Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Презентация - Интеграция СНГ и Таможенного союза ЕврАзЭС - файл n1.docx


Презентация - Интеграция СНГ и Таможенного союза ЕврАзЭС
скачать (1506 kb.)

Доступные файлы (2):

n1.docx36kb.24.05.2012 01:46скачать
n2.pptx1794kb.26.05.2012 18:24скачать


n1.docx

Слайд 1.

Тамо́женный сою́з, ТС — соглашение двух или более государств (форма междугосударственного соглашения) об отмене таможенных пошлин в торговле между ними, форма коллективного протекционизма от третьих стран. Таможенный союз предусматривает также образование «единой таможенной территории».

Содру́жество Незави́симых Госуда́рств (СНГ) — региональная международная организация (международный договор), призванная регулировать отношения сотрудничества между странами, ранее входившими в состав СССР. СНГ не является надгосударственным образованием и функционирует на добровольной основе.

Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация в соответствии с Договором от 6 октября 2007 года формируют таможенный союз.

Высшим органом таможенного союза являются Межгосударственные Советы на уровне глав государств и глав правительств.

Стороны таможенного союза Договором от 6 октября 2007 года учредили Комиссию таможенного союза – единый постоянно действующий регулирующий орган таможенного союза.

Формирование таможенного союза предусматривает создание единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В рамках таможенного союза применяется единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.

В 2009 году Высший орган таможенного союза, Комиссия таможенного союза и правительства Сторон проводят комплекс мероприятий по завершению формирования договорно-правовой базы таможенного союза, включая Единый таможенный тариф, Таможенный кодекс, Статут Суда таможенного союза.

Слайд 2.

Безусловно, все, что происходит в СНГ и в рамках Таможенного союза, является отражением одной из основных тенденций современной мировой экономики — регионализации. Об углублении процессов регионального взаимодействия и активизации процессов заключения региональных торговых соглашений (РТС) между разными по уровню и типам экономического развития странами написано много, в том числе и автором настоящего комментария. Причины и мотивы заключения РТС в каждом конкретном случае следует анализировать отдельно, но можно вывести и некоторые закономерности. Подписание большого числа РТС и участие некоторых стран и рынков в многочисленных соглашениях подобного рода привело к возникновению понятия «калейдоскоп РТС», которое как нельзя лучше отражает их разнообразие, разноплановость и переплетение интересов участников.

На этом фоне в СНГ происходили активные процессы дезинтеграции. Напомним, что подписанный в 1994 г. Договор о создании зоны свободной торговли стран СНГ так и не был ратифицирован; Союзное государство России и Белоруссии было в большей степени политическим, нежели экономическим проектом. Экономические связи предприятий и компаний стран СНГ не рухнули лишь потому, что удалось сохранить систему отраслевых и секторальных соглашений, которые регулировали взаимодействие в конкретных отраслях (почтовой связи, железнодорожном транспорте и т.п.). Казалось, в ближайшей перспективе ничто уже не может способствовать объединению стран. Отдельные участники СНГ даже стали прорабатывать возможности заключения РТС с партнерами из дальнего зарубежья (например, Украина вела переговоры с ЕС о создании зоны свободной торговли).

Именно поэтому инициатива создания Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана (ТС), озвученная в 2009 г., стала крайне неожиданной. Не вдаваясь в детали и оценки эффективности этого интеграционного проекта и его актуальности, стоит отметить, что все три страны сконцентрировали усилия на реализации поставленной задачи, и экономический план получил существенную политическую поддержку.

В то же время нельзя забывать, что эти процессы происходили на фоне активизации переговоров о присоединении России к ВТО, итогом которых стал подписываемый сегодня в Женеве протокол о присоединении нашей страны к этой организации. Правила ВТО допускают заключение РТС между членами организации и государствами, не входящими в нее, однако в этом случае должно быть четкое понимание того, какие нормы и правила будут считаться приоритетными. Чтобы урегулировать эти вопросы, участники ТС подписали Договор о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы. В этом документе участники союза, признавая необходимость унификации и единообразного применения торговых режимов сторон в отношении третьих стран, закрепили положение о приоритетности обязательств в отношении ВТО в случае присоединения одного из участников. Так, после присоединения России к ВТО и вступления в силу ее тарифных обязательств, единый тариф ТС должен быть приведен в соответствие с этими нормами.

Этим развитие региональной интеграции не ограничилось. В этом же году было решено продолжать интеграционные процессы, причем как с точки зрения углубления, так и возможного расширения. Итогом стали решения сформировать с 1 января 2012 года Единое экономическое пространство (ЕЭП) трех стран в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕвраАзЭС), а также преобразовать КТС в Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК), которая получит официальный статус наднационального правительства в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. Предполагается, что в будущем к ЕЭП с энтузиазмом присоединятся и другие страны СНГ. Мне эта идея кажется менее реальной, о чем я уже писала в комментариях порталу МГИМО («В центре внимания — торговая политика России»). В основу своих планов участники снова заложили опыт ЕС, что вызвало массу противоречивых мнений относительно успешности проекта на фоне развития дезинтеграционных тенденций в традиционно успешной образцовой Европе.

Безусловно, объединение стран СНГ — объективная необходимость и, как любые РТС, имеет массу преимуществ: существенно расширяет масштабы сотрудничества, усиливает позиции участников и создает новые возможности как для самих участников, так и для их партнеров из-за рубежа. Отличительной особенностью современных интеграционных процессов в СНГ являются быстрота и натиск, что заставляет задуматься об эффективности и продуманности каждого шага, опасности ошибочных решений, не имеющих под собой прочной экономической основы и не востребованных субъектами рынка.

В 2012 год Таможенный союз-ЕврАзЭС-ЕЭП вступает с серьезными задачами и планами. Список соглашений, формирующих ЕЭП и подлежащих ратификации и вводу в действие с 2012 г., выглядит крайне внушительным. Он включает в себя регламентацию всех норм и правил, необходимых для согласования макроэкономической политики, политики в области конкуренции и валютной политики. И поскольку перед Новым годом принято высказывать пожелания, хочется пожелать, чтобы новые интеграционные инициативы служили на благо экономического развития, способствовали росту благосостояния людей и укреплению международных позиций наших стран и позволили реализовать задуманное и обозначить новые горизонты

Слайд 3 4

— Какие сейчас приоритетные направления в экономической интеграции в СНГ, как по ним осуществляется работа, как она строится?

— Очевидно, что приоритетными направлениями экономического сотрудничества являются те сферы экономики, которые объективно склонны к интеграции. Это энергетика, транспорт, связь, торговля, сельское хозяйство. Они изначально обречены на интеграцию. И есть еще ряд сфер, которые тоже очень хорошо бы интегрировать, но где пока не все идет так гладко. Прежде всего, это машиностроение, научно-техническое сотрудничество и инновации.

— А почему именно в этих сферах?

— Тут целый комплекс разных причин. Скажем, в области инноваций и новых технологий требуются большие взаимные усилия и по укреплению сотрудничества, и по наращиванию национальной инновационной инфраструктуры. Дело в том, что потенциал наших стран в области новейших технологий, будем говорить откровенно, во многом еще отстает от уровня мировых лидеров. Чтобы ликвидировать или хотя бы сократить это отставание, нужно еще очень многое сделать в сфере инноваций на национальных уровнях, и тут весьма важны объединенные усилия всех стран СНГ. Конечно, при этом возникают различные практические вопросы. Каков будет вклад каждой из сторон? Кому будут принадлежать результаты совместных разработок? Как и где их внедрять? Но все признают, что без интеграции усилий, без сотрудничества здесь не обойтись.

— Что не так с машиностроением?

— К сожалению, те кооперационные связи, которые были во времена СССР, во многом выстраивались на основе неэкономических соображений. Крупные заводы строили в различных точках страны исходя во многом из соображений укрепления национальной безопасности, обеспечения занятости населения. Но при этом вопросы наличия сырьевой базы, потребителей продукции, транспортной логистики, нагрузки на инфраструктуру и окружающую среду зачастую оставались в стороне. И когда мы перешли в рыночную экономику, то естественно, что многие из прежних связей были разрушены.

Многие производители переориентировались на совершенно другие внешние связи. А новые связи еще не возникли. И если в области инноваций есть общее понимание, что нужно объединять усилия, то в области промышленной политики такое понимание еще только вырабатывается. Не всем деловым кругам понятно, почему, например, автозаводы Центрально-Азиатского региона надо кооперировать с белорусскими или украинскими. Добавьте сюда то, что за 20 лет многие производства, к сожалению, фактически умерли. Так что здесь предстоит воссоздать еще очень многое.

— А как вообще строится интеграционная работа? Кто предлагает направления и проекты?

— «Приводные ремни» интеграции могут быть разные. Прежде всего, это страны СНГ, которые регулярно выступают с различными инициативами. Вот, например, на недавнем заседании экономического совета, о котором у нас идет речь, Россия выступила с инициативой определить оператором межгосударственной программы инновационного сотрудничества стран СНГ фонд «Сколково». И это предложение было принято.

Кроме того, у нас есть органы отраслевого сотрудничества. Каждый из них — это совместный совет по какому-то отраслевому направлению. Он может иметь статус консультативного, межгосударственного или межправительственного. Таких советов у нас в экономической сфере создано 39. Из них 31 активно работает. Заседания советов проходят регулярно — один-два раза в год. В них, как правило, участвуют руководители ведомств и представители делового сообщества. Что весьма важно, бизнесмены зачастую знают реальную жизнь, экономическую практику лучше, чем чиновники. Отраслевые советы генерируют идеи, разрабатывают различные проекты, программы взаимодействия в той или иной сфере. Предлагают проведение конкретных мероприятий. Приведу пример — программа гармонизации тарифной политики железнодорожного транспорта. Если вы определяете тарифы только в расчете на себя, на своем кусочке дороги, то невольно можете сделать их либо необоснованно привлекательными, либо настолько непривлекательными, что возникнет угроза не только для вас, но и для соседей: владельцы грузов могут либо перейти на другие виды транспорта, либо вообще выбрать маршруты через другие страны. Согласование железнодорожных тарифов, их гармонизация, которой мы занимаемся уже 20 лет, позволяют избежать подобных последствий.

Подготовленные отраслевыми советами программы обсуждаются с помощью исполкома СНГ в государствах и затем выносятся на рассмотрение экономического совета СНГ на уровне вице-премьеров, либо на рассмотрение совета глав правительств и в особо важных случаях — совета глав государств СНГ.

— Эти программы подписываются всеми членами СНГ?

— Не всегда удается достичь стопроцентного подписания. Но здесь есть и свои плюсы. Подписывают документ только те, кто реально собирается его реализовывать. Если непременно настаивать на консенсусе, то мы можем получить во многом декларативные документы. Либо получим документ, который не будет выполняться на практике. А практика, сложившаяся в СНГ, такова: если уж несколько стран подписали документ, то они его реально и выполняют. А глядя на это, к документу потихоньку присоединяются и другие государства Содружества.

— Чем примечателен Договор о зоне свободной торговли в рамках СНГ?

— С самого начала договор задумывался как современный документ и документ на перспективу. Его готовила примерно та же команда, что и вела переговоры по присоединению РФ к ВТО. Они взяли самое лучшее, что есть в мировой торговой практике по договорам такого рода. Переговоры были непростые, но в итоге в подписанном договоре есть ряд важных моментов и для интеграции, и для развития торговли в рамках СНГ. В нем все положения приведены в соответствие нормам ВТО. В нем выведены на белый свет те вопросы, которые раньше нигде не были отражены. Например, известно, что технические меры используются, к сожалению, для ограничения торговли, хотя они должны использоваться только для безопасности оборудования и здоровья людей. Известно, что санитарные и ветеринарные нормы иногда используются для регулирования торговли, хотя они должны использоваться для охраны нашего здоровья. Известно, что ряд государств используют субсидии для производства товаров или услуг, ставя тем самым свои товары и услуги в более благоприятные условия. Эти вопросы в договоре четко зафиксированы, и стороны договорились о цивилизованных нормах поведения. Это очень важно.

Второй момент. Количество изъятий в режиме свободной торговли по импорту хотя и раньше было небольшим, сейчас вообще пренебрежимо мало — три товара. Тем не менее стороны договорились, что к 1 января 2015 года и эти изъятия исчезнут. Третий момент. В договорах 1992–1994 годов зачастую ничего не было сказано об экспортных пошлинах. В результате их количество стало расти, и возникли взаимные претензии. Теперь же в договоре сказано, что экспортные пошлины могут использоваться, но только те, которые перечислены в приложении к договору. И список их может только уменьшаться, а уровень пошлин может только снижаться. Через шесть месяцев после подписания договора стороны приступят к таким переговорам, как, когда и в каком объеме эти пошлины снижать и уменьшать.

Четвертый существенный момент — то, что в договоре заложен механизм разрешения споров. Всем известны дискуссии по газовым вопросам. Конфликты начинаются на уровне компаний, потом все доходит до переговоров премьеров и президентов. И если они договариваются — хорошо. Если нет, то споры могут длиться десятилетиями. Сейчас Россия и Украина получили возможность решать свои споры в ВТО. Но еще далеко не все из 11 стран СНГ имеют такие возможности. В нашем договоре предусмотрено создание независимой комиссии экспертов, решения которой будут обязательными. А если одна сторона их не выполняет, то другая сторона спора получает легитимное право ввести штрафные санкции или отозвать ранее сделанные уступки. Схожий механизм действует и в рамках ВТО. Для СНГ это очень большой и принципиальный шаг.

— А сколько стран подписали договор?

— Восемь. Не подписали Азербайджан, Туркмения, Узбекистан. Причем не стоит сбрасывать со счетов вероятность присоединения в перспективе любой из этих стран. Скажем, наши узбекские коллеги исходят из того, что новый договор не должен быть хуже условий существующих двусторонних соглашений. В то же время ряд условий двусторонних договоров в реальной жизни не соблюдался. И если заложить существующие сегодня реальные условия торговли, скажем экспортные пошлины, в новый Договор, то формально это будет ухудшением. Ведь в двусторонних документах таких экспортных пошлин предусмотрено не было. Но есть основания полагать, что решение этого вопроса может быть найдено в будущем.

— Как рядовые граждане России почувствуют, когда все это заработает? Жизнь обычных людей изменится?

— Не думаю, что рядовой потребитель сразу что-то почувствует. Колбаса завтра не подешевеет. Но соглашение заметно облегчит жизнь бизнесу. Будут сняты многочисленные барьеры на пути товаров из стран СНГ на рынки партнеров по Содружеству. Например, ограничения на пути пищевой и сельскохозяйственной продукции, изделий машиностроения и металлургии. Фабрики заработают на полную мощность, увеличится зарплата.

— У многих наблюдателей сложилось впечатление, что Владимир Путин пытался сколотить СССР, используя СНГ. Но потом отказался от этой идеи и решил интегрировать тех, кто к этому готов. А СНГ при таком раскладе отходит на второй план. Есть в исполкоме такое ощущение?

— Нет. Это никак не ощущается. Безусловно, если смотреть с точки зрения огромного количества ресурсов и усилий, которые затрачены на нормативную базу ТС, и огромного объема работы по созданию Евразийского союза, приоритетным сегодня является именно это направление. Но спада интереса к СНГ мы не чувствуем. Он растет теми же темпами, но с учетом особенностей работы Содружества. ТС и СНГ — это как две руки у одного человека.

— Какие уроки из нынешнего экономического кризиса в Евросоюзе можно и нужно учитывать при интеграции в СНГ?

— Экономика должна идти впереди политики. Основой интеграции должен быть крепкий экономический фундамент. И все погрешности и недоработки, которые проявлялись на первых этапах существования СНГ, и те ошибки, которые мы видим сейчас в Европе, связаны как раз с тем, что иногда желаемое опережает реальную экономику. Обратите внимание, 18 ноября 2011 года главами государств ТС было подписано соглашение о создании комиссии Евразийского экономического союза. Не самого союза, а именно комиссии. Потому что, как стало понятно и из опыта Европейского союза, и из опыта разработки документов ТС, подготовку нормативно-правовой базы надо вести очень тщательно. Подготовить нормативную базу Евразийского экономического союза к 2015 году — это очень амбициозная задача. И она потребовала принципиального решения о создании сильного наднационального органа, которому эта задача будет поручена.




Скачать файл (1506 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации