Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Веинке В. Авторское право. Регламентация, основы, будуще - файл n1.doc


Веинке В. Авторское право. Регламентация, основы, будуще
скачать (618.5 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc619kb.06.01.2013 13:30скачать


n1.doc

  1   2   3   4   5

Will! Weincke


/^ /•J ^ f 0

Вилли Веинке




OPHAVSRET

Reglerne

Baggrunden

Fremtiden
АвторсКое

право

Регламентация,

основы,

будущее


G.E.C Gad. Kobenhavn

1976

Москва е- - ^^- ., „., «ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА»

1979

67.93 В26

Ответственный редактор

и автор вступительной статьи

председатель правления

Всесоюзного агентства по авторским правам

Б. Д. Панкин

Перевод с датского П. В. Земцова

Веинке В.

В26 Авторское право.

Регламентация, основы, будущее / Под ред. Б.Д. Панкина.—М.: Юрид. лит., 1979. 232 с.

Автор книги — датский юрист — впервые издается в СССР. Его работа посвящена сравнительному анализу при­менения законодательства об авторском праве, в ряде за­падных стран. Кроме того, в книге показывается влияние международных конвенций об авторском праве на нацио­нальное авторское право, а также делается попытка наме­тить пути развития авторского права в условиях научно-технического прогресса.

Издание представляет интерес для юристов—научных и практических работников, занимающихся вопросами ав­торского права.

11005-097

-97-79 1207000000 67.93

012(01)-79

© G. E. С. Gads Forlag 1976

Вступительная статья и перевод на русский язык Издательство «Юридическая литература», 1979.

АВТОРСКОЕ ПРАВО И ОБМЕН ДУХОВНЫМИ ЦЕННОСТЯМИ

Кажется, что еще совсем недавно понятие «автор­ское право» затрагивало сравнительно небольшое число людей в мире. В основном писателей, компози­торов, художников, издателей. Но по мере развития научного и художественного творчества, бурного роста духовной жизни народов появлялись все но­вые и новые правообладатели, возникали различные новые направления использования произведений. Все более активными «потребителями» произведе­ний литературы и искусства стали радиовещание, телевидение, театр, кино, концертные залы. Быстро развивается техника репродуцирования произведе­ний, грамзаписи, магнитофонная и видеокассетная записи.

Теперь уже сотни тысяч людей во многих сфе­рах использования произведений повседневно соп­рикасаются с вопросами авторского права. В боль­шинстве стран мира, так же как и в нашей стране, существует национальное законодательство, охра­няющее права автора. Выработаны международ­ные конвенционные нормы авторского права, опре­делились основные правовые условия обмена про­изведениями литературы и искусства. Деятельность по охране моральных и материальных прав автора тесно связана с развитием международного куль­турного сотрудничества. Сама жизнь поставила в один ряд понятия «авторское право» и «культурные ценности».

Это нашло свое подтверждение и в Заключи­тельном акте Совещания по безопасности и сот­рудничеству в Европе. Так, в разделе «Сотрудниче­ство и обмены в области культуры» государства — участники совещания в Хельсинки обязались:

—заботиться о полном и эффективном примене­нии международных соглашений и конвенций об авторском праве и о распространении культурных ценностей;

-5

—содействовать дальнейшему расширению рас­пространения книг и художественных произведе­ний, в частности, такими путями, как:

— способствовать при полном учете междуна­родных конвенций по авторскому праву, в которых они участвуют, международным контактам и свя­зям между авторами и издательствами, а также другими учреждениями культуры, имея в виду бо­лее полный взаимный доступ к достижениям куль­туры;

—поощрять компетентные организации и соот­ветствующие фирмы заключать соглашения и кон­тракты и содействовать таким путем постепенному увеличению количества и разнообразия произведе­ний авторов других государств-участников.

— поощрять расширение перевода произведений. Советское государство всегда рассматривало обмен произведениями науки, литературы и искус­ства, взаимное духовное общение народов в каче­стве одного из составных элементов политики мир­ного сосуществования, необходимого условия для установления добрых отношений между государст­вами с различными оощественно^политическими сис­темами.

Прочное взаимопонимание народов не может быть достигнуто только на политическом или дип­ломатическом уровнях. Оно невозможно без взаи­мообогащения культур, без сотрудничества в такой сфере, как обмен духовными ценностями.

Эта линия Страны Советов на развитие между­народного сотрудничества является принципиаль­ной и не зависит от 'каких-либо конъюнктурных со­ображений. Она органически присуща самой при­роде социализма с его высокими гуманистическими идеалами.

Конституция СССР ставит авторское право в один ряд с основными правами и свободами совет­ских граждан, провозглашенными и охраняемыми государством. В ст. 47 Конституции СССР Совет­ское государство гарантирует своим гражданам свободу научного и художественного творчества, гарантирует создание материальных условий, необ­ходимых для развития литературы и искусства,

деятельности творческих союзов. Государство ста­вит своей целью расширение реальных возможнос­тей для применения гражданами своих творческих сил, способностей и дарований.

Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР товарищ Л. И. Брежнев указывал, что культурный обмен яв­ляется одним из звеньев цепочки, ведущей к миру.

Большое значение для повышения уровня охра­ны прав советских и иностранных авторов, для дальнейшего расширения культурных обменов на­шей страны с другими странами имело присоедине­ние СССР в 1973 году к Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве. Этот шаг был про­диктован последовательной миролюбивой полити­кой СССР, стремлением создать еще более благо­приятные условия для международного сотрудни­чества.

Осуществление всех функций, вытекающих из присоединения СССР к Всемирной конвенции, бы­ло, как известно, поручено специально созданному Всесоюзному агентству по авторским правам.

Всесоюзное агентство по авторским правам было учреждено творческими союзами, объединяющими авторов, государственными организациями, органи­зациями, представляющими 'интересы авторов и пользователей произведений. Таким образом, по их поручению ВААП представляет 'права и интересы всех советских авторов при всех видах использова­ния произведений, как в СССР, так и за рубежом,' права советских лравообладателей, а также зару­бежных авторов и иных правообладателей при ис­пользовании их произведений в СССР.

Уместно упомянуть еще об одной весьма харак­терной для новой ситуации особенности: присоеди­няясь к такому многостороннему международному соглашению, каким была Всемирная конвенция к 1973 году, СССР взял на себя международно-пра­вовые обязательства по отношению к 64 государст­вам одновременно. В настоящее время число стран— участниц Конвенции достигло 72, кроме того, ак­тивно развиваются контакты и обмены в авторско-правовой области с государствами, не участвующи-

ми в Конвенции, например Турцией, Сирией, Ира­ком, другими развивающимися странами. На новой правовой основе возобновляются действующие И заключаются новые двусторонние международ­ные—межгосударственные и межправительствен­ные—соглашения о взаимной охране авторских прав с социалистическими странами.

За минувшие годы Всесоюзное агентство прочно вошло в международную систему авторского пра­ва, является членом Международной конфедерации обществ авторов и композиторов (СИЗАК). Наши представители избраны в состав административно­го совета этой конфедерации. ВААП поддерживает деловые контакты со Всемирной организацией ин­теллектуальной собственности (ВОИС), Междуна­родной ассоциацией переводчиков (ФИТ), Между­народной гильдией авторов (ИВГ), Международ­ной группой издателей научной, технической и ме­дицинской литературы (СТМ). Советский Союз избран членом Межправительственного комитета Всемирной конвенции об авторском праве.

Деловые связи и сотрудничество Всесоюзное агентство по авторским правам теперь осуществляет более чем с тысячью издательских, театральных и литературных организаций и фирм, авторско-пра-вовых обществ в 60 странах.

В результате в орбиту нового вида деятельности в нашей стране вовлечены десятки организаций, де­сятки, сотни тысяч авторов. Так, например, каталог советских и зарубежных авторов музыкальных про­изведений, для которых ВААП собирает, распреде­ляет и выплачивает гонорар за публичное исполне­ние их произведений, содержит более 700 тысяч имен.

Таким образом, знания в авторско-правовой об­ласти необходимы сегодня ,ка'к самим авторам, так и всем тем, кто соприкасается с этой сферой. Учиты­вая широкий интерес к этой проблематике, ВААП активно изучает .как зарубежный, так и отечествен­ный опыт. За последнее 'время в нашей стране вы­шли в свет разнообразные книги и брошюры, посвя­щенные советскому и международному авторскому праву. Одна.ко потребность в публикациях такого

рода удовлетворена в настоящее время далеко не полностью.

Представляемая сегодня читателю книга дат­ского юриста В. Веинке «Авторское право. Регла­ментация, основы, будущее» является пока первой и единственной переведенной на русский язык моно­графией зарубежного юриста, целикам посвященной проблемам авторского права. На богатом фактиче­ском материале автор показывает значение автор­ского права в современном мире. Исследуя действу­ющее законодательство Дании, многочисленные нор­мы конвенционной и иной международно-правовой охраны авторских прав, практику применения норм конвенций в сочетании с практикой применения действующего законодательства так называемых «северных стран» (Дании, Нопвегии, Швеции, Фин­ляндии, Исландии, а также Гренландии и Фарер­ских островов), анализируя тенденции развития ав­торского права и все те факторы, которые с неиз­бежностью диктуют изменения в авторском праве, зарубежный юрист приходит к выводу, что охрана авторского права прежде всего должна способст­вовать созданию условий для занятия творческим трудом. В то же время повышение уровня охраны прав авторов ни в коем случае не должно препят­ствовать использованию произведений в целях об­разования и просвещения или служить помехой в стремлении самой широкой аудитории читателей, зрителей, слушателей знакомиться с произведени­ем. На конкретных примерах автор показывает удачные, с его точки зрения, и менее удачные реше­ния этой двоякой проблемы. Интересно и убеди­тельно, например, продемонстрировано, как новая техника ксерокопирования, с одной стороны, затра­гивает интересы авторов и издателей, снижая воз­можности для продажи изданных произведений, а с другой стороны, облегчает ознакомление с произ­ведением, делает его доступным самой широкой ау­дитории, помогает решению задач образования и обучения. Новая техника как бы рождает новые нормы права, а нормы права, в свою очередь, ока­зываются эффективными, т. е. способствующими решению основной двуединой задачи, или, напро-

тив, препятствуют применению новой техники, пре­пятствуют ознакомлению с произведением, т. е. оказываются неэффективными.

Книга В. Веинке сама по себе может служить справочником для юристов и самого широкого кру­га читателей, интересующихся авторским правом. Она насыщена фактическим материалом, содержит и толкование всех приводимых автором актов и от­дельных норм авторского права. Специалистам в области авторского права прежде всего ценен и интересен анализ норм права, их возникновения, влияния и развития.

Несмотря на коренные различия политических, социальных и экономических структур общества и принципиально иные основные посылки для пра­вового регулирования тех или иных проблем в со­циалистическом государстве, наглядно показанный в историческом аспекте опыт «северных стран» поз­воляет нам все-таки как бы со стороны взглянуть и на действующее советское законодательство об ав­торском траве, тенденции его развития, 'представить себе ближайшее будущее в области нормотворче-ской деятельности применительно к нашим условиям с учетом негативных и позитивных сторон многолет­него зарубежного опыта в капиталистических стра­нах. С этих позиций интересны выводы В. Веинке о необходимости движения навстречу интересам об­разования и просвещения, о демократизации, если можно так выразиться, авторского права, разумном сочетании правовых норм, охраняющих интересы творцов и противостоящие им интересы читателей, зрителей, слушателей. Автор подчеркивает, что спра­ведливое решение возникающих проблем 'не может быть найдено без помощи государства и его органов. А как раз в нашей стране и других социалистических странах, где интересы государства ни в коей мере не противостоят и полностью соответствуют интере­сам граждан, интересам создателей творческих про­изведений, существуют наиболее благоприятные условия для оптимального, с точки зрения всех заинтересованных сторон, решения новых авторско-правовых проблем.

Книга В. Веинке интересна помимо прочего и тем, что она представляет собой своего рода крат*

'кую энциклопедию .знаний о действующем автор­ском праве как в национальном, так и в междуна­родно-правовом аспекте, включает сведения об основных международно-правовых документах — Всемирной конвенции об автороком праве во всех ее модификациях, Бернской конвенции об охране литературных и .художественных произведений. Рим­ской конвенции об охране прав артистов-исполните­лей, производителей фонограмм и организаций ра­диовещания, Конвенции об охране программ, пере­даваемых через спутники, других международно-правовых актах, о которых в юридической литера­туре на русском языке пока еще мало сведений.

В книге подробно 'исследуются объекты охра­ны — произведения творчества, а также формы и методы правоохранительной деятельности, харак­терной для Дании и стран с однотипным законода­тельством. В. Веинке детально описывает и ком­ментирует те моменты, которые являются особен­ностью законодательства «северных стран». Чита­тель, следуя за автором, имеет возможность ощу­тить своеобразие авторско-правового регулирова­ния, понять особенности охраны личных неимуще­ственных («моральных») прав авторов, проследить за развитием законодательства об охране прав на кинопроизведения, узнать о формах работы с авто­рами и их произведениями, принятыми в организа­циях радиовещания и телевидения, получить пред­ставление о практике высших судебных инстанций, уяснить значение таких, казалось бы, несвойствен­ных закону понятий, как «добросовестное использо­вание» или «добрый обычай».

Естественно, что отнюдь не со всеми выводами, суждениями, рекомендациями В. Веинке мы можем согласиться. Ведь автор в своих посылках исходит из норм, законов и традиций, которые характерны для .буржуазного общества. Важно, однако, отме­тить, что он не идеализирует, не приукрашивает систему и институты авторского права на Западе и, в частности, в так называемых северных странах Европы, а просто относится к ним как объективно существующей реальности. Словом, думается, что советская юридическая общественность, все, кто

II

связан с использованием произведений науки, лите­ратуры и искусства, с интересом познакомятся с нормами авторского права за рубежом и их теоре­тическим обоснованием, в интересной и своеобраз­ной форме представленными в этой книге.

К сказанному стоит добавить, пожалуй, лишь одно. По своему содержанию, по структуре своей книга такова, что она включает в себя .как главы, излагающие ,в популярной форме самые основы ав­торского права, так и такие разделы, которые ка­саются его деталей, опорных случаев, подробностей судебной практики. Очевидно, что одни страницы книги будут интересны для всех ее читателей, а дру­гие, их в книге тоже немало, привлекут к себе вни­мание лишь специалистов, в основном юристов. Это обстоятельство, быть может, затруднит восприятие книги в целом, но с ним приходится считаться. И уважение к тому самому авторскому праву, ко­торое и является предметом исследования В. Веин-ке, побуждает нас 'представить его книгу советскому читателю в таком виде, в каком она была создана и опубликована у него на родине.

Что же касается минимальных сокращений, ко­торые сделаны за счет разделов книги, представля­ющих интерес исключительно для датского читателя, то они согласованы с автором.

Б. Д. ПАНКИН, председатель правления Всесоюзного агентства по авторским правам

Глава 1

ВВЕДЕНИЕ С ИСТОРИЧЕСКИМ ЭКСКУРСОМ

Литература и искусство имеют свою особую систе­му правовых норм, которая охватывается поняти­ем «авторское право».

Когда произведение литературы или искусства вышло в свет, его использование подчиняется оп­ределенным правилам. Как говорят, автор имеет право на свое произведение или произведение (или его правообладатель) пользуется правовой защи­той по авторскому праву.

Сейчас нельзя пользоваться созданным произве­дением как угодно. Для этого существуют опреде­ленные правила. Взявший в руки книгу может ее прочесть, стоящий перед произведением искусства может смотреть на него, и ни тот ни другой никогда не войдут в конфликт с положениями авторского права. Правила пользования произведением каса­ются тех случаев, тех конкретных действий, кото­рые описаны в законе об авторском праве. Прежде всего это такие действия, которые недвусмысленно означают или ведут к тому, что произведение ста­новится общедоступным.

Опубликование, т. е. действие, благодаря кото­рому произведение в первый раз становится дос­тупным для публики, является центральным собы­тием его существования.

Правда, определенное количество произведений никогда не публикуется. Речь идет о произведени­ях, не вызвавших того интереса, который побудил бы кого-то их опубликовать, или о тех случаях, когда автор не имеет возможности или средств для их публикации. Это касается и тех произведений, которые вообще не предназначены для обнародо­вания. Например, картины любителей живописи, письма, песни, созданные для узкого круга, а воз­можно, лишь для одного лица. Для авторского

права такого рода произведения имеют весьма уз­кий интерес.

Разработанная и действующая у нас сегодня система охраны авторских прав прежде всего ка­сается тех произведений, которые готовы к публи­кации, которые для этого и создавались, поскольку их авторы рассчитывают получить то или иное «предложение» и, как правило, хотели бы издать их как можно большим тиражом.

При публикации произведение выходит из част­ной сферы автора. И, таким образом, можно ска­зать, что оно больше ему или ей не принадлежит, а стало публичным достоянием.

Представляется совершенно очевидным, что во всяком случае при жизни автора никто другой, .кроме него самого, не может решить, когда придет время передачи произведения публике, «созрело» ли произведение для опубликования, приобрело ли оно ту форму, к которой стремился автор, или, на­конец, достаточно ли оно хорошо для публикации. Не воспримется ли все это как злоупотребление авторским правом, если другие будут решать эти вопросы. Разумеется, будет весьма неприлично, ес­ли постороннее лицо сможет принудить автора к публикации произведения, которое он не намере­вался в данный момент обнародовать.

Автор имеет монопольное право на обнародова­ние произведения, т. е. на его выпуск в свет, пер­вую публикацию, что является основным правилом авторского права.

Однако, если бы авторское право состояло лишь из одного этого фундаментального правила, его нельзя было бы считать особой правовой дисцип­линой и не было бы оснований писать об этом кни­ги. Действительно представляющими интерес нор­мами авторского права являются те, которые дают автору возможность определенного контроля за использованием произведения после его первой публикации. Вопрос о том, как широко следует распространить действие правил,—основная проб­лема автора.

Отдельные особенности становятся вполне понят­ны, если знаешь их происхождение и развитие.

14

Поэтому большинство исследований в области ав­торского права содержат также более или менее развернутые обзоры его истории. В настоящее вре­мя данная тема преподносится в гораздо большей взаимосвязи и, таким образом, историческое раз­витие авторского права рассматривается в сочета­нии с развитием других, подобных, как, например, право на патент и право на фабричную марку.

В этом историческом обзоре речь пойдет лишь об авторском праве и будут отмечены лишь основ­ные его направления.

Литература и искусство существуют с незапа­мятных времен, а история авторского права — чуть больше двухсот лет.

Некоторые идеи, на которых строится современ­ное авторское право, пришли из очень отдаленных времен. Прежде всего это касается представления об особой связи между произведением и его созда­телем. Заимствование чужого произведения еще в давние времена рассматривалось морально предо­судительным, а искажение произведения осужда­лось общественным мнением в античных Греции и Риме, а еще много раньше и в Индии. В свое время в Греции существовало положение, по которому рукописи важнейших трагедий должны были сда­ваться на хранение в официальный архив для того, чтобы можно было проконтролировать, соответст­вует ли постановка пьесы оригинальному тексту.

С 'течением-веков жалобы на искажение текста раздавались все сильнее. Например, Мартин Лю­тер негодовал по поводу широкого перепечатыва­ния его произведений: «Вред еще можно было бы терпеть,—писал он,—если бы люди только плохо обращались с моими книгами. Но теперь они печа­тают мои книги, проявляя такую спешку, что, ког­да я затем читаю эти книги, я их не узнаю... Это мошенничество—обманывать простого человека с помощью нашего имени». «Разбойниками с боль­шой дороги» и «ворами» называл он тех, кто без его согласия печатал его книги.

Лютер направлял свой огонь прежде всего про­тив искаженного перепечатывания, в его словах чувствуется, что он не согласен с подобной коррек-

15

турой. Такая точка зрения была сравнительно но­ва, но именно во времена Лютера спорадически мы встречаем ту мысль, что автор должен иметь право контроля за перепечатыванием и другими формами публикации, а следовательно, и возможность по­лучать доходы от использования его произве­дения.

Это совпало с революцией в области техники воспроизведения, которую вызвали открытие искус­ства книгопечатания и искусства гравюры по дере­ву и меди, а также с тем, что авторов уже не уст­раивало положение «свободного художника»; пи­сатели и художники уже не могли, как прежде, по­лучать свое вознаграждение, будучи связанными со светскими кругами, духовными и княжескими дворами или монастырями.

Новые возможности воспроизведения заставили издать законы, которые можно считать предшест­венниками современного авторского права, т. е. были введены официальные привилегии для печа­тания определенных произведений или определен­ных категорий произведений, представляемых пе­чатникам или издателям.

Первые привилегии были известны еще в Vene-dig в 1400 году, и оттуда эта система быстро расп­ространилась почти по всей Европе.

Эти нововведения позволили книгопечатнику сравнительно легко ставить в известность власти о том, что он взамен значительных материальных из­держек, которые понесет при издании книги, дол­жен быть огражден от того, чтобы другое лицо приступало к печатанию этой же книги. Такое по­ложение полностью соответствовало обычным принципам, действовавшим в любой сфере деятель­ности, которые в то время излагались в системе ох­раны прав корпораций и гильдий. Для властей это было удобно, поскольку можно было обусловить привилегии официальными налогами. Кроме того, подобный порядок автоматически вёл к обеспече­нию цензуры за издателями.

Таким образом, можно видеть, что в данной системе привилегий речь не идет о какой-то право­вой защите авторов или их творческого вклада.

16

Однако реально эти привилегии были полезными для авторов, особенно в силу того (вскоре ставши­ми обычным делом), что книгопечатники или изда­тели для получения своих привилегий должны бы­ли документально подтвердить, что они имеют сог­ласие автора на издание его произведения.

Положения, характерные для корпораций и гильдий, частью которых являлось правило о при­вилегиях, в течение 18 и начале 19 века постепен­но рушатся и заменяются правилом о предприни­мательстве, базирующемся на свободной конку­ренции. Но именно это крушение спасло авторское право (вместе с правом на патент), поскольку признавалось, что в данном случае дело касается особой области деятельности, где есть постоянная необходимость регулирования в форме правовой защиты.

Таким образом, начался отход от присвоения привилегий к оказанию правовой защиты на осно­ве законодательства и, следовательно, было поло­жено начало современному авторскому праву.

В Англии исторические предпосылки возникно­вения авторского права носили печать особых ус­ловий, приведших к тому, что общее толкование более ранних законов могло быть понято весьма различно. Но именно Англия легимитизировала то, что, вероятно, можно считать первым законом в области авторского права. Это произошло еще в 1709 году с принятием статуса Анны, предоставив­шего авторам правовую охрану на свое произведе­ние сроком на 14 лет, который при жизни автора мог быть продлен еще на 14 лет. Монопольное право издавать и переиздавать произведение было обусловлено регистрацией и рассылкой девяти эк­земпляров отпечатанной книги в университеты и библиотеки. (Позже эти положения были утраче­ны в английском праве, но сохранились в амери­канском.)

Во Франции в 1791 и 1793 годах сформирова­лось законодательство о правовой защите писате­лей и деятелей искусства, которое действовало вплоть до 1957 года и долгое время было образ­цом для большинства стран. Это законодательство

2. Заказ 2102

было принято под воздействием естественно-пра­вовых идей того времени. Согласно этим идеям право творца на его произведение должно было рассматриваться как право частной собственности на произведение духовного творчества, и его сле­довало признавать в той же высокой степени, как и право частной собственности на материальные ценности. В наши дни обычно считается, что рас­сматривать авторское право как право частной собственности весьма ошибочно. Но совершенно очевидно и то, что подход к делу с точки зрения права частной собственности со временем способ­ствовал признанию авторского права официальным общественным мнением, и этот подход был эф­фективным оружием в руках тех, кто боролся за расширение и укрепление правовой защиты. Да­же в наши дни не является чем-то необычным, когда автор воспринимает свои права как свое­образное право собственности на свое произве­дение.

В Дании система привилегий была отменена Указом от 7 января 1741 г., который давал право защиты от переиздания книг, но этим правом поль­зовался не автор, а издатель. Затем под влиянием названных выше естественно-правовых идей проис­ходит постепенный сдвиг в правилах в пользу пра-вообладателя вообще. И наконец, впервые (в 1837 году) было принято законодательство по правовой охране произведений живописи, по которому ху­дожник получил исключительное право на произ­ведение.

После того как права писателей и деятелей ис­кусства впервые были закреплены в законодатель­стве, начался период ('весь 19 и начало 20 века), ознаменовавшийся постоянным их расширением и развитием. Все большее и большее число видов произведений было взято под правовую охрану, а сама охрана была направлена против все боль­шего и большего числа способов использования произведений. Время действия правовой охраны увеличилось до 50 лет после смерти автора. Сегод­ня это наиболее часто встречающийся срок охраны прав авторов, и большинство законодательств по

)8

авторскому праву включают в себя как особое по­ложение также охрану «droit moral»' автора, т. е. охрану его личных неимущественных прав.

Наконец, были созданы предпосылки для раз­работки в 1886 году международной системы ох­раны авторских прав и принятия первой многосто­ронней Бернской конвенции.

Борьба, которая велась в то время за автор­ское право, была упорной и длительной. Надо бы­ло преодолеть целый ряд препятствий. Трудно было пробудить интерес к делу у общественности и в политических кругах, хотя о каком-то идеологи­ческом сопротивлении не было речи. Можно ска­зать, что в общем-то атмосфера способствовала расширению правовой защиты, которую желали иметь поборники авторских прав.

В то время многие выдающиеся юристы были активными борцами за постоянное повышение уровня охраны авторского .права. Известные дея­тели искусства, писатели также 'не были в сто­роне. Среди них можно назвать Виктора Гюго, который очень энергично боролся за интересы ав­торов. Но не все деятели искусства в достаточной степени понимали необходимость охраны своих ав­торских прав. Многие испытывали неудобство от того, что приходилось связывать свое творчество с низменными, по их мнению, материальными ин­тересами. Они считали, что не в их интересах соз­давать впечатление, что в своей деятельности они вдохновляются чем-то иным, кроме необходимости для пользы человечества реализовать свой талант, данный им от природы. Именно в 1837 году, ког­да в Англии было опубликовано предложение о продлении срока действия закона о правовой ох­ране произведений, знаменитый писатель того вре­мени Макалей выступил наиболее активно про­тив неГо. Другой великий писатель, Лев Толстой, постоянно иронизировал над теми писателями, ко­торые не довольствовались той славой, которой

' Понятие «droit moral» близко по значению понятию лич­ного неимущественного права в советском авторском праве.— Прим. рбд.

2* 19

могли достичь, а хотели бы получить в придачу и деньги.

Чего не видели противники охраны прав авто­ров, так это того, что не все писатели были так материально обеспечены, как они сами. Не все, как они, могли рассчитывать, что независимо от то­го, пишут они или нет, обед на столе все равно будет. Один из великих драматургов 18 века Бо­марше, автор пьесы «Женитьба Фигаро», оставил гораздо лучшее описание той обстановки, в кото­рой находились авторы. Проблема Бомарше со­стояла в том, что его пьесы после первой поста­новки переписывались и ставились многими дирек­торами театров во Франции, Бельгии и Голландии. Эти директора не были столь снисходительны к ав­тору, чтобы выделить ему часть из доходов от представлений. «Во всех театрах говорят, — писал Бомарше, — что писателю непристойно просить об оплате, потому что писатели пишут для извест­ности и славы. Ь этом есть доля правды: извест­ность нас действительно привлекает, но не надо забывать и того, что для того, чтобы пользовать­ся этой 'славой, природа приговорила нас к тому, что каждый из нас обязан обедать 365 раз в го­ду».

В 19 веке развитие авторского права шло в на­правлении постоянного повышения уровня право­вой охраны произведений литературы и искусства. В 20 веке картина изменилась. Спрос на про­изведения всевозможных видов — как для учебно­го процесса, так и для развлечения — чрезмерно возрос благодаря новой технике воспроизведения:

грампластинкам, кино и телевидению.

Деятельность посредников, осуществляющих публикацию произведений, приобретает промыш­ленный характер. Традиционные партнеры авто­ра — издатели и директора театров — все более и более уходят в тень от больших коммерческих (це­ликом или наполовину государственных) органи­заций, зачастую смотрящих на авторское право как на нелепое препятствие свободному и просто­му доступу к тем произведениям, которые они хо­тели бы использовать. Во все возрастающей ете-

20

пени эти крупные предприятия и политики, ссы­лаясь на «общественное мнение», выступают в пользу ограничения авторских прав.

Вместе с тем обнаруживается, что исключи­тельное право автора, являющееся краеугольным камнем в правовой охране, очень трудно обеспе­чить административным путем при тех новых фор­мах использования произведений, которые создал технический прогресс.

Именно изменения структуры в области посред­ничества и научно-техническая революция создали теперь существенные проблемы для авторского

права.

Очевидно, было бы неразумно преуменьшать те опасности для традиционного авторского права, которые возникают оттого, что многие, в том чис­ле. и авторы, возражают против данной системы по политическим и идеологическим соображениям. В глазах некоторых эта система является олице­творением явного капитализма. Рассуждения об авторском праве, преподносимые с этой точки зре­ния, зачастую носят печать глубокой неосведом­ленности в правовой системе, которую они крити­куют. Однако же это не мешает им воздействовать на общественное мнение. Союз между правообла-дателями, настроенными против авторского права, коммерческими и государственными предприяти­ями и властями, которые хотели бы ограничить авторское право из наиболее циничных соображе­ний, вполне вообразим и может стать опасным для авторского права.

Сегодня никто не считает, что авторы должны иметь неограниченное право контроля за исполь­зованием их произведений. Когда произведение вышло из частной сферы автора и это сделано официально, контроль за его использованием, ко­торый все же должен иметь автор, не может быть настолько широким, чтобы ставить под угрозу важные интересы общества.

Однако было бы ошибочным считать, что речь здесь идет о конфликте между личными эгоисти­ческими интересами, с одной стороны, и интереса­ми общества — с другой. Правовая охрана произ-

21

ведений авторов построена с учетом интересов об­щества, и правильное разграничение между права­ми автора и свободным использованием произведе­ний должно проводиться с учетом противоречивых интересов общественного характера.

Дилемма, перед которой мы стоим, особым об­разом отражена в ст. 27 Декларации ООН о пра­вах человека, которая звучит следующим образом:

1. Каждый человек имеет право свободно уча­ствовать в культурной жизни общества, наслаж­даться искусством, участвовать в научном прог­рессе и пользоваться его благами.

2. Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющих­ся результатом научных, литературных или художе­ственных трудов, автором которых он является.

В Декларации о правах человека проблемы рассматриваются исходя из сути дела, с точки зре­ния отдельного человека. Это допустимо. Но опас­ность здесь заключается в том, что те, кто руко­водствуется п. 1, становятся сторонниками ограни­чения прав авторов и иных правообладателей и очень легко начинают себя чувствовать поборни­ками дела, которое более справедливо, чем то, за которое борются другие, руководствуясь п. 2, за­щищая интересы авторов. Первым кажется, что они могут говорить от имени человечества перед незначительным меньшинством.

Как уже было сказано, мы будем ближе к исти­не, придерживаясь той точки зрения, что общество заинтересовано как в свободном доступе к ценнос­тям культуры, так и в том, чтобы творческие дея­тели пользовались бы правовой защитой по автор­скому праву. Лишь тогда можно увидеть, что, хо­тя две точки зрения и входят в конфликт друг с другом, между ними нет фундаментальных проти­воречий. Одной из главных целей правовой охра­ны является в конечном итоге содействие изданию и распространению произведений литературы и ис­кусства. Законодательство по авторскому праву является важным звеном в культурной политике.

Глава 2

ОБОСНОВАНИЕ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ПРОИЗВЕДЕНИИ

Как уже говорилось в предыдущей главе, основ­ным правилом авторского права является: никто, кроме самого автора, не вправе решать, будет ли опубликовано его произведение, а если будет, то когда и каким образом.

Произведение, созданное автором и неопубли­кованное, принадлежит лично автору, и вполне естественно, что автор должен иметь такое иск­лючительное право. Иное понимание находилось бы в противоречии с обычным представлением о спра­ведливости. Однако вопрос о том, должно ли это неограниченное право окончательного решения пе­рейти к наследникам после смерти автора, оста­вившего неопубликованные произведения, может быть предметом дискуссии.

В большинстве национальных законов об ав­торском праве авторам предоставляются также и другие права в соответствии с их личными неиму­щественными интересами. Эти права обычно ох­ватываются термином «droit moral».

В законодательстве северных стран' это преж­де всего касается права автора на имя и права протестовать против искажения произведения или передачи его для опубликования таким способом или в такой связи, которые оскорбительны для ав­тора. Представляется разумным, что подобные по­ложения предусмотрены в законодательстве об ав­торском праве. Другое дело, что в этом вопросе может быть множество различных мнений о том, как широко должна распространяться правовая

' Термин «северные страны» обычно употребляется в за­конодательстве и литературе ряда стран. Он охватывает сле­дующие страны: Данию, Норвегию, Швецию, Исландию, Фин­ляндию.

охрана, например при так называемых искажениях произведения.

И хотя упомянутые положения не учитывают имущественную сторону дела, для автора она от­нюдь не безразлична. Композитор и поэт—авто­ры популярной песни, например, морально и ма­териально заинтересованы в рекламе, т. е. в том, чтобы их имена объявлялись при исполнении пес­ни по радио.

Для автора важнейшим является то, что он сам может решать, будет ли его произведение публиковаться, есть ли законы, защищающие его личные неимущественные интересы по отношению к его произведению. В то же время столь же боль­шое значение для него имеют положения законо­дательства, которые предусматривают для него возможность получить гонорар за каждое ис­пользование произведения после его первой пуб­ликации. В широком смысле это можно назвать охраной авторских прав при повторном использо­вании произведений.

Чем обосновать правовую охрану произведе­ния и особенно те положения, которые обеспечива­ют автору экономический доход от использования его произведений?

Во многих наиболее старых законах по автор­скому праву появление нового правила совершенно определенно объяснялось стремлением способство­вать развитию литературы и искусства путем поощ­рения деятельности авторов.

И то, что почти все страны мира, как капита­листические, так и социалистические, соблюдают правила правового регулирования авторских прав, очевидно, объясняется также тем, что такой поря­док по-прежнему считается способствующим уве­личению числа произведений литературы и искус­ства.

Произведения искусств все равно создавались бы и книги писались бы, даже если не было бы ни­какой охраны авторских прав. Но безусловно пра­вильно и то, что экономическое стимулирование, которое обеспечивается законодательством по ав­торскому праву, способствует росту количества

произведений. Правовая охрана предоставляет воз­можность для небольшого числа лиц заниматься только творчеством, а для многих дает экономи­ческую «прибавку», благодаря которой они могут позволить себе использовать хотя бы часть их ра­бочего времени для создания произведений лите­ратуры и искусства. Вряд ли следует сомневаться в том, что перспектива заработать деньги также стимулирует значительную группу людей с хоро­шими заработками, занятых на хороших должно­стях, к написанию книг по их специальности. Счи­тается, что законодательство по авторскому праву способствует предоставлению для этой категории авторов, например преподавателей университетов, авторов учебников, хороших возможностей попол­нить свой доход, используя профессиональные знания, приобретенные на высокооплачиваемых должностях. Однако в этой связи возникает и иной вопрос.

Когда мы взвешиваем, в какой степени автор­ское право способствует увеличению числа произ­ведений литературы и искусства, нам следует уяс­нить, что правовая охрана при повторном исполь­зовании произведений имеет различное значение для различных категорий авторов.

Это значение особенно велико для композито­ров и драматургов, чьи произведения представля­ются публике путем большого числа исполнений и представлений. Например, драматург был бы ущемлен без такой охраны. Он может продать свою пьесу для первого показа в один театр, но не хотел бы примириться с таким положением, что его пьеса в дальнейшем может быть показана на других сценах, а у него не будет никаких основа­ний требовать за это вознаграждение.

То же относится и к прозаикам, которые также заинтересованы в том, чтобы их права распростра­нялись гораздо дальше разрешения на право пер­вой публикации рукописей. Во многих случаях окажется невозможным заставить издателя взять­ся за издание новой книги, если у писателя не бу­дет исключительного права на издание, т. е. права, которое он может полностью или частично пере-

25

дать издателю. Это оградит книгу от того, что она будет переиздана и продана другими лицами сразу. же после того, как только сам издатель выпустит первый тираж.

Чрезвычайно трудно представить себе, какое воздействие на издание книги имели бы отмена или значительное ограничение авторских прав. Но совершенно очевидно, что в этих условиях в такой стране, как Дания, стало бы невозможным создать национальную литературу без широкой государст­венной помощи писателям и издательствам.

Для художников правовая охрана от повтор­ного использования произведений играет незначи­тельную роль. Живописец и скульптор считают та­кое положение нормальным, по сравнению с писа­телем или композитором, чьи произведения имеют большой тираж — в форме книг или исполнений. Произведение скульптора в действительности иден­тично всего с несколькими «оригинальными» экзем­плярами, которые он изготовил сам, и его основ­ной источник дохода (как и художника) складыва­ется от продажи этих экземпляров. Другими словами, правовая охрана его произведений в зна­чительной степени обеспечена положениями обыч­ного права частной собственности, которое для большинства создателей произведений других ка­тегорий не подходит. Повторное использование произведений скульптора (репродукция, публика­ция в художественных книгах или передача по те­левидению), как правило, имеет второстепенное значение. Когда речь идет об искусстве скульпту­ры, аргумент в пользу введения авторского права, как стимулирующего фактора для увеличения чис­ла произведений искусства, не имеет большого значения.

Пожалуй, единственным и самым убедитель­ным обоснованием системы правовой охраны ав­торов и произведений является обыкновенное бла­горазумие и справедливость. Часто обращаются к старому высказыванию: «По работнику и зарабо­ток». В нашем случае под этим подразумевается, что в процессе творчества автор проделал опре­деленную работу, которую следует оплатить.

26

Именно авторское право помогает ему получить этот заработок. Таким образом, данный повод не­посредственно предусматривает, что автор ника­ким другим образом, кроме как при помощи ав­торского права, не может получить соответствую­щую его труду оплату.

В связи с только что высказанным соображени­ем часто в качестве аргумента в пользу правовой охраны приводится высказывание о том, что бла­годаря ей можно воспрепятствовать тому, что кто-то обогатится за счет автора.

Два последних обоснования исторически очень близки к естественному восприятию авторского права как формы правовой охраны частной собст­венности. В качестве аргумента в пользу авторского права это всегда представляется обоснованным, несмотря на то что упомянутое естественное восп­риятие больше уже не является «хорошей ла­тынью».

Однако следует сказать, что не совсем верно по своему существу сравнивать доходы, которые автор может получить с помощью охраны автор­ских прав, с заработком рабочего. Величину воз­награждения автора определяет не время, которое он затратил на создание своего произведения, и даже не его качество и ценность. Сумма возна­граждения зависит от спроса, определяющегося в процессе использования произведения. Таким образом, речь идет о том вознаграждении, которое ближе к торговому доходу, чем к заработной пла­те. Автор представил «продукт», и в зависимости от того, насколько этот «продукт» полезен для других и насколько широко используется ими, за­кон и пытается обеспечить автору разумную опла­ту за это использование.

Если мы перейдем от общих рассуждений к более специальным, то можно будет сделать ряд особых выводов в обоснование необходимости ав­торского права.

Во многих случаях охрана авторских прав яв­ляется гарантией тех инвестиций, которые должны быть вложены для того, чтобы произведение могло быть опубликовано, т. е. книга издана, пьеса пос-

27

Тавлена на сцене, музыкальное произведение пуб­лично исполнено и т. д. Без той монополии, кото­рую законодательство предоставляет автору и 'кото­рую он может передать другому, тому, кто по­заботится об опубликовании произведения, заста­вить кого-либо взять на себя этот экономический риск в общем трудно, а зачастую и невозможно.

Авторское право способствует, кроме того, це­ленаправленному распределению дохода автора между несколькими лицами, которые содействова­ли использованию его произведения. Если бы у ав­тора не было исключительного права, он был бы вынужден пытаться при первой же публикации произведения обеспечить себе такое вознагражде­ние, которое в какой-то степени покрывало бы расходы по его созданию и обеспечило бы ему сносный жизненный уровень. Однако для дирек­тора театра и издателя, которым предложено про­изведение, во многих случаях выполнить эти тре­бования не представляется возможным. Поэтому отмена монопольного права, несомненно, сузит возможности для издания книг и постановки пьес.

Затем следует считать, что исключительное право автора способствует распространению про­изведения духовного творчества. На основании ис­ключительного права автор без риска представля­ет новое произведение издателю, киностудиям, ди­ректорам театров и т. д. с целью предполагаемого издания, экранизации или постановки. При отсут­ствии исключительного права могла бы иметь мес­то тенденция к сохранению произведений в тайне до тех пор, пока правообладатели не будут вполне убеждены, что предпосылки получить наибольший экономический эффект от их использования на­лицо.

(Три последних аргумента в пользу автор­ского права, которые чаще всего затрагиваются, особо подчеркивал профессор Севе Люнгманн в докладе на первом симпозиуме специалистов по авторскому праву северных стран 9—11 июня 1975 г. в Финляндии.)

Наконец, часто утверждается, что имуществен­ные права автора представляют собой гарантию, с

28

помощью которой он действительно может эффек­тивно отстаивать те идеальные права, которые предоставляет ему законодательство.

Конечно, правильно и то, что автор, который хотел бы воспрепятствовать использованию произ­ведения в искаженном виде, имеет прочные пози­ции, если у него есть монопольное авторское право также и в отношении такого использования произ­ведения. Однако можно спорить по поводу того, имеет ли в ряде случаев автор с правом лишь на вознаграждение больше возможностей воспрепят­ствовать злоупотреблению при использовании его произведения, чем тот, у которого нет никаких экономических возможностей. То есть еще нельзя сказать, что есть некоторая необходимая взаимо­связь между имущественными правами автора и возможностями эффективного соблюдения личных неимущественных прав.

Глава 4

ЛИТЕРАТУРНЫЕ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

В § 1 Закона об авторском праве говорится: «Тот, кто создает литературное или художественное произведение, имеет на него авторское право». Со­вершенно естественно, что под литературными и художественными произведениями в данном слу­чае подразумеваются произведения, пользующие­ся правовой охраной. Это определение иногда бу­дет использоваться и в данной книге, поскольку оно практично и легко понимается. Конечно, более точно следовало бы сказать, что не сами произве­дения, а их правообладатели пользуются правовой охраной в отношении использования их произведе­ний.

I. ПОНЯТИЕ «ПРОИЗВЕДЕНИЕ»

Область авторского права охватывает литератур­ные и художественные произведения, но лишь в 9. том случае, когда эти произведения можно допол­нительно еще характеризовать как произведения творческие.

Представленная работа может называться про­изведением в том случае, когда она явилась ре­зультатом творческой, духовной работы и носит печать индивидуальности автора. Когда мы пыта­емся определить, выполнено ли это требование, важно придерживаться следующего правила: смот­реть исключительно на результат, т. е. на пред­ставленный продукт творчества. Речь идет не о том, что, решая вопрос, является ли объект наше­го внимания произведением или нет, необходимо углубиться в исследование, а о том, действительно ли в данном случае автор внес свой творческий и духовный вклад или всего лишь по счастливой случайности создал что-то «оригинальное»,

32

Подчас это требование формулируется и ина­че. Говорят, что работа должна быть исполнена выше банального и ничего не говорящего среднего уровня. Все же лучше придерживаться приведен­ного выше выражения: произведение должно но­сить печать индивидуальности автора. В данной трактовке это не очень жесткое требование, по­скольку обычно произведение творчества носит печать индивидуальности и позволяет в случае не­обходимости отличить копию и подражание от оригинала.

В практике правовой деятельности такие спо­ры решаются «правилом большого пальца»: если работа достойна копирования, то она достойна пользоваться правовой охраной в качестве произ­ведения. Это выражение может быть блестящим руководством, если произведение, о котором идет речь, относится к так называемому «чистому» ис­кусству, но оно неприменимо, если дело касается декоративного или прикладного искусства.

Требование индивидуальности не должно рас­сматриваться как требование качества. Плохая и не имеющая ценности литература и искусство так­же пользуются правовой охраной. Данного поло­жения следует строго придерживаться, поскольку суд, вынося решение, не должен обосновывать его только эстетическими соображениями.

Для того чтобы определить, является ли рабо­та произведением, совершенно не следует руковод­ствоваться какой-то его величиной, объемом. За­головок книги, кино или стихотворения, состоя­щий из двух строк, тоже может быть произведе­нием.

Например, заголовок книги «По ком звонит ко­локол?» признан произведением. (Заголовок яв­ляется самостоятельным переводом первой строки стихотворения английского поэта Джона Донна.)

Когда установлено, что литературное или худо­жественное творение, с которым мы имеем дело, является произведением, остается задать еще один вопрос: что понимается под правовой охраной произведения, или какие элементы этого произве­дения подлежат правовой охране?


3. Заказ 2102


33




Без особых рассуждений ясно, что писатель не может обладать монопольным правом на употреб­ленные им слова, композитор — на те средства, ко­торыми он пользовался при создании музыкально­го произведения, художник — на цвет или тот «мо­тив», который он выбрал. Писатель не может так­же монополизировать с помощью охраны автор­ских прав свое право на мысли, идеи или приве­денные в его произведении данные фактического характера.

Объектом .правовой охраны является само произведение в его особенном, индивидуальном оформлении, которое ему придал автор.

Под «оформлением» в данном случае понима­ется нечто иное, чем «форма» произведения. Не­которые произведения очень связаны формой. Это касается определенных лирических творений. И здесь, очевидно, вполне возможно отметить, что правовая охрана касается «формы» произведения, если в этом случае вообще возможно провести раз­личие между формой и содержанием произведе­ния. Однако в других случаях бессмысленно гово­рить о том, что под правовую охрану подпадает форма. Скорее именно «композиция», т. е. способ или система, по которым преподносится ряд фак­тических сведений. Это относится, например, к большому числу справочников, словарей и других специальных произведений. Наконец, правовая ох­рана может касаться и того, что с трудом может восприниматься как «содержание» произведения. Может охраняться пояснение к кинофильму (синоп­сис). И охрана в данном случае применима к той истории или интриге, на которой построен фильм, если это пояснение имеет достаточно выраженную индивидуальную обработку.

II. РАЗЛИЧНЫЕ ТИПЫ ПРОИЗВЕДЕНИИ

Согласно § 1 все виды литературных и художест­венных произведений подлежат правовой охране. В тексте закона названы художественные литера-

34

турные или описательные работы, как письменные, так и устные, музыкальные и сценические произве­дения, кинофильмы, произведения живописи, ар­хитектуры или прикладного искусства. Но это все­го лишь примеры.

Говоря о конкретных правомочиях, закон раз­личает литературные произведения, с одной сторо­ны, и произведения искусства — с другой.

Но это деление не имеет особо большого значе­ния, поскольку в законе нет положений, которые касались бы лишь «художественных произведе­ний». Определение, данное в § 1, распространяется и на все нелитературные произведения, пользую­щиеся охраной.

Все же есть смысл дать определение понятиям «литературные произведения», «музыкальные про­изведения» и «произведения изобразительного ис­кусства». Например, положения § 16, 18 и 23 каса­ются лишь литературных и музыкальных произве­дений, а § 25 — только художественных.

Из основного положения о том, что все произ­ведения литературы и искусства подлежат право­вой охране, в § 9 сделано исключение, которое гласит: законы, административные предписания, постановления суда и тому подобные официаль­ные акты не охраняются авторским правом.

Затем, в § 10 определенно утверждается, что фотоснимки не охватываются Законом об автор­ском праве. Они подлежат охране согласно осо­бому Закону о фотографии (Закон № 157 от 31 мая 1961 г.), который более детально будет рассмот­рен в гл. 15.
  1   2   3   4   5



Скачать файл (618.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации