Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Бабченко Т.Н. Бухгалтерский учет внешнеэкономической деятельности - файл n1.rtf


Бабченко Т.Н. Бухгалтерский учет внешнеэкономической деятельности
скачать (229 kb.)

Доступные файлы (9):

n1.rtf200kb.20.04.2012 13:00скачать
n2.rtf213kb.20.04.2012 13:03скачать
n3.rtf315kb.20.04.2012 14:28скачать
n4.rtf213kb.20.04.2012 14:33скачать
n5.rtf218kb.20.04.2012 14:37скачать
n6.rtf79kb.20.04.2012 14:38скачать
GLAVA7-1.RTF893kb.20.04.2012 14:53скачать
GLAVA7-4.RTF997kb.20.04.2012 15:00скачать
VVEDENIE_SODERJAN.RTF124kb.20.04.2012 12:56скачать


n1.rtf

1. Регулирование внешнеэкономической деятельности и учет

1.1. Методы регулирования

Организация бухгалтерского учета экспортно-импортных операций строится в соответствии с законами, правилами регулирования и ведения отдельных внешнеторговых операций, разработанными как внутри государства, так и на международном уровне. Это обязывает нас рассмотреть направления, сферы и методы регулирования, име-ющие общее значение для постановки учета во всех видах предпри-ятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности (далее — ВЭД) в Российской Федерации обеспечивается Конституцией РФ, указами Президента страны, законами, принятыми Государственной Думой, постановлениями Правительства РФ, приказами и инструкциями министерств и ведомств.

Правовые нормы регулирования внешнеэкономической деятельности даны в Гражданском кодексе РФ, Федеральном законе РФ от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности”, Законе РСФСР от 26 июня 1991 г. № 1488-1 “Об инвестиционной деятельности в РСФСР” и других. В них определе-ны права и обязанности участников внешнеэкономической деятель-ности, виды и условия их деятельности.

В частности, принципы государственного регулирования сформу-лированы в Федеральном законе РФ “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности”. К ним относятся:

— единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики государства;

— единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением;

— единство политики экспортного контроля, осуществляемой в целях реализации государственных задач обеспечения национальной безопасности, политических, экономических и военных интересов, а также выполнения международных обязательств Российской федерации по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия;

— единство таможенной территории Российской Федерации;

— приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

— равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация;

— защита государством прав и законных интересов участников внеш-неторговой деятельности;

— исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участникам и экономике Российской федерации в целом. Перечислим также методы государственного регулирования этой деятельности. Сюда включены:

— таможенно-тарифное регулирование;

— количественные ограничения экспорта и импорта;

— экспортный контроль;

— государственная монополия на экспорт/импорт отдельных видов товаров;

— защитные меры в отношении импорта товаров;

— запреты и ограничения на экспорт/импорт исходя из национальных интересов;

— установление технических, фармакологических, санитарных, ветеринарных, фитосанитарных, экологических стандартов и требований в отношении ввозимых товаров; контроля за качеством ввозимых товаров;

— участие в международных экономических санкциях.

Мы остановим внимание на тех из них, которые для целей настоящей работы имеют наибольшее значение.

Одним из главных оперативных методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности является регулирование через таможенно-тарифный режим.

Таможенный режим — это установленная совокупность таможенных процедур, подлежащих применению к предметам, пересекающим государственную границу. Таможенный режим любой страны включает три элемента;

— таможенный тариф;

— порядок пропуска предметов через государственную границу;

— меры, направленные на борьбу с контрабандой.

Организация таможенного контроля возложена на Государственный таможенный комитет России (ГТК), который на основе решений высших органов власти издает правовые акты по таможенному режиму.

Таможенный тариф представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с постановлением Пра-вительства РФ Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). Порядок формирования и применения таможенного тарифа Российской Федерации сформулирован в Законе РФ от 21 мая 1993г. Ns 5003-1 “О таможенном тарифе”. Он применяется в отношении ввоза товаров на таможенную территорию России и вывоза товаров с этой территории. Одним из условий ввоза или вывоза товаров и имущества является своевременная уплата таможенных пошлин.

Таможенная пошлина — это обязательный взнос, взимаемый таможенными органами России при ввозе товара на таможенную территорию или вывозе его с этой территории. Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу Российской Федерации, видов сделок и других факторов, за исключением случаев предусмотреннья настоящим Законом.

Начисление, уплата и взимание пошлины производятся на основе таможенной стоимости товара. Величины тарифных ставок для им-портных товаров зависят не только от таможенной стоимости, но также и от страны происхождения товаров. Таможенные пошлины взимаются таможенными органами до или в момент принятия таможенной декла-рации. Таможенные органы могут предоставить отсрочку уплаты импортных или экспортных таможенных пошлин на установленный срок под залог имущества или под гарантию банка. Таможенные органы в случае неуплаты пошлины по истечении отсрочки взимают штраф и пени с плательщика.

Взаимодействие предприятий с таможенными органами государства вызывает необходимость для бухгалтерии контролировать соблюдение ряда нормативов, разработать определенный порядок оформления бухгалтерских документов и ввести соответствующие статьи затрат.

Во-первых, размер уплаченных экспортных таможенных пошлин влияет на величину расходов, связанных с доставкой товара иностран-ному покупателю, а импортных таможенных пошлин — на покупную стоимость импортных товаров, суммы уплаченных штрафов и пеней — на финансовые результаты внешнеэкономической деятельности.

Во-вторых, кроме таможенных пошлин фирмы-экспортеры и импортеры платят таможенные сборы за оформление таможенной декларации, проверку качества и другие услуги, оказываемые таможней. Таможенные сборы оплачиваются частью в рублях, частью в валюте и влияют на размер затрат.

Наконец, сама процедура взаимодействия с таможней и оформления документов требует определенных затрат времени персонала, оплату труда которого тоже необходимо относить на издержки, связан-ные с экспортом-импортом.

Второй оперативный метод регулирования — ограничения. Сюда входят квотирование и лицензирование товаров и услуг, использование Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, валютное регулирование. Эти меры в разной степени оказывают влияние на формы и содержание первичных финансовых документов, на величину затрат по экспорту-импорту, а значит и на формирование финансового результата.

Существование такого метода регулирования экспортно-импортных операций, как лицензирование и квотирование, обусловлено причинами объективного характера: большой диспропорцией между миро-выми ценами и ценами внутреннего рынка, в связи с чем государство в настоящее время не может регулировать ввоз и вывоз товаров одними лишь финансовыми рычагами. Хотя активность использования этого метода в последние годы снизилась, влияние на организацию бухгал-терского учета отметить следует.

Термин “квота” во внешнеэкономической деятельности имеет следующее значение: это ограничение объема экспорта или импорта товара соответствующего вида, устанавливаемое государством исходя из прогнозного баланса производства и потребления данного товара в России, а также прогноза цен на данный товар на мировом рынке.

Квота доводится Министерством экономики России до соответствующего министерства или ведомства, которое, в свою очередь, распределяет ее производителям товаров. Министерство экономики совместно с МВЭС России могут вносить изменения в сторону уменьшения в зависимости от насыщенности рынка данными товарами. В постановлении Правительства РФ от 6 ноября 1992 г. № 854 “О лицензировании и квотировании экспорта и импорта товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации” четко определены четыре вида квот: на государственные нужды, региональные, квоты предприятий для свободной реализации и для аукционной продажи.

Влияние этого фактора на организацию учета заметно при определении структуры издержек. При покупке квот на аукционе у предприятий появляется новая статья затрат, не известная в условиях цент-рализованного их распределения. Главный бухгалтер фирмы, покупающей квоту, встает перед проблемой правильного определения категории затрат. Покупка квоты для торговой фирмы не является еще покупкой самого товара у производителя. По существу, покупка квоты, как и покупка лицензии, есть приобретение права совершить операции на внешнем рынке. Разница в содержании права: в квоте оно ограничено определенным количеством товара, на который распространяется регулирование. Коль скоро приобретено ограниченное право, оно, по мнению автора, должно быть отнесено к нематериальным активам и учтено соответственно.

Вторая сторона проблемы — нефиксированный уровень свободно складывающихся на аукционе цен, диктующий непривычный для нас стиль финансового мышления и учетной политики. Доля этих затрат в структуре издержек бывает порой значительна, что необходимо учитывать при прогнозировании финансовых результатов.

Лицензирование применяется как мера оперативного регулирова-ния внешнеэкономических связей.

Лицензия— разрешение, выдаваемое на осуществление определенных экспортных или импортных сделок. Лицензия оформляется на один вид товара. Различают генеральные и разовые лицензии. Разовая — выдается для осуществления операций только по одной сделке, генеральные — выдаются только некоторым поставщикам на экспорт для государственных нужд обычно на совершение нескольких сделок в течение одного календарного года.

Можно сказать, что государственная политика лицензирования и квотирования с точки зрения бухгалтерского учета приводит к возникновению одного из объектов учета — нематериальных активов по экспортно-импортным операциям.

Если законы оказывают на внешнеэкономическую деятельность и организацию ее учета общерегулирующее воздействие, то подзаконные акты государственных органов определяют порядок учета конкретнее, порой его прямо регламентируют.

В большинстве документов, принятых в целях регулирования внешнеэкономической деятельности присутствуют ссылки на Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности. Междуна-родная торговля требует единообразия в толковании понятий товарной номенклатуры разных стран, поэтому была разработана и подписана рядом стран Международная конвенция по использованию номенклатуры Гармонизированной системы (“Международная конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров”, за-ключена в Брюсселе 15 июня 1983 г.)

Наша страна, как и многие страны мира, при составлении Товарной номенклатуры ВЭД использовала номенклатуру Гармонизированной системы. В основе построения номенклатуры заложена совокупность различных признаков товаров. Она содержит правила толкования Гармонизированной системы, перечень наименований разделов товарных групп, подгрупп, позиций.

ТН ВЭД является одним из важнейших инструментов не только статистического, но и бухгалтерского учета движения товаров в натуральном выражении. Она представляет собой одновременно и свод “стандартов” натуральных измерителей для точного выражения коли-чества, физического объема учитываемых товаров и служит основой автоматизации учета движения товаров в натуральном выражении.

ТН ВЭД применяется в первичных документах при оформлении таможенных деклараций, спецификаций, международных накладных и других документов. От точности отнесения товаров в ту или иную позицию ТН ВЭД зависит отнесение товара в разряд квотируемых или лицензируемых, величина таможенных пошлин, нередко размер на-логов, а следовательно, и размер затрат на экспортно-импортные опе-рации.

Важной мерой государственного регулирования является валютное регулирование и валютный контроль. Валютное регулирование осуществляется в соответствии с Законом РФ от 9 октября 1992 г. № 3615-1 “О валютном регулировании и валютном контроле”.

Органом валютного регулирования является Центральный банк России. Он определяет сферу и порядок обращения в Российской Федерации иностранной валюты, проводит валютные операции, устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами операций с валютой, единые нормы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций.

Цель валютного контроля — определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений, проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, и обязательств по продаже валюты на внешнем рынке, проверка обоснованности платежей в иностранной валюте. Валютный контроль осуществляется органами валютного контроля и их агентами. Органами валютного контроля являются Центральный банк РФ и Правительство РФ. Агентами — уполномоченные банки.

В число мер валютного регулирования входят инструкции Центрального банка РФ от 29 июня 1992 г. № 7 “О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации”, от 20 января 1993 г. № 28 “О порядке реализации гражданам товаров (работ, услуг) за иностранную валюту на территории Российской Федерации” и другие.

Данные меры валютного регулирования влияют на организацию бухгалтерского учета валютных средств, учета расчетов с покупателями и учета реализации.

Кроме государственного регулирования на организацию учета внешнеэкономической деятельности влияют нормы и правила международного регулирования экспортно-импортных операций, которое принципиально отличается от государственного.

Прежде всего на этом уровне действует иной источник права. Над субъектами ВЭД не стоит государство, принуждающее к исполнению принятых им решений. Правотворчество совершается как процесс поиска и признания взаимоприемлемых условий, как процесс выработки норм, правил, стандартов, требований и обязательств, форм и процедур, удовлетворяющих всех участников. Регулирование совершается через добровольное признание предприятиями, впервые выходящими на мировой рынок, сложившихся традиций и подписанных соглашений.

Международное регулирование внешнеэкономической деятельности и государственное преследуют разные цели.

Государство, используя те или иные меры, руководствуется в первую очередь интересами своей страны, а иногда и субъективными соображениями. Оно обычно вводит ограничения на международную торговлю. Необходимо защитить рынок своей страны — таможенный барьер. Решили создать благоприятные условия развития каким-то отраслям — создали для них льготный таможенный режим. Вызрело решение пополнить бюджет валютой — увеличивается бремя таможенных платежей для участников внешнеторговых операций. Набор инструментов определяется структурной, кредитной, социальной, военной и иной политикой государства.

Международное регулирование руководствуется более широкими целями: преодоление барьеров, создание наиболее благоприятных условий развития международных экономических связей, ликвидация торговой дискриминации, сокращение до минимума времени и издержек на подготовку и реализацию контрактов, разработка коммерческой терминологии, исключающей разногласия, помощь в разрешении споров.

В международном регулировании можно условно выделить несколько уровней.

Самый высокий уровень — признанные во всем мире нормы, правила, традиции, добровольно соблюдаемые участниками ВЭД, либо многосторонние межгосударственные соглашения. Примерами последних могут быть: Конвенция Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров; Процедура урегулирования споров ГАТТ; Традиционные формы финансирования (расчетов) экспорта-импорта, гарантий выполнения обязательств, страхования сделок и перевозок. Сюда можно отнести также и Международные правила толкования торговых терминов “ИНКОТЕРМС”, разработанные Международной торговой палатой.

К среднему уровню регулирования можно отнести соглашения групп государств, экономических сообществ и международных организаций предпринимателей, соглашения специального назначения. Примерами могут служить: регулирование в Европейском Сообществе (в частности, законодательство о конкуренции ЕС), Конвенция о представительстве в международной купле-продаже товаров и другие. Здесь следует упомянуть и разработку международных стандартов бухгалтерского учета, способствующих росту взаимопонимания партнеров, ускорению операций.

Наконец, можно выделить уровень двусторонних межгосударственных соглашений, обеспечивающих более или менее благоприятные условия сделок.

Особо следует выделить договор (контракт) между предпринимателями разных стран. Его отработанное веками содержание является само по себе регулятором взаимоотношений. С другой стороны, большинство международных (межгосударственных) документов регулируют экономические отношения путем разработки стандартов содержания договора, выработки единых понятий.

Договор представляет собой документ, детально регламентирующий действия подписавших его сторон, совершающих сделку. Хотя договор является в каждом конкретном случае результатом переговоров двух (иногда нескольких) сторон, его в полной мере можно отнести к основным документам, регулирующим внешнеэкономическую деятельность и порядок ее учета.

Поскольку сделка партнеров разных стран имеет международный характер, следует принимать во внимание сложившиеся нормы и правила регулирования этих отношений. Международные требования к содержанию контрактов на порядок выше, чем сложились в отечественной практике. Как пишет в предисловии к собранию документов “Контрактное право. Мировая практика” Г.В. Петрова: “Отечественная практика контрактных отношений сталкивается в основном с упрощенной трактовкой договора, ограничены функции и сферы его применения, содержание бывает необоснованно кратким. Законодательные акты, принимаемые в последнее время во всех сферах, касающихся предпринимательства, инвестиций, приватизации и хозяйственных связей, создают общую правовую базу для рыночной экономики, однако она не способна в полной мере обеспечить правовой режим конкретных хозяйственных связей. Здесь требуется обширная судебная, арбитражная, частная практика, включающая образцы контрактов, применяемых в тех или иных случаях. Это вопрос времени и правовой культуры. В России отсутствует пока обширная юридическая практика договорного регулирования предпринимательства, по-прежнему часто игнорируется цивилизованный подход к обеспечению интересов соб-ственника. Новые бизнесмены, к сожалению, унаследовали упрощенный подход к урегулированию взаимных обязательств, надеясь на рыночные механизмы и “джентльменские” соглашения. Но у рынка суровые законы, и незнание права приводит к потере прибыли, партнеров, престижа.

Итак, выход на внешний рынок сопряжен с необходимостью освоения мирового опыта договорного регулирования сделок, сопряжен с иным характером договорного мышления. В международных сделках над предпринимателями не стоит орган, подобно государственному, определяющий, что должно быть вписано в контракт. Стороны оформляют сделку контрактом исключительно добровольно, то есть добровольно вписывают для себя детальную регламентацию действий и расчетов, опираясь на отработанные веками формы и процедуры. По существу, в международных сделках вместо закона, указа или поста-новления, определяющего стандарты содержания контракта, действует обычай опираться на прецедент, который служит основным источником контрактного права.

Контрактные отношения всегда индивидуальны, как неповторимы участники, их цели, товары и хозяйственные связи. Это не исключает возможности разработки международных стандартов, реализующихся через типовые договоры. Предприниматели используют их в качестве основы (экономя на этом время), дополняя элементами индивидуаль-ными, присущими только данной сделке. Таким образом, контракты включают, наряду с индивидуальными, ряд одинаковых элементов: по-ложений, условий, статей, формулировок. Словом, договоры одного типа содержат отработанную веками общую часть. Она-то и является объектом регулирования в международных соглашениях.

Конвенция Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров (Документ A/CONF.97/18, Annex 1) — один из важнейших документов такого регулирования. Она представляет собой способ регулирования, основанный на принципе добровольного соглашения государств-участников. Ее цель — принять рлинообразные нормы, этим устранить правовые барьеры, облегчить взаимопонимание партнеров и, таким образом, содействовать развитию международной торговли. Конвенция распространяется только на договоры купли-продажи товаров между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах. Это не случайно.

Подобные сделки занимают наибольший удельный вес в международных экономических отношениях, опираются на самый большой опыт, поэтому поддаются международному регулированию.

Эта Конвенция распространяется не на все содержание договора. Она регулирует только заключение договора и те права и обязательства продавца и покупателя, которые вытекают из содержания договора. Тем не менее значение этого документа трудно переоценить.

Общими структурными элементами контрактов международной купли-продажи можно считать следующие:

1. Вводная часть.

2. Определение предмета контракта.

3. Определение количества и качества.

4. Срок и дата поставки.

5. Базисные условия поставки.

6. Цена.

7. Платеж.

8. Упаковка.

9. Порядок отгрузки.

10. Сдача-приемка.

11. Рекламации.

12. Гарантии.

13. Санкции.

14. Оговорка “Форс-мажор”.

15. Арбитраж.

16. Транспортные условия.

17. Лицензии на экспорт и импорт.

Реализация записанных во всех этих статьях условий учитывается через первичные документы бухгалтерией.

Для других типов договоров международной практикой наработана своя оптимальная структура, являющаяся лишь основой для формулирования конкретных записей, удовлетворяющих договаривающиеся стороны. Иная структура контрактов применяется для сделок с недвижимостью, строительных, кредитных, арендных и других соглашений.

Поскольку сфера исследования внешнеэкономической деятельности, для которой разрабатывается методология учета, определена, нас будет интересовать содержание международного контракта купли-продажи товара и ряда примыкающих к нему, близких по содержанию типов контрактов с посредниками.

Рассмотрим связь между организацией учета и содержанием контрактов более конкретно.

Стороны договора берут на себя конкретные обязательства, кото-рые записываются в условиях договора. Основные обязательства для поставщика: поставить товар, передать относящиеся к нему документы и передать право собственности на товар, для покупателя — уплатить цену за товар и принять поставку. При определении количества товара необходимо учитывать различия национальных мер и весов. Во избе-жание конфликтов порой приходится указывать количество в обеих системах. Решению проблемы способствует обращение к совокупности измерителей, предлагаемых Гармонизированной системой.

При определении качества товара применение национальных стандартов также перестает быть обязательным. Скорее всего приемлемо применение международных стандартов для товаров, обладающих родовыми признаками, разработанных различными союзами предпри-нимателей, ассоциациями.

Определение срока и даты поставки в международном договоре отличается применением общепринятых терминов, имеющих определенный смысл, и некоторыми обычаями. В частности, под немедленной понимается поставка от 1 до 14 дней.

Наибольшие риски предпринимателей связаны с перемещением товаров из одной страны в другую. Сторонам контракта часто неизвестны различия в торговой практике в странах их партнеров. Это влечет за собой недопонимание, споры и обращения в суды, а также потерю времени и денег. Случаи утраты, гибели, порчи товара ведут к конфликтам, делают необходимой исковую защиту.

Для устранения подобных проблем Международная торговая палата разработала Международные правила толкования торговый терминов, известные как ИНКОТЕРМС. Последние дополнения в Инкотермс были внесены в 1990 г. В них аккумулирована торговая практика большинства стран — участниц международной торговли. Они содержат основные базисные условия поставок, которые влияют на размер накладных расходов по экспорту и импорту, а следовательно, учитываются при определении контрактной цены экспортного или импортного товара и ожидаемой прибыли.

Под базисными условиями поставок в Инкотермс понимают совокупность специальных условии, определяющих обязанности продавце и покупателя по доставке товара и устанавливающих момент перехода риска случайной гибели или повреждения товара с продавца на покупателя.

Условия поставок определяют права и обязанности сторон прв доставке товара, распределение расходов продавца и покупателя на страхование товара, фиксируют момент и место сдачи товара. Они имеют существенное значение, поскольку от их определения в значительной степени зависит контрактная цена товара, эффективность сделки.

Необходимо отметить, что Инкотермс носит рекомендательный хапактер и его применение в полном объеме или в какой-то части в контракте зависит от воли договаривающихся сторон. При несовпадении толкования базисных условий в контракте и в Инкотермс приоритет имеют условия контракта.

В Инкотермс не описан момент перехода прав собственности на товар. Это положение необходимо оговаривать в контракте специально. При этом во избежание конфликта следует иметь в виду существование различий государственной регламентации перехода прав собственности в разных странах.

Все термины разделяются на четыре группы.

Первая группа терминов объединяет случаи, когда продавец предо-ставляет товары покупателю непосредственно в своих помещениях (группа “Е”).

Согласно терминам второй группы продавец предоставляет товар в распоряжение перевозчика, который обеспечивается покупателем (группа “F”).

Термины третьей группы (группа “С”) определяют обязанности продавца по оплате груза без принятия риска утраты товара на себя.

Наконец, согласно терминам четвертой группы (группа “D”) продавец несет все расходы и риски до момента передачи товара в стране назначения.

Анализируя обязанности сторон по оплате таможенных сборов, транспортных расходов, расходов по упаковке и погрузке товаров, можно увидеть, как изменяется состав и сумма накладных расходов по экспорту или импорту. Так, для предприятия—поставщика экспортного товара термины группы “Е” предполагают минимальные накладные расходы. В то же время они максимальны для предприятия-импортера. Условия поставок группы “D”, в свою очередь, обусловливают максимальные расходы для экспортера и минимальные — для импортера.

Бухгалтерии важно еще до начала выполнения контракта знать, какие условия поставок в нем заложены, чтобы определить планируемые размеры накладных расходов, связанных с экспортом или импортом товаров.

Важное место в отношениях продавца и покупателя занимают последствия неисполнения обязанностей по контракту. Размер штрафов и неустоек влияет на размер издержек по контракту и на размер планируемой и полученной прибыли.

, Анализ содержания конкретных договоров показывает, что большинство, если не все его пункты, служат, источниками учетной информации для бухгалтерии. Действительно, учету подлежат все важнейшиеэлементы соглашения, начиная с названия контракта, даты его подпи сания и кончая перечнем приложений и реквизитами сторон, если бухгалтерия видит свою задачу не только в механической фиксации данных поступающих документов, но и в сопоставлении фактического исполнения обязательств с записанными в контракте условиями.
1.2. Оформление таможенной декларации и использование ее данных в бухгалтерском учете

Как мы отметили выше, одним из методов государственного регулирования служит создание таможенного режима в отношении ввоза товаров на таможенную территорию РФ и вывоза их с этой территории. Одним из его элементов является набор требований к оформлению таможенных деклараций, которые описаны в Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации (далее — Инструкция), утвержденной приказом Государственного таможенного комитета РФ (ГТК РФ) от 25 апреля 1994 г. № 162 “Об утверждении инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации” (с дополнениями и изменениями).

Указанная Инструкция определяет порядок заполнения грузовой таможенной декларации (далее — ГТД) на товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенными режимами экспорта и выпуска для свободного обращения.

Чтобы правильно заполнить отдельные графы ГТД либо безошибочно отразить их содержание в бухгалтерии, надо знать определения некоторых позиций, записанных в графах декларации. А именно, определения: собственника товара, экспортера или импортера, получателя или отправителя, посредника, от имени которого заключен контракт. Они даны в разных нормативных документах.

Кто считается отправителем и получателем — мы найдем в Инструкции по оформлению ГТД. Признаки экспортера и импортера даея инструкция по оформлению паспортов сделок по экспорту и импорта Знание требований, содержащихся в этих документах, позволяет правильно оприходовать товар или списать его при реализации.

Обратимся непосредственно к структуре ГТД.

Комплект ГТД состоит из четырех сброшюрованных листов форм ТД1 (основной лист) и ТД2 (добавочные листы), применяемых в случая предусмотренных Инструкцией.

Основной лист ГТД (форма ТД1) используется для указания сведений о товарах одного наименования (одна и та же классификация п ТН ВЭД на уровне 9-го знака), если в отношении таких товаров установлен один и тот же таможенный режим.

При декларировании товаров нескольких наименований используются добавочные листы (форма ТД2), являющиеся неотъемлемой частью ГТД, каждый из которых дает возможность декларировать товары еще трех наименований.

Листы грузовой таможенной декларации распределяются следующим образом:

— первый лист — остается в таможенном органе и хранится в специальном архиве;

— второй лист (статистический) — остается в отделе таможенной статистики;

— третий лист — возвращается декларанту;

— четвертый лист:

а) при вывозе товаров — прикладывается к товаросопроводитель-ным документам и направляется вместе с товарами в таможенный орган, в регионе деятельности которого расположен пункт пропуска на границе;

б) при ввозе товаров — остается в отделе таможенной стоимости таможенного органа, осуществляющего таможенное оформление. Итак, у предприятия-экспортера или импортера должен остаться третий экземпляр ГТД, на основании которого бухгалтерия сделает соответствующие записи: по начислению пошлин, налогов, оприходованию и реализации товара при соблюдении условий договора в части перехода прав собственности на него.
Проанализируем некоторые позиции таможенной декларации:

Графа 1 “Тип декларации”. Для экспорта в первом подразделе графы указывается “ЭК”, то есть экспорт, при импорте — “ИМ”.

Во втором подразделе графы указывается двузначный код таможенного режима в соответствии с Классификатором процедуры перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации, например, вклад в уставный капитал или поставка товара. Автор был свидетелем случаев разорительных санкций со стороны налоговых органов из-за неправильного оформления документов. Предприятие испытывало большие затруднения в доказательстве того факта, что часть оборудования действительно поступила от иностранного инвестора в качестве вклада в уставный капитал, поскольку кроме прочих ошибок при заполнении декларации был вписан не тот код.

Далее особое внимание следует обратить на содержащиеся в Инструкции определения, позволяющие в нескольких позициях ГТД отразить различную роль ряда участников внешнеэкономической сделки. Особое, потому что точное отражение роли участников прямо сказывается на налогообложении участников. Здесь опять-таки содержится неявная опасность больших убытков.

Причина — в отсутствии согласованности действующих нормативах документов. Впечатление такое, что инструкцию по заполнению А и инструкцию, допустим, по НДС писали чиновники разных государств, не считавшие нужным согласовывать понятия. Поэтому нередко оказывается, что настоящий экспортер, правомерно претендующий на освобождение от налога на добавленную стоимость, по ГТД может доказать свое право.

В Инструкции Госналогслужбы РФ от 11 октября 1995 г. № 39 “О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость” (в редакции последующих изменений и дополнений) отсутствует тождественное определение таких ролей участников, как “Отправитель” (графа 2 ГТД), “Получатель” (графа 8 ГТД), “Лицо, ответственное за финансовое урегулирование” (графа 9 ГТД), поэтому решение вопроса: есть ли среди них собственник, экспортер, остается на субъективное ус-мотрение местного налогового инспектора. В этой ситуации очень важно корректно заполнить грузовую таможенную декларацию, чтобы под. линный экспортер либо импортер не страдал от недостатка доказательств.

Для наглядного описания проблемы возьмем в качестве примера некоторые реальные ситуации.

Первая. Фирма, специализирующаяся на внешнеторговых сделках, закупила товар у производителя, находящегося в другом регионе России. Производитель не имеет своих подъездных путей, а фирма — своих складов в этом регионе, поэтому товар сдан на ответственное хранение с последующей погрузкой, отправкой третьему лицу — предприятию, имеющему подъездные пути со складами. Фирма заключила договор с иностранным партнером на поставку данного товара.

Вторая. Вместо фирмы, закупающей товар у производителя, орр низовать экспорт на комиссионных началах берется посредник.

Как правильно отразить в ГТД сложившееся распределение ролей В целях, заложенных в указанную Инструкцию по заполнению ГТД под “отправителем” понимается указанное в транспортном документ” лицо, совершающее действие по загрузке товаров и передаче их пере возчику с целью вывоза с таможенной территории Российской Федерации.

Сведения об отправителе заполняются в графе 2 ГТД. В ней указываются наименование и адрес предприятия, организации, учреждени (далее — предприятие) либо Ф.И.О., адрес и сведения о документе, удостоверяющем личность физического лица.

В нижней части графы после знака “№” указывается идентификационный номер в соответствии с Классификатором формирования идентификационного номера.

Под “получателем” — при ввозе товара — понимается указанное транспортном документе лицо, которому предназначены ввозимые на территорию Российской Федерации товары.

Сведения о получателе отражают в графе 8. Они включают наименование и адрес иностранного предприятия либо Ф.И.О. и адрес физического лица.

Таким образом, отправитель и получатель товара могут и не быть собственниками товара. Наименования этих лиц можно увидеть в паспорте сделок или в перевозочных документах: СМР или коносаменте. К сожалению, наши железнодорожные накладные имеют такую структуру, что в них не остается места, чтобы указать всех юридических лиц, ствующих в реализации контракта. На наш взгляд, чтобы доказать факт перевозки или экспорта в таком случае в квитанции на оборотной поне в графе “прочие условия” необходимо указывать хотя бы номер договора комиссии, поставки. Тогда будет прослеживаться связь перевозимого груза с его покупателем или продавцом.

Под “лицом, ответственным за финансовое урегулирование” следует понимать российское лицо, заключившее внешнеторговую сделку купли-продажи или мены и осуществляющее расчеты по ней.

Характеристика этого лица записывается в графе 9 ГТД. В графе указываются наименование и адрес предприятия или Ф.И.О., адрес и сведения о документе, удостоверяющем личность лица, ответственного за финансовое урегулирование. В случае, если лицо, ответственное за финансовое урегулирование, совпадает с отправителем товаров, делается отсылка к графе 2 при экспорте или к графе 8 при импорте через посредника. В нижней части графы после знака “№” указывается идентификационный номер предприятия или физического лица в соответствии с Классификатором формирования идентификационного номера. При перемещении товаров по договору, отличному от договора купли-продажи или мены, графа не заполняется.

Следовательно, если предприятие реализует товар на экспорт самостоятельно, без посредника, то в графах 2 и 9 будет записано его наименование. Если же товар реализуется через комиссионера и именно он заключает контракт с иностранным покупателем, то в графе 9 должно быть записано наименование и данные комиссионера а в графе 2 — собственник товара, если он лично передает товар перевозчику, либо отправителя товара, действующего по поручению собственника.

При импорте в графе 9 будет стоять комиссионер, а в графе “Получатель” может быть записан либо он же, либо сразу получатель товара, с которым комиссионер заключил договор на поставку товара.

Заслуживают также пристального бухгалтерского внимания графы ГТД: 42 “Фактурная стоимость”; 45 “Таможенная стоимость”. Кроме того, графы 12 “Общая таможенная стоимость” и 22 “Валюта и общая фактурная стоимость товаров”. Последние две заполняют, если к декларации прикладываются дополнительные листы, тогда в графах 12 и 22 проставляются общие стоимости товаров, указанные в графах 42 и 45 основного и добавочных листов.

Для правильного отражения в учете бухгалтер должен знать, почему иногда в декларациях суммы, записанные в этих графах, не равны.

Под “фактурной стоимостью” понимают цену товаров, фактическ уплаченную или подлежащую уплате, либо компенсируемую встречным поставками товаров в соответствии с условиями внешнеторговой сделки (договора) купли-продажи или мены.

Под “таможенной стоимостью” понимают:

— для ввозимых товаров — стоимость товаров, определяемую соответствии с Законом РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 “О таможенном тарифе” (в редакции последующих изменений и дополнений);

— для вывозимых товаров:

а) в сделках купли-продажи или мены — стоимость товаров, определяемую на основе цены, уплаченной или подлежащей уплате за вывозимые товары, указанную в счете-фактуре (счете-проформе), с учетом расходов по доставке товаров (транспортировка, погрузка, выгрузка, страхование) до места вывоза с таможенной территории Российской Федерации, а также других необходимых корректировок;

б) в иных случаях — стоимость, определяемую на основе цены, подтвержденной коммерческими, транспортными, банковскими, бухгалтерскими и другими документами, содержащими сведения о стоимости оцениваемых или идентичных (однородных) товаров, с учетом расходов по доставке товаров до места вывоза с таможенной территории Российской Федерации,

Таким образом, таможенная стоимость может быть больше или меньше той, которая указана в контракте (фактурной стоимости), она используется таможенными органами для расчета таможенных платежей.

Здесь необходимо отметить, что приходовать импортный товар (или показывать реализацию экспортного товара) следует по договорной цене, которая по сути заполнения таможенной декларации записывается в графе “Фактурная стоимость”.

Под “торгующей страной” понимают государство, на территории которого зарегистрировано (проживает) лицо, независимо от его национальной принадлежности, с которым российское лицо заключило договор.

“Транспортным документом” принято считать документ, в соответствии с которым осуществляется международная перевозка товаров, включая документы по перевозке до таможенной границы Российской Федерации (при вывозе товаров) и от таможенной границы Российской Федерации до места назначения товаров (при ввозе товаров) для консолидированных, генеральных и сборных партий товаров.

Как известно, таможенные декларации могут оформляться либо отправителем, либо лицом, ответственным за финансовое урегуливание, либо таможенным брокером. При оформлении декларации через брокера делается запись в графе 14 “Декларант”. В ней указывают именование и адрес таможенного брокера, ниже после знака № указвается номер и дата выдачи лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера, в нижней части графы проставляется идентификационный номер. В случае, если декларантом является отправитель или лицо, ответственное за финансовое урегулирование, делается ссылка на соответствующую графу (смотри графу 2 или графу 9).

При этом в графе А указывают сведения о расчетном и валютном счетах декларанта, начиная заполнять каждый из реквизитов с новой строки и проставляя перед каждым из них порядковый номер.

В графе 20 “Условия поставки” записывают двузначный цифровой код условия поставки в соответствии с Классификатором условий поставки. В левой части второго подраздела указывается краткое буквенное наименование условия поставки с указанием географического пункта.

Данная графа представляет интерес с точки зрения сопоставления условий поставок и момента перехода права собственности на товар. Если в контракте с иностранным покупателем (поставщиком) не указан момент перехода прав собственности, то он по умолчанию будет определяться исходя из момента перехода рисков, указанных в условиях поставок.

Понятно, что условия поставок, указанные в договоре, должны совпадать с условиями, указанными в ГТД.

В правой части второго подраздела указывается двузначный цифровой код срока поступления экспортной выручки или срока встречной поставки товара (при товарообменных операциях) в соответствии с Классификатором сроков поступления экспортной выручки и встречных поставок.

В третьем подразделе графы указывается двузначный цифровой код применяемой формы расчетов за экспортируемый товар в соответствии с условиями договора купли-продажи:

“10” — аккредитив;

“20” — инкассо;

“30” — перевод;

“40” — аккредитив/инкассо;

“50” — аккредитив/перевод;

“60” — инкассо/перевод;

“70” — аккредитив/инкассо/перевод.

В случае вывоза товаров по договору, отличному от договора купли-продажи или мены, или отсутствия договора или иного документа, подтверждающего намерения сторон, графа не заполняется.

Графа 28 ГТД “Финансовые и банковские сведения” содержит формацию об обслуживающем экспортера (импортера) банке.

В соответствии с подтверждением банка, ведущего расчеты по сделке купли-продажи, по которой вывозятся или ввозятся товары, в этой графе указывают следующее.

При вывозе товаров в соответствии с договором, предусматривающим расчеты в иностранной валюте:

1) номер паспорта сделки;

2) краткое наименование банка;

3) адрес банка (почтовый индекс и город);

4) номер транзитного валютного счета экспортера.

При вывозе товаров в соответствии с договором, предусматривающим расчеты в валюте Российской федерации:

1) код ОКПО банка;

2) краткое наименование банка;

3) адрес банка (почтовый индекс и город);

4) номер расчетного рублевого счета экспортера.

При бартерных и иных видах сделок графа не заполняется.

При импорте сведения, записываемые в указанную графу, несколько изменены. При ввозе товаров в соответствии с договором купли-продажи в этой графе указывают:

1) код ОКПО банка;

2) наименование банка;

3) адрес банка (почтовый индекс и город);

4) номер расчетного рублевого счета (при расчете в рублях) или номер текущего валютного счета (при расчете в иностранной валюте).

В иных случаях графа не заполняется.

В графе 36 “Преференции” указываются буквенные коды предоставленных льгот, преференций или особенностей по уплате таможенных платежей в соответствии с Классификатором преференций, льгот и иных особенностей уплаты таможенных платежей, формируемые по следующей схеме “СПАН”, где:

— С — код предоставленной льготы или иной особенности по уплате таможенных сборов за таможенное оформление;

— П — код предоставленной льготы, преференции по уплате ввозной таможенной пошлины;

— А — код предоставленной льготы по уплате акциза;

— Н — код предоставленных льгот по уплате налога на добавленную стоимость и специального налога.

В случае, если в отношении декларируемых товаров льготы, преференции не предоставляются, в соответствующей позиции проставляется буква “О”.

Например:

а) на ввозимые товары предоставлена льгота по уплате ввознои таможенной пошлины, других льгот не предоставлено — в графе проставляется “ОПОО”;

б) на ввозимые товары предоставлена льгота по уплате таможенных сборов за таможенное оформление и по уплате ввозной таможенной пошлины, налог на добавленную стоимость и специальный налог уплачиваются, ставка акциза для этих товаров не установлена — в графе указывается “СПОО”;

в) ввозимые товары освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость и специального налога, других льгот по уплате таможенных платежей не предоставлено или ставки не установлены — в графе указывается “ОООН”;

г) ввозимым товарам не предоставляется никаких льгот по уплате таможенных платежей или ставки не установлены — в графе проставляется “ОООО”.

Таким образом, внимательно прочитав таможенную декларацию, можно получить основные сведения об условиях контракта, получателе средств или материальных ценностей, льготах, предоставленных на таможне, транспортных средствах, на которых перевозился товар, а также размерах таможенных пошлин, сборов и налогов, уплачиваемых на таможне.


Скачать файл (229 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации