Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Курсовой проект - Центральный банк РФ - файл n1.docx


Курсовой проект - Центральный банк РФ
скачать (344.7 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.docx345kb.06.01.2013 13:22скачать

Загрузка...

n1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...
План работы:

  1. История развития Центрального банка Российской Федерации.

  2. Цели деятельности Банка России.

  3. Правовой статус Банка России (ЦБ РФ).

  4. Функции Банка России:

    1. разработка и проведение единой денежно-кредитной политики;

    2. эмиссия наличных денег и организация их обращения;

    3. банковское регулирование и надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства.

  5. Операции Банка России.

  6. Организационная структура Банка России.

  7. Инструменты и методы денежно-кредитной политики Банка России.

  8. Заключение.

  9. Приложения.

  10. Список литературы.

qA

Вступление.

В настоящее время банковская система России в силу ряда объективных причин находится в процессе реформирования, одной из задач которого выступает повышение качества корпоративного управления, в том числе через приближение российских стандартов бухгалтерского учета и отчетности к международным, а также усиление роли аудита и внутреннего контроля.

Целью курсовой работы является изучение Российской Федерации.

Задачи курсовой работы: рассмотреть историю становления банка, изучить особенности банковской система РФ и принципы ее построения, проанализировать её основные элементы.

Объект курсовой работы - функционирование банковской системы РФ.

Центральный банк Российской Федерации

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Подотчетный Верховному Совету РСФСР, он первоначально назывался Государственный банк РСФСР.

2 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР был принят Закон о Центральном банке РСФСР (Банке России), согласно которому Банк России являлся юридическим лицом, главным банком РСФСР и был подотчетен Верховному Совету РСФСР. В законе были определены функции банка в области организации денежного обращения, денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономической деятельности и регулирования деятельности акционерных и кооперативных банков.

В июне 1991 г. был утвержден Устав Центрального банка РСФСР (Банка России), подотчетного Верховному Совету РСФСР.

В ноябре 1991 г. в связи с образованием Содружества Независимых Государств и упразднением союзных структур ВС РСФСР объявил Центральный банк РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики. На него возлагались функции Госбанка СССР по эмиссии и определению курса рубля. ЦБ РСФСР предписывалось до 1 января 1992 г. принять в свое полное хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций.

20 декабря 1991 г. Государственный банк СССР был упразднен и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР были переданы Центральному банку РСФСР (Банку России). Несколько месяцев спустя банк стал называться Центральным банком Российской Федерации (Банком России).

В течение 1991-1992 гг. под руководством Банка России в стране на основе коммерциализации филиалов спецбанков была создана широкая сеть коммерческих банков. После упразднения Госбанка СССР была изменена система счетов, создана сеть расчетно-кассовых центров (РКЦ) Центрального банка и началась их компьютеризация. Банк России начал осуществлять куплю-продажу иностранной валюты на организованном им валютном рынке, устанавливать и публиковать официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю.

С декабря 1992 г. начался процесс передачи Банком России функций кассового исполнения государственного бюджета вновь созданному Федеральному Казначейству.

Свои функции, определенные Конституцией Российской Федерации (ст. 75) и Законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (ст. 22), банк осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления.

В 1992-1995 гг. в порядке поддержания стабильности банковской системы Банк России создал систему надзора и инспектирования коммерческих банков, а также систему валютного регулирования и валютного контроля. В качестве агента Министерства финансов Банк России организовал рынок государственных ценных бумаг (ГКО) и стал принимать участие в функционировании.

С 1995 г. Банк России прекратил использование прямых кредитов для финансирования дефицита федерального бюджета и перестал предоставлять целевые централизованные кредиты отраслям экономики.

С целью преодоления последствий финансового кризиса 1998 г. Банк России проводил политику реструктуризации банковской системы, направленную на улучшение работы коммерческих банков и повышение их ликвидности. В установленных законодательством рамках с рынка банковских услуг были выведены несостоятельные банки. Большое значение для восстановления банковской деятельности в послекризисный период имело также создание Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) и Межведомственного координационного комитета содействия развитию банковского дела в России (МКК). В результате эффективных действий Банка России, АРКО и МКК банковский сектор экономики в середине 2001 г. в основном преодолел последствия кризиса.

Денежно-кредитная политика Банка России была ориентирована на поддержание финансовой стабильности и формирование предпосылок, обеспечивающих устойчивость экономического роста страны. Банк России гибко реагировал на изменение реального спроса на деньги, способствовал поддержанию растущей динамики экономики, снижению процентных ставок, инфляционных ожиданий и темпов инфляции. Это привело к некоторому укреплению реального валютного курса рубля и стабильности финансовых рынков.

В результате взвешенной денежно-кредитной политики и политики валютного курса, проводимой Банком России, увеличились золотовалютные резервы Российской Федерации, нет резких колебаний обменного курса.

Деятельность Банка России в области развития платежной системы была направлена на повышение ее надежности и эффективности для обеспечения стабильности финансового сектора и экономики страны. С целью повышения информационной прозрачности в функционировании платежной системы Банком России была введена отчетность кредитных организаций и территориальных учреждений Банка по платежам, которая учитывала международный опыт, методологию и практику наблюдения за платежными системами.

В 2003 г. Банк России приступил к реализации проекта по усовершенствованию банковского надзора и пруденциальной отчетности за счет внедрения системы международных стандартов (МСФО).

Предусматривается реализация комплекса мер, включая обеспечение достоверного учета и отчетности кредитных организаций, повышения требований к содержанию, объему и периодичности публикуемой информации, реализации в учете и отчетности подходов, признанных передовой международной практикой. Кроме того, будет раскрыта информация о реальных владельцах кредитных организаций, контроль за их финансовым состоянием, а также повышение требований к должностным лицам кредитной организации и их деловой репутации.

Повышенное внимание Банк России уделяет ряду проблем. Одна из них связана с тем, что в последнее время все более важную роль начинают играть специфические риски, связанные с динамикой цен на отдельные финансовые активы и конъюнктурой рынка недвижимости. К высокой концентрации рисков у ряда банков приводит практика кредитования связанных сторон. В связи с этим совершенствование Банком России методов банковского регулирования и надзора идет в направлении развития содержательного (риск-ориентированного) банковского надзора.

Еще одна проблема, которой Банк России уделяет повышенное внимание, — это фиктивная капитализация банков.

С целью противодействия использованию банками разного рода схем для искусственного завышения или занижения значения обязательных нормативов в 2004 г. Банк России принял ряд документов в том числе Положение "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери" и Инструкцию "Об обязательных нормативах банков".

В связи с расширением круга кредитных организаций, предоставляющих населению ипотечные кредиты, Банк России в 2003 г. издал Указание "О проведении единовременного обследования по ипотечному кредитованию", в котором был определен порядок составления и предоставления сведений о предоставленных кредитными организациями ипотечных жилищных кредитах.

С принятием Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах" кредитные организации, обеспечивающие соблюдение требований по защите интересов инвесторов, получили законодательно закрепленную возможность рефинансировать свои требования по ипотечным кредитам за счет выпуска указанных ценных бумаг.

В 2004 г. на основании Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах" Банк России издал Инструкцию "Об обязательных нормативах кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием", в которой установил особенности расчета и значений обязательных нормативов, величину и методику определения дополнительных обязательных нормативов кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием.

В декабре 2003 г. был принят Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации". В нем были определены правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, а также компетенция, порядок образования и деятельности организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, порядок выплаты возмещения по вкладам.

В настоящее время в системе страхования вкладов участвует подавляющее большинство банков. В них сосредоточено почти 100 процентов всех вкладов физических лиц, размещенных в банковских учреждениях Российской Федерации.

В апреле 2005 г. Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации была принята "Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года".

В соответствии с этим документом основной целью развития банковского сектора на среднесрочную перспективу (2005—2008 гг.) является повышение его устойчивости и эффективности функционирования.

Основными задачами развития банковского сектора являются:

  • усиление защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков;

  • повышение эффективности осуществляемой банковским сектором деятельности по аккумулированию денежных средств населения и организаций и их трансформации в кредиты и инвестиции;

  • повышение конкурентоспособности российских кредитных организаций;

  • предотвращение использования кредитных организаций для осуществления недобросовестной коммерческой деятельности и в противоправных целях (прежде всего таких, как финансирование терроризма и легализация доходов, полученных преступным путем);

  • развитие конкурентной среды и обеспечение транспарентности в деятельности кредитных организаций;

  • укрепление доверия к российскому банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков.

Реформирование банковского сектора будет способствовать реализации программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005—2008 гг.), прежде всего преодолению сырьевой направленности российской экономики за счет ее ускоренной диверсификации и реализации конкурентных преимуществ. На следующем этапе (2009—2015 гг.) Правительство Российской Федерации и Банк России будут считать приоритетной задачу эффективного позиционирования российского банковского сектора на международных финансовых рынках.

Руководители Государственного банка РСФСР – Центрального банка РСФСР – Центрального банка Российской Федерации (Банка России). См. Приложение 1.

Банк России (или Центральный Банк РФ) является главным банком страны – Банк банков. В своей деятельности он руководствуется Конституцией РФ, Гражданским Кодексом РФ, Федеральным законом « О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Цели деятельности Банка России.

  • защита и обеспечение устойчивости рубля;

  • развитие и укрепление банковской системы России;

  • обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Правовой статус Банка России (ЦБ РФ).

  • Банк России является юридическим лицом.

  • Функционирует на основе принципа независимости, т.е. не входит в структуру федеральных органов государственной власти.

  • ЦБ РФ – особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения.

  • Уставный капитал 3 и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью.

  • Банк России обладает финансовой независимостью, т.е. осуществляет свои расходы за счет собственных доходов и не регистрируется в налоговых органах.

  • Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России – по обязательствам государства, если они не приняли на себя таких обязательств.

  • Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ. Органы власти всех уровней не имеют права вмешиваться в деятельность ЦБ РФ.

Функции Банка России.

Комплекс основных функций Банка России закреплен в Конституции РФ (ст. 75):

  • Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным Банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.

  • Защита и обеспечение устойчивости рубля – основная функция Центрального Банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

В ст. 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» выделены следующие функции БР:

  • разрабатывает и проводит единую государственную денежно кредитную политику;

  • монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

  • является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;

  • устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

  • устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

  • осуществляет государственную регистрацию, выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;

  • осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;

  • регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

  • осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения своих основных задач;

  • осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;

  • организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации;

  • принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

  • проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом по регионам, прежде всего денежно кредитных, валютнофинансовых ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные, а также выполняет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Рассмотрим некоторые из них:

  1. разработка и проведение единой денежно-кредитной политики.

Главной функцией Центрального банка является разработка и проведение единой денежно-кредитной политики, направленной главным образом на воздействие на валютный курс, процентные ставки и на общий объем ликвидности банковской системы и, следовательно, экономики.

Достижение этих задач преследует цель стабильности экономического роста, низкой безработицы и инфляции. ЦБ отвечает за стабильность денежного обращения и курса национальной валюты и в этих целях координирует свою политику с другими государственными органами. Денежно-кредитная политика представляет собой один из элементов всей экономической политики и прямо определяется приоритетами правительства.

Взаимоотношения ЦБ и правительства в проведении денежно-кредитной политики четко определены. Правительство ограничено в своих действиях и не вмешивается в повседневную деятельность банка, согласовывая лишь общую макроэкономическую политику..

Следует отметить, что Центральный банк - прежде всего посредник между государством и остальной экономикой через банки. В качестве такого учреждения он призван регулировать денежные и кредитные потоки с помощью инструментов, которые закреплены за ним в законодательном порядке и имеют следующую классификацию: кратко- и долгосрочные инструменты, прямые и косвенные инструменты, общие и селективные инструменты, рыночные и нерыночные инструменты.

Ниже приводится краткая характеристика основных инструментов денежно-кредитной политики:

  • Официальная учетная ставка - относительно редко изменяемая ставка ЦБ, по которой он готов учитывать векселя или предоставлять кредиты другим банкам в качестве кредитора последней инстанции.

  • Обязательные резервы - часть ресурсов банков, внесенных по требованию властей на беспроцентный счет в ЦБ.

  • Операции на открытом рынке - операции ЦБ по купле-продаже коммерческих и казначейских векселей, государственных облигаций и прочих ценных бумаг, а также краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.

  • Моральное воздействие - рекомендации, заявления, собеседования традиционно играют важную роль в денежно-кредитной политике многих развитых стран.

  • Разумный банковский надзор - различные методы контроля за функционированием банков с точки зрения обеспечения их безопасности на основе сбора информации, требования соблюдения определенных балансовых коэффициентов.

  • Контроль за рынком капиталов - порядок выпуска акций и облигаций, включая стандартные правила-требования, очередность эмиссии, официальный предел внешних заимствований относительно самофинансирования, квоты выпуска облигаций и др.

  • Допуск к рынкам - регулирование открытия новых банков, разрешение операций иностранным банковским учреждениям.

  • Специальные депозиты - часть прироста депозитов или кредитов коммерческих банков, изъятая на беспроцентные счета в ЦБ.

  • Количественные ограничения - потолки ставок, прямое ограничение кредитования, периодическое “замораживание” процентных ставок.

  • Валютные интервенции - купля-продажа валюты для воздействия на курс и, следовательно, на спрос и предложение денежной единицы.

  • Управление госдолгом. Эмиссия гособлигаций нейтрализует ликвидность банков, связывает их средства, и поэтому масштабы госдолга, техника его эмиссии, форма размещения имеют большое значение для контроля за денежным обращением.

  • Таргетирование - установление целевых ориентиров роста одного или нескольких показателей денежной массы.

  • Регулирование фондовых и фьючерских операций путем установления обязательной маржи.

  • Нормы обязательного инвестирования в государственные ценные бумаги для банков и инвестиционных институтов.

  1. эмиссия наличных денег и организация их обращения.

Следующей по значению функцией является эмиссия наличных денег и организация их обращения.

В целях организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации на Банк России возлагаются следующие функции:

  • прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты, создание их резервных фондов;

  • установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

  • установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монеты, а также их уничтожения;

  • определение порядка ведения кассовых операций.

При этом, необходимо отметить, что на Западе эмиссионная монополия за ЦБ как представителем государства закреплена законодательно только в отношении банкнот и, в некоторых случаях, монет. Наличное обращение там имеет крайне небольшое место даже в расчетах населения - обычно менее 5 - 10%.Планирование наличного обращения отсутствует ввиду его бессмысленности: деньги автоматически “продаются” банками через отделения ЦБ по мере предъявления спроса и не могут использоваться для покрытия дефицита государственного бюджета. Поэтому монополия на банкнотную эмиссию не подразумевает ее жестокого контроля или увязки с макроэкономическими показателями.

Эмиссия банкнот в принципе отличается от выпуска долговых обязательств государства только тем, что банкноты - простые векселя до востребования - могут использоваться как законное платежное средство и по ним не надо платить процент. Поскольку современные деньги имеют кредитный характер, банковские счета, по сути, мало чем отличаются от банкнот и представляют собой основной компонент денежной массы в обращении.

ЦБ развитых стран часто занимаются не только производством, но и дизайном, защитой банкнот от подделки, другими техническими вопросами.

На Западе не пишут на банкнотах, что они обеспечиваются золотом, драгоценными металлами и прочими активами ЦБ, но это отражено в их публикуемых балансах. Обеспечением выступает актив ЦБ, основными статьями которого обычно являются золотовалютные резервы, портфель государственных и прочих ценных бумаг, кредиты банкам под залог ценных бумаг. В развитых странах вопрос обеспечения банкнотной эмиссии решается по-разному, но он всегда имеет юридическую основу, нередко законодательно определен характер обеспечения и, следовательно, косвенные пределы бумажной эмиссии.

О незначительной роли функции ЦБ как эмиссионного центра нередко свидетельствует отсутствие специального подразделения в головной конторе ЦБ (например, Банк Англии). Данная функция все более рассматривается как техническая и касается в основном отделений банка, непосредственно занимающихся кассовой работой, а также типографии, печатающей банкноты. Монополия нужна, прежде всего, для исключения злоупотреблений и содействия проведению единой денежно-кредитной политики.

Безналичная эмиссия составляет особую проблему. ЦБ не располагает ни формальной, ни фактической монополией на такую эмиссию, и она не равнозначна средствам на счетах коммерческих банков в ЦБ. Банки держат в ЦБ главным образом обязательные резервы, которые от них требуют власти в порядке денежно-кредитного регулирования, а в меньшей степени - средства для клиринговых расчетов. Сумма таких депозитов обычно не превышает 30 - 50% баланса ЦБ, а чаще имеет еще более незначительный вес. Безналичная эмиссия не совершается исключительно ЦБ. Коммерческие и прочие банки могут создавать денежную массу теми же методами, что и ЦБ. Разница лишь в том, что коммерческие банки делают это для развития своих операций, а ЦБ - при нехватке средств для регулирования ликвидности банковской системы. Анализ балансов ЦБ показывает, что объем их безналичной эмиссии незначителен по сравнению с деятельностью других банков.

  1. банковское регулирование и надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства - система мер, с помощью которых государство через ЦБ занимается обеспечением стабильного, безопасного функционирования банков, предотвращением дестабилизирующих тенденций.

В соответствии с ФЗ О Центральном банке Российской Федерации Банк России является органом регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Главной целью надзорной деятельности ЦБ РФ является поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Исходя из этой цели, Банк России должен решать следующие задачи:

  • предупреждать возможность возникновения системного банковского кризиса (путем снижения рисков утраты ликвидности отдельны ми кредитными институтами);

  • защищать интересы вкладчиков и кредиторов;

  • не допускать монополизации финансового капитала, поддерживать здоровую конкуренцию в банковском секторе экономики;

  • способствовать повышению эффективности банковского дела, росту профессионализма и добросовестности банковских работников.

Конкретное содержание банковского регулирования и надзора формируется под воздействием ряда факторов:

  • макроэкономическая ситуация в стране, состояние банковской системы;

  • социальноэкономические приоритеты развития общества;

  • совершенство законодательной базы; .

  • проводимая Банком России кредитная политика;

  • степень независимости Банка России от органов законодательной и исполнительной власти;

  • исторически сложившиеся особенности организации банковского надзора в стране.

В международной банковской практике известны четыре способа организации банковского регулирования и надзора:

  • под эгидой Центрального банка (Россия и многие другие страны);

  • ведущая роль принадлежит Правительству, как правило, в лице Министерства Финансов (Франция);

  • независимое агентство, несущее ответственность перед парламентом или президентом (Федеральное ведомство банковского надзора – Германия);

  • смешанный тип организации, например, в США – Федеральная Резервная Система (ФРС), Федеральная Корпорация страхования депозитов (ФКСД), Контролер денежного обращения (КДО), Федеральный Комитет открытого рынка (ФКОР).

Следует отметить, что на западе регулирование банковской деятельности может заключаться, например, в требовании соблюдения правила “четырех глаз”, т.е. руководство банком должно осуществляться как минимум двумя людьми. Кроме того, важным считается также принцип “китайских стен”, т.е. различные подразделения банка во избежание конфликта интересов и злоупотреблений должны действовать как абсолютно независимые компании. В ряде стран в случае необходимости ЦБ может потребовать увольнения управляющего коммерческого банка и даже назначить временно своего комиссара. Государство может официально требовать от банков поддержания определенного уровня наличности, ликвидности активов, соотношения акционерного капитала с заемным. Важным элементом регулирования во многих странах является система обязательного страхования депозитов, обеспечивающая возмещение убытков вкладчиков банков до определенного уровня.

Банковский надзор может быть двух видов: прямой (превентивный) и более либеральный (защитное регулирование). На практике чаще используются эти методы в сочетании. Зарубежная банковская теория использует термин разумный банковский надзор (Приложение. 2)

Механизм регулирования и надзора представляет собой систему инструментов и методов организации банковской деятельности.

Методы делятся на административные и экономические, регулирующие и надзорные.

Административные методы включают лицензирование, прямые ограничения (лимиты) и запреты. Например, запрет на проведение страховых операций с клиентами, назначение временной администрации в проблемные банки.

Экономические методы оказывают в основном косвенное воздействие на деятельность банков. Выделяют три основные группы методов: налоговые , нормативные и корректирующие (гибко стимулирующие предпочтительное с точки зрения ЦБ поведение коммерческих банков).

Банк России широко использует нормативный метод путем издания специальных инструкций и организации контроля за их исполнением. Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. При этом, нормативные акты Банка России не могут противоречить федеральным законам.

Нормативные акты Банка России вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования в официальном издании Банка России - "Вестнике Банка России", за исключением случаев, установленных Советом директоров за исключением случаев, установленных Советом директоров.

Нормативные акты Банка России не имеют обратной силы.

Нормативные акты Банка России, непосредственно затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации в порядке, установленном для регистрации актов федеральных министерств и ведомств.

Регулирующие методы направлены на снижение банковских рисков. К ним относятся разработанные Банком России инструктивные материалы, базирующиеся на законе О банках и банковской деятельности и нормах международного банковского права. Они предполагают исследование как административных, так и экономических методов.

Надзорные методы нацелены на организацию контроля за выполнением Банковского законодательства и инструкций ЦБ.

Следует отметить, что надзорные и регулирующие функции Банка России могут осуществляться им непосредственно или через создаваемый при нем орган банковского надзора. Решение о создании данного органа принимается Советом директоров.

Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России, в частности установленных ими обязательных нормативов.

Главная цель банковского регулирования и надзора - поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности

Для осуществления своих функций Банк России имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций и федеральных органов исполнительной власти необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации.

В то же время, Банк России не вправе требовать от кредитных организаций выполнения несвойственных им функций, включая контроль за расходованием фонда потребления (заработной платы) юридических лиц - клиентов.

Надзор за деятельностью кредитных организаций может осуществляться в следующих формах:

  • анализ отчетности КБ, регулярно представляемой в Банк России в установленном порядке;

  • проверка отдельных направлений деятельности или кредит ной организации в целом представителем Банка России – ревизия на месте;

  • проведение внешнего аудита аудиторской фирмой. Сведения о фирме и ее аудиторское заключение представляются в Банк России.

Кроме того, все кредитные организации обязаны осуществлять внутренний аудит и контроль своими силами и публиковать заверенные аудиторской фирмой балансы и Отчеты о прибылях и убытках. Банк России – публикует сводный отчет «О финансовом состоянии крупных КО».

С 31.12.99г. все кредитные организации обязаны публиковать в СМИ ключевые показатели своей деятельности:

  • баланс;

  • отчет о прибылях / убытках.

  • размер капитала;

  • Н 1 – норматив достаточности капитала;

  • величина резервов на возможные потери по ссудам и иным активам.

В основе банковского регулирования и надзора лежит принцип так называемого “верблюда”. Английский акроним “CAMEL” (верблюд) составлен по заглавным буквам основных критериев банковского надзора:

  • достаточность капитала (отношение собственных средств к суммарным активам);

  • качество активов с точки зрения риска, ликвидности и т.д.;

  • качество менеджмента (квалификация управляющих);

  • ликвидность: способность быстро и безболезненно выполнять обязательства (соотношение ликвидных и прочих активов);

  • доходность;

ЦБ РФ следит, прежде всего, за указанными показателями деятельности банков и требует от банков представления значительной по объему статистической информации для того, чтобы быть в состоянии защитить общественные интересы, вовремя отреагировать на негативные тенденции

В случае нарушения федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, устанавливаемых им обязательных нормативов, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации, а также совершения действий, создающих реальную угрозу интересам вкладчиков и кредиторов, Банк России имеет право в порядке надзора применять к кредитной организации меры, установленные Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

В частности Центральный банк РФ вправе:

  1. взыскать с кредитной организации штраф до 1 процента от размера оплаченного уставного капитала, но не более 1 процента от минимального размера уставного капитала;

  2. потребовать от кредитной организации:

    1. осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры активов;

    2. замены руководителей кредитной организации;

    3. реорганизации кредитной организации;

  3. изменить для кредитной организации обязательные нормативы на срок до шести месяцев

  4. ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного года, а также на открытие филиалов на срок до одного года;

  5. назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до шести месяцев. Порядок назначения и деятельности временной администрации устанавливается федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России;

  6. Банк России вправе отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О банках и банковской деятельности". Порядок отзыва лицензии на осуществление банковских операций устанавливается нормативными актами Банка России.

Кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные ФЗ «О банках и банковской деятельности». Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Кроме того, Кредитная организация вправе осуществлять следующие сделки:

  • выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

  • приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;

  • доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;

  • осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;

  • предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;

  • лизинговые операции;

  • оказание консультационных и информационных услуг.

Кредитная организация вправе осуществлять иные сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации. В то же время, отмечено, что кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью.

Кредитные организации подлежат государственной регистрации в Банке России. Банк России осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций и ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций.

За регистрацию кредитных организаций взимается сбор в размере, определяемом Банком России, но не более 1 процента от объявленного уставного капитала кредитной организации. Указанный сбор поступает в доход федерального бюджета.

Лицензия на осуществление банковских операций кредитной организации выдается после ее государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом.

Кредитные организации получают право осуществления банковских операций с момента получения лицензии, выдаваемой Банком России.

Небанковская кредитная организация - кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные ФЗ «О банках и банковской деятельности». Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.

Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:

  • привлечение во вклады денежных средств физических и юридических

  • лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет

  • на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение

  • банковских счетов физических и юридических лиц.

Иностранный банк - банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.

Основные тенденции развития банковского регулирования и надзора в России:

  • постепенный переход на международные стандарты регулирования и надзора;

  • введение системы раннего оповещения и быстрого реагирования на появление проблемных кредитных организаций;

  • переход на международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности;

  • укрепление банковского менеджмента 1 ;

  • совершенствование методов банковского регулирования и надзора.

  • ограничение деятельности финансовонесостоятельных КО .

Совершенствование регулирования и надзора Банк России определяет в соответствии с Базовыми принципами эффективного надзора за банковской деятельностью, сформированными Базельским комитетом.

Операции Банка России

Банк России имеет право осуществлять следующие операции (гл. 8 ФЗ «О Центральном Банке РФ (Банке России)»):

  • предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение;

  • покупать и продавать чеки и векселя со сроком погашения не более шести месяцев;

  • покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке, покупать и продавать иные ценные бумаги со сроком погашения не более одного года;

  • проводить эмиссию облигаций и размещать их от своего имени среди КО;

  • покупать и продавать иностранную валюту, платежные документы и обязательства в инвалюте, выставленные кредитными организациями;

  • покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;

  • проводить расчетные кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и иные ценности;

  • выдавать гарантии и поручительства;

  • осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;

  • открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях;

  • выставлять чеки и векселя в любой валюте;

  • осуществлять другие банковские операции от своего имени, если это не запрещено законом.

Банк России вправе осуществлять операции на комиссионной основе, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Банк России не имеет права:

  • осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на проведение банковских операций, и физическими лицами;

  • приобретать доли (акции) кредитных и иных организаций;

  • осуществлять операции с недвижимостью, за исключением случаев, связанных с обеспечением деятельности Банка России, его предприятий, учреждений и организаций;

  • заниматься торговой и производственной деятельностью;

  • пролонгировать предоставленные кредиты. Исключение может быть сделано по решению Совета директоров.

Организационная структура Банка России

Внешним органом Банка России является Совет директоров – коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности и осуществляющий руководство и управление Банком России. В состав Совета директоров входят: Председатель Банка России и 12 членов. Срок полномочий членов Совета директоров составляет 4 года. Кандидатуру Председателя ЦБ РФ утверждает Государственная Дума по представлению президента РФ.

При Банке России действует Национальный банковский совет, состоящий из представителей Совета Федерации ФС РФ, Государственной Думы, Президента РФ, Правительства РФ и Председателя Банка России, – всего 12 человек.

Национальный банковский совет выполняет следующие функции:

  • рассматривает концепцию совершенствования банковской системы Российской Федерации;

  • рассматривает проекты основных направлений единой государственной денежно - кредитной политики, политики валютного регулирования и валютного контроля, дает по ним заключения и анализирует итоги их выполнения;

  • осуществляет экспертизу проектов законодательных и иных нормативных актов в области банковского дела;

  • рассматривает наиболее важные вопросы регулирования деятельности кредитных организаций;

  • участвует в разработке основных принципов организации системы расчетов в Российской Федерации.

Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления (см. Приложение 3.)

В настоящее время в Центральном банке Российской Федерации функционируют следующие структурные подразделения:

  • Сводный экономический департамент

  • Департамент исследований и информации

  • Департамент наличного денежного обращения

  • Департамент регулирования, управления и мониторинга платежной системы Банка России

  • Департамент регулирования расчетов

  • Департамент бухгалтерского учета и отчетности

  • Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций

  • Департамент банковского регулирования и надзора

  • Главная инспекция кредитных организаций

  • Департамент операций на финансовых рынках

  • Департамент обеспечения и контроля операций на финансовых рынках

  • Департамент финансового мониторинга и валютного контроля

  • Департамент платежного баланса

  • Департамент методологии и организации обслуживания счетов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

  • Юридический департамент

  • Департамент полевых учреждений

  • Департамент информационных систем

  • Департамент кадровой политики и обеспечения работы с персоналом

  • Финансовый департамент

  • Департамент внутреннего аудита и ревизий

  • Департамент международных финансово-экономических отношений

  • Департамент внешних и общественных связей

  • Административный департамент

  • Главное управление недвижимости Банка России

  • Главное управление экспертизы и планирования капитальных затрат Банка России

  • Главное управление безопасности и защиты информации

Инструменты и методы денежно-кредитной политики Банка России

Банк России совместно с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежнокредитную политику. Основные цели денежнокредитной политики:

  • достижение финансовой стабилизации;

  • снижение темпов инфляции;

  • укрепление курса национальной валюты;

  • обеспечение устойчивости платежного баланса страны;

  • создание условий для стимулирования экономического роста

Заключение.

Центральный банк сегодня является ключевым элементом финансово-кредитной системы любого развитого государства. Он выступает проводником официальной денежно-кредитной политики. В свою очередь денежно-кредитная политика наряду с бюджетной составляет основу всего государственного регулирования экономики.

В целях повышения оперативности и качества анализа финансового состояния кредитных организаций и эффективности контроля за достоверностью банковской отчетности будут внедрены комплексные методики анализа финансового состояния кредитных организаций как на этапе документарного надзора, так и на этапе проведения инспекторских проверок, направленные на выявление проблем кредитных организаций на ранних стадиях их возникновения.

Приложения.

Приложение 1. Руководство Банка.

Матюхин Г.Г.

Председатель Государственного банка РСФСР – Центрального банка РСФСР – Центрального банка Российской Федерации (Банка России)

1990-1992 гг

Геращенко В.В.

Председатель Центрального банка Российской Федерации (Банка России)

1992-1994 гг.; 1998-2002 гг

Парамонова Т.В.

исполняющий обязанности Председателя Центрального банка Российской Федерации (Банка России)

1994-1995 гг

Хандруев А.А.

временно исполняющий обязанности Председателя Банка России

8 по 22 ноября 1995 г

Дубинин С.К.

Председатель Центрального банка Российской Федерации (Банка России)

1995-1998 гг

Игнатьев С.М.

Председатель Центрального банка Российской Федерации (Банка России)

с 2002 г.– по н./в.

Приложение 2.

Приложение 3.



Список литературы:

  • «Базовые принципы эффективного надзора за банковской деятельностью»

  • Конституция РФ

  • http://www.cbr.ru/

  • Голубев С.А. Роль Центрального банка Российской Федерации в регулировании банковской системы страны. М., 2000.

  • Крохина Ю.А. Финансовое право России: учебник для вузов. М., 2004.

  • Петрова Г.В. Финансовое право: учебник. - М., 2006.

  • Финансовое право: учебник / отв. ред. Н.И. Химичева. М., 2003.

  • Финансовое право: учебник / под ред. О.Н. Горбуновой. М., 2002.

  • Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

  • Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 года № 395-1

  • Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» от 23 декабря 2003 года N177-ФЗ

  • Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25 февраля 1999 года N40-ФЗ



Скачать файл (344.7 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации