Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Международные договоры в деятельности Министерства Юстиции РФ - файл n1.docx


Лекции - Международные договоры в деятельности Министерства Юстиции РФ
скачать (36.2 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.docx37kb.06.01.2013 15:29скачать


n1.docx

международные договоры в деятельности минюста рф
br />ФЗ РФ от 15 июля 1995 года №101-ФЗ "об международных договорах РФ"

Указ президента РФ от 14 марта 1995 года №271 "вопросы МИД РФ"

Венская конвенция о праве международных договоров 23 мая 1969 года

Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г

Указ президента РФ от 11 января 1993 года №11 "о порядке опубликования международных договоров в РФ"

1) структура и основные направления деятельности минюста

2) функции министерства юстиции при заключении международных договоров

3) рекомендации и предложения о заключении международных договоров в РФ

№1313 указ президента "вопросы министерства юстиции РФ" (предельная штатная численность,

количество структурных подразделений, департаментов / положение о минюсте / 11 департаментов / зам министра, статс-секретарь (отвечает за связи, контакты,

деятельность, взаимодействие с обеями палатми Федерального Собрания))

11 департаментов

1) департамент международного права и сотрудничества

2) департамент управления делами

3) департамент гражданского и социального законодательства

4) ДЗДМ

5) департамент регистрации ведомственных актов

6) департамент правовой помощи и помощи населению

7) департамент нормативно правового регулирования в сфере исполнительного наказания

8) департамент конституционного законодательства

9) департамент по делам некомерческих организаций

10)департамент организации, управления и контроля

11)департамент государственной службы и кадров

состоит из 5 отделов

-отдел международных договоров

-отдел международных связей

-отдел по вопросам передачи осужденных

-отдел правовой помощи

-протокольный отдел

согласно ФЗ-101 ст 10 определены 2 функции минюста в связи с заключением международных договоров РФ:

-предложения о заключении международных договоров РФ, устанавливающих иные правила, чем предусмотренные законодательством РФ

представляются президенту или правительству по согласованию с минюстом

-минюст дает, в частности если это предусмотрено международным договором рф или является необходимым условием вступления его в силу, заключения

по вопросу соотве договора законодательства рф и их юридической силы РФ, а также по иным вопросам, связанным в связи с вступлением в силу и выполнением

такого договора

о международных договорах РФ - 3 типа договоров

1- межгосударственные (которые заключаются с иностранными государствами, организациями и иными образованиями)

2- межправительственные

3- договоры межведомственного характера (которые заключается от имени ФОИВ или уполномоченных организаций)

о заключении международных договоров в РФ

?!?!?!

предложения ?!?! могут вноситься президенту

по вопросам относящимся к ведению правительства РФ

предложения:

- вносит мид самостоятельно

- другие ФОИВ, по вопросам входящих в их компетенцию либо совместно с мидом либо с согласованием

минюст наделен полномочиями по внесению предложений по вопросам

-передачи лиц осужденных к лишению свободы

-о выдаче

-о правовой помощи ()

межведомственные - представляются в правительство совместно с мидом или по согласованию с ним согласовывается с ФОИВ до их представления и иными ОГВ, уполномоченными организациями, ОГВ соответсвующих S

предложение о заключении междунарожного договора должно содержать:

- проет договора или его основные положения

- обоснование целесообразности

- определение соответсвия проекта договора законодательству РФ, а также оценку мозможных финансово-экономических и иных последствий заключения договоров

рекомендации

- могут представляться на рассмотрение президенту или правительству: каждой из палат ФС РФ

- ?!?!?!?!

- ВС РФ, ВАС, ГенПрокуратура, ЦентраБанк, уполномоченный по правам человека

- ответ мб дан в месячный срок

международные договоры РФ - означает международное соглашение, заключенное РФ с иностранным государством (или государствами), международными организациями,

либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того

содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

международный договор - означает международное соглашение, заключаемое между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом,

независящее от того. содержится ли такое соглашение в одном документе, в 2х или в нескольких связанных между собой документах, а также независящее от его конкретного наименования.

международные договоры РФ подлежащие ратификации

ратификация - форма выражения согласия (утверждения, принятие, присоединения - формы согласия)

подписание - стадия заключения договора либо форма выражения согласия РФ на обязательность для нее международного договора в том случае если договор предусматривает, что подписание имеет такую силу, или иным образом установлена договоренность РФ и других участвующих в договоре государств о том что

подписание должно иметь такую силу, или намерение РФ придать подписанию такую силу, вытекает из полмномочий ее представителя, либо было выражено во время переговоров

основания для ратификации:

- в форме ФЗ

подлежат ратификации международные договоры

- те, исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых ФЗ, а также устанавливающие иные правила чем предусмотрены законом

- предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина

- договоры по территориальным разграничениям РФ с другими государствами, включая договоры о прохождение Госграницы РФ, а также о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ

об основах межгосударственных отношений:

- по вопросам затрагивающим обороноспособность РФ

- по вопросам разоружения или международного контроля над вооружением

- по вопросам обеспеченья международного мира и безопасности, а также мирные договоры и договоры о коллективной безопасности

об участии РФ в межгосударственных союзах и иных межгосударственных объединениях, если такие договоры предусматривают передачу им осуществления части полномочий РФ или устанавливают юридическую обязательность решенией их органов для РФдоговоры подлежат ратификации при заключении которых стороны условились о последующей ратификации на основании ФЗ о ратификации международного договора президент РФ подписывает ратификационную грамоту, которая скрепляется его печатью и подписью министра иностранных дел и передается депозитарию.

депозитарий - означает государство, международную организацию или ее главное должностное исполнительное лицо, которым сдается на хранение

подлинник международного договора икоторые выполняют в отношении этого договора функции предусмотренные международным правом.

международное сотрудничество в сфере передачи осужденных для дальнейшего отбывания наказания в государство их гражданства

- в 1978 г конвенция о передачи лиц осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются

- в 1979 г указ о том что все вопросы о передаче осужденных решает генпрокуратура

- в 2001 г с созданием УПК появлется целая глава о передаче осужденных лиц

- в 2003 г внесли изменения и головным органом госвласти по этому вопросу становится ГУИН Минюста

- в 2004 г ФСИН

- приказ от 14 декабря 2005г №242 "об орагнизации работы по исполнению международных обязательств РФ"

- в 2005 на департамент международного сотрудничества минюста рф

основание для передачи:

- принцип взаимности (письменное соглашение компетентных органов РФ с компетентными органами иностранного государства) или международный договор

2nawal.64@mail.ru

тел секретаря 980-18-29

экстрадиция - совокупность нормативных предписаний, регламентирующих передачу лица, совершившего преступление, одним (запрашиваемым) государством другому (запрашивающему) государству для привлечения к уголовной ответственности или приведения в исполнение обвинительного приговора.

Двухуровневая система:

- внутригосударственное право (конституционное, уголовное, уголовно процессуальное право)

- международное право

Решение вопроса об экстрадиции зависит от государственно-правового статуса лица, явл ли лицо гражданином РФ, иностранного или без гражданства. (ст 61 КРФ – гражданин РФ не может быть выслан за пределы РФ или передан другому государству; ч.1 ст 113 УК – граждане РФ совершившие преступление на территории иностранного государства не подлежат выдачи этому государству)

Ч.1 ст 6 ФЗ от 19 апреля 2002 г. «о гражданстве РФ» - гражданин РФ имеющий другое гражданство, рассматривается в РФ только как гражданин РФ, за исключением случаев предусмотренных международным договором или федеральным законом.

Ч.2 ст 62 КРФ – наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства не умоляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей вытекающих из российского гражданства, за исключением международным договором или ФЗ.

Ч.2 ст 63 КРФ – выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказании в других государствах осуществляется на основании: на основании ФЗ или международного договора

Ч.2 ст 13 УК РФ - Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации.
Европейская конвенция 1957г ?!?!?!

75 и 78 гг в рамках совета европы
Около 50 двусторонних договоров с участием РФ

?! признается преступление в соответствии с УЗ запрашивающего и запрашиваемого государства лишения свободы на срок не менее 1 года

Основания для отказа в выдаче:

- если запрашиваемая сторона имеет существенные полагать, что просьба о выдаче в связи с обычным уголовным преступлением была сделана с целью судебного преследования или наказания лица в связи с его расой, религией, национальностью или политическими убеждениями

- №190-ФЗ «о ратификации европейской конвеции о выдаче, дополнительного протокола и второго Дополнительного договора к ней»

- выдача которых может нанести ущерб государству или его интересам

Условия:

Преступление совершено на территории запрашивающего государства либо направлено против интересов этого государства, либо преступник является гражданином этого государства, но совершено на территории другого государства.

Принцип Non bis im dem – запрещает привлекать дважды за одно и тоже преступление.

Преступление запрашиваемому государству законодательство которого в отличие от законодательства запрашиваемого государства не предусматривает за совершенное преступление смертной казни, достаточных гарантий того что этот вид наказаний к выданному лицу применен не будет.

Отказ в выдаче не исключает, а наоборот предполагает обязанность РФ осуществлять уголовное преследовании в соответствии с собственным законодательством.

Ст. 58 минской конвенции

?!?!?!

Информирование запрашивающей стороны, согласование места и времени передачи лица

Акт физической передачи передаваемого лица, если отсутствует договор то еще использование МИДов соответствующих государств

Запрашиваемая сторона может отложить процедуру выдачи в связи со своим уголовным преследованием по другому преступлению с отсрочкой

?!?!?!

Порядок исполнения международных обязательств РФ в сфере международно правовой помощи

В широком смысле

Выдача, передача, собственной правовой помощью

В узком

Следственные действия , изъятия , экспертизы , розыск лиц, осуществления уголовного преследования, выдачи лиц для привлечения их к уголовной ответственности ил приведения договора в исполнение, признание и исполнение судебных решений по гражданским делам, приговоров в части гражданского иска, исполнительных надписей (узнать кто делает их), вручение документов.

Конвенция о выдаче, конвенция о правовой помощи + дополнительный протокол

ФЗ РФ от 25.10.99 г. №193-ФЗ о ратификации европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам и дополнительного протокола к ней.

Гаагские конвенции – правовая помощь по семейным делам – в рамках гаагской конференции

1) Гаагская конвенция о вручение за границей и документов по судебным и несудебным гражданским и торговым делам от 15.11.1965г. подлежащих вручению заграницей.

2) конвенция о получении доказательств по гражданским или торговым делам 1970 г.

Конвенция О признании и приведении в исполнении иностранных арбитражных решений 1958 г «нью-йоркская конвенция».

Соглашение между рф и рбеларусь о порядке взаимного исполнения судбных актов арбитражных судов и и хозяйственных судов рб.

?!?! Исполнение не судебных, а арбитражных решений. Т.е. принятых на территории др государства арбитрами избранными сторонами в международном коммерческом споре или назначенными органами коммерческого арбитража по согласованию со сторонами в установленном порядке.

Стокгольмский арбитражный суд

В сф иностранных документов, качающихся регистрации актов гражданского состояния

Обмена перечня списка органов ЗАГС

Особенности конвенция 1965 г:

- копии судебных решений

?!?!?!:

- наименовании запрашиваемого\запрашивающего учреждения

- наименование дела

- имена и фамилии сторон, свидетелей, подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, осужденных или потерпевших, их место жительства и пребывания, гражданство.

- при наличии представителей лиц указанных выше, их имена фамилии и адреса

- содержание поручения, а также др сведения необходимые для ее исполнения

- по уголовным делам также описание и квалификация совершенного деяния, данные о размере ущерба если таковой был.

Вручение иностранным органом о исполнении поручений не подлежат исполнению если: ч2 ст 407 гпк

Экзекватура – приведение в исполнение в данной стране судебного решения вынесенного в другой стране

Для исполнения российского суда на территории др государства необходимо:

- лицу или организации в пользу которых вынесено судебное решение предоставить суду или мировому судье вынесшему решение ходатайствовать адресованное компетентному суду соответствующего государства, с просьбой разрешить принудительное исполнение на территории этого государства данного решения, указав в ходатайстве существо решения, кем и когда оно вынесено, а также свой адрес и адрес должника, реквизиты счета и отделения банка при взыскании средств в доход юр лица или лицевого счета физ лица

- приложить решение суда

- справка неисполнении решения на территории России или исполнения в какой то части

- признание и исполнение актов иностранных судов на территории рф

- при отсутствии оснований к отказу суд выносит определение об удовлетворении ходатайства

- выдача исполнительного листа, выданного судом, который направляется в ФССП

?!?!?!

Конвенция 1993 г ?!?!?!

Решение учреждения юстиции по гражданским и семейным делам, включая: утвержденные судом мировые соглашения по таким делам и нотариальные акты в отношении денежных обязательств

?!?!?!

Сторона против которой была принято решение была лишена возможности принять участие в процессе в следствии того что ей не было своевременно и надлежащим образом вручено извещение о времени и месте рассмотрения дела

Исполнение решения может нанести ущерб рф или угрожает безопасности рф

Решения иностранных судов которые не требуют принудительного исполнения признаются без производства если со стороны заинтересованного лица не поступит возражений относительно этого .

Право международных договоров это:

- отрасль международного права принципы и нормы которой определяют порядок заключения\действия\прекращения

Конвенция о мд 1928 г

Лига наций венская конвенция о праве мд 1969г

Конвенция 1986г между гос или международными организациями

Чо тут происходит о_О ?!

Принципы права МД:

- Суверенное равенство государств

- воздержание от угрозы силы или ее применения в международных отношениях

- разрешение споров мирными средствами (ящик водки, а лучше 2)

- невмешательство в дела входящей во внутреннюю компетенцию государства

- обязанность государств сотрудничать во внешней сфере

- равноправие и самоопределение народов

- нерушимость государственных границ

- принцип территориальной целостности государств

- уважение прав и свобод человеков

- добросовестное выполнение международных обязательств

Ч. 4 ст. 15 КРФ

Правовая система - ?!?!?!

Постановление пленума верховного суда №5 от какого то числа….че то о принципах и нормах международного права и международных договоров, ну найдешь…

Суверенитет - является политико правовым свойством государства, выражающим его верховенство во внутренних делах, самостоятельность и независимость во внешних сношениях.

Концепция суверенного равенства государств включает:

- все государства юридически равны

- каждое государства пользуется правами, присущими полному суверенитету

- каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств

- территориальная целостность и политическая независимость государств неприкосновенны

- каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свою политическую, социальную, экономическую и культурную системы

- каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства

- проявлением суверенного равенства государств является иммунитет каждого из них от юрисдикции другого государства

Устав ООН п.4 ст.2 все члены этой международной организации воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силы или ее применения, как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом несовместимым с целями ООН.

допускается правомерное применения силы:

- в порядке самообороны

- в случае применения мер объединенными вооруженными силами от имени ООН и региональных организаций безопасности в целях поддержания международного мира и безопасности

ОДКБ

Принцип разрешения споров мирными средствами (многие международные договоры либо содержат отсылку к данному принципу либо содержат норму, отражающую его смысл)

Принцип невмешательства в дела др государства (к числу внутренних не относятся дела, которые по своей сущности, даже если происходит в пределах географических границ одного государства, но противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права, представляет угрозу международному миру и безопасности )

Но относящиеся к внутренним делам следует считать и внешние дела государства в той части, в какой оно вправе решать их полностью самостоятельно.

Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом – согласно декларации о принципах международного права «государства обязаны сотрудничать друг с другом независимо от различий их политических, экономических и социальных систем в различных областях международных отношений с целью поддержания международного мира и безопасности и содействия международной экономической стабильности и прогрессу, общего благосостоянию народов и международному сотрудничеству, свободному от дискриминации».

Принцип нерушимости границ – носит региональный характер и означает обязанность государств уважать в соответствии с установленными международным правом границы других государств.

«принцип неприкосновенности границ» - входит в нормативную систему общего международного права, имеет универсальный характер, действует вне зависимости от наличия специальных договоров между государствами.

Принцип уважения основных прав и свобод человека

Принцип добросовестного выполнения обязательств – лежит в основе международных договоров, лежит в основе процесса регулирования. Выделяют стадии международного договора:

1 заключение и вступление в силу

2 соблюдение

3 применение и толкование

4 признание недействительности

5 прекращение действия договора

На стадиях процесса заключения договора принцип добросовестности проявляет себя в следующих направлениях:
- предписывает обязанности соблюдения последовательности поведения государства на всем протяжение процесса заключения договора

- при возникновении намерения внести изменения в позицию государства в процессе заключения договора государство должно предварительно уведомить об этом намерении противоположную сторону(ы)

- государства должны по возможности достичь соглашения

- намерение выйти из процесса заключения договора в принципе допускается, но обусловлено необходимостью взаимного согласования или как минимум предварительного извещения об этом

Источники права международных договоров

Нормы мп – правила поведения которые признаются государства ми другими субъектами международного права в качестве юридически обязательного

Необходимо отличать от обыкновения, которые лишены юридической обязательности

Содержание права и обязанности государств и др субъектов международного права

Субъект международного права может судить о своем допустимом и должном поведении, а также может судить о других субъектах международного права.

Источники

- международный договор (источник писанных норм)

- международный обычай (неписанные нормы)

- судебные решения (вспомогательные средства, при соблюдении ст. 59 статута международного суда)

- международно правовая доктрина

- решения международных организаций

- односторонние акты государств (могут порождать юридические обязательства)


Отличительные черты международных обычаем:

- способность заполнять пробелы в договорном праве

- способность связывать как правило все государства международного сообщества

- способность к изменениям по мере изменения потребностей общества и права государств

Договор международный

- означает международное соглашение заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (венская конвенция)

Виды международных договоров:

По кругу участников

- двусторонние

- многосторонние

По кругу объектов

- по политическим, экономическим и тд

- закрытые (как правило уставы международных организаций и двусторонние)

- открытые

ФЗ о международных договорах в РФ

- межгосударственные договоры

- межправительственные договоры

- межведомственные договоры

Структура международного договора

- название

- преамбула

- основная и заключительная части (условия вступления в силу, язык и тд)

- подписи сторон

Ст. 6 способы выражения согласия РФ на обязательность для нее международного договора может выражаться путем:

- подписание договора

- обмен документами, образующие договор

- ратификация договора

- утверждение договора

- принятие договора

- присоединение

- применение любого другого способа выражения согласия, о которым условились договаривающиеся стороны

Рекомендации о заключение международных договоров РФ

РФ:

- на рассмотрение президента или правительства

- субъекты (обе палаты ФС РФ, органы гос власти, верховным судом, ВАС РФ, ЦБ РФ, ГенПрокуратура, уполномоченный по правам человека)

- в месячный срок дается ответ на рекомендацию

Рекомендации необходимо отличать от предложений

предложения представляются:

- президенту или в правительство

- МИДом (самостоятельно), др ФОИВ и уполномоченные организации либо совместно с МИДом либо по согласованию с ним

Предложения о заключение договоров межведомственного характера

- представляются в правительство

- ФОИВ и уполномоченные организации либо совместно с МИДом либо по согласованию с ним

Согласовываются до представления с заинтересованными органами ФОИВ и уполномоченными организациями, иными органами гос власти и органами гос власти SРФ.

Должно содержать:

- проект договора или его основные положения

- обоснования целесообразности его заключения

- определения соответствия заключения договора законодательству РФ

- оценка возможных финансово-экономических и других последствий заключения договора

Функции минюста в связи с заключением мдрф

- предложения, устанавливающих иные правила, чем предусмотренные законодательством рф, предоставляются президенту или правительству рф по согласованию с минюстом

- дает, в частности если это предусмотрено международным договором РФ или является необходимым условием вступления его в силу, заключения по вопросам соответствия положений договора законодательству РФ и их юридической силы в РФ, а также по иным вопросам связанным с вступлением в силу и выполнением такого договора

МД подлежащие ратификации:

- исполнение которых требует изменение действующих или принятие новых ФЗ, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом

- предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина

- о территориальном разграничении РФ с другими государствами, включая договоры о прохождении Госграницы РФ, а также о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ

- об основах межгос отношений по вопросам, затрагивающим обороноспособность РФ, разоружения или контроля над вооружением, обеспеченья международного мира и безопасности, а также мирные договоры и договоры коллективной безопасности

- об участии РФ в межгос союзах и иных международных объединениях, если такие договоры предусматривают передачу им осуществления части полномочий РФ или устанавливают юридическую обязательность их органов для РФ.

- подлежат ратификации при заключении которых стороны условились на последующую ратификацию

Предложение о ратификации должно содержать:

- заверенную копию официального текста международного договора

- обоснование целесообразности его ратификации

- определение соответствия договора законодательству РФ, а также оценку финансово-экономических и иных последствий ратификации договора, включая при необходимости предусмотренное ст. 104 КРФ заключение Правительства РФ

- президент подписывает ратификационную грамоту, которая скрепляется его печатью и министра МИДа

НА СЕМИНАР

- право международных договоров (рассмотреть 3 блока)

- договоры о передаче лиц, осужденных к лишению свободы (основания для отказа лиц)

- договор об экстрадиции (основания для выдачи, основания для отказа в выдаче)

- договор о правовой помощи по уголовным делам (объем правовой помощи, оказываемой государствами в ходе сотрудничества в уголовно-правовой сфере)

- правовая помощь по гражданским, семейным и иным делам (признание исполнения иностранных судебных решений) (минская конвенция и оказание правовой помощи по гр сем и иным делам)

- гаагские конвенции о оказании правовой помощи по гр делам (65 и 70гг)

- гаагская конференция по международному частному праву

- международные договоры межведомственного характера

- венская конвенция о праве международных договоров (общая характеристика)

- заявления и оговорки в международных договорах (по многосторонним)

(Руководство по международным договорамR.02.V.2 , скачать) untriati.un.org


Скачать файл (36.2 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации