Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Дипломная работа - анализ эффективности технико-тактических действий мужских волейбольных команд - файл n1.docx


Дипломная работа - анализ эффективности технико-тактических действий мужских волейбольных команд
скачать (127.5 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.docx128kb.06.01.2013 14:53скачать

Загрузка...

n1.docx

  1   2
Реклама MarketGid:
Загрузка...



Министерство Образования и Науки РФ

Балтийский Федеральный Университет

Имени Иммануила Канта
Факультет Физической Культуры и Спорта

Кафедра спортивно – педагогических дисциплин
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ

МУЖСКИХ ВОЛЕЙБОЛЬНЫХ КОМАНД


Квалификационная работа

Студентки V курса

Дневного отделения

Малышевой Елены Сергеевны
Научный руководитель

Старший преподаватель

Волков Александр Валентинович

Калининград 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………………. …3

Глава 1. Методологическая база и организация исследования……………… ..5

Глава 2. Результаты исследования:

2.1. Современное состояние проблемы анализа технико-тактических действий в волейболе………………………………………………………7

2.2. Анализ технико-тактических действий в соревновательной деятельности……………………………………………..………………………19

Глава 3. Обсуждение результатов исследования………………..………….....24

Выводы………………………………………………………….…….…….…....34

Методические рекомендации…………………………….……………………..35

Библиографический указатель………………………………………………….39

Приложение ……………………………………………………………………..45
ВВЕДЕНИЕ

Волейбол за последние несколько лет претерпел значительные изменения. Они связаны с существенными нововведениями в правилах соревнований, которые произошли за это время: введение в игру двух "либеро", разрешение при подаче касаться мячом сетки, разрешение касания сетки ниже десяти сантиметров от верхнего края игроком во время игры, изменение перехода средней линии [34].

Все эти изменения повлияли на содержание соревновательной деятельности волейболистов. Игра становится все более динамичной и интенсивной. Команды вынуждены играть с полной отдачей с «первых» мячей, каждое очко может стать решающим[15]. Изменились требования, предъявляемые к спортсменам в ходе соревновательной деятельности, что повысило требования к психологической подготовленности волейболистов[31]. Все это необходимо учитывать при организации и проведении тренировочного процесса. Поэтому исследование различных сторон соревновательной деятельности волейболистов в настоящее время - весьма актуальная задача.

С развитием компьютерной техники появились новые информационные технологии, расширяющие возможности вести запись статистических показателей в процессе игр[35]. Разработаны качественные компьютерные программы, позволяющие записывать технико-тактические действия в наиболее полном объеме, но, к сожалению, стоимость этих программ чаще всего не позволяет использовать их. Это касается не только команд ниже уровня первой лиги чемпионата России, но и даже команд высших квалификаций. Поэтому для достоверности в нашей работе мы взяли основные технико-тактические элементы, наиболее часто используемые в соревновательной деятельности[39].

Цель данного исследования - выявить эффективность технико-тактических действий мужских волейбольных команд г.Калининграда.

Объект исследования – соревновательная деятельность команд «Динамо–Янтарь»(суперлига, Россия), «БФУ-Янтарь» (первая лига, Россия) и сборная БФУ (превая лига , Калининградская область).

Предмет исследования - эффективность технико – тактических действий в соревновательных условиях.

Гипотеза - предполагаем, что проведение педагогических наблюдений позволит повысить эффективность технико-тактических действий при подготовке команд к соревнованиям.

Задачи исследования :

1. Изучить современное состояние проблемы анализа технико-тактических действий в волейболе.

2. Сравнить эффективность технико-тактических действий волейболистов в командах победителей и побежденных разной квалификации.

3. Разработать методические рекомендации для совершенствования уровня технико-тактической подготовки волейболистов.


  1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Методологической базой исследования являются научные данные ТиМФКиС, спортивной метрологии, а так же ведущих ученых: Платонова В.Н., Ивойлова А.В., Родиченко B.C., Железняка Ю.Д., Матвеева Л.П., Ромашина Г. Н., Беляева А. В., Яружного Н.В., Дорошенко Э.Ю., Клещева В.Л., Костюков В.А., Годик М.А., Фурманова А.Г., Шулятьева В.М., Д.С. Ельцова, Н.Ю. Максимовича.

В работе использовались следующие методы исследования:

- анализ литературных источников,

- педагогическое наблюдение,

- математическая обработка данных результатов наблюдения.

Анализ литературных источников позволил нам выявить современные подходы, рассмотреть средства и методы анализа эффективности технико-тактических действий и соревновательной деятельности в целом в игровых видах спорта. Изучались различные учебники, учебные пособия, монографии, научные статьи. В ходе анализа литературы был составлен библиографический указатель.

Педагогическое наблюдение проводилось во время соревновательной деятельности мужских волейбольных команд Калининградской области разной квалификации. Это Динамо-Янтарь (суперлига, Россия), БФУ – Янтарь(первая лига, Россия) и сборная университета БФУ(первая лига, Калининградская область). Были проведены педагогические наблюдения в восьми играх первенства Суперлиги России, восьми игр первенства первой лиги России и восьми игр первенства Калининградской области среди мужских команд. Во время наблюдения за соревновательной деятельностью в специальном протоколе (приложение 1) фиксировались эффективные и неэффективные технико-тактические действия волейболистов. Регистрировались :

Нападающие удары – знаком (+) выигранные, (-) проигранные (аут, сетка), (·) блок, (?) в игре.

Подачи – знаком (+) «эйсы», (-) ошибка, (·) простая подача, (?) сложная.

Прием – знаком (+) идеальный или хороший, (·) плохой, (?) очень плохой, (-) ошибка.

Блок – знаком (+) выигранные, (-) оставшиеся в игре.

Все технико-тактические действия оценивались по степени эффективности и распределялись по группам.

Математическая обработка данных включала определение процентного соотношения различных видов технико-тактических действий и соотношения эффективных и неэффективных приемов каждого вида. При анализе данных использовался графический способ представления результатов – построение рисунков.

Базой исследования явились 3 команды по волейболу из города Калининграда. Это Динамо-Янтарь (суперлига , Россия),БФУ –Янтарь( первая лига, Россия) и сборная университета БФУ( первая лига, Калининградская область) .

Этапы исследования определялись его логикой и поставленными задачами, которые решались в период с 2010 по 2012 гг.

Первый этап ( сентябрь – декабрь 2010г. ) В течение этого времени осуществлялось формулирование темы, рабочей гипотезы, определение целей и задач исследования.

Второй этап ( январь – июнь 2011 г. ) Разработка структуры, методов, целей исследования.

Третий этап ( сентябрь 2011 г. – декабрь 2011) Проведение педагогического наблюдения.

Четвертый этап ( апрель 2012 г.) оформление квалификационной работы, обобщение результатов исследования, разработка и формулирование выводов исследования.
2.1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ АНАЛИЗА ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ В ВОЛЕЙБОЛЕ
Соревновательная деятельность характеризуется множественными показателями, по которым можно определять эффективность деятельности как одного спортсмена, так и команды в целом. Эти показатели – своеобразные критерии действий спортсменов[12]. Поэтому учет этих действий позволяет не только отразить и восстановить процесс соревнования и поведения спортсмена и команды, но также планировать и корректировать дальнейшую подготовку. Соревновательная деятельность это игровая деятельность спортсменов в условиях официальных соревнований.

Анализ факторов обеспечения и реализации в каждом виде спорта и виде соревнований должен быть сделан на основе четкого выявления характеристик соревновательной деятельности, от которых зависит спортивный результат. Специфика каждого вида спорта обуславливает ведущие элементы, звенья, определяющие результативность соревновательной деятельности [10]. В спортивных играх ведущее значение приобретают такие характеристики , как активность атакующих и защитных действий, их эффективность, разнообразие (Новиков, Шустин, 1993; Платонов, 2002).

Игра осуществляется посредством взаимодействия партнеров по команде с помощью технико-тактических действий при активном противодействии игроков команды соперника. Под технико-тактическими действиями следует понимать систему движений, которая одновременно с тактической программой реализуется в ходе соревнований[42]. Еще одно определение дает Железняк : технико-тактическое действие – это отдельное тактическое действие, включающее определенные технические элементы, направленное одновременно на решение как технической , так и тактической задачи.

Технико-тактические действия составляются из тактических и технических действий.

Тактическое действие – это рациональное использование приемов игры, метод организации соревновательной деятельности спортсменов для победы над соперником.

Техническое действие – обусловленное правилами двигательные действия для ведения игровой и соревновательной деятельности.

Однако, несмотря на важность изучения соревновательной деятельности в литературе преобладают работы по теории и методике спортивной тренировки, тогда как структура соревновательной деятельности представлена фрагментарно[8,10].

Структура соревновательной деятельности – набор атакующих и оборонительных действий и операций, которые выполняют спортсмены обеих команд в специфических условиях противоборства.

Одной из причин незначительного количества фундаментальных работ, посвященных анализу соревновательной деятельности в спортивных играх, является ее сложность[22,27].

Основные параметры соревновательной деятельности в спортивных играх выделяются и фиксируются посредством специальных , наблюдений в условиях крупнейших соревнований за действиями сильнейших спортсменов мира. Признаки, отражавшие параметры соревновательной деятельности, называют целевыми, так как их выполнение обеспечивает достижение поставленной цели - победить в соревнованиях.

Победа в соревнованиях представляет собой конечную цель соревновательной деятельности, ее достижение складывается из последовательного решения спортсменами ряда частных задач, возникающих перед ними в процессе продвижения к главной цели. Элементы деятельности по выполнению частных задач называют действиями, которые, в свою очередь, состоят из операций. Содержание действий, операций и условия, в которых выполняет их спортсмен в процессе соревнований, и определяют структуру соревновательной игровой деятельности. Только располагая показателями соревновательной деятельности каждого спортсмена, можно оценить эффективность его действий и определить пути совершенствования его мастерства в процессе тренировки.

Параметры, характеризующие те или иные компоненты соревновательной деятельности, часто слабо связаны между собой и требуют строго дифференцированной оценки и совершенствования. Лишь определив уровень совершенства отдельных составляющих, можно объективно оценить сильные и слабые звенья в структуре соревновательной деятельности каждого спортсмена и команды, разработать оптимальную модель соревновательной деятельности и наметить пути ее достижения ( Шустин,1995).

Структуру соревновательной деятельности в спортивных играх составляют компоненты, которые иерархически расположены условно в несколько уровней. Компоненты и уровни структуры соревновательной деятельности расположены по принципу «матрешек», вложенных одна в другую; первый компонент - самая большая, в нее «вложены» все последующие.

Первый (верхний) уровень составляет системно-целостное противоборство спортсменов двух команд, в котором представлены и «результируют» все компоненты структуры в их взаимосвязи.

Второй уровень – это командные тактические действия в нападении и обороне; они являются определяющим фактором для выбора технико-тактических действий и их развития во времени и пространстве.

Третий уровень – групповые тактические действия в нападении (комбинации) и обороне; в них находят реализацию тактические действия.

Четвертый уровень – индивидуальные тактические действия в нападении и обороне; они обусловлены конкретными групповыми действиями.

Пятый уровень – приемы игры (техника), при помощи которых спортсмены осуществляют соревновательную деятельность при непосредственном воздействии на мяч. Качество выполнения приема отражается на эффективности соревновательной деятельности (выигрыш очка или проигрыш).

Шестой уровень – физические способности (двигательный потенциал), обеспечивающие эффективность и надежность технико-тактических действий в игровой соревновательной деятельности.

Восьмой и девятый уровни – функциональные возможности и морфологические признаки спортсменов, обеспечивающие им надежность и эффективность технико-тактических действий на протяжении всего соревнования.

На основе анализа структуры соревновательной игровой деятельности спортсменов, выявления значимости ее компонентов по отношению к спортивному результату определяют факторы, от которых зависят результативность и уровень достижений в спортивной игре.

Наиболее существенны следующие факторы (Ю.Д.Железняк, Ю.М.Портнов «спортивные игры»,2004):

Первый фактор - оснащенность спортсменов приемами игры (арсенал техники). Значимость этого фактора определяется тем, что соревновательное противоборство в спортивной игре регламентируется правилами, в соответствии с которыми игроки могут осуществлять соревновательную деятельность при помощи специальных в каждой игре действий - приемов игры. Данный фактор имеет важнейшее значение: с одной стороны, без владения приемами игры невозможна игровая соревновательная деятельность; с другой стороны - чем шире арсенал техники игры и совершеннее навыки владения приемами игры, тем выше соревновательный потенциал спортсменов.

Второй фактор - оснащенность спортсменов тактическими действиями (арсенал тактики). Степень совершенства и арсенал тактических действий служат решающим условием реализации технического потенциала (арсенала техники) в условиях игры и соревнований.

Первый и второй факторы взаимосвязаны: тактические действия (арсенал, эффективность) прямо зависят от арсенала техники и технического мастерства спортсменов, а максимальная реализация арсенала техники в игре полностью зависит от разнообразия тактических действий и тактического мастерства игроков. Поэтому правомерно говорить о технико-тактическом мастерстве спортсменов.

Третий фактор - «применяемость» технико-тактического арсенала. Недостаточно хорошо изучить и выполнять приемы игры и тактические действия - командные, групповые, индивидуальные в нападении и обороне. Решающее значение имеет умение в полном объеме применять технические приемы и тактические действия в условиях игры и соревнований. Из практики известно, что большинство спортсменов знает и умеет гораздо больше того, что они применяют на соревнованиях, особенно в игре с равным по силам соперником и в экстремальных условиях.

Четвертый фактор - эффективность технико-тактических действий в условиях соревновательной деятельности. Эффективность определяется по определенным для каждой спортивной игры показателям - выигрыш и проигрыш мяча (шайбы), взятие ворот и пр. На основании этих показателей определяется победитель встречи (в некоторых играх возможен ничейный исход). Выигрыш встречи и число побед (ничьих) в соревнованиях составляют спортивный результат в спортивных играх.

Пятый фактор - мастерство выполнения игровой функции (амплуа) каждым игроком в команде, которая определяется ему на основе индивидуальных особенностей, учета уровня подготовленности по компонентам игры и т. д. Это дает возможность комплектовать команду таким образом, чтобы она представляла слаженный ансамбль, эффективно действующий как в нападении, так и в обороне, давая возможность каждому спортсмену наилучшим образом проявить себя в условиях соревновательной деятельности.

Шестой фактор - активность («агрессивность»), творчество («игровой интеллект»), уровень волевых и моральных качеств, направленные на эффективное выполнение тактического плана игры и максимальную мобилизацию усилий спортсменов в экстремальных условиях соревнований.

Седьмой фактор - уровень развития физических и психических качеств и способностей, специфичных для соревновательной игровой деятельности в спортивной игре.

Шестой и седьмой факторы оказываются решающими при равновесии остальных факторов.

Восьмой и девятый факторы - уровень функциональных возможностей и морфологических показателей применительно к специфическим требованиям соревновательной деятельности в конкретной спортивной игре.

Десятый и одиннадцатый факторы - возраст и спортивный стаж спортсменов. При прочих равных всегда более высокая эффективность соревновательной деятельности в спортивной игре будет у спортсменов, имеющих преимущество в возрасте и стаже занятий спортивной игрой.

Двенадцатый фактор - эффективное функционирование системы, объединяющей всю совокупность мероприятий, направленных на подготовку спортсменов, способных показывать наивысшие спортивные результаты в крупнейших международных соревнованиях, подготовку квалифицированных спортивных резервов, на использование спортивной игры в качестве средства массовой спортивной работы.

В спортивных играх кодирование и анализ показателей соревновательной деятельности спортсменов имеют некоторые отличительные особенности, обусловленные видом спорта. Каждый вид спортивных игр во многом унифицировал свою методику регистрации показателей. Однако, остаются малоизученными вопросы создания унифицированной методики регистрации показателей эффективности действий спортсменов и команды в целом. Остаются нерешенными вопросы, связанные с определением вклада каждого спортсмена в действия команды в отдельные промежутки игры.

К основным технико-тактическим действиям в волейболе относятся стойки и перемещения, подача, нападающий удар, блокирование, передачи и отвлекающие действия.

Стойки – приобретение готовности к перемещению и выходу в исходное положение для выполнения технического приема. Виды стоек: устойчивая и неустойчивая. В зависимости от предстоящих действий игрок выполняет стойку, рациональную для определенного вида деятельности. Для стоек характерно следующее положение: одна нога впереди, вторая чуть сзади, туловище слегка наклонено вперед, предплечья согнуты в локтевых суставах, ладони рук на уровне пояса, ноги переступают [18].

Перемещение – выбор места для выполнения технического приема.

Подача – технический прием, с помощью которого мяч вводят в игру, пытаясь затруднить прием мяча противником или выиграть очко.

Передача (при тактической реализации как вторая передача) – технический прием, с помощью которого мяч направляют выше верхнего края сетки для выполнения нападающего удара.

Нападающий удар – технический прием тактики, заключается в перебивании мяча одной рукой на сторону соперника выше верхнего края сетки

Блок – технический прием защиты, с помощью которого преграждают путь мячу, летящего после атакующих действий противника, с помощью поднятых рук над верхним краем сетки.

Отвлекающие действия состоят из имитации игровых движений с целью отвлечения внимания противника от выполнения последующего технико-тактического приема.

При этом нужно разграничивать понятия: командные отвлекающие действия и индивидуальные отвлекающие действия. Под понятием «индивидуальные отвлекающие действия» мы подразумеваем такие действия отдельно взятого игрока, которыми он маскирует свои подлинные намерения (скрытые передачи, обманные передачи и др.). Под понятием «командные отвлекающие действия» следует подразумевать действия нескольких игроков, направленные на маскировку намерений команды при выполнении той или иной тактической комбинации.

В волейбольной практике большинство тренеров придерживаются примерно единой стратегии. Эти стратегии отражены в работах А.В. Ивойлова (1997), С.С. Ермакова (2004), Э.Ю. Дорошенко (2006) и др.

Наиболее распространенная формула расчета оценки эффективности подачи, приема мяча, блока и защитных действий следующая( В.П.Губа, А.В. Родин «Волейбол в университете»2009) :

Эффективность (в %) = (Sусл чSобщ)Ч100,

Где Sобщ – общее количество выполнения данного элемента,

Sусл – количество успешных выполнений данного элемента.

Успешными в различных элементах считаются:

- выигранные и затрудненные;

- в приме – мячи, доведенные в зону разыгрывающего игрока;

- на блоке – выигранные и смягченные мячи.

Для оценки результативности атаки наиболее распространена в теории и практике волейбола следующая формула расчетов:

Эффективность (в %) = ((Sв – Sп)чSобщ))Ч100,

Где Sв – количество выигранных мячей; Sп – количество проигранных мячей; Sобщ – общее количество атак.

Конечная оценка отражает только количественную оценку выполнения технических элементов. Например, сколько процентов от общего количества приемов подач игрок довел до связующего, сколько процентов от общего количество поданных подач были сложными для приема соперником и т.д.

А.В. Ивойлов (1997) представляет способ определения интегрального показателя технико-тактического мастерства волейболистов с учетом амплуа.

В пляжном волейболе В. Костюков для повышения объективности оценки предлагает использовать показатель - коэффициент игровой подготовленности (КИП)[43].

По данным А.Н. Колумбета, Д.С. Ельцова, Н.Ю. Максимовича 2006г. интересен и полезен для других спортивных игр подход в отношении количественных показателей технико-тактических действий в виде показателя технико-тактического разнообразия[44]. Под разнообразием деятельности команды или игрока понимается ее способность использовать с одинаковой частотой и мастерством весь арсенал технико-тактических приемов.

Введение этих понятий в оценку технико-тактических действий волейболистов позволяет наиболее объективно судить о мастерстве команды и игрока, и вносить соответствующие коррективы в учебно-тренировочный и соревновательный процессы.

В футболе, Сычев Б.В. использует и вычисляет показатель количества технико-тактических действий футболистов, брак технико-тактических действий (проценты), темп технико-тактических действий, активность футболиста, отнесенная ко времени его нахождения на поле, характеризует плотность технико-тактических действий; уровень контроля мяча, виды передач и на этой основе предлагает определять эффективность ТТД отдельных игроков и команды в целом [47].

Предлагаемая Барчуковым Г.В. и Лоховым Ю.Н. методика оценки в игровых условиях психической, функциональной и технической подготовленности теннисистов позволяет составлять на них технико-тактический паспорт, сравнивать игроков по уровню готовности, планировать индивидуальную тактику игры с учетом текущего состояния спортсмена, прогнозировать успешность выступления в конкретном соревновании, индивидуализировать технико-тактическую подготовку игрока с учетом слабых и сильных сторон на основе четкого дозирования нагрузок и сложности тренировочных упражнений .

В настоящее время ,в хоккее, разработана, экспериментально проверена и успешно применяется методика педагогических наблюдений с четырехядерной шкалой оценок эффективности технико-тактических действий [48]. С учетом этой шкалы оценок рассчитываются следующие интегральные показатели: объем (количество технико-тактических действий выполняемых хоккеистами за матч); плотность (количество технико-тактических действий за минуту); качество ( разность между суммой баллов положительного и отрицательного оцененных технико-тактических приемов); брак (сумма балов отрицательно оцененных технико-тактических приемов); коэффициент эффективности ( отношение суммы баллов положительно оцененных приемов к общей сумме баллов). Благодаря использованию четырехядерной шкалы оценок данная методика дает возможность достаточно объективно оценивать технико-тактическое мастерство хоккеистов с учетом игровой ситуации, сложности приема и конечного результата.

В практике гандбола Цапенко В.А.[41] к количественным и качественным показателям отдельных компонентов игры относит: ведение мяча, броски по воротам из различных позиций и положений; голевые передачи, перехваты мяча; блокирование бросков мяча в ворота; различным противодействиям игрокам команды соперников, количественные показатели “включенности” игрока в технико-тактические действия команды (или его активность), игровые приемы вратаря. Наиболее существенными особенностями, которые обуславливают эффективность и структуру технико-тактической деятельности команд высокой квалификации являются следующие. В нападении: 1. Количество бросков и их эффективность за весь чемпионат. 2. Количество бросков и их эффективность: - при индивидуальном переходе от защиты к нападению; - при коллективном переходе от защиты к нападению. 3. Количество бросков и их эффективность при позиционном нападении: - при атаках с 8-9 метров; - при атаках с 6-ти метров; - при атаках с углов. 4. Количество 7-ми метровых штрафных бросков и эффективность при их реализации. В защите: 1. Количество нарушений правил игры: - предупреждения; - удаления на 2 минуты; - удаление до конца игры; - назначения 7-ми метрового броска за грубую игру в защите. 2. Количество блокирований бросков по воротам. Выявленные особенности обуславливают эффективность и структуру технико-тактической деятельности в гандболе в нападении и защите [41] .

Из выше изложенного, можно сделать вывод, что успешная работа тренера зависит от умения анализировать полученные данные и методически правильно строить учебно-тренировочный процесс команды. Оценка выполнения освоенных движений, овладение индивидуальными, групповыми и командными действиями в нападении и защите, эффективность применения изученного в процессе соревновательной деятельности волейболистов, т.е. оценка технико-тактических действий является основными функциями в структуре контроля соревновательной деятельности. Анализ и интерпретация данных технико-тактических действий позволяет наиболее объективно судить о мастерстве команды (игрока) и вносить соответствующие коррективы в учебно-тренировочный процесс.

Технико-тактическая деятельность в волейболе имеет существенные особенности по сравнению с другими спортивными играми, которые базируются на специфике технико-тактической деятельности и выполнения игровых элементов техники (особенности контакта игрока с мячом, требования к специальной физической подготовленности и технико-тактической деятельности отдельных амплуа – «либеро», связующий игрок).

Основными технико-тактическими действиями в волейболе являются подача, нападающие удары, блокирование, передачи и отвлекающие действия.

Таким образом, анализ эффективности этих технико-тактических действий на основе рассмотренных подходов необходим для совершенствования учебно-тренировочного процесса мужских волейбольных команд разной квалификации.
2.2. АНАЛИЗ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТИВИЙ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЖСКИХ ВОЛЕЙБОЛЬНЫХ КОМАНД

Мы провели распределение очков по компонентам соревновательной деятельности и распределение технико-тактических действий по эффективности при подаче, приеме, в атаке, блоке и ошибки соперника (расшифровка этих и других терминов в приложении 2).

При оценке технико-тактических действий при блокировании фиксировались «результативный блок» - выиграно очко и « в игре» - смягчение, после которого мяч оставался в игре.

Динамо – Янтарь (Суперлига) набирает основную массу очков (таблица 1) благодаря атакующим действиям (61,36%), следующим по вкладу следуют ошибки соперника (17,4%), далее идет доля очков за счет блокирования (13,88 %), и последнее по вкладу это подачи (7,36%).

БФУ – Янтарь (первая лига) так же зарабатывает большую часть за счет атаки (49,44%), следующие - ошибки соперника (29,12%),затем блокирование (13,76%) и подачи (7,68%).

Сборная БФУ (чемпионат области) имеет такую же иерархию набора очков, как у суперлиги и первой лиги: атакующие действия (49,34%), ошибки соперника (26,53%), блокирование (16,05%), подачи (8,08%).

Таблица 1

Распределение очков по компонентам соревновательной деятельности, %

Компоненты соревновательной деятельности

ПОДАЧА

АТАКА

БЛОК

ОШИБКИ СОПЕРНИКА

НА ПОДАЧЕ

ПРОЧИЕ

КОМАНДА СУПЕРЛИГИ ЧЕМПИОНАТА РОССИИ(ДИНАМО-ЯНТАРЬ)

7,36

61,36

13,88

9,16

8,24

КОМАНДА 1 ЛИГИ ЧЕМПИОНАТА РОССИИ(БФУ-ЯНТАРЬ)

7,68

49,44

13,76

11,36

17,76

КОМАНДА ЧЕМПИОНАТА ОБЛАСТИ(СБОРНАЯ БФУ)

8,08

49,34

16,05

11,36

15,17

Подача оценивалась следующим образом (таблица 2) : «ошибка» - мяч после подачи попадал в аут или в сетку; «простая» - мяч после подачи был принят соперником идеально или хорошо; «сложная» - прием был затруднен ( атака соперника без первого темпа) или после приема соперник вынужден переводить мяч без атаки; «эйс» - очко, выигранное непосредственно с подачи.

Распределение технико-тактических действий на подаче между победителями и побежденными имеет общие тенденции у всех трех команд – это: 1) практически двукратное превосходство над побежденными в исполнении «эйсов»; 2) наблюдается превосходство и в исполнении сложных подач, но сборная БФУ(чемпионат области) имеет двойное преимущество над соперниками; 3) в свою очередь, эти команды уступают побежденным в количестве простых подач; 4) приносят победу и ошибки соперника всем трем командам, причем побежденные в матчах со сборной БФУ имеют двукратный перевес не в свою пользу на подаче.

Таблица 2

Распределение технико-тактических действий на подаче по эффективности, %

УЧАСТНИКИ

Разновидность подачи

«ЭЙСЫ»

СЛОЖНАЯ

ПРОСТАЯ

ОШИБКА

КОМАНДА СУПЕРЛИГИ ЧЕМПИОНАТА РОССИИ(ДИНАМО-ЯНТАРЬ)

ПОБЕДИТЕЛЬ

9,07

24,66

54,36

11,91

ПОБЕЖДЕННЫЙ

5,58

15,77

64,83

13,82

КОМАНДА 1 ЛИГИ ЧЕМПИОНАТА РОССИИ(БФУ-ЯНТАРЬ)

ПОБЕДИТЕЛЬ

9,02

23,69

56,89

10,40

ПОБЕЖДЕННЫЙ

5,59

19,94

62,94

11,83

КОМАНДА ЧЕМПИОНАТА ОБЛАСТИ(СБОРНАЯ БФУ)

ПОБЕДИТЕЛЬ

8,81

23,79

59,38

8,98

ПОБЕЖДЕННЫЙ

5,49

12,31

62,32

19,88

Анализ технико-тактических действий на приеме (таблица 3) осуществлялся по следующим критериям : «ошибка» - мяч проигран непосредственно после подачи соперника; «очень плохой прием» - мяч на сторону соперника переводится без атаки; «плохой прием» - мяч не доведен, атака первым темпом невозможна; «идеальный и хороший прием» - мяч точно доведен до связующего игрока.

Таблица 3

Распределение технико-тактических действий на приеме по эффективности, %

УЧАСТНИКИ

Разновидность приема

ИДЕАЛЬНЫЙ И ХОРОШИЙ

ПЛОХОЙ

ОЧЕНЬ ПЛОХОЙ

ОШИБКА

КОМАНДА СУПЕРЛИГИ ЧЕМПИОНАТА РОССИИ(ДИНАМО-ЯНТАРЬ)

ПОБЕДИТЕЛЬ

74,43

16,14

3,14

6,29

ПОБЕЖДЕННЫЙ

70,33

18,16

3,86

7,88

КОМАНДА 1 ЛИГИ ЧЕМПИОНАТА РОССИИ(БФУ-ЯНТАРЬ)

ПОБЕДИТЕЛЬ

67,37

21,44

3,85

7,34

ПОБЕЖДЕННЫЙ

63,82

22,66

3,53

9,99

КОМАНДА ЧЕМПИОНАТА ОБЛАСТИ(СБОРНАЯ БФУ)

ПОБЕДИТЕЛЬ

63,21

23,79

5,61

7,39

ПОБЕЖДЕННЫЙ

58,82

23,79

5,73

9,74


Распределение технико-тактических действий на приеме по эффективности показывает следующие результаты у победителей и побежденных: суперлига – соотношение идеального и хорошего - 74,43% / 70,33%, плохой - 16,14% / 18,16%, очень плохой - 3,14% / 3,86%,ошибка – 6,29% / 7,88%;

первая лига – идеальный и хороший – 67,37% / 63,82%, плохой – 21,44 / 22,66%, очень плохой – 3,85% / 3,53%, ошибка – 7,34% / 9,99%;

чемпионат области – идеальный и хороший 63,21% / 58,82%, плохой – 23,79% / 23,79%, очень плохой – 5,61% / 5,73%, ошибка – 7,39% / 9,74%.

Технико-тактические действия в атаке оценивались отдельно для атак с приема (таблица 4) и «в доигровке» (таблица 5). Все атакующие действия распределялись следующим образом : «аут, сетка» - мяч после атаки попал в аут или сетку и проиграно очко; «блок» - мяч после атаки попал в блок; « в игре» - мяч остался у соперника или у своей команды; «выигранная атака» - после атаки удара выиграно очко.

Таблица 4

Распределение атакующих технико-тактических действий по эффективности с приема, %

УЧАСТНИКИ

Результат атаки с приема

ВЫИГРАННАЯ

В ИГРЕ

БЛОК

АУТ,СЕТКА

КОМАНДА СУПЕРЛИГИ ЧЕМПИОНАТА РОССИИ(ДИНАМО-ЯНТАРЬ)

ПОБЕДИТЕЛЬ

61,20

29,76

4,60

4,44

ПОБЕЖДЕННЫЙ

48,04

28,40

15,98

7,58

КОМАНДА 1 ЛИГИ ЧЕМПИОНАТА РОССИИ(БФУ-ЯНТАРЬ)

ПОБЕДИТЕЛЬ

60,07

24,93

8,12

6,88

ПОБЕЖДЕННЫЙ

48,96

24,49

14,24

12,31

КОМАНДА ЧЕМПИОНАТА ОБЛАСТИ(СБОРНАЯ БФУ)

ПОБЕДИТЕЛЬ

58,12

22,96

9,36

9,56

ПОБЕЖДЕННЫЙ

47,39

22,13

15,17

15,31


Распределение атакующих технико-тактических действий с приема (таблица 4) у победителей и побежденных выглядит следующим образом: суперлига – выигранная – 61,20% / 48,04%, в игре – 29,76% / 28,40%, блок – 4,60% / 15,98%, аут, сетка – 4,44% / 7,58%,;

первая лига – выигранная – 60,07% / 48,96%, в игре – 24,93% / 24,49%, блок – 8,12% / 14,24%, аут, сетка – 6,88% / 12,31%;

чемпионат области – выигранная – 58,12% / 47,39%, в игре – 22,96% / 22,13%, блок – 9,36% / 15,17%, аут, сетка – 9,56% / 15,31%.
Таблица 5

Распределение атакующих технико-тактических действий по эффективности в «доигровке», %

УЧАСТНИКИ

Результат атаки в «доигровке»

ВЫИГРАННАЯ

В ИГРЕ

БЛОК

АУТ,СЕТКА

КОМАНДА СУПЕРЛИГИ ЧЕМПИОНАТА РОССИИ(ДИНАМО-ЯНТАРЬ)

ПОБЕДИТЕЛЬ

52,64

30,85

8,90

7,61

ПОБЕЖДЕННЫЙ

40,51

33,48

15,52

10,49

КОМАНДА 1 ЛИГИ ЧЕМПИОНАТА РОССИИ(БФУ-ЯНТАРЬ)

ПОБЕДИТЕЛЬ

50,00

28,67

10,37

10,98

ПОБЕЖДЕННЫЙ

40,25

33,12

12,34

14,29

КОМАНДА ЧЕМПИОНАТА ОБЛАСТИ (СБОРНАЯ БФУ)

ПОБЕДИТЕЛЬ

47,74

25,81

12,33

17,12

ПОБЕЖДЕННЫЙ

39,91

28,29

14,78

17,02


Распределение атакующих технико-тактических действий по эффективности в «доигровке» (таблица 5) дает следующие результаты : суперлига - выигранная – 52,64% / 40,51%, в игре – 30,85% / 33,48%, блок – 8,90% / 15,52%, аут, сетка – 7,61% / 10,49%;

первая лига – выигранная – 50,00% / 40,25%, в игре – 28,67% / 33,12%, блок – 10,37% / 12,34%, аут, сетка – 10,98% / 14,29%;

чемпионат области – выигранная – 47,74% / 39,91%, в игре – 25,81% / 28,29%, блок – 12,33% / 14,78%, аут, сетка – 17,12% / 17,02%.


  1. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Как известно, в волейболе побеждает команда, которая в пяти партиях набирает быстрее соперника 25 или 15 очков (в 5 партии).

Основными компонентами соревновательной деятельности, приносящими очко, являются атака, подача, блок и ошибки соперника.

С целью определения влияния различных компонентов соревновательной деятельности на результат были изучены статистические показатели игры команд одержавших победы в отдельных партиях (рис.1, рис.2, рис.3).

Рис.1. Распределение очков по компонентам соревновательной деятельности (Динамо-Янтарь), %

Команды набирают наибольшее количество за счет атакующих действий (61% - Суперлига, 49,44% - первая лига России и 49,34% сборная БФУ), следующими по вкладу являются ошибки соперника. За счет блокирования выигрывается около 14 % , здесь у команды БФУ показатель несколько выше, чем команды Суперлиги и первой лиги, это можно объяснить тем, что у сборной БФУ не всегда равноценный соперник по уровню подготовки. Непосредственно с подачи выигрывается около 8%.

Рис.2. Распределение очков по компонентам соревновательной деятельности (БФУ-Янтарь), %
Рис.3. Распределение очков по компонентам соревновательной деятельности (сборная БФУ), %

Вызвал интерес сравнительный анализ распределения очков на уровне Суперлиги, в чемпионате России (первая лига) и чемпионате области. Удельный вес очков набранных при помощи блокирования и непосредственно с подачи, оказался приблизительно одинаковым. У команды БФУ чуть выше.

В чемпионате России (первая лига) несколько меньшее количество очков, чем на уровне Суперлиги, выигрывается за счет атакующих действий.

Наиболее значительные различия зафиксированы по такому показателю, как ошибки соперника. Если на уровне Суперлиги за счет ошибок соперника набирается около 17% , то в матчах чемпионата России (первая лига) почти 30% и почти 27% у БФУ.

Ошибки при подаче, как правило, являются следствием стремления максимально усложнить сопернику прием или прямо с подачи принести команде очко, что можно расценить как оправданный риск. Доля очков, набранных в результате ошибок соперника при подаче на уровне суперлиги несколько меньше, чем в чемпионате России (первая лига), у команды БФУ этот показатель несколько ниже, чем у команд чемпионата России (первой лиги), т.к. подача менее сложная, а значит соперник ошибается меньше. И тем не менее процент выигранных очков с подач высок.

Прочие ошибки – результат либо недостаточной технической подготовленности волейболистов, либо несогласованности действий. Входе матчей на уровне Суперлиги таких ошибок было зафиксировано значительно меньше, чем в чемпионате России (первая лига). А у команды БФУ этот показатель несколько лучше, чем у команд чемпионата России (первая лига), что объясняется только тем, что команда играет проще в атаке ,реже использует комбинации.

Анализ технико-тактических действий, приносящих очки, не дает исчерпывающего ответа на вопрос, почему одна команда побеждает другую. Мы провели сравнительный анализ эффективности технико-тактических победителей и побежденных.

Статистические показатели, представленные в рис. 4, 5 и 6, свидетельствуют, что победитель опережают побежденных по количеству «эйсов» и сложных подач. Удельный вес простых подач больше у побежденных, соотношение ошибок при выполнении подач отличается незначительно.

Таким образом, победителям свойственно максимальное усложнение подачи, 10-12% ошибок можно рассматривать как разумный риск.


Рис.4.Распределение технико-тактических действий на подаче по эффективности (Динамо-Янтарь),%
Рис.4.Распределение технико-тактических действий на подаче по эффективности (БФУ-Янтарь),%

Рис.6. Распределение технико-тактических действий на подаче по эффективности (сборная БФУ),%

Организовать полноценные атакующие действия можно только при идеальном и хорошем приеме. При «плохом» приеме исключается атака первым темпом, при «очень плохом» мяч переводится на сторону соперника без атаки. Чем меньше таких технико-тактических действий совершает команда, тем меньше у соперника шансов выиграть очки при помощи блокирования или организации «доигровки».

Анализ статистических показателей приема, представленных в рис. 7, 8 и 9, показал, что качество его исполнения у победителей несколько выше. Чем у побежденных, хотя достоверных различий не выявлено.

Обращает на себя внимание тот факт, что качество приема на уровне Суперлиги выше, чем у команд чемпионата России (первой лиги) и сборной БФУ. И это при том, что сложность подач была выше на уровне Суперлиги. Это свидетельствует о недостаточной технико-тактической подготовленности «принимающих» игроков.

Рис.7. Распределение технико-тактических действий на приеме по эффективности (Динамо-Янтарь), %

Рис.8. Распределение технико-тактических действий на приеме по эффективности (БФУ-Янтарь),%
Рис.9. Распределение технико-тактических действий на приеме по эффективности (сборная БФУ), %

Как уже говорилось выше, атака является тем технико-тактическим действием, которое приносит максимальное количество очков.

Анализ распределения атакующих технико-тактических действий по эффективности выявил значительное превосходство команд-победительниц по количеству выигранных атак. Преимущество победителей зафиксировано как при атаках с приема рис. 10, 11, 12, так и в «доигровках» рис. 13, 14 и 15.

Рис.10. Распределение атакующих технико-тактических действий по эффективности с приема (Динамо-Янтарь), %
Рис.11. Распределение атакующих технико-тактических действий по эффективности с приема (БФУ-Янтарь), %
Доля мячей оставленных в игре после нападающих ударов, у победителей и побежденных приблизительно одинакова.

Имелись существенные различия по количеству проигранных атак. Так, если у победителей атак с приема проиграно 9% (Суперлига), 15%(чемпионат России (первая лига)) и 19% (сборная БФУ), то у проигравших соответственно 24%,26% и 32%.

Рис.12. Распределение атакующих технико-тактических действий по эффективности с приема (сборная БФУ), %

Схожая тенденция выявлена при анализе атакующих технико-тактических действий в «доигровках» (рис. 13, 14, 15).

Рис.13. Распределение атакующих технико-тактических действий по эффективности в «доигровке» (Динамо-Янтарь) ,%
Рис.14. Распределение атакующих технико-тактических действий по эффективности в «доигровке»(БФУ-Янтарь), %
Рис.15. Распределение атакующих технико-тактических действий по эффективности в «доигровке» (сборная БФУ), %

Анализ статистических показателей, представленных в таблицах 10 - 15 позволяет утверждать, что победители имели значительное преимущество над побежденными в количестве результативных блоков.

Доля ошибок в атаке у победителей меньше, чем у побежденных. Побеждает команда совершавшая меньше ошибок, особенно в атаке.
  1   2



Скачать файл (127.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации