Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Устройство автомобилей - файл n1.doc


Контрольная работа - Устройство автомобилей
скачать (1771.5 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc1772kb.06.01.2013 15:31скачать


n1.doc

Контрольная работа. Задания №1,№7,№13,№18.


Задание №1. Общее устройство автомобилей

1.Перечислить основные части автомобилей и охарактеризовать их назначение.

2.Принципы классификации автомобилей основных типов. Начертить схему классификации автомобилей.
1. Автомобиль состоит из трех основных частей: кузова, двигателя и шас­си. Кузов грузового автомобиля состоит из кабины водителя и платформы.

Кузов

Кузов грузовых автомобилей служит для размещения в нем перевози­мого груза, а кузов автобусов и легковых автомобилей, а также кабина гру­зовых автомобилей - для размещения водителя и пассажиров.

По назначению кузова могут быть грузовые, пассажирские, грузопасса­жирские и специальные. По конструкции кузова делятся на каркасные, полу­каркасные и бескаркасные. Кроме того, кузова автомобилей могут быть не­сущие и с несущими основаниями. У несущего кузова все нагрузки вос­принимаются непосредственно кузовом, а у кузова с несушим основанием нагрузка распределяется между кузовом и рамой.

Двигатель

Двигатель - машина, преобразующая какой-либо вид энергии в меха­ническую работу.

На большинстве современных автомобилей установлены поршневые двигатели внутреннего сгорания (ДВС), в которых часть теплоты, выде­ляющейся при сгорании топлива в замкнутой рабочей полости, преобразу­ется в механическую работу.

Двигатель - источник энергии, преобразующейся в механическую ра­боту, обеспечивающую движение автомобиля.

Требования предъявляемые к двигателям:

• низкий уровень шума;

• соответствие требованиям международных норм по токсичности от­работавших газов;

• высокая экономичность;

• компактность;

• простота и безопасность в обслуживании;

• высокие мощностные показатели:

Двигатели внутреннего сгорания могут быть классифицированы по сле­дующим признакам:

• по применяемому топливу - двигатели, работающие на жидком топ­ливе, газовые и газожидкостные;

• по способу смесеобразования - с внешним и внутренним смесеоб­разованием;

• по способу подачи топлива - с карбюрацией, под давлением впры­ска (моновпрыск, центральный, многоточечный);

• по способу осуществления рабочего цикла - четырехтактные и двух­тактные;

• по способу воспламенения горючей смеси - с самовоспламенением от сжатия и с принудительным воспламенением от электрической искры;

• по способу наполнения рабочего цилиндра - двигатели без наддува и с наддувом;

• по числу цилиндров;

• по расположению цилиндров - рядные V- и W-образные, а также вертикальные, с наклоном, горизонтальные, оппозитные;

• по способу охлаждения - с жидкостным и воздушным охлаждением;

• по степени быстроходности - тихоходные (со средней скоростью поршня до 10 м/с) и быстроходные (со средней скоростью поршня выше 10 м/с).

Шасси

Шасси автомобиля представляет собой совокупность механизмов, предназначенных для передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колёсам, для передвижения автомобиля и управления им. Шасси состоит из: трансмиссии, ходовой части и механизмов управления.
2. Классификация отечественных автотранспортных средств осуществля­ется по следующим признакам:

  • вид автотранспортного средства;

  • основной технический параметр (масса, мощность или габаритные размеры);

  • тип кузова;

  • назначение;

  • колесная формула;

  • тип двигателя.

Автомобильный подвижной состав подразделяют на пассажирский, грузовой и специальный. К пассажирскому относятся легковые автомоби­ли, автобусы, пассажирские прицепы и полуприцепы; к грузовому - гру­зовые автомобили, автомобили-тягачи, грузовые прицепы и полуприцепы с универсальными или специализированными надстройками для размеще­ния груза; к специальному - автомобили, прицепы и полуприцепы с уста­новленным специальным оборудованием, имеющие технологическое или другое назначение и выполняющие различные, преимущественно нетранс­портные, работы.

Пассажирские автомобили вместимостью до восьми человек, включая водителя, относятся к легковым, свыше восьми человек - к автобусам.

Легковые автомобили по рабочему объему цилиндров двигателя делятся на следующие классы:

  • особо малый (до 1,099 л);

  • малый (1,1—1,799 л);

  • средний (1,8-3,499 л);

  • большой (3,5 л и более);

  • высший (не регламентируется).

На базе легковых автомобилей выпускаются грузовые и грузо-пасса­жирские автомобили (комби и грузовой комби), у которых для увеличения размеров площадки, предназначенной для размещения в кузове груза, зад­ние сиденья делаются складывающимися, а задняя часть кузова обеспечи­вает увеличенный внутренний объем.

Автобусы подразделяются по габаритным размерам (длине) на следую­щие классы:

  • особо малый (до 5 м);

  • малый (6—7,5 м);

  • средний (8,5—10 м);

  • большой (11 — 12 м);

  • особо большой (16,5—24 м).

Грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы в зависимости от пол­ной массы подразделяются на следующие основные классы (без наимено­вания): менее 1,2; 1,2—2; 2^8; 8—14; 14—20; 20—40; свыше 40 т.

Классификацией грузовых автомобилей с бортовой платформой по гру­зоподъемности выделены следующие классы:

  • особо малый (менее 1 т);

  • малый (1—3 т);

  • средний (3—8 т);

  • большой (8—15 т);

  • особо большой (15—26 т);

  • сверх особо большой (свыше 26 т).

Специальные автомобили выполняют преимущественно нетранспорт­ные работы. К ним относят пожарные автомобили, автолавки, автомобили с компрессорными, буровыми установками, автокраны, уборочные, авто­мобили скорой медицинской помощи.

Специализированные автомобили учитывают специфику груза (сыпу­чие, жидкие, крупногабаритные и т. д.). К ним относятся: самосвалы, фур­гоны, цистерны, панелевозы, контейнеровозы и т. п.

Автомобили для буксирования прицепов и полуприцепов называются автомобилями-тягачами.

Автомобиль - тягач или стандартный грузовой автомобиль вместе с од­ним или несколькими прицепами образуют автопоезд.

По приспособленности к дорожным условиям различают автомобили обычной и повышенной проходимости.

Автомобили по общему числу колес и ведущих колес условно обознача­ют формулой, где первая цифра - число колес автомобиля, вторая — чис­ло ведущих колес.

Каждое сдвоенное ведущее колесо считается как одно целое. Напри­мер, колесной формулой 4x2 обозначен двухосный автомобиль с одной ведущей осью (ЗИЛ-431410), 6x6 - трехосный автомобиль со всеми веду­щими осями (ЗИЛ-131), 6х4 - трехосный автомобиль с двумя ведущими осями (КамАЗ).

По роду потребляемого топлива и типу двигателя автомобили подразде­ляются на бензиновые, дизельные, работающие на альтернативных топливах (газогенераторные, газобалонные), электрические (электромобили), па­ровые, газотурбинные, а также автомобили с комбинированными силовы­ми установками, например двигатель внутреннего сгорания (ДВС) электрический двигатель.

Каждой модели автомобиля (прицепа, полуприцепа) присваивается ин­декс, состоящий из четырех цифр.

Первая цифра обозначает класс автомобиля (прицепа, полуприцепа), по рабочему объему двигателя для легковых автомобилей, по длине для ав­тобусов и по полной массе для грузовых автомобилей (табл. 1).


Легковые автомобили

Автобусы

Грузовые автомобили
















Индекс

Рабочий объем дви­гателя, л

Индекс

Габарит­ная дли­на, м

Индекс

Полная масса

автомоби­лей с бор­товой плат­формой

седель­ных тя­гачей

само­свалов

цис­терн

фурго­нов

специ­альных автомо­билей

Менее 1,099




Менее 5

22

Менее 1.2




14

15

16




19

1,1-1,799

21

6—7,5

32

1-22,0

23

24

25

26

27

29

1,8-3,499

31

8-10

42

2-8,0

33

34

35

36

37

39

3,5 и более

41




52

8-14

43

44

45

46

47

49







6,5-24

62

14-20

53

54

55

56

57

59













20-40

63

64

65

66

67

69










40 и более




74

75

76




79

табл.1.. Индексация автомобилей в соответствии со значениями определяющего показателя
В основу деления классов на виды положен признак эксплуатационно­го назначения автомобиля. Установлены следующие виды автомобилей (прицепов, полуприцепов) по второму знаку четырехзначного цифрового индекса модели:

1 -

легковые;

2 -

автобусы;

3 -

грузовые бортовые;

4 -

седельные тягачи (резерв);

5 -

самосвалы;

6 -

цистерны;

7 -

фургоны;

8 -

резерв;

9 -

специальные.

Третья и четвертая цифры обозначают номер базовой модели.
Для обозначения модификации модели вводится пятая цифра - поряд­ковый номер модификации.

Перед цифровым индексом ставится буквенное обозначение предпри­ятия-изготовителя.

В зависимости от полной массы прицепного состава для него установ­лены группы индексов модели (третий и четвертый знаки четырехзначного индекса модели прицепов, полуприцепов и роспусков), приведенные в табл. 1. Модификации модели имеют в обозначении пятую цифру.
Задание№7.Система питания дизельного двигателя

1.Общая схема системы питания дизельного двигателя и описать его работу.

2.Типы форсунок. Пояснить принцип работы форсунки двигателя ЯМЗ.
1.Система питания дизеля обеспечивает раздельную подачу в цилиндры двигателя воздуха и топлива и выпуск отработавших газов. По экономично­сти дизели значительно превосходят карбюраторные двигатели. Удельный расход топлива карбюраторного бензинового двигателя 154-182 г/(кВт ч), дизеля -112-140 гДкВт ч).

Система питания дизеля (рис. 1) топливом состоит из топливного бака, фильтра грубой очистки топлива, топливоподкачивающего насоса, фильтра тонкой очистки, топливного насоса высокого давления, автоматической муфты опережения впрыска топлива, всережимного регулятора, форсунки, топливопроводов (высокого давления, низкого давления и сливного).

Система питания дизеля воздухом состоит из воздухоочистителя, впу­скного трубопровода, турбокомпрессора.

Система выпуска отработавших газов включает в себя выпускной тру­бопровод, приемные трубы, глушитель.

Работа системы питания.

Топливо из бака через фильтр грубой очист­ки по топливопроводу поступает к топливоподкачивающему насосу, далее подается по топливопроводу к фильтру тонкой очистки, затем — к насосу высокого давления. Насос по топливопроводам высокого давления подает топливо в форсунки. При такте впуска в цилиндр поступает очищенный в воздухоочистителе воздух. В конце такта сжатия в цилиндр под высоким давлением через форсунку впрыска в мелко распыленном виде подается определенная порция топлива, которая самовоспламеняется вследствие высокой температуры. Отработавшие газы поступают в выпускной трубо­провод и через приемные трубы и глушитель в окружающую среду.


Рис. 1. Топливные системы четырехтактных дизелей: а - ЯМЗ-236; 6 - КамАЗ-740; 1 - фильтр тонкой очистки топлива; 2, 3, 7, 10, 12, 14, 15—18, 20 и 23-27 - топливопроводы; 4 - воздухоочиститель; 5 - насос высокого давления; 6 - форсунка; 8 - фильтр грубой очи­стки топлива; 9 - топливный бак; 11 и 28 - топливоподкачивающие насосы; 13 - перепуск­ной клапан; 19 - кран отбора топлива к подогревателю; 21 и 22 - тройники.

Смесеобразование в дизелях

Процесс смесеобразования происходит в течение короткого промежут­ка времени внутри цилиндра, когда поршень находится вблизи ВМТ. К на­чалу подачи топлива - в конце такта сжатия давление в цилиндре состав­ляет примерно 3,5-4,5 МПа, а температура – 800-900 К. Смесеобразова­ние представляет собой процесс испарения мелко распыленного топлива и перемешивание его паров с воздухом. Каждая частица топлива должна вой­ти в соприкосновение с воздухом как можно скорее, чтобы выделение теп­лоты произошло в начале хода расширения. Для улучшения смесеобразова­ния и повышения однородности смеси коэффициент избытка воздуха со­ставляет от 1,4 до 1,7. Равномерное распределение топлива по объему камеры сгорания осуществляется за счет кинематических энергий распы­ленного топлива и движущегося воздуха, определяемых формой камеры сгорания и скоростью движения поршня.
2. Форсунка служит для подачи топлива в камеру сгорания под большим давлением в мелко распыленном виде и обеспечивает четкую отсечку пода­чи топлива в конце впрыска. На дизелях применяют форсунки нескольких типов: открытые или закрытые, с распылителем, имеющим одно отверстие (сопло) или несколько. Закрытые форсунки могут быть штифтовые или бесштифтовые. На дизелях марок «ЯМЗ» (рис.2), «КамАЗ», «ЗИЛ» применяют закрытые бесштифтовые форсунки. Форсунка на­зывается закрытой, так как сопла в распылителе закрыты иглой и только в момент впрыска топлива сообщаются с камерой сгорания. Для выхода топ­лива распылитель имеет четыре сопла диаметром 0,34 мм.

Форсунка дизелей марки «ЯМЗ» состоит из корпуса, в котором имеется центральное отверстие под штангу и наклонный топливный канал; распы­лителя с тщательно обработанным осевым отверстием под иглу и топлив­ных каналов. В нижней части распылителя имеются четыре сопла, кольце­вая проточка и два глухих отверстия под штифты. Игла распылителя имеет цилиндрическую направляющую часть, конусные пояски в средней и нижней частях. Распылитель с иглой крепится к корпусу накидной гайкой. В верхней боковой части находится прилив с резьбовым отверстием под топливный штуцер с фильтрующей сеткой. В центральной верхней части имеется резьба под резьбовую втулку, в центральной части которой нахо­дится резьбовое отверстие под регулировочный винт с контргайкой. Ниж­няя часть винта является верхней опорной тарелкой под возвратную пру­жину иглы распылителя. На штанге в верхней части крепится нижняя опорная тарелка пружины, в нижней части запрессован шарик для плотной посадки иглы на седло. Резьбовая втулка в верхней части закрыта колпачковой гайкой с резьбовым отверстием под дренажный трубопровод.

Топливо подводится к форсунке через штуцер с сетчатым фильтром и поступает по наклонному каналу корпуса в кольцевую проточку распыли­теля. Затем топливо по трем каналам проходит в кольцевую полость (сред­ней части распылителя), расположенную под утолщенной (с конусным пояском) частью иглы. Под действием топлива, поступающего в полость, игла поднимается, сжимая возвратную пружину. Сопла распылителя от­крываются, и топливо впрыскивается в камеру сгорания. После окончания впрыска давление топлива падает и под действием возвратной пружины игла плотно садится на седло в распылителе. Давление впрыска топлива регулируется регулировочным винтом с контргайкой в резьбовой втулке за­тяжкой возвратной пружины иглы распылителя. Топливо, просочившееся между иглой и распылителем, отводится дренажным трубопроводом в бак.


Рис. 2. Форсунка ЯМЗ-236; 1 - игла распылителя; 2 - медная шайба; 3 - кольцевая полость; 4 - распылитель; 5 - накидная гайка; 6 - штифт; 7 - шарик; 8 - корпус; 9 - штанга; 10 - тарелка пружины; 11 - пружина; 12 - регулировочный винт; 13 - стакан пружины; 14 - контргайка; 15 - колпак; 16 - прокладка; 17 - втулка; 18 - сет­чатый фильтр; 19 - уплотнитель штуцера; 20 - штуцер; 21 и 23 - каналы; 22 - кольцевая проточка; 24 -латунный стакан; 25 - головка блока цилиндров; 26 - проставка; 27- уплотнительное кольцо; 28 - регулировочные шайбы; 29 - опорная шайба
Задание №13.Трансмиссия автомобиля

1.Назначение и основные типы коробок передач. Начертить их схемы и дать краткое описание.

2.Типы главных передач. Дать описание устройства главной передачи ГАЗ-3307,

Камаз-5320.
1. Коробка передач предназначена для изменения силы тяги на ведущих колесах, скорости движения, изменения направления движения автомоби­ля. Кроме того, коробка передач позволяет на длительное время отсоеди­нять двигатель от трансмиссии при работе двигателя на остановившемся автомобиле или при движении накатом.

Требования, предъявляемые к коробке передач:

• обеспечение высоких тягово-скоростных и топливно-экономических качеств автомобиля;

• легкость и удобство управления;

• высокий КПД;

• низкий уровень шума при работе;

• надежность;

• малые габаритные размеры.

В зависимости от характера изменения передаточного числа различают коробки передач ступенчатые, бесступенчатые и комбинированные. По характеру связи между ведущим и ведомым валами коробки передач делятся на механические, гидравлические, электрические и комбинированные. По способу управления - на автоматические и неавтоматические. Ступенчатые коробки передач различают по числу передач переднего хода, по числу валов - на двух- и трехвальные.

В основном на автомобилях применяют ступенчатые коробки пере­дач - двух- или трехвальные. Переключение передач осуществляется пере­движением зубчатых колес или передвижением муфт синхронизаторов.

На автомобилях с классической компоновкой обычно применяют трех­вальные коробки передач (рис.4). Особенностью таких автомобилей является то, что почти всегда можно выделить передачу, на которой они проходят боль­шую часть пути. Поэтому основным преимуществом трехвальных коробок передач является наличие в них так называемой «прямой» передачи, кото­рая получается при непосредственном соединении ведущего и ведомого ва­лов. Другим преимуществом трехвальных коробок передач является отно­сительная легкость получения большого передаточного числа на низшей (первой) передаче при малом межосевом расстоянии. Это объясняется тем, что передаточное число всех передач, кроме «прямой», у таких коробок пе­редач образуется двумя последовательно работающими парами зубчатых колес, в отличие от одной пары в двухвальных коробках передач.

Двухвальные коробки передач (рис.3) проще по конструкции, дешев­ле и имеют более высокий КПД (только на «прямой» передаче трехвальная коробка передач имеет более высокий КПД, чем двухвальная). Преимуще­ством двухвальных коробок передач является простота вывода крутящего момента на любую сторону (переднюю или заднюю или обе сразу), что в некоторых случаях, например при заднемоторных, переднеприводных и полноприводных конструкциях автомобилей, предоставляет большие ком­поновочные возможности.


Рис.3. Схема работы двухвальной коробки передач: а- движение вперед, б — движение задним ходом;

1- первичный вал; 2, 3,5,6, 7- шестерни; 4- вторичный вал




Рис.4. Схема работы трехвальной коробки передач: а, б - движение вперед; в - движение задним ходом;

1- первичный вал; 2, 3,6, 7, 8, 9, 10 - шестерни; 4 - вторичный вал; 5 - промежуточный вал
2. Главные передачи увеличивают крутящий момент и передают его на полуось, расположенную под углом 90° к продольной оси автомобиля (при расположении двигателя параллельно продольной оси автомобиля).

Требования, предъявляемые к главной передаче:

• оптимальное значение передаточного числа;

• высокий КПД;

• низкий уровень шума;

• небольшие вертикальные размеры (как правило, именно нижняя точка картера главной передачи определяет величину дорожного просвета).

По числу ступеней преобразования передаточного числа главные пере­дачи делятся на одинарные и двойные.

Главные одинарные передачи могут быть:

коническими (оси зубчатых колес пересекаются);

гипоидными (оси зубчатых колес перекрещиваются);

цилиндрическими;

червячными (с верхним или нижним расположением червяка).

В отличие от одинарной, двойная передача состоит из двух пар зубча­тых колес. По компоновочной схеме главные двойные передачи делятся на центральные и разнесенные. В центральной главной передаче обе пары зубчатых колес составляют центральный редуктор. В разнесенной главной передаче одна пара зубчатых колес образует центральный редуктор, а вто­рая идет к ведущим колесам, образуя два колесных редуктора с одинаковы­ми передаточными числами.

По типу главные двойные передачи делятся на следующие зубчатые за­цепления:

коническо-цилиндрические;

цилиндрическо-конические;

коническо-планетарные.

Главная передача называется проходной, если имеет проходной вал, посредством которого она связана с другой главной передачей или непро­ходной, если возможность вывода крутящего момента не предусмотрена.

Существуют переключаемые главные передачи, обеспечивающие воз­можность выбора одного из двух передаточных чисел. Такие передачи на­зываются двухступенчатыми.


Рис. 5. Главная передача ГАЗ-3307(одинарная, гипоидная); 1-регулировочный винт; 2-маслоприемная трубка; 3-верхний канал; 4-ре­гулировочные прокладки; 5-муфта; 6-фланец; 7-гайка; 8-ведущая шестер­ня; 9-крышка; 10-болт; 11-регулировочное кольцо; 12-пробка заливного от­верстия; 13-сателлит; 14-картер; 15-гайка; 16-полуось; 17-правая коробка сателлитов; 18-стопорная пластина; 19-крышка; 20-шестерня полуоси; 21- крестовина; 22-ведомая шестерня; 23-левая коробка сателлитов; 24-маслоуловитель




Задание №18.Ходовая часть

1.Описать устройство рамы, подвески, амортизаторов автомобилей ГАЗ-3307,

Камаз-5320.

2.Перечислить типы и маркировки автомобильных шин и пояснить на примере.
1.Подвеска автомобиля ГАЗ-3307 осуществлена на продольных полуэллип­тических рессорах. Передняя подвеска дополнительно к рессорам имеет гидравлические амортизаторы, а задняя подвеска - под­рессорники.

Крепление всех рессор к раме выполнено на резиновых подуш­ках.

Устройство этого крепления показано на рис. 8. На концах двух коренных листов прикреплены специальные чашки. В чашки вкладываются резиновые подушки, которые вместе с концами рес­сор зажимаются в кронштейнах крышками.

В передние кронштейны рессор в специальные гнезда установ­лены дополнительные упорные резиновые подушки, воспринимаю­щие усилия, направленные вдоль автомобиля и препятствующие продольному перемещению рессор вперед. Необходимые продоль­ные перемещения при прогибах происходят за счет смещения задних концов рессор. Прогибы рессор ограничивают резиновые буферы.



Рис. 8. Передняя подвеска ГАЗ 3307: 1-передний кронштейн; 2-рама; 3-кронштейн амортизатора; 4-амортиза­тор; 5-втулка амортизатора; 6-задний кронштейн; 7-чашка заднего конца рессоры; 8-резиновые подушки; 9-буфер; 10-стремянка; 11-рессора; 12-чаш­ка переднего конца рессоры; 13-упорная резиновая подушка
Конструкция амортизатора ГАЗ 3307 (рис. 9) выполнена разборной для удобства обслуживания и ремонта. В качестве рабочей жидкости применяется амортизаторная жидкость АЖ-12Т (дублирующая жидкость - веретенное масло АУ) в количестве 0,345 л.




Рис. 9. Амортизатор ГАЗ 3307: 1- нижняя проушина; 2-корпус клапа­на сжатия; 3-впускной клапан; 4-цилиндр; 5-резервуар; 6-клапан сжа­тия; 7-поршень; 8-клапан отдачи; 9 -чугунное кольцо поршня; 10-пере­пускной клапан; 11-кожух; 12-шток; 13-направляющая втулка; 14-резино­вое кольцо; 15 и 17-резиновые коль­ца уплотнения резервуара амортизато­ра; 16-пружина сальника; 18-сталь­ная шайба; 19 и 23-резиновые сальни­ки; 20-войлочный сальник; 21-гайка; 22-обойма сальника; 24-верхняя про­ушина; 25-стальная прокладка; 26-шайба сальника

Рама КамАЗ-5320 (рис. 10) штампованная, клепа­ная, состоит из двух лонжеронов швеллерного сече­ния, переменных по длине, соединенных по­перечинами. В передней части рама снабжена пере­дним буфером с двумя буксирными вилками.

На задней поперечине рамы автомобилей КамАЗ-5320, установлено тягово-сцепное ус­тройство с резиновыми упругими элементами, обеспечивающими двухстороннюю амортизацию.

Лонжероны изготовлены из полосовой низко­легированной стали толщиной 8 мм. Максимальное сечение лонжерона 262х80 мм.

Кронштейны опор силового агрегата, опор ка­бины и передней подвески соединены с деталями рамы заклепками и болтами с гайками.


Рис. 10. Рама КамАЗ-5320: 1 - поперечина 1 - кронштейн передней опоры силового агрегата; 3 -поперечина 2; 4 - кронштейн задней опоры двигателя; 5 - лонжерон правый; 6 - кронштейн балки поддерживающей опоры силового агрегата; 7 - поперечина 3; 8 - поперечина 4; 9 - косынка нижняя поперечины 5; 10 - косынка верхняя поперечины 5; 11 -поперечина 5; 12 - поперечина задняя; 13 - раскос задней поперечины; 14 - поперечина 7; 15 - поперечина 6; 16 - прокладка кронштейна балансирной подвески; 17 - лонжерон левый; 18 - задний кронштейн передней подвески; 19 - кронштейн амортизатора; 20 - кронштейн опоры радиатора; 21-кронштейн передний передней подвески; 22 - кронштейн буфера
Подвеска автомобиля воспринимает основные динамические нагрузки от воздействия неровностей дороги. Для обеспечения большей плавности хода и для гашения колебаний автомобиля в его передней подвеске установлены гидравлические амортизаторы двухстороннего действия.

Автомобили КамАЗ различных моделей и комп­лектаций имеют подвески переднюю и заднюю раз­личающиеся: применяемыми рессорами в зависимо­сти от нагрузки; для передних подвесок –наличием стабилизатора поперечной устойчивости; амортиза­торами и кронштейнами крепления амортизаторов; дополнительными буферами и их конструкцией; стре­мянками и элементами крепления.

Подвеска передняя КамАЗ-5320 (рис.11) состоит из двух продольных полуэллиптических рессор, ра­ботающих совместно с двумя телескопическими амор­тизаторами и двумя полыми резиновыми буфе­рами сжатия. В средней части рессоры прикреплены двумя стремянками 7 к площадке балки передней оси. Между рессорами и балкой установлены крон­штейны 10 амортизаторов 11.

Передние концы рессор с помощью отъемных ушков 23 и пальцев 21 прикреплены к кронштейнам 20. Втулки 22 отъемных ушков изготовлены из анти­фрикционного ковкого чугуна, повышающего изно­состойкость соединений с пальцами рессор. Задние концы передних рессор скользящие и опираются на сменные защитные сухари 15 и боковые вкладыши 19.

Коренной лист рессоры прямоугольного сечения, а остальные листы Т-образного сечения. Всего 15 лис­тов. На скользящем конце коренного листа заклепками закреплена накладка 16, предохраняющая его от износа. Пальцы рессор смазываются через масленку.

Амортизаторы передней подвески соединены с рамой автомобиля и передней осью при помощи пальцев и резиновых втулок. Втулки компенсируют перекосы и смягчают ударные нагрузки, передаваемые от оси автомобиля на раму. С обоих торцов резино­вых втулок установлены шайбы.

При движении автомобиля по дороге с небольшими препятствиями амплитуда колебаний подвески незначительна и сопротивление, создаваемое амортизатора­ми, невелико. На неровной дороге амплитуда колеба­ний подвески возрастает, при этом амортизатор ока­зывает большое сопротивление, предотвращая раска­чивание автомобиля и поглощая энергию как при плавном, так и при резком сжатии и отдаче рессор.

Для ограничения хода передней подвески служат резиновые полые буферы 6, закрепленные на лонже­ронах рамы.

Штанга стабилизатора в средней части закреплена на балке передней оси в резиновых подушках с помощью обойм, накладок и стремянок. Штанга стабилизатора стойками шарнирно соединена с крон­штейнами, установленными на левом и правом лон­жеронах рамы. Соединение стоек с кронштейнами рамы аналогично креплению амортизатора.

Рис. 11. Передняя подвеска КамАЗ 5320: 1 - болт крепления ушка; 2, 17 - болты стяжные; 3 - накладка ушка; 4 - рама автомобиля; 5, 10 -   кронштейны амортизатора верхний и нижний; 6 -буфер рессоры; 7 - стремянка рессоры; 8 - накладка; 9 -   штифт; 11 - амортизатор; 12 - хомут; 13 - кронштейн задний рессоры; 14 - палец сухаря; 15 - сухарь; 16 -накладка коренного листа; 18 - втулка; 19 - вкладыш; 20 -   кронштейн передний рессоры; 21 - палец ушка; 22 -втулка ушка; 23 - ушко рессоры; 24 - масленка
Амортизатор КамАЗ-5320 (рис. 12.) верхней пружиной при­креплен к кронштейну на раме, а нижней - к нижнему кронштейну амортизатора. Принцип дейст­вия гидравлических амортизаторов заключается в следующем. При относительных перемещениях подрессорных и неподрессорных частей автомобиля имеющаяся в амортизаторе жидкость, перетекая из одной его полости в другую через небольшие отвер­стия, оказывает сопротивление вертикальному пе­ремещению штока и гасит колебания рессор.

Рис. 12. Амортизатор КамАЗ-5320 : 1 - проушина; 2 - гайка резервуара; 3 - сальник штока; 4-сальник гайки резервуара; 5 -клапан перепускной отдачи; 6 - отверстие наружного ряда; 7 - клапан отдачи; 8, 11, 22 - пружины; 9 - клапан перепускной сжатия; 10 - клапан сжатия; 12 - гайка; 13-   отверстия перепускного клапана; 14 - поршень; 15 -отверстие внутреннего ряда; 16 - кольцо поршневое; 17 -   корпус резервуара; 18 - цилиндр рабочий; 19 - шток поршня; 20 - направляющая штока; 21 - сальник направляющей; 23 - обойма сальников; 24 - сальники штока; А - отверстие для слива жидкости в резервуар; В -   полость резервуара

Задняя подвеска КамАЗ-5320 (рис. 13.) - балансирная, на двух полуэл­липтических рессорах, с реактивными штангами с резинометаллическими шарнирами. Концы рессор скользящие по опорам, приваренным к балкам мостов. Ось балансира выполнена цельной, без стяжки. Пальцы реактивной штанги азотирова­ны, опоры рессор усилены. Рессоры в средней части прикреплены стремянками 7 к башмаку 19 рессоры. Концы рессор установлены в опорах 11. При прогибе рессор концы их скользят в опорах. При ходе мостов вниз рессоры удерживаются в опорах пальца­ми 8, зафиксированными от осевых перемещений шплинтами и шайбами. Для ограничения хода мос­тов вверх и смягчения их ударов о раму на лонжеро­нах установлены буферы 1.

Толкающие усилия и реактивные моменты пере­даются на раму шестью реактивными штангами 4. Шарниры реактивных штанг самоподвижные.

Балансирное устройство автомобилей КамАЗ-5320 состоит из двух осей 31, запрессованных в кронштейны 33, и башмаков 19 с запрессованными в них втулками 25 из антифрикцион­ного материала. Кронштейны балансирного устройства соединены стяжкой 34 и закреплены шпильками на кронштейнах задней подвески, которые в свою очередь крепятся болтами к лонжеронам рамы. В крышке 23 имеется отверстие с пробкой для заливки масла.

Для предотвращения вытекания смазки в баш­маках установлены резиновые армированные ман­жеты, а для защиты уплотнений от грязи - уплотнительные кольца. Башмаки 19 закреплены на осях разрезными гайками, стянутыми болтами 24.




Рис. 13. Задняя подвеска автомобилей КамАЗ-5320: 1 - буфер задней рессоры; 2 - рычаг реактивный; 3 - рессора; 4 - штанга реактивная; 5 - гайка; 6 - накладка рессоры; 7 - стремянка рессоры; 8 - палец опоры рессоры; 9, 16 - шпильки; 10 - втулка разжимная; 11 - опора рессоры; 12 - мост задний; 13 - кронштейн нижней реактивной штанги; 14 - мост промежуточный; 15 -кронштейн верхней реактивной штанги; 17 - лонжерон; 18 - прокладка кронштейна задней подвески; 19 - башмак рессоры; 20 - прокладка крышки башмака; 21 - гайка крепления башмака; 22 - пробка заливная; 23 - крышка башмака; 24 - болт стяжной гайки крепления башмака; 25 - втулка башмака; 26 - кольцо уплотнительное; 27 -кольцо упорное; 28 - манжета; 29 - гайка крепления стяжки кронштейнов; 30 -обойма манжеты; 31 - ось башмака; 32 -гайка крепления шарового пальца; 33-кронштейн балансира; 34-стяжка кронштейнов бал

2. Шины различают по назначению, геометрическим параметрам, конст­руктивным признакам и эксплуатационным характеристикам.

По назначению различают шины:

• для легковых автомобилей;

• для грузовых автомобилей и автобусов;

• для автомобилей повышенной и высокой проходимости;

• для специальных машин.

В зависимости от дорожного покрытия и его состояния они различают­ся по типу рисунка протектора:

• дорожные (для дорог с усовершенствованным покрытием);

• универсальные (для дорог с различным покрытием);

• повышенной проходимости;

• карьерные.

Учитывая различное состояние покрытия в зависимости от времени года шины бывают:

• летние (со стандартным дорожным рисунком);

• для грязи и снега;

• для грязи, снега и льда.

Основными параметрами шины являются:

В - ширина профиля;

Н - высота профиля;

d - посадочный диаметр;

А - посадочная ширина (обода).

В зависимости от ширины профиля шины подразделяются на:

• крупногабаритные (В> 350 мм);

• среднегабаритные (200 < В < 350 мм);

• малогабаритные (В < 200 мм).

Отношение высоты профиля шины к ее ширине (Н/В), выраженное в процентах, определяет серию шины, т. е. серия 70 означает, что Н/В = 0,7. Классификация шин по профилю приведена в табл. 2.


Тип шины

Н/В

А/В

Обычная

Свыше 0,89

От 0,65 до 0,76

Широкопрофильная

От 0,6 до 0,9

От 0,76 до 0,86

Низкопрофильная

От 0,7 до 0,88

От 0,69 до 0,76

Сверхнизкопрофильная

Не более 0,7

От 0,69 до 0,76

Арочная

От 0,39 до 0,5

От 0,9 до 1

Пневмокаток

От 0,25 до 0,39

От 0,9 до 0,1

табл.2.. Классификация шин по профилю (ГОСТ 22374—77)
Конструктивные параметры шин:

• конструкция каркаса - диагональная или радиальная, число слоев корда в каркасе;

• материал, из которого изготовлен корд каркаса;

• конструкция брекера - число слоев корда, сплошной по ширине или расчлененный, наличие прокладок между слоями брекера;

• материал, из которого изготовлен корд брекера;

• конструкция протектора - высокий или низкий, тип рисунка про­тектора;

• способ герметизации - камерная или бескамерная;

•наличие специальных устройств, повышающих безопасность шины при ее разгерметизации.

Эксплуатационные параметры шин:

• максимальная скорость качения;

• максимальная допустимая радиальная нагрузка;

• рекомендуемое внутреннее давление воздуха.

По конструкции шины могут быть диагональные, радиальные и диаго­нально опоясанные.

Диагональными называются шины, у которых нити корда в смежных слоях каркаса скрещиваются (проходят по диагонали) и наклонены к ли­нии экватора в верхней части протектора на 30-38° В этом случае для уравновешивания сил, действующих в нитях, число слоев в каркасе долж­но быть четным. При качении шины происходит ее деформация, сопрово­ждаемая изменением формы профиля в различных радиальных сечениях. Поскольку кордные нити имеют высокую жесткость на растяжение, то благодаря податливости связующей их резины углы взаимного расположе­ния нитей в смежных слоях каркаса меняются. При деформации резины из-за присущего ей большого внутреннего трения выделяется теплота, шина нагревается. При этом снижается долговечность шины из-за темпе­ратурного старения резины и нитей корда и увеличивается сопротивление ее качению вследствие совершаемой внутри шины большой работы сил трения.

Радиальная шина - здесь нити корда лежат практически в радиальных плоскостях, проходящих через ось колеса. При этом угол наклона к линии экватора в верхней части протектора составляет 85-90° .Если в каркасе два или более слоев корда, то близлежащие нити в смежных слоях почти па­раллельны. Такое расположение нитей улучшает условия их работы, так как уменьшаются деформации сжатия и сдвига резины между нитями и, следовательно, меньше по сравнению с диагональным каркасом работа сил трения и разогрев шин. Поэтому каркас радиальной шины имеет больший срок службы.

Диагонально опоясанные шины представляет собой конструктивный компромисс между диагональными и радиальными шинами. Они имеют диагональный каркас и нерастяжимый брекерный пояс. При этом число слоев корда в каркасе меньше, чем у диагональных шин, а в брекере - меньше чем у радиальных, хотя они имеют подобные конструкции. Диаго­нально опоясанные шины сочетают в себе свойства диагональной и ради­альной шин.

Обозначение шин

Европейская экономическая комиссия в сотрудничестве с технической организацией европейских производителей шин и ободьев в 1975 г. приня­ла Правило ЕЭК ООН, определяющее типовые испытания шин и их до­полнительные обозначения, необходимые для проведения этих испытаний.

Согласно принятым международным правилам и Правилу 30 ЕЭК ООН, обозначение шин строится следующим образом:

• ширина профиля шины в дюймах/миллиметрах для диагональных конструкций или только в миллиметрах для радиальных шин;

• через знак «/» серия шины;

• знак «—»;

• посадочный диаметр в дюймах;

• индекс грузоподъемности;

• индекс скорости.

Согласно приведенному перечню, обозначение шины выглядит сле­дующим образом:

• 6,15/155-13 75 Р - для диагональной;

• 155/70-13 78 S - для радиальной.

Индекс грузоподъемности - условное целое число, соответствующее максимальной грузоподъемности в килограммах или тоннах.

Базовая скорость - максимальная скорость шины, соответствующая оптимальной нагрузке на нее.

В случае необходимости на шину наносят дополнительные обозначе­ния в виде надписей, например, со следующей информацией:

• тип каркаса шины: RADIAL - радиальный;

• бескамерная шина: TUBELES ;

• материал корда и число его слоев в каркасе: 2 PLIES RAYON 2 слоя вискозного корда;

• для радиальных шин может быть описан состав брекера: TREAD 4 PLIES (2 PLIES RAYON + 2 PLIES STEEL) - пояс из четырех слоев (2 вискозных слоя + 2 стальных слоя);

• фирма-изготовитель;

• обозначение рисунка протектора;

• обозначение «М & S» - для зимних шин.

Обозначение размера шины

195/65 R15 84 T

195 - ширина профиля шины, мм. Ширина профиля шины представляет собой выраженное в миллиметрах линейное расстояние между наружными сторонами боковин накачанной шины без учета возвышений из-за наличия маркировки, отделки или защитных поясов или ободов;

65 - высота профиля, указывается как процентное отношение к ширине. В нашем случае высота составляет 65% от ширины (195 мм), т.е., 126,75 мм. Это отношение (Н/В, где Н - высота, В - ширина) принято называть серией шины. Серия — исключительно важный параметр, от него во многом зависят ездовые качества шин. Некоторые фирмы (в основном, американские) ставят перед обозначением размера буквы Р (Passenger), подчеркивая тем самым, что данная шина предназначена для легковых автомобилей (например Р195/60R14), LT (Light Truck) - шина для легкого грузовика. В некоторых типоразмерах номер серии отсутствует, например, 185 R14 C 102 Q. Такие шины называют полнопрофильными, а отношение высоты к ширине в таком случае составляет 80% или 82%. Высота профиля представляет собой половину разности общего диаметра и номинального диаметра обода. В процессе развития конструкций шин их форма изменялась от почти круговой до более широких типов с более плоской поверхностью. При этом отношение высоты профиля к его ширине изменялось от 100% до 70%, 60%, 50% и до еще меньших значений.

R15 - так называемый радиус шины - это диаметр диска на который шину такого размера нужно устанавливать. Буква R свидетельствует о радиальном типе покрышки.
84 - индекс или коэффициент нагрузки. Это условный показатель, указывающий на допустимую нагрузку на шину в кг. Расшифровка наиболее часто применяющихся коэффициентов приведена в таблице индексов нагрузки. Зачастую, нагрузка расшифрована на самой шине: за надписью Max Load следуют две цифры, первая в кг, вторая в фунтах. Индексы нагрузки шин

Т - индекс скорости. Этот показатель указывает на максимально допустимую скорость, при которой производитель гарантирует сохранение заложенных эксплуатационных характеристик шины. Скоростные индексы шин.

В некоторых типоразмерах имеются дополнительные буквенные обозначения: 185 R14 C 102 Q, индексом С обозначаются так называемые «усиленные» шины с большим коэффициентом нагрузки


Скачать файл (1771.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации