Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Оценка стоимости предприятия (бизнеса) на примере ООО Оренбурглифтсервис - файл n1.rtf


Оценка стоимости предприятия (бизнеса) на примере ООО Оренбурглифтсервис
скачать (843.2 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.rtf844kb.06.01.2013 14:47скачать

Загрузка...

n1.rtf

  1   2   3
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Содержание


Введение

Процессы, происходящие на современном этапе в российской экономике, привели к возрождению и развитию оценочной деятельности, актуальность и востребованность результатов которой в условиях рынка фактически неоспоримы. Оценка и ее ключевая категория – «стоимость» - являются комплексным показателем целесообразности, полезности и значимости того или иного результата какой-либо деятельности в сфере рыночных отношений.

Оценка стоимости предприятия – представляет собой упорядоченный, целенаправленный процесс определения в денежном выражении стоимости предприятия с учетом потенциального и реального дохода, приносимого им в определенный момент времени в условиях конкретного рынка. Особенностью процесса оценки стоимости предприятия, несомненно, является ее рыночный характер. Это означает, что оценка стоимости предприятия не ограничивается учетом лишь одних затрат на создание или приобретение оцениваемого объекта, она обязательно учитывает всю совокупность рыночных факторов: фактор времени, фактор риска, рыночную конъюнктуру, уровень и модель конкуренции, экономические особенности оцениваемого объекта, его рыночное реноме, а также макро- и микроэкономическую среду обитания. При этом подходы и методы, используемые оценщиком, определяются, в зависимости, как от особенностей процесса оценки, так и от экономических особенностей оцениваемого объекта, а также от целей и принципов оценки.

Из всего вышесказанного, можно сделать однозначный вывод о том, что оценка стоимости предприятия (бизнеса) в нашем современном мире – это очень актуальная тема, исследованию которой и посвящена представленная курсовая работа. При этом указанная тема будет рассмотрена на примере оренбургского промышленного предприятия ООО «Оренбурглифтсервис».

Объектом исследования представленной курсовой работы является стоимость современного предприятия (бизнеса). Предметом исследования работы – оценка стоимости предприятия (бизнеса) в современных условиях.

Изучение выбранной темы предполагает достижение следующей цели – произвести оценку стоимости исследуемого предприятия.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  • рассмотреть теоретические и методические основы оценки стоимости предприятия (бизнеса) с точки зрения практической реальной экономики;

  • выделить основные этапы проведения оценки стоимости предприятия, а также дать описание и выбор основных подходов к оценке;

  • проанализировать деятельность и перспективы развития предприятия (бизнеса) на примере ООО «Оренбурглифтсервис»;

  • произвести оценку стоимости предприятия (бизнеса) на примере ООО «Оренбурглифтсервис»;

  • обобщить полученный материал в данной работе и сделать выводы.

Исследование выбранной темы осуществлялось при помощи следующих методов познания: диалектический метод, метод теоретического анализа и синтеза различных источников литературы, структурно-функциональный метод, системный метод, сравнительный метод, метод описания, статистический метод, количественный метод, балансовый метод, математические методы, метод обобщения полученных сведений и материалов в данной работе.

Проблема оценки стоимости современного предприятия (бизнеса) имеет достаточно широкое освещение в источниках современной научной экономической литературы. Так, в качестве теоретической основы изучения в курсовой работе применялись труды и учебные пособия российских авторов по таким экономическим наукам, как – «Экономика», «Финансовый и экономический анализ», «Основы бизнеса», «Оценка стоимости предприятия» и т.п. Это работы таких именитых авторов, как Филиппов Л. А., Абрютина М.С., Валдайцев В.С., А.Г. Грязнова, М.А. Федотова, Ковалев В.В. и др.

Теоретические и методические основы оценки стоимости предприятия (бизнеса)
Понятие, цели и принципы оценки стоимости предприятия (бизнеса)

Оценка бизнеса предприятия (оценка стоимости бизнеса) — это определение стоимости компании (предприятия) как имущественного комплекса, способного приносит прибыль его владельцу. При проведении оценочной экспертизы определяется стоимость всех активов компании [5]:

  • недвижимого имущества;

  • машин и оборудования;

  • складских запасов;

  • финансовых вложений;

  • нематериальных активов.

Бизнес — это инвестиционный товар. Все вложения осуществляются с целью отдачи в будущем. Затраты и доходы разъединены во времени. Именно поэтому оценщик для определения стоимости бизнеса проводит анализ в течение длительного периода и отдельно оценивает:

  • эффективность работы компании;

  • прошлые, настоящие и будущие доходы;

  • перспективы развития;

  • конкурентная среда на данном рынке.

Оценка стоимости предприятия или компании — это определение той стоимости, которая может быть наиболее вероятной продажной ценой предприятия как товара [14]. Так как бизнес является системной деятельностью, то продаваться может целиком или по частям. Кроме продажи владелец предприятия имеет право его заложить, застраховать или завещать.

Оценка стоимости предприятия (бизнеса) — это расчет и обоснование стоимости предприятия на определенную дату. Оценка стоимости бизнеса представляет собой целенаправленный упорядоченный процесс определения величины стоимости объекта в денежном выражении с учетом влияющих на нее факторов в конкретный момент времени в условиях конкретного рынка.

Основными факторами, которые влияют на оценку стоимости предприятия (бизнеса) это время и риск. Время получения дохода или до получения дохода измеряется интервалами или периодами. Интервал или период, может быть равен дню, неделе, месяцу, кварталу, полугодию или году. Продолжительность прогнозного периода влияет на величину рыночной стоимости, потому, что учитывается при дисконтировании.

Другим существенным фактором рыночной стоимости является риск – вероятность того, что доходы, которые будут получены от инвестиций в оцениваемый бизнес, окажутся больше или меньше прогнозируемых. При оценке важно помнить, что существуют разные виды риска и что ни одно из вложений в условиях рыночной экономики не является абсолютно безрисковым.

Результатом произведенной оценки, как правило, является рассчитанная величина рыночной стоимости или ее модификации. Рыночная стоимость – это «наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки (предприятие) может быть отчужден на открытом рынке, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, на величине цены сделки не отражаются какие либо чрезвычайные обстоятельства. Отличительной чертой рыночной оценки стоимости и одновременно обязательным требованием является ее привязка к конкретной дате. Расчет рыночной стоимости в современной экономике необходим в силу следующих причин: [13]

  • оценка (или определение) рыночной стоимости позволяет продавцу или покупателю «выставить» объект оценки по наиболее реальной цене, т.к. рыночная стоимость учитывает не только и не столько индивидуальные затраты и ожидания, но ситуацию на рынке в целом, ожидания рынка, общеэкономические тенденции развития, оценку данного объекта со стороны рынка;

  • знание величины рыночной стоимости позволяет собственнику объекта оптимизировать процесс производства, принимать меры, направленные на увеличение стоимости объекта, на сохранение разрыва между индивидуальной (внутренней) и рыночной стоимостью в случае превышения последней;

  • периодическая рыночная оценка стоимости объектов позволяет повысить эффективность управления и предотвратить банкротство и разорение;

  • покупателю, инвестору оценка стоимости предприятия (бизнеса) помогает принять верное эффективное инвестиционное (или иное) решение;

  • оценку стоимости проводят специально обученные профессионалы - эксперты оценщики, а их профессиональная оценка позволяет получить обоснованные результаты, их транзакционные издержки существенно ниже;

  • оценщик несет ответственность за качество выполненных работ, следовательно, риск неправильной оценки «ложится на плечи» именно эксперта;

  • оценка стоимости в макроэкономическом аспекте является рычагом регулирования экономики со стороны государства, особое значение оценка имеет при управлении государственной и муниципальной собственностью.

Оценка бизнеса предприятия производится для различных целей, среди которых часто встречаются следующие [14]:

  • повышение эффективности текущего управления предприятием (компанией);

  • принятие обоснованного инвестиционного или управленческого решения;

  • привлечение заемных источников, определение кредитоспособности предприятия и стоимости залога при кредитовании (для данного случая оценка требуется потому, что величина стоимости активов по бухгалтерской отчетности может сильно отличаться от их рыночной стоимости);

  • передача в доверительное управление;

  • определение величины арендной платы при сдаче бизнеса в аренду;

  • определение стоимости доли бизнеса каждого из совладельцев в случае подписания или расторжения договора, или в случае смерти одного из партнеров (определение стоимости вклада в уставный капитал);

  • совершение сделки купли-продажи компании целиком или по частям;

  • совершение сделки купли-продажи акций, облигаций на фондовом рынке;

  • определение стоимости собственных акций при дополнительной эмиссии ценных бумаг;

  • покупка или выкуп акций, определение цены конверсии или величины премии, выплачиваемой акционерам поглощаемой фирмы при реструктуризации предприятия (ликвидации, слиянии, поглощении) или при выделении самостоятельных предприятий из состава холдинга;

  • определение справедливой страховой суммы страхуемого имущества;

  • определение стоимости убытков;

  • проведение переоценки основных средств для отражения стоимости в бухгалтерской отчетности предприятия;

  • постановка на баланс подаренных или найденных в процессе инвентаризации основных средств;

  • списание неиспользуемых основных средств.

Таким образом, оценка стоимости предприятий (бизнеса) позволяет решать многие насущные задачи в рыночной экономике. Будучи важным инструментом рыночной экономики, стоимостная оценка должна быть определенным образом и организована. От этого зависит качество работы оценщиков, эффективность и адекватность принимаемых с их помощью решений.

Практически во всех странах, где проводится оценка стоимости, ее осуществляют независимые профессионалы оценщики, которые в своей работе придерживаются установленных стандартов оценки. В нашей стране оценка стоимости различных объектов, в том числе и бизнеса, проводится на основании Федерального закона «Об оценочной деятельности в РФ», стандартов оценки и иных нормативно-правовых актов независимыми лицензированными оценщиками, прошедшими специальную профподготовку. [8]

Процесс оценки предполагает наличие оцениваемого объекта и оцениваемого субъекта. Субъектом оценочной деятельности являются, с одной стороны, профессиональные оценщики, обладающие специальными знаниями и практическими навыками, с другой стороны — потребители их услуг, заказчики.

Объектом стоимостной оценки является любой объект собственности. При этом в расчет принимаются не только различные характеристики объекта, но и права, которыми наделен его владелец. Объекты оценки являются объектами гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте. При оценке бизнеса объектом выступает деятельность, направленная на получение прибыли и осуществляемая на основе функционирования имущественного комплекса предприятия. Согласно ст. 132 Гражданского кодекса РФ, предприятие (организация) является объектом гражданских прав, вступает в хозяйственный оборот и участвует в хозяйственных операциях – в результате этого возникает потребность в оценке его стоимости. [14]

Большое значение имеет организационно правовая форма существования предприятия. При оценке необходимо конкретизировать состав имущества предприятия и его права: ведь структура многих промышленных предприятий очень сложна. В структуру предприятия могут входить цеха; участки, обслуживающие хозяйства; специальные подразделения; конторские строения; средства связи и коммуникации, которые могут располагаться на разных площадях и даже в разных регионах. Объектом оценки могут быть объединения, холдинги и даже целые финансово-промышленные группы. В этом случае в рамках одного бизнеса объединяют несколько дочерних компаний, отделений, филиалов. Для правильной оценки необходимо проследить формирование денежных потоков и направления их движения, а также права и роль каждого из этих подразделений. Необходимо также выяснить, входят ли в состав объекта оценки подразделения социально культурной сферы.

При оценке бизнеса надо учитывать то, что предприятие, будучи юридическим лицом одновременно является и хозяйствующим субъектом (ст. 48 ГК РФ), поэтому его стоимость должна учитывать кроме всего прочего, наличие определенных юридических прав – именно это является одной из особенностей бизнеса, как объекта оценки. Другой немаловажной особенностью бизнеса как объекта оценки является то, что, оценивая стоимость бизнеса, определяют стоимость собственного капитала предприятия (организации) – потому как основу любого бизнеса составляет капитал, который функционирует в рамках определенных организационных структур предприятий. Поэтому, оценивая бизнес, мы определяем стоимость собственного капитала с учетом его организационно правовой формы, отраслевых особенностей и нематериальных активов, включая goodwill (деловая репутация). [13]

Оценка стоимости предприятия (бизнеса) осуществляется в соответствии с определенными принципами. Таких принципов выделяется три группы: принципы, основанные на представлениях собственника (полезности, ожидания); принципы, связанные с эксплуатацией собственности (доходности, вклада, предельной производительности, сбалансированности, пропорциональности); принципы, обусловленные действием рыночной среды (соотношение спроса и предложения, соответствия, регрессии, прогрессии, конкуренции, зависимости от внешней среды, изменения стоимости, экономического разделения, наилучшего и наиболее эффективного использования) [16].

Для определения стоимости предприятия (бизнеса) оценщики применяют специальные приемы и способы расчета, которые получили название методов (подходов) оценки. Каждый метод оценки предполагает предварительный анализ определенной информационной базы и соответствующий алгоритм расчета. Все методы оценки позволяют определить стоимость бизнеса на конкретную дату, и все методы являются рыночными, так как учитывают сложившуюся рыночную конъюнктуру, рыночные ожидания инвесторов, рыночные риски, сопряженные с оцениваемым бизнесом, и предполагаемую «реакцию» рынка при сделках купли-продажи с оцениваемым объектом.

1.2 Процесс проведения оценки стоимости объекта оценки

В процессе оценки стоимости бизнеса можно выделить три основных этапа [13]:

  1. Подготовительный этап.

  2. Оценочный этап.

  3. Заключительный этап.

В рамках подготовительного этапа можно выделить следующие этапы:

    1. выбор стандарта стоимости и методов оценки

Первым этапом проведения оценки бизнеса является определение искомой стоимости в соответствии с существующими стандартами стоимости бизнеса. Затем, когда определен необходимый стандарт стоимости бизнеса, определяются необходимые для оценки компании методы, наиболее подходящие в данном конкретном случае.

    1. подготовка информации для проведения оценки

В соответствии с определенными методами оценки определяется набор и объем необходимой информации. Информация может черпаться из нескольких источников: из оцениваемых компаний, фондового рынка, а также различная статистическая информация, результаты маркетинговых исследований и т.д. Информация должна охватывать:

      • общую характеристику предприятия, его историю и перспективы развития;

      • финансовую информацию о предприятии за предыдущие годы;

      • активы и обязательства предприятия;

      • общую характеристику отраслей, которые оказывают влияние на данное предприятие; их текущее состояние;

      • экономические факторы, оказывающие влияние на данное предприятие;

      • данные о предыдущих сделках с участием оцениваемого предприятия, доли акционеров в капитале предприятия или его акций;

      • другую информацию, которую оценщик сочтет имеющей отношение к проведению оценки.

Как из этого видно, при проведении оценки бизнеса необходимо использовать ретроспективную учетную информацию (бухгалтерскую отчетность) и текущие финансово-экономические показатели компании.

Оценка предприятия должна базироваться на реальных (очищенных от влияния инфляции) значениях используемых показателей. В условиях значительного изменения цен учетные значения стоимостных показателей существенно отличаются от их реальных значений. Таким образом, использование учетных данных требует их корректировки с учетом динамики цен, т.е. инфляции (или дефляции) и структурного изменения цен. Однако в современных условиях экономики РФ основным является искажающее влияние инфляции.

    1. оценка финансового положения компании

В процессе оценки бизнеса возникает необходимость предварительной проверки его финансового положения. Такая проверка позволяет получить важные справочные сведения об оцениваемой компании и выполнить расчет значений корректировочных показателей, необходимых для нахождения конечной стоимости бизнеса.

Методика оценка финансового положения компании для целей оценки бизнеса может быть основана на одном из трех основных подходов.

Первый подход предполагает организацию дифференцированного учета всех долговых обязательств по срокам их погашения. Параллельно устанавливается интенсивность будущих денежных поступлений и проверяется их достаточность на отдельные моменты времени. Такой подход основан на использовании первичной информации по финансовым потокам.

Второй подход основан на использовании специального баланса ликвидности, который позволяет устанавливать финансовое положение компании.

Третий подход основан на использовании показателей, вычисляемых на основе сравнения объема отдельных средств и источников, сложившихся по состоянию на конкретный момент времени. Это могут быть показатели ликвидности, показатели финансовой зависимости или автономии, показатели финансовой устойчивости и т.д. Поскольку показатели служат лишь индикаторами и не позволяют прямо устанавливать степень платежеспособности, то этот метод не гарантирован от отсутствия ошибок. Однако в большинстве случаев он позволяет получить правильный диагноз истинного финансового положения предприятия, имеющий достаточную точность для его включения в последующую процедуру оценки предприятия. Также к достоинствам этого метода следует отнести высокую степень формализованности.

    1. оценка рисков компании

Для целей оценки бизнеса риск следует определить как степень неопределенности, связанной с получением ожидаемых в будущем доходов, иными словами, это опасность не достижения (отклонения) планируемого объема ожидаемых будущих доходов или риск не реализации прогноза.

Существует два подхода к трактовке элементов риска при проведении оценки:

      • проведение понижающей корректировки ожидаемого будущего потока (прибыли, денежного потока, дивидендов и т.п.) с тем, чтобы отразить эту неопределенность;

      • учет риска путем использования более высокой ставки дисконта при оценке ожидаемого потока с тем, чтобы отразить требуемую доходность как вознаграждение за риск.

В рамках оценочного этапа проводится выполнение необходимых расчетных процедур, предусмотренных избранными методами оценки бизнеса. На основании имеющихся данных, доступной информации выбираются подходы к оценке и соответствующие методы определения стоимости предприятия.

На заключительном этапе проводится корректировка стоимости и составление отчета об оценке.

  1. Корректировка стоимости

В любом случае, вне зависимости от того, предпринимается ли попытка составить прогноз на будущее, или же за основу берутся ретроспективные данные, оценка бизнеса опирается на ряд ключевых переменных. Их относительная важность может быть различной в зависимости от конкретной ситуации, но во многих случаях на заключение о стоимости влияет такие внутренние переменные как:

    • размер оцениваемой доли (мажоритарная или миноритарная);

    • наличие голосующих прав;

    • ликвидность компании (пакета);

    • положения, ограничивающие права собственности;

    • специальные привилегии;

    • финансовое положение оцениваемого объекта;

    • и др.

2) Составление отчета об оценке бизнеса

Выделяемые задачи отчета об оценке состоят в том, чтобы:

    • изложить анализ и заключение в ясной и убедительной форме;

    • задокументировать детали оценки в качестве справочного материала.

В большинстве случаев отчет об оценке содержит следующие разделы:

    • Основные факты и выводы

    • Задание на оценку

    • Процесс оценки

    • Требования достаточности и достоверности

    • Основные понятия и определения, используемые в отчете

    • Описание объекта оценки

    • Анализ экономики в России и в регионе

    • Отраслевая информация.

    • Анализ финансово-экономического положения компании.

    • Анализ наилучшего и наиболее эффективного использования

    • Описание подходов, а также обоснование выбранных методов оценки

    • Проведение непосредственно оценки стоимости

    • Заключение о величине стоимости

    • Описание источников информации.

    • Основные приложения



1.3 Подходы к оценке стоимости предприятия (бизнеса)
Затратный подход.

Затратный подход основывается на изучении возможностей инвестора в приобретении объекта и исходит из того, что покупатель, проявляя должную благоразумность, не заплатит за объект большую сумму, чем та, в которую обойдется приобретение или возведение аналогичного по назначению и качеству объекта в обозримый период без существенных задержек [13].

Затратный подход в оценке рассматривает стоимость предприятия или доли участия в нем с точки зрения стоимости понесенных собственником издержек.

Методика оценки рыночной стоимости предприятия исходя из затратного подхода базируется на предположении, что владелец собственности при реализации объекта собственности на свободном рынке должен полностью компенсировать собственные затраты, связанные с созданием или приобретением предприятия и вводом его в действие, с учетом фактора времени и изменения экономических условий.

В состав затрат, связанных с созданием или приобретением предприятия и вводом его в действие, включаются: стоимость обоснования, организационных, разрешительных, плановых и других работ, связанных с вводом предприятия как организационно-штатной единицы в действие, стоимость разработки проекта создания основных средств пред приятия, а также программного обеспечения и других видов интеллектуальной собственности, создаваемой по заказам предприятия или сотрудниками предприятия, стоимость приобретения (строительства, аренды) основных производственных средств, стоимость (аренды) земли под капитальное строительство объектов предприятия, стоимость активов предприятия, включая нематериальные и неосязаемые активы.

Балансовая стоимость активов и обязательств предприятия вследствие изменений конъюнктуры рынка, инфляции и несовершенства методов учета, как правило, не соответствует их рыночной стоимости.

Поэтому в интересах приведения балансовой стоимости к рыночным условиям и повышения обоснованности результатов оценки определяются:

1. Затраты, фактически понесенные собственником предприятия при его создании и вводе в действие – в соответствии с данными бухгалтерского учета на предприятии.

2. Стоимость приобретения соответствующих видов ресурсов на свободном рынке – в соответствии со складывающейся на момент оценки конъюнктурой или по специальным методикам.

Для осуществления корректировки баланса предприятия проводится оценка рыночной стоимости каждого актива баланса в отдельности, затем определяется текущая стоимость обязательств и, наконец, из рыночной стоимости суммы активов предприятия вычитается текущая стоимость всех его обязательств. Результат показывает оценочную (в данном случае рыночную) стоимость собственного капитала предприятия.

Затратный подход включает:

- метод накопления чистых активов используется при определении рыночной стоимости действующего предприятия;

- метод скорректированной балансовой стоимости (метод чистых активов);

- метод замещения;

- метод ликвидационной стоимости используется при определении ликвидационной стоимости ликвидируемого предприятия.

Метод чистых активов является косвенным методом определения стоимости коммерческого предприятия. При использовании данного метода реальная рыночная стоимость компании определяется на основании оценки следующих активов:

1. Текущие активы: денежные средства, производственные запасы, ценные бумаги, счета дебиторов, векселя к получению, расходы будущих периодов;

2. Реальные (материальные) активы: земля, здания и сооружения, машины и оборудование и т.д.;

3. Нематериальные активы, такие как гудвилл, клиентура, обученный персонал, торговая марка, патенты и собственные технологии и т.д.

Стоимость каждого из этих активов определяется индивидуально для каждого класса активов на основании специальных методов оценки. Стоимости активов затем суммируются для получения реальной рыночной стоимости всех материальных и нематериальных активов предприятия. Стоимость пассивов, как учтенных ранее, так и неучтенных, определяется и суммируется для дальнейшего использования в процессе определения реальной рыночной стоимости всех пассивов фирмы.

Для определения реальной рыночной стоимости собственного капитала компании окончательная стоимость пассивов вычитается из общей оценки активов. Результат показывает оценочную стоимость собственного капитала предприятия. Расчет ведется по следующей формуле:

Ск = Ав – То, (1)
где Ск – рыночная стоимость компании;

Ав - текущая рыночная стоимость активов на дату оценки;

То – суммарные обязательства на дату оценки.

Нормализирующие корректировки для целей оценки проводятся по следующим направлениям:

- корректировка данных бухгалтерской отчетности с целью определения рыночной стоимости активов и обязательств – проводится оценка рыночной стоимости каждого актива и текущая стоимость обязательств;

- исключение разовых, нетипичных и неоперационных доходов и расходов.

При оценке материальных активов (оборудования) затратный подход использует полную стоимость воспроизводства или полную стоимость замещения в качестве базы, из которой затем вычитается сумма, отражающая потерю в стоимости в результате физического износа, морального износа и экономического устаревания

Сравнительный подход [20].

Оценка стоимости предприятия сравнительным подходом строится на принципе замещения. Сравнительный подход в оценке предполагает, что ценность активов определяется тем, за сколько они могут быть проданы при наличии достаточно сформированного финансового рынка. Другими словами, наиболее вероятной величиной стоимости оцениваемого предприятия может быть реальная цена продажи аналогичной фирмы, зафиксированная рынком. Сравнительный подход к оценке бизнеса предполагает, что ценность активов определяется тем, за сколько они могут быть проданы при наличии достаточно сформированного финансового рынка.

Другими словами, наиболее вероятной величиной стоимости оцениваемого предприятия может быть реальная цена продажи аналогичной фирмы, зафиксированная рынком.

Теоретической основой сравнительного подхода, доказывающей возможность его применения, а также объективность результативной величины, являются следующие базовые положения:

Во-первых, оценщик использует в качестве ориентира реально сформированные рынком цены на аналогичные предприятия (акции).

При наличии нового рынка фактическая цена купли-продажи предприятия в целом или одной акции наиболее интегрально учитывает многочисленные факторы, влияющие на величину стоимости собственного капитала предприятия. К таким факторам можно отнести соотношение спроса и предложения на данный вид бизнеса, уровень риска, перспективы развития отрасли конкретные особенности предприятия и т. д. Это, в конечном счете, облегчает работу оценщика, доверяющего рынку.

Во-вторых, сравнительный подход базируется на принципе альтернативных инвестиций. Инвестор, вкладывая деньги в акции, покупает, прежде всего, будущий доход.

Производственные, технологические и другие особенности конкретного бизнеса интересуют инвестора только с позиции перспектив получения дохода.

Стремление получить максимальный доход на размещённые инвестиции при адекватном риске и свободном размещении капитала обеспечивает выравнивание рыночных цен.

В-третьих, цена предприятия отражает его производственные и финансовые возможности, положение на рынке, перспективы развития. Следовательно, в аналогичных предприятиях должно совпадать соотношение между ценой и важнейшими финансовыми параметрами, такими, как прибыль, дивидендные выплаты, объем реализации, балансовая стоимость собственного капитала.

Отличительной чертой этих финансовых параметров является их определяющая роль в формировании дохода, получаемого инвестором.

Основным преимуществом сравнительного подхода является то, что оценщик ориентируется на фактические цены купли-продажи аналогичных предприятий. В данном случае цена определяется рынком, так как оценщик ограничивается только корректировками, обеспечивающими сопоставимость аналога с оцениваемым объектом.

При использовании других подходов оценщик определяет стоимость предприятия на основе расчетов.

Сравнительный подход к оценке бизнеса базируется на ретроинформации и, следовательно, отражает фактически достигнутые результаты производственно-финансовой деятельности предприятия, в то время как доходный подход ориентирован на прогнозы относительно будущих доходов [14].

Другим достоинством сравнительного подхода является реальное отражение спроса и предложения на данный объект инвестирования, поскольку цена фактически совершенной сделки максимально учитывает ситуацию на рынке.

Вместе с тем сравнительный подход имеет ряд существенных недостатков, ограничивающих его использование в оценочной практике [14].

Во-первых, базой для расчета являются достигнутые в прошлом финансовые результаты. Следовательно, метод игнорирует перспективы развития предприятия в будущем.

Во-вторых, сравнительный подход возможен только при наличии доступной разносторонней финансовой информации не только по оцениваемому предприятию, но и по большому числу похожих фирм, отобранных оценщиком в качестве аналогов. Получение дополнительной информации от предприятий-аналогов является достаточно сложным процессом.

В-третьих, оценщик должен делать сложные корректировки, вносить поправки в итоговую величину и промежуточные расчеты, требующие серьезного обоснования. Это связано с тем, что на практике не существует абсолютно одинаковых предприятий. Поэтому оценщик обязан выявить различия и определить пути их нивелирования в процессе определения итоговой величины стоимости.

Таким образом, возможность применения сравнительного подхода зависит от наличия активного финансового рынка, поскольку подход предполагает использование данных о фактически совершенных сделках.

Второе условие - открытость рынка или доступность финансовой информации, необходимой оценщику. Третьим необходимым условием является наличие специальных служб, накапливающих ценовую и финансовую информацию. Формирование соответствующего банка данных облегчит работу оценщика, поскольку сравнительный подход к оценке бизнеса является достаточно трудоемким и дорогостоящим.

В зависимости от целей, объекта и конкретных условий оценки сравнительный подход предполагает использование трех основных методов:

- метод компании-аналога;

- метод сделок;

- метод отраслевых коэффициентов.

Метод компании-аналога, или метод рынка капитала, основан на использовании цен, сформированных открытым фондовым рынком. Таким образом, базой для сравнения служит цена на единичную акцию акционерных обществ открытого типа. Следовательно, в чистом виде данный метод используется для оценки миноритарного пакета акций.

Метод сделок, или метод продаж, ориентирован на цены приобретения предприятия в целом либо контрольного пакета акций. Это определяет наиболее оптимальную сферу применения данного метода оценки предприятия или контрольного пакета акций.

Метод отраслевых коэффициентов, или метод отраслевых соотношений, основан на использовании рекомендуемых соотношений между неопределенными финансовыми параметрами.

Отраслевые коэффициенты рассчитаны на основе длительных статистических наблюдений специальными исследовательскими институтами за ценой продажи предприятия и его важнейшими производственно-финансовыми характеристиками. В результате обобщения были разработаны достаточно простые формулы определения стоимости оцениваемого предприятия. Например, цена бензозаправочной станции колеблется в диапазоне 1,2 - 2,0 месячной выручки. Цена предприятия розничной торговли формируется следующим образом: 0,75 чистого годового дохода увеличивается на стоимость оборудования и запасов, которыми располагает оцениваемое предприятие.

Суть сравнительного подхода при определении стоимости предприятия заключается в следующем. Выбирается предприятие, аналогичное оцениваемому, которое было недавно продано. Затем рассчитывается соотношение между ценой продажи и каким-либо финансовым показателем по предприятию-аналогу. Это соотношение называется мультипликатором. Умножив величину мультипликатора на тот же базовый финансовый показатель оцениваемой компании, получим ее стоимость.

Однако, несмотря на кажущуюся простоту, этот метод требует высокой квалификации и профессионализма оценщика, так как предполагает внесение достаточно сложных корректировок для обеспечения максимальной сопоставимости оцениваемой компании с аналогами. Кроме того, оценщик должен определить приоритетные критерии сопоставимости исходя из конкретных условий, целей оценки, качества информации.

Сравнительный подход к оценке бизнеса во многом аналогичен методу капитализации доходов. В обоих случаях оценщик определяет стоимость компании, опираясь на величину дохода компании. Основное отличие заключается в способе преобразования величины дохода в стоимость компании. Метод капитализации предполагает деление величины дохода на коэффициент капитализации, построенный на основе общих рыночных данных. Сравнительный подход оперирует рыночной ценовой информацией в сопоставлении с достигнутым доходом. Однако в данном случае доход умножается на величину соотношения

Процесс оценки предприятия методами компании-аналога и сделок включает следующие основные этапы:

  1. Сбор необходимой информации.

  2. Сопоставление списка аналогичных предприятий.

  3. Финансовый анализ.

  4. Расчет оценочных мультипликаторов.

  5. Выбор величины мультипликатора.

  6. Определение итоговой величины стоимости.

  7. Внесение итоговых корректировок.

Определение рыночной стоимости собственного капитала предприятия сравнительным методом основано на использовании ценовых мультипликаторов

Ценовой мультипликатор - это коэффициент, показывающий соотношение между рыночной ценой предприятия или акции и финансовой базой.

Финансовая база оценочного мультипликатора является, по сути, измерителем, отражающим финансовые результаты деятельности предприятия, к которым можно отнести не только прибыль, но и денежный поток, дивидендные выплаты, выручку от реализации и некоторые другие.

В оценочной деятельности используются два типа мультипликаторов: интервальные и моментные.

К интервальным мультипликаторам относятся:

- цена/прибыль;

- цена/денежный поток;

- цена/ дивидендные выплаты;

- цена/выручка от реализации.

К моментным мультипликаторам относятся:

- цена/балансовая стоимость активов;

- цена/ чистая стоимость активов.

Процесс формирования итоговой величины стоимости состоит из трех основных этапов:

  1. Выбор величины мультипликатора.

  2. Взвешивание промежуточных результатов.

  3. Внесение итоговых корректировок.

Выбор величины мультипликатора является наиболее сложным этапом, требующим особенно тщательного обоснования, зафиксированного впоследствии в отчете. Поскольку одинаковых компаний не существует, диапазон величины одного и того же мультипликатора по компаниям-аналогам бывает достаточно широк.

Аналитик отсекает экстремальные величины и рассчитывает среднее значение мультипликатора по группе аналогов. Затем проводит финансовый анализ, причем для выбора величины конкретного мультипликатора использует финансовые коэффициенты и показатели, наиболее тесно связанные с данным мультипликатором.

По величине финансового коэффициента определяет положение (ранг) оцениваемой компании в общем списке.

Полученные результаты накладываются на ряд мультипликаторов, и достаточно точно определяется величина, которая может быть использована для расчета стоимости оцениваемой компании.

Итоговая величина стоимости, полученная в результате применения мультипликаторов, должна быть откорректирована в зависимости от конкретных обстоятельств, наиболее типичными являются следующие поправки. Портфельная скидка предоставляется при наличии не привлекательного для покупателя характера диверсификации производства. Аналитик при определении окончательного варианта стоимости должен учесть имеющиеся активы непроизводственного назначения. Если в процессе финансового анализа выявлены либо недостаточность собственного оборотного капитала, либо экстренная потребность в капитальных вложениях, полученную величину необходимо вычесть. Возможно применение скидки на ликвидность.

В некоторых случаях вносится поправка в виде премии за предоставляемые инвестору элементы контроля.

Таким образом, сравнительный подход к оценке бизнеса, несмотря на достаточную сложность расчетов, и анализа, является неотъемлемым приемы определения обоснованной рыночной стоимости.

Доходный подход.

Доходный подход — совокупность методов оценки стоимости объекта, основанных на определении текущей стоимости объекта имущества как совокупности ожидаемых доходов от его использования.

При оценке с позиции доходного подхода во главу угла ставятся будущие доходы от эксплуатации объекта на протяжении срока его полезного использования как основной фактор, определяющий современную величину стоимости объекта. В исчислении совокупного дохода от объекта за ряд лет его жизни, в методах доходного подхода используют приемы, известные из теории сложных процентов.

Доходный подход основывается на принципе ожидания. Данный принцип утверждает, что типичный инвестор или покупатель, приобретает недвижимость в ожидании получения будущих доходов или выгод. Иными словами, стоимость объекта может быть определена как его способность приносить доход в будущем.

Основные этапы процедуры оценки при данном подходе:

  1. Оценка валового потенциального дохода на основе анализа текущих ставок и тарифов на рынке для сравнимых объектов. Такой показатель обычно называется оптимальной или рыночной ставкой.

  2. Оценка потерь производится на основе анализа рынка, характера его динамики (трендов) применительно к оцениваемому объекту. Рассчитанная таким образом величина вычитается из валового дохода, а итоговый показатель является действительным валовым доходом.

  3. Расчет издержек по эксплуатации оцениваемого объекта основывается на анализе фактических издержек по его содержанию и/или типичных издержках на данном рынке. Расчетная величина вычитается из действительного валового дохода, а итоговый показатель является чистым операционным доходом.

  4. Полученный таким образом чистый операционный доход затем пересчитывается в текущую стоимость объекта рядом способов. Выбор способа пересчета зависит от качества исходной информации о рынке.

В рамках данного подхода возможно применение как метода капитализации дохода (прибыли), так и метода дисконтирования будущих доходов (прибылей).

Метод дисконтированных денежных потоковоснован на предположении о том, что потенциальный инвестор не заплатит за данный бизнес сумму, большую, чем текущая стоимость будущих доходов от этого бизнеса. Собственник не продаст свой бизнес по цене ниже текущей стоимости прогнозируемых будущих доходов.

Метод дисконтированных денежных потоков может быть использован для оценки любого действующего предприятия. Применение данного метода наиболее обосновано для оценки предприятий, имеющих определенную историю хозяйственной деятельности (желательно прибыльную). А также предприятий, находящихся на стадии роста или стабильного экономического развития.

На первом этапе при использовании Метода ДДП составляется прогноз будущих денежных потоков в деятельности предприятия на заданный прогнозный период. Расчет денежных потоков происходит по схеме, приведенной ниже [8].


Рисунок 1 – Схема расчета денежных потоков
На втором этапе спрогнозированный денежный поток пересчитывается в текущую стоимость посредством Метода ДДП с использованием ставки дисконтирования.

Ставка дисконтирования - это процентная ставка, используемая для пересчета будущих денежных потоков в единую величину текущей стоимости. С экономической точки зрения – это требуемая ставка дохода по имеющимся альтернативным вариантам инвестиций с сопоставимым уровнем риска на дату оценки.

Расчет прогнозного денежного потока производится с использованием методов статистического анализа и методов математического моделирования.

Метод капитализации прибыли – основан на базовой посылке, в соответствии с которой стоимость доли собственности в предприятии равна текущей стоимости будущих доходов, которые принесет эта собственность. Сущность данного метода выражается формулой:
Соц = ЧП / К, (2)
где Соц – оцененная стоимость;

ЧП – чистая прибыль;

К – ставка капитализации.

Метод капитализации прибыли в наибольшей степени подходит для ситуаций, в которых ожидается, что предприятие в течение длительного срока будет получать примерно одинаковые величины прибыли (или темпы ее роста будут постоянными).

При определении величины коэффициента капитализации и ставки дисконта оценщик руководствуется такими показателями, как среднерыночные ставки процента по кредитам, ставки дохода по безрисковым вложениям, ожидаемые инвесторами ставки дохода по альтернативным инвестициям.

Данный подход к оценке считается наиболее приемлемым с точки зрения инвестиционных мотивов, поскольку любой инвестор, вкладывающий деньги в действующее предприятие, в конечном счете, покупает не набор активов, а поток будущих доходов, позволяющий ему окупить вложенные средства получить прибыль и повысить свое благосостояние.



  1. Основные положения оценки стоимости предприятия ООО «Оренбурглифтсервис» и анализ его деятельности


Определение задания на оценку, описание оцениваемых прав и требований

Объектом оценки является промышленное предприятие ООО «Оренбурглифтсервис». Цель оценки – определение рыночной стоимости исследуемого предприятия. Задание на оценку, которое включает в себя оцениваемые права, цель оценки, вид стоимости, ограничения, допущения, представлено в таблице 1.

Таблица 1 – Задание на оценку

Оцениваемые права

Право собственности

Цель оценки

Определение рыночной стоимости объекта оценки

Предполагаемое использование результатов оценки и связанные с этим ограничения

Расчет величины рыночной стоимости предприятия для принятия управленческих решений. Использование результатов оценки для иных целей не допустимо.

Вид определяемой стоимости

Рыночная стоимость - это наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Сертификат качества оценки

В процессе оценки в соответствии с имеющимися данными:

1. Изложенные факты верны и соответствуют действительности.

2. Содержащиеся анализ, мнения и заключения действительны строго в пределах ограничительных условий и допущений.

3. Нет ни настоящей, ни ожидаемой заинтересованности в оцениваемом имуществе.

4. Оценка была проведена в соответствии с ФСО №1-3.

Ограничительные условия и сделанные допущения

Действие сертификата качества оценки ограничивается следующими условиями:

1. Оценщики не несут ответственности за достоверность текущих и ретроспективных данных о деятельности предприятия, представленных администрацией.

2. От Оценщиков не требуется появляться в суде или свидетельствовать иным образом по поводу Отчета или оцененного имущества, кроме как на основании отдельного договора с Заказчиком или официального вызова суда.

3. При проведении оценки Оценщики предполагали отсутствие каких-либо скрытых фактов, влияющих на стоимость оцениваемого имущества. На Оценщиках не лежит ответственность по обнаружению (или в случае обнаружения) подобных фактов.

4. Исходные данные, использованные Оценщиками при подготовке отчета, были получены из надежных источников и считаются достоверными. Тем не менее, Оценщики не могут гарантировать их абсолютную точность, поэтому там, где это возможно, делаются ссылки на источник информации.

5. В задачу настоящего отчета не входило проведение юридической экспертизы правоустанавливающих документов на объект оценки.

6. Мнение Оценщиков относительно стоимости действительно только на дату оценки. Оценщики не принимают на себя ответственность за последующие изменения социальных, экономических, юридических и природных условий, которые могут повлиять на стоимость оцениваемого имущества.

7. В случае не выполнения условий договора по оплате услуг, Оценщик в праве признать отчет аннулированным, не хранить копии и не выдавать их заинтересованным лицам.

8. Отчет об оценке содержит профессиональное мнение Оценщиков относительно стоимости оцениваемого имущества и не является гарантией того, что оно перейдет из рук в руки по цене, равной указанной в отчете стоимости.
  1   2   3



Скачать файл (843.2 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации