Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Аудит качества - файл 1.doc


Лекции - Аудит качества
скачать (557 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc557kb.16.11.2011 23:07скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4
Реклама MarketGid:
Загрузка...

file1.doc

Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ.


    1. Понятие Аудит качества.


«Аудитор эт альтера парс» (Латинская пословица, которую можно перевести на русский язык как: «нужно выслушать и другую сторону»).

Слово «аудит» - это производное от латинского слова «аудире» - слушать. Как известно, во многих случаях тяжело слушать собеседника, постоянно не прерывая его.

Аудит качества - постоянно действующий механизм слежения за «состоянием здоровья» СМК.

В начале курса познакомимся с притчей о морже, который не любил плохих новостей. С этой притчи начиналась подготовка аудиторов на курсах, разработанных Американским Обществом Контроля качества (АОКК).

«Ну, как там дела?» - прохрипел большой морж со своего самого высокого лежбища на высокой скале. Он ждал хороших новостей.

Внизу совещались молодые моржи. Дела были не так хороши и они на хотели идти к старику с плохими новостями. Он не раз облаивал их.

«Что сказать ему?» - думал Базиль. Вода упала, нет такого улова сельди, надо менять лежбище. Сказать правду, навлечь гнев?

Не решились сказать правду: «Дела идут великолепно, шеф!»

На следующий день всё повторилось. Они опять не сказали ему правду, а сказали, что появилось новое стадо моржей, которое питается мелочью.

Затем сказали, что избавились от больных и старых.

Постепенно все моржи ушли в новое стадо.

И, наконец, когда старый морж остался один, он был очень удивлён и не мог даже зареветь: «Почему? Ведь всё было так хорошо!»

Мораль: То, что вам приятно услышать, не всегда то, что вам следовало бы знать.

Каждому знакома поговорка «Доверяй, но проверяй». Её арабский эквивалент звучит следующим образом: «Полагайся на Аллаха, но привязывай своего верблюда».

Даже очень хорошо разработанная система и твёрдая решимость участников не допускать явлений усталости не могут скрыть тот факт, что теория и практика при определённфых обстоятельствах расходятся.

Цель Аудитов качества – проверка эффективности программ управления, осуществляемых руководством. Успех аудита в большой степени зависит от способности и желания обеих сторон (аудитируемого и аудитора) пойти навстречу друг другу.


^ 1.2 Философия Аудита качества– предотвращение проблем прежде, чем они образуются.


А там, где проблемы, особое значение имеет:

- раннее выявление проблемы;

- её глубина;

- поиск её коренной причины;

- руководство программой управления для предотвращения проблем;

- их идентификация;

- предотвращение рецидивов.

Проблемы, связанные с качеством порождают неудовлетворённость потребителей, снижение прибыли, ухудшение морально-психологического климата в коллективе.

Аудит качества обеспечивает руководство обратной связью, основанной на фактах, давая ему возможность принимать обоснованные решения. Первое предназначение Аудита качества быть выгодным для организации, которая проверяется:

Например:

- продукция соответствует своему назначению;

- инструкции действуют и применяются и т.д.


Старые методы А.К.

Новые методы А.К.

Личное предубеждение (интерес)

Объективные данные (факты)

Тайное проведение аудита

Предоставление информации об аудите

Поиск виновных

Отчёт без персоналий

Неформальный аудит

Формальные документированные аудиты

Внезапные аудиты

Плановые аудиты


^ 1.3.Термины и определения.


Аудит (проверка): Систематический, независимый и документируемый процесс получения свидетельств аудита и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита.

^ Критерии аудита: Совокупность политики, процедур или требований.

Свидетельства аудита: Записи, изложение фактов или другая информация, которые имеют отношение к критериям аудита и могут быть проверены.

^ Выводы (наблюдения) аудита: Результат оценки собранных свидетельств аудита на соответствие критериям аудита.

Заключение по результатам аудита: Выходные данные аудита, представленные аудиторской группой после рассмотрения целей аудита и всех выводов аудита.

^ Заказчик аудита: Организация или лицо, заказавшее аудит.

Проверяемая организация: Организация, подвергающаяся аудиту.

Аудитор (эксперт): Лицо, обладающее компетентностью для проведения аудита.

^ Аудиторская группа (комиссия): Один или несколько аудиторов, проводящих аудит, при необходимости, поддерживаемые техническими экспертами.

Технический эксперт: Лицо, предоставляющее аудиторской группе свои знания или опыт по специальному вопросу.

^ Программа аудита: Совокупность одного или нескольких аудитов, запланированных на конкретный период времени и направленных на достижение конкретной цели.

^ План аудита: Описание деятельности и мероприятий по проведению аудита.

Область аудита: Содержание и границы аудита.

Компетентность: Проявленные личные качества и выраженная способность применять свои знания и навыки.

Раздел 2. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ, ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТОВ КАЧЕСТВА

^ 2.1.Виды аудитов


Аудиты разделяются на три вида:

  1. Аудит качества продукции – предназначен для определения соответствия фактических показателей её качества заданным. Аудит продукции осуществляется на различных этапах её производства.

  2. Аудит процесса – предназначен для оценки соответствия процесса установленным требованиям.

  3. Аудит системы качества – предназначен для оценки системы установленным требованиям, а также оценки её результативности и эффективности.

^ 2.1.1 Аудит системы – реализуется требование: обеспечение качества затрагивает каждого, это самый трудоёмкий и громоздкий процесс. Может быть внешним и внутренним. Цель аудита системы установить действует ли СМК, оценка способности поставлять продукцию или услуги соответствующую требованиям потребителей.

Аудит системы проводится для того, чтобы:

- проверить целесообразность, соответствие и результативность всех мер системы качества в целом;

- проверить комплектность документации по системе качества;

- подтвердить выполнение требований собственной системы качества или заданных нормативных документов;

- найти организационные или прочие недостатки и определить меры по их устранению;

- проверить выполнение мер по устранению недостатков.

Сфера действия: все подразделения и направления деятельности организации. Предпосылкой является наличие в организации чётко фиксированной системы качества, а также заявленное намерение, соответствовать требованиям определённого нормативного документа.

^ 2.1.2 Аудит процесса:

- менее обширный, чем аудит системы;

- направлен на один или несколько процессов;

- внешний или внутренний;

- меньший по объёму планирования;

- полезны для совершенствования конкретного процесса;

- менее формальны;

- проводятся за меньшее время.

Назначение аудита процесса:

- оценка результативности мер по качеству при осуществлении определённого процесса;

- подтверждение способности обеспечить требуемый уровень качества или определение мер по исправлению имеющихся недостатков.

Основой для проведения являются:

- соответствующие инструкции по способам обеспечения качества;

- документы на осуществление, проверку и испытание процесса;

- установки;

- квалификация персонала.

Сферой действия: - процесс изготовления, который нужно проверить.

Аудит процесса проводится для того, чтобы:

- определять возможность процесса обеспечивать требуемый уровень качества;

- определять требуемые признаки качества для качества процесса; - систематически дополнять контроль процесса.

В большей мере это относится к так называемым «специальным процессам», для которых характерно то, что невозможно измерить качество непосредственно в момент прохождения процесса (например: сварка, закалка, литьё, покраска и т.д.)

С помощью аудита процесса определяются возможности обеспечения качества , выясняется, можно ли управлять «изготовлением» и известны ли все параметры процесса и важнейшие воздействующие факторы. Качество процесса может быть обеспечено с помощью непосредственных или косвенных параметров процесса (например, при точечной сварке управлением сварочным импульсом).

^ 2.1.3 Аудит продукции – оценка конечного продукта. Может проводиться изнутри: на погрузочной площадке, перед отгрузкой или по операциям. Снаружи: у потребителя. Если проводится сторонними организациями, то может нанести урон (антиреклама). Необходимо обнаруживать проблему до того, как кто-то сделает это вместо вас!!

Назначение аудита продукции:

- оценка результативности мер по обеспечению качества для определённой продукции;

- подтверждение качества продукции или определение необходимых мер по исправлению недостатков.

Основа для проведения:

- соответствующие инструкции по способам обеспечения качества;

- соответствующие документы на испытания/изготовление, процессы (изготовления).

Сфера действия:

- контролируемая продукция.

Аудит продукции проводится для того, чтобы:

- определить уровень качества;

- обеспечить установленный уровень качества;

-- определить требуемые меры для соответствующего качества продукции;

- проверить поставленную продукцию;

- определить возможности испытательной лаборатории;

- определить целесообразность проведения испытаний.

^ 2.1.4 Аудиты бывают внутренние и внешние.

Внутренний аудит по инициативе организации с целью оценки своей работы. Может проводиться как своими силами, так и с привлечением сторонних аудиторов. Внутренний аудит рассматривается как аудит 1ой стороны (по собственной инициативе и для себя).

Внешний аудит (Аудит со стороны) – это аудит, проводимый компанией и направленный на внешний источник (на поставщика). Проводится представителями организации или сторонними аудиторами. Организация направляет к поставщику своих аудиторов. Внешний аудит рассматривается как аудит, проводимый второй стороной (или как аудит, проводимый от имени первой стороны - организации у второй стороны – поставщика).

^ Аудит, проводимый третьей стороной. Когда внешняя организация, не будучи вовлечённой ни в какой бизнес данной организации привлекается для проведения аудита – это рассматривается как аудит 3ей стороны или независимый аудит, который может быть внутренним и внешним. Третья сторона привлекается по контракту от имени первой для проверки собственной деятельности или деятельности второй стороны при условии согласия последней в зависимости от задач аудита.

^ Организация может:

- заключить соглашение с признанными сторонними специалистами по аудиту с целью оценки её системы качества с независимой точки зрения;

- заключить договор с третьей стороной на проведение аудита у поставщиков (сих согласия) или потребовать, чтобы поставщик заказал аудит третьей стороны, с целью объективной оценки его деятельности, либо для сертификации на соответствие национальному или международному стандарту;

- использовать аудит третьей стороны с целью обучения и компетентности своих аудиторов;

- иметь целью получение сертификата на соответствие стандартам ИСО. В этом случае третья сторона, проводящая аудит должна быть зарегистрирована.

^ 2.1.5 Аудиты специального назначения.

Общая матрица аудитов.

Название аудита

процесс

продукция

система

Аудит для оценки соответствия

О

О

О

Аудит деятельности организации

О

О

Х

Внешний аудит

О

О

Х

Навязанный (извне) аудит

О

О

Х

Полномасштабный аудит

О

О

Х

Неформальный аудит

О

О

О

Внутренний аудит

О

О

О

Аудит деятельности руководства

О

О

Х

Предконтрактное обследование

О

О

Х

Аудит процедур

О

NA

Х

Аудит процесса

О

NA

NA

Аудит продукции

NA

Х

NA

Аудит качества

О

О

Х

Оценка программы обеспечения качества

О

О

Х

Самоаудит

О

О

О

Аудит поставщика

О

О

О

Аудит систем

NA

NA

Х

Аудит третьей стороной

О

О

О

Необъявленный аудит

О

О

О

Обозначения:

О – нормальный тип аудита

Х – аудит может быть такого типа

NA – отсутствие аудита

^ Аудит для оценки соответствия – для подтверждения того, что система, процессы или продукция соответствуют или нет предварительно установленным в контракте требованиям, соглашениям, процедурам. Пример: Аудит соответствия стандартам ИСО 9001.

^ Аудит процедур – форма аудита для оценки соответствия, который направлен на проверку документов и формализованных процедур.

Оценивание

Пересмотр системы – если падает качество или существенные изменения в управлении.

^ Предконтрактное обследование – цель оценка возможностей потенциального поставщика.

Тип

Объект

Форма

Навязанный извне

Ваша собственная организация

Внешний

Обследование продавца

Поставщик

Внешний

Предконтрактное обследование

Потенциальный поставщик

Внешний

Аудит системы (обследование деятельности организации и её руководства)

Тщательное обследование СМК и её соответствие предъявляемым требованиям

Внутренний или внешний

Оценивание

Более ограниченное по глубине, чем аудит системы

Внутренний или внешний

Прикидка

Эффективность программы всеобщего качества. Часто проводится третьей стороной

Внутренний или внешний

Оценка соответствия (оценка системы качества)

Подтверждение эффективности СМК (в небольшом масштабе может проводиться как аудит процесса или продукции)

Внутренний или внешний

Полный аудит (от начала до конца)

Вся организация или весь цикл создания продукции от начала проектирования до снятия с эксплуатации (очень продолжительный и дорогостоящий процесс).

Внутренний или внешний

Аудит – это только выборочная проверка и обладает всеми её плюсами и минусами.


^ 2.2.Принципы проведения аудитов.


Строгое соблюдение принципов аудита – основа для поддержания и улучшения менеджмента/

Принципы проведения аудита делают аудит результативным и надежным методом поддержания политики руководства и контроля, обеспечивая информацией, на основе которой организация может улучшать свои характеристики, а также являются предпосылкой для объективных заключений по результатам аудита.

К принципам проведения аудита относят:

а) этичность поведения (ethical conduct) - основа профессионализма.

Существенными при аудите являются ответственность, неподкупность, умение хранить тайну и осмотрительность;

б) беспристрастность (fair presentation) - обязательство представлять правдивые и точные отчеты.

Выводы аудитов, заключения по результатам аудита и записи отражают правдиво и точно деятельность по аудиту. Неразрешенные проблемы или разногласия между аудиторской группой и проверяемой организацией отражают в отчетах (актах);

в) профессиональная осмотрительность (due professional care) - прилежание и умение принимать правильные решения при проведении аудита.

Профессиональная осмотрительность аудиторов соответствует важности выполняемого задания и доверительности со стороны заказчиков и других заинтересованных сторон. Важным фактором является необходимая компетентность;

г) независимость (independence) - основа беспристрастности и объективности заключений по результатам аудита.

Аудиторы независимы в своей деятельности и свободны от предубеждений и конфликтов интересов. Аудиторы сохраняют объективное мнение во время всего процесса аудита с целью обеспечения того, что в основе выводов и заключений находятся только свидетельства аудита;

д) подход, основанный на свидетельстве (evidence-based approach), - разумная основа для достижения надежных и воспроизводимых заключений аудита в процессе систематического аудита.

Свидетельство аудита основано на выборках существующей информации, поскольку аудит осуществляется в ограниченный период времени и с ограниченными ресурсами. Соответствующее использование выборок тесно связано с доверием, с которым относятся к заключениям по результатам аудита.


Раздел 3. УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММОЙ АУДИТА.


^ 3.1 Общие положения


В зависимости от размера, вида деятельности и сложности проверяемой организации программа аудита может включать один и более аудитов. Эти аудиты могут иметь различные цели и включать совместный или комплексный аудит.

Программа аудита также включает деятельность, необходимую для планирования и организации определенного количества и вида аудитов и обеспечения их ресурсами, необходимыми для эффективного и результативного проведения аудитов в заданные сроки.

В организации могут быть разработаны несколько программ аудита. Такой документ – это часть процесса планирования и он должен разрабатываться как на хозяйственный год, так и на более длительную перспективу (3 – 5 лет) и утверждаться соответствующими руководителями. В программе аудитов должны быть указаны сроки проведения повторных аудитов.

Программа аудита включает следующее:

а) ряд внутренних аудитов системы менеджмента качества организации, проводимых в текущем году;

б) аудиты второй стороны систем менеджмента потенциальных поставщиков "критичной" продукции, проводимые в течение 6 мес.;

в) аудиты по сертификации/регистрации и инспекционные аудиты, проводимые органом по сертификации/регистрации систем экологического менеджмента в качестве третьей стороны, в период времени, согласованный между органом по сертификации и заказчиком.

Программа аудита также включает планирование, обеспечение ресурсами, разработку процедур для проведения аудитов в объеме программы.


Примерная форма документа Программы приведена на рисунке:

Утверждаю:

Руководитель_________________


_____________________________


Программа аудитов ______________________ на 200__год

(наименование организации)


№п.п

Наименование аудита, организации

Срок проведения

(месяц)

Отметка о проведении

1

Первичный аудит Системы менеджмента качества на соответствие стандарту ГОСТ Р ИСО 9001-2001 LRQA

Март




2

Проведение аудита на соответствие ТУ…….продукции сертификационным органом ГОСТ Р…

ИЮНЬ





























































































































Составил:_______________________________

Ответственный за управление

программой аудитов:______________________


Если в организации, в которой проводится аудит, одновременно действуют системы менеджмента качества и экологического менеджмента, то возможно, что программа аудита будет включать комплексный аудит. Необходимо обратить особое внимание на компетентность аудиторской группы.

При совместном аудите согласно программе сотрудничают две или более проверяющие организации. При этом необходимо обратить особое внимание на разделение обязанностей, обеспечение дополнительными ресурсами. Аудиторские группы должны обладать дополнительной компетентностью и иметь соответствующие процедуры. Эти вопросы необходимо согласовать до начала аудита.

Высшее руководство организации должно предоставлять полномочия для управления программой аудита.

Ответственным за управление программой аудита следует:

а) определять, внедрять, контролировать, анализировать и совершенствовать программы аудита;

б) определять и обеспечивать программу необходимыми ресурсами.

Схема процесса управления программой аудита приведена на рисунке 1.





Рисунок 1 - Последовательность процессов управления программой аудита

1 Рисунок 1 иллюстрирует применение цикла PDCA (планирование - выполнение - проверка - действие).

2 Цифры в скобках указывают соответствующий пункт или раздел настоящего стандарта.


^ 3.2 Цели и объем программы аудита


3.2.1 Цели программы аудита

Для того чтобы спланировать аудиты и провести их, необходимо определить цели программ аудитов.

Для определения целей необходимо рассмотреть:

а) приоритеты руководства;

б) коммерческие намерения;

в) требования системы менеджмента;

г) законодательные требования, требования регламентов и требования, предусмотренные контрактом;

д) необходимость оценки поставщика;

е) требования потребителя;

ж) потребности заинтересованных сторон;

и) риски организации.

^ Примеры целей различных программ аудита:

а) обеспечение выполнения требований к сертификации системы менеджмента на соответствие стандарту;

б) проверка соответствия требованиям контракта;

в) получение и поддержание уверенности в возможностях поставщика;

г) содействие улучшению системы менеджмента.

^ 3.2.2 Объем программы аудита

На объем программы аудита влияют размер, вид деятельности, сложность структуры проверяемой организации, а также:

а) область, цели и продолжительность каждого осуществляемого аудита;

б) частота проводимых аудитов;

в) количество, важность, комплексность, степень сходства, местоположение подразделений, подлежащих аудиту;

г) стандарты, законодательные, нормативные и контрактные требования и другие критерии аудита;

д) потребности в аккредитации или регистрации/сертификации;

е) заключения по результатам предыдущих аудитов или анализ результатов предыдущих программ аудитов;

ж) любые проблемы, связанные с языком, культурой или социальными вопросами;

и) мнения заинтересованных сторон;

к) существенные изменения в организации или ее деятельности.

^ 3.3. Ответственность за программу аудита, ресурсы и процедуры


3.3.1. Ответственность за программу аудита

Ответственность за управление программой аудита возлагают на одно или нескольких лиц, имеющих общее представление о принципах аудита, компетентности аудитора и применении методов аудита. Эти лица также должны обладать навыками менеджмента, техническими и экономическими знаниями в той области, которая будет проверяться.

Ответственные за управление программой аудита должны:

а) определять цели и объем программы аудита;

б) определять ответственность и процедуры, а также гарантировать обеспечение необходимыми ресурсами;

в) внедрять программу аудита;

г) вести записи по программе аудита;

д) осуществлять мониторинг, анализ и улучшение программы аудита.

^ 3.3.2 Ресурсы для программы аудита

При определении ресурсов для программы аудита необходимо учитывать:

а) финансовые ресурсы для развития, внедрения, управления и улучшения деятельности по аудиту;

б) методы проведения аудитов;

в) процессы по достижению и поддержанию компетентности и улучшению деятельности аудиторов;

г) наличие аудиторов и технических экспертов, обладающих компетентностью, требуемой для достижения конкретных целей программы аудита;

д) объем программы аудита;

е) время в пути аудиторов, обустройство и другие потребности для проведения аудита.


^ 3.3.3. Процедуры программы аудита

Процедуры программы аудита включают в себя:

а) планирование и составление планов-графиков аудитов;

б) обеспечение компетентности аудиторов и руководителей групп по аудиту;

в) подбор соответствующих аудиторских групп и распределение ролей и ответственности;

г) проведение аудитов;

д) выполнение действий по результатам аудита, если требуется;

е) поддержание записей по программе аудита;

ж) мониторинг показателей результативности программы аудита;

и) отчетность перед высшим руководством по всей проделанной работе по программе аудита.

Для малых предприятий упомянутая деятельность может быть выполнена в виде одной процедуры.


^ 3.4.Внедрение программы аудита, записи по программе аудита.


Внедрение программы аудита включает в себя:

а) доведение программы аудита до участвующих сторон;

б) координация и календарное планирование аудитов и другой деятельности, связанной с программой аудита;

в) определение и поддержание процесса оценки аудиторов и их непрерывного профессионального роста согласно подразделам 7.6 и 7.5 соответственно;

г) формирование аудиторских групп;

д) предоставление необходимых ресурсов группам по аудиту;

е) проведение аудитов в соответствии с программой аудитов;

ж) управление записями по аудиту;

и) анализ и утверждение отчетов по аудиту и их рассылка заказчикам аудитов и заинтересованным сторонам;

к) действия по результатам аудита, если это требуется.

Записи по программе аудита должны включать в себя:

а) записи, связанные с отдельными аудитами:

- планы аудита,

- отчеты (акты) по аудиту,

- отчеты о несоответствиях,

- отчеты по корректирующим и предупреждающим действиям,

- отчеты о действиях по результатам аудита, если это требуется;

б) результаты анализа программы аудита;

в) записи о персонале, привлекаемом к аудиту:

- оценка компетентности аудитора и его деятельности,

- выбор аудиторской группы,

- поддержание и повышение компетентности.

Записи должны храниться и должным образом быть защищены.


^ 3.5. Мониторинг и анализ программы аудита


Должен проводиться мониторинг внедрения программы аудита, а через определенные интервалы времени - анализ достижения целей и идентификация возможностей улучшения программы. О результатах анализа необходимо докладывать высшему руководству.

Показатели деятельности должны быть использованы для мониторинга следующих характеристик:

- возможности аудиторской группы реализовать план аудита;

- соответствие программам аудитов и планам-графикам;

- обратная связь от заказчиков аудита, проверяемых организаций и аудиторов.

Анализ программы аудита должен охватывать:

а) результаты мониторинга и установленные тенденции;

б) соответствие процедурам;

в) выявление потребностей и ожиданий заинтересованных сторон;

г) записи по программе аудита;

д) альтернативные или новые методики в области аудита;

е) согласованность действий аудиторских групп в сходных ситуациях.

Результаты анализа программы аудита могут привести к корректирующим и предупреждающим действиям и улучшению программы аудита.


  1   2   3   4



Скачать файл (557 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации