях, защищается лишь свобода мирных собраний. Необходимо обратить внимание, что данное право возможно реализовать на всех уровнях, в том числе и на уровне ЕС в целом. Примером могут служить и политические партии на уровне ЕС (ст.191 Договора о Европейском Сообществе и ст. 12 ХЕСОП), и европейские общественные объединения, которых сейчас огромное количество.

Свое закрепление данное право нашло в ст. 12 ХЕСОП и ст. 11 ЕКПЧ: «Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и свободу объединения на любых уровнях, в том числе, в сфере политической деятельности, профессиональных союзов и гражданского общества. Отсюда вытекает право каждого человека право учреждать совместно с другими профессиональные союзы и вступать в них в целях защиты своих интересов».

Право на хорошее управление (право граждан). Каждое лицо имеет право на рассмотрение своего дела институтами и органами Союза беспристрастно, справедливо и в разумный срок (ст. 41 ХЕСОП). Являясь по своей сути результатом систематизацией гарантий и требований, сформулированных ранее Судом Европейских Сообществ. На деле некоторые его элементы представляют собой гарантии других субъективных прав личности, таких как:

  • право каждого лица быть заслушанным до принятия по отношению к нему меры индивидуального характера, влекущей для него неблагоприятные последствия;

  • право каждого лица на доступ к затрагивающему его информационному досье при соблюдении законных интересов в виде конфиденциальности, профессиональной и коммерческой тайны;

  • обязанность администрации мотивировать свои решения;

  • право каждого лица на возмещение Сообществом убытков, причиненных ему институтами или их служащими при осуществлении своих обязанностей, в соответствии с общими принципами, свойственными правовым системам всех государств-членов;

  • право каждого лица обращаться к институтам Союза и получать от них ответы на одном из языков, на которых составлены договоры, т.е официальных языков Европейского Союза.

Право петиций (ст. 194 Договора о Европейском Сообществе и ст. 44 ХЕСОП). Право обращаться к властям с письменным требованием, предложением, жалобой, на что власти в принципе обязаны в установленном порядке реагировать.

Каждый гражданин или гражданка Союза либо каждое физическое или юридическое лицо, проживающее или имеющее юридический адрес в государстве-члене, имеет право направлять петиции Европейскому парламенту.

Особо хочется обратить внимание, что данное право предоставлено как всем физическим лицам, проживающим или имеющим юридический адрес на территории Европейского Союза, так и юридическим лицам.

Заключение.


Сравнивая, те основные права и свободы, которые закреплены в Российской правовой системе и Европейском Союзе, можно сделать вывод. После вступления Российской Федерации в Совет Европы в феврале 1996 г и ратификации основных европейских конвенций по защите прав человека, нормы и принципы системы защиты прав человека в России не отличаются от Европейского Союза. Нельзя не заметить, что уровень их защиты во многом уступает, тому который несомненно присутствует в Европейском Союзе. Ситуация с правами человека в России является одной из злободневных и крайне политизированных тем современной России

В свою очередь при планировании стратегического сотрудничества Европейского Союза с Россией было оговорено о необходимости формирования общей сферы правосудия. Так реформа процессуального права в РФ (уголовного и гражданского), способствует более четкому определению момента обращения граждан РФ в Европейский суд по правам человека, что способствует реализации механизмов защиты на том же уровне что и гражданам ЕС, и других стран участниц ЕКПЧ.

Нормы международных договоров Российской Федерации, являются составной частью ее правовой системы, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Что говорит о приоритет норм европейского права по отношению к тем же нормам Российского законодательства, и максимально сближает содержания основных политических и личных прав.

Вызывает восхищение и достойно подражания, та система защиты прав человека, которую удалось выстроить в Европейском союзе. Немаловажную роль в этом сыграли европейские суды, которые по своей сути являются гарантами прав человека.

В Европейском союзе вне зависимости от своей специфики, любыми удобными ей средствами национальная власть должна эффективно обеспечивать соблюдение прав человека и их восстановление в случае нарушения.14

Список источников.


  1. С.Ю. Кашкин / Введение в право Европейского союза. Учебник / Эксмо / Москва, 2010 г

  2. А.О. Четвериков / под ред. С.Ю.Кашкина / Европейский Союз: основополагающие акты в редакции Лиссабонского договора с переводом и комментариями / Инфра – М

  3. М.М.Бирюков / Европейское право до и после Лиссабонского договора./ Научная книга, 2009

  4. Л.М. Энтин / Европейское право: Право Европейского Союза и правовое обеспечение защиты прав человека. Учебник / Норма, Инфра - М / Москва, 2011

  5. В.В.Туманов, Л.М. Энтин/ Комментарий к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и практике ее применения / Норма / Москва, 2002

  6. С.Ю. Кашкин, П.А. ,Четвериков /Комментарии к основополагающим актам Европейского союза / 2008 г. – Информационно-правовой портал ГАРАНТ, garant.ru

  7. С.Ю. Кашкин / Право Европейского Союза. Учебник / Юрайт / Москва, 2010

  8. А.О. Четвериков / под ред. С.Ю. Кашкина / Хартия Европейского Союза об основных правах: перевод и комментарий / Юриспруденция / Москва, 2001

  9. ВикипедиЯ Свободная Энциклопедия - wikipedia.org

  10. Информационно-правовой портал ГАРАНТ - garant.ru

  11. Кафедра права Европейского союза МГЮА им. О.Е.Кутафина - http://eulaw.edu.ru/

  12. Право Европейского союза - http://eulaw.ru/

1 Кафедра права Европейского союза - http://eulaw.edu.ru/

2 Право Европейского союза - http://eulaw.ru/

3А.О. Четвериков / под ред. С.Ю.Кашкина / Европейский Союз: основополагающие акты в редакции Лиссабонского договора с переводом и комментариями / Инфра – М

4 С.Ю. Кашкин / Введение в право Европейского союза. Учебник / Эксмо / Москва, 2010 г

5 С.Ю. Кашкин, П.А. ,Четвериков / Комментарии к основополагающим актам Европейского союза / 2008 г. – Информационно-правовой портал ГАРАНТ, garant.ru

6 С.Ю. Кашкин / Введение в право Европейского союза. Учебник / Эксмо / Москва, 2010 г

7 Европейская социальная хартия: справочник / Международные отношения / Москва, 2000

8 С.Ю. Кашкин, П.А. ,Четвериков / Комментарии к основополагающим актам Европейского союза / 2008 г. – Информационно-правовой портал ГАРАНТ, garant.ru

9 М.М.Бирюков / Европейское право до и после Лиссабонского договора. / Научная книга, 2009

10 А.О. Четвериков / под ред. С.Ю. Кашкина /Хартия Европейского Союза об основных правах: перевод и комментарий / Юриспруденция / Москва, 2001

11 С.Ю. Кашкин / Право Европейского Союза. Учебник / Юрайт / Москва, 2010

12 ВикипедиЯ Свободная Энциклопедия - wikipedia.org

13 В.В.Туманов, Л.М. Энтин / Комментарий к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и практике ее применения / Норма / Москва, 2002


14 Европейское право: Право Европейского Союза и правовое обеспечение защиты прав человека. Учебник / под ред. Л.М. Энтина / Норма, Инфра - М / Москва, 2011



Скачать файл (135.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации