Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Ларионова Г.Х. Внешнеэкономическая деятельность предприятия - файл n2.doc


Ларионова Г.Х. Внешнеэкономическая деятельность предприятия
скачать (1763.7 kb.)

Доступные файлы (17):

n1.doc78kb.25.04.2011 11:40скачать
n2.doc576kb.07.05.2011 13:41скачать
n3.doc56kb.18.04.2011 13:52скачать
n4.pdf238kb.27.06.2011 13:04скачать
n5.doc151kb.22.04.2011 12:42скачать
n6.pdf267kb.27.06.2011 13:04скачать
n7.pdf184kb.27.06.2011 13:02скачать
n8.pdf205kb.27.06.2011 13:04скачать
n9.pdf238kb.27.06.2011 13:03скачать
n10.pdf210kb.27.06.2011 13:01скачать
n11.doc85kb.26.04.2011 15:05скачать
n12.pdf146kb.27.06.2011 13:03скачать
n13.doc31kb.22.04.2011 13:29скачать
n14.doc91kb.26.04.2011 15:07скачать
n15.doc86kb.26.04.2011 15:10скачать
n16.pdf150kb.27.06.2011 12:57скачать
n17.doc61kb.17.04.2011 14:22скачать

n2.doc

  1   2   3   4   5   6
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА МИРОВОМ РЫНКЕ

1. 1. Понятие, особенности и тенденции развития мировой торговли и мирового рынка.

Международное разделение труда приввело к появлению и развитию мирового хозяйства и возникновению мировой торговли. Мировой рынок есть закономерный результат развития мирового хозяйства и мировой торговли.

На основе действия объективных факторов складывается международное разделение труда, которое проявляется в специализации отдельных стран на производстве определенных видов товаров и услуг и порождает необходимость обмена товарами и услугами между странами. Такой обмен получил название международной торговли.

В экономической литературе принято различать общее разделение труда, которое отражается в специализации по крупным сферам производства /промышленное производство, в том числе добывающая и обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство, сфера услуг/. Главную роль при таком разделении труда могут играть природные факторы, обуславливающие наличие в отдельных странах большого количества конкретных видов ресурсов. Страны, специализирующиеся на таком разделении труда, принято делить на промышленно развитые /индустриальные/, сырьевые, аграрные.

Частное разделение труда складывается на основе специализации в области производства определенных видов готовой продукции /например, судов, самолетов, нефти, зерна, мяса и т. д. /. На основе частного разделения труда складывается международная торговля конкретными видами продукции и образуются товарные рынки: нефтяной, по зерну, сахару, кофе и другим товарам.

Единичное разделение труда проявляется в специализации отдельных стран на производстве узлов, деталей, запасных частей, отдельных технологических стадий. Такое разделение труда порождает международную торговлю деталями, запасными частями, обмен технологией, куплю - продажу лицензии, ноу-хау и т. д. Международная торговля складывается в виде экспорта /вывоз- продажа/ товаров и услуг и в виде импорта /ввоза - купли/ товаров и услуг.

В экономической литературе различают категорию рынка как сферу товарно-денежных отношений, и торговлю - как сферу экономики, призванную осуществлять рыночные связи. Сфера обмена, в широком смысле этого слова, полнее раскрывает понятие рынка. Рынок может быть: национальный, ряда стран, всех стран мира, отдельных регионов, по продуктам, среди которых, в свою очередь, могут быть выделены:

1/ товары личного пользования:

товары длительного пользования /жилье, автомобили, холодильники, телевизоры, видеотехника, компьютеры и т. д. /;

товары краткосрочного пользования /продукты питания, парфюмерия, напитки и др. /;

услуги /бытовые, транспортные, туристические и др. /;

2/ товары производственно-технического назначения /основное и вспомогательное оборудование, узлы, детали, запасные части и т. п. /.

Емкость рынка определяется объемом продаж товаров /обычно в течение года/ и измеряется в виде объема национального производства плюс импорт минус экспорт в физических либо в денежных единицах /чаще всего используются доллары США или швейцарские франки/. При изучении емкости рынка анализируется покупательный спрос страны, населенния, отдельных фирм. Для этой цели используется динамика национального дохода, уровень доходов населения, заработная плата, расходы населения на покупку товаров, уровень доходов фирм и их возможные покупки на рынке.

При изучении емкости рынка товаров производственного назначенния исследуются перспективы развития отраслей, научно-технический прогресс, возможные объемы поставок машин и оборудования. Если в процессе исследований выясняется, что емкость рынка значительно меньше экспортных возможностей, то работать на таком рынке нет смысла - затраты не окупаются.

Объем мировой торговли за последние 20 лет вырос почти в 10 раз. Так, мировой экспорт в 1970 г. составлял всего 312 млрд. долл., а к 1980 г. увеличился до 1994 млрд. долл. в 1990 г. превысил 3 триллиона долл.

Для оказания содействия международной торговле создано большое количество различных международных организаций. В их числе следующие, имеющие наиболее широкое влияние на мировом рынке: Международный валютный фонд /МВФ/ - создан в 1945 г. как межправительственная организация, специализирующаяся на валютно-кредитных сделках, регулирующая валютные курсы и содействующая обратимости валют; Международный банк реконструкции и развития /МБРР/ - призван оказывать финансовое содействие странам, получившим кредиты; Генеральное соглашение по тарифам и торговле /ГАТТ/ - для регулирования торговли между странами на основе определенной политики таможенных барьеров, количественных ограничений, создания льготных условий для торговли на основе обеспечения режима наибольшего благоприятствования; Международная торговая палата /МТП/; Международная ассоциация развития /МАР/; Межгосударственные ассоциации экспортеров сырья и др. Они создаются различными странами, заинтересованными в обьединении своих усилий для экспорта конкретных товаров /сахара, кофе, цитрусовых, олова, цинка, меди, железной руды и т. д. /.

Развитие международной торговли приводит к созданию более тесных обьединений различных государств. Одним из таких обьединений является Европейское экономическое сообщество /ЕЭС/, получившее название Общий рынок. ЕЭС - государственно-монополистическая группировка ряда европейских государств с целью создания таможенного союза и обеспечения свободного движения между странами, входящими в сообщество, капитала, товаров, услуг, рабочей силы, проведения единой валютной политики, унификации финансовой и банковской систем. Развитие сообщества ставит целью подготовить условия для более тесного интеграционного сотрудничества всех европейских государств.

Из других монополистических объединений, оказывающих важное влияние на международную торговлю, можно назвать Организацию стран экспортеров нефти /ОПЕК/, которая объединяет ряд стран Азии, Африки и Латинской Америки, специализирующихся на добыче и экспорте нефти.

Изучение механизма функционирования международных объединений, участвующих в мировой торговле, помогает найти ответ на вопрос, что является двигательной силой развития мировой торговли. В основе этого лежит принцип сравнительного преимущества /Страна или какой-либо регион, специализирующийся на производстве продуктов, которые обладают по сравнению с производством аналогичных продуктов в других регионах более низкими издержками, имеет сравнительное преимущество в виде более высокой экономической эффективности/. Мировая торговля продуктами, имеющими сравнительное преимущество в разных регионах мира, обеспечивает взаимную выгоду всем ее участникам, т. к. в данном случае суммарные /общие/ издержки производства всех стран будут меньше издержек в том случае, если бы каждая страна занялась производством.

«Нация игнорирующая принцип сравнительного преимущества, - отмечает П. Самуэльсон, - вероятно, поплатилась бы за это дорогой ценой: снижением жизненного уровня и замедлением потенциальных темпов экономического роста». [Самуэльсон П. Экономика. - М.: Прогресс. ]

Закон сравнительного преимущества оказывает влияние на специализацию различных стран, вызывает рост совокупного общественного производства в странах, участвующих в мировой торговле, и способствует улучшению их экономического положения. Для проведения международных сопоставлений должна использоваться методика, применяемая в различных странах мира, авторами которой являются американские экономисты М. Джильберт, И. Крэвис, З. Келнеси, А. Хестон и Р. Саммерс. Суть метода заключается в оценке валовых продуктов различных стран с помощью единой валюты и международных долларов. Покупательная способность международного доллара определяется сопоставлением цен на товары и услуги, производимые в США, с ценами на аналогичные товары и услуги, производимые в других странах. Наиболее сложным методическим вопросом является учет и сопоставление качества товаров и услуг. В данном случае необходимо использовать общепринятые в мировой торговле международные стандарты.

Табл. 1 позволяет определить место стран в мировом производстве, а также уровень их потребления. США, ФРГ, Франция, Швейцария и др., имеющие хорошо развитую систему международного обмена, по уровню потребления находятся на более высоком месте, чем по уровню производства. СССР имел низкое место и по объему производства валового национального продукта /66-е/ и еще более низкое - по уровню потребления -77-е. Самое низкое место по объему производства валового внутреннего продукта в 1985г. занимал Китай, а по уровню потребления после Китая шли Филиппины и Пакистан.

Таблица 1

Сравнение экономических показателей отдельных стран

за 1985 год /международные доллары/.

Валовый внутренний Личное потребление на

Страны продукт на душу насе- душу населения

ления

в долларах в % к США в долларах в % к США

США 3 12532 100, 0 1 8542 100, 0

Кувейт 1 14868 118, 6 20 5153 60, 3

ФРГ 8 10708 85, 4 13 2819 68, 1

Швейцария 10 10640 84, 9 3 6998 81, 9

Франция 16 9918 79, 1 6 6509 76, 2

Швеция 17 9904 79, 0 27 4703 55, 1

Финляндия 24 9232 73, 7 25 4829 56, 5

Англия 38 8655 69, 1 19 5174 60, 6

СССР 68 4996 39, 9 77 2198 25, 8

Китай 102 2444 19, 5 111 1144 13, 4

В международной торговле широко применяются различные методы регулирования. Каждая страна с учетом своего положения на мировом рынке выбирает методы регулирования внешнеэкономической деятельности. Они неодинаковы по отношению к импорту в свою страну товаров других стран и по отношению к экспорту своих товаров в другие страны. Совокупность этих мер получила название «протекционистская политика» данного государства.

Протекционизм - есть одна из форм экономической политики государства, направленная на защиту внутреннего рынка от возможных отрицательных последствий внешнего рынка, которая осуществляется с помощью установления прямых и косвенных ограничений импорта, установления таможенных и нетаможенных тарифов, определения контингента импортируемых товаров, введения валютных ограничений, компенсационных пошлин, внутренних налогов и сборов и других ограничений. Протекционизм преследует цель укрепить позиции данного государства во всемирнном разделении труда и в мировой торговле. Рассмотрим подробнее некоторые методы протекционистской политики.

Для определения значимости импорта в экономике страны используется показатель «импортная квота». Она может быть определена по народному хозяйству в целом, отдельной отрасли, конкретному продукту по следующей формуле:

Ки=И/ (П+И) *100%;

где: Ки - импортная квота, в %; П - объем национального производства; И - объем импорта данного продукта в страну.

Объем импорта в 1989 г. по данным ГАТТ составил 3, 2 трл. долл. представление о размерах импорта по отдельным странам и их импортной квоте дает табл. 2.

Таблица 2

Импорт в мировой торговле в 1989 г.

Импорт, Доля в миро- Изменение по

Страна млрд. долл. вом импорте сравнению с

1988 г., %

США 492, 0 15, 4 + 7, 0

ФРГ 269, 8 8, 4 + 7, 5

Япония 210, 8 6, 6 +12, 5

Великобритания 200, 6 6, 3 + 6, 0

Франция 191, 0 6, 0 + 7, 0

Италия 152, 9 4, 8 +10, 5

Канада 120, 0 3, 7 + 7, 5

СССР 111, 4 3, 5 + 4, 0

Голландия 104, 4 3, 3 + 5, 0

Бельгия-Люксембург 96, 5 3, 0 + 4, 5

Гонконг 72, 3 2, 3 +13, 0

Испания 71, 7 2, 2 +18, 5

Южная Корея 61, 5 1, 9 +18, 5

Китай 59, 1 1, 8 + 7, 0

Швейцария 58, 2 1, 8 + 3, 0

Тайвань 52, 3 1, 6 + 5, 0

Сингапур 49, 8 1, 6 +13, 5

Швеция 48, 0 1, 5 + 5, 0

Австралия 42, 7 1, 3 +18, 5

Австрия 38, 7 1, 2 + 7, 0

Мексика 34, 5 1, 1 +26, 0

ГДР 27, 3 0, 9 + 2, 0

Дания 26, 9 0, 8 + 3, 0

ЧСФР 24, 8 0, 8 + 2, 5

Финляндия 24, 8 06* +17, 5

Из табл. 2 видно, что импорт вырос во всех странах, но наиболее значительный рост был в Мексике - 26, 0%; в Австралии, Испании и Южной Корее он превысил 18, 5%, в Финляндии 17, 5%, в Японии, Италии, Гонконге и Сингапуре прирост импорта был в пределах 10, 5-13, 5%. В СССР импорт вырос за год на 4%, а импортная квота составила 3, 5%. Существенные различия имеет импортная квота по странам. Наиболее значительна /15, 4 / она была в США, до 3% она была в 15 странах и от 3 до 10% - в 9 странах. По отдельным видам продукции импортная квота имеет еще более существенные различия. Например, за последние годы в СССР наблюдался увеличение импортной квоты по продовольственным продуктам и, в особенности, по сельскохозяйственным.

Импортная квота может быть установлена в результате монопольного соглашения отдельных стран и фирм: в таком случае она характеризует долю каждого участника в сбыте своей продукции на мировом рынке. Она может выступать и как ограничение по ассортименту и по количеству вывоза определенной продукции из страны на внешний рынок.

Важную роль играют импортные таможенные пошлины. Таможенная пошлина устанавливается либо в виде определенного процента в цене товара, либо в виде твердой ставки на единицу конкретного товара. Таможенные пошлины оказывают влияние на повышение или на снижение конкурентоспособности товаров других стран по отношению к товарам собственной страны. Во многих странах применяется беспошлинная торговля.

Таможенные пошлины приводятся в таможенном тарифе, который разрабатывается в каждой стране и утверждается соответствующим законодательством. Таможенные тарифы устанавливаются по группам товаров. Различают простой таможенный тариф и сложный. Простой таможенный тариф устанавливается в одинаковом размере для всех стран; сложный тариф - дифференцированным по странам-импортерам. Таможенные тарифы могут применяться в минимальных размерах или вообще не применяться по отношению к товарам той или иной страны. В этом случае принято считать, что во внешней торговле для страны установлен режим наибольшего благоприятствования. В некоторых случаях для определенных стран или некоторых видов товаров могут быть установлены таможенные льготы - торговлю на таких условиях принято называть преференциальной.

В таможенной политике наиболее важную роль играет ГАТТ, созданное в 1948 г. /в настоящее время в нем участвует более 100 государств/, которое в своей деятельности преследует цель добиваться снижения таможенных тарифов и отмены количественных ограничений во внешней торговле между его участниками.

Если импорт каждой страны определяется преимущественно величиной ее платежеспособного спроса и соотношением цен, то экспорт - состоянием мирового спроса и возможностями данной страны. Успехи той или иной в области экспорта во многом зависят от того, какие товары являются наиболее «ходовыми» на мировом рынке.

Экспорт - вывоз товаров за границу - является экономической предпосылкой оплаты импортируемых товаров и услуг. Его народнохозяйственное значение определяется с помощью экспортной квоты:

Кэ= (Э/Пе) *100%;

где: Э - объем экспорта продукта из страны; Кэ - экспортная квота, %; Пе - производство продукции.

Объем экспорта и экспортную квоту отдельных стран за 1989 г. характеризует табл. 3.

Таблица 3

Экспорт в мировой торговле за 1989 г.

Экспорт, Доля в ми- Изменение по сра-

Страны млрд. долл. ровом экс- внению с 1988 г.,

порте, % %

США 364, 4 11, 8 +13, 0

ФРГ 361, 4 11, 0 + 5, 5

Япония 275, 2 8, 9 + 4, 0

Франция 177, 0 5, 7 + 5, 5

Великобритания 152, 7 4, 9 + 5, 0

Италия 140, 6 4, 6 + 9, 5

Канада 120, 1 3, 9 + 2, 0

СССР 108, 3 3, 5 - 2, 0

Голландия 107, 0 3, 5 + 3, 5

Бельгия-Люксембург 97, 5 3, 2 + 6, 0

Гонконг 73, 3 2, 4 +16, 0

Тайвань 66, 2 2, 1 + 9, 5

Южная Корея 62, 3 2, 0 + 2, 5

Китай 52, 5 1, 7 +10, 5

Швеция 51, 8 1, 7 + 4, 0

Швейцария 51, 6 1, 7 + 2, 0

Сингапур 44, 7 1, 4 +13, 5

Испания 43, 0 1, 4 + 6, 5

Австралия 37, 3 1, 2 +13, 0

Мексика 36, 4 1, 2 +17, 5

Бразилия 36, 4 1, 1 + 2, 0

Австрия 32, 2 1, 0 + 4, 0

ГДР 28, 7 0, 9 + 3, 0

Саудовская Аравия 28, 4 0, 9 +20, 0

Дания 28, 0 0, 9 + 1, 5

Наиболее значительный рост экспорта в 1989 г. в Саудовской Аравии /20%/, затем следует Мексика - 17, 5%, Гонконг - 16%; от 10 до 13, 5% был рост в Китае, США, Сингапуре и Австралии, близки к ним были Италия и Тайвань - 9, 5%; в большинстве остальных рост был в пределах от 1, 5% /в Дании/ до 6, 5% /в Испании/. Исключение составил Советский Союз, где по данным ЮПИ, экспорт за 1989 г. сократился на 2%. Существенные отличия имеет по странам и экспортная квота. Наиболее значительна /11% и более/ она была в США и ФРГ, до 2% - в 13 странах. В СССР экспортная квота составила 3, 5%.

В последнее время все большее значение приобретает экспорт товаров в виде внутрифирменных поставок, при прямых производственных связях либо при создании совместных предприятий или их филиалов в третьих странах.

Для стимулирования экспорта применяются экспортные кредиты и премии. Экспортный кредит предоставляется правительствами, банками или фирмами и преследует цель закупки товаров в стране или у фирмы-кредитора. Фирменный кредит предоставляется поставщиком-экспортером покупателю - импортеру банком или правительством /в этом случае он называется финансовым кредитом/. Для обеспечения условий погашения кредита его получатель дает вексель /тратта/, т. е. обязательство погасить кредит в определенный срок с выплатой определенных процентов. Кредит предоставляется на определеный срок и в зависимости от срока может быть краткосрочным, среднесрочным или долгосрочным.

Для защиты интересов экспортеров применяется система страхования. Страхование осуществляется частными фирмами либо государственными компаниями. Экспортные премии используются для стимулирования фирм-производителей к увеличению производства и продажи своей продукции на внешнем рынке и предоставляются в виде определенных экономических льгот /скидка с налогов или полное освобождение от уплаты налогов, ценовые льготы при вывозе определенных товаров, скидки с таможенных пошлин, прямое субсидирование со стороны государственных органов конкретных внешнеторговых операций/.

Мировой рынок - это система реализации /купли-продажи товаров, услуг, капитала, денег, рабочей силы/, которая складывается между странами и предпиятиями различных стран на основе их участия в международном разделении труда.

Как единое целое мировой рынок проявляется в совокупности различных товарных рынков, рынков капитала, валютных рынков. Рынок, в том числе и мировой, предполагает свободу выбора продавца и покупателя и формы денежных расчетов. Наряду с этой формой рыночных связей могут складываться отношения между продавцами и покупателями на основе определенных соглашений между группой стран, отдельными странами, между группой фирм и отдельными фирмами. В этом случае можно говорить о регулируемом рынке.

Стихийно складывающиеся и регулируемые рыночные отношения взаимно дополняют друг друга. Между этими формами идет процесс диалектического развития, который проявляется в стремлении не только дополнять друг друга, но и заменять одну форму другой, полностью или частично. Формы и методы установления рыночных связей постоянно меняются; их экономической основой является развитие товарно-денежных отношений.

Мировой рынок, таким образом, есть сложная система экономических отношений, складывающаяся в процессе воспроизводства как система обмена товарами, услугами и деньгами и охватывающая широкий круг стран, фирм, предприятий, а также отдельных лиц.

Современный рынок, а точнее хозяйственный механизм регулирования сферы обращения и производства, обладает рядом существенных черт.

Во-первых, далеко продвинувшиеся концентрация и специализация производства и капитала сделали очевидным общественный характер современного производства. Связанные между собой диктатом технологической взаимозависимости отдельные фирмы и предприятия без особого труда и затрат отыскивают и выбирают поставщиков и клиентов, определяют количество и качество приобретаемой и поставляемой продукции. При очевидности технологических связей все эти вопросы могут решаться c общественной точки зрения на взаимовыгодной основе самими участниками производственного процесса и товарного обмена.

Во-вторых, это рынок крупных экономически мощных активных хозяйственных субъектов /предприятий, их формальных и неформальных объединений/, способных в той или иной мере воздействовать на параметры экономического пространства, в котором они функционируют. При этом экономическая дееспособность и организованность характерна не только для производителей и продавцов товара, но и для многих категорий покупателей как в сфере производственного, так и непроизводственного потребления.

В-третьих, понятие стихийности и тем более анархии мало соответствуют облику современного рынка, особенно если он функционирует преимущественно в национальных границах. За два столетия государство достаточно жестко регламентировало все стороны хозяйственной деятельности частных, кооперативных, индивидуальных и других капиталов. Существуют законы об образовании и ликвидации предприятий, о правилах найма, использования и увольнения рабочей силы, о хозяйственной ответственности поставщиков и правах потребителей, о качестве продукции и защите окружающей среды, о правилах импорта и экспорта товаров, о недопустимости монопольных сговоров и многом другом. На отдельных этапах в действие вводятся законы о государственном регулировании цен, заработной платы, прибылей. Регламентация столь густо опутывает современную экономическую жизнь, что часто конкурентные рыночные структуры поддерживаются хозяйственным центром сознательно, в известной мере искуственно. Без специальной последовательной государственной политики поддержки и принуждения они вполне могли бы выродиться.

В-четвертых, значение рыночной цены, как источника информации о состоянии производства и потребления в данный момент в экономике сильно уменьшилось. Сильно вырос объем информации, постоянно циркулирующей по другим каналам. Правительственные, предпринимательские, потребительские организации «поставляют» большое количество статистических и фактических сведений о производстве, торговле, денежных и кредитных операциях, доходах, составе потребления, намерениях и планах хозяйствующих субъектов и т. д. Фирмы самостоятельно или через специализированные компании изучают состояние спроса на отдельные товары на национальных и мировых рынках, используя результаты анализа для составления планов производства. В рекламе отражаются сведения об ассортименте, качественных и количественных характеристиках, сроках поставок выпускаемой продукции. Широта, доступность и сравнительная дешевизна хозяйственной информации резко уменьшила объективно необходимый объем запасов, гарантирующий непрерывность производственных процессов, свела до минимума временной разрыв между моментом перелома конъюнктуры на рынках и моментом поступления сигнала о нем к поставщикам продукции. Все это позволило при прочих равных условиях более рационально использовать производственные ресурсы, уменьшить потери от колебаний экономического цикла.

В-пятых, сочетание концентрации производства отдельных видов продукции в руках немногих производителей, которые одновременно выступают в качестве покупателей средств труда, появление крупных потребляющих институтов /государство, неприбыльные организации/, расширение хозяйственных функций государства, развитие информационной сети, сферы связи, транспорта, тенденция к унификации структуры потребления широких слоев населения - все это вместе позволило современному производству в основном перейти от работы на более или менее неизвестный рынок, законы изменчивости которого были малопонятны и непредсказуемы, к работе на определенного потребителя по предварительным заказам, оформленным в виде контрактов, по которым обе стороны несут юридическую и финансовую ответственность.

В развитии мирового рынка за последние годы произошли существенные изменения. Под влиянием научно-технической революции преимущественное развитие стали получать новые отрасли промышленности: химическая, атомная энергетика, машиностроение, приборостроение, производство военной продукции и др. Продукция этих отраслей составляет преобладающую часть мирового товарооборота. Усилилась неравномерность экономического и политического развития среди развитых индустриальных стран. На мировом рынке уменьшилась роль США, Англии, Франции, но заметно возросли роль и значение монополий ФРГ и Японии. Следует отметить ослабление роли и места развивающихся стран в мировой торговле. Их удельный вес в мировом товарообороте сократился, и повысился удельный вес промышленно развитых стран.

Международная конкуренция на мировом рынке необычайно осложнилась. Наряду с основными контрагентами - частными корпорациями /национальными и транснациональными/ в ней участвуют международные картели развивающихся стран /ОПЕК/, государственные предприятия. Методы, приемы, способы конкурентной борьбы, используемые различными контрагентами, различны: Они определяются не только общими условиями функционирования мирового рынка, но и социальной природой его участников.

1. 2. Влияние стоимости на цены мирового рынка.

Обмен товаров на международном рынке происходит на базе среднемировых затрат труда, т. е. по интернациональной стоимости. В свою очередь среднемировые затраты труда на производство единицы продукции определяються среднемировой производительностью труда, которая складывается (как и интенсивность труда) как средняя от национальных уровней производительности труда. Более интенсивный национальный труд, по сравнению с менее интенсивным, в разное время производит большую стоимость, которая выражается в больщем количестве денег.

Именно поэтому при условии сбалансированности спроса и предложения основную роль в формировании ОНЗТ играют затраты труда в стране, наиболее крупном поставщике данного товара на мировой рынок.

Необходимо заметить, что интернациональная стоимость не есть среднеарифметическая из суммы национальных стоимостей. Это сложный интегрированный показатель, тесным образом связанный с понятием общественных потребностей.

В орбиту общественно необходимого труда в этом случае вовлекается тот индивидуальный труд каждой страны, производительная сила которого соответствует предельным границам общего количества труда, необходимого для производства всей массы данной потребительной стоимости.

Интернационально признанная доля тех или иных производителей в совокупном производстве, реализуемая в процессе обмена, определяет величину интернациональной стоимости.

Различия между интернациональными и внутригосударственными пропорциями производства определяют разницу национальной и интернациональной стоимости. Воздействие национальных затрат отдельных стран на интернациональную стоимость осуществляется главным образом через экспорт, который оказывает влияние на размеры обращающейся на мировом рынке товарной массы. Масштабы влияния зависят от доли экспорта определенного товара данной страны в общемировом обьеме экспорта. Это происходит потому, что интернациональная стоимость определяется, главным образом, условиями производства основных стран, экспортирующих данный товар в больших количествах. Именно национальные стоимости товаров таких стран - экспортеров являються исходными при образовании соответствующей интернациональной стоимости.

Интернациональная стоимость, регулирующая процессы ценообразования на мировом рынке, обычно меньше национальной стоимости соответствующих товаров. Формирование более низкой стоимостной основы цен в масштабах мировой торговли обусловливается особенностями ценообразующих процессов на мировом рынке, которые проявляються следующим образом:

1. На мировой рынок попадает не вся товарная продукция различных отраслей производства в промышленно развитых капиталистических странах. т. к. часть ее, и как правило большая, реализуется на внутреннем, а не на внешнем рынке.

2. Производители, реализующие товары на мировом рынке, характеризуются большим разрывом в отношении уровня производственных затарат, чем производители, выступающие на национальном рынке какой-либо страны.

3. Поставка на мировой рынок осуществляется, как правило, наиболее конкурентоспособными предпринимателями, т. е. производителями с наиболее низким уровнем затрат на производство.

Однако, более низкий уровень интернациональной стоимости по сравнению с уровнем национальной стоимости обьясняется не только тем, что цены мирового рынка формируються под влиянием цен продукции, производимой с наименьшими производственными затратами. Существенное значение имеет и более острая чем на внутренних рынках, конкуренция в мировой торговле, действующая в направлении понижения интернациональной стоимости товаров основных поставщиков.

Еще одна причина наблюдаемой тенденции - преимущество расширения рынка, которое заключается в том, что увеличение масштабов реализации ведет к расширению обьемов производства, которое в свою очередь позволяет снизить издержки производства.

Различия в национальных нормах прибыли, а также большие по сравнению с существующими на внутренних рынках препятствия для перелива капитала, рабочей силы, товаров и других производственных ресурсов, являющиеся одной из отличительных черт формирования интернациональной стоимости, приводят к тому, что она образуется не путем усреднения затрат всех поставщиков мировой торговли, а путем равнения на «лидера», т. е. наиболее эффективного производителя.

Цена производства представляет собой совокупность издержек производства и средней прибыли. Процесс формирования цены производства предполагает внутриотраслевую конкуренцию, т. е. конкуренцию однородных товаров, в результате которой складывается рыночная стоимость и рыночная цена этих товаров. Перелив капитала между отраслями приводит к выравниванию отраслевых норм прибыли в среднюю норму прибыли, а тем самым и к превращению стоимости товаров, производимых в различных отраслях, в цену производства. Цена производства не является продажной ценой товаров. Конкретные товарные цены формируются на основе цены производства, тяготея к ней в большей или меньшей мере, но не совпадая с ней.

Аналогичным образом и на мировом рынке происходит процесс превращения инетернациональной стоимости в мировую цену производства, хотя здесь существует целый ряд препятствий для перелива капитала между отраслями производства с различным органическим строением капитала, действующих только в международной торговле.

Интернациональноя цена производства - исходная база мировой цены. Мировые цены - это денежное выражение интернациональной цены производства на мировом рынке. В основе ее формирования на международном рынке лежит интернациональная стоимость.

Под влиянием конкуренции капиталов сперва уравниваются нормы прибыли на внутреннем рынке той или иной страны и образуются национальные цены производства. Затем из национальных цен производства стран, вывозящих на одни и те же рынки одинаковые или сходные товары, образуется интернациональная цена производства вследствие тенденции к выравниванию нормы прибыли в среднюю прибыль, возникающую на почве международного движения капиталов.

Процесс образования интернациональной цены производства можно наглядно представить с помощью краткой схемы. Предположим, что какая-либо страна (или фирма) начинает экспорт нового продукта, который до этого этого не был известен на мировом рынке. В связи с этим в международной торговле возникает мировая цена на новый товар, которая будет близка к цене национального рынка и будет базироваться на национальной цене производства экспортирующей страны. В данном случае интернациональная цена производства будет соответствовать национальной цене производства, а мировая цена - национальной цене рассматриваемой страны.

Спустя некоторое время на мировой рынок выступит другая страна, которая будет приспосабливаться к уровню существующей мировой цены. Если у второй страны национальные издержки производства ниже, чем у первой, то она начнет продавать свою продукцию на мировом рынке дешевле. Пока между этими странами или фирмами нет картельного соглашения и продолжается конкуренция, интернациональная цена производства и мировая цена на новый продукт понизятся, и могут в крайнем случае, упасть до национального уровня второй страны, если эта страна сможет покрыть спрос мирового рынка. Однако чаще всего страны идут на соглашения и делят между собой рынок.

Интернациональная цена производства зависит не только от существующих национальных цен производства, фактической доли отдельных стран в международной торговле данным товаром, но и от их потенциальных возможностей снижения издержек производства и расширения экспорта, а также от ряда других обязательств (например, факторы обосабливающие внутренние рынки от мирового). При этом в характерных для современного капитализма условиях превышения предложения над спросом преобладающее влияние будет иметь низшая цена производства у одной из экспортирующих этот продукт стран вследствии своеобразной закономерности: даже сравнительно небольшое предложение более дешевого продукта вызывает понижение цены значительно большого количества товара, реализуемого на рынке.

На преобладающую массу товаров в мировой торговле интернациональная цена производства определяется условиями производства. Однако и в этом случае мировая цена, как правило, существенно отклоняется от интернациональной стоимости. Это объясняется совокупным влиянием на нее множества разнонаправленных факторов.

Решающим фактором, приводящим к отклонению цен реализуемых товаров от интернациональной стоимости, является господство монополий на международном капиталистическом рынке. Существенное влияние на мировые цены оказывает и политика транснациональных корпораций (ТНК), в ходе деятельности которых в международной торговле формируются особые каналы сбыта продукции, которые обособляются от обычной традиционной международной капиталистической торговли. Экспорт и импорт по каналам ТНК жестко регламентируется в отношении объемов и направлений реализации, уровня цен, форм расчетов и т. п. Жесткая регламентация движения товаров дает возможность ТНК изолировать национальные рынки и в зависимости от своих интересов произвольно завышать или занижать цены в целях подавления конкурентов. В результате ТНК нарушают объективно обоснованные соотношения внутренних и внешних цен, вносят элементы неопределенности и субъективности в их движение и пропорции, приводя к дестабилизации системы мировых цен.

Важное влияние на мировую цену оказывает качество продукции, ее потребительная стоимость. На мировом рынке это проявляется через спрос, который зависит от структуры мирового хозяйства и для национальных хозяйств является внешним фактором. Это вызывает противоречие между стоимостью и потребительной стоимостью, углубление которого приводит к значительным отклонениям мировых цен от интернациональной стоимости. Поэтому, исследуя динамику интернациональной стоимости и мировых цен, необходимо учитывать изменения в общественных потребностях на продукцию. Именно они нередко приводят к росту или падению мировых цен, хотя изменений в производительности труда не произошло.

Мировая цена, таким образом, выражает в денежной форме интернациональную стоимость (цену производства) товара общественно необходимого качества.

В современных условиях все большее влияние на уровень цены оказывают услуги производителя товара при продаже в процессе функционирования (условия поставки и монтажа, техническое обслуживание, гарантийный ремонт и т. п.), стоимость которых тоже складывается как ОНЗТ. Естественно, что эти затраты учитываются в мировой цене.

Говоря о формировании интернациональной стоимости, необходимо учитывать большое влияние научно-технического прогресса (НТП). Необходимость идти в русле НТП заставляет производить все большие и большие капиталовложения на НИОКР. Эти затраты обычно больше в развитых капиталистических странах, что окаэывает воздействие на эффективность производства, на рост производительности труда и квалификацию рабочей силы. Поэтому продукт производства развитых стран можно рассматривать как продукт не только более производительного, но и более квалифицированного труда, создающего более высокую стоимость.

Кроме того, переход от внутреннего рынка к мировому не является прямым и непосредственным. Между внутренними рынками и мировой торговлей существуют экономические границы в форме тарифных и нетарифных барьеров (пошлина, пограничные налоги, компенсационные сборы, субсидии, налоговые, транспортные, кредитные и прочие льготы) - все это является препятствием на пути выравнивания норм прибыли и уровня затрат, регулирующего цены внутренней и международной торговли. Поэтому существенное влияние на мировые цены, обуславливающие их отклонения от интернациональной стоимости оказывает политика протекционизма. Например, механизм единых цен ЕЭС в сочетании с компенсационными сборами /разница между едиными ценами и ценами международного рынка/ приводит к тому, что цены на сельскохозяйственную продукцию на Общем рынке выше, чем мировые.

Интернациональная стоимость в условиях применения экспортных льгот и субсидий, непосредственно влияющих на величину прибыли экспортеров, может повышаться. Такое движение интернациональной стоимости субсидируемого товара объясняется тем, что она будет формироваться с учетом более высоких индивидуальных затрат производителей, включающихся в международное разделение труда с помощью стимулирования экспорта этого товара. В то же время мировая цена в связи с ростом предложения товара на мировом рынке в условиях неизменности спроса будет иметь тенденцию к снижению. Таким образом, может возникнуть несоответствие между повышающейся интернациональной стоимостью и снижающейся мировой ценой. Однако это проитворечие в известной степени будет сглаживаться тем, что снижение мировой цены вызовет изменение в структуре производства, которое будет действовать в направлении сокращения интернациональной стоимости.

Еще один немаловажный фактор, вызывающийц отклонение мировых цен от интернациональной стоимости - инфляция. Инфляция проявляется в повышении цен товаров и тесно связана с обесценением бумажных денег по отношению к золоту, которое замещается ими в обращении. Инфляция, вызывающая повышение товарных цен на внутреннем рынке, понижает конкурентноспособность страны на внешних рынках. Кроме того, инфляционный рост цен обычно вызывает повышение цены золота внутри страны, что свидетельствует о нереальности курса валюты.

Существенное влияние на мировые цены на международном рынке оказывают валютно-финансовые факторы, воздействующие на коньюнктуру рынка. Нестабильность валютных курсов, наличие валютных зон и ограничений валют приводит к тому, что цены, выражаемые в разных валютах, неодинаковы. Это порождает клиринговые соглашения /система безналичных расчетов, основанная на зачете взаимных требований и обязательств/. Поставки в клиринговых соглашениях часто отличаются уровнями цен, что ведет к росту мировых цен и к инфляции.

1. 3. Потребительная стоимость и ее учет в мировых ценах

Выгодность любой внешнеторговой операции зависит прежде всего от уровня цен на экспортируемые и импортируемые товары. Чтобы обеспечить эффективность товарообмена, нужно знать как и в каких пределах должно отражаться на уровне цен повышение технического уровня и качества продукции.

При формировании цен на мировом рынке отсутствуют данные о фактических издержках производства и размерах прибыли. В связи с этим особую роль играют параметрические методы определения цен, глубокие исследования зависимости цен и качества продукции. Преимущество этих методов по сравнению с методами калькулирования затрат состоит в том, что полученная на основе таких исследований цена в большей мере отражает реально складывающиеся на рынке условия формироваяния цен, чем калькуляция.

Широкое использование параметрических методов определения цен объясняется прежде всего той ролью, которую играет цена и качество в процессе производства. Так, по данным «Jurnal of Marketing» при обследовании 200 крупных фирм США на вопрос о том, какие факторы в наибольшей тсепени обеспечивают успех фирм, 80% ответили - «качество продукции». Несмотря на то, что цена обеспечивает фирме прибыль, ни одна из фирм не поставила цены, как таковые, на первое место, а выдвинула на это место «фактор качества» как средство получения выгодных цен.

На рынке в ряде случаев цена на продукцию возрастает в большей мере, чем повышается качество этой продукции, и таким образом выплачивается определенная надбавка за превышение стандартных показателей качества; с другой стороны, поставщик продукции пониженного качества, как правило вынужден представлять скидку на свои изделия, причем размеры ее возрастают быстрее, чем снижается качество.

При реализации таких сложных изделий как современное оборудование, его потребительная стоимость слагается из целого ряда отдельных потребительских свойств. Сохраняя назначение, тип изделия и его основные параметры, можно за счет улучшения или ухудшения отдельных второстепенных потребительских свойств изменить его цену. Кроме того, условия поставки также косвенно влияют на цену.

Этим свойством широко пользуются фирмы в политике ценообразования. Стремясь победить в конкурентной бороьбе, они вынуждены улучшать потребительские свойства, гамму условий поставок, технический и коммерческий сервис. Такие улучшения продукции и услуг требуют дополнительных затрат, поэтому обычно учитываются в цене и оплачиваются потребителем.

Существуют мировые цены и мировой уровень качества, условий поставки и технического сервиса. Одни фирмы достигают этого уровня и реализуют свои изделия по мировым ценам, другие, не достигшие его, реализуют свою продукцию по ценам ниже мировых. Фирмы, превысившие сложившийся мировой технический уровень и уровень качества, реализуют товары по ценам, включающим избыточную прибыль; производители, поставляющие изделия ниже мирового технического уровня и качества, вынуждены довольствоваться весьма скромной прибылью или терпят прямые убытки.

Определение цен на рынке, принцип которого - «Если товары одинаково хороши, их цены должны быть равны»., происходит на основе прямого и косвенного сравнения цен, складывающихся на нем, и их потребительных стоимостей.

Основной проблемой определения уровня цен мировой торговли является сопоставление изделий, потребительские свойства которых могут отличаться друг от друга множеством различных параметров, а также конкретными условиями, на которых совершыется договор купли-продажи. Особую проблему представляют определение цен на новые и принципиально новые изделия, ранее не производившиеся в данной стране или мире.

Возникает вопрос, на сколько /при прочих равных условиях/ товар Х дороже товара Y, если его потребительная стоимость /количественно и качественно/ выще на величину Z? Как изменится в том случае цена? Для установления количественной, денежной взаимозависимостью между стоимостью и потребительной стоимостью, в одном случае, и ценой и потребительной стоимостью, в другом, мировая практика накопила большой арсенал средств. Эти средства разработаны с учетом того, что цена товара зависит от целого комплекса факторов, главным из которых выступает взаимосвязь затрат на производство и его потребительной стоимости, определяемая с помощью метода корреляционно-регрессионного анализа. Потребительная стоимость товара имеет решающее значение при определении его конкурентноспособности.

1. 4. Спрос и предложение: их влияние на мировые цены.

В условиях рыночного хозяйства соотношение между спросом и предложением является чаще всего определяющим фактором ценнообразования, и его действие имеет постоянный характер.

Спрос определяется объемом покупательной способности населения, фирм, стран, заинтересованных в покупке данного товара.

Предложение выступает как способность всех производителей дать на рынок необходимое количество товара, способное удовлетворить сложившийся на него спрос.

Закон стоимости проявляется по отношению ко всей совокупности продуктов таким образом, что необходимое рабочее время употребляется не только на создание стоимости каждого товара, но на различные группы товаров из него приходится лишь необходимое, пропорциональное количество времени. Ибо остается условие, что товар должен представлять собой общественную потребительную стоимость.

Общественная потребность, т. е. потребительная стоимость в общественном масштабе - вот что определяет здесь долю всего общественного рабочего времени, которая приходится на различные особые сферы производства. Но это все тот же закон, который обнаруживается по отношению к отдельному товару, а именно: потребительная стоимость товара есть предпосылка его меновой стоимости, а потому и стоимости. Таким образом, на рыночную цену воздействует потребительная стоимость, представленная на рынке в определенном количестве.

Если товар произведен в количестве, превышающие общественную потребность, часть общественного рабочего времени оказывается растраченным попусту, и вся масса товаров представляет на рынке гораздо меньшее количество общественного труда, чем то которое в ней действительно заключено. Поэтому эти товары должны быть проданы ниже их рыночной стоимости, а часть их вовсе не может быть продана.

Если на производство товара затрачено мало общественного труда и количество товаров недостаточно для покрытия общественной потребности, то в этом случае товар продается выше его рыночной стоимости. Предложение товара, как и спрос на него, характеризуется рядом показателей. К числу основных можно отнести количество товаров, поступающих на рынок, и объем потребности в них, их потребительские свойства /качество/, издержки воспроизводства и т. п.

Экономическая теория считает, что количественно потребность в продукте определяется его качеством, влияющим не только на издержки производства, но и на спрос. При этом под качеством следует понимать значения, которые создают оптимум затрат, результатов и потребительского эффекта.

Между количеством предложенной для реализации массы товаров и издержками производства тоже существует связь: например, для товаров горнодобывающей промышленности /уголь, нефть, руды/ расширение производства с освоением менее богатых месторождений вызывает относительный рост издержек производства. Для других товаров, например машиностроения, наоборот, рост масштабов производства позволяет использовать технологию массового, поточного производства, и это значительно сокращает удельные издержки.

Среди этих закономерностей важную роль играет зависимость цены от соотношения спроса и предложения при неизменной величине потребительной стоимости товара.

Цена зависит прежде всего от условий предложения товара, которые предстают наиболее полно в трех видах: в количестве произведенного товара, и в его качестве, в издержках производства. немалую роль играют и условия спроса, выражающие тот объем продукции, который могут купить ее потребители при данной цене.

Взаимодействие сил предложения и спрос в большой степени зависят от условий рынка. Одно предложения складывается в условиях рынка неограниченной конкуренции, где цена выступает результатом сил взаимодействия предложения и спроса. Если цена окажется слишком высокой для того, чтобы спрос поглотил весь объем предложения, возникнет затоваривание и, следовательно, уменьшение цены. Наоборот, если цена окажется настолько низкой, что платежеспособный спрос превысит предложение - создается дефицитность соответствующего товара и, как следствие произойдет повышение цен.

Эти колебания происходят вокруг величины, на уровне которой предложение и спрос уравниваются друг с другом. Цена, при которой возникает уравновешивание предложения и спроса, не возникает стимулов для изменения одной из трех величин (объема предложения, объема спроса, величины цены) называется ценой равновесия. В условиях неограниченной конкуренции она устанавливается в результате стихийного взаимодействия объемов предложения и спроса. При возникновении той или иной степени монополизации этот механизм может привести не к изменению цен, а к изменению величин спроса и предложения.

Монополистические рынки характеризуются тем, что отдельные потребители или производители могут оказывать влияние на формирование и движение цены. Так в случае затоваривания монополист может не снижать цену (как в условиях неограниченной конкуренции), а пойти на уменьшение предложения товара, сохранив цену прежней. В случае дефицита товара может не увеличивать предложение, а повышать цену. В итоге цена ее уровень значительно определяется элементами регулирования проводимого либо монополией, либо государством.

Рассмотрим воздействие на цены временных локальных нарушений соотношения спроса и предложения. Исходным продоложением такого анализа является равенство спроса и и предложения, когда цена равна рыночной стоимости (хотя такое равенство редкое явление).

Рассмотрим пример: условие формирования цен в которой работает ряд шахт с различными условимии издержками производства. Известно что при повышении цен на уголь количество рентабельно работающих шахт увеличивается, так как в эксплуатацию вступят шахты, где издержки выше средних и, наоборот, при снижении цены производство на менее прибыльных предприятиях сокращается или прекращается, допустим что рыночная цена на данном рынке составила 33 долл. за 1 тонну. Промышленность, исходя из такой цены, добывала 220 млн. тонн угля в год.

Энергетический кризис вызвал повыщение цен на уголь. Шахты и отдельные месторождения, ранее считавшиеся нерентабельными стали эксплуатироваться вновь. Повышение цены привело, допустим к перепроизводству угля, и на рынок было поставлено 700 млн. тонн. Такое количество угля рынок поглотить не смог, так как его цена повысилась до 50 долл. за 1 тонну. Шахты с высокими издержками стали закрываться, а цены снижаться. Снижение цены снижение объемов предложения продолжалось до уровня 40 долл. за 1 тонну при объеме предложения 500 млн. тонн. При цене добычи 33 долл. за 1 тонну производитель может предложить около 220 млн. тонн, а потребитель при таких малых количествах готов предложить высокие цены (60 долл за 1тонну).

В другом случае, наоборот при больших ценах (например 50 долл за 1 тонну) производитель может предложить 700 млн. тонн угля, но такое количество превышает потребности, и может быть реализовано только по 33 долл за 1 тонну. Эти противоположности находят свое разрешение во взаимном сближении, как цен так и спроса и предложения.

В результате такого взаимного приспособления спроса предложения, а также цен производителя и потребителя принимается цена называемаемая равновесной. Она соответствует рыночной цене, то есть общественной стоимости, с одной стороны, и равенству спроса и предложения с другой.

Допустим, что в результате инфляции и роста издержек производства цены предложения повысились. При таком соотношении спроса и предложения поставщик предлагает при меньших ценах меньший объем продукта (400 млн тонн) или, сохранив прежний объем предложения, повышает цену (до 45 долл за 1 тонну). Если потребитель принимает эту ситуацию и желает получать ежегодно прежние 500 млн. тонн он соглашается на рыночную цену 45 долл за 1 тонну.

Производителя часто интересует не абсолютный объем, а его изменение в ответ на изменение цены. Это приводит к понятию эластичности. Когда соотношение цена - спрос эластично - небольшие изменения цены вызывают значительные изменения продаж прибыли могут увеличиваться при уменьшении цен и, наоборот, уменьшиться при их увеличении. Фирмы продающие свои товары по ценам, незначительно отличающимся или вообще ничем не отличающимся от конкурентных часто выступают на очень эластичных рынках.

Такие товары, как сталь, яйца, пшеница, золото, очень часто продаются на рынке по ценам ниже себестоимости, и при уменьшении компанией цены ниже превалирующей объем продаж существенно возрастает. Однако, если все продавцы на рынке уменьшат цены объем продаж увеличится весьма незначительно, а прибыли упадут, так как снизятся поступления единицу проданного товара.

Руководство фирмы рассматривает возможность увеличения цены на свой главный товар. Исследование рынка и спрос покупателей свидетельствуют о том, что по мнению последних товар стоит значительно больше цены установленной фирмой. В этом случае повышение цены вызовет незначительное сокращение продажи. Такой тип спроса часто называется «нечувствительным к ценам» или ценовой неэластичностью товара - изменения цен не вызывают значительных изменеий в объме продаж.

Иногда объм продаж, в случае увеличения цены, существенно увеличивается. Подобный вариант совсем неэластичного спроса возникает, если покупатели более высоко оценивают товар и воспринимают его качество как более высокое и, если на него назначена более высокая цена. Следовательно, товары с высокими ценами имеют зачастую особую привлекательность, как это имеет место, в случае с роскошными моделями автомобилей, норковыми шубами. Высокие цены на покупаемые товары могут быть «необходимы» чтобы подчеркнуть личную репутацию покупателя, как лучшего доктора консультанта аналитика. На таких рынках с увеличением цен значительно возрастает прибыль из-за суммарного положительного эффекта как увеличения.

В качестве дополнения к рассмотрению данного вопроса интересно следующее. При условии сбалансированнности спроса и предложения, основная роль в формировании среднемировых общественных затрат труда, играют затраты в стране- наиболее крупном поставщике данного товара на мировом рынке. Если же спрос превышает предложение, то цена может определяться страной производящий товар при наихудших условиях. При низкой коньюнктуре мирового рынка, то есть при условии что спрос ниже предложения, цена может определяться той страной, в которой наилучшие условия производства. Таким образом, на преобладающую массу товаров в мировой торговле интернациональная цена определяется условиями производства.

В заключении немного информации о рыночном механизме взаимодействия продавцов и покупателей через отношения спроса и предложения.

Закон спроса и предложения выражает отношения между потребительной и меновой стоимостью товаров, между товарами и деньгами, между продавцами и покупателями. Этот закон также отражает отношения между производителями и потребителями, хотя обе стороны могут быть предствлены вообще другими лицами-торговцами.

Типичным для свободной конкуренции является существование значительного числа независимых производителей в каждой отрасли и соответственно независимых продавцов и покупателей неа рынке. Ни один производитель или покупатель не может оказать влияние на величину общего спроса и предложения. Продавцы и покупатели имеют дело с однородными товарами, мало отличающимся друг от друга по качеству (будь то средства проиводства или предметы потребления). Нет никаких других ограничений, кроме владения товаром или деньгами, для выхода на рынок. Каждый покупатель и продавец рассматривает цены как данные от него независимые. Стремясь к реализации своего интереса продавец, ищет максимум прибыли, а покупатель - удовлетворения своих потребностей.

Современная система реализации стоимости в развитых странах отличается от эпохи свободной конкуренции по всем существенным признакам. Вместе с тем она продолжает остваться рыночной. Проявление закона соотношения спроса и предложения в современных условиях значительно модифицировалось. Взаимосвязь между потребительной и меновой стоимостью товаров стала более прочной. Меновая стоимость (цена) в больших размерах отклоняется от стоимости. Поэтому имеются случаи, когда товар не обладающий никакой обшественной полезностью или по своей потребительной стоимости явно вредный для человека и общества оказывается максимально прибыльным для процветания на рынках производителей и торговых посредников.

  1   2   3   4   5   6



Скачать файл (1763.7 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации