Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

по разработке экопаспорта населенного пункта (по итогам областного молодежного проекта Комплексный экологический мониторинг города/поселка на примере города Кирова - файл n1.doc


по разработке экопаспорта населенного пункта (по итогам областного молодежного проекта Комплексный экологический мониторинг города/поселка на примере города Кирова
скачать (16049.5 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc16050kb.06.01.2013 12:45скачать


n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


Управление охраны окружающей среды

и природопользования Кировской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лицей естественных наук города Кирова»
Рекомендации

по разработке экологического паспорта населенного пункта

(по итогам реализации областного молодежного проекта «Комплексный экологический мониторинг города/поселка»

на примере города Кирова, 2006-2008 гг.)
Учебно – методическое пособие




Киров

2009

Р-36

ББК 20.1я 721

УДК 574(470.342) (075.3)

Печатается по решению Координационно-методического совета по экологическому образованию, воспитанию и просвещению населения Кировской области при Управлении охраны окружающей среды и природопользования Кировской области и научно-методического совета Муниципального общеобразовательного учреждения «Лицей естественных наук города Кирова».
Под редакцией И.М. Зарубиной, В.А. Русановой, З.П. Макаренко.

Консультанты: Т.Я. Ашихмина, А.Н. Чарушина, Г.А. Воронина,
Т.И. Кочурова, Д.В. Дудин, И.М. Зарубина, Ю.А. Поярков, В.М. Рябов,

А.М. Слободчиков, А.И. Фокина.
Р-36 Сборник «Рекомендации по разработке экопаспорта населенного пункта (по итогам областного молодежного проекта «Комплексный экологический мониторинг города/поселка» на примере города Кирова, 2006-2008 гг.)» — Киров: Изд-во Лицея естественных наук, 2009. — с.

В учебно-методическом пособии представлены рекомендации по разработке экопаспорта населенного пункта, а также результаты мониторинговых исследований экологического состояния территории
г. Кирова, проведенных учащимися школ, специализированных учреждений и студентами вузов в течение трех лет с 2006 г. по 2008 г.
© Лицей естественных наук, 2009

© Управление охраны окружающей среды и природопользования, 2009

Управление охраной окружающей среды

и природопользования Кировской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лицей естественных наук г. Кирова»

Экологический паспорт

г. Кирова, 2007


Выпуск 2
Киров

2007
Э-40

ББК

УДК

Печатается по решению координационного совета Управления охраны окружающей среды и природопользования Кировской области и научно-методического совета Муниципального общеобразовательного учреждения «Лицей естественных наук г. Кирова».


Под редакцией В.А. Русановой, З.П. Макаренко

Консультанты: Т.Я. Ашихмина, А.Н. Чарушина, Г.А. Воронина,
Т.И. Кочурова, Д.В. Дудин, И.М. Зарубина, Ю.А. Поярков.
Э-40 Экологический паспорт г. Кирова, 2007. — Киров: Изд-во Лицея естественных наук, 2007. — с


В сборнике представлены результаты мониторинговых исследований экологического состояния территории г. Кирова, проведенных учащимися школ, специализированных учреждений и студентами вузов в 2007 г.

© Лицей естественных наук, 2007




Содержание

Введение 55

Наибольшее количество микроорганизмов в атмосферном воздухе обнаружено в наиболее многолюдных местах и местах расположения рынков, как организованных, так и неорганизованных: на площадях Лепсе, Авитек, Конева и ул. Егоровской, расположенной недалеко от пл. Конева, (содержание колониеобразующих едениц КОЕ микроорганизмов в 1 м3 воздуха от 15200 до 40000); наименьшее – в Александровском и Ботаническом саду(4200-5000 КОЕ микроорганизмов в 1 м3 воздуха). 59

Содержание кишечной палочки в наибольшем количестве (11500 КОЕ кишечных палочек в 1 м3воздуха) обнаружено на площади Конева, где до сих пор работает рынок и на площадях Авитек и Лепсе (5000 КОЕ кишечных палочек в 1 м3воздуха), где также работают небольшие рынки. Наименьшее количество кишечной палочки обнаружено в районе ТЭЦ-4 и в пос. Радужном (400 КОЕ кишечных палочек в 1 м3 воздуха). 59

1. Обзор литературы 61

2. Методики исследования 66

3. Мониторинг экологического состояния
территории г. Кирова 70

3.1. Планирование и этапы выполнения проекта 70

3.3. Результаты исследования химического состава
водных объектов на территории г. Кирова 73

3.4. Результаты исследования видового состава беспозвоночных в водных объектах на территории г. Кирова 75

3.5. Результаты исследования качества
водопроводной воды г. Кирова 76

3.7. Определение автотранспортной нагрузки
на автодорогах г. Кирова 77

3.8. Шумовое загрязнение территории г. Кирова 79

Осенью 2007 г. было отобрано 16 проб воздуха на территории г. Кирова и проведен микробиологический мониторинг на базе микробиологической лаборатории лицея естественных наук . В пробах воздуха определено общее число микроорганизмов, содержание кишечной палочки и грибов. Результаты исследований представлены в табл.14. Как видно из табл. 14, наибольшее количество микроорганизмов (от 15200 до 40000 колониеобразующих едениц КОЕ микроорганизмов в 1 м3 воздуха) обнаружено в наиболее многолюдных местах и местах расположения , как организованных, так и неорганизованных рынков: на площадях Лепсе, Авитек, Конева и ул. Егоровской (расположена недалеко от пл. Конева); наименьшее (4200-5000 КОЕ микроорганизмов в 1 м3 воздуха) – в Александровском и Ботаническом садах. На территории садов количество микроорганизмов в 3-10 раз меньше за счет воздействия фитонцидных веществ, выделяемых растениями и высокой влажности воздуха, что еще раз говорит в пользу организации парковых зон на территории города. Наибольшее содержание кишечной палочки (11500 КОЕ кишечных палочек в 1 м3 воздуха) обнаружено на площадях Конева, Авитек и Лепсе (5000 КОЕ кишечных палочек в 1 м3 воздуха), где также работают небольшие неорганизованные рынки. Наименьшее количество кишечной палочки обнаружено в районе ТЭЦ-4 (400 КОЕ кишечных палочек в 1 м3 воздуха), что объясняется , вероятно, химическим загрязнением воздуха и небольшим скоплением населения, и в пос. Радужном, который находится в зеленой зоне города, а зеленые насаждения также способны снижать содержание кишечной палочки. 81

4. Комплексная оценка экологического
состояния г. Кирова 82

5. Математическая обработка данных 83

Далее рассчитаны значения средних квадратичных отклонений для каждого показателя по формуле 2: 84

6. Статистические данные о здоровье
населения г. Кирова 85

Выводы 87

Библиография: 91

Приложение IV

Матрица результатов химического анализа LVII

Значение Хср, ? и К для показателей 59

качества водных объектов 59

Классификация показателей качества воды по коэффициенту вариации за 2002-2007 гг. Таблица 18 60

62


Содержание

Раздел 1. Рекомендации по разработке экологического паспорта населенного пункта (по итогам областного молодежного проекта «Комплексный экологический мониторинг города/поселка» на примере города Кирова,

2006-2008гг.) ………………..………………………………………………….…7

Предисловие…………………………………………………………………...…..7

Экологический паспорт (понятие, история, современное состояние вопроса)…………………………............................................................................9

Общие положения…………………………………………………………….…18

Рекомендации по организации и выполнению работ по разработке экологического паспорта населенного пункта и по оформлению глав

Глава 1. Введение………………………………………………………………..20

Глава 2. Обзор литературы…………………………………………...…………21

Глава 3. Методики исследований………………………………………………22

Глава 4. Содержание экологического паспорта…………………...…………..23

4.1. Планирование работ по разработке экопаспорта населенного пункта…………………………………………………………………………….23

4.2. Результаты исследования снеговой воды…………………………………26

4.3.Оценка состояния среды по величине флуктуирующей асимметрии листового аппарата березы повислой……………………………………….….28

4.4.Результаты исследования степени лишайникового покрытия на территории г. Кирова методом лихеноиндикации………………….………....29

4.5.Результаты исследования водных объектов……………………………….30

4.6.Результаты исследования видового состава беспозвоночных в водных объектах…………………………………………………………………………..31

4.7. Результаты исследования воды для питьевых нужд………………….…..32

4.8. Результаты исследования почв населенного пункта………………….…..33

4.9.Результаты исследования автотранспортной нагрузки на автодорогах населенного пункта………………………………………………….…………..34

4.10.Результаты исследования шумового загрязнения территории населенного пункта……………………………………………………………..35

4.11.Результаты исследования теплового загрязнения населенного пункта…………………………………………………………………………….35

4.12.Результаты исследования видового состава птиц……………………….36

4.13.Результаты исследования микробиологического загрязнения природных сред населенного пункта…………………………………………………….….36

4.14.Комплексная оценка экологического состояния населенного пункта…………………………………………………………………….……....37

Глава 5.Математическая обработка результатов экологических исследований…………………………………………………………………….37

Глава 6.Статистические данные по изучению здоровья населения……….....42

Глава7.Выводы к экологическому паспорту населенного пункта………………………………………………..……………………….......42

Глава8.Библиографический список……………………………………………42

Раздел 2. Содержание экологического паспорта (по итогам областного молодежного проекта «Комплексный экологический мониторинг города/поселка»на примере города Кирова, 2006-2008 гг.) …....……………48

Введение……………………………………………………………………..…..48

1. Обзор Литературы………………………………………………………..…..52

2. Методики исследования……..………………………………………………62

2.1. Приборы, оборудование и принадлежности для проведения школьного экологического мониторинга…………..………………………………………62

2.2.Методики химического анализа……………………………………………63

2.3. Методика оценки состояния среды по величине флуктуирующей асимметрии листового аппарата берёзы повислой…….……………………..67

2.4. Метод лихеноиндикации…………………………………………………..68

2.5. Методика определения биотического индекса….……………………….69

2.6. Методики микробиологического анализа…….………………………….69

2.7. Методика определения автотранспортной нагрузки………………………..70

2.8. Методика определения шумового загрязнения………………………………70

2.9. Методика определения теплового загрязнения………………………………70

2.10. Методики определения содержания тяжелых металлов в почвах…….71

3. Мониторинг экологического состояния территории г. Кирова…………...76

3.1. Планирование и этапы выполнения проекта……………………………..76

3.2. Результаты исследования химического состава снеговой воды на территории г. Кирова……………………………………………………………77

3.3. Оценка состояния среды по величине флуктуирующей асимметрии листового аппарата берёзы повислой…………………………………………..78

3.4. Результаты исследования степени лишайникового покрытия на территории г. Кирова методом лихеноиндикации ……………………………79

3.5. Результаты исследования химического состава водных объектов на территории г. Кирова……………………………………………………………79

3.6. Результаты исследования видового состава беспозвоночных в водных объектах на территории г. Кирова……………………………………………...81

3.7. Результаты исследования качества водопроводной воды г. Кирова……….81

3.8. Результаты исследования почв г. Кирова……………………………...….83

3.9.Определение автотранспортной нагрузки на автодорогах
г. Кирова……………………………………………………………………….…83

3. 10. Шумовое загрязнение территории г. Кирова……………………………84

3.11. Тепловое загрязнение территории г. Кирова…………………………….85

3.12. Мониторинг видового состава птиц на территории г. Кирова………....86

3.13. Результаты исследования микробиологического загрязнения атмосферного воздуха на территории г. Кирова………………………………86

4. Комплексная оценка экологического состояния г. Кирова…..……………88

5. Математическая обработка данных химического загрязнения
водных объектов……………………………………………………..…….…...89

6. Некоторые статистические данные о здоровье населения
г. Кирова…………………………………………………………….……….….91

Выводы………………………………………………………………………….93

Библиографический список…………………………………………………….98

Раздел 3. Таблицы по результатам исследований при разработке экологического паспорта г. Кирова …………………………………………..102

Раздел 4. Рисунки по результатам исследований при разработке экологического паспорта г. Кирова ………………………………………….166

Раздел 1. Рекомендации по разработке экологического паспорта населенного пункта (по итогам областного молодежного проекта «Комплексный экологический мониторинг города/поселка» на примере города Кирова, 2006-2008гг.)

Предисловие

В Кировской области на протяжении свыше 10 лет реализуется Программа школьного экологического мониторинга, разработанная ведущими специалистами Вятского государственного гуманитарного университета (ВятГГУ). Теоретические основы системных ученических исследований окружающей среды и основные методики для проведения школьного мониторинга изложены в ряде изданий под редакцией доктора технических наук, профессора ВятГГУ Т.Я. Ашихминой: «Окружающая среда Кировской области», «Экология родного края», «Школьный экологический мониторинг», «Экологическая безопасность региона» и др. (см. гл. «Библиография»). Под руководством Тамары Яковлевны в Кировской области создана школа по данному направлению. Программа школьного экологического мониторинга (ШЭМ) Кировской области выполняется на локальном уровне средними школами, специализированными гимназиями, лицеями и учреждениями дополнительного образования. Под руководством педагогов учащиеся проводят оценку состояния окружающей среды с использованием методик химического анализа и методов биоиндикации, определяют источники загрязнения, разрабатывают рекомендации по снижению уровня напряженности экологических систем.

Программа ШЭМ соединяет теоретическое и практическое изучение основ экологии в едином целом, позволяя добиваться положительных результатов не только в освоении школьниками методик экологического анализа, изучении пришкольной и ряда иных территорий своего населенного пункта, но и способствует формированию экологического сознания и любви к окружающей природной среде.

Учебно-исследовательская деятельность получила широкое развитие в образовательных учреждениях области. Результаты исследований по школьному экологическому мониторингу регулярно докладываются на конференциях школьного, городского и областного уровней. Лучшие работы, отобранные по итогам областного ежегодного конкурса исследовательских работ учащихся с 1994 г., заслушиваются на конференциях юных исследователей окружающей среды и школьного экологического мониторинга «Человек и природа». Победители областного уровня с неизменным успехом участвуют во всероссийских конкурсах, конференциях, олимпиадах, завоевывая медали и дипломы различного уровня.

На основании результатов исследовательских работ школьников разрабатывались экологические паспорта микрорайонов школ. Однако до настоящего времени работы по составлению экологического паспорта населенного пункта в целом не проводились.

Поэтому на протяжении 2006-2008 гг. 17 образовательных учреждений, два специализированных учреждения и два вуза г. Кирова под руководством Лицея естественных наук г. Кирова (далее – Лицей) проводили школьный экологический мониторинг территории г. Кирова с целью разработки экологического паспорта города. Данная работа является следующей закономерной ступенью развития ШЭМ, позволяющей выйти за рамки единичных, пусть и многолетних в ряде районов исследований, объединить школьников и учителей в изучении экологического состояния территории своего населенного пункта. Разработка экологического паспорта позволит в дальнейшем отслеживать изменение показателей окружающей среды на территории населенного пункта под влиянием различных источников загрязнения, а также влияние этих показателей на состояние здоровья населения. Это позволит своевременно предупреждать население и администрации муниципального образования о необходимости принятия мер для повышения экологической безопасности своего населенного пункта.

Учебно - методическое пособие по разработке экологического паспорта населенного пункта предназначено для общеобразовательных школ, особенно опорных школ по экологии, учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, общественных экологических организаций и всех тех, кто не равнодушен к тому, в какой экологической обстановке он живет.

В первом разделе данного пособия приводятся методические рекомендации по организации работ для разработки экологического паспорта своего населенного пункта, выполнению исследований, обработке результатов и оформлению самого экологического паспорта. Второй, третий и четвертый разделы включают в себя обобщенные данные по разработке экологического паспорта г. Кирова.

В заключение хочется поблагодарить педагогов: А.П. Росинского,
Л.В. Кондакову, В.М. Тимонюк, Н.Ю. Кольцову, Е.А. Чуркину,
Н.Г. Ворожцову, О.Л. Хмелевскую, Е.И. Маслова, З.П. Макаренко,
Н.И. Чухломину, Г.Г. Воробьеву, С.А. Метелеву, Г.И. Смирнову,
Т.Н. Малыгину, Н.В. Дробовскую, Н.В. Трапицину, Г.Л. Куклину,
С.В. Чернядьеву, Н.А. Кошурникову, Н.И. Шишкину, С.Н. Стародворскую, Л.А. Рубцову и школьников за большой труд по изучению экологического состояния г. Кирова и разработке экологического паспорта.
Экологический паспорт

(понятие, история, современное состояние вопроса)

Изначально экологическая паспортизация предполагала два обособленных, но в то же время связанных направления. Одно из них – создание экологических паспортов природопользователей (т.е. предприятий), другое – экологическая паспортизация территории.

Понятие «экологический паспорт» официально зафиксировано в Российской Федерации в 1990 г., когда был принят ГОСТ 17.0.0.04-90 от 15.10.90 "Охрана природы. Экологический паспорт промышленного предприятия. Основные положения". Разработка экологических паспортов природопользователей началась в России с 1991 г.

Согласно данному ГОСТу, экологический паспорт предприятия – это нормативно-технический документ, содержащий характеристику взаимоотношений предприятия с окружающей средой. Он должен содержать общие сведения о предприятии, используемом сырье, описание технологических схем выработки основных видов продукции, схем очистки сточных вод и аэровыбросов и т.д., а также перечень планируемых мероприятий, направленных на снижение нагрузки на окружающую среду. Основное назначение экопаспорта промышленного предприятия - использование в целях государственного экологического контроля.

В настоящее время этот ГОСТ отменен, и с 1 июля 2001 г. на территории РФ действует ГОСТ Р 17.0.0.06-2000 «Охрана природы. Экологический паспорт природопользователя. Основные положения. Типовые формы».

В данном ГОСТе дано несколько иное определение экологического паспорта: документ, содержащий информацию об уровне использования природопользователем ресурсов (природных, вторичных и др.) и степени воздействия его производств на окружающую природную среду, а также сведения о разрешениях на право природопользования, нормативах воздействий и размерах платежей за загрязнение окружающей природной среды и использование природных ресурсов.

Экопаспорт должен быть утвержден руководителем природопользователя и согласован с территориальным подразделением специально уполномоченного государственного органа Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. Информационная база экологического паспорта должна поддерживаться в режиме постоянной корректировки.

Экологический паспорт должен содержать следующие структурные элементы:

  • титульный лист,

  • сведения о разработчике экологического паспорта,

  • содержание,

  • общие сведения о природопользователе,

  • эколого-экономические показатели,

  • сведения о выпускаемой продукции,

  • краткую характеристику производств,

  • сведения о потреблении энергоносителей,

  • эколого-производственные показатели,

  • сведения о землепользовании,

  • сведения о разрешениях (лицензиях) на природопользование и природоохранную деятельность,

  • план природоохранных мероприятий,

  • список использованных источников информации.

В то же время ГОСТ Р 17.0.0.06-2000 носит рекомендательный характер, не отменяет и не заменяет другие нормативные природоохранные документы. Поэтому принятие решения о целесообразности ведения экологического паспорта остается за природопользователем.

Понятие «экологический паспорт» широко используется с 90-х годов прошлого века в учреждениях дошкольного и общего образования.

Во всех регионах страны, в том числе и в Кировской области (Кирово - Чепецкий, Котельничский, Слободской и другие районы) дошкольные учреждения составляют «Экологический паспорт» своего детского сада, форма которого в свое время была предложена Н.А. Рыжовой. Одним из самых первых стал «Экологический паспорт ДОУ», который был разработан в детском саду № 1908 г. Москвы (экспериментальная площадка по экологическому воспитанию с 1996 г.). Эти материалы обсуждались на коллегии Московского комитета образования, семинарах по экологическому воспитанию. Была предложена следующая структура экопаспорта дошкольного учреждения:

1. Экологическая ситуация района; 1.1. Общая характеристика района; 1.2. Характеристика непосредственного окружения детского сада;
2. Характеристика территории детского сада; 2.1. Общие данные;
2.2. Растительный и животный мир, почвенный покров; 2.3. Зонирование территории; 2.4. Загрязнение территории; 3. Оформление помещения;
3.1. Характеристика здания и помещений; 3.2. Живой уголок и экологический класс; 4. Влияние ДОУ на окружающую среду; 5. Программы и методики; 5.1. Используемая методическая литература; 5.2. Дидактические материалы; 5.3. Основные направления работы; 5.4. Связь с другими организациями;
6. Дополнительные сведения; 7. Выводы и рекомендации; 7.1. Выводы и рекомендации, основанные на информации об экологической ситуации в районе; 7.2. Благоустройство и использование территории ДОУ;
7.3. Оформление помещений; 7.4. Влияние на окружающую среду;
7.5. Профессиональная и методическая база.


Понятие «Экологический паспорт территории микрорайона школы» хорошо освещено в таких изданиях, как «Экология родного края», «Школьный экологический мониторинг» (см. раздел 2, «Библиография»). Экологический паспорт территории микрорайона школы – это отчетный документ по исследовательской деятельности в рамках школьного мониторинга. В него входят 4 раздела: физико-географическая характеристика исследуемой территории, характеристика ключевых участков, экологическая оценка природных сред и объектов (воздух, вода, почвы, биота) на ключевых объектах, оценка физического развития школьников.

В Российской Федерации на настоящий момент нет единого нормативного документа, определяющего порядок экологической паспортизации территорий. Впервые термин «экологическая паспортизация» был введен законом «Об охране окружающей среды» в
2002 г. Попытки законодательного регулирования природопользования на основе экологической паспортизации территорий неоднократно предпринимались в субъектах Российской Федерации в 1995-2000 гг. Давались и определения понятия, например: экологические паспорта территорий содержат сведения о состоянии природно-ресурсного потенциала, результатах оценки воздействия на окружающую среду на данной территории, показатели ее экологической емкости и информацию о действующих территориальных экологических ограничениях по видам хозяйственной деятельности и используются для контроля за соблюдением природоохранного законодательства.


Подобные подходы были реализованы в ряде региональных актов, например в законе "О природопользовании в Чувашской Республике" (1999), в городах Сургут (2000), Саратов (1999), Казань (1998) и других.

В брошюре «Природа и экология Яковлевского района» (Экологический паспорт, 2004 г.) кратко изложены результаты разработки пилотного проекта, структура которого разработана в 2004 г. учеными Белгородского гос­университета. В нее входят следующие разделы: Географическое положение, территория; 1. Компоненты природной среды, ресурсный потенциал и экологическая обстановкаинерально-сырьевые ресурсы; экологическое состояние поверхностных вод; экологическая характеристика земельных ресурсов; загрязнение воздушного бассейна; лесные ресурсы). 2. Население; 3. Промышленный потенциал;
4. Территориальная организация сельского хозяйства; 5. Оценка социально-инфраструктурного комплекса; 6. Экологические проблемы и опыт их решения в Яковлевском районе; 6.1. Особо охраняемые природные территории; 6.2. Опыт решения экологических проблем в Яковлевском районе; экологический контроль.

Ниже приводится сокращенный текст раздела «Экологический контроль», который может представлять наибольший интерес для читателей данного сборника.

«Улучшение качества жизни и экологической безопасности населения является неизменным и основным курсом работы администрации Белгород­ской области, одобренным депутатами областной Думы, органами местного самоуправления и широкой общественностью.

Сегодня экологическая ситуация в области характеризуется многими негативными тенденциями, среди которых главными являются постоянно растущие объемы техногенных нагрузок на окружающую среду, а также тревожное снижение экологической емкости региона. Повсеместно имеет ме­сто рост загрязнения воздушного бассейна и деградация рек, прудов и водо­хранилищ, ухудшается среда обитания водных животных. Все это в опреде­ленной степени негативно сказывается на здоровье людей. Необходим ком­плекс экстренных мер по улучшению экологической ситуации.

И в этой связи создание Государственной экологической инспекции стало одним из положительных моментов реализации программы улучшения экологической ситуации в области.

Основная задача Инспекции - это действенная помощь главам местно­го самоуправления городов, районов и сельской администрации области в наведении и поддержании санитарного и экологического порядка, способст­вующая улучшению здоровья населения и, как следствие, будущему наших сел и городов, нашего национального достояния - нашим детям и внукам, которым жить здесь на этой благодатной земле Святого Белогорья.

Не исключением стала деятельность Государственной экологической инспекции по Яковлевскому району. За выявленные экологические правона­рушения в районе составлено более 570 актов-предписаний, оформлено 157 протоколов. В Экологический фонд области за первый квартал 2004 г. пере­числено 159 тыс. руб. и сумма предотвращенного экологического ущерба со­ставила более 200 тысяч рублей.

По состоянию на 1.01. 2004 г. в Яковлевском районе выявлено 23 не­санкционированные свалки, из которых 74 % ликвидировано в первом квар­тале 2004 г., по остальным ведутся плановые работы.»

В настоящее время в крупных городах широкое развитие получили различные геоинформационные системы, так или иначе включающие функции и содержание экологического паспорта территории. Это связано с необходимостью оценки природоохранной эффективности проектных решений, вариантов развития на стадии принятия решения, концептуальных подходов в Генпланах и т.п. Примером адекватного и удачного решения можно считать геоинформационный эколого-градостроительный паспорт г. Москвы (ЭГОП) в масштабе 1:25000. В настоящее время в состав ЭГОП входит около 100 тематических карт, отражающих все основные вопросы как по экологической ситуации в городе, так и по источникам воздействия на окружающую среду, а также по всем охраняемым элементам природной среды.

Одной из основных функций ЭГОП является использование информации при проведении оценок воздействия на окружающую среду (ОВОС) с целью предотвращения деградации, восстановления нарушенных в результате предыдущей хозяйственной деятельности систем, обеспечения эколого-экономической сбалансированности градостроительного развития, создания благоприятных условий жизни людей, выработки мер, снижающих уровень экологической опасности намечаемой деятельности, а также для лицензирования хозяйственной и иной деятельности.

Основные направления политики Санкт-Петербурга в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности на период 2003-2007 гг. годов определяют осуществление экологической паспортизации как одно из приоритетных направлений городской экологической политики.

В 2003 г. Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга приступил к созданию Информационно-аналитического комплекса «Экологический паспорт территории Санкт-Петербурга» на основании концепции, разработанной НИИ экологической безопасности РАН.





Область его применения включает:

  • учет объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду, находящихся на территории города, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;

  • проведение экономической оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности;

  • обеспечение установления нормативов воздействия на окружающую среду и нормативов ее качества;

  • информационную поддержку государственного экологического контроля, контроля за геологическим изучением, охраной и рациональным использованием недр, за использованием и охраной водных объектов;

  • информационную поддержку организации и проведения государственной экологической экспертизы;

  • введение Стандарта состояния окружающей среды и Стандарта эффективности обеспечения экологической безопасности;

  • ведение экологического баланса территории города;

  • обеспечение органов государственной власти информацией о состоянии окружающей среды и использовании природных ресурсов;

  • обеспечение населения актуальной информацией о состоянии окружающей среды на территории Санкт-Петербурга.

Таким образом, Информационно-аналитический комплекс «Экологический паспорт территории Санкт-Петербурга» включает в себя информацию о:

  • состоянии природно-ресурсного потенциала территории;

  • уровне техногенного воздействия на окружающую среду на данной территории;

  • потенциально экологически опасных объектах;

  • объектах, подлежащих экологическому, геологическому и водному контролю, расположенных на данной территории;

  • природных и антропогенных процессах, представляющих потенциальную угрозу для жизни людей и хозяйственной деятельности на данной территории;

  • действующих территориальных экологических ограничениях по видам хозяйственной деятельности.

Основой информационно-аналитического комплекса «Экологический паспорт территории Санкт-Петербурга» является база первичных данных, которая подразделяется на информационные блоки, выделенные по тематическому принципу: Атмосферный воздух. Поверхностные воды. Земельные ресурсы. Зеленые насаждения. Особо охраняемые природные территории. Геологические данные. Природопользователи. Справочная информация.

Комплекс устанавливает четыре основных периода обновления информации: оперативная информация с периодом обновления в несколько часов; краткосрочная с периодом обновления до квартала; долгосрочная с периодом обновления 1 год; постоянная с периодом обновления больше 1 года.







С февраля 2008 г. к экологической паспортизации территории региона приступили в Омской области. В течение пяти лет будет сформирована исчерпывающая информационная база данных о состоянии природно-ресурсного потенциала Омской области, включая состояние охраны окружающей среды и показатели экологической ёмкости. Работу планируют осуществить в три этапа. В первый этап входит сбор и обработка сведений для оформления экологических паспортов всех юридических лиц. На втором этапе планируется осуществить оформление экологических паспортов каждого муниципального образования области. Третий, завершающий этап предполагает обобщение полученных данных и формирование экологического паспорта всей территории Омской области в целом.

Документ отразит результаты оценки воздействия на окружающую среду, информацию о действующих территориальных ограничениях по видам хозяйственной деятельности, прогноз изменения качества экологической ситуации и мероприятия по охране окружающей среды. Полученные данные позволят вырабатывать подходы к вопросам экологической безопасности и соблюдению экологического баланса на уровне европейских стандартов.

Экологический паспорт будет служить основой в определении оптимального размещения новых производственных мощностей, что позволит развивать промышленность региона, не причиняя вреда здоровью населения и окружающей среде. Омская область - второй регион после Санкт-Петербурга, где появится такой документ, как экологический паспорт территории.

Таким образом, в настоящее время все более настоятельной является необходимость экологической паспортизации не только промышленных предприятий, но и всей территории города (населенного пункта), района, области. Это позволит давать интегральную оценку экологического состояния города, или любой территории, выявить экологически опасные участки, оценить степень их влияния на жизнедеятельность населения.

Поэтому, в соответствии с требованиями настоящего времени и в связи с наличием в области системы школьного экологического мониторинга, подготовленных кадров педагогов, учебно-лабораторной базы для проведения исследований, в области в 2006-2008 гг. был реализован проект по разработке экологического паспорта г. Кирова.
Общие положения

Целью настоящего учебно – методического пособия является разработка рекомендаций для выполнения работ по подготовке экологического паспорта населенного пункта. В основу положен практический опыт, наработанный во время изучения на протяжении трех лет экологического состояния г. Кирова. Результаты исследований по мониторингу экологического состояния
г. Кирова докладывались учащимися и педагогами МОУ «Лицей естественных наук города Кирова» и других учреждений образования на областных научно-практических конференциях юных исследователей окружающей среды и школьного экологического мониторинга «Человек и природа», Всероссийской конференции молодых исследователей «Шаг в будущее», Всероссийских конференциях по экологическому образованию, опубликованы и озвучены в областных СМИ. Детская экологическая телепередача «Муравейник» в 2008 г. выпустила фильм о разработке экологического паспорта города Кирова.

Опыт выполнения пилотного молодежного проекта «Мониторинг экологического состояния территории города Кирова» показал, что данный проект объединил многие образовательные учреждения города, занимающиеся вопросами изучения окружающей среды. Педагоги и школьники с большим интересом осваивали методики ШЭМ и проводили экологические исследования, а после завершения проекта предлагали продолжать его выполнение. В то же время реализация проекта была связана с определенными сложностями: в первую очередь по организации совместного выполнения работ, в выделении свободного времени для проведения анализов в химической лаборатории (поскольку анализы проводились на единой базе во время учебного процесса).

Опыт работы показал, что для проведения мониторинговых работ желательно создание единого информационного сетевого пространства для обеспечения выполнения графика отбора и исследования проб, общения и обсуждения результатов (создание своего сайта, общение по электронной почте).

Сроки выполнения мониторинговых работ по разработке экологического паспорта населенного пункта должны быть не менее трех лет, чтобы избежать случайных ошибок и неверных выводов.

На основании проведенных исследований были разработаны проекты экологического паспорта г. Кирова в 2006-2008 годах, изданы соответствующие сборники (в количестве по 100 экземпляров, распространенные в центральные районные библиотеки и опорные школы по экологии).

Материалы исследований легли в основу разработки данного учебно- методического пособия «Рекомендации по разработке экопаспорта населенного пункта (по итогам областного молодежного проекта «Комплексный экологический мониторинг города/поселка» на примере города Кирова, 2006-2008 гг.)».

Далее приводятся рекомендации, оформленные в виде пояснений к выполнению работ по разработке экопаспорта и написанию разделов исследовательской работы по разработке экологического паспорта, и в качестве примеров даны описания содержания экологического паспорта, таблиц и рисунков по результатам исследований за 2006-2008 гг. (см. разделы 2, 3, 4 данного учебно-методического пособия).
Раздел 1. Рекомендации по организации и выполнению работ по разработке экологического паспорта населенного пункта и оформлению глав

Глава 1. Введение

«Введение» начинается с рассмотрения вопросов актуальности и значимости разработки экологического паспорта для данного населенного пункта.

Далее приводится наименование нормативного документа (программа, план, задание), на основании которого проводилась работа. Указывается состав творческого рабочего коллектива, который участвовал в разработке экопаспорта населенного пункта.

В следующем абзаце главы «Введение» указывается основная цель (она должна быть одна) и задачи работы. Задачи, выполненные в ходе исследований и соответствующие плану работы (см. ниже), описываются более подробно.

Во введении кратко перечисляются методы исследования, выбранные для разработки экопаспорта.

Затем очень коротко подводятся итоги и описываются основные результаты в соответствии с задачами исследования.

По сути, глава «Введение» является краткой аннотацией экопаспорта. «Введение» пишется после оформления результатов разработки экологического паспорта населенного пункта.
Глава 2. Обзор литературы

Главы «Обзор литературы» и «Библиография» пишутся одновременно. В главе «Обзор литературы» приводятся данные, полученные на основании изучения литературных источников, в т.ч. научных журналов, газет, сайтов, (по рекомендациям членов жюри Всероссийских конференций предпочтительно за последние 10 лет). Первоначально приводится обзор данных об экологическом мониторинге, в т.ч. разработке экологических паспортов в различных странах мира, России, Кировской области и населенном пункте, для которого разрабатывается экопаспорт. Данные приводятся очень сжато, с конкретными цифрами. После каждой выдержки в квадратных скобках ставится номер литературного источника (он может идти по порядку, по тексту или указываются порядковые номера из «Библиографии», составленной по названиям работ в алфавитном порядке).

В конце обзора литературы дается резюме: «Анализ доступной литературы (так как возможно, что вы не нашли какие-либо опубликованные источники) показал, что не имеется сведений по экологическому состоянию вашего населенного пункта в таком-то году, что эти сведения неполные, или нуждаются в проверке и уточнении, или что они отражают проведение длительных мониторинговых исследований на ограниченной территории.
В заключение главы указывается новизна вашего проекта, вашей разработки.
Глава 3. Методики исследований

В данной главе описание методик может быть представлено в виде подразделов с описанием каждой конкретной методики. Методики пишутся с употреблением глаголов в 3-м лице множественного числа: например, «отбирают пробу», «добавляют раствор» и т.п.

При описании можно делать ссылки на источники литературы, откуда взято описание конкретной методики для более полного изучения желающими инструкции методики.

При разработке новой методики дается подробное ее описание, а в разделе «Содержание» приводятся результаты, полученные с использованием этой методики в сравнении с результатами исследований по стандартной методике, подтверждающими достоверность разработанной методики.

Рекомендуем использовать методики школьного экологического мониторинга, которые имеют ряд преимуществ: они просты, не требуют больших объемов реактивов, сложной аппаратуры, большого количества времени и специальной квалификационной подготовки; многие из них можно выполнить непосредственно при выходе на исследуемый объект.

Необходимо помнить, что, чем больше экологических показателей (или показателей экологического состояния среды) будет определено, тем более точно можно оценить экологическое состояние исследуемой территории. В то же время, объем работ должен быть соизмерим с возможностями творческого коллектива.

Консультацию по вопросам организации школьного экологического мониторинга можно получить можно получить в лаборатории биомониторинга Института биологии Коми НЦ УрО РАН по телефону (8332) 37-02-77, e-mail Ecolab@vshu.kirov.ru (610002, г. Киров, ул. Свободы, д. 122, к.307); в МОУ «Лицей естественных наук города Кирова» по телефону (8332) 23-42-05, e-mail Xbl-klen@mail.ru (610005, г. Киров, ул. Возрождения, д. 6).
Глава 4. Содержание экологического паспорта

4.1. Планирование работ по разработке экологического паспорта населенного пункта

Первоначальным этапом работы по разработке экологического паспорта населенного пункта является формирование творческого рабочего коллектива из представителей образовательных учреждений общешкольного и дополнительного образования, сузов, вузов, общественных организаций а также, по возможности, профессиональных специалистов - экологов. Выбирается руководитель проекта.

Готовится план (программа, задание) проведения работы, который должен включать поименную ответственность за выполнение какого-либо раздела программы каждым членом рабочего коллектива. В обязательном порядке в план должно входить обучение исполнителей проекта (школьников, педагогов и пр.), информирование населения в ходе выполнения проекта и по его результатам.

Определяется смета проекта, в которую могут входить: стоимость реактивов для выполнения анализов, транспортные расходы (при необходимости), затраты на фототовары и фотоуслуги, оплата труда профильных специалистов и педагогов (по возможности и при необходимости), подготовка макета сборника «Экологический паспорт населенного пункта» и его издание (самиздат – затраты на бумагу, картридж, или издание в местной типографии).

Решаются вопросы финансирования проекта: оформление гранта, финансирование проекта из местного бюджета, поиск спонсоров проекта.

В план можно включить разделы.

Подготовительный – изучение литературы, сбор сведений от различных организаций об экологическом состоянии населенного пункта.

Описательный - составление описания населенного пункта (количество населения на единицу площади, возрастной состав, количество котельных, предприятий, выпускаемая продукция, их влияние на окружающую среду; обеспечение населения питьевой водой (и ее качество), состояние канализации, решение вопросов об уборке мусора, количество свалок, автодорог и их состояние, водоемов, зеленых насаждений, роза ветров и т.п.); и подготовка по возможности карты населенного пункта, что даст впоследствии возможность наглядно сравнить с состоянием окружающей среды и определить возможный источник загрязнения.

Для получения картографической основы населенного пункта (если нет карты населенного пункта, или если имеется карта лесничества, находящегося рядом с населенным пунктом), необходимо провести глазомерную съемку территории микрорайона, изобразить полевые планы и по ним изготовить топографические планы местности в масштабе 1:5000 – 1:25000 – основу для отображаемых явлений. На карту наносятся все водотоки населенного пункта (ручьи, реки, родники), указываются озера, пруды и болота; наносятся дороги и транспортные пути, пересекающие населенный пункт. Особыми знаками надо выделить типы застройки (малоэтажные, многоэтажные, высокоэтажные здания, особо каменные и деревянные). На план (карту) населенного пункта также наносятся: участки естественной растительности и другие насаждения, постоянные источники загрязнения природной среды, промышленные предприятия, свалки твердых и бытовых отходов, автомагистрали, железнодорожные линии, хранилища горюче-смазочных материалов и т.д.; направление миграции загрязнения (воздушного – по розе ветров, водного – по направлению водотоков). Рекомендуется иметь электронный вариант карты населенного пункта. Это очень удобно для экологического мониторинга: карты можно хранить в памяти компьютера, в нужный момент вызывать на экран, редактировать, наносить данные о происходящих изменениях; по ним удобно сравнивать экологическое состояние населенного пункта в прошлом и настоящем.
Предварительный – карта населенного пункта разбивается на квадраты – чем больше квадратов, тем более тщательно можно изучить экологическое состояние населенного пункта. Площадь квадратов может быть различной в зависимости от количества населения, наличия предприятий и др. факторов. Территория города/поселка (квадраты на карте) распределяются между участниками проекта. Определяются сроки проведения работ, которые должны выполняться всеми участниками проекта одновременно. Желательно иметь сеть координаторов проекта для более оперативной работы: оповещение времени отбора проб, сбор информации, составление графика работы в химической лаборатории. Определяется количество экологических показателей, которые могут быть исследованы в данном населенном пункте с учетом возможностей участников проекта.

Обучающий – освоение всеми участниками проекта экологической терминологии, экологических понятий и терминов; методик исследований, видов наблюдений.

Исследовательский – отбор проб и их исследование.

Химические анализы должны проводиться на базе химической лаборатории школы, какого-либо предприятия или организации с использованием одних и тех же растворов и оборудования для возможности сравнения результатов. Необходимость выполнения исследований на базе одного учебного заведения очень важна для обеспечения сходимости результатов, либо потребуется проведение контрольных серий анализов в разных школах для определения степени их соответствия. Химические анализы (со всех исследуемых квадратов) должны выполняться в одном учреждении, а биоиндикационные исследования, исследование автотранспортной нагрузки, исследование теплового загрязнения и др. можно проводить на базе других учреждений.

Химические и физические исследования дают количественные показатели по состоянию окружающей среды, а биоиндикационные исследования определяют в основном качественную характеристику окружающей среды.
Аналитический – обсуждение полученных результатов, их соответствия по различным методикам.

Отчетный – оформление отчета об исследовательской работе, составление экологического паспорта. Подготовка рекомендаций для населения по улучшению экологической ситуации в микрорайонах, на улицах.

Информационный – ознакомление коллектива школы, жителей и администрации населенного пункта, сотрудников предприятий и организаций с полученными результатами, предложениями и рекомендациями.

Практический – осуществление реальной практической деятельности по улучшению экологической ситуации в населенном пункте (посадка деревьев, кустарников, ликвидация несанкционированных свалок, чистка берегов и русел рек и пр.).

Прогнозный – по результатам нескольких лет исследований возможно подготовить прогноз изменения экологической ситуации в населенном пункте на несколько лет вперед.

4.2. Результаты исследования снеговой воды

Пробы снега для исследований отбираются в феврале или начале марта. Следует учесть, что лучше отбирать свежевыпавший снег, так как его состав более достоверно отображает степень загрязнения воздуха на данной территории.

Исследования школ, сузов и вузов г. Кирова в 2006-2008 гг. показали, что при отборе снега в конце марта или начале апреля по ГОСТовской методике, когда проба снега отбирается по высоте слоя снежного покрова, опавшего в течение зимы, более загрязнена по химическим показателям. За зимнее время снег уплотняется, сорбирует химические вещества, а при подтаивании идет вымывание некоторых химических веществ в поверхностный слой почвы.

Желательно производить отбор проб снега за один день во всех исследуемых точках населенного пункта, или хотя бы в течение недели. Связано это с тем, что в случае выпадения свежего снега могут измениться показатели снеговой воды в зависимости от степени загрязнения атмосферного воздуха на момент снегопада.

Снег отбирается в стеклянную емкость объемом не меньше 3-х литров (емкость надо хорошо промыть с содой, мылом или чистящим порошком и затем как следует ополоснуть чистой водой). После того как снег растает в естественных условиях при комнатной температуре, его объем будет примерно в два раза меньше. Полученного объема снеговой воды будет достаточно для проведения химического, органолептического, токсикологического анализов.

В случае, если в вашем населенном пункте есть специализированная лаборатория, можно провести микробиологический анализ снеговой воды. Для микробиологического анализа лучше пробу снега отбирать отдельно (в количестве не менее 3-х литров) в стерильную посуду, причем при отборе пробы снега горлышко стелянной посуды обжигается пламенем огня. Этот анализ лучше проводить в микробиологической лаборатории профильным специалистом или учащимися под его контролем после соответствующего обучения.

Химический состав снеговой воды рекомендуется исследовать сразу после того, как растает снег. После проведения химического анализа данные заносятся в таблицу. Анализ химического состава снеговой воды сравнивается с СанПиН 2.1.5.980-00 для поверхностных вод, так как снег после таяния становится поверхностным стоком и частично фильтруется в почву, а частично попадает в близлежащие водоемы.

Чтобы выявить наиболее загрязненные территории населенного пункта, рассчитывается индекс загрязнения снеговой воды (ИЗСВ). Формула расчета приведена в разделе 2 (см.«Содержание экологического паспорта 3.2. Результаты исследования химического состава снеговой воды на территории г. Кирова»).

Результаты исследований снеговой воды можно оформить в виде диаграмм по ИЗСВ на карте населенного пункта (в соответствии со степенью чистоты снеговой воды: красный – загрязненная, желтый – умеренно загрязненная и зеленый – чистая). После проведенного картографирования очень наглядно будет показана степень загрязнения воздуха на исследованных территориях ( квадратах на карте).

При проведении ежегодного мониторинга экологического состояния атмосферного воздуха по снеговой воде следует проводить анализ: как изменилось экологическое состояние в обследуемых микрорайонах по сравнению с предыдущими годами. Результаты этого анализа можно наглядно изобразить в виде диаграмм. Анализ и построение диаграммы позволяет сделать прогноз на следующий год: ухудшится или улучшится экологическое состояние атмосферного воздуха в данном населенном пункте, если будут проведены те или иные рекомендуемые мероприятия.
4.3. Оценка состояния среды по величине флуктуирующей асимметрии листового аппарата березы повислой

Учеными доказано, что по величине флуктуирующей асимметрии листового аппарата березы повислой можно определить экологическое состояние территории, на которой произрастает береза. Этот метод используют для оценки степени загрязнения атмосферного воздуха. Более подробно методика описана в разделе 2 (см.«Содержание экологического паспорта. 2.2. Методика оценки состояния среды по величине флуктуирующей асимметрии листового аппарата берёзы повислой»).

Методика трудоемка, так как необходимо собрать с одного дерева 200 листьев, все замерить их и обсчитать. В лаборатории биомониторинга ВятГГУ для обработки результатов исследований по данной методике разрабатывается компьютерная программа, включающая сканирование листьев березы и дальнейшую математическую обработку результатов.

Исследования, проведенные в МОУ «Лицей естественных наук города Кирова», показали, что имеется взаимосвязь данных, полученных по методике оценки состояния окружающей среды по величине флуктуирующей асимметрии листового аппарата березы повислой и по методу лихеноиндикации, а также по качеству снеговой воды.

В лицее также разработана методика оценки окружающей среды по величине флуктуирующей асимметрии листа липы, выполняемая и обсчитываемая так же, как и в случае с листьями березы.
4.4. Результаты исследования степени лишайникового покрытия

на территории г. Кирова методом лихеноиндикации

Метод лихеноиндикации широко применяется для оценки степени загрязнения атмосферного воздуха. В методике рекомендуется использовать в качестве субстрата сосну, однако в городской среде вряд ли найдешь в каждом микрорайоне сосну. Основным деревом в зеленых насаждениях населенных пунктов является клен американский. Его можно использовать в качестве объекта исследований.

Степень лишайникового покрытия в процентах замеряется на 10 деревьях с четырех сторон света, на уровне глаз (примерно на высоте 1,3 м) и у основания дерева. Затем рассчитывается средний процент по сторонам света и общий средний процент.

На основании ранее проведенных исследований МОУ «Лицей естественных наук города Кирова» (во время 13 экспедиций по Кировской области) выявлено, что при более 30% лишайникового покрытия воздух чистый, а менее 10% - загрязненный. Эти данные подтверждаются многолетними исследованиями с использованием одновременно многих экологических показателей на экологически чистых территориях и территориях с высокой техногенной нагрузкой.

Рассчитывается также коэффициент ОЧА (оценки чистоты атмосферного воздуха) с использованием данных по проценту покрытия накипными, листоватыми и кустистыми лишайниками. При значении ОЧА больше 0,3 - воздух чистый, а при значении ОЧА меньше 0,1 - воздух загрязненный.

4.5. Результаты исследования водных объектов

По карте населенного пункта определяются все водные объекты, расположенные на его территории: реки, ручьи, родники, пруды и т.д. Если появились новые водные объекты, то они наносятся на карту. Пробы воды из водных объектов должны отбираться ежегодно в одно и то же время. Лучше это делать в начале июня, так как это время наиболее удобно и для определения биотического индекса водных объектов (личинки многих беспозвоночных в данное время находятся в прибрежном иле в соответствии с их жизненными циклами развития).

Пробу воды из водного объекта лучше отбирать с его середины (если широкая река или большой по площади пруд, то отбор проб следует производить с лодки), с глубины 50-100 см специальными пробоотборниками или с помощью шеста с прикрепленной банкой. Для отбора проб воды лучше использовать хорошо вымытую и ополоснутую стеклянную посуду. Для анализа достаточен объем пробы 1,5-2 л. Пробы воды рекомендуется анализировать непосредственно у водного объекта с использованием переносной химлаборатории (более точен будет анализ по карбонатам, аммонию и рН), либо в этот же день в химической лаборатории.

Можно повторить отбор проб воды из водных объектов и их химанализ в течение весенне-осеннего сезона, чтобы проанализировать, как меняется химический состав воды в зависимости от времени года, особенно от таяния снега и выпадения значительных осадков.

Результаты химического анализа заносятся в таблицу, рассчитывается индекс загрязнения воды (ИЗВ). Далее производится обсуждение результатов химического анализа. Если показатели не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.5.980-00 (для поверхностных вод) и СанПиН 2.1.4. 1175-02 (для родников и колодцев), то следует указать степень превышения показателей.

В случае протекания реки по территории населенного пункта можно провести анализ воздействия на ее химический состав различных источников загрязнения (предприятий, жилого сектора, мойки машин и пр.) и выявить из них наиболее опасные.

Мониторинговые исследования покажут изменения ИЗВ водоемов и качества воды в них (за время наблюдения); позволят ранжировать водоемы по степени их чистоты и загрязненности.

В конце главы следует сделать выводы: что послужило причиной изменения экологического состояния водных объектов, в какое время года изменения наиболее заметны, как меняется состояние воды на протяжении ряда лет, а также дать рекомендации по улучшению экологического состояния исследуемых объектов.
4.6. Результаты исследования видового состава беспозвоночных

в водных объектах

Видовой состав беспозвоночных исследуется в начале июня одновременно с отбором проб воды из водных объектов. Для родников биотический индекс не определяется (в связи с невысокой температурой воды и низким содержанием органических соединений возможно присутствие лишь мелких моллюсков).

Для исследования рек по видовому составу беспозвоночных необходимо осуществлять их поиск в заводях, под камнями, в зарослях камыша. Первоначально определяют количество групп беспозвоночных, а затем их видовой состав с использованием определителя. Далее по таблице (№ 46 «Определение биотического индекса пресноводных экосистем по донным беспозвоночным» из книги «Экология родного края» под ред. Т.Я. Ашихминой) находится значение биотического индекса (БИ) и дается оценка степени чистоты водного объекта: БИ = 9-10 – водоем чистый, БИ=7-8 – водоем относительно чистый, БИ=5-6 – водоем слабо загрязненный, БИ=3-4 – водоем загрязненный, БИ=0-2 – водоем сильно загрязненный. В связи со сложностью определения видов беспозвоночных, рекомендуем согласование результатов исследований по видовому составу беспозвоночных со специалистом (ихтиологом, зоологом).
4.7. Результаты исследования воды для питьевых нужд

Для питьевых нужд в населенных пунктах может использоваться водопроводная, колодезная, артезианская, ключевая или родниковая вода. Для изучения химического состава воды в чистую стеклянную посуду отбирается проба воды в количестве 1,5-2 л. Рекомендуется производить анализ в химической лаборатории в ближайшее время без консервирования пробы. Результаты химического анализа проб воды для питьевых нужд заносятся в таблицу. В главе по результатам исследования питьевой воды результаты химического анализа сравниваются с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 «Вода питьевая». Определяется процент проб воды, не соответствующих требованиям СанПиН, а затем указывается, во сколько раз отдельные показатели превышают требования санитарных норм и правил.

Чтобы определить, в каких микрорайонах или участках населенного пункта качество питьевой воды лучше, необходимо рассчитать ИЗВ для питьевой воды.

В населенных пунктах, имеющих водопроводную сеть, обычно существует один водозабор. Но качество питьевой воды в квартирах в значительной степени зависит от срока службы водопроводной сети и ее исправности. Так, например, в г. Кирове качество водопроводной воды на ул. Строителей, где произведена замена старой водопроводной сети на новую, почти в 2 раза лучше, чем в центральных районах города, куда вода поступает по старым трубам.

В настоящее время во многих населенных пунктах области используются бытовые фильтры для доочистки питьевой воды. Если в вашем населенном пункте используются бытовые фильтры разных марок, то можно произвести оценку их эффективности. Для этого отбираются пробы воды до фильтрации и после, определяется качество воды и делается вывод, какие бытовые фильтры наиболее эффективны для доочистки питьевой воды в вашем населенном пункте.

В то же время при использовании бытовых фильтров необходимо строго контролировать срок работы фильтров. Со временем у фильтров «Аквафор», «Кувшин» значительно падает скорость фильтрования воды, и таким образом вместо доочистки водопроводной воды может начаться ее загрязнение (сорбент насыщен и начинается десорбция органических и других загрязнений). Это подтверждено результатами исследований химического состава питьевой до и после фильтрации учащимися Лицея естественных наук.
4.8. Результаты исследования почв населенного пункта

Для исследования почв населенного пункта отбираются пробы почвы из различных квадратов его территории в соответствии с методикой, приведенной в главе 2.8 раздела 2. Усредненная проба первоначально высушивается на открытом воздухе и далее в сушильном шкафу при температуре 1050 С в течение 3-х часов до постоянного веса.

В химической лаборатории проводится химический анализ фильтратов водных или солевых вытяжек образцов почв по тем же методикам, что и проб воды. Полученные данные впоследствии пересчитываются в граммах на килограмм почвы. Для выявления наиболее загрязненных участков территории населенного пункта можно рассчитать суммарное химическое загрязнение, отнесенное к ПДК почв – величину Z.

Рекомендуется также определение содержания в почвах тяжелых металлов, характеризующих техногенную нагрузку на почвы населенного пункта.

Данные по содержанию тяжелых металлов в почвах г. Кирова (Раздел 2) приводятся по материалам дипломных работ студентов ВятГГУ:

Абрамова А.М., Носковой А.В. и Королева А.А.
4.9. Результаты исследования автотранспортной нагрузки

на автодорогах населенного пункта

Оценка автотранспортной нагрузки на транспортные магистрали населенного пункта производится одновременно на всех автодорогах в часы пик (обычно в 8-30 или в 17-30 час.). Подсчет количества машин осуществляется всеми или почти всеми участниками проекта одновременно. Возможно осуществление замеров общего количества автотранстпорта, или по видам транспорта в зависимости от используемого ими вида топлива. Автотранспорт различается по видам двигателей (бензиновые или дизельные), используемому топливу и составу выхлопных газов. И вы можете рассчитать, сколько загрязняющих веществ выделяется в атмосферу при прохождении транспорта с разными типами двигателей.

Практические исследования, осуществленные в 2006-2008 гг. участниками проекта по разработке экологического паспорта г. Кирова показали, что на наименее загрязненных территориях автотранспортная нагрузка не превышает 200 автомашин в час. Используя эти данные, можно оценить степень автотранспортной нагрузки на различных магистралях.
4.10. Результаты шумового загрязнения территории населенного пункта

Шумовое загрязнение – одна из форм загрязнения окружающей среды, которая состоит в увеличении уровня шума сверх природного фона и действует отрицательно на живые организмы и человека. Шум как экологический фактор приводит к повышению утомляемости человека, снижению умственной активности, неврозам, росту сердечно - сосудистых заболеваний, ухудшению зрения и т.д. Шум бывает бытовой, производственный, промышленный, транспортный, авиационный и пр. Шумовое загрязнение измеряется в децибелах (ДБ). Это 0,1 логарифма отношения данной силы звука к пороговой, воспринимаемой ухом человека. Предельно допустимый уровень шума для ночного времени 40 ДБ.

Для определения шумового загрязнения необходимо выяснить, имеется ли шумомер в СЭС населенного пункта; могут ли дать прибор для замера уровня шума; может ли специалист из СЭС помочь при замерах шума. Возможно использование данных по шумовому загрязнению СЭС или иных организаций.

Основную долю в шумовые загрязнения вносит автомобильный транспорт. Простейшим средством по снижению шума является создание полос зеленых насаждений.

Если не будет возможности провести замеры уровня шума, то экопаспорт населенного пункта можно разработать и без этого показателя.
4.11. Результаты исследования теплового загрязнения

населенного пункта

Тепловое загрязнение - одна из форм физического загрязнения окружающей среды, которая связана с изменением температурно – энергетических параметров внешней среды. Тепловое воздействие проявляется в ухудшении режима земной поверхности (термокарст, солифлюкация, наледи и др.) и условий жизни людей. Источниками теплового загрязнения в пределах населенного пункта служат: подземные газопроводы промышленных предприятий, теплотрассы, сборные коллекторы и коммуникации, котельные и теплоэнергоцентрали (ТЭЦ).

Для определения теплового загрязнения не требуется сложной аппаратуры: это может быть обычный термометр для измерения температуры на улице. Повышение температуры воздуха может наблюдаться вблизи котельных, ТЭЦ, автодорог. Проведение исследований по тепловому загрязнению позволит выявить источники теплового загрязения и дать рекомендации предприятиям по сохранению и утилизации тепла.
4.12. Результаты исследования видового состава птиц

Одновременно с выходом в июне на водные объекты населенного пункта можно проводить исследование видового состава птиц (по голосам и внешнему виду). Рекомендуется выход на объекты не позднее 8-30 часов утра, когда пение птиц наиболее активно. Необходимо иметь с собой бинокль и определитель птиц, желателен фотоаппарат. Видовое разнообразие птиц говорит о степени экологической чистоты исследуемой территории. Наличие хорошей кормовой базы также может привлечь птиц, и поэтому необходим комплексный подход при подготовке выводов исследования.

4.13. Результаты исследования микробиологического загрязнения природных сред населенного пункта

Микробиологический анализ сложен, и его следует проводить при наличии подготовленного специалиста и микробиологической лаборатории. В населенном пункте можно исследовать микробиологическое загрязнение питьевой воды, почв, воздуха, воды водных объектов. Все это даст дополнительные сведения для характеристики экологического состояния территории при оформления экопаспорта. Если в населенном пункте не имеется возможности для микробиологических исследований, то разработать экопаспорт населенного пункта можно и без этих показателей.

4.14. Комплексная оценка экологического состояния

населенного пункта

Для комплексной оценки экологического состояния территории населенного пункта оформляется таблица, в которую записываются основные экологические показатели по каждому из исследованных квадратов. Для каждого квадрата территории населенного пункта высчитывается среднее значение по ИЗСВ, ИЗВ, количеству видов птиц, проценту лишайникового покрытия и т.д.

Значения в таблицу заносятся в виде баллов по принципу «чем больше, тем хуже», причем эти показатели приводятся к одному порядку (умножая или деля на 10, 100 и т.п.). Если экологический показатель не соответствует принципу «чем больше, тем хуже» (например, биотический индекс, количество видов птиц), то берут его обратную величину (единицу делят на этот показатель). Затем подсчитывают общее число баллов; выбирают уровни антропогенной (техногенной) нагрузки и раскрашивают для наглядности квадраты на карте: с удовлетворительным экологическим состоянием – зеленым цветом, со средней техногенной нагрузкой – желтым, с сильной техногенной нагрузкой – красным цветом.
Глава 5. Математическая обработка результатов

экологических исследований

Любое научное исследование невозможно без математической обработки данных, которая позволяет оценить среднюю величину изучаемого параметра, достоверность полученного результата, связь изучаемого параметра с другими явлениями природы. Существует множество приёмов обработки. Приведём основные приёмы, без которых результаты исследования не могут быть приняты к рассмотрению.

Например, вам нужно определить среднюю высоту муравейника в лесу. Для этого можно измерить все муравейники в лесу, а можно измерить высоту 20-30 муравейников и определить среднюю величину. Но если при этом взять другие 20-30 муравейников, то их средняя высота может оказаться иной. Поэтому возникает вопрос: как можно судить о целом по какой-либо его части (так называемой выборки)? Ответ на этот вопрос даёт статистика. Нужно, чтобы выборка была случайной и равномерной. Для того, чтобы выборка была представительной, необходимо измерять высоту муравейников, равномерно распределённых по всей изучаемой территории.

Совокупность, из которой отбираются объекты для измерения (пример выше – муравейники), называется генеральной совокупностью, а вычисленная из неё средняя арифметическая – генеральная средняя (X). Часть генеральной совокупности, объекты которой были измерены, называется выборкой, или выборочной средней (х). Генеральная средняя равна выборочной средней с учётом ошибки измерения (m): X=xm. Ошибка определяется по формуле: m=/n, где n – число наблюдений в выборке и определяется по формуле:



Для сравнения величин каких-то параметров разных объектов очень важным показателем является уровень значимости отличий (Р). Допустим, были проведены измерения (по 10 раз) величины pH воды в реке и озере. При этом обнаружили, что величина pH воды в реке (Х1) выше, чем в озере (Х2). Какова вероятность того, что при следующих десяти измерениях получится обратный результат? При уровне значимости Р=0,05 вероятность обратного результата составит 0,05 или 5%. Другими словами, в 95% случаев Х1 будет больше Х2 и лишь в 5% Х1 будет меньше Х2. Для биологических измерений обычно принимается достаточным уровень значимости отличий Р=0,05. При Р<0,05 обнаруженные различия считаются статистически достоверными.

Существует несколько методов определения уровня значимости отличий. Наиболее распространённым является метод Стьюдента. Он используется, когда распределение близко к нормальному и когда размеры выборок примерно равны. При этом вначале определяется нормированное отклонение по формуле:



Затем по специальной таблице определяют значение критерия надёжности () и сравнивают с полученным значением t. При t результат считается достоверным.

Для характеристики связи между двумя параметрами в статистике используют коэффициенты корреляции (r). Величина этого показателя варьирует от –1 до +1 и может быть рассчитана по формуле:

,

где  – число степеней свободы (число сравниваемых пар без одной).

В компьютерную программу статистического анализа экологических данных, разработанную в МОУ «Лицей естественных наук города Кирова», входят следующие методики математической обработки: сравнение двух выборок биоценозов по схожести антропогенного воздействия на них (например, площади проективного покрытия лишайников для двух боров), определение параметров генеральной совокупности для какого-либо из экологических факторов, расчёт параметров корреляции и построение графика зависимости одного экологического фактора от другого. Эти методики стали фундаментом программы.

Расчёты с использованием разработанной программы проводятся гораздо быстрее, чем те же расчёты, но сделанные в EXCEL'97.

Математическую обработку результатов можно также проводить на компьютере с помощью пакета статистических программ типа «Statgraphics», а также на программируемых калькуляторах.

Ниже приведены три вида расчетов, по которым разработана программа.
А. Сравнение двух выборок.

1. Находим среднее арифметическое двух выборок:

,

2. Находим выборочную дисперсию:

,

3. Находим суммарную дисперсию:





4. Находим величину сравнения:



5. По таблице Стьюдента находим T, где Р=0.05, а .

6. Проверяем:

Если Y>T, то разница между данными достоверна.

Если Y
Б. Определение параметров генеральной совокупности.

Находим выборочную дисперсию, среднее квадратичное отклонение и распределение Стьюдента (m=n-1) только для одной выборки (генеральной совокупности). Смотрите выше.

Ошибка генерального среднего:



В. Расчёт параметров корреляции.

1. Находим выборочное среднее и :

,

2. Находим среднее квадратичное отклонение:



3. Находим величину выработки ковариации:



4. Находим выборочный коэффициент корреляции:



5. Находим выборочный коэффициент регрессии:



6. Записываем уравнение регрессии вида:



7. Определяем достоверность зависимости:



8. Находим по таблице коэффициент Стьюдента (T):

m=n-2, P=0.05 (95%).

Проверяем:

Если Z>T, значит, зависимость верна.

Если Z
9. Строим график зависимости. Стоит учесть, что по оси OX изменяется значение х (первый вычисляемый столбец), а по оси OY выводится значение функции в этой точке. График зависимости выводится всегда, когда найдено уравнение регрессии. Это сделано потому, что в программу заложены значения коэффициентов Стьюдента для уровня значимости 95% (P=0,05, как наиболее часто используемый в экологической статистике).

При мониторинге водных объектов необходимо рассчитать коэффициент вариации по формуле:



По полученным значениям коэффициента вариации можно классифицировать анализируемые показатели: наиболее изменяемые, среднеизменяемые, умеренно изменяемые, менее изменяемые. И в соответствии с этим наиболее изменяемые показатели контролировать чаще.

Глава 6. Статистические данные по изучению здоровья населения Эта глава имеет особое значение при оформлении экопаспорта населенного пункта, так как в конечном итоге отражает влияние экологической обстановки в данном населенном пункте на состояние здоровья населения. Она может включать результаты собственных исследований по изучению здоровья людей в населенном пункте, либо статистические данные. Можно использовать статистические данные по вашему району, приведенные в ежегодном региональном докладе «Охрана окружающей природной среды Кировской области».
Глава 7. Выводы к экологическому паспорту населенного пункта

Глава «Выводы» оформляется четко, сжато, с конкретнымы цифрами. Выводы идут под цифрами 1,2,3 и т.д. по каждой главе экопаспорта. Используются такие фразы: анализ обработки результатов анкетирования показал…, в результате исследований можно сделать вывод о том, что…, определение химического состава снеговой воды показало, что… и т.д.
Глава 8. Библиографический список

Библиографический список должен оформляться в соответствии с установленными требованиями. В данной главе приводятся требования по оформлению перечня литературы согласно новому ГОСТу – 7.1-2003.

Источники в списке литературы располагают по алфавиту или по порядку появления в тексте. Существуют четкие правила библиографического описания для разных видов источников, таких, как монографии (книги, написанные одним автором по одной проблеме); коллективные монографии (книги, написанные коллективом авторов по одной проблеме); сборники статей (книги, составленные из статей нескольких авторов); статьи одного автора или группы авторов в сборниках статей; статьи в энциклопедии или словаре; статьи одного автора или группы авторов в журналах; тезисы докладов одного автора или группы авторов в сборниках материалов конференции; сборники статей или журналы; дипломные или курсовые работы, выполненные студентами; публикации в Интернете.

Правила библиографического описания для каждого из этих видов публикаций включают несколько расположенных в определенной последовательности обязательных элементов:

  • сведения об авторах;

  • заглавие;

  • сведения об издании;

  • выходные данные;

  • количественная характеристика.

Сведения об авторах – это их фамилии, написанные полностью, без сокращений, и инициалы, которые располагаются после фамилии. Между фамилией и инициалами ставится запятая. Далее пишется полностью (без сокращений) точное заглавие книги, без кавычек. После заголовка в квадратных скобках с прописной буквы приводится слово [Текст]. Затем после «/» повторяются инициалы и фамилия автора. Например:

Ярошевский, М. Г. История психологии [Текст] / М. Г. Ярошевский. – М.: Мысль, 1976. – 463 с.

Если у книги два или более авторов, то в начале описания приводится фамилия первого, а сведения обо всех даются после заглавия и отделяются от него косой чертой «/». Например:

Лебединский, В. В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция [Текст] / В. В. Лебединский, О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. – 197 с.

Сведения, является ли книга переводом с иностранного языка (какого), а также сведения о составителях, редакторах, издающей организации и др., приводятся после фамилии автора и разделяются «;». Например:

Шульц, Д. Я. История современной психологии [Текст] / Д. Я. Шулъц, С. Э. Шульц; под ред. Д. Я. Шульца; пер. с англ. – СПб.: Изд-во «Евразия», 1998. – 528 с.

Иногда книга имеет второе, уточняющее название. Оно также приводится в описании и отделяется от основного двоеточием. Например:

Амонашвили, Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников: Экспериментально-педагогическое исследование [Текст] / Ш. А. Амонашвили. – М.: Педагогика, 1984. – 296 с.

Далее обычно приводятся сведения о том, к какому виду изданий относится данный источник (учебное пособие, курс лекций, книга для учителя и т. п.). Вид издания указывается после слова [Текст], отделяется от него двоеточием и пишется со строчной буквы. Например:

Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию [Текст]: курс лекций / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо, 1996. – 336 с.

В том случае, если книга является частью многотомного издания, то указывается количество томов, и ссылка делается на соответствующий том. Например:

Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст]: в 2 т. / С. Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 1989. – Т.1. – 488 с; Т. 2. – 328 с.

В случае тематического сборника трудов описание источника начинается с заглавия, далее после косой черты указывается редактор (или редакторы), затем описание сведений об издании, выходных данных, о количественной характеристике. Например:

Введение в практическую социальную психологию [Текст] / под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. – 3-е изд. – М.: Смысл, 1999. – 377 с.

После сведений об издании указываются выходные данные. Они отделяются точкой и тире и включают сведения о месте издания, названии издательства и годе издания. В книге они обычно приводятся на титульном листе, а часто на его обороте.

Место издания – это город, в котором была издана книга. Почти все названия городов приводятся полностью. Исключением являются Москва и Ленинград (Санкт-Петербург), которые даются в сокращении соответственно «М.», «Л.», «СПб.».

Название издательства указывается в именительном падеже, с заглавной буквы и без кавычек. От названия города оно отделяется двоеточием. Например,

М.: Наука,...

Если книга издана университетом, то указание на издательство дается в следующей форме:

М.: Изд-во Моск. ун-та, ...

Если на титульном листе или его обороте издающая организация не указывается, этот элемент описания может быть опущен.

Год издания отделяется от места издания (или издательства, если оно указано) запятой. После него ставится точка. Количественная характеристика издания отделяется от выходных данных точкой и тире и содержит указание на количество страниц. После цифр, обозначающих количество страниц, ставится строчная буква «с.» с точкой. Например:

М.: Смысл, 1998. – 286 с.

Описание диссертаций, авторефератов диссертаций, курсовых и дипломных работ в списке литературы приводится в такой последовательности:

Фамилия автора, его инициалы. Заглавие работы [Текст]: дис. ... канд. психол. наук (или дис. ... д-ра психол. наук, или автореф. дис. ... канд. психол. наук, или курсовая работа, или дипломная работа – здесь используются только общепринятые сокращения, которые нужно знать) / Инициалы и фамилия. – Место (город): Название учебного заведения, где выполнена работа, год представления работы к защите. – Количество страниц в источнике.

Данный тип работ печатается на правах рукописей – обычно в двух, пяти, семи или ста экземплярах. Поэтому указание города и полного названия учебного (или научного) заведения очень важно, поскольку только на соответствующих кафедрах и лабораториях этих учебных (или научных) заведений можно найти текст данной работы (в случае диссертаций еще и в Отделе диссертаций РГБ, а авторефераты диссертаций – в крупнейших библиотеках и информационных центрах страны).

При описании статей из сборников, журналов, газет сначала приводятся сведения о статье – фамилия автора и заглавие статьи. Затем после знака «//» указываются сведения об издании, в котором она опубликована.

Если это книга, то сведения даются в соответствии с требованиями к библиографическому описанию этого вида изданий (как описано выше), кроме количественных характеристик.

Если это журнал или газета, то описание включает:

  • название журнала (газеты) полностью или в общепринятом сокращении (оно пишется с заглавной буквы, без кавычек, после него ставится точка);

  • год издания (отделяется от названия знаком «–», после него ставится точка);

  • номер (отделяется от года знаком «–», сопровождается знаком №, после ставится точка); для газеты допускается указание даты выхода вместо номера.

Количественные характеристики статьи представляют собой указание страниц, на которых она опубликована. Эти сведения отделяются от предшествующих знаком «–», далее идет заглавная буква «С.» и указывается через тире первая и последняя страницы статьи в издании. Закрываются сведения точкой.

Примеры описания статей в сборниках, журналах, газетах:

Ширков, Ю. Э. Практические направления социально-психологических работ в области рекламы [Текст] / Ю. Э. Ширков // Введение в практическую социальную психологию / под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. – 3-е изд. – М.: Смысл, 1999. – С. 185-200.

Рамуль, К. А. О психологии ученого и, в частности, о психологии ученого-психолога [Текст] /К. А. Рамулъ //Вопросы психологии. – 1965. – № 6. – С. 126-135.

Леонтьев, Д. А. Российская реклама в поисках психологии [Текст] / Д. А. Леонтьев // Психологическая газета. – 1998. – № 3 (30). – С. 4-6.

Статьи в энциклопедиях и словарях, тезисы научных выступлений в сборниках научных конференций описываются аналогично перечисленным выше типам статей.

При ссылке на сайт в Интернете в списке источников указывается автор, название материала и его Интернет-адрес. Например:

Шалаев, И. К. Диагностика субъектной позиции младшего школьника // http://www.asuimp.ru.

Если в работе цитируются несколько статей из сборника трудов или журнала, то единицами библиографического описания являются каждая из этих статей, а не весь сборник или журнал. Журнал, как правило, не используется в качестве единицы библиографического описания. Сборник трудов может использоваться в этом качестве, если в тексте характеризуются и, соответственно, цитируются общие идеи, подходы, темы, характерные для статей всего сборника.

Неопубликованная статья или книга также может быть источником, приводимым в списке литературы. В таком случае указывается автор, заглавие и далее в скобках пишется: (рукопись).

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12



Скачать файл (16049.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации