Контрольная работа - Основные направления и проблемы современной западной социологии
скачать (147 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc | 147kb. | 06.01.2013 12:57 | ![]() |
- Смотрите также:
- Основные направления современной западной психологии [ лабораторная работа ]
- № 5 Основные направления современной западной психологии [ лабораторная работа ]
- Востребованность социологии как науки в современной России [ документ ]
- Исторические и методологические проблемы молодежи в России [ лабораторная работа ]
- Культурная среда современной деревни: состояние, проблемы, перспективы [ лабораторная работа ]
- Этносоциальные процессы [ реферат ]
- История развития социологии образования [ лабораторная работа ]
- Западная социология [ лабораторная работа ]
- Значение книги Ф. Энгельса Происхождение семьи, частной собственности и государства для современной социологии [ лабораторная работа ]
- Конт О. и основные принципы его социологии [ лабораторная работа ]
- Основные проблемы развития семьи как социального института в современной России [ лабораторная работа ]
- Современные направления развития социально-трудовых отношений [ лабораторная работа ]
n1.doc
Контрольная работа
по курсу: «Социология»
на тему:
«Основные направления и проблемы современной западной социологии»
Содержание
| | |
1. | Плюрализм современной западной социологии | 2 |
2. | Школы и направления современной западной социологии | 2 |
2 | а) эмпирическая социология | 2 |
| б) структурно-функциональный анализ | 4 |
| в) теория социального конфликта | 5 |
| г) неофрейдистские концепции | 7 |
| д) концепция социального обмена | 9 |
| е) теория символического интеракционизма | 10 |
| Глоссарий | 11 |
| Литература | 12 |
Плюрализм современной западной социологии
На протяжении XX столетия социология Запада претерпела весьма существенные изменения и ныне представляет собой чрезвычайно сложную систему идей, гипотез, концепций, теорий, методов исследования и способов описания разнообразных социальных реалий. При этом практически все лидеры и представители современной западной социологии довольно активно использовали и используют идеи и концепции социологов классического периода, хотя в ряде случаев они выступали в роли комплекса теоретико-методологических и прикладных подходов, которые предполагалось преодолеть. Интеллектуальное содержание классического этапа западной социологии использовалось по преимуществу двояким образом:
1) как определенный банк идей, обладающий самостоятельной ценностью,
2) как идеи, которые включались в качестве активного элемента в различные разновидности современной социологии Запада.
Правильное понимание плюралистического характера эволюции современной западной социологии предусматривает осознание того обстоятельства, что эта эволюция по преимуществу характеризуется не линейным, а параллельным и многомерным развитием.
Одним из важнейших следствий такого понимания данного процесса является признание его неоднородного, противоречивого и неравномерного характера.
Важным моментом эволюции главных школ и разновидностей современной западной социологии явилось то обстоятельство, что этот процесс осуществлялся одновременно на трех уровнях: теоретическом, прикладном и эмпирическом. Причем на каждом из этих уровней социологи получили определенные позитивные результаты, которые были использованы в различных областях теоретической и практической жизнедеятельности.
Школы и направления современной западной социологии
Наиболее значимыми социологическими концепциями XX в. являются эмпирическая социология, социометрия (микросоциология), структурно-функциональный анализ, теория социального конфликта, концепция социального обмена, теория символического интеракционизма, феноменологическая социология.
эмпирическая социология
Эмпирическое направление, возникшее в границах западной социологии в XX веке, явилось в известном смысле противопоставлением теоретическим построениям классической социологии XIX века. Становление эмпирической школы было связано с попытками преодоления избыточного теоретизирования, характерного для социальной философии XIX века, а также с необходимостью решения новых практических задач по управлению общественными процессами и разработке средств социального контроля и регулирования общественной жизни.
В наиболее явном выражении эмпирическая социология формировалась как естественнонаучная ориентация в структуре социологического знания. Именно поэтому она адаптировала следующие безусловно ценные для социологической науки постулаты позитивистского типа:
1) социальные явления подчиняются законам, в конечном счете общим для природной и социально-исторической действительности;
2) методы социологических исследований должны быть такими же точными, строгими и объективными, как методы естествознания;
3) социология должна быть свободной от ценностных суждений идеологического типа.
Одновременно в своих позитивистских же крайностях, подвергнутых беспощадной и обстоятельной критике коллегами, эмпирическая социология основывалась (особенно в 20-30-е годы) на довольно жестких принципах, сводимых к следующему:
1) истинность научных познаний должна устанавливаться лишь на основе эмпирических процедур (верификационизм);
2) все социальные явления должны быть квантифицированы;
3) «субъективные аспекты» поведения можно исследовать только через открытое, наблюдаемое поведение.
Эмпирическая школа как специфическое социологическое направление может быть охарактеризована установкой на выявление связей и отношений между теоретическими построениями и эмпирическими исследованиями; непрекращающимся поиском путей организации эмпирических исследований в соответствии с особенностями концептуального аппарата теории; активным применением математических методов анализа данных. Вместе с тем эмпирическая социология характеризуется теоретическим и методологическим плюрализмом, снижающим эффективность социологических исследований из-за отсутствия общепринятых научных стандартов в оценке получаемых результатов, что ведет зачастую к их несопоставимости и невозможности интеграции эмпирического знания в системы описания и объяснения.
Эмпирическая социология сформировала в своем русле два основных течения - академическое и прикладное. Задача первого усматривается в создании систем научного знания об отдельных областях и явлениях общественной жизни (например, социология города, социология труда, социология средств массовой коммуникации и т. д.), которые используются в качестве методологической основы конкретных социологических исследований. Задача второго - организация этих исследований, направленных на решение четко определенных практических задач и непосредственно связанных с выполнением функций социальной инженерии.
С 1920 по 1950 г. эмпирические исследования становятся приоритетным направлением в американской социологии. Начало этому процессу положили представители чикагской школы Роберт Э. Парк (1864-1944), Эрнст Берджесс (1886-1966), Уильям А. Томас (1863-1947), Албион В. Смолл (1854-1926).
Первой заявкой на лидерство чикагской школы в области эмпирической социологии стала работа У.Томаса и Ф.Знанецкого "Польский крестьянин в Европе и Америке" (1918-1920). Исследование было необычно для того времени социологи использовали документы, переписку, автобиографии отдельных лиц, анкеты, широко применяли количественные методы оценки явлений, но не делали никаких рекомендаций или теоретических обобщений по изучаемым фактам.
Типичным примером эмпирической социологии могут служить доктрина "человеческих отношений" и сё современные модификации. Она развивалась в рамках американской индустриальной социологии, одним из основателей которой является американский социолог Элтон Мэйо (1880 1949). Социология, согласно Мэйо, должна практически содействовать установлению "мира в промышленности". Он выдвинул идею благоприятного социально-психологического климата с целью осуществления сотрудничества рабочих и предпринимателей. Теория базируется на Хоторнском эксперименте, ставшем классическим в социологии.
Во второй половине XX в. эмпирическая социология развивается как в США, так и в Западной Европе. Круг интересов представителей эмпирической школы достаточно разнообразен, однако для американской и западноевропейской эмпирической социологии остаются важными и требуют решения проблема теоретико-методологического обоснования социологических исследований и проблема связи и соотношения объёмов академического и прикладного направлений.
структурно-функциональный анализ
Структурно-функциональная теория, или структурно-функциональный анализ, именуемый для краткости функциональным подходом, – одно из наиболее важных и сложных направлений современной социологической мысли. Для него характерно сознательное стремление построить законченную систему социального действия как наиболее полную систему объяснения эмпирических фактов социальной действительности (при этом формулируется и определенная концепция самой теории). Основоположниками структурно-функционального анализа принято считать американского социолога-теоретика, президента Американской социологической ассоциации (1949) Толкотта Парсонса (1902-1979) и его соотечественника, президента Американской социологической ассоциации (1957) Роберта Кинга Мертона (1910-2003). Они предложили рассматривать общество как целостную систему, элементы которой находятся в функциональных связях и отношениях друг с другом. Такими элементами могут быть индивиды, группы, общности и т.д., внутри которых и между которыми устанавливаются структурные связи. Характер этих функциональных связей и отношений позволял построить более или менее полную картину общества.
Ключом к концепции Т.Парсонса является категория равновесия. Условиями выживания социальной системы (условиями равновесия общества в целом или отдельного индивида) являются адаптация (приспособление к окружающей среде), целеполагание (формулирование целей и мобилизация ресурсов для их достижения), интеграция (поддержание внутреннего единства и упорядоченности, пресечение возможных отклонений), латентность (обеспечение внутренней стабильности, самотождественности системы). На уровне общества эти функции осуществляют экономика (адаптация), политика (целеполагание), право и культура (интеграция), семья, школа, церковь и т.д. (латентность). Согласно Т.Парсонсу, общество связывают общность ценностей людей и взаимное соблюдение правил социального поведения.
Р.Мертон, развивая теорию Т.Парсонса, сосредоточил внимание на теоретических и эмпирических возможностях функционального подхода к более тонкому объяснению социальных и социально-психологических явлений. Р.Мертон отмечал, что положение о полном функциональном единстве общества зачастую противоречит фактам. В одном и том же обществе социальные обычаи или чувства могут быть функциональными для одних групп и дисфункциональными для других. Р.Мертон предлагал реально учитывать совокупности социальных единиц, для которых данное социальное или культурное явление оказывается функциональным.
Критика функционального подхода, развернувшаяся в конце 50-х – середине 60-х годов, была направлена более всего против его ориентированности на стабильность, равновесие и интегрированное состояние общества, неспособности дать адекватное описание и анализ конфликтных ситуаций. В начале 70-х годов, когда кризисные события предшествующего десятилетия поставили под сомнение идею о равновесном состоянии общества, структурный функционализм стал терять свой интеллектуальный кредит. Однако в 80-х годах вновь достигнутое состояние относительной стабильности и усиление стабилизационной ориентации в социологии стимулировали новое обращение к функциональному подходу. В частности, есть основания говорить о «неофункционализме», основу которого составляют традиции классического функционального подхода.
теория социального конфликта
В конце 50-х - середине 60-х гг. развернулась критика функционального подхода. Она была направлена, прежде всего, против его ориентированности на стабильность, равновесие и интегрированное состояние общества, необходимости дать адекватное описание и анализ конфликтных ситуаций. Как реакция некоторой части западных социологов на широкое распространение структурно-функционального анализа возникла современная теория социального конфликта.
Выступившие с критикой методологической односторонности теории структурно-функционального анализа социологи опирались на классическое социально-философское и социологическое наследие К. Маркса. Л. Гумпловича, Г. Зиммеля, содержащее хорошо разработанные принципы, методологические основы теории конфликта.
Основными аргументами против тезиса Т.Парсонса о стабильности как атрибуте общества выступали следующие:
1) распределением средств в жизни занимается группа людей. Она противостоит всему обществу, поэтому конфликт неизбежен;
2) политическая власть защищает существующий экономический порядок распределения общественного продукта. Она тоже противостоит обществу, поэтому конфликт между нею и народными массами объективно обусловлен;
3) во всяком обществе действует исходная цепочка: деньги – власть – ценности – ритуал. Всюду налицо столкновение интересов противоположных социальных групп, следовательно, конфликты порождаются всей системой общественных отношений;
4) в любом обществе имеет место принуждение одних людей другими, потому что лишь одни владеют средствами производства. Таким образом, социальный конфликт - это продукт экономических отношений.
В это же время появились современные, наиболее популярные концепции социального конфликта, условно названные диалектическими: конфликт функционален для социальных систем. Наибольшую известность среди них получили концепции Чарльза Райта Миллса (1916-1962), Льюиса Козера (1913-2003), Ральфа Дарендорфа (1929-2009) и Кеннета Боулдинга(1910-1993).
Серьезной концептуальной критике подверг теорию структурно-функционального анализа известный американский социолог Чарльз Райт Милле). В своих работах, особенно в книгах «Властвующая элита» (1953), «Социологическое воображение» (1959), он показал консервативный характер теории Парсонса. Эта теория была, по Миллсу, несостоятельна потому, что отвергала идею структурного антагонизма, мятежа, революции и внушала убеждение, что гармония интересов является естественной чертой любого общества. Порядок, стабильность, устойчивость, гармония весьма нужны господствующему классу, но социальная жизнь полна и беспорядков, и конфликтов, и вечно нестабильна, - писал Миллс.
Уже в книге «Властвующая элита», понимая под этим понятием союз промышленной, политической и военно-бюрократической элит, Миллс утверждал, что любой социологический анализ чего-то стоит лишь в том случае, если он касается борьбы за власть: 1) между конфликтующими классами; 2) между управляющими и управляемыми; 3) между высшими и могущественными людьми и простым человеком.
В 1956 г. американский социолог Льюис Козер опубликовал книгу «Функции социального конфликта», где он изложил свою концепцию, получившую название «концепции позитивно-функционального конфликта». Он построил ее в дополнение к классическим теориям структурного функционализма, в которых конфликты вынесены за пределы социологического анализа. Если структурный функционализм видел в конфликтах аномалию, бедствие, то Л. Козер доказывал, что чем больше различных конфликтов пересекается в обществе, тем труднее создать единый фронт, разделяющий членов общества на два лагеря, жестко противостоящих друг другу. Чем больше независимых друг от друга конфликтов, тем лучше для единства общества.
В отличие от теории структурного функционализма, представители которого выносят конфликты за пределы социальной системы как нечто несвойственное для нее, он доказывает, что конфликты являются продуктом внутренней жизни общества, т.е. он делает упор на их стабилизирующую роль для социальной системы.
В Европе в 60-е годы также возродился интерес к конфликту. В 1965 году немецкий социолог Ральф Дарендорф опубликовал работу «Классовая структура и классовый конфликт», а через два года эссе под названием «Вне утопии». Его концепция «конфликтной модели общества» построена на антиутопическом, реальном видении мира – мира власти, конфликта и динамики. Если Козер доказывал позитивную роль конфликтов в достижении социального единства, то Дарендорф считал, что в каждом обществе присутствуют дезинтеграция и конфликт, это перманентное состояние социального организма.
Суть концепции Ральфа Дарендорфа такова:
любое общество подвержено в каждый момент изменению;
социальные изменения вездесущи;
любое общество испытывает в каждый момент социальный конфликт;
социальный конфликт вездесущ;
каждый элемент общества способствует его изменению;
любое общество опирается на принуждение одних его членов другими.
Современный американский социолог и экономист Кеннет Боулдинг, автор «общей теории конфликта» в работе «Конфликт и защита. Общая теория» (1963 г.) попытался изложить целостную научную теорию конфликта, охватывающую все проявления живой и неживой природы, индивидуальной жизни и общественной.
Он применяет конфликт в анализе как физических, биологических, так и социальных явлений, доказывая, что даже неживая природа полна конфликтов, ведя «бесконечную войну моря против суши и одних форм земной породы против других форм».
Из основных положений теории К. Боулдинга следует, что:
конфликт неотделим от общественной жизни;
в природе человека лежит стремление к постоянной вражде с себе подобными;
конфликт можно преодолевать или ограничивать;
все конфликты имеют общие образцы развития;
ключевым понятием конфликта является конкуренция;
в подлинном конфликте должны присутствовать осведомленность сторон и несовместимость их желаний.
В 70-90-е годы в западных исследованиях конфликта определились два основных направления:
первое – распространено в Западной Европе (Франция, Голландия, Италия, Испания) и связано с изучением самих конфликтов;
второе – распространено в США и связано с изучением мира и согласия.
Цели двух научных направлений по сути идентичны, но их достижение связано с различными методологическими подходами.
неофрейдистские концепции
Значительное влияние на дальнейшее развитие современной западной социологии середины – второй половины XX столетия оказали примыкающие к психоанализу психосоциологические теории А. Адлера, К. Юнга, К. Хорни, Г. Салливена, Э. Фромма и др.
Основателем «индивидуального» направления в психосоциологии явился крупный участник психоаналитического движения австрийский психолог Альфред Адлер (1870-1937), длительное время работавший в Европе, а затем переселившийся в США. Являясь одним из ближайших учеников Фрейда, Адлер перенес акцент с сексуально-бессознательного на бессознательное стремление к власти как основное побуждение людей, проявляющееся в их поведении в рамках семьи, межличностных отношений и взаимоотношений социальных групп.
А. Адлер подверг критике учение Фрейда, преувеличивающего биологическую и эротическую детерминацию человека. По Адлеру человек – не только биологическое, но и социальное существо, жизнедеятельность которого связана с сознательными интересами, поэтому "бессознательное не противоречит сознанию" , как это имеет место у Фрейда. Таким образом, Адлер социологизирует бессознательное и пытается снять противоречие между бессознательным и сознанием в рассмотрении человека.
Другой его ученик и близкий сподвижник Карл Густав Юнг (1875-1961) также отвергал пансексуализм, развивал учение о коллективном бессознательном, определяющем поведение социальных групп.
Это учение основывалось на многих положениях теории массовой психологии, изложенных, в частности, в работах З. Фрейда.
Представители психокультурного фрейдизма Карен Хорни (1885-1952) , Эрих Фромм (1900-1980) и др., признавая определенную роль подсознательного, в том числе сексуальных инстинктов, в поведении людей, обосновывают роль в этом социальных факторов, в том числе социальных связей и отношений между людьми, материальной и духовной культуры. По их мнению, социокультурные условия жизни людей в немалой степени обусловливают мотивы и содержание их деятельности и поведения.
В отличие от Юнга и Адлера, которые подчеркивали, что разошлись с Фрейдом по принципиальным вопросам, Хорни говорила, что она лишь стремится исправить некоторые недостатки его теории. Однако ее стремление раздвинуть рамки ортодоксального фрейдизма на самом деле привели и ее к пересмотру отдельных положений теории Фрейда. Хорни приходит к выводу о доминирующем влиянии общества, социального окружения на развитие личности человека. Она доказывала, что развитие не предопределено только врожденными инстинктами, что человек может изменяться и развиваться в течение жизни. Эта возможность опровергает фатальную обреченность на невроз, о которой говорил Фрейд. По мнению Хорни, есть четкая грань между нормой и патологией и потому есть надежда на полное выздоровление даже у невротизированных людей.
Американский неофрейдист, социолог Э. Фромм выступил против биологизации и эротизации бессознательного и подверг критике теорию Фрейда об антагонизме между сущностью человека и культурой. Но вместе с тем он отверг и социологизаторские трактовки человека. По его собственному признанию, его точка зрения является "не биологической, и не социальной" . Одним из наиболее важных факторов развития человека, по Фромму, является противоречие, вытекающее из двойственной природы человека, который является частью природы и подчинен ее законам, но одновременно это и субъект, наделенный разумом, существо социальное. Это противоречие он называет "экзистенциальной дихотомией". Она связана с тем, что ввиду отсутствия сильных инстинктов, которые помогают в жизни животным, человек должен принимать решения, руководствуясь своим сознанием. Но получается так, что результаты при этом не всегда оказываются продуктивными, что порождает тревогу и беспокойство. Поэтому "цена, которую человек платит за сознание", - это неуверенность его.
Неофрейдистская социология Э. Фромма - один из наиболее значительных элементов современной западной интеллектуальной культуры. Она придала существенный импульс развитию не только лсихосоциологических доктрин, но и всей современной западной социологии, одной из вершин которой она, безусловно, является.
концепция социального обмена
Теории социального обмена основываются на тех фактах, что в процессе взаимодействия люди обмениваются друг с другом теми или иными экономическими и социальными ценностями — товарами, услугами, всевозможными ресурсами и просто вознаграждают друг друга вниманием, похвалой, любезностями и т.д. Эти обмены между конкретным индивидом и обобщенным другим могут происходить на микроуровне, в малой группе. Возникающие при этом характерные поведенческие модели стали предметом изучения первых представителей теории социального. Однако в современном обществе социальные обмены, как правило, осуществляются в контексте взаимодействия в социальных организациях. Последнее, собственно, и представляет интерес для современных социологов.
Наиболее известными представителями данного социологического направления принято считать американских социологов Джорджа Хоманса (1910-1989) и Питера Блау (р. 1918).
По Хомансу, социология явилась результатом процесса естественного развития психологии, поэтому возможно только психологическое объяснение эмпирических закономерностей. Центральной категорией социологии Д.Хоманса стала категория социального действия. Социальное действие при этом понимается как процесс обмена, который строится по принципу рациональности: участники стремятся получить максимальную выгоду при минимальных затратах.
Для объяснения социального действия Д.Хомаис выдвинул пять основных гипотез. Гипотеза успеха: действие, которое вознаграждается, имеет тенденцию к повторению, а если при повторении действие больше не вознаграждается, оно не воспроизводится. Гипотеза стимула: действие разворачивается в конкретной ситуации, характеристики которой называются стимулами; однажды усвоенное поведение применяется в сходных ситуациях. Гипотеза ценности: чем ценнее вознаграждение, тем выше вероятность повторения действия. Гипотеза голодания-насыщения: чем чаще получалось вознаграждение, тем быстрее развивается привыкание (насыщение). Гипотеза фрустрации-агрессии: не получив ожидаемую награду, личность возмущается; в состоянии негодования наибольшей ценностью для неё является само агрессивное поведение.
Развивая теорию социального обмена, П.Блау предложил свою оригинальную концепцию. Он ориентировался на изучение комплекса вопросов, связанных с причинами и механизмами возникновения, существования, изменения и распада различных типов социальных организаций. П.Блау определял обмен как специфический тип ассоциации, включающий «действия, которые зависят от получаемых от других лиц вознаграждений и которые прекращаются при прекращении ожидания вознаграждений».
теория символического интеракционизма
Одним из влиятельных направлений в современной зарубежной, преимущественно американской, социологии является символический интеракционизм, основателем которого считается Джордж Герберт Mид (1863-1931).
По Миду, человек отличается от животных отсутствием системы инстинктов как регуляторов поведения. Главная характеристика действий людей – использование символов. Символы выполняют координирующую функцию, если являются достоянием группы. Человек становится членом общества по мере того, как усваивает образцы и нормы группового действия.
Социальное действие имеет две ступени: общение при помощи жестов, прообраз языка; символически опосредованное общение с помощью языка. Возникновение символически опосредованного общения Д.Мид объяснял необходимостью координирования действий в обществе и способностью людей к созданию и использованию символов. Символически опосредованное общение (с помощью языка) характеризуется тем, что оно порождает одинаковые реакции при общении с любым индивидом, позволяет поставить себя па место другого индивида и видеть себя глазами другого человека.
Существенное значение для социологии и психологии имела разработанная Д.Мидом ролевая концепция личности, согласно которой многомерное поведение человека можно представить и проанализировать в виде определённого набора социально-типичных, устойчивых шаблонов его поведения "ролей", которые человек играет в обществе. Роли устанавливают границы подобающего поведения индивида в определенной ситуации.
Таким образом, характерными чертами символического интеракционизма, отличающими его от большинства направлений в социологии и социальной психологии, стали стремление исходить при объяснении поведения не из индивидуальных влечений, потребностей, интересов, а из общества, понимаемого как совокупность межиндивидуальных взаимодействий, и попытка рассматривать все многообразие связей человека с вещами, природой, другими людьми, группами людей и обществом в целом как связи, опосредованные символами. При этом особое значение придавалось языковой символике.
Глоссарий
Антагонизм – (от греч. antagonisma – спор, борьба) – непримиримое противоречие, которое не может разрешиться естественным мирным путем.
Концепция социального обмена – одно из влиятельных направлений в западной социологии, рассматривающее обмен как основу социальных взаимодействий, на которой вырастают структурные уровни общественной жизни.
Неофрейдизм - направление в социологии, сформировавшееся в процессе пересмотра основных положений фрейдизма и соединения его с различными социологическими и этнологическими теориями.
Неофункционализм – одна из направлений европейской интеграции, созданная после Второй мировой войны, которое стремится расширить интеллектуальные горизонты функционализма, сохраняя его теоретическую основу.
Пансексуализм – сведение всех эмоциональных реакций и мотивов поведения к сексуальной основе.
Плюрализм – (от лат. pluralis – множественный) – позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу оснований.
Позитивизм – (от лат.positivus – положительный) – социально-философское направление, характеризующееся стремлением исходить из данного, фактического, устойчивого, несомненного (позитивного), с тем чтобы создать социальную теорию: свободную от умозрительных метафизических объяснений; доказательную и общезначимую; основанную на методологии, свойственной естественным наукам.
Символический интеракционизм – (от англ. interaction – взаимодействие) – теоретико-методологическое направление в социологии, берущее в основу анализа социокультурной реальности социальные взаимодействия, взятые в их символическом выражении.
Структурно-функциональный анализ – принцип системного исследования социальных явлений и процессов как структурно расчленённой целостности, в которой каждый элемент структуры имеет определённое функциональное назначение.
Теория социального конфликта – это направление социологии, признающее и исследующее конфликт как важнейший фактор общественного развития.
Эмпирическая социология – комплекс социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ социальных данных с использованием методов, методик, техники социологического исследования.
Литература:
Елсуков А. Н., Соколова Г. Н., Румянцева Т. Г., Грицанов А. А. История социологии: Учеб. пособие / А. Н. Елсуков и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Выш. шк., 1997. – 381 c.
Бабосов Е.М. Общая социология: Учеб. пособие для студентов вузов. / Е. М. Бабосов. – 2-е изд., стер. – Мн.: «ТетраСистемс», 2004. – 640 с.
Кравченко С.А. Социология: Парадигмы через призму социологического воображения: Учебник для вузов / С.А. Кравченко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Экзамен», 2004. – 624 с.
Качалов И.Л. Социология: Учебно-метод. Пособие для студ. неэкономических спец. БГУИР всех форм обучения / И.Л.Качалов. – Мн.: БГУИР, 2004
Цыбульская М.В., Яхонтова E.C. Конфликтология / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. – М., 2003. – 100 с.
Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org – Дата доступа: 10.11.2009.
Глоссарий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.glossary.ru/ – Дата доступа: 16.11.2009.
Скачать файл (147 kb.)