Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Ларионова Г.Х. Внешнеэкономическая деятельность предприятия - файл n17.doc


Ларионова Г.Х. Внешнеэкономическая деятельность предприятия
скачать (1763.7 kb.)

Доступные файлы (17):

n1.doc78kb.25.04.2011 11:40скачать
n2.doc576kb.07.05.2011 13:41скачать
n3.doc56kb.18.04.2011 13:52скачать
n4.pdf238kb.27.06.2011 13:04скачать
n5.doc151kb.22.04.2011 12:42скачать
n6.pdf267kb.27.06.2011 13:04скачать
n7.pdf184kb.27.06.2011 13:02скачать
n8.pdf205kb.27.06.2011 13:04скачать
n9.pdf238kb.27.06.2011 13:03скачать
n10.pdf210kb.27.06.2011 13:01скачать
n11.doc85kb.26.04.2011 15:05скачать
n12.pdf146kb.27.06.2011 13:03скачать
n13.doc31kb.22.04.2011 13:29скачать
n14.doc91kb.26.04.2011 15:07скачать
n15.doc86kb.26.04.2011 15:10скачать
n16.pdf150kb.27.06.2011 12:57скачать
n17.doc61kb.17.04.2011 14:22скачать

n17.doc

Тема 1. Сущность и организация внешнеэкономической деятельности предприятия

  1. Международные торговые отношения.

  2. Сущность внешнеэкономической деятельности. Состояние внешнеэкономических связей РФ.

  3. Характеристика внешнеторговой политики.

  4. Организация управления внешнеэкономической деятельностью в России.

Одним из важнейших показателей, характеризующих уровень участия страны в мировой экономике, является экспортная квота - отношение объема экспорта товаров и  услуг к объему ВВП. Значительный рост экспортной квоты России в 90-х года  объясняется:                                                                

  • превращением во внешнеторговые сделки прежних поставок между Россией и другими республиками СССР;                                                              

  • значительным ростом экспортных поставок вследствие резкого сжатия внутреннего спроса. В 1998 году Россия заняла 18-е место в мире по объему внешней торговли.                                                           

  В экономической политике России на протяжении 90-х  годов чередуются тенденции к автаркии и к интеграции в мировое хозяйство. Опыт последних лет показал негативные    стороны и крайней замкнутости, чрезмернойоткрытости  экономики в конкретных условиях России, и необходимость проведения сбалансированной политики, сочетающей за­щиту отечественного производства с использованием пре­имущества международного разделения труда.

Можно привести следующие примеры ущемления интересов российских экспортеров:

  • Применение антидемпинговых мер на основе дискри­минационных положений национального законода­тельства, позволяющих игнорировать конкурентные преимущества России (против российских товаров действует свыше 20 таких мер: в США они распрост­раняются на поставки урана, ферросилиция, карба­мида; в странах ЕС - хлоркалия, чугуна, изобутанола, карбида кремния и др.).

  • Затрудненный доступ на рынки для товаров и услуг высокой технологии, где Россия имеет очевидные кон­курентные преимущества (космические запуски ком­мерческих грузов российскими носителями, ядерные технологии).

  • Ограничение доступа России к передовым технологи­ям на основе национальных списков товаров «двой­ного назначения».

  • Использование стандартов и технических барьеров, процедур испытаний и сертификации, которые ус­ложняют, а в ряде случаев делают невозможным экс­порт российской продукции (гражданская авиатех­ника, пушнина — в странах ЕС).

Внешнеэкономические связи России в настоящее время вклю­чают следующие формы: внешнюю торговлю, совместные предпри­ятия на территории России, совместные предприятия за рубежом, иностранные предприятия на территории России; международные объединения и организации; консорциумы; подрядное сотрудничест­во; концессии; лизинг; сотрудничество на компенсационной основе; сотрудничество на условиях разделения продукции между участвую­щими сторонами; переработку давальческого сырья; привлечение иностранной рабочей силы; производственное кооперирование; науч­но-техническое сотрудничество; торговлю лицензиями; прибрежную и пограничную торговлю; торговлю строительными услугами; тор­говлю транспортными услугами; сотрудничество в банковской систе­ме; иностранный туризм; сотрудничество в свободных экономических зонах; прочие формы международного экономического сотрудничест­ва (биржи, торговые дома, ассоциации и др.).

Отметим, что развитие внешнеэкономической деятельности России  происходит в сложных условиях и характеризуется противоречивыми тенденциями. 

Товарная структура импорта и экспорта России соответствует спросу, предъявляемому на российские товары на мировом рынке, и спросу на иностранные товары на внутреннем рынке России. Но следует отметить, что иностранных партнеров России интересуют энергоносители и невосполнимые природные ресурсы в большей степени, чем готовая продукция.

К основным торговым партнерам России можно отнести Германию, Украину, Польшу, Китай, Великобританию, Италию, Белоруссию, на их долю приходится более 60% оборота внешней торговли. Есть тенденция к увеличению объемов торговли со странами СНГ после 1999 года, когда была обратная  тенденция.

По степени конкурентоспособности на внешних рынках выделяются три   группы отраслей российской экономики:

  • ресурсоемкие отрасли (нефтяная, газовая, лесная, алмазная, химическая);

  • отрасли обрабатывающей промышленности (аэрокосмическая, атомная, биотехнологическая);

  • группа отраслей, способных удовлетворять значительную часть спроса на внутреннем рынке страны, но не обладающая международной конкурентоспособностью (автомобильная, легкая, пищевая).

Отрицательное воздействие на конкурентоспособность российской продукции оказывают:

  • низкая производительность и интенсивность труда;

  • высокая энергоемкость производства;

  • значительный физический и моральный износ используемого оборудования;

  • незначительная инновационная активность;

  • неравномерность социально-экономического развития регионов России;

  • значительный вес в структуре экономики страны «теневой экономики».

Таблица 1.1. Доля экспорта и импорта  России, % (в начале 2000-х  годов)

Экспорт

Импорт

Товар

%

Товар

%

 Минеральные продукты

 44

 Минеральные продукты

5

Металлы и изделия из них

20

Металлы и изделия из них

7

 Машины, оборудование и транспортные средства

11

 Машины, оборудование и транспортные средства

32

Продукция химической промышленности

8

Продукция химической промышленности

16

Древесина и целлюлозно-бумажные изделия

5

Древесина и целлюлозно-бумажные изделия

3

Продовольственные товары

3

Продовольственные товары

27

 Текстиль

1

 Текстиль

5

Другое

8

Другое

5

Одним из главных условий стабилизации и укрепления позиций российских предприятий на внешнем рынке остается правовое регулирование ВЭД.

Внешнеторговая политика – это определение стратегии и совокупность разнообразных форм и средств деятельности государства, направленных на развитие и регулирование торговых отношений с другими странами мира.

Главная задача внешнеторговой политики  любого государства состоит в обеспечении благополучных условий для эффективной деятельности отечественного бизнеса в сфере внешней торговли.

Основами для ведения внешнеэкономических отношений явля­ются законодательные акты, такие как Конституция страны, Тамо­женный кодекс РФ, Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности», законодательные акты: «О государственном регулиро­вании внешнеторговой деятельности», «О валютном регулировании и валютном контроле», «Об иностранных инвестициях», «О междуна­родном коммерческом арбитраже», «О таможенном тарифе» и др. В управлении внешнеэкономической деятельностью (ВЭД) России наи­большее значение имеют следующие органы исполнительной власти:

  • Министерство торговли РФ;

  • Министерство экономики РФ;

  • •Государственный таможенный комитет;

  • Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю;

  • Центральный банк РФ.

В любой стране внешнеэкономическая деятельность регулиру­ется государством, поэтому основными принципами регулирования ее в РФ являются следующие:

  • единство внешнеэкономической политики как часть внешней
    политики России;

  • единство системы государственного регулирования внешне­экономической деятельности и контроля за ее осуществлением;

  • единство таможенной территории РФ;

  • приоритет экономических мер регулирования;

  • защита государством прав и законных интересов участников
    ВЭД;

  • исключение неоправданного вмешательства государства и его
    органов в ВЭД, нанесение ущерба ее участникам и экономике страны
    в целом.

В настоящее время демонополизация внешнеэкономической деятельности отдельных предприятий является доминирующим фак­тором внешнеэкономического комплекса страны. Согласно дейст­вующему законодательству, предприятие имеет право самостоятельно определять формы, методы и объемы работы на внешнем рынке. Для эффективного управления внешнеэкономической деятельностью на уровне предприятия нужна адекватная условиям его работы структура управления. Организационная структура управления внешнеэкономической деятельностью предприятия определяется целями и задачами, которые она призвана решать.

Функциональные отделы и службы, содействующие работе спе­циализированных фирм и ВТО, можно условно разделить на три группы:

  • группа отделов и служб, осуществляющих планирование:
    планово-экономический, валютно-финансовый, транспортный отделы,
    бухгалтерия;

  • группа отделов, занимающихся непосредственно маркетингом:

  • отделы конъюнктуры и цен, рекламы и выставок, инженерно-
    технический, совместных предприятий, технического обслуживания и
    запчастей;

  • группа отделов, обеспечивающих принятие и исполнение
    управленческих решений: отделы развития, АСУ, кадров, дминист­ративно-хозяйственный,  юридический, протокольный, канцелярия.

На региональном уровне происходит становление системы управления внешнеэкономической деятельности. Полномочия субъектов РФ в области ВЭД в значительной степени определяются Федеральным законом «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». В соответствии с этим законом в совместном ведении федерального центра и субъекта РФ находятся следующие вопросы:

  • координация внешнеэкономической деятельности субъектов РФ;

  • получение иностранных кредитов под гарантии бюджетных доходов субъектов РФ;

  • выполнение международных договоров;

  • координация деятельности субъектов РФ по созданию и функционированию свободных экономических зон;

  • информационное обеспечение внешнеторговой деятельности.

На примере Республики Татарстан региональные органы государственной власти (Министерство торговли и внешнеэкономического сотрудничества, департамент внешних связей) оказывают существенную помощь в содействии развитию внешнеэкономической деятельности ее участников исходя из принципов и в соответствии с мерами, которые изложены в Концепции внешнеэкономической деятельности Республики Татарстан.  

Вопросы к теме 1:

  1. В чем главные проблемы развития внешнеторговых связей России?

  2. Отметьте основные тенденции развития внешней торговли России.

  3. Каким образом построена система управления ВЭД на уровне предприятия?

  4. Выделите основные проблемы конкурентоспособности отечественных товаров.

  5. Место России в мировом хозяйстве.



Скачать файл (1763.7 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации