Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Шпаргалки по информационному праву - файл n1.doc


Шпаргалки по информационному праву
скачать (232.5 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc233kb.06.01.2013 15:10скачать


n1.doc

  1   2

  1. Понятие информации

Информация в философии определяется как отраженное разнообразие, а именно разнообразие, которое отражающий объект содержит об отражаемом.

Выделяются четыре вида отражения: в неживой естественной природе (элементарно отражение), в живой природе (биологическое отражение), в обществе (социальное отражение) и в искусственной природе.Основным формам отражения соответствуют четыре вида информации:- элементарная (в неживой природе);- биологическая (в объектах живой природы);- социальная (в обществе);- технико - кибернетическая (в автоматизированных устройствах).

Социальная информация - это информация, получаемая и используемая людьми. Она существует в двух формах - материальная и идеальная. Материальная социальная информация - это "потенциальная" информация, существующая как "вещь в себе". Она присутствует в объектах, испытавших на себе воздействие человека (это, например, техника, другие предметы, созданные человеком, новые сорта растений и породы животных и т.п.). Информация, которую человек извлекает из окружающей среды и отображает своим сознанием, превращается в идеальную социальную информацию.

Идеальная социальная информация - это воспринятое содержание сообщения относительно того или иного факта, передаваемое индивидом или группой таковых в вербальной или любой другой знаковой либо образной форме другому индивиду или группе таковых. Именно этот вид социальной информации является объектом правового регулирования. То есть правовое регулирование информации как предмета возможно, только если эта информация отображена человеком.

К юридическим свойствам информации относятся следующие.1. Физическая неотчуждаемость - информацию невозможно отделить от материального носителя. Например, если человек сочинил стихотворение или написал рассказ и хочет его продать, эта информации не исчезнет у него после совершения сделки, как если бы он продал машину или шкаф; таким образом, отчуждение информации заменяется передачей прав на ее использование.2. Обособленность - информация для включения в гражданский оборот используется в виде символов, знаков, таким образом, обособляется от производителя и существует отдельно.3. Двуединство информации и носителя - заключается в том, что информация - это вещь на материальном носителе.4. Распространяемость (тиражируемость) - возможность распространения неограниченного количества экземпляров без изменения содержания информации.5. Организационная форма информации - документ.6. Экземплярность - существование информации на отдельном материальном носителе, отсюда учет количества экземпляров через учет количества носителей.

Конечно, правовое понятие информации несколько уже, чем философское. Так, ст. 2

Федерального закона от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" дает следующее определение: "Информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Новый Федеральный закон N 149-ФЗ от 27 июля 2006 года "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в ст. 2 расширил понятие "информация": "Информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления". В приведенном контексте термин "информация" становится универсальным, он обозначает любые сведения о ком-либо или о чем-либо, получаемые из любого источника в любой форме: письменной, устной, визуальной и т.п. В данном определении сведения понимаются как реальные объекты социальной жизни: лица, предметы, факты, события, явления, процессы

  1. Роль информации

По роли в правовой системе информация разделяется на правовую и неправовую .Нормативная правовая информация создается в порядке правотворческой деятельности и содержится в нормативных правовых актах. Ненормативная правовая информация создается, как правило, в порядке правоприменительной и правоохранительной деятельности.Неправовая (создается не как результат правовой деятельности, но обращается в соответствии с предписаниями правовых норм); (Например, - Объект Гражданского права; Массовая информация).Правовая (создается в результате правотворческой, правоприменительной, правоохранительной деятельности) (Например, Нормативная правовая информация и Ненормативная правовая информация).С помощью такой информации реализуются предписания правовых норм. Эта информация создается в объекте управления и движется в контуре обратной связи системы правового управления. К ненормативной правовой информации относятся:1) общая информация о состоянии законности и правопорядка: заявления, поступающие в прокуратуру, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ о соблюдении законности;судебная, уголовная и прокурорская статистика;информация о соблюдении прав и свобод человека (в том числе и по представлению Уполномоченного по правам человека);социологические исследования об эффективности законодательных и иных нормативных правовых актов;2) информация о гражданско-правовых отношениях, договорных и иных обязательствах (договоры, соглашения и т.п. документы);3) информация, представляющая административную деятельность органов исполнительной власти и местного самоуправления по исполнению нормативных предписаний;4) информация судов и судебных органов (судебные дела, судебные решения и т.п.);5) информация, связанная с раскрытием и расследованием правонарушений:криминологическая информация — данные о преступности и других правонарушениях, эффективности уголовных наказаний;криминалистическая информация, используемая при доказательстве факта преступления и идентификации лица или группы лиц, совершивших преступление;Нормативные правовые акты федерального уровня Конституция Российской Федерации Федеральные конституционные законы Российской Федерации Федеральные законы Российской Федерации Указы и распоряжения Президента Российской Федерации Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации .судебно-экспертная информация, используемая при проведении судебных экспертиз для доказательства факта преступления и вины обвиняемого;оперативно-розыскная информация, содержащая сведения, отражающая ход и результаты оперативно-розыскных мероприятий по установлению и розыску лиц, совершивших уголовно-наказуемые деяния, а также иные сведения и материалы.


  1. Виды информации

выделяет четыре основных вида информации: контрольно-измерительную, учетно-статистическую, научно-техническую и общественно-политическую. Контрольно-измерительная информация - та, которая связана с постоянным техническим контролем на производстве, и та, которая добывается в естественно-научных исследованиях. Учетно-статистическая информация включает в себя данные, которые поступают главным образом в цифровом виде и отражают развитие экономики, культуры, здравоохранения, образования и т.д. Так, например, при решении комплексных задач государственного и хозяйственного управления в сфере природопользования находят широкое применение разного рода кадастры, реестры и регистры в области водного, лесного и рыбного хозяйства, геодезии и картографии, геологии и экологии, гидрометеорологии, землеустройства и землепользования, стройиндустрии, а также данные государственного учета ресурсов животного и растительного мира. Научно-техническая информация включает в себя разнообразные данные, характеризующие состояние тех или иных наук, технические достижения. Общественно политическая информация - сведения, рождаемые в повседневной экономической, политической и культурной жизни общества

По степени организованности (упорядоченности) информацию можно разделить на документированную и недокументированную.

В узком смысле слова документированная информация - это зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать, определить такую информацию, или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель (ст. 2 Закона об информации). Таким образом, документированная информация - это особая организационная форма выражения информации. Недокументированная информация остается за пределами правового регулирования.

Кроме того, по категориям доступа информация делится на: 1) информацию с ограниченным доступом, которая, в свою очередь, делится на: - информацию, существующую в виде государственной тайны; - информацию, существующую в виде конфиденциальной информации; 2) открытую (общедоступную) информацию. К открытой информации относится: вся неправовая информация, а также информация о

выборах и референдуме; официальные документы, обязательно представляемая информация.

Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения

подразделяется на: 1) информацию, свободно распространяемую; 2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях; 3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению; 4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается и запрещается.

Информация делится по роли в системе права на правовую и неправовую.

Правовая информация создается в результате правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности. Она делится на:а) нормативную, т.е. содержащую нормы права (например, закон);б) ненормативную, т.е. не содержащую норму права (например, приговор суда). Неправовая информация создается не как результат правотворческой деятельности, обращается в обществе с предписанием правовых норм. Неправовая информация, в свою очередь, делится на:а) массовую информацию (содержится в СМИ, например); б) информацию, являющуюся объектом гражданских прав.

  1. Феномен «информационное общество»

Информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления;

Информация – экономический ресурс.

Отдельные соц. группы с технократическим образом мышления могут использовать информацию как инструмент манипуляции людьми. Происходит трансформация власти, если ранее власть основывалась на силе и богатстве, то теперь – на знаниях и информации.

Информационное общество является видом социальной организации, под кот. понимается система различных связей групп людей, осуществляемых через обмен деятельностью и информацию, с целью поддержания и расширения воспроизводства человеческой жизнедеятельности внутри данной системы или общества.

Качественной характеристикой информационного общества выступает:

- высокий уровень развития информатики и информатизации всех сфер общественной жизни;

- формирование соц. интеллекта (коллективный интеллект как система взаимосвязанных информационно-коммуникационных связей);

- распространение информационных технологий, наличие разветвленных сетей банков и баз данных;

- развитие рынка информационных товаров и услуг;

- приоритетный статус университетов и исследовательских организаций;

- свободная циркуляция разнообразной информации в обществе (как следствие – изменение политической системы).

Для информационного общества характерны горизонтальные информационные потоки.

  1. Понятие и виды информационной деятельности

Информационная деятельность - это профессиональная деятельность в области создания^ сбора, поиска, накопления, обработки, хранения, предоставления, представления, распространения, охраны и защиты информационных ресурсов, информационных технологий и использования средств связи, осуществляемая в рамках правового статуса организации (юридического лица, органа государственной власти и местного самоуправления), персонала этих субъектов в соответствии с их правами и обязанностями, а также действия физических лиц по удовлетворению потребностей в информации и средствах информатизации при соблюдении законодательства.

Все виды деятельности в области информатизации, где осуществляются процессы соединения технологий, ресурсов и действий по использованию результатов объединения энергетики информации и технических средств при реализации личных, корпоративных и общественных интересов, образуют сферу информационной деятельности. С учетом специфики субъектов и технологического цикла работы с информацией эта деятельность может быть определена следующим образом.

  1. Понятие информационного права

Информационное право – совокупность правовых норм, регулирующих отношения, связанные с информацией. Общественные отношения в процессе осуществления информационной деятельности приобретают статус информационных, право само по себе относится к информации особого рода, это управляющая информация, подкрепленная властно-организационными механизмами. Т.е. право – такая информационная система, кот. Привносит в обслуживаемую ею среду (и в среду ее порождающую) упорядовающее воздействие. Сложность определения предмета состоит в том, что право уже имеет структуру из базовых вторичных областей, т.к. информация входит в состав любых правоотношений, однако превращение информации в самостоятельных ресурс общественного развития обосновывает и выделение самостоятельной предметной отрасли правового регулирования. Предмет ИНФ. права – та часть общественных отношений, которая связана с: - созданием, формированием, хранением, обработкой, распространением и использованием информационных ресурсов и их конкретных объектов; - управлением в области формирования и использования информационного ресурса; - развитием и использованием новых технологий работы с информацией и ее системой, передачи с установлением и реализацией мер по обеспечению безопасности в информационной среде; - юр. ответственностью субъектов права. Инф. Право выступает комплексной отраслью поскольку предполагает использование методов. Указывая на особенности, круг субъектов широк и он может соответствовать субъектам конституционного права, а информационные нормы могут базироваться в различных отраслях права. Информационные отношения предполагают информационную деятельность различного характера. Также Инф. право можно понимать как науку и учебную дисциплину. При этом Инф. право как наука – система научных знаний об информационном праве как отрасли, его предмете, методах, истории развития и основных институтах. А как учебная дисциплина – система знаний об инф. праве, обязятельная для изучения в юр. вузах. Цели изучения: 1. формирование теоретических основ в сфере образования информации и ее правовом регулировании; 2. повышение правовой культуры; 3. формирование профессиональных навыков и умений.



  1. История развития информационного права

Информационное право включает в себя многие правовые проблемы административного права, фокусируя их в плоскости регулирования информационных отношений, которые становятся иногда для административного права специфическими и недоступными для разрешения собственными средствами.

В последние годы в связи с развитием машинных информационных технологий в сфере

социального управления происходит своеобразное вытеснение многих вопросов информационного обеспечения из сферы, традиционно принадлежащей административному праву. Основой таких процессов является нарастающая дифференциация процессов информационного обеспечения принятия решений в сфере государственного управления (использования баз и банков данных, "ситуационных комнат" и т.п.). Одним из основополагающих принципов информационного обеспечения для сферы государственного управления в демократизирующемся обществе становится требование "информационной прозрачности" административной системы. Таким образом, вся процедура информационного обеспечения административной системы перемещается в область информационного права. Кроме того, формирование информационного права тесно связано с формированием информационного общества. Выделим особенности формирования информационного общества.

1. Наличие информационной инфраструктуры (трансграничные информационно-

телекоммуникационные сети и информационные ресурсы в них).

2. Массовое применение персональных компьютеров и подключение их к трансграничным информационно-телекоммуникационным сетям.

3. Подготовка членов общества к работе на компьютерах в трансграничных информационно телекоммуникационных сетях.

4. Новые формы и виды работы в трансграничных информационно телекоммуникационных сетях и виртуальном пространстве.

5. Возможность практически мгновенно получать из трансграничных информационно- телекоммуникационных сетей информацию.

6. Возможность мгновенно общаться.

7. Интеграция СМИ и трансграничных информационно-телекоммуникационных сетей.

8. Отсутствие географических и геополитических границ государств, участвующих в трансграничных информационно-телекоммуникационных сетях.

Для достижения цели формирования новой цивилизации необходимо ликвидировать разрыв в области информационных технологий, изменить методы взаимодействия между государствами в целях продвижения социального прогресса. Чтобы достичь этой цели нужно построить новые правила поведения и новые правила взаимоотношений между субъектами. Практика правового регулирования информации как предмета правовых отношений позволяет сделать вывод о том, что этот вопрос не может быть урегулирован в одной из так называемых классических отраслей права.

Основные отграничения информационного права от других отраслей.

1. Значительный массив законодательства.

2. Экономическая и социальная заинтересованность государства в развитии информационных отношений.

3. Возникновение и бурное развитие правоотношений в информационной сфере, влекущие за собой постоянное расширение отношений субъектов и объектов.

4. Наличие самостоятельного предмета правового регулирования.


  1. Предмет информационного права

Предмет информационного права - часть общественных отношений, которая связана с созданием, оформлением, хранением и обработкой, распространением, использованием информационных ресурсов, связывается с развитием в области формирования и управления информационными ресурсами, с развитием и использованием новых технологических работ с информацией и технологиями ее передачи в системах и сетях коммуникаций, с установлением мер по обеспечению безопасности в информационных сферах и включает в себя юридическую ответственность в названных областях. Предметная область информационного права включает в себя процесс информатизации - организацию социально-экономических и научно-технических оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав субъектов на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Информационное право - совокупность правовых норм, относительно охраняемых государством, возникающих в информационной сфере производства, преобразования и потребления информации. Право является информационной системой, следовательно, информационное право изучает и информационную сущность права.

  1. Метод информационного права

Метод отрасли права - это характер волеизъявления одного субъекта правоотношений в отношении другого. Любая отрасль права использует следующие методы в качестве правового регулирования:

- предписания;

- запреты или дозволения.

В информационном праве используется вся совокупность способов регулирующего воздействия на информационные правоотношения, т.е. как диспозитивное регулирование (свобода выбора, равенство сторон, децентрализация, координация), так и императивное регулирование (централизованное осуществление властных полномочий, строгая субординация). Включенность различных методов в систему информационного права не означает их произвольного столкновения или конкуренции. Дискуссии по вопросам значительности тех или иных методов для информационного права можно примирить, только выработав самостоятельную правовую систему для разрешения проблем, возникающих в отношениях информационного свойства.


  1. Система информационного права

Информационное право как отрасль системы права представляет собой совокупность правовых норм, которые регулируют деятельность субъектов права в информационной сфере (информационную деятельность). Внутри отрасли информационного права эти нормы группируются в подотрасли и правовые институты. Напомним, что институт - это взаимосвязанные и взаимообусловленные группы (совокупности) правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения определенной узкой области внутри отрасли (подотрасли) права.

Система информационного права существует объективно, ибо отражает реальные общественные отношения, являющиеся предметом данной отрасли. Эта система получает выражение в информационном законодательстве, в науке информационного права и в учебном процессе, что облегчает изучение и преподавание курса «информационное право».

Структурно система информационного права подразделяется на две части — Общую и Особенную.

В Общей части информационного права сосредоточиваются нормы, устанавливающие основные понятия, общие принципы, правовые формы и методы правового регулирования деятельности в информационной сфере (информационной деятельности). Излагается содержание предмета и метода правового регулирования информационных отношений, дается характеристика источника информационного права. Дается характеристика системообразующих начал информационного права: правовое регулирование отношений при осуществлении права на поиск, получение и использование информации; при самостоятельном обороте информации; при обращении документированной информации; при установлении правового режима информационных технологий и средств их обеспечения, а также информационной безопасности. Формулируются правовые проблемы Интернет как виртуальной информационной сферы.

Особенная часть включает в себя отдельные институты информационного права, в которых сгруппированы близкие по смысловому содержанию информационные правовые нормы. Это две группы институтов. Институты, содержащие нормы, регулирующие общественные отношения по поводу обращения открытой, общедоступной информации (институт интеллектуальной собственности применительно к информационным объектам, институт массовой информации, институты библиотечного дела и архивного дела), и институты информации ограниченного доступа (институт государственной тайны, институт коммерческой тайны, институт персональных данных). Набор таких институтов не ограничен, не исключается их дополнение новыми институтами. Например, банковской тайны, служебной тайны и т.п.

Итак, система информационного права выглядит следующим образом.

Общая часть

  • Введение. Основные понятия и определения Предмет и метод информационного права Источник информационного права

  • Право на поиск, получение и использование информации Информация как объект самостоятельного оборота Документированная информация как объект информационных правоотношений

  • Информационные технологии и средства их обеспечения как объекты информационных правоотношений

  • Правовые проблемы информационной безопасности Правовые проблемы виртуальной среды Интернет

Особенная часть

  • Информационные аспекты интеллектуальной собственности Правовое регулирование отношений при создании и распространении массовой информации

  • Правовое регулирование отношений в области библиотечного дела Правовое регулирование отношений в области архивного дела и архивов

  • Правовое регулирование отношений в области государственной тайны

  • Правовое регулирование отношений в области коммерческой тайны Правовое регулирование отношений в области персональных данных.

Рассматривая вопросы о месте информационного права в системе права, следует отметить следующее. Информационное право активно использует основные положения теории государства и права, «взаимодействует» с такими отраслями? как конституционное право, административное право, финансовое право, уголовное право, гражданское право, трудовое право, судоустройство, международное публичное и частное право.

Наиболее тесно информационное право взаимодействует с конституционным правом. Являясь ведущей отраслью российского права, конституционное право закрепляет основные права и свободы личности, в том числе и информационные права и свободы (права и свободы в информационной сфере), регламентирует производство таких важнейших информационных объектов, как федеральные конституционные законы и федеральные законы.

Существенная связь прослеживается с гражданским правом, прежде всего при регулировании имущественных отношений и личных неимущественных отношений по поводу информации и информационных объектов в информационной сфере.

Информационное право также активно использует методы административного права в первую очередь при регулировании отношений, возникающих при осуществлении органами государственной власти и местного самоуправления обязанностей в области массовой информации, по формированию информационных ресурсов и выдачу информации из них широкому кругу потребителей.

С другой стороны, информационно-правовые нормы «проникают» практически во все отрасли права при регулировании ими отношений, возникающих при создании, преобразовании и потреблении информации. Это объясняется тем фактом, что информация является неотъемлемой составной частью деятельности человека, а потому правовые отношения по созданию, преобразованию и потреблению информации в любых отраслях и направлениях деятельности подпадают под закономерности правового регулирования информационного права.


  1. Понятие и особенности информационно-правовых отношений

Информационные правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в информационной сфере и регулируются информационно-правовыми нормами. Являясь разновидностью правовых отношений, они выражают все основные признаки правового отношения. В теории государства и права выделяют следующие признаки правоотношений:1) это общественное отношение, которое представляет собой двустороннюю конкретную связь между социальными субъектами;2) оно возникает на основе норм права (общие требования правовых норм индивидуализируются применительно к субъектам и реальным ситуациям, в которых они находятся);3) это связь между лицами посредством субъективных прав и юридических обязанностей;4) это волевое отношение, ибо для его возникновения необходима воля его участников (как минимум хотя бы с одной стороны);5) это отношение возникает по поводу реального блага, ценности, в связи с чем субъекты осуществляют принадлежащие им субъективные права и юридические обязанности;

6) это отношения, охраняемые и обеспечиваемые государством (в частности, возможностью государственного принуждения).Под информационным правоотношением следует понимать урегулированное информационно-правовой нормой информационное общественное отношение, стороны которого выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных информационно-правовой нормой.Правоотношение является средством перевода общих установлений правовых норм (объективного права) в конкретные (субъективные)права и обязанности участников общественных отношений. Право в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, определяющих содержание прав и обязанностей персонально неопределенного круга объектов. В них содержатся предписания, относящиеся ко множеству лиц, находящихся в сфере действия правовой нормы. Право в субъективном смысле – индивидуализированное право. В нем общие юридические права и обязанности становятся принадлежностью конкретных лиц и таким образом переводят его в плоскость правоотношений.К основным элементам информационного правоотношения относятся: 1)субъекты, вступающие в правоотношения при осуществлении информационных процессов;

2) поведение(действия, бездействие) субъектов при осуществлении ими информационных правоотношений (например, приобретение исключительных прав, передача имущественных прав, купли-продажи информационных объектов, тиражирование и распространение информационных объектов и другие аналогичные действия);3) объекты, в связи с которыми субъекты вступают в информационные правоотношения;4) право, обязанность и ответственность субъектов правоотношений при осуществлении информационных процессов. Классификация информационных правоотношений:1) информационные правоотношения, возникающие при осуществлении поиска, получения и потребления информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, информационных услуг;2) информационные правоотношения, возникающие при производстве, передаче и распространении информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, информационных услуг;3) информационные правоотношения, возникающие при создании и применении информационных систем, их сетей, средств обеспечения;4) информационные правоотношения, возникающие при создании и применении средств и механизмов информационной безопасности.


  1. Виды информационно-правовых отношений

Можно выделить следующие группы общественных отношений, возникающих в информационной сфере по поводу информации:

1) отношения, связанные с созданием и преобразованием информации.В данную группу входят, в частности, отношения, связанные с созданием объектов интеллектуальной собственности; отношения, связанные с созданием официальной информации органами государственной власти и местного самоуправления; отношения, связанные с созданием массовой информации и т.п.

2) отношения, связанные с хранением информации.Данную группу будут составлять отношения по поводу обязательного хранения некоторых видов информации; защиты информации; хранения информации с особым режимом доступа и др.

3) отношения, связанные с передачей и распространением информации. Отношения данной сферы связаны в первую с правовым положением средств массовой информации, также они включают в себя отношения по поводу распространения официальной информации, в том числе правовой; отношения, возникающие при распространении информации посредством использования сети Интернет и других глобальных информационных систем.

4) отношения, связанные с потреблением информации. Сюда будут включаться отношения по поводу реализации прав граждан на информацию; отношения в сфере библиотечного дела и архивов, а также некоторые другие.

Следует иметь в виду, что выделение в информационной сфере групп общественных отношений в определенной степени условно.

Различные виды информационных правоотношений тесно пересекаются, поэтому на практике не всегда представляется возможным, да и необходимым отличить одну группу от другой. Кроме того, многие права и обязанности субъектов в сфере информационных правоотношений корреспондируют друг другу. Так, например, праву граждан иметь информацию о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления корреспондирует обязанность соответствующих должностных лиц эту информацию предоставить.



  1. Понятие и система источников информационного права

Под источниками информационного права понимаются внешние формы выражения информационно-правовых норм. Основу источников информационного права составляют нормативные правовые акты информационного законодательства, которое ныне активно развивается.

По уровню принятия нормативных правовых актов информационного законодательства и их действию в пространстве можно выделить федеральные акты, акты субъектов Российской Федерации и акты органов местного самоуправления.Федеральный уровень источников информационного права представляется информационно-правовыми нормами Конституции РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и нормативными распоряжениями Президента РФ, постановлениями и нормативными распоряжениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных министерств и ведомств.

Источники информационного права на уровне субъектов РФ – это законы и иные нормативные правовые акты высших органов государственной власти субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Источники информационного права на уровне органов местного самоуправления представляются нормативными правовыми актами этих органов, принимаемыми в порядке применения норм федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации. Структура информационного законодательства:

• информационно-правовые нормы международных актов;

• информационно-правовые нормы Конституции РФ;

• нормативные правовые акты отрасли информационного законодательства;

• информационно-правовые нормы в составе других отраслей законодательства.

Наличие иерархии актов обусловлено тем, что на практике реализация правовых норм федерального закона нередко требует принятия правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, актов субъектов Федерации, иных нижестоящих по иерархии актов. Система актов дополняется актами органов местного самоуправления, как бы исполняющих предписания норм вышестоящих актов в конкретных условиях.Такая иерархия актов выстраивается с учетом распределения предметов ведения в информационной сфере Российской Федерацией и субъектов РФ (ст. 71, 72 Конституции РФ).Акты отрасли информационного законодательства:

Общая часть:• законодательство о реализации права на поиск, получение, передачу и использование информации;• законодательство о гражданском обороте информации (в стадии формирования);• законодательство о документированной информации (об информационных ресурсах, информационных продуктах, информационных услугах);• законодательство о создании и применении информационных систем, их сетей, иных информационных технологий и средств их обеспечения;• законодательство об информационной безопасности;

Особенная часть:• законодательство об интеллектуальной собственности (информационные аспекты);• законодательство о средствах массовой информации;• законодательство о библиотечном деле;• законодательство об архивном фонде и архивах;• законодательство о государственной тайне;• законодательство о коммерческой тайне;• законодательство о персональных данных.

  1. Конституция РФ как источник информационного права

Конституция - это основной закон государства, выражающий действительное соотношение общественных сил на определенном этапе исторического развития. Предметом регулирования конституции являются общественные отношения, обладающие повышенной устойчивостью, стабильностью, главенством, влиянием на все иные общественные отношения и представляющие наибольшую значимость для общества. По форме конституция - юридический документ.Из этого определения следует, что конституционный правопорядок в Российской Федерации предполагает построение общественных отношений, в том числе в области действия информационного права, исходя из требований Конституции РФ, что означает верховенство Конституции РФ по отношению ко всем действующим на ее территории нормативным правовым актам, в том числе относящимся к международно-правовому регулированию. Поэтому следует согласиться с высказанным в юридической литературе мнением о том, что во внутренней иерархии источников информационного права международные договоры находятся на втором месте после Конституции РФ, т.к. она является исходным правоустанавливающим актом внутри страны, обладающим высшей юридической силой по отношению к другим нормативным актам, действующим на ее территории.

Правовым актом высшей юридической силы является Конституция Российской Федерации (ч. 1 ст. 15). В ней определены конституционные основы права на информацию и ряд других важных позиций для развития законодательства в информационной сфере.Конституция Российской Федерации содержит конкретные нормы, устанавливающие основные принципы, права и обязанности, опираясь на которые разрабатываются соответствующие законодательные акты детального регулирования. Принятие в декабре 1993г. Конституции Российской Федерации существенным образом изменило конституционные основы законодательства России, обеспечив переход от социалистического государства к демократическому федеративному правовому государству с республиканской формой правления. Изменение конституционного устройства неизбежно должно было привести и привело к значительному реформированию всей системы законодательства Российской Федерации.

Особое влияние на развитие современного информационного законодательства оказала глава 2 "Права и свободы человека и гражданина" Конституции Российской Федерации.

Прежде всего, речь идет о статье 29, имеющей основополагающее значение для информационного права. В части 1 этой статьи говорится: "Каждому гарантируется свобода мысли и слова". Таким образом, провозглашается правовая защищенность этих фундаментальных основополагающих социально-политических ценностей. Включенные в конституционный текст в качестве норм-принципов, они приобретают качество основополагающих правовых ориентиров. В последующих частях статьи 29 структура этого нормативного принципа развивается и детализируется. Так, в части 3 этой статьи устанавливается, что "никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них", то есть юридически закрепляется запрет на принудительное ограничение интеллектуальной свободы. В части 4 статьи 29 фиксируются общие юридические условия и пределы свободной, без какого-либо вмешательства информационной деятельности, обеспечивающей интеллектуальную свободу: "Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется Федеральным законом". Наконец, часть 5 статьи 29 устанавливает: "Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается". В части 2 указанной статьи закрепляются некоторые конституционные ограничения свободы слова, включающие недопущение пропаганды и агитации возбуждающих «социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду», а также запрет пропаганды «социального, расового, национального религиозного или языкового превосходства».В Конституции содержатся и другие положения, составляющие конституционные основы информационного права. В ряде статей конкретизируются права граждан на доступ к информации. В соответствии с частью 3 статьи 15 «законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».Статьи 23 и 24 составляют конституционную основу нового института информационного законодательства, обеспечивающего защиту персональных данных. Согласно части 1 статьи 23 Конституции Российской Федерации «каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства». В части 2 этой же статьи провозглашается «право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений». Статья 24 Конституции Российской Федерации устанавливает прямой конституционный запрет на «сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия» (ч. 1), а также обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц «обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом».

Конституцией гарантируется «право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения» (ст. 28), определяется принцип ответственности за «сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей» (ч. 3 ст. 41).К конституционным информационно-правовым нормам так же относятся право каждого на пользование родным языком, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ст. 26); право граждан обращаться лично, направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33); право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (ст. 42), на образование (ст. 43); гарантированность свободы литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, охраны интеллектуальной собственности, права на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ст. 44); отсутствие обязанности свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников (ст. 51); равенство языков народов России с русским языком (ст. 68).Эти базовые нормативные конституционные установления необходимо рассматривать в системной связи с другими конституционными нормами и принципами, прежде всего с частью 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации, устанавливающей пределы осуществления прав и свобод во избежание злоупотребления ими: "Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц". В части 3 статьи 55 это требование еще более конкретизировано: "Права и свободы граждан могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства". Указанные конституционные нормы являются основанием для установления федеральными законами определенных ограничений прав и свобод граждан, в том числе в информационной сфере.

  1. Развитие системы источников информационного права. Проблемы нормативно – правового регулирования информационных отношений

Пробелы нормативно-правового регулирования информационных отношений. Под источниками информационного права понимаются внешние формы выражения информационно-правовых норм. Основу источников информационного права составляют нормативные правовые акты информационного законодательства, которое ныне активно развивается. По уровню принятия нормативных правовых актов информационного законодательства и их действию в пространстве можно выделить федеральные акты, акты субъектов Российской Федерации и акты органов местного самоуправления. Федеральный уровень источников информационного права представляется информационно-правовыми нормами Конституции РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и нормативными распоряжениями Президента РФ, постановлениями и нормативными распоряжениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных министерств и ведомств. Источники информационного права на уровне субъектов РФ -- это законы и иные нормативные правовые акты высших органов государственной власти субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Источники информационного права на уровне органов местного самоуправления представляются нормативными правовыми актами этих органов, принимаемыми в порядке применения норм федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации. Структура информационного законодательства может быть представлена следующей совокупностью информационных правовых норм и актов информационного законодательства: · информационно-правовые нормы международных актов; · информационно-правовые нормы Конституции РФ; · нормативные правовые акты отрасли информационного законодательства;· информационно-правовые нормы в составе других отраслей законодательства. Информация проникает во все области и направления деятельности гражданина, специалиста, руководителя, юридических лиц, государства, то и информационно-правовые нормы, составляющие информационное законодательство, как бы пронизывают все законодательство РФ как по вертикали (по видам нормативных правовых актов и по уровню их принятия), так и по горизонтали (по отраслям российского законодательства).«Вертикальная» структура информационного законодательства, как и всего законодательства РФ, строится исходя из принципа верховенства закона: нормы вышестоящего по иерархии акта обладают более высокой юридической силой и, как правило, являются определяющими для соответствующих норм всех нижестоящих актов.Что же касается информационного законодательства, то здесь имеется особенность, обусловливающая необходимость принятия дополнительных правовых актов упомянутой иерархии. В информационном законодательстве пока еще имеются не урегулированные правом отношения. А поскольку создание федеральных законов, ликвидирующих эти пробелы, требует значительного времен и, органы исполнительной власти РФ и ее субъектов нередко принимают правовые акты для урегулирования соответствующих отношений до принятия необходимых федеральных законов. Так, Президентом РФ и Правительством РФ по вопросам правовой информатизации принят ряд актов, устанавливающих государственную политику в этой области и в значительной мере затрагивающих отношения, которые должны были бы регулироваться федеральным законом «О правовой информации».«Горизонталь» структуры информационного законодательства выстраивается исходя из того, что оно включает в свой состав не только нормы, входящие в блок специальных нормативных актов по институтам информационного права, но и нормы других отраслей законодательства РФ. Расширенная структура информационного законодательства отражает как его реальное состояние, так и соображения по развитию этого законодательства в направлении постепенного перехода к кодифицированному акту в информационной сфере -- Информационному кодексу РФ. Эту структуру можно представить следующим образом:1. Информационно-правовые нормы международных актов.2. Конституция Российской Федерации (конституционные информационно-правовые нормы).3. Акты отрасли информационного законодательства: Общая часть· законодательство о реализации права на поиск, получение, передачу и использование информации;· законодательство о гражданском обороте информации (в стадии формирования);· законодательство о документированной информации (об информационных ресурсах, информационных продуктах, информационных услугах);· законодательство о создании и применении информационных систем, их сетей, иных информационных технологий и средств их обеспечения;· законодательство об информационной безопасности; Особенная часть· законодательство об интеллектуальной собственности (информационные аспекты);· законодательство о средствах массовой информации;· законодательство о библиотечном деле;· законодательство об архивном фонде и архивах;· законодательство о государственной тайне;· законодательство о коммерческой тайне;· законодательство о персональных данных.4. Отрасли законодательства РФ, акты которых включают (или должны включать) отдельные информационно-правовые нормы:· конституционное и административное законодательство (в части закрепления информационных прав и свобод и установления компетенции государственных структур по формированию информационных ресурсов и предоставлению информации из них потребителям информации); гражданское законодательство (в части учета особенностей информации как объекта информационного правоотношения) (в стадии формирования);· законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности и о добросовестной конкуренции (в связи с появлением новых возможностей осуществления предпринимательства в сетях) (в стадии формирования);· законодательство о труде (в части новых форм и видов трудовой деятельности в информационных сетях) (в стадии формирования);· законодательство об ответственности за правонарушения в информационной сфере (уголовная, административная и гражданско-правовая ответственность).



  1. Права и обязанности граждан в информационной сфере

Конституция РФ в главе 2 "Права и свободы человека и гражданина" признает и гарантирует права согласно общепринятым принципам и нормам международного права. Статья 62 Конституции устанавливает, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральными законами или международным договором РФ. Для осуществления своих информационных прав и реализации обязанностей конкретные лица должны обладать правоспособностью и дееспособностью. Правоспособностью здесь будет называться способность лица (журналиста, автора программы для ЭВМ и др.) иметь информационные права и обязанности. Дееспособность будет характеризовать способность лица претворять в жизнь, на практике своими действиями имеющиеся у него информационные права и обязанности. Очевидно, что правоспособность в информационной сфере имеют все граждане независимо от их пола, возраста, расовой принадлежности, национальности, вероисповедания и происхождения. Однако в информационной сфере правоспособность может быть дополнительно ограничена. Например, Закон о СМИ устанавливает, что не может выступать учредителем средства массовой информации гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, либо отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору суда, либо душевнобольной, признанный судом недееспособным

Дееспособность в информационной сфере возникает не у каждого лица, а лишь у тех лиц, которые в силу своей подготовки, способностей, должности и т.п. получают по информационному законодательству возможность лично использовать свои права и принимать на себя обязательства. Например, граждане в возрасте от 14 до 18 лет могут лишь с согласия своих родителей или законных представителей совершать сделки с программными продуктами, с компьютерной техникой, т.е. обладают ограниченной дееспособностью.

Однако правоспособность может наступать до рождения (право наследования). Права нерожденных в информационном праве:

1) право на доступ к завещанию;

2) право на защиту здоровья матери от вредной информации.

До 6 лет физическое лицо может иметь следующие права:

1) выходить в Internet с разрешения родителей;

2) пользоваться телефонными услугами с соглашения родителей.

Следует иметь в виду, что на информационно-правовой статус гражданина оказывают влияние специальные административные статусы. Среди гарантий информационных прав граждан можно выделить следующие:

- создание условий для предотвращения методов психопрограммирования (например, 25-й кадр) в средствах телекоммуникации;

- школьные программы - единообразный информационный ресурс школьникам;

- государственные образовательные стандарты;

- государственные гарантии удовлетворения интересов потребителей средств массовой информации.


  1. Юридическая ответственность субъектов информационных отношений

Субъекты информационных отношений в пределах предоставленных им полномочий при использовании информационных систем несут ответственность за:распространение и (или) предоставление информации лицам, не имеющим права доступа к такой информации;нарушение порядка распространения и (или) предоставления общедоступной информации, а также информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено в соответствии с законодательными актами;неправомерный доступ, уничтожение, изменение, использование, распространение и (или) предоставление информации, а также иные неправомерные действия, совершенные как непосредственно, так и вследствие неправомерных действий другими субъектами информационных отношений;непринятие соответствующих мер по защите информации;невыполнение установленных общих требований, правил, протоколов и форматов взаимодействия информационных систем.Субъекты информационных отношений при использовании информационных систем, распространении и (или) предоставлении содержащейся в них информации несут ответственность за допущенные ими нарушения в соответствии с законодательными актами.



  1. Государственная политика в сфере информации и информатизации

Концепция государственной информационной политики 1998 г. призвана сыграть роль организующего и координирующего документа, представляющего основу для подготовки государственной программы по вхождению России в информационное общество. Одно из назначений Концепции – обратить внимание органов государственной власти, средств массовой информации, всех заинтересованных лиц на проблемы подготовки государства, общества, личности к условиям жизни в информационном обществе.

Согласно этой Концепции основными задачами государственной информационной политики являются:

• развитие информационно-телекоммуникационных технологий;

• эффективное формирование и использование национальных информационных ресурсов (ИР) и обеспечение широкого, свободного доступа к ним;

• обеспечение граждан общественно значимой информацией и развитие независимых средств массовой информации;

• подготовка человека к жизни и работе в грядущем информационном веке;

• обеспечение информационной безопасности.Правовое обеспечение государственной информационной политики должно развиваться по следующим основным направлениям: разработка новых законов, дополняющих и развивающих существующее законодательство в информационной сфере; совершенствование актов действующего законодательства, повышение эффективности их норм; систематизация и кодификация актов информационного законодательства; согласование существующих и вновь разрабатываемых законов в информационной сфере с актами других отраслей законодательства; активное участие в разработке международного законодательства в информационной сфере (на уровне ближнего и дальнего зарубежья).Первоочередными мероприятиями государственной информационной политики в области информационного права должны быть:

• анализ процессов развития информационной сферы, выявление пробелов и дублей в законодательстве;

• разработка концепции формирования и развития информационного права и его источника – информационного законодательства;

• анализ причин низкой эффективности существующего информационного законодательства и определение необходимого комплекса мер по исправлению этого положения;• повышение информационно-правовой культуры общества.Основные положения правового обеспечения государственной информационной политики в рамках информационного права:• реализация принципа правового равенства всех участников процесса информационного взаимодействия вне зависимости от их политического, социального и экономического статуса;• формирование нормативной правовой базы, обеспечивающей эффективное регулирование информационных отношений, а также осуществление контроля за безусловным исполнением законодательства;• признание возможности ограничения доступа к информации исключительно на основе закона как исключения из общего принципа открытости информации;• персонифицирование ответственности за сохранность информации, ее засекречивание и рассекречивание;• защита законными средствами личности, общества, государства от ложной, искаженной и недостоверной информации;• предоставление гражданам универсальной общественной информационной услуги, способствование доступу к мировым информационным ресурсам, глобальным информационным сетям.


  1. Информационная собственность и ее обеспечение

Одним из определяющих положений информационного права является право собственности, возникающее в связи с информацией, под которым можно понимать право каждого признавать информацию «своей собственной». Для того чтобы ответить на вопрос о том, что такое «информационная собственность» или «собственность на информацию», надо еще раз рассмотреть особенности и юридические свойства информации как объекта права.Суть права вещной собственности заключается в том, что конкретная вещь может принадлежать одновременно только одному лицу – собственнику. Однако свойство информации – распространяемость – говорит о том, что одна и та же информация (ее содержание, сведения о чем-либо или о ком-либо) может принадлежать одновременно неограниченному кругу лиц (т. е. ею может обладать или знать ее содержание неограниченный круг лиц).Законодатель распространил на информационные ресурсы, в том числе на библиотечные фонды и архивы, институт собственности. При этом, закрепляя право собственности на такие информационные объекты, законодатель, по сути дела, регулирует только отношения собственности на носитель информации и оставляет без внимания отношения, возникающие при использовании информации, отраженной на носителе.1. В ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (п. 3 ст. 6) установлено: «Государство имеет право выкупа документированной информации у физических и юридических лиц в случае отнесения этой информации к государственной тайне. Собственник информационных ресурсов, содержащих сведения, отнесенные к государственной тайне, вправе распоряжаться этой собственностью только с разрешения соответствующих органов государственной власти». А это означает, что, передав государству носитель, содержащий информацию, отнесенную к государственной тайне, собственник такой документированной информации свободен в передаче третьим лицам сведений, содержащихся в этих ресурсах, так как понятие «распоряжение» по отношению к документированной информации законодателем не раскрыто.2. Законодатель распространяет право собственности прямо на информацию. ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» ст. 11. «Право собственности на имущество и информацию»: «2. Вся первичная геологическая, геофизическая, геохимическая и иная информация, данные по ее интерпретации и производные данные,... полученные инвестором в результате выполнения работ по соглашению, принадлежат на праве собственности государству. При соблюдении условий конфиденциальности, предусмотренных соглашением, инвестор имеет право свободно и безвозмездно пользоваться указанными информацией, данными и образцами в целях выполнения работ по соглашению. Порядок пользования указанными информацией, данными и образцами, а также порядок их вывоза за пределы РФ определяются соглашением в соответствии с законодательством РФ».3. В ГК РФ информация введена в состав объектов гражданских прав наряду с вещами, имущественными правами, интеллектуальной собственностью. Ст. 128 «Виды объектов гражданских прав»:«К объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага».



  1. Документированная информация как предмет информативных отношений

Документирование информации – обязательное условие включения информации в информационные ресурсы. Документирование информации осуществляется в порядке, устанавливаемом органами государственной власти, ответственными за организацию делопроизводства, стандартизацию документов и их массивов, безопасность РФ. Документ, полученный из автоматизированной информационной системы, приобретает юридическую силу после его подписания должностным лицом в порядке, установленном законодательством РФ. Юридическая сила документа, хранимого, обрабатываемого и передаваемого с помощью автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем, может подтверждаться электронной цифровой подписью. Юридическая сила электронной цифровой подписи признается при наличии в автоматизированной информационной системе программно-технических средств, обеспечивающих идентификацию подписи, и соблюдении режима их использования. Право удостоверять идентичность электронной цифровой подписи осуществляется на основании лицензии. Порядок выдачи лицензий определяется законодательством РФ.

Граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения обязаны представлять документированную информацию органам и организациям, ответственным за формирование и использование государственных информационных ресурсов. Перечни представляемой в обязательном порядке документированной информации и перечни органов и организаций, ответственных за сбор и обработку федеральных информационных ресурсов, утверждает Правительство РФ. Порядок и условия обязательного представления документированной информации доводятся до сведения граждан и организаций. Перечень представляемой в обязательном порядке документированной информации прилагается к уставу каждого юридического лица (положению о нем).

Необеспечение регистрационными органами регистрируемых юридических лиц перечнем представляемых в обязательном порядке документов с адресами их представления не является основанием для отказа в регистрации. Должностные лица регистрационных органов, виновные в необеспечении регистрируемых юридических лиц перечнями представляемых в обязательном порядке документов с адресами их представления, привлекаются к дисциплинарной ответственности вплоть до снятия с должности. Документы, принадлежащие физическим и юридическим лицам, могут включаться по желанию собственника в состав государственных информационных ресурсов по правилам, установленным для включения документов в соответствующие информационные системы. Государственные информационные ресурсы РФ открыты и общедоступны. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа.



  1. Правовое обеспечение информационных технологий

Технология - это комплекс научных и инженерных знаний, реализованных в приемах труда, наборах материальных, технических, энергетических, трудовых факторов производства, способах их соединения для создания продукта или услуги, отвечающих определенным требованиям. Поэтому технология неразрывно связана с машинизацией производственного или непроизводственного, прежде всего управленческого процесса. Управленческие технологии основываются на применении компьютеров и телекоммуникационной техники.

Информационные технологии - это комплекс объектов, действий и правил, связанных с подготовкой, переработкой и доставкой информации при персональной, массовой и производственной коммуникации, а также все технологии и отрасли, интегрально обеспечивающие перечисленные процессы.

Правовое регулирование информационных технологий должно охватывать следующие аспекты.

1. Вид продукции.

2. Автор продукции.

3. Функциональная сфера применения продукта.

4. Его назначение.

5. Опытное, случайное или массовое изготовление.

6. Включение в сферу обмена.

7. Использование.

Выделяют два блока правового регулирования:

1) правовое регулирование создания информационных технологий (авторское право);

2) правовое регулирование применения информационных технологий в социальной,культурной, экономической жизни.

Виды информационных технологий

1. Высокие интеллектуальные информационные технологии - генерация технических решений, реализующих ситуационное моделирование, позволяющих выявить связь элементов, их динамику и обозначить объективные закономерности среды.

2. Вспомогательные информационные технологии - ориентированы на обеспечение выполнения определенных функций (бухгалтерский учет и статистика, ведение системы кадров, документооборота, ведение финансовых операций, системы для стратегического управления и т.д.).

3. Коммуникационные информационные технологии - призваны обеспечивать развитие телекоммуникации и ее систем.


  1. Понятие информационной безопасности

Национальная безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

Угроза безопасности - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненным интересам личности, общества и государства.

Обеспечение безопасности - единая государственная политика, система мер экономического, политического, правотворческого (иного) характера, адекватного угрозам жизненно важных интересов личности, общества и государства.

Охрана безопасности - непосредственное воздействие на объект охраны.

Защита безопасности - совокупность обеспечения и охраны мер безопасности.

Информационная безопасность - состояние защищенности национальных интересов страны (национальные интересы страны - жизненно важные интересы, основанные на сбалансированной основе) в информационной сфере от внутренних и внешних угроз.

Основные направления защиты информационной сферы.

1. Защита интересов личности, общества и государства от воздействия вредной, недоброкачественной информации. Такую защиту обеспечивают институты: СМИ, документированной и др. информации.

2. Защита информации, информационных ресурсов и информационной системы от неправомерного воздействия в различных ситуациях. Такую защиту обеспечивают:

- институт государственной тайны;

- персональных данных.

3. Защита информационных прав и свобод (институт интеллектуальной собственности). Главной задачей информационной безопасности является обеспечение баланса интересов общества, государства и человека. Этот баланс должен быть адекватен целям по безопасности страны в целом. Обеспечение информационной безопасности должно быть ориентировано на специфику информационной среды, определяемой социальной структурой. В центре внимания обеспечения информационной безопасности должна находиться информационная среда органов государственной власти. В контексте процесса глобализации необходимо обеспечить постоянный анализ изменений политики, законодательства других стран. Последняя задача - это учет выполнения факторов в процессе расширения правового внимания РФ в мирном информационном пространстве, включая сотрудничество в рамках СНГ, и практики использования Интернета.


  1. Виды информационной безопасности

Общие методы обеспечения информационной безопасности РФ разделяются на правовые, организационно-технические и экономические.К правовым методам обеспечения информационной безопасности РФ относится разработка нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в информационной сфере, и нормативных методических документов по вопросам обеспечения информационной безопасности РФ.Наиболее важными направлениями этой деятельности являются:• внесение изменений и дополнений в законодательство РФ;• законодательное разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, определение целей, задач и механизмов участия в этой деятельности общественных объединений, организаций и граждан;• уточнение статуса иностранных информационных агентств, средств массовой информации и журналистов, а также инвесторов при привлечении иностранных инвестиций для развития информационной инфраструктуры России;• определение статуса организаций, предоставляющих услуги глобальных информационно-телекоммуникационныхсетей на территории РФ, и правовое регулирование деятельности этих организаций.Организационно-техническими методами обеспечения информационной безопасности Российской Федерации являются:• создание и совершенствование системы обеспечения информационной безопасности РФ;• разработка, использование и совершенствование средств защиты информации и методов контроля эффективности этих средств, развитие защищенных телекоммуникационных систем, повышение надежности специального программного обеспечения;• создание систем и средств предотвращения несанкционированного доступа к обрабатываемой информации и специальных воздействий, вызывающих разрушение, уничтожение, искажение информации;• выявление технических устройств и программ, представляющих опасность для нормального функционирования информационно-телекоммуникационных систем;• сертификация средств защиты информации, лицензирование деятельности в области защиты государственной тайны, стандартизация способов и средств защиты информации;• контроль за действиями персонала в защищенных информационных системах, подготовка кадров в области обеспечения информационной безопасности РФ;• формирование системы мониторинга показателей и характеристик информационной безопасности РФ в наиболее важных сферах жизни и деятельности общества и государства.Экономические методы обеспечения информационной безопасности РФ включают в себя:

• разработку программ обеспечения информационной безопасности РФ и определение порядка их финансирования;• совершенствование системы финансирования работ, связанных с реализацией правовых и организационно-технических методов защиты информации, создание системы страхования информационных физических и юридических лиц. Государственная политика обеспечения информационной безопасности определяет основные направления деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти в РФ в этой области, порядок закрепления их обязанностей по защите интересов РФ в информационной сфере в рамках направлений их деятельности и базируется на соблюдении баланса интересов личности, общества и государства в информационной сфере.



  1. Порядок обращения информации, составляющей гос. Тайну

Государственная тайна — согласно определению, принятому в российском законодательстве[1], защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной и иной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности государства.

Степени секретности


Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, соответствует степени тяжести ущерба, который может быть нанесён государственной безопасности вследствие распространения указанных сведений. Устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно». Использование перечисленных грифов секретности для засекречивания сведений, не отнесенных к государственной тайне, не допускается.

Рассекречивание сведений


Основаниями для рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну, (снятия ограничений на их распространение) являются:

  • взятие на себя Российской Федерацией международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими в Российской Федерации государственную тайну;

  • изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной.

Срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет. В исключительных случаях этот срок может быть продлен по заключению межведомственной комиссии по защите государственной тайны.

Ограничения


Лица, допущенные к сведениям степени «совершенно секретно» или «особой важности», могут быть ограничены в своих конституционных правах. Такие ограничения могут быть установлены исключительно в индивидуальном порядке органами безопасности на основании заключения об осведомлённости лица в сведениях, составляющих государственную тайну.

  1. Порядок обращения информации, составляющей иную охраняемую законом тайну

Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами.Информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными ГК и другими законами.Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки.Такая обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, или контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору.

  1. Контроль и надзор за соблюдением режима гос. Тайны
  1   2



Скачать файл (232.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации