Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Дебольский М.Б. (ред.) Научно-методические основы оказания психологической помощи осужденным - файл n1.doc


Дебольский М.Б. (ред.) Научно-методические основы оказания психологической помощи осужденным
скачать (727.5 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc728kb.06.01.2013 13:04скачать


n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Составитель и научный редактор – Дебольский М. Г.

Научно-методические основы оказания психологической помощи осужденным



ББК 67.00

Н 34

Редакционный совет:

Александров Ю. К. (член правления общественной организации «Новый Дом», консультант Нью-Йоркского института здравоохранения) – руководитель; Зайцев И. Н. (генеральный директор издательства «Права человека»); Пономаренко О. И. (директор программ Нью-Йоркского института здравоохранения); Клименко С. К. (старший прокурор Главного следственного управления Генеральной прокуратуры РФ, старший советник юстиции, кандидат юридических наук); Полозюк В. Л. (заместитель начальника Управления по воспитательной работе с осужденными ГУИН МЮ РФ, полковник вн. сл.); Кудиненко В. А. (кандидат психологических наук, полковник запаса); Чуб. А. В. (кандидат юридических наук, полковник юстиции); Дебольский М.Г. (кандидат психологических наук, начальник отдела психологической службы ГУИН МЮ РФ, полковник вн. сл.)

Составитель и научный редактор – Дебольский М. Г.

Издание осуществлено общественной организацией «Новый Дом»
при поддержке Европейской Комиссии в рамках
Европейской инициативы в области демократии и прав человека


109028, Москва, Певческий пер., 2/10

Только для бесплатного распространения.

Научно-методические основы оказания психологической помощи осужденным. – М.: «Права человека», 2001. – 156 с.

В сборник включены материалы первого Всероссийского учебно-методического семинара начальников психологических служб территориальных органов УИС Минюста России. На семинаре был рассмотрен весь спектр психологического обеспечения деятельности УИС. Сборник предназначается для руководителей пенитенциарных учреждений, психологов, начальников отрядов и воспитателей.

ISBN 5-7712-0181-2

© Художественное оформление, издательство «Права человека», 2001

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел I
Выступления 4

С.Х. Шамсунов, Ю.М. Угрюмов. Роль психологической
службы в реформировании уголовно-исполнительной системы 4

В.И. Хомлюк. Актуальные проблемы психологического обеспечения воспитательной работы с осужденными 18

Р.В. Овчарова. Научные основы социально-
психологической реабилитации осужденных 26

Раздел II
Научно-методические основы психодиагностики осужденных 34

А.А. Васищев. Организация и проведение психодиагностических обследований 34

Н.В. Дель. Автобиографический метод изучения
личности осужденного (АМИЛ) 64

С.В. Рыжков. Опыт психологического обеспечения работы
по предоставлению осужденным права передвижения
без конвоя и права отпуска с выездом за пределы исправительного учреждения 71

Раздел III
Научно-методические основы психокоррекции осужденных 76

М.Г. Дебольский. Проведение социально-психологических тренингов в уголовно-исполнительной системе 76

Н.В. Дель. Социально-психологический тренинг развития личности осужденных 121

М.П. Базаржапова. Опыт психологического консультирования 140

В.М. Заломова. Вопросы профилактики суицидов
среди осужденных 148

Примечания 152

РАЗДЕЛ I
ВЫСТУПЛЕНИЯ


С.Х. Шамсунов

Заместитель начальника

ГУИН Минюста России,

генерал-майор внутренней службы

Ю.М. Угрюмов

Начальник Управления кадров

ГУИН Минюста России,

генерал-майор внутренней службы

РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В РЕФОРМИРОВАНИИ
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ


1. Современное состояние психологической службы

Социально-экономические и политические изменения в обществе вызвали необходимость реформирования всех органов государственной власти, в том числе и уголовно-исполнительной системы. С августа 1998 года исправительные учреждения находятся в структуре Министерства юстиции. Несмотря на то что многие специалисты, должностные лица и ученые высказывали сомнения в целесообразности данной реорганизации, практика функционирования уголовно-исполнительной системы в составе Минюста показала правильность принятого решения.

Нормативно-правовая база исполнения наказаний, обращение с осужденными существенно приблизились к международным стандартам; уголовно-исполнительные учреждения стали открытыми для участия неправительственных организаций в работе с осужденными, кадровый состав УИС не только сохранен, но и значительно увеличилось его количество, улучшилось качество. В большинстве регионов возрождается производство, увеличиваются объемы выпускаемой продукции.

Активно ведется работа по самообеспечению уголовно-исполнительной системы продуктами питания.

Несмотря на трудности финансирования, переполненность многих учреждений, сложность спецконтингента, оперативную обстановку в исправительных учреждениях удается сохранить стабильной.

В вопросах реформирования УИС мы ощущаем внимание и помощь со стороны высших органов государственной власти. Правительством Российской Федерации принят ряд важных решений, направленных на государственную поддержку органов и учреждений системы, начали регулярно проводиться селекторные совещания с главами субъектов Федерации. В результате удалось добиться заметных сдвигов в вопросах государственной поддержки УИС и на региональном уровне.

Для нас исключительно важно, что местные органы власти повернулись лицом к нашим проблемам, стали оказывать ощутимую помощь.

Пользуясь случаем, от лица руководства Главка выражаю признательность Администрации Курганской области, лично губернатору Богомолову Олегу Алексеевичу за конкретную помощь в развитии материально-технической базы и кадрового потенциала УИС.

Введение должности психолога в штаты пенитенциарных учреждений предусмотрено Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными, принятыми на первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Женева, 1955 г., статья 49 (1)). В настоящее время психологическая служба является обязательным элементом пенитенциарной системы любого цивилизованного государства. Уже в 70-е годы в пенитенциарных учреждениях США работало 1350 психологов. Успешно функционируют психологические службы в странах Европы: Англии, Германии, Польше, Болгарии. На данный семинар мы не случайно пригласили представителей пенитенциарной системы СНГ. Мы внимательно изучаем их опыт психологической работы и, в свою очередь, готовы поделиться имеющимися у нас разработками. Борьба с преступностью, ресоциализация осужденных – это наша общая забота.

Формируя психологическую службу УИС, мы должны знать не только международный опыт (ресоциализация осужденных – это наша общая забота), но и помнить историю развития отечественной пенитенциарной практики. Одна из первых, подлинно гуманистических реформ тюремной системы России предпринималась еще Екатериной II. Она писала: «Цель наказания состоит не в том, чтобы мучить тварь, чувствами одаренную. Она на тот конец предписана, чтоб воспрепятствовать виновному, дабы он впредь не мог вредить обществу, и чтобы отвратить граждан от содеяния преступлений». Поэтому, когда спустя более 200 лет наши сотрудники пытаются отстаивать идею, что главная цель наказания – кара и к осужденным необходимо относиться как можно жестче, становится даже обидно, что они слышат только себя, не вникая в историю данного вопроса, не интересуясь тенденциями развития пенитенциарной системы в России и других государствах.

Многим известно, что первые должности практических психологов начали вводиться в 70-е годы в воспитательных колониях. Однако низкий уровень развития практической психологии и отсутствие аттестованных ставок приводили к большой текучести специалистов и не давали ожидаемого эффекта.

В 1988–1991 годах по инициативе ведомственных ученых и руководства территориальных органов УИС Саратовской и Пермской областей в порядке эксперимента была апробирована новая модель психологической службы – лаборатории, созданные при базовых исправительных колониях. Начиная с 1992 года психологические лаборатории начинают создаваться и в других регионах.

Руководителям территориальных органов уголовно-исполнительной системы предоставлено право вводить должности психологов в штаты всех подразделений. По состоянию на 1 июля 2000 года штатная численность психологической службы УИС составляла 1394 единицы, из них в аппаратах территориальных органов УИС – 119 человек, в исправительных колониях – 719, в воспитательных – 148, в следственных изоляторах – 225. Ежегодно, с 1998 по 2000 год, штатная численность психологической службы увеличивается на 10–15%. Наиболее полно укомплектованы психологические службы территориальных органов УИС Республики Татарстан (17 подразделений – 30 психологов), Удмуртской Республики (14–32), Краснодарского края (15–23), Владимирской (13–29), Курганской (7–17), Пермской (27–49), Орловской (6–13), Ленинградской (15–35), Ростовской (15–30), Самарской (20–35), Саратовской (15–23), Свердловской (30–58), Томской (8–16), Ульяновской (10–20) областей. По сравнению с прошлым годом наблюдается увеличение штатной численности психологов в территориальных органах УИС Республики Башкортостан – на 26 единиц, Красноярского – 14, Приморского края – 19, Амурской – 6, Волгоградской – 5, Самарской – 7, Кемеровской – 5, Ульяновской – 12, Челябинской областях – 5.

В настоящее время психологическая служба УИС России имеет целостную организационную структуру. В Главке создан отдел психологической службы численностью 5 человек. Отдел самостоятелен, не входит в состав ни одного управления, так как осуществляет организационно-методическое обеспечение деятельности психологов по всем направлениям: работа с осужденными, личным составом, спецназом, учебными заведениями и т.д.

На уровне территориальных органов УИС введены следующие должности: начальник психологической службы; старший психолог и психолог (при большом количестве подразделений). Большинство из присутствующих назначены на должность начальника психологической службы. На уровне СИЗО и исправительных учреждений психологическая служба представлена в форме лабораторий. Это повышает статус психолога, дает возможность регулировать штаты лаборатории, исходя из численности осужденных и личного состава в подразделении. Уже сегодня в ряде территориальных органов УИС Минюста России (по Самарской, Курской, Свердловской и другим областям) штаты психологических лабораторий составляют от 3 до 6 человек.

Вместе с тем в становлении психологической службы УИС наблюдается ряд недостатков. Главный недостаток – это медленное комплектование службы в ряде территориальных органов УИС. Должность психолога не укомплектована в 150 колониях (без учета лесных учреждений), что составляет 14% от их общей численности. В Ивановской области на 12 подразделений – 7 психологов, в Оренбургской области на 12 – 6, в учреждениях: М-222 (20 – 6), У-235 (14 – 3), АБ-239 (7 – 1), И-299 (9 –1), АМ-244 (17 – 5). Как следствие нагрузка на одного психолога в ряде территориальных органов УИС составляет более 2 тыс. человек, что не дает возможности качественно выполнять функциональные обязанности. Для укрепления психологической службы в 2001 году на уровне исправительных учреждений и СИЗО необходимо ввести должность психолога (старшего психолога), если до настоящего момента она не введена; там, где уже имеется одна должность, – ввести вторую, и, наконец, там, где имеются две должности, приступить к дальнейшему расширению психологической службы с учетом финансовых и кадровых ресурсов.

До настоящего времени не введены должности начальников психологической службы в территориальные органы УИС: Республики Алтай, Магаданской, Новгородской, Ростовской, Смоленской областей и в Учреждении К-231. Не имеют статуса «самостоятельной» психологические службы УИН Минюста России по республикам Адыгея, Бурятия, Калмыкия, Коми, Марий Эл, Тыва, Чувашской Республике, Воронежской, Калининградской, Калужской, Камчатской, Курской, Мурманской, Смоленской, Ярославской областям, учреждениях АМ-244, АБ-239, так как входят в состав отделов по работе с личным составом, кадров или воспитательной работы с осужденными.

Таким образом, наблюдается неравномерность развития психологической службы в различных территориальных органах. Представляется, что это обусловлено не столько финансовыми и кадровыми возможностями регионов, сколько различием позиции руководителей относительно роли психологической службы в реформировании уголовно-исполнительной системы. Однако начальники психологических служб не должны ждать, пока им введут новые должности. Необходимо занимать активную позицию, подыскивать достойные кандидатуры, убеждать руководителей в целесообразности развития психологической службы. По итогам года мы планируем заслушать на координационном совете начальников психологических служб и руководителей территориальных органов УИС, имеющих низкие показатели в работе.

2. Основные направления реформирования УИС

2.1. Одно из центральных направлений реформирования УИС – это воспитательная работа с осужденными. Именно психологическая служба позволяет поднять процесс исполнения наказания на более высокий профессиональный уровень и реализовать на практике принцип гуманизации, индивидуализации и дифференцированного подхода к осужденным.

Давайте вдумаемся в такие цифры: в прошлом году психологами обследовано 415 468 осужденных. Это около 40% от среднестатистической численности спецконтингента. В карантине изучено 213 128 осужденных. В результате было выявлено:

– 13 727 осужденных относительно положительной направленности, а это будущий актив, бригадиры, кандидаты на расконвоирование и условно-досрочное освобождение;

– 4907 осужденных отрицательной направленности и повышенной агрессивности – их рекомендовано поставить на профилактический учет;

– 7447 осужденных, склонных к суицидам;

– 13 154 – с признаками психических аномалий;

– 12 700 – с повышенной внушаемостью, неуверенностью в себе, которые могут подвергаться притеснению другими осужденными.

Об индивидуальных особенностях обследованных осужденных проинформированы все заинтересованные службы, начальникам отрядов даны рекомендации по особенностям общения с каждой категорией правонарушителей, подготовлены программы их ресоциализации.

Поэтому когда мы констатируем, что в прошлом году общее количество преступлений, совершенных в учреждениях УИС, сократилось на 12%, то в этом немалая заслуга и психологической службы.

В настоящее время психологов привлекают к решению самых разнообразных задач, которые предполагают глубокое изучение личности осужденных и прогноз их поведения. Например, условно-досрочное освобождение и перевод в колонию-поселение, предоставление права передвижения без конвоя, перевод на улучшенные условия содержания и другие. Представляется, что накопленный в этой сфере опыт работы психологов нуждается в обобщении, разработке научно обоснованных рекомендаций, более четкой нормативно-правовой регламентации процедуры обследования и подготовки заключения. Необходимо неукоснительно соблюдать права осужденных, помнить о профессиональной этике психолога, ответственно и взвешенно относиться ко всем решениям, которые влияют на судьбу каждого осужденного.

Наиболее успешно психодиагностическая работа организована в психологических службах УИС Минюста России по Владимирской, Ленинградской, Орловской, Пермской и Ярославской областям.

Психологам следует уделять больше внимания изучению социально-психологической обстановки в производственных бригадах, отрядах, в учреждениях в целом. Объектом изучения психолога должны быть межличностные отношения в группе, статус отдельных правонарушителей, межгрупповые конфликты, преобладающие настроения в колонии, т. е. факторы, существенно влияющие на оперативную обстановку.

Психолог должен быть специалистом, который не просто констатирует наличие определенных явлений и дает рекомендации другим службам. Это специалист, который должен лично осуществлять индивидуально-психологическое консультирование и коррекцию поведения (а не просто может «поговорить по душам», хотя в этом осужденные тоже нуждаются). Психолог – это специалист, который может проводить групповые тренинги, разрешать конфликты между осужденными, регулировать их психическое состояние.

Анализ поступающей с мест информации показывает, что в ходе тренингов психологи формируют у осужденных умение регулировать свое психическое состояние, сдерживать и переключать на другой вид активности агрессию, разрешать конфликтные ситуации, адекватно оценивать свои поступки. Для оптимизации психологического климата в среде осужденных важно осуществлять целенаправленную работу с активом учреждений. Это обусловлено тем, что уровень конфликтности данных осужденных гораздо выше, чем других категорий.

Заслуживает одобрения практика социально-психологической подготовки осужденных к освобождению. Это важная форма их ресоциализации и снижения уровня рецидива.

Рассматривая проблемы работы со спецконтингентом, необходимо более четко соблюдать дифференцированный подход к таким категориям, как несовершеннолетние, женщины, лица молодежного и преклонного возрастов, осужденные за насильственные и корыстные преступления.

В реформировании УИС большие усилия прилагаются для создания нормальных условий содержания и лечения осужденных, в первую очередь больных туберкулезом, ВИЧ-инфицированных, хронических алкоголиков и наркоманов. Среди данных категорий осужденных значительное число лиц с психическими аномалиями, повышенной импульсивностью, эмоциональной неуравновешенностью, потерявших смысл жизни. Они склонны к различного рода правонарушениям, суицидам. Поэтому задача психологической службы: повернуться лицом к этим осужденным и организовать необходимую психологическую помощь. В ряде территориальных органов (Калининградская, Рязанская области, ЖХ-385) психологами уже накоплен интересный положительный опыт работы с ВИЧ-инфицированными. При поддержке польских коллег внедряются программы психокоррекционной работы с лицами, имеющими алкогольную зависимость (Самарская область).

В ходе просветительской и психокоррекционной работы со спецконтингентом в ряде регионов родилась очень интересная новация: привлечение осужденных к работе в качестве помощников психолога. В территориальных органах УИС Минюста России по Самарской и Саратовской областям, ЖХ-385 и некоторых других такие добровольные объединения осужденных называют группами «психологической поддержки» или «психологической помощи». Члены этих групп углубленно изучают психологию, постоянно посещают социально-психологические тренинги, осуществляют выпуск специальных газет, альманахов, стендов, а главное – оказывают взаимную поддержку, контролируют поведение осужденных, отнесенных к «группе риска», своевременно разрешают конфликты, возникающие в жилой и производственной зонах.

Оценивая работу психологической службы с осужденными, мы будем учитывать не только формальные показатели (количество обследованных, написанных характеристик, прочитанных лекций и т.д.), а реальное положение дел, состояние психологического климата и оперативной обстановки в учреждениях.

2.2. Реформирование УИС не может осуществляться без развития промышленного комплекса, повышения эффективности трудового использования осужденных. Для решения данной проблемы имеются объективные предпосылки. Разработан и согласован с заинтересованными министерствами и ведомствами проект федеральной целевой программы реформирования и ре­структурирования промышленного сектора УИС. Подготовлен и находится на рассмотрении в Государственной Думе проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс, предусматривающий освобождение УИС от уплаты всех видов налогов (сборов), в том числе налога на добавленную стоимость.

Важной предпосылкой повышения эффективности производства является учет человеческого фактора. В этой связи необходимо остановиться лишь на некоторых задачах, которые может решать психологическая служба:

– профессионально-психологический отбор и расстановка кадров (осужденных) для работы на наиболее ответственных производственных участках;

– изучение мотивации труда осужденных и причин нарушений трудовой дисциплины;

– выявление психологических факторов, отрицательно влияющих на производительность труда осужденных и их устранение;

– регуляция состояний утомления и монотонности;

– проведение психологической экспертизы по изучению причин производственного травматизма;

– разрешение и профилактика производственных конфликтов;

– совершенствование системы стимулирования;

– профилактика и устранение психологических барьеров при внедрении новой техники и других новшеств;

– психологическое обеспечение научной организации труда;

– совершенствование системы управления производственными бригадами.

Необходимо активизировать данное направление деятельности психологической службы. Учитывая местные условия, следует проработать вопрос о возможностях введения в исправительных учреждениях должности психолога за счет штатов производства.

2.3. Магистральным направлением реформирования УИС является работа с кадрами. Никакие финансовые инвестиции, новые сооружения следственных изоляторов, тюрем и исправительных учреждений не способны изменить обстановку в уголовно-исполнительной системе, если в ней работают неквалифицированные, не стремящиеся к успеху, не понимающие современных проблем сотрудники. Поэтому воспитание сотрудников новой формации, повышение их социального статуса и общественного престижа – это важнейшие задачи современной кадровой политики. На 1 июля 2000 года штатная численность аттестованных сотрудников – 252 537 человек. Некомплект составляет около 4,8%, тогда как в аналогичный период прошлого года – 7%. В 1999 году на службу принято 43 584 сотрудника рядового и начальствующего состава, а за первое полугодие текущего года – примерно 14 000 человек. Профессиональное становление личности – это сложный процесс. Именно от психологов учреждений и центров психодиагностики во многом зависит, насколько вновь принятые сотрудники соответствуют профессиональным требованиям. По материалам отчетов, в первом полугодии сего года среди принятых сотрудников 5731 (40%) отнесен к «группе риска» и поставлен на профилактический учет. С одной стороны, эта цифра говорит о тщательном подходе к отбору кадров, а с другой – о наличии большого числа проблемных сотрудников, что свидетельствует о низком качестве кандидатов и препятствует успешной работе. Не случайно в 1999 году, в течение первого года службы, уволено 4208 сотрудников рядового и начальствующего состава, что составляет 15,5% от общего числа уволенных. Каждый десятый из вновь принятых сотрудников увольняется, не прослужив и года. По отрицательным мотивам на первом году службы уволено около 8% личного состава от количества всех уволившихся. Эти цифры указывают на необходимость сокращать прием на службу лиц, включенных в «группу риска», и на трудности в адаптации молодых сотрудников к службе в уголовно-исполнительной системе.

Анализ статистических данных за первое полугодие 2000 года показывает, что наибольший процент сотрудников уволен на первом году службы в республиках: Карелия – 27%, Хакасия – 28, Кабардино-Балкария – 25; в Калининградской области – 25%, в Мурманской – 20, Рязанской – 27, Свердловской – 22, Тверской – 20%; в Еврейской автономной области – 20%.

По отрицательным мотивам больше всего сотрудников уволено в Кабардино-Балкарской республике – 33%; учреждениях: АМ-244 – 37%, ИК-231 – 29%; в г. Москве – 26%.

Психологической службе этих территориальных органов необходимо более профессионально подходить к психологическому отбору личного состава, обращая внимание прежде всего на ценностные ориентации кандидатов и их мотивацию к службе.

В связи с передачей УИС в структуру Министерства юстиции необходимо подходить более целенаправленно к формированию новых центров психодиагностики, укреплять взаимодействие военно-врачебных комиссий с практическими психологами исправительных учреждений.

Важная роль отводится психологической службе в ускорении профессиональной адаптации вновь принятых сотрудников. Для решения данного вопроса важно подобрать новичку наставника, провести индивидуальное консультирование, обратить внимание на возможные трудности в работе, изучить адекватность самооценки личностных качеств. Заслуживает одобрения проведение с вновь принятыми сотрудниками социально-психологических тренингов. Данная форма занятий сплачивает молодых сотрудников, дает возможность обсуждать социально-психологические трудности, с которыми они сталкиваются в служебных коллективах и при общении с осужденными, формирует чувство уверенности в себе, закладывает основы психологического иммунитета к негативным явлениям.

По данным статотчета (форма 3-ПС), за первое полугодие сотрудниками психологической службы УИС России проведено более 2 тысяч исследований социально-психологического климата коллективов; выявлено 5390 сотрудников, склонных к деструктивному поведению, и 4212 человек, нуждающихся в психологической поддержке после стресса. В регионах, где создана полноценная психологическая служба, с «проблемными» сотрудниками проводится целенаправленная работа. За последние несколько лет удалось избежать или существенно снизить количество суицидов в территориальных органах УИС Республики Удмуртия; в Кемеровской, Новосибирской, Саратовской, Свердловской и других областей. Следует и в дальнейшем уделять внимание профилактике деструктивных явлений, ибо от них страдают не только конкретные сотрудники и члены их семей, но снижается и авторитет правоохранительных органов, возникают негативные слухи, происходит деморализация всего коллектива.

Перспективным направлением деятельности психологической службы является психологическое обеспечение работы с резервом кадров на управленческие должности. Оно предполагает: психологический отбор и выявление наиболее перспективных сотрудников; проведение с ними специальной психологической подготовки, направленной на развитие организаторских способностей; индивидуальное консультирование и оказание помощи при назначении на новую должность.

Во многих территориальных органах без заключения психолога не решается ни один кадровый вопрос. По заданию руководства УИС психологи участвуют в инспектировании подразделений, изучают стиль управления отдельных руководителей и его влияние на морально- психологический климат в коллективе.

Деятельность уголовно-исполнительной системы носит сложный, нередко экстремальный характер, и одной из задач психологической службы является подготовка сотрудников к действиям в сложных, нестандартных ситуациях. Многие психологи принимали участие в комплексных командно-штабных учениях, связанных с ведением переговоров в ситуации захвата заложников или массовых беспорядков.

Особое внимание руководителям психологических служб следует обращать на необходимость психологического обеспечения отделов специального назначения. Работа психолога в спецназе предполагает психологическое обследование сотрудников накануне и после командировки на Северный Кавказ, психологическую подготовку к несению службы в особых условиях, по возможности сопровождение отдела при несении службы в «горячих точках» и, наконец, проведение системы медико-психологической реабилитации после возвращения из командировки. Психологи должны владеть психотехнологиями диагностики и коррекции посттравматического стресса.

Руководство Главка беспокоит тот факт, что длительное время в 23 территориальных органах должность психолога спецназа не укомплектована. Начальникам психологических служб следует оказать реальную помощь в решении этого вопроса.

И еще одна просьба: будьте внимательны к людям, как психологи и как сотрудники правоохранительных органов. Когда к нам приходит беда, когда гибнут наши коллеги при выполнении служебного долга, держите под личным контролем психическое состояние родственников пострадавших, оказывайте им, при необходимости, психологическую помощь, поддерживайте постоянный контакт с отделами по работе с личным составом.

2.4. Совершенствование уголовно-исполнительной политики и нормативного обеспечения. Реформирование уголовно-исполнительной системы – это сложный, многоаспектный процесс. Реформа предусматривает существенную корректировку карательной политики в отношении лиц, совершивших преступления небольшой и средней тяжести, сужение практики применения содержания под стражей, более широкое использование альтернативных наказаний, не связанных с лишением свободы.

Это обусловлено тем, что численность лиц, содержащихся под стражей, в России в 1999 году сравнялась с численностью спецконтингента всего СССР на конец 80-х годов. Если население России составляет 1/ 40 часть от населения земного шара, то наше тюремное население – его 1/8 часть (1 млн. 88 тысяч на 1 мая 2000 года). Россия входит в число лидеров по количеству заключенных в расчете на 100 тысяч населения.

Для сравнения: в Германии на 100 тысяч населения – 90 осужденных; в Польше – 160; на Украине – 415; в России и США – около 700 человек. После амнистии, в ходе которой мы освободили порядка 115 тысяч человек, численность осужденных на 100 тысяч населения в России сократилась до 655 человек.

По существу, каждый третий взрослый мужчина поражен клеймом судимости сам либо через своих близких родственников. В судебно-следственную орбиту в качестве подозреваемого, обвиняемого, подсудимого или осужденного за последние 40 лет вовлечено до 35–40% ныне живущего взрослого населения России.

Поэтому Министерством юстиции подготовлен и внесен на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации». Принятие этого закона позволит за счет либерализации усло­вий содержания, более широкого использования альтернатив­ных наказаний постепенно сократить численность осужденных и арестованных в пределах 350 тысяч человек. Это окажет положительное влияние на стабилизацию положения дел в УИС.

Вы знаете, что в структуре УИС функционируют уголовно-исполнительные инспекции. Уже сегодня их личный состав насчитывает 4091 сотрудника, а на учете в инспекции состоит 768,5 тысячи человек, осужденных к различным мерам наказания без изоляции от общества. Поэтому руководители психологических служб по мере возможности должны организовать психологическое обеспечение работы и с личным составом исправительных инспекций. Что касается осужденных, то представляется, что со временем, по образцу зарубежных служб пробации, в штатах уголовно-исполнительной инспекции у нас будут предусмотрены должности социальных работников и психологов.

3. Основные направления дальнейшего развития психологической службы УИС

Для того чтобы повысить роль практических психологов в реформировании УИС, сама психологическая служба нуждается в дальнейшем укреплении и развитии. В этой связи представляется необходимым:

– разработать и утвердить приказом Министерства юстиции Концепцию развития психологической службы до 2005 года,

– принять меры по совершенствованию нормативно-правовой базы функционирования психологической службы и повышения статуса психологов,

– уделить внимание совершенствованию организационной структуры психологической службы, включая расширение штатов, создание региональных базовых лабораторий, психологических отделов при крупных территориальных органах,

– повысить уровень научно-методического обеспечения ПС, имея в виду, что каждый психолог должен быть обеспечен научно оборудованным инструментарием диагностики, программами психологической коррекции,

– укрепить материально-техническую базу ПС, включая обеспеченность персональными компьютерами, создание психологических кабинетов и т.д.,

– создать постоянно действующую систему непрерывного образования психологов,

– обеспечить взаимодействие ПС с вневедомственными психологическими центрами, с неправительственными общественными организациями в вопросах оказания психологической помощи осужденным.

Наш семинар проходит на рубеже веков, на рубеже двух тысячелетий. Мы окидываем взором: что нами сделано в ХХ столетии и что мы ждем от психологической службы в ХХI столетии. За последние 100 лет в пенитенциарной системе имели место многие новшества, направленные на гуманизацию условий содержания осужденных.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9



Скачать файл (727.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации