Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Кормочи Е.А. Логика: лекции и упражнения - файл n1.doc


Кормочи Е.А. Логика: лекции и упражнения
скачать (1213.5 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc1214kb.18.01.2013 10:33скачать

Загрузка...

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
Реклама MarketGid:
Загрузка...


+КАМЧАТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ ВИТУСА БЕРИНГА

Е. А. КОРМОЧИ
ЛОГИКА: ЛЕКЦИИ И УПРАЖНЕНИЯ
Учебное пособие

Петропавловск-Камчатский 2007


87.4

К 66
Кормочи Е.А. Логика: лекции и упражнения: учебное пособие/ Е.А.Кормочи: Петропавловск-Камчатский. – 2007. – 129 с.
Рецензенты:

кандидат философских наук, доцент, директор филиала ДВГТУ (ДВПИ им. В.В. Куйбышева) в г. Петропавловске-Камчатском М.Л. Разумев,

кафедра философии и культурологии Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга.
В учебном пособии «Логика: лекции и упражнения» в виде кратких лекций излагаются основные темы курса формальной логики: «Понятие», «Суждение», «Умозаключение», «Доказательство и опровержение», «Гипотеза», «Логические основания вопросов и ответов», «Логика дискуссии (спора)», «Основные формально-логические законы».

Издание содержит комплекс упражнений и заданий по каждой теме, контрольные вопросы для самопроверки, а также список используемой и рекомендуемой литературы.

Пособие предназначено студентам и школьникам, начинающим изучение логики; учителям, осваивающим новую дисциплину с целью повышения квалификации; всем тем, кого интересуют условия и правила построения правильного рассуждения.
ISBN 5796802992

© Е.А.Кормочи, 2007.

© Издательство Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга, 2007.


Предисловие



Логическое мышление явилось закономерным результатом эволюционного развития человека, но в тоже время, наличие способности мыслить логически вовсе не гарантирует безошибочности самой мысли. Человек должен думать логически правильно, чтобы конструктивно, целесообразно и эффективно организовать и направлять свою жизнедеятельность. Именно ЛОГИКА представляет собой основу правильного мышления.

Как известно, ЛОГИКА - это философская наука о формах и законах абстрактного мышления. В число главных тем, составляющих курс учебной дисциплины «Логика» (формальная логика) традиционно входят следующие: «Понятие», «Суждение», «Умозаключение», «Доказательство и опровержение», «Гипотеза», «Логические основания вопросов и ответов», «Логика дискуссии (спора)», «Основные формально-логические законы».

Настоящее учебное пособие, предназначенное для тех, кто только начинает изучение традиционной формальной логики, включает все названные темы. При этом хотелось бы подчеркнуть, что автор постарался подойти к преподаванию формальной логики максимально неформально. Именно поэтому теоретическая часть пособия построена так, чтобы студенты усваивали только самые фундаментальные, строгие логические нормы, проиллюстрированные четкими, ясными примерами, не увлекаясь многообразием возможных формализаций этих норм. Объем необходимых знаний по каждой теме обозначен контрольными вопросами. Упражнения и задания сформулированы таким образом, чтобы студенты имели возможность не только усвоить теоретические положения изучаемой темы, но и выработать необходимые для правильного мышления умения и навыки. Текстовой материал практической части подобран так, чтобы студенты столкнулись со сложными взаимоотношениями языка и мысли, осознали, с одной стороны, значение строгости связей мыслей в рассуждении, с другой стороны, невозможность полной формализации процесса мышления.

Учебное пособие «Логика: лекции и упражнения» предназначено для школьников, студентов, впервые начинающих изучать логику, учителей, осваивающих новый для себя предмет, для всех тех, кого интересуют условия и нормы правильного мышления. Настоящее пособие соответствует стандартным требованиям, предъявляемым к содержанию курса логики в высших учебных заведениях.

Введение



Слово «логика» происходит от греческого слова «logos», что означает: слово, понятие, мысль (идея), разум, логика, и используется для обозначения науки о формах и законах мышления.

Выделяют разновидности логики: формальная - наука, изучающая формы мыслей и формы их сочетаний, отвлекаясь от конкретного содержания суждений, умозаключений и понятий; диалектическая логика - наука о мышлении, способном отразить в познании диалектику природы и общества, изучает мышление в его развитии, противоречиях и единстве формы и содержания; математическая логика - раздел математики, логика, развиваемая математическими методами и др.

Предметом нашего интереса выступает формальная логики.

Европейская формальная логика возникла в Древней Греции в IV веке до н.э., благодаря Аристотелю (384-322 гг. до н.э.). Логические труды Аристотеля ( « Аналитики» 1-я и 2-я, «Топика», «Категории», «Об истолковании», «О софистических опровержениях») объединены под общим названием «Органон», что означает «инструмент» познания. В «Органоне» Аристотель сформулировал основные понятия и проблемы логики как науки.

В «Аналитиках» содержится формальный анализ умозаключений, лежащих в основе процесса доказывания. В этом труде Аристотель смог отделить логическую форму от содержательной стороны мышления, сделать ее предметом специального исследования. Частично перейдя на символический язык, он создал универсальные схемы суждений, где символы играют роль переменных, замещающих реальные понятия. В результате философу удалось создать общую концепцию умозаключений определенного типа, построить теорию логического вывода, до сих пор известную под названием «аристотелевской силлогистики». В «Категориях» рассматриваются некоторые аспекты структуры понятий, в работе «Об истолковании» - структура суждений, в труде «О софистических опровержениях» затрагивается вопрос о логических ошибках и причинах их возникновения, в «Топике» исследуются принципы построения определений. Считается также, что именно Аристотелю принадлежат первые формулировки основных формально-логических законов (принципов мышления): законы тождества, непротиворечия, исключенного третьего («Метафизика»).

Заметный вклад в развитие логики внесли философы школы стоиков, особенно Хризипп (3 в.до н.э.). Стоики выбрали иную, нежели Аристотель, структурную единицу анализа - простое суждение, а главный интерес для них представляли связи между суждениями. Логика Аристотеля и стоиков дала начало двум разделам традиционной классической логики - аристотелевская логика легла в основу логики предикатов (классов), теория стоиков - в основу логики высказываний (суждений).

В последующие века наиболее значительным событием в истории формальной логики стал труд Ф. Бэкона «Новый Органон» (17 в.). В нем английский философ обосновывает такое понимание познавательного процесса, основой которого является обобщение данных опыта, раскрытие причинно-следственных связей. Этим Бэкон положил начало новому направлению логики - индуктивной логике.

С середины 19 века начинает развиваться такая специфическая форма логики, как математическая, или символическая, логика. Ее возникновение и развитие связывают с именами Дж. Буля, У.С. Джевонса, Г. Фреге, Э. Шрёдера, Б. Рассела, А. Уайтхеда и др.

Математическая логика не только уточнила многие представления традиционной логики, но и обогатила ее содержание, расширила ее предмет.

Как уже было отмечено, предметом рассмотрения в данном учебном пособии выступает формальная логика - философская наука о формах и законах абстрактного мышления.

Мышление можно рассматривать с 2-х сторон: со стороны его содержания (о чем мысль) и со стороны формы, т.е. способа связи мыслимого содержания. Содержание мышления очень многообразно, постоянно меняется и развивается. По содержанию мысли могут быть истинными (соответствующими действительности) либо ложными (не соответствующими действительности). По форме же мысли могут быть охарактеризованы как правильные либо неправильные. С точки зрения формы все многообразие мышления в общем и целом сводится к трем основным формам, имеющим общечеловеческий характер и не зависящим ни от содержания мысли, ни то языка, на котором мыслит индивид, - понятие, суждение и умозаключение.

Формальная логика изучает правильные и фиксирует неправильные формы мышления, выявляет и описывает типичные логические ошибки, формулирует требования, соблюдение которых обеспечивает правильность наших мыслей.

В настоящем учебном пособии по мере необходимости мы будем использовать некоторые символы (постоянные и переменные).

Логические переменные соответствуют произвольным понятиям или суждениям. Постоянные выражают определенные связи или операции и в пределах данной системы символов имеют, в отличие от переменных, всегда неизменное значение.

В качестве переменных, обозначающих произвольные понятия, будут использоваться символы S, P, A, B, C и т.д. ; в качестве переменных, обозначающих произвольные суждения, - символы p, q, r и т.д.

В качестве постоянных в учебном пособии будут использоваться символы:  (импликация),  (конъюнкция),  (дизъюнкция),  (эквиваленция),  (отрицание) и т.д. Для правильного прочтения формул мы будем использовать ряд технических знаков (скобки, запятые, точки и пр.).

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17



Скачать файл (1213.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации