Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Ермаков С.А. Философия жизни человека - файл n1.doc


Ермаков С.А. Философия жизни человека
скачать (1080.5 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc1081kb.23.01.2013 14:51скачать


n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10



С.А. Ермаков
ФИЛОСОФИЯ

В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

ОГЛАВЛЕНИЕ



Предисловие………………………………………………………………..

4

1. Философия и ее роль в жизни человека……………………………

5

1.1. Что такое философия…………………………………………………

5

1.2 Истоки философской мысли………………………………………….

9

1.3. Роль философии в жизни человека………………………………….

12

2. Философия древней Индии и ее значение для современности….

15

2.1. Особенности древнеиндийской философии………………………...

15

2.2 Философия буддизма………………………………………………….

21

3. Философия древнего Китая в решении проблем человека……...

25

3.1. Лао-Цзы – родоначальник даосизма………………………………...

25

3.2 Конфуций и его учение……………………………………………….

29

4. Античная философия…………………………………………………

33

4.1. Ранняя античная философия…………………………………………

33

4.2. Философские взгляды Платона……………………………………...

37

4.3. Философские взгляды Аристотеля………………………………….

39

4.4. Философия эллинизма……………………………………………….

43

5. Средневековая философия…………………………………………..

47

5.1. Философия святоотеческой мысли………………………………….

47

5.2. Философия Августина Блаженного…………………………………

51

5.3. Фома Аквинский о гармонии веры и разума……………………….

56

6. Гуманизм эпохи Возрождения……………………………………….

58

7. Философия Нового времени…………………………………………

62

7.1. Родоначальники философии Нового времени……………………...

62

7.2. Основные черты философии И. Канта……………………………...

68

7.3. Философская система Гегеля………………………………………..

70

7.4. Философия Ф. Ницше………………………………………………..

73

7.5. Вклад К. Маркса в развитие философии……………………………

75

8. Русская философская мысль………………………………………...

78

8.1. Становление русской философии…………………………………...

78

8.2. Философия русского Просвещения…………………………………

81

8.3. Философия «русского космизма»…………………………………...

84

8.4. Русская философия о судьбе России………………………………..

88

9. Зарубежная философия ХХ века…………………………………….

91

9.1. Герменевтика как «гуманитарная философия»…………………….

91

9.2 Неопозитивизм как аналитическая философия……………………..

94

9.3. Прагматизм – философия бизнеса…………………………………..

97

9.4. Фрейдизм и современная культура………………………………….

100

9.5. Экзистенциализм……………………………………………………..

106

10. Бытие и формы его существования……………………………….

108

10.1. Естественная реальность……………………………………………

108

10.2. Искусственная реальность………………………………………….

119

10.3. Человек в искусственной среде: проблема выживания…………..

122

11. Сознание и самосознание…………………………………………...

125

11.1 Сознание, его сущность и специфика………………………………

125

11.2. Самосознание человека……………………………………………..

129

12. Человек как предмет философского анализа…………………….

133

12.1. Основные подходы к пониманию человека……………………….

133

12.2. Философия пола……………………………………………………..

135

13. Духовный мир человека…………………………………………….

145

13.1. Сущность и специфика духовного мира человека………………..

145

13.2. Любовь как ценность духовной жизни человека………………….

148

14. Путь жизни человека………………………………………………...

155

14.1. Понятие пути жизни человека……………………………………...

155

14.2. Стадии пути жизни человека……………………………………….

158

15. Смысл жизни человека……………………………………………...

172

15.1. Представления о смерти как исходный пункт

в рассуждениях о смысле жизни…………………………………………


172

15.2. Поиски человеком смысла жизни………………………………….

177



ПРЕДИСЛОВИЕ

Книгу, которую вы видите, можно отнести к различным областям философского творчества. Это вполне может быть книга для чтения, которая помогает человеку войти «в мир» философии или же освежить в памяти известные страницы мировой философской мысли. Это может быть философская пропедевтика, формирующая у начинающего исследователя профессиональные умения и навыки философствования. Это также имеет отношение к философской дидактике, помогающей преподавателям «расцветить» изложение классических философских тем новыми примерами, лучше показать актуальность вопросов, поставленных и решенных многие столетия назад. Словом, предлагаемая работа есть свободное изложение философских вопросов, которые могут быть интересны многим людям, молодым и пожилым, профессионалам и любителям, решившим многие свои проблемы и находящимся в стадии поиска путей их разрешения.

Автор полагает, что он вправе представить на суд читателя такую работу. На протяжении четверти века он преподавал философию в вузах Нижнего Новгорода. За это время он смог понять значимость двух прописных истин: если хочешь, чтобы тебя слушали, говори о том, что интересно тебе, а в том, что интересует тебя, найти то, что любопытно другим. Действительно, если преподаватель вещает о том, что ему не интересно, то это скорее всего не привлечет внимания аудитории. Но далеко не все из того, что интересно преподавателю, является предметом увлечений слушателей. Поэтому всегда важно просеивать информацию, находить в ней то, что важно для конкретного человека, определенной возрастной группы людей. Как правило, слушателями автора были студенты первого и второго курсов дневного и заочного отделений. Их возраст – от 17 до 37 и старше. В сущности, это – дети и их родители. Но что интересно: и первых, и вторых остро интересовали проблемы человека и его жизни, которые являлись предметом научных интересов автора. Почувствовав это соприкосновение интересов, автор стал стремиться к тому, чтобы на каждой лекции и семинарском занятии выходить на проблемы философской антропологии. Так сложился оригинальный курс философии, который был ориентирован на проблемы человека, – «Философия в человеческом измерении». Его автор и выносит на суд читателя.


1. ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
1.1. Что такое философия?
Прежде чем перейдем к изложению данного вопроса, обратим внимание вот на какой момент. Любая студенческая группа есть довольно сложное образование. На первый взгляд, у студентов много общего: возраст, одежда, манера поведения, любимая музыка, интересы, темы для разговора и проч. Но если внимательно присмотреться к ним, то можно заметить подчас и существенные различия. Главное состоит в том, что у каждого студента – свой путь жизни. Поэтому студентов в группе можно условно разделить на две подгруппы. К одной следует отнести тех, у кого жизнь сложилась достаточно гладко: они выросли в полной семье, живы родители, бабушки, дедушки, дом – «полная чаша», есть друзья, любимый человек, есть взаимопонимание с близкими людьми и т. д. К сожалению, люди не ценят этого. Они думают, что так должно быть у всех и всегда. Увы, это не так. Далеко не у всех и всегда это есть. Это – великое счастье, если жизнь сложилась удачно. Поэтому нужно ценить и хранить то доброе, что есть в жизни человека. К другой подгруппе можно отнести тех, кто в жизни столкнулся с утратами, потерями: выросли в неполной семье, умерли родственники, человек потерял друга, столкнулся с предательством, изменой, вопиющей несправедливостью. В этой ситуации человек мог ожесточиться, потерять веру в любовь, разочароваться в людях. И, задавая себе вопросы: почему это произошло, можно ли что-то изменить к лучшему в жизни, – он, не ведая того сам, вступал в «мир философии». Философия, как раз и призвана дать ответы на те вопросы, которые ставит перед человеком жизнь. Поэтому философия не есть абстрактное знание, существующее ради себя самого, а есть знание, помогающее человеку на пути его жизни.

После этого замечания перейдем к подробному изучению философии под углом зрения проблем человека.

Согласно легенде, первым, кто употребил слово «философ», был Пифагор. Легенда гласит, что некто Леонт спросил Пифагора, кто он такой. Пифагор ответил, что у него нет определенной профессии, он – философ. «Философ?! – удивленно переспросил Леонт, – а что это такое?» Пифагор подумал и сказал: «Жизнь подобна Олимпийским играм. Одни приходят на них состязаться, другие – торговать, а третьи, самые счастливые, – наслаждаться зрелищем. Вот эти, последние, и есть философы». История умалчивает, насколько остался доволен ответом Пифагора Леонт, но это – одно из первых толкований философии.

Что же означает слово «философия»? В переводе с греческого «философия» – это любовь к мудрости, любомудрие. Конечно, определить значение слова – это уже сделать серьезный шаг к пониманию того, что есть философия. Но это лишь первый шаг, предполагающий следующий: выяснение смысла философии как области теоретического знания.

Все многообразие суждений о том, что есть философия, можно свести к двум основным подходам.

Первый восходит к древнегреческому мыслителю Платону. Согласно ему, философия помогает понять действительную сущность вещей, выявляя обманчивость зрения, слуха и других чувств. Философия, согласно Платону, есть умозрение, т. е. зрение с помощью ума. Она позволяет увидеть то, что не видно глазу, но что есть в реальности. Скажем, что есть человек? Опираясь на информацию, полученную с помощью органов чувств, можно сказать, что человек есть существо, обладающее телом, перемещающимся в пространстве и совершающим какие-то действия, передающим информацию с помощью слова и предмета. Все это так. Но человек есть не только телесное существо, но и духовное образование. Поэтому человек есть двойственное существо. Он есть точка пересечения двух миров – природного и духовного. Более того, человек есть арена борьбы телесного и духовного. Именно в человеке проходит линия борьбы плотского и духовного начал. К таким выводам приходит философия. Она помогает «увидеть» в человеке то, что не видно глазу. В этом ее ценность.

В русле этого подхода высказывались многие другие мыслители. Всех их объединяло одно общее в понимании философии: она рассматривалась как форма познания, вбирающая в себя все богатство знаний и помогающая человеку понять тот мир, в котором он живет. Такое понимание вполне правомерно. Однако нельзя не заметить, что в данном случае философия предстает как нечто «внешнее» по отношению к отдельному человеку. Есть отдельный человек, но есть и философия как система знаний, способ постижения истины. Только приобщаясь к философии, человек начинает понимать подлинную сущность вещей. При этом не каждый человек может стать философом, а только тот, кто постигает премудрости философского знания.

Второй подход к пониманию философии связан прежде всего с именем английского мыслителя Томаса Гоббса. Согласно ему, философия есть скорее естественный человеческий разум, ибо «каждый в известной мере рассуждает о каких-нибудь вещах»1. Сходную позицию отстаивал русский философ П.Л. Лавров. Он писал: «Философия есть нечто весьма обыденное, нечто до такой степени неразделенное с нашим существом, что мы философствуем не учась, при каждом произносимом слове ... »2.

Ценность второго подхода заключается в том, что он фиксирует внимание на неразрывности человека и философии. Философия присуща человеку. Есть человек – и значит, есть философ. Поэтому бессмысленно уходить от философии. Человек прирожден быть философом. Из сказанного следует, что все студенты, любой специальности есть люди, следовательно, они есть философы. Это нужно знать, чтобы отнестись к себе как философам. Ведь знание делает человека тем, о чем он знает. Чтобы проникнуться важностью данного положения, обратимся к примеру.

Скажем, любовь. Она есть чувство, которое возникает самопроизвольно. Нельзя прогнозировать любовь («Любовь нечаянно нагрянет…»), но ее можно сохранить, если она возникла. Но как сохранить любовь? Здесь нам помогает знание «формулы любви», которая включает в себя пять основных элементов: внимание, уважение, забота, ответственность и нежность. В самом деле, любви не бывает без внимания. Для того чтобы полюбить другого, нужно для начала обратить на него внимание. Но, даже полюбив, человек должен продолжать делать знаки внимания любимому. Так, если девушка сделала новую стрижку, то молодой человек должен заметить это и восхититься ее новой прической, ведь она это сделала для него. Уважение – это основа в отношениях любящих. Причем уважение должно быть не только в делах, но и словах, и мыслях. Любящий не может усомниться в предмете своей любви. Иначе это приведет к ее разрушению. Забота – важнейшая составляющая любви. Разве можно представить себе ситуацию, когда идет дождь, холодно, а девушка стоит под дождем в топике и мокнет, тогда как ее молодой человек – в куртке, под зонтом. Если такое имеет место, то можно со всей определенностью сказать, что он ее не любит. Любящий отдаст свою куртку, зонт, лишь бы любимой было хорошо. Ответственность в любви столь же необходима. Любящий просто не может безответственно поступать с любимой: в беде и радости он всегда должен быть рядом. Наконец, нежность. Без нее нет и не может быть любви. Причем нежность должна быть не только в делах, но и словах. Не случайно в русском языке есть уменьшительно ласкательные суффиксы, которые помогают выразить особую нежность к предмету своей страсти: Леночка, Полечка.

Итак, знание «формулы любви» помогает сохранить возникшую любовь. В свою очередь, знание того, что каждый человек есть философ, помогает отнестись к себе как мыслителю, для которого изучение философии есть одно из важных дел его жизни.

Однако вернемся к двум основным подходам к пониманию философии. Какому из них отдать предпочтение предпочесть? Очевидно, что точка зрения Платона заслуживает внимания. Она указывает на важную составляющую философии – постижение сущности мира. Однако прав и Гоббс, который подчеркивал неразрывную связь философии и человека. Если в каждом из названных подходов есть позитивные моменты, то их необходимо синтезировать и включить в определение философии.

Своеобразным обобщением может быть следующее определение философии: философия есть способ осознания человеком самого себя и мира в целом, есть форма постижения наиболее общих законов развития бытия.

У философии и науки есть много общего. Они принадлежат к теоретическому сознанию, стремятся постигнуть мир и законы его существования, дойти до глубинной сущности вещей и причин мироздания, оперируют понятиями, категориями, выстраивают систему доказательства.

Однако философия отличается о науки рядом моментов. Во-первых, наука ориентируется на эмпирическое исследование и объяснение его данных. Философия же выходит за рамки эмпирического опыта, говоря о том, какими должны быть вещи. Во-вторых, наука воздерживается от ценностных суждений. Философия же прибегает к ценностным суждениям, обращая внимание на содержание живого переживания.


1.2. Истоки философской мысли
Итак, мы знаем, что философия неразрывно связана с человеком. Именно человек является первопричиной всякого философствования. Поэтому нам предстоит ответить на вопрос: что побуждает людей к философским размышлениям?

Первым толчком к этому стало удивление. На это обратил особое внимание Аристотель. Он писал: «Теперь, и прежде удивление побуждает людей философствовать, причем вначале они удивлялись тому, что непосредственно вызывало недоумение, а затем, мало-помалу продвигаясь таким образом далее, они задавались вопросом о более значительном ...»3. Удивление – не удел избранных. В течение жизни человек многократно удивляется. Удивление может вызвать первый гром, смола на сосне, роса на траве, первый снег, случайная фраза, оригинальная музыкальная композиция – все это может пробудить удивление. Удивляясь, человек задает себе вопросы, на которые стремиться дать ответы, и таким образом входит в мир философии.

Кроме удивления, К. Ясперс назвал еще три момента, которые побуждают человека философствовать: сомнение, сознание потерянности и коммуникацию.

Сомнение – путь к размышлению. Сомневаясь в чем-то, человек ищет аргументы «за» или «против» и тем самым приобщается к философии. Скажем, девушку пригласили на вечеринку, и она сомневается: идти ей или нет. В этом случае лучше взять чистый лист бумаги, разделить его пополам, отметив положительные и отрицательные моменты, и проанализировать ситуацию. Предположим, она думает: если пойду, то смогу надеть новое платье, послушать хорошую музыку, узнать новости – все это хорошо. Но на вечеринку может прийти парень, которого она не хочет видеть. Если парень придет, то ей, действительно, лучше не ходить на вечеринку. Следовательно, решение принято: она не идет на вечер. Так, сомнение заставляет человека размышлять и приобщает его к размышлениям.

Сознание потерянности, в свою очередь, вынуждает человека осознать свое одиночество, безысходность ситуации. «Ну почему все отвернулись от меня?» – один этот вопрос бросает человека в водоворот философских рассуждений. При этом философия учит, что главная причина – в человеке. Скажем, если у девушки нет парня, то она должна посмотреть на себя критически. Может быть, она одевается старомодно, может быть, стоит изменить имидж – новая прическа, модная одежда, – и вопрос решится сам собой. Если же причина не в этом, то, возможно, девушка высокомерно себя держит: дает негативные оценки всему происходящему, неуважительно отзывается о других людях и т. д. Стоит только изменить отношение к людям, и они будут более отзывчивы и внимательны к тебе. Так рассуждая, человек не только решает свою проблему, но и следует по философской стезе.

Коммуникация – как осознание своей причастности к группе людей, взаимодействие с ней – важное средство приобщения к философии. Коммуникация бывает вербальной (от лат. verbum – слово) и невербальной (язык жестов). И вербальная, и невербальная коммуникация также вынуждают человека философствовать. Скажем, слово «здравствуй» – важнейший элемент коммуникации. Почему люди активно пользуются им? Говоря «здравствуй», мы желаем здоровья человеку. Желая здоровья, мы прочим долгих лет жизни человеку. Желая долгих лет жизни, мы хотели бы как можно дольше видеть человека. Высказывая пожелание, как можно дольше видеть другого, мы выражаем симпатию ему. Если мы с симпатией относимся к другому, то и он начинает отвечать нам тем же. Размышляя над обыденными вещами, человек открывает для себя философию.

Безусловно, названные моменты подталкивают человека к философским размышлениям. Но глубина их во многом обусловлена жизненным опытом человека и уровнем его знаний.

Последний момент имеет существенное значение. В качестве примера возьмем Древнюю Грецию. Период расцвета Эллинской культуры дал миру много ярких имен. Достаточно вспомнить Эмпедокла, Анаксагора, Демокрита, Протагора, чтобы убедиться в этом. Именно Протагору принадлежит известное высказывание – «Человек есть мера всех вещей».

В этом ряду имена Продика, Антифонта, Сократа. Со всей определенностью можно сказать, что Сократ – это не только глубина философской мысли, но и величие духа. Его обвинили в свободомыслии, осудили и приговорили к смерти. Его ученики организовали ему побег, но Сократ отказался от этого. Он сказал, что если совершит побег, то косвенно признает себя виновным. Ему не в чем было обвинять себя. И он предпочел жизни смерть. Когда в день казни ему поднесли чашу с ядом (цикутой), то он взял ее с полным спокойствием. Как пишут биографы, губы его не задрожали, он не изменился в лице. Попрощавшись с друзьями, он достойно завершил физический этап своей жизни, чтобы навсегда слиться с вечностью. И сегодня, спустя десятки столетий, мы вспоминаем Сократа, а, следовательно, продолжаем его путь жизни в веках.

Говоря о мыслителях древней Эллады, нельзя не вспомнить Диогена, который жил в бочке. Днем при ярком солнце он ходил с фонарем в руках, заглядывал людям в лица и шел дальше. Когда его спрашивали – что он ищет, – Диоген отвечал, что он ищет Человека. Его не понимали. Как-то про Диогена услышал Александр Македонский. Великий Александр решил посетить мудреца. В знак своего расположения к нему, Александр сказал: «Проси, Диоген, что пожелаешь – все исполню». Диоген посмотрел на Александра и сказал: «Александр, подвинься, ты закрываешь мне солнце». Эта просьба поставила Александра в глупейшее положение. Но, как свидетельствуют биографы, он с честью вышел из него. Отодвинувшись, Александр промолвил: «Клянусь Зевсом, я хотел бы быть Диогеном, если бы не был Александром».

В этот список философов нужно включить, конечно же, Платона, Аристотеля, Демосфена. У Демосфена был очень слабый голос, кроме того, он говорил невнятно, картавил и не умел держаться перед публикой. Но он решил стать оратором. Чтобы никто ему не мешал, он уходил к морю, набирал в рот камешков и старался говорить четко и ясно. Он пытался заглушить своим голосом шум ветра и волн. В результате Демосфен достиг своей цели – он стал одним из выдающихся ораторов древности. И это только древняя Греция. А если обратиться к эпохе Возрождения, веку Просвещения – сколько блистательных имен! Действительно, знание расширяет границы представлений, давая пищу для размышлений.

Таким образом, сказанное позволяет утвердиться в мысли, что первоисток философствования коренится в самом человеке, своеобразии его жизни. Философия есть порождение человека. Она шла и продолжает идти с ним рука об руку. Пока жив человек, он будет размышлять, а значит – находиться в поле притяжения философии.


1.3. Роль философии в жизни человека
Сказанное выше позволяет заключить, что философия помогает человеку в постижении себя, других людей и мира в целом. В этом случае она выполняет ряд важных функций.

Во-первых, философия выполняет мировоззренческую функцию, поскольку всегда является взглядом на мир в целом. Есть мир, есть человек, который живет в мире, пытаясь постичь его. Важной формой постижения мира как раз и является философия. Она помогает человеку осознать свое место в мире, сформулировать свое отношение к нему. При этом философия является теоретическим уровнем мировоззрения, поскольку помогает упорядочить различные представления о мире, представить их в систематизированном виде.

Во-вторых, философия выполняет познавательную (или гносеологическую) функцию. Философствуя, человек познает сущность вещей, событий, процессов, происходящих в мире. При этом в философии обращается внимание на то, что процесс познания бесконечен. Приобретенное знание всегда ставит перед человеком новые вопросы. Это хорошо понимал Сократ. Ему принадлежат слова: «Я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают и этого». После того, как Сократ произнес их, его учении в недоумении спросили: «Учитель, ты старше нас и знаешь неизмеримо больше нас, но говоришь, что ничего не знаешь. Мы младше, знаем меньше, но нам кажется, что мы знаем многое». «Ничего в этом удивительного нет», – ответил Сократ и стал чертить на песке круги. Он нарисовал небольшой круг и сказал: «То, что внутри круга – это область моего знания, то, что снаружи – область моего незнания. И смотрите, чем больше круг, тем возрастает область знания, но увеличивается и окружность, т.е. область незнания. Поэтому получается так: чем человек больше знает, тем он больше не знает». Другими словами, чем человек больше знает, тем он больше знает того, чего не знает. Именно на этот момент и указывал Сократ.

Отсюда, кстати сказать, напрашивается важный вывод, имеющий актуальное практическое значение. Когда человек становится руководителем, то он должен отдавать себе отчет в том, что есть много вещей, которых он не знает. Поэтому для того, чтобы принять ответственное решение, он должен собрать на совещание специалистов в тех или иных областях проблемы и попросить их высказать свое мнение по вопросу и его решении. Выслушав всех, он должен сказать: «Спасибо, я выслушал всех. Теперь послушайте, что мы будем делать». И, опираясь на разумные предложения, явить свою волю. Только так можно попытаться избежать крупных ошибок.

В-третьих, философия выполняет методологическую функцию. Метод – это путь познания, способ решения проблем. Важным методом исследования действительности является диалектика. Диалектический метод познания, предполагая рассмотрение предмета в развитии, диалектическом отрицании (с удержанием всего положительного), позволяет совершить восхождение от абстрактного к конкретному, обеспечивая единство исторического и логического, анализа и синтеза. Иначе говоря, диалектика позволяет всесторонне рассмотреть проблему.

Вместе с тем диалектика как общий метод исследования не исключает конкретных методов, позволяющих эффективно решать те или иные исследовательские задачи. Так, для изучения истории вопроса целесообразно использовать историко-генетический метод, предполагающий рассмотрение вопроса в его исторической перспективе. В свою очередь, данный метод с необходимостью должен быть дополнен сравнительно-историческим и системным анализом. Метод актуализации, который помогает поставить в «повестку дня» те или иные проблемы прошлого и способы их решения, подчеркивает их важность для сегодняшнего момента. Для исследования проблем чрезвычайно продуктивен метод аналогии, который дополняется методом экстраполяции, позволяющим распространить выводы, полученные из одной части исторического материала, на другую его часть. По нашему мнению, широкое использование различных методов позволяет обогатить философское исследование и решить поставленные в задачи.

В-четвертых, философия выполняет прогностическую функцию. Философия помогает предвидеть возможный ход развития событий, предложить различные варианты решения проблем. Это становится возможным потому, что все взаимосвязано и взаимозависимо в этом мире. Одно не просто существует, а оказывает влияние на другое. Философия помогает увидеть существующие причинно-следственные связи и тем самым смоделировать возможные варианты развития событий.

Возьмем жизненный пример. Молодая женщина, одна, ближе к вечеру заходит в кафе, подходит к стойке бара, берет чашечку кофе, пересаживается к столику. Что произойдет дальше? К ней скорее всего подойдет молодой человек. Почему? Причинно-следственные связи! Молодая женщина все сделала для того, чтобы случилось это: одна, ближе к вечеру, кафе – скучает! И наверняка найдется кто-то, кто захочет скрасить ее одиночество. Если это нужно было молодой даме, то она поступает правильно, если же нет, то она получит проблему.

В-пятых, прагматическая функция. Слово «прагматический» происходит от слова «прагма», что означает «дело, действие». Человеку важно не просто знание, а знание, приносящее пользу, выгоду, помогающее ему в жизни. Английский мыслитель Т. Гоббс писал: «Цель, или назначение философии заключается в том, что, благодаря ей, мы можем использовать к нашей выгоде предвидимые нами действия и на основании наших знаний, по мере сил и способностей, планомерно вызывать эти действия для умножения жизненных благ»4.

Действительно, философия может иметь прикладное значение в жизни человека. Показательным в этом отношении может быть тот факт, что в августе 1998 г. в Бостоне (США) состоялся 20-й Всемирный философский конгресс. Его основная тема: «Paideia: Философия в воспитании человечества». Paideia в переводе с греческого означает воспитание, обучение, взросление. Понятие paideia предполагает одновременно и способ воспитания, обучения, и совокупность средств, необходимых для этого. Paideia – это то, что «работает» на развитие человека – взрослого и ребенка, профессионала и широкой публики. Не случайно конгресс проходил в США – стране, являющейся родоначальницей философии прагматизма.

Таким образом, философия играет важную роль в жизни человека. Через неё и благодаря ей человек постигает себя и тот мир, в котором он живет. Философствуя, человек реализует себя как познающее и самопознающее существо. Поэтому полезно прислушаться к словам Эпикура, который более двух тысяч лет тому назад писал: «Пусть никто в молодости не откладывает занятия философией, а в старости не устает заниматься философией; ведь никто не бывает ни недозрелым, ни перезрелым для здоровья души»5.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10



Скачать файл (1080.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации