Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Процесс планирования на предприятии - файл n1.docx


Контрольная работа - Процесс планирования на предприятии
скачать (40.6 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.docx41kb.06.01.2013 14:04скачать


n1.docx




КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ПРЕДМЕТУ «Планирование на уровне предприятия»

Тема: Процесс планирования на предприятии: этапы, принципы, система планирования.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1. Этапы планирования 4

2. Принципы планирования 6

3. Система планирования 10

Заключение 15

Практическая часть 16

Список литературы 17

Введение
Планирование является одним из наиважнейших процессов, от которого зависит эффективность деятельности компании.

При переходе в России к рыночным отношениям планирование оказалось практически полузабытым. Однако многолетний опыт зарубежных фирм и российских предприятий показывает, что недооценка планирования предпринимательской деятельности в условиях рынка, сведение его к минимуму, игнорирование или некомпетентное осуществление зачастую приводят к большим, ничем не оправданным экономическим потерям и, в конечном счете, к банкротству.

Планирование представляет собой функцию управления. Сущность этого процесса заключается в логичном определении развития предприятия, постановке целей для любого сектора деятельности и работы каждого структурного подразделения, что необходимо в современных условиях. При осуществлении планирования ставятся задачи, определяются материальные, трудовые и финансовые средства для их достижения и сроки исполнения, а также последовательность их реализации. Процесс планирования подразумевает постановку определенных целей, разработку мероприятий по достижению этих целей, а также политику предприятия на долгосрочную перспективу.

Наличие детально разработанного плана позволяет активно развивать предпринимательство, привлекать инвесторов, партнеров и кредитные ресурсы.

Большое влияние на планирование оказывает грамотность руководства, квалификация специалистов, вовлеченных в данный процесс, достаточность ресурсов, необходимых для осуществления процесса (компьютерная техника и пр.), информативная база.

1. Этапы планирования

Процесс планирования проходит обычно несколько стадий, или этапов. В европейском бизнесе принято выделять четыре основных этапа, или уровня, планирования: разработка общих целей, определение конкретных задач, выбор основных путей и средств их достижения, контроль за их выполнением.

Как целесообразная деятельность людей процесс планирования имеет свою технологию, представляющую последовательность работ ,выполняемых при составлении плана.

Процесс планирования деятельности предприятия осуществляется в несколько этапов:

  1. Определение целей предприятия на перспективу.

Цели планирования являются решающими факторами при выборе форм и методов планирования.

  1. Анализ проблем.

На данном этапе определяется исходная ситуация на момент составления плана и формируется конечная ситуация.

  1. Поиск альтернатив.

Среди возможных путей разрешения проблемной ситуации находят подходящее действие.

  1. Прогнозирование.

На данном этапе формируется представление о развитие планируемой ситуации.

  1. Оценка.

Проводим оптимизирующие расчеты для выбора наилучшей альтернативы.

6)принятие планового решения.

Выбирается и оформляется единственное плановое решение.

Модель планирования отражает содержание планирования как функции управления. Здесь учитываются все составляющие, которые взаимосвязаны между собой, и внешние факторы, влияющие на процесс. Блоки и модели планирования характеризуют основные этапы процесса. Модель процесса планирования подразделяется на следующие блоки:

1) блок целей;

2) блок задач;

3) блок планов;

4) блок стандартов и критериев;

5) блок общих направлений;

6) блок правил и норм;

7) блок оперативного планирования.

Блок целей отражает разработку на предприятии целей, т. е. основополагающего направления деятельности предприятия, определение конечного результата.

Блок задач характеризует выделение задач, решение которых максимально приближает предприятие к поставленной цели.

Блок планов предполагает формирование детального отражения всех действий и мероприятий, учитывая выделение необходимых для этого ресурсов, для качественного и своевременного выполнения поставленных задач и целей.

Блок стандартов и критериев необходим для группировки задач предприятия по определенным характеристикам, позволяющим наиболее успешно выполнить мероприятия и действия по достижению цели предприятия. Для каждого структурного подразделения устанавливаются собственные рамки (в количественном, качественном и стоимостном выражении) выполнения работ, которые служат в качестве ограничителей их деятельности.

Блок общих направлений предполагает разработку единой политики выполнения плановых заданий, что улучшает координацию подразделений в их деятельности.

Блок правил и норм предусматривает контроль реализации действий по достижению целей и выполнению задач согласно установленным правилам и нормам, а также по согласованной процедуре.

Блок оперативного планирования подразумевает осуществление быстрого вмешательства в процесс планирования в случае каких-либо нарушений и изменений, влияющих на результат деятельности. Этот блок обеспечивает постоянность процесса планирования, его непрерывность и контроль.

В целом процесс планирования представляет собою замкнутый цикл с прямой (от разработки стратегии к определению оперативных планов до реализации и контроля) и обратной (от учета результатов выполнения плана к его переформулированию) связью.
2. Принципы планирования
Принципы планирования определяют характер и содержание плановой деятельности организации. Правильное соблюдение принципов планирования создает предпосылки для эффективной работы фирмы и уменьшает возможность отрицательных результатов планирования.

А. Файоль определил четыре основных принципа планирования: единство,

непрерывность, гибкость, точность, необходимость.

1) Принцип единства предполагает, что планирование должно носить

системный характер, т.е. целое делится на взаимосвязанные и взаимозависимые части.

При этом результат каждой части является исходным

моментом последующей части, что касается процесса планирования. А с

другой стороны организация также состоит из отдельных подразделений

взаимосвязанных на основе корпорации и на горизонтальном уровне, т. е.

на уровне подразделений.

При этом особо необходимо уделить внимание координации и

интеграции.

Координация предполагает увязку планов каждого подразделения, а

всякие изменения в планах одного из подразделений требуют внесения изменений в планы других.

Интеграция подразумевает, что в организации существует разнообразия

относительно особых процессов и частных планов подразделений, т.

е. Разнообразие подсистем планирования, но каждая подсистема действует

исходя из общей стратегии фирмы.

2) Принцип непрерывности означает, что:

- планирование на предприятии должно осуществляться постоянно

в рамках установленного цикла;

- разработанные планы должны непрерывно приходить на смену

друг другу;

- постоянное следование различных планов друг за другом.

Неопределённость внешней среды и изменение внутренних возможностей

планирования предполагает постоянную корректировку планов.

3)Принцип гибкости взаимосвязан с принципом непрерывности и заключается в предании планам и процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств.

Для предания гибкости планы должны содержать так называемые резервы

-«надбавки безопасности».

Придание гибкости планам требует дополнительных затрат, а они ограничены.

4)Принцип точности – планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в которой позволяют внутренние и внешние условия.

5)Принцип необходимости планирования означает повсеместное и обязательное применение планов при выполнении любого вида трудовой деятельности. Всякий труд, как известно, – это целесообразная деятельность, направленная на преобразование природных ресурсов в готовую продукцию или услуги и удовлетворение потребностей людей.

В современной практике планирования помимо рассмотренных классических широкую известность имеют общеэкономические принципы.

1. Принцип комплексности. План должен быть комплексным и должен отражать все стороны деятельности предприятия.

2. Принцип оптимальности подразумевает необходимость выбора лучшего варианта на всех стадиях планирования из нескольких возможных альтернатив.
3. Принцип пропорциональности, т.е. сбалансированный учет ресурсов и возможностей предприятия.
4. Принцип научности, т.е. учет последних достижений науки и техники.
5. Принцип детализации, т.е. степени глубины планирования.
6. Принцип простоты и ясности, т.е. соответствия уровню понимания разработчиков и пользователей плана.
Наряду с важнейшими рассмотренными принципами необходимо остановиться еще на двух основных положениях разработанного Р. Л. Акоффом нового метода интерактивного планирования: принцип участия и принцип холизма.

Принцип участия показывает активное воздействие персонала на процесс планирования. Он предполагает, что никто не может планировать эффективно для кого-то другого. Лучше планировать для себя - неважно насколько плохо, чем быть планируемым другими - неважно насколько хорошо. Смысл этого: увеличить свои желания и способности удовлетворить потребности как собственные, так и чужие. При этом главная задача профессиональных плановиков состоит в стимулировании и облегчении планирования другими для себя.

Принцип холизма состоит из двух частей: координация и интеграция. Координация устанавливает, что деятельность ни одной части предприятия нельзя планировать эффективно, если ее выполнять независимо от остальных объектов данного уровня, а возникшие проблемы необходимо решать совместно.

Интеграция определяет, что планирование, осуществляемое независимо на каждом уровне, не может быть столь же эффективным без взаимосвязи планов на всех уровнях. Поэтому для ее решения необходимо изменение стратегии другого уровня.
Сочетание принципов координации и интеграции дает известный принцип холизма. Согласно ему чем больше элементов и уровней в системе, тем выгодней планировать одновременно и во взаимозависимости. Эта концепция планирования «сразу всеми» противостоит последовательному планированию как сверху вниз, так и снизу вверх.

Следовательно, основные принципы планирования ориентируют все наши предприятия и фирмы на достижение наилучших экономических показателей. Многие принципы весьма тесно связаны и переплетены между собой. Некоторые из них, например эффективность и оптимальность, действуют в одном направлении. Другие, гибкость и точность, – в разных направлениях. Наши экономисты-менеджеры имеют в настоящее время большой выбор существующих принципов планирования.

3. Система планирования

Результатом процесса планирования является система планов. План включает основные показатели деятельности, которые должны быть достигнуты к концу планового периода.

В хозяйственной практике отечественных предприятий общепризнано выделяют следующие системы планирования: стратегические, тактические и оперативные.

Стратегические – содержат описание стратегических целей предприятия и общие этапы их достижения. Срок планирования от 5 до 10 лет. Стратегические планы формируются на уровне высшего руководства и являются высшей основой для формирования тактических планов.

Тактические – представляют собой детализацию отдельных этапов стратегического плана. В них указываются, помимо целей и методов их достижения, конкретные сроки выполнения. Тактические планы составляются на уровне руководителей управлений и являются основой для формирования оперативных планов.

Оперативные – планы работы конкретных подразделений и отдельных работников на определенный календарный период. Оперативные планы составляются руководителями структурных подразделений и самими сотрудниками.

Система планов на предприятии может быть систематизирована по таким основным классификационным признакам как:

  1. по содержанию следует выделить:

технико-экономические , оперативно-производственные, организационно-технические, социально-трудовые, снабженческо-сбытовые, финансовые, бизнес-планирование, стратегическое, программное и другие;

2.      по уровню управления в зависимости от числа линейных звеньев на предприятии различают такие виды, как корпоративное и заводское - на высшем уровне управления. На среднем уровне применяется цеховая система планирования, на нижнем - производственная, которая охватывает участки, бригады и рабочее место;

3.          по методам обоснования находят применение системы рыночного, индикативного и административного или централизованного планирования;

4.          по времени охвата планирование бывает краткосрочным или текущим (один год, квартал, декада или неделя), среднесрочным в пределах (1-3лет) и долгосрочным или перспективным (от 3 до 10 лет);

5.           по сфере применения планирование подразделяется на межцеховое, внутрицеховое, бригадное и индивидуальное;

6.           по стадиям разработок планирование бывает предварительным, на этапе которого разрабатываются проекты планов, и окончательным;

7.           по степени точности планирование бывает уточненным и укрупненным. Точность планов в основном зависит от применяемых методов, нормативных материалов, сроков планирования и от уровня квалификации разработчиков планов;

8.           по типам целей планирование может быть оперативным, тактическим, стратегическим и нормативным.

В зарубежной науке и практике в планировании будущего корпорации принято выделять четыре основных вида ориентации или технологии составления планов.

По классификации Р.Л. Акоффа, планирование бывает реактивным, инактивным, преактивным и интерактивным.

Реактивное планирование базируется на анализе предшествующего опыта и истории развития производства и чаще всего опирается на старые организационные формы и сложившиеся традиции. Такое планирование рассматривает производственные проблемы по отдельности, а не как соответствующую систему, и потому не учитывает взаимодействие целого и его отдельных частей. Кроме того, оно основывается на ошибочном представлении, что если избавиться от ненужного, то получится требуемый результат. Это планирование начинает менеджер низшего звена с перечня того, что нужно предусмотреть для предстоящих изменений. Затем разрабатывается проект отыскания и устранения причины недостатков, производится оценка затрат и результатов по каждому проекту и устанавливаются нужные приоритеты. Далее отбирается проект, предполагающий обычно расходование больших ресурсов, чем требуется в реальных условиях. Отобранный проект плана передается непосредственному руководителю, который после своей корректировки направляет его на следующий уровень управления. Передача проекта продолжается до тех пор, пока сводные планы не достигают высшего уровня управления, где происходит окончательный выбор варианта, знаменующий завершение аналитического процесса разработки внутрифирменного плана. Реактивное планирование, ориентированное на прошлое, очень часто приводит к вытеснению продуктов и услуг этих корпораций не только с внешнего, но и внутреннего рынка, поскольку другие фирмы лучше планируют и осваивают конкурентоспособную продукцию.

Инактивное планирование ориентируется на существующее положение предприятия и не предусматривает как возвращения к прежнему состоянию, так и продвижения вперед. Его основными целями являются выживание и стабильность производства. Свой стиль, традиции и правила инактивные организации ценят выше, чем экономичность или эффективность планово-производственной деятельности. Лучше всех существуют те предприятия с инактивным стилем управления, у которых выживание не зависит от продуктивности труда. Много примеров инактивного планирования можно найти на государственных предприятиях, в административных учреждениях, бюджетных организациях, а также в отделах обслуживания и функциональных службах различных предприятий (фирм). Инактивное планирование, ориентированное на настоящее, не способствует экономическому росту и развитию отечественных предприятий.

Преактивное планирование направлено на осуществление непрерывных изменений в различных сферах деятельности предприятий (фирм). В своем стремлении к лучшему преактивисты опираются на все достижения науки и техники, широко применяют эксперимент и прогнозирование, но мало используют накопленный опыт. Такое планирование состоит из прогнозирования будущего и подготовки к нему и осуществляется на предприятиях "сверху вниз". Начинается оно с прогнозирования внешних условий, затем формулируются важнейшие цели предприятия и его стратегия как целостная программа их достижения. Основная трудность преактивного планирования вытекает из того факта, что чем дальше в будущее проникает прогноз, тем больше вероятная ошибка. Поэтому эффективная подготовка возможна в лучшем случае для относительно близкого будущего. Следовательно, преактивное планирование, основанное на прогнозах, может быть эффективным лишь для относительно короткого периода.

Интерактивное планирование заключается в проектировании желаемого будущего и изыскании путей его построения. Такое планирование поэтому скорее сосредотачивается на повышении результативности со временем, его цель максимизировать свою способность обучаться и адаптироваться или развиваться. Ускорение социально-экономических изменений делает обучение и адаптацию ключевыми моментами интерактивного планирования. Ни одну проблему как для экономики или общества в целом, так и для отдельного предприятия (фирмы) нельзя решить навсегда или надолго, и поэтому по мере ускорения изменений период действия планово-управленческих решений сокращается. Более того, решение одной проблемы создает новые, иногда и более трудные, чем решенные. Прогресс экономической науки, например, определяется в равной степени переходом как от простых проблем к сложным, так и от сложных решений к простым. Интерактивное планирование, ориентированное на взаимодействие прошлого, настоящего и будущего, направлено на повышение уровня индивидуального, организационного и общественного развития предприятия и всей страны и улучшение качества жизни людей.

Заключение

В условиях современной экономики планирование необходимо вне зависимости от масштабов деятельности предприятия.

Настоящий менеджер должен обладать не только глубокими теоретическими знаниями в области рыночной экономики, но и прочными практическими навыками в сфере своей трудовой деятельности, а главное – необходимыми предпринимательскими способностями и умениями рационально организовать производство товаров и услуг, эффективно использовать ограниченные производственные ресурсы, обеспечивать максимальную прибыль предприятию и растущие доходы всем работникам. Таким образом, каждый экономист-менеджер в процессе планирования потребности тех или иных производственных ресурсов должен принимать выгодные для себя и своего предприятия альтернативные решения.

Грамотно организованный процесс планирования поможет избежать таких нежелательные явления, как недостаток денежных средств для обязательных платежей или недостаток товарно-материальных ресурсов, что приводит к замедлению процесса производства и срыву договорных сроков.


Практическая часть

Задача № 1

Рассчитать рентабельность капитала предприятия. Если известно, что общая прибыль составляет 2500 тыс.рублей, налоговые отчисления 1280 тыс.рублей, а собственный капитал предприятия 900 тыс.рублей.
ROE= чистая прибыль / собственный капитал * 100%;
ROE = 2500 – 1280 / 900 * 100 % = 1.356

Задача №11
Определить фондоотдачу предприятия , если известно, что среднегодовая стоимость его основных фондов 1250 тыс. рублей, а выпуск продукции 2500 тыс. рублей.
Фо = годовой выпуск продукции / среднегодовая стоимость основных фондов;

Фо = 2500 / 1250 = 2

Список литературы


1. М.И. Бухалков , Внутрифирменное планирование, Москва ,ИНФРА-М,2000


  1. А. И. Ильин , Планирование на предприятии, Минск ,Новое знание, 2001




  1. В.Д.Жариков, В.В.Жариков, Планирование на предприятии: Учебное пособие ,Тамбов, 2007






Скачать файл (40.6 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации