Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. Методические рекомендации по курсу Человек и общество 10 кл. Часть 1 - файл n1.docx


Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. Методические рекомендации по курсу Человек и общество 10 кл. Часть 1
скачать (664.3 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.docx665kb.18.01.2013 09:47скачать

Загрузка...

n1.docx

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Реклама MarketGid:
Загрузка...

титул

Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. ИВАНОВА, А. Т. КИНКУЛЬКИН, А. Ю. Лазебникова

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КУРСУ
«ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО»


В 2 частях

Часть 1
10 класс


Под редакцией
Л. Н. Боголюбова



Предисловие

Вводные уроки

Уроки 1, 2. Общество и общественные отношения

Уроки 3, 4. Человек. Индивид. Личность

Раздел I. Деятельность в жизни человека и общества

Методические особенности раздела

Изучение темы «Что такое деятельность?»

Общая характеристика темы

Уроки 5, 6. Сущность человеческой деятельности

Уроки 7, 8. Многообразие деятельности

Уроки 9, 10. Деятельность и общение

Уроки 11, 12. Социальные нормы и отклоняющееся поведение

Изучение темы «Познание как деятельность»

Общая характеристика темы

Уроки 13, 14. Познавательная деятельность человека

Уроки 15, 16. Истина и ее критерии

Уроки 17, 18. Научное познание

Уроки 19, 20. Ненаучное познание

Уроки 21, 22. Социальное познание

Уроки 23, 24. Самопознание

Изучение темы «Деятельность и духовный мир человека»

Общая характеристика темы

Уроки 25, 26. Духовно-теоретическая и духовно-практическая деятельность

Уроки 27, 28. Мировоззрение, убеждение, вера

Уроки 29, 30. Моральная оценка личности

Изучение темы «Материально-производственная деятельность человека»

Общая характеристика темы

Уроки 31, 32. Трудовая деятельность

Уроки 33, 34. Изобретательская деятельность

Изучение темы «Социально-политическая деятельность и развитие общества»

Общая характеристика темы

Уроки 35, 36. Свобода в деятельности человека

Уроки 37, 38. Исторический процесс и его участники

Уроки 39, 40. Политическая деятельность

Уроки 41, 42. Общественный прогресс





Предисловие

      Настоящее пособие (в двух частях) предназначено для учителей, преподающих обществознание по учебному пособию «Человек и общество» (под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой). Оно опирается на первый опыт преподавания этого курса. При разработке пособия использована современная научная литература. Задача книги — оказать помощь учителям в подготовке к каждому уроку курса.

      Пособие рассчитано на 102 учебных часа в Х и ХI классах при том, что в базисном учебном плане на историю и обществоведение отведено 4 ч в Х классе и 4 ч в ХI классе (всего 272 ч на оба предмета). Увеличение времени на курс «Человек и общество» до 136 ч позволило бы шире использовать разнообразные формы учебных занятий, увеличить время на углубленное изучение некоторых тем, на проведение практических занятий, а также на обобщающее повторение. Однако в данном пособии за основу принят вариант на 102 ч. Изучение обществознания по 1 ч в неделю себя не оправдало, поэтому целесообразно спланировать курс по 2 ч в неделю в течение трех полугодий: либо оба полугодия в Х классе и в первом полугодии ХI класса, либо начать со второго полугодия Х класса и продолжать в течение двух полугодий ХI класса. При первом варианте планирования значительная часть курса истории изучается после первого раздела курса обществоведения, что дает возможность, опираясь на него, поднять уровень изучения истории, а в ХI классе появляется возможность разумно сочетать близкие по темам уроки истории и обществознания. Во втором варианте планирования в Х классе более интенсивно изучается курс истории, а на обществоведение отводится 34 ч. Именно на этот вариант ориентирована первая часть пособия.

      Как работать с методическим пособием?

      Приступая к очередному разделу, целесообразно внимательно ознакомиться с текстом пособия, озаглавленным «Методические особенности раздела». Это позволит учителю правильно спланировать его изучение, исходя из целостного восприятия, понимания своеобразия представленного в разделе содержания и стержневых идей курса, логики их раскрытия в учебном пособии.

      Каждый раздел курса включает несколько тем. Важно увидеть как структуру каждой из них, так и связи между ними. Поэтому, приступая к преподаванию очередной темы, важно познакомиться с текстом, озаглавленным «Общая характеристика темы». В нем кратко характеризуются место темы в структуре раздела, ее задачи и ведущие идеи, связь входящих в нее уроков, образующих единую целостность.

      Темы уроков в методическом пособии совпадают с названиями параграфов в пособии для учащихся «Человек и общество». Как правило, изучение одного параграфа рассчитано на 2, а в некоторых случаях на 3 урока.

      В методических рекомендациях к урокам учитель найдет советы о способах раскрытия основных понятий и ведущих идей курса; о применении форм проведения уроков и приемов, направленных на повышение познавательной активности учащихся; о средствах условной наглядности, используемых в качестве «опорного сигнала»; о межпредметных и особенно о внутрикурсовых связях, реализация которых необходима для успешного усвоения нового содержания.

      Подготовка к урокам с помощью пособия для учащихся и данного методического пособия не может заменять обращения к книгам, создающим необходимую научную базу преподавания. Это тем более важно, что многие учителя не изучали некоторые оформившиеся в последние годы области общественной науки, нашедшие отражение в новом курсе. Поскольку курс «Человек и общество» интегрирует знания из целого ряда общественных наук, полезно обратиться к соответствующим современным вузовским учебникам. Кроме того, учебники по экономике, политологии, социологии, правоведению и т. д. изданы для углубленного изучения обществознания в школе. Понятно, что ознакомление с ними поможет укрепить научный фундамент преподавания и, если необходимо, найти дополнительный материал для работы на уроке.

      Рекомендации по использованию вузовских и школьных учебников по базовым общественным наукам даются во всех темах данного пособия. Поскольку в настоящем пособии приходится часто обращаться к учебному пособию «Человек и общество» (под редакцией Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой), в тексте оно обозначается лишь словом «учебник», а в тех случаях, когда используются другие учебные книги, дается их полное название.

      Понятно, что рекомендации пособия являются всего лишь советами, призванными помочь преподавателю. Они не обязательны и не должны связывать руки учителю. Каждый преподаватель не только имеет полное право на творческое решение вопросов методики проведения уроков, но и обязан учитывать особенности школы, подготовленность класса и свои собственные возможности.

      Авторы отдают себе отчет в том, что первое методическое пособие по новому учебному курсу еще несовершенно; естественно, в нем есть недостатки, которые выявятся в процессе практического использования. Авторский коллектив с благодарностью примет замечания и пожелания учителей, которые можно прислать по адресу: Москва, Погодинская ул., д. 8, ИОСО РАО, лаборатория обществоведческого образования.








Вводные уроки

Уроки 1, 2. Общество и общественные отношения


      Данная подтема, как и следующая, служит своего рода введением к курсу. Здесь рассматриваются ключевые понятия — общество, общественный прогресс, сферы жизни общества и стержневые проблемы курса — причины социальных изменений, соотношение материальных и духовных факторов развития.

      В той или иной степени эти понятия и идеи уже известны школьникам из предыдущих курсов истории и обществоведения. Используя этот багаж, важно поднять знания учащихся на более высокий уровень обобщенности, дополнив их рядом новых аспектов и граней. Отличительной чертой содержательного анализа именно в данном курсе является рассмотрение материала в проблемном исследовательском поле, выдвижение различных сформировавшихся в обществознании точек зрения и подходов.

      Вводный характер уроков предопределяет и такую педагогическую задачу, как создание соответствующей мотивационной установки на овладение предметом. Хорошо, если у старшеклассников уже на первых уроках появится чувство новизны предлагаемого материала, они осознают необходимость овладения им, заинтересуются представленной проблематикой. Этому может способствовать и краткое вступительное слово учителя, в котором лаконично, но убедительно раскрываются особенности курса, проблемный характер изложения вопросов темы и работа над познавательными заданиями.

      План изучения нового материала

      1. Понятие «общество».

      2. Взаимосвязь общества и природы.

      3. Сферы общественной жизни и их взаимодействие.

      4. Общественные науки, их особенности.

      1. Сложность определения понятия «общество» связана с его предельной обобщенностью, а также с многозначностью. Этими особенностями объясняется наличие множества определений данного понятия. Различия в подходах обусловлены также разницей в концептуальных позициях исследователей.

      Логический путь к обоснованию определения данного понятия можно позаимствовать из учебного пособия. Учитывая расхожесть данного термина в научной и повседневной лексике, а также многократное оперирование им на уроках истории и обществознания, целесообразно предложить ученикам привести различные словосочетания с термином «общество». Приведем один из вариантов возможного графического обобщения ответов.

http://www.prosv.ru/ebooks/chelovek_i_obshestvo_1/images/7.jpg

      Все эти определения раскрывают узкие, частные смыслы понятия «общество».

      В учебнике дается и более общее определение данного понятия, в котором фиксируются два основных аспекта: связь общества и природы, а также связи между людьми, которые, собственно, и образуют «ткань» общественных отношений.

      Оба эти аспекта в дальнейшем конкретизируются и углубляются.

      2. Раскрывая взаимосвязь общества и природы, важно отметить, что понятие «природа» также может рассматриваться как в узком, так и в широком смысле. В первом случае оно синоним всей действительности, мира в целом. В этом смысле человек и общество — часть природы.

      В другом случае понятие «природа» употребляется в более узком смысле как природно-географическая среда, в известном смысле внешняя по отношению к человеку. Имея в виду это значение понятия, мы говорим о специфике общественной формы существования человека, подчеркиваем, что социальная жизнь людей не сводится к биологической жизни, она качественно иная.

      Однако, показывая «особость», специфику общества и природы, важно выявить и конкретизировать их неразрывную взаимосвязь. С этой целью учитель может воспользоваться примерами, приведенными в пособии. Школьникам можно предложить самим привести факты, отражающие как благотворное, так и отрицательное воздействие человека и общества на природу.

      Полезно также обсудить со старшеклассниками идеи, выдвинутые немецким философом ХIХ в. Л. Фейербахом, который утверждал: «Потому что мы живем, действуем и существуем в природе, она есть то, что охватывает человека; она есть то, через отнятие чего у человека отнимается и его бытие; она есть то, благодаря чему он существует, от чего он зависит во всех своих действиях, в каждом своем шаге. Оторвать человека от природы равносильно тому, как если бы захотеть отделить глаз от света, легкие от воздуха...»

      В ходе обсуждения ученики, как правило, приходят к выводу, что, если иметь в виду понятие «природа» в широком смысле, немецкий мыслитель прав. Если же подразумевается природная среда существования человека, то ее значение чрезмерно абсолютизируется: многие действия человека определяются социальными факторами.

      3. Обращаясь к анализу структуры общества, учитель подчеркивает, что возможны разные подходы к выделению основных элементов и подсистем общества. Так, в ряде случаев общество рассматривается как совокупность социальных групп, социальных институтов и организаций, социальных ролей и ценностей (можно отметить, что каждый из этих элементов более подробно будет рассмотрен на последующих занятиях). В тех случаях, когда выявляются сложные общественные связи — причинно-следственные, иерархические, на первый план выдвигаются подсистемы — сферы жизни общества. Обычно выделяют четыре основные сферы: экономическую, социальную, политическую и духовную.

      Чтобы подробнее рассмотреть с учащимися каждую из этих сфер, учитель может использовать материалы пособия «Человек и общество» (под ред. В. И. Купцова: Кн. 1. Что такое общество. — М., 1993). Так, в разделе «Сферы жизни общества» достаточно обстоятельно характеризуется специфика материального производства. Показывая его огромное значение в общественной жизни, авторы вместе с тем справедливо предостерегают от абсолютизации этой роли, как это делали социологи-марксисты. Вместе с тем отметим, что, на наш взгляд, такое приписывание «материальному производству несвойственных ему функций» допускают и сами авторы, когда несколькими абзацами ниже делают однозначный вывод о том, что зарождение и утверждение капитализма стало результатом внедрения новой производительной техники в Европе. Такое объяснение причин перехода к новым общественным отношениям представляется предельно упрощенным, игнорирующим, в частности, такой фактор, как изменения общественного сознания.

      Отметим еще одну особенность в позиции авторов названного пособия. Среди основных сфер общественной жизни они выделяют регулятивную, в рамках которой рассматривается политическая деятельность как высшая сфера социального управления. Такой подход вполне возможен. Однако в рамках учебного курса целесообразнее, на наш взгляд, использовать более распространенную классификацию, т. е. выделять собственно политическую сферу.

      Вопрос о соотношении сфер жизни общества был и остается дискуссионным в теории общественной мысли. Разнообразие существующих точек зрения можно представить в виде несложных графических моделей, сопровождая каждый вариант краткими комментариями.

Схема 1

http://www.prosv.ru/ebooks/chelovek_i_obshestvo_1/images/9.jpg



Схема 2

http://www.prosv.ru/ebooks/chelovek_i_obshestvo_1/images/9_2.jpg



Схема 3

Схема 4

http://www.prosv.ru/ebooks/chelovek_i_obshestvo_1/images/9_3.jpg

http://www.prosv.ru/ebooks/chelovek_i_obshestvo_1/images/9_4.jpg

      В своих пояснениях учитель отмечает, что сторонники приоритета экономических отношений исходят из огромной роли материального производства в жизни людей, продукты которого удовлетворяют самые насущные потребности людей в пище, жилье, одежде и т. д. Материальное производство создает необходимые условия и средства (оборудование, здания, инструменты и т. д.) для всех других видов деятельности человека и сфер жизни общества: науки, политики, образования, медицины и т. п.

      Кроме того, приверженцы данной позиции считают, что те отношения, которые складываются в сфере экономики (в производстве и распределении), обусловливают появление в обществе определенных классов и социальных групп, что, в свою очередь, ведет к формированию соответствующих политических интересов и образованию партий и других политических групп. Политическая ситуация отражается на духовной жизни общества (схема 3).

      Среди аргументов в пользу определяющей роли духовной сферы (схема 2) чаще всего выдвигается идея о первичности сознания, о том, что мысли, идеи, представления предшествуют определенным практическим шагам человека. Всякому общественному перевороту предшествует переворот в сознании многих людей. Так, идеи французских просветителей подготовили Великую французскую революцию, проникновение марксизма в Россию подготовило почву для победы большевиков в октябре 1917 г.

      «Компромиссный вариант» отражен в последней (4) схеме. Его приверженцы считают, что каждая из общественных сфер может стать определяющей в различные периоды исторического развития. Так, в период революций, гражданских войн решающая роль принадлежит социальным отношениям и политике. От того, каким в конечном счете станет расклад социально-политических сил, будет зависеть все дальнейшее развитие страны, включая и экономику.

      Учащимся предлагается обсудить каждый из представленных аргументов.

      4. Заключительный вопрос темы направлен на прояснение некоторых методологических аспектов познания общественных явлений. Центральная проблема здесь соотношение объективного характера знаний и субъективной интерпретации их исследователем. Учитывая, что в начале изучения курса возможны лишь первые подступы к данной проблеме, учитель вправе ограничиться краткими разъяснениями или организовать беседу с учащимися. Предлагаем вариант плана такой беседы:

      1. Что выступает целью познания мира?

      2. В чем принципиальное различие в познании явлений природы и общества?

      3. Можно ли изучать жизнь общества, отвлекаясь от различия во взглядах, интересах, намерениях людей? Свою позицию обоснуйте.

      4. Считаете ли вы наличие различных школ, течений общественной мысли, неодинаково трактующих одни и те же явления, слабостью обществознания? Или, напротив, в этом его преимущество? Аргументируйте свой ответ.

      Учитель подчеркнет, что уверенно аргументировать свою позицию учащиеся смогут, изучив последующие темы.

      Для закрепления и проверки знаний учащихся полезно использовать специальные задания, в том числе тестового характера. Ниже приводятся примеры таких заданий.

      I. Определите, какое из утверждений верно, какое ошибочно:

      —  общество и природа неразрывно связаны и развиваются по общим законам;

      —  общество обособилось от природы и не подчиняется действию природных закономерностей;

      —  общество составляют люди, поэтому достаточно изучить отдельного человека, чтобы иметь представление об обществе в целом;

      —  чтобы понять человека, достаточно изучить общество, в котором он живет, выявить сущность его общественных связей и отношений.

      II. Опираясь на знания из истории, подумайте, что из нижеперечисленного можно отнести к причинам изменения общества:

      —  внешние факторы, воздействие природной среды;

      —  противоречия, возникающие между различными социальными силами внутри общества;

      —  стремление людей к новому, более совершенному;

      —  все вышеперечисленное.

Уроки 3, 4. Человек. Индивид. Личность


      Эта подтема является одной из вводных ко всему курсу обществознания в старших классах. Ее предметом является многообразие проявлений человека.

      Вынесенные в название урока понятия относятся к числу сложных, комплексных. Невозможно дать их исчерпывающее толкование, которое нельзя было бы уточнить или оспорить в каких-то деталях. Вместе с тем эти понятия широко используются в самых разных областях знаний о человеке.

      В процессе изучения курса учащимся предстоит не только расширить, но и углубить знания об уникальности каждого человека, о возможностях индивидуальной самореализации, единстве биологического и социального в человеке, существенных признаках человека, отличающих его от других живых существ.

      Помимо этого, задачей изучения подтемы в старшей школе является формирование теоретических знаний по следующим вопросам: индивид, личность, индивидуальность; соотношение биологических и социальных условий развития личности; структура личности; социализация личности; характер как проявление индивидуальности.

      Замысел включения данной темы в курс обществознания заключается в том, чтобы ввести учащихся в сложный круг проблем человековедения, тесно связанного с обществознанием. Именно вводный, предваряющий рассмотрение деятельности человека и функционирования сложной динамической социальной системы характер темы и определяет методические варианты проведения этого занятия.

      План изучения нового материала

      1. Человек с точки зрения человека (обзор подходов к изучению человека в истории философии).

      2. Индивид и индивидуальность (своеобразие проявлений человека).

      3. Личность (социальная сущность человека).

      1. Целесообразно рассмотреть первый вопрос в рамках школьной лекции. Достоинством занятия в форме лекции является возможность компактного изложения большого по объему и сложного по содержанию материала. Недостаток — слабая обратная связь и недостаточная включенность учащихся в самостоятельную мыслительную работу.

      Нет необходимости говорить о том, что в течение одной лекции нереально дать полный обзор проблемы, можно лишь наметить круг вопросов, ограничившись краткой характеристикой имен и идей, опираясь на мнение авторов пособий:

      Гуревич П. С. Человек. — М., 1955 (темы 2 и 3); Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир — эпоха Просвещения. — М., 1991.

      Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. ХIХ век. — М., 1995.

      Малышевский А. Ф. Мир человека. — М., 1998.

      Чтобы облегчить работу школьников во время лекции, полезно использовать своего рода опорный конспект основных положений лекции.

      Предлагаем примерный вариант такого опорного конспекта.

      1. Многообразие наук о человеке (философская антропология, этика, психология, социальная психология, социология и др.).

      2. Различия в подходе к проблемам человека:

      а) «извне» — через сопоставление человека с природой, обществом, Богом, самим собой;

      б) «изнутри» — с точки зрения строения его психики, организации нравственной, духовной, общественной жизни.

      3. Философские поиски сущности человека (основные вехи):

      а) древняя философия Востока: человек — часть природы; человек — часть Великой Триады («Небо — Человек — Земля»);

      б) философия античности:

человек — духовно-телесное существо;

человек — мера всего (Протагор);

природа человека определяется его душой и телом, но с приматом души над телом (Платон);

признание возможности и необходимости совершенствования человека;

главное, решающее в человеке — интеллектуальная деятельность (Аристотель);

      в) христианская философия Средневековья:

человек — образ и подобие Божие;

      г) философия эпохи Возрождения — гуманизм и антропоцентризм:

красота человека сообразна красоте Божественной;

      д) ХVII век: «Я мыслю, значит, я существую» (Декарт);

      е) философия эпохи Просвещения — рационализм и критицизм:

культ «автономного» человека, способного трезво и глубоко оценивать явления, идеи, нравственные поступки и их следствия;

главное в человеке — чувственно-эмоциональная природа; роль интереса в деятельности людей (Вольтер, Гельвеций);

люди действуют «ради любви к себе, а не к другим»;

природа людей выводится из жизненных влечений и практических интересов, их «естественных» побуждений к самосохранению, богатству, почету, славе (Гоббс);

      ж) И. Кант — открытие нравственного императива:

придание вопросу о человеке статуса основного вопроса философии;

      з) гуманистическая философия ХIХ в.:

понимание человека как творца культуры, носителя всеобщего нравственного начала.

      При наличии времени и соответствующей подготовки у учителя можно дополнить материал учебного пособия вопросом об основных достижениях русской философской мысли в разработке проблемы человека. Материал к этой части лекции также может быть взят из пособия «Человек: Мыслители прошлого...» и хрестоматии «Из истории русской гуманистической мысли» составителя А. Ф. Малышевского (М., 1998).

      2, 3. Второй и третий вопросы можно изучать, организовав практическую работу с текстом приводимого ниже фрагмента книги «Деятельность, сознание, личность» классика отечественной и мировой психологии Алексея Николаевича Леонтьева, фрагмент называется «Индивид и личность».

      Задание к этому фрагменту предлагается следующее:

      1. Внимательно прочитать, уточнить понимание отдельных слов, обращаясь к словарю.

      2. Выделить существенные отличия понятий «индивид» и «личность».

      3. Сопоставить прочитанный фрагмент с учебным текстом, сделать выводы на основе сравнения.

      4. Составить собственную схему соотношения понятий, вынесенных в название урока.

А. Н. Леонтьев

ИНДИВИД И ЛИЧНОСТЬ

      Изучая особый класс жизненных процессов, научная психология необходимо рассматривает их как проявления материального субъекта. В тех случаях, когда имеется в виду отдельный субъект (а не вид, не сообщество, не общество), мы говорим особь, или, если мы хотим подчеркнуть также и его отличия от других представителей среды, индивид.

      Понятие «индивид» выражает неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта, возникающие уже на ранних ступенях развития жизни. Индивид как целостность — это продукт биологической эволюции, в ходе которой происходит не только процесс дифференциации органов и функций, но также и их интеграции, их взаимного «слаживания». Процесс такого внутреннего «слаживания» хорошо известен, он отмечался Ч. Дарвином...

      Индивид — это прежде всего генотипическое образование. Но индивид является не только образованием генотипическим, его формирование продолжается, как известно, и в онтогенезисе, прижизненно. Поэтому в характеристику индивида входят также свойства и их интеграции, складывающиеся онтогенетически. Речь идет о возникающих «сплавах» врожденных и приобретенных реакций, об изменении предметного содержания потребностей, о формирующихся доминантах поведения. Наиболее общее правило состоит здесь в том, что чем выше мы поднимаемся по лестнице биологической эволюции, тем сложнее становятся жизненные проявления индивидов и их организация, тем более выраженными становятся различия в их прирожденных и прижизненно приобретаемых особенностях, тем более что, если можно так выразиться, индивиды индивидуализируются.

      Итак, в основе понятия индивида лежит факт неделимости, целостности субъекта и наличия свойственных ему особенностей. Представляя собой продукт филогенетического и онтогенетического развития в определенных внешних условиях, индивиды, однако, отнюдь не являются простой «калькой» этих условий, это именно продукт развития жизни, взаимодействия со средой, не среды, взятой самой по себе.

      Все это достаточно известно, и если я все же начал с понятия индивида, то лишь потому, что в психологии оно употребляется в чрезмерно широком значении, приводящем к неразличению особенностей человека как индивида и его особенностей как личности. Но как раз их четкое различение, а соответственно и лежащее в его основе различение понятий «индивид» и «личность» составляет необходимую предпосылку психологического анализа личности.

      Наш язык хорошо отражает несовпадение этих понятий: слово личность употребляется нами только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность животного» или «личность новорожденного». Никто, однако, не затрудняется говорить о животном или о новорожденном как об индивидах, об их индивидуальных особенностях (возбудимое, спокойное, агрессивное животное и т. д.; то же, конечно, и о новорожденном). Мы всерьез не говорим о личности даже и двухлетнего ребенка, хотя он проявляет не только свои генотипические особенности, но и великое множество особенностей, приобретенных под воздействием социального окружения: кстати сказать, это обстоятельство лишний раз свидетельствует против понимания личности как продукта перекрещивания биологического и социального факторов. Любопытно, наконец, что в психопатологии описываются случаи раздвоения личности, и это отнюдь не фигуральное только выражение, но никакой патологический процесс не может привести к раздвоению индивида, раздвоенный, «разделенный» индивид есть бессмыслица, противоречие в терминах.

      Понятие личности, так же как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни: личность не состоит из кусочков... Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся. Поэтому-то мы и не говорим о личности новорожденного или о личности младенца, хотя черты индивидуальности проявляются на ранних ступенях онтогенеза не менее ярко, чем на более поздних возрастных этапах. Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека...

      Это положение может быть, однако, интерпретировано по-разному. Одна из возможных его интерпретаций состоит в следующем: врожденный, если можно так выразиться, индивид не есть еще индивид вполне «готовый», и вначале многие черты его даны лишь виртуально, как возможность; процесс его формирования продолжается в ходе онтогенетического развития, пока у него не развернутся все его особенности, образующие относительно устойчивую структуру; личность якобы и является результатом процесса вызревания генотипических черт под влиянием воздействий социальной среды. Именно эта интерпретация свойственна в той или иной форме большинству современных концепций.

      Другое понимание состоит в том, что формирование личности есть процесс, прямо не совпадающий с процессом прижизненного изменения природных свойств индивида в ходе его приспособления к внешней среде. Человек как природное существо есть индивид, обладающий той или иной физической конституцией, типом нервной системы, темпераментом, динамическими силами биологических потребностей, эффективности и многими другими чертами, которые в ходе онтогенетического развития частью развертываются, а частью подавляются, словом, многообразно меняются. Однако не изменения этих врожденных свойств человека порождают его личность.

      Личность есть специальное человеческое образование, которое также не может быть выведено из его приспособительной деятельности, как не могут быть выведены из нее его сознание или его человеческие потребности. Как и сознание человека, как и его потребности (Маркс говорит: производство сознания, производство потребностей), личность человека тоже «производится» — создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности. То обстоятельство, что при этом трансформируются, меняются и некоторые его особенности как индивида, составляет не причину, а следствие формирования его личности...

      Личность, как и индивид, есть продукт интеграции процессов, осуществляющих жизненные отношения субъекта. Существует, однако, фундаментальное отличие того особого образования, которое мы называем личностью. Оно определяется природой самих порождающих его отношений: это специфические для человека общественные отношения, в которые он вступает в своей предметной деятельности...

      Проверка выполнения задания к фрагменту текста позволит выявить понимание учащимися смысловых различий между понятиями «личность», «индивид», «индивидуальность», характеризующими разные стороны сложного, многогранного явления, каким является человек.

      Полезно иметь в виду требования государственного образовательного стандарта, который предполагает, что учащиеся должны:

      —  знать термины: индивид, человек, личность; способности; характер; социализация;

      —  описывать: возможности индивидуальной самореализации; основные проявления характера;

      —  характеризовать: биосоциальную сущность человека — структуру личности; потребности и мотивы; характер как проявление индивидуальности;

      —  объяснять на примерах уникальность каждого человека;

      —  интерпретировать: процесс социализации личности;

      —  сравнивать характерные черты животных и человека;

      —  оценивать, исходя из внешних критериев: соотношение биологических свойств человека; значение социума для развития человека.

      Ниже приводятся примерные задания для проверки знаний по стандарту.

      1. Проверяется знание термина «индивид»

Формулировка задания

      Из списка предложенных ниже слов выберите одно, подходящее к данному предложению.

      Человек как отдельный представитель человеческой общности, носитель индивидуально особенных черт называется:

      а) деятель;

      б) лидер;

      в) индивид;

      г) человек;

      д) личность.

      2. Проверяется знание основных признаков, характеризующих личность

Формулировка задания

      Из перечня признаков выберите те, которые характеризуют человека как личность:

      а) победитель конкурса эрудитов;

      б) человек высокого роста;

      в) «душа» коллектива;

      г) имеет нос с горбинкой;

      д) готов прийти на помощь в любую минуту.




  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11



Скачать файл (664.3 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации