Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Пантелеев В.Ю. Административная деятельность органов внутренних дел - файл n1.doc


Пантелеев В.Ю. Административная деятельность органов внутренних дел
скачать (331 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc331kb.06.01.2013 14:09скачать


n1.doc

  1   2   3   4

Министерство внутренних дел Российской Федерации

Уральский юридический институт







Административная деятельность

органов внутренних дел
по специальности 023100 Правоохранительная деятельность

Учебное пособие

для подготовки к экзаменам


Екатеринбург

2002

ББК 67.412.213

А313


А313

Административная деятельность органов внутренних дел: Учебное пособие для подготовки к экзаменам. –Екатеринбург: Изд-во Уральского юридического института МВД России, 2002. – 57с.



Авторы-составители:


В.Ю. Пантелеев, кандидат юридических наук, начальник БЭП ГУВД Свердловской области;

А.Л. Ховралёв, кандидат политических наук, начальник кафедры административного права и административной деятельности УРЮИ МВД России;

А.В. Михалёв, ст. преподаватель кафедры административного права и административной деятельности УРЮИ МВД России

А.Б. Южаков, преподаватель кафедры административного права и административной деятельности УРЮИ МВД России




Рецензенты:


В.Г. Никитин, кандидат юридических наук, доцент УрЮА.

В.С. Воробьев, кандидат юридических наук, доцент УрЮА.



Учебное пособие предназначено для слушателей юридических институтов МВД, изучающих курс "Административная деятельность органов внутренних дел".
Обсуждено на заседании кафедры административного права и административной деятельности ОВД УрЮИ МВД России (протокол №12 от 14 октября 2002 г.).
Рекомендовано к изданию методическим советом УрЮИ МВД России (протокол № 11 от 19 ноября 2002 г.).
Издается по решению редакционно-издательского совета УрЮИ МВД России (протокол № 7 от 19 декабря 2002 г.).

ББК 67.401.213

 УрЮИ МВД России, 2002

I. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, СИСТЕМА КУРСА И ПРИНЦИПЫ

АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ


1. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И СИСТЕМА КУРСА
"АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ"


Курс "Административная деятельность органов внутренних дел" – это специальная юридическая дисциплина, изучающая закономерности государственного управления в сфере общественной безопасности, сущность общественного порядка и общественной безопасности, борьбы с преступностью.

Предметом данного курса являются общественные отношения, складывающиеся в процессе исполнительно-распорядительной деятельности органов внутренних дел по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности, которые регулируются административно-правовыми нормами.

Особенностью предмета курса "Административная деятельность ОВД" является то, что общественные отношения в данной сфере носят ярко выраженный организационный характер и направлены на обеспечение общественного спокойствия, охрану прав и законных интересов граждан, предприятий, организаций и учреждений, нормальное их функционирование, защиту чести и достоинства граждан, общественной нравственности.

В общей части изучаются вопросы, раскрывающие сущность общественного порядка, правовое положение и организационное построение центральных и местных органов внутренних дел, государственной службы и организационно-правовые вопросы работы с кадрами этих органов. Основное внимание уделяется теоретическим и правовым основам административной деятельности милиции, применения в этой сфере мер убеждения, принуждения и процессуального обеспечения.

В Особенной части рассматриваются организационно-правовые основы административной деятельности отраслевых служб ОВД по поддержанию правопорядка в общественных местах, обеспечения общественной безопасности, борьбе с правонарушениями, охране государственной, общественной собственности, формы и методы административной борьбы с нарушениями общественного порядка и обеспечения безопасности на объектах транспорта и в особых условиях, а также другие темы.

2. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ


Административная деятельность органов внутренних дел – это исполнительно-распорядительная деятельность, направленная на организацию и практическое осуществление задач и функций органов внутренних дел в области обеспечения личной безопасности граждан, борьбы с преступностью, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.

Административная деятельность по своему содержанию может охватывать как внутреннюю, так и внешнюю сферу деятельности ОВД.

Внутренняя деятельность имеет своим назначением обеспечение четкого функционирования всех подразделений и служб, слаженной работы всех сотрудников ОВД. Она включает в себя: определение структуры, штатов, функций аппаратов (служб), планирование, контроль, учет и отчетность, организацию взаимодействия, подбор и расстановку кадров, поддержание дисциплины, обеспечение правовых и социальных гарантий сотрудников ОВД.

Внешняя административная деятельность представляет собой выполнение властных функций, которые выходят за пределы внутриорганизационных отношений, и распространяются на государственные и общественные организации, их должностных лиц, а также граждан. Внешний административно-правовой характер имеет почти вся деятельность, связанная с охраной общественного порядка и обеспечением общественной безопасности.

Основные черты административной деятельности ОВД:

1. Носит государственно-властный характер. Органы внутренних дел осуществляют свои полномочия от имени государства. Они правомочны осуществлять надзор за соблюдением установленных правил поведения, давать юридическую оценку действиям и поступкам людей, выявлять правонарушения и реагировать на них в установленном законом порядке, а также предъявлять в пределах своей компетенции обязательные требования.

2. Административная деятельность ОВД является подзаконной. Она осуществляется на основе и во исполнение законов и других правовых актов и строится в строгом соответствии с целями и в пределах действующего законодательства, а также на основе использования соответствующих законных средств.

3. В отличие от других видов государственно-властной деятельности (законодательной, правосудия и прокурорского надзора) административная деятельность носит исполнительно-распорядительный характер. Ее главной целью является исполнение действующего законодательства по вопросам, входящим в компетенцию ОВД. Вместе с тем, для успешного осуществления своих исполнительных функций она наделена распорядительными полномочиями.

Принципы административной деятельности ОВД

Под принципами административной деятельности органов внутренних дел понимаются идеи, основные положения, которыми они руководствуются в административной деятельности:

– общие (конституционные);

– специальные:

а) организационные;

б) тактические.

Общие (конституционные) принципы:

1) законности;

2) гуманизма;

3) уважения прав человека и национального равноправия;

4) сочетания гласности и профессиональной тайны;

5) взаимодействия с государственными органами, общественными организациями, трудовыми коллективами и гражданами.

Организационные:

1) научность и комплексный подход к решению задач;

2) плановость;

3) сочетание территориального и линейного принципов;

4) единоначалие и коллегиальность;

5) сочетание убеждения и принуждения;

6) профилактическая направленность административной деятельности.

Тактические принципы:

1) оперативность;

2) непрерывность и гибкость;

3) комплексность сил и средств;

4) маневренность;

5) наличие резерва сил и средств.

3. ПОНЯТИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ,
ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ


Административная деятельность ОВД в области личной безопасности граждан направлена на предотвращение и устранение опасных ситуаций, создающих угрозу жизни и здоровью людей. Она характеризуется специфическими источниками опасности, в качестве которых выступает деятельность, связанная с работой транспорта, использованием взрывчатых веществ, ядов, пожароопасных материалов, оружия, боеприпасов и других предметов и веществ, которые в процессе их использования могут выйти из-под контроля человека и нанести вред гражданам и окружающей среде.

Общественный порядок рассматривается как в широком, так и в узком смысле.

В широком смысле – это установившаяся в результате соблюдения социальных норм система общественных отношений, неприкосновенность которой гарантируется всей властной системой государства.

В узком смысле – это совокупность регулируемых нормами права и другими социальными нормами волевых общественных отношений, складывающихся, главным образом, в общественных местах и имеющих своей целью поддержание личной безопасности граждан, общественного спокойствия, обеспечение нормальных условий для функционирования государственных и общественных организаций, для труда и отдыха граждан.
Виды общественных мест – места постоянного, периодического и эпизодического присутствия.

Места постоянного присутствия – улицы, площади, скверы, бульвары в населенных пунктах, работающие круглосуточно учреждения, вокзалы.

Общественные места периодического присутствия – учреждения, предприятия и организации, предназначенные для обслуживания населения в установленные часы работы (городской транспорт, пассажирские поезда и суда, предприятия торговли, бытового обслуживания, рынки, зрелищные мероприятия, спортивные сооружения).

Общественные места эпизодического присутствия – места, в которых общение людей носит непостоянный, разовый характер (луг, лес, участок степи во время массового гулянья).

Элементы общественного порядка:

1) цели установления и поддержания общественного порядка;

2) средства регулирования;

3) содержание общественных отношений (порядка);

4) реальные гарантии прочности.

Цели установления и поддержания общественного порядка состоят в создании благоприятных условий для нормального функционирования государственных и общественных организаций, труда и отдыха граждан.

Средствами регулирования общественного порядка являются правовые нормы и социальные правила нравственного характера. Главенствующая роль в регулировании отношений в сфере общественного порядка принадлежит нормам права. Правовыми нормами государство устанавливает обязательные для всех правила поведения в общественных местах, вводит запреты на совершение определенных действий, устанавливает ответственность за правонарушения, определяет задачи, формы и методы деятельности органов государства, их должностных лиц по охране общественного порядка.

Гарантии прочности общественного порядка:

– соответствие правил общественного порядка интересам всего населения;

– убежденность граждан в их справедливости и целесообразности;

– правовая культура и сознательность граждан.

Под общественной безопасностью понимается система отношений, основанная на строгом соблюдении и исполнении специальных организационно-технических правил, установленных государством в целях:

– охраны жизни и здоровья других людей;

– недопущения разрушения или повреждения зданий, сооружений или наступления последствий, которые могут возникнуть в результате деятельности должностных лиц или граждан, связанной с источниками повышенной опасности.

Особенность регулирования общественной безопасности состоит, прежде всего, в том, что многие правила здесь имеют технический характер. Она включает в себя отношения людей, связанные с соблюдением правил, обеспечивающих безопасность движения транспорта и пешеходов, правил производства строительных и ремонтных работ в общественных местах: правил противопожарной безопасности, правил пользования предметами, подпадающими под разрешительную систему (например, правил приобретения, хранения, перевозки огнестрельного оружия и боеприпасов, правил приобретения и хранения сильнодействующих ядов, радиоактивных материалов и др.).

II. ФОРМЫ И МЕТОДЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ


1. СОДЕРЖАНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ ФОРМ
АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ


Многообразие задач и функций административной деятельности милиции обусловливает существование различных форм этой деятельности, предусмотренных правовыми нормами. Формы закреплены в законодательстве, которое определяет правовой статус милиции, в положениях, уставах, инструкциях и других актах, регламентирующих административную деятельность и ее субъектов. При этом для осуществления функций административной деятельности ее субъекты должны использовать только те формы, которые предусмотрены соответствующими правовыми актами. Несоблюдение обязательной формы влечет недействительность или оспоримость действий субъектов.

Форма деятельности – это ее внешнее проявление, то есть те действия, в которых реализуются задачи и полномочия субъекта.

Виды форм административной деятельности ОВД: правовые и неправовые (организационные).

Правовые формы: издание актов управления; заключение договоров; совершение иных, юридически значимых, действий.

2. АКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Акт управления – это одностороннее властное предписание, которое порождает, изменяет или прекращает какое-либо отношение между органом внутренних дел и гражданином, организацией, фирмой и т.д.

По сфере применения акты управления подразделяются на внутренние (приказы, инструкции) и внешние (стандарты, нормы и правила, обязательные для исполнения предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от форм собственности, должностными лицами и гражданами).

По юридическим свойствам акты управления подразделяются на нормативные и индивидуальные. Нормативные акты органов внутренних дел рассчитаны на неопределенный круг сотрудников (или граждан) и на неопределенное время. Индивидуальный акт управления всегда обращен к одному человеку (сотруднику или гражданину).
Заключение договоров (на охрану объекта, на сопровождение груза, контракт на службу в ОВД).

По гражданскому договору имущество чаще всего передается во владение или пользование, по договору на охрану или сопровождение имущество принимается под охрану без права его использования и возвращается собственнику в полной сохранности. Сама же охрана есть не что иное, как вид административной деятельности нарядов милиции.

Совершение действий, имеющих юридическое значение

Эти действия не влекут последствий, как правовые акты, но их значение достаточно велико (составление протоколов об административном правонарушении, выдача паспортов, удостоверений на право управления автомототранспортными средствами, регистрация автомототранспортных средств и прицепов к ним, аттестование личного состава, принятие присяги, вручение оружия и др.).

Неправовые формы административной деятельности:

– организационные действия;

– материально-технические действия.

Организационные действия (проведение отчетов сотрудников перед населением, участие в собраниях трудовых коллективов, проведение общей и индивидуальной профилактики).

Материально-технические действия (операции по сбору и обработке информации, использованию технических средств и созданию нормальных условий работы сотрудников). Материально-технические действия имеют вспомогательное значение. К материально-техническим действиям, например, относятся: подготовка справок, отчетов, ведение делопроизводства, оформление документов, регистрация фактов, размножение материалов и документов и др. Материально-технические действия и формы их выражения призваны обеспечить четкую работу субъектов административной деятельности. Они облегчают процесс деятельности, повышают ее производительность и культуру.

3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ
АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД


Понятие методов

Административная деятельность милиции осуществляется посредством целенаправленного воздействия субъекта деятельности на объект деятельности, на волю людей, под которой понимается регулирующий фактор сознания, выражающийся в способности человека совершать целенаправленные действия.

Воздействие субъекта административной деятельности на волю объекта осуществляется различными приемами, средствами, способами, которые именуются методами административной деятельности. Следовательно, метод – это способ практического осуществления целей, задач и функций.
Метод административной деятельности органов внутренних дел – совокупность установленных законом способов и средств решения управленческих задач, при которых гарантируется охрана прав и законных интересов субъектов правоотношений, складывающихся в сфере охраны общественного порядка и общественной безопасности.

Убеждение в административной деятельности органов внутренних дел – это метод воздействия на сознание и поведение людей, представляющий собой совокупность мер воспитательного, разъяснительного и поощрительного характера, осуществляемых в целях повышения правосознания граждан и добровольного соблюдения и исполнения законов.

Виды убеждения, применяемые в административной деятельности органов внутренних дел (милиции):

– агитационно-пропагандистская работа (ГИБДД-ГАИ, ПДН и т.п.);

– разъяснение действующего законодательства;

– индивидуальная работа с отдельными лицами;

– критика антиобщественных поступков;

– поощрение граждан, активно участвующих в охране общественного порядка и борьбе с правонарушениями.

4. ВИДЫ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ,
РЕАЛИЗУЕМЫХ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД


Административное принуждение – это метод воздействия на сознание и поведение людей (граждан и должностных лиц), выражающийся в применении мер психологического, физического или материального характера в целях предупреждения, пресечения правонарушений и привлечения виновных к административной ответственности.

Основные признаки административно-правового принуждения:

– является элементом исполнительно-распорядительной деятельности;

– по своему содержанию заключается в психологическом и физическом воздействии на сознание и поведение людей в виде ограничений (лишений) личного, физического или имущественного характера;

– возможно только в рамках действующего законодательства;

– меры административного принуждения должны использоваться быстро, оперативно как реакция соответствующих органов и должностных лиц на возможные или явные правонарушения;

– субъекты административной власти и лица, к которым оно применяется, не связаны отношениями служебной подчиненности.
III. ПРАВОВАЯ ОСНОВА И ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ

МИЛИЦИЕЙ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ,

СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ

1. ПРИМЕНЕНИЕ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ

Сотрудники милиции имеют право применять оружие лично или в составе подразделения в следующих случаях:

1) для защиты граждан от нападения, опасного для их жизни или здоровья;

2) для отражения нападения на сотрудника милиции, когда его жизнь или здоровье подвергаются опасности, а также для пресечения попытки завладения его оружием;

3) для освобождения заложников;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении тяжкого преступления против жизни, здоровья и собственности и пытающегося скрыться, а также лица, оказывающего вооруженное сопротивление;

5) для отражения группового или вооруженного нападения на жилища граждан, помещения государственных органов, организаций и общественных объединений;

6) для пресечения побега из-под стражи лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления; лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано заключение под стражу; лиц, осужденных к лишению свободы; а также для пресечения попыток насильственного освобождения этих лиц.

Применением огнестрельного оружия является производство выстрела сотрудником милиции на поражение посягающего или задерживаемого лица, вплоть до лишения его жизни.

Защита граждан от нападения, опасного для их жизни или здоровья

Условия:

– наличие реальной угрозы жизни или здоровью граждан;

– возникновение такой ситуации, когда граждан защитить иначе, как применив оружие, нельзя;

1) при значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние лица;

2) в отношении лиц, задерживаемых и доставляемых в милицию за нарушение, влекущее административную ответственность;

3) в отношении лиц, подвергнутых административному аресту;

4) в отношении лиц, имеющих при себе детей.

2. ПРИМЕНЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ

Специальные средства – предусмотренная соответствующими нормативно-правовыми актами совокупность устройств, приспособлений, а также приемов, способов принудительно-силового воздействия, предназначенных для пресечения противоправных действий и обеспечивающих лишение лиц, против которых они применяются, способности осуществлять активные действия.

В состоянии необходимой обороны или крайней необходимости сотрудник милиции при отсутствии специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства.

Полный перечень специальных средств, состоящих на вооружении милиции, а также правила их применения устанавливаются Советом Министров РФ. При этом запрещается вооружение милиции специальными средствами, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска.

По целевому назначению специальные средства подразделяются:

1) на средства воздействия на человека и животных (наручники, резиновые палки, светозвуковые устройства отвлекающего действия, специальные окрашивающие средства);

2) средства воздействия на материальные объекты (малогабаритные взрывные устройства "Ключ", средства принудительной остановки транспортных средств).

По способу воздействия на человека:

1) на раздражающие слезоточивые (ручные газовые гранаты "Черемуха-1", "Черемуха-5", "Черемуха-6", дистанционные газовые гранаты "Черемуха-4", "Черемуха-7", аэрозольные баллоны "Черемуха-10" и ЮМ);

2) светозвуковые ошеломляющего воздействия (ручная безосколочная граната "Заря", стационарное безосколочное взрывное устройство со светозвуковым эффектом "Пламя");

3) психофизиологические (служебные собаки);

4) ударно-болевого действия (резиновые палки, водометы, спирали, резиновые пули ударно-непроникающего воздействия).

По способу воздействия на материальные объекты:

1) на взрывные устройства ("Ключ", "Импульс");

2) механические средства (принудительной остановки транспортных средств "Еж", "Еж-M", "Диана").

По своим тактико-техническим данным:

1) на предназначенные для пресечения правонарушений, совершаемых отдельными лицами (наручники, аэрозольные баллоны);

2) предназначенные для пресечения групповых нарушений (ручные газовые гранаты "Черемуха-1", "Черемуха-5", "Черемуха-6", "Черемуха-12", "Сирень-12", ранцевый распылитель АР-16 "Облако", оружейные комплексы "КС-12, Волна - Р", водометы).

Разрешается применение специальных средств в следующих случаях:

1) для отражения нападения на граждан и сотрудников милиции;

2) для пресечения оказываемого сотруднику милиции сопротивления;

3) для задержания лица, застигнутого при совершении преступления против жизни, здоровья, собственности и пытающегося скрыться;

4) для задержания лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они намерены оказать вооруженное сопротивление;

5) при доставлении в милицию лиц, своим поведением дающих основания полагать, что они могут совершить побег, причинить вред себе или окружающим, оказывают противодействие работнику милиции;

6) для освобождения захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

7) для пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспортных средств, связи, предприятий, учреждений, организаций;

8) для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требования сотрудника милиции об остановке;

9) Для выявления лиц, совершивших преступления.

Запрещается применение специальных средств:

1) против женщин с видимыми признаками беременности; лиц, с явными признаками инвалидности и малолетних, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью людей;

2) при пресечении незаконных собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций ненасильственного характера, которые не нарушают работу транспорта, связи, предприятий, учреждений и организаций.

Особенности применения отдельных видов специальных средств

1. Резиновые палки: запрещается нанесение ударов по голове, шее, ключицам, животу, половым органам.

2. Наручники: требуется периодически (не реже, чем один раз в два часа) проверять состояние рук правонарушителя и фиксацию замков.

3. Слезоточивые вещества: запрещается прицельная стрельба по правонарушителям, повторное применение их в пределах зоны поражения в период действия этих веществ. "Черемуха-12", "Сирень-12" и "Облако" применяются только на открытой местности; "Черемуха-6", "Черемуха-7", ".Черемуха-10", "Сирень-6" и пистолеты газовые с боеприпасами на открытой местности и в помещениях. Запрещается забрасывать гранату "Черемуха-6" и "Сирень-6", в двойном исполнении, в помещение, объем которого менее 60 куб. метров.

4. Патроны с резиновой пулей "Волна-Р": отстреливаются на расстоянии не ближе 40 метров от человека и только по нижней части его ног.

5. Светозвуковые средства отвлекающего воздействия "Заря" и "Пламя" применяются на расстоянии не ближе 2 метров от людей.

6. Средства разрушения преград (малогабаритные взрывные устройства): запрещается применение в помещениях, где находятся заложники, на расстоянии ближе 2 метров от человека.

7. Устройства остановки транспорта: запрещается применять в отношении автотранспорта общего пользования и грузовых автомобилей, предназначенных для перевозки людей (при наличии пассажиров); автотранспорта, принадлежащего дипломатическим представительствам; мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров, мопедов, а также на горных дорогах или участках дорог с ограниченной видимостью, железнодорожных переездах, мостах, путепроводах, эстакадах и в туннелях.

8. Водометы: используются для рассредоточения участников массовых беспорядков и ликвидации очагов пожара с помощью струи воды под давлением. Запрещается их применение при температуре ниже нуля градусов по Цельсию.

9. Бронемашины: применяются для проведения операций по задержанию вооруженных преступников, блокирования возможных путей движения бесчинствующих групп правонарушителей, образования проходов в заграждениях, доставки личного состава в труднодоступные районы.

10. Специальные окрашивающие средства: устанавливаются на объектах собственности с согласия собственника или уполномоченного им лица.

3. ОСНОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ

Физическая сила,

1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;

2) задержания лиц, их совершивших;

3) преодоления противодействия законным требованиям, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнения возложенных на милицию обязанностей.

Милиция имеет право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Законом, а сотрудники изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел – Федеральным законом "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений – (от 21 июня 1995 г).

Сотрудники милиции обязаны проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

При применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник милиции обязан:

– предупредить о намерении их использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения требований сотрудника милиции, за исключением тех случаев, когда промедление в применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность жизни и здоровью граждан и сотрудников милиции, может повлечь иные тяжкие последствия или когда такое предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным или невозможным;

– стремиться, в зависимости от характера и степени опасности правонарушения и лиц, его совершивших, и силы оказываемого противодействия, к тому, чтобы любой ущерб, причиняемый при этом, был минимальным;

– обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, предоставление доврачебной помощи и уведомление в возможно короткий срок их родственников;

– уведомить прокурора о всех случаях смерти или ранения.

Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия с превышением полномочий влечет за собой ответственность, установленную законом.

IV. СЛУЖБА ДЕЖУРНЫХ ЧАСТЕЙ

ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

1. СИСТЕМА ДЕЖУРНОЙ СЛУЖБЫ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Самостоятельность и служебная роль дежурной службы органов внутренних дел.

Во-первых, она имеет свое определенное назначение:

– осуществление комплекса мероприятий для успешного раскрытия преступлений по горячим следам;

– поддержание общественного порядка;

– обеспечение охраны государственного и личного имущества граждан;

– оперативного управления силами и средствами;

– выполнение других задач, возложенных на органы внутренних дел.

Во-вторых, деятельность дежурной службы регламентируется комплексом специальных нормативных актов.

В-третьих, дежурная служба имеет систему дежурных частей: дежурные части МВД, ГУВД, УВД.

Подсистема дежурных частей на транспорте:

– железнодорожном;

– воздушном;

– водном.

Подсистема дежурных частей территориальных ОВД, учреждений и подразделений

– горрайорганов внутренних дел;

– управлений (отделов) вневедомственной охраны при ОВД;

– управлений (отделов) ГИБДД-ГАИ МВД, УВД, батальонов (полков) ДПС ГИБДД-ГАИ;

– медицинских вытрезвителей;

– специальных приемников;

– городских и межрайонных ИВС;

– строевых подразделений милиции (батальонов, рот);

– учебных заведений МВД, УВД.

2. ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ДЕЖУРНОЙ ЧАСТИ

Основные задачи дежурной части органов внутренних дел:

– непрерывный круглосуточный сбор информации об оперативной обстановке;

– безотлагательное реагирование на сообщения о преступлениях, нарушениях общественного порядка, стихийных бедствиях и других чрезвычайных происшествиях;

– непрерывное управление силами и средствами, участвующими в охране общественного порядка и немедленное принятие мер к раскрытию преступления по горячим следам;

– организация разбирательства, в том числе с задержанными и доставленными.

– контроль за соблюдением установленного порядка содержания и конвоирования задержанных и заключенных под стражу лиц.

Принципы работы дежурной части:

а) оперативность;

б) преемственность в работе;

в) соблюдение законности;

г) бдительность;

д) глубокое знание оперативной обстановки на обслуживаемой территории;

е) сохранение государственной и служебной тайны;

ж) вежливое и уважительное отношение к гражданам.

3. ПОЛНОМОЧИЯ ДЕЖУРНОЙ СМЕНЫ

Обязанности дежурной смены:

– сбор и анализ информации об обстановке;

– организация раскрытия преступлений по "горячим следам";

– разбирательство с правонарушителями, доставленными в дежурную часть;

– водворение и освобождение из ИВС задержанных и заключенных под стражу лиц, обеспечение конвоирования;

– подготовка служебных нарядов и контроль за их работой;

– прием-передача служебной информации в подразделения;

– оповещение личного состава органа внутренних дел, руководителей органов власти и управления;

– обеспечение сохранности вооружения, боеприпасов, специальных средств, оперативной и криминалистической техники, средств связи, защиты и другого имущества, числящегося за дежурной частью;

– контроль за охраной здания органа внутренних дел и ИВС;

– соблюдение правил пожарной безопасности в здании отдела.

Оперативный дежурный имеет право:

1. По обеспечению управления силами и средствами:

– отдавать обязательные к исполнению распоряжения дежурным подразделений, служебным нарядам, а в отсутствии руководителей горрайоргана – всему личному составу;

– проверять выполнение задач служебными нарядами, а в случае осложнения оперативной обстановки производить временные изменения их дислокации с последующим докладом начальнику органа;

– вводить в действие специальные оперативные планы, объявлять сбор личного состава по тревоге;

– требовать от личного состава поддержания установленного порядка, дисциплины, соблюдения формы одежды, правил пожарной безопасности;

– при осложнении оперативной обстановки обращаться к дежурным вышестоящего и соседних органов внутренних дел для получения помощи или информации.

2. По охране общественного порядка, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений:

– требовать от граждан и должностных лиц соблюдения установленного общественного порядка, принимать меры к пресечению правонарушений;

– проверять у граждан паспорта или другие документы, удостоверяющие личность, при необходимости составления протокола, при подозрении лица в совершении преступления;

– доставлять в милицию и задерживать лиц, совершивших административные правонарушения;

– задерживать и содержать под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;

– фотографировать и производить дактилоскопирование лиц, заключенных под стражу, а в необходимых случаях также лиц, подвергнутых административному аресту за мелкое хулиганство;

– в исключительных случаях применять оружие, а также пользоваться другими правами, предоставленными законодательными и другими актами.

4. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДЕЖУРНОЙ ЧАСТИ

Состав дежурной части УВД города (УВДТ) и вышестоящих органов внутренних дел:

– начальник дежурной части,

– начальник смены,

– старший оперативный дежурный,

– оперативный дежурный,

– оператор ЭВМ,

– помощник дежурного по "02",

– помощник оперативного дежурного по телеграфной связи.

Состав дежурной части горрайоргана внутренних дел:

– начальник дежурной части,

– помощник начальника дежурной части,

– оперативный дежурный,

– дежурный по разбору с доставленными и задержанными,

– помощник дежурного по "02",

– милиционер-водитель.

Работу дежурной части организует начальник органа внутренних дел.

После смены штатным работникам дежурной части предоставляется отдых продолжительностью: при наличии трех дежурных – 48 часов, при наличии четырех дежурных – 72 часа; а другим работникам, дежурившим по горрайоргану - 48 часов.

Оперативный дежурный, сдающий дежурство, подробно знакомит наряд, прибывший на смену:

а) с оперативной обстановкой,

б) проводимой работой по зарегистрированным преступлениям и происшествиям,

в) с предстоящими массовыми и иными мероприятиями,

г) имеющимися силами и средствами.

Дежурный сдает документацию, вооружение, снаряжение и другое имущество согласно описи. Особое внимание обращается на осмотр камер ИВС, наличие задержанных и заключенных под стражу, сроки их задержания, о чем делается запись в книге приема и сдачи дежурства.

Начальник органа дает оценку и проводит разбор несения службы сменяющегося суточного наряда, проводит инструктаж заступающей смены и разрешает провести смену дежурства.

Обязанности дежурной смены по организации раскрытия преступления по горячим следам:

– внимательно выслушать граждан или должностных лиц и в целях эффективного реагирования на поступившее сообщение по возможности наиболее полно и точно выяснить все о времени, месте и обстоятельствах происшествия, причиненном ущербе, состоянии потерпевших, а также о свидетелях (очевидцах) преступления, приметах преступников и похищенных вещей;

– принять заявление, а если оно изложено в устной форме, составить протокол-заявление, предупредив заявителя об ответственности за заведомо ложный донос;

– зарегистрировать поступившее заявление в книге учета заявлений и сообщений о преступлениях;

– доложить начальнику органа, его заместителю или начальнику следственного подразделения о данном происшествии;

– незамедлительно организовать выезд на место происшествия для принятия мер по предупреждению, пресечению и раскрытию преступления, задержания преступников и оказания помощи пострадавшим ближайшего наряда или иного сотрудника милиции, а также следственно-оперативной группы.

V. ПАТРУЛЬНО-ПОСТОВАЯ СЛУЖБА МИЛИЦИИ

1. ПОНЯТИЕ ПАТРУЛЬНО-ПОСТОВОЙ СЛУЖБЫ МИЛИЦИИ,
ЕЕ ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОСТРОЕНИЕ


Патрульно-постовая служба милиции – это один из видов административной деятельности органов внутренних дел, который осуществляется специально назначенными нарядами, несущими службу в форменной одежде на наружных постах и маршрутах патрулирования в целях обеспечения личной безопасности граждан, общественного порядка, общественной безопасности и борьбы с преступностью.

Основные задачи патрульно-постовой службы:

– обеспечение личной безопасности граждан;

– охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

– предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

– участие в раскрытии преступлений и задержании преступников.

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОСТРОЕНИЕ ППС:

1) система аппаратов;

2) управление по руководству строевыми подразделениями милиции ГУООП МВД РФ;

3)отделы ППС УООП МВД, ГУВД, УВД, УВДТ.

Силы:

Средства:

- основные;

- вооружения;

- дополнительные;

- снаряжения;

- приданные.

- спецсредства.

Основные силы – строевые части (полки, батальоны, отдельные роты, взводы и отделения) патрульно-постовой службы милиции. К числу строевых подразделений относится ОМОН, а также силы специальных моторизованных воинских частей войск МВД РФ (СМВЧ).

Дополнительные – ДПС ГИБДД-ГАИ, подразделения милиции вневедомственной охраны, экипажи медицинских вытрезвителей.

Приданные – личный состав строевых частей и подразделений милиции, действующих на территории других органов внутренних дел (не по месту дислокации), а также учебных заведений и внутренних войск МВД РФ.

Средства, используемые в патрульно-постовой службе:

1) Транспортные средства – автомобили, мотоциклы, вертолеты, бронетранспортеры, катера;

2) средства связи, управления и контроля – средства радиосвязи, проводная связь, сигнализация, средства усиления речи;

3) вооружение, снаряжение, специальные средства – табельное оружие, электрофонари, наручники и другие спецсредства;

4) служебные животные – собаки, лошади.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПАТРУЛЬНО-ПОСТОВОЙ СЛУЖБЫ МИЛИЦИИ

Элементы организации патрульно-постовой службы милиции:

1. Изучение оперативной обстановки на обслуживаемой территории и определение участков, где необходимо выставлять наряды милиции с учетом времени и места совершения правонарушений.

2. Установление обязательных норм ежесуточного выставления личного состава.

3. Разработка плана комплексного использования сил и средств милиции.

4. Управление нарядами в период несения ими службы.

Ст. 39 Устава ППСМ предписывает, чтобы обязательные нормы ежесуточного выставления нарядов и выделение автомототранспорта устанавливались исходя из штатной численности милиционеров и коэффициента потребности личного состава, который составил 2,1 единицы для маршрутов (постов), закрываемых по 8 часов в сутки.

Основной принцип разработки плана комплексного использования сил и средств – сосредоточение основных сил и средств милиции в тех общественных местах, где больше всего совершается правонарушений.

Основные функции управления патрульно-постовыми нарядами:

– принятие решения на организацию патрульно-постовой службы на сутки;

– инструктаж нарядов;

– организация связи и информационное обеспечение нарядов;

– организация взаимодействия;

– маневр силами и средствами;

– контроль за несением службы нарядами;

– учет и оценка результатов работы патрульно-постовых нарядов.

В постовой ведомости на сутки отражается:

1) количество милиционеров, заступающих на службу;

2) количество милиционеров, находящихся вне службы;

3) расстановка нарядов по сменам;

4) кто проводит инструктаж (должность, звание, фамилия);

5) кто, когда и в какое время проверяет несение службы;

6) результаты работы нарядов.

Виды контроля за работой патрульно-постовых нарядов

1. По времени осуществления: предварительный, текущий или оперативный.

2. По форме: гласный и негласный.

Виды нарядов патрульно-постовой службы: патруль, пост, патрульная группа, наряд сопровождения, контрольно-пропускной пункт, заслон, резерв и др.

Патруль – подвижной наряд, состоящий из одного или нескольких сотрудников милиции и выполняющий возложенные на него обязанности на маршруте патрулирования. Виды патрулей: на автомобиле (ПА), мотоцикле (ПМ), катере (ПКТ), велосипеде (ПВ), пешие (ПП), конные (ПК), со служебными собаками (ПС), вертолетные патрули (ВП). Протяженность маршрута: на автомобиле – 6–8 км, на мотоцикле – 3–5 км, для пеших патрулей – 1–1,5 км.

Патрульная группа – наряд милиции в составе двух и более патрулей, объединенных для несения службы под единым руководством. Основу патрульной группы составляет патруль на автомобиле.

Пост – место или участок местности, на котором сотрудники милиции (постовые) выполняют возложенные на них обязанности по охране общественного порядка. Центр поста – место, откуда наиболее удобно вести наблюдение. Удаление границ от центра поста не должно превышать 300 м.

Наряд милиции для сопровождения поезда, судна, самолета – назначается в целях поддержания общественного порядка и обеспечения безопасности, предупреждения и пресечения правонарушений в пути следования транспортных средств.

Контрольно-пропускной пункт – наряд милиции который выставляется для обеспечения пропускного режима или ограничения движения транспорта и пешеходов в определенном районе (местности).

Заслон – наряд в составе группы (подразделения) сотрудников милиции, выполняющий задачу по контролю определенного участка местности или перекрытию отдельных транспортных направлений.

Резерв – наряд милиции, предназначенный для усиления задействованных сил и средств в случаях внезапно возникающих задач в связи с осложнением оперативной обстановки, а также для подмены патрульных и постовых.

VI. СЛУЖБА УЧАСТКОВЫХ
УПОЛНОМОЧЕННЫХ МИЛИЦИИ


1. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ
УЧАСТКОВОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО МИЛИЦИИ.


Комплексность и многофункциональность деятельности участковых и является главной особенностью этой службы.

Основные задачи службы участковых уполномоченных милиции:

1. Обеспечение личной и имущественной безопасности граждан.

2. Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности.

3. Предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений.

4. Раскрытие преступлений по делам, производство предварительного следствия по которым не обязательно, а также активное участие в раскрытии преступлений, производство предварительного следствия по которым обязательно.

5. Оказание в пределах своей компетенции помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественном объединениям в осуществлении их законных прав и интересов.

Обязанности участкового уполномоченного милиции

По обеспечению личной безопасности граждан:

– защищать жизнь, здоровье и имущество граждан от преступных и иных противоправных посягательств;

– оказывать помощь, в том числе первую доврачебную, гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящихся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для их жизни и здоровья;

– принимать при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных событиях неотложные меры по спасению людей, своевременному информированию об этом руководства ОВД, населения, общественности, руководителей соответствующих учреждений, предприятий.

По охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности:

– отвечать за состояние охраны общественного порядка на участке;

– осуществлять контроль за несением службы патрульно-постовыми нарядами на его административном участке, информировать их об оперативной обстановке, осуществлять совместное патрулирование мест концентрации антиобщественного элемента, обучая формам и методам этой работы;

– докладывать начальнику и дежурному ОВД об изменении оперативной обстановки;

– взаимодействовать при патрулировании участка с общественными объединениями по охране общественного порядка;

– оказывать содействие работникам конвойной службы милиции, другим подразделениям милиции в осуществлении привода в учреждения здравоохранения по их представлениям, санкционированным прокурором, уклоняющихся от явки по вызову лиц, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией, венерическими заболеваниями или зараженных вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ);

– контролировать соблюдение гражданами и должностными лицами установленных правил паспортно-регистрационной системы, а также соблюдение иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил въезда, выезда, пребывания и транзитного проезда через территорию Российской Федерации;

– контролировать соблюдение гражданами и должностными лицами предприятий, учреждений, организаций установленных правил хранения огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, взрывчатых материалов, а также соблюдение законодательства о занятии частной детективной и охранной деятельностью;

– участвовать в пределах своей компетенции в осуществлении контроля за соблюдением установленных правил в сфере безопасности дорожного движения.

По предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений:

– предотвращать и пресекать преступления и правонарушения; выявлять обстоятельства, способствующие их совершению и в пределах своих прав принимать меры к устранению данных обстоятельств. Постоянно взаимодействовать с сотрудниками криминальной милиции и следственных подразделений;

– устанавливать среди проживающих на обслуживаемом участке лиц, незаконно изготавливающих, приобретающих, хранящих, а также занимающихся незаконным посевом или выращиванием наркотикосодержащих культур;

– выявлять лиц, нарушающих установленные правила торговли;

– устанавливать притоны и лиц, предоставляющих помещения для употребления наркотиков, распития спиртных напитков, вовлечения несовершеннолетних в пьянство, наркоманию и преступную деятельность;

– контролировать соблюдение лицами, освободившимися из мест лишения свободы, установленных для них в соответствии с законом ограничений и участвовать в предусмотренных законом случаях в контроле за поведением лиц, осужденных к лишению свободы с отсрочкой исполнения приговора.

По раскрытию преступлений:

– принимать заявления, сообщения и иную информацию о преступлениях, административных правонарушениях, незамедлительно сообщать об их получении дежурному по органу внутренних дел и своевременно принимать меры, предусмотренные законодательством;

– при обнаружении на участке преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, самостоятельно проводить комплекс предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по установлению и закреплению следов преступлений и иных обстоятельств, имеющих значение для дела;

– проводить в соответствии с нормами уголовно-процессуального законодательства расследование преступлений по делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, и осуществлять досудебную подготовку материалов по протокольной форме по делам о преступлениях, отнесенных к компетенции милиции общественной безопасности;

– при обнаружении на участке преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно, принимать меры к охране места происшествия, выявлению свидетелей, оказанию помощи потерпевшим, установлению и задержанию лиц, подозреваемых в совершении преступления, обнаружению и изъятию похищенного имущества, орудий преступления и других вещественных доказательств. В случае невозможности прибытия на место происшествия следственно-оперативной группы самостоятельно проводить предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством неотложные следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия по установлению и закреплению следов преступления и иных обстоятельств, имеющих значение для дела;

– оказывать содействие сотрудникам криминальной милиции в преследовании и задержании лиц, подозреваемых в совершении преступлений; розыске лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством.

По оказанию помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и общественным объединениям в осуществлении их прав и законных интересов:

– оказывать помощь народным депутатам, кандидатам в народные депутаты, должностным лицам государственных органов и учреждений, представителям общественных объединений в осуществлении на обслуживаемом участке их законной деятельности, если им оказывается противодействие или угрожает опасность;

– оказывать необходимое содействие работникам государственных налоговых инспекций при исполнении ими служебных обязанностей; принимать предусмотренные законодательством меры по привлечению к ответственности лиц, насильственным образом препятствующих выполнению работниками налоговых инспекций своих должностных функций;

– обеспечивать по указанию начальника органа внутренних дел или начальника милиции общественной безопасности охрану общественного порядка при выселении граждан из жилых помещений с санкции прокурора или по решению судебных органов;

– по указанию непосредственного начальника и в пределах своей компетенции исполнять в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством определения судов, постановления судей, письменные поручения прокуроров, следователей по делам и материалам, находящимся в их производстве, оказывать содействие при проведении ими отдельных процессуальных действий.

Права участкового уполномоченного милиции:

1. Требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступления или административного правонарушения.

2. Проверять документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать граждан и должностных лиц в совершении преступления или административного правонарушения.

3. Получать от граждан и должностных лиц объяснения, сведения, справки, документы, копии с них, необходимые в связи с исполнением служебных обязанностей участкового уполномоченного.

4. Вызывать граждан и должностных лиц по делам и материалам, находящимся в его производстве.

5. Составлять протоколы об административных правонарушениях; осуществлять в случаях, предусмотренных законодательством, административное задержание, личный досмотр и досмотр вещей, изъятие оружия, а также вещей и документов, обнаруженных при задержании, личном досмотре вещей.

6. Производить предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством действия по делам, находящимся в его производстве, а также по отдельным письменным поручениям прокуроров, следователей, органов дознания, постановлениям судей и определениям судов.

7. Входить беспрепятственно в жилые и иные помещения, на земельные участки граждан, на территорию, а также в помещения предприятий, учреждений, организаций и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных оснований полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай, а также в целях обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях.

8. Доставлять в милицию в соответствии с законодательством лиц, подозреваемых в совершении преступления либо уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, административного ареста, а также лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано заключение под стражу.

9. Проводить в установленном законом порядке освидетельствование лиц, подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения, для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств либо направлять или доставлять данных лиц в медицинское учреждение, если результат освидетельствования необходим для подтверждения или опровержения факта правонарушения либо объективного рассмотрения дела о правонарушении.

10. Доставлять в медицинские учреждения либо в дежурную часть милиции лиц, находящихся в состоянии опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в обстановке либо могущих принести вред окружающим или себе, а из жилищ – по письменному заявлению проживающих там граждан, если есть основания полагать, что поведение указанных лиц представляет опасность для их жизни, здоровья и имущества.

11. Отстранять от управления транспортным средством водителей и иных лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, а равно не имеющих документов на право управления.

12. Останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими, а также документы на транспортное средство и перевозимый груз, производить досмотр транспортных средств при подозрении, что они используются в противоправных целях.

13. Осматривать места хранения и использования огнестрельного оружия, боеприпасов к нему и взрывчатых материалов.

14. Изымать у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки, вещи, предметы и вещества, запрещенные в гражданском обороте, находящиеся у граждан без специального разрешения.

15. Использовать любые транспортные средства (кроме принадлежащих дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств и транспортных средств специального назначения) для проезда к месту стихийного бедствия, при сборе личного состава милиции по тревоге в случаях, не терпящих отлагательства, для доставления в лечебные учреждения граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, преследования и доставления в милицию лиц, совершивших преступления, с отстранением при необходимости водителей от управления этими средствами.

16. Пользоваться беспрепятственно в служебных целях средствами связи, принадлежащими предприятиям, учреждениям, организациям, общественным объединениям и гражданам.

17. Хранить и носить табельное огнестрельное оружие и специальные средства, при несении службы использовать служебную собаку.

18. Применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, предусмотренном законом РФ "О милиции".

2. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ УЧАСТКОВЫХ
УПОЛНОМОЧЕННЫХ МИЛИЦИИ


Административный участок – часть территории, обслуживаемой органами внутренних дел, которая закрепляется за участковым уполномоченным милиции.

Основные факторы, которые учитываются при определении размеров и границ участка: численность населения, состояние оперативной обстановки, особенности территории и административного деления района, города (в городе 1 участковый назначается из расчета на 3–3,5 тыс. населения, в сельской местности - 1 участковый на сельский или поселковый орган исполнительной власти).

Паспорт на административный участок:

  1   2   3   4



Скачать файл (331 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации