Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Курсовая работа - Направления совершенствования системы управления государственными и муниципальными финансами - файл n1.docx


Курсовая работа - Направления совершенствования системы управления государственными и муниципальными финансами
скачать (99.7 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.docx100kb.06.01.2013 14:54скачать


n1.docx

Федеральное агентство по образованию РФ
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)


Кафедра Мировой Экономики и Международных Отношений


Курсовая работа

по дисциплине «Государственные и муниципальные финансы»







на тему: «Направления совершенствования системы управления государственными и муниципальными финансами»

Руководитель:

Выполнил:

Студент группы ДМГ-204



Москва – 2012



Содержание


Введение 3

Гл.1 Теоретические основы управления государственными и муниципальными финансами 4

1.1 Сущность и параметры государственных и муниципальных финансов 4

1.2 Функции государственных и муниципальных финансов 7

1.3 Источники формирования государственных и муниципальных финансов 10

1.4 Государственные и муниципальные доходы и расходы 11

Гл.2 Направления совершенствования государственных и муниципальных финансов 16

2.1 Организация управления системой государственных и муниципальных финансов 16

2.2 Система управления государственными и муниципальными финансами 18

2.3 Направления совершенствования государственных и муниципальных финансов 19

Заключение 22

Список использованной литературы 24


Введение


Финансы как экономическая категория представляет собой систему распределительных, денежных отношений, возникающих в процессе формирования и использования фондов денежных средств у субъектов, участвующих в создании совокупного общественного продукта.1

Финансы — это совокупность денежных отношений по поводу распределения стоимости:

  • валового внутреннего продукта;

  • доходов от внешнеэкономической деятельности;

  • части национального богатства.

В результате финансовых отношений формируются доходы и планируются расходы:

  • государства в целом;

  • субъектов федерации (в федеративных государствах);

  • муниципальных образований;

  • отдельных хозяйствующих субъектов.

Объектом данной курсовой работы являются организация общегосударственных финансов и местные финансовые ресурсы.

Предметом исследования являются государственные и местные финансы, их сущность, задачи и роль в организации рыночных отношений.

Цель исследования данной работы состоит в раскрытии и изучении роли государственных и муниципальных финансов в бюджетной системе страны.

Гл.1 Теоретические основы управления государственными и муниципальными финансами

1.1 Сущность и параметры государственных и муниципальных финансов


Сущность государственных и муниципальных финансов состоит в том, что они охватывают ту часть денежных отношений по поводу распределения и перераспределения стоимости созданного в обществе совокупного продукта, которая в установленном размере аккумулируется в руках органов государственной власти и местного самоуправления для покрытия расходов, необходимых для выполнения государством и местными органами власти своих функций.

Государственные и муниципальные финансы — это совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов.2

Государственные финансы играют важную роль в общей системе экономической и политической жизни страны, активизируя денежные ресурсы для выполнения государством своих функций.

Государственные финансы — это:

  • инструмент привлечения средств в бюджет с помощью общеобязательных платежей;

  • ведущий экономический рычаг государства.

Главные направления воздействия государственных финансов на экономику:

  • налоговая политика;

  • способы финансирования дефицита бюджета;

  • управление государственным долгом.

В Российской Федерации, исходя из федеративного устройства, государственные финансы включают два уровня: финансы федеральных органов власти и финансы органов субъектов РФ (их 89). Муниципальные финансы являются низовым звеном и выделены в самостоятельный структурный уровень (схема 13).
Схема 1

c:\users\toshiba\pictures\i_001.jpg

Все три уровня государственных и муниципальных финансов тесно связаны между собой и образуют единую систему.

В структуре государственных и муниципальных финансов главным элементом выступают взаимосвязанные бюджеты трех уровней – федерального, регионального (субъекта РФ) и местного. Эти взаимосвязи обусловлены неравномерностью развития различных территорий и недостаточностью средств региональных и местных бюджетов. Поэтому для достижения сбалансированности бюджетов существует система перераспределения средств между бюджетами разных уровней.

Политика в области государственных финансов обеспечивает поддержание экономического роста; ограничение социального неравенства; эффективность государственных расходов.

Государственные финансы обслуживают государство как систему организации органов власти (оплата труда госслужащих и др.). С политической точки зрения государственные финансы — это и фактор развития структур государственного управления.

Муниципальные финансы обеспечивают самостоятельное и под свою ответственность решение населением муниципального образования вопросов местного значения.

  • ремонт дорог;

  • строительство и эксплуатация объектов социальной инфраструктуры (больниц, школ и др.);

  • услуги связи, общественного питания;

  • библиотечное обслуживание;

  • развитие физкультуры и спорта;

  • охрана памятников культуры и др.

Направления использования финансовых ресурсов местного самоуправления также могут классифицироваться по различным признакам. Наиболее существенные из них:

  • на текущие нужды (бюджет текущих расходов) и на финансирование капитальных расходов, т.е. инвестиционной и инновационной деятельности (бюджет развития):

  • на решение вопросов местного значения и на выполнение органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

С целью отражения всех аспектов финансовых отношений между субъектами муниципальной экономики представляется целесообразным сформулировать следующее определение местного бюджета. Местный бюджет - это система экономических отношений между органами местного самоуправления и органами государственной власти, хозяйствующими субъектами муниципального комплекса, населением в процессе воспроизводства с целью формирования и использования фонда денежных средств, являющегося финансовой основой местного самоуправления.

Конституция РФ от 12.12.93 (с изменениями на 6 декабря 2011 года), Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"4 закрепляют основополагающие принципы о том, что местное самоуправление:

  • не входит в систему органов государственной власти;

  • имеет собственные финансовые основы.

Данные принципы предопределяют разделение финансов на государственные и муниципальные.

Источники финансирования деятельности государства и муниципальных образований разные. Государство имеет собственный бюджет, собственные источники пополнения финансовых средств (федеральные налоги и др.).

Муниципальные образования также имеют свой бюджет, свои источники финансов (местные налоги и др.). Государство и муниципальные образования должны осуществлять свою деятельность только за счет собственных средств. Лишь в исключительных случаях, прямо предусмотренных законодательством, возможно использование государственных финансов для муниципальных нужд.

1.2 Функции государственных и муниципальных финансов


Государственные и муниципальные финансы играют важную экономическую, социальную, политическую роль и выполняют несколько функций.

Несмотря на свое различие, государственные и муниципальные финансы выполняют сходные функции:

  • распределительную;

  • регулирующую;

  • стимулирующую;

  • фискальную;

  • контрольную.

Распределительная функция состоит в том, что вновь созданная стоимость (валовой внутренний продукт, часть национального дохода) распределяется между:

  • государством (Российской Федерацией);

  • субъектами федерации;

  • муниципальными образованиями;

  • конкретными органами государственной власти и местного самоуправления;

  • предприятиями и организациями;

  • гражданами и др.

Цель данного распределения — обеспечение:

  • сбалансированного развития общества и государства;

  • выполнения государством и муниципальными образованиями своих функций;

  • благосостояния граждан;

  • экономического роста.

Например, предприятие отдает часть заработанного государству в виде налогов, а государство из этих средств финансирует пенсионеров (которые могут быть нетрудоспособными бывшими сотрудниками данного предприятия), обеспечивает работу общественного транспорта, дает возможность бесплатно учиться в школе детям сотрудников предприятия и т. д.

Регулирующая функция состоит в том, что государство с помощью денежных рычагов регулирует макроэкономические процессы. Например:

  • вводит пошлины на предметы нежелательного импорта и тем самым поддерживает национального товаропроизводителя;

  • определяет курс национальной валюты; поддерживает его, если необходимо;

  • устанавливает учетную ставку банковского процента и т. д.

Стимулирующая функция близка к регулирующей и состоит в том, что государство, используя финансовые механизмы, стимулирует желательные экономические процессы (например, предоставляет льготы определенным отраслям промышленности, предприятиям).

Фискальная функция заключается в том, что финансовые отношения порождают необходимость регулярного собирания налогов для обеспечения нормальной жизнедеятельности государства и общества.

Контрольная функция – заключается в осуществлении контроля за формированием и использованием капитала, доходов и денежных фондов.

Функции финансов реализуются через финансовый механизм. Он включает в себя:

  • финансовые методы – способы воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс. К ним относятся: планирование, прогнозирование, инвестирование, кредитование, материальное стимулирование и другое;

  • финансовые показатели – параметры состояния финансовой системы, в той или иной мере регулируемые государственной финансовой политикой;

  • правовое обеспечение – законы, указы Президента, постановления Правительства РФ, Устав юридического лица и др.;

  • нормативное обеспечение – нормы и нормативы, методические указания, инструкции по расчету финансовых показателей;

  • информационное обеспечение – бухгалтерская и статистическая отчетность, и другая информация о состоянии финансовой системы.

1.3 Источники формирования государственных и муниципальных финансов


Финансовые ресурсы — совокупные денежные средства, формируемые в результате экономической и финансовой деятельности в процессе создания и распределения ВВП.

Основными источниками формирования государственных финансов служат:

  • взимание налогов и сборов;

  • продажа, иное использование государственного имущества;

  • экспорт нефти и газа;

  • продажа части золотого запаса государства;

  • выпуск и продажа государственных облигаций и других ценных бумаг;

  • платное оказание государственных услуг;

  • использование резервных и страховых фондов;

  • добровольные взносы физических и юридических лиц;

  • внешние и внутренние заимствования и др.

Основными источниками формирования муниципальных финансов
являются:

  • взимание местных налогов и сборов;

  • деятельность муниципальных предприятий;

  • использование собственного (муниципального) имущества;

  • добровольные пожертвования физических и юридических лиц;

  • часть государственных финансовых средств, направляемых на муниципальные нужды.

С целью содействия реформированию бюджетной сферы и бюджетного процесса, стимулирования экономических преобразований в муниципальных образованиях представляется целесообразным формирование в составе бюджетов субъектов Фонда развития муниципальных финансов (ФРМФ).

Участие в конкурсе на получение субсидий могут принимать все муниципальные образования, имеющие собственный бюджет. Для участия в конкурсе они должны представить в финансовый орган администрации субъекта в установленный срок Программу развития муниципальных финансов. В качестве основы Программы рекомендуется использовать финансовую стратегию, разрабатываемую администрацией муниципального образования. По результатам конкурса право на получение субсидий ежегодно предоставляется трем пяти муниципальным образованиям, программы которых имеют лучшие итоговые показатели. Результаты конкурса доводятся до сведения участников в течение месяца после даты завершения приема программ.

Размер Фонда развития муниципальных финансов в большинстве субъектов, по мнению экспертов, может составлять не более 20% от общего объема финансовой помощи местным бюджетам. Источником средств Фонда развития муниципальных финансов являются установленные в процентах отчисления от неналоговых доходов, в частности отчисления от доходов от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, и доходов от предпринимательской деятельности. В зависимости от уровня собираемости указанных доходов и потребности муниципальных образований, претендующих на получение средств, процент отчислений может быть принят на уровне 10%.

Реализация мероприятий по оздоровлению централизованных и децентрализованных финансов за счет средств Фонда развития муниципальных финансов обеспечит рост бюджетных, а также ряда социально-экономических показателей.

1.4 Государственные и муниципальные доходы и расходы


Образуемые в форме бюджетов и внебюджетных фондов финансовые ресурсы органов государственной власти и местного самоуправления — это доходы, поступления и денежные накопления, находящиеся в государственной и муниципальной собственности и предназначенные для решения органами государственной власти и местного самоуправления вопросов, отнесенных к их компетенции.

Формирование основного объема финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления осуществляется посредством мобилизации государственных и муниципальных доходов.

Государственные доходы представляют собой денежные средства, зачисляемые в соответствии с действующим законодательством в бюджеты органов государственной власти разных уровней, а также в государственные внебюджетные фонды.

При этом денежные средства, зачисляемые в бюджеты органов государственной власти соответствующих уровней, представляют собой доходы бюджетов; денежные средства; поступающие в государственные внебюджетные фонды, являются доходами этих фондов. Таким образом, государственные доходы состоят из доходов бюджетов органов государственной власти разных уровней и доходов государственных внебюджетных фондов, причем доходы бюджетов занимают основное место в составе государственных доходов.

Муниципальные доходы — денежные средства, зачисляемые в соответствии с законодательством органов государственной власти и решениями органов местного самоуправления в бюджеты муниципальных образований.

Мобилизация доходов в бюджеты и государственные внебюджетные фонды осуществляется в форме налоговых и неналоговых доходов, а также безвозмездных перечислений. В условиях рыночной экономики с помощью налогов обеспечивается мобилизация преобладающей части государственных и муниципальных финансовых ресурсов.

Финансирование расходов бюджетов в части превышения их объема над величиной доходов осуществляется за счет поступлений из источников финансирования дефицита бюджетов, Финансирование дефицита бюджетов органов государственной власти обеспечивается посредством привлечения денежных средств в формах займов, осуществляемых путем размещения государственных ценных бумаг, и кредитов, полученных от кредитных организаций; получения бюджетных ссуд и бюджетных кредитов из бюджетов других уровней; поступления средств от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, и др. При этом органы государственной власти РФ имеют право на привлечение как внутренних, так и внешних источников финансирования дефицита бюджета, а органы государственной власти субъектов РФ — только внутренних источников (ст. 94, 95 БК РФ)5. В соответствии с действующим законодательством РФ финансирование дефицита бюджетов государственных внебюджетных фондов обеспечивается только за счет изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджетов соответствующих внебюджетных фондов.

С целью сбалансированности местных бюджетов органы местного самоуправления осуществляют привлечение средств на внутреннем финансовом рынке (в формах размещения муниципальных ценных бумаг, бюджетных ссуд и бюджетных кредитов из бюджетов других уровней, кредитов кредитных организаций) и возмездное отчуждение муниципального имущества (путем его продажи). Право органов местного самоуправления на внешние заимствования Бюджетным кодексом РФ не предусматривается (ст. 96 БК РФ).6

Денежные накопления органов государственной власти и местного самоуправления образуются за счет доходов и поступлений текущего финансового года, не использованных в ходе исполнения соответствующего бюджета или государственного внебюджетного фонда и предназначенных для финансирования расходов в последующие периоды. Денежные накопления органов государственной власти и местного самоуправления проявляются в форме остатков средств на счетах бюджетов или государственных внебюджетных фондов на начало финансового года, учитываемых после завершения операций по принятым денежным обязательствам прошедшего года. Остатки средств изъятию не подлежат и могут использоваться органами государственной власти и местного самоуправления на покрытие внутригодовых кассовых разрывов в течение последующего года, направляться на финансирование дефицита бюджета или государственного внебюджетного фонда в очередном финансовом году, размещаться в долговые обязательства.

Источниками формирования государственных финансовых ресурсов являются валовой внутренний продукт, поступления от внешнеэкономической деятельности, часть национального богатства (например, поступления от продажи земли, доходы от продажи нематериальных активов, доходы от реализации конфискованного или бесхозного имущества и т. п.). В случае наступления чрезвычайных обстоятельств (стихийных бедствий, вооруженных конфликтов и военных действий и т. п.), в период экономической нестабильности часть национального богатства может выступать в качестве источника государственных финансовых ресурсов при продаже золотого запаса, валютных резервов и др. В свою очередь, источниками финансовых ресурсов органов местного самоуправления являются валовой региональный продукт, а также часть национального богатства, находящегося или обращенного в муниципальную собственность.

Использование финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления осуществляется в виде государственных и муниципальных расходов.

Государственные расходы — это денежные средства, направляемые органами государственной власти из бюджетов соответствующих уровней и государственных внебюджетных фондов на финансовое обеспечение возложенных на них задач и функций.

Денежные средства, направляемые из бюджетов органов государственной власти соответствующих уровней, представляют собой расходы бюджетов; денежные средства, перечисляемые из государственных внебюджетных фондов, являются расходами этих фондов. Таким образом, государственные расходы состоят из расходов бюджетов органов государственной власти разных уровней и расходов государственных внебюджетных фондов, при этом основной объем государственных расходов осуществляется за счет средств бюджетов разных уровней.

Муниципальные расходы — это денежные средства, направляемые органами местного самоуправления из бюджетов муниципальных образований на решение вопросов местного значения.

Государственные расходы предназначены для удовлетворения потребностей общества в области развития экономики и социальной сферы, управления государством, укрепления его обороноспособности и национальной безопасности и др. При этом конкретные направления государственных расходов определяются различными функциями (экономической, социальной, управленческой, оборонной, политической), выполняемыми государством. На разных этапах развития государства стоящие перед ним задачи не остаются неизменными, соответственно меняются объем и структура государственных расходов по конкретным направлениям.

В свою очередь, необходимость в муниципальных расходах обусловлена удовлетворением потребностей граждан, связанных с местом непосредственного проживания (содержание муниципального жилищного фонда, транспортное обслуживание населения, благоустройство территорий, охрана общественного порядка, управление муниципальным образованием и др.). Многообразие видов муниципальных расходов зависит от функций органов местного самоуправления; уровня социально-экономического развития муниципального образования; задач, решаемых органами местного самоуправления на том или ином этапе развития.

Гл.2 Направления совершенствования государственных и муниципальных финансов

2.1 Организация управления системой государственных и муниципальных финансов


Управление представляет собой сознательное воздействие с целью развития и совершенствования объекта.

Государственное воздействие на бизнес осуществляется через налоговую политику, регулирование финансового рынка, формирование амортизационного фонда, систему государственной поддержки предприятий через субсидии. Т.е. государство не управляет финансами, а воздействует через финансы на экономику и социальную сферу, в основном, при реализации финансовой политики.

Непосредственно в области государственного управления находятся государственные финансы (формирование государственного бюджета, внебюджетных фондов, финансов государственных предприятий). Управление ведется через принятие финансового законодательства, утверждение федерального бюджета и отчета о его исполнении, введение или отмену отдельных налогов, утверждение предельных размеров государственного долга и др.

Управление государственными финансами – набор стимулов и санкций для быстрого решения поставленных задач государственной политики.

Объектом управления выступает система финансов или совокупность денежных отношений. Субъекты управления - финансовые институты, службы, финансовые отделы организаций и др. Управление финансами выражается в финансовой политике - совокупности методологических принципов, практических форм организации и методов использования финансов.

Целями управления выступают финансовая устойчивость и независимость, проявляющаяся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, сокращении государственного дола, стабильности национальной валюты и, в конечном итоге, сочетании интересов государства и общества.

В управлении государственными финансами выделяют несколько функциональных элементов:

- планирование - оценивает состояние финансов и направления эффективного их использования;

- оперативное управление- комплекс мер, разработанных на основе складывающейся финансовой ситуации с целью максимизации эффекта при минимальных затратах с помощью перераспределения финансовых ресурсов;

- контроль осуществляется ан всех стадиях использования финансов государства, сопоставляя плановые и фактические результаты.

В широком смысле, выделяют несколько форм и методов управления финансами государства:

  • финансовое планирование;

  • прогнозирование;

  • программирование;

  • финансовое регулирование;

  • финансовый контроль;

  • принятие финансового законодательства;

  • система методов мобилизации финансовых ресурсов.

Финансовое планирование представляет собой деятельность по сбалансированности и пропорциональности использования финансовых ресурсов. Оно устанавливает рациональное соотношение между ресурсами государства и доходами хозяйствующих субъектов, а также между величиной дохода до уплаты налога и после на предприятии и другое. Финансовое планирование является частью народнохозяйственного планирования и направлено на координацию деятельности всех органов финансовой системы.

Финансовое прогнозирование является предвидением возможного финансового положения государства и территории, используется для обоснования показателей финансовых планов. Цель прогноза - определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников их формирования и направлений использования в прогнозируемом периоде.

Программирование предполагает подготовку и реализацию целевых комплексных программ по социальным и экономическим направлениям среднесрочного и долгосрочного характера.

Финансовое регулирование представляет собой организованную государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства. Его субъектами выступают государственные структуры, объектами - доходы и расходы участников общественного воспроизводства. Цель финансового регулирования - установление пропорций распределения, накопления, обеспечивающих удовлетворение потребностей на микро и макро уровне.

Основными субъектами управления государственными и муниципальными финансами в РФ являются Президент и Правительство РФ, законодательные органы власти, Министерство финансов РФ, Министерство по налогам и сборам, ЦБ РФ и другие.

2.2 Система управления государственными и муниципальными финансами


Государственными органами, осуществляющими управление финансами в РФ, являются:

  • Президент РФ;

  • Федеральное Собрание РФ;

  • Правительство РФ;

  • Центральный Банк РФ (Банк России);

  • Счетная палата;

  • Министерство финансов РФ;

  • федеральные органы исполнительной власти, подведомственные Министерству финансов РФ:

  • Федеральная налоговая служба;

  • Федеральная служба страхового надзора;

  • Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;

  • Федеральное казначейство (федеральная служба).

  • иные федеральные органы исполнительной власти в сфере финансов.

2.3 Направления совершенствования государственных и муниципальных финансов


Современная экономическая глобализация - это в первую очередь новый механизм принятия финансовых решений. Возникают совершенно новые решения.

Во-первых, решения, прямо влияющие на динамику национального дохода большинства стран мира, не зависят от воли носителей суверенитета на соответствующей национальной территории, т.е. от выбора избирателей, от предпочтений политиков и правительства и т.д.

Во-вторых, ключевые решения принимаются теперь в существенной степени не публичными субъектами, а участниками финансового рынка, т.е. на микроэкономическом уровне. Новое качество финансовой глобализации проявляется в стремлении открытости рынков капитала. Эти потребности реализует новая экономика поскольку она обеспечивает решение по крайней мере двух ключевых проблем:

- немедленный доступ к максимальному объему информации;

- предоставление инвестиционных, консультационных и прочих необходимых услуг максимально широкому, глобальному кругу экономических субъектов в режиме оn line. 7

Несмотря на довольно развитую инфраструктуру, российский фондовый рынок пока не готов к массовому привлечению, розничных инвесторов, что позволило бы мобилизовать их, накопления, превратить их в инвестиции для реального сектора экономики. На рынке оперируют в основном институциональные инвесторы. Для населения фондовый рынок остается страшным и непонятным. Говоря языком теории, он недостаточно экономичен с позиции транзакционных издержек. Надо отметить и недостаточное количество игроков на рынке, где в числе лидеров по-прежнему выступают предприятия металлургии, нефтегазовой отрасли и энергетики.

Фактор доверия очень важен, и о нем должно постоянно заботится государство. Но не только об этом. Нельзя забывать и о важности институционального оформления инфраструктуры этого рынка. Между тем существующее ограничение участников рынка небольшим числом главных институциональных инвесторов (Сбербанк, Пенсионный фонд РФ и Внешэкономбанк) в попытке создать "управляемый рынок" в значительной мере отпугивает новых участников, снижая объемы размещения облигаций.

Другая болевая точка трансформационной экономики - это мировые валютные отношения и их дестабилизирующее воздействие на состояние денежной системы национальной экономики. Сложившееся в мировой экономике второй половины ХХ в. доминирование одной, наиболее стабильной и распространенной национальной валюты - доллара – в качестве валюты международных расчетов придало доллару особую роль "валюты всех валют". Это привело к тому, что в периоды кризисов более слабых и зависимых экономик развивающихся стран начиналось "бегство" от национальной валюты к доллару, еще более усиливающее эти национальные кризисы. Образующийся таким образом феномен "бивалютного" денежного обращения и его отрицательные последствия со всей силой проявились в переходных экономиках, включая Россию. Курсовое соотношение рубля и доллара стало одним из основных индикаторов экономики, и экономическая стратегия государства ориентировалась на это соотношение.

Основными путями преодоления кризисных и иных негативных явлений в финансовой системе являются:

-необходимо принять решительные меры по обеспечению роста реального сектора экономики на основе задействования научно-технического и интеллектуального потенциала страны;

-добиваться эффективного использования бюджетных средств, сокращения непроизводительных расходов, в том числе на содержание административно-управленческого аппарата (министерств, ведомств, Администрации Президента РФ), увеличения некоторых статей доходной части бюджета, упорядочения налоговой системы, уменьшения количества налогов и увеличения собираемости налогов, сборов, таможенных пошлин и т. п. Упорядочение налоговой системы, должно быть направлено на создание благоприятных условий для обеспечения капиталовложений и, следовательно, оживления производства;

-следует добиться укрепления денежного обращения в стране. С этой целью Правительство РФ должно выработать реальную антиинфляционную политику. В комплексе мер следует предусмотреть контроль за ценами и заработной платой путем установления пределов их роста. Определяющее значение в борьбе с инфляцией имеет, конечно, рост выпуска товаров с учетом спроса населения;

-укрепить финансовую дисциплину, упорядочить расчеты между предприятиями. Необходимо навести порядок в банковской системе. Необходимо добиться рентабельной работы предприятий промышленности и сельского хозяйства. Рентабельность предприятий характеризует эффективность их деятельности, что является необходимым условием рыночных отношений. Пока же убыточные предприятия составляют довольно большой удельный вес;

-устранению кризисных явлений в финансовой системе будет способствовать выплата внешних долгов.

Заключение


Экономическая роль государства заключается в реформировании отношений собственности, вертикали федеративного устройства в социально-экономической сфере, институциональных преобразованиях и достижении сбалансированности между экономической эффективностью и социальной справедливостью в обществе.

Государственные и муниципальные финансы представляют собой совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов.

Государственные и муниципальные финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением централизованными источниками финансирования государственного и муниципального секторов экономики, наиболее значимых программ развития производства и общественного сектора, организаций и учреждений бюджетной сферы и т.п. Их функционирование направлено на достижение общих целей развития социально ориентированной рыночной экономики.

Финансы как экономическая категория зависят от преобразований во взаимоотношениях между звеньями финансовой системы.

Финансы способствуют решению общеэкономических задач, и поэтому финансовая система государства функционирует как совокупность взаимодействующих звеньев на каждом конкретном историческом этапе.

Государственные и муниципальные финансы как экономическая категория проявляются в выполняемых ими функциях — распределительной и контрольной.

Роль государственных и муниципальных финансов в реформировании российской экономики сводится к основным факторам: экономической стабилизации; адаптации к рыночным преобразованиям; стимулированию инвестиционной активности.

Инвестиционная активность государства является результатом и индикатором экономического роста.

Трансформация экономических отношений означает переход к новому типу экономического роста, основанный на низком уровне инфляции и безработицы, внешнеэкономической сбалансированности, благоприятной экологической среде и достаточно высоком жизненном уровне.

Государственная финансовая политика является элементом макроэкономической политики и нацелена на обеспечение устойчивого социально-экономического развития.

Финансовая политика включает следующие блоки: налоговый; бюджетный; денежно-кредитный; социальный; инвестиционный.

Для стабилизации экономики и финансовой системы в современных условиях необходимо: обеспечить сбалансированность бюджетов и их утверждение на базе реального прогноза макроэкономических показателей; реализовать комплекс мер по расширению налогооблагаемой базы; стабилизировать валютный курс рубля; ориентировать денежно-кредитную политику на регулирование процентных ставок; повысить инвестиционную активность государственного и частного секторов экономики в развитии производства; принять комплекс мер по стабилизации и повышению жизненного уровня населения.

Современная финансовая политика отличается высоким динамизмом, постепенным отказом от нерыночных форм регулирования воспроизводственных процессов.

Список использованной литературы


  1. Бюджетный кодекс РФ (в редакции с 01.01.12)

  2. Конституция РФ, Редакция -2012

  3. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"(6.12.2011)

  4. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. – М.: Финансы: ЮНИТИ, 2002.

  5. Баранова Л.Г. и др. Бюджетная система Российской Федерации /..- М., 2006

  6. Брайчева Т.В. Государственные финансы. – СПб.: Питер, 2006

  7. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. / Ред. О.В. Врублевская, М.В. Романовский. – 2008

  8. Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – М., 2009.

  9. Государственные и муниципальные финансы /Под ред. И.Д.Мацкуляка. – М.: Изд-во РАГС, 2009

  10. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. 2 -е изд. И. Н. Мысляева - 2008

  11. Государственные и муниципальные финансы / Под ред. Г.Б.Поляка. – М.: ЮНИТИ, 2008

  12. Ковалев В. В. Финансы. М.: Проспект, 2007

  13. Колесников В.А. Финансовая система РФ/Финансы и кредит, 2007

  14. Лушина С. И., Слепова В. И. Финансы. М: РЭА, 2008.

  15. Миляков Н.В. Финансы: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2010.

  16. Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005.

  17. Общая теория финансов: Учебник. / Ред. Л.А. Дробозина. - 2006.

  18. Основы муниципальной экономики: учеб. пособие / М.Б. Горный, А.Т. Ошурков, Н.И. Скрябина; науч. ред. М.Б. Горный.- М.: Весь Мир, 2008

  19. Основы теории государственных финансов: Учеб. пособие. / С.В. Лаптев, Ф.В. Филина. – 2009

  20. Основы теории финансов: Учеб.-практ. пособие./А.Р. Алавердов. – 2008

  21. Сергеев Л.С. Государственные и территориальные финансы / Л.С. Сергеев. М.: Дело,2007

  22. Сумароков В.Н. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования. – М.: Финансы и статистика, 2009

  23. Теория финансов: Учеб. пособие. / Б.М. Сабанти. – 2010

  24. Теория финансов / Заяц Н.Е., Фисенко М.К. и др. Учебное пособие. М.: Высш. шк., 2008

  25. Уткин Э.А. Государственное и муниципальное управление, М.: ЭКСМОС, 2003

  26. Фетисов В.Д. Финансы: Учебное пособие для вузов, - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2008

  27. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы: ЮНИТИ, 2007.

  28. Финансы в системе государственного и муниципального управления / Под ред. Л.А. Бабурина. – М., Ростов-на Дону: Издательский центр «МарТ», 2005.

  29. Финансы: Учебник. / Ред. М.В. Романовский, О.В. Врублевская, Б.М. Сабанти. - 2009.

  30. Финансовая система России: Учеб. пособие. / А.З. Дадашев, Д.Г. Черник.-2007

  31. Министерство финансов Российской Федерации / http://www.minfin.ru

1 Ковалев В. В. Финансы. М.: Проспект, 2007


2 Государственные и муниципальные финансы/Под ред. Г.Б.Поляка.–М.:ЮНИТИ, 2008

3 Государственные и муниципальные финансы: Учебник. 2 -е изд. И. Н. Мысляева - 2008

4 Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"(6.12.2011)


5 Бюджетный кодекс РФ, ред. 2012

6 Бюджетный кодекс РФ, ред. 2012

7 Колесников В.А. Финансовая система РФ / Финансы и кредит, 2007



Скачать файл (99.7 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации