Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Казурова О.Ю. Правовая социализация студенческой молодежи в условиях современного российского общества - файл n1.doc


Казурова О.Ю. Правовая социализация студенческой молодежи в условиях современного российского общества
скачать (165 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc165kb.06.01.2013 14:02скачать

Загрузка...

n1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...





На правах рукописи

Казурова Ольга Юрьевна


ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ студенческой МОЛОДЕЖИ

В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА


Специальность: 22.00.04

Социальная структура, социальные институты и процессы

автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата социологических наук

Волгоград, 2006

Работа выполнена на кафедре социологии и политологии Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Волгоградский государственный университет»

Научный руководитель Кандидат политических наук, доцент

Панкратов Сергей Анатольевич
Официальные оппоненты Доктор социологических наук, профессор

Деларю Владимир Владимирович
Кандидат социологических наук

Конкин Олег Викторович
Ведущая организация Саратовский государственный

технический университет

Защита состоится «25» декабря 2006 года в «16.00» на заседании диссертационного совета Д 212.029.06 по присуждению учёной степени доктора и кандидата социологических наук при Волгоградском государственном университете (400062, г.Волгоград, Университетский проспект, 100, ауд. 2-05 В)

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Волгоградского государственного университета

Автореферат разослан «___»____________2006 года

Учёный секретарь

диссертационного совета,

кандидат политических наук, доцент С.А.Панкратов

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. В современном российском обществе происходят сложные трансформационные процессы, сопровождающиеся переосмыслением базовых социальных ценностей, нарушением преемственности в передаче социокультурного опыта, изменением правового сознания и правовой культуры. В особенности данное обстоятельство отражается на социализационных процессах в студенческой среде, где происходят изменения как на уровне агентов социализации, так и самих социализирующихся.

Следует подчеркнуть, что период студенчества является существенным в формировании гражданской идентичности, социально-правовой активности будущих специалистов. Процесс правовой социализации современного студенчества обусловлен целым рядом макро- и микросоциальных факторов: в современном обществе правовая социализация молодёжи имеет противоречивый характер (по данным ИСПИ РАН 61,7% молодых респонден­тов не доверяют милиции, 49,4% – суду, 48,6% – прокуратуре); формирование нового типа - личности общества риска, молодых людей, которые привыкли жить и извлекать выгоду из риска, беспорядка (35-40% молодёжи избирают стратегию нарушения социальных и правовых норм); особая роль и статус студенческой молодёжи в условиях социального неравенства, дифференциации в престижности вузов и профессий; изменение ценностных ориентаций студентов в получении высшего образования и реконструкция самой системы высшей школы.

В условиях социальной трансформации современного общества происходит изменение традиционных моделей социализации, характерных для стабильных общественных систем. Молодое поколение - студенты высших учебных заведений - выступает в качестве объекта, а не субъекта правовой социализации, что не соответствует требованиям современного российского общества, которому необходимы активные субъекты социально-правовых действий. Несмотря на это, в научной литературе правовая социализация нередко определяется как второстепенное условие, необязательное при развитии сферы профессиональных правовых услуг и партикуляризма права, отсутствует систематический анализ данной проблемы.

Таким образом, в сложившихся условиях актуализируется теоретическая и практическая потребность в комплексном социологическом исследовании факторов, форм, моделей и агентов правовой социализации студенческой молодежи, а также разработка и внедрение эффективных программ и механизмов правовой социализации в качестве перспективного направления государственной молодежной политики.

Степень научной разработанности проблемы. Не смотря на то, что отдельные аспекты правовой социализации (вопросы усвоения правовых норм и нравственных ценностей общества) исследовались с античных времён (Демокрит, Платон, Аристотель), тем не менее в целостном виде концепция социализации была представлена на рубеже 19-20 веков (Ф. Гиддингс, Э. Дюркгейм, К. Маннгейм). Классическое направление рассматривает социализацию как процесс обучения человека специальным ролям, в соответствии с которыми человек осуществляет выбор своего поведения в правовых ситуациях. Особо значимым для понимания правовой социализации является рассмотрение социализации как адаптации к доминирующим в обществе нормам, ценностям, идеалам и стереотипам (Т. Парсонс, Р. Мертон).

Особенностью исследования процессов  социализации в начале двадцатого века было то, что постановка исследовательских интересов и целей осуществлялась в основном в контексте «спора о ценностях» (М.Вебер, М. Шелер, П. Тиллих, Т. Литт). Одним из важных аспектов рассмотрения процессов социализации на индивидуальном уровне стало представление значимости правовой социализации (Г. Тард, У. Джемс, З. Фрейд).

Современные зарубежные социологи рассматривают правовую социализацию как процесс взаимодействия между индивидами, развивающими в обществе собственные стратегии в контексте принятых в обществе системам норм и ценностей (П. Бергер, Т. Лукман, П. Бурдье, П. Штомпка). Ю. Хабермас разворачивает теорию социализации, включающую в себя правовой и нравственный аспекты через коммуникативную теорию действия.

Весомый вклад в разработку теории правовой социализации внесли российские ученые Н.М. Коркунов, М.М. Ковалевский, которые определили синкретизм правосознания общества, правовую со­циализацию как преодоление «интуитивного» права и обучения правовой саморегуляции. Следует выделить современные работы В.Н. Кудрявцева, В.П. Казимирчука, в которых анализируется правовая социализация, её формы, механизмы, модели с учётом российских реалий в рамках социологии права.

С точки зрения предмета исследования настоящей работы важное значение имеют труды авторов, объектом которых является молодёжь. В работах И.С. Кона, С.Н. Иконниковой, И.А. Громова, В.Н. Боярза, В.Т.Лисовского рассматриваются проблемы молодежи (в области образования, девиантного и делинквентного поведения, жизненных стилей и особенностей реализации досуга). В трудах Ф.Э. Шереги, В.И. Чупрова, Ю.А. Зубок, Б.А. Ручкина, Р.Т. Жеругова анализируются институциональные и социокультурные предпосылки право­вой социализации молодежи в «расколотом обществе», выявляется роль пра­ва как «символической идентификации» молодёжи. Изучение роли и социальных функций образования в реформируемом российском обществе, изменение социального облика студенчества характеризуются в трудах Г.В. Дыльнова, В.Н. Ярской -Смирновой, Е.Р. Ярской-Смирновой, В.В.Печенкина и др.

Вместе с тем следует отметить, что проблемы (моделирования, систематизации, эффективности процесса) правовой социализации студенческой молодёжи не получили всестороннего анализа в современной социологической мысли, они рассматриваются второстепенно и некомплексно.

Объектом исследования выступает молодежь – студенты дневной формы обучения высших учебных заведений России.

Предмет исследования – факторы и особенности процесса правовой социализации отечественной студенческой молодежи.

Цель исследования. На основе анализа социальных факторов и отличительных характеристик правовой социализации российской молодёжи выявить и обосновать наиболее эффективные формы и модели процесса правовой социализации студентов в условиях формирования современного «общества риска».

Задачи исследования:

- проанализировать особенности феномена правовой социализации как составной части процесса социализации личности и выделить наиболее приемлемые теоретико-методологические конструкты для исследования правовой социализации молодёжи;

- раскрыть отличительные характеристики студенческой молодежи как социально-статусной группы в системе правовой социализации общества;

- исследовать макро- и микросоциальные условия и факторы, влияющие на формирование моделей правовой социализации студентов вузов России;

- выявить особенности процесса правовой социализации студентов юридических и неюридических (гуманитарных) специальностей.

Теоретико-методологические основы исследования. Автор работы в своём исследовании современного состояния и проблем правовой социализации студентов использовал положения парадигмы «общества риска» (У. Бек, Э. Гидденс, Ю.А. Зубок, О.Н. Яницкий). В анализе и корректировке определений использовались отдельные аспекты феноменологического подхода (Ю. Хабермас, А. Шюц). На уровне операциональных исследовательских программ отражены подходы отечественных ученых (Ф.Э. Шереги, В.И. Чупров, В.Н. Кудрявцев, В.П. Казимирчук).

Эмпирическая база диссертации. Эмпирической базой исследования послужили статистические материалы Госкомстата РФ (2000-2006г.), материалы социологических исследований, проведенные Центром социологических исследований МГУ им. Ломоносова «Молодежь – 97» (1997г.), НИИКСИ СПбГУ «Динамика ценностных ориентаций молодежи России XX века» (2000г.), Центром социального прогнозирования «Российская молодежь: проблемы и решения» (2005г.), периодическая печать, законодательные акты Российской Федерации. При написании диссертации интерпретированы материалы, полученные в результате исследований, проведенных при непосредственном участии автора в рамках грантов: РГНФ «Региональный образ человека Поволжья: методологические принципы изучения» №02-06-20002 а/В (2004 г.) - в качестве исполнителя; «Медико-биологические и психолого-педагогические аспекты адаптации и социализации человека» №04-06-20202 г/В, №05-06-20002 г/В (2004-2005г.г.) - в качестве исполнителя; совместного проекта Волгоградского государственного университета с Комитетом по делам молодёжи Волгоградской области «Опыт работы центров социально-психологической адаптации студентов» (2006 г.) - в качестве исполнителя. В 2003-2004 году автором диссертации проведено пилотажное исследование «Ценностно-правовые ориентации молодежи» студентов Саратовского государственного технического университета (N=80) и выпускников Гимназии №2 г.Волгограда (N=100), в 2005 году – конкретно-социологическое исследование «Правовая социализация молодёжи» среди студентов гуманитарных специальностей вузов г.Волгограда методом гнездовой выборки групп, с последующим сплошным анкетным опросом в выбранных группах по принципу формирования простой случайной или механической выборки (N=400). Количественные данные были подвергнуты статистическому анализу при помощи программы STATISTICA (версия - 6).
Научная новизна исследования определяется совокупностью полученных результатов и состоит в следующем:

1) на основе анализа феномена правовой социализации как части общего процесса социализации личности, выделены её особенности (элементы, социально-правовые установки, средства и этапы), определяемые характерной для правовой социализации целью;

2) аргументированы отличительные характеристики студенческой молодежи, как социально-статусной группы, выступающей на современном этапе развития общества в качестве объекта и субъекта правовой социализации;

3) определены макро- и микросоциальные условия и факторы, влияющие на процесс правовой социализации студенческой молодёжи, выявлены наиболее распространённые модели правовой социализации, их социализирующие и дезорганизующие характеристики;

4) проанализирована взаимозависимость факторов, определяющих общее и особенное в процессе правовой социализации студентов гуманитарных специальностей (юриспруденция, экономика, социология, политология, социальная работа, психология, журналистика, математика).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Правовая социализация понимается как процесс усвоения социализантом изменяющихся социальных и правовых ценностей, на основе которых формиру­ются осознанные позитивные/негативные ценностно-правовые уста­новки, являющиеся индикатором правового сознания и определяющие поведение человека в конкретном социально-правовом пространстве. Модели правовой социализации, представляющие собой определенные взаимодействия объекта, субъекта и средств правовой социализации видоизменяются на основе приоритет­ного использования отдельных форм, адекватных природе объекта и субъектов правовой социализации, в конечном итоге определяющих доминирование конкретных моделей (консервативных, модернистских, тоталитарных, конформистских, демобилизационных, демонстративных и т.п.)

2. Правовая социализация студенческой молодежи как социально-статусной группы детерминирована целым рядом особенностей: ролью студенческой молодежи в условиях социальных трансформаций; структурой ценностей высшего образования на макро- и микроуровне; нормативным статусом принадлежности к студенческой группе, идентификации с ней; социальным неравенством студенческих групп (статус вуза, престижность профессии, уровень претензий на высокий статус и карьерный рост); самостоятельно осваиваемым видом деятельности - профессионализацией; возрастным этапом правовой социализации.

3. Современные условия и факторы (недостаточная эффективность государственной молодёжной политики, рост молодёжной преступности и правонарушений, дезорганизация агентов правовой социализации, неоднородность социального статуса студентов, кризис правового воспитания и образования), влияющие на процесс правовой социализации молодёжи в российском обществе риска дестабилизируют интеграционные механизмы, обеспечивающие сохранение и развитие общества как целостности. Эффективность правовой социализации студенческой молодежи характеризуется такими интегральными показателями, как «адекватность правовой системе», «адекватность правовой ситуации», «ценностно-нормативная устойчивость». Для России на современном этапе становления и развития наиболее актуальны модернистские (перестроечные) и консервативные (традиционные) модели правовой социализации, которые позволяют сохранить баланс в передаче социокультурного опыта.

4. Не смотря на отличие в структурных компонентах процесса правовой социализации, определяющихся учебным планом специальности, прохождением специализированной практики, влиянием профессорско-преподавательского корпуса и т.п., качественных различий в уровне правовой социализации студентов юридических и неюридических специальностей не выявлено, что указывает на демонстративную модель правовой социализации студентов - юристов.

Теоретическая и практическая значимость. Материалы и выводы диссертационного исследования применены автором при чтении лекционных курсов в Волгоградском государственном университете. Материалы прикладного исследования могут служить основой для повышения уровня правовой культуры студентов, снижения уровня преступности и правонарушений в студенческой среде; использоваться администрацией вузов для реформирования структуры правового и патриотического воспитания студенческой молодёжи (развитие института правового кураторства и правового сопровождения студентов, попавших в трудную жизненную ситуацию). Диссертация обсуждена и рекомендована к защите кафедрой социологии и политологии Волгоградского государственного университета.

Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались с 2003 по 2006 год в Москве, Санкт-Петербурге, Саратове, Волгограде на международных, всероссийских, межвузовских научно-практических конференциях: «Актуальные проблемы социальной работы с молодежью в современной России», «Профсоюзы и реализация прав и свобод личности в Российской Федерации», «Новые подходы к исследованию общества и преподаванию социологии», «Демографический кризис как угроза региональному развитию России: пути преодоления». Основные результаты диссертационного исследования изложены в 13 работах, общим объёмом 9,6 п.л., из них 3,6 п.л. авторских.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает два параграфа, заключения, библиографии и приложений.

Основное содержание работы

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, характеризуется степень её научной разработанности, определяется объект и предмет, цель и задачи исследования, излагаются методологические принципы и эмпирические основы исследования, формулируются научная новизна и положения, выносимые на защиту, отмечается теоретическая и практическая значимость исследования, а также приводятся сведения об ап­робации результатов исследования и структуре диссертации.

В первой главе работы «Правовая социализация молодежи: теоретико-методологический анализ» на основе анализа теоретико-методологических подходов к изучению правовой социализации молодёжи автором выявляется специфика социологического подхода к исследованию и систематизации форм, моделей, этапов и элементов правовой социализации студенческой молодёжи.

В первом параграфе «Правовая социализация личности как объект социологического исследования» диссертант представляет анализ основных концепций и подходов к проблеме социализации личности, определяющих значение и содержание феномена правовой социализации в трансформирующемся обществе. В параграфе исследуются теоретические модели социализации (бихевиористские, структуралистские, интеракционистские и др.). Обосновывается возможность рассмотрения правовой социализации личности на основе положений парадигмы «общества риска» (У. Бек, Э. Гидденс, Ю.А. Зубок, О.Н. Яницкий).

Автором выявлены элементы (когнитивный, эмоциональный, поведенческий), формы и этапы правовой социализации молодежи. В социально-правовых установках молодых людей когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты преобразуются соответственно в следующие формы: 1) знание (информированность) индивида об определенных правовых нормах и аспектах правовой действительности; 2) отношение индивида к данным нормам и аспектам правовой действительности; 3) принятие индивидом решения в реальной ситуации, требующей применения этих норм, т.е. поведения индивида в сфере конкретных правовых отношений. Претворение в жизнь законов включает две формы правового поведения: 1) активную - применение норм права; 2) пассивную - их соблюдение.

Правовая социализация личности и её результаты - процесс не статичный, застывший, а развивающийся под влиянием совокупности сопутствующих ему жизненных обстоятельств. С возрастом сформированные предшествующей жизнью особенности правового сознания приобретают большую устойчивость, но всё же меняются. Поэтому правовая социализация личности нуждается в постоянной оценке изменений, происходящих в их сознании, поведении, выборе таких средств и способов воздействий, которые способствовали бы прогрессивным изменениям и предупреждали нежелательные. На правовую социализацию личности влияют как целенаправленные воздействия, так и стихийные, спонтанные. Наличие момента стихийности в правовой социализации связано с деформациями правового сознания (десоциализацией). В условиях современных тенденций криминализации общества, снижения уровня культуры преобладание стихийных влияний является опасным. Необходимо преодоление стихийности и придание правовой социализации граждан целенаправленного, организованного и регулированного характера.

Правовая социализация молодежи - это од­новременно процесс приобретения молодёжью новых и изменения предшествующих социально-политических и правовых свойств, взаимообусловленность социализации и ресоциализации молодого человека как субъекта права. В силу этого уровень правовой социализации молодежи не может ос­таваться неизменным, особенно при качественных изменениях в политиче­ской и правовой системе, эволюции её ценностей и требований к правовому поведению субъектов.

Средствами осуществления правовой социализации являются правовое воспитание и образование молодежи в рамках семьи, школы, вуза, политико-правовых общественных организаций и социальных групп, а так же нормативная юридическая система как основа контроля процессов её осуществления, юридическая литература, законодательство, СМИ, Интернет. Правовое воспитание и образование - неотъемлемые составляющие правовой социализации, формирующие личность, включая её социально-правовые установки и правовое сознание (правовое самосознание) и как результат их практического воплощения - правовое поведение. Тип поведения связан с социально-правовой установкой, и в случае правомерного поведения человек испытывает потребность в исполнении законов. Здесь идет речь о формировании социально-правовых ценностей, правовых представлений и идеалов личности, поскольку именно они регулируют её отношение к обществу и государству.

П. Бергер и Т. Лукман различают два типа социализации: первич­ную социализацию, которой индивид подвергается в дет­ском возрасте, становясь членом общества, и вторич­ную, означающую любой последующий процесс, с помощью которого уже социализированный индивид ин­тегрируется в новые секторы общества. Основными этапами правовой социализации являются: этап первичной правовой социализации, на котором происходит усвоение основ правовой культуры и правовых ценностей, формирующих его будущее правосознание, от которого зависит и дальнейшее его отношение к праву и правовой действительности; этап переходный, когда на про­цесс правовой социализации большое влияние оказывает интенсивное формирование физиологических и психологических свойств подростка, прояв­ляющихся в их неустойчивости, склонности более остро воспринимать нега­тивные стороны социальной жизни, нежели положительные, нестабильности социально-правовых и психологических установок; этап стабильной правовой социализации молодых людей, включающий формирование устойчивых правовых ценностей, правового менталитета молодого человека, влияющий на его социально-правовую активность и выбор вариантов правового поведения, и характеризующий зрелый уровень правосознания и правовой культуры.

Таким образом, модель правовой социализации представляет собой определенные взаимодействия объекта, субъекта и средств правовой социализации в процессе приобретения молодёжью социально-правовых установок, соответствующих принятым целям правовой социализации и осуществляемых в её основных формах. Набор правовых знаний, умений и навыков, которыми обладает субъект правовой социализации - молодежь, прежде всего, зависит от его субъектив­ного состояния и правовой установки, а также от социальной среды: семьи, системы образования, политических и правовых институтов, средств массовой информации и т.д. Действие всех вышеперечисленных переменных и опре­деляет доминирующую модель правовой социализации молодежи.

Во втором параграфе «Содержание и специфика правовой социализации студенческой молодёжи» раскрываются отличительные характеристики студенческой молодёжи как социально-статусной группы, являющейся объектом и субъектом процесса правовой социализации, исследуется роль и влияние социальных агентов на процесс правовой социализации молодёжи.

Автором выявлены особенности студенческой молодёжи как социально-статусной группы населения: 1) период обучения в вузе – самостоятельный жизненный этап, на протяжении которого человек формирует собственную среду развития, участвует в таких видах деятельности, которые сегодня выступают в качестве личностно-образующих факторов и определяют модель будущего социально-правового поведения; 2) с точки зрения этапов правовой социализации студенческая молодежь (18-25 лет) во время получения образования в вузе проходит этап стабильной правовой социализации, включающий формирование устойчивых правовых ценностей, правового менталитета молодого человека, влияющий на его социально-правовую активность и выбор вариантов правового поведения, характеризующий зрелый уровень правосознания и правовой культуры; 3) особыми критериями выделения студенческой молодежи являются: непосредственная учёба, как осваиваемый в процессе социализации вид деятельности; наличие специфического языка, символов, знаков, одежды, потребностей; внешняя формальная организация, при наличии внутренних субкультурных норм и ценностей; 4) особая роль и положение студенческой молодёжи (уровень доходов, уровень образования родителей, статус вуза, престижность профессии, претензии на высокий статус и карьерный рост).

Процесс воспроизводства социальной структуры в переходных обществах существенно отличается от всех других типов. Так, если в традиционных обществах он протекает относительно динамично, то в переходных всегда сопряжён с конфликтом, с отрицанием предшествующих норм и ценностей. Студенчество, как наиболее образованная и динамичная часть общества, способное осуществлять передачу общественно-значимых ценностей, следует считать решающей силой в преодолении данного конфликта.

По мнению диссертанта, правовая социализация нейтрализует тенденции «уравнения в депривации» всех слоев молодежи. Усвоение правовых норм связано с нор­мативным статусом, в то время как профессиональный и функциональный статусы студенчества ней­тральны к процессу правовой социализации. В условиях прерывности социальной интеграции проблема состоит не в конкурентности легитимных интеграционных моделей, а снижении потребности в деструктивных формах ин­теграции. Ориентация на успеваемость в правообучении со­кращает дистанцию между выходцами из различных социальных слоев, не­равенство воспроизводится на уровне материального потребления, возможностей учебы, но равенство нормативных статусов позволяет избежать соци­альных стереотипов, типичных в социальном взаимодействии различных со­циальных групп и слоёв. Следует отметить, что без согласованности действий значимых социальных и правовых институтов общества в качестве агентов правовой социализации молодежи эффективность функционирования общественной системы будет низка.

Включение вузовской молодёжи в общественную жизнь носит двусторонний характер и может рассматриваться как социализация (форма принятия общественных отношений) и ювентизация (форма обновления общества, связанная с включенностью в его жизнь студенческой молодёжи). Оптимальным способом соотношения правовой социализации и ювентизации является социальная инициатива, когда студенческая молодёжь не просто адаптируется к обществу, но и становится субъектом социальной деятельности, активно влияющим на правовую жизнь в обществе. Этот двусторонний подход делает студенческую молодёжь инициативным актором исторических событий, человеческим фактором в развитии общества, т.к важным критерием отличия зрелой личности является дифференцированность самооценки, способность самостоятельно принимать решения.

Во второй главе «Процесс правовой социализации студенческой молодёжи в современной России» рассматриваются особенности процесса правовой социализации молодёжи в контексте макро- и микросоциальных факторов, присущих современному российскому обществу как обществу риска, а также выявляются модели правовой социализации.

В первом параграфе «Условия и факторы, влияющие на процесс правовой социализации студентов в российских вузах» диссертант отмечает, что проблема социальных отклонений в совре­менном обществе приобрела особую остроту и требует незамедли­тельного решения. Если процесс правовой социализации неэффективен, то студенческая молодёжь неадекватно интерпретирует правовые нормы, ценности, назначения и цели права, что характеризует её правовой нигилизм и связанное с ним девиант­но-деликвентное поведение.

В диссертации выделен ряд специфических факторов, которые обусловили значительный рост негативных явлений, связанных с дефектами именно правовой социализации в молодежной среде. По мнению автора, к их числу можно отнести следующие: 1) изменение социально-правового статуса большей части населения, высокий уровень безработицы в молодёжной среде; 2) социальная незащищенность значительных групп населения и резкое расслоение внутри общества, которые породили правовой нигилизм и недоверие к власти; 3) общесистемный кризис, который создал ситуацию аномии, обусловившую духовную маргинальность молодого поколения, деформацию мировоззрения, дезориентацию в отношениях; 4) кризис общественного идеала, что негативно сказывается на воспитательно-образовательных возможностях вузов; 5) снижение возможностей семейного воспитания вследствие того, что родители большую часть времени используют для улучшения материального благосостояния; 6) значительное ослабление в последние годы карательной практики со стороны правоприменительных органов, значительное уменьшение наказаний (особенно за правонарушения, совершенные несовершеннолетними впервые).

Общество риска увеличивает неопределённость ценностных ориентаций, которые влияют на разнонаправленность процесса правовой социализации, что в первую очередь сказывается на увеличении роста девиантного поведения, наиболее свойственного молодому поколению, которое ищет в нем стабильность, равновесность, защиту от существующей реальности. В современном российском обществе процесс правовой социализации и интеграции студенческой молодежи имеет ряд особенностей: 1) разрыв интеграционного механиз­ма, когда включение индивидов в структуры не сопровождается идентификацией с ними, носит асимметричный характер. В наиболее выраженной форме такой разрыв наблюдается в сфере занятости студенческой молодежи, рискующей оказаться резервом депривилегированных и низкостатусных групп, и вынужденной искать иные каналы социализации и интеграции, в т.ч. идти по пути нарушения зако­на и тоже оказаться на обочине жизни; 2) альтернативная направленность, практически лишенная полутонов, когда остается выбор между конформизмом, самоутверждением в институциональных, социально одобряемых формах и полной идентификацией себя в рамках молодежной субкультуры и делинквентных инноваций; 3) молодое поколение не в полной мере обладает способностью рефлексировать по поводу общественно значи­мых ценностей, единственными значимыми мотивами действий выступают индивидуальные (личные) интересы, вкусы и предпочтения; 4) противоречия формирования идентичностей в молодежной среде студентов связаны с дезорганизацией агентов правовой социализации (отсутствие солидарного взаимодействия семьи, вуза и государственных молодежных организаций), исчез­новением намёков на заданность и предопределенность в этой сфере, что обеспечило молодёжи полную свободу выбора идентификационных оснований.

Автором выявлены содержательные особенности в структуре процесса правовой социализации современного студента. Интегральными показателями эффективности процесса правовой социализации являются: соответствие/несоответствие элементов процесса правовой социализации формальному праву (закрепленным в законодательстве правовым нормам); степень адекватности ценностно-нормативного ориентационного комплекса (тезауруса), доминирующим в обществе, либо в его частях (социальных общностях, группах, организациях и т. д.) представлениям о нормативно приемлемом (правовом) сознании и поведении; готовность противостоять правонарушениям. Достигнутый личностью молодого человека уровень правовой социализации характеризуется такими интегральными показателями как: «адек­ватность правовой системе», «адекватность правовой ситуации», «ценностно-нормативная устойчивость».

Необходимым условием, предпосылкой достижения высокого уровня правовой социализации и правовой культуры студенческой молодёжи являются правовые знания. По данным общероссийского исследования, осуществлённого РНИСиНП (2004 г., выборка – 2000 человек из 13 территориально-экономических районов РФ) в Поволжском районе нуждаются в защите своих прав 73,7% молодёжи, признают целесообразность приобретения знаний для защиты своих интересов большинство представителей всех возрастных групп молодежи: 12-14 лет (62,4%), 15-17 лет (61,7%), 18-23 года (57,3%), 24-29 лет (77,2%). Данные свидетельствуют о недооценке получения правовых знаний в студенческом возрасте. Большинство респондентов признают необходимость знания Конституции РФ, основ Гражданского Трудового, Налогового, Уголовного права. В то же время студенты указали, что их право на получение информации ограничено (13%) и нарушаются их потребительские права (34,6%), что свидетельствует о несоответствии ценностных установок на получение знаний реальным знаниям, которые можно получить в вузе.

В ходе социологического анализа выявлены основные (эффективные) для современного российского общества модели правовой социализации молодёжи (консервативная и модернистская) и промежуточные (демобилизационная, конформистская, демонстративная). Консервативная модель - преимущественное сохранение традиционных право­вых ценностей в правосознании и правовой культуре молодежи, допускаю­щее их постепенную трансформацию, обеспечивающую включение молодё­жи в складывающиеся правовые реалии общества без серьезных потрясений. Следует различать консервативную и конформистскую формы правовой социализации (под конформизмом понимается такое поведе­ние людей, которое согласуется с общепризнанными нор­мами как правового, так и не правового характера). Модернистская - интенсивное усвоение молодежью новых правовых ценностей, нового правового менталитета и формирования на этой основе нового правосознания и правовой культуры. Данная форма правовой социализации является малоизученной, но значимой для переходных, трансформирующихся обществ, каковым является российское общество.

Во втором параграфе «Особенности процесса правовой социализации студентов юридических и неюридических (гуманитарных) специальностей» автором выявлена специфика процесса правовой социализации студентов различных специальностей дневной формы обучения, даны рекомендации по совершенствованию и оптимизации процесса правовой социализации в вузе.

В диссертации на основе разработанной автором анкеты и индикаторов правовой социализации (отношение к праву и закону; отношение к правонарушениям и правонарушителям; отношение к правоохранительным органам РФ и их сотрудникам) анализируются особенности и эффективность процесса правовой социализации студентов юридических и неюридических специальностей города Волгограда.

Согласно исследованиям ИКСИ РАН (2002-2005 г.г., выборка 833 человека 16-30 лет и 41-50 лет), студенты вузов в основном приобретают необходимые правовые знания путём самообразования, из справочников (42,0%), по месту учебы (28,4%) студентов. Следовательно, вуз как информационный агент правовой социализации занимает второе место, а согласно проведенного нами исследования лишь четвёртое после таких агентов как семья, СМИ, школа (1,52% студентов). Субъективную оценку респондентами собственной юридической грамотности в целом можно обозначить как среднюю, т.к. 48,99% респондентов не уверены в знании действующего законодательства и считают, что углубленные знания нужны только в наиболее важных с практической точки зрения отраслях права (трудового, жилищного, семейного – 47,73%) (см. Таблица 1.).

Таблица 1

Сводная оценка отношения респондентов к праву и закону

Поряд-ковый номер ответа

Вопросы

Средняя арифметическая

№2

№3

№14

№17

№19

№22

1

7,83%

9,60%

15,15%

24,24%

30,56%

7,83%

15,87%

2

20,20%

47,73%

26,77%

14,65%

26,52%

33,08%

28,16%

3

38,89%

35,35%

31,57%

39,65%

32,32%

28,79%

34,43%

4

28,79%

6,82%

18,18%

7,83%

6,06%

19,44%

14,52%

5

3,79%

0,51%

6,31%

11,11%

2,02%

9,09%

5,47%


Анализ полученных данных свидетельствует о пограничности социально-правовой установки студентов по отношению к своим обязанностям как граждан РФ. Только 15,15% респондентов исполнили бы свой гражданский долг и дали свидетельские показания о свершённом преступлении, а большинство респондентов – 31,57% рисковать личными интересами и обращаться в правоохранительные органы не стали бы, притом, что по данным Центра социального прогнозирования (2005г., выборка 2000 человек, 12-29 лет), 63,6 % студентов считают себя гражданами России «в полной мере». По сравнению с реакцией респондентов на совершенное преступление о готовящемся преступлении сообщили бы 30,56% студентов, т.е. гражданская позиция и чувство гражданского долга повышается с минимизацией личного риска.

Исследование эмоционального восприятия образов права через СМИ показывает, что фильмы и телесериалы на криминальные темы (на сленге студентов - «бандитские» фильмы) пользуются популярностью в студенческой среде, они интересны большинству респондентов (58,59%). Это указывает на допустимость и приемлемость молодёжью не правовых способов существования, которые закрепились в жизненных стратегиях и сознании студентов. Большинство респондентов с различной периодичностью смотрят телепередачи на криминальные темы (89,14 %), однако из ответов на вопрос «Откуда Вы впервые узнали о существовании законов» следует, что СМИ занимает лишь 3-е место в познании норм права. Данное обстоятельство указывает на то, что познавательный элемент процесса правовой социализации в просмотре указанных телепередач отсутствует и заменяется досугово-развлекательным времяпровождением.

Особый интерес вызывает отношение студентов-гуманитариев, в том числе и юристов к правонарушениям и правонарушителям (см. Таблица 2).

Таблица 2

Сводная оценка отношения респондентов

к правонарушениям и правонарушителям

Порядковый номер ответа

Вопросы

Средняя арифметическая

№4

№6

№7

№16

1

17,42%

0,76%

24,49%

42,42%

21,27%

2

47,98%

8,08%

38,64%

47,98%

35,67%

3

22,98%

19,70%

29,29%

3,79%

18,94%

4

9,09%

41,16%

5,56%

0,25%

14,02%

5

0,25%

30,30%

1,52%

2,27%

8,59%


Большинство респондентов допускают возможность нарушения закона по различным причинам (80,31%). Если для молодого человека исполнение закона зависит от конкретной ситуации (будут последствия или нет), данное обстоятельство можно охарактеризовать как пограничное состояние сознания, а в сущности - допустимость преступления, стирание предела между нормой и её нарушением. Допускают нарушение закона в любых случаях 9,34% респондентов, т.е. игнорируют закон. Следует обратить внимание, что мелкие правонарушения (безбилетный проезд, использование «пиратской» видеопродукции) совершали 89,65% студентов, что само по себе уже свидетельствует о низком уровне правовой социализации. По мнению респондентов, способны совершить преступление против жизни, здоровья или имущества 40-60% граждан. Автор диссертации полагает, что это обусловлено высоким уровнем преступности в молодёжной среде. Согласно данным Волгоградского облстатуправления за 2004-2005 г.г. более половины лиц, совершили преступления в возрасте от 14 до 29 лет, причём 26,6% в возрасте 18-24 лет.

Отношение студенческой молодёжи к правонарушителям в основном обусловлено характером и обстоятельствами преступления (68,69%), только 13,89% респондентов однозначно изменили бы своё отношение к преступнику в худшую сторону. Причиной данного обстоятельства является то, что в ближайшем окружении большинства студентов есть люди, способные на совершение преступления (54,29%).

По данным опроса, большинство студентов – 95,2% оценивают работу правоохранительных органов средне и ниже среднего (см. Таблица 3).

Таблица 3

Сводная оценка отношения респондентов

к правоохранительным органам и их сотрудникам

Порядковый номер ответа

Вопросы

Средняя ариф-метическая

№8

№13

№20

1

1,52%

5,30%

0,75%

2,52%

2

3,28%

19,19%

3,79%

8,75%

3

40,91%

54,29%

37,88%

44,36%

4

39,14%

12,63%

44,95%

32,24%

5

15,15%

7,58%

10,61%

11,11%


Уровень доверия респондентов органам правопорядка, милиции очень низкий (5,30%), что подтверждается данными ИКСИ РАН, согласно которым лишь 11,7% молодежи и 13,9% старшего поколения доверяют органам правопорядка, милиции. Лишь каждый четвертый респондент (24,5%) верит в способность милиции защитить человека в случае серьёзной угрозы, исходящей от других людей, 23,99% студентов обращались за помощью в правоохранительные органы, но не получили её. Более 93,44% респондентов разделяют мнение о распространённости коррупции среди работников правоохранительных органов. По мнению российской молодёжи (37,9% респондентов) «положить конец коррупции в органах власти» должно быть первоочередной мерой» в укреплении России как правового государства.

Обобщая данные исследования, диссертант приходит к следующим выводам:

1) отношение современной студенческой молодёжи в нашей стране к праву и закону как регуляторам поведения человека, в целом, не является пренебрежительным, однако ценности получения правовых знаний не соответствуют правовым установкам респондентов на исполнение закона в конкретно-определённых правовых ситуациях; 2) большинство студентов не только допускают нарушение права другими гражданами, но и сами являются правонарушителями (90% опрошенных совершали мелкие правонарушения) независимо от специальности; 3) студенческая молодёжь негативно относится к правоохранительным органам и их работникам и не доверяет им защиту своих прав; 4) высокого уровня правовой социализации студентов, обучающихся по специальности «юриспруденция», по сравнению с другими студентами не выявлено, поскольку никакой зависимости значений основных эмпирических индикаторов от специальности респондентов нет. Для рассматриваемого объекта исследования это означает известную противоречивость на уровне сознания и поведения, когда явно обозначенные цели приобретения специальности не обязательно совпадут со скрытыми намерениями и нераскрываемыми для посто­ронних жизненными планами. В действиях и высказываниях студентов юридических институ­тов и факультетов в силу латентных функций юридического образо­вания в современном российском обществе обнаруживается широкое представление эффектов демонстративной социализации; 5) в целом, уровень правовой социализации студентов волгоградских вузов можно оценить как средний, причём вуз как информационный агент правовой социализации не доминирует и занимает лишь четвёртое место (1,52% студентов) после семьи, СМИ, школы.

Таким образом, результаты проведённого исследования указывают на недостаточную систематизированность и эффективность влияния вуза как агента правовой социализации. В этой связи автором предлагаются направления совершенствования правовой политики вуза: 1) координационная деятельность администрации вуза с органами МВД, Администрацией города в лице Комитетов по делам молодёжи, включающая ведение статистики правонарушений и преступлений, совершённых студентами. После прохождения обработки в учебно-воспитательных отделах вуза полученные данные передаются в центр социально-психологической поддержки студентов для формирования группами риск и работы с ними; 2) создание и функционирование юридических отделов для студентов. Юридический отдел по работе со студентами включает проведение следующих видов работ: оказание бесплатной правовой помощи по защите прав студентов в качестве потребителей образовательных услуг; юридические консультации в области коррупционных нарушений в вузе; проведение лекционных занятий и круглых столов по изучению устава вуза, положений, регламентирующих права и обязанности студентов и преподавательского корпуса, Администрации вуза; издание брошюр, памяток, инструкций, содержащих правовую информацию в области основных отраслей права, государственной молодежной политики, способствующих повышению юридической грамотности студентов.

В заключении сформулированы обобщения и выводы по результатам проведенного исследования, намечаются перспективы дальнейших изысканий по данной теме.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

  1. Казурова, О.Ю. Комплексный подход к изучению духовно-правового потенциала молодежи / О.Ю. Казурова // Медико-биологические и психолого-педагогические аспекты адаптации и социализации человека : материалы Круглого стола 2-ой Всерос. науч.-практ. конф. - Волгоград: Издательство ВолГУ, 2003. -С. 39-43. (0,2 п.л.).

  2. Казурова, О.Ю. Роль духовно-правового потенциала молодежи на пути формирования, развития и стабилизации политической культуры населения России / О.Ю. Казурова // Актуальные проблемы социальной работы с молодежью в современной России.: материалы Всерос. науч.-практ. конф. СПб., 21 окт. 2003 г. – СПб., 2003.-С. 82-85. (0,2 п.л.).

  3. Казурова, О.Ю. Правовая социализация молодежи и отношение индивида к праву и закону в зависимости от социально-правовой установки (типа правового сознания) / О.Ю. Казурова, Т.Н. Карякина. // Вестник ВолГУ. Сер. 7. Вып. 3.: 2003-2004. – Волгоград. Изд-во ВолГУ, 2004. - С. 155-160. (0,5 п.л.).

  4. Казурова, О.Ю. Эколого-социальная обусловленность становления духовно-правового потенциала молодежи в современном социуме / О.Ю. Казурова // Проблемы ритмов в естествознании: материалы второго междунар. симпозиума. Москва, 1-3 марта 2004 г. – М., Изд-во РУДН, 2004. - С.215-217. (0,1 п.л.).

  5. Казурова, О.Ю. Роль правовой социализации молодежи в построении гражданского общества в России / О.Ю. Казурова // Медико-биологические и психолого-педагогические аспекты адаптации и социализации человека. материалы 3-й Всерос. науч.-практ. конф. –Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. 4-6 окт. 2004 г. - С. 269-271. (0,2 п.л.).

  6. Казурова, О.Ю. Потенциальность молодежных объединений в современной социокультурной ситуации и деятельности профсоюзов / О.Ю. Казурова // Профсоюзы и реализация прав и свобод личности в Российской Федерации: Сб. выступлений. -Волгоград, 2004. - С.63-65. (0,2 п.л.).

  7. Казурова, О.Ю. Социализация и адаптация молодежи довузовской когорты / О.Ю. Казурова // Вестник ВолГУ. Сер. 7. Вып.4. - Волгоград. Изд-во ВолГУ, 2005. - С. 99-103. (0,5 п.л.).

  8. Казурова, О.Ю. Социализация и ювентизация молодёжи в условиях трансформации российского общества / О.Ю. Казурова, С.А.Панкратов // Медико-биологические и психолого-педагогические аспекты адаптации и социализации человека: материалы 4-й Всерос. науч.-практ. конф. - Волгоград, 3-5 окт. 2005 г. / Науч. ред. А.Б.Мулик. -Волгоград: Волгоградское научное изд-во, 2005. - С.321-326. (0,3 п.л.).

  9. Казурова, О.Ю. Ценностные ориентации и духовно-правовой потенциал молодёжи / О.Ю. Казурова // Демографический кризис как угроза региональному развитию России: пути преодоления : сб. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф. / Под ред. О.А.Копцевой. - М., 2006. - С. 110-114. (0,25 п.л.).

  10. Казурова, О.Ю. Социально-юридический анализ развития и адаптации правового потенциала молодежи в современных условиях стабилизации Поволжского региона / О.Ю. Казурова // Региональный образ человека Поволжья: методологические принципы комплексного изучения: монография. / Т.Н.Карякина [и др.]. – Волгоград, «Авторское перо», 2006. - С.80-102. (1,0 п.л.).

  11. Казурова О.Ю. Актуальные проблемы правовой социализации молодёжи в условиях современного российского общества / О.Ю. Казурова, В.Н. Гуляихин // Опыт работы центров социально-психологической адаптации студентов: материалы Всерос. науч.- практ. конф. - Волгоград, 10-11 окт. 2006 г. / науч. ред. А.Б.Мулик. - Волгоград: Волгоградское научное изд-во, 2006. - С. 108-111. (0,2 п.л.).

  12. Казурова О.Ю. Базовая модель правовой социализации вузовской молодёжи / О.Ю. Казурова // Материалы научной сессии, г.Волгоград, 17-23 апр. 2006 г. Вып.2. Философские и социальные науки. (ВолГУ; редкол.: Н.В.Омельческо (Отв. ред.) [и др.]. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2006. - С. 337-339. (0,25 п.л.)

  13. Казурова, О.Ю. Правовая социализация студенческой молодёжи: прикладные исследования / О.Ю.Казурова, С.А.Панкратов, О.Е.Борзилова // Вестник Волгоградского государственного медицинского университета: ежекварт. научно-практический журнал №2(18) Приложение. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, апрель-июнь, 2006. - С.20-23. (0,4 п.л.).

Казурова Ольга Юрьевна
ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ студенческой МОЛОДЁЖИ

В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
автореферат

диссертации на соискание учёной степени

кандидата социологических наук


Скачать файл (165 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации