Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Перминов О.Г. Уголовно-исполнительное право - файл n1.doc


Перминов О.Г. Уголовно-исполнительное право
скачать (1199 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc1199kb.18.01.2013 09:53скачать


n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
Перминов О. Г.
Уголовно-исполнительное право


учебное пособие для студентов

высших учебных заведений,

обучающихся по специальности

«юриспруденция»


Москва 1999

«Былина»

ББК 67.99

П82
Перминов О.Г. Уголовно-исполнительное право: учебное пособие для вузов - М.: «Былина», 1999 - 240 с.
Данное учебное пособие подготовлено в соответствии с учебными программами и с учетом достижений правовой науки.

Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов, а также всех интересующихся уголовно-исполнительной политикой государства.
ISBN 5-88528-238-2
© Перминов О.Г. 1999 г.

© «Былина» 1999 г.


От автора



Эффективное исполнение уголовных наказаний является одним из важнейших условий успешной борьбы с преступностью.

Обязанность исполнения уголовных наказаний возлагается законом на специальные государственные органы. Исполнение большинства видов наказаний связано с реализацией весьма специфических форм, средств и методов, которые применяют эти органы для выполнения стоящих перед ними целей и задач.

Знание механизма функционирования российской уголовно-исполнительной системы, проблем исполнения и отбывания уголовных наказаний - обязательное условие подготовки юристов, будущих работников правоприменительных и правоохранительных органов. Это условие предопределяет необходимость изучения указанных вопросов всеми студентами специальности «юриспруденция».

Разумеется, что объем курса «Уголовно-исполнительное право» зависит от специализации студентов и ведомственной принадлежности высшего учебного заведения. Так, например, учебник «Уголовно-исполнительное право России», подготовленный коллективом авторов Академии МВД РФ под редакцией профессора А.И. Зубкова, предназначен прежде всего для обучения специалистов - будущих работников уголовно-исполнительной системы.

Данное учебное пособие, состоящее из общей и особенной частей, рассчитано на студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов, готовящих юристов широкого профиля. В нем учтены новые законодательные и иные нормативно-правовые акты в сфере исполнения уголовных наказаний, принятые после введения в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, в том числе федеральный закон от 3 июля 1998 г. «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы».

Общая часть




Глава 1. Уголовно-исполнительное право как отрасль права




§ 1. Понятие уголовно-исполнительного права



Предмет уголовно-исполнительного права. Из курса теории права известно, что право образует определенную систему, наиболее крупные элементы которой являются отраслями права. В качестве критериев разграничения отраслей права обычно используют предмет и метод правового регулирования. С помощью предмета и метода можно не только выделить уголовно-исполнительное право из единой системы российского права, но и выявить также его особенности.

Как и любая отрасль права, уголовно-исполнительное право содержит правовые нормы, регулирующие соответствующие общественные отношения. Предмет уголовно-исполнительного права также составляет общественные отношения. Поэтому понятие предмета в данном случае тесно связано с вопросом о том. какие общественные отношения регулируются нормами уголовно-исполнительного права. Ответ на этот вопрос не так прост, как это может показаться на первый взгляд. Дело в том, что круг общественных отношений, регулируемых уголовно-исполнительным правом, достаточно широк. И по этой причине к регулированию исполнения уголовных наказаний причастны и другие отрасли права, в частности, трудовое, гражданское, административное право. Кроме того, необходимо отметить, что на протяжении достаточно долгого периода в нашей стране отрасль права, регулирующая исполнение уголовных наказаний, именовалась исправительно-трудовым правом, предметом которого являлось регулирование порядка и условий исполнения (отбывания) наказаний, связанных с применением мер исправительно-трудового воздействия.

Длительное время вопросы уголовного наказания, в том числе и его практического применения, были предметом уголовного права. По мере усложнения системы уголовных наказаний, ее целей и задач, появления новых форм и видов их исполнения, новых органов, исполняющих наказания, из уголовного права в качестве самостоятельной начала выделяться новая отрасль, которая в разных странах получила название пенология, пенитенциарное право*.

* Термины «пенитенциарное право», «пенитенциарные учреждения», "пенитенциарное воздействие" и т.п., общепринятые в зарубежном, а также российском законодательстве и литературе до 1917г., ныне все чаще употребляются не только в отечественной литературе, но и в официальных документах.
Происшедшие в последние годы принципиальные изменения в стране повлекли за собой кардинальные изменения и в сфере исполнения уголовных наказаний. Конституция РФ 1993г. стала правовой основой для реформирования всех отраслей Законодательства. Необходимость изменений определена также и обязанностью приведения российского законодательства об исполнении уголовных наказаний в соответствие с нормами международного права, обусловленного вхождением России в Совет Европы.

Принятые в начале 90-х годов законодательные акты такие, например, как Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», значительно расширили предмет правового регулирования исправительно-трудового права.

Принятие нового Уголовного (УК) и Уголовно-исполнительного кодексов (УИК) Российской Федерации окончательно трансформировало исправительно-трудового права в уголовно-исполнительное. В результате предметом правового регулирования уголовно-исполнительного права стало исполнение (отбывание) всех видов наказания, предусмотренных уголовным законодательством*.

* Согласно ст. 5 Федерального закона РФ «О введении Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации», положения УИК РФ о наказаниях в виде обязательных работ, ограничения свободы и ареста, вводятся в действие по мере создания необходимых условия для их исполнения, но не позднее 2001 г.
К предмету уголовно-исполнительного права, наряду с регулированием порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, согласно ч. 2 ст. 2 УИК относится регламентация порядка применения к осужденным средств исправления (режима, воспитательной работы, общественно полезного труда, получения общего образования, профессиональной подготовки).

К предмету уголовно-исполнительного права законодательство также относит: правовое регулирование порядка деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания; регламентацию участия органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также граждан в исполнении наказания и исправлении осужденных.

Ряд норм уголовно-исполнительного законодательства регулирует порядок оказания помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, в их социальной и трудовой адаптации и осуществление за ними контроля, что также относится к предмету уголовно-исполнительного права. Таким образом, предметом уголовно-исполнительного права являются отношения, складывающиеся при исполнении (отбывании) всех видов уголовного наказания, при применении к осужденным средств исправления; отношения, возникающие между учреждениями и органами, исполняющими наказание, и осужденными; отношения, возникающие между различными органами, организациями, учреждениями. предприятиями и т.п., а также отдельными гражданами, участвующими в исправлении осужденных и контроле за ними после их освобождения от отбывания наказания.

Метод уголовно-исполнительного права. Если понятие предмета уголовно-исполнительного права, связанное с вопросом о том, какие общественные отношения регулируются этой отраслью права, то понятие метода обусловлено вопросом о том, как эти отношения регламентируются нормами уголовно-исполнительного права. В данном случае под методом принято понимать совокупность приемов и способов воздействия права на общественные отношения. Между предметом и методом правового регулирования существует весьма жесткая связь. Метод предопределяется особенностями предмета правового регулирования, поскольку уголовное наказание представляет собой прежде всего форму государственного принуждения, его исполнение предопределяет характер основного метода правового регулирования - императивный (властный), предполагающий первенство субъектов правоотношений. Однако это не исключает применения и иных методов правового регулирования - диспозитивного, поощрения и т.д.

Практика свидетельствует, что соотношение императивности и диспозитивности в методе уголовно-исполнительного (ранее исправительно-трудового) права в нашей стране в разные периоды было неодинаковым. Оно обуславливалось во многом политическими и экономическими факторами и проявлялось прежде всего в: а) общем правовом положении субъектов уголовно-исполнительных правоотношений; б) порядке возникновения, изменения и прекращения этих правоотношений; в) характере и соотношении нормативных актов, регулирующих правоотношения; г) средствах их обеспечения.

Система уголовно-исполнительного права. Значительный объем правовых норм, регулирующих отношения по поводу исполнения уголовных наказаний, принятых и принимаемым разными органами власти (законодательной и исполнительной), требует определенной систематизации, четкого их расположения, что облегчило бы усвоение содержания этих актов.

Наукой права разработана такая классификация, предполагающая деление всех правовых норм любой отрасли права на две основные части - общую и особенную. Общая включает те нормы и положения, которые носят общий характер и применимы ко всем или большинству правовых институтов (групп норм) отрасли. Сюда входят нормы-задачи, нормы-принципы, общие вопросы организации исполнения уголовных наказаний и общие вопросы правового статуса субъектов уголовно-исполнительного права.

Особенная часть регулирует отношения, связанные с порядком и условиями исполнения и отбывания осужденным всех видов уголовных наказаний, а также отношения, тесно связанные с первыми, и производные от них, такие как: освобождение осужденных от отбывания наказания и контроль за ними.

Каждая часть состоит из отдельных структурных подразделений системы - правовых институтов, хотя применительно к Общей части, например, к нормам-принципам, нормам, определяющим задачи уголовно-исполнительного законодательства, такой термин не применяется.

Подчеркнем также то обстоятельство, что при выделении институтов права в той или иной отрасли учитываются и сложившиеся в этой науке представления и традиции.

Среди институтов Общей части уголовно-исполнительного права следует назвать: институт правового положения осужденных: систему учреждений и органов, исполняющих наказания, и др.

Особенная часть включает в себя такие институты, как:

- исполнение наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, (в виде обязательных работ, штрафа, исправительных работ и др.).

- исполнение наказаний в виде лишения свободы;

- исполнение наказаний в отношении осужденных военнослужащих;

- оказание помощи освобожденным от наказания и контроля за ними и др.

Следует отметить, что выделение институтов уголовно-исполнительного права, относящихся либо к Общей, либо к Особенной частям, достаточно условно, потому что нормы некоторых институтов имеются как в Общей, так и в Особенной частях. Так, институт, регулирующий средства исправления осужденных, регламентируется как нормами Общей части УИК (ст. 9), так и Особенной (ст. 82-86; 103-108; ст. 109-119).

Итак, под системой уголовно-исполнительного права следует понимать научно обоснованную классификацию правовых норм, предполагающую их деление на Общую и Особенную части. а также на правовые институты по предметному признаку регулирования.

Система уголовно-исполнительного права отражена в системе уголовно-исполнительного законодательства. Между этими понятиями много общего, однако они не адекватны и соотносятся примерно также, как нормативный акт и норма права. Поэтому нормы уголовно-исполнительного права могут содержаться и в комплексных правовых актах других отраслей права.

Наиболее полно система уголовно-исполнительного законодательства отражена в нормах Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

Изложенные выше положения, относящиеся к предмету и методу правового регулирования, системе законодательства, позволяют сделать вывод, что уголовно-исполнительное право - это отрасль права, представляющая собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в сфере исполнения и отбывания всех видов уголовного наказания.

§ 2. Уголовно-исполнительное право в системе российского права



Как элемент системы российского права уголовно-исполнительное право входит в комплекс отраслей права, регулирующих борьбу с преступниками, в так называемый уголовно-правовой (криминальный) цикл. Эти отрасли имеют сходство в предмете и методе, кроме того они имеют большие институты. В связи со сказанным, необходимо уточнить место уголовно-исполнительного права в данном правовом комплексе, выявить его взаимосвязь и различия с уголовным и уголовно-процессуальным правом.

Уголовное право - базовое по отношению к отраслям права, регулирующим борьбу с преступностью. Нормами уголовного права определяется система уголовных наказаний, оно формулирует понятие, цели, основания ответственности и наказания и освобождения от него, т.е. определяет ключевые юридические категории и понятия, отдавая уголовно-исполнительному праву регулирование общественных отношений в сфере исполнения (отбывания) наказания.

Тесная взаимосвязь уголовного и уголовно-исполнительного права определяется и тем обстоятельством, что формой реализации любого материального права, к каковым относится и уголовное право, является процессуальный закон. Для уголовного права такой формой его реализации является не только уголовно-процессуальное, но и в определенной степени уголовно-исполнительное законодательство.

Уголовный закон лишь предопределяет характер регулирования исполнения (отбывания) различных видов наказания, делегируя исполнительному закону полномочия о порядке их исполнения, устанавливать в определенном объеме лишения или ограничения прав и законных интересов осужденных, порядок . освобождения от наказания и т.п.

Другими словами, уголовно-исполнительное право по отношению к уголовному праву представляет собой одну из форм реализации материального права, в частности, исполнения наказания. Поэтому критерием в разграничении данных отраслей права может стать понимание уголовного наказания как материального (уголовно-правового) и как процедурного (уголовно-исполнительного) его содержания*.

* См. Уголовно-исполнительное право. Учебник. М. 1996, с. 14-15.
Уголовно-исполнительное право тесно взаимосвязано и с уголовно-процессуальным, прежде всего с его положениями, относящимися к исполнению приговора. С начала исполнений обвинительного приговора суда или изменяющих его определения или постановления, вступивших в законную силу, возникают уголовно-исполнительные правоотношения, начинают реализовываться нормы уголовно-исполнительного права. Обе отрасли имеют общий понятийный аппарат, смежные институты и нормы (освобождение от отбывания наказания по болезни, условно-досрочное освобождение от наказания и т.д.), в нормах уголовно-процессуального права устанавливается процессуальный порядок назначения наказания и освобождения от него. Подготовка же к освобождению во время отбывания наказания, процесс постнепотенциарного воздействия на освобожденных, оказание им помощи в целях социальной адаптации и ресоциализации предусмотрены нормами уголовно-исполнительного права.

Помимо уголовного и уголовно-процессуального права уголовно-исполнительное право тесно связано с конституционным правом при регулировании правового статуса осужденных, административным правом - относительно вопросов управления учреждениями и органами, исполняющими наказания. Нормы трудового права определяют условия труда и отдыха рабочих и служащих органов, исполняющих наказания, а также в значительной мере и труда осужденных.

Кроме того, во время исполнения наказания применяются без изменения или с корректировкой их нормы уголовно-исполнительного права, нормы гражданского, семейного, финансового, жилищного и других отраслей права.

§ 3. Принципы уголовно-исполнительного права



Одним из критериев самостоятельности отрасли права является наличие ее принципов. Принципы (от лат. - principium - основа, первоначально) основные исходные положения какой-либо теории, учения, науки, т.е. руководящие идеи, основные правила поведения, деятельности.

В философском смысле принципы рассматриваются как теоретическое обобщение наиболее типичного, выражающего закономерность, положенную в основу познания; как совокупность существенных свойств и внутренних процессов, составляющих основу того или иного предмета или явления. Названные положения отражаются и в правовой науке, которая основными признаками принципов права считает исходные нормативно-руководящие положения, выражающие сущность права, его характерные черты и закономерности правового развития.

Принципы права - это объективно-субъективные категории. Объективность их заключается в реальном содержании имеющихся общественных отношений, определяемых экономическими, социальными и политическими условиями. Они могут людьми только познаваться, а уж затем формулироваться и закрепляться в правовых актах.

Исходя из сказанного, под принципами права следует понимать объективно обусловленные, общие нормативно-руководящие. начала, основополагающие идеи, выражающие сущность права. определяющие развитие его содержания, форм, а также правоустановительной и правоприменительной деятельности.

В юридической литературе общепризнанной является следующая классификация принципов: общеправовые, межотраслевые, отраслевые.

Общеправовые принципы - руководящие положения, характерные для всей системы права того или иного государства. Они являются главными, определяющими для принципов более «низкого ранга»: межотраслевых, отраслевых, в которых эти принципы реализуются на практике.

К межотраслевым принципам относятся общие руководящие положения, характерные для двух или более отраслей (например, отраслей уголовно-правового цикла).

Отраслевые принципы отражают специфику отрасли права. Принципы уголовно-исполнительного права призваны определять стратегию и направления развития отдельных институтов и норм этой отрасли права, обеспечивать системность правового регулирования отношений, возникающих при исполнении наказаний.

Следует также отметить, что общеправовые и межотраслевые принципы, реципированные в уголовно-исполнительное право, сохраняя свое сущностное содержание, приобретают определенную специфику, которая необходима для обеспечения особенностей правового регулирования отношений, при исполнении наказаний. Кроме того, этим обеспечиваются системность принципов уголовно-исполнительного права, их взаимосвязь.

Уголовно-исполнительный кодекс (УИК) Российской Федерации (ст. 8) впервые в отечественном законодательстве об исполнении и отбывании уголовных наказаний сформулировал принципы этого законодательства. Правда, в .отличие от Уголовного кодекса УИК не раскрывает их, а только перечисляет. Согласно ст. 8 УИК РФ уголовно-исполнительное законодательство основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения; соединении наказания с исправительным воздействием. Среди них одни принципы общеправовые и межотраслевые -законность, гуманизм, равенство граждан перед законом, другие - специфические принципы уголовно-исполнительного права, например, дифференциация и индивидуализация исполнения наказания, рациональное применение принудительных средств и стимулирования правопослушного поведения и др.

Принцип законности. Нормативное закрепление этого основополагающего принципа права, закрепленного в ряде статей Конституции РФ, в уголовно-исполнительном праве требует того, чтобы:

а) порядок и условия исполнения уголовных наказаний определялись только законом;

б) осужденные, в отношении которых исполняется уголовное наказание, несли обязанности и пользовались правами, установленными законом;

в) основанием исполнения наказания в отношении осужденных являлись вступивший в действие приговор суда, либо постановление или определение, отменяющее приговор и вступившее в законную силу;

г) деятельность учреждений и органов, должностных лиц и иных субъектов, участвующих в исполнении наказаний, основывалась на обязательном соблюдении законов.

Принцип гуманизма в уголовно-исполнительном законодательстве отрасли отражен во многих институтах и нормах УИК и других законов, регулирующих исполнение наказания. Так, в п. 3 ст. 3 УИК закреплено требование строгого соблюдения гарантий защиты осужденных от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения.

Кроме того, осужденные независимо от их согласия не могут быть подвергнуты медицинским и иным опытам, которые ставят под угрозу их жизнь и здоровье (п. 3 ст. 12 УИК).

Принцип гуманизма выражается и в целях, которые ставит государство при исполнении наказания - исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Он реализуется и в мерах исправительного воздействия: общественно полезном труде, профессиональной подготовке и общеобразовательном обучении (наряду с жесткими режимными требованиями, обеспечивающими дисциплину и необходимый порядок отбывания наказания и создающими условия для реализации прав и интересов осужденных).

Принцип демократизма проявляется в различных институтах и нормах уголовно-исполнительного права. Прежде всего он реализуется в том, что деятельность органов и учреждений, исполняющих наказания, осуществляется на началах широкой гласности и взаимодействия с различными органами и организациями. Так, органы власти субъектов Федерации призваны оказывать финансовую и материальную помощь в приобретении продовольствия, в строительстве необходимых зданий и сооружений, содействовать в предоставлении указанным учреждениям и органам налоговых льгот, кредитов и т.п. Принцип демократизации выражается также в сущности организации воспитательного процесса осужденных, открытости этого процесса, прежде всего в привлечении различных субъектов общественности к исправлению осужденных. Кроме того, принцип демократизма проявляется и в предоставлении права контроля органа государственной власти и органам местного самоуправления, а также в судебном, ведомственном и общественном контроле за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказания.

С принципом демократизма тесно связан другой общеправовой принцип - равенство граждан перед законом. В уголовно-исполнительном праве в качестве отраслевого он конкретизируется как принцип равенства осужденных перед законом. Данный принцип выражается в том, что все осужденные, независимо от социального, должностного, имущественного положения, рода и характера занятий, их расовой и национальной принадлежности, образования, языка, религии и других обстоятельств равны перед законом. Другими словами все осужденные, отбывающие конкретный вид наказания, или находящиеся на одном режиме исправительного учреждения, имеют одинаковый правовой статус.

Принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказания - предполагается рациональное применение мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения. В целях обеспечения эффективности исполнения наказаний законом предусматривается дифференциация порядка и условий их исполнения, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного, его поведения в период отбывания наказания.

Поведение осужденного во время отбывания наказания, соблюдение им установленных правил, отношение к труду и обучению учитываются при изменении условий содержания, расширении или сокращении правоограничений в пределах, предусмотренных законом.

Отраслевой принцип - соединение наказания с исправительным воздействием предполагает, что исполнение всех видов наказания должно сопровождаться применением к осужденным различных мер воспитательного характера. Это относится не только к осужденным к лишению свободы или исправительным работам, но и осужденным к другим видам наказания.

Следует отметить, что УИК РФ (ст. 9) впервые на законодательном уровне дает определение понятия «исправления осужденных», под которым понимается и «формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения».

Для практической реализации требований данной нормы необходим широкий комплекс различных воспитательных мероприятий, использование труда, общеобразовательное обучение, профессиональная подготовка, развитие самодеятельности и многое другое, что способствует формированию позитивных качеств личности осужденного.

Как видно из анализа содержания принципов уголовно-исполнительного права, все они взаимосвязаны между собою и во многом дополняют друг друга, поэтому их реализация на практике должна быть комплексной.

§ 4. Наука уголовно-исполнительного права



Наука уголовно-исполнительного права является отраслью юридической науки, которая, входит в группу так называемого уголовно-правового (криминального) цикла и имеет свой предмет. Если предметом отрасли права является определенный комплекс общественных отношений, которые регулируют нормы этой отрасли, то предметом науки становится то, что она изучает, познает, объясняет, ибо каждая научная деятельность -это прежде всего процесс познания. Наука уголовно-исполнительного права призвана изучать вес комплекс правовых, экономических, социальных, психолого-педагогических и др. проблем возникающих в ходе и по поводу исполнения уголовных наказаний. Одной из основных задач уголовно-исполнительной науки является выявление положительных моментов, тенденций в сфере исполнения уголовных наказаний, выработка предложений по их нормативному закреплению. К функциям юридической науки относится и вскрытие негативных тенденций или последствий в этой сфере, а также разработка практических рекомендаций по их устранению или нейтрализации.

В предмет науки уголовно-исполнительного права входит изучение соответствующего законодательства и практики его применения в зарубежных странах; истории развития отечественного уголовно-исполнительного законодательства и учреждений и органов, исполняющих наказание; системы законодательства и его источников и правоотношений. Предмет включает в себя и политику государства в сфере исполнения наказаний, международные акты об обращении с осужденными.

Таким образом, наука уголовно-исполнительного права - это своего рода систематизированная совокупность знаний о правовом регулировании общественных отношений, возникающих в ходе и по поводу исполнения уголовных наказаний, способах достижения эффективности этого регулирования и практики исполнения уголовных наказаний.

Методической основой науки уголовно-исполнительного права является общенаучный (философский) метод познания, который опирается на материалистическое понимание и познание действительности, общественных отношений в частности. При этом явления и процессы должны изучаться в конкретной исторической обстановке, во всем их многообразии, с учетом тенденций и закономерностей их развития, с обязательным выявлением противоречий в этом развитии.

Методологическими по отношению к уголовно-исполнительному праву являются также и общая теория права и уголовное право, которые вырабатывают для нее основные теоретические положения, понятийный аппарат и принципы.

В науке уголовно-исполнительного права активно используются и частнонаучные методы исследования: метод комплексного анализа, предполагающий решение задач с позиции не одной, а нескольких отраслевых наук (криминологии, психологии, педагогики, экономики и др.); метод конкретных социологических исследований; метод экспертных оценок; метод сравнительного правоведения и др.

Наука уголовно-исполнительного права тесно взаимосвязана с различными отраслями науки: прежде всего - с науками уголовно-правового цикла, что обусловлено близостью предметов и методов этих отраслей.

Наука конституционного (государственного) права по ряду положений является базовой по отношению к науке уголовно-исполнительного права. Это относится, например, к правовому статусу осужденного, к проблемам законности, к компетенции органов власти и субъектов Российской Федерации.

Ряд общих вопросов имеет наука уголовно-исполнительного права с наукой административного права; в частности, относящихся к управлению и функционированию системы учреждений и органов, исполняющих наказания, к персоналу этих учреждений, его социальной защищенности.

Тесно связана данная отрасль права и с трудовым, гражданским, семейным правом, поскольку при исполнении уголовных наказаний, функционировании учреждений и органов, осуществляющих этот процесс, реализуются и нормы, относящиеся к указанным отраслям законодательства.

Процесс исполнения наказания и оказание исправительного воздействия на осужденных - это комплексная проблема, предполагающая решение не только правовых, но и психолого-педагогических и криминологических проблем. Поэтому неизбежна связь науки уголовно-исполнительного права с исправительной психологией и педагогикой. Она активно использует данные этих наук для изучения личности осужденных, для разработки форм и методов исправительного воздействия на них как во время отбывания наказания, так и после освобождения. В свою очередь решение такой сложной криминологической проблемы, как предупреждение преступности, прежде всего рецидивной, в значительной мере определяется эффективностью исполнения уголовных наказаний, что является предметом уголовно-исполнительного права, также использует результаты исследований других отраслей наук при разработке новых нормативно-правовых актов, регулирующих исполнение наказаний.

Таким образом, взаимосвязь науки уголовно-исполнительного права с другими отраслями науки дает возможность применять полученные ими результаты в исследовании актуальных проблем теории и практики исполнения наказаний, в разработке новых нормативных актов, а также формировании научно-методических рекомендаций, направленных на совершенствование процесса исполнения эффективности деятельности уголовно-исполнительных учреждений органов.

§ 5. Политика государства в сфере исполнения уголовных наказаний



В советской литературе при исследовании понятия, предмета, принципов, системы и т.д. исправительно-трудового права обязательно рассматривались вопросы исправительно-трудовой политики. Так сложилось, что ни одна отрасль советского права не уделяла столь большого внимания политическому аспекту своего содержания.

По мнению авторов одного из учебников, советское исправительно-трудовое право образует «нормы права, закрепляющие в соответствии с требованиями исправительно-трудовой политики волю советского народа в области исполнения наказаний, соединенных с мерами исправительно-трудового воздействия»*.

* Советское исправительно-трудовое право. М., 1983, с. 9.
О роли, содержании, принципах советской исправительно-трудовой политики издано множество монографий, учебных пособий, статей.* Традицией было то, что если не разделом, то параграфом о ней начинался каждый учебник по исправительно-трудовому праву. В этой связи приведем одно из определений исправительно-трудовой политики: «Исправительно-трудовая политика-это выработанное Коммунистической партией Советского Союза и Советским государством направление деятельности соответствующих государственных органов и общественности в области исполнения наказаний, связанных применением мер исправительно-трудового воздействия, а так же определенные этим направлением задачи, формы и содержание указанной деятельности»**.

* Стрижов Н.А. Советская исправительно-трудовая политика и ее роль в борьбе с преступностью. Саратов, 1970; Рябинин А.А. Ленинская концепция уголовной исправительно-трудовой политики и ее реализация в проектах уголовного и уголовно-исполнительного законодательства. // Сб.: Актуальные проблемы криминологии и исправительно-трудового права. М. 1990, с. 91-100.

** Советское исправительно-трудовое право. Л., 1989. с. 5.
Роль Коммунистической партии, ее основателей и вождей формировании и развитии исправительно-трудовой политики исправительно-трудового права достаточно подробно освещены в разного рода публикациях. Так сложилось, что вожди-основатели Коммунистической партии и Советского государства были хорошо осведомлены об уголовно-исполнительной системе, ее достоинствах и недостатках. Как отмечается во всех исследованиях, у истоков формирования советской уголовной исправительно-трудовой политики стоял В.И. Ленин. Несомненно, что его идеи и предположения во многом определили цели и содержание советской уголовной и исправительно-трудовой политики.

Разумеется, каждая отрасль права, в том числе и регулируемая сферу исполнения наказаний, должна закреплять в своих институтах и нормах цели, принципы, стратегию, основные средства и методы политики (идеологии) государства в той или иной социальной сфере. Однако, государство и только оно, а не какая-либо политическая организация вправе, да и обязано определять политику (идеологию) в той или иной сфере общественных отношений и устанавливать правовые нормы, регулирующие эти отношения.

Эта политика, ее роль, задачи, основные принципы и т.д. должны быть научно-обоснованными и направленными прежде всего на защиту прав, свобод и законных интересов граждан, государства, общества в целом. Она должна быть стабильной, независимой от часто не обоснованных руководящих решений и постановлений. Несомненно, что основные задачи и принципы уголовно-исполнительной политики должны быть законодательно оформлены. Практическое значение нормативного закрепления основных задач и принципов уголовно-исполнительной политики, которые призваны регулировать реакцию государства на наиболее острые, болезненные вопросы, поведение граждан, заключается в том, что они приобретают характер общеобязательности, а также, что очень важно, публичности (открытости).

Новое уголовно-исполнительное законодательство пошло по пути закрепления основных положений политики государств сфере исполнения наказаний в различных статьях УИК (ст.ст. 1, 3, 8, 9 и др.). Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что любую отрасль права, в том числе и уголовно-исполнительное, нельзя рассматривать в качестве пассивного регистратора государственной политики. Любая отрасль должна иметь свои собственные, базовые и стратегические положения и направления, чтобы противодействовать не всегда и не во всем обоснованным требованиям политики государства.

Так, в течение долгого времени основополагающими требованиями и задачами уголовной политики и политики в сфере исполнения наказаний были положения о полной ликвидации преступности в нашей стране, о перевоспитании всех правонарушителей. Конечно, не удалось достичь поставленной цели. Однако проводилась огромная работа и государственными органами, и общественными организациями по предупреждению преступлений, особенно среди молодежи. И многое удавалось сделать. Города и поселки страны не выглядели зарешеченными крепостями. Ясно, что борьба с преступностью - дело общее, всех и каждого.

В настоящее время актуальным является создание механизма и условий для реализации законодательно закрепленных положений и принципов уголовно-исполнительной политики.

Стратегию, основные задачи и направления политики в сфере исполнения уголовных наказаний, формы и методы ее реализации определил целый комплекс факторов. Основными из них являются: социально-политическое, экономическое и нравственное состояние общества, состояние и динамика преступности, требования международных актов о правах человека и oбращении с осужденными, уровень правосознания, развитие науки и др.

Основными субъектами формирования и развития политики в сфере исполнения уголовных наказаний являются Президент и Федеральное Собрание Российской Федерации. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 80 Конституции РФ Президент определяет основные направления внутренней политики. Уголовно-исполнительная политика, являясь составной частью уголовной политики, относится к составляющим элементам внутренней политики государства.

Федеральное Собрание РФ, принимая законы и другие нормативные акты, регулирующие сферу борьбы с преступностью вопросы исполнения наказаний, непосредственно влияет на формирование уголовно-исполнительной политики. Все другие субъекты государственной власти и управления Российской Федерации, а также иные субъекты уголовно-исполнительных правоотношений лишь реализуют ее в своей деятельности.

Итак, уголовно-исполнительная политика, являясь частью политики государства в области борьбы с преступностью, призвана определять цели, задачи, стратегию, принципы, основные направления, формы и методы государства по реализации исполнения наказания, исправлению осужденных, предупреждения совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.

§ 6. Предмет и система курса уголовно-исполнительного права



Предметом курса уголовно-исполнительного права является соответствующая ему отрасль науки. Традиционно для юридических дисциплин этот курс разделяется на Общую и Особенную части, что соответствует структуре содержания Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации. В Общей части курса изучаются общие вопросы теории уголовно-исполнительного права; уголовно-исполнительное законодательство России и его история; правовое положение лиц, отбывающих наказание; система учреждений и органов, исполняющих наказания, и др.

В Особенной части в рамках данного курса изучению подлежат следующие разделы. Первый посвящен исполнению видов наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества: в виде штрафа, в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; в виде исправительных работ; а также исполнению дополнительных видов наказаний: конфискации имущества, лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. Во втором разделе рассматриваются вопросы, связанные с использованием наказания в виде ограничения и лишения свободы. Третий раздел посвящен исполнению наказаний в отношении осужденных военнослужащих. В разделе изучается комплекс правовых и организационных вопросов освобождения от отбывания наказания и осуществления контроля за освобожденными и условно осужденными. Четвертый раздел посвящен исполнению уголовных наказания в виде смертной казни.

Следует подчеркнуть, что основополагающим в содержании и объеме курса является состояние науки уголовно-исполнительного права. Поэтому существенные изменения, достижения в научных знаниях об исполнении наказаний, а также изменения в сфере уголовно-исполнительного законодательства служат основанием для пересмотра учебного курса, его совершенствования.

Практика свидетельствует, что объем курса той или иной правовой дисциплины определяется главным образом двумя факторами. Первый - ведомственная принадлежность и специализация учебного заведения; второй - специализация студентов.

Разумеется, что курс уголовно-исполнительного права, изучаемый в вузах МВД РФ, значительно больше по объему, чем курс, который преподается в учебных заведениях другой ведомственной принадлежности, ибо специализация студентов этих вузов в большинстве своем - гражданско-правовая. Однако представляется, что обязательными в этом курсе должны быть темы, раскрывающие понятия и систему уголовно-исполнительного права и законодательства; его цели, задачи, принципы; историю развития отечественного уголовно-исполнительного права и практики его реализации; вопросы правового статуса, иные общие положения, в соответствии с которыми организуется процесс исполнения и отбывания конкретных видов наказания, знание которых также необходимо любому юристу.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16



Скачать файл (1199 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации