Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Борисенко М.В. Внутренний финансовый контроль - файл n1.doc


Борисенко М.В. Внутренний финансовый контроль
скачать (153.5 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc154kb.06.01.2013 15:53скачать

n1.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михайла Туган-Барановского
Кафедра контроля и анализа хозяйственной деятельности

«Внутренний финансовый контроль»
Конспект лекций

по дисциплине
отрасль знаний 0305 "Экономика и предпринимательство"

направление подготовки 6.030509 "Учет и аудит"

курс VІ заочной формы обучения


Лектор:

к.э.н., ст. преподаватель

Борисенко М.В.

Донецк 2011
Перечень тем дисциплины

«внутренний финансовый контроль»
Содержательный модуль 1

Теоретические основы внутреннего финансового контроля

1 Сущность и функции внутреннего финансового контроля

2 Бухгалтерский контроль в системе внутреннего финансового контроля

3 Внутренний аудит в системе внутреннего финансового контроля
Содержательный модуль 2

Организация внутреннего финансового контроля и обобщения его результатов

4 Организация и планирование внутреннего финансового контроля

5 Обобщение и реализация результатов внутреннего финансового контроля
Содержательный модуль 3

Внутренний финансовый контроль ресурсов и хозяйственных процессов

6 Внутренний контроль формирования собственного капитала

7 Внутренний контроль ресурсов в необоротных активах

8 Внутренний контроль ресурсов в запасах, денежных средствах и расчетах

9 Внутренний контроль процесса товародвижения и сохранности ТМЦ

10 Внутренний контроль формирования доходов, расходов и финансовых результатов

ТЕМА 1. Сущность и функции внутреннего финансового контроля

1. Внутренний финансовый контроль в системе управления экономической деятельностью предприятия

2. Правовая основа функционирования системы внутреннего экономического контроля

3. Цель, задания, функции и классификация внутреннего экономического контроля

4. Субъекты, объекты, метод и методика внутреннего экономического контроля

1. Внутренний финансовый контроль в системе управления экономической деятельностью предприятия
Управление, представляющее самостоятельную социально-экономическую функцию, само по себе трактуется как набор функций: организация, планирование, регулирование, учет, контроль. Исходя из возможности условного деления функций управления на основные и конкретные, контроль, наряду с планированием, организацией, регулированием, по праву относится к числу основных, в силу того, что он осуществляется в каждой системе и на каждом уровне управления; позволяет выявить последствия управленческих решений, организации их выполнения. Выявляя достоинства и недостатки управленческого решения, организации его исполнения, контроль не только дает информацию для анализа достижения поставленных целей, но и является обязательным условиям возникновения нового цикла управления.

В управлении контроль поддерживает взаимодействие разных видов деятельности в границах предприятия, как всего в целом, так и отдельных подразделений, стимулирует эффективность и результативность этой деятельности путем активного влияния на подконтрольные объекты. Необходимо отметить, что функция контроля не является вторичной по отношению к функциям планирования, организации или учета. Для эффективной реализации каждой из функций управления необходима информация, полученная в результате контроля.

Внутренний экономический контроль в системе управления экономической деятельности предприятия в свою очередь представляет систему контрольных и экспертных действий субъектов предприятия с целью содействия рациональному использованию средств, оптимизации хозяйственных процессов в предпринимательской деятельности, которая должна приносить максимальную прибыль в границах действующего законодательства и принятой учетно-экономической политики.

Предпосылками возникновения внутреннего экономического контроля, и том числе и внутреннего финансового контроля являются следующие.

Собственника капитала, менеджеры (дирекция) предприятия стремятся осуществлять внутренний контроль, начиная с момента определения стратегии бизнеса, его организации. Планы, принятая экономическая политика – это лишь общий контур того, к чему стремится предприятия. Они могут быть нарушены по разным причинам (изменение законодательства, технология, условия конкуренции, социальные ценности). Для того чтобы подготовить и отреагировать должным образом на подобное изменение, внутри предприятия (на микроуровне) необходима эффективная система оценки влияния тех или иных факторов.

Другая не менее важная предпосылка усиления роли внутреннего контроля на современном этапе развития экономики состоит в необходимости предупреждения возникновения кризисных ситуаций.

2. Правовая основа функционирования системы внутреннего финансового контроля экономической деятельности
Правовая основа – это юридические основания наделения и закрепления права на осуществление деятельности по внутреннему контролю.

Право на осуществление деятельности по ВК – это представленное действующим законодательством по управлению собственностью предприятия, возможность быть субъектами такой деятельности при наличии юридически определенных оснований (регламентов).

Следовательно, основания наделения права осуществлять ВК – действующее законодательство по управлению собственностью предприятия, в т.ч. законодательство, регулирующее функции учета, контроля.

При этом важно различать суть понятий «основания наделения права» и «основания закрепления права на осуществление контроля». В первом случае речь идет о действующем законодательстве, в другом – о регламентах (Положениях об отделах, должностных инструкциях в части работ по контролю).

Основным законодательным актом, где упоминаются вопросы внутреннего контроля, является Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» № 996-ХIV от 16.07.1999г.

В соответствии с п.5 ст.8 предприятие самостоятельно разрабатывает систему и формы внутрихозяйственного (управленческого) учета, отчетности и контроля хозяйственных операций, определяет права работников на подписание бухгалтерских документов.

4. Субъекты, объекты, метод и методика внутреннего экономического контроля

Субъекты относятся к наиболее активным элементам системы внутреннего контроля и играют существенную роль в ее функционировании и развитии, так как именно субъекты и техника контроля определяют его механизм.

Система субъектов внутреннего экономического контроля отражает его организационную структуру, в том числе организационную структуру управления.

Субъект внутреннего контроля – это должностное лицо или собственник предприятия, который осуществляет (направляет) контрольные действия собственной деятельности или деятельности другого должностного лица, которые находятся в окружающей среде.

Объект контроля – это именно тот элемент, ради которого и создается система контроля.

Объекты внутреннего экономического контроля, в том числе и внутреннего финансового контроля, представляют собой отдельные части экономической деятельности предприятия и управления ним (ресурсы, процессы, результаты этих процессов). Однако каждый объект изменяется в результате фактов хозяйственной жизни, которые происходят с помощью определенных действий отдельных должностных лиц (формирование документа, как информационного сигнала, реконструкция факта хозяйственной жизни – бухгалтерский анализ экономической, правовой сущности факта).

Метод экономического (в т.ч. финансового) контроля – это совокупность соответствующих принципов для изучения законности деятельности, достоверности финансово-хозяйственных операций на основе учетной, отчетной, нормативной и другой информации совместно с исследованием фактического состояния подконтрольных объектов.

Под механизмом целостной системы внутреннего экономического контроля предприятия следует подразумевать технологию контроля, которая и является проявлением метода. То есть фактически механизм контроля раскрывается в осуществлении контрольных процедур в соответствии с целями, задачами контроля, его формами, принципами.

Тема 2. Бухгалтерский контроль в системе внутреннего финансового контроля

1. Понятие, цель, виды, объекты бухгалтерского контроля

2. Субъекты бухгалтерского контроля и их регламентное обеспечение
1. Понятие, цель, виды, объекты бухгалтерского контроля
Система внутреннего финансового контроля организационного представлена двумя подсистемами: внутренним хозяйственным контролем и внутренним аудитом.

В подсистеме внутреннего хозяйственного контроля одно из самых значительных мест принадлежит контролю, который осуществляется персоналом бухгалтерской службы.

Бухгалтерский контроль представляет собой систему контрольных действий бухгалтерского персонала с целью предупреждения и профилактики конфликтных ситуаций, ведущих к нарушению законодательных и нормативных актов в процессе финансово-хозяйственной деятельности.

Главная (генеральная) цель бухгалтерского контроля - разработка и реализация всех экономически оправданных мер для предупреждения, профилактики и вскрытия причин возникновения конфликтных ситуаций, ведущих к нарушению нормативных актов.

Классификация бухгалтерского контроля.

В зависимости от орга­низации и содержания контрольных действий бухгалтерский контроль проявляет себя, как:

экономический контроль;

правовой контроль;

контроль, осуществляемый с помощью таких элементов метода бухгалтерского учета, как документация и инвентаризация (конт­роль имманентен бухгалтерскому учету).

Тема 2. Бухгалтерский контроль в системе внутреннего финансового контроля

1. Понятие, цель, виды, объекты бухгалтерского контроля

2. Субъекты бухгалтерского контроля и их регламентное обеспечение
1. Понятие, цель, виды, объекты бухгалтерского контроля
Система внутреннего финансового контроля организационного представлена двумя подсистемами: внутренним хозяйственным контролем и внутренним аудитом.

В подсистеме внутреннего хозяйственного контроля одно из самых значительных мест принадлежит контролю, который осуществляется персоналом бухгалтерской службы.

Бухгалтерский контроль представляет собой систему контрольных действий бухгалтерского персонала с целью предупреждения и профилактики конфликтных ситуаций, ведущих к нарушению законодательных и нормативных актов в процессе финансово-хозяйственной деятельности.

Главная (генеральная) цель бухгалтерского контроля - разработка и реализация всех экономически оправданных мер для предупреждения, профилактики и вскрытия причин возникновения конфликтных ситуаций, ведущих к нарушению нормативных актов.

Классификация бухгалтерского контроля.

В зависимости от орга­низации и содержания контрольных действий бухгалтерский контроль проявляет себя, как:

экономический контроль;

правовой контроль;

контроль, осуществляемый с помощью таких элементов метода бухгалтерского учета, как документация и инвентаризация (конт­роль имманентен бухгалтерскому учету).

Тема 2. Бухгалтерский контроль в системе внутреннего финансового контроля

1. Понятие, цель, виды, объекты бухгалтерского контроля

2. Субъекты бухгалтерского контроля и их регламентное обеспечение
1. Понятие, цель, виды, объекты бухгалтерского контроля
Система внутреннего финансового контроля организационного представлена двумя подсистемами: внутренним хозяйственным контролем и внутренним аудитом.

В подсистеме внутреннего хозяйственного контроля одно из самых значительных мест принадлежит контролю, который осуществляется персоналом бухгалтерской службы.

Бухгалтерский контроль представляет собой систему контрольных действий бухгалтерского персонала с целью предупреждения и профилактики конфликтных ситуаций, ведущих к нарушению законодательных и нормативных актов в процессе финансово-хозяйственной деятельности.

Главная (генеральная) цель бухгалтерского контроля - разработка и реализация всех экономически оправданных мер для предупреждения, профилактики и вскрытия причин возникновения конфликтных ситуаций, ведущих к нарушению нормативных актов.

Классификация бухгалтерского контроля.

В зависимости от орга­низации и содержания контрольных действий бухгалтерский контроль проявляет себя, как:

экономический контроль;

правовой контроль;

контроль, осуществляемый с помощью таких элементов метода бухгалтерского учета, как документация и инвентаризация (конт­роль имманентен бухгалтерскому учету).


  1. Субъекты бухгалтерского контроля и их регламентное обеспечение

Субъекты бухгалтерского контроля могут быть представлены функциональными отделами (группами), секторами бухгалтерии и их персоналом. Работники конкретных отделов бухгалтерии или централизованной бухгалтерии в процессе контроля выполняют функции сбора, фиксации, изучения и анализа информации об объектах контроля; накопления информации об отклонениях и, главное, принимают решения об экономической целесообразности и законности совершения хозяйственных операций, тем самым участвуют непосредственно в управлении деятельностью предприятия.

Право на осуществление деятельности по бухгалтерскому контролю – это право предоставленное действующим законодательством быть субъектами такой деятельности при наличии юридически определенных оснований и условий.

Юридически определенные основания и условия отражены в законодательной и нормативной базе.

Принципы организации субъектов контроля реализуются в регламен­тации контрольных функций каждого работника соответствующего органа контроля (отдела, УКГ, ЦБ) то есть в разработке должностных инструкций по выполнению обязанностей по контролю соответствующих объек­тов. Должностная инструкция долина представлять документ, регламен­тирующий объем прав, обязанностей и условия возложения ответствен­ности по выполнению контрольных функций. Кроме того, являясь инструктивным документом, она должна иметь специальный раз­дел /приложение/ важнейших извлечений из общих и частных методик контроля соответствующих объектов.

Таким образом, работа по созданию должностных инструкций представляет собой цикл взаимосвязанных этапов, а именно:

определение круга объектов контроля и их организация;

определение круга субъектов контроля и их организация;

определение и систематизация контрольных функций каждого субъ­екта контроля /работника/ в соответствии с определенными правилами /принципами/;

определение объема прав и условий возложения ответственности за выполнение контрольных функций;

разработку методик бухгалтерского контроля соответствующих объектов.


Тема 3. Внутренний аудит в системе внутреннего финансового контроля


  1. Предпосылки, цель, задачи и организационные основы внутреннего аудита

  2. Субъекты, объекты внутреннего аудита, регламентное обеспечение функционирования службы ВНТА




  1. Предпосылки, цель, задачи и организационные основы внутреннего аудита

Предпосылками возникновения и развития внутреннего аудита являются:

- деятельность предприятий в современных условиях сопровождается различными рисками, связана с некоторой законодательной неопределенностью относительно будущего и перспектив развития, поэтому руководителям предприятий необходимо система позволяющая спрогнозировать, оценить риски и эффективно управлять ими;

- усложнение организационной структуры предприятий (объединение их в ассоциации, появление дочерних компаний и т. п.);

- разнообразие видов деятельности и возможность их кооперирования;

- удаленность подразделений от головного предприятия;

- стремление руководства получить достаточно объективную и независимую оценку действий менеджеров всех уровней управления;

- стремление повысить степень доверия к предприятию со стороны государства и всех деловых партнеров.

Потребность во внутреннем аудите в большей степени возникает в больших организациях в связи с тем, что высшее руководство не осуществляет повседневный контроль низших управленческих структур.

Организационные основы функционирования службы внутреннего аудита отражают особенности двух управленческих систем корпоративного управления, которые исторически и экономически сложились в развитых странах. Эти системы получили название инсайдерская и аутсайдерская.

В условиях реализации инсайдерской системы управления собственность сконцентрирована в руках нескольких лиц, которые владеют большими частями корпоративного имущества, значительная доля функций управления осуществляется этими собственниками. Менеджмент (управление) находится под их непосредственным влиянием.

Инсайдерская система существует преимущественно в странах Европы и Японии, аутсайдерская – в США и Великобритании.

Практика свидетельствует, что в Украине сформировалась смешанная система, но с преимуществом ауйтсайдерской системы управления.
2. Субъекты, объекты внутреннего аудита, регламентное обеспечение функционирования службы ВНТА

Служба внутреннего аудита является самостоятельным структурным подразделением, может подчиняться непосредственно руководителю и может быть организована в виде: аудиторского комитета при Совете директоров, ревизионной комиссии, отдела внутреннего аудита, внутренних аудиторов, группы контроля, инвентаризационных бюро и др. На должность руководителя службы назначается высококвалифицированный специалист, который имеет высшее экономическое образование, опыт бухгалтерской работы, сертификат аудитора.

Профессиональный состав службы ВНТА определяется направлениями (видами) аудиторской деятельности, которая в свою очередь зависит от целей бизнеса и требований собственников, уровнем организации планирования, учета и внутреннего контроля на уровне исполнительной дирекции.

Тема 4. Организация и планирование внутреннего финансового контроля


  1. Принципы организации внутреннего финансового контроля, принципы определения контрольных функций субъектов ВФК

  2. Планирование внутреннего финансового контроля




  1. Принципы организации внутреннего финансового контроля, принципы определения контрольных функций субъектов ВФК


Организация ВК должна строиться исходя из общей логики развития организации управления. С точки зрения организации, функции контроля целесообразно анализировать в трех аспектах:

  • с одной стороны, необходимо рассматривать контроль как обособленную часть всей системы управления предприятием;

  • с другой – как целостную систему контрольных мероприятий, состоящую из взаимосвязанных элементов;

  • наконец, необходимо объединить оба аспекта и выстроить общую логику организации внутреннего контроля.

Общая логика создания системы ВК должна включать следующие основные положения:

1. Разработка организационных схем (моделей) ВФК для каждого уровня управления предприятием. Это положение отражает иерархичность структуры предприятия как системы. В случае, когда предприятие представляет многоуровневую систему, организационная схема контроля может быть также многоступенчатой, т.е. предусматривать выполнение контрольной функции на всех уровнях – от администрации до отдельных работников.

2. Исходным моментом в создании системы контроля (определения отдельных ее составляющих элементов) является раскрытие внутренней структуры объекта контроля, его декомпозиция с помощью сущности анализа экономического содержания.

Важнейшими принципами, определяющими организационные предпосылки научной организации процесса контроля, являются специализация и кооперирование.

Специализация труда в аппарате управления, это закрепление за работниками, подразделениями, службами, органами управления определенных видов деятельности (работ, функций, объектов). Такое закрепление осуществляется с помощью различных регламентирующих документов-положений, должностных инструкций. Оно обусловлено разнообразием числа объектов, сложностью решаемых задач, применением различных способов накопления, обработки, изучения, передачи информации.

С целью предотвращения нарушения принципа специализации работников должно осуществляться разграничение служебных обязанностей, т.е. установление границ обязанностей, объем которых должен соответствовать величине и виду ответственности.

Исходными данными разграничения служебных обязанностей является перечень последних и штатное расписание. При этом необходимо учитывать, что каждая должность находится в трех типах связей и отношений с другими должностями, а именно: с руководителем, с подчиненными, с равными по рангу должностями. Эти связи проявляются в непосредственном участии в совместном выполнении работ, выработке определенных рекомендации, обеспечения согласованности своей собственной работы с работами, выполняемыми другими лицами.

На принципе специализации труда основывается принцип его кооперации, представляющий взаимный обмен промежуточными или конечными результатами деятельности между подразделениями и работниками. Кроме того, кооперация труда основывается на правильном подборе кадров и использовании технических средств управления, предполагая: четкое разграничение работ, определение времени, необходимого для выполнения последних и установление организационных связей между работниками и подразделениями.

В процессе бухгалтерского контроля соблюдается технологический принцип специализации и кооперирования, основанный на закреплении за работниками определенных видов работ в соответствии с учетной информационной базой, формирующейся в соответствующих подразделениях централизованной бухгалтерии предприятия.

Таким образом, оптимальность определения отдельных видов как учетных, так и контрольных работ каждого из отделов централизованной бухгалтерии обусловлена, прежде всего, ее структурой.

  1. Планирование внутреннего финансового контроля

Принято выделять исходя из фактора времени перспективные и текущие планов.

Содержание перспективных планов (ПП) отражает развитие контрольного процесса на длительную перспективу (более года). Примером перспективного плана осуществления внутреннего контроля может быть План работ по организации инвентаризационной работы и контроля за качеством проведения инвентаризаций на объектах и у конкретных материально ответственных лиц (ПП по контролю состояния сохранности ценностей). К такого вида планам можно отнести ВК маркетинговой деятельности.

Во всех случаях, если речь идет о перспективном плане развития контрольного процесса, то он должен отражать план измерения и фиксации результатов контроля стратегически важных объектов деятельности предприятия, таких как: экономическую политику, информационную систему, конкурентные возможности предприятия.

В развитие перспективного (стратегического) планирования ВК всеми структурными подразделениями аппарата управления предприятия составляются Текущие планы. Одним из таких подразделений, как известно, является Бухгалтерия.
Тема 5. Обобщение и реализация результатов внутреннего финансового контроля

1. Приемы и способы результатов внутреннего финансового контроля

2. Методика формирования промежуточной и итоговой контрольной информации в результате внутреннего финансового контроля

3. Методика принятия решений по результатам внутреннего финансового контроля

1. Приемы и способы результатов внутреннего финансового контроля

К основным методическим приемам обобщения результатов контроля, в том числе и внутреннего контроля, относятся:

  • документирование результатов предварительного, текущего и последующего видов контроля (ПДК, ТК, ПСК);

  • аналитическая группировка;

  • следственно-юридическое обоснование;

  • синтезированная (итоговая) группировка.

В результате применения выше перечисленных приемов обобщения результатов контроля формируется выходная контрольная информация, а именно:

  • ведомости сплошной или не сплошной (выборочной) проверки отдельных объектов контроля;

  • таблицы, машинограммы и другие регистры в которых осуществляется обобщение однородных нарушений;

  • акты проверок, акты обследования в систематизированном виде, справки служебного расследования, докладные (служебные записки), сопроводительные письма.

2. Методика формирования промежуточной и итоговой контрольной информации в результате внутреннего финансового контроля

Как известно по степени обработки и месту в информационном процессе экономическая информация подразделяется на первичную, вторичную (промежуточную и результатную, т.е. итоговую).

Контрольная информация, как информация об отклонениях состояния контролируемых объектов может носить все признаки как экономической, так и других видов информации, но в наибольшей степени – экономической.

Следовательно, как промежуточная, так и итоговая контрольная информация по результатам внутреннего контроля в основном формируется на втором этапе.

Структура и содержание контрольной информации обусловлены целью действий контролера и содержанием объекта контроля. Формы контрольной информации разрабатываются таким образом, чтобы в них нашли отражение в обобщенном виде выявленные нарушения действующего законодательства.

3. Методика принятия решений по результатам внутреннего финансового контроля

Результаты внутреннего контроля должны оформляться соответствующими организационно-распорядительными документами: докладными (служебными) записками на имя руководителя соответствующего отдела аппарата управления предприятия и в итоге на имя руководителя самого предприятия.

Докладная или служебная записка информирует руководителя подразделения или всего предприятия, который определяет контрольные действия и несет ответственность за организацию внутреннего контроля на вверенном ему в управление объекта, о сложившейся ситуации, требующей (или не требующей) принятия мер.

Докладная или служебная записка составляется субъектом внутреннего контроля на имя руководителя, которому непосредственно подчинен.

По содержанию Докладные записки бывают инициативные, информационными и отчетными.

Инициативные Докладные записки составляют с целью формирования инициативы работников управленческого звена принять определенные меры по предупреждению и устранению установленных отклонений.

В записках такого характера излагается ситуация и формулируются предложения по ее решению.

Результаты внутреннего контроля должны быть доведены в форме итоговой контрольной информации (см. детально об информации в п.п. 2 и 3 настоящей лекции) до сведения должностных лиц, чьи действия контролируются и до начальников соответствующих структурных подразделений, и наконец – до руководителя предприятия.

Ход обсуждения результатов внутреннего контроля должен быть оформлен Протоколом.

Тема 7. Внутренний контроль ресурсов в необоротных активах

1. Цель, задачи, объекты и параметры внутреннего контроля ресурсов в необоротных активах

2. Методика внутреннего контроля ресурсов в необоротных активах
1. Цель, задачи, объекты и параметры внутреннего контроля ресурсов в необоротных активах

Цель внутреннего контроля ресурсов в необоротных активах заключается в предотвращении совершения незаконных, экономически нецелесообразных, противоречащих интересам собственника капитала хозяйственных операций с необоротными активами на стадии принятия управленческого решения (ПДК); устранение допущенных недостатков на стадии непосредственного совершения хозяйственных операций с необоротными активами (ТК); установление законности, экономической целесообразности по уже совершенным хозяйственным операциям (реализованным управленческим решением)- (ПСК).

Задачи внутреннего контроля ресурсов в необоротных активах:

- накопление информации об отклонениях, установленных в процессе бухгалтерского контроля операций с необоротными активами.

- оценка контрольной информации с целью вскрытия причин нарушений.

- реализация материалов контроля.

Объекты и параметры внутреннего контроля ресурсов в необоротных активах:

  • эффективность использования необоротных активов

  • полнота и своевременность оприходования необоротных активов

  • правильность и полнота документирования операций с необоротными активами

  • достоверность проведенных операций с необоротными активами

своевременность оформления операций с необоротными активами.

2. Методика внутреннего контроля ресурсов в необоротных активах

Предварительный контроль ресурсов в необоротных активах осуществляется с помощью второй подписи на документах, служащих основанием для совершения операций. Это право, как правило, принадлежит гл. бухгалтеру, однако оно может быть делегировано другим работником, в частности, начальнику отдела или другому исполнителю в границах этого структурного подразделения ЦБ.

Последующий контроль ресурсов в необоротных активах осуществляется в следующей последовательности.

Устанавливается соответствие данных строк баланса 011, 031 данным Главной книги по счетам 10 «Основные средства» и 12 «Нематериальные активы». Затем данные Главной книги сопоставляются с данными журналов-ордеров по счетам 10 «Основные средства» и 12 «Нематериальные активы». Проверяются правильность отражения в учете операций по поступлению, выбытию и списанию необоротных активов.

Важным моментом в проведении внутреннего контроля является проверка наличия всех документов, подтверждающих совершение той или иной операции с необоротными активами. После этого проверяется со­ответствие сумм, указанных в документах, суммам, приведенным в регистрах аналитического учета (ин­вентарных карточках, аналитических счетах), и на синтетических счетах, и в конечном итоге - пра­вильность формирования конечного сальдо в Глав­ной книге и перенесение его в баланс.

При проверке полноты принятия в расчет при начислении амортизации сравнивают общую стоимость основных средств с остатком по счету 10 в Главной книге и данными баланса по состоянию на соответствующую дату с учетом их движения.

Правильность начисления амортизации и определения износа основных средств проверяется по данным счетов 13 «Износ необоротных активов» и 23,83, 92,93.

Тема 8. Внутренний контроль ресурсов в запасах, денежных средствах и расчетах

1. Цель, задачи, объекты и параметры внутреннего контроля ресурсов в запасах

2. Методика внутреннего контроля ресурсов в запасах

3. Цель, задачи, объекты и параметры внутреннего контроля ресурсов в денежных средствах

4. Методика внутреннего контроля ресурсов в денежных средствах

5. Цель, задачи, объекты и параметры внутреннего контроля ресурсов в расчетах

6. Методика внутреннего контроля ресурсов в расчетах

1. Цель, задачи, объекты и параметры внутреннего контроля ресурсов в запасах

Главная цель внутреннего контроля ресурсов в запасах – разработка и реализация оправданных мер для предупреждения и профилактики конфликтных ситуаций, ведущих к нарушению законодательных и нормативных актов, регулирующих операций с запасами.

В качестве цели внутреннего контроля ресурсов в запасах можно также выделить – оценку эффективности управленческих решений всех служб предприятия в отношении экономической целесообразности операций движения запасов, а именно оценка:
3. Цель, задачи, объекты и параметры внутреннего контроля ресурсов в денежных средствах
Цель внутреннего контроля ресурсов в денежных средствах - разработка и реализация всех экономически оправданных мер для предупреждения, профилактики и вскрытия причин возникновения конфликтных ситуаций, ведущих к нарушению нормативных актов, регулирующих операции с денежными средствами.

Основными задачами внутреннего контроля ресурсов в денежных средствах являются:

1. Оценка состояния синтетического и аналитического учета денежных средств предприятия.

2. Оценка качества отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете.

3. Проверка соблюдения предприятием Положений и Инструкций, регламентирующих вопросы наличных и безналичных расчетов.

Под объектами контроля денежных средств понимают экономические, организационные, информационные стороны функционирования изучаемой системы, состояние которой может быть оценено количественно и качественно.

4. Методика внутреннего контроля ресурсов в денежных средствах

Во время проверки соблюдения кассовой дисциплины осуществляется контроль за выполнением предприятием требований, связанных с ведением кассовой книги и оформлением операций по приему и выдаче наличности из кассы, ведением форм первичной учетной документации.

Во время проверок выясняется наличие у предприятия кассовой книги, а также соответствие требованиям ее оформления. Кроме того, проверяется правильность ведения кассовой книги, оформления в ней кассовых операций по приему и выдаче наличных средств (в том числе по срокам), соответствие указанных в ней сумм принятой в кассу или выданной из кассы наличности данным приходных и расходных кассовых ордеров (типовые формы соответственно КО-1 и КО-2), качество и своевременность записей кассира согласно указанным в кассовой книге кассовым документам, наличие подписи бухгалтера, проверившего записи в кассовой книге по количеству полученных им кассовых ордеров, правильность подсчета в кассовой книге фактических остатков наличности в кассе на конец дня и т.п.

Проверяется также правильность заполнения всех реквизитов приходных и расходных кассовых ордеров и платежных (расчетно-платежных) ведомостей (проставление необходимых дат, номеров, сумм, оснований для их выписки, наличие подписей служебных лиц и получателей средств, печатей, штампов, росписей о получении наличности, правильность оформления депонированных сумм и т.п.). По отдельным платежным (расчетно-платежным) ведомостям могут выборочно перечисляться суммы выплаченной наличности.

Устанавливается наличие у предприятия журнала регистрации приходных и расходных кассовых документов и книги учета принятых и выданных кассиром денег (типовые формы соответственно КО-3 и КО-5) и правильность их ведения, а также правильность отражения в кассовых документах номеров корреспондирующих счетов, соответствие между корреспонденцией счетов, внесенных в кассовую книгу и проставленных в кассовых ордерах, наличие необходимых оправдательных документов, прилагаемых к кассовым ордерам (заявления, накладные, счета, справки и т.п.), и отметок об их погашении.

При осуществлении контроля за соблюдением ведения операций с наличностью особое внимание должно уделяться операциям по получению предприятием значительных сумм (превышающих эквивалент 10000 евро по официальному курсу гривни к иностранной валюте, установленному Национальным банком) со своих банковских счетов и их целевому использованию.

Во время проверки систематизируются согласно банковским документам все случаи получения предприятием значительных сумм наличных средств, а при необходимости используются также соответствующие данные учреждений банков, в которых открыты его основной и дополнительные счета.

5. Цель, задачи, объекты и параметры внутреннего контроля ресурсов в расчетах

Цель внутреннего контроля расчетов по дебиторской задолженности - предупреждение и устранение факторов, способствующих возникновению безнадежной (сомнительной) дебиторской задолженности.

Задачи внутреннего контроля:

  • проверка соблюдения принципа признания текущей дебиторской задолженности в качестве активов;

  • установление верности оценки, правильности произведенных расчетов чистой реализационной стоимости текущей дебиторской задолженности, резерва сомнительных долгов;

  • организация инвентаризации расчетов.

В качестве объектов и параметров внутреннего контроля расчетов по дебиторской задолженности можно выделить:

- обоснованность суммы дебиторской задолженности за товары, работы, услуги;

- верность оценки суммы дебиторской задолженности за товары, работы, услуги;

- верность формирования резерва сомнительных долгов;

- реальность сальдо по счетам 36.

6. Методика внутреннего контроля ресурсов в расчетах
Проверка достоверности информации о задолженности покупателей товаров, услуг в финансовой отчетности начинается с установления суммы дебиторской задолженности покупателей, отраженной в II разделе актива баланса предприятия по строке 160 «Дебиторская задолженность за товары, работы, услуги чистая реализационная стоимость», 161 «Первоначальная стоимость», 162 «Резерв сомнительных долгов». Сумма по строке 161 должна совпадать с дебетовым сальдо счета 36. Далее данная сумма сопоставляется с данными главной книги по субсчетам 361 и 362. В случае, если покупатели с предприятием за отгруженную продукцию рассчитались векселем, проверяется тождественность сумм по строке 150 «Векселя полученные» и сальдо по счету 34 «Краткосрочные векселя полученные».

Следующим этапом контроля расчетов с покупателями и заказчиками является проверка в Главной книге корреспонденции субсчета 361 по дебету. Обороты по дебету должны быть равны суммам отгруженных товаров, а кредитовый оборот – сумма поступивших оплат от покупателей.

Прежде чем перейти к проверке данных журнала-ордера по счет 36, устанавливается номенклатура реализуемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг), круг покупателей и заказчиков. Изучаются условия договоров, заключенных с покупателями и заказчиками.

В ходе проверки правильности расчетов с покупателями за товары, услуги наиболее часто встречающимися нарушениями бывают: включение суммы НДС в состав налоговых обязательств по факту отгрузки при наличии предоплаты.

Осуществление внутреннего контроля расчетов с покупателями товаров, работ, услуг должно не допустить фальсификации со счетами расчетов. Важной частью контроля является гарантия того, что кассир не имеет доступа к регистрам бухгалтерского учета, где фиксируется информация об отгрузке и реализации товаров.
Тема 9. Внутренний контроль процесса товародвижения и сохранности ТМЦ

1. Цель, задачи, объекты и параметры внутреннего контроля процесса товародвижения и сохранности ТМЦ

2. Методика внутреннего контроля процесса товародвижения и сохранности ТМЦ
1. Цель, задачи, объекты и параметры внутреннего контроля процесса товародвижения и сохранности ТМЦ
Цель внутреннего контроля процесса товародвижения и сохранности ТМЦ состоит в предотвращении совершения незаконных, экономически нецелесообразных операций приобретения и реализации товаров, устранения допущенных нарушений на стадии непосредственного совершения операций, а также установления законности уже совершенных операций.

Из цели вытекают задачи, стоящие перед внутренним контролем:

  • проверка своевременности и полноты оприходования товаров;

  • контроль законности и целесообразности операций товародвижения;

  • проверка реальности и достоверности кредиторской задолженности за товары;

  • проверка реальности сальдо по счету 282 «Товары в торговле»;

  • проверка правильности расчета сумм торговой наценки на поступившие и на реализованные товары;

2. Методика внутреннего контроля процесса товародвижения и сохранности ТМЦ

Внутренний контроль операций поступления товароматериальных ценностей целесообразно начинать с проверки расчетов по всем поставщикам с целью установления своевременности полноты оприходования товаров.

Начинается данный этап контроля с проверки договоров на поставку товароматериальных ценностей. При осуществлении контроля за своевременным и полным оприходованием товара, выясняются, были ли составлены приходные документы (проверяются цены, таксировка, подсчет итогов, правильность оформления), далее они сопоставляются с данными прихода от поставщика, и данными, полученными от материально- ответственных лиц. Для этого данные приходной части товарного отчета сопоставляются с данными товарно-транспортных накладных, счетов-фактур, приходных накладных.

Для проверки реальности сальдо по счету 282 в розничной торговле необходимо проведение инвентаризации. Правильно проведенная инвентаризация тех или иных операций с материальными ценностями способствует качественному проведению внутреннего контроля.

При проверке операций оприходования товаров особо обращается внимание на правильность определения размера торговой наценки. Для оценки правильности сумм торговой наценки стоимость товаров по покупным ценам умножается на установленный процент наценки по данному виду товара, затем эта сумма сопоставляется с данными, отраженными в бухгалтерском учете по кредиту счета 285.

На предприятиях реализация товаров может осуществляется не только наличной, но и в безналичной форме. В связи с этим целесообразно предусмотреть, чтобы материально ответственные лица указывали в товарном отчете отдельными суммами оплату в безналичном порядке, оплату чеками и суммы предоставляемых покупателям скидок. В таком случае можно свести к минимуму проблемы наличия ошибок и расхождений в учетных данных в бухгалтерии и у материально ответственных лиц, а также между учетными данными и фактическим наличием товара.
Тема 10. Внутрішній контроль формування доходів, витрат і фінансових результатів
1. Ціль, завдання, об’єкти і параметри внутрішнього контролю формування доходів, витрат і фінансових результатів

2. Методика внутрішнього контролю формування доходів, витрат і фінансових результатів
1. Ціль, завдання, об’єкти і параметри внутрішнього контролю формування доходів, витрат і фінансових результатів
Метою внутрішнього контролю формування доходів, витрат і фінансових результатів є упередження незаконних та економічно не доцільних операцій щодо формування доходів, витрат і фінансових результатів, перевірка повноти та своєчасності відображення первинних даних у зведених документах і облікових регістрах, правильності ведення обліку доходів, витрат і результатів діяльності та його відповідності прийнятій обліковій політиці, вірності відображення доходів, витрат і визначення результатів діяльності у звітності господарюючого суб’єкта.

В ході перевірки правильності формування доходів, витрат і фінансових результатів повинні вирішуватися наступні задачі:

  • встановлення правильності визначення і відображення в обліку та звітності доходу (виручки) від реалізації продукції (товарів, послуг), оцінка правильності формування собівартості продукції по об’єктах калькулювання, фінансового результату від операційної діяльності, прибутку (збитку) від звичайної та надзвичайної діяльності;

  • оцінка правильності визнання та обліку доходів і витрат від звичайної і надзвичайної діяльності;

  • вияснення обгрунтованості формування та використання чистого прибутку.

2. Методика внутрішнього контролю формування доходів, витрат і фінансових результатів
Перевірка стану бухгалтерського обліку взагалі, та зокрема обліку доходів, витрат і фінансових результатів, здійснюється безпосередньо з перевірки правильності та вірності складання фінансової звітності (Звіту про фінансові результати). Дані звіту порівнюються з даними у Головній книзі, даними синтетичних і аналітичних регістрів бухгалтерського обліку з даними, що знаходяться у первинних документах.

Перевірка правильності визначення чистого доходу (виручки) від реалізації продукції (товарів, робіт, послуг) полягає у перевірці обчислення за формулою: ЧД = Виручка – ПДВ. Для перевірки повноти включення доходу до складу виручки зіставляються дані Звіту про фінансові результати, головної книги, оборотно-сальдових відомостей по рахунках 30, 31, 36, 70, 64, 791, накладних, податкових накладних та ін.

Дуже важливим моментом при перевірці операцій формування доходів підприємства є перевірка правильності класифікації, оцінки та умов визнання доходів (увага концентрується на умовах визнання доходів звітного періоду).

Також необхідно звернути увагу на те, що деякі види надходжень не визнаються доходами: суми ПДВ, акцизів, інших податків, що підлягають перерахуванню до бюджету та позабюджетних фондів; суми надходжень за договором комісії; суми попередньої оплати продукції; суми авансу в рахунок оплати продукції; надходження, що належать іншим особам.

Одним з найважливіших аспектів внутрішнього контролю операцій формування фінансових результатів є перевірка правильності відображення доходів від реалізації продукції (товарів, робіт, послуг) .

Дуже важливим напрямком при проведенні внутрішнього контролю витрат підприємства є перевірка правильності формування собівартості продукції (робіт, послуг). При проведенні перевірки необхідно пам’ятати, що згідно з П(С)БО 16 до виробничої собівартості продукції (робіт, послуг) включаються тільки прямі матеріальні витрати, прямі витрати на оплату праці, інші прямі витрати та змінні й розподілені загальновиробничі витрати. Тобто, здійснюючи перевірку правильності формування собівартості продукції (робіт,

послуг) необхідно дослідити правильність включення витрат до собівартості.

Окрім вивчення правильності формування елементів собівартості необхідно перевірити такі питання:

  1. вивчити облікову політику з метою вивчення обгрунтованості вибору методу обліку витрат і калькулювання, порядку обліку загальновиробничих витрат;

  2. вивчити необхідність групування витрат за місцями їх виникнення.



Скачать файл (153.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации