Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Курсовая работа - Философское осмысление проблем научно-технического прогресса - файл n1.docx


Курсовая работа - Философское осмысление проблем научно-технического прогресса
скачать (80.6 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.docx81kb.06.01.2013 14:06скачать

Загрузка...

n1.docx

  1   2   3
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Содержание
Введение

1. Наука и техника как предмет философского осмысления

1.1 Философия науки и техники как учебная дисциплина

1.2 Философия науки и техники как направление современных исследований

1.3 Взаимосвязь науки, техники и технологии. Научно-технический прогресс и развитие общества

2. Философское осмысление проблем научно-технического прогресса

2.1 Научно-техническая революция: сущность, закономерности и социальные последствия

2.2 Причины возникновения антитехнократичних тенденций в современной философии

2.3 Проблема "человек-техника" в современных философско-социологических теориях

Выводы

Список источников

философия наука техника человек

Введение
Философское осмысление проблем науки и техники - это одно из направлений философствования, характерный для ХХ в. Понятно, что появление его вызвано прежде чрезвычайно широким распространением техники и технических средств именно в этом веке, а также всеобъемлющим влиянием науки и техники на все стороны жизни общества.

Особенность этой проблемы связана сегодня со стремительным ростом мощных технологий. При этом количество людей, подвергающихся воздействию технических мероприятий и их вторичных эффектов, значительно возрастает. Страдают и природные системы, которые становятся объектом человеческой деятельности, поскольку нарушается их равновесие, что нередко приводит к разрушению этих систем. Никогда раньше человек не имел таких мощных рычагов, чтобы быть способной уничтожить жизнь в определенной части экологической системы и даже в глобальном измерении.

Через технику человеческое бытие предстает как некий полюс бытия вообще, как полюс, на котором царит выделено, конечное, рационализированное, регламентировано, идеализированное, определено сложное, перервне. В то же время именно благодаря этому в бытии определяются его противоположные свойства: целостное, бесконечное, самобытное, спонтанное, безграничное, неопределенное, самоутворювальне, непрерывное. Техническое творчество предстает как попытка через первое достичь другого.

Познание и техника неразрывно связаны между собой, что в определенном измерении познания есть ни что иное, как техника интеллектуального прояснения бытия (по крайней мере - научное познание). Естественно, что и наука возникает и развивается в связи с развитием техники. Вместе мы должны отметить и некоторое расхождение в развитии техники и знаний. Техника, как подчеркивалось выше, знаменует собой факт существования человека на определенном полюсе бытия и сама является выражением этого полюса, в то время как знания и познания пытаются охватить бытие во всех его проявлениях и используют для этого различные формы. Итак, техника является лишь одной стороной знания и познания. И потому в истории, а также в различных видах познания акцент может делаться преимущественно или на технической, или на целостно-образной его стороне.

Исходным актом и технической деятельности и познания является возложение в бытии, противостоящая человеку и человеческому разуму, определенного предела, который начинает выполнять функции точки или системы отсчета, что в дальнейшем ориентирует человека в его теоретической и практической деятельности.

Важно подчеркнуть, что человек и общество не существуют вне техносферой, техника является исторической, она постоянно обновляется. Технические инновации становятся катализатором, импульсом коренных изменений во всей системе человеческой жизни.

Техника сама по себе не является целью. Она приобретает ценность только как средство. Можно рассматривать технику и как самостоятельный феномен, однако эта самостоятельность определенной степени относительна: техника органически включена в контекст социального бытия и сознания, является основой цивилизации, находится в водовороте исторического времени и постоянно прогрессирует. Стержень экономической жизни общества - потребности и труд. А вся история цивилизации является постоянной деятельностью людей, направленной на достижение материальных и духовных благ. Любой морально оправдан успех в жизни человека является успех работы.

В ХХ в. в условиях высокого уровня развития науки и техники раскрылись принципиально новые аспекты их связи с различными сферами человеческой жизнедеятельности, с шагом истории, с природой человека, а вместе с тем по-новому встали существенные проблемы человеческого бытия.

Экономисты и социологи именуют наше столетие веком научно-технической или второй промышленной революции. Физики - веком атома и космоса. Химики - веком синтетики.

Кибернетики и техники - веком автоматики.

Когда-то алхимики тщетно пытались найти философский камень, асоциальные пророки и предсказатели на протяжении целых веков были заняты поисками надежного ключа к предсказаниям будущего.

Сегодня для многих исследователей в области общественных наук, представителей многих философских течений становится ясно, что таким ключом является анализ экономики и техники. Тот, кто хочет знать, какие принципиальные изменения произойдут в жизни человеческого общества в ближайшие годы, десятилетия, пытается понять тенденции экономического и научно-технического прогресса, характер его социальных последствий.

Атомная и термоядерная энергия, начало космической эры, автоматизация и кибернетизации производства, компьютеризация повседневной жизни - это такие достижения современной науки, которые говорят об оправданности ее претензий оказывать огромное и всевозрастающее влияние на все сферы общественной жизни.

Если раньше область техники ограничивалась сферой производства материальных благ, то сейчас она пронизывает всю общественную жизнь.

Техника, основанная на современной науке, революционизировала транспорт, она властно вторглась в нашу культуру, быт, отдых.

Сейчас нет такой крупной народнохозяйственной проблемы, решение которой не было бы так или иначе связано с тенденциями развития научно-технической революции. Но этого мало. Она оказывает все более заметное влияние на политику, идеологию, искусство, религию, на мировоззрение человека.

Произошел резкий, качественный скачок в развитии науки и техники, который заставляет по-новому осмыслить как весь предшествующий ход научно - технического прогресса, так и возможные перспективы в будущем.

Революция в технике сопровождается и обуславливается революцией в науке, в инженерно-техническом мышлении. Техника воздействует на общественные отношения, на идеологию, нравственные отношения, ставит новые проблемы перед обществом.

Научно-техническая революция имеет большой и возрастающий влияние на формирование будущего человечества. Целью этой работы является рассмотрение проблем научно-технической революции в контексте философии, т.е. изучение истоков и сущности научно-технической революции, ее влияния на общество; глобальных проблем современности, их содержания и перспектив развития.

Таким образом предметом исследования являются системные аспекты взаимосвязи между наукой и техникой, их влияние на другие явления развития общества и человеческой жизнедеятельности, а также осмысление проблем научно-технического прогресса в современной философии.

Тема курсовой работы является актуальной, поскольку сегодня развитие области философии науки и техники получил стремительное развитие, что очень логично, поскольку человечество, находясь на волне технологического бума, требует формального научного аппарата.

Поэтому для раскрытия поставленной цели в первом разделе работы рассмотрим как формировалась философия науки и техники, какое влияние она оказала на развитие философской мысли в целом.

Второй раздел посвящен исследованию философского трактовка проблем научно-технического прогресса: мы рассмотрим причины возникновения антитехнократичних тенденций, а также проблему "человек - техника" в современных философско - социологических теориях.

В данной работе мы использовали методы анализа и синтеза, метод научной абстракции, а также метод восхождения от частного к общему.
1. Наука и техника как предмет философского осмысления
1.1 Философия науки и техники как учебная дисциплина
В ХХ в. в условиях высокого уровня развития науки и техники раскрылись принципиально новые аспекты их связи с различными сферами человеческой жизнедеятельности, с шагом истории, с природой человека, а вместе с тем по-новому встали существенные проблемы человеческого бытия. Предметом исследования философии науки и техники являются системные аспекты взаимосвязи между наукой и техникой, их влияние на другие явления развития общества и человеческой жизнедеятельности.

К главным проблемам философии науки и техники относятся:

Что такое техника?

Что такое наука?

Каковы их природа и истоки?

Как взаимодействуют наука и техника?

Как наука и техника связаны с проявлениями сущностных сил человека?

Как наука и техника влияют на изменения человеческого мировоззрения и самосознания?

Философия как специфическая область философского знания зародилась на Западе более ста лет назад и получила "второе дыхание" в эпоху бурного научно-технического прогресса. Она призвана дать философский синтез знаний о технике и разработать методологию ее исследования.

Прежде всего, в разные исторические периоды в термин "техника" вкладывался различный смысл в зависимости от значимости функций человека и техники в трудовом процессе. Поскольку при использовании ручных орудий труда огромное значение имело умение человека ними работать, под техникой понималось искусство, мастерство. В условиях ремесленного производства мастерство, передаваемое из поколения в поколение, имела большое значение, но растет и роль орудий труда в производственном процессе. Под техникой начинают понимать не только искусство работника, но и средства его труда. Не случайно английское слово technolodgу означает и технику и технологию. С переходом в начале ХХ века к крупному машинному производству, когда мастерство рабочего отступила на задний план, под техникой стали понимать материальные средства труда. Сейчас, когда техника внедрилась буквально во все сферы человеческой деятельности, ее понимают более широко, как искусственно созданные средства человеческой деятельности.

Учтем и то. что техника является очень сложной и гетерогенной системой, что затрудняет ее однозначное определение. Гегель писал, что "чем больше подлежит изучению предмет, т.е. чем больше различных сторон он представляет на рассмотрение, тем более разными оказываются предоставлены ему дефиниции" [1, c413]. Этому способствует и то, что техника имеет очень сложные, порой амбивалентные отношения с другими социальными и природными факторами.

Подлинным родоначальником философии техники считается немецкий философ Эрнест Капп (1808-1896). Не удовлетворившись гегелевской философией, он начинает материалистически перерабатывать наследие Гегеля на базе антропологической концепции Людвига Фейербаха (1804-1872). Капп был первым, кто сделал смелый шаг, - в заголовке своей работы он соединил вместе два понятия, которые раньше казались несовместимыми - "философию" и "технику". В центре его книги "Основные направления философии техники" лежит принцип органопроекции: человек во всех своих творинняхх бессознательно воспроизводит свои органы и сам познает себя, исходя из этих искусственных созданий.

Теория органопроекции Каппа получила дальнейшее развитие в исследованиях французского социолога и философа Альфреда Эспинас, немецкого философа Фреда Бона, который рассматривает технику как средство достижения человеческого счастья.

Важный вклад в развитие отечественной философии техники внес русский инженер-механик Петр Климентьевич Энгельмейер. Его доклад на IV Международном конгрессе по философии в 1911 г. в Болонье был посвящен обоснованию права философии техники на существование как особого важного направления науки. Раскрывая сущность техники, Энгельмейер пишет: "Техника есть умение целесообразно действовать на материю. Техника является искусством вызывать желаемые явления. Техника вместе с искусством является обьективизують деятельность, то есть делают ее такой, которая воплощает определенную идею, осуществляет определенный замысел ... Техника является реальным базисом всей культуры человечества ". [5, с.54]

Настоящий интерес к философской рефлексии проблем техники, датируется куда более поздним временем и начинается с Всемирных философских конгpecив в 1968-м году в Вене, в 1973 году в Варне, в 1978 году в Дюссельдорфе. С этого времени количество публикаций, посвященных философии техники, начинает бурно расти. Хотя и в настоящее время ряд философов выражают определенные сомнения относительно существования в области техники интересных, с точки зрения философии, проблем.

Четкого и однозначного философского определения самого понятия "техника" не существует и поныне. Для отечественного исследователя такое положение увеличивается трудностями перевода, а именно различием в значении слов "техника" и "технология". Еще П. Энгельмейер ввел впервые в отечественной философии термин "философия техники", которым мы пользуемся до сих пор.

Философия науки сложилась как отдельная отрасль знаний полтора века назад.

Проблематика ее определяется анализом науки как реальности, существующей по своим специфическим законам: обобщение представлений философии по проблемам взаимосвязи науки и общества; выяснения взаимосвязи науки и общества. Исторически самостоятельность отрасли знаний философии науки определяется, как известно, четырьмя этапами ее эволюции: допозитивистським, позитивистским, неопозитивистский, постпозитивистских.

Проблемное поле философии науки существенно менялось в процессе эволюции этих этапов.

В рамках немецкой классической философии (Кант, Шеллинг, Фихте) возникает философское обоснование возможности существования системы научного знания. Философия науки впервые оказалась как самостоятельная отрасль знаний в работах А. Канта, Дж.С. Милля, Г. Спенсера, В. Уэвелл. Тогда предпринята попытка привести научно-познавательную деятельность в соответствие методологических идеалов научности, провозглашенных философией Просвещения. Центральную проблему определяли явные неувязки между процессом углубления дифференциации, разделения науки и процессом ненаучной интеграции достижений научного познания в технике.

Созданные машины - реальный продукт практического синтеза инженерами достижений физики, химии, математики, эстетики, этики, психологии, экономики и т.д. Наука не находила научных принципов и определений для обоснования рационального синтеза знаний.

Второй этап философии науки связан с осознанием результатов революционных сдвигов в науке конца XIX - начала XX веков (Э. Мах, А. Пуанкаре, П. Дюгем, Н. Бор). Тогда главным предметом анализа стали проблемы обоснования основных положений науки, поиск определения специфики научности. Достоянием стало определение структуры научного знания как независимого от онтологии образования, может анализироваться в форме самостоятельного предмета.

Третий этап развития философии науки характеризуется развертыванием эмпирического анализа структуры научных знаний (логический эмпиризм, логический атомизм). В нем доминирует программа анализа языка науки, сформулирована неопозитивизмом (Венское круг, Берлинская группа - Шлик, Карнап, Витгенштейн, Гедель, Рейхенбах, Гемпель и др.).. Философия анализа выявила ошибочность отождествления научно-познавательной деятельности с формальными структурами знания, как независимыми от онтологических и гносеологических предпосылок.

Четвертый этап связан с исследованиями, проведенными постпозитивистской философии науки (Поппер, Кун, Лакатос, Полани, Тулмин, Агасси, Фейерабенд), которые направлялись на познание процессов формирования, изменения и эволюции структуры научных знаний. Следуя принципам философии науки как самостоятельной отрасли знаний, постпозитивизм (критический рационализм, историческая школа) рассматривает историческую динамику изменения систем знания, когнитивные предпосылки возникновения конкретных научных представлений, социокультурную детерминированность научных представлений.

В течение ХХ века происходило дальнейшее развитие философии. Вспомним о концепции техники и технического творчества П. Энгельмайер, а также хорошо известные нам работы "Человек и машина" Н. Бердяева, "Обвинения машины" В. Мунье или концепцию техники К. Ясперса.

Выдающийся русский философ Бердяев, рассматривая феномен техники, приходит к выводу, что человечество стоит перед основным парадоксом: без техники невозможна культура, с ней завязана именно возникновение культуры, и окончательная победа техники в культуре, вступление в техническую эпоху ведет культуру к гибели. Техника стремится овладеть духом и рационализировать его, превратить в автомата, поработить его. Отсюда начинается новая зависимость человека от природы, от новой природы, технически - машинная зависимость. Машина имеет огромное не только социологическое, но и космологическое значение, и она ставит с необычайной остротой проблему судьбы человека к природе, личности к обществу, духа к материи, иррационального к рациональному. [1, с.150] Бердяев утверждает, что технизация духа, технизация разума может легко представиться гибелью духа и разума. Следовательно, невозможно допустить автономию техники, предоставить ей полную свободу действия, она должна быть подчинена духу и духовным ценностям жизни, как и все. Но дух человеческий справится с грандиозной задачей в том лишь случае, если он не будет изолирован и не будет опираться только на себя, если он будет соединен с Богом. [1, с.154]

В известной работе Х. Ортега-и-Гассета "Техника в концепции человека" мы наблюдаем уже прямая связь техники и человека, последствия ее воздействия на человека. В своей работе "Размышления о технике" Х. Ортега-и-Гассет отмечает: "Человек техническая, она способна модифицировать, изменять окружающую среду для того, чтобы привести его в соответствие со своими потребностями; чтобы ей было удобно в нем жить, она использует в своих интересах любой отдых, который позволяют ему обстоятельствах, для того чтобы дистанцироваться в себя, быть наедине с собой для того, чтобы производить идеи и представления о мире, о вещах и о своем отношении к ним, составлять планы наступления на окружающие ее условия, - короче, чтобы сконструировать свой внутренний мир. Она начинает с этого внутреннего мира, отсюда она возвращается во внешний мир.

Однако она возвращается ... вместе со своим одиночеством, что у нее не было когда-то ..., для того, чтобы навязывать свою волю и свой проект, чтобы реализовывать во внешнем мире свои идеи, превращать нашу планету согласно тех лучших образов, сформировавшая она в своем внутреннем мире ".[8, c.47] В дальнейшем в этом направлении наблюдается приближение философской мысли к образованию, поскольку Ф. Рапп, Т. Ропполь непосредственно занимались проблемой философии техники и развитием технического знания. К этому присоединяется "Философия и антропология техники" А. Хунига и Х. Заксе.

Философия, как промежуточный направление философских исследований, с одной стороны, тяготеет к социальной философии, о чем в свое время говорили Х. Люббе и Х. Цимерли, а с другой - мы ее распространяем на философию образования путем участия технократизма в формировании идеологии и принципов управления отраслью.
1.2 Философия науки и техники как направление современных исследований
Конец ХХ - начало ХХI века представляет нам чрезвычайно пеструю и сложную картину философских учений и школ, которые высовывают свою интерпретацию технического развития общества, сущности техники, действия научно-технического фактора на культуру, которая сложилась исторически. Каждая из выдвинутых концепций имеет значительную комплексность и включает как положительные так и отрицательные последствия развития техники.

Истоки философии техники прослеживаются в работах древних философов, но систематическое философское исследование феномена техники началось в в конце XIX - начале ХХ вв. Термин "философия техники" в научный оборот ввел немецкий ученый Эрнест Капп, он в 1877 г. выпустил книгу "Основные линии философии техники". Э. Капп, К. Маркс разрабатывали сущностные характеристики технических средств в русле идеи опредмечивания. В России основы философского осмысления техники были заложены Н.А. Бердяевым и П.К. Энгельмейером. А.А. Богданов (Малиновский) (1873-1928) в книге "Всеобщая организационная наука" впервые в России и и в Европе рассматривал проблему равновесия и хаоса. По вполне понятным причинам его исследования получили продолжение на Западе.

Интенсивная разработка философских проблем техники началась лишь в 1950-1960-е гг. Эта работа велась по следующим основным направлениям:

онтология техники, связанная с развитием идей К. Маркса (А. А. Зворыкин, С В. Шухардин, Ю.С. Мелещенко, ГН. Волков и др..)

философия истории техники.

В рамках этого направления были разработаны две основные версии. Одна из них (А.А. Зворыкин, С.В. Шухардин т.д.) основывалась на приложения основных идей марксистской философии в истории и техники. Вторая (Г.Н. Волков) развивала марксову идею опредмечивания трудовых функций применительно к основным этапам технической эволюции;

социология техники, в русле которой обсуждалась специфика развития техники в различных социальных условиях (Г.Н. Волков и др.).

техническая футурология, ориентирована на прогнозирование технического прогресса (Г.Н. Волков, АИ. Черепных)

гносеология техники в работах В.В. Чешева, Б.С. Украинцева, В.Г. Горохова, В.М.Фигуровского и др.. рассматривалась как специфика технического знания (объект, методология, особенности теории, типы идеальных объектов, ценностные установки).

Итак, критика технократических концепций развивалась в рамках самой философии.

Анализ европейскими теоретиками современной ситуации привел к критике в обостренной форме "научной рациональности". Если до сих пор "рациональность" подлежала критике извне, со стороны социальной философии, то теперь она стала объектом ожесточенной критики со стороны различных направлений в самой философии.

Участились констатации того, что модели будущего, которые основываются на универсализации научно-технической рациональности, не имеют никаких точек контакта с реальностью сегодняшнего дня и никогда не смогут быть реализованы. Так известный немецкий историк науки К.Хюбнер приходит к следующему выводу: "... сейчас менее, чем до сих пор, очевидно величество, и больше - проблематичность односторонне развитого технико-научного мира ... проблематична наша способность овладевать будущим ".

Чрезвычайно актуальным является вопрос о природе и сущности техники. Существуют три основных подхода, которые условно можно обозначить как узкий, широкий и широкий.

Узкого подхода техника рассматривается как совокупность технических средств, которые материализуют знания о законах и скрытые свойства природы и способствуют увеличению эффективности человеческой деятельности. При этом подходе на первый план в понимании техники выходят научная обоснованность технических средств; сложное сочетание их элементов для того, чтобы обеспечить эффективное выполнение целевой функции. Это преимущественно инженерно-технический ракурс проблемы. По широкого подхода к технике относятся любые искусственные орудия и средства деятельности. Такое понимание вводит нас в широкий круг человеческих действий, но вряд ли ложку или вилку мы склонны без оговорок отнести к технике. Указанные подходы необходимы для выполнения конкретных целевых задач, но, безусловно, являются недостаточными для решения глобального вопроса о месте и роли техники в жизни общества и о возможностях и условиях сознательного регулирования научно-технического развития. В связи с этим возникают проблемы связи человеческой деятельности с процессами природы, возникают вопросы об условиях эффективности человеческой деятельности и ее критерии, связь понимания, контроля и алгоритмизации человеческой деятельности с неосознанным, спонтанным, естественным. Каждая из этих проблем находится в поле зрения специалистов по философии.

По широкого подхода прежде всего обращается внимание на то, что понятие "техника" употребляется в разных значениях. Мы говорим не только о возможностях и инженерные конструкции, но и о технике быстрого чтения, актерской игры, игры на музыкальных инструментах и ​​даже о технике интеллектуальной медитации. В такой интерпретации понятие "техника" выходит за пределы технических устройств и может быть применен почти ко всем сферам и направлениям человеческой деятельности, т.е. техническая деятельность оказывается очень важным и необходимым атрибутом человеческого бытия, человеческого способа самоутверждения в мире.

Ознакомимся с несколькими показательными концепциями техники в рамках широкого ее трактовки. Прежде всего - это концепция Б. Франклина о том, что по своей природе техника является деятельностью, "производящее орудия". Эта концепция была поддержана марксизмом и получила такое определение: познавая законы природы, человек создает технику как "овеществление" знания и как систему средств, с помощью которой человек включает законы природы, действие природных факторов в собственную деятельность.

Упомянутый ранее Э. Капп рассматривал технику как способ разрешения противоречий между органами тела и их функциями с позиции "естественного души" человека. То есть, по мнению Э. Каппа, душа, связанная с присущим всей природе стремлением к росту и расширению, пытается превышать функции человеческих органов, а потому и начинается продуцирование техники и технических средств.

Ф. Дессауэр считал, что в создании техники человек наследует божественное творение мира. Он предполагал, что, разрабатывая технику, человек приобщается к так называемому "четвертого царства", где вне мира и вне человека в форме абсолютных идей существуют идеальные решения всех технических проблем. Создавая технику, люди только делают явным то, что пребывало скрытым, следовательно, техническое творчество является проявлением высшего творческого принципа.

Французский философ А. Бергсон вывел технику и технической деятельности человека с его принципиальной неспособности находиться в целостном слиянии с бытием. Человек живет в измерениях частичного конечного, фрагментарного, а потому и в попытке как понять бытие, так и воспроизвести его, создает механизмы, схемы, искусственные соединения. Но живая продолжительность бытия всегда остается за этими искусственными образованиями.

Современный немецкий философ-экзистенциалист, один из авторитетнейших философов ХХ века. М. Хайдеггер считал, что техника связана с принципиальными особенностями человеческого существования в мире. Сердцевина бытия остается для человека закрытой и недоступной в результате озабоченного отношения человека к миру. Она пытается использовать вещи, а не постигать их в их бытийном смысле. Включая их в сферу своей заботы, человек пытается предоставить им служебного назначения, сделать функцию, включить в систему актов своего жизнеустройства. Живя в области техники, человек все больше отдаляется от бытия, ведь техника значительно ускоряет выработку вещей. Темпы изменения вещей растут, и человек все больше начинает напоминать бабочку только касается цветов, перелетая от одного цветка к другому.

По мнению М. Хайдеггера, человек напрасно тешит себя надеждой, что это она управляет техникой; действительности техника сама нуждается в человеке и словно несет ее на своей волне. Техника делает человека всегда вытолкнутой на внешнюю границу бытия. Чтобы покончить с таким порочным существованием, нужно в корне изменить сам образ мышления современного человека.

Современный французский исследователь техники Ж. Еллюль считает, что техника является следствием общей рационализации жизни. Она порождена панлогизм, ведет к стандартизации жизни, превращает средство в цель, а цель - в средство. По Ж.Эллюля, техника - это "совокупность рационально выработанных методов, имеющих безусловную эффективность в любых областях человеческой деятельности". [5, с 56]

Своеобразную концепцию техники разработал современный немецкий исследователь Х. Бек. Он определил технику "как встреча человеческого духа с миром, при этом человек формирует и изменяет органическую, неорганическую природу, социальную психику и духовную природу согласно опознанными ней законами природы и собственными целями". [9, с 87] Х. Бек не рассматривает оснований ни природы, ни человеческого духа, он лишь констатирует, что техника не может основываться либо на законах природы, или в сущности духа. Накладывая на природу свои формы и идеи, дух создает технику и одновременно глубже осознает самого себя.

В каждой из обозначенных концепций осмысливается что-то действительно существенное и интересное в феномене техники. В них можно увидеть общие аспекты, в частности:

по сути все, кто рассматривает технику в широком смысле этого термина, настаивают на том, что она укоренена в сам фундамент человеческого существования и является проявлением особенностей человеческого взаимодействия с миром;

техника связана с существенными особенностями человеческого познания и интеллекта;

техника, безусловно, связана с попыткой человека с помощью конечного овладеть бесконечным, с помощью рационального - внерациональное, с помощью функционального и целенаправленного - самодостаточным, с помощью эффективно растущей - спонтанно-самопродукуючим.

В современной философии техника предстает как объект, знания, деятельности и волеизъявления человека. Соответственно при рассмотрении техники целесообразно учесть ее естественный измерение, человеческое измерение (в том числе - психологическое, нравственное, эстетическое и др.), социальное измерение (экономический, правовой, политический, исторический и т.д.)

На основании рассмотренного мы можем утверждать, что познание и техника неразрывно связаны между собой, что в определенном измерении познания есть не что иное, как техника интеллектуального прояснения бытия (по крайней мере – научное познания). Естественно, что и наука возникает и развивается в связи с развитием техники. Вместе мы должны отметить и некоторое расхождение в развитии техники и знаний. Техника, как подчеркивалось выше, знаменует собой факт существования человека на определенном полюсе бытия и сама является выражением этого полюса, в то время как знания и познания пытаются охватить бытие во всех его проявлениях и используют для этого различные формы. Итак, техника является лишь одной стороной знания и познания. И потому в истории, а также в различных видах познания акцент может делаться преимущественно или на технической, или на целостно-образной его стороне.Соответственно и связь познания с развитием техники не является прямым. И все же мы можем с достаточной долей достоверности утверждать, что сущность человеческого познания необходимо связать с технической деятельностью. Исходным актом и технической деятельности и познания является возложение в бытии, противостоящая человеку и человеческому разуму, определенного предела, который начинает выполнять функции точки или системы отсчета, что в дальнейшем ориентирует человека в его теоретической и практической деятельности.

В системе "наука - техника" важное значение приобретает проблема ответственности ученого. Сегодня ученый, успешно занимается научным поиском, осознает значимость своего открытия и сам же реализует его на практике. Однако современный этап развития науки характеризуется многоплановыми, разветвленными, комплексными научно-техническими разработками, коллективными, объединенными не вокруг лидера, а вокруг концепции, идеи. На смену принципу личной ответственности ученого за последствия своих открытий приходит принцип коллективной ответственности, а она нередко бывает деперсонализированный. Из этого факта непременно следует рост роли государства в регулировании процессов научно-технического прогресса.
1.3 Взаимосвязь науки, техники и технологии. Научно-технический прогресс и развитие общества
  1   2   3



Скачать файл (80.6 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации