Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Безопасность жизнедеятельности - файл n1.doc


Безопасность жизнедеятельности
скачать (481.5 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc482kb.23.01.2013 14:53скачать

Загрузка...

n1.doc

  1   2   3   4
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Организация управления охраной труда в организации


Изучив данный элемент, Вы будете знать:

  • каким образом решается вопрос об организационной структуре, обеспечивающей выполнение обязанностей по охране труда;

  • в чем состоят основные задачи и функции службы охраны труда в организации;

  • как формируются совместные комиссии (комитеты) по охране труда;

  • каковы задачи, функции и права совместных комиссий (комитетов) по охране труда;

  • каким образом планируется работа по охране труда в организации;

  • состав санитарно-бытовых и медицинских помещений предприятия;

  • группы производственных процессов;

  • порядок организации и проведения медицинских осмотров

  • порядок обеспечения работников СИЗ

  • цели и порядок государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ;


Работа по охране труда на предприятии должна быть направлена на достижение главной цели охраны труда, сформулированной в Трудовом кодексе РФ– создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Для достижения этой цели необходимы совместные усилия работодателя, работников, профсоюза и (или) других уполномоченных работниками представительных органов. Права и обязанности сторон определены соответствующими законодательными и другими нормативными правовыми актами.

Обеспечение безопасных условий и охраны труда в организации – обязанность работодателя.

Общее руководство охраной труда в организации осуществляет руководитель.

Поскольку охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работника в процесс трудовой деятельности, она является неотъемлемой частью трудового (производственного) процесса.

Логично, что ответственность за состояние охраны труда обычно возлагается на главного инженера предприятия, главных специалистов, руководителей служб и структурных подразделений, т.е. на руководителей и специалистов, связанных с организацией, руководством и проведением работы непосредственно на рабочих местах и производственных участках, с осуществлением надзора и технического контроля за проведением работ, в том числе на инженерных и педагогических работников профессиональных образовательных учреждений.

Вопрос об организационной структуре службы охраны труда и численность ее работников решается предприятием самостоятельно с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами охраны труда.

1. Служба охраны труда на предприятии

У каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, как предусмотрено Трудовым кодексом (ст. 217), создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.

При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель – индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.

Задачи службы охраны труда:

  • организация работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда;

  • контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов по охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации;

  • организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда;

  • информирование и консультирование работодателя и работников по вопросам охраны труда;

  • изучение и распространение передового опыта по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда.

Для выполнения поставленных задач на службу охраны труда возлагаются следующие функции:

  • учет и анализ производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами;

  • оказание помощи подразделениям предприятия в организации и проведении замеров параметров опасных и вредных производственных факторов, аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда;

  • участие в составлении раздела «Охрана труда» коллективного договора, соглашения об охране труда;

  • составление перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда;

  • оказание помощи в составлении списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить медицинские осмотры, и списков профессий и должностей, на основании которых работникам предоставляются льготы и компенсации за особые условия труда;

  • проведение совместно с представителями соответствующих подразделений и с участием уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов проверок, обследование технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов, приспособлений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников, состояния санитарно-технических устройств, работы вентиляционных систем на соответствие требованиям охраны труда;

  • участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию объектов производственного назначения, а также в работе комиссий по приемке из ремонта оборудования в части соблюдения требований охраны труда;

  • согласование разрабатываемой в организации проектной, конструкторской, технологической и другой документации в части требований охраны труда;

  • разработка совместно с другими подразделениями планов, программ по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний;

  • оказание организационно-методической помощи по выполнению запланированных мероприятий;

  • организация расследования несчастных случаев на производстве и участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая;

  • участие в подготовке документов для назначения выплат по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями;

  • составление отчетности по охране и условиям труда по формам, установленным Росстатом;

  • разработка программ обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя; проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми лицами, поступающими на работу (в том числе временно), командированными, а также учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику;

  • организация своевременного обучения по охране труда и участие в работе комиссий по проверке знаний требований охраны труда, составление отчетности по охране и условиям труда по формам, установленным Росстатом – формы № 1-Т (условия труда), № 7-травматизм; оказание методической помощи руководителям подразделений при разработке и пересмотре инструкций по охране труда;

  • обеспечение подразделений локальными нормативными правовыми актами организации (правилами, нормами, инструкциями по охране труда);

  • доведение до сведения работников действующих законов и иных нормативных актов об охране труда РФ;

  • рассмотрение писем, заявлений, жалоб работников, касающихся вопросов условий и охраны труда, подготовка предложений руководителю организации (подразделения) по устранению выявленных недостатков.

Служба охраны труда предприятия осуществляет контроль за:

  • соблюдением работниками требований нормативных правовых актов по охране труда;

  • обеспечением и правильным применением средств индивидуальной и коллективной защиты;

  • соблюдением Положения о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве;

  • выполнением мероприятий, предусмотренных программами, планами по улучшению условий и охраны труда, разделом коллективного договора, касающимся вопросов охраны труда, а также за принятием мер по устранению причин, вызвавших несчастный случай на производстве (информация из акта по форме Н-1), выполнением предписаний органов государственного надзора и контроля за соблюдением охраны труда, других мероприятий по созданию безопасных условий труда;

  • наличием в подразделениях инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, своевременным их пересмотром;

  • проведением аттестации рабочих мест и подготовкой к сертификации работ по охране труда;

  • своевременным проведением необходимых испытаний и освидетельствований оборудования, машин и механизмов;

  • состоянием предохранительных приспособлений и защитных устройств;

  • эффективностью работы аспирационных и вентиляционных систем, состоянием предохранительных и защитных устройств;

  • своевременным проведением обучения по охране труда, проверки знаний требований охраны труда и всех видов инструктажа по охране труда;

  • организацией хранения и ухода за средствами индивидуальной и коллективной защиты;

  • санитарно-гигиеническим состоянием производственных и вспомогательных помещений;

  • организацией рабочих мест в соответствии с требованиями охраны труда;

  • правильным расходованием в подразделениях средств, выделенных на выполнение мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

  • своевременным и правильным предоставлением работникам компенсаций за неблагоприятные условия труда, бесплатной выдачей лечебно-профилактического питания;

  • использованием труда женщин и лиц моложе 18 лет в соответствии с законодательством.

Для выполнения своих функциональных обязанностей работники службы наделены соответствующими правами:

  • в любое время суток беспрепятственно посещать и осматривать производственные, служебные и бытовые помещения организации, знакомиться в пределах своей компетенции с документами по вопросам охраны труда;

  • требовать от руководителей подразделений отстранения от работы лиц, не имеющих допуска к выполнению данного вида работ, не прошедших в установленном порядке предварительных и периодических медицинских осмотров, инструктажа по охране труда;

  • направлять руководителю организации предложения о привлечении к ответственности должностных лиц, нарушающих требования охраны труда;

  • предъявлять должностным лицам и другим ответственным работникам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов по охране труда;

  • запрашивать и получать от руководителей подразделений необходимые сведения, информацию, документы по вопросам охраны труда, требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения законодательства об охране труда;

  • привлекать по согласованию с руководителем организации и руководителями подразделений соответствующих специалистов организации к проверкам состояния условий и охраны труда;

  • представительствовать по поручению руководителя организации в государственных и общественных организациях при обсуждении вопросов охраны труда.


2. Совместные комитеты (комиссии по охране труда)

Трудовой кодекс (ст. 218) предусматривает создание на предприятиях совместных комитетов (комиссий) по охране труда.

В комитет (комиссию) на паритетной основе (т.е. с равным представительством) входят представители работодателя, профсоюзов или иных уполномоченных работниками представительных органов.

Минздравсоцразвития России приказом от 29 мая 2006 г. № 413 утвердил Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда.

Инициатором создания комитета может выступать любая из сторон.

В Типовом положении определены задачи, функции и права комитета (комиссии). На основании Типового положения предприятия могут разрабатывать свои положения о комитете, учитывающие специфику производственной деятельности.

Выдвижение в комитет представителей работников организации может осуществляться на основании решения выборного(ых) органа(ов) первичной(ых) профсоюзной(ых) организации(ий), если он (они) объединяет(ют) более половины работающих, или на собрании (конференции) работников организации; представителей работодателя - работодателем.

Члены комитета выполняют свои обязанности на общественных началах, если иное не оговорено в коллективном договоре.

Задачами комитета являются:

  • разработка на основе предложений членов Комитета программы совместных действий работодателя, профессиональных союзов и (или) иных уполномоченных работниками представительных органов по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний;

  • организация проведения проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах, подготовка соответствующих предложений работодателю по решению проблем охраны труда на основе анализа состояния условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

  • информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья и о полагающихся работникам компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, средствах индивидуальной защиты.

Для выполнения возложенных задач члены комитета должны проходить обучение по охране труда за счет средств работодателя, а также средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

Функциями комитета являются:

  • рассмотрение предложений работодателя, работников, профессиональных союзов и (или) иных уполномоченных работниками представительных органов для выработки рекомендаций, направленных на улучшение условий и охраны труда работников;

  • оказание содействия работодателю в организации обучения работников по охране труда, безопасным методам и приемам выполнения работ, а также проверки знаний требований охраны труда и проведения своевременного и качественного инструктажа работников по охране труда;

  • участие в проведении обследований состояния условий и охраны труда в организации, рассмотрении их результатов и выработке рекомендаций работодателю по устранению выявленных нарушений;

  • информирование работников организации о проводимых мероприятиях по улучшению условий и охраны труда, профилактике производственного травматизма, профессиональных заболеваний;

  • доведение до сведения работников организации результатов аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда;

  • информирование работников организации о действующих нормативах по обеспечению смывающими и обеззараживающими средствами, сертифицированной специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, правильности их применения, организации хранения, стирки, чистки, ремонта, дезинфекции и обеззараживания;

  • содействие в организации проведения предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров и соблюдения медицинских рекомендаций при трудоустройстве;

  • содействие своевременному обеспечению работников организации, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, молоком, другими равноценными пищевыми продуктами и лечебно-профилактическим питанием;

  • участие в рассмотрении вопросов финансирования мероприятий по охране труда в организации, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществление контроля за расходованием средств организации и Фонда социального страхования Российской Федерации (страховщика), направляемых на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

  • содействие работодателю во внедрении в производство более совершенных технологий, новой техники, автоматизации и механизации производственных процессов с целью создания безопасных условий труда, ликвидации тяжелых физических работ;

  • подготовка и представление работодателю предложений по совершенствованию работ по охране труда и сохранению здоровья работников, созданию системы морального и материального поощрения работников, соблюдающих требования охраны труда и обеспечивающих сохранение и улучшение состояния здоровья;

  • рассмотрение проектов локальных нормативных правовых актов по охране труда и подготовка предложений по ним работодателю, профсоюзному выборному органу и (или) иному уполномоченному работниками представительному органу.

Для осуществления возложенных функций комитету предоставляются следующие права:

  • получать от работодателя информацию о состоянии условий труда на рабочих местах, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, наличии опасных и вредных производственных факторов и мерах по защите от них, о существующем риске повреждения здоровья;

  • заслушивать на своих заседаниях сообщения работодателя (его представителей), руководителей структурных подразделений и других работников организации о выполнении ими обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда на рабочих местах и соблюдению гарантий прав работников на охрану труда;

  • заслушивать на з своих аседаниях руководителей и других работников организации, допустивших нарушения требований охраны труда, повлекших за собой тяжелые последствия, и вносить работодателю предложения о привлечении их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

  • участвовать в подготовке предложений к разделу коллективного договора (соглашения по охране труда) по вопросам, находящимся в компетенции комитета;

  • вносить работодателю предложения о поощрении работников организации за активное участие в работе по созданию условий труда, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;

  • содействовать разрешению трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, изменением условий труда, вопросами предоставления работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда, компенсаций.


3. Медицинское и санитарно-бытовое обеспечение работающих

Состав санитарно-бытовых помещений.

Организация санитарно-бытового и медицинского обслуживания работающих осуществляется в соответствии с законодательством.

Обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников организации возлагается на работодателя.

В состав санитарно-бытовых помещений входят:

  • гардеробные для уличной, домашней, технологической, специальной одежды;

  • душевые, умывальные, уборные, курительные;

  • помещения для обработки, хранения и выдачи спецодежды;

  • мастерские для ремонта спецодежды и спецобуви;

  • помещения для сушки спецодежды;

  • помещения для обеспыливания одежды;

  • прачечные для стирки спецодежды;

  • помещения для обогрева или охлаждения работающих;

  • комнаты гигиены женщин;

  • устройства питьевого водоснабжения;

  • здравпункты, медпункты;

  • столовые, буфеты, комнаты для приема пищи.

В гардеробных хранение спецодежды и домашней одежды может быть общим и раздельным, в шкафах с двумя отделениями, в зависимости от санитарно-гигиенических условий труда.

Туалеты в многоэтажных зданиях должны быть на каждом этаже.

Помещения для химчистки, дезодорации и хранения спецодежды должны быть оборудованы механической (принудительной) вентиляцией.

В вентиляционных системах должно быть предусмотрено улавливание вредных и опасных веществ, чтобы не допустить их выброса в атмосферу.

Помещения для сушки спецодежды должны обеспечивать пожарную безопасность.

Помещения для обеспыливания спецодежды и применяемое оборудование не должны выбрасывать продукты очистки в атмосферу без очистки их фильтрами.

Работающие должны обеспечиваться питьевой водопроводной водой, холодной кипяченой водой, а в горячих цехах – газированной подсоленной водой.

При численности работающих на предприятии более 300 человек должны организовываться фельдшерские здравпункты. При численности от 50 до 150 человек – медицинский пункт.

Столовая предусматривается при численности работающих в самой многочисленной смене более 200 человек. При численности в смену 30 человек и менее вместо столовой предусматривается комната приема пищи из расчета 1 м кв. на человека, но не менее 12 м кв.

При численности работающих до 10 человек в смене вместо комнаты приема пищи разрешается оборудовать в гардеробной дополнительное место площадью 6 м кв. для установки обеденного стола.

Число мест в столовой следует принимать из расчета одно место на 4-х работающих в смене или наиболее многочисленной части смены.
4. Организация и проведение медицинских осмотров работников

В промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, в других отраслях приходится выполнять работы во вредных, опасных и неблагоприятных условиях.

Это является основной причиной профессиональной заболеваемости и в значительной степени – заболеваемости с производственно-обусловленной утратой трудоспособности.

Трудовым кодексом (ст. 213) определено, что работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года – ежегодные) медицинские осмотры (обследования) для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры (обследования).

Существует утвержденный перечень вредных и опасных веществ и неблагоприятных факторов, при работе с которыми обязательны предварительные и периодические медицинские осмотры работников.

Целью предварительных медицинских осмотров при поступлении на работу является определение соответствия здоровья работников получаемой им работе.

Периодические медицинские осмотры организуются при работах, связанных с опасными, вредными веществами и неблагоприятными производственными факторами.

Предварительные и периодические медицинские осмотры работников проводятся врачами-специалистами с применением лабораторных и функциональных исследований.

В случаях установления признаков профессионального заболевания работника, при прохождении им медосмотра либо при обращении к врачу, его направляют в установленном порядке в центр профпатологии для специального обследования с целью установления диагноза и установления связи с профессиональной деятельностью.
5. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты

На работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам выдаются сертифицированные средства индивидуальной защиты, смывающие и обезвреживающие средства в соответствии с нормами, утвержденными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Приобретение, хранение, стирка, чистка, ремонт, дезинфекция и обезвреживание средств индивидуальной защиты работников осуществляются за счет средств работодателя.

Работодатель обязан обеспечивать хранение, стирку, сушку, дезинфекцию, дегазацию, дезактивацию и ремонт выданных работникам по установленным нормам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.
Особенности охраны труда некоторых категорий работников
Изучив данный элемент, Вы будете знать:

  • какие законодательные нормы обеспечивают охрану труда женщин;

  • каковы особенности охраны труда беременных женщин и женщин, имеющих детей;

  • какие законодательные нормы обеспечивают охрану труда молодежи.

С учетом физиологических особенностей женщин и молодых людей в трудовое законодательство включены специальные нормы по охране труда женщин и молодежи.

1. Охрана труда женщин

Нормы по охране труда женщин можно разделить на две группы:

  • нормы, распространяющиеся на всех женщин,

  • нормы, распространяющиеся на беременных женщин и матерей, имеющих малолетних детей.

По отношению ко всем женщинам действуют следующие нормы.

Ограничивается применение труда женщин на тяжелых работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах, за исключением нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию. Запрещается применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы.

Перечень таких работ утверждается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Субъекты Российской Федерации имеют право дополнять перечень.

Российской Федерацией ратифицирована Конвенция Международной организации труда (МОТ) № 45 1935 года, устанавливающая запрет на применение труда женщин на подземных работах (с некоторыми исключениями).

Эта норма воспроизведена в ст. Трудового кодекса РФ, где указано, что на подземных работах женщины могут выполнять только нефизическую работу и работу по санитарному и бытовому обслуживанию.

Гигиеническими требованиями установлены допустимые нормы трудовой нагрузки для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную. При чередовании с другой работы эта норма составляет 10 кг. Если же подъем и перемещение тяжестей выполняется постоянно в течение рабочей смены – 7 кг. В массу поднимаемого и перемещаемого груза входит и вес упаковки.

При проектировании производственных объектов, где будет использоваться труд женщин, необходимо предусматривать санитарно-бытовые помещения, специализированные комнаты медицинской профилактики, социально-трудовой реабилитации и оздоровительного назначения.

Дополнительные нормы по охране труда предусмотрены для беременных женщин и женщин, имеющих детей.

Беременных женщин нельзя привлекать к работе в ночное время, к сверхурочным работам и работам в выходные дни, а также направлять в командировки.

Направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, допускаются только с их письменного согласия и при условии, что это не запрещено им медицинскими рекомендациями (Трудовой кодекс РФ, ст. 259).

На основании медицинского заключения беременным женщинам могут быть снижены норма выработки, нормы обслуживания, а также осуществляется их перевод на более легкую и исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов работу, с сохранением среднего заработка по прежней работе.


2. Охрана труда молодежи

Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет

В случаях получения основного общего образования либо оставления образования в общеобразовательном учреждении в соответствии с федеральным законом трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста пятнадцати лет.

С согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и не нарушающего процесса обучения.

Особенности охраны труда молодежи отражены в ряде Конвенций МОТ, ратифицированных Российской Федерацией:

  • № 77 о медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду в промышленности

  • № 78 о медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду на непромышленных работах

  • № 79 об ограничении ночного труда детей и подростков на непромышленных работах

  • № 90 о ночном труде подростков в промышленности

В интересах охраны здоровья молодых людей трудовым законодательством Российской Федерации установлен запрет на применение труда лиц в возрасте до 18 лет на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию.

Перечень работ, на которых запрещается применение труда работников в возрасте до 18 лет, а также предельные нормы тяжестей утверждается в порядке, установленном Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Постановление Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. № 163 ”Об утверждении Перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет”

Во время производственной практики или производственного обучения студенты и учащиеся, не достигшие 18-летнего возраста, могут находиться на работах, перечисленные в названном Перечне не более 4 часов в день.

Профессиональная подготовка на производстве по профессиям, перечисленным в Перечне, допускается при условии достижения 18-летнего возраста к концу обучения.

Работников моложе 18 лет запрещается привлекать к ночным и сверхурочным работам и к работам в выходные дни.

Несовершеннолетние не могут работать грузчиками.

Лица в возрасте до 18 лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра и в дальнейшем до достижения 18 лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру.
Государственное управление охраной труда в Российской федерации


  1. Необходимость осуществления государством функций по охране труда и здоровья работающего населения


Из содержания Конституции РФ следует, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охрану труда и здоровья людей (ст. 7), что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (п. 3 ст. 37). Конституция РФ провозглашает также, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2). Именно в силу принятой на себя обязанности по защите прав и свобод человека, в том числе права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, государство обеспечивает охрану труда и здоровья работающего населения, осуществляя соответствующие функции.

Ратифицированная Россией Конвенция МОТ 1981 г. N 155 о безопасности и гигиене труда прямо предусматривает, что государство, ратифицировавшее Конвенцию, разрабатывает и осуществляет согласованную политику в области безопасности труда, закрепляя соответствующие функции и обязанности государственных органов в области безопасности труда, принимает меры по обеспечению необходимой координации их деятельности, включая создание центрального органа, ведающего вопросами охраны труда (ст. ст. 4, 6 и 15 Конвенции).

Необходимость осуществления социальной политики государства по обеспечению здоровых и безопасных условий труда вызывается также низким уровнем здоровья работающего населения. Из-за болезней ежедневно не выходит на работу 3 млн. человек, а 20 - 25 млн. человек находятся в пред- или постболезненном состоянии, и здорового населения в России осталось не более 20% (по данным бывшего министра здравоохранения Ю. Шевченко). Причем от 20 до 40% трудопотерь по болезни вызывается неблагоприятными условиями труда .

За последние 10 лет состояние здоровья населения России не улучшилось. Средняя продолжительность жизни граждан на 10 - 12 лет ниже, чем в странах с развитой экономикой. Смертность населения с 1993 по 2003 г. увеличилась на 13,1%, в том числе лиц в трудоспособном возрасте - на 6,7%. Увеличивается удельный вес запущенных патологий, лечение которых требует значительных затрат.

Решение конкретных проблем улучшения условий труда и охраны здоровья работающего населения достигается в процессе осуществления государством таких важнейших функций, как формирование государственной политики в области охраны труда; государственное управление охраной труда; создание нормативно-правовой базы, в том числе государственных нормативных требований охраны труда, направленных на охрану труда работников; обеспечение реализации этих актов; государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями требований охраны труда.
  1   2   3   4



Скачать файл (481.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации