Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Оценка стоимости предприятия (бизнеса) - файл n1.doc


Лекции - Оценка стоимости предприятия (бизнеса)
скачать (308 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc308kb.06.01.2013 15:55скачать

Загрузка...

n1.doc

  1   2   3
Реклама MarketGid:
Загрузка...
ВВЕДЕНИЕ

УПРАВЛЕНИЕ СТОИМОСТЬЮ ПР-Я (УСП)- это такой метод упр-я, при к-м все стратег и оперативные упр-е решения направлены на максимизацию ст.-ти п-я, т.е. на такой комплексный пок-ль, оценивающий все его достижения. Ставит перед всеми работниками – от высшего упр-го звена до рабочих – одну общую цель – непрерывный рост ст-ти пр-я.
Основные причины популярности УСП

  1. Новые процессы, возникающие в самом бизнесе (динамизм бизнеса, роль интеллектуального капитала)

  2. Усиление конкуренции вызывает необходимость удовлетворять интересы всех стейкхролдеров.

  3. Процессы, протекающие во взаимоотношениях собственников и управленческих команд (соблюдение или нарушение баланса интересов).


Основная цель дисциплины – изучение теор. и методических основ оценки и упр-я ст-тью пр-я, а также применение критерия ст-ти к упр-ю системой пр-я.

Тема 1. Стоимость предприятия как объект оценки


  1. Понятие оценки бизнеса

  2. Особенности бизнеса как объекта оценки

  3. Стандарты оценки

  4. Виды стоимости, выделяемые при оценке

  5. Факторы стоимости предприятия

  6. Принципы оценки бизнеса


-1-
Оценка бизнеса – это определение стоимости объекта собственности в конкретных условиях рынка в определенный момент времени.

- целенаправленный упорядоченный процесс определения величины стоимости объекта в денежном выражении с учетом влияющих на нее факторов в конкретный момент времени в условиях конкретного рынка.
Основные характеристики оценки бизнеса:

  1. Оценка стоимости – Это процесс – для получение результата необходимо проделать ряд операций, очередность и содержание которых зависят от цели оценки, характеристик объекта оценки и методов оценки.

  2. Оценка стоимости – Процесс упорядоченный – все действия выполняются в определенной последовательности.

  3. Оценка стоимости - Процесс целенаправленный - эксперт-оценщик руководствуется конкретной целью.

  4. Количественное выражение стоимостных характеристик

  5. Рыночный характер – при проведении оценки стоимости необходимо учитывать совокупность рыночных факторов (фактор времени и фактор риска).


Результатом оценки бизнеса является величина рыночной стоимости или ее модификация.
Предмет оценки в широком понимании имеет двойственное значение:

  1. Оценка бизнеса представляется как оценка имущества.

  2. Оценка бизнеса состоит в том, что выяснить, сколько стоит предприятие, которое имеет определенные доходы, права собственности, технологию, КП, материальные и нематериальные активы, позволяющие зарабатывать эти Дх.


Бизнес-линия (продуктовая линия) – совокупность прав собственности, достаточно долгосрочных привилегий и КП специального (по своему возможному применению) и универсального имущества, технологий, а также контрактов (по закупке ресурсов, аренде имущества, найму работников, сбыту продукции), которые обеспечивают возможность получать определенные ДхЂ (поток доходов ил серию денежных потоков).
Бизнес-линии могут служить предметами оценки в качестве: продуктовых линий или инвестиционных проектов (в широком смысле); в качестве совокупности контрактов, обеспечивающих закупочные и сбытовые линии бизнеса (т.е. в узком смысле).
-2-
Бизнес – предпринимательская деятельность, направленная на производство и реализацию товаров, работ, услуг или другая разрешенная законом деятельность с целью получения прибыли.

Предприятие – имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности.
Бизнес м.б. предметом сделки, т.е. товаром, имеющим следующие особенности:

  1. Вложения в этот товар осуществляется с целью отдачи в будущем, т.е. обеспечения определенным доходом собственника, т.е. является инвестиционным.

  2. Бизнес является системой, но его подсистемы и элементы могут продаваться отдельно, становясь основой формирования новой системы.

  3. Потребность в этом товаре зависит от процессов, которые происходят как внутри самого товара, так и во внешней среде (финансовое состояние, экономическая ситуация в стране, социальные факторы и др.)

  4. Состояние бизнеса тесно связано с состоянием экономики и общества ,что влечет участие гос-ва в регистрации, совершении сделок купли-продажи и оценке этого товара;

  5. Финансово убыточное предприятие может положительно оцениваться рынком из-за имиджа конкретного наименования на рынке.



Таблица 1

Классификация целей оценки предприятия в зависимости от заинтересованных сторон

Субъект

Причины оценки

Предприятия как юридическое лицо

Разработка стратегии развития предприятия;

Обеспечение финансовой безопасности;

Оценка эффективности управления;

Выпуск акций.

Собственник как юридическое лицо

Выбор варианта распоряжения собственностью;

Составление консолидированной отчетности при объединении бизнеса или разделительных балансов при реструктуризации;

Установление размера выручки при упорядоченной ликвидации;

Обоснование цены купли-продажи предприятия.

Кредитное учреждение

Проверка финансовой дееспособности заемщика;

Определение размера займа .выданного под залог;

Страховая компания

Установление размера страхового взноса;

Определение суммы страховых выплат.

Фондовая биржа

Расчет конъюнктурных характеристик;

Проверка обоснованности котировок ценных бумаг.

Инвестор

Определение целесообразности инвестиционных вложений;

Определение допустимой цены с целью включения его в инвестиционный проект;

Государственные органы

Подготовка предприятия к приватизации;

Определение базы налогообложения;

Определение выручки от принудительной ликвидации;

Оценка для судебных целей



Тема 2. Использование сравнительного (рыночногоподхода) к оценке бизнеса

Основываясь на принципах замещения и спроса, сравнительный (рыночный) подход содержит совокупность методов оценки стоимости объектов оценки, базирующихся на сравнении объектов оценки с аналогичными объектами, по которым имеется информация о ценах сделок с ними, и предусматривает анализ цен продажи и предложения подобных объектов с соответствующей корректировкой отличий между объектами сравнения и объектом оценки. Информация о ценах продажи (предложения) подобных объектов оценки должна быть достоверной и отвечать критериям международных и национальных стандартов, а именно:

  • условия сделок купли-продажи или условия предложения относительно заключения таких сделок не отличаются от условий, отвечающих требованиям, выдвигаемым для определения рыночной стоимости;

  • продажа подобного имущества произошла с соблюдением типовых условий оплаты;

  • условия на рынке подобных объектов, определявшие формирование цен продажи или предложения, на дату оценки существенным образом не изменились или происшедшие изменения могут быть учтены.

При отсутствии достоверной информации о ценах продажи подобного имущества рыночная стоимость объекта оценки может определяться на основании информации о ценах предложения подобного имущества с учетом соответствующих поправок, учитывающих тенденции изменения цены продажи подобного имущества по сравнению с ценой их предложения.

Источниками информации о ценах сделок с аналогичными объектами являются:

  • данные о ценах сделок с акциями и другими ценными бума­гами, осуществляемых на открытых фондовых рынках (на биржах и в системах открытой электронной внебиржевой торговли), если объект такой сделки не предоставляет его владельцу какие-либо полномочия контроля;

  • данные о ценах сделок с акциями и другими ценными бумагами, взносах в уставных капиталах, если объект такой сделки предоставляет его владельцу все или некоторые полномочия контроля;

—данные о ценах сделок в форме слияния, присоединений (поглощений) или продажи предприятия (бизнеса) в целом.

В зависимости от наличия и доступности информации, харак­теристик объекта оценки, предмета и условий предусматриваемой сделки с объектом оценки в рамках сравнительного подхода су­ществуют следующие методы оценки:

  • метод рынка капитала (метод предприятия-аналога);

  • метод соглашений;

  • метод отраслевых коэффициентов

Метод предприятия-аналога. Метод рынка капитала основан на сравнении рыночных цен акций похожих предприятий. Предполагается, что инвестор, действуя по принципу замещения (или альтернативной инвестиции), может инвестировать или в эти предприятия, или в оцениваемую. Применение метода предусматривает последовательное выполнение следующих этапов:

Этап 1. Выбор предприятий-аналогов. Сначала формируется список предприятий — кандидатов на «аналогичность», специализирующихся на одинаковой с объектом оценки продуктовой группе или предоставлении одинаковых услуг. Для обеспечения достоверности результатов оценки методом рынка капитала оценщик должен обеспечить репрезентативность выбора аналогов объекта оценки и другой используемой информации.

При отборе предприятий-аналогов следует учитывать следующие параметры сравнимости:

  1. размер предприятия;

  2. тождественность производимой продукции;

3) тождественность объема и качества производимой продукции
(предоставляемых услуг);

4) идентичность изучаемых периодов;

5) тождественность стадий жизненного цикла предприятий (например, стадий роста или спада) и размеров производственной мощности;

6) сравнимость стратегий развития предприятий;

7) равная степень учета климатических и территориальных отличий и особенностей;

8) тождественность структуры капитала;

9) особенности системы бухгалтерского учета, применяемой предприятием;

10) сопоставимость финансовых характеристик предприятия.

Применение метода рынка капитала (предприятия-аналога) допускается в случае использования как минимум трех аналогов объекта оценки по каждому используемому ценовому мультипликатору.

Этап 2. Определение рыночной стоимости предприятия-аналога.

Определяется рыночная стоимость предприятия-аналога путем умножения рыночной стоимости акций предприятия-аналога на количество акций, находящихся в обращении, по формуле

Va = psm *N

.де Vaрыночная стоимость предприятия-аналога; Рsт — рыночная стоимость акции предприятия-аналога; N — количество акций предприятия-аналога, находящихся в обращении.

Этап 3. Внесение необходимых корректировок, нормализация и трансформация бухгалтерской отчетности предприятия-аналога. На этом этапе следует внести в производные данные предприятия-аналога и оцениваемой предприятия следующие корректировки:

  • пересчитать прибыль оцениваемой предприятия согласно методам учета ресурсов, применяемым предприятием-аналогом;

  • исчислить амортизацию оцениваемой предприятием с помощью методов предприятия-аналога с целью привести в соответствие расчет прибыли и денежного потока предприятия;

  • исключить чрезвычайные статьи затрат из отчетности предприятия-аналога, если они имеются. Это приведет к искусственному завышению прибыли, но будет способствовать повышению точности результатов оценки;

  • корректировка стоимости предприятия-аналога осуществляется путем прибавления или вычитания денежной суммы с применением коэффициента (процента) к цене продажи (предложения) указанной предприятия или путем их комбинирования.

Этап 4. Расчет ценовых мультипликаторов. Система аналитических показателей и критериев сравнения, используемых при анализе финансового положения предприятия, так же как и методология оценки стоимости предприятия, зависит от цели и функции оценки.

Определение рыночной стоимости собственного капитала предприятия сравнительным методом основано на использовании ценовых мультипликаторов. Т.е., ценовой мультипликатор — это коэффициент, характеризующий соотношение между рыночной ценой предприятия или акции и показателями его финансово-хозяйственной деятельности.

В практике оценки используют два типа мультипликаторов:

  • интервальные (финансовая база определяется за определенный период): «цена / прибыль», «цена / денежный поток», «цена / дивиденды», «цена / выручка»;

  • моментные (финансовая база устанавливается по состоянию на дату оценки): «цена / балансовая стоимость активов», «цена / чистая стоимость активов».



Тип мультипликатора

интервальные

(финансовая база определяется за определенный период):

«цена / прибыль»,

«цена / денежный поток»,

«цена / дивиденды»,

«цена / выручка»;





моментные

(финансовая база устанавливается по состоянию на дату оценки): «цена / балансовая стоимость активов»,

«цена / чистая стоимость активов».



Пример расчета мультипликатора представлен в формуле


где М, мультипликатор — ценовое соотношение между стоимостью и прибылью предприятия-аналога;

Va — рыночная стоимость предприятия-аналога;

Incomeприбыль предприятия-аналога.

Таким образом, для расчета мультипликатора необходимо:

  • определить цену акции по всем компаниям-аналогам — это даст значение числителя в формуле;

  • вычислить финансовую базу оценки — это даст величину знаменателя.

Цену акции берут на последнюю дату, предшествующую дате оценки, или как среднее значение между максимальной и минимальной величинами цены за последний месяц. Финансовая база рассчитывается по данным финансовых результатов за последний отчетный год или как средняя величина за несколько лет, предшествующих дате оценки.

Выбор наиболее подходящего из мультипликаторов целесообразно определять в каждой конкретной ситуации, например: P/Rцена / доход (применяется, когда объект оценки и компания-аналог имеют похожие операционные затраты); Р/EBIT — цена / прибыль до налогообложения (применяется для сопоставления предприятий, имеющих разные условия налогообложения). Для получения наиболее объективных данных рекомендуется применять несколько мультипликаторов одновременно.

Этап 5. Определение стоимости оцениваемой предприятия. Это определение предусматривает анализ мультипликаторов предприятий-аналогов, исключение тех их значений, которые являются нетипичными, и определение средней величины по каждой группе мультипликаторов. Затем с помощью усредненных мультипликаторов находят несколько вариантов стоимости предприятия. При этом целесообразно использовать формулу:

Vо = М * Іпсотев

где V0стоимость оцениваемой предприятия;

М — среднее значение мультипликатора;

Incomeв - базовый показатель (например, прибыль) оцениваемого предприятия.

По данным нескольких вариантов оценки стоимости оцениваемой предприятия определяется средняя результирующая стоимость.

Как свидетельствует практика, метод рынка капитала применяют чаще всего для оценки стоимости неконтрольного пакета акций акционерных обществ с высокой степенью ликвидности. Для того чтобы получить стоимость контрольного пакета предприятия, акции которой не продаются на открытом фондовом рынке и финансовая информация широко не представлена, необходимо прибавить премию за контроль и отнять скидку за недостаточную ликвидность.

Например, мультипликаторы в нефте-газосервисной отрасли:
• «Стоимость/Выручка» = 1,3
• «Стоимость/Прибыль» = 33,4
• «Стоимость/Активы» = 2,1
• «Стоимость/Капитал» = 3,8

Метод соглашений — это отдельный случай метода рынка капитала, основанный на анализе цен купли-продажи контрольных пакетов акций предприятий-аналогов или анализе цен приобретений предприятий целиком, ориентированный на определение стоимости предприятия в случае приобретения значительной доли ее акций, позволяющей влиять на принятие управленческих решений. Главное отличие метода соглашений от метода рынка капитала заключается в том, что первый определяет уровень стоимости контрольного пакета акций, который позволяет полностью управлять предприятием, тогда как второй определяет стоимость предприятия на уровне неконтрольного пакета.

Методика определения стоимости предприятия методом соглашений не имеет существенных отличий по сравнению с методом рынка капитала (при определении мультипликаторов пользуются ценами контрольных пакетов акций), но стоимость пакета акций будет выше на 35 — 40 %, вследствие увеличения стоимости акции на величину так называемой «премии за контроль». Как и в методе рынка капитала, при использовании данного метода необходимо вносить поправки в стоимость предприятия, полученную с помощью мультипликаторов на неоперационные активы, излишек (недостачу) собственных средств, риск страны.

Метод отраслевых коэффициентов заключается в том, что на основе анализа практики продажи бизнеса той или иной отрасли выводится определенная зависимость между ценой продажи и показателями деятельности предприятий (например, годовой выручкой, прибылью ит. п.). Источником информации являются, как правило, данные специализированных отраслевых исследований, составленные на основании анализа не менее половины предприятий данной отрасли, сопоставимых по размеру с оцениваемой. Следует отметить, что этот метод в основном используется для оценки небольших предприятий и является дополняющим по своему назначению.

Международный опыт свидетельствует, что:

  • рекламное агентство и бухгалтерские фирмы продаются соответственно за 0,7 и 0,5 от годовой выручки;

  • рестораны и туристические агентства - соответственно 0,25 — 0,5 и 0,04 — 0,1 от валовой выручки;

  • заправочные станции - 1,2 - 2,0 от месячной выручки;

  • предприятия розничной торговли - 0,75 - 1,5 от суммы: чистого дохода + оборудование + запасы;

— машиностроительные предприятия - 1,5 — 2,5 от суммы: чистого дохода + запасы

В отечественной практике этот метод еще не получил достаточного распространения в связи с отсутствием необходимой информационной базы, требующей продолжительного периода наблюдения.

Таким образом, при условии наличия развитого фондового рынка рассмотренные выше методы рыночного подхода обеспечивают довольно точное определение стоимости действующего предприятия, но в развивающихся странах их применение ограничено, а иногда и просто невозможно.
Тема 3. Доходный подход к оценке стоимости предприятия
Основными источниками информации, используемым для оценки стоимости предприятия методами доходного подхода, являются:

1. Финансовая отчетность аудиторские заключения, данные бухгалтерского учета, в частности информация о размере дивидендов, которые выплачивались акционерным обществом, информация о реализуемых инвестиционных проектах, другая информация о финансовых и производственных показателях предприятия за прошлые отчетные периоды.

  1. Бизнес-планы, а также другие документы предприятия по планированию и прогнозированию финансовых и производственных показателей.

  2. Результаты анкетирования и проведения интервью с руководством, администрацией предприятия, ответы на вопросы эксперта.

  3. Информация об экономической ситуации и тенденциях развития отрасли (отраслей), к которым относится оцениваемое предприятие.

  4. Информация об экономической ситуации и тенденциях развития региона (регионов), в которой находится оцениваемое предприятие.

  5. Информация о рисках, связанных с деятельностью пред­приятия.

  6. Информация о котировке акций и изменчивости курса акций оцениваемого акционерного общества, предприятий отрасли, к которой относится оцениваемое акционерное общество и фондо­вого рынка вообще.

  7. Информация о макроэкономической ситуации в экономике и тенденции ее развития.

Доходный подход основывается на принципах полезности, ожидания и наилучшего и наиболее эффетивного использования.

Стоимость объекта определяется как текущая стоимость ожидаемых доходов от наиболее эффективного использования.

При этом могут быть рассчитаны рыночная, инвестиционная, ликвидационная стоимость.

Основными методами доходного подхода являются:

— метод прямой капитализации дохода;

— метод косвенной капитализации дохода (метод дисконтирования денежного потока).

Выбор методов оценки при этом зависит от наличия информации об ожидаемых (прогнозируемых) доходах от использования объекта оценки, стабильности их получения, цели оценки, а также вида стоимости, подлежащей определению.

Преимуществом доходного подхода является учет целесообразности совместного использования комплекса активов предприятия по сравнению с раздельным их использованием, а также эффективность использования собственного и привлеченного капитала. Сложность и ограниченность применения доходного подхода заключается в необходимости прогнозирования денежных потоков с учетом вероятности погрешности при определении рисков бизнеса, стоимости капитала по элементам, темпов роста денежных потоков в постпрогнозном периоде.

Оценка бизнеса по доходному подходу включает:

- подготовку финансовой отчетности оцениваемого предприятия, в частности актуализацию и нормализацию отчетности;

- на основании ретроспективного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия определение перспективных оценок величины его денежных потоков;

- расчет ставки дисконтирования или коэффициента капитализации в зависимости от выбранного метода и показателя денежного потока;

- расчет стоимости бизнеса путем трансформации будущих денежных потоков в настоящую стоимость на дату проведения оценки, используя методы дисконтирования или капитализации.

Оценивание методами доходного подхода предусматривает соблюдение следующих условий:

1. Перспективная величина показателя дохода должна определяться исходя из прошлых результатов деятельности предприятия, перспектив его развития, а также отраслевых и общеэкономических факторов.

2. Ставка дисконтирования или капитализации должна соответствовать выбранному показателю денежного потока, в частности:

- ставка дисконтирования или капитализации должна учитывать структуру капитала, инвестированного в бизнес: денежные потоки на собственный капитал необходимо сопоставлять с ценой собственного капитала, денежные потоки на инвестированный капитал — со средневзвешенной ценой капитала;

- номинальные (в ценах будущих периодов) денежные потоки необходимо сопоставлять с номинальными ставками, реальные (в ценах базисного периода) денежные потоки - с реальными ставками.

Методы оценки доходного подхода считаются наиболее приемлемыми с точки зрения инвестиционных мотивов, поскольку любой инвестор, вкладывающий деньги в действующее предприятие, в конечном счете покупает не набор активов, состоящий из зданий, сооружений, машин, оборудования, нематериальных ценностей и т.д., а поток будущих доходов, позволяющий ему окупить вложенный капитал, получить прибыль и повысить свое благосостояние.

Прежде чем применить какой-либо из этих двух подходов, необходимо удостоверится, что:

  • можно составить прогноз будущих доходов (чистый денежный поток или чистый доход) с разумной степенью вероятности;

  • будущая деятельность предприятия будет продолжаться с темпом роста, который можно предсказать.

Метод капитализированных доходов

Метод капитализированных доходов считается наиболее подходящим для оценки стоимости предприятия, если текущая деятельность предприятия может служить показателем его будущей деятельности (предполагая обычный темп роста).

Чаще всего метод прямой капитализации используется для предварительной (экспресс-оценки) стоимости бизнеса.

Практическое применение метода капитализации предусматривает осуществление следующих основных процедур:

  1. Анализ финансовой отчетности, ее нормализация и трансформация (при необходимости).

  2. Выбор величины прибыли (дохода), которая будет капитализирована.

  3. Расчет адекватной ставки капитализации.

  4. Определение предварительной величины стоимости.

  5. Проведение поправок на наличие нефункционирующих активов (если таковые имеются).

  6. Проведение поправок на контрольный или неконтрольный характер оцениваемой доли, а также на недостаточную ликвидность (если они необходимы).

Согласно методу прямой капитализации, для получения оценки стоимости предприятия годовой доход делится на соответствующий коэффициент капитализации.

Формула оценки стоимости методом прямой капитализации:

или ;
Где V (СТПР) – стоисмоть бизнеса(предприятия);

NOR (ДХ) – поток дохода;

R (Ккап) – ставка (коэффициент) капитализации (коэффициент, используемый для пересчета доходов предприятия в его стоимость)
В качестве потока дохода могут выступать:

чистая прибыль – прибыль предприятия, остающаяся в распоряжении после оплаты всех расходов и налогов, в том числе налога на прибыль.

денежный поток - сумма наличных денежных и эквивалентных им средств, остающихся в распоряжении владельцев собственного или инвестированного капитала.

Следует отметить, что независимо от выбранного потока дохода, который будет капитализироваться, результат оценки получиться одинаковым, при условии, что коэффициент капитализации будет соответствовать потоку дохода.

Коэффициент капитализации обычно определяется, как разница между ставкой дисконта (ставкой дохода на капитал) для оцениваемого предприятия и его ожидаемым среднегодовым темпом роста. Следовательно, коэффициент капитализации для предприятия обычно ниже его ставки дисконта. Коэффициент капитализации используется для прямого пересчета потока дохода (обычно чистая прибыль или чистый денежный поток) за один год в качестве множителя или делителя в стоимость предприятия.

Пример. Коэффициент капитализации для чистой прибыли предприятия равен 25% (делитель). Тот же самый коэффициент, выраженный как множитель, будет равен 4 (=1/0,25).
Формула для нахождения коэффициента капитализации для чистого денежного потока:

R=r – g или Ккап=r - ZДХ

где:

R(Ккап) - коэффициент капитализации

r - ставка дисконта (ставка дохода на собственный капитал)

g (ZДХ) -ожидаемый среднегодовой темп роста доходов (прибыли).
Данная формула верна, если:

  • бизнес оцениваемого предприятия имеет неограниченный срок жизни;

  • ежегодный процент роста или снижения колеблется в пределах одной предсказуемой ставки трендовой линии (g).

Если требуется найти коэффициент капитализации для чистой прибыли, который, как правило, отличается от коэффициента капитализации для чистого денежного потока, рассмотренного выше, то необходимо сделать дальнейшие преобразования:

  1. Разделить нормализованную чистую прибыль оцениваемого предприятия на величину его чистого денежного потока.

  2. Умножить полученное значение на коэффициент капитализации для чистого денежного потока.

Пример:

Известно, что:

Ставка дисконт  для чистого денежного потока - 25%

Ожидаемый темп роста доходов - 5%

Чистая прибыль - 50000 у.е.

Чистый денежный поток - 32600 у.е.

Тогда:

Коэффициент капитализации для чистого денежного потока - 20%{25% - 5%}

Коэффициент капитализации для чистой прибыли – 30,6% {50000/32600*20%}
Необходимо также тщательно выбрать период деятельности оцениваемого предприяти, доход которой будет капитализироваться. В рамках метода капитализированных доходов существует три альтернативных периода деятельности, доход которых может быть капитализирован:

  • Последний финансовый год или последние 12 месяцев, предшествующие дате оценки.

  • Среднее значение дохода за несколько прошлых лет.

  • Прогноз деятельности на следующий год.

Какой бы период не был выбрал, важно помнить, что капитализируется всегда доход за один полный год.

Еще раз отметим, метод капитализированных доходов наиболее приемлем для оценки предприятия, когда считается, что показатели текущей деятельности предприятия (в первую очередь чистая прибыль или чистый денежный поток) отражают результаты его деятельности в будущем (при условии, что темп роста будет стабильный и незначительный).

Именно поэтому, наиболее часто используемый период деятельности, доход которого капитализируется - последний финансовый год или последние 12 месяцев, предшествующие дате оценки. Принимая решение, относительно того является ли поток дохода последнего финансового года (последних 12 месяцев) наилучшей базой для применения подхода капитализированных доходов, необходимо сделать вывод, насколько данный поток дохода отражает деятельность предприятия в будущем. При этом основной акцент должен делаться на показателях валовой выручки и себестоимости, производимой продукции. Анализ основных показателей должен базироваться на анализе ретроспективной финансовой отчетности, интервью с руководством предприятия, а также на экономических обзорах отрасли. Если мы пришли к выводу, что поток дохода последнего финансового года отражает ее деятельность в будущем, тогда последний финансовый год или последние 12 месяцев, предшествующие дате оценки – наиболее подходящий период деятельности, доход которого может быть капитализирован. Даже если показатели валовой и чистой прибыли до внесения нормализационных корректировок, кажутся на первый взгляд аномальными. Большая часть таких «аномалий» можно устранить путем внесения соответствующих корректировок.

С другой стороны, если мы считаем, что показатели дохода за последний финансовый год не характеризуют деятельность предприятия в будущем, то нужно капитализировать либо средний доход за несколько прошлых лет, либо прогнозируемый доход следующего за датой оценки года.

Если принимается решение капитализировать прогнозируемый доход следующего за датой оценки года, необходимо будет составить прогноз деятельности предприятия, или получить такой прогноз у руководства оцениваемого предприятия.

В некоторых случаях среднее значение потоков доходов за несколько прошедших лет является наиболее подходящим потоком дохода для применения подхода капитализированных доходов. Используя среднее значение дохода за какой-то период в прошлом, необходимо учитывать, что всякий раз, когда в прошлом наблюдался инфляционный рост цен, стоимость предприятия будет занижена из-за того, что используется коэффициент капитализации для текущих или прогнозируемых потоков дохода. Если поток дохода в какой-нибудь из годов даже после внесения нормализационных корректировок остается аномальным, то его не нужно учитывать при расчете среднего значения.

Стоимость, полученная подходом капитализированных доходов, это стоимость 100% собственного капитала предприятия.

Поскольку коэффициент капитализации определяется на основе ставки дисконта (ставки дохода на капитал), то во многих случаях в первую очередь необходимо установить величину ставки дисконта для оцениваемого предприятия.

Наиболее часто при оценке бизнеса используется ставка дохода на собственный капитал, которую можно определить одним из двух следующих методов:

  • модель оценки капитальных активов (CAPM – Capital Asset Prising Model ).

  • кумулятивный подход.



  1   2   3



Скачать файл (308 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации