Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Основы предпринимательства - файл n1.doc


Лекции - Основы предпринимательства
скачать (308.5 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc309kb.06.01.2013 15:51скачать

Загрузка...

n1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Лекции по дисциплине

«Основы предпринимательства»

Введение.

Согласно главному принципу рыночной экономики любой хозяйствующий субъект (человек, семья, группа, коллектив, предприятие) имеет право выбирать предпочтительный вид экономической деятельности и осуществлять эту деятельность в любой допустимой форме.

Под видами экономической деятельности подразумевается:

  • производство разнообразных видов продукции, товаров и оказание услуг,

  • торгово-посредническая,

  • финансово-кредитная,

  • научно-информационная,

  • управленческая деятельность,

т.е. любые виды действий в сфере производства, распределения и перераспределения, обмена, потребления и использования общественного продукта, которые не запрещены законом, как преступные. Закон же призван ограничивать и защищать только от тех видов экономической и хозяйственной деятельности, которые представляют реальную опасность для жизни и свободы людей, общественной стабильности, противоречат нормам морали. Все остальное должно быть разрешено как в форме индивидуальной трудовой деятельности, так и в коллективных и государственных формах деятельности.

Данная дисциплина предусматривает изучение вопросов, связанных с созданием рентабельных строительных предприятий и организаций, с методами предпринимательского искусства, с порядком организации своего бизнеса и рационального управления им.

Данная дисциплина тесно связана с такими дисциплинами, как:

  • технология строительного производства,

  • экономика строительства,

  • основы менеджмента,

  • другими.

Тема 1. Виды и формы собственности.

Собственность – это отношения между человеком или сообществом людей (субъектом), с одной стороны, и любой субстанцией материального мира (объектом) – с другой, заключающиеся в постоянном или временном, частичном или полном отчуждении, отсоединении, присвоении объекта субъектом и характеризующие принадлежность объекта к субъекту.

Собственность реализуется экономически, когда она начинает приносить доход.

Важно различать право собственности и отношения собственности.

Право собственности – это право контролировать использование определенных ресурсов и распределять возникающие при этом затраты и выгоды.

Отношения собственности – это система отношений между субъектами по поводу присвоения и отчуждения благ, в первую очередь факторов производства.

Отношения собственности можно представить, как два полюса, на одном из которых – частная собственность, на другом общественная собственность.

Субъект собственности (собственник) - активная сторона отношений собственности. Субъектами собственности являются заведомо одушевленные лица.

Объект собственности – пассивная сторона отношений собственности (предметы природы, вещества, энергия, информация, имущество, интеллект, полностью или в какой-то степени принадлежащей субъекту).

Общая схема отношений субъекта и объекта собственности и их взаимосвязи показана

на рис. 1.1.


Рис. 1.1. Общая схема отношений субъекта и объекта собственности и их взаимосвязи
В любых отношениях собственности принимают участие самые неравнозначные объекты. Принято считать доминирующими средства производства, но назначение других объектов и факторов непрерывно возрастает. Роль вещественных средств производства снижается, что подтверждается теорией и практикой новейшего капитализма.

С развитием акционерной собственности, что привело к распылению акционерного капитала, больше внимания стало уделяться организации дела, информации и управлению.

Связи между субъектами и объектами собственности осуществляются через отношения владения, пользования, распоряжения и ответственности, представляющие одновременно юридические, правовые и экономические категории:

владение — начальная форма собственности, юридическая фик­сация субъекта собственности;

-пользование — применение объекта собственности в соответствии с его назначением и по усмотрению пользователя;

-распоряжение — наиболее всеобъемлющий способ реализации отношений между субъектами и объектами собственности;

- ответственность — бремя собственности, возникающее автоматически (потеря, ущерб, показание).

Формы собственности — это их вид, характеризуемый по при- знаку субъекта собственности.

При индивидуальной форме субъект собственности персонифицирован как физическое лицо, обладающее полным правом распоряжаться принадлежащим ему объектом собственности. Индивидуальную собственность можно подразделить на личную и частную (различие не носит принципиального характера). Личная собственность охватывает объекты индивидуальной собственности либо объекты, используемые самим собственником или предоставляемые другим лицам бесплатно.

Частная собственность предоставляется за плату. Представление о том, что частная собственность занимает ведущее место в рыночной экономике, ошибочно. Современной рыночной экономике присущи в основном совместные, коллективные формы собственности.

В типичной капиталистической экономике рыночного типа средства производства по виду собственности находятся в следующем соотношении:

  • 10 – 15 % в частной собственности,

  • 60-70% - в коллективно-корпоративной и акционерной,

  • 15-25 % - в государственной.

В укрупненном представлении совокупность форм собственности охватывает:

  • общенародную собственность (природные богатства общего пользования);

  • государственную собственность(природные богатства, основные фонды, оборотные средства, информация);

  • региональную государственную собственность;

  • местную муниципальную собственность;

  • коллективную собственность (неделимая часть общенародной, государственной собственности, переданная коллективу предприятия, выкупленная или арендованная);

  • совместную и долевую собственность (акционерная, коллективно -долевая, кооперативная);

  • индивидуальную собственность;

  • собственность общественных организаций.

По виду собственности согласно ст.212 ГК РФ определяют следующие формы предприятий:

  1. государственные – с государственной формой собственности;

  2. частные – с частной собственностью, где отношения строятся на обособленном присвоении факторов и результатов производства;

  3. коллективные - с коллективной (общественной) формой собственности, где отношения строятся на совместном присвоении;

  4. муниципальные - предприятия, находящиеся в собственности муниципалитета;

  5. со смешанными формами собственности, где переплетаются частное и общественное начала.

Итак, собственность представляет собой неразрывное единство экономики и права, и поэтому предприятие имеет экономическую и юридическую форму.
Жиделева В.В., Каптейн Ю.Н. Экономика предприятия: Учеб. Пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003. -133 с. – (серия «Высшее образование»).
Тема 2. Предпринимательство и его виды.

Понятие предпринимательства.

Предпринимательство: инициативная самостоятельная деятельность граждан и коллективов, направленная на получение прибыли, основанная на использование всех форм собственности.

Предпринимательство – осуществляемое без привлечен6ия наемного труда рассматривается, как индивидуальная трудовая деятельность.

Предпринимательство – осуществляемое с привлечением наемного труда, регистрируется, как предприятие.

Предприятие – самостоятельный субъект, созданный в порядке, установленном законодательством, для производства продукции, выполнения работ и услуг, в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли через;

а) самостоятельное осуществление своей деятельности,

б) распоряжение выпускаемой продукцией и прибылью, оставшейся у него после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Предприниматель – человек, осуществляющий вышеуказанную деятельность.

Ресурсы, необходимые для осуществления процесса производства называются факторами производства.

Основные факторы производства:

труд - это совокупность знаний, умений и навыков, физических и интеллектуальных

способностей человека, т.е. рабочая сила, которую он пускает в ход при производстве

продукта;

капитал - или инвестиционные ресурсы - это все средства производства, произведенные

человеком; к нему относятся здания, сооружения, машины, оборудование, инструменты,

полуфабрикаты, материалы, прошедшие первичную обработку;

природные ресурсы (земля) - все естественные ресурсы, «даровые» блага природы,

применяемые человеком в процессе производства: с/х угодья, леса, вода, воздух, участки

под новое строительство, добываемое сырье и т.д.;

предпринимательская способность - это особый фактор производства, соединяющий

в процессе производства все остальные факторы в единую систему; это также и

способность принимать решения и рисковать.

Мотивация предпринимательства.

Она заключается в следующем: факторы производства всегда кому-то принадлежат. И собственник этих факторов от их использования в процессе производства хочет получить доход. Собственник:

  • труда - рассчитывает на доход в виде заработной платы;

  • капитала - на доход в виде процента на вложенный капитал;

  • природных ресурсов - на ренту;

  • предпринимательской способности - на прибыль.

Взаимодействие предпринимателя

с субъектами рыночной экономики.

Субъекты рыночной экономики - это физические и юридические лица, обладающие соответствующими правами и обязанностями, участвующие в рыночных отношениях, а именно в производстве и сбыте продукции, и составляющие друг другу конкуренцию.

Общую схему взаимодействия предпринимателя можно представить рисунком 3. 1.


Собственники,

обладатели

факторов

предпринимательской деятельности




Ф

Дф

Предпри­ниматель




Т

Дт

Потребители товара

(конечного продукта

предпринимателя)

Рис.2.1. Общая схема предпринимательства.

Где Т - товар, которым предприниматель призван удовлетворить запросы

определенного круга потребителей;

Дт - денежная выручка за этот товар;

Чтобы реализовать товар необходимо его иметь. Поэтому предприниматель:

  • приобретает,

  • получает,

  • сам производит,

и осуществляет его продвижение для продажи потребителю, покупателю.

Если предприниматель не обладает факторами производства, то он приобретает их у обладателей ими, тогда Ф - это факторы производства, Дф - это денежная сумма на приобретение факторов производства.

Предпринимательская деятельность должна быть организована так, чтобы все действия осуществлялись за определенное время. Для этого предпринимателю нужен высокий уровень организации.

Продолжительность любой предпринимательской операции оказывает значительное влияние на ее эффективность и прибыльность, поэтому время это тоже фактор предпринимательства.

Предпринимательская деятельность - это совокупность последовательно или параллельно, одновременно проводимых операций. Каждая бизнес-операция - это один завершенный цикл предпринимательства, еще можно назвать ее «бизнес - сделкой». Сделка в бизнесе - это основанное на письменном договоре или устном соглашении, взаимодействие

2-х или нескольких хозяйствующих субъектов, лиц в интересах выгоды.

Виды предпринимательской

деятельности.

В зависимости от содержания различают такие виды предпринимательства:

  • производственное - предприятие использует в качестве факторов производства собственные или приобретенные предметы труда, рабочую силу, информационные и духовные ценности для последующей продажи покупателям;

  • коммерческое - предприниматель выступает в роли коммерсанта, торговца, продавая готовые товары; прибыль предприятия образуется путем продажи по цене, превышающей цену приобретения;

  • финансовое - в качестве предмета купли - продажи выступают ценные бумаги,
    продаваемые или предоставляемые покупателю в кредит; происходит продажа одних
    денежных средств за другие (нынешних денег за будущие);

  • посредническое - предприниматель выступает в роли посредника, связующего звена в процессе товарного обмена, в товарно-денежных операциях; оказание посреднических услуг дает доход и прибыль.

  • страховое - заключается в том, что предприниматель гарантирует страхователю за определенную плату компенсацию возможного ущерба имуществу, ценностям, жизни, в результате непредвиденного бедствия или обстоятельств непреодолимой силы.

Тема 3. Организационно-правовые формы предприятий.

Понятие ОПФ.

ОПФ - это система норм, определяющая отношения между партнерами по предприятию, а также самого предприятия с другими предприятиями и физическими лицами.

Одной из существующих форм предприятия выступает частное, индивидуальное (или частно - семейное). Индивидуальное предприятие является собственностью одного человека (частного лица), который несет всю ответственность за свою деятельность. Для осуществления такой деятельности необходимо получить лицензию или патент. Такие предприятия могут создаваться в результате приватизации существующих предприятий (государственных и муниципальных), так и за счет образования новых.

Существуют организационные формы предприятий, имеющих правовой статус юридического лица. Юридическим лицом является предприятие, имеющее собственный Устав, счет в банке, и прошедшее процедуру государственной регистрации. Оно имеет свое название, печать, обособленное имущество, самостоятельный баланс и выступает в качестве самостоятельного субъекта права в роли, как истца, так и ответчика.

Коммерческие предприятия - это чисто торговые, деятельность которых направлена на осуществление купли-продажи, для получения прибыли, при которой происходит смена собственности. Их деятельность включает:

  • закупку МТР;

  • планирование ассортимента и сбыта продукции;

  • организацию сбыта продукции;

  • выбор наилучшего партнера;

  • коммерческое посредничество.

Некоммерческие предприятия.

Деятельность этих предприятий не связана с финансовой прибылью. Это учреждения

культуры, образования, общественные, политические и религиозные организации (объединения), потребительские кооперативы, разнообразные фонды.

Фирма.

Это понятие полностью равнозначно понятию «предприятия» и используется в экономических отношениях между Россией и зарубежными странами. Чаще всего под фирмой понимается хозяйственная организация, компания или отдельный предприниматель, пользующиеся правами юридического лица, осуществляющие экономическую деятельность и преследующие цели получения дохода и прибыли.

Компании - это предприятия разнообразного профиля, основанные на долевом участии

вкладчиков; они занимаются предпринимательской (промышленной и коммерческой)

деятельностью и работают по ассоциативным принципам.

Корпорация - это объединение предприятий (организаций) и физических лиц, официально

зарегистрированных и действующих, как юридическое лицо; права собственности

разделены м/у ними, как между акционерами.

Эта форма предприятий распространена в американской экономике.

ОПФ промышленных предприятий.

Промышленные предприятия могут создаваться в форме:

  • обществ (ООО, ОДО, ОАО, ЗАО);

  • товариществ (ПТ, ТВ);

  • производственных кооперативов (ПК);

  • государственных и муниципальных унитарных предприятий (ГУП и МУП).

Характеристика

хозяйственных товариществ и обществ.

Полное товарищество (ПТ).

Ст.69 ГК РФ - полным признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным м/у ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом. Лицо может быть участником только 1-гоПТ.

Документы: 1) Учредит. Договор. (наименование Юридического Лица, место нахождения, порядок управления, условия и порядок распределения прибыли, собственный капитал, сроки внесения вкладов, ответственность участников);

Управление: непосредственное участие всех членов ПТ в управлении деятельностью и собственностью через Общее собрание ПТ (каждый участник имеет 1 голос). Товарищество на вере (ТВ).

Имеет другое название коммандитное товарищество, состоит из 2-х категорий участников, занимающих различное положение в ТВ и имеющих разные права и обязанности.

  1. категория: полные товарищи (как в ПТ);

  2. категория - вкладчики, которые предоставляют финансовые, имущественные или иные
    средства для обеспечения деятельности ТВ и соответственно рискуют только ими.
    Документы: учредит. Договор.

Управление: как в ПТ, вкладчики выступают от ТВ только по доверенности.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО).

Учредители: несколько или один. При нескольких учредителях УК делится на доли в учредительном договоре. По ст.87 ГК РФ вклады учредителей должны составлять либо 1 долю или кратное число долей. Законом об ООО установлено предельное количество участников и превышение его ведет к преобразованию в АО либо к ликвидации в течение года.

Документы: 1) один учредитель - решение учредителя, Устав предприятия;

2) несколько учредителей - Учредит. Договор, Устав предприятия. Сумма уставного капитала на сегодняшний день составляет 15000 рублей и более (постоянно меняется). На момент регистрации необходимо иметь 1/2 часть уставного капитала, либо на счете в банке, либо в виде основных фондов (имущества), подтвержденного документами. В течение года УК дополняется до полной суммы (возможно уменьшение суммы УК или ликвидация предприятия).

Управление: Общее собрание учредителей - высший орган управления. Исполнительный комитет назначается в учредительном договоре для осуществления текущего руководства и подотчетен общему собранию. Этот орган может быть:

  • единоличный - директор, управляющий и прочее,

  • коллегиальный - дирекция, управление и прочее.

Ревизионная комиссия осуществляет контроль над финансовой деятельностью ООО. Общество с дополнительной ответственностью (ОДО). Организуется и существует по правилам и законам ООО.

Отличие: участники ОДО принимают на себя ответственность по обязательствам нд только в размере внесенных вкладов, но и другим своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов. Этот размер определяется Учредительным Договором.

Акционерные общества.

Акционерным признается такое общество, УК которого разделен на определенное количество акций (общая стоимость их как правило равна стоимости основных фондов предприятия). Акции могут быть:

обыкновенные (простые),

привилегированные (не дают права голоса). Правовые отношения определены ГК РФ и законами об АО.

Общества открытого типа - подписка на акции проводится публично, отчуждение акций происходит без согласования с АО; отчетность ОАО обязательно публикуется в СМИ. Общества закрытого типа - акции распространяются среди определенного круга людей и при продаже акций члены его имеют привилегированное право первоочередности приобретения их, число акционеров ограничено законом о ЗАО. Публикация отчетности по закону о ЗАО.

Предварительно составляется договор между учредителями АО с определением УК, однако он не является учредительным документом.

Документы: Устав с указанием категорий акций, их номинальной стоимости.

Управление: главный высший орган - Общее собрание акционеров.

Избирается Совет директоров - как наблюдательный совет при числе акционеров более 50 и наличии нескольких подразделений, входящих в АО.

Текущее управление: дирекция, управление, генеральный директор, директор. Они отчитываются перед Советом директоров и Общим собранием акционеров.

Производственные кооперативы.

Это добровольные объединения граждан на основе членства для совместной производственной или иной деятельности (производство, перепродажа, сбыт с/х. и промышленной продукции, выполнение работ, оказание услуг, торговля, бытовое облуживание и т.д.), основанной на их личном трудовом или ином участии и объединении его членами имущественных паев. ПК - коммерческая организация. Работа в ПК может совмещаться с работой на госпредприятии.

Документы: Устав, который содержит сведения согласно ст. 108 ГК РФ. Управление: Собрание членов ПК. Исполнительный орган - правление кооператива или председатель. Число членов кооператива должно быть не мене 5 чел. ( участие разрешено с 16лет). Экономическая основа ПК - его основная деятельность, которая образуется из: имущества членов ПК,

  • доходов от производства,

  • кредитов,

других видов дохода.

Пай может быть внесен в виде денежных и имущественных средств. К моменту регистрации ПК каждый член должен внести не менее 10% своего пая.

Унитарные предприятия (ГУП и МУП).

Они основаны на праве хозяйственного ведения и создаются по решению уполномоченного на то государственного или муниципального органа. Документ: Устав.

Ассоциации - собирательные организационно-правовые формы, т.е., объединения предприятий. Они представлены:

  • концернами,

  • консорциумами

  • трестами,

  • синдикатами,

  • картелями и другими хозяйственными объединениями.

Они создаются на договорной основе. Главный принцип - добровольное вхождение. Права юридических лиц сохраняются, и добровольность выхода из объединения обеспечивается. Однако сохраняются права перед партнерами по ранее заключенным договорам. Цель ассоциации: осуществление совместных дорогостоящих инвестиционных проектов.

Дочерние и зависимые общества.

С целью сочетания крупного и мелкого предпринимательства создаются смешанные
организационно-правовые формы. Чаще это предприятие -изготовитель продукции
(франчайзер) вступает в соглашение с небольшой фирмой (франчайзи), которая
принимает на себя обязательства продажи товаров франзайзера или оказания ему услуг.
Это сотрудничество основано на договоре франзайзинга.

В России этот процесс больше известен, как создание филиалов, дочерних и зависимых предприятий. Такие фирмы обладают формальной юридической независимостью и имеют тесные финансовые, производственные и хозяйственные связи с основной фирмой, но не несут ответственности по обязательствам ее.
Тема 4. Порядок создания и регистрации предприятия.

Порядок создания и регистрации предприятий.

  1. Принимается идея и решение о создании предприятия, вид его деятельности, место расположения.

  2. Разрабатываются Учредительные документы.

  3. Открывается накопительный счет в банке для внесения УК.

4. Печать изготавливается после регистрации документов в регистрационном органе. Предпринимателю удобно иметь следующую таблицу 1., которая включает в себя всю необходимую для регистрации предприятия информацию.

Регистрация в налоговой инспекции в течение 10 дней после выдачи регистрационного свидетельства.

Таблица 4.1.

Наименование регистрирующего органа

Наименование

документа

Телефон

Время приема и выдачи

Регистрационная палата

г. Архангельска

1 .Решение учредителя (ей).

2.Устав (5экз).

3. Выписка из банка о внесении уставного капитала.

4.Квитанция об уплате регистрации.

5. Учредительный договор.

Начальник

65-53-49, 65-57-31, 65-53-46.

Вторник, Среда, Четверг: прием: 9-11 выдача: 14-16

Статистика


1 .Устав (подлинник) 2.3аявление.

3. Квитанция об уплате услуг.

4. Копия регистрационного свидетельства.
сви свидетельства

свидетельства.

20-57-38

Все рабочие дни недели: 9-12 14.30-16.30



Налоговая инспекция

1 .Устав (подл.)

2.3аявление и приложение.

3. Копия регистрационного

свидетельства

  1. Копия письма

из статистики.

20-71-79, 20-78-79.

Все рабочие дни недели: прием: 10-12, выдача: 14-16.

Пенсионный фонд

1 .Копия Устава. 2.3аявление.

3. Копия регистрационного свидетельства.

4. Копия письма из статистики.

  1. Копия

налогового свидетельства.

64-11-66,

28-07-93.

Вторник - пятница: 8.30-12.30, 13.30-16.45.

Фонд обязательного медицинского страхования

1.Копия Устава

2..Заявление.

3.Копия регистрационного

свидетельства.

4. Копия письма из статистики.

5. Копия налогового свидетельства

65-06-41

Все рабочие дни недели 9- 13-16.

Фонд социального страхования

1 .Копия Устава.

2. Заявление.

3. Копия регистрационного

свидетельства.

4. Копия письма

из статистики.

  1. Копия

налогового свидетельства



65-47-77, 65-25-46.

Все рабочие дни недели: 8.30-13, 14-16.45.

Тема 5. Лицензирование деятельности.

Свобода предпринимательства не исключает ограничения прав предпринимателей заниматься определенными видами деятельности, если реализация таких прав может нанести ущерб обществу. Поэтому для определенных видов деятельности государство вводит лицензирование.

Лицензирование - это выдача специальных документов, дающих право физическому или юридическому лицу заниматься этим видом деятельности, осуществлять определенные, предусмотренные нормативными актами операции с соблюдением нормативных требований, стандартов.

Лицензирование – традиционный инструмент государственного регулирования предпринимательской деятельности, широко используемый во всех странах с рыночной экономикой.

Лицензирование в России было введено Законом «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25.12.90 г., где указано, что отдельные виды деятельности могут осуществляться предприятием только на основе специального разрешения (лицензии). Перечень этих видов деятельности определяется Советом Министров РСФСР и Советами Министров входящих в ее состав республик или уполномоченных ими органов.

В 1994 г. введена 1 часть ГК РФ, а Закон отменен.

В 2001 г. (08.08.2001 г.) был принят новый закон о лицензиро­вании отдельных видов деятельности, вступивший в действие через шесть месяцев после опубликования.

Законом вводится ряд понятий, характеризующих лицензирование, в том числе:

1. Лицензия, под которой понимается «специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю».

2. Лицензирование, под которым понимаются мероприятия, связанные с предоставлением лицензий и переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, с приостановлением и возобновлением лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

3. Критерии, на основе которых выделяются виды деятельности, подлежащие лицензированию. К таким критериям закон относит:

возможность нанесения в результате осуществления

предпринимательской деятельности ущерба:

а) правам и законным интересам граждан;

б) их здоровью;

в) обороне и безопасности государства;

г) культурному наследию народов Российской Федерации.

Кроме того, закон указывает еще один признак выделения

ли­цензируемых видов деятельности: это виды деятельности, «регу­лирование которых не может осуществляться иными методами, кроме лицензирования».

4. Принципы, которые реализуются в системе лицензирования:

1) единство экономического пространства на территории

Рос­сийской Федерации;

2) единый перечень лицензируемых видов деятельности;

3) единый порядок лицензирования на территории Российской
Федерации;

4) установление лицензионных требований и условий

положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;

5) гласность и открытость лицензирования;

6) соблюдение законности при осуществлении лицензирования.
Кроме того, закон о лицензировании отдельных видов

деятельности регламентирует решение и ряда других важных вопросов. 3 частности, закон разграничивает функции правительства и лицензирующих органов (в области лицензирования). Правительство выполняет следующие функции в области лицензирования:

1) утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности (важно обратить внимание на то, что никакой другой орган, кроме правительства, не праве утверждать такие документы);

2) определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности;

3) устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Федерации.

Лицензирующие органы осуществляют:

  1. предоставление лицензий;

  2. переоформление документов, подтверждающих наличие лицензии;

  3. приостановление и возобновление действия лицензий;

  4. аннулирование лицензий (только в случае неуплаты лицензиатом в течение 3 месяцев установленного взноса);

5) ведение реестра лицензий;

6) контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных тре­бований и условий.

Срок действия лицензии не может быть менее 5 лет (по ранее действовавшему закону лицензии выдавались на 3 года). Положе­ниями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии. По заявлению лицензиата срок действия лицензии может быть продлен.

Лицензирующие органы имеют право:

  1. проводить проверки;

  2. запрашивать и получать от лицензиата необходимые объяс­нения и документы;

  3. составлять на основании результатов проверки акты (прото­колы) с указанием конкретных нарушений;

  4. выносить решения, обязывающие лицензиата устранить вы­
    явленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких на­рушений;

  5. выносить предупреждение лицензиатам.

Закон содержит подробное изложение порядка получения

лицен­зий. Для получения лицензии ее соискатель должен представить в соответствующий лицензирующий орган следующие документы:

  1. Заявление о выдаче лицензии.

  2. Сведения о квалификации работников соискателя лицензии.

  3. Копию учредительных документов.

  4. Копию свидетельства о государственной регистрации соис­кателя лицензии в качестве юридического лица.

  5. Справку о постановке на учет лицензиата в налоговом органе.

  6. Документ, подтверждающий внесение соискателем платы за рассмотрение лицензирующим органом заявления лицензиата.

В положениях о конкретных видах деятельности также может быть предусмотрено представление иных документов, если того требуют соответствующие федеральные законы или иные право­вые акты.

В течение 3 дней после того, как соискатель лицензии пред­ставил документы, подтверждающие уплату лицензионного сбо­ра, лицензирующий орган бесплатно выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии.

Лицензия выдается отдельно на каждый вид деятельности (если одна и та же организация собирается заниматься двумя видам деятельности, подлежащими лицензированию, то ей необходимо получить две различные лицензии). Вид деятельности, на осуществление которого получена лицензия, может выполняться толь­ко получившим лицензию юридическим лицом или индивидуаль­ным предпринимателем.

Деятельность, на осуществление которой лицензию выдал фе­деральный орган государственной власти, может осуществляться на всей территории Федерации. Если же лицензия выдана лицен­зирующим органом субъекта Федерации, то соответствующая де­ятельность может беспрепятственно осуществляться на террито­рии данного субъекта Федерации; на территории других субъек­тов Федерации такую деятельность можно осуществлять лишь при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соот­ветствующих субъектов Федерации.

Лицензирующий орган принимает решение о выдаче (или от­казе в выдаче) лицензии в срок, не превышающий 60 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами. За­кон предусматривает возможность установления более коротких сроков в положениях о конкретных видах деятельности.

Закон строго регламентирует основания отказа. Отказать в вы­даче лицензии можно только в следующих двух случаях:

  1. если в документах выявлена недостоверная или искаженная информация (заметим, что, по нашему мнению, это одно и то же, поскольку всякая искаженная информация является недостоверной и наоборот);

  2. если соискатель не соответствует лицензионным требованиям и условиям.

Других причин для отказа в выдаче лицензии быть не может. Лицензирующий орган обязан в течение 3 дней после принятия решения сообщить о нем соискателю лицензии. В случае отрицательного решения должна быть сообщена причина отказа.
За рассмотрение заявления о выдаче лицензии взимается лицензионный сбор

в размере 300 руб.; за предоставление лицензии – 1000 руб.

Аннулирование лицензии может быть произведено по решению суда на основании заявления лицензирующего органа в случаях, если нарушение лицензиатом требований и условий осуществле­ния лицензируемой деятельности повлекло за собой нанесение ущерба:

  • правам, законным интересам, здоровью граждан,

  • оборо­не и безопасности государства,

  • культурному наследию народов Российской Федерации,

  • в случаях неоднократного или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и ус­ловий.

В законе от 08.08.2001 г. пере­числено свыше 120 видов деятельности, которые могут осуществ­ляться только при наличии лицензии, но при этом указан целый ряд сфер деятельности, не охваченных содержащимся в законе перечнем лицензируемых видов деятельности.

Решения и действия органов, уполномоченных осуществлять лицензионную деятельность, могут быть обжалованы лицом, об­ратившимся за лицензией, в судебные органы. Неправомерный отказ или уклонение от выдачи лицензии (так же, как неправомерный отказ или уклонение от регистрации предпринимателя или коммерческой организации) влечет за собой уголовную ответственность соответствующего должностного лица (ст. 169 УК РФ).

Таким образом, в нашей стране создана и действует стройная система лицензирования в качестве одной из форм государствен­ного регулирования предпринимательской деятельности.

Лицензии выдаются лицензионными комитетами на территории РФ в органах местного самоуправления (администрации, мэрии, округе и т.д.); лицензиат - покупатель лицензии.

Лицензии бываю 3-х видов:

  1. простая,

  2. исключительная,

  3. полная.


Тема 6. Правовое и информационное обеспечение.

Информация (лат) – сообщение, осведомление о положении дел и состоянии чего-нибудь. Все виды деятельности человека проходят в условиях протекания информационных потоков и воздействий. Информационная связь внутри предприятия, а также с другими предприятиями:

во-первых – стимулирует мышление персонала и активную деятельность;

во-вторых – играет коммуникационную роль по обеспечению связи между людьми, которые осуществляют управленческую деятельность, а также между объектами управления. Она важна для получения совокупности сведений о состоянии объекта управления и внешней среды, в частности рынка.

Свойства информации:

  1. способность отражать события и явления, происходящие в ходе производственного
    процесса;

  2. на основании ее принимаются и реализуются решения;

3) возможность проверить эффективность решений (зная промежуточные и конечные
результаты).

Выводы:

  1. Информация является основой управления.

  2. Информация - это лишь такие сведения, которые уменьшают существующую ее
    неопределенность.

В современных условиях для информации характерно следующее:

  1. углубление информации;

  2. увеличение пропускной способности средств, осуществляющих связь;

  3. изменение качественного содержания информации, т.е. СЕМАНТИКИ (содержание и смысл информации);

Это состояние информации привело к созданию ЗНИБ.

Законодательно - нормативная информационная база (ЗНИБ).

Основными информативными документами для организации и управления предприятием

являются:

  1. Гражданский Кодекс РФ с комментариями, который постоянно дополняется и изменяется
    по мере изменений в законодательстве.

  2. Проектно-нормативная информация, т.е. нормативные документы по проектированию,
    строительству зданий и сооружений (СНиПы, ЕНИРы, УСН, ГСН, ГЭСН, МДС и т.д.).

  3. Документированная отчетно-распорядительная информация. Ее носителем является
    документ в виде текстов, таблиц, графиков. В нем фиксируется:

  • хозяйственная деятельность предприятия;

  • условия производства работ;

  • решения и распоряжения;

  • учетные и отчетные данные о движении всех видов ресурсов.

Все документы являются составной частью унифицированной системы документации (УДС). поэтому они должны оформляться по единым правилам и требованиям документационного обеспечения управления (ДОУ) для применения вычислительной и другой оргтехники (ИВТ). т.е. соответствовать стандартам. Вся информация, необходимая для работы предприятия заносится в банк данных. Банк данных - это комплекс информации, хранимой в массивах, т.е.базы данных и средств для ее обслуживания (программ, технических устройств и специального языка). Обслуживание банка данных заключается в накоплении, обновлении и корректировке информации, а также выдаче ответов при решении соответствующих задач. Основные требования к информации.

  1. Достоверность - И. не должна включать в себя искажения и не иметь потерь при
    передаче.

  2. Полнота И - предоставление всего существующего необходимого объема сведений.

  3. Объективность - сообщения должны поступать такими какие они есть.

  4. Своевременность - в срок, досрочно, чтобы избежать риск предпринимательства.

  5. Экономичность - выбираются наиболее эффективные и безопасные способы передачи
    информации.


Тема 7. Основы управления предприятием.

Любое предприятие является социально-экономической системой.

Социальным принято называть все, что относится непосредственно к обществу, людям, их жизни. Экономика - это система жизнеобеспечения человека и общества. Отсюда следует, что все экономические процессы в той или иной степени одновременно имеют социальную значимость. Предприятие является неотъемлемой частью экономики. На предприятии возникают потребности производственных коллективов, а именно: кроме потребностей работника, как человека в коллективе, возникают общие социальные потребности. Тогда предприятие, как социально-экономическая система решает следующие вопросы:

а) коллегиально рассматривает единые проблемы работников;

б) по непроизводственному общению сотрудников;

в) по преодолению межличностных конфликтов;

г) по предоставлению оптовых услуг на коллективной основе;

д) по созданию необходимых условий труда и отдыха.

Управление предприятием призвано решать вышеупомянутые вопросы.

Без учета этих вопросов управляющий процесс на предприятии становится несостоятельным.

Управляющий процесс- это совокупность операций и процедур воздействия

управляющей подсистемы на управляемую, осуществляющихся в рамках

организационных структур фирмы.

Дадим определение управляющей и управляемой подсистемам.

Управляющая подсистема - это субъект управления (те, кто управляет).

Управляемая подсистема - это объект управления (те, кем управляют). Они находятся

в непрерывной связи.

Субъекты управления - это люди, осуществляющие управление – на предприятии это руководители, организаторы и т.п.

Объекты управления:

  • работники, действующие согласно установкам, предписанным субъектами управления;

  • любые экономические объекты (в частности – предприятия), подвергаемые определенным преобразованием по воле субъекта управления.

Если объект управления управляет собственными действиями, т.е. субъект и объект объединены в единое лицо, то здесь имеет место частный случай управления, который называется самоуправлением.

Кибернетическая схема контура управления показывает, как осуществляется принципиальный процесс управления и представлена на рис.7.1.

Наука, изучающая и исследующая процессы управления (законы) называется «экономической кибернетикой». Согласно этой науке, и как видно на схеме, субъект управления вырабатывает управляющее воздействие (приказы, распоряжения, указания, инструкции и .т.д.), которые передаются объекту управления. Объект управления воспринимает это воздействие и изменяет свой образ действия в соответствии с управляющим сигналом. О том , что объект выполнил работу и отреагировал на управляющее воздействие, субъект управления узнает, получая информацию па каналу обратной связи (отчеты, акты о выполненной работе или услуге, докладные записки, служебные письма и т.д.).

В качестве управляющей системы в строительном производстве выступает

соответствующая административная коммерческая иерархическая структура

управления (организационная система), включающая в себя на каждой ступени штатные

аппараты и советы руководителей подразделений и трудящихся. Эта структура

воздействует на участников строительного производства, переводит его из одного

состояния в другое, в соответствии с конкретными целями и задачами.

Таким образом, и управление строительным производством можно представить, как

информационное воздействие управляющей системы на управляемую.

управляющее

воздействие обратная связь
Рис.7.1. Схема контура управления (кибернетическая)

Цели это основа мотивации деятельности.

Цели определяют направление и характер поведения объекта управления.

Цель управления - основная категория управления, выражающая его исходный пункт и

определяющая направление изменений в объекте управления. Исходя из поставленной

цели:

  • формируются различные методы управления;

  • совершенствуется организационная структура, техника и технология управления.

Формирование цели является исходным, а ее достижение конечным пунктом
процесса управления.


Цель управления строительством состоит именно в том, чтобы при соблюдении сроков строительства, при минимальных затратах ресурсов достигнуть высоких ТЭП и конечного результата - хозяйственного дохода, а в последствии и прибыли.

Цели, отсюда и программы управления могут быть:

  • стратегическими (долгосрочными);

  • тактическими (краткосрочными).

М/у этими целями должна существовать взаимосвязь, при которой краткосрочные планы являются средством выполнения среднесрочных, а среднесрочные -долгосрочных. Формы программно - целевого управления (ЦПУ) постоянно совершенствуются.

7.1. Виды структур управления.

1. Линейная структура управления.



Рис. 7.2. Структура строительного участка
При линейной структуре управления происходит непосредственное воздействие руководителя на управляемое звено по всем функциям управления. Линейный руководитель единолично отвечает за работу подчиненных звеньев. Такая структура применяется при небольших объемах работ и малой численности работников.

Главная задача коллектива строительного участка - обеспечение ввода здания или сооружения в сроки, предусмотренные контрактом, при соответствующем качестве работ и достижения прибыли.

2. Функциональная структура управления.

Общее руководство осуществляется линейными руководителями через руководителей

функциональных подразделений. Функциональный руководитель наделен правами

распорядительства.

Рис.7.3.Функциональная структура управления.



3. Штабная структура.

Главным управляющим органом является штаб, которому подчинены

все строительные участки и подразделения.

4. Смешанная структура управления - линейно-функциональная,

штабная - линейная и т.д.

Цели структурных подразделений, руководителей и работников зависят от их

принадлежности к той или иной группе руководителей.

Различают 3 основные группы:

  1. группа – хозяйственные руководители;

  2. группа - специалисты;

  3. группа - вспомогательные работники (технические исполнители).

Ключевым звеном среди персонала управления являются хозяйственные руководители.

Они осуществляют:

а) руководство коллективом;

б) планируют деятельность предприятия;

в) организуют коллектив и направляют его деятельность на выполнение постоянных
целей.

Они опираются на функциональные звенья аппарата управления и несут личную ответственность за своевременное принятие и реализацию управленческих решений.

Различают 2 типа хозяйственных руководителей:

линейные - осуществляют руководство на участке, в управлении, в объединении
(мастера, руководители трестов, СМУ и т.д.);

функциональные - осуществляют выполнение одной из функций управления
(начальники отделов, отделений, служб).

2 группа – это руководители специалисты:

а) они оказывают квалификационную помощь хозяйственным руководителям при анализе работы предприятия и решении сложных вопросов;

б) самостоятельно руководят инженерн-техническими, планово-экономическими и
другими функциональными службами.

3 групп – это вспомогательные работники, которые осуществляют техническое и информационное обеспечение аппарата управления.

Содержание труда руководителей имеет 4-х основных составляющих:

  • техническую - умение решать вопросы, связанные с проектной и строительной

документацией;

  • экономическую - умение решать производственно-экономические проблемы;

  • организационную - умение организовать функционирование системы управления

производством ;

  • социально - психологическую - умение формировать активный труд коллектива и

координировать различные социальные отношения работников.

Особая роль руководителей в системе управления производством требует знаний и навыков работы в рыночных условиях. На данном этапе необходим профессионализм хозяйственного руководителя.

(«Требования к руководителю» смотри стр. 108-113 Васильев В.М., Управление в строительстве, М:. 1994, Издательство ассоциации строительных ВУЗов).

7.2. Разработка путей достижения целей.

Рыночная экономика и соответствующие ей процессы научно-технического прогресса требуют гибкости структур управления, приспособления к изменяющимся задачам и условиям производства. В связи с этим появились современные програмно - целевые структуры управления (ПЦУ). ПЦУ ориентируется на достижение конкретного конечного результата в решении определенной проблемы в заранее установленные сроки.

Основным этапом ПЦУ является формирование цели программы. Для достижения ее наобходимо решить комплекс задач.(см.выше).В свою очередь цель разбивается на подцели и формируется «дерево целей».

Сначала в нем определяется главная цель, а затем намечаются целевые направления (задачи) 1-го уровня, 2-го и т.д., при этом соответственно намечаются основные и вспомогательные цели.

Каждый уровень более детально определяет пути достижения поставленных целей предыдущего уровня. (Власова, стр352.)

Дерево целей фирмы при разработке программы управления

(Смотри схему «Дерево целей»)



При построении «дерева цел ей руководствуются тремя принципами.

Принцип 1. Построение по временным интервалам, когда главной является глобальная долгосрочная цель, определяющая другие долгосрочные цели. Они в свою очередь определяют среднесрочные цели, которые затем определяют краткосрочные.

Принцип 2. Построение по функциональному признаку, в данном случае главной
выступает цель всей фирмы. Она определяет цели для отдельных функциональных
подразделений,
функции которых в свою очередь определяют цели низовым



Принцип 3. Построение «дерева целей» по функционально-временному принципу, который объединяет оба вышеуказанных принципа

7. 3. Регулирование производственной деятельности. Принципы управления.

Принцип(лат) - начало, основание. В них заключаются исходные положения и основные особенности развития всех действий предприятия. Принципы управления характеризуют особенности управления и выражаются в качественном содержании направленности управленческих решений. Они являются обязательными, их нельзя не выполнять. Каждый трудовой коллектив и каждый его член, особенно руководитель, в собственных действиях должны исходить из принципов, обусловленных объективным развитием общественных отношений. Как и все принципы, принципы управления делятся на общие и частные.


Общие принципы

Частные принципы

Содержат общую направленность действий

Раскрывают формы проявления общих принципов (каждого в отдельности)

1 .Соблюдение научности управления.

а) выделение основного главного звена в управленческой деятельности; б) конкретность и оперативность.

2.3нание законов и правовых норм.

3. Оптимальное сочетание многоукладных форм производственной деятельности.

4. Централизация управления в достижении целей и единоначалие в принятии решений.

5. Правильный выбор и расстановка персонала

Цель регулирования производственной деятельности - это удержание социально-экономической системы на намеченной траектории. В строительстве намеченной траекторией является ход строительства, выполнение плана и сохранение упорядоченного строительного или производственного процесса. Основные методы управления.

1. Экономические методы управления.

Эти методы занимают центральное место в активизации производственной деятельности строительных организаций. Они представляют собой способы воздействия, в основе которых заложены объективные экономические законы, стимулирующие заинтересованность людей в достижении конечных результатов. Главный способ - хозрасчет, при котором главным является достижение производственных результатов при наименьших затратах таких ресурсов, как:

трудовых;

материально-технических;

финансовых.

А также при обязательном выполнении всех обязательств по договору с заказчиком (инвестором) об окончании строительства объекта, с получением хозяйственного дохода (прибыли).Каждый член коллектива участвуют в самоуправлении. При этом методе управления основным является финансирование и окупаемость затрат за счет хозяйственного дохода, т.к. за счет самофинансирования и самоокупаемости происходит:

оплата труда и материальное поощрение;

рост фонда развития производства.
2.Организационно-распорядительные методы управления. (Самостоятельно)

3.Социально-психологические методы управления. (Самостоятельно)

7.4. Контроль в управлении. (Самостоятельно)
Тема 8. Порядок составления и заключения договоров.

Назначение договора.

Неотъемлемой частью предпринимательской деятельности являются хозяйственные связи для осуществления различных сделок, которые включают экономические, организационно-правовые, финансовые отношения между изготовителями и потребителями, продавцами и покупателями, заказчиками и подрядчиками. Хозяйственные связи между партнерами считаются установленными при заключении договора. Это основной документ, регламентирующий отношения партнеров и выполняющий следующие функции:

  • закрепляет юридически отношения между партнерами;

  • устанавливает порядок и способы выполнения обязательств;

  • предусматривает способы защиты обеспечения обязательств, минуя как правило арбитражный суд.

Виды договоров, используемые в управлении строительным предприятием.

1. Договор строительного подряда - заключается м/у подрядчиком (исполнителем

строительных работ - генеральным и субподрядчиком) и заказчиком продукции

(инвестором).

2. Договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ - заключается между

проектировщиком (проектный институт, группа, проектное бюро и т.д.) или

изыскательской организацией (геологические) с одной стороны и заказчиком работ

с другой стороны.

3. Договор «купли-продажи», при котором право собственности на товар переходит от продавца к покупателю.

4. Договор аренды.

Аренда - предоставление или принятие во временное пользование, владение и пользование различным имуществом, объектами за определенную плату на договорных началах; аренда сохраняет за арендодателем право собственности на сданное в наем имущество, предоставляя арендатору лишь право на его использование. После окончания срока аренды возможно приобретение имущества. Сдача в аренду технических средств с последующим выкупом его называется лизингом (договор лизинга). Арендаторами и арендодатели могут быть и физ. и юр. лицами. В договоре аренды предусматриваются амортизационные отчисления, бюджетные и страховые платежи и соответствующая прибыль для арендодателя.

5. Договор перевозки груза - заключается между различными транспортными организациями и владельцем груза.

6. Договор поставки - поставщик (завод изготовитель или посредник) с одной стороны и получатель (покупатель) с другой

стороны.

7. Договор займа - м/у юридическим или физическим лицом (заимодавцем), владеющим

финансовыми средствами и заемщиком.

8. Кредитный договор - договор на выдачу кредита.
9. Договор банковского счета - на пользование банковскими услугами м/у банком и

лицами, открывающими счет в банке.

10. Трудовой договор - (контракт) соглашение между предпринимателем и

человеком, поступающим на работу; в нем оговариваются его трудовые функции, место и время работы, должностные обязанности и заработная плата и т.д.

Содержание типового договора.

Как правило, любой договор имеет определенную структуру, ее содержание определяется назначением договора.

Договор разрабатывается с указания сторон договора в лицах и основания их действия. Затем прорабатываются следующие пункты договора, с полным разъяснением сущности пункта в подпунктах. ГК РФ установил следующие обязательные разделы договора.

  1. Предмет договора.

  2. Стоимость работ, услуг и т.д.

  3. Сроки (начало и окончание) выполнения работ, услуг.

  4. Порядок и условия расчетов и платежей по договору.

  5. Права и обязанности строи.

  6. Распределение рисков (обстоятельства непреодолимой силы или форс-мажорные).

  7. Страхование.

  8. Сдача и приемка работ, услуг.

  9. Ответственность сторон за нарушение договорных обязательств.

  10. Условия и порядок расторжения договора.

  11. Особые условия.

  12. Реквизиты сторон.

Договор закрепляется подписями представителей сторон, указанных в договоре и печатями предприятий.

Договор вступает в силу с момента его подписания.

Регулируются договорные отношения в течение 20 дней с момента получения информации по договору. Для этого составляются дополнительные соглашения, пролонгации и другие документы, в последствии прилагаемые к заключенному ранее договору. Предполагается автоматическое принятие или пролонгация договора, если в течение указанного срока претензий ил других документов не поступило.


Тема 9. Планирование деятельности предприятия.

Планирование является нормой любой предпринимательской деятельности.

Назначение бизнес-плана.

С 1995 года бизнес-план становится обязательным для крупных престижных компаний, предприятий и организаций. В настоящее время его применяют почти все предприятия и организации по соответствующему назначению.

Бизнес-план, является основным документом, излагающим понимание бизнеса, а именно:

  • выступает, как объективная оценка собственной предпринимательской
    деятельности;

  • это необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с
    требованиями рынка;

  • в нем дается характеристика основных аспектов промышленного или коммерческого предприятия.

  • проводится анализ проблем предприятия, с которыми оно столкнется своей деятельности или осуществлении отдельного проекта и возможные способы их решения.
    Можно сделать вывод, что БП - это одновременно поисковая, научно-исследовательская и проектная работа.


Основные направления деятельности, для которых необходимо составление Б-П.

1 .Это основа управления коммерческим проектом и самим предприятием.

2.Целью БП может быть:

  • получение кредита;

  • привлечение инвестиций;

  • определение ориентиров фирмы;

  • другое.

Основные функции БП.

1 .Разработка концепции ведения определенного бизнеса, т.е. в нем дается:

а) объективное представление о возможностях развития данного производства;

б) способы продвижения производимого товара, работ или услуг на рынке;

в) возможные дисконтированные доходы и соответственно прибыль.

2. Оценка фактических результатов деятельности предприятия за определенный период, т.е.:

а) финансово-экономический результат деятельности фирмы;

б) определены зоны риска и предложены пути их решения.
Порядок составления бизнес – плана.

Выбор временного периода, который охватывает БП.

Это документ перспективный. Составлять его рекомендуется на ряд лет (от 3 до 15 лет). Для первого и второго года основные показатели работы предприятия необходимо давать в поквартальной разработке и разбивке. Особо важная работа по возможности представляется помесячно. Начиная с 3-го года можно ограничиться годовыми показателями.

Требования к информации, изложенной в БП и ее оформление.

  1. Краткость, т.е. изложение только самого главного по каждому разделу.

  1. Доступность в изучении и понимании (БП должен быть понятен широкому кругу
    людей, а не только специалистам).

  1. Небольшой объем технических подробностей

  2. Убедительность и лаконичность.

  3. Вызывать интерес у партнера или инвестора, тогда можно надеяться на успех своего дела. Участники разработки БП.

При составлении БП очень важна степень участия в этом процессе самого руководителя

фирмы, собирающегося открыть свое дело. Привлечение услуг консультантов также приветствуется инвесторами для экспертизы плана и работы.

Поэтому существуют 2 основных подхода к разработке БП:

1-ый - заключается в том, что БП составляется наемной группой специалистов, а инициаторы проекта участвуют в нем посредством подготовки исходных данных.

2-ой - инициаторы проекта сами разрабатывают БП, а методические рекомендации получают у специалистов (в частности у инвесторов).

Инициаторы проекта обычно являются специалистами в производственных вопросах, но слабо разбираются в тонкостях финансового обеспечения проекта и сбыта продукции(маркетинговые исследования). Эти вопросы разрабатывают наемные эксперты или специалисты.

Юридическая форма БП.

В нем обязательно должны быть предусмотрены:

  1. ответственность всех заинтересованных лиц.

  2. осуществление контроля над ходом инвестиционного проекта, на который

составлен БП.

  1. выплата налогов и источники этих средств.

Многие величины в БП являются переменными, т.к. со временем много изменяется при производстве продукции и в обществе в целом, значит необходимо предусмотреть эти изменения, насколько возможно.

Основные разделы бизнес-плана и их содержание.

Оформление БП начинается с подготовки титульного листа, который должен обеспечить информацию о том, где, когда и кем составлен данный документ. Здесь указывается название проекта, который должен кратко и четко сформулировать идею, заложенную в БП.

2-ая страница - это оглавление, отражающее структуру БП. Это номенклатура разделов и параграфов под арабскими цифрами.

3-я страница - введение, где должна быть указана задача БП и круг лиц, которым он адресован, а также обоснована необходимость в создании этого проекта или инвестиционного замысла.

Раздел 1. «Возможности фирмы» (Резюме).

Состоит из нескольких страниц. Здесь указывается:

информация, дающая представление о фирме и обеспечивающая все необходимые

данные, характеризующие ее коммерческую деятельность;

направления деятельности компании, и по каждому направлению целевые рынки и

ответственные лица;

формулировка основных целей проекта и конкретные задачи, стратегия с

разработкой конкретных мероприятий для их достижения.

Раздел 2.«Планы производства».

Включаются в БП только теми предприятиями, которые собираются заниматься производством продукции. Главная задача - убедить будущих партнеров (инвесторов), что фирма будет в состоянии производить необходимое количество товаров требуемого качества в нужные сроки. Здесь же составляется производственный план.

Раздел 3. «Оценка риска и страхование».

Освещаются проблемы, которые могут возникнуть у фирмы в процессе реализации проекта и основные методы защиты от потенциальных трудностей.

Раздел 4.«Финансовый план».

  1. Оценка потенциала фирмы.

  2. Планирование финансовой деятельности.

  3. На какую прибыль может рассчитывать инвестор.

  4. Достоверность представленных данных.

  5. Финансовый анализ с предоставлением нескольких вариантов развития компании.

  6. Структура доходов и расходов.



  7. Балансовый отчет.

  8. Анализ безубыточности (в виде графика).



Раздел 5Стратегия финансирования».

1 . Средства для реализации предлагаемого проекта.

2. Источник инвестиций.

3. Сроки окупаемости и размеры ожидаемого дохода от реализации проекта.

Отдельным разделом, или входя в анализ рынка сбыта, может быть, маркетинг - план, который может формироваться по-разному, в зависимости от вида бизнеса и сложности рынка. В М-П должно быть:

а) ценообразование;

б) тактика реализации продукции;

в) раздел рекламы;

г) выбор маркетинговой стратегии.

Поэтому, при составлении БП имеют значение данные по следующим направлениям: анализ внешней среды;

  • виды товаров и услуг предлагаемые фирмой на рынке;

  • рыночные исследования и анализ сбыта, чтобы убедиться в конкурентоспособности
    рассматриваемого проекта;

определение емкость рынка.

При формировании БП особое внимание необходимо уделить языку и стилю. БП должен быть написан деловым, доходчивым языком, но не примитивным.

С 1995 года для крупных престижных компаний, предприятий и организаций бизнес-план становится обязательным.

Бизнес-план, как основной документ, излагающий понимание бизнеса.

  1. Бизнес- план выступает, как объективная оценка собственной предпринимательской
    деятельности.

  2. Это необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с
    требованиями рынка.

  3. В нем дается характеристика основных аспектов коммерческого предприятия.

4. Анализ проблем предприятия, с которыми оно столкнется и способы их решения.
Вывод: БП - одновременно:

поисковая-

Работа { научно- исследовательская

проектная-

Основные функции БП.

1 .Разработка концепции ведения бизнеса, т.е. в нем дается:

а) объективное представление о возможностях развития производства;

б) способы продвижения товара на рынке;

в) расчет возможной прибыли.

2. Оценка фактических результатов деятельности предприятия за определенный период, т.е.:

а) финансово-экономический результат деятельности фирмы;

б) определены зоны риска и предложены пути их решения.


Тема 10. Взаимодействие предприятий с различными финансовыми институтами.

(Самостоятельно)

Тема 11. Предприятия малого бизнеса. (Самостоятельно)


Скачать файл (308.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации