Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Управление охраной окружающей средой - файл n1.doc


Лекции - Управление охраной окружающей средой
скачать (559.5 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc560kb.06.01.2013 15:15скачать


n1.doc

  1   2   3
Охрана ОС. Международная политика в области ООС.
Охрана ОС – деятельность органов государственной власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественный и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленное на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на ОС и ликвидацию ее последствий (закон РФ «Об ООС»).

Социально-экономическое развитие общества в ХХ в., в основном ориентированное на быстрые темпы экономического роста, породило беспрецедентное применение высокотехнологического оборудования, наносящее вред ОС.

Рыночно-потребительская модель, действующая в ряде развитых стран, является моделью неустойчивого развития и характеризуется бездумной разработкой и потреблением природно-энергетических и сырьевых ресурсов биосферы, что стремительно ведет к экологическому кризису, гибели всего человечества.

Реализация стратегии выхода из экологического кризиса и перехода к устойчивому развитию всего мирового сообщества возможна лишь на основе единства природоохранных действий всех государств. Природа не знает государственных границ, она всеобща и едина. Нарушение экосистемы в одной стране неминуемо вызывает ответную реакцию. Международная организация в области ООС реализуется международным экологическим правом, в основе которого лежат общепризнанные принципы и нормы.

Важнейший вклад в становление этих принципов, путей решения глобальных экологических проблем и укрепления экологической безопасности внесли Конференция ООН по проблемам ОС и развития, такие как:

  1. Стокгольмская конференция ООН по проблемам окружающей человека среды в 1972г;

  2. Всемирная хартия природы (ВХП), одобренная Генеральной ассамблеей в 1988г;

  3. Международная конференция ООН по охране ОС и развитию в Рио-де-Жанейро, 1992г;

  4. Конвенция ООН об изменении климата и Киотский протокол 1997г.


Основные положения, рассмотренные на международных

конференциях


  1. Конференция ООН В Стокгольме сосредоточила внимание государств-участниц на самых важных проблемах, стоящих перед мировым сообществом и определило на будущее новый путь устойчивого развития;

  2. Вторая Конференция ООН по ОС и развитию состоялась в июне 1992г в Рио-де-Жанейро. В ней участвовали главы 114 государств и дипломаты из 178 стран, представители 1800 неправительственных организаций. Наибольшим достижением было признание того факта, что проблема ОС и развития не могут рассматриваться изолированно.

На этой конференции были рассмотрены и приняты 5 основных документов:

  • Декларация Рио-де-Жанейро об ОС и развитию;

  • Повестка дня на ХХI век;

  • Заявление о принципах по управлению, сохранению, устойчивому развитию всех типов лесов;

  • Рамочная конвекция по проблемам изменения климата;

  • Конвекция по биоразнообразию.

Главным на конференции было принятие стратегии устойчивого развития, которая и продолжает быть в центре внимания в наше время.

  1. Конференция ООН и Киотский протокол – международное соглашение о квартировании и плате за выбросы в атмосферу парниковых газов СО2 и метана. Согласно этому документу производятся расчеты между странами-участницими на основе установленных масс по выбросам указанных газов. Чем меньше страна «производит» собственных парниковых газов (меньше установленных международным сообществом КВО), тем выше она может получить средств на международном рынке, превышающих КВО.


Стратегия устойчивого развития

Идею разработки Всемирной стратегии охраны природы впервые выдвинули в конце 70-х гг. следующие международные организации:

  • Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП);

  • Программа (комитет) ООН по ОС (ЮНЕП);

  • Всемирный фонд дикой природы (ВВФ).

В первом варианте стратегии фокусировалось внимание на опасные изменения в биосфере Земли, подчеркивалась необходимость учета экологических факторов в процессе социально-экономического развития и впервые был использован термин «устойчивого развития».

Устойчивое развитие – это такое развитие в глобальной системе общество-природа, которое обеспечивает удовлетворение потребностей людей в наше время без ущерба основополагающим параметрам биосферы и не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять своим потребностям. Устойчивое развитие подразумевает поддержание со стороны общества развития природной среды.

В 1986г. Была сформулирована цель стратегии устойчивого развития – выработать основные пути и способы приспособления жизни к глобальным изменениям.

21 октября 1991г. В Москве на конференцию в Министерстве природопользования СССР была оглашена новая Всемирная стратегия охраны природы, которая в этот же день принималась в 70 столицах мира. Этот документ получил название «Забота о земле» - стратегия устойчивого существования.

Этот документ состоит из 3 частей. В первой части провозглашаются принципы устойчивого развития:

? уважение и забота о всем сущем на земле;

? повышение качества жизни;

? сохранение жизнеспособности и разнообразия экосистемы;

? предотвращение истощения невозобновляемых ресурсов;

? развитие в пределах потенциальной емкости экосистемы;

? изменение сознания человека и стереотипов его поведения;

? поощрение социальной заинтересованности общества в сохранении среды обитания;

? выработка национальной концепции интеграции социально-экономического развития и ООС;

? выработка основных положений, обеспечивающих единство действий на мировом уровне.

Во 2 и 3 частях этого документа даны рекомендации по претворению этих принципов в жизнь и изложена предлагаемая последовательность мероприятий.
Модификация системы управления в связи со сменой

экономических стратегий
начало радикальной экономической реформы 90-х гг. обострила экологическую обстановку в России. В результате анализа экологической ситуации в целом, выявлены следующие наиболее значимые проблемы:

  1. Неудовлетворительное состояние приземного слоя атмосферы воздуха в больших городских центрах с наибольшим содержанием диоксида азота, серы, оксида свинца, кадмия, фенола, бензола, бензперена и др.

  2. Неудовлетворительное состояние водных объектов, источников питьевого водоснабжения и качества питьевой воды;

  3. угроза качественному и количественному многообразию животного и растительного мира, прежде всего редких и исчезающих видов;

  4. Неудовлетворительное состояние лесов России в основных районах лесозаготовки;

  5. Деградация полей, в том числе сельскохозяйственных угодий;

  6. Трансграничное загрязнение ОПС;

  7. Загрязнение ПС диоксинами и диоксиподобными токсикантами, отходами производства и потребления;

  8. Радиоактивное загрязнение территории в результате деятельности предприятий атомного комплекса и аварий на Чернобыльской АЭС и другие техногенные катастрофы;

  9. Разрушение озонового слоя земли.


Вследствие недостаточного финансирования предприятий и природоохранных организаций в наше время возникла угроза дальнейшего ухудшения экологической обстановки в России, поэтому существующая система управления качества ОС требовала модернизации и рекультивации, которая позволяет обеспечить устойчивое, т.е. экономически эффективное и экологически безопасное природопользование. Из многих аспектов такой модернизации (административно-управленческих, нормативно-правовых, финансово-экономических) можно отметить несовершенство системы платежей за природопользование, экономической оценки природных ресурсов и экологических воздействий, отсутствие экологических налогов.

Модификация системы управления ООС должна осуществляться в соответствии со следующим тезисом: разработка и принятие управленческих решений в области хозяйственной деятельности должны проводиться с учетом последствий в экономической, социальной и экологической сферах. При этом должны предусматриваться оценки затрат, выгод и рисков, а также соблюдаться 2 непременных условия, получивших сегодня широкое признание во всех развитых странах:

  1. никакая хозяйственная деятельность не может быть оправдана, если выгода от нее не превышает вызываемого ущерба;

  2. Ущерб ОС должен быть на столь низком уровне, какой только может быть разумно достигнут с учетом экономических и социальных факторов, т.е. необходимо придерживаться принципа устойчивого развития «что экологично, то экономично».

Возможность стабилизации и улучшения экологической ситуации в России тесно связано с социально-экономическим развитием страны, формирование нового мышления и новых нравственных установок, а также новой государственной политики, соответствующей мировой тенденции, в частности рекомендации Конференции ООН в Рио-де-Жанейро. В соответствии с этими рекомендациями Россия становится на путь последовательного перехода к устойчивому развитию, при котором обеспечивалось сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной ОС и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребности нынешнего и будущего поколения.

Этапы этого перехода и принципы управления природоохранной деятельности представлены в «Концепции перехода РФ к устойчивому развитию», утвержденный Указом Президента РФ №440 от 1 апреля 1996г.

Концепция перехода РФ к устойчивому развитию
В этом документе отмечается, что, следуя рекомендациям и принципам, изложенным в документах конференции ООН по ОС, представляется необходимым и возможным осуществить последовательный переход России к устойчивому развитию.

Этот документ состоит из 7 разделов, в которых перечислены основные экологические проблемы России, сформулированы 3 последовательно решаемые задачи, приведены этапы перехода России к устойчивому развитию.

Задачи перехода к устойчивому развитию:

  1. обеспечение стабилизации экологической ситуации в процессе выхода страны из нынешнего кризиса;

  2. коренное улучшение состояния среды за счет экологизации и экономической деятельности;

  3. введение хозяйственной деятельности в пределы емкости экосистемы на основе массового внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий, целенаправленных изменений структуры экономики, структуры рыночного и общественного потребления.

Этапы перехода РФ к устойчивому развитию.

По современным представлениям переход к устойчивому развитию является весьма длительным, т.к. требуется беспрецедентных по масштабу экономических и социальных преобразований и одновременного решения сложных проблем экологического характера.

Условно, в этом переходе выделяют 3 этапа:

I – начальный этап – связан с созданием различных условий, обеспечивающих возможность сопряженного внутренне сбалансированного функционирования триады: природа, население, хозяйство. Главное содержание этого этапа состоит в решении острых экономических и социальных проблем при составлении обоснования и строгом соблюдении экологических ограничений на хозяйственную деятельность.

На рассматриваемом этапе разрабатываются программы оздоровления ОС в зонах экологического кризиса, и начинается их планомерное выполнение.

II – составляет основные структурные преобразования в экономике, технологические обновления, осуществляется экологизация процесса социально-экономического развития

III – связан с решением проблем гармонизации взаимодействия человека с природой. Этот этап перехода к устойчивому развитию осуществляется в масштабе всего мирового сообщества. Россия здесь может играть ключевую роль, поскольку на ее долю приходится значительная часть ненарушенных земель, экосистем.

В конечном итоге, решив задачи III этапа, человечество придет к устойчивому развитию и вплотную подойдет к формированию предсказанной Вернадским ноосферы.

Для продвижения России по этим стратегическим направлениям необходимо опираться на сложившиеся в развитых странах принципы управления природоохранной деятельности.

К этим принципам относятся следующие:

1) Запреты на действия, усугубляющие экологическую опасность на любом территориальном уровне, например, запрет на освоение ненарушенных территорий; запрет на хозяйственную деятельность, экологические последствия которой являются непредсказуемыми; запрет на выброс в ОС определенных веществ и т.д.

2) Территориальная компенсация заключается в том, что при вовлечении в хозяйственное_________________________________________________

3) Наращивание охраняемых территорий;

4) Предупреждение ущерба, т.е. проведение мероприятий по предупреждению еще не начавшихся, но ожидаемых в результате хозяйственной или иной деятельности нарушений ОС с целью их полного предотвращения или ограничения с минимально допустимыми;

5) Согласованность любой хозяйственной деятельности и проведение природоохранных мероприятий с основными стратегическими задачами экологической безопасности и устойчивого развития;

6) Обязательность оценки воздействия на ОС различных видов текущей и потенциально хозяйственной и иной деятельности и экологической экспертизы;

7) декларирование безопасности проектируемых и действующих промышленных и других объектов и их готовности и локализации и ликвидации ЧС;

8) получение разрешения на любой вид деятельности_________

9) обязательное предупреждение общественности, граждан и властных структур о тех или иных действиях, технологиях, веществах, могущих привести к нарушению ОС и ухудшению здоровья населения;

10) Обязанность регистрации новых веществ, особо опасных веществ биотехнологий, технологий генной инженерии и т.д.;

11) экологическое нормирование использования территорий, изъятия природных ресурсов, выбросов вредных веществ и т.д.;

12) Платность природных ресурсов с учетом экологической значимости;

13) Ответственность за ущерб, нанесенный ОС, в том числе и материальный;

14) Свободный доступ населения, общественности, СМИ и природоохранных органов к экологической информации о нарушениях ОС;

15) Научная обоснованность природоохранных мероприятий;

16) Обязанность согласования международных действий.

Законодательные основы управления природоохранными объектами
Правовая ООПС заключается в создании оснований и применений нормативных актов, которые определяются как объекты охраны, так и меры по ее обеспечению. Эти меры образуют экологическое право, регулирующее отношения между природой и обществом.

Система природоохранного законодательства имеет 4 уровня:

  1. Законы;

  2. Правительственные нормативные акта;

  3. Нормативные акты министерств и ведомств;

  4. Нормативные решения органов местного самоуправления.

Вершиной этого управления является Конституция, в которой декларируется право человека на благоприятную ОС, отражается положение об охране природы.

Основу экологического законодательства России составляет природно-ресурсные и природоохранные федеральные законодательные акты. К природно-ресурсным относятся:

? Водный кодекс РФ 1995г (находится на переработке);

? Земельный кодекс 2001г;

? Лесной кодекс 1997г;

? Законы РФ «О животном мире» 1995г, «О континентальном шлейфе РФ» 1995г, «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» 1998г, «О недрах» 1992г, «О государственном земельном хозяйстве» 2000г, «Об исключительной экономической зоне РФ» 1998г.

Основные природоохранные законодательные акты:

  1. Закон РФ «Об охране ОС» 2002г;

  2. «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» 1995г;

  3. «Об экологической экспертизе» 1995г;

  4. «Об особо охраняемых природных территориях» 1995г;

  5. «О гидрометеорологической службе»

  6. «О санитарно-эпидемиологическом состоянии населения» 1999г;

  7. «Об охране атмосферного воздуха» 1999г;

  8. «Об отходах производства и потребления» 1997г;

  9. «О мелиорации земель» 1996г;

  10. «О радиационной безопасности населения» 1996г;

  11. «О безопасности гидротехнических сооружений», 1997г;

  12. «О безопасности обращения с пестицидами и агрохимикатами» 1997г;

  13. «Об оплате за землю» 1991г и т.д.


Закон РФ «Об ООС»

Главным природоохранным законом России является закон «Об ООС» от 10.01.2002г. этот закон в комплексе с мерами организационного, правового, экономического и воспитательного воздействия призван способствовать формированию и укреплению экологического правопорядка и обеспечению экологической безопасности на территории РФ.

Он решает 3 задачи:

  1. Сохранение природной среды;

  2. Предупреждение и устранение вредного влияния хозяйственной деятельности на природу и здоровье человека;

  3. Улучшение качества ОС.

Данный закон является актом прямого воздействия, т.е. его статьи действуют без каких-либо дополнительных инструкций, постановлений и пр. Основная задача закона состоит в обеспечении научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов для сохранения здоровой, чистой ОС. В нем обосновываются нормативы качества ОС, нормативы допустимого воздействия на ОС, а также нормативы допустимых выбросов и сбросов ЗВ и т.д.

Данный закон формулирует экономические требования к источникам вредного воздействия на ОС и здоровье человека. Центральная тема закона – охрана здоровья человека от неблагоприятного воздействия ОС. Человек рассматривается как субъект воздействия на ОС, несущий ответственность за последствия своей деятельности и как объект такого воздействия, наделенный соответствующими правами и гарантиями на возмещение причиненного вреда. Механизм исполнения норм данного закона состоит из системы, включающей экономическое стимулирование хозяйствующего субъекта, а также административно-правового воздействия на нарушителя.

В этом законе 16 глав и 84 статьи. Отражены следующие положения:

1. Общие положения;

2. Основы управления в области ООС и т.д.
Основные принципы ООС
Согласно закону, хозяйственная и иная деятельность в нашей стране, оказывающая воздействие на ОС должна осуществляться на основе следующих принципов:

  1. Соблюдение права человека на благоприятную природную среду;

  2. Обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

  3. Научно обоснованное сочетание экологичности, экономичности и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной природной среды;

  4. Охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимое условие обеспечения благоприятной ОС и экологической безопасности на соответствующих территориях;

  5. Ответственность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной ОС и экологической безопасности на соответствующих территориях;

  6. Платность природопользования и возмещения вреда природной среде;

  7. Обязательность оценки воздействия на ОС при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

  8. Обязанность проведения государственной экологической экспертизы проекта и иной документации, обосновывающую хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на ОС, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

  9. Приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

  10. Обязательность участия в деятельности по ООС органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений юридических и физических лиц;

  11. Запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для ОС, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению или уничтожению генетического фонда растений и животных, истощению природных ресурсов и иных негативных изменений ОС.


Земельный кодекс РФ 2001г

Регламентирует охрану земель и защиту ОПС от возможного вредного воздействия при использовании земли.

Основные правовые функции охраны земель:

? сохранение и повышение плодородия почв;

? сохранение фонда с/х земель.

В зоне проводятся определения экологических нарушений.

Экологическими нарушениями считаются порча, загрязнение, засорение и истощение земель. Кодекс также регламентирует куплю-продажу земель и совершение других сделок.
Водный кодекс РФ 1995г

Регулирует правовые отношения в области рационального использования и охраны водных объектов. Устанавливает ответственность за нарушения водного законодательства. Правовые нормы направлены на охрану вод от загрязнения, засорения и истощения.

Закон РФ «Об охране атмосферного воздуха» от 4.05.1999г

Устанавливает виды и способы контроля за атмосферным воздухом, а также права и обязанности государственных инспекторов, граждан, юридических лиц и общественных объединений этой области.
Закон РФ «О радиационной безопасности населения» 1995г

Провозглашает принципы приоритета здоровья человека и ОПС при использовании объектов ионизирующих излучений. В случае аварии закон гарантирует возмещение ущерба здоровью и имуществу граждан, устанавливает компенсацию за повышенный риск, проживающих вблизи ядерных и радиационных установок в виде улучшения социально-бытовых условий и др.
ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

Регулирует отношения, возникающие в данной области, как одно из основных условий реализации, предусматриваемых Конституцией РФ, прав граждан на охрану здоровья и благоприятную ОС.

Отношения, возникающие в области ООС в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения регулируется законодательством РФ «Об ОПС» и данным ФЗ.
Государственное управление природопользования и ООС. Виды управления
Государственное управление природопользования и ООС – составная часть социального управления, одна из важных функций РФ. Оно в основном выражается в организационной деятельности государства, его органов, а также муниципальных образований, хозяйствующих субъектов по разработке и исполнению правовых актов, планов, программ, мероприятий в области рационального использования природных ресурсов и ООС.

Государственное управление в экологической сфере (в общем виде) – это организующая деятельность комплексных государственных органов по практическому осуществлению целей и задач, связанных с ООС природопользования и обеспечения экологической безопасности.

Задачи управления:

  1. Установление правовых основ регулирования природопользования ООС и обеспечение экологической безопасности;

  2. Определение основных направлений в политике в области природопользования ООС и обеспечение экологической безопасности на ближайшие годы и перспективу;

  3. Учет природных ресурсов, ведение их кадастров, осуществление мониторинга ОС в целом и ее отдаленных объектов, оценка природных ресурсов и прогнозирование состояния ОПС;

  4. Организация нормирования качества ОС;

  5. Установление лимитов использования природных ресурсов в целях недопущения их истощения, выдача лицензий на природопользование, разрешение на сбросы и выбросы ЗВ и размещение отходов.

В природопользовании можно рассматривать два уровня управления:

  • управление природными системами;

  • управление природопользователями (управление ООС и рационального использования ресурсов).


Первый уровень должен опираться на изучение и использование естественных законов, в первую очередь экологических, и осуществляться через второй уровень, опирается на юридический и экономический законы, то есть социальные.

Управление природными системами может быть:

  • “жестким”;

  • “мягким”.

  • А управление природопользователями:

  • командно-админитративным;

  • экономическим.

В последнее время входит ещё информационный и рыночный методы управления.

Жестокое управление – грубо нарушает естественные процессы с помощью технических средств. Примером может служить вырубка леса.

Мягкое – основано на воздействии через естественные механизмы саморегуляции, приводит к невмешательству в природные процессы. Примером может быть выборочная вырубка, сохраняемая лес как биоценоз.

Жестокое управление дает быстрый и высокий хозяйственный эффект в виде роста объема продукции. Однако рано или поздно наступает расплата в виде нарастающих экономических и экологических ущербов.
Административно-командный механизм управления ? основывается на установлении норм, стандартов, правил природопользования и соответствующих плановых заданий предприятием по ООС, а также наказаний от выговоров до снятия с работы или тюремного заключения с выплатой штрафа.

Такой метод управления был характерен для России до конца 80-х годов. Однако, он дорогостоящ и малоэффективен, так как требует большого количества проверяющих и постоянного контроля.

Гораздо эффективен путь экономического регулирования, когда с помощью различных рычагов (цен, платежей, налоговых льгот и наказаний) государство делает для предприятий более выгодно материально соблюдать природоохранное законодательство, чем нарушать его.

Следует помнить, что чистое администрирование не может заставить предприятие постоянно и эффективно заниматься охраной природы (без материального стимулирования).

Чисто экономические методы, не подкрепленные прямым принуждением в наиболее важных экологических вопросах тоже не всегда обеспечивают нужный качественный уровень и сроки проведения природоохранной деятельности, тем более что некоторые административные и экономические методы переплетаются друг с другом, например: штраф – это и экономическая, и административная мера, а установление лимитов использования и загрязнения природных ресурсов опирается на такую административную меру, как нормирование. Поэтому наилучшие результаты получаются при разумном сочетании экономической заинтересованности с достаточно жестким контролем и неэкономическим администрированием, вплоть до уголовного, принуждением (см. схему).

Сочетание административных и экономических методов управления природопользованием


Ответственность за природоохранные нарушения

В законе РФ об ООС наряду и в праве каждого гражданина на благоприятную ОС декларируется его обязанности, а именно, каждый гражданин обязан принимать участие в ООС, повышать уровень своих знаний о природе, экологическую культуру, соблюдать требования природоохранного законодательства и установленные нормативы качества ОС. Если же они нарушаются, то виновный несет ответственность, которая подразделяется на уголовную, административную, дисциплинарную и материальную. В случае наиболее тяжелых нарушений (например, при поджоге леса) виновный может быть подвергнут уголовному наказанию. Однако чаще применяется административная ответственность в виде наложения штрафов, как на отдельных лиц, так и на предприятие в целом. Она наступает в случае порчи или уничтожения природных объектов, загрязнения природной среды, браконьерства. Должностные лица могут также подвергаться дисциплинарной ответственности в виде лишении премии, понижения в должности, увольнения, выговора за невыполнение природоохранных мероприятий и несоблюдение экологических нормативов. Кроме того, выплата штрафа не освобождает от материальной (гражданско-правовой) ответственности, т.е. необходимости возмещения причиненного загрязнения или нерационального использования природных ресурсов, вреда ОС, здоровью и имуществу граждан, государства.
Экономический механизм управления ООС

Включает в себя целый ряд инструменты воздействия на материальные интересы ПП и отдельных работников.

  1. Лимитирование.

Установление лимитов, норм использования природных ресурсов или норм вредного воздействия на окружающую среду для каждого конкретного предприятия, т.е. установление ВСВ, ВСС.

  1. Платность природопользования.

  • плата за использование практически всех природных ресурсов;

  • плата за загрязнение ОС и за размещение в ней отходов производства;

  • плата за сверхлимитное использование и загрязнения, в несколько раз превышает плату за использование и загрязнение в пределах установленных лимитов;

Внесение платы за использование и загрязнение не освобождает природопользователя от выполнения мероприятий по ООПС и возмещения ущерба.

  1. Финансирование.

Предоставление денежных средств на какое-либо определенно строгое мероприятие, связанное с ООПС.

Средства, поступающие на природоохранные мероприятия могут быть как государственные, бюджетные, банковские, кредиты, собственные средства ПП и из экологических фондов.

Создание экологических фондов является одним из новых методов управления в природопользовании.

Под фондами понимаются как учреждения, призванные оказывать какую-либо материальную помощь, так и сами денежные средства и их источники.

Источники денежных средств экологических фондов:

  • платежи за загрязнение ОС;

  • суммы по искам и возмещение ущерба;

  • административные штрафы;

  • стоимость конфискованных орудий охоты и рыболовства незаконно добытой продукции;

  • дивиденды, проценты от вкладов, прибыль от долевого участия в деятельности ПП;

  • пожертвования и другие поступления.


Расходование денежных средств экологических фондов на:

  • оздоровление ОС;

  • внедрение экологически чистых технологий;

  • научные исследования в области экологии;

  • компенсация вреда здоровью населения;

  • экологическое воспитание и образование.




  1. Материальное стимулирование.

• обеспечение заинтересованности в выгодности для ПП и его работников в природоохранной деятельности.

Материальное стимулирование включает в себя как меры поощрения, так и наказания.

Материальные поощрения:

  • установление налоговых льгот (сумма прибыли, с которой снимается налог ум-ся на величину, полностью или частично соответствующую природоохранным затратам);

  • освобождение от налогообложения экологических фондов и природоохранного имущества;

  • применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию;

  • применение льготного кредитования ПП, эффективно осуществляющих ООС.


Материальные наказания:

  • введение специального добавочного налогообложения экологически вредной продукции, выпускаемой с применением экологически опасных технологий;

  • штрафы за экологические правонарушения.

Меры материального стимулирования в виде дополнительных премий или их лишений, вручение ценных подарков и т.д. по результатам природоохранной деятельности, должны быть предусмотрены и для отдельных работников ПП.


  1. Рыночные механизмы.

Если предприятие сокращает суммарный выброс ЗВ ниже установленного уровня, то оно имеет право поместить излишки от сокращения выбросов в так называемый «банк выбросов» (кредиты на выбросы). В дальнейшем предприятие может использовать кредиты на собственную модернизацию, а также продать их другому предприятию, которое расположено в данном районе.


  1. Информационный механизм.


Информационное обеспечение является важнейшим элементом эффективного управления в сфере ООС. Оно включает в себя мероприятия, которые обычно связывают с процессами получения, анализа, хранения, передачи и отображения экологической информации, а также с экологическим мониторингом, учетом и отчетностью, составлением и ведением природных кадастров и экологических баз данных, разработкой и созданием прикладных пакетов программ и геоинформационных систем (ГИС), а также моделированием экологической обстановки.

Структура и основные функции государственных органов экологического управления
Государственные органы управления, в том числе и в области ООС составляют довольно сложную систему, имеющие периодически совершенствуемую структуру федеральных органов власти.

Под системой федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, установление которой отнесено к ведению РФ, следует понимать единство взаимосвязанных федеральных органов различных ветвей государственной власти, которая, исходя из разграничения полномочий, осуществляет баланс этих властей, систему различных сдержек и противоречий.

В систему федеральных органов исполнительной власти входят: правительство РФ, состоящее из Председателя Правительства РФ его заместителей, федеральные министры и иные федеральные органы исполнительной власти: комитеты, федеральные службы России, агентства и федеральные надзоры России.
Министерство РФ – это федеральный орган исполнительной власти, поводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующей деятельности в сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Министерство возглавляет входящее в состав правительства Федеральный Министр.
Государственный комитет РФ – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к его ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Государственный комитет РФ возглавляет председатель государственного комитета.

Федеральная служба России, российское агентство, федеральный надзор – органы исполнительной власти, осуществляющие специальные исполнительные, контрольные, регулирующие и другие функции в установленной сфере деятельности.

Федеральную службу России возглавляет Руководитель Федеральной службы России, агентства – директор агентства, федеральный надзор – начальник федерального надзора.

Служба осуществляет контроль и надзор.

Агентства – оказание государственных услуг, управление государственным имуществом.

Федеральный надзор – систематическое наблюдение, в том числе и получение ежемесячных отчетов, проведение точечных проверок

Структура органов государственного управления природопользования и ООС




9 марта 2004 года Указом президента произошла реформа по разделению министерств, служб и агентств.
МЧС – занимается ООС во время ЧС при паводках, лесных пожарах и т.д.

Гидромет – осуществляет мониторинг атмосферного воздуха

Министерство природных ресурсов( МПР). До 2004 г было полновластным хозяином в области управления ОС. В 2004 Охрана атмосферного воздуха и отходы производства ушли в ЭТАН. Руководителем является Ю. Трутнев, заместитель – Темкин А.А., 370 человек находятся в Москве.

Министерство осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также осуществляет координационную деятельность служб и агентств, находящихся в ведении министерств.

Функции:

  • писать законы;

  • ставить задачи;

  • контролировать.

МПР отвечает за выработку государственной политики в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов. А также

  • занимается управлением государственным фондом недр;

  • использованием и охраной водного фонда;

  • использованием и охраной объектов животного и растительного мира (за исключением объектов охоты);

  • обеспечением безопасности гидротехнических сооружений (платины);

  • особо охраняемый природные территории (природные заповедники, национальные парки).


Росприроднадзор ( Центральный аппарат 110 человек), осуществляет контроль за недрами, лесами и водными ресурсами, курирует ФАН – федеральное агентство по недропользованию, ФАЛХ - федеральное агентство лесного хозяйства и ФАВР- федеральное агентство водных ресурсов.

Также дает одобрение на ввоз (вывоз) ценных пород животных и растений, зоологических коллекций т.д.

Проводит ГЭЭ.

Численность всей организации по всей стране – 3000 человек.
ФАН – Федеральное агентство по недропользованию – по стране 1144чел. Осуществляет управление по недропользованию. Агентство организует работы по воспроизводству минерально-сырьевой базы (геологоразведка), рациональное использование минерально-сырьевой базы, государственную экспертизу полезных ископаемых, организует работу ведения кадастров, владеет лицензией на недропользование.
ФАЛХ – самая многочисленная – 160 тыс. человек в РФ – служба лесников. Основная проблема – функции остались только по воспроизводству лесного хозяйства. Функции обеспечение рационального лесопользования, предоставление прав пользования участками лесного фонда, обеспечение проведения лесоустройства и осуществление гос. мониторинга лесного хозяйства.

ФАВР – Федеральное агентство водных ресурсов. Основные функции:

  1. мероприятия по рациональному использованию водных ресурсов;

  2. предоставление правопользования водными ресурсами;

  3. эксплуатация водохранилищ и гидротехнических сооружений;

  4. осуществление противоправных мероприятий;

  5. проектирование и установление водоохранных зон и прибрежно-защитных полос;

  6. ведение гос. кадастра водных объектов.



ЭТАН

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Центральный аппарат – 405 человек, а в территориальных органах – 13714.

Второй по значимости аппарат ООС. Сочетает в себе функции МПР и агентств.

ЭТАН создает законы и сама проверяет их выполнение;

  • осуществляет функции по принятию нормативно-правовых актов, контролю, надзору и ООС;

  • осуществляет функции по ограничению негативного техногенного воздействия (отходы производства и потребления);

  • безопасное ведение горных работ (охрана недр);

  • осуществляет безопасность гидротехнических сооружений, гидроэлектростанций и др.

  • осуществляет охрану атмосферного воздуха;

  • проводит ГЭЭ;

  • осуществляет контроль за СВ на уровне ПП (как только СВ поступили в водоем – это уже функции Росприроднадзора).


ФСВФСН (федеральная служба по ветеринарно- фито и санитарному надзору)

  • осуществляет контроль за ввозом (вывозом) мясных продуктов и растений;

  • контроль за ввозом животных, которые также должны пройти ветеринарную проверку.


ФАР (федеральное агентство по рыболовству)

  • эта служба ведет контроль за квотирование рыбной ловли, особенно в приграничном шейфе и нейтральных водах.


Гидромет

  • служба, имеющая подчинение правительству;

  • контроль за состоянием атмосферного воздуха (они осуществляю мониторинг).


МЧС

  • лесные пожары;

  • нефтерозливы;

  • ситуации, возникающие при паводке.


ФСБ

  • организуют деятельность органов и войск по защите и охране внутренних морских вод, территории моря и континентального шлейфа РФ;

  • организуют деятельность по защите и охране природных ресурсов (охрана рыб, идущих на нерест), ФСБ осуществляет это вместе с МПР и ФАР;

  • организуют пропуск провоза через границу животных и растений вместе с ФСВФСН;

  • организуют деятельность по охране животного и растительного мира и среды их обитания, в основном это моря и границы.

  • Роспотребнадзор (СЭС СЭН)– занимается воздействием техногенной среды на здоровье человека. не относится к официальным органам по ООС.



Экологические функции правоохранительных

органов

МВД

В соответствии с экологическим законодательством и во исполнение приказа МВД РФ от 12.07.1993 г “О мерах улучшения природоохранной деятельности МВД РФ” органы ВД призваны обеспечивать взаимодействия с территориальными органами министерства природы, ЭТАНа и других в области ООС.

Назначение:

  • они осуществляют предупреждение и пресечение преступлений.

  • Совместно с соответствующими органами надзирают за соблюдением санитарных правил содержания территорий населенных пунктов, а также загородных мест отдыха;

  • Оказывают соответствующим органам содействие в осуществлении мер по охране и защите от загрязнения природных ресурсов, в борьбе с браконьерством;

  • Следят за техническим состоянием автотранспортных средств.


Прокуратура РФ

Важнейшее звено государственного механизма надзора за исполнением экологического законодательства.

Призвано вместе со специально уполномоченными на то государственными органами в области ООС обеспечивать экологический правопорядок.
Федеральная пограничная служба РФ

  • обеспечивает охрану биологических ресурсов территориального моря исключительно экономической зоны и континентального шлейфа РФ.


Таможенный комитет

  • деятельность направлена на борьбу с контрабандой объектов животного и растительного мира, незаконным вывозом стратегического сырья, разбазаривание природных ресурсов, незаконным ввозом потенциально опасных для ОС и населения веществ.


Государственное управление в сфере охраны

основных природных сред
Государственное управление земельным фондом

Земли, находящиеся в пределах РФ, составляют земельный фонд страны, хотя собственность и иные права на земельные участки осуществляется в разных формах. Общество несет ответственность за их состояние, использование и охрану.

Гос. органам принадлежит ведущая роль в обеспечении охраны и рационального использования земель. Они организуют и осуществляют:

  1. Землеустройство;

  2. Земельный кадастр;

  3. Мониторинг земель; государственный контроль за использование земель;

  4. Разрешают земельные споры.

Одним из важных направлений в гос. управлении земельным фондом является ведение земельного кадастра. Земельный кадастр – совокупность сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель, необходимых для организации рационального использования и охраны природных ресурсов.

Земельный кадастр включает данные гос. учета, количества и качества земель, их экономической оценки, регистрации землепользования бонитировка почв.

Земельный кадастр является основой для принятия решений по образованию и упорядочению землепользования, организацией их территорий и проведение комплексов мероприятий по эффективному использованию и охране земель.

Земельный кадастр состоит из нескольких глав:

  1. Земельная регистрация – определяется правила положения земель (землепользователей) и землепользователей во всех отраслях хозяйства. Приведена регистрация всех земель промышленности.

  2. Количественный и качественный учет земель – отражаются точные сведения о земельной территории землепользования и составе этих земель в соответствии с Единой классификацией земельных угодий, полученных при инженерных съемках из проекта землеустройства. Учет земель включает сведения о земельной площади землепользования, составе его по земельным угодьям, качественные сведения о земле, природные изменения в ее составе, сведения о мелиоративном и культурно-техническом состоянии земель;

  3. Бонитировка почв – сравнительная характеристика (оценка) качества земельных угодий в баллах на основании почвенных исследований. Ее проводят каждые 10 – 15 лет. Результаты предоставляют в качестве статистических таблиц. Бонитировка позволяет установить во сколько раз данные почвы лучше или хуже по своим природным и приобретенным в процессе использования свойствам. Порядок проведения бонитировки почв и всего земельного кадастра устанавливает Совет Министров РФ.

  4. Экономическая оценка земель – указывается относительная ценность земли как средство производства или как базисом для размещения различных объектов со всеми ее особенностями и характером использования.


Материалы земельного кадастра широко применяются при проведении проектно-изыскательских работ, направленных на установление наиболее эффективного использования земель разного качества. Земельно-кадастровые книги ведутся во всех административных районах.
Классификация земель
Все земли разделены на 6 категорий:

  1. Земли с/х назначения (пашня, сенокос, сад, огород), т.е. земли, используемые в качестве главного средства с/х производство. Площади этих земель ежегодно сокращаются на сотни тыс. га, что заставляет принимать усилия по обеспечению экологической и продовольственной безопасности страны;

  2. Земли населенных пунктов;

  3. Земли промышленности, транспорта, связи, радио- и телевещания;

  4. Земли лесного фонда;

  5. Землеводные фонды;

  6. Земли природоохранного, заповедного историко-культурного назначения.


Гос. управление земельным фондом подразделяется на:

Общее – распространяется на всей территории независимо от категории земель и форм владения ими. Общее управление возможно на Федеральном собрании Президента и Правительства РФ.

Отраслевое – осуществляется министерствами, государственными комитетами, федеральными службами по принципу подведомственностью их предприятиями, учреждениями, которым предоставлены земли.

Задачи перед отраслевым управлением ставятся органами общего гос. управления. Основная задача – рациональное использование и охрана земель, использование их по назначению, согласно их классификации.

Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха

Осуществляется согласно законодательству исполнительными органами государственной власти и специально уполномоченными на то государственными органами.

Задачами законодательства об охране атмосферного воздуха являются регулирование общественных отношений в этой области.
Цели регулирования:

  • сохранение в чистоте и улучшение состояние атмосферного воздуха;

  • предотвращение и снижение физических, химических, биологических и иных вредных воздействий на атмосферу, вызывающих неблагоприятные последствия для населения, народного хозяйства и животного мира;

  • укрепление законности и правопорядка в области охраны атмосферного воздуха.


Головным законом является закон РФ “Об охране атмосферного воздуха”. В соответствии с этим законом изданы иные акты законодательства РФ и субъектов РФ.

Ими регулируется компетенция государственных или иных органов в области охраны атмосферного воздуха, государственный учет вредных воздействий на него, наблюдение, контроль, разрешение споров и ответственность в области охраны атмосферного воздуха.

Основным инструментом в области охраны атмосферного воздуха является мониторинг.
Государственное управление в области охраны вод.

Принципами государственного управления водным фондом является устойчивое развитие, сочетание бассейнового и административно-территориального способов управления, разграничение функций охраны и функций хозяйственного использования вод.

Специально уполномоченные государственные органы управления использованием и охраной водного фонда МПР РФ осуществляет свои полномочия непосредственно либо через свои территориальные органы.

Основными его функциями являются:

  • планирование рационального использования водных объектов, включая установление лимитов водопользования (водопотребление и водоотведение);

  • ведение мониторинга, кадастра и учета поверхностных и подземных вод;

  • осуществление государственного контроля за использованием и охраной водных объектов и соблюдение режима их водоохранных зон;

  • осуществление лицензирования в области использования и охраны водных объектов;

  • организация строительства и эксплуатация водохранилищ и других водохозяйственных объектов, установление режима их наполнения, пропуска паводка и т.д.

  • разработка водохозяйственных балансов, схем комплексного использования и охраны водных ресурсов;

  • изучение потребности и участие в разработке водообеспечения населения и промышленности с/х;

  • обеспечение сбора, анализа, обработки и распространения информации по вопросам водного хозяйства.


Основные направления государственного управления в области охраны вод
Водохозяйственный баланс.

Это расчетные материалы, сопоставляющие потребность в воде с имеющимися на данной территории водными ресурсами.

Балансы предназначены для оценки наличия и степени использования водных ресурсов по бассейнам и соответствующим территориям субъектов РФ. Они используются для планирования и принятия решений по вопросам использования и охраны водных объектов.

Цель составления водохозяйственных балансов – установить избытки или дефициты в водных ресурсах для обеспечения водой имеющихся или намечаемых потребителей, а также мероприятия по регулированию и перераспределению стоков. В зависимости от решаемой задачи и времени, которое охватывает эти задачи, различают:

  • отчетные водохозяйственные балансы (ВХБ) – проведение анализа водных ресурсов за прошедший период;

  • оперативные ВХБ – проводятся для уточнения режимов эксплуатации водохранилищ и водохозяйственных систем и оперативного планирования водораспределения на сезон, месяц, квартал;

  • плановые ВХБ - при планировании развития водного хозяйства на различных уровнях разработки плана с целью проверки сбалансированности потребности роста в воде на ближайшие годы (приблизительно 5 лет);

  • перспективные ВХБ – составляются на перспективу 15 – 20 лет и более. Служат для выявления необходимости в проведении инженерных мероприятий по увеличению неиспользуемой воды и анализа возможных удовлетворений потребности в воде.

Составляются плановые и перспективные ВХБ на основе отчетных.
Государственный мониторинг водных объектов – система регулярных наблюдений за гидрологическими и гидрохимическими показателями, их состояния, проводятся в целях выявления негативных процессов, прогнозирования из развития, предотвращения вредных воздействий и определения степени эффективности осуществляемых водоохранных мероприятий.
Государственный учет поверхностных и подземных вод

Систематическое определение и диксация количества и качества водных ресурсов.

Свод данных о водных объектах, об их водных ресурсах, использовании и водопользователях - государственный водный кадастр, ведение которого осуществляет МПР.

Следовательно, государственный водный кадастр – это систематизированный, постоянно дополняемый и уточняемый свод сведений о состоянии водных объектов, которые входят в государственный фонд.

Государственный водный кадастр состоит из разделов:

  • каталоги водопользования;

  • ежегодные данные об использовании воды (ВХБ);

  • многолетние характеристики использования водных ресурсов, цель которых прогнозировать изменения количества и состава воды в водных объектах.


Государственный контроль за использованием и охраной водных объектов призван обеспечить соблюдение лимитов водопользования, стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны водных объектов, режима использования водоохранных зон.

Государственный учет и контроль за состоянием водных ресурсов осуществляют на основе государственного мониторинга водных объектов, который представляет собой систему регулярных наблюдений за гидрологическими и гидрохимическими показателями их состояния.

Проводится в целях выявления негативных процессов прогнозирования их развития, предотвращение вредных воздействий и определение степени эффективности осуществления водоохранных мероприятий.
Направление и способы охраны вод

Основной задачей в этом направлении использование водными ресурсами является их охрана, которая осуществляется по различным направлениям и несколькими способами:

  1. от загрязнения и засорения

  • определение источников загрязнения;

  • регулирование деятельности стационарных и других источников;

  1. от аварийного загрязнения (залпового сброса вредных веществ, причиняющих вред или создающих угрозу причинения вреда здоровью населения или нормального осуществления хозяйственной деятельности)

  • оповещение органов по ЧС нижележащих территорий;

  • введением и применением административных санкций;

  • принятие мер для локализации аварийной ситуации;

  • оценка серьезности ущерба;

  • организация восстановительных работ.

  1. от ядохимикатов и других химических средств

  • разрешением применять их только при условии, если это не повлияет на состояние водных объектов и водных биоресурсов;

  • использование химических средств в с/х с соблюдением специальных требований.

  1. от радиоактивного загрязнения и загрязнения токсичными материалами и веществами

  • поддержание их в воде на уровне, не приводящем к причинению вреда здоровью населения;

  • запрещение их захоронения в водные объекты;

  • запрещение сброса СВ радиационно-загрязненных (сброс возможен только после очистки);

  • запрещение проведения взрывных работ, при которых используются ядерные и иные технологии, сопровождающиеся выделением радиоактивных и токсических веществ.


Водоохранные зоны

Для поддержания водных объектов в надлежащем состоянии, для предотвращения их загрязнения, засорения и истощения, для сохранения среды обитания животного и растительного мира устанавливаются водоохранные зоны. Они являются способом, мерой охраны водных объектов.

Водоохранные зоны – это территория, примыкающая к акватории водного объекта, на которой устанавливается специальный режим.

Минимальная ширина водоохранных зон устанавливается для участков рек протяженностью от их истока:

  • до 10 км – 50 м;

  • 10 – 50 км – 100 м;

  • 50 – 100 км – 200 м;

  • 100 – 200 км – 300 м;

  • >500 км – 500 м.

Минимальная ширина водоохранной зоны для озер и водохранилищ принимается при площади акватории:

  • до 2 км – 300 м;

  • 2 км и более - 500 м.

На территории городов и других поселений водоохранные зоны устанавливаются, исходя из конкретных условий планировки и застройки в соответствии с утвержденным генпланом.
Режим водоохранных зон
В пределах водоохранных зон запрещено:

  • применение химических средств борьбы с вредителями, сорняками и т.д. (пестициды);

  • использование навозных стоков для удобрения почв;

  • размещение складов ядохимикатов и минеральных удобрений, горюче-смазочных материалов, животноводческих ферм, мест складирования и захоронения отходов, кладбищ и скотомогильников;

  • складирование навоза и мусора, заправка топливом, мойка и ремонт автомобилей;

  • размещение стоянок транспортных средств, в том числе на территориях дачных и садоводо-огородных участков.


Прибрежные защитные полосы
Имеют более строгий охранный режим, чем водоохранные зоны. И дополнительно к ранее сказанному запрещается:

  • распашка земель;

  • применение удобрений;

  • складирование отвалов размываемых грунтов;

  • выпас и организация летних лагерей скота;

  • размещение дачных и садоводо-огородных участков;

  • выделение участков под строительство;

  • движение авто тракторов.


Порядок установления размеров и границ водоохранных зон и прибрежных полос устанавливается правительством РФ в соответствии с Положением о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полос, утвержден 23.11.1996г.

Госконтроль за соблюдением режима использования и охраны водных ресурсов и иной хозяйственной деятельности в ПЗП и ВОЗ осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, специально уполномоченными гос. органами управления, использования и охраны вод фонда (МПР РФ), гос. органом управления, использования и охраны земель (Роскомзем).
Экологическая безопасность. Зоны экологического неблагополучия
Одной из основных задач в сфере ООС – обеспечение экологической безопасности – состояние защищенности личности, общества и государства от последствий антропогенного воздействия на ОПС, а также природных бедствий и катастроф.

Обеспечение экологической безопасности включает систему мер и действий по предотвращению возникновения развития экологически опасных ситуаций, ликвидации их последствий, в т.ч. и отделенных, по защите жизни и здоровья граждан, а также ОПС.

К числу приоритетных направлений в области обеспечения экологической ситуации относится:

? обеспечение приоритета решения экологических проблем над экономическими, при осуществлении структурной перестройки промышленности;

? борьба с загрязнением ОПС за счет повышения степени безопасности технологий, созданных с созданные с захоронением и утилизацией промышленных и бытовых отходов;

? борьба с радиоактивным загрязнением;

? создание экологически чистых технологий;

? обеспечение населения чистой питьевой водой;

? рациональное использование природных ресурсов;

? разработка и применение экологических стандартов и норм на выпускаемую продукцию и используемые технологии;

? обязательность ГЭЭ и санитарно-эпидемиологической экспертизы проектов строительства, реконструкции экологически опасных объектов, а также производства любой продукции;

? организация системы гос. экологического мониторинга ОПС.

Разработка национальных программ экологической безопасности требует четкого количественного определения параметров и критериев, характеризующих состояние экосистем и допустимых пределов изменения.

В РФ такие критерии используются для выявления зон экологического неблагополучия. Законом РФ «Об ООС» 2001г установлено, что участки территории РФ, где в результате хоз. и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в ОПС, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетического фонда растений и животных объявляется зоной чрезвычайной экологической ситуации.

Участки территории РФ, где в результате хоз. либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения ОПС повлекшие за собой существенные ухудшения здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем деградации флоры и фауны объявляется зонами экологического бедствия.

Угроза здоровью населения – увеличение частоты обратимых нарушений здоровья (неспецифические заболевания, отклонения в физическом и нервно-психическом развитии, нарушение или осложнение течения беременности и родов и т.п.), созданных с загрязнением ОПС.

Существенное ухудшение здоровья населения – увеличение необратимых, несовместимых с жизнью нарушений здоровья, изменение структуры причин смерти (онкозаболевания, врожденные пороки развития, гибель плода) и появление специфических заболеваний, вызванных загрязнением ОС, а также существенное увеличение частоты обратимых нарушений здоровья (неспецифические заболевания, отклонения в физическом и нервно-психическом развитии, нарушение или осложнение течения беременности и родов и т.п.), связанные с загрязнением ОПС.

Зоны ЧЭС и ЭБ объявляются Указами Президента РФ по представлению специально уполномоченных на то гос. органов РФ на основании заключения ГЭЭ. В зоне ЧЭС прекращается деятельность, отрицательно влияющая на ОПС, приостанавливается работа предприятий, учреждений, цехов, агрегатов, оборудования, оказывающих неблагоприятное влияние на здоровье человека, его генетический фонд и ОПС. Ограничиваются отдельные виды природопользования, проводятся оперативные меры по восстановлению и воспроизводству водных ресурсов.

В зоне ЭБ прекращается деятельность всех хозяйственных объектов, кроме связанных с обслуживанием на территории зоны населения. Запрещается строительство, реконструкция хозяйственных объектов, существенно ограничиваются все виды природопользования, принимаются оперативные меры по восстановлению и воспроизводству водных ресурсов и оздоровлению ОПС.

Финансирование мероприятий по оздоровлению зон ЧЭС и ЭБ производится в первую очередь за счет средств министерств и ведомств предприятий, учреждений и организаций непосредственных виновников деградации ОПС, аварий или катастроф, а также за счет целевых средств федерального и республиканского бюджета.
Критерии оценки изменения природной среды

и состояния здоровья населения

Положение РФ, касающееся зон неблагоприятного благополучия реализованы путём введения в практику разработанного и утвержденного 30 ноября 1992 года Министерством экологии России документа под названием «Критерии оценки экологической обстановки территории для выявления зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия». Этот нормативный документ позволяет дать оценку состояния территории и выявить чрезвычайную ситуацию, возникшую в результате антропогенного воздействия; определить поэтапное проведение оценки и объявление территорий зонами экологического неблагополучия. Он предусматривает единый подход, позволяет классифицировать территории по степени экологического неблагополучия.

Выявление зон экологического неблагополучия на основании разработанных критериев проводятся с целью определения источников и факторов ухудшения экологической обстановки и разработки, обоснованной программой НЭП по стабилизации и снижению степени экологического неблагополучия на обследуемой территории.

Экологическая обстановка может классифицироваться по возрастанию степени экологического неблагополучия след. образом:

  1. Относительно удовлетворительная;

  2. Напряженная;

  3. Критическая;

  4. Кризисная (зоны ЧЭС);

  5. Катастрофическая (зона экологического бедствия).


Критерии оценки территории
Под критерием подразумевается совокупность показателей, характеризующих ухудшение состояния здоровья населения и ухудшение состояния ОС.

Показатели представляют собой меру с параметрами (численными значениями), обозначаемые границы интервалов, которые описывают степень экологического неблагополучия территорий. Параметров приняты либо на основании научных экспериментальных данных, либо на основании экспертных оценок специалистов. Для оценки изменения ОПС разработаны критерии для воздушной среды, водных объектов, почв, геологической среды, наземных экосистем.

Критерием для атмосферного воздуха является критические нагрузки (максимальные значения выпадений и критические уровни ЗВ).

Выявление зон ЧЭС водных объектов производят по критериям загрязнения, истощения водных ресурсов и деградации водных экосистем с использованием химических и биологических показателей.

Истощение вод – изменение минимально допустимого стока поверхностных вод или сокращение запасов подземных вод.

Минимально допустимый сток – сток, при котором обеспечивается экологическое благополучие водного объекта и условия водопользования.

Основными химическими показателями являются концентрации наиболее опасных токсичных ЗВ (с учетом класса опасности), в т.ч., обладающие свойством накапливаться в органах и тканях гидробиоты. Для совокупной оценки состояния загрязненности водных объектов рассчитывают сумный показатель превышения ПДК веществ:



В оценке состояния почв основным критерием экологического неблагополучия являются показатели физической деградации почв химического и биологического загрязнения. Величины параметров установлены для следующих показателей:

1) Площадь выделенных из с/х оборота земель;

2) Уничтожение гумуса;

3) Превышение уровня грунтовых вод;

4) Радиоактивное загрязнение;

5) Превышение ПДК химических веществ с учетом класса опасности;

6) Снижение уровня активной микробной массы;

7) фитотоксичность (по данным биотестирования).

Изменение геологической среды оценивают:

? по интенсивности и масштабам проявления современного напряженно-деформированного состояния верхних частей литосферы;

? по параметрам критических скоростей деформации и масштабам ожидаемого сейсмического эффекта.

Оценка состояния наземных экосистем производится по критериям, характеризующим негативное изменение в структуре и функционированию экосистем (уменьшение биоразнообразия, плотности популяций и т.д.).
Критерии состояния здоровья населения

(медико-демографические показатели)
К ним относятся:

1. Заболевания;

2. Детская смертность;

3. Медико-гигиенические нарушения;

4. Специфические и онкологические заболевания, связанные с загрязнением ОПС.

Медико-демографические показатели по экологически неблагоприятным территориям сравнивают с аналогичными показателями на контрольных (фоновых) территориях, в тех же климатогеографических зонах, на которых зафиксированы наиболее благоприятные значения медико-демографических показателей. Данные показатели рекомендуется определять раздельно для городского и сельского населения по нескольким (3 и более) территориям с благоприятной экологической ситуацией и для сравнения берется средний результат.

Предпочтение следует отдавать показателям, рассчитанным за 10 лет и их динамике за этот период.
Порядок поэтапного проведения оценки экологического состояния территории
Оценка экологического состояния территории проводится в 2 этапа.

На I этапе (оперативно-диагностическом) администрации республик, краев и областей совместно с местными органами управления, природоохранными органами, Минздравом России и Роспотребнадзора России, а также общественными организациями проводят обследования и подготавливают документацию по экологическому состоянию территории. Этот процесс требует длительного времени и привлечение многих научно-исследовательских институтов, лабораторий и организаций, а также сборе и обработке огромного количества статистических данных. Результаты направляют на ГЭЭ. Наряду с материалами медицинского и экологического обследования территорий, на ГЭЭ должна быть представлена программа неотложных мер по нормализации обстановки.

На II этапе ГЭЭ рассматривает полученные документы. При необходимости ГЭЭ может затребовать из мест другие исходные материалы, а также потребовать проведение дополнительного экологического обследования территории. В итоге на II этапе ГЭЭ дает соответствующее заключение о признании или непризнании экологически неблагополучной территории зоной экологического бедствия или ЧЭС со всеми вытекающими требованиями к установлению режима существования этих зон.
Государственное управление в области земельных

ресурсов (земельным фондом)

Земли, находящиеся в пределах РФ составляют земельный фонд страны. Хотя собственность и иные права на земельные участки осуществляются в разных формах. Общество несет ответственность за их состояние, использование и охрану.

Государственным органам принадлежит ведущая роль обеспечения их охраны и рационального использования земель.

Они организуют и осуществляют земельное устройство, земельный кадастр, мониторинг земель, государственный контроль за использование земель, разрешают земельные споры.

В зависимости от принадлежности их целевого назначения земли классифицируются по определенным признакам, что позволяет осуществлять контроль за режимом использования земель в зависимости от их целевого назначения.
Классификация земель.

  1. земли с/х назначения

  • пашня;

  • выгон;

  • сенокос;

  • сад;

  • огород, то есть земли, используемые в качестве главного средства с/х производства. Площадь этих земель ежегодно сокращается на сотни тыс. га, что заставляет предпринимать усилия по обеспечению экологической и продовольственной безопасности страны.

  1. земли населенных пунктов, поселений;

  2. земли промышленности, транспорта, связи, радио и телевидения;

  3. земли лесного фонда;

  4. земли водного фонда;

  5. земли природоохранного заповедника, исторически-культурного назначения.


Земельный кадастр
- совокупность сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель, необходимых для организации рационального использования и охраны земельных ресурсов.

Земельный кадастр включает данные государственного учета количества и качества земель, их экономические оценки, регистрации землепользований и бонитировки почв.

Земельный кадастр состоит из нескольких разделов:

  1.   1   2   3



    Скачать файл (559.5 kb.)

    Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации