Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Этническая миграция - понятие и причины - файл n1.docx


Контрольная работа - Этническая миграция - понятие и причины
скачать (40.8 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.docx41kb.06.01.2013 15:48скачать

Загрузка...

n1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Федеральное агентство по образованию РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего и профессионального образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине:

Этносоциология

Этническая миграция – понятие и причины.

Краснодар 2012


Содержание:
Введение……………………………………………………………………………3

1. Понятие и причины этнической миграции……………….....…..…………….4

2. Классификация этнических миграционных процессов в России …………..10

Вывод…………………………………………………………………………...…13

Список использованной литературы…………………………………………….14
Введение
Этнические миграции населения - случаи массовых перемещений, когда представители того или иного этноса (этнокультурной группы) добровольно или вынужденно покидают территорию места формирования этноса (или его длительного проживания) и переселяются в иное географическое или культурное пространство. Этнические миграции являются одной из важнейших проблем народонаселения и рассматриваются не только как простое механическое передвижение людей, а как сложный общественный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической жизни. Миграции сыграли выдающуюся роль в истории человечества, с ними связаны процессы заселения, хозяйственного освоения земли, развития производительных сил, образования и смешения рас, языков и народов, именно поэтому данная тема является актуальой. Миграции имеют разнообразные аспекты; их характер и структуру, последствия, которые они вызывают, исследуют ряд наук - демография, экономика, география, социология, статистика, этнография и другие. Объектом данной работы является этническая миграция населения. Цель работы заключается в теоретическом исследовании понятия и причин этнической миграции.
1. Понятие и причины этнической миграции
В современной научной литературе отсутствует точное определение понятия «этническая миграция». Наиболее распространенным считается определение этнической миграции, приводимое в энциклопедическом словаре «Народонаселение», которое рассматривает как «миграции населения, в которых участвуют люди определенных этнических (национальных) принадлежностей». Однако, если исходить из данного определения, практически любой вид группового перемещения людей можно отнести к категории этнической миграции. Например, переезд семьи, все члены которой имеют общую этническую идентичность, из одного города в другой, согласно данному определению, можно считать этнической миграцией.

При определении этнической миграции следует подчеркнуть несколько моментов, которые отражали бы сущность данного социального феномена. Базовым из них является рассмотрение принимающего сообщества как инокультурного пространства по отношению к мигрантам. При этом этническая миграция связана с «инакостью» этнокультурных характеристик принимающего сообщества по отношению к самим мигрантам, а не к этнокультурной характеристике отдающего социума. Там миграция этнических адыгов из Турции и Иордании на территорию современных республик Юга России (Адыгеи, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии) не является для данных регионов ЭМ в полноценном смысле. Такая миграция, не являясь этнической для принимающего сообщества, выступает в таком качестве для отдающего. Отсюда следует, что в определение этнической миграции следует включить не только критерий этнокультурной дифференцированности мигрантов с принимающим социумом, но и критерий их этнокультурной отличительности с отдающим (или отвергающим) или транзитным сообществом.

Кроме того, большинство имеющихся определений этнической миграции касаются только одной из трех стадий миграционного процесса – собственно переезда (точнее – этнической структуры групп переселенцев). В классическом же подходе Л.Л. Рыбаковского говорится как минимум о трех стадиях миграции и их тесной взаимосвязи. Поэтому специфика этнической миграции проявляется на каждой из трех стадий. На подготовительной стадии она проявляется в преимущественно групповом или сетевом характере формирования миграционных установок. В большинстве случаев этнические мигранты либо переезжают в составе группы, либо мигрируют в те регионы, где уже сконцентрировано определенное количество представителей их общины (знакомы, родственники и т.д.). Групповой характер формирования миграционных установок связан с особой ролью этнической идентичности мигрантов в процессе мотивации своего переезда. Возможны два варианта такой мотивации: 1) «я переезжаю, так как здесь я и члены моей этнической группы являются чужими/дискриминируемыми/отчуждаемыми основным населением и т.л.»; 2) «я переезжаю, так как хочу воссоединиться со своей исторической родиной или представителями своей этнической группы».

Сетевой же характер формирования миграционных установок (или этническая сеть) проявляется в особом ожидании результатов своей адаптации на новом месте. Динамику развития этнических сетей можно пояснить следующим образом: первые мигранты, въехавшие в другую страну или территорию, не имеют никаких социальных связей, на которые можно было бы опереться, и им миграция обходится дорого. Однако после первой волны миграции ее потенциальные затраты значительно снижаются для оставшихся друзей и родственников. В силу характера родственных и дружеских структур каждый новый мигрант создает совокупность людей с социальными связями с местом назначения. Таким образом, когда кто-либо из сети (друзей, родственников, общины) мигрировал, связи трансформируются в ресурс, который может быть использован для получения доступа к занятости за рубежом и новым возможностям.

Наличие этнических сетей облегчает для потенциальных мигрантов не только принятие решения о миграции, но и процесс их обустройства на новом месте. В целом, специфика завершающей стадии этнической миграции связана с групповой стратегией адаптации мигрантов в рамках принимающего сообщества. Мигрантам и проще, и безопаснее создавать собственные интегрированные структуры, которые выступают для них социальным капиталом адаптации. Таким социальным капиталом мигрантов могут являться диаспоры, землячества, анклавы, а также государственные, общественные и коммерческие институты, выступающие посредниками между странами, где есть спрос на иностранную рабочую силу, и странами, где наблюдается ее избыток.

На взгляд В.Н. Петрова, трактовки этнических миграций тесно связаны с общим пониманием миграционного процесса, представление о котором предполагает выделение таких его компонентов, как: субъект процесса, потребности, объективные условия и субъективные факторы, стимулы, собственно миграционные действия. Центральное место в миграционном процессе принадлежит его субъекту. В научной литературе распространено представление, что социальными субъектами миграционных процессов являются: мигрант - лицо, совершающее территориальное передвижение (миграцию) со сменой постоянного места жительства и работы навсегда или на определенный срок (от 1 дня до нескольких лет), и мигранты - социальные группы, совершающие миграционное движение. В дополнение предлагается выделять группы потенциальных мигрантов и немигрантов. По мнению В.Н. Петрова, в качестве субъекта миграционного процесса выступают личности и социальные группы, взаимодействующие между собой на всех этапах миграции: в отдающем обществе при созревании и принятии решения о миграции, на стадии непосредственного передвижения и в принимающем обществе.

В такой интерпретации миграционный процесс - это серия социальных взаимодействий, происходящих в отдающих и принимающих обществах, обусловленных причинными зависимостями и ведущих к изменениям положения социальных субъектов в том или ином социально - территориальном пространстве1.

Что касается этнических миграций, то в научной литературе о них не сложилось однозначного мнения. Различия существуют, прежде всего, в связи с неодинаковым пониманием этничности как детерминанты миграционных процессов. Например, в энциклопедическом словаре "Народонаселение" для этого понятия приведены два существенно различающихся смысловых пояснения: этнические миграции определяются, во-первых, как миграции населения, в которых участвуют люди определенных этнических (национальных) принадлежностей; во-вторых, как миграции, где на первый план выступает роль этнического фактора.

Действительно, достаточно часто под термином "этнические миграции" понимаются потоки мигрантов одной национальности. Так, Н. М. Лебедева к подобного рода миграциям относит "случаи массовых перемещений, когда представители того или иного этноса (этнокультурной группы) добровольно или вынужденно покидают территорию места формирования этноса (или его длительного проживания) и переселяются в иное географическое или культурное пространство"2. В таком же ключе формулирует свое определение Э. Р. Барбашина. По ее мнению, "субъектами миграционного движения выступают люди отдельных этнических групп. Этническая миграция включает в себя представительство людей различных национальностей в миграционных потоках".

Аналогичную точку зрения высказывает С. Панарин. Вместе с этой позицией в этносоциологии находит распространение и трактовка, согласно которой при определении характера и содержания этнических миграций следует опираться на значение этнического фактора. Так, А. В. Топилин считает, что по форме этнической можно признать любую миграцию, ибо любой миграционный поток состоит из представителей одной либо нескольких национальностей. Однако по содержанию к этнической миграции могут быть отнесены далеко не все потоки. "Решающим для выделения этнический миграции является действие этнических факторов, к которым относятся следующие: этнический состав населения и национальная самоидентификация, межнациональные отношения и этнические конфликты, культура и традиции, включая трудовые, языковая и религиозная ситуации. Этнические факторы нередко действуют в тесной взаимосвязи с социально-экономическими и другими... Под этнической миграцией понимается миграция, в основе которой лежат не экономические факторы, а факторы, связанные с самосохранением этноса или его части как самостоятельного социально-экономического и этнокультурного организма". Сходной позиции придерживается С. В. Рязанцев.

Таким образом, при рассмотрении миграционных потоков возникает вопрос: имеет ли здесь место этничность как специфическая характеристика, придающая особенный вид и содержание миграционным процессам? Придавать ли значение этой характеристике, и если да, то каким смыслом она наполнена? По мнению В.Н. Петрова, при определении тех или иных факторов как этнических необходимо различать в самой этничности ее индивидуальное и социально-групповое состояние. Этничность может определяться как личностное свойство постольку, поскольку находит свое существование и выражение в типических психо-физиологических, психологических, социальных характеристиках индивидов, принадлежащих по родовому происхождению и социализационному развитию к определенной этногруппе. В социально-групповом случае этничность существует как результат совокупных представлений, находящих свое выражение, в частности, в виде идентичности, авто- и гетеростереотипов. Последние создаются и инструментально используются как коммуникативные маркеры, посредством которых этносы позиционируются во взаимодействиях и отношениях с другими группами.

Этносы как общности обладают надындивидуальными, системными свойствами. При этом содержание идентичности, авто- и гетеростереотипов определено не столько ситуативными потребностями данного этноса, сколько его родовидовой сущностью, сложившейся в ходе длительной и уникальной истории существования. Поэтому интерпретация этнического фактора (факторов) включает понимание тех свойств, что принадлежат этносу и его представителям как личностные и социально-групповые устойчивые константы, адаптируемые к потребностям ситуации социального взаимодействия3.

Особую актуальность этнические миграции приобрели в постсоветский период. Межэтнические конфликты и войны на территории бывшего СССР, сепаратизм, терроризм и борьба с ним на Северном Кавказе Российской Федерации, экологические катастрофы стали непосредственными причинами массовых этнических, в том числе, вынужденных миграций4.

Современные перемещения этнических мигрантов интенсифицируются под влиянием явно выраженной экономической вынужденности: из трудоизбыточных в трудонедостаточные районы, из депрессивных регионов в регионы с благоприятной экономической конъюнктурой. Мотивами экономической и трудовой, легальной и нелегальной миграции становятся нищета и социально-экономическое бесправие, поиск более благоприятных условий для социальной самореализации личности (в более конкретных вариантах - трудовой и профессиональной), выгодность занятий бизнесом, обеспечение лучших перспектив для семьи, особенно для детей.

Этнические миграции, процессы социальной адаптации этнических мигрантов, социальное влияние и социальные последствия миграционной интервенции со всей очевидностью порождают все новые проблемы во всем мире. В современной России и, особенно, в ее отдельных регионах этнические миграции существенно влияют на изменения социальной реальности в отпускающих и принимающих обществах. Массовый миграционный "исход", процессы социального взаимодействия местные-мигранты, характер и результаты социальной интеграции этнических мигрантов изменяют социальную структуру и социальные возможности в отпускающих обществах, создают новую ситуацию в межэтнических отношениях, вызывают трансформации институционального порядка и социальной организации в принимающих обществах5.

Непосредственными следствиями интенсивных этнических миграций стали противоречивые явления и процессы в принимающих обществах: укрепление потенциала титульных наций, рост полиэтничности принимающих сообществ, возникновение новых и рост уже имеющихся диаспор, достижение высокого уровня диаспоральной насыщенности, переход этнической дисперсности при расселении в компактность и появление анклавов, развитие этнического предпринимательства и рост экономической активности, мигрантофобия, возникновение и развитие этнической криминализации, рост межэтнической напряженности в межличностных и межгрупповых отношениях, повышение частоты, тяжести бытовых, а также социальных межэтнических конфликтов.

С функционально-структурной позиции важное методологическое значение для понимания влияния этнических миграций на характер и результаты социальных изменений в принимающем обществе имеет представление об их связи с другими структурами общественной жизни: институциональной организацией, экономической, социоструктурной (в том числе этноструктурной), политической, социокультурной подсистемами.

Социальное взаимодействие иноэтнических мигрантов с местным населением неизбежно нагружено необходимостью приспособления собственных этнокультурных ценностей и норм к требованиям новой социальной ситуации при одновременном их сохранении и воспроизводстве для внутреннего (в семье, диаспоре) общения. Устойчивые черты менталитета и особенности институциональной организации мигрирующих этносов могут вступать и реально вступают в противоречия с ментальностью, институциональными отношениями, социальной организаций социальных практик принимающего общества.

Характер влияния этнических миграций на социоструктурные изменения определяется степенью совпадения или различий в социальной дифференциации мигрантов и принимающего общества, социально-стратификационными дистанциями и претензиями мигрантов на определенный социальный статус. Каковы социальные предложения, к чему готовы и на какие социально-статусные позиции претендуют мигранты? При этом будут весьма различаться ожидания и конструкции отношений с новой реальностью у перемещающихся высококвалифицированных профессионалов и у мигрантов-чернорабочих, вынужденных мигрантов, более или менее спонтанно покидающих местожительство, и у тех, кто добровольно определяет свой выбор. Да и само значение различных видов миграций и качественного состава мигрантов для принимающего общества может быть неоднозначным и противоречивым6.

Этноструктурные аспекты раскрываются через характер расселения мигрантов (дисперсное, компактное, анклав), особенности взаимодействия в сфере трудовой занятости и профессиональной деятельности.

Кроме того, специфика в размещении мигрантов заключается в том, что они стремятся в крупные города и центры с развитой инфраструктурой, то есть туда, где с большей степенью вероятности можно найти работу и более или менее приемлемые условия существования для себя и своей семьи или же сносный заработок, компенсирующий неблагоприятные условия жизни в одиночку. У многих одна задача - часть этого заработка переправлять или привозить семье по исходному месту жительства. Возникающая конкуренция за рабочие места дополняется более или менее выраженными признаками этнической монополизации тех или иных мест поселения и видов деятельности. Возникает территориально-пространственная определенность положения мигрантов в принимающем обществе. Это не только гетто, как ограниченные места жизни и социокультурная территория локализованного поселения этнических мигрантов, но и пространственная организация деятельности определенного этноса (места торговли, занятость в определенных организациях, места отдыха, времяпрепровождения и других форм социальной жизни).

Предпосылками этнизации миграционных процессов в современной России являются, во-первых, кардинальные изменения в этносфере, которые выразились в актуализации и наполнении новым содержанием этнических потребностей: в этнической принадлежности, позитивной этнической идентичности, этнической безопасности, социальном благополучии, эмоциональном благополучии, в признанном другими этническом статусе, самореализации и т.д.

Во-вторых, совокупность условий, влияющих на формирование потребностей в миграционном движении, мотивов и миграционных установок у человека, принадлежащего к определенному этносу, и приобретающих таким образом этнический смысл. К таковым относятся: природно-географические и климатические особенности территории исторического проживания этноса, ее экологическое состояние; социально-историческая специфика его экономической и трудовой деятельности, быта, социально-институциональной организации; трудозанятость и трудоизбыточность в конкретном регионе и среди представителей этноса; развитость мигрантских сетей; политика отдающих и принимающих государств (сообществ); возможности реагирования этноса на конкретные и изменяющиеся запросы принимающего общества; миграционная история данного этноса.

В-третьих, комплекс личностных и социально-групповых свойств, влияющих на миграционное поведение. На формирование потребности в миграционном движении, миграционные намерения и поведение существенно влияют такие субъективные факторы, как: проявления этнической ментальности; особенности личности как носителя характерологических черт этноса; самоидентификация потенциального мигранта; этнические авто- и гетеростереотипы; чувство этнической родины.

Итак, этнические миграции рассматриваются нами как серии социальных взаимодействий факторов, для которых характерна идентичность с выраженной этнической определенностью. Они происходят под влиянием факторов, приобретающих этническое содержание, и ведут к изменениям в социально-территориальном и социальном положении отдельных представителей и групп определенных этносов.


2. Классификация этнических миграционных процессов в России
Классификация этнических миграций в современной России строится на основе определенных критериев. Можно выделить критерии общего и специфического характера. Общие критерии: пересечение государственной границы (внутренние и международные миграции), стационарность (временные, постоянные), условия движения (добровольные, вынужденные), допуск на территорию и совпадение с целями пребывания по определению принимающей стороны (трудовые и экономические, легальные, нелегальные мигранты). Специфические критерии: характер и содержание влияния этнического фактора; принадлежность к автохтонной ("титульной") нации.

Одним из критериальных признаков этнических миграций является то, что они совершаются относительно этнической родины (этнической территории). В классификации учитываются также особенности этнического представительства, причины, воздействующие на поведение мигрантов, направленность и формы миграционного движения.

Обобщая случаи, в которых определяющее значение принадлежит этническим факторам, представляется целесообразным выделить в условиях России следующие виды миграций.

1. Реэмиграция (внешняя и внутренняя) русских и представителей другого славянского населения. К этой группе относятся мигранты, добровольно (хотя и под действием "выдавливающих" этнических факторов) покинувшие места постоянного проживания в странах СНГ и Балтии, в субъектах РФ, не обращавшиеся за получением статуса вынужденного переселенца или не получившие такового после обращения в органы ФМС.

2. Репатриация (внешняя и внутренняя) представителей русского и других этносов. В эту группу включаются вынужденные переселенцы и беженцы, признанные РФ в соответствующем статусе.

3. Репатриация и реэмиграция автохтонных ("титульных") этносов Российской Федерации из стран дальнего зарубежья, стран СНГ и Балтии не в свои национальные государственные образования. Например, вынужденные переселенцы и "добровольные" мигранты из числа татар, движущиеся не в места своего автохтонного или исторического проживания7.

4. Этнические международные миграции, посредством которых происходит реэмиграция и возвращение представителей автохтонных этносов в свои национальные образования. Пример - выезд из России в страны СНГ и Балтии: латышей в Латвию, эстонцев в Эстонию, казахов в Казахстан и т.п. Въезд из стран СНГ и Балтии автохтонных ("титульных") этносов РФ в свои титульные национальные образования. Въезд из дальнего зарубежья представителей титульных этносов, исторически проживающих на территории РФ (например, въезд косоваров из Сербии (Косово) в Адыгею).

5. Этнические внутрироссийские миграции, в результате которых происходит выезд из субъектов РФ и въезд автохтонных ("титульных") этносов в свои национальные образования. Это, прежде всего, отмеченное выше движение русского населения из национальных республик.

6. Выезд из национальных республик и возвращение (внутренняя репатриация) автохтонных ("титульных") этносов, вынужденно покинувших территорию этих республик в связи с военными действиями и межэтническими столкновениями. Например, движение чеченцев по отношению к Чечне, ингушей по отношению к Северной Осетии как граждан, "временно покинувших" территорию этих республик.

7. Внутренняя миграция автохтонных этносов из национальных субъектов РФ на постоянное место жительства в другие регионы. Например, чеченцев - в Ростовскую область, народностей Дагестан а- в Ставропольский и Краснодарский края.

8. Иммиграция в Россию на постоянное место жительства представителей автохтонных ("титульных") этносов из республик СНГ и стран Балтии. Например, армян, азербайджанцев, грузин, таджиков, узбеков и др.

9. Репатриация и реэмиграция по программе добровольного переселения российских соотечественников из ближнего и дальнего зарубежья. Указом президента РФ от 22 июня 2006 г. утверждена "Программа по оказанию содействия добровольномустр. 54 переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом", рассчитанная на реализацию в 2006 - 2012 гг., обращенная к 30-ти миллионам соотечественников и предполагающая переселение 5 - 6 миллионов из них.

10. Репатриация в места исторического проживания этносов и этнических групп, подвергшихся депортациям в период 1938 - 1940-х гг. В рассматриваемый период времени эти потоки были не столь масштабны и интенсивны, как в 1970 - 1980-х гг., но все же оставались значимыми для понимания этнических миграций.

11. Выезд из мест депортации и въезд не на территорию депортационного выезда этносов и этнических групп, подвергшихся депортациям в период 1938 - 1940-х гг. (например, турок- месхетинцев, курдов, хемшилов).

12. Международная иммиграция в Россию представителей автохтонных этносов из стран дальнего зарубежья на постоянное место жительства. Например: сербов, китайцев, вьетнамцев, арабов, пуштун и др.

13. Этнические (по представительству) трудовые миграции (международные и внутренние). В 2006 г. иностранная рабочая сила в РФ прибывала из 120 стран мира. Численность легальной составляющей - более 1 млн. чел. Объем нелегальной оценивается в 7 - 10 млн. чел. Среди бывших союзных республик, из которых в Россию направлены важнейшие потоки трудовой миграции, выделяются Украина, Таджикистан, Узбекистан, Молдавия, Армения, Азербайджан, Грузия. Из стран дальнего зарубежья самыми крупными экспортерами иностранной рабочей силы выступают Китай, Турция, Вьетнам, КНДР и Югославия. Статистика свидетельствует: на работу в Россию стали приезжать трудовые мигранты практически их всех европейских государств, стран Африки, Центральной и Южной Америки, Австралии.

14. Стационарная эмиграция представителей русского и других автохтонных этносов из России в страны дальнего зарубежья.

15. Репатриация и реэмиграция евреев, немцев, греков на историческую родину в места автохтонного проживания этносов в странах дальнего зарубежья.

16. К отдельному виду этнических миграций следует отнести массовый выезд турок-месхетинцев в США. По данным профильного департамента Краснодарского края, в 2005 - 2008 гг. по программе переселения в США из Краснодарского края выехали 11315 турок-месхетинцев.

17. Этнические (по представительству) международные образовательные мигранты8.

Классификация этнических миграций призвана дать более четкие ориентиры для выработки политики и управления миграционным движением российского населения, приема различных категорий внешних и внутренних мигрантов. Совершенно очевидна необходимость перехода от вульгарного определения иных - "понаехали тут" к более адекватному представлению о сложном категориальном составе мигрантов, причинах их появления, целях и функциях, правах и обязанностях. Необходим безусловный отказ от журналистских штампов, стигматизирующих всех без разбора определениями типа "гастарбайтеры", "желтая угроза" и т.п. Дифференциация миграционных потоков, образующихся под влиянием этнических факторов и имеющих те или иные следствия для отдающих и принимающих обществ, позволит выработать критерии и конкретные ожидания применительно к каждому из них.

Это необходимо для разработки конкретных программ и проектов, адресованных отдельным категориям мигрантов на всех этапах миграционного процесса.

Вывод
Итак, этнические миграции — миграции населения, в которых на первый план выступает роль этнического фактора. В международных миграциях такая избирательность состава мигрантов проявляется, например, при переселении  из однонациональной страны (в частности, миграция португальцев в Бразилию); кроме того, как в международных, так и во внутристрановых миграциях избирательность может быть обусловлена неравномерным социально- экономическим и культурным развитием народов, живущих в различных частях страны (например, переселение русских в Сибирь), национальным гнетом или неравноправием, военными столкновениями между отдельными народами, религиозными преследованиями (если религия совпадает с этнической принадлежностью) и др. Этнические миграции на дальние расстояния приводят к отрыву людей от основного этнического ядра, способствуют смешению с др. народами, усилению контактов между ними и развитию этнических процессов.

Примером крупных этнических миграций во второй половине XX в. может служить переселение евреев в Израиль, переселение-бегство армян из Азербайджана в Армению и азербайджанцев из Армении в Азербайджан, переселение русских из отделившихся стран ближнего зарубежья и Россию и др.9

Причины этнических миграционных процессов в современной России образуют негативные политические и социально-экономические факторы: межэтнические конфликты и воины, экологические катастрофы, неблагоприятная экономическая ситуация в отдельных регионах (безработица, нищета, социально-экономическое бесправие). К позитивным причинам интенсификации миграционных перемещений относятся демократизация российского общества, активизация внешнеполитических отношений, стабилизация валютного курса, включение России во всемирную информационную и финансовую сеть, и в целом усиление ее роли в мировом сообществе в процессе глобализации.,

Интенсивная этническая миграция имеет как позитивные, так и негативные следствия. К позитивным следствиям в масштабах страны можно отнести приток дешевой рабочей силы, постоянные финансовые поступления.

Интенсивные этнические миграции порождают также огромное разнообразие региональных практик социального взаимодействия мигрантов с местным населением в принимающих обществах и, конечно, с самим принимающим обществом как структурным целым, имеющим социально-статусную дифференциацию, специфические культурные условия и институциональные
Список использованной литературы
1. Этносоциология: Учебное пособие для вузов / Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева, А.А. Сусоколов. – М.: Аспект Пресс, 1999. – 271 с.

2. Юдина Т.Н. Миграция: словарь основных терминов: Учеб. пособие. — М.: Издательство РГСУ; Академический Проект, 2007. — 472 с.

3. Ионцев В. А., Лебедева Н. М., Назаров М. В., Окороков А. В. Эмиграция и репатриация в России. М., 2001. С. 140.

4. Петров В.Н. Этнические миграции в современной России: детерминанты и типология // Социологические исследования, №10, 2009 г. - 48-56 с.

5. Петров В.Н. Этнические миграции в современной России: детерминанты и типология // Социологические исследования, №10, 2009 г. - 48-56 с.

1 Петров В.Н. Этнические миграции в современной России: детерминанты и типология // Социологические исследования, №10, 2009 г. - 48-56 с.

2 Ионцев В. А., Лебедева Н. М., Назаров М. В., Окороков А. В. Эмиграция и репатриация в России. М., 2001. С. 140.

3 Петров В.Н. Этнические миграции в современной России: детерминанты и типология // Социологические исследования, №10, 2009 г. - 48-56 с.

4 Этносоциология: Учебное пособие для вузов / Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева, А.А. Сусоколов. – М.: Аспект Пресс, 1999. – 271 с.

5 Петров В.Н. Этнические миграции населения в современной России: дискурсы и возможности социологической рефлексии// «Социология». «Второй всероссийский социологический конгресс», № 1 – март, 2004 г.

6 Петров В.Н. Этнические миграции населения в современной России: дискурсы и возможности социологической рефлексии// «Социология». «Второй всероссийский социологический конгресс», № 1 – март, 2004 г.


7 Петров В.Н. Этнические миграции в современной России: детерминанты и типология // Социологические исследования, №10, 2009 г. - 48-56 с.

8 Петров В.Н. Этнические миграции в современной России: детерминанты и типология // Социологические исследования, №10, 2009 г. - 48-56 с.

9 Юдина Т.Н. Миграция: словарь основных терминов: Учеб. пособие. — М.: Издательство РГСУ; Академический Проект, 2007. — 472 с.




Скачать файл (40.8 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации