Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Учебно-тренировочное занятие как основная форма построения процесса спортивной тренировки: структура, содержание, динамика - файл n1.docx


Учебно-тренировочное занятие как основная форма построения процесса спортивной тренировки: структура, содержание, динамика
скачать (32.4 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.docx33kb.06.01.2013 14:59скачать


n1.docx

Оглавление


Введение 2

Структура учебно-тренировочного занятия 4

Содержание учебно-тренировочного занятия 5

Вводная и подготовительная части занятия 5

Основная часть занятия 7

Заключительная часть занятия 8

Методика построения урока 9

Заключение 12

Список использованной литературы 13


Введение



Основная форма тренировочных занятий для всех студентов-спортсменов – это индивидуальное или групповое учебно-тренировочное занятие. В каждом современном ВУЗе, вне зависимости от его профиля и направленности, большое внимание уделяется физическому развитию студентов. В последнее время наметилась тенденция перехода от общей физической подготовки к профильным занятиям по выбранным студентом видам спорта. Так же в программу включаются и дополнительные занятие, такие как: ежедневная утренняя тренировка с небольшой нагрузкой, занятия в виде кроссового бега, ходьбы на лыжах, плавания, спортивных игр и соревнований.
Учебно-тренировочное занятие в отличие от занятий общей физической подготовкой и профессионально-прикладной физической подготовкой используется в работе со студентами, занимающимися профильными занятиями по выбранному виду спорта: уроки легкой или тяжелой атлетики, гимнастики, лыжного спорта, хоккея, футбола, баскетбола.
Учебно-тренировочное занятие подразумевает достижение определенного спортивного результата, что связано с достаточно высокими физическими нагрузками занимающихся, а также с необходимостью совершенствования как технических, так и тактических навыков. В этой связи особо важной является выполнение задачи по правильной организации учебно-тренировочных занятий со студентами. Тренерско-преподавательскому составу необходимо оптимизировать физические нагрузки студентов с учетом их индивидуальных особенностей, принимать меры по профилактике травматизма, а также использовать современные методики, которые позволяют добиваться высоких результатов в короткие сроки. В каждом конкретном случае учебно-тренировочное занятие имеет специфическую методику проведения, изложенную в курсах теории и методики отдельных видах спорта.

Структура учебно-тренировочного занятия



Основные правила проведения учебно-тренировочных занятий включают постепенное увеличение тренировочной нагрузки, выполнение основной работы и в заключение – снижение нагрузки. Важно учитывать, что нагрузка должна возрастать именно постепенно, затем сохраняться на некоторое время на высшем уровне, а потом довольно резко снижаться. Подобное распределение нагрузки, так называемая физиологическая прямая, обязательна для любого учебно-тренировочного занятия, в какой бы форме оно ни проводилось.
В любом занятии, независимо от его задач, содержания физических упражнений и способов их выполнения, существуют определенные биологические закономерности – в начале занятий уровень работоспособности возрастает, затем колеблется около некоторого повышенного уровня и к концу занятия снижается. Таким образом, учитывая эти закономерности, в занятии принято выделять подготовительную, основную и заключительную части. Это позволяет, во-первых, обеспечить в каждом конкретном случае оптимальные условия для врабатываемости1, основной работы и ее завершения, во-вторых, управлять работоспособностью, учиться дольше поддерживать ее на оптимальном уровне за счет умения быстро врабатываться и рационально заканчивать работу. Это умение обязательно и необходимо при проведении как учебно-тренировочных, так и других занятий.


Содержание учебно-тренировочного занятия




Вводная и подготовительная части занятия



Задача вводной части занятия – организация занимающихся, включающая в себя:

  1. построение на группы;

  2. проверка посещаемости;

  3. объяснение задач и содержания урока;

  4. построение для выполнения физических упражнений;

  5. упражнения на внимание.


Задачи подготовительной части:

  1. общее разогревание организма занимающихся и их подготовка к предстоящей нагрузке;

  2. предварительная «проработка» мускулатуры, повышение подвижности в суставах;

  3. улучшение координации движений;

  4. ознакомление с элементами спортивной техники.


При проведении занятий с малотренированными студентами в подготовительную часть обычно включаются общеразвивающие упражнения, а с более тренированными студентами к ним добавляются так же специальные упражнения. Подготовительная часть занимает порядка 30 минут.
Для более подготовленных студентов-спортсменов вместо вводной и подготовительной частей занятия проводится разминка – комплекс специально подобранных физических упражнений, которые создают условия для проявления максимальной работоспособности. Разминка является очень важным этапом занятия, так как установлено, что из-за пренебрежения ей повышенная работоспособность достигается лишь спустя некоторое время после начала работы, а иногда и по ее окончании. Результативность выполнения упражнений при этом не бывает высокой и не достигает потенциально возможного для спортсмена уровня. С точки зрения физиологии это обусловлено тем, что человеческий организм и, в частности, его отдельные системы, обладают определенной инертностью и не сразу начинают работать на требуемом уровне. Так, чем большую быстроту движений, силу мышц, выносливость и ловкость хочет проявить спортсмен, тем до более высокого уровня должна быть доведена деятельность его организма. Для разогревания организма и повышения общей работоспособности наиболее эффективной считается достаточно продолжительная и умеренная по мощности работа, включающая в действие по возможности весь организм спортсмена, в частности, например, бег, бег на коньках, ходьба на лыжах, плавание. Так же принято считать, что необходимая степень разогревания организма достигается непосредственно перед тем, как наступает потоотделение. Однако зачастую это разогревание оказывается недостаточным для повышения работоспособности тех групп мышц, с которыми в предстоящем занятии будет проведена более серьезная работа. Поэтому, в соответствии со спецификой выбранного вида спорта, подбирается комплекс из нескольких разогревающих упражнений в количестве 6-8 штук, выполняемых по 10-15 раз каждое. Важно учитывать, что они должны быть сходны с теми, которые спортсмен будет выполнять на учебно-тренировочном занятии. Стоит отметить, что эти упражнения должны носить постепенный характер, то есть идти от меньших мышечных групп, которые будут меньше всего задействованы в данном тренировочном занятии, к большим. Поэтому необходимо внимательно подходить к выбору упражнений для разминки, так как при их неудачной комбинации эффект от разминки может быть не только незначительным, но и даже отрицательным. Таким образом, в разминку не следует включать упражнения, которые требуют больших усилий. Так же ни в коем случае нельзя заменять плавно и постепенно нарастающую нагрузку мощной кратковременной работой, потому что задача разминки - как можно выше поднять работоспособность организма спортсмена, настроить его на предстоящую работу, но при этом сохранить силы для основной части занятия.
Затем выполняются упражнения, улучшающие подвижность в суставах, принимающих участие в движениях, которые будут выполняться в основной части занятия. Эти упражнения состоят из постепенно увеличивающихся по амплитуде движений, растягивающих мышцы. Разработка многих мышечных групп, улучшение их эластичности – важнейшее условие предупреждения травм.
Чем сложнее техника упражнений спортсмена, входящих в предстоящее учебно-тренировочное занятие, тем больше необходимость в настройке на предстоящую работу и тем больше упражнений должно быть включено в заключительную часть разминки.

Основная часть занятия



Главной задачей основной части занятия является повышение у занимающегося всесторонней физической и специальной подготовленности посредством обучения спортивной технике и тактике, воспитание волевых качеств и развитие силы, быстроты, выносливости и ловкости. Содержание этой части занятия может изменяться в очень широких пределах в зависимости от а) подготовленности занимающегося;
б) периода тренировки; в) его специализации; г) возраста; д) пола и других причин.

Целесообразна такая последовательность:

  1. упражнения преимущественно для обучения технике/тактике и совершенствование в ней;

  2. упражнения, направленные на развитие быстроты;

  3. упражнения, направленные на развитие силы;

  4. упражнения, направленные на развитие выносливости.



Заключительная часть занятия



Заключительная часть обязательна во всех учебно-тренировочных занятиях, так как с ее помощью решается очень важная задача – постепенное снижение нагрузки, приведение организма в состояние, близкое к норме. Резкий переход от тренировочной работы к состоянию покоя, как правило, вызывает чувство неудовлетворенности от занятий, ухудшает самочувствие и может привести к нарушению кровообращения. Если нагрузка снижается постепенно, обеспечивая плавный переход к состоянию покоя, то в таком случае отрицательных явлений не возникает. Лучшее средство для заключительной части - работа в спокойном, равномерном темпе, например, бег. Так же полезны упражнения на расслабление с более редким и глубоким дыханием.

Методика построения урока



Продолжительность урока (занятия) обычно составляет 90 мин. Как правило, распределение этого времени в групповом занятии, состоящем из трех частей, следующее:

  1. разминка - 15-20 мин;

  2. основная часть - 65-70 мин;

  3. заключительная часть - 5-7 мин.


При проведении занятий необходимо выполнять ряд общих требований:

  1. Обучение и воспитание занимающихся следует осуществлять на всем протяжении занятий;

  2. Следует избегать методических шаблонов. Необходимость в разнообразии содержания и методики уроков обусловлена постоянным усложнением задач, динамикой сдвигов, происходящих в организме и психике занимающихся, изменчивостью внешних условий;

  3. Надо постепенно вовлекать занимающихся в учебную деятельность с учетом индивидуальных особенностей;

  4. Воздействие урока должно быть всесторонним - оздоровительным, образовательным и воспитательным;

  5. Перед уроком следует ставить конкретные задачи, которые можно решить именно на данном занятии, так как достижение общей цели учебно-тренировочного процесса возможно лишь при условии успешного завершения каждого урока и при последовательном наслаивании совершенно определенных результатов каждого занятия.


Основное место в первой части урока занимает функциональная подготовка к предстоящей основной деятельности. Это достигается легко дозируемыми, не требующими длительного времени на подготовку упражнениями. К ним относятся такие упражнения, как, например, ходьба, подскоки, общеразвивающие упражнения, простейшие танцевальные шаги, игры и другие движения, хорошо знакомые занимающимся из предыдущих занятий. При выполнении комплексов общеразвивающих упражнений, руководствуясь принципом постепенности, обычно придерживаются такой последовательности: потягивания, упражнения для рук и плечевого пояса, упражнения для ног, приседания, упражнения для туловища, прыжки, упражнения на расслабление.
Как правило наиболее сложные задачи, связанные с овладением новым материалом, движениями большой координационной сложности, решают в самом начале основной части урока. При этом придерживаются такой последовательности: ознакомление, разучивание, совершенствование.
Момент наивысшей работоспособности в учебно-тренировочном занятии используют для развития необходимых физических качеств. Для повышения эмоционального состояния занимающихся, а также в целях интенсификации проявления физических качеств на уроках следует использовать соревновательный и игровой методы.
Завершение урока связано со снижением работоспособности. Типичными для заключительной части урока считают следующие педагогические задачи:

  1. обучить умению произвольно выполнять движения с различной степенью напряжения, постепенно снижать силу, темп, скорость движений;

  2. анализировать проделанную работу;

  3. переключать внимание на отдых, учебную работу.


Для решения этих задач подбираются легко дозируемые упражнения, например, ходьба, бег трусцой, элементарные движения. Порядок решения этих задач должен одновременно обеспечивать снижение нагрузки. Цель работы - научиться самостоятельно проводить учебно-тренировочное занятие в избранном виде спорта. В результате данного занятия студенты должны знать общую структуру учебно-тренировочного занятия, типичное изменение работоспособности на протяжении занятия; уметь самостоятельно провести учебно-тренировочное занятие в избранном виде спорта. Для этого студенты составляют план-конспект учебно-тренировочного занятия в избранном ими виде спорта, обсуждают содержание, интенсивность и последовательность выполнения упражнений в каждой части занятия с преподавателем, вносят исправления и дополнения в план-конспект урока. Далее на практических занятиях учебной группы каждый студент проводит учебно-тренировочное занятие по своему плану-конспекту. Основные формы самостоятельных занятий - гигиеническая (утренняя) гимнастика (15-30 мин), дневная целенаправленная физкультурная пауза (10-15 мин), учебно-тренировочные занятия во второй половине дня по видам спорта, система физических упражнений.

Заключение



Лишь комплексный подход к организации физического воспитания в условиях современного высшего учебного заведения, строгий учет индивидуальных особенностей обучаемых, тщательный подбор методов и форм обучения способен принести заметные спортивные результаты, положительно отразиться на физическом состоянии студентов. Необходимо постоянно помнить о соблюдении всех необходимых правил и требований, индивидуальных для каждой части учебно-тренировочного занятия, во избежание перенапряжения студента-спортсмена, а так же в целях профилактики травматизма. Помимо этого важно соблюдать определенный режим и динамику тренировок для поддержания физиологической кривой, построение которое обусловлено биологическими закономерностями работы человеческого организма и всех его систем.

Список использованной литературы



1. Анищенко В.С. Физическая культура: метод.-практ. занятия студентов: учеб. пособие / В.С. Анищенко. - М.: Изд-во РУДН, 1999. - 165 с.
2. Евсеев Ю.И. Физическая культура / Ю.И.Евсеев. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 384 с.
3. Решетников Н.В. Физическая культура: учеб. пособие сред. проф. учеб. заведений / Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицын. - М.: Мастерство, 2002. - 152 с.

4. http://lib.sportedu.ru/ - центральная отраслевая библиотека по физической культуре и спорту

1 Стадия врабатываемости характеризуется увеличением работоспособности по сравнению с исходным состоянием, обозначаемым как состояние оперативного покоя, предшествующего деятельности. Эта стадия носит название стадии врабатываемости и характеризуется постепенным вовлечением в работу функциональных систем организма, обеспечивающих трудовой процесс. В этот период происходит увеличение скоростей амплитуд, объемов, которыми измеряются различные физиологические показатели. В процессе освоения работы, освоения военной профессии период врабатываемости сокращается, человек приобретает рабочие навыки, быстрее мобилизует функциональные системы, доводя их деятельность до уровня, соответствующего рабочим запросам организма.




Скачать файл (32.4 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации