Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права - файл n1.doc


Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права
скачать (4197.5 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc4198kb.06.01.2013 14:02скачать

Загрузка...

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Т. В. Кашанина, А. В. Кашанин

основы
РОССИСКОГО ПРАВА

Учебник для вузов

Издание второе, измененное и дополненное



Издательство НОРМА

(Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М) Москва, 2001

ББК 67.0 К 31

Кашанина Т. В., Катании А. В. Основы российского права:

К 31 Учебник для вузов. 2-е изд., изм. и доп. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2001. — 800 с.

15ВК 5-89123-392-4 (НОРМА) 15ВК 5-16-000111-5 (ИНФРА • М)

В этом фундаментальном учебнике рассматриваются все отрасли, составляющие систему российского права. Авторы применяют принципи-1 ально новую схему изложения, позволяющую читателю уяснить, какие! правовые возможности (то есть права, свободы, обязанности) у него име-1 ются (материальное право), а также каким способом их можно защитить! (процессуальное право). В книге широко используются схемы и таблицы,] способствующие лучшему усвоению юридического материала.

Учебник предназначен прежде всего для студентов высших учеб-1 ных заведений Он может стать повседневным пособием для депутатов,! работников органов исполнительной власти всех уровней, руководителей! предприятий и организаций, менеджеров и других граждан, не получив-1 ших юридического образования, но желающих приобрести солидные пра­вовые знания.

5-89123-392-4 (НОРМА) 18ВЫ 5-16-000111-5 (ИНФРА • М)

1 Т. В. Кашанина, А. В. Кашанин, 2000 Издательство НОРМА, 2000

Оглавление

.XIII

Предисловие..............-........-..----...---------»-------------

Часть первая ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Глава I. Теория государства

§ 1. Понятие и признаки государства.

Определение государства...............................--.——.......................................... 1

§ 2. Социальное назначение государства .............................................................. 6

§ 3. Функции государства...................................................................................................... 9

§ 4. Форма правления ............................................................................................................ 15

§ 5. Форма внутригосударственного устройства-.....—................—.... 19

§ 6. Форма межгосударственного устройства................................................. 21

§ 7. Политический режим................................................................................................... 24

§ 8. Государственный аппарат....................................................................................... 32

§ 9. Правовое государство................................................................................................. 39

§ 10. Государство и гражданское общество..................................................... 42

Глава П. Теория права

§ 1. Социальные нормы и место права.в их системе.............................. 46

§ 2. Понятие и определение права........................................................................... 52

§ 3. Нормы права ........................................................................................................................ 55

§ 4. Структура права ............................................................................................................. 61

§ 5. Система права..................................................................................................................... 66

§ 6. Формы (источники) права........................................................................................ 73

§ 7. Нормативные акты и их виды........................................................................... 77

§ 8. Правоотношения .............................................................................................................. 84

§ 9. Правонарушения и их виды..................................———................................. 93

§ 10. Причины правонарушений .................................................................................. 98

§ 11. Юридическая ответственность ......................................................................102

Часть вторая МАТЕРИАЛЬНОЕ ПРАВО

Глава III. Конституционное право

§ 1. Конституция Российской Федерации:

общая характеристика........................................................................................... 109

VI

Оглавление

§ 2. Конституционный строй России....................................................................... 115

§ 3. Конституционный статус личности .............................................................. 127

§ 4. Классификация конституционных прав и свобод........................... 132

§ 5. Конституционные обязанности .........................................................................143

§ 6. Избирательная система............................................................................................ 145

§ 7. Избирательный процесс........................................................................................... 149

§ 8. Президент Российской Федерации ...............................................................152

§ 9. Федеральное Собрание Российской Федерации............................. 158

§ 10. Совет Федерации........................................................................................................ 160

§ 11. Государственная Дума ...........................................................................................162

§ 12. Комитеты и комиссии палат Федерального Собрания ...........164

§ 13. Статус депутата........................................................................................................... 166

§ 14. Правительство Российской Федерации................................................. 168

§ 15. Органы судебной власти Российской Федерации........................ 172

§ 16. Местное самоуправление ...................................................................................180

Глава IV. Административное право

§ 1. Понятие административного права............................................................. 186

§ 2. Понятие, правовой статус и виды органов

исполнительной власти.......................................................................................... 187

§ 3. Сферы государственного управления ....................................................... 194

§ 4. Государственная служба ........................................................................................198

§ 5. Правовые акты в сфере управления......................................................... 206

§ 6. Административные правонарушения ........................................................209

§ 7. Административные взыскания ........................................................................218

Глава V. Финансовое право

§ 1. Понятие финансового права............................................................................... 227

§ 2. Государственный и местный бюджеты

и их структура...............................................................................................................229

§ 3. Налоги: понятие и их роль...................................................................................241

§ 4. Виды налогов ..................................................................................................................... 244

§ 5. Характеристика закона о налоге ...................................................................246

§ 6. Налоговая система Российской Федерации..........................................257

§ 7. Ответственность за нарушение налогового

законодательства ................................................................................................".........267

§ 8. Правовые основы банковской системы РФ..........................................271

Оглавление

VII

Глава VI. Трудовое право

8 1. Трудовое право как отрасль..............................................................................283

§ 2. Граждане как субъекты трудового права.............................................287

8 3. Работодатели: права и обязанности .............................................................290

в 4. Трудовые коллективы и их полномочия.................................................292

8 5. Профсоюзы: понятие и основные права .................................................295

§ 6. Социальное партнерство. Коллективные договоры......................300

§ 7. Правила приема на работу................................................................................... 311

§ 8. Трудовые договоры (контракты)..................................................................... 314

§ 9. Переводы на другую работу ...............................................................................321

§ 10. Увольнение работников ........................................................................................325

§ 11. Рабочее время и время отдыха ....................................................................335

§ 12. Заработная плата .......................................................................................................342

§ 13. Дисциплина труда. Дисциплинарная ответственность ............348

§ 14. Материальная ответственность .....................................................................352

Глава VII. Гражданское право

§ 1. Понятие гражданского права............................................................................356

§ 2. Граждане как субъекты гражданского права...................................360

§ 3. Юридические лица: понятие и виды.........................................................365

§ 4. Характеристика юридических лиц..............................................................370

§ 5. Объекты гражданских прав ................................................................................378

§ 6. Защита гражданских прав ...................................................................................387

§ 7. Гражданско-правовая ответственность..................................................... 391

§ 8. Исковая давность...........................................................................................................398

§ 9. Право собственности: понятие и его содержание.........................401

§ 10. Приобретение и прекращение права собственности ...............404

§ 11. Виды права собственности.................................................................................410

§ 12. Защита права собственности ...........................................................................415

§ 13. Понятие, виды и исполнение обязательств......................................418

§ 14. Исполнение и обеспечение обязательств............................................422

§ 15. Гражданско-правовой договор (общие положения) ..................428

§ 16. Классификация гражданско-правовых договоров .......................434

§ 17. Характеристика видов гражданско-правовых

договоров............................................................................................................................. 436

VIII

Оглавление

17.1. Договор купли-продажи ..............................................................................438

17.2. Договор мены..........................................................................................................446

17.3. Договор дарения..................................................................................................446

17.4. Договор ренты и пожизненного

содержания с иждивением.......................................................................... 448

17.5. Договор аренды (имущественного найма) ..................................449

17.6. Договор подряда................................................................................................... 451

17.7. Договор перевозки.............................................................................................454

17.8. Договор хранения ...............................................................................................458

17.9. Договор займа ........................................................................................................ 461

17.10. Кредитный договор .........................................................................................462

17.11. Договор банковского вклада..................................................................463

17.12. Договор банковского счета .....................................................................464

17.13. Договор страхования....................................................................................467

17.14. Договор поручения.........................................................................................471

§ 18. Внедоговорные обязательства ........................................................................473

Глава VIII. Жилищное право

§ 1. Жилищный фонд Российской Федерации..............................................479

§ 2. Право собственности на жилое помещение ........................................480

§ 3. Понятие договора найма жилого помещения ....................................481

§ 4. Договор коммерческого найма жилого помещения.....................483

§ 5. Договор социального найма жилого помещения............................484

Глава IX. Наследственное право

§ 1. Понятие наследования .............................................................................................490

§ 2. Наследование по закону........................................................................................492

§ 3. Наследование по завещанию.............................................................................495

§ 4. Принятие и отказ от наследства....................................................................498

Глава X. Авторское право

§ 1. Право на результаты творческой деятельности.............................501

§ 2. Объекты авторского права...................................................................................503

Оглавление

IX

§ 3. Субъекты авторского права. § 4. Права авторов....................................

.504

.505

Глава XI. Изобретательское право

§ 1. Понятие изобретения .................................................................................................509

§ 2. Субъекты изобретательского права............................................................ 511

§ 3. Получение патента...................................................................................................... 513

Глава XII. Семейное право

§ 1. Семейное право как отрасль.............................................................................516

§ 2. Понятие брака и семьи............................................................................................ 518

§ 3. Оформление брака. Условия вступления в брак

и последствия их нарушения ...........................................................................521

§ 4. Расторжение брака...................................................................................................... 526

§ 5. Личные права и обязанности супругов....................................................529

§ 6. Права и обязанности по поводу супружеской

собственности...................................................................................................................530

§ 7. Алиментные права и обязанности

супругов и бывших супругов............................................................................ 539

§ 8. Установление происхождения ребенка ....................................................541

§ 9. Личные права и обязанности родителей и детей...........................545

§ 10. Права и обязанности родителей

и детей по поводу имущества..............................................._.................._....555

§ 11. Алиментные обязательства родителей и детей ............................556

Глава XIII. Уголовное право

§ 1. Уголовный закон и его действие.................................................................... 566

§ 2. Понятие преступления ............................................................................................569

§ 3. Состав преступления..................................................................................................573

§ 4. Соучастие в преступлении................................................................................... 587

§ 5. Обстоятельства, исключающие преступность деяния...............590

§ 6. Понятие и цели наказания ..................................................................................600

X

Оглавление

§ 7. Система наказаний....................................................................................................... 602

§ 8. Смертная казнь ...............................................................................................................604

§ 9. Лишение свободы.......................................................................................................... 606

§ 10. Иные виды наказания ...........................................................................................611

§ 11. Назначение наказания ..........................................................................................617

§ 12. Обстоятельства, смягчающие наказание............................................619

§ 13. Обстоятельства, отягчающие ответственность..............................625

§ 14. Условное осуждение ................................................................................................631

§ 15. Судимость...........................................................................................................................634

§ 16. Виды преступлений ..................................................................................................636

Часть третья ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО

Глава XIV. Административно-процессуальное право

§ 1. Понятие и содержание административного процесса ..............642

§ 2. Производство по делам об административных

правонарушениях и его стадии .....................................................................643

§ 3. Возбуждение дела об административном

правонарушении........................................................................................................... 644

§ 4. Рассмотрение дела об административном

правонарушении...........................................................................................................651

§ 5. Исполнение постановлений о наложении —

административных взысканий........................................................................655

§ 6. Обжалование и опротестование постановления

по делу об административном правонарушении...........................658

Глава XV. Бюджетный процесс

§ 1. Понятие бюджетного процесса........................................................................660

§ 2. Общие положения бюджетного процесса

в Российской Федерации...................................................................................... 661

§ 3. Процесс по формированию и исполнению федерального

бюджета ................................................................................................................................664

Глава XVI. Налогово-процессуальное право

§ 1. Задачи, полномочия и система налоговых органов.......................670

§ 2. Порядок наложения санкций за нарушение налогового

законодательства .........................................................................................................673

Оглавление

XI

к 3 Обжалование актов о применении налоговых санкций...........680

к 4. Исполнение налоговых санкций......................................................................684

Глава XVII. Дисциплинарный процесс

§ 1. Порядок наложения дисциплинарных санкций................................688

§ 2. Индивидуальные трудовые споры...............................................................690

§ 3. Коллективные трудовые споры

и порядок их разрешения .....'..............................................................................697

Глава XVIII. Гражданский процесс

§ 1. Участники гражданского процесса ..............................................................702

§ 2. Судебные расходы. Судебные штрафы.

Сроки рассмотрения гражданских дел ...................................................708

§ 3. Судебные доказательства ..................................................................................... 709

§ 4. Производство в суде первой инстанции.................................................715

§ 5. Кассационное обжалование судебных решений .............................719

§ 6. Надзорное производство......................................................................................... 722

Глава XIX. Арбитражный процесс

§ 1. Состав арбитражного суда.

Подведомственность и подсудность дел.................................................724

§ 2. Судебные расходы. Сроки в арбитражном процессе................... 725

§ 3. Участники арбитражного процесса .............................................................727

§ 4. Доказательства ................................................................................................................729

§ 5. Рассмотрение дела в суде первой инстанции...................................733

§ 6. Производство в суде апелляционной инстанции............................737

§ 7. Кассационное обжалование решений........................................................739

§ 8. Пересмотр дела в порядке надзора............................................................740

Глава XX. Исполнительное производство

§ 1. Понятие и правовая природа исполнительного

производства ...................................................................................................................743

XII

Оглавление

§ 2. Участники исполнительного производства ...........................................745

§ 3. Стадии исполнительного производства....................................................749

§ 4. Исполнительский сбор. Расходы по совершению

исполнительных действий. Ответственность

за неисполнение требований судебного

пристава-исполнителя ............................................................................................ 753

§ 5. Обжалование незаконных действий

судебного пристава-исполнителя.................................................................755

Глава XXI. Уголовный процесс

§ 1. Субъекты уголовного процесса........................................................................757

§ 2. Доказательства и их виды....................................................................................761

§ 3. Меры уголовно-процессуального принуждения............................... 766

§ 4. Возбуждение уголовного дела .........................................................................768

§ 5. Предварительное расследование ...................................................................769

§ 6. Судебное разбирательство....................................................................................772

§ 7. Суд присяжных ..............................................................................................................778

§ 8. Кассационное производство ................................................................................778

§ 9. Надзорное производство ........................................................................................781

Предисловие

Развитие рыночных отношений в России вызывает изменения не только в экономической, но и в политической, а также соци­альной жизни. Метаморфозы происходят и в сфере образования. Ранее основное внимание уделялось подготовке "технологов", т. е. специалистов в области производства товаров и услуг, некоторые из которых затем выдвигались и на должности в государственном аппарате. В настоящее время в большей степени развиваются гу­манитарные специальности.

Однако, кем бы ни задумал стать молодой человек, в какой бы вуз он ни поступил для продолжения образования, окончив его, он будет по роду своей деятельности так или иначе связан с людьми, возможно, ему придется управлять ими. Вот почему к специалисту с высшим образованием выдвигается в качестве общего и непре­ложного требование знать нормы права, неуклонно следовать им в процессе работы и, если потребуется, суметь отстоять свои, ос­нованные на законе, интересы.

Предлагаемый читателю учебник достаточно объемен, но это его достоинство, а не недостаток. Внушительный объем дал воз­можность авторам в полной мере (а не в виде "выжимок") пред­ставить все основные отрасли права. Специалист в области госу­дарственного управления особенно внимательно будет читать гла­вы о конституционном и административном праве, технолога за­интересует прежде всего трудовое и изобретательское право, эко­номисту, будет полезно знание финансового и гражданского пра­ва, внимание педагога привлечет в первую очередь глава о семей­ном праве, журналиста, переводчика, философа — авторское право и т. д. Но всех вместе и в равной мере не оставит равнодушными глава о наследственном праве, поскольку вопрос о передаче или получении имущества умерших родственников может коснуться каждого. Знание уголовного права позволит всем так строить свое поведение, чтобы прожить свою жизнь в обществе комфортно и достойно.

Однако одних знаний о материальном праве недостаточно. Бы­вает так, что права законопослушного человека нарушаются дру­гими людьми, которые поступают противоправно. В такой ситуа-

XIV

Предисловие

ции необходимо защищать себя. Но как? Давно ушли в прошлое самовластные способы защиты "засучив рукава". Защита обижен­ной стороны осуществляется с помощью правоохранительных ор­ганов. Поэтому очень важно знать, куда обратиться за защитой своих правовых интересов, в какие сроки, что представить в качестве доказательств нарушения своих прав, а также иметь пред­ставление о возможностях обжалования вынесенного правоохра­нительным органом решения. В связи с этим процессуальное пра­во — одна из составляющих частей права — тоже излагается в учебнике.

Учебник предназначен для студентов, т. е. будущих специали­стов. Вместе с тем, он будет весьма полезен и уже состоявшимся специалистам, по различным причинам не получившим должных правовых знаний. Особенно это важно предпринимателям, руко­водителям предприятий, менеджерам, деятельность которых не­посредственно связана с осуществлением организационно-распо­рядительных полномочий.

С начала 90-х годов в России начала формироваться система представительных органов, работающих на постоянной основе. К настоящему времени среди депутатов, всех уровней доля юрис­тов крайне незначительна. Однако всем депутатам по роду своих обязанностей прямо и непосредственно приходится участвовать в правотворчестве. Но для этого надо прежде всего знать действу­ющую систему права, причем достаточно хорошо. Данный учебник поможет депутатам получить полное представление о российском праве и позволит им свободно ориентироваться в действующей системе законодательства.

Структура учебника. Учебник состоит из трех взаимосвязан­ных частей.

Часть первая "Теория государства и права". Это основопо­лагающая часть курса. Особая главам ней посвящена определению понятия государства.

Авторы предвидят вопрос: "Зачем писать о государстве, ког­да учебник предназначен для изучения права?" Дело в том, что государство и право — социальные явления, тесно связанные меж­ду собой. Эта связь проявляется в том, что, во-первых, государ­ство издает нормы права. Хотя оно и не является единственным правотворческим субъектом, тем не менее основной массив право­вых норм, причем норм наиболее значимых, закрепляется в нор­мативных актах, издаваемых государственными органами. Во-вто­рых, государство охраняет нормы права от нарушений. Для этой цели в системе государства создаются специальные органы, кото-

Предисловие

XV

рые от имени государства налагают санкции на лиц, осмеливших­ся нарушить требования правовых норм. И в этом следует видеть основное назначение государства по отношению к праву. Вот поче­му в учебнике излагаются такие вопросы, как понятие государ­ства, его социальное назначение и функции, форма государства, государственный аппарат, соотношение государства и гражданс­кого общества.

Глава "Теория права" содержит своего рода юридический ал­фавит, позволяющий прочесть юридический текст и проникнуть в тайны юридической материи. В самом деле, разве можно изучать конкретные нормы права, не зная, что такое норма права, гово­рить об их эффективности, не представляя того, как они действу­ют, т.е. правоотношение, или рассуждать о юридической ответ­ственности, не понимая, что это такое? Теория права дает юри­дический инструментарий, своего рода связку ключей, позволяю­щих открыть комнату, на двери которой висит табличка "Право".

Часть вторая посвящена материальному праву. В ней под­робно рассматриваются одиннадцать основных отраслей права: кон­ституционное, административное, финансовое, трудовое, граж­данское, семейное, изобретательское, авторское, наследственное, уголовное, жилищное. Всего же отраслей материального права на­считывается около двух десятков. Именно эти одиннадцать отрас­лей материального права выбраны для изложения потому, что они регулируют самые значимые и распространенные виды обществен­ных отношений.

В части третьей представлено восемь процессуальных отраслей. Необходимо отметить, что такому обилию процессуаль­ных отраслей российского права удивятся даже юристы. Дело в том, что некоторые из этих отраслей, такие как административ­но-процессуальное право, бюджетный процесс, еще не заверши­ли свое формирование, другие же (налогово-процессуальное пра­во, дисциплинарный процесс) еще только-только начали обособ­ляться и пока их традиционно рассматривают в системе их "мате­ринских" отраслей (соответственно в финансовом, трудовом пра­ве). Лишь три процессуальные отрасли (уголовный процесс, граж­данский процесс и самая молодая среди них отрасль — арбитраж­ный процесс) изучаются юристами в качестве самостоятельных. Со­средоточение и рассмотрение всех процессуальных отраслей в еди­ной части курса является новшеством и преследует не только ме­тодическую, но и научную цель: доказать мысль о том, что разви­тое процессуальное право свидетельствует о достаточной степени развития в России права материального.

XVI

Предисловие

Для лучшего усвоения правового материала книга богато ил­люстрирована рисунками и таблицами.

И последнее, что хотелось бы отметить. Углубленное позна­ние российского права — дело отнюдь не такое легкое, как это может показаться на первый взгляд, оно требует долгого и упор­ного труда. Особой сложностью отличаются финансовое и граж­данское право. Но при заинтересованном и вдумчивом подходе читатель вполне может достичь положительного результата в изу­чении права.

Главы I, II, III, VI, XVI, XVII, XVIII, XIX и XX написаны доктором юридических наук, профессором Московской государствен­ной юридической академии Т. В. Кашаниной. Главы IV, V, VII, VIII, XIX, X, XI, XII, XIII, XIV, XV и XIX написаны А. В. Кашаниным. Авторы выражают надежду, что этот учебник будет полезен всем его читателям.

Т. В. Кашанина,

доктор юридических наук, профессор

Часть первая ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Глава I ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА

1. Понятие и признаки государства. Определение государства

Термин "государство" используется в двух значениях: во-пер­вых, для выделения страны как политико-географического обра­зования и, во-вторых, для обозначения организации политической власти, системы институтов власти. Государство в первом смысле изучается разными науками: социологией, политической (социоло­гической) географией и др Предметом исследования науки право­ведения является государство во втором (политико-правовом) смысле. Поэтому в данной книге речь пойдет о государстве как организации политической власти, существующей в определенной стране.

Государство — это сложное социальное образование, кото­рое не поддается непосредственному эмпирическому восприятию, так как категории государства присущ высокий уровень абстракт­ности. Понятие государства можно дать путем указания на его существенные признаки.

1. Территория. Это пространственная основа государства, его физическая, материальная опора. Она включает сушу, недра, вод­ное и воздушное пространство, континентальный шельф и др. Без территории государство не существует, хотя оно может изменяться со временем (уменьшаться в результате поражения в войне или увеличиваться в процессе экспансии). Территория есть простран­ство государства, занятое его населением, где в полной мере дей­ствует власть политической элиты. Территориальная принадлеж­ность человека выражается в таких терминах, как "подданный",

Глава I. Теория государства

"гражданин", "лицо без гражданства", "иностранец". На своей тер­ритории государство поддерживает свою суверенную власть и имеет право защищать ее от внешнего вторжения со стороны других государств и частных лиц.

2. Население. Это человеческое сообщество, проживающее на территории государства. Население и народ (нация) — понятия не тождественные. Народ (нация) — это социальная группа, члены которой обладают чувством общности и принадлежности к госу­дарству благодаря общим чертам культуры и историческому со­знанию. Население государства может состоять из одного народа или быть многонациональным. Иногда отношения между нациями могут быть напряженными или даже конфликтными, что порой приводит к дестабилизации государства. Для смягчения конфлик­тов используются различные средства. Наиболее эффективными из них являются федерализация и автономизация.

3. Публичная власть. Термин "власть" означает способность влиять в нужном направлении, подчинять своей воле, навязывать ее подвластным, осуществлять над ними господство. В государстве такие отношения устанавливаются между населением и особой ко­гортой (слоем) людей, которая им управляет. Иначе их еще назы­вают чиновниками, бюрократией, управленцами, политической элитой и т. п.

Власть политической элиты носит институализированный характер, т. е. осуществляется посредством органов и учрежде­ний, объединенных в единую иерархическую систему. Механизм государства, являющийся материальным выражением государствен­ной власти, позволяет обеспечить нормальную жизнедеятельность общества. К важнейшим частям его относятся законодательные и исполнительные органы. Правители меняются, а учреждения со­храняются, за исключением случаев уничтожения государства в результате захвата или гражданской-войны. Вследствие своей ин-ституализированности государство обладает относительной стабиль­ностью.

Отличительными признаками государственной власти в отли­чие от других видов власти (политической, партийной, религиоз­ной, экономической, производственной, семейной и т. д.) являют­ся, во-первых, ее всеобщность, или публичность, т. е. распрост­ранение прерогатив на всю территорию, на все население, а так­же то, что она представляет все общество в целом; во-вторых, ее универсальность, т. е. способность решать любые вопросы, зат-

§ 1 Понятие и признаки государства. Определение государства 3 гивающие общИе интересы, и, в-третьих, общеобязательность

ее указаний.

Устойчивость государственной власти, ее способность прини­мать решения и проводить их в жизнь, зависит от ее легитимнос-ти. Легитимностъ власти означает: а) ее законность, т. е. уста­новление средствами и способами, которые признаются справед­ливыми, должными, правомерными, моральными; б) ее поддерж­ка населением; в) ее международное признание. Существует мно­жество средств обеспечения легитимности власти, среди которых многопартийность, выборы, уход в отставку, референдумы и др.

4. Право. Как система обязательных правил поведения право является мощным средством управления и начинает использовать­ся с появлением государственности. Государство осуществляет пра-вотворчество, т. е. издает законы и другие нормативные акты, ад­ресованные всему населению. Право позволяет власти делать свои веления непререкаемыми, общеобязательными для населения всей страны, с тем чтобы направить поведение масс в определенное русло. Юридические нормы устанавливают, что именно нужно делать, хотя эти установления никогда не выполняются в полной мере. Об эффективности юридических норм свидетельствует то, в какой мере большинство населения конкретного государства их соблюдает. Естественно, эта система не является нейтральной по отношению к интересам различных групп и слоев общества.

5. Правоохранительные органы. Эта часть государственного аппарата достаточно разветвлена и образует свою подсистему, в которую входят судебные органы, прокуратура, милиция, органы безопасности, внешней разведки, налоговая полиция, таможенные органы и др. Они необходимы любому государству, поскольку власть правителей осуществляется на основании норм права, приказов, т. е. имеет императивный характер. Строгая обязательность их вы­полнения может быть достигнута только с помощью мер государ­ственного принуждения. Если к власти проявляется неуважение, то с помощью правоохранительных органов применяются санк­ции, предусмотренные правовой системой. Характер и объем при­нуждения зависят от многих причин. Если власть нелегитимна, то, как правило, сопротивление ей велико, а, следовательно, при­нуждение используется ею шире. Если власть неэффективна или если законы, ею изданные, не отражают объективную реальность, также приходится прибегать к насилию и заставлять правоохра­нительные органы работать с перегрузкой. Насилие является пос­ледним аргументом, к которому прибегает политическая элита, ког-

Глава I. Теория государства

да ослабляется ее идеологическая основа и возникает возможность свержения.

Помимо применения санкций за нарушение правовых норм (взыскание таможенной пошлины, назначение наказания, взыс­кание налога, отмена незаконного акта и т. п.) правоохранитель­ные органы используются также для предупреждения дисбаланса в обществе (регистрация сделки в нотариате, примирение судом спорящих сторон, предупреждение работниками милиции право­нарушений и др.).

6. Армия. Одна из главных целей правящей элиты — сохране­ние территориальной целостности государства. Хорошо известно, что пограничные споры между смежными государствами часто яв­ляются причиной военных конфликтов. Оснащение армии совре­менным вооружением делает возможным захват территории не толь­ко смежных государств. По этой причине вооруженные силы страны и сейчас являются необходимым атрибутом любого государства. Но применяются они не только для защиты территориальной цело­стности. Армия может использоваться и в критических внутрен­них конфликтах, для поддержания правопорядка и правящего ре­жима, хотя это и не является прямой ее задачей. Исключение армии из внутриполитической жизни страны делает необходимым многократное увеличение мощи правоохранительных органов на случай социальных конфликтов, что, возможно, обойдется обще­ству дороже.

7. Налоги. Представляют собой обязательные и безвозмезд­ные платежи, взыскиваемые в установленных размерах и в опре­деленные сроки, необходимые для содержания органов управле­ния, правоохранительных органов, армии, для поддержки социаль­ной сферы (образования, науки, культуры, здравоохранения и т. п.), создания резервов на случай чрезвычайных происшествий, бедствий, а также для реализации других общих интересов. В основном на­логи взимаются принудительно, однако в странах с развитыми фор­мами государственности постепенно переходят к их добровольной уплате. С развитием общества доля налоговой массы постепенно увеличивается, поскольку государство берет на себя решение все новых и новых задач.

8. Государственный суверенитет. Как признак государства, государственный суверенитет означает, что власть, существую­щая в государстве, выступает как высшая власть, а в мировом сообществе — как самостоятельная и независимая. Иначе гово­ря, государственная власть юридически стоит над властью любых

8 1 Понятие и признаки государства. Определение государства 5

других учреждений, партий, находящихся на территории данного государства. В международных же отношениях суверенитет выра­жается в том, что власти данного государства юридически не обя­заны выполнять приказы других государств.

Различают внутренний и внешний суверенитеты. Внутренний суверенитет — это верховенство в решении внутренних дел. Вне­шний суверенитет — это независимость во внешних делах. На начальных этапах развития человечества суверенитет носил абсо­лютный характер, но затем он все более и более становится отно­сительным, ограниченным, как бы сужается. Внутренний сувере­нитет постоянно подвергается давлению со стороны национальных и межнациональных групп, других сил, представляющих граж­данское общество. Мнение международного сообщества также мо­жет влиять на проведение политики внутри государства. Что же касается внешнего суверенитета, то его относительность очевид­на, и сужается он с большей скоростью, нежели внутренний. Вооб­ще наличие мирового сообщества и международных организаций ставит деликатную проблему: где границы внешней суверенности?

Признаки государства

Основные

Дополнительные

-1)территория

-2) население

-3) публичная власть

-4) право

-5) правоохранительные органы

-6) армия

-7) налоги

"8) государственный суверенитет

-1) единый государственный язык

-2) единая дорожно-транспортная система

-3) единая энергетическая система

-4) единая денежная единица

-5)единое экономическое

пространство "6) единая информационная

система

-7) единая внешняя политика

-8) государственные символы (флаг, герб, гимн)

Рис. 1.1. Признаки государства

Глава I. Теория государства

Помимо основных можно указать и на ряд дополнительных признаков, присущих уже современным государствам (единый го­сударственный язык, единая дорожно-транспортная система, еди­ная энергетическая система, единая денежная единица, единое экономическое пространство, единая информационная система, единая внешняя политика, государственные символы: флаг, герб, гимн).

На основании вышеуказанных признаков (рис. 1.1) можно дать определение государства. •

Государство — это организация суверенной политической власти, действующая в отношении всего населения на закреп­ленной за ним территории, использующая право и специальный аппарат принуждения.

§ 2. Социальное назначение государства

Государство как социальное явление существует уже не одно тысячелетие. За это время оно показало себя как эффективное средство организации жизни людей. Чем обусловлены его эффек­тивность и долговечность или, говоря другими словами, в чем со­стоит его социальное назначение?

Во-первых, государство решает общие дела, управляет людь­ми, проживающими на его территории. Несмотря на то что по своим интересам люди порой отличаются друг от друга, все они хотят, чтобы их жизнь была стабильной, безопасной, комфортной. Государство должно выявить общие интересы своих граждан, приложив максимум усилий для их реализации. Иными словами, задачами государства являются сохранение существующего обще­ственного порядка, а также организация или контроль за выпол­нением определенных видов деятельности, необходимых для раз­вития общества в целом (оборона, судопроизводство, использова­ние природных ресурсов, обеспечение продуктами питания, здра­воохранение и т. п.).

Однако общество неоднородно. В нем, как правило, выделя­ется экономически сильная и поэтому обладающая гегемонией груп-



§

Социальное назначение государства

па и поэтому государство прежде всего выражает ее интересы. Организация жизни общества строится на основе интересов этой группы Но существует и масса общих для всех проблем, решае­мых государством. С развитием общества их количество все уве­личивается, мир становится более населенным, и люди оказыва­ются все теснее взаимосвязанными. Так, если в древнем мире к числу таковых относились оборона страны, захват чужих террито­рий, ирригация, борьба с эпидемиями, то в средние века государ­ство берет на себя и строительство дорог, и культовых учрежде­ний, и отправление религиозных обрядов. Появляется почта, за­рождается благотворительная деятельность. В современном мире управленческая роль государства значительно расширилась и в сферу его интересов входят организация транспорта, связи, ин­формационное обслуживание, развитие космонавтики, социальная защита, поддержка науки, культуры, образования, охрана окру­жающей среды и т. д. Пожалуй, в развитых странах государство сегодня в большей мере выражает интересы всего общества, не­жели классовые. Словом, государство из силы, стоящей над обще­ством, превращается в слугу общества.

Во-вторых, государство является арбитром в разрешении социальных споров (национальных, классовых, религиозных и др.). Политическая элита превращается в примирителя социальных кон­фликтов, она ищет формулы компромиссов, которые, сохраняя ос­новы социальной системы, отодвигали бы опасность лобового стол­кновения социальных групп. Посредническая деятельность также не является нейтральной, а направлена на защиту интересов гос­подствующих слоев общества. Но под давлением масс правящая элита, однако, вынуждена заставлять и господствующие группы идти на уступки, умерять свои социальные аппетиты, вследствие чего они могут обвинить ее в "предательстве".

Постепенно развитие экономики приводит к тому, что все большее число людей становится собственниками, и слой эконо­мически и политически господствующей социальной группы, т. е. тех, кто оказывает наибольшее давление на государственную власть, расширяется. Речь уже идет о появлении так называемого среднего класса, выразителем интересов которого затем и стано­вится государство.

Разрушительный характер для страны носят и конфликты между различными частями самих правящих групп, например между банкирами и предпринимателями. Здесь чаще применяются

Глава I Теория государства

§ 3 Функции государства

такие методы разрешения споров, как убеждение, разъяснение, метод аргументов, отсрочек в принятии решений, поскольку в этой ситуации главное — восстановить единство правящих групп. При­менением открытого принуждения к одной из сторон добиться это­го крайне сложно.

На государственную власть возлагается и обязанность урегу­лирования внешних конфликтов. Для этой цели требуются уме­лая организация обороны государства и осуществление диплома­тических отношений. Однако элита должна не забывать о внут­ренней жизни государства и не добиваться победы любой ценой, в противном случае она может быть свергнута, как это было, на­пример, с Николаем П. Но и уступки другим государствам также могут стать причиной потери ее престижа и обвинений в "преда­тельстве национальных интересов".

И, наконец, отличающиеся интересы постоянно приводят к конфликтам между отдельными гражданами, организациями, го­сударственными органами. Обязанность их разрешения возлагает­ся в основном на судебные органы.

В-третъих, государство применяет легализованное и ле-гитимное насилие. Легализованностъ означает соответствие мер принуждения закону. Принуждение может выражаться в наложе­нии уголовного наказания, административных, имущественных и других санкций, разгоне демонстраций, запрете политических объе­динений и т. п. Право выступает способом, средством легализации принуждения. Легитимностъ насилия — социологическая катего­рия, означающая степень поддержки применяемых мер населени­ем. Легитимность насилия прямо зависит и от легитимности влас­ти, т. е. признания ее народом законной и обоснованной. И если власть находит поддержку у населения, то презюмируется, что население доверяет ей и применение мер принуждения. Легализо­ванное и легитимное насилие осуществляется, таким образом, от имени всего общества к тем лицам, которые нарушают правила поведения, установленные законодательством. Легитимность госу­дарственного принуждения может быть подтверждена данными об­щественного мнения, репрезентативных опросов, плебисцитов, голосований, общегосударственных и местных опросов. Для поли­тической элиты принципиально важно установить, насколько го­сударственное принуждение соответствует интересам общества (причем не только его большинства, но и меньшинства). Следует иметь в виду, что оценка легитимности государственного принуж-

дения требует особой осторожности и тщательного анализа, по­скольку не исключены и профессиональные подтасовки. Универ­сальным же критерием определения легитимности государствен­ного принуждения может считаться соответствие его общечелове­ческим ценностям.

Государственное принуждение считается мощным средством воздействия на население со стороны правящей элиты. Но оно все же не является всесильным. Известно высказывание Талейрана, государственного деятеля Франции, что штыки годятся для всего, но сидеть на них нельзя Следовательно, таким острым оружием, каким является государственное принуждение, пусть даже и ле­гализованное, надо пользоваться очень экономно и осторожно.

§ 3. Функции государства

Функции государства — это основные направления его дея­тельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе.

В функциях государства проявляется та реальная роль, кото­рую оно играет в решении основных вопросов общественного раз­вития и прежде всего в удовлетворении разнообразных интересов населения страны. Функции государства устанавливаются в зави­симости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития, и представляют собой средство ре­ализации этих задач. Содержание же задач государства определя­ется различными внутренними и внешними факторами. Если кри­зисные явления в экономической жизни выдвигают на первое ме­сто задачу по реформированию экономики, то социальные катак­лизмы заставляют государство прежде всего решать политичес­кие задачи. Рост преступности обусловливает принятие государ­ством мер по ее выявлению и устранению причин, ее порождаю­щих. Угроза внешней агрессии вынуждает активнее вести дипло­матическую работу и подготовку населения к отражению агрессии.

Различают внутренние и внешние функции государства (рис. 1.2).

10

Глава I Теория государства

Функции государства

Внутренние

Внешние

-1) оборона

-2) дипломатическая

-3) внешнеполитическая

-4) внешнеэкономическая

-5)культурное сотрудничество

-6)сотрудничество

государств в решении глобальных проблем

-7) правоохранительная

-8)социальная

-9) экологическая

-10) информационная

•1) экономическая

•2) политическая

•3)социальная

•4) правоохранительная

•5) экологическая

•6) поддержка образования, здравоохранения, науки и культуры

•7) обеспечение националь­ной безопасности

•8) строительство дорог, ирригационных, мелио­рационных и других об­щественных систем

•9) транспортная

•10) информационная

•11) борьба с последствиями стихийных бедствий

Рис. 1.2. Функции государства

А. Внутренние функции — это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью страны.

1. Экономическая функция. Она выражается в выработке и координации государством стратегии и тактики экономического развития страны, с тем чтобы экономика страны развивалась в наиболее оптимальном режиме. Если говорить более конкретно, экономическая деятельность государства проявляется в установле­нии налогов, выдаче кредитов, инвестиций, определении льгот для некоторых субъектов хозяйственной жизни, выработке программ экономического развития и т. п. Государство должно создать пра­вовые основы рынка, т. е. разработать "правила игры" для хозяй­ствующих субъектов, принимать меры по борьбе с монополизмом,

§ 3 Функции государства

11

стимулировать предпринимательскую деятельность, охранять права потребителей и др. Кроме того, государство может осуществлять непосредственное управление отдельными предприятиями, неко­торыми особо важными отраслями народного хозяйства (энергети­ка, связь, атомная, оборонная промышленность, космонавтика, информатика и т. п.). Здесь оно выступает собственником средств производства, производителем материальных благ.

2. Политическая функция. Эта функция государства обуслов­лена необходимостью гармонизировать интересы различных соци­альных групп. Используя такие методы, как проведение референ­думов, плебисцитов, выборов, государство способно выявить дей­ствительную расстановку социальных сил, учесть в своей полити­ке интересы различных социальных групп и не допустить их от­крытого столкновения. Особо важным представляется процесс фор­мирования парламента, который (в идеале) должен представлять срез общества. Организация этого процесса, обеспечивающего на­родовластие, возлагается на государство. Помимо этого государ­ство обеспечивает защиту конституционного строя, государствен­ного суверенитета, осуществляет правотворческую деятельность и официально представляет население всей страны как во внутрен­них, так и во внешнеполитических делах.

3. Социальная функция. Ее выполнение позволяет обеспечить нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависи­мости от их непосредственного участия в производстве материаль­ных благ, а также от возраста, пола, здоровья и т. п. Установле­ние минимального уровня оплаты труда, пенсий, стипендий, по­собий больным, инвалидам, пожилым людям, студентам, детям, матерям, безработным; выделение необходимых средств на строи­тельство жилья для малообеспеченных и др. — это все то, что позволяет людям вести достойную и активную жизнь, способству­ющую их развитию, а не только существованию. Правда, и здесь нужна осмотрительность: социальная политика проводится за счет налогов, отчисляемых от предпринимательской деятельности, и если они неоправданно высоки, то у предпринимателей теряется сти­мул к работе. Социальное регулирование по принципу уравнилов­ки не способно обеспечить прогресс общества. Общество по этой причине может деградировать.

4. Правоохранительная функция. Это деятельность государ­ства по обеспечению точного и полного выполнения положений

12

Глава I. Теория государства

законодательства всеми гражданами, организациями, государствен­ными органами. Эта функция выполняется различными методами. | Среди них можно выделить такие, как метод правотворчества 1 (разработка и принятие законов и других нормативных актов), организационно-правовой, осуществляемый органами исполнитель­ной власти (регулирование ценообразования, разрешение митин­гов, демонстраций), метод правоприменения (деятельность ком­петентных органов по применению мер юридической ответствен­ности) и др. Очень важная сторона правоохранительной деятельно­сти государства — борьба с правонарушениями. Она ведется с помощью всей системы правоохранительных органов. Средства, вкладываемые в правоохранительную систему, существенны, и об­щество вправе рассчитывать на спокойную и безопасную жизнь. Если эти средства не дают отдачи и преступность не снижается, правящей элите стоит задуматься над тем, эффективно ли она управляет обществом.

5. Экологическая функция. В последнее время выдвигается в разряд основных функций государства. Человечество подошло к такому рубежу, когда его деятельность ставит под угрозу само существование человека: интенсивное и экстенсивное использова­ние природных ресурсов, применение некоторых современных тех­нологий нарушают баланс в естественной среде, что изменяет ус­ловия жизни на Земле, делая их для него невозможными. Безу­держная эксплуатация природы ведет человечество в пропасть. Государство обязано предусмотреть и обуздать этот процесс свои­ми установлениями. Во многих странах разработано обширное при-родоохранительное законодательство, которое четко регулирует деятельность людей и различных организаций в области использо­вания природных ресурсов и охраны окружающей среды, а к его нарушителям применяются суровые меры (начиная от предупреж­дений, солидных штрафов и кончая ликвидацией предприятий, являющихся источниками загрязнения окружающей среды, лише­нием свободы).

Государство осуществляет дополнительно и такие функции как поддержка образования, здравоохранения, науки и культуры, обеспечение национальной безопасности, строительство дорог, ирригационных, мелиорационных и иных общественных систем, транспортная, информационная, борьба с последствиями стихий­ных бедствий и др.

§ 3. Функции государства

13

Б. Внешние функции — это основные направления дея­тельности государства на международной арене. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в совре­менном мире, который становится все более и более взаимосвя­занным.

1. Функция обороны. Эта функция имела первостепенное зна­чение в прежние времена. Сейчас же мир становится все более цивилизованным, международные организации берут на себя ре­гулирование территориальных притязаний и разрешение конф­ликтов между государствами, предупреждая их военное столкно­вение. И тем не менее даже-развитые страны, накопившие нема­лый опыт в мирном сосуществовании, предпочитают держать свои вооруженные силы в состоянии боевой готовности, поскольку еще далеко не все правящие элиты прислушиваются к мировому сооб­ществу, а современное вооружение позволяет любым нецивилизо­ванным правителям в короткие сроки и на большие расстояния наносить разрушительные удары.

2. Дипломатическая функция. Выполнение этой функции спо­собствует поддержанию приемлемых отношений со всеми страна­ми, независимо от того, какой идеологии они придерживаются, какую систему хозяйствования используют. Нормальные добросо­седские отношения — это тот минимум общения на международ­ной арене, который позволяет достичь стабильности и процвета­ния всего человечества.

3. Внешнеполитическая функция. Заключается в политичес­ком сотрудничестве государств, с тем чтобы исключить глобаль­ные вооруженные конфликты. Основным международным органом, координирующим политические интересы современных государств, является ООН, вопросами же политического урегулирования кон­фликтов занимается Совет Безопасности — постоянный орган ООН. Поддержанию политической стабильности и безопасности в мире содействуют и региональные международные организации (Лига арабских государств, Организация африканского единства, Организация американских государств, Ассоциация стран тихоо­кеанского региона и др.)

4. Внешнеэкономическая функция. Эта функция связана с развитием взаимовыгодного сотрудничества государств, которое проявляется в международном разделении труда, специализации и кооперировании производства, обмене новейшими технология­ми, координации товарооборота, развитии кредитно-финансовых

14

Глава I. Теория государства

связей. Экономическое сотрудничество наиболее эффективно между странами, территориально связанными друг с другом (страны ЕЭС, СНГ и др.).

5. Культурное сотрудничество. Осуществляется на основе дву­сторонних и многосторонних договоров между государствами, не­правительственными организациями (Международный союз архи­текторов, Международная шахматная федерация, Олимпийский комитет и др.). В рамках ООН эту культурную деятельность коор­динирует ЮНЕСКО.

6. Сотрудничество государств в решении глобальных про­блем современности. Осуществляется по таким проблемам, как рациональное использование природных ресурсов, сохранение энергии, поддержание мира, проведение демографической поли­тики и др., затрагивающим интересы всех народов,

7. Правоохранительная функция. Заключается в обеспечении мирового правопорядка, разрешении споров между государства­ми, защите тех государств и народов, которые не способны само­стоятельно устоять против агрессоров (как, например, Кувейт про­тив территориальных претензий Ирака) или отстоять свои права (как, например, албанцы, проживающие в Косово).

8. Социальная функция. Она выкристаллизовывается все бо­лее ярко. Социальная помощь и поддержка осуществляются в от­ношении развивающих стран (например, Сомали, Эфиопии и др.), а также стран, находящихся на переходном этапе (например, стра­ны СНГ). Здесь используются различные формы помощи, начиная от выделения финансовых средств целевого назначения (на разви­тие банковской системы образования, здравоохранения, регули­рование рождаемости и т. п.) и кончая гуманитарной помощью.

9. Экологическая функция. Эта функция в настоящее время выдвигается в разряд внешних. Пришло понимание того, что эко­логические катастрофы, например аварии нефтеналивных танке­ров, атомных электростанций и т. п., в отдельно взятых странах в конечном счете наносят удар интересам всех народов, и устранение их последствий не может оставаться только внутренним делом.

10. Информационная функция. Ее выделение лишь только намечается. Но и сейчас осуждение вызывают страны, которые блокируют для своих народов поступление правдивой информации о событиях в мире.

В современном мире внешняя деятельность государств будет эффективной, только если она базируется на общечеловеческих ценностях, международно-правовых актах, учитывает нацио-

§ 4 Форма правления

15

нальные, экономические, культурные и иные особенности и инте­ресы всех народов, входящих в мировое сообщество.

§ 4. Форма правления

В мире существует более двухсот государств. Они могут быть классифицированы в зависимости от уровня экономического, по­литического развития, от идеологической, религиозной направлен­ности, от того, какими средствами осуществляют международную политику, и т. д. Но и в пределах одной группы, имея единую сущность, одни и те же задачи государства разнятся по своей форме.

Когда мы говорим о форме государства, мы имеем в виду его строение, которое проявляется в совокупности его внешних при­знаков.

На форму государства большое влияние оказывают не толь­ко экономические факторы, но и природные, климатические ус­ловия, религиозные воззрения, национальные особенности, куль­турный уровень народа, исторические традиции и др.

Форма государства включает три взавимосвязанных элемен­та: форму правления, форму государственного устройства к поли­тический режим.

Форма правления (см. рис. 1.3) характеризует организацию государственной власти, систему высших государственных орга­нов, а также порядок их образования, взаимоотношения между собой и с гражданами.

Так, в Непале вся полнота власти принадлежит королю, в Великобритании королева правит лишь формально, а фактичес­ки — парламент и правительство во главе с премьер-министром; США — республика с сильной президентской властью, в Италии решающую роль играет парламент. Однако при всем многообразии государств по форме правления их можно разделить на две груп­пы, монархии и республики.

Монархия (в пер. с греч. — власть одного) как форма правле­ния иначе может быть названа как персональное единовластие. Ее отличают следующие признаки:

16

Глава I. Теория государства § 4- Форма правления

17

суперпрезидентская



абсолютная ^ мэг

институт

монархии

(монарший двор)

дуалистическая

институт монархии | (монарший двор)



президентская

/~ смешанная

(полупрезидентская, V. полупарламентская)

\_______________ _ _____.. ^

парламентская

\ институт парламент I монархии | (монарший двор) |

|_ _ _ _ _ _ ^

Рис. 1.3. Форма правления

1) существование единоличного главы государства;

2) обладание монархом всей полнотой власти, которая явля­ется верховной, нераздельной и суверенной (независимой);

3) наследственный порядок передачи власти;

4) бессрочное правление монарха;

5) юридическая безответственность монарха.

Различают неограниченную (абсолютную) и ограниченную мо­нархию.

Для абсолютной монархии характерно отсутствие предста­вительных учреждений народа, сосредоточение всей государствен­ной власти в руках монарха. Он издает законы, назначает чинов­ников, контролирует сбор налогов и расходует их по своему ус­мотрению. Карательная функция также находится в его руках. Разновидностью абсолютной монархии является теократическая монархия (например, Саудовская Аравия, Катар, Оман), для ко-

торой характерно сосредоточение в руках монарха и государствен­ной и религиозной власти.

Ограниченная монархия подразделяется на дуалистическую и парламентарную (конституционную) в зависимости от степени ограничения полномочий главы государства.

В дуалистической монархии существуют два политических учреждения: монарший двор (институт монархии), формирующий правительство, и парламент, который никакого влияния на пра­вительство не оказывает, как, например, в России до революции Ц1917 г. Монарх имеет сильное влияние на парламент: может нало-

•«отть вето на принимаемые им законы, издавать чрезвычайные

•указы, имеющие силу закона, а то и распускать парламент.

Парламентарной монархии (ее иногда называют конституци-

•онной) свойственно ограничение власти монарха как в законода-

•тельной, так и в исполнительной сфере. Несмотря на то что фор-^мально главу правительства и министров назначает монарх, пра­вительство несет ответственность не перед ним, а перед парла­ментом. Монарх здесь фигура скорее символическая, являющаяся цсвоего рода данью традиции, нежели властная. Он царствует, но

•не правит (Япония, Швеция, Великобритания).

щ. Существует несколько систем наследования престола:

1) кастильская, принятая в странах Скандинавии, не делает различия между мужчиной и женщиной. Решающее значение при Наследовании престола имеет не пол наследника, а старшинство. Следовательно, наличие в семье монарха старшей дочери не дает возможности стать королем младшему сыну;

2) салическая, допускающая к престолу женщин только в том Случае, если у короля нет сыновей. Другими словами, младший ||рат исключает возможность для старшей сестры занять престол;

3) австрийская — самая жесткая система, принятая в России юсле правления Екатерины II, допускающая женщин к престолу 'олько в том случае, если в царском роду вообще не останется ужчин.

Республика (в пер. с лат. — дело общественное) как форма травления возникла позднее монархии и стала доминирующей в «временном мире.

Республике присущи следующие признаки:

1) правление осуществляется коллективно, т. е. не одним ли- | ;ом, а системой государственных органов;

«Основы российскою права»

18



Глава I. Теория государства

2) республиканское правление основано на принципе разде­ления властей на законодательную, исполнительную и судебную;

3) в формировании власти участвует народ; в процессе выбо­ров власти могут применяться различные избирательные систе­мы, одни менее, другие более демократичные;

4) представительные органы власти и высшие должностные лица избираются на определенный срок;

5) высшие должностные лица несут ответственность перед органом, их избравшим, или народом.

Практике государственного строительства известны два ос­новных вида республики.

Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединени­ем в его руках полномочий главы государства и главы правитель­ства. Поскольку президент и правительство избираются внепарла­ментским путем, то эти институты власти в определенных ситуа­циях могут политически противостоять парламенту. Президентс­кая республика создает благоприятные предпосылки для сосредо­точения в руках президента больших полномочий, что стабилизи­рует государственную власть. Обычно это крайне необходимо на переходных этапах (Мексика), в государствах, где сильны монар­хические традиции (Румыния), в ситуациях, не отличающихся стабильностью (Украина), в период проведения реформ (Чили), в государствах, имеющих обширную территорию или многонацио­нальный состав (США), при наличии чрезвычайных событий, та­ких, как война (Сирия). Большинство из перечисленных факторов присуще современной России, поэтому вопрос выбора вида рес­публики здесь должен быть решен, конечно, в пользу президент­ской республики.

Парламентская республика характеризуется провозглаше­нием принципа верховенства парламента, перед которым прави­тельство несет всю полноту ответственности за свою деятельность. Участие президента в формировании правительства минимально: оно формируется партией, получившей большинство в парламен­те. Хотя президент формально наделяется большими полномочия­ми, на практике он не оказывает серьезного влияния на осуще­ствление государственной власти, как, например, в Германии. Пар­ламентская республика — менее распространенная форма правле­ния, чем республика президентская. Она существует в странах,

§ 5. Форма внутригосударственного устройства

19

отличающихся развитой, в значительной мере саморегулируемой экономикой (Италия, Финляндия, Турция и др.). В мире не так много таких стран. Россия еще очень далека от введения данной формы правления.

Существуют и другие виды республики: суперпрезидентская, смешанная (полупрезидентская или. полупарламентская) респуб­лики.

Следует заметить, что форма правления не может быть выб­рана произвольно. Во многом она зависит от уровня сознания лю­дей, проживающих в данном государстве.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38



Скачать файл (4197.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации