Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Реферат - Экологическая ситуация Франции - файл n1.docx


Реферат - Экологическая ситуация Франции
скачать (39.3 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.docx40kb.06.01.2013 14:03скачать


n1.docx

Вступление

Современный человек,— писала не так давно уже упоминавшаяся нами Сильви Дерем,— находится в состоянии брачного развода с природной средой. Его жизнь вступает во все большие противоречия с нею. Вынужденный постоянно развивать производство, он ниспровергает гармоничное равновесие, забывая о том, что оно является результатом эволюции в течение 3,5 млрд лет».

Конечно, у человечества есть выход из экологического тупика. Но кардинальные решения экологических проблем требуют коренных изменений во всей системе экономики и политики современного общества. Речь идет о формировании нового типа воспроизводства, о его всесторонней экологизации путем создания безотходных процессов, применения новых источников энергии и новых материалов, утилизации отходов.

Для реализации такого поворота требуется время и огромные усилия всего общества.

На первом этапе, как свидетельствует опыт Франции и ряда других стран, очень важно было создать правовую основу, регулирующую использование сил природы в интересах всего общества и будущего развития человечества. В течение 80—90-х гг. во Франции был принят ряд законов и правительственных постановлений, устанавливающих предельные нормы использования различных материалов, регулирующих степень загрязнения окружающей среды, стимулирующих деятельность по ее защите. Примером может служить закон 13 июля 1992 г. об организации эвакуации отходов и их утилизации. Основным его положением является требование к 2002 году практически полностью прекратить сброс необработанных отходов.

Борьба с загрязнением воздуха

По мере модернизации промышленных предприятий и перехода ко все более широкому использованию в системах отопления природного газа основной причиной загрязнения воздуха становятся выхлопные газы автотранспорта и интенсификация дорожного движения.

Государство активизировало свои усилия для борьбы с этими явлениями. В законе о качестве воздуха и рациональном использовании энергии от 30 декабря 1996 г. определен ряд мер, направленных на то, чтобы каждый житель мог "дышать безопасным для его здоровья воздухом".

Когда загрязнение достигает опасного уровня, об этом информируется население и принимаются ограничительные меры в отношении промышленных предприятий и дорожного движения вплоть до запрета движения автомобилей, не имеющих зеленого талона.

Такой талон выдается владельцам электромобилей и автомобилей, работающих на газе или оборудованных нейтрализатором, которые мало загрязняют воздух. В настоящее время, главным образом в крупных промышленных центрах, создана сеть контроля за качеством воздуха по примеру компании "Эрпариф", располагающей в столице 30 контрольно-измерительными станциями. Предусматривается охватить этой сетью всю территорию страны.

Вода

По сравнению со многими другими странами Франция богата водными ресурсами, однако они неравномерно распределены по территории страны и весьма уязвимы. Чтобы рачительно распоряжаться этим достоянием, оцениваемым в 1000 млрд. куб. м, около 30 лет назад была создана своеобразная структура — агентства водных ресурсов. Таких агентств шесть, по одному на каждый крупный гидрографический бассейн.

Эти государственные учреждения, контролируемые Министерством по вопросам окружающей среды и обустройства территории, находятся на финансовом самообеспечении.

Они взимают с пользователей плату пропорционально количеству потребляемой воды или объему загрязняющих выбросов. Затем эти средства перераспределяются в форме займов или субсидий с целью содействовать, например, предпринимателю в строительстве или модернизации станции очистки сточных вод. Хотя такая политика основана на принципе "платит загрязнитель", агентства водных ресурсов всегда предпочитали политику диалога, осуществляемую, в частности, комитетом бассейна. Такой комитет, входящий в состав каждого агентства, является своеобразным форумом по проблемам водопользования, где могут высказать свое мнение все заинтересованные стороны. Закон о водных ресурсах 1964 г. был пересмотрен в январе 1992 г. с целью усиления роли местных органов, в частности в контроле за качеством водотоков. В законе закреплен основной принцип, согласно которому водные ресурсы отныне являются общенациональным достоянием. Ставится задача восстановить качество воды в крупных, средних и малых реках и ручьях общей протяженностью 277 тыс. км. Благодаря активной деятельности агентств водных ресурсов удалось добиться реальных успехов: за 20 лет выбросы в реки отходов промышленных предприятий сократились на 70%. Одна из целей правительства состоит в полной ликвидации выбросов токсичных отходов к концу столетия.

Не избежали загрязнения и грунтовые воды в районах интенсивного сельского хозяйства. С целью побудить землевладельцев и фермеров пересмотреть такие методы хозяйствования, как чрезмерное внесение в почву органических и минеральных удобрений, разработана специальная национальная программа. Что касается загрязнения воды бытовыми отходами, Франция в соответствии с Директивой Комиссии ЕС 1991 г. обязалась завершить строительство коллекторов и установок по очистке сточных вод не позднее 2005 г. Активная политика в области водопользования отнесена во Франции к числу приоритетных задач. С 1992 г. значительно увеличены выделяемые на эти цели субсидии и капиталовложения.

Ведется также борьба с загрязнением морских вод независимо от его источника - будь то сельскохозяйственные, бытовые, промышленные

отходы или аварии на море. Каждый год пляжи французского побережья, протянувшегося на 5500 км, привлекают миллионы туристов. Более чем в 700 коммунах проводится контроль морской воды у пляжей в курортных зонах. За год берется более 20 тыс. проб морской воды с целью контроля за соблюдением норм, установленных Директивой Комиссии ЕС. Ежегодно перед началом курортного сезона публикуются результаты замеров, чтобы поощрить наиболее экологически чистые курорты. Наряду с расширением сети очистных сооружений в прибрежных городах значительно улучшено санитарное состояние пляжей. В результате более 85% контролируемых мест соответствуют установленным нормам.

Охранять береговые ландшафты — бесценное достояние Франции - призвано также Управление по охране прибрежных зон и приозерной полосы. Деятельность этого государственного учреждения, созданного в 1975 г., заключается в приобретении участков морского побережья и территорий вокруг крупных озер, с тем чтобы сохранить в неприкосновенности естественный облик этих мест. Разумеется, полностью сохранить ландшафты всего французского побережья в неизменном виде невозможно, но все же специальные защитные меры были приняты. Так, 3 января 1986 г. был принят, а в 1989 г. усилен закон о побережье, призванный запретить какое-либо строительство в местах, обладающих исключительной эстетической ценностью, в более чем 1100 коммунах.

Охрана окружающей среды

Франция, как и большинство развитых стран, проводит целенаправленную политику охраны окружающей среды лишь последние 25 лет. Однако она была одной из первых стран, учредившей 27 января 1971 г. Министерство по вопросам окружающей среды, деятельность которого в то время сводилась к координации усилий других министерств. Ранее были сделаны некоторые шаги, свидетельствующие об интересе к этим проблемам.

Так, в 1960 г. был принят закон о национальных парках, а в 1964 г. - закон об охране водных ресурсов. Последний закон, весьма передовой для своего времени, устанавливал механизм финансового стимулирования на основе принципа "платит загрязнитель".

В 1970-1990 гг. политика Франции в области охраны окружающей среды состояла главным образом в разработке соответствующих нормативных актов и создании специализированных учреждений по сбору и уничтожению отходов (1976 г.), контролю за качеством воздуха (1981 г.) и рациональному использованию энергии (1982 г.), которые в 1990 г. были объединены в Агентство по вопросам окружающей среды и освоения энергоресурсов (АДЕМЕ). Спустя 20 лет парламент обсудил, а правительство в конце 1990 г. утвердило государственный план по охране окружающей среды.

Охрана природы и ландшафтов

Разнообразие природы Франции выражается в богатстве ее растительного и животного мира. Уже в 1976 г. в стране был принят закон об охране природы, а с 1982 г. более 14 тыс. территорий, расположенных главным образом в низменных или лесных районах, были занесены в перечень "Природные зоны флоры и фауны, представляющие экологический интерес".

Во исполнение директивы ЕС о среде обитания (директива Хабитат), утвержденной 21 мая 1992 г. и касающейся охраны мест обитания диких животных и растений, Франция пополняет этот первоначальный перечень. К 2004 г. сеть "Природа-2000" охватит все представляющие интерес ареалы и обеспечит сохранность биоразнообразия в центре Европы.

Однако для охраны некоторых видов животных и растений, существование которых находится под угрозой, требуется принятие особых мер. Так, атлантический лосось, полностью исчезнувший в большинстве рек, начинает вновь появляться благодаря восстановлению нерестилищ, сооружению рыбопропускных устройств и расселению мальков. В 1994 г. министр по вопросам окружающей среды заключил с мэрами ряда коммун соглашение о защите еще сохранившихся пиренейских медведей. При этом также предусматривается постепенное заселение ими прежних мест обитания.

Сохранить ландшафт и, более того, сделать его привлекательнее - такова цель нового закона от 8 января 1993 г. Он позволит, в частности, изменить облик пригородов, особенно на подъезде к городам, нередко обезображенных беспорядочно установленными рекламными щитами, предприятиями, супермаркетами, или, например, в некоторых местах убрать под землю линии электропередачи и, в более общем плане, сохранить ландшафт в целом. Ключевой задачей в будущем станет проблема сельской местности. Постоянное развитие сельского хозяйства, его индустриализация и продолжающийся исход в города сельского населения негативно сказываются на привычном облике сельского ландшафта. Следовательно, для его спасения требуется принять срочные меры.

Национальные парки, центральная зона которых закрыта для заселения людьми, являются лучшим достижением всей системы охраны природы. Шесть из них расположены в метрополии и один - на Гваделупе. Изучается вопрос организации еще шести национальных парков, в частности в пределах горного массива Монблан, на Корсике, в Бретани и Гвиане. Эти парки общей площадью 992 тыс. га, из которых 371 тыс. га относятся к так называемой центральной зоне, охраняются особенно строго. Если национальные парки, за исключением острова Порт-Кро, расположены в горной местности, то около 30 региональных природных парков разбросаны по всей территории Франции: горы Арре, холмы Эльзаса, области Камарг, Бренн, Люберон и т. д.

Они занимают общую площадь в 5020 тыс. га и включают территории 2600 коммун с населением в 2 млн. человек. Намечается организовать еще свыше десяти таких региональных парков, в отношении которых, в отличие от национальных, законодательство допускает большую гибкость: они созданы не только с целью охраны природной среды, но и для сбалансированного развития некоторых отраслей производства. И наконец, имеется множество природных резерватов, которые принадлежат государству, коммунам или частным лицам. Нередко они становятся последним прибежищем для находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений. В настоящее время в стране насчитывается 132 природных резервата и в проекте - еще около 40. Наиболее известные из них - Красные пики в Альпах и отмель д'Арген в районе Аркашона.

Охрана атмосферы

С целью внести свои вклад в усилия мирового сообщества Франция в 1990 г. учредила межведомственную группу по координации мер против выбросов парниковых газов. Не располагая значительными запасами ископаемых энергоносителей, Франция положила в основу своей энергетической политики обширную программу развития атомной энергетики, которая породила, в частности, проблему радиоактивных отходов, но вместе с тем в период 1980-1988 гг. позволила сократить на треть выбросы в атмосферу углекислого газа.

Процессу сокращения выбросов препятствует развитие автотранспорта, однако по показателю выбросов, составляющему 1,9 т на одного жителя в год, Франция является страной с самым низким объемом выбросов двуокиси углерода (С02) среди промышленно развитых государств. Она приняла активное участие в разработке ратифицированного в январе 1989 г.

Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой, который первоначально предусматривал полный запрет выбросов в атмосферу хлор-фтор-углеродов (ХФУ) к 1 января 2000 г. Франция и ее европейские партнеры высказались за сокращение этого срока до 1 января 1995 г. Что касается локального загрязнения, то здесь отмечается некоторое снижение выбросов двуокиси серы (S02), однако остается на прежнем уровне загрязнение свинцом и в некоторых местах повышается концентрация окиси азота, что связано с интенсификацией автомобильного движения.

Такие меры, как более строгий технический контроль за старыми автомобилями, поощрение государством ликвидации наиболее старых из них путем выплаты соответствующей компенсации, установка нейтрализаторов выхлопных газов, обязательная для новых автомобилей с 1 января 1993 г., а также использование бензина, не содержащего свинца, оказались недостаточными. Поэтому в настоящее время изучается возможность использования альтернативных видов горючего, менее загрязняющих атмосферу, таких как природный или сжиженный газ. Было также возобновлено производство электромобилей.

В стране насчитывается около 1500 предприятий, уплачивающих специальный налог пропорционально количеству загрязняющих атмосферу выбросов, причем полученные в результате этого средства идут на разработку очистных технологий и средств уменьшения выбросов, а также на финансирование контроля за качеством воздуха. Чтобы контролировать уровень загрязнения воздуха в городах, на территории Франции создана оригинальная система. 30 автоматических контрольных сетей, которыми управляют ассоциации, объединяющие всех заинтересованных лиц на местах, мгновенно сигнализируют о превышении установленных норм.

Политика в отношении отходов

Во всех экономически развитых странах непрерывно растет объем бытовых и промышленных отходов. На долю Франции ежегодно приходится более 24 млн. т бытовых отходов, причем за последние 30 лет их общая масса более чем удвоилась. Сегодня каждый житель страны в среднем производит 416 кг отходов ежегодно. По сравнению с сельскими коммунами доля крупных городов и промышленных районов значительно больше. Бытовые отходы, как правило, прессуются и поступают на мусорные свалки. С 1 июля 1992 г. свалки принимают только такие отходы, которые непригодны для вторичного использования или сжигания: содержащиеся в дымовых выбросах летучий пепел и твердые частицы перенасыщены тяжелыми металлами и различными токсичными веществами.

Ежедневно почти 300 установок по сжиганию мусора уничтожают 30 тыс. т бытовых отходов. На наиболее крупных из них энергозатраты восполняются получаемой при сжигании мусора тепловой и электрической энергией. Основная задача состоит в снижении объема производимых отходов в целом и утилизации имеющихся.

Приоритетной задачей в домашнем хозяйстве становится сортировка отходов. Во многих коммунах для этого были приспособлены специальные емкости для мусора или большие контейнеры, где раздельно собираются макулатура, стекло, цветные металлы и алюминий, пластмасса, отработанные автомобильные масла и другие отходы. Наилучшие результаты во Франции достигнуты в рециркуляции пластмасс и стекла. За 15 лет переработка битого стекла увеличилась более чем вдвое, и сейчас его доля составляет 35%. С 1 января 1993 г. владельцы промышленных предприятий обязаны финансировать или обеспечивать уничтожение упаковочных материалов, которые они поставляют на рыноколо Ставится задача к 2002 г. перерабатывать 75% упаковочных материалов.

Закон от 13 июля 1992 г., обязывающий каждый департамент разработать начиная с 1996 г. собственный план уничтожения бытовых отходов, распространяется и на промышленные отходы, объем которых составляет около 150 млн. т. Из них 100 млн. т могут быть использованы при возведении насыпей, еще 40 млн. могут рассматриваться как обычные бытовые отходы, а оставшаяся часть содержит токсичные или опасные для здоровья вещества. Особо вредные отходы уничтожаются разными способами.

Они сжигаются или нейтрализуются путем физико-химической обработки, а половина из них подвергается захоронению на одной из 11 специально отведенных и контролируемых свалоколо Начиная с 2002 г. туда можно будет свозить только конечные отходы. Новыми правилами предусмотрено создание на местах переработки и складирования отходов местных комиссий по информации и надзору, в которые будут входить представители соседних районов и общественных объединений. Но, несмотря на эти правила, все еще существуют "дикие" свалки, куда отходы выбрасываются тайно.

Новые правила осуждают такую практику, так же как и ввоз в страну отходов, предназначенных для захоронения. Контроль за провозом отходов через границу серьезно усилен. 1 апреля 1993 г. был введен налог на свозимые на свалки бытовые и приравненные к ним отходы, а 2 февраля 1995 г. - налог на переработку или захоронение промышленных отходов особо опасного характера.

Постоянная борьба с загрязнением почв

Загрязнение почв вызывают самые различные вещества - микроэлементы металлов, микродозы органических загрязнителей, продукты ассенизации и дезинфекции, средства защиты растений, углеводороды и радиоактивные вещества. Самые опасные по длительности воздействия металлы - это ртуть, свинец, кадмий, никель и хром. Большой ущерб наносят также повсеместно применяемые в сельском хозяйстве пестициды, гербициды, фунгициды и бактерициды. Загрязнение почв губительно сказывается на растениях, приводя к накоплению в них токсичных элементов; эта биоаккумуляция опасна и для человека. Кроме того, попавшие в землю химикаты могут вызвать коррозию подземных коммуникаций.

В наибольшей степени загрязнению подвергаются почвы в горнодобывающих районах, в местах интенсивного земледелия, а также почвы прилегающих к автодорогам лугов и пашен, земли, куда сбрасываются стоки агропромышленных предприятий или отстойный ил, образовавшийся после очистки городских стоков. В 1998 г. в ходе проведенной Министерством по вопросам окружающей среды и обустройства территории инвентаризации было выявлено 896 загрязненных участков. С 1994 г. подверглись обработке 123 таких участка и обнаружены еще 226 новых. Большая часть загрязненных земель находится в крупных промышленных регионах, в частности в Hop-Па-де-Кале, Иль-де-Франсе и Рона-Альпы.

Техногенное загрязнение почвы потребовало разработки особых методов ее регенерации и охраны. Некоторые из них состоят в локализации загрязняющих веществ с помощью хранилищ и отстойников. Этот способ не уничтожает токсины и загрязнители, однако препятствует их распространению в природной среде. Настоящая борьба с загрязняющими соединениями — это их ликвидация. Токсичные продукты могут уничтожаться на месте или вывозиться в специальные централизованные пункты по их переработке и нейтрализации. На местах используются различные способы: сжигание углеводородов, промывание загрязненных почв минеральными растворами, выведение загрязнителей в атмосферу, а также биологические методы, если загрязнение вызвано органическими веществами. Всем этим занимается Агентство по вопросам окружающей среды и освоения энергоресурсов.

Экономика, исследования и разработки

С недавних пор охране окружающей среды отводится важное место в плане стимулирования экономического роста страны. Франция выделяет на эти цели более 1% своего ВВП. Промышленники обязаны включать программы охраны окружающей среды в свои стратегические планы. Подлинный прогресс в этом направлении достигается не только путем борьбы с загрязнением, т. е. установкой фильтров, пылеуловителей или строительством водоочистных сооружений, но и применением экологически чистых технологий. АДЕМЕ, бюджет которого равен 1,1 млрд. франков, ассигнует на эти цели часть своих средств.

Производимая продукция должна быть экологически безопасной на всех этапах — производства, использования и уничтожения. В 1991 г. во Франции была введена маркировка "NF Environnement", применяемая к продукции на протяжении всего производственного цикла, начиная с исходного сырья. Она требует проведения предварительной экологической экспертизы для установления возможного воздействия данной продукции на окружающую среду. Ежегодный оборот экологически безопасных промышленных производств превышает 110 млрд. франков (18 млрд. долл.). Из этих средств финансируются в первую очередь охрана водных ресурсов и ликвидация отходов.

В сфере охраны окружающей среды занято около 400 тыс. человек, из них более 60% участвуют в борьбе с ее загрязнением. В связи с постепенным опустыниванием в сельских районах Франции требуется уделять все больше внимания состоянию рек и проселочных дорог. Чтобы сохранить национальное достояние, нужны рабочие руки. Поэтому в рамках борьбы с безработицей государство активно участвует в создании новых рабочих мест в сфере природоохранной деятельности.

Эффективная экологическая политика должна опираться на исследовательские работы высокого уровня. Во Франции 4,5% государственных средств, выделяемых на развитие науки, приходится на исследования в области экологии. 4 тыс. специалистов и инженеров, работающих во всемирно известных научных коллективах, изучают проблемы климата, атмосферы, безопасности и гидрогеологии. Но, в отличие от других стран, таких как США и Япония, Франция не имеет единого крупного исследовательского центра, специализирующегося на вопросах окружающей среды. Эта работа ведется сотнями университетских лабораторий и научных учреждений, таких как Национальный центр научных исследований, Национальный музей естественной истории, Национальный институт здравоохранения и научных исследований, Национальный институт агрономических исследований, Бюро геологических и горнорудных исследований, Французский институт научных исследований по вопросам развития и сотрудничества, Французский институт морских исследований, Национальный центр механизации сельского хозяйства, водного и лесного хозяйства, Метео-Франция, Национальный центр космических исследований и т. д.

Единственным исключением является Национальный институт по изучению промышленной среды и техногенных рисков, который занимается анализом и оценкой возможного техногенного ущерба, разработкой методов сокращения вредных выбросов в атмосферу и оказывает содействие в разработке соответствующих нормативов. Важным инструментом экологической политики является созданный 18 ноября 1991 г. Французский институт окружающей среды. На него возложены функции наблюдения, контроля, оценки и информирования, а также сбора и обработки всех данных, касающихся окружающей среды, совместно с другими учреждениями и организациями. Институт снабжает информацией Европейское агентство по окружающей среде со штаб-квартирой в Копенгагене.

Рост ассигновании

По состоянию на 1999 г. Министерство по вопросам окружающей среды и обустройства территории насчитывает 2550 сотрудников, занятых в центральном аппарате и различных службах на местах. Его бюджет приближается к 4 млрд. франков (666 млн. долл.) и увеличился на 110% по сравнению с 1998 г., что является крупным достижением. Новую дотацию в размере 500 млн. франков (83,3 млн. долл.) получило АДЕМЕ, перед которым стоит задача дальнейшего расширения мер по рациональному использованию энергии и развитию ее возобновляемых источников.

Бюджетные ассигнования на цели охраны окружающей среды увеличиваются также благодаря введению общего налога на виды деятельности, вызывающие загрязнение окружающей среды. Однако экологический бюджет не включает средства, выделяемые на охрану окружающей среды другими ведомствами, государственными службами и местными органами, объем которых превышает 80 млрд. франков (13,3 млрд. долл.).

Большую часть государственных расходов (свыше 65 млрд. франков) несут местные органы, в частности коммуны, образующие наряду с центральной властью основной уровень, на котором во Франции решаются экологические проблемы.

Если к этому добавить затраты промышленных предприятий и домашних хозяйств, то общие расходы на охрану окружающей среды в национальном масштабе составляют свыше 150 млрд. франков (25 млрд. долл.). Страна располагает относительно полным набором законодательных и регламентирующих актов в этой области. Создание в марте 1993 г. межминистерского Комитета по вопросам окружающей среды - еще одно свидетельство того, что охрана окружающей среды является делом всех государственных органов. Новым шагом вперед стало создание в 1991 г. 26 региональных управлений по вопросам окружающей среды (ДИРЕН), в том числе четырех управлений в заморских департаментах, которые согласовывают решение экологических проблем с местными общественными и частными структурами.

Министерство по вопросам окружающей среды и обустройства территории отдает предпочтение практике согласования, а не репрессивным мерам и делает упор скорее на профилактике ущерба, нежели на устранении его последствий. В соответствии с принятым в 1983 г. законом о децентрализации полномочий в вопросах градостроительства в этой области центральную роль призваны играть местные органы. Решение таких проблем, как снабжение населения питьевой водой, ассенизация, городская застройка, уборка и переработка бытовых отходов, движение автотранспорта, отнесены этим законом к компетенции мэра. Растет число городов, где созданы специализированные службы. Более 100 из них разработали муниципальные планы охраны окружающей среды или приняли экологические хартии в целях обеспечения комплексного подхода к управлению в интересах устойчивого развития.

В этот процесс включилась и общественность. За последние 15 лет возникло около 40 тыс. ассоциаций (из них 1500 действуют весьма активно) в защиту качества жизни, природы и общенационального достояния. В соответствии с декретом от 7 июля 1977 г. официально зарегистрированные ассоциации рассматриваются в качестве полноправных партнеров в проведении государственной политики и получают субсидии от государства. За прошедшие 20 лет их позиция стала более гибкой — она претерпела эволюцию от обороны к диалогу
Франция на международной арене

В последние годы охрана окружающей среды стала насущной проблемой, выходящей за рамки одного государства и подчас приобретающей глобальные масштабы. Осознание этого привело к подписанию многочисленных договоров, директив и конвенций. Франция является участницей свыше 100 европейских и 30 международных соглашений в этой области. Более того, на многих форумах она играла ведущую роль.

Это, в частности, относится к принятию 11 марта 1989 г. 24 странами Гаагской декларации об охране атмосферы и к созданию в 1990 г. Глобального экологического фонда в целях оказания помощи наименее развитым странам. Франция предложила также объявить Антарктику заповедной зоной, предназначенной лишь для научных исследований, и наложить запрет на китобойный промысел вблизи Антарктиды. 16 июля 1989 г. в Париже состоялась 15-я встреча на высшем уровне промышленно развитых стран, посвященная главным образом окружающей среде.

Франция принимала активное участие в работе второй Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию, состоявшейся в Рио-де-Жанейро в июне 1992 г. В январе и июне 1994 г., соответственно, Франция ратифицировала Конвенцию об изменении климата и Конвенцию о биологическом разнообразии, а по завершении переговоров, проходивших в Париже в октябре 1994 г., подписала Конвенцию по борьбе с опустыниванием. Франция выступила с программой активного использования возобновляемых источников энергии в Африке, с тем чтобы затормозить процесс сведения лесов. В марте 1998 г. в Париже проходила Международная конференция по проблемам водных ресурсов и устойчивого развития, в которой приняли участие представители 84 стран. В ходе международных встреч на высшем уровне в Рио-де-Жанейро (1992 г.), Нью-Йорке (1997 г.) и Киото (1997 г.) Франция приняла на себя обязательство проводить в жизнь политику устойчивого развития.

Наряду с этим общей политикой Европейского Союза становится учет среднесрочной и долгосрочной моделей экономичного использования природных ресурсов, защиты качества окружающей среды и здоровья населения (что соответствует также общей политике в области сельского хозяйства). Это предусмотрено в Амстердамском договоре, в ст. 6 которого подчеркивается необходимость заботы о будущих поколениях.
Новое видение

Достижение реального прогресса помимо этого общего подхода предполагает согласованность действий, что в настоящее время становится определяющим моментом в политике обустройства территории. Впрочем, вопросы охраны окружающей среды и благоустройства теперь отнесены к компетенции одного министерства. Отныне решения по реализации крупных проектов в области инфраструктуры, идет ли речь о строительстве автодорог или скоростных железнодорожных магистралей, принимаются после обсуждения на демократической основе.

Из 6 тыс. ежегодно проводящихся во Франции исследований, касающихся последствий осуществления этих проектов, 300 относятся к строительству объектов инфраструктуры, в частности сети линий высоковольтной электропередачи.

Декрет от 25 февраля 1993 г. открывает новые возможности для таких исследований и позволяет шире знакомить с ними общественность. Обязательный предварительный опрос населения до начала строительства дороги, участка автострады или отрезка скоростной железнодорожной магистрали предусматривается реформой, которая должна обеспечить большую транспарентность и более тесную координацию усилий снизу. В то же время множатся разного рода инициативы, что способствует формированию нового понятия - экологического сознания граждан.

Так, 120 тыс. молодых людей приняли участие в кампании "Тысяча угроз для моей планеты", начатой в 1993 г. То же можно сказать и о 250 призванных в армию молодых людях, которые в 1994 г. добровольно поступили на службу по охране окружающей среды, ставшей в 1995 г. гражданской. Охрана окружающей среды становится во Франции делом всех и каждого.
Вывод

С учетом принятых законов и постановлений можно говорить о том, что во Франции создана достаточно развитая правовая основа экологической деятельности. Но ее, как подчеркивают специалисты, необходимо и дальше совершенствовать и дополнять с учетом практического опыта.

Неотъемлемой чертой программы вывода общества из экологического кризиса является не только декларирование правовых норм, но и обеспечение их осуществления. С этой целью во Франции созданы и продолжают развиваться разветвленные механизмы по борьбе с загрязнениями природы. Уже в течение ряда лет действует министерство природной среды. Разворачивает свою деятельность научно-исследовательский институт природной среды, сотрудники которого играют важную роль не только в изучении положения, но и в разработке рекомендаций по осуществлению экологической политики.

Важное значение имеет создание специальных служб контроля и инспекции, наделение их правами и полномочиями, достаточными материально-техническими и финансовыми возможностями.

Несколько увеличиваются государственные расходы на защиту природной среды. Общий размер бюджета природной среды за период 1980—1994 гг. вырос более чем в 3 раза (с 520 до 1 653 млн франков). Вырос и удельный вес этих расходов в общей расходной в общей расходной части государственного бюджета Франции (с 0,092 % до 0,115 % за те же годы).

Реализация природоохранного законодательства приводит к постепенному сокращению грязных производств, особенно в таких отраслях, как химическая и нефтяная промышленность, металлургия, производство строительных материалов и др.

Все эти и другие действия приводят в последние годы к определенным изменениям, которые французские специалисты правильно считают экологическими достижениями своей страны.

Несколько уменьшилось загрязнение атмосферы. По подсчетам специалистов, содержание в атмосфере сернистого ангидрида уменьшилось с 3 339 килотонн в 1980 г. до 1 221 ки-лотонн в 1982 г. Показатели по окислу азота за те же годы составляли 1 835 и 1 519 килотонн, углекислого газа — 448 и 388 тысяч килотонн.

Существенно улучшилось и положение с гидросферой Франции. Количество твердых веществ, находящихся во взвешенном состоянии в водоемах Франции, выраженное в килограммах токсического вещества, эволюционировало следующим образом; в 1970 г. оно составляло 2 525, в 1980 г.— 2 397, в 1994 г.— 1 854. Примерно такой же была эволюция и с общим объемом токсических веществ: в 1970 г. оно равнялось 90 716 кг, в 1980 г.- 60 885, в 1992 г.- 41 577.

Интересные данные приводит французское министерство природной среды об отходах в семейных хозяйствах. В 1970 г. около половины этих отходов при их ликвидации не подвергались никакой обработке. В 1980 г. удельный вес таких отходов сократился до 10,3 %, в 1994 г. — даже до 8 %. А доля отходов, подвергавшихся обработке, при которой стоимость полученных продуктов увеличивалась, выросла с 26,2 % в 1970 г. до 32,5 % в 1980 г. и 37,8 % в 1994 г.

В борьбе, которая ведется во Франции вокруг проблем природной среды, существенное место занимают реформы социально-экономических отношений. Упор при этом делается на ограничение прав собственников и их материальное и моральное стимулирование в разработке и использовании безотходных технологий.

Среди французских предпринимателей в последние годы растет понимание того, что устойчивое социально и экологически ориентированное развитие является сегодня высшим приоритетом. И центральным субъектом модели устойчивого развития в условиях рыночной экономики может быть только предприниматель.

Корпорации во Франции, как и в других странах, прежде всего рассматривают экологию как выгодную сферу приложения капиталовложений. Они стремятся, как подчеркивали еще несколько лет назад левый публицист А.Горц и католический автор Ж.Илич, «продавать также и чистый воздух и чистую воду», «немного ландшафта», «осваивая природу там, где это им выгодно». Огромных размеров достигло производство оборудования, необходимого для осуществления экологических программ. Франция превращается в крупного экспортера такого оборудования. По данным Сильви Дерем, чистое положительное сальдо французской внешней торговли благами и услугами, связанными с защитой природной среды, составляло (в млн франков) в 1987 г. – 4 940, 1988 г. – 6 192, 1989 г. -7 867, 1990 г. – 4 454, 1991 г. – 5 178.

Но дело не только в непосредственной экономической заинтересованности частного капитала. Как гласит «Хартия предпринимательской деятельности в интересах устойчивого развития», принятая в 1996 г. Международной торговой палатой, «деловые круги все чаще разделяют точку зрения, что экономическое развитие и защита окружающей среды могут рассматриваться с позиций единства двух целей и что инвестировать в экологию прибыльно.

Это способствует увеличению возможностей по удовлетворению потребностей настоящего и будущего поколения людей как необходимого условия устойчивого развития общества».

Среди французских предпринимателей, как и предпринимателей других стран, широко распространяется понятие экологической эффективности производства. Оно включает в себя несколько ключевых факторов: экономию материалов и энергии, сокращение токсичных выбросов в атмосферу, использование вторичного сырья и возобновляемых источников энергии, увеличение сроков службы товаров.

Ряд компаний на собственном опыте убеждаются, что соблюдение принципов экологической эффективности обеспечивает им весомые экономические преимущества. Увеличение расходов на защиту природной среды позволяет добиваться экономии сырья, улучшения качества продукции и других показателей экономической деятельности. Об этом свидетельствует, в частности, пример химических гигантов современной Франции: «Рон-Пуленк», «Сен Гобен», «Эр Ликид» и др.

Но, несмотря на имеющиеся достижения в экологической сфере Франции остается немало острых проблем и противоречий. Примером может служить осуществление закона 13 июля 1992 г. Трудности в этой сфере, как отмечает французская печать, связаны с поведением «основных актеров» — промышленников и коммерсантов, которые часто проявляют эгоизм, не выделяют достаточно средств для ликвидации отходов.

Во многих районах Франции, особенно в крупных городах, продолжают нарушаться национальные стандарты на традиционные загрязняющие вещества.

Хотя выполнение законов и постановлений о контроле загрязнения атмосферы, вод и др. затормозило процесс деградации качества природной среды, но многие проблемы остаются и даже некоторые обостряются.

Это связано, в том числе, с уровнем экологического сознания части населения.

Во Франции очень много делается по экологизации мышления людей, воспитанию с детства нового отношения к природе. Недаром Франция — родина великого гуманиста XX в., лауреата Нобелевской премии, эльзасского священника и врача Альберта Швейцера, сформулировавшего «закон благоволения перед жизнью». Этика благоволения перед жизнью, считал Швейцер, определяет отношение человека и природы, лежит в основе всего комплекса экологических проблем человечества.

Но надо сказать, что забота о природе, отказ от агрессивного «интеллектуального эгоизма», конкретное участие в экологической деятельности еще не стали массовым явлением, присущим всем французам. В стране развивается движение «зеленых». Но, очевидно, надо еще многое сделать, чтобы повысить уровень экологического сознания людей. Это требует, например, дальнейших изменений программ обучения во всех видах учебных заведений, создания новых поколений учебников, подготовки новых преподавателей, дальнейшего расширения научных исследований и пропаганды экологических идей в литературе и искусстве.


Скачать файл (39.3 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации