Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Дипломная работа. Особенности физкультурно - оздоровительной работы с детьми, имеющими отклонения в физическом развитии - файл n1.doc


Дипломная работа. Особенности физкультурно - оздоровительной работы с детьми, имеющими отклонения в физическом развитии
скачать (820 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc820kb.06.01.2013 14:01скачать

Загрузка...

n1.doc

  1   2   3
Реклама MarketGid:
Загрузка...




Министерство науки и профессионального образования

Республики Саха (Якутия)

Государственное образовательное учреждение среднего и профессионального образования
Нерюнгринский гуманитарный колледж
Предметная (цикловая) комиссия естественно-математических дисциплин
Боклаг Яна Владимировна

Студентка 6 курса

Форма обучения: заочная

Специальность: «Дошкольное образование»

Особенности физкультурно-оздоровительной работы с детьми, имеющими отклонения в физическом развитии
Выпускная квалификационная работа




Научный руководитель:

Хмель Людмила Ивановна

Рецензент:
Дата защиты:

« _____» ___________2007

Оценка:
2007


С о д е р ж а н и е


3.4. Практические рекомендации 47


В в е д е н и е
Двигательная активность является естественной биологической потребностью растущего организма на всех этапах его развития. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических потребностей детского организма и необходима для его нормального формирования и развития. «Гипокинезия – недостаточная двигательная активность – все больше молодеет. Она отмечается не только у детей старшего возраста, но все чаще у маленьких детей, дошкольников и младших школьников»1. Очень часто родители ослабленных детей предпочитают оберегать их от так необходимой им двигательной активности. В первую очередь от гипокинезии страдает мышечная система: снижается тонус мышц, работоспособность, выносливость, уменьшаются масса и объем мышц. Исследования показывают, что при длительной гипокинезии происходят большие изменения в мышечных волокнах. При уменьшении потока раздражений, возникающих во время движений ребенка, понижается эмоциональный тонус детей, ослабляется нервно-мышечный аппарат, снижаются показатели сердечно-сосудистой и дыхательной систем, формируются различные дефекты осанки, усугубляются имеющиеся ранее нарушения осанки.

В дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие орга­низма, который чутко реагирует как на неблагоприятные для здоровья факторы, так и на благоприятные (в частности, на занятия оздорови­тельной физкультурой).

Регулярные занятия физическими упражнениями в сочетании с чет­ким соблюдением режима дня являются надежным профилактическим средством против многих заболеваний, способствуют мобилизации жизненно важных функций организма, дви­гательных способностей (выносливости, силы, гибкости, ловкости, быстроты), воспитанию таких качеств, как сила воли, энергичность, собранность, уверенность в себе.

В разработке содержания, организации и методики работы с детьми, имеющими отклонения в физическом развитии важную роль сыграли работы Е.Н. Вавиловой, В.Л. Страковской, И.Д. Ловейко, Б.Н. Никитина, Б.В. Сермеева, В.А. Иванова, А.Я. Райбекас, М.Ю. Кистовского и др.

В последнее время появились новые теоретические и методические труды ученых Г.В. Каштановой, О.В. Козыревой, О.Н. Моргуновой и др.

Авторы предлагают помимо традиционных, новые, нетрадиционные методы ЛФК для детей с патологией опроно-двигательного аппарата: занятия фитбол-гимнастикой, занятия в «сухом» бассейне, комплексы корригирующих упражнений. Несмотря на то, что тема достаточно освещена в фундаментальных трудах ученых, сегодня отсутствует единая программа физической реабилитации детей, включающая разнообразные средства, формы и методы лечебной физкультуры.

Актуальность исследования. Изучение нарушений в здоровье детей привлекает внимание родителей, воспитателей, медиков очень давно как в отношении профилактики физических отклонений, так и возможно раннего их выявления, диагностирования, реабилитации и коррекции. Особую актуальность приобретает поиск средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для гармоничного развития каждого ребенка.

Объект исследования: процесс профилактики и коррекции отклонений в физическом развитии у детей дошкольного возраста.

Предмет: исследования: методика стандартной профилактической и корригирующей программы для развития хорошей осанки, укрепления связочно-мышечного аппарата стоп у дошкольников в условиях детского сада.

В основу исследования положена следующая рабочая гипотеза – из проведенных отдельными авторами исследований и практического опыта известно, что дошкольный возраст наиболее благоприятен для формирования правильной осанки и формирования стопы. Предполагается, что применение специальной физкультурно-оздоровительной программы, основанной на принципах оздоровительной тренировки, позволит укрепить здоровье детей.

Целью исследования: является изучение современных средств и методов физического воспитания, способствующих профилактике и коррекции отклонений в физическом развитии детей; теоретическое и экспериментальное обоснование методики физкультурно-оздоровительной работы, как эффективного средства физического развития. Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач:

  1. Изучить теорию развития вопроса (было использовано 46 источников) ;

  2. Определить роль физкультурно-оздоровительной работы в условиях детского сада с целью профилактики и коррекции нарушений осанки и стопы.

  3. Разработать методику работы с детьми 5-7 лет по профилактике и коррекции нарушений в физическом развитии.

  4. Организовать педагогический эксперимент с целью выяснения эффективности применения методик физкультурно-оздоровительной деятельности по профилактике и коррекции нарушений осанки и стопы.

  5. Разработать практические рекомендации.

Методология исследования: в основу научного поиска положена теория развивающего обучения.

Методы исследования:

1). Анализ научно-методической литературы, документальных материалов;

2). Педагогическое наблюдение;

3). Контрольные испытания;

4). Экспертное оценивание;

5). Математико-статистические методы.

Структура работы состоит: из введения, трех глав (теоретической, методической, экспериментальной), заключения, списка использованной литературы (46 источников), приложений (4 рисунка, 4 диаграммы, 5 таблиц, 3 тест- упражнения).

Глава 1 Нарушения опорно-двигательного аппарата у дошкольников
1.1. Понятия «осанка», «стопа»
Под осанкой понимают непринужденное при­вычное положение тела при стоянии или ходьбе. Осанка зависит от формы позвоночного столба, положения го­ловы, плечевого пояса, грудной клетки. При неправиль­ной осанке голова слегка наклонена вперед, спина су­туловата, грудь впалая, живот выпячен вперед.

Позвоночник - это костный стержень, состоящий из 33—34 позвон­ков, соединенных маленькими эластичными дисками, которые придают ему гибкость. Окружающие позвоночник мышцы образуют так на­зываемый мышечный корсет. При гармоническом физическом развитии у ребенка вырабатывается навык сохранять правильное положение тела. Осанка в какой-то мере обусловлена наследственностью, но на ее формирование в процессе роста и развития детей влияют многочислен­ные факторы. Процесс формирования осанки начинается с самого ран­него возраста и происходит на основе физиологических закономернос­тей высшей нервной деятельности, которые характерны для образова­ния условных двигательных связей и находясь в прямой зависимости от рационального двигательного и гигиенического режима.

Форма позвоночного столба (лордоз и кифоз), поло­жение плеч и лопаток имеют решающее значение оценки осанки, на что необходимо обращать особое вни­мание. Осмотр с этой целью проводят спереди, сзади и сбоку. При нормальной осанке физиологические изгибы позвоночного столба выражены хорошо и равномерно, но нередко встречаются случаи, когда эти изгибы чрезмер­но увеличены (патологические кифоз и лордоз) или сгла­жены. (Рис. 1)

При осмотре со спины позвоночник в норме должен быть прямым. Даже незаметные его искривления следует рас­ценивать как отклонение от нормы. Сколиозом принято называть боковое искривление позвоночника. (Рис. 2) Сколиоз может быть в верх­ней, средней и нижней частях позвоночника. Он направ­лен выпуклостью вправо, влево или имеет S-образную форму, при которой грудная часть позвоночника откло­нена влево от средней линии спины, а поясничная часть - вправо. (Рис. 3)

Круглая спина характеризуется увеличением кривизны позвоночника от шеи до поясницы (т.е. позвоночник представляет дугу, обращенную назад), кифотическая спина — увеличением кривизны грудного отдела, лордотическая спина — уве­личением поясничного изгиба вперед. У таких детей живот выпячен вперед, таз круглый (т.е. лонное сочленение находится низко), а позвоночник имеет седловидную форму.

Наличие сколиоза нетрудно выявить при помощи простого наблюдения за телосложением спокойно и непринужденно стоящего человека. Такое наблюдение сле­дует вести со стороны спины. При этом в качестве ориентира следует использовать следующие признаки.

Линия, по которой располагаются остистые отростки позвонков. Гармонически развитая, совершенная фигура характеризуется расположением остистых отростков на прямой линии, т.е. вертикально. Этот признак легко оп­ределяется на глаз или, лучше, при помощи ощупывания выпуклостей, образованных остистыми отростками. При быстром ощупывании остистых отростков сверху вниз (при этом обследуемый должен несколько наклонить голову) кожа над ними белеет и линии, по которой распо­ложен позвоночник, легко просматривается. В этом по­ложении легко обнаруживаются сколиозы. Правосторон­ним сколиозом называют искривление позвоночника, выпуклость которого обращена вправо, левосторонним - влево.

Уровни, на которых расположены плечи, точнее надплечья (плечом в точном, анатомическом смысл называют часть руки между плечевым и локтевым сус­тавом). Надплечья должны быть симметричными и нахо­диться на одном уровне. Если же одно надплечье ниже другого, это указывает на дисгармоничность фигуры.

Величина, симметричность (конгруэнтность) треуголь­ников талии, образованных боковой поверхностью груд­ной клетки, живота и внутренней поверхностью свободно опущенных рук. Разница в величине или форме треугольников указывает либо на искривление позво­ночника, либо на асимметрию грудной клетки, не свя­занную со сколиозом (это бывает значительно реже), либо на асимметрию в привычном положении рук. Каж­дая из этих причин свидетельствует о нарушении гар­моничности телосложения.

Уровень стояния углов лопатки. Этот уровень должен быть строго горизонтален. Искривление позвоночника во фронтальной плоскости сопровождается смещением одного из углов лопатки, что видно при осмотре и про­щупывании.

Нарушения нормальной формы позвоночника могут происходить и в переднезаднем направлении. Эти на­рушения проявляются в виде плоской или круглой спи­ны, а также выступающего кпереди живота. Следует иметь в виду, что глубина нормальных искрив­лений позвоночника составляет 3—4 см. Эти искривления играют важную физиологическую роль, обеспечивая рессорную функцию позвоночного столба: благодаря им головной мозг при ходьбе, беге и особенно при прыжках не испытывает значительных сотрясении. Каждый тол­чок, направленный снизу вверх, смягчается за счет увеличения кривизны позвоночника и доходит до черепной коробки в уменьшенном в 25—30 раз виде. Однако при нарушения телосложения нормальные искривления позвоночного столба сглажены или, наоборот, резко усилены.

Для точного измерения искривления позвоночного столба служит несложный аппарат, который называет­ся кифосколиозометром. Однако и без этого аппарата, при помощи простого наблюдения легко выявить изъяны телосложения, связанные с нарушениями нормаль­ных искривлении позвоночника в переднезаднем направ­лении.

Минимальный, или сокращенный, объем антропомет­рических исследований предусматривает регистрацию следующих показателей: рост в положении стоя, масса тела, окружности грудной клетки в положении вдоха, вы­доха и дыхательной паузы (по ним вычисляют ампли­туду движения грудной клетки), жизненная емкость лег­ких, определение формы ног, состояния свода стопы, ти­па телосложения, силы мышц кистей рук и становой силы.

Полный объем исследований, необходимых для ре­шении практических вопросов физического воспитания, включает, кроме того, измерение роста в положении си­дя, окружностей шеи, живота, талии, плеча, предплечья, голени, толщины жировой прослойки, подвиж­ности в основных суставах (плечо, тазобедренный, ко­ленный, голеностопный, позвоночный столб), а также вычисление пропорций тела (по соотношению между длиной туловища и ног).

Стопа является дистальным (дальним) сегментом нижней конечности, при стоянии и ходьбе выполняет опорную или толчковую, рессорную, балансировочную функцию. В обеспечении рессорной функции кроме стопы участву­ют суставы, подвздошно-крестцовые сочленения, позвоноч­ник и межпозвоночные диски. Снижение функции одной из названных структур повышает нагрузку на другие составные части рессорной системы. Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании под­растающего организма. Изменение формы стопы вызывает не только сни­жение ее функциональных возможностей, но, что особенно важно, изменя­ет положение позвоночника. Это отрицательно влияет на функции последнего и, следовательно, на осанку и общее состояние ребенка. Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, приводит к снижению двигательной активности может стать серьезным препятствием занятиям спортом.

Состояние свода стопы можно оценить по отпечаткам методом Чижина в упрощенном варианте. Смазав подо­швенную поверхность каждой стопы вазелином, предла­гают ребенку наступить двумя ногами на чистые листы бумаги на полу. Под давлением тяжести тела поверхность стопы, смазанная жиром, отпечатыва­ется на листе бумаги, оставляя харак­терный след. При помощи линейки и карандаша на каждый из отпечатков наносят по две линии, ко­торые позволяют количественно опре­делить состояние свода стопы. Первую линию (АБ) проводят по наиболее выступающим частям внутренней по­верхности отпечатка, вторую, перпен­дикулярную к ней (ВГ), через наибо­лее отстоящую от линии АБ точку внутренней поверхности отпечатка. Пересечение линии ВГ с контурами внутренней и наружной части отпечат­ка - точки Д и Е- определяет шири­ну опорной части стопы. Отношение ее (отрезок ДЕ) ко всей ширине сто­пы (отрезок BE) позволяет установить степень развития свода стопы.


Если отношение ДЕ/ВЕ не превы­шает 1/3 то стопа нормальная, с до­статочно развитым сводом. Отношение ДЕ/ВЕ, составляющее более 1/3 но не более 1/2, харак­теризует уплощенную стону. Если отношение этих отрезков превышает 1/2, то такую стопу считают плоской.

1.2. Причины возникновения дефектов в осанке
Осанка в основном формируется в 6—7 лет. Образова­ние и закрепление двигательных навыков, формирующих осанку детей, происходит постепенно и длительно с раннего возраста. Предпосылками нарушения осанки может стать то, что ребенка рано усаживают, обкладывая подушками, неправильно носят на руках, преждевременно (минуя стадию ползания) начинают учить ходить, во время прогулок постоянно держат за руку.

Целый ряд причин - нерациональный режим, различные забо­левания, приводящие к ослаблению связочно-мышечного аппарата и организма в целом, а также неудовлетворительно поставлен­ное физическое воспитание и недостаточное внимание взрослых к воспитанию у детей навыка правильной осанки - приводят к возникновению и развитию значительных нарушений телосложе­ния. Одна из причин нарушения осанки у детей – неправильное положение тела при сидении. Это положение у детей может быть связано с сидением на далеко отодвинутом стуле или с занятиями за слишком низким столом, а также, если книга или альбом для рисования находятся на большом расстоянии от ребенка. Из-за привычки сидеть высоко подняв правое плечо может возникнуть ассиметричное положение плечевого пояса. Постоянно сохраняющаяся привычка сидеть в подложенной под себя ногой и повернутым тазом приводит к неправильному его положению, создает искривленное положение тела, способствует наклону туловища в сторону. Во время занятий за столом надо сидеть так, чтобы иметь опору для ног, спины и рук при симметричном положении головы, плечевого пояса, туловища, рук и ног. Высота стола должна быть на 2-3 см. выше локтя опущенной руки.

Большую роль в возникновении неправильной осанки у детей играют плохие привычки: например, стоять с опорой на одну и ту же ногу, неправильная походка (с опущенной головой, свисающими плечами, согнутой спиной и ногами, покачивания туловища в стороны). Весьма вредно лежать во время сна на одном боку, свертываться «калачиком», сильно подтянув ноги к животу, вредно также поднятое положение головы из-за чрезмерно высокой подушки, проваливание туловища в слишком мягкий матрац. Эти нарушения в виде увеличения естественных изгибов по­звоночника и появления боковых искривлений, крыловидных ло­паток, асимметрии плечевого пояса, уплощения грудной клетки не только обезображивают форму тела, но затрудняют работу вну­тренних органов (сердца, легких, желудочно-кишечного тракта), ухудшают обмен веществ и снижают работоспособность, а у под­ростков и взрослых - производительность труда. Например, при сколиозах (боковых искривлениях позвоночника) диагностированы изменения работы как правого, так и левого желудочков сердца. Выражена асинхронность в их деятельности, и со временем воз­никают тяжелые нарушения в работе сердца. Искривления позвоночника у девочек, возникающие в период роста костей, часто изменяют форму таза, суживая его в про­дольном и поперечном направлениях, что впоследствии может привести к осложнению родов.

Катание на самокате зачастую выполняется толчком одной ногой, что приво­дит к искривлению позвоночника. При длительном использовании велосипеда, плохом подборе его размера может появиться суту­лость спины, перекашивается таз, грудная клетка сжимается. Чрезмерные прыжки в классики, через скакалку дают большую нагрузку на позвоночник, своды стоп, особенно если подскоки выполняются тяжело (у ребенка плохая координация движений). Совершенно необходимо соблюдать регламент и правила при за­нятиях спортивными упражнениями, целесообразно сочетать разные их виды. Отрицательное влияние на формирование осанки оказывает неправильное положение во время сна. С гигиенической точки зрения спать следует на правом боку. Такое положение обеспечивает лучший отдых мышцам, находящимся в полурасслабленном состоянии, что не достигается, если спать на спине или животе. Нельзя допускать, чтобы малыш спал, свернувшись «кала­чиком», с подтянутыми к груди ногами. В этом положении смеша­ются лопатки, сдавливаются верхние ребра в грудной полости, искривляется позвоночник. Вся тяжесть тела падает на две точки — плечевой и тазобедренный суставы, а позвоночник про­висает между ними. Связочно-мышечный аппарат перерастя­гивается.

Постель не должна быть чрезмерно мягкой, а подушка высокой. Длина кровати должна быть больше роста ребенка на 20-25 см., чтобы можно было спать с вытянутыми ногами.

Ослабленные дети часто имеют нарушение осанки и искрив­ления позвоночника. Большинство из них еще в раннем возрасте переносят многие детские инфекционные болезни, болеют рахи­том, следы которого остаются на скелете в виде деформаций груд­ной клетки, искривлений ног, плоских стоп. Заболевания часто усугубляют формирование неправильной осанки и развитие де­формаций позвоночника. Прежде всего, следует отметить близо­рукость и косоглазие, гипотонию мышц, пороки развития позвоноч­ника, заболевания легких и сердца. Небезызвестно, что близоруко­сти часто сопутствует кифоз, по причине выработавшейся привычки держать голову и шейно-грудной отдел позвоночника на­клоненными вперед. Слабость мышц, связанная с рахитом, ревмато-токсикозом, при закрепившейся привычке неправильно дер­жать голову, корпус, плечи и тазовый пояс способствует развитию неправильной осанки и образованию деформаций.

При отсутствии внимания со стороны учителей и родителей дефекты осанки, возникшие у детей еще в дошкольном возрасте, в период школьной жизни существенно прогрессируют. Особенно быстрое прогрессирование деформаций возможно в препубертатный и пубертатный периоды.

На формирование осанки значительно влияют особенности стопы. При нормальном ее строении нога опирается на наружный продольный свод, служит рессорой, обеспечивая эластичность походки. Дети, страдающие плоскостопием, при ходьбе широко размахивают руками, сильно топают, подгибают ноги в коленях и тазобедренном суставе, походка их напряженная, неуклюжая.

С самого начала обучения в школе к этим отрицательным мо­ментам могут присоединиться и другие: резкое ограничение дви­гательной активности (почти на 50% по сравнению с дошколь­ным периодом воспитания), увеличение статической нагрузки, свя­занной с вынужденной рабочей позой (сидя или стоя), ношение в одной руке портфеля с тяжелыми книгами и тетрадями.

Отрицательно сказывается на состоянии осанки и внутренних органов перетягивание живота в верхней его части тугими резин­ками и поясами. Этим вызываются изменения во внутренних орга­нах брюшной полости, нарушается правильное, глубокое дыхание, координированное движение многих мышц, поддерживающих по­звоночник и препятствующих его деформации.

Детям с выраженным нарушением осанки не рекомендуется заниматься теми видами спорта, которые оказывают большую нагрузку на позвоночник: тяжелой атлетикой, прыжками в высоту и длину, с трамплина и с вышки в воду, акробатикой и т.д.

Дополнительные нагрузки, связанные с сидением, реко­мендуется чередовать с интенсивными физкультминутками: специаль­ными упражнениями для мышц спины, брюшного пресса, плечевого пояса, конечностей.

1.3. Причины возникновения плоскостопия
Плоскостопие - деформация, заключающаяся в частичном или полном опущении продольного или поперечного свода стопы, ча­сто обеих. Это довольно частое нару­шение опорно-двигательного аппарата у детей и подростков (15 23% случаев). Оно сопровождается жалобами детей и подростков на боль в ногах при ходьбе, быструю утомляемость, особенно во время длитель­ных прогулок, экскурсий и походов.

У нормальной стопы с высоким сводом опорная поверхность занимает не более 1/3 поперечника стопы. Если опорная поверх­ность занимает 50—60% поперечника стопы - стопа уплощенная. При плоскостопии стопа соприкасается с полом (землей) почти всеми своими точками и след лишен внутренней выемки (рис. 4). Детская стопа по сравнению со взрослой коротка, широка, а в пяточной области сужена. Пальцы расходятся, в то время как у взрослых они плотно налегают друг на друга. У детей на подошве сильно развита подкожная клетчатка, заполняющая своды стопы. Кости стоп почти целиком состоят из хрящевой ткани, поэтому они более мягкие, пластичные, легко поддаются деформациям. Объем движений детской стопы больше, чем взрослой, вследствие большой эластичности мышечно-связочного аппарата. Поэтому детская стопа менее приспособлена к статическим нагрузкам: прыжкам, соскокам, быстро утомляется и легко подвергается деформации. При нагрузке своды стопы несколько уплощаются, но по окончанию ее тотчас же с помощью активного сокращения мышц возвращаются в исходное положение. Длительная и чрезмерная нагрузка ведет к переутомлению мышц и к стойкому опущению сводов.

Плоскостопие чаще бывает приобретенным и значительно реже - врожденным. Основной причиной развития плоскостопия является слабость мышц и связочного аппарата, принимающих участие в поддержании свода. Приобретенное плоскостопие может быть статическим, травматическим и паралитическим. Статическое пло­скостопие развивается у детей постепенно в результате несоответ­ствия нагрузки на связки, мышцы и кости гигиеническим требо­ваниям (избыточная масса тела, ношение чрезмерных для возрас­та тяжестей, ношение валяной обуви и обуви на твердой, лишен­ной эластичности подошве, а также обуви без каблука). Часто причиной развития у детей статического плоскостопия является рахит. Травматическое плоскостопие развивается после повреж­дения стопы, голеностопного сустава, лодыжек. Паралитическое плоскостопие наблюдается в связи с заболеваниями нервной си­стемы, чаще всего это последствие детского паралича.

У части детей иногда понижение свода стопы зависит от паралича мышц голени, сухожилия которых поддерживают нормальную высоту свода стопы. Наиболее часто плоскостопие зависит от статической перегрузки ног.

Перегрузка стопы возникает и тогда, когда старшие дети подолгу носят на руках своих младших сестер и братьев. К такому же результату может привести ношение детьми младшего возраста больших тяжестей (например, ведер с водой). В последнем случае, помимо плоскостопия, у ребенка может возникнуть отклонение со стороны осанки.

Вывод: Период дошкольного детства (4-7 лет) завершается яркой отличительной особенностью – первым физиологическим (скелетным вытяжением), которое характеризуется ускоренным ростом тела в длину. С интенсивным ростом скелета связано появление детей с нарушениями осанки и плоскостопием. Помимо физиологических, отрицательную роль в формировании осанки, нарушениях стопы играют приобретенные факторы: нерациональный режим, различные забо­левания, приводящие к ослаблению связочно-мышечного аппарата и организма в целом, а также неудовлетворительно поставлен­ное физическое воспитание и недостаточное внимание взрослых к воспитанию у детей.

Глава 2 Физическая культура как одна из форм физического развития и укрепления здоровья детей

2.1. Особенности физической реабилитации детей с нарушениями осанки и плоскостопием
Общие задачи ЛФК

  1. Нормализовать трофические процессы.

  2. Создать благоприятные условия для увеличения по­движности позвоночника.

  3. Способствовать правильному взаиморасположению ча­стей тела.

  4. Систематически закреплять навык правильной осанки.

  5. Выработать общую и силовую выносливость мышц ту­ловища и повысить уровень физической работоспособности.

Частные задачи ЛФК будут представлены при описании каждого вида нарушения осанки.

ЛФК показана всем детям с нарушением осанки, так как это - единственное средство, позволяющее эффективно ук­реплять мышечный корсет, выравнивать мышечный тонус пе­редней и задней поверхностей туловища и бедер.

Занятия лечебной гимнастикой проводятся в поликли­никах, врачебно-физкультурных диспансерах, школах и, на­конец, детских дошкольных учреждениях. Они проводятся 3—4 раза в неделю, для того чтобы у ребенка начал форми­роваться правильный динамический стереотип.

Как отмечалось ранее, курс ЛФК делится на три периода. При нарушении осанки в подготовительном периоде (дли­тельностью 1-2 недели) используются знакомые упражнения с малым и средним количеством повторений упражнений. В это время создается зрительное восприятие правильной осанки и мысленное ее представление, повышается уровень общей физической подготовленности. Основной период длится 4 недели, а заключительный период (1—2 недели) на­правлен на совершенствование навыка правильной осанки в усложненных вариантах выполнения упражнений. На протя­жении всего курса применяются разгрузочные исходные положения: лежа на спине, животе и боку (кроме «асимме­тричной» осанки), стоя на четвереньках. Через каждые 2—3 не­дели занятий обновляется 20—30% упражнений. Для до­школьников составляется 2—3 комплекса лечебной гимнасти­ки на один курс ЛФК.

На занятиях с детьми, имеющими нарушение осанки, не­обходимо соблюдать два обязательных организационно-ме­тодических условия.

Первое - наличие гладкой стены без плинтуса (желатель­но на противоположной от зеркала стороне), что позволяет ребенку, встав спиной к стене, принять правильную осанку, имея пять точек соприкосновения - затылок, лопатки, ягоди­цы, икроножные мышцы и пятки, и ощутить правильное поло­жение собственного тела в пространстве, вырабатывая таким образом проприоцептивное мышечное чувство, которое при постоянном выполнении передается и закрепляется в цент­ральной нервной системе за счет импульсов, поступающих с рецепторов мышц. Впоследствии навык правильной осанки закрепляется не только в статическом (исходном) положении, но и при ходьбе, выполнении упражнений.

Второе - в зале для занятий лечебной гимнастикой долж­но быть большое зеркало, чтобы ребенок мог видеть себя в полный рост, формируя и закрепляя зрительный образ пра­вильной осанки. Дошкольники могут пытаться описывать пра­вильную осанку на основе образов героев сказок, животных, постепенно переходя к описанию собственной осанки, осан­ки друзей.

Основные средства ЛФК, используемые при нарушении осанки у детей, - это лечение положением, физические уп­ражнения и массаж.

Лечение положением используется на занятиях лечеб­ной гимнастикой во время пауз отдыха и при выполнении уп­ражнений. С этой целью применяют упругий валик высотой 2-3 см (это может быть сложенное в 4—6 раз одеяло). Так, при круглой спине валик подкладывается под лопатки при выполнении

упражнений лежа на спине, во время отдыха; при плосковогнутой спине валик подкладывается под живот при выполнении упражнений лежа на животе или под шею при вы­полнении упражнений лежа на спине. Таким образом позво­ночник ребенка принимает правильное положение в течение 5-8 мин.

Физические упражнения - ведущее средство устране­ния нарушений осанки. Общеразвивающие упражнения (ОРУ) используются при всех видах нарушения осанки и вызывают улучшение кровообращения и дыхания, улучшают трофичес­кие процессы. ОРУ используются из различных исходных по­ложений, для всех мышечных групп, регулируя общую нагруз­ку занятия. Они могут выполняться с предметами и без них, с использованием тренажеров. Физические упражнения под­бираются в соответствии с видом нарушения осанки. Упраж­нения, обеспечивающие коррекцию имеющегося нарушения осанки, называются корригирующими (или специальными), их выполнение приводит к устранению дефекта. Различают сим­метричные и асимметричные корригирующие упражнения.

Симметричные упражнения. При выполнении данных упражнений сохраняется срединное положение линии остис­тых отростков. При нарушении осанки во фронтальной плос­кости выполнение данных упражнений выравнивает тонус мышц правой и левой половины туловища, соответственно растягивая напряженные мышцы и напрягая ослабленные, что возвращает позвоночник в правильное положение. Это упражнения в исходном положении лежа на спине, животе без и с отягощением для мышц спины и брюшного пресса, верхних и нижних конечностей. Например:

лежа на спине, руки за голову, согнуть и подтянуть ноги к груди;

лежа на животе, приподнять туловище и выполнять дви­жение руками как при плавании брассом;

лежа на спине, ноги согнуты и стоят на полу, руки вдоль туловища. Приподняв туловище, коснуться руками коленей.

Асимметричные упражнения способствуют выравнива­нию остистых отростков в срединное положение. Чаще ис­пользуются при сколиозе и требуют высокого профессиона­лизма при подборе. При нарушении осанки во фронтальной плоскости в грудном отделе изменяется исходное положение верхних и нижних конечностей, придавая телу асимметричное положение. Например:

асимметричная осанка с приподнятым правым надплечьем - левая рука поднимается вверх или за голову и ребенок вы­полняет упражнение «велосипед» в положении лежа на спине;

лежа на животе, левая рука вверх, правая вдоль тулови­ща, приподнять туловище, прогнуться и вернуться в исходное положение; лежа на спине, левая рука за голову, правая вдоль туло­вища - сгибание ног в тазобедренном суставе до угла 90°.

В практической работе с детьми дошкольного возраста преобладают симметричные упражнения.

К специальным упражнениям при нарушении осанки отно­сятся упражнения, направленные на укрепление мышц перед­ней и задней поверхностей бедра, упражнения на растягивание мышц передней поверхности бедра и туловища (при увеличен­ных физиологических изгибах), растягивание мышц спины (при уменьшении физиологических изгибов). На занятиях лечебной гимнастикой обязательно чередуются ОРУ, дыхательные упраж­нения, специальные упражнения, упражнения на расслабление.

Массаж в детском возрасте является эффективным ме­тодом профилактики и лечения нарушения осанки. Использу­ются основные приемы: поглаживание, растирание, размина­ние, вибрация и их разновидности. Все приемы выполняют­ся плавно и безболезненно. Для детей первого года жизни, как правило, проводится общий массаж. Для более старших детей акцент делается на мышцы спины, груди и брюшного пресса. Дети дошкольного возраста включают приемы самомассажа со вспомогательными средствами — роликовые массажеры, массажные дорожки, массажные мячи, которые используются в сочетании с физическими упражнениями.

Способ организации занятий лечебной гимнастикой с детьми, имеющими нарушение осанки. Наиболее часто встречающаяся рекомендация — проводить занятия группо­вым методом по 10—15 человек. На наш взгляд, дифферен­цированный подход принесет более высокие результаты, осо­бенно в период формирования осанки, поэтому для детей до­школьного возраста целесообразно проводить занятия малогрупповым или реже индивидуальным способом.

Методы проведения занятий. Наиболее распространены в работе с дошкольниками два метода: гимнастический и игровой.

Для комплектования групп обязательно учитывается вид нарушения осанки и возраст ребенка. Так, для дошкольников возрастной шаг не должен превышать один год (3—4, 4—5, 5—6 лет), для школьников — два-три года. Основываясь на суточной динамике физической работо­способности, наиболее предпочтительна для проведения за­нятий лечебной гимнастикой первая половина дня (9—12 ч), но высокая загруженность организованных детей начиная с дошкольного возраста не всегда позволяет использовать данный временной период. При правильно организованном занятии его эффективность не будет снижаться и при прове­дении во второй половине дня, на фоне второго подъема фи­зической работоспособности (с 16 до 18 ч).

2.2. Формирование правильной осанки на физкультурных занятиях

Воспитание культуры здоровья должны быть обязательным условием при решении задач физического воспитания детей. «Нужно использовать все имеющиеся формы организации занятий, которые могли бы дополнять друг друга и создавать результативную систему воспитания у дошкольников потребности в заботе о своем здоровье».1

Осанка формируется постепенно, по мере роста организма, и чем раньше начинают проявлять заботу о ней, тем легче бывает предупредить появление различных отклонений. В предупреждений и коррекции дефектов осанки у дошкольников надо исходить из двух основных положений: улучшение физического развития детей путем широкого использования различных видов физических упражнений и организации благоприятных для школьника условий статической нагрузки на позвоночник.

Педагоги и воспитатели должны знать, что в профилактике деформаций позвоночника большую роль должен играть соответствующий режим двигательной активности. Почти любое хорошо выполненное упражнение способствует формированию правильной осанки. Дошкольникам можно рекомендовать следующие формы физических упражнений: утреннюю гигиеническую гимнастику, физкульт-паузы во время приготовления домашних заданий, дополнительные физкультурные занятия для дошкольников, страдающими дефектами осанки и плоскостопием, подвижные игры и прогулки на свежем воздухе.

Особую роль в педагогическом воздействии воспитателей должны играть советы и рекомендации воспитанникам о необходимости постоянно следить за собой, стараться при стоянии и, особенно, во время ходьбы держать голову и корпус всегда прямо и отводя плечи назад, опираясь на обе ноги. Очень полезно, работая на участке, в огороде, копать землю половину времени с правой руки, а половину – с левой.

Особое внимание надо уделять выполнению физических упражнений для коррекции дефектов в осанке. Прежде всего, это относится к выполнению ежедневной утренней гимнастики, включающей 4-5 специальных упражнений, формирующих хорошую осанку, такие упражнения способствуют вытягиванию позвоночника, равномерному развитию мышц туловища, правильному распределению мышечной тяги.

Приводим примерный комплекс упражнений утренней гимнастики, который воздействует на мышцы спины, живота и др., укрепление которых положительно скажется на осанке.1

Для устранения нарушений осанки большинство специа­листов рекомендуют использовать среднее (4—6 раз) и боль­шое (8—12 раз) количество повторений каждого специально­го упражнения. Не менее важным является и учет соматотипа ребенка при определении программы профилактического или лечебного воздействия.

Основой лечения нарушений осанки, особенно начальной степени, является общая тренировка мышц ослабленного ре­бенка. Она должна осуществляться на фоне оптимально ор­ганизованного лечебно-двигательного режима, составленно­го с учетом вида нарушения опорно-двигательного аппарата ребенка, его возраста.

Устранение нарушения осанки представляет собой необ­ходимое условие для первичной и вторичной профилактики ортопедических заболеваний и болезней внутренних органов. Различают общие и частные задачи лечебной физкульту­ры при нарушении осанки.

Упр. 1. И.п. (исходное положение)- стоя, руки на пояс; выпрямление корпуса со сведением лопаток – вдох, возвращение в и.п. – выдох (повторить 4-5 раз).

Упр. 2. И.п. – стоя, руки в стороны, круговые движения руками назад (повторить 8-10 раз), дыхание произвольное.

Упр. 3. И.п. – стоя, руки к плечам, наклон корпуса вперед с прямой спиной – выдох, возвращение в и.п.- вдох (повторить 4-5 раз).

Упр. 4. И.п. – стоя, руки за спиной; наклон корпуса вправо – влево, дыхание произвольное (повторить 5-6 раз).

Упр. 5. И.п. – стоя, руки за спиной; наклон корпуса вправо – влево, дыхание произвольное (повторить 5-6 раз).

Упр.6. И.п. – стоя, с палкой в руках, поднимание палки, возвращение в и.п. – выдох (повторить 4-5 раз).

Упр. 7. И.п. – лежа на спине, попеременное поднимание ног вверх (повторить 3-4 раза).

Упр. 8. И.п. – лежа на животе, руки на пояс, разгибание корпуса – вдох, возвращение в и.п. – выдох (повторить 3-4 раза).

Упр. 9. И.п. – стоя на четвереньках; попеременное вытягивание прямой руки и ноги – вдох, возвращение в и.п. – выдох (повторить 3-4 раза).

Многие ученые-практики считают, что лучшее средство выработки правильной осанки – упражнения для мышц плечевого пояса, спины, затылка и напряженные выгибания. В формировании правильной осанки играет большую роль равномерность тонуса мышц передней и задней поверхности бедер, туловища, плечевого пояса, а также тонкое восприятие ощущений от положения тела и отдельных его частей. Последнее достигается с помощью следующих упражнений: положение стоя у стены, касаясь ее затылком, спиной, ягодицами и пятками – отойти от стены и вернуться к ней, сохраняя начальное положение; стоя в правильной осанке у стены, поднять руки вперед, вверх, в стороны, присесть; поднять гимнастическую палку вверх широким хватом, отставить ногу назад на носок; ходьба по гимнастической скамейке на носках с различными положениями рук; принять позу правильной осанки с мешочком песка (150-200г) на голове, ходьба с мешочком песка на голове, наклоны у вертикальной плоскости вперед и в сторону с различными положениями рук; приседания у вертикальной плоскости, касаясь ее затылком и спиной; наклоны назад с гимнастической палкой на плечах и на лопатках; из положения лежа на животе разгибание и сгибание рук, поднимая голову и туловище, не отрывая таз от пола; лазание по гимнастической стенке; висы на гимнастической стенке; ходьба на носках, пятках, высоко поднимая колени; приседания с грузом на голове у вертикальной опоры, касаясь ее спиной, затылком.

Во время движений туловища изгибы позвоночника то увеличиваются, то уменьшаются. Так, например, при наклоне туловища вперед шейная и поясничная кривизна уменьшаются, а грудная увеличивается. Наклон туловища назад вызывает противоположное изменение кривизны.

Укрепляя мышцы спины, нельзя забывать о мышцах живота: брюшной пресс имеет большое значение в поддержании правильной осанки. Так, например, увеличенная поясничная кривизна очень часто объясняется слабостью брюшного пресса. Уменьшению поясничной кривизны способствуют наклоны туловища вперед (упражнения «дровосека»), наклоны вперед с касанием пола руками и т.д.

Значительное внимание следует уделять координации движений, без которой невозможно усвоение правильной осанки.

При формировании умения удерживать правильное положение тела чрезвычайно важно развивать и укреплять у ребенка крупные мышечные группы плечевого пояса, спины и живота. Целесообразно во вводную часть занятия включать разнообразные упражнения на развитие чувства равновесия и воспитание внимания, упражнения в ходьбе и беге, построении и перестроении, упражнения в прыжках и ползании, танцевальные.

Приведем варианты планирования вводной части занятия.

Первый вариант. Обычная ходьба. Ходьба на носочках (ноги прямые, руки на поясе); бег врассыпную (20с). Перестроение в колонну, ходьба скрестным шагом (ноги прямые), бег, перестроение в пары, бег в парах (20с). Игра «Чья команда быстрее передаст мячи». Во время игры дежурные готовят оборудование для выполнения упражнений в основной части занятия.

Второй вариант. Обычная ходьба. Ходьба с гимнастической палкой за спиной. Ходьба на носочках с палкой, поднятой вверх, опущенной за спину (упражнение повторяется 5 раз). Прыжки с продвижением вперед через палки, положенные на пол (20 прыжков). Перестроение в колонну по четыре.

Периодически вводную часть физкультурного занятия следует начинать с контрольных упражнений у стены. Внимание детей при выполнении упражнений направляется на сохранение правильной осанки: живот подтянут, голову держать прямо, плечи высоко не поднимать, локти не сводить.

Наиболее сложной по организации и проведению является основная часть занятия. От правильного сочетания физических упражнений, их количества, дозировки, выбора способов организации детей зависит весь ход занятия, а главное, его оздоровительный эффект.

Рационально применять такую последовательность:

  1. Упражнения в исходном положении стоя.

а) Для укрепления мышц рук и плечевого пояса – потягивание: ребенок поднимает руки вверх и выпрямляет спину, вытягивает позвоночник.

б) Для укрепления мышц плечевого пояса и спины – сведение лопаток: ребенок отводит руки в стороны или назад, прогибая спину, грудная клетка расширяется.

в) для увеличения подвижности позвоночника, укрепления мышц спины, живота: наклоны и повороты в стороны.

г) для совершенствования опорной функции ног: различные приседания.

д) для развития координации движений и воспитания навыка правильной осанки: сохранение равновесия на уменьшенной площади опоры.

2. Упражнения в исходном положении на четвереньках – для вытягивания позвоночника, развития его гибкости и укрепления мышц туловища – выполняются как на месте, так и в движении.

3. Упражнения в исходном положении лежа на спине и животе для укрепления мышц живота и спины – выполняются с разнообразными движениями ног и прогибанием туловища.

При составлении комплекса общеразвивающих упражнений целесообразно из каждой группы брать 1-2 упражнения и чередовать их так, чтобы не было чрезмерной нагрузки на одни и те же мышцы. Во всех физических упражнениях необходимо выделять ту фазу движения, которую дети должны выполнять особенно четко. Важно, чтобы дети выполняли движения с полной амплитудой – только при этом условии они научатся напрягать и полностью расслаблять нужные мышцы. Например, в упражнениях с потягиванием, когда ребенок поднимает руки вверх, следить за тем, чтобы руки были раздвинуты шире плеч, голова поднята. Высоко поднятая голова – это не просто техническое требование; такое положение увеличивает общий тонус мышц, улучшает кровообращение в головном мозге. При выполнении упражнений с отведением рук в стороны обращать внимание на то, чтобы руки и плечи дети отводили назад сильнее. В упражнениях из исходного положения стоя на четвереньках добиваться, чтобы дети хорошо прогибали спину и не опускали голову.

В процессе выполнения физических упражнений наиболее рационально применять произвольное дыхание, а после окончания упражнений, если они вызвали задержку дыхания или натуживание, следует проделать 2-3 глубоких вдоха с последующим выдохом.

Главная задача воспитателей — научить ребенка правильному вы­полнению этих упражнений сначала путем показа, затем, помогая ребенку, путем коррекция его позы и движений, добиваться нуж­ного распрямления спины, растягивания тех или иных мышечных групп, связок. Так, обучая упражнению «самолетик» при положе­нии ребенка на коленях с разведенными в стороны руками и пооче­редными наклонами то в одну, то в другую сторону, взрослый должен поглаживать ребенка по спине, помогая выпрямлять по­звоночник. Перемещение руки на лопатки также помогает выпрям­лению спины. При «приземлении самолетика», когда ребенок наклоняется, его надо придерживать за ноги, чтобы колени не сгибались. Наблюдение, помощь и поддержка родителей нужны для правильного выполнения всех упражнений этой группы.

Интересными и доступными для внедрения в детские учреждения являются упражнения для дошкольников. 1-ая группа упражне­ний наиболее проста - их четыре:

«Птичка». Ребенок сидит, скрестив ноги, руки согнутые в лок­тях так, чтобы пальцы коснулись плеч и превратились в «крылыш­ки». Взрослый помогает ребенку держать спину прямо и протягивает локти назад, близко к телу. Затем ребенок прыгает на месте.

«Подсвечник». Стоя на коленях на мягкой подстилке, ребенок разводит руки в стороны, затем сгибает их в локтях. Инструктор следит за тем, чтобы предплечья находились в вертикальном по­ложении, а локти были отведены назад. Далее упражнение выпол­няется с поворотами в стороны.

«Кто сумеет». Из положения «лежа на спине» ребенок при помощи инструктора садится. По мере овладения упражнением по­мощь инструктора проявляется только в прижимании ступней ре­бенка к полу. Из сидячего положения производится наклон впе­ред с опусканием лица на колени и дотягиванием рук до носков.

«Самолет планирует». Ребенок сидит, скрестив ноги, руки разведены в стороны. Наклоны поочередно в обе стороны до касания пола рукой. Инструктор корригирует вертикальное положение корпуса.

Упражнения 2-й группы, содержащие элементы акробатики, способствуют совершенствованию таких физических качеств, как гибкость, ловкость, быстрота двигательных реакций. К ним от­носятся три, описанные ниже.

«Казачок». Ребенок держится за руки инструктора и сгибает ко­лени, затем поочередно одну ногу выбрасывает вперед и ставит на пятку. Далее упражнение выполняется с подскоками. Это упраж­нение, как и большинство других, хорошо выполнять под музыку.

«Балерина». Ребенок стоит на одной ноге, другую сгибает и отводит назад так, чтобы ее носок можно было захватить рукой, затем движения проводятся с другой ногой. Инструктор придержи­вает ребенка за вытянутую вперед руку для сохранения равно­весия.

«Зайчик служит». Ребенок с согнутыми перед собой руками приседает, опираясь на обе ступни, затем поочередно выпрямляет ноги. Инструктор поддерживает ребенка за руки.

Упражнения 3 и группы для совместных игровых действий - это
подвижные игры, в которых основная двигательная активность про­
является в таких циклических упражнениях, как бег, прыжки,
ходьба, а также в бросках и лазаниях. Правила таких игр зависят
от возраста детей : чем меньше ребенок, тем проще правила.

В 4-ю группу входят упражнения с использованием разных пред­метов и снарядов. Их можно выполнять и на свежем воздухе, и в помещении. Задания для ребят надо менять, постепенно усложняя их и добиваясь того, чтобы преодоление препятствий каждый рал было новой и интересной задачей. Эти упражнения не только спо­собствуют формированию двигательных качеств и навыков, но и вызывают положительные эмоции у детей, что улучшает их физи­ческое и психическое здоровье.

5-ю группу составляют музыкально-ритмические упражнения. Они способствуют не только физическому, но и эмоционально ху­дожественному развитию детей, воспитывая у них чувство ритма, музыкальность, грациозность, красоту движений.

2.3. Средства профилактики и исправления плоскостопия
В основе профилактики плоскостопия лежит, во - первых, укрепление мышц, сохраняющих свод; во – вторых, ношение рациональной обуви и, в третьих, ограничение нагрузки на нижние конечности. Профилактика плоскостопия зависит от воспитания правильной походки. Необходимо, чтобы носки при ходьбе и стоя­нии смотрели прямо вперед, нагрузка приходилась на пятку, пер­вый и пятый пальцы, а внутренний свод не опускался.

В коррекции и профилактики плоскостопия ведущая роль принадлежит физическим упражнениям: упражнения, укрепляющие опорно-двигательный аппарат (ходьба, бег, прыжки, приседания. плавание, подвижные игры). Весьма необходимо на каждом физкультурном занятии в начале, середине и в конце использовать 2-3 специальных упражнения для профилактики нарушений стопы.

При плоскостопии, как и при нарушении осанки, в усло­виях дошкольного учреждения используются все формы ЛФК:

утренняя гигиеническая гимнастика;

занятия лечебной гимнастикой длительностью 25— 30 мин;

самостоятельные занятия;

дозированная ходьба;

плавание с включением таких упражнений, как бег, прыж­ки, выпрыгивание (уровень воды по плечи ребенка).

Способ проведения занятий лечебной гимнастикой — ма­логрупповой.

Для укрепления мышц, поддерживающих свод стопы, рекомен­дуется ходьба босиком по неровной, но мягкой (песок, мягкий грунт) поверхности. При ходьбе полезно периодически поджимать и расслаблять пальцы. Профилактически и для коррекции в еже­дневную утреннюю гимнастику вводят ряд упражнений (ходьбу на носках, на пятках, на внутренних и внешних краях стоп, приведение стоп внутрь из положения сидя («подгребать песок ногами»), захватывание и удерживание пальцами ног мелких предметов (например, карандаша), под­скоки, упражнения с использованием специальных устройств). Подобные же упражнения выполняют на уроках физической куль­туры и на специальных занятиях корригирующей гимнастикой. Положительное влияние на укрепление свода стопы оказывают игры в волейбол, футбол. Для укрепления мышечно-связочного аппарата стопы детей можно рекомендовать выполнение упражнений на захватывание и удерживание стопами волейбольного или баскетбольного мяча, упражнения на низком гимнастическом бревне или набивном мяче (например, приседание, придерживаясь руками за гимнастическую стенку, обхватив набивной мяч стопами). Можно рекомендовать и такие занятия, как лазанье по вертикальному канату и шесту, ходьба босиком по рыхлому грунту или песку, непродолжительная ходьба по неровной или пересеченной местности.

При коррекции нарушений в развитии стопы используются средства, способствующие укреплению суставно-связочного аппарата: приведение и отведение стоп, сгибание и разгибание стоп в положении стоя, сидя, лежа; поднимая и опуская стопами набивной мяч, сдавливание стопами матерчатого коврика, захватывание пальцами ног различных предметов, ходьба на носках и наружной стороне стопы, сгибание и разгибание пальцев ног, вращение стопами влево, вправо, ходьба босиком и бег босиком по песку, гимнастическим матам, поднимание на носки и опускание в исходное положение.

Создание полноценной физкультурно-оздоровительной среды предус­матривает наличие оборудования и инвентаря, способствующего укрепле­нию мышц стопы и голени и оказывающего положительное влияние на фор­мирование сводов стопы (ребристые и наклонные доски, скошенные повер­хности, гимнастическая стенка, веревочные лестницы, обручи, мячи, ска­калки, массажные коврики, гимнастические палки, гимнастические маты, велосипеды, педали которых имеют конусообразный валик, предназначен­ный для формирования свода стопы, специальные тренажеры).

Большое значение имеет ношение обуви, отвечающей гигиени­ческим требованиям. Она должна точно соответствовать длине и ширине стопы (не жать, но и не быть слишком просторной), иметь широкий носок, чтобы пальцы не сжимались, широкий каблук 1,5—2,0 см и эластичную подошву. Девочкам противопоказано но­шение обуви на высоких каблуках (4—5 см), чтобы не наруша­лась осанка, не происходило искривление позвоночника и смеще­ние позвонков, изменение правильного положения газа и его раз­меров.

При плоскостопии, помимо лечебных упражнений, контраст­ных ножных ванн и массажа, бывает необходимо ношение по указанию врача вкладышей-супинаторов в обычную обувь или из­готовление специальной ортопедической обуви.

Для предупреждения развития плоскостопия надо соблюдать следующие профилактические меры:

  1. Не носить слишком тесную обувь или на плоской подошве;

  2. Для уменьшения деформации свода стопы пользоваться супина­торами, постоянно выполнять корригирующие упражнения, укрепляю­щие мышцы стопы и голени;

  3. Выполнять общеразвивающие упражнения, упражнения для ниж­них конечностей (дозированная ходьба, бег, приседания, упражнения для укрепления мышц свода стопы) и дополнительно- специальные упражнение (ходьба босиком по скошенной траве, галечнику).

Противопоказано!

Ходить на внутренней стороне стопы .

Соскоки, прыжки, бег, особенно по асфальту.

Выполнять упражнения при длительной статической на­грузке (и. п.— стоя).

2.4. Подвижные игры – эффективный метод профилактики и лечения нарушений осанки у дошкольников
Задачами подвижных игр, являющихся одной из форм лечебной физической культуры, должны быть общее укрепление ослабленных детей, их опорно-двигательного аппарата, усиление мышечного корсета, улучшение функции дыхания, сердечно-сосудистой системы. Для выполнения этих задач необходимо включать в занятия игры общефизиологического воздействия. С целью воспитания осанки проводятся такие подвижные игры, в которых дети должны принимать заранее установленные позы. При использовании в подвижных играх корригирующих упражнений необходимо прежде всего принимать во внимание основное заболевание ребенка, чтобы, исправляя дефект осанки ребенка, не повредить его организму в другом. Рекомендуются игры, укрепляющие мышцы спины, пояса верхней конечности, живота. В процессе проведения подвижных игр надо добиваться тренировки навыков в удержании тела в правильном положении, правильной ходьбы и выполнения других основных элементарных движений. В играх должны использоваться разнообразные исходные положения, в том числе и положения лежа, стоя на четвереньках. Упражнения должны выполняться в среднем и медленном темпе. Выработке правильной осанки помогают игры на координацию движений, равновесие. Упражнения в играх чередуются с дыхательными упражнениями.

Приобретение правильной осанки – длительный процесс, поэтому ребенку приходится многократно объяснять и показывать, что такое правильная осанка. В подвижные игры, игры-эстафеты следует включать корригирующие движения. Так, в игру «Пятнашки» можно внести следующие изменения: дети, спасаясь от водящего, встают на носки и поднимают руки вверх или встают к стене и плотно прижимаются спиной, руки отводят в стороны. В игре нельзя пятнать того, кто присядет на носках в правильной позе – спина прямая, руки согнуты в локтях, прижаты к плечам.

Ориентированные на профилак­тику нарушений осанки игры и физкультминутки можно сочетать с обычными. Интерес к физическим упражнениям повышается при использовании мел­кого спортивного инвентаря: мячей, гимнастических палок, обручей и т.п. Важно проводить игры на от­крытом воздухе. В холодную погоду занятия надо организовывать так, чтобы дети возможно больше двигались, чтобы на пояснения, команды уходило минимальное количество времени.

В подвижной игре «Самолеты» можно предлагать детям отвести руки и плечи назад так, чтобы были сведены лопатки, правильно держать голову (голова немного приподнята). Такое положение тела ребенок удерживает и в движении, т.е. в полете (иначе самолет считается неисправным и пилоту будет дана команда «на посадку»).

Примеры игр: «Все дальше и выше», «Подпрыгни до ладони», «Воздушный шар», «Контроль осанки».

Все дальше и выше

Дети сидят. Воспитатель, отходя от ребенка, бросая ему мяч, приговаривает: «Бросим дальше, бросим выше». Игру можно проводить и с одним маленьким партнером, дома и в группе. Во втором случае инструктор бросает мяч по очереди.

Подпрыгни до ладошки

Дети сидят на скамейке или стоят. Воспитатель подзывает к себе то одного, то другого ребенка и предлагает ему подпрыгнуть повыше, чтобы головою достать до его ладони. Руку воспитатель держит на небольшом расстоянии от головы ребенка.

Вариант игры: подпрыгнуть и достать рукой бубен, яркую игрушку или колокольчик, который воспитатель держит на некотором расстоянии от головы ребенка. Сами «прыгучие» дети соревнуются между собой, прыгая на еще большую высоту.

Воздушный шар

Дети сидят или стоят, самостоятельно надувая шары. Воспитатель помогает завязать отверстия. Дети подбрасывают шары вверх и ловят их, бросая друг другу. Воспитатель предупреждает, что шар надо ловить осторожно, чтобы он не лопнул. Перебрасывать шар друг другу можно и через веревочку.

Пройди и не ошибись

Дети сидят на скамье. На полу мелом начерчена линия. Игра имеет несколько вариантов.

  1. Каждый из играющих должен пройти вперед по линии, ставя пятку к носку впереди стоящей ноги, и обратно пройти по черте спиной назад, ставя носок к пятке.

  2. Играющий должен пройти по гимнастической скамье или доске, перешагивая через положенные на пути предметы (большой мяч, коробка). Все упражнения проводятся вначале с открытыми, а затем с закрытыми глазами. При этом детей подстраховывает инструктор лечебной физической культуры или воспитатель.

2.5. Занятия фитбол-гимнастикой в коррекции осанки
Новой формой занятий по физическому воспитанию и коррек­ции осанки у детей является фнтбол-гимнастика. Фитбол в пере­воде с английского означает мяч для опоры, используемый в оздоровительных целях.

Фитбол-гимнастика проводится на больших разноцветных мячах, выдерживающих все до 300 кг. Мяч (его масса равна примерно 1 кг) используется как тренажер, как предмет и как утяже­литель.

На занятиях используют фитболы различного диаметра, в зави­симости от возраста и роста занимающихся. Если при посадке на мяч угол между бедром и голенью равен или чуть больше 90 градусов, значит, мяч подобран правильно Для занятий с профилактической и лечебной целью, а также для занятий с детьми дошкольного возраста мяч должен быть менее упругим.

Фитболы оказывают также вибрационное воздействие в обла­сти низкозвукового спектра частот. Будучи одним из самых древних онтогенетических стимулов, механическая вибрация оказывает как специфическое, так и неспецифическое воздействие практи­чески на все органы и системы человека. Например, непрерывная вибрация действует на нервную систему успокаивающе, а преры­вистая вибрация возбуждающе. При занятиях фитбол-гимнастикой с детьми используется преимущественно легкая вибрация в спокойном темпе (сидя, не отрывая ягодиц от мяча), в фитбол-аэробике применяется ударная вибрация в быстром темпе.

Вибрация, вызываемая в положении сидя на мяче, по своему физиологическому воздействию сходна с верховой ездой. В спе­циальной медицинской литературе верховая езда описывается как один из методов лечения остеохондроза, сколиоза, заболе­вании ЖКТ, ишемической болезни сердца, ожирения, простатита, неврастении. Объединяет верховую езду и фитбол гимнастику физиологический механизм сохранения равновесия, который заклю­чается в необходимости постоянного совмещения центров тяжести и подвижной опоры с центром тяжести человека.

Лечебный эффект обусловлен биомеханическими факторами. Это и напряжение механизмов, обеспечивающих непрерывное поддержание позы и сохранения равновесия, и низкочастотные колебательные движения, вызывающие формирование положительных адапта­ционных сдвигов.

При методически правильно построенной программе и оптимальной нагрузке формируется новый рефлекс позы, который обеспечивает создание более сильного мышечного корсета. В ходе выполнения упражнений также улучшается крово - и лимфообра­щение в области позвоночника.

При сидении на фитболе наибольший контакт с ним имеют седалищные бугры и крестец. Через крестец ритмические колеба­ния распространяются по всему позвоночнику, включая область основания черепа. Это способствует изменению динамики спинномозговой жидкости.

Правильная посадка на фитболе предполагает оптимальное положение тела и всех его звеньев: происходит наиболее гармоничная работа мышечных групп, обеспечивающих сохранение позы. Посадка считается правильной, если угол между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой составляет 90*, голова приподнята и ее центральная линия совпадаете осью туловища, спина выпрямлена, руки лежат на фитболе и фиксируют его ладо­нями сбоку или сзади, ноги на ширине плеч, ступни параллельны друг другу. Неправильно, криво сидеть на фитболе невозможно, так как нарушается равновесие и теряется баланс.

Только поддержание такого положения, При котором совпадают центр тяжести занимающегося с центом тяжести фитбола, способствует сохранению равновесия, поэтому одна правильная посадка на фитболе способствует формированию трудно и длительно вырабатываемого в обычных условиях навыка пра­вильной осанки.

Правильная посадка на фитболе выравнивает косое положение таза, что крайне важно для коррекции сколиотических отклонений в грудо-поясничном отделе позвоночника. В обычных условиях ортопеды назначают для выравнивания ног косок в обувь или другой вариант ортопедической коррекции под укороченную ногу, а для выравнивания положения позвоночника и таза специаль­ную подушечку под ягодицу. Фитбол за счет своих упругих свойств неравномерно погружает седалищные бугры и выравнивает таз и позвоночник без всяких дополнительных приспособлений.

Фитболы позволяют максимально индивидуализировать лечебно-воспитательный процесс за счет широких возможностей коррекции осанки как во фронтальной, так и в сагиттальной плоскости.

Вывод: Главным и действенным средством профилактики дефектов осанки, стопы является правильное и своевременно начатое физическое воспитание, в котором особое внимание следует уделять равномерному развитию и укреплению мышечного аппарата.

Особое внимание надо уделять упражнениям, вызывающим активную работу мышц-разгибателей спины и мышц живота. Эти упражне­ния предпочтительнее выполнять из положений лежа и сидя. При этом необходимо следить, чтобы дети не задерживали дыхание, держали голову прямо, плечи расправляли, живот подтягивали. Положение с поднятой головой увеличивает общий тонус мышц, улучшает кровообращение в головном мозгу. Предпочтение отда­вать симметричным упражнениям (повороты в стороны, взмахи правой и левой ногой или рукой). Темп выполнения большинства упражнений не быстрый, спокойный, чтобы дать возможность ребенку потянуться, выпрямиться, как говорится проработать мышцы. Предупредить плоскостопие можно также подбором специаль­ных упражнений, способствующих развитию и укреплению мышц.

Глава 3 Педагогический эксперимент



    1. Основные этапы эмпирического исследования


Проанализировав фундаментальные труды ученых, практиков было сделано заключение, что через систему специальных физических упражнений, практику подвижных игр можно вести профилактику и коррекцию нарушений осанки и стопы у детей старшего дошкольного возраста.

База исследования: Детский сад «Незабудка», п. Серебряный Бор. Испытуемые –14 детей, в том числе 10 мальчиков и 4 девочки в возрасте 6-7 лет. При отборе испытуемых был применен метод случайной выборки. С помощью жеребьевки дети старшей дошкольной группы были разделены на 2 группы: контрольную и экспериментальную (по 7 детей в каждой группе). Группы до начала разработанного учебно-тренировочного воздействия имели равные возможности, были максимально-идентичными по своим характеристикам. Один ребенок с нарушением осанки был взят под особый контроль.

Цель эксперимента – применение на практике современных средств и методов физического воспитания, способствующих профилактике и коррекции отклонений в физическом развитии детей; экспериментальное обоснование методики физкультурно-оздоровительной работы, как эффективного средства физического развития.

Этапы эмпирического исследования:

1 этап – констатирующий. На этом этапе изучалась и анализировалась литература, подбирались профилактические и корригирующие методики. При анализе литературы были изучены 46 источников, куда вошли работы учёных, монографии, статьи, освещающие методику физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Результаты этапа представлены в 1 главе.

3.2. Формирующий эксперимент

2 этап - формирующий эксперимент. Определена база исследования (детский сад «Незабудка»), участники эксперимента – испытуемые – 7 детей экспериментальной группы – 3 девочки и 4 мальчика в возрасте 6-7 лет. 7 детей были задействованы в эксперименте в контрольной группе.

При проведении формирующего эксперимента решались следующие задачи:

а) собрать сведения о состоянии здоровья детей, провести наблюдение за теми, у кого есть отклонения;

б) выявить степень физической подготовленности дошкольников: проверить уровень развития двигательных навыков по основным физическим качествам - быстроте и ловкости; определить уровень физических способностей в следующих упражнениях: подтягивании, подъеме туловища, наклонах вперед, метании мяча, прыжках в длину.

б) продумать организацию и методику профилактических и корригирующих физкультурных занятий и определить их место в утренней гимнастике, физкультурных занятиях в спортивном зале и плавательном бассейне, других формах физического воспитания в детском саду и в семье;

в) собрать необходимые сведения по результатам экспериментальной проверки и обобщить, сделать выводы. Сравнить результаты физического развития у обоих групп.

г) сделать выводы, разработать практические рекомендации к усовершенствованию методики проведения физических упражнений с целью профилактики и исправления дефектов осанки и стопы.

Для обеих групп было предусмотрено одно занятие по физической культуре два раза в неделю продолжительностью 30 минут в течение 4-х месяцев, одно занятие в плавательном бассейне два раза в неделю, ежедневная утренняя гимнастика 6-12 мин., физкультминутки между занятиями -2-3 мин., физкультурные паузы между занятиями по 5-6 минут, а после дневного сна в сочетании с закаливающими процедурами, длительностью до 15 минут. В дополнение к проводимой работе по физической культуре в экспериментальной группе в каждый комплекс утренней гимнастики были включены специальные корригирующие упражнения. В экспериментальной группе разучивались и ежедневно проводились специально подобранные подвижные игры и упражнения продолжительностью по 20-30 минут. К сожалению, климатические условия не позволили эффективно использовать возможности прогулок для развития двигательных способностей детей. Основная оздоровительная работа была распределена в спортивном зале, бассейне, группах. Для Бальжановой Светы, у которой по результатам углубленного медосмотра, проведенного в апреле 2006 г. были выявлены нарушения в осанке (сутуловатость), был разработан индивидуальный план занятий физкультурно-оздоровительной деятельности.

Данные медицинского обследования, несмотря на достаточно благоприятную статистику (у одного ребенка выявлено нарушение осанки) заставили нас проанализировать условия физического воспитания детей, всю систему мероприятий по закаливанию организма и совершенствованию движений, принять необходимые меры.

Мы выяснили, что места для игр и занятий в группе недостаточно освещены, а значит дети при рисовании, рассматривании книг, альбомов, игре в настольно-печатные игры вынуждены низко наклоняться, напрягать зрение.

Книжный уголок и уголок изобразительной деятельности были перенесены в наиболее освещенную часть комнаты. На занятия пригласили медицинскую сестру, которая в ходе его фиксировала изменения позы детей. Выяснилось, что у многих детей (30%) в течение занятий наблюдалось двигательное беспокойство: часто меняли положение ног, туловища. Некоторые дети совсем низко наклоняются на занятиях рисованием, лепкой, другие не опираются на стол, локти у них свисают.

На одном из занятий я обратилась к детям с вопросом: «Как вы понимаете, что значит правильно сидеть на занятии?». Они отвечали: «Сидеть прямо», «Не разговаривать», «Сидеть спокойно», но никто при этом не мог объяснить, какое положение должны занимать ноги и спина. Нам стало ясно, что у детей нет четкого представления о правильном положении тела.

Формирование правильной осанки начали с того, что показали и объяснили детям, как надо ставить стул к столу: сиденье стула должно немного заходить за край стола, ближе к ножкам. Предложили поупражняться в этом. В перерыве между занятиями и в процессе занятия мы проводили физкультурные минутки, предлагая ряд упражнений стоя: для плечевого пояса (руки вперед, вверх, вперед, вниз), для косых мышц туловища (наклоны, повороты), для мелких мышц шеи, кистей рук.

Соблюдать правильную осанку нужно не только в положении сидя, но и в положении стоя, в движении. Мы замечали, что дети в играх иногда очень долго находятся в одной позе (в присяди, сидя на стуле). Не прерывая хода игры, мы предлагали детям выполнить дополнительные действия, требующие изменения позы.

В целях профилактики плоскостопия мы стали применять ходьбу босиком. При такой ходьбе ребенок непроизвольно переносит тяжесть тела на наружный край стопы и поджимает пальцы, что способствует укреплению ее свода. На физкультурных занятиях практиковались занятия босиком. Во вводную и заключительную часть утренней гимнастики и физкультурных занятий обязательно включалась профилактическая ходьба на носках, пятках, ходьба с опорой на наружные края стопы.

Руководствуясь теоретическим знанием, что в формировании правильной осанки играет роль не сила мышц, а равномерное развитие их и правильное распределение мышечной тяги, в каждый комплекс утренней гимнастики были включены упражнения из разных исходных положений для туловища: лежа на животе – «рыбка», «ласточка», лежа на спине и др. В дополнение к проводимой работе по физической культуре прибавили физкультурные паузы и начали их проводить между занятиями по 5-6 минут, а после дневного сна в сочетании с закаливающими процедурами, длительностью до 15 минут.

Для профилактики нарушений осанки разработали систему специальных упражнений, которые проводили в такой последовательности:

  1. Встать к стене, касаясь ее затылком, лопатками, ягодицами, пятками и локтями. Сохраняя принятое положение, сделать шаг вперед, затем назад, вернуться в исходное положение.

  2. Встать к стене, принять правильное положение. Отойти от стены, походить, стараясь сохранить правильное положение всех частей тела, подойти к стене, прижаться к ней и проверить правильность осанки.

  3. Стоя у стены, принять правильное положение. Отойти от стены, наклониться с расслабленными руками (предложить детям «полоскать белье»), выпрямиться и постараться снова встать правильно.

  4. Встать к стене, принять правильное положение, поднять руки в стороны – вверх, опустить в исходное положение.

  5. Встать к стене, принять правильное положение. Поочередно поднимать ноги вперед, не сгибая в колене, не отрывая таза, плеч, головы от стены.

Дети выполняли также упражнения на равновесие с грузом, положенным на голову: пройти с мешочком на голове в полуприсяде, «петушиным» шагом, скрестным шагом; плавно опуститься на колени и встать, удерживая мешочек на голове; встать с мешочком на голове на набивной мяч и как можно дольше удерживаться на нем, сохраняя равновесие.

Часто дети не умеют правильно дышать, задерживают дыхание. При этом мышцы теряют упругость, а следовательно, появляется опасность отклонений в осанке. Мы стали учить детей правильно дышать, сочетать ритм движения и дыхания. С этой целью производили специальные дыхательные упражнения, например глубокий вдох через нос, продолжительный выдох (подуть на цветок) 3-4 раза, упражнение «Дровосек» - руки вверх (вдох), опустить вниз, сказать «ух» (выдох). Для формирования полного, глубокого выдоха использовали также прием произношения звуков и слов на выдохе.

Для формирования правильной осанки исключительную ценность имеют упражнения в равновесии: ходьба по гимнастической скамье с мешочком на голове, ходьба по гимнастической рейке. Такие упражнения были использованы на физкультурных занятиях.

Систематически мы вели индивидуальную работу с Бальжановой Светой, у которой было выявлено нарушение осанки. С ней проводили в утренние и вечерние часы (длительность 6-10 минут) комплекс специальных упражнений: походить с палкой за спиной, стать к стене спиной, прикасаясь к ней затылком, лопатками, ягодицами, пятками, идти с предметами на голове, упражнения из положения лежа на спине, на животе, собрать веревку пальцами ног, походить на носках, пятках, прокатить палку на полу стопами ног.

Повышению эффективности нашей работы способствовали тесные контакты с родителями. Они не только поддерживали все наши мероприятия, но и продолжали работу дома, руководствуясь рекомендациями врачей и воспитателей. Родители прослушали лекцию на тему «Развитие движений у дошкольников и формирование правильной осанки», познакомились с результатами обследования. С отдельными родителями медицинская сестра провела индивидуальные консультации с практическим показом проведения специальных корригирующих упражнений.


3.3. Контрольный эксперимент
3-й этап. Контрольный. На этом этапе проводились обобщения, интерпретация и обработка полученных результатов. Разработаны практические рекомендации по результатам исследования.

По окончании четырехмесячной работы с контрольной и экспериментальной группами была проведена диагностика. Медицинская сестра провела визуальный осмотр осанки и стопы. Воспитателем совместно со спортивным инструктором было организовано исследование двигательных способностей ребенка. Был исследован уровень физической подготовленности дошкольников в контрольной и экспериментальной группах с помощью контрольных тест-упражнений: бег на 30м. с высокого старта, челночный бег 3х10м(с), подтягивание из виса лежа, подъем туловища, прыжки в длину, метание мяча.

Как показывают приведенные таблицы и диаграммы (Таблица № 1-5; Диаграмма № 1-4) , ребята экспериментальной группы показали лучшие результаты двигательных способностей, по сравнению с дошкольниками контрольной группы, у которых показатели гораздо ниже и обозначены как удовлетворительные. Так, средний показатель в беге на 30м. у участников контрольной группы составил 8,4 сек; в экспериментальной- 7,7. В беге на 10 метров средний показатель участников контрольной группы – 2,8 сек, экспериментальной- 2,6 сек. В челночном беге, применяемом для определения ловкости, участники контрольной группы достигли среднего показателя 11,6, команда экспериментальной группы- 10,2. Сравнивая время пробегания обычного (гладкого) бега на 30м. и бега челночного на той же дистанции, можно сделать заключение об уровне ловкости детей. Разница во времени в экспериментальной группе в беге обычном и челночном на одной и той же дистанции составила 2,5 сек. Данный показатель говорит о достаточно высоком уровне ловкости. Результаты уровня подготовленности в упражнении «подтягивание из виса лежа» в экспериментальной группе выше, чем в контрольной на 1,6 раза; результаты уровня подготовленности в выполнении упражнения «подъем туловища» в экспериментальной группе выше, чем в контрольной на 3 подъема. Лучшие показатели у ребят в экспериментальной группе и по прыжкам в длину, метании мяча.

Вывод: приучать ребенка к постоянному контролю за положением своего тела необходимо как можно раньше. Исправление дефектов осанки и стопы всегда более трудное, чем их предупреждение. Самое действенное средство устранения дефектов осанки – физические упражнения. В целях профилактики нарушений осанки и стопы физические упражнения приносят наибольшую пользу тогда, когда их проводят по группам . комплектуемым соответственно выявленным типам осанки, а также с учетом возраста и физического развития детей.
  1   2   3



Скачать файл (820 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации