Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Ермолович Д.В. Этика Электронный учебно-методический комплекс - файл n1.doc


Ермолович Д.В. Этика Электронный учебно-методический комплекс
скачать (310 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc310kb.06.01.2013 13:37скачать


n1.doc

  1   2   3   4   5   6


Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

"Белорусский государственный университет

информатики и радиоэлектроники"

Ермолович Д.В.


Э Т И К А


Электронный учебно-методический комплекс

для студентов всех специальностей БГУИР
В 3-х частях
Часть II (обучающий блок)

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ И ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ,

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ГЛОССАРИЙ

Минск 2003
СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ . .. . . . . . . . 3



РАЗДЕЛ I. ЭТИКА БЫТИЯ . . . . . . . . 4

Тема 1.1. Этика как практическая философия. Взаимоотношение Миров,

бытие Мира для человека . . . . . . . -

Тема 1.2. Социокультурное и историческое конструирование этики.

Взаимоотношение людей, бытие человека для человека . . 7

Тема 1.3. Этическая природа личностного выбора и индивидуальной

ответственности . . . . . . . . 9

Контрольные вопросы по разделу 1 . . . . . . . 10
РАЗДЕЛ II. ЭТИКА СОЗНАНИЯ . . . . .. . 11

Тема 2.1. Эволюция этической мысли (на примере Западной этической

мысли) . . . . . . . . . . -

Тема 2.2. Системный и категориальный анализ этики . . . . 13

Тема 2.3. Эволюция этической мысли Востока . . . . . 15

Тема 2.4. Доморалистский (нормативный) этап этики . . . . 16

Тема 2.5. Моралистский (регулятивный) этап этики . . . . -

Тема 2.6. Структурно-функциональный анализ этической мысли . . 17

Контрольные вопросы по разделу 2 . . . . . . . 18
РАЗДЕЛ III. ЭТИКА БЫТА . . . . .. . . 19

Тема 3.1. Эволюция императивности . . . . . . -

Тема 3.2. Нравственная и поведенческая норма . . .. . 21

Тема 3.3. Нравственные основания брачно-семейных отношений . . 23

Тема 3.4. Этико-психологические проблемы межличностных

конфликтов и общения . . . . . .. 26

Тема 3.5. Бытовая этикетная культура . . . . .. 27

Контрольные вопросы по разделу 3 . . . . . . . -
РАЗДЕЛ IV. ЭТИКА ПРОФЕССИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА . 28

Тема 4.1. Этика профессиональной деятельности . . . . -

Тема 4.2. Деловая этика в стратегии и тактике бизнеса .. . 30

Контрольные вопросы по разделу 4 . . . . . .. 31
ВЫВОДЫ . . . . . . . . . .. 32
ГЛОССАРИЙ . . . . . . . . .. 33

ВВЕДЕНИЕ

Предлагаемый электронный учебно-методический комплекс по курсу "Этика", кроме возможного решения прямых – учебно-организационных задач, преследует и некоторый ряд дополнительных целей: "спровоцировать" студента на самостоятельный поиск ответов к вопросам, которые ставит жизнь. При этом с одной стороны, должна быть сохранена высокая планка требований, соответствующая не только университетским стандартам, но и в целом философскому уровню осмысления жизненно важных проблем, а, с другой, – не опускаться в интерпретации этических проблем до уровня обыденных житейских представлений.
Это, возможно, будет достигнуто, что и предусматривается программой курса, как посредством активизации учебного процесса, так и изменением системы контроля знаний, которая сориентирована только на учет продуктивных форм познания, с оговоренными заранее критериями его качества. Установленные образовательным стандартом небольшие объемы курса этики ведут к тому, что тематика лекционного материала не должна дублировать тематику семинарских занятий, поскольку иначе круг рассматриваемых в курсе проблем окажется недостаточным даже для усвоения его базовых требований.

Конспективно изложенный лекционный материал курса, построенный не только на гуманистическом пафосе, но и систематически проводящий оптимистическую идею "сотворения человека" в жизни общества и культуре, конечно, не может заменить персонального поиска жизненного смысла, а также снять со студентов ответственность за свой профессиональный и личностный рост, за необходимость самостоятельной работы в изучении этической дисциплины, в подготовке к учебным (текущим и итоговым) занятиям.

Материалы электронного учебно-методического комплекса также предназначены для успешного усвоения практических умений и навыков, связанных с формированием нравственной культуры человека. Это в первую очередь умение работать со специальной литературой, в том числе и оригинальными философскими и художественными текстами. Во вторую очередь, это проводить самостоятельные логически выверенные социально-этические исследования, аналитические и программные разработки, связанные с решением прикладных задач этики. И, в третью очередь, это развитие и совершенствование конкретных навыков личностного и профессионального роста посредством организации, необходимой для успешного усвоения задач курса, самостоятельной учебной работы.


Форма текущего контроля знаний студентов – качественное выполнение варианта контрольных заданий и активное виртуальное обсуждение ответов тестовых заданий. Итоговый контроль знаний студентов – устный зачет, который проводится по вопросам курса в соответствии с его программой и нормами высшей школы.

РАЗДЕЛ I. ЭТИКА БЫТИЯ
ТЕМА 1.1. ЭТИКА КАК ПРАКТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.

ВЗАИМООТНОШЕНИЕ МИРОВ, БЫТИЕ МИРА ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА. ЛЕКЦИЯ 1
Введение: задачи и возможности курса. Философия этики. Единство и специфика законов морали и мироздания. Ценности и сверхценности жизни. Понятие "закона жизни". Феномен темпоральности в этике. Проблемы филогенеза и онтогенеза этики. Содержательный анализ понятий "мораль" и "нравственность".
Программа курса "Этика" открывает Мир практической философии, где бушуют страсти и в жесточайшей борьбе рождаются Идеи, где Наука философия пасует перед Жизнью, а сама Жизнь обогащается Мудростью. У практической философии нет возраста, ибо философия позволяет нам испытать то, чего без нее мы не могли бы испытать, т.е. родиться второй раз – открыть себя. В этом смысле входить в мир философского знания необходимо осторожно: философские идеи Платона понять не проще, чем идеи Баруха Спинозы; страсти Омара Хайяма – не проще, чем Фридриха Ницше и т.п. Мир философии должен открывать каждому действительный мир. Философия призвана, поэтому отвечать на вопросы: как было дело? почему так произошло? что делать?

Предлагаемая учебная программа предполагает наряду с учебными, преимущественно познавательными, задачами (осмысление преемственных связей в развитии этического знания и постижение исторических форм нравственности; знание специфики и понятийно-категориального аппарата морали, содержания и эволюции высших моральных ценностей) решать и некоторые практические задачи этики.

Что необходимо понимать под "практической философией" вслед за Аристотелем и Иммануилом Кантом? Такая философия должна быть предназначена для глубокого и неформального изучения теоретических, общеобразовательных и прикладных аспектов знания о жизни Человека в обществе и в Мире. Это возможность отойти только от знания Бытия к умению этим знанием воспользоваться, а также "спровоцировать" обучающихся практической философии на самостоятельный поиск ответов о себе, Мире и Человеке – без личной заинтересованности философия практической не станет.

К базовым практическим требованиям курса этики, как мы полагаем, относятся умозрительное освоение необходимого набора общечеловеческих качеств личности (гуманность, справедливость, оптимизм и т.п.) и следующие умения:

  • ориентироваться в кросс-культурных, межэтнических и общечеловеческих ценностях современного мира;

  • различать мировоззренческие позиции и житейские (личностные или профессиональные) установки современного человека;

  • осмысленно признавать "золотые правила", "благородные истины" и императивный характер человеческой морали;

  • использовать собственный и исторический (выработанный человечеством) нравственный опыт в принятии и реализации личностных смыслов, жизненных планов и программ;

  • определяться в выборе значимых человеческих качеств в процессах профессионализации, самореализации и самосовершенствования;

  • следовать общепризнанным нормам нравственного поведения и успешно отстаивать (при необходимости) свои моральные принципы;

  • оптимистически заботиться о своем "моральном здоровье" и зрелости нравственных поступков.

Этика как самостоятельная наука предполагает мировоззренческие, познавательные и проективные, а потому и ценностные ориентации в выборе своего объекта. Объектом современной этики не является мораль как таковая. Мораль уже достаточно опредмечена в теории, как и нравственность, которая опредмечена в опыте и культуре – что делает их, мораль и нравственность, предметами этической науки. Таким объектом для этики является взаимоотношение Мира человека и Мира другого человека, Мира сознания и Мира бытия и т.п., т.е. взаимоотношение Миров, где Человеческий мир занимает свое высокое, значительное и важное место.

Поэтому для науки с такими целями и интересами основной задачей будет не только открытие и осмысление единства законов морали и мироздания, выявление ценностей и сверхценностей жизни, но и основополагающего механизма этого единства – "закона жизни".

Формализация "закона жизни" не предмет домыслов, но и не прагматическая задача. Только на высоком уровне философской диалектики сможет проясниться выхолощенная форма этого закона: 1 + 1 = 1 (см. материал следующей лекции).

Для понимания и решения поставленных задач воспользуемся понятием "темпоральности" и филогенетическим-онтогенетическим отношением. Темпоральность (лат. "tempo" – ритм, скорость) в этике – не только реально наблюдающееся ускорение процессов и усложнение организации человеческой жизни от эпохи к эпохе, но и неизбежное присутствие в реальном физическом времени, в связи с этим, различных по уровню зрелости этических отношений. Последнее объясняется, по аналогии с биогенетическим законом: онтогенез в основном повторяет филогенез (Эрнст Геккель, Фриц Мюллер), тем, что онтогенез (процесс персонального развития и личностного роста) в той или иной мере неизбежно повторяет филогенез (процесс общечеловеческого, культурного развития). То есть, человеку в процессе персонального развития приходится усваивать культурные нормы человеческого общения и общежития (от простейших – первобытных до современных).

Можно предложить, здесь с небольшими комментариями, содержательный, а потому и парадоксальный (на основе этимологического и лингвистического) анализ ключевых понятий этики, см. Схему 1. Необходимость различения осознания этического действия (поступка) и самого поступка возникает не только формально в языке (лингвистически) – слова "мораль" и "нравственность", но и содержательно в логике (этимологически). Анализ показывает, что содержание понятий "мораль" и "нравственность" не совпадают. Таким образом, практика жизни констатирует, что при полагании первичности действия над сознанием ("В начале было дело" – Г. Гегель) "нравственность" выступает в качестве абсолютной категории этики, а "мораль" – в качестве относительной. Абсолютность морали у И. Канта предполагает и абсолютность самого субъекта действия. Последнее утверждение можно отнести только ко всему человечеству, а не к отдельно взятому человеку или какой-либо социальной группе.

Диалектика морали и нравственности, а также аморализма и безнравственности показывает сложный характер взаимодействия и развития категорий этики.
Схема 1. Этимология и диалектика понятий "мораль" и "нравственность"

МОРАЛЬ (МЫ)

НРАВСТВЕННОСТЬ (Я)

Mor-al (лат.)

Memento mori (помни о главном)

Mor (мор) ? "смерть"

1

Быть моральным – стремиться к пределу (к основам, сути, смыслу)

Нрав-ственность (др.-рус.)

Sitt-lichkeit (нем.)

Нрав, норов ? "характер"

2

Быть нравственным – проявлять характер, волю к жизни, вести себя

A-mor ? "несмерть" (жизнь?)

Liberum (лат.) – свободный "от", ?

чтобы "для"…

3

Быть аморальным – стремиться к жизни

Live (англ.) – love

Leben (нем.) – Liebe, Lieben (др.-нем.)

Жизнь (Лад) Любовь (Люб)

4

Быть безнравственным – жертвовать

Иррациональное, "сверхчувственное" следствие:

ЛЮБОВЬ – аморальна (по определению) и

безнравственна (по сути)
или двойное отрицание – диалектика
  1   2   3   4   5   6



Скачать файл (310 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации