Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права
скачать (4197.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc | 4198kb. | 06.01.2013 14:02 | ![]() |
Загрузка...
- Смотрите также:
- Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Российское право. Учебник [ документ ]
- Конспект для сдачи экзамена по курсу Исполнительное производство [ лекция ]
- Кашанина. Основы российского права [ документ ]
- Вопросы и готовые ответы на экзамен по уголовному праву [ документ ]
- по земельному праву [ лекция ]
- Административная юстиция [ лекция ]
- по гражданскому процессу [ лекция ]
- Конспект для сдачи экзамена по Уголовному праву РФ [ лекция ]
- Основы жилищного законадательства [ лабораторная работа ]
- Горное право [ лекция ]
- Основы права Республики Беларусь [ лекция ]
- Право. Законодательство. Личность 2010 №2 (9) [ документ ]
n1.doc
Реклама MarketGid:
Т. В. Кашанина, А. В. Кашанин
Загрузка...
основы
РОССИСКОГО ПРАВА
Учебник для вузов
Издание второе, измененное и дополненное

Издательство НОРМА
(Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М) Москва, 2001
ББК 67.0 К 31
Кашанина Т. В., Катании А. В. Основы российского права:
К 31 Учебник для вузов. 2-е изд., изм. и доп. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2001. — 800 с.
15ВК 5-89123-392-4 (НОРМА) 15ВК 5-16-000111-5 (ИНФРА • М)
В этом фундаментальном учебнике рассматриваются все отрасли, составляющие систему российского права. Авторы применяют принципи-1 ально новую схему изложения, позволяющую читателю уяснить, какие! правовые возможности (то есть права, свободы, обязанности) у него име-1 ются (материальное право), а также каким способом их можно защитить! (процессуальное право). В книге широко используются схемы и таблицы,] способствующие лучшему усвоению юридического материала.
Учебник предназначен прежде всего для студентов высших учеб-1 ных заведений Он может стать повседневным пособием для депутатов,! работников органов исполнительной власти всех уровней, руководителей! предприятий и организаций, менеджеров и других граждан, не получив-1 ших юридического образования, но желающих приобрести солидные правовые знания.
5-89123-392-4 (НОРМА) 18ВЫ 5-16-000111-5 (ИНФРА • М)
1 Т. В. Кашанина, А. В. Кашанин, 2000 Издательство НОРМА, 2000
Оглавление
.XIII
Предисловие..............-........-..----...---------»-------------
Часть первая ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Глава I. Теория государства
§ 1. Понятие и признаки государства.
Определение государства...............................--.——.......................................... 1
§ 2. Социальное назначение государства .............................................................. 6
§ 3. Функции государства...................................................................................................... 9
§ 4. Форма правления ............................................................................................................ 15
§ 5. Форма внутригосударственного устройства-.....—................—.... 19
§ 6. Форма межгосударственного устройства................................................. 21
§ 7. Политический режим................................................................................................... 24
§ 8. Государственный аппарат....................................................................................... 32
§ 9. Правовое государство................................................................................................. 39
§ 10. Государство и гражданское общество..................................................... 42
Глава П. Теория права
§ 1. Социальные нормы и место права.в их системе.............................. 46
§ 2. Понятие и определение права........................................................................... 52
§ 3. Нормы права ........................................................................................................................ 55
§ 4. Структура права ............................................................................................................. 61
§ 5. Система права..................................................................................................................... 66
§ 6. Формы (источники) права........................................................................................ 73
§ 7. Нормативные акты и их виды........................................................................... 77
§ 8. Правоотношения .............................................................................................................. 84
§ 9. Правонарушения и их виды..................................———................................. 93
§ 10. Причины правонарушений .................................................................................. 98
§ 11. Юридическая ответственность ......................................................................102
Часть вторая МАТЕРИАЛЬНОЕ ПРАВО
Глава III. Конституционное право
§ 1. Конституция Российской Федерации:
общая характеристика........................................................................................... 109
VI
Оглавление
§ 2. Конституционный строй России....................................................................... 115
§ 3. Конституционный статус личности .............................................................. 127
§ 4. Классификация конституционных прав и свобод........................... 132
§ 5. Конституционные обязанности .........................................................................143
§ 6. Избирательная система............................................................................................ 145
§ 7. Избирательный процесс........................................................................................... 149
§ 8. Президент Российской Федерации ...............................................................152
§ 9. Федеральное Собрание Российской Федерации............................. 158
§ 10. Совет Федерации........................................................................................................ 160
§ 11. Государственная Дума ...........................................................................................162
§ 12. Комитеты и комиссии палат Федерального Собрания ...........164
§ 13. Статус депутата........................................................................................................... 166
§ 14. Правительство Российской Федерации................................................. 168
§ 15. Органы судебной власти Российской Федерации........................ 172
§ 16. Местное самоуправление ...................................................................................180
Глава IV. Административное право
§ 1. Понятие административного права............................................................. 186
§ 2. Понятие, правовой статус и виды органов
исполнительной власти.......................................................................................... 187
§ 3. Сферы государственного управления ....................................................... 194
§ 4. Государственная служба ........................................................................................198
§ 5. Правовые акты в сфере управления......................................................... 206
§ 6. Административные правонарушения ........................................................209
§ 7. Административные взыскания ........................................................................218
Глава V. Финансовое право
§ 1. Понятие финансового права............................................................................... 227
§ 2. Государственный и местный бюджеты
и их структура...............................................................................................................229
§ 3. Налоги: понятие и их роль...................................................................................241
§ 4. Виды налогов ..................................................................................................................... 244
§ 5. Характеристика закона о налоге ...................................................................246
§ 6. Налоговая система Российской Федерации..........................................257
§ 7. Ответственность за нарушение налогового
законодательства ................................................................................................".........267
§ 8. Правовые основы банковской системы РФ..........................................271
Оглавление
VII
Глава VI. Трудовое право
8 1. Трудовое право как отрасль..............................................................................283
§ 2. Граждане как субъекты трудового права.............................................287
8 3. Работодатели: права и обязанности .............................................................290
в 4. Трудовые коллективы и их полномочия.................................................292
8 5. Профсоюзы: понятие и основные права .................................................295
§ 6. Социальное партнерство. Коллективные договоры......................300
§ 7. Правила приема на работу................................................................................... 311
§ 8. Трудовые договоры (контракты)..................................................................... 314
§ 9. Переводы на другую работу ...............................................................................321
§ 10. Увольнение работников ........................................................................................325
§ 11. Рабочее время и время отдыха ....................................................................335
§ 12. Заработная плата .......................................................................................................342
§ 13. Дисциплина труда. Дисциплинарная ответственность ............348
§ 14. Материальная ответственность .....................................................................352
Глава VII. Гражданское право
§ 1. Понятие гражданского права............................................................................356
§ 2. Граждане как субъекты гражданского права...................................360
§ 3. Юридические лица: понятие и виды.........................................................365
§ 4. Характеристика юридических лиц..............................................................370
§ 5. Объекты гражданских прав ................................................................................378
§ 6. Защита гражданских прав ...................................................................................387
§ 7. Гражданско-правовая ответственность..................................................... 391
§ 8. Исковая давность...........................................................................................................398
§ 9. Право собственности: понятие и его содержание.........................401
§ 10. Приобретение и прекращение права собственности ...............404
§ 11. Виды права собственности.................................................................................410
§ 12. Защита права собственности ...........................................................................415
§ 13. Понятие, виды и исполнение обязательств......................................418
§ 14. Исполнение и обеспечение обязательств............................................422
§ 15. Гражданско-правовой договор (общие положения) ..................428
§ 16. Классификация гражданско-правовых договоров .......................434
§ 17. Характеристика видов гражданско-правовых
договоров............................................................................................................................. 436
VIII
Оглавление
17.1. Договор купли-продажи ..............................................................................438
17.2. Договор мены..........................................................................................................446
17.3. Договор дарения..................................................................................................446
17.4. Договор ренты и пожизненного
содержания с иждивением.......................................................................... 448
17.5. Договор аренды (имущественного найма) ..................................449
17.6. Договор подряда................................................................................................... 451
17.7. Договор перевозки.............................................................................................454
17.8. Договор хранения ...............................................................................................458
17.9. Договор займа ........................................................................................................ 461
17.10. Кредитный договор .........................................................................................462
17.11. Договор банковского вклада..................................................................463
17.12. Договор банковского счета .....................................................................464
17.13. Договор страхования....................................................................................467
17.14. Договор поручения.........................................................................................471
§ 18. Внедоговорные обязательства ........................................................................473
Глава VIII. Жилищное право
§ 1. Жилищный фонд Российской Федерации..............................................479
§ 2. Право собственности на жилое помещение ........................................480
§ 3. Понятие договора найма жилого помещения ....................................481
§ 4. Договор коммерческого найма жилого помещения.....................483
§ 5. Договор социального найма жилого помещения............................484
Глава IX. Наследственное право
§ 1. Понятие наследования .............................................................................................490
§ 2. Наследование по закону........................................................................................492
§ 3. Наследование по завещанию.............................................................................495
§ 4. Принятие и отказ от наследства....................................................................498
Глава X. Авторское право
§ 1. Право на результаты творческой деятельности.............................501
§ 2. Объекты авторского права...................................................................................503
Оглавление
IX
§ 3. Субъекты авторского права. § 4. Права авторов....................................
.504
.505
Глава XI. Изобретательское право
§ 1. Понятие изобретения .................................................................................................509
§ 2. Субъекты изобретательского права............................................................ 511
§ 3. Получение патента...................................................................................................... 513
Глава XII. Семейное право
§ 1. Семейное право как отрасль.............................................................................516
§ 2. Понятие брака и семьи............................................................................................ 518
§ 3. Оформление брака. Условия вступления в брак
и последствия их нарушения ...........................................................................521
§ 4. Расторжение брака...................................................................................................... 526
§ 5. Личные права и обязанности супругов....................................................529
§ 6. Права и обязанности по поводу супружеской
собственности...................................................................................................................530
§ 7. Алиментные права и обязанности
супругов и бывших супругов............................................................................ 539
§ 8. Установление происхождения ребенка ....................................................541
§ 9. Личные права и обязанности родителей и детей...........................545
§ 10. Права и обязанности родителей
и детей по поводу имущества..............................................._.................._....555
§ 11. Алиментные обязательства родителей и детей ............................556
Глава XIII. Уголовное право
§ 1. Уголовный закон и его действие.................................................................... 566
§ 2. Понятие преступления ............................................................................................569
§ 3. Состав преступления..................................................................................................573
§ 4. Соучастие в преступлении................................................................................... 587
§ 5. Обстоятельства, исключающие преступность деяния...............590
§ 6. Понятие и цели наказания ..................................................................................600
X
Оглавление
§ 7. Система наказаний....................................................................................................... 602
§ 8. Смертная казнь ...............................................................................................................604
§ 9. Лишение свободы.......................................................................................................... 606
§ 10. Иные виды наказания ...........................................................................................611
§ 11. Назначение наказания ..........................................................................................617
§ 12. Обстоятельства, смягчающие наказание............................................619
§ 13. Обстоятельства, отягчающие ответственность..............................625
§ 14. Условное осуждение ................................................................................................631
§ 15. Судимость...........................................................................................................................634
§ 16. Виды преступлений ..................................................................................................636
Часть третья ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО
Глава XIV. Административно-процессуальное право
§ 1. Понятие и содержание административного процесса ..............642
§ 2. Производство по делам об административных
правонарушениях и его стадии .....................................................................643
§ 3. Возбуждение дела об административном
правонарушении........................................................................................................... 644
§ 4. Рассмотрение дела об административном
правонарушении...........................................................................................................651
§ 5. Исполнение постановлений о наложении —
административных взысканий........................................................................655
§ 6. Обжалование и опротестование постановления
по делу об административном правонарушении...........................658
Глава XV. Бюджетный процесс
§ 1. Понятие бюджетного процесса........................................................................660
§ 2. Общие положения бюджетного процесса
в Российской Федерации...................................................................................... 661
§ 3. Процесс по формированию и исполнению федерального
бюджета ................................................................................................................................664
Глава XVI. Налогово-процессуальное право
§ 1. Задачи, полномочия и система налоговых органов.......................670
§ 2. Порядок наложения санкций за нарушение налогового
законодательства .........................................................................................................673
Оглавление
XI
к 3 Обжалование актов о применении налоговых санкций...........680
к 4. Исполнение налоговых санкций......................................................................684
Глава XVII. Дисциплинарный процесс
§ 1. Порядок наложения дисциплинарных санкций................................688
§ 2. Индивидуальные трудовые споры...............................................................690
§ 3. Коллективные трудовые споры
и порядок их разрешения .....'..............................................................................697
Глава XVIII. Гражданский процесс
§ 1. Участники гражданского процесса ..............................................................702
§ 2. Судебные расходы. Судебные штрафы.
Сроки рассмотрения гражданских дел ...................................................708
§ 3. Судебные доказательства ..................................................................................... 709
§ 4. Производство в суде первой инстанции.................................................715
§ 5. Кассационное обжалование судебных решений .............................719
§ 6. Надзорное производство......................................................................................... 722
Глава XIX. Арбитражный процесс
§ 1. Состав арбитражного суда.
Подведомственность и подсудность дел.................................................724
§ 2. Судебные расходы. Сроки в арбитражном процессе................... 725
§ 3. Участники арбитражного процесса .............................................................727
§ 4. Доказательства ................................................................................................................729
§ 5. Рассмотрение дела в суде первой инстанции...................................733
§ 6. Производство в суде апелляционной инстанции............................737
§ 7. Кассационное обжалование решений........................................................739
§ 8. Пересмотр дела в порядке надзора............................................................740
Глава XX. Исполнительное производство
§ 1. Понятие и правовая природа исполнительного
производства ...................................................................................................................743
XII
Оглавление
§ 2. Участники исполнительного производства ...........................................745
§ 3. Стадии исполнительного производства....................................................749
§ 4. Исполнительский сбор. Расходы по совершению
исполнительных действий. Ответственность
за неисполнение требований судебного
пристава-исполнителя ............................................................................................ 753
§ 5. Обжалование незаконных действий
судебного пристава-исполнителя.................................................................755
Глава XXI. Уголовный процесс
§ 1. Субъекты уголовного процесса........................................................................757
§ 2. Доказательства и их виды....................................................................................761
§ 3. Меры уголовно-процессуального принуждения............................... 766
§ 4. Возбуждение уголовного дела .........................................................................768
§ 5. Предварительное расследование ...................................................................769
§ 6. Судебное разбирательство....................................................................................772
§ 7. Суд присяжных ..............................................................................................................778
§ 8. Кассационное производство ................................................................................778
§ 9. Надзорное производство ........................................................................................781
Предисловие
Развитие рыночных отношений в России вызывает изменения не только в экономической, но и в политической, а также социальной жизни. Метаморфозы происходят и в сфере образования. Ранее основное внимание уделялось подготовке "технологов", т. е. специалистов в области производства товаров и услуг, некоторые из которых затем выдвигались и на должности в государственном аппарате. В настоящее время в большей степени развиваются гуманитарные специальности.
Однако, кем бы ни задумал стать молодой человек, в какой бы вуз он ни поступил для продолжения образования, окончив его, он будет по роду своей деятельности так или иначе связан с людьми, возможно, ему придется управлять ими. Вот почему к специалисту с высшим образованием выдвигается в качестве общего и непреложного требование знать нормы права, неуклонно следовать им в процессе работы и, если потребуется, суметь отстоять свои, основанные на законе, интересы.
Предлагаемый читателю учебник достаточно объемен, но это его достоинство, а не недостаток. Внушительный объем дал возможность авторам в полной мере (а не в виде "выжимок") представить все основные отрасли права. Специалист в области государственного управления особенно внимательно будет читать главы о конституционном и административном праве, технолога заинтересует прежде всего трудовое и изобретательское право, экономисту, будет полезно знание финансового и гражданского права, внимание педагога привлечет в первую очередь глава о семейном праве, журналиста, переводчика, философа — авторское право и т. д. Но всех вместе и в равной мере не оставит равнодушными глава о наследственном праве, поскольку вопрос о передаче или получении имущества умерших родственников может коснуться каждого. Знание уголовного права позволит всем так строить свое поведение, чтобы прожить свою жизнь в обществе комфортно и достойно.
Однако одних знаний о материальном праве недостаточно. Бывает так, что права законопослушного человека нарушаются другими людьми, которые поступают противоправно. В такой ситуа-
XIV
Предисловие
ции необходимо защищать себя. Но как? Давно ушли в прошлое самовластные способы защиты "засучив рукава". Защита обиженной стороны осуществляется с помощью правоохранительных органов. Поэтому очень важно знать, куда обратиться за защитой своих правовых интересов, в какие сроки, что представить в качестве доказательств нарушения своих прав, а также иметь представление о возможностях обжалования вынесенного правоохранительным органом решения. В связи с этим процессуальное право — одна из составляющих частей права — тоже излагается в учебнике.
Учебник предназначен для студентов, т. е. будущих специалистов. Вместе с тем, он будет весьма полезен и уже состоявшимся специалистам, по различным причинам не получившим должных правовых знаний. Особенно это важно предпринимателям, руководителям предприятий, менеджерам, деятельность которых непосредственно связана с осуществлением организационно-распорядительных полномочий.
С начала 90-х годов в России начала формироваться система представительных органов, работающих на постоянной основе. К настоящему времени среди депутатов, всех уровней доля юристов крайне незначительна. Однако всем депутатам по роду своих обязанностей прямо и непосредственно приходится участвовать в правотворчестве. Но для этого надо прежде всего знать действующую систему права, причем достаточно хорошо. Данный учебник поможет депутатам получить полное представление о российском праве и позволит им свободно ориентироваться в действующей системе законодательства.
Структура учебника. Учебник состоит из трех взаимосвязанных частей.
Часть первая "Теория государства и права". Это основополагающая часть курса. Особая главам ней посвящена определению понятия государства.
Авторы предвидят вопрос: "Зачем писать о государстве, когда учебник предназначен для изучения права?" Дело в том, что государство и право — социальные явления, тесно связанные между собой. Эта связь проявляется в том, что, во-первых, государство издает нормы права. Хотя оно и не является единственным правотворческим субъектом, тем не менее основной массив правовых норм, причем норм наиболее значимых, закрепляется в нормативных актах, издаваемых государственными органами. Во-вторых, государство охраняет нормы права от нарушений. Для этой цели в системе государства создаются специальные органы, кото-
Предисловие
XV
рые от имени государства налагают санкции на лиц, осмелившихся нарушить требования правовых норм. И в этом следует видеть основное назначение государства по отношению к праву. Вот почему в учебнике излагаются такие вопросы, как понятие государства, его социальное назначение и функции, форма государства, государственный аппарат, соотношение государства и гражданского общества.
Глава "Теория права" содержит своего рода юридический алфавит, позволяющий прочесть юридический текст и проникнуть в тайны юридической материи. В самом деле, разве можно изучать конкретные нормы права, не зная, что такое норма права, говорить об их эффективности, не представляя того, как они действуют, т.е. правоотношение, или рассуждать о юридической ответственности, не понимая, что это такое? Теория права дает юридический инструментарий, своего рода связку ключей, позволяющих открыть комнату, на двери которой висит табличка "Право".
Часть вторая посвящена материальному праву. В ней подробно рассматриваются одиннадцать основных отраслей права: конституционное, административное, финансовое, трудовое, гражданское, семейное, изобретательское, авторское, наследственное, уголовное, жилищное. Всего же отраслей материального права насчитывается около двух десятков. Именно эти одиннадцать отраслей материального права выбраны для изложения потому, что они регулируют самые значимые и распространенные виды общественных отношений.
В части третьей представлено восемь процессуальных отраслей. Необходимо отметить, что такому обилию процессуальных отраслей российского права удивятся даже юристы. Дело в том, что некоторые из этих отраслей, такие как административно-процессуальное право, бюджетный процесс, еще не завершили свое формирование, другие же (налогово-процессуальное право, дисциплинарный процесс) еще только-только начали обособляться и пока их традиционно рассматривают в системе их "материнских" отраслей (соответственно в финансовом, трудовом праве). Лишь три процессуальные отрасли (уголовный процесс, гражданский процесс и самая молодая среди них отрасль — арбитражный процесс) изучаются юристами в качестве самостоятельных. Сосредоточение и рассмотрение всех процессуальных отраслей в единой части курса является новшеством и преследует не только методическую, но и научную цель: доказать мысль о том, что развитое процессуальное право свидетельствует о достаточной степени развития в России права материального.
XVI
Предисловие
Для лучшего усвоения правового материала книга богато иллюстрирована рисунками и таблицами.
И последнее, что хотелось бы отметить. Углубленное познание российского права — дело отнюдь не такое легкое, как это может показаться на первый взгляд, оно требует долгого и упорного труда. Особой сложностью отличаются финансовое и гражданское право. Но при заинтересованном и вдумчивом подходе читатель вполне может достичь положительного результата в изучении права.
Главы I, II, III, VI, XVI, XVII, XVIII, XIX и XX написаны доктором юридических наук, профессором Московской государственной юридической академии Т. В. Кашаниной. Главы IV, V, VII, VIII, XIX, X, XI, XII, XIII, XIV, XV и XIX написаны А. В. Кашаниным. Авторы выражают надежду, что этот учебник будет полезен всем его читателям.
Т. В. Кашанина,
доктор юридических наук, профессор
Часть первая ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Глава I ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА
1. Понятие и признаки государства. Определение государства
Термин "государство" используется в двух значениях: во-первых, для выделения страны как политико-географического образования и, во-вторых, для обозначения организации политической власти, системы институтов власти. Государство в первом смысле изучается разными науками: социологией, политической (социологической) географией и др Предметом исследования науки правоведения является государство во втором (политико-правовом) смысле. Поэтому в данной книге речь пойдет о государстве как организации политической власти, существующей в определенной стране.
Государство — это сложное социальное образование, которое не поддается непосредственному эмпирическому восприятию, так как категории государства присущ высокий уровень абстрактности. Понятие государства можно дать путем указания на его существенные признаки.
1. Территория. Это пространственная основа государства, его физическая, материальная опора. Она включает сушу, недра, водное и воздушное пространство, континентальный шельф и др. Без территории государство не существует, хотя оно может изменяться со временем (уменьшаться в результате поражения в войне или увеличиваться в процессе экспансии). Территория есть пространство государства, занятое его населением, где в полной мере действует власть политической элиты. Территориальная принадлежность человека выражается в таких терминах, как "подданный",
Глава I. Теория государства
"гражданин", "лицо без гражданства", "иностранец". На своей территории государство поддерживает свою суверенную власть и имеет право защищать ее от внешнего вторжения со стороны других государств и частных лиц.
2. Население. Это человеческое сообщество, проживающее на территории государства. Население и народ (нация) — понятия не тождественные. Народ (нация) — это социальная группа, члены которой обладают чувством общности и принадлежности к государству благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию. Население государства может состоять из одного народа или быть многонациональным. Иногда отношения между нациями могут быть напряженными или даже конфликтными, что порой приводит к дестабилизации государства. Для смягчения конфликтов используются различные средства. Наиболее эффективными из них являются федерализация и автономизация.
3. Публичная власть. Термин "власть" означает способность влиять в нужном направлении, подчинять своей воле, навязывать ее подвластным, осуществлять над ними господство. В государстве такие отношения устанавливаются между населением и особой когортой (слоем) людей, которая им управляет. Иначе их еще называют чиновниками, бюрократией, управленцами, политической элитой и т. п.
Власть политической элиты носит институализированный характер, т. е. осуществляется посредством органов и учреждений, объединенных в единую иерархическую систему. Механизм государства, являющийся материальным выражением государственной власти, позволяет обеспечить нормальную жизнедеятельность общества. К важнейшим частям его относятся законодательные и исполнительные органы. Правители меняются, а учреждения сохраняются, за исключением случаев уничтожения государства в результате захвата или гражданской-войны. Вследствие своей ин-ституализированности государство обладает относительной стабильностью.
Отличительными признаками государственной власти в отличие от других видов власти (политической, партийной, религиозной, экономической, производственной, семейной и т. д.) являются, во-первых, ее всеобщность, или публичность, т. е. распространение прерогатив на всю территорию, на все население, а также то, что она представляет все общество в целом; во-вторых, ее универсальность, т. е. способность решать любые вопросы, зат-
§ 1 Понятие и признаки государства. Определение государства 3 гивающие общИе интересы, и, в-третьих, общеобязательность
ее указаний.
Устойчивость государственной власти, ее способность принимать решения и проводить их в жизнь, зависит от ее легитимнос-ти. Легитимностъ власти означает: а) ее законность, т. е. установление средствами и способами, которые признаются справедливыми, должными, правомерными, моральными; б) ее поддержка населением; в) ее международное признание. Существует множество средств обеспечения легитимности власти, среди которых многопартийность, выборы, уход в отставку, референдумы и др.
4. Право. Как система обязательных правил поведения право является мощным средством управления и начинает использоваться с появлением государственности. Государство осуществляет пра-вотворчество, т. е. издает законы и другие нормативные акты, адресованные всему населению. Право позволяет власти делать свои веления непререкаемыми, общеобязательными для населения всей страны, с тем чтобы направить поведение масс в определенное русло. Юридические нормы устанавливают, что именно нужно делать, хотя эти установления никогда не выполняются в полной мере. Об эффективности юридических норм свидетельствует то, в какой мере большинство населения конкретного государства их соблюдает. Естественно, эта система не является нейтральной по отношению к интересам различных групп и слоев общества.
5. Правоохранительные органы. Эта часть государственного аппарата достаточно разветвлена и образует свою подсистему, в которую входят судебные органы, прокуратура, милиция, органы безопасности, внешней разведки, налоговая полиция, таможенные органы и др. Они необходимы любому государству, поскольку власть правителей осуществляется на основании норм права, приказов, т. е. имеет императивный характер. Строгая обязательность их выполнения может быть достигнута только с помощью мер государственного принуждения. Если к власти проявляется неуважение, то с помощью правоохранительных органов применяются санкции, предусмотренные правовой системой. Характер и объем принуждения зависят от многих причин. Если власть нелегитимна, то, как правило, сопротивление ей велико, а, следовательно, принуждение используется ею шире. Если власть неэффективна или если законы, ею изданные, не отражают объективную реальность, также приходится прибегать к насилию и заставлять правоохранительные органы работать с перегрузкой. Насилие является последним аргументом, к которому прибегает политическая элита, ког-
Глава I. Теория государства
да ослабляется ее идеологическая основа и возникает возможность свержения.
Помимо применения санкций за нарушение правовых норм (взыскание таможенной пошлины, назначение наказания, взыскание налога, отмена незаконного акта и т. п.) правоохранительные органы используются также для предупреждения дисбаланса в обществе (регистрация сделки в нотариате, примирение судом спорящих сторон, предупреждение работниками милиции правонарушений и др.).
6. Армия. Одна из главных целей правящей элиты — сохранение территориальной целостности государства. Хорошо известно, что пограничные споры между смежными государствами часто являются причиной военных конфликтов. Оснащение армии современным вооружением делает возможным захват территории не только смежных государств. По этой причине вооруженные силы страны и сейчас являются необходимым атрибутом любого государства. Но применяются они не только для защиты территориальной целостности. Армия может использоваться и в критических внутренних конфликтах, для поддержания правопорядка и правящего режима, хотя это и не является прямой ее задачей. Исключение армии из внутриполитической жизни страны делает необходимым многократное увеличение мощи правоохранительных органов на случай социальных конфликтов, что, возможно, обойдется обществу дороже.
7. Налоги. Представляют собой обязательные и безвозмездные платежи, взыскиваемые в установленных размерах и в определенные сроки, необходимые для содержания органов управления, правоохранительных органов, армии, для поддержки социальной сферы (образования, науки, культуры, здравоохранения и т. п.), создания резервов на случай чрезвычайных происшествий, бедствий, а также для реализации других общих интересов. В основном налоги взимаются принудительно, однако в странах с развитыми формами государственности постепенно переходят к их добровольной уплате. С развитием общества доля налоговой массы постепенно увеличивается, поскольку государство берет на себя решение все новых и новых задач.
8. Государственный суверенитет. Как признак государства, государственный суверенитет означает, что власть, существующая в государстве, выступает как высшая власть, а в мировом сообществе — как самостоятельная и независимая. Иначе говоря, государственная власть юридически стоит над властью любых
8 1 Понятие и признаки государства. Определение государства 5
других учреждений, партий, находящихся на территории данного государства. В международных же отношениях суверенитет выражается в том, что власти данного государства юридически не обязаны выполнять приказы других государств.
Различают внутренний и внешний суверенитеты. Внутренний суверенитет — это верховенство в решении внутренних дел. Внешний суверенитет — это независимость во внешних делах. На начальных этапах развития человечества суверенитет носил абсолютный характер, но затем он все более и более становится относительным, ограниченным, как бы сужается. Внутренний суверенитет постоянно подвергается давлению со стороны национальных и межнациональных групп, других сил, представляющих гражданское общество. Мнение международного сообщества также может влиять на проведение политики внутри государства. Что же касается внешнего суверенитета, то его относительность очевидна, и сужается он с большей скоростью, нежели внутренний. Вообще наличие мирового сообщества и международных организаций ставит деликатную проблему: где границы внешней суверенности?
Признаки государства
Основные
Дополнительные
-1)территория
-2) население
-3) публичная власть
-4) право
-5) правоохранительные органы
-6) армия
-7) налоги
"8) государственный суверенитет
-1) единый государственный язык
-2) единая дорожно-транспортная система
-3) единая энергетическая система
-4) единая денежная единица
-5)единое экономическое
пространство "6) единая информационная
система
-7) единая внешняя политика
-8) государственные символы (флаг, герб, гимн)
Рис. 1.1. Признаки государства
Глава I. Теория государства
Помимо основных можно указать и на ряд дополнительных признаков, присущих уже современным государствам (единый государственный язык, единая дорожно-транспортная система, единая энергетическая система, единая денежная единица, единое экономическое пространство, единая информационная система, единая внешняя политика, государственные символы: флаг, герб, гимн).
На основании вышеуказанных признаков (рис. 1.1) можно дать определение государства. •
Государство — это организация суверенной политической власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующая право и специальный аппарат принуждения.
§ 2. Социальное назначение государства
Государство как социальное явление существует уже не одно тысячелетие. За это время оно показало себя как эффективное средство организации жизни людей. Чем обусловлены его эффективность и долговечность или, говоря другими словами, в чем состоит его социальное назначение?
Во-первых, государство решает общие дела, управляет людьми, проживающими на его территории. Несмотря на то что по своим интересам люди порой отличаются друг от друга, все они хотят, чтобы их жизнь была стабильной, безопасной, комфортной. Государство должно выявить общие интересы своих граждан, приложив максимум усилий для их реализации. Иными словами, задачами государства являются сохранение существующего общественного порядка, а также организация или контроль за выполнением определенных видов деятельности, необходимых для развития общества в целом (оборона, судопроизводство, использование природных ресурсов, обеспечение продуктами питания, здравоохранение и т. п.).
Однако общество неоднородно. В нем, как правило, выделяется экономически сильная и поэтому обладающая гегемонией груп-

§
Социальное назначение государства
па и поэтому государство прежде всего выражает ее интересы. Организация жизни общества строится на основе интересов этой группы Но существует и масса общих для всех проблем, решаемых государством. С развитием общества их количество все увеличивается, мир становится более населенным, и люди оказываются все теснее взаимосвязанными. Так, если в древнем мире к числу таковых относились оборона страны, захват чужих территорий, ирригация, борьба с эпидемиями, то в средние века государство берет на себя и строительство дорог, и культовых учреждений, и отправление религиозных обрядов. Появляется почта, зарождается благотворительная деятельность. В современном мире управленческая роль государства значительно расширилась и в сферу его интересов входят организация транспорта, связи, информационное обслуживание, развитие космонавтики, социальная защита, поддержка науки, культуры, образования, охрана окружающей среды и т. д. Пожалуй, в развитых странах государство сегодня в большей мере выражает интересы всего общества, нежели классовые. Словом, государство из силы, стоящей над обществом, превращается в слугу общества.
Во-вторых, государство является арбитром в разрешении социальных споров (национальных, классовых, религиозных и др.). Политическая элита превращается в примирителя социальных конфликтов, она ищет формулы компромиссов, которые, сохраняя основы социальной системы, отодвигали бы опасность лобового столкновения социальных групп. Посредническая деятельность также не является нейтральной, а направлена на защиту интересов господствующих слоев общества. Но под давлением масс правящая элита, однако, вынуждена заставлять и господствующие группы идти на уступки, умерять свои социальные аппетиты, вследствие чего они могут обвинить ее в "предательстве".
Постепенно развитие экономики приводит к тому, что все большее число людей становится собственниками, и слой экономически и политически господствующей социальной группы, т. е. тех, кто оказывает наибольшее давление на государственную власть, расширяется. Речь уже идет о появлении так называемого среднего класса, выразителем интересов которого затем и становится государство.
Разрушительный характер для страны носят и конфликты между различными частями самих правящих групп, например между банкирами и предпринимателями. Здесь чаще применяются
Глава I Теория государства
§ 3 Функции государства
такие методы разрешения споров, как убеждение, разъяснение, метод аргументов, отсрочек в принятии решений, поскольку в этой ситуации главное — восстановить единство правящих групп. Применением открытого принуждения к одной из сторон добиться этого крайне сложно.
На государственную власть возлагается и обязанность урегулирования внешних конфликтов. Для этой цели требуются умелая организация обороны государства и осуществление дипломатических отношений. Однако элита должна не забывать о внутренней жизни государства и не добиваться победы любой ценой, в противном случае она может быть свергнута, как это было, например, с Николаем П. Но и уступки другим государствам также могут стать причиной потери ее престижа и обвинений в "предательстве национальных интересов".
И, наконец, отличающиеся интересы постоянно приводят к конфликтам между отдельными гражданами, организациями, государственными органами. Обязанность их разрешения возлагается в основном на судебные органы.
В-третъих, государство применяет легализованное и ле-гитимное насилие. Легализованностъ означает соответствие мер принуждения закону. Принуждение может выражаться в наложении уголовного наказания, административных, имущественных и других санкций, разгоне демонстраций, запрете политических объединений и т. п. Право выступает способом, средством легализации принуждения. Легитимностъ насилия — социологическая категория, означающая степень поддержки применяемых мер населением. Легитимность насилия прямо зависит и от легитимности власти, т. е. признания ее народом законной и обоснованной. И если власть находит поддержку у населения, то презюмируется, что население доверяет ей и применение мер принуждения. Легализованное и легитимное насилие осуществляется, таким образом, от имени всего общества к тем лицам, которые нарушают правила поведения, установленные законодательством. Легитимность государственного принуждения может быть подтверждена данными общественного мнения, репрезентативных опросов, плебисцитов, голосований, общегосударственных и местных опросов. Для политической элиты принципиально важно установить, насколько государственное принуждение соответствует интересам общества (причем не только его большинства, но и меньшинства). Следует иметь в виду, что оценка легитимности государственного принуж-
дения требует особой осторожности и тщательного анализа, поскольку не исключены и профессиональные подтасовки. Универсальным же критерием определения легитимности государственного принуждения может считаться соответствие его общечеловеческим ценностям.
Государственное принуждение считается мощным средством воздействия на население со стороны правящей элиты. Но оно все же не является всесильным. Известно высказывание Талейрана, государственного деятеля Франции, что штыки годятся для всего, но сидеть на них нельзя Следовательно, таким острым оружием, каким является государственное принуждение, пусть даже и легализованное, надо пользоваться очень экономно и осторожно.
§ 3. Функции государства
Функции государства — это основные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе.
В функциях государства проявляется та реальная роль, которую оно играет в решении основных вопросов общественного развития и прежде всего в удовлетворении разнообразных интересов населения страны. Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития, и представляют собой средство реализации этих задач. Содержание же задач государства определяется различными внутренними и внешними факторами. Если кризисные явления в экономической жизни выдвигают на первое место задачу по реформированию экономики, то социальные катаклизмы заставляют государство прежде всего решать политические задачи. Рост преступности обусловливает принятие государством мер по ее выявлению и устранению причин, ее порождающих. Угроза внешней агрессии вынуждает активнее вести дипломатическую работу и подготовку населения к отражению агрессии.
Различают внутренние и внешние функции государства (рис. 1.2).
10
Глава I Теория государства
Функции государства
Внутренние
Внешние
-1) оборона
-2) дипломатическая
-3) внешнеполитическая
-4) внешнеэкономическая
-5)культурное сотрудничество
-6)сотрудничество
государств в решении глобальных проблем
-7) правоохранительная
-8)социальная
-9) экологическая
-10) информационная
•1) экономическая
•2) политическая
•3)социальная
•4) правоохранительная
•5) экологическая
•6) поддержка образования, здравоохранения, науки и культуры
•7) обеспечение национальной безопасности
•8) строительство дорог, ирригационных, мелиорационных и других общественных систем
•9) транспортная
•10) информационная
•11) борьба с последствиями стихийных бедствий
Рис. 1.2. Функции государства
А. Внутренние функции — это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью страны.
1. Экономическая функция. Она выражается в выработке и координации государством стратегии и тактики экономического развития страны, с тем чтобы экономика страны развивалась в наиболее оптимальном режиме. Если говорить более конкретно, экономическая деятельность государства проявляется в установлении налогов, выдаче кредитов, инвестиций, определении льгот для некоторых субъектов хозяйственной жизни, выработке программ экономического развития и т. п. Государство должно создать правовые основы рынка, т. е. разработать "правила игры" для хозяйствующих субъектов, принимать меры по борьбе с монополизмом,
§ 3 Функции государства
11
стимулировать предпринимательскую деятельность, охранять права потребителей и др. Кроме того, государство может осуществлять непосредственное управление отдельными предприятиями, некоторыми особо важными отраслями народного хозяйства (энергетика, связь, атомная, оборонная промышленность, космонавтика, информатика и т. п.). Здесь оно выступает собственником средств производства, производителем материальных благ.
2. Политическая функция. Эта функция государства обусловлена необходимостью гармонизировать интересы различных социальных групп. Используя такие методы, как проведение референдумов, плебисцитов, выборов, государство способно выявить действительную расстановку социальных сил, учесть в своей политике интересы различных социальных групп и не допустить их открытого столкновения. Особо важным представляется процесс формирования парламента, который (в идеале) должен представлять срез общества. Организация этого процесса, обеспечивающего народовластие, возлагается на государство. Помимо этого государство обеспечивает защиту конституционного строя, государственного суверенитета, осуществляет правотворческую деятельность и официально представляет население всей страны как во внутренних, так и во внешнеполитических делах.
3. Социальная функция. Ее выполнение позволяет обеспечить нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве материальных благ, а также от возраста, пола, здоровья и т. п. Установление минимального уровня оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий больным, инвалидам, пожилым людям, студентам, детям, матерям, безработным; выделение необходимых средств на строительство жилья для малообеспеченных и др. — это все то, что позволяет людям вести достойную и активную жизнь, способствующую их развитию, а не только существованию. Правда, и здесь нужна осмотрительность: социальная политика проводится за счет налогов, отчисляемых от предпринимательской деятельности, и если они неоправданно высоки, то у предпринимателей теряется стимул к работе. Социальное регулирование по принципу уравниловки не способно обеспечить прогресс общества. Общество по этой причине может деградировать.
4. Правоохранительная функция. Это деятельность государства по обеспечению точного и полного выполнения положений
12
Глава I. Теория государства
законодательства всеми гражданами, организациями, государственными органами. Эта функция выполняется различными методами. | Среди них можно выделить такие, как метод правотворчества 1 (разработка и принятие законов и других нормативных актов), организационно-правовой, осуществляемый органами исполнительной власти (регулирование ценообразования, разрешение митингов, демонстраций), метод правоприменения (деятельность компетентных органов по применению мер юридической ответственности) и др. Очень важная сторона правоохранительной деятельности государства — борьба с правонарушениями. Она ведется с помощью всей системы правоохранительных органов. Средства, вкладываемые в правоохранительную систему, существенны, и общество вправе рассчитывать на спокойную и безопасную жизнь. Если эти средства не дают отдачи и преступность не снижается, правящей элите стоит задуматься над тем, эффективно ли она управляет обществом.
5. Экологическая функция. В последнее время выдвигается в разряд основных функций государства. Человечество подошло к такому рубежу, когда его деятельность ставит под угрозу само существование человека: интенсивное и экстенсивное использование природных ресурсов, применение некоторых современных технологий нарушают баланс в естественной среде, что изменяет условия жизни на Земле, делая их для него невозможными. Безудержная эксплуатация природы ведет человечество в пропасть. Государство обязано предусмотреть и обуздать этот процесс своими установлениями. Во многих странах разработано обширное при-родоохранительное законодательство, которое четко регулирует деятельность людей и различных организаций в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, а к его нарушителям применяются суровые меры (начиная от предупреждений, солидных штрафов и кончая ликвидацией предприятий, являющихся источниками загрязнения окружающей среды, лишением свободы).
Государство осуществляет дополнительно и такие функции как поддержка образования, здравоохранения, науки и культуры, обеспечение национальной безопасности, строительство дорог, ирригационных, мелиорационных и иных общественных систем, транспортная, информационная, борьба с последствиями стихийных бедствий и др.
§ 3. Функции государства
13
Б. Внешние функции — это основные направления деятельности государства на международной арене. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире, который становится все более и более взаимосвязанным.
1. Функция обороны. Эта функция имела первостепенное значение в прежние времена. Сейчас же мир становится все более цивилизованным, международные организации берут на себя регулирование территориальных притязаний и разрешение конфликтов между государствами, предупреждая их военное столкновение. И тем не менее даже-развитые страны, накопившие немалый опыт в мирном сосуществовании, предпочитают держать свои вооруженные силы в состоянии боевой готовности, поскольку еще далеко не все правящие элиты прислушиваются к мировому сообществу, а современное вооружение позволяет любым нецивилизованным правителям в короткие сроки и на большие расстояния наносить разрушительные удары.
2. Дипломатическая функция. Выполнение этой функции способствует поддержанию приемлемых отношений со всеми странами, независимо от того, какой идеологии они придерживаются, какую систему хозяйствования используют. Нормальные добрососедские отношения — это тот минимум общения на международной арене, который позволяет достичь стабильности и процветания всего человечества.
3. Внешнеполитическая функция. Заключается в политическом сотрудничестве государств, с тем чтобы исключить глобальные вооруженные конфликты. Основным международным органом, координирующим политические интересы современных государств, является ООН, вопросами же политического урегулирования конфликтов занимается Совет Безопасности — постоянный орган ООН. Поддержанию политической стабильности и безопасности в мире содействуют и региональные международные организации (Лига арабских государств, Организация африканского единства, Организация американских государств, Ассоциация стран тихоокеанского региона и др.)
4. Внешнеэкономическая функция. Эта функция связана с развитием взаимовыгодного сотрудничества государств, которое проявляется в международном разделении труда, специализации и кооперировании производства, обмене новейшими технологиями, координации товарооборота, развитии кредитно-финансовых
14
Глава I. Теория государства
связей. Экономическое сотрудничество наиболее эффективно между странами, территориально связанными друг с другом (страны ЕЭС, СНГ и др.).
5. Культурное сотрудничество. Осуществляется на основе двусторонних и многосторонних договоров между государствами, неправительственными организациями (Международный союз архитекторов, Международная шахматная федерация, Олимпийский комитет и др.). В рамках ООН эту культурную деятельность координирует ЮНЕСКО.
6. Сотрудничество государств в решении глобальных проблем современности. Осуществляется по таким проблемам, как рациональное использование природных ресурсов, сохранение энергии, поддержание мира, проведение демографической политики и др., затрагивающим интересы всех народов,
7. Правоохранительная функция. Заключается в обеспечении мирового правопорядка, разрешении споров между государствами, защите тех государств и народов, которые не способны самостоятельно устоять против агрессоров (как, например, Кувейт против территориальных претензий Ирака) или отстоять свои права (как, например, албанцы, проживающие в Косово).
8. Социальная функция. Она выкристаллизовывается все более ярко. Социальная помощь и поддержка осуществляются в отношении развивающих стран (например, Сомали, Эфиопии и др.), а также стран, находящихся на переходном этапе (например, страны СНГ). Здесь используются различные формы помощи, начиная от выделения финансовых средств целевого назначения (на развитие банковской системы образования, здравоохранения, регулирование рождаемости и т. п.) и кончая гуманитарной помощью.
9. Экологическая функция. Эта функция в настоящее время выдвигается в разряд внешних. Пришло понимание того, что экологические катастрофы, например аварии нефтеналивных танкеров, атомных электростанций и т. п., в отдельно взятых странах в конечном счете наносят удар интересам всех народов, и устранение их последствий не может оставаться только внутренним делом.
10. Информационная функция. Ее выделение лишь только намечается. Но и сейчас осуждение вызывают страны, которые блокируют для своих народов поступление правдивой информации о событиях в мире.
В современном мире внешняя деятельность государств будет эффективной, только если она базируется на общечеловеческих ценностях, международно-правовых актах, учитывает нацио-
§ 4 Форма правления
15
нальные, экономические, культурные и иные особенности и интересы всех народов, входящих в мировое сообщество.
§ 4. Форма правления
В мире существует более двухсот государств. Они могут быть классифицированы в зависимости от уровня экономического, политического развития, от идеологической, религиозной направленности, от того, какими средствами осуществляют международную политику, и т. д. Но и в пределах одной группы, имея единую сущность, одни и те же задачи государства разнятся по своей форме.
Когда мы говорим о форме государства, мы имеем в виду его строение, которое проявляется в совокупности его внешних признаков.
На форму государства большое влияние оказывают не только экономические факторы, но и природные, климатические условия, религиозные воззрения, национальные особенности, культурный уровень народа, исторические традиции и др.
Форма государства включает три взавимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства к политический режим.
Форма правления (см. рис. 1.3) характеризует организацию государственной власти, систему высших государственных органов, а также порядок их образования, взаимоотношения между собой и с гражданами.
Так, в Непале вся полнота власти принадлежит королю, в Великобритании королева правит лишь формально, а фактически — парламент и правительство во главе с премьер-министром; США — республика с сильной президентской властью, в Италии решающую роль играет парламент. Однако при всем многообразии государств по форме правления их можно разделить на две группы, монархии и республики.
Монархия (в пер. с греч. — власть одного) как форма правления иначе может быть названа как персональное единовластие. Ее отличают следующие признаки:
16
Глава I. Теория государства § 4- Форма правления
17
суперпрезидентская

абсолютная ^ мэг
институт
монархии
(монарший двор)
дуалистическая
институт монархии | (монарший двор)

президентская
/~ смешанная
(полупрезидентская, V. полупарламентская)
\_______________ _ _____.. ^
парламентская
\ институт парламент I монархии | (монарший двор) |
|_ _ _ _ _ _ ^
Рис. 1.3. Форма правления
1) существование единоличного главы государства;
2) обладание монархом всей полнотой власти, которая является верховной, нераздельной и суверенной (независимой);
3) наследственный порядок передачи власти;
4) бессрочное правление монарха;
5) юридическая безответственность монарха.
Различают неограниченную (абсолютную) и ограниченную монархию.
Для абсолютной монархии характерно отсутствие представительных учреждений народа, сосредоточение всей государственной власти в руках монарха. Он издает законы, назначает чиновников, контролирует сбор налогов и расходует их по своему усмотрению. Карательная функция также находится в его руках. Разновидностью абсолютной монархии является теократическая монархия (например, Саудовская Аравия, Катар, Оман), для ко-
торой характерно сосредоточение в руках монарха и государственной и религиозной власти.
Ограниченная монархия подразделяется на дуалистическую и парламентарную (конституционную) в зависимости от степени ограничения полномочий главы государства.
В дуалистической монархии существуют два политических учреждения: монарший двор (институт монархии), формирующий правительство, и парламент, который никакого влияния на правительство не оказывает, как, например, в России до революции Ц1917 г. Монарх имеет сильное влияние на парламент: может нало-
•«отть вето на принимаемые им законы, издавать чрезвычайные
•указы, имеющие силу закона, а то и распускать парламент.
• Парламентарной монархии (ее иногда называют конституци-
•онной) свойственно ограничение власти монарха как в законода-
•тельной, так и в исполнительной сфере. Несмотря на то что фор-^мально главу правительства и министров назначает монарх, правительство несет ответственность не перед ним, а перед парламентом. Монарх здесь фигура скорее символическая, являющаяся цсвоего рода данью традиции, нежели властная. Он царствует, но
•не правит (Япония, Швеция, Великобритания).
щ. Существует несколько систем наследования престола:
1) кастильская, принятая в странах Скандинавии, не делает различия между мужчиной и женщиной. Решающее значение при Наследовании престола имеет не пол наследника, а старшинство. Следовательно, наличие в семье монарха старшей дочери не дает возможности стать королем младшему сыну;
2) салическая, допускающая к престолу женщин только в том Случае, если у короля нет сыновей. Другими словами, младший ||рат исключает возможность для старшей сестры занять престол;
3) австрийская — самая жесткая система, принятая в России юсле правления Екатерины II, допускающая женщин к престолу 'олько в том случае, если в царском роду вообще не останется ужчин.
Республика (в пер. с лат. — дело общественное) как форма травления возникла позднее монархии и стала доминирующей в «временном мире.
Республике присущи следующие признаки:
1) правление осуществляется коллективно, т. е. не одним ли- | ;ом, а системой государственных органов;
«Основы российскою права»
18

Глава I. Теория государства
2) республиканское правление основано на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;
3) в формировании власти участвует народ; в процессе выборов власти могут применяться различные избирательные системы, одни менее, другие более демократичные;
4) представительные органы власти и высшие должностные лица избираются на определенный срок;
5) высшие должностные лица несут ответственность перед органом, их избравшим, или народом.
Практике государственного строительства известны два основных вида республики.
Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Поскольку президент и правительство избираются внепарламентским путем, то эти институты власти в определенных ситуациях могут политически противостоять парламенту. Президентская республика создает благоприятные предпосылки для сосредоточения в руках президента больших полномочий, что стабилизирует государственную власть. Обычно это крайне необходимо на переходных этапах (Мексика), в государствах, где сильны монархические традиции (Румыния), в ситуациях, не отличающихся стабильностью (Украина), в период проведения реформ (Чили), в государствах, имеющих обширную территорию или многонациональный состав (США), при наличии чрезвычайных событий, таких, как война (Сирия). Большинство из перечисленных факторов присуще современной России, поэтому вопрос выбора вида республики здесь должен быть решен, конечно, в пользу президентской республики.
Парламентская республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет всю полноту ответственности за свою деятельность. Участие президента в формировании правительства минимально: оно формируется партией, получившей большинство в парламенте. Хотя президент формально наделяется большими полномочиями, на практике он не оказывает серьезного влияния на осуществление государственной власти, как, например, в Германии. Парламентская республика — менее распространенная форма правления, чем республика президентская. Она существует в странах,
§ 5. Форма внутригосударственного устройства
19
отличающихся развитой, в значительной мере саморегулируемой экономикой (Италия, Финляндия, Турция и др.). В мире не так много таких стран. Россия еще очень далека от введения данной формы правления.
Существуют и другие виды республики: суперпрезидентская, смешанная (полупрезидентская или. полупарламентская) республики.
Следует заметить, что форма правления не может быть выбрана произвольно. Во многом она зависит от уровня сознания людей, проживающих в данном государстве.
Скачать файл (4197.5 kb.)