Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Загарских В.В. Лекции по финансовому праву - файл n1.doc


Загарских В.В. Лекции по финансовому праву
скачать (377 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc377kb.23.01.2013 14:58скачать


n1.doc

  1   2   3   4
Тема 1. ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
§ 1.1. Понятие финансов. Финансовая система РФ
В экономической и правовой литературе понятие "финансы" рассматривается в двух аспектах как совокупность:

- экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования фондов денежных средств, необходимых государству для выполнения своих задач и функций;

- фондов денежных средств, мобилизованных государством для осуществления своих задач.

Финансовая система РФ, ее состав. Совокупность звеньев в их взаимосвязи, входящих в состав финансов Российской Федерации, образует финансовую систему России.

Финансовый институт - это группа однородных экономических отношений, взаимосвязанных по методам распределения денежных средств.
Финансовую систему составляют следующие институты:

- бюджетная система;

- внебюджетные целевые фонды;

- финансы предприятий, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства;

- имущественное и личное страхование;

- кредит (государственный и банковский).

В финансовую систему включаются и:

  • негосударственные фонды (федеральные и региональные, например негосударственные пенсионные фонды);

  • фонды банковской системы; фонды страховых организаций;

  • фонды общественных и региональных организаций;

  • фонды иных юридических лиц.

Местные финансы. Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" определил основные принципы организации местных финансов. В соответствии с вышеназванным Федеральным законом местные финансы включают^

  • средства местного бюджета,

  • государственные, муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления,

  • и другие финансовые ресурсы.

Единство финансовой системы РФ. Самостоятельность субъектов Федерации не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также установленных общих принципов налогообложения и сборов.

Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов устанавливаются федеральным законом.

Единство финансовой политики - необходимое условие гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в РФ, свободного перемещения финансовых средств (ст. 75).

§ 1.2. Финансовая деятельность государства,

функции, принципы и методы ее осуществления
Финансовая деятельность государства - это осуществление им функций по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

Это особый вид государственной деятельности, поскольку ею занимаются органы государства всех трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной в пределах своей компетенции.

Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов Федерации (министерства, федеральные службы, федеральные агентства и т.д.) в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления.

Принципы финансовой деятельности. Принципы - это основополагающие правила и требования, выражающие наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ.

Основными из них являются:

  • федерализм,

  • законность,

  • гласность,

  • плановость.

Принцип федерализма в финансовой деятельности - разграничение компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области финансов.

Так, в ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что

  • в ведении Российской Федерации находятся: финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы;

  • к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ).

Принцип законности - процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

Принцип гласности - доведение до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т.д.

Принцип плановости - вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов в соответствующих нормативных актах.
Методы осуществления финансовой деятельности.

Финансовая деятельность государства осуществляется различными методами. Методы осуществления финансовой деятельности в юридической литературе принято делить на две группы:

  • методы собирания денежных средств

Налоговый метод - метод установления налогов, которому свойствен принудительный (обязательный) характер изъятия денежных средств,

Метод добровольных взносов - покупка государственных и муниципальных ценных бумаг, пожертвования, вклады в банки и т.д.


  • методы их распределения и использования - два важнейших метода: финансирования и кредитования.

Метод финансирования выражается в безвозмездном и безвозвратном представлении денежных средств.

Кредитование означает выделение денежных средств на условиях возмездности (платности) и возвратности.

Финансирование применяется в отношении государственных организаций, метод кредитования - как в отношении государственных организаций, так и иных негосударственных организаций.
§ 1.3. Система и правовое положение органов власти,

осуществляющих финансовую деятельность государства
Существует система органов управления, для которых сама финансовая деятельность - основная, определяющая содержание их компетенции. Эта система финансово-кредитных органов, специально созданных для управления финансами и осуществления контроля в этой сфере.

Данные органы охватывают своим воздействием все звенья финансовой системы –

  • бюджет,

  • целевые внебюджетные фонды,

  • кредит,

  • страхование,

  • финансы предприятий, организаций, учреждений.


Так, система финансово-кредитных органов в РФ в связи с экономическими преобразованиями существенно перестроена: появились новые органы (Федеральное казначейство, коммерческие банки),

перестроена структура Министерства финансов РФ и соответствующих нижестоящих органов.

В единую систему органов государственного управления финансами в Российской Федерации входят

  1. Министерство финансов РФ,

  2. министерства финансов республик,

  3. финансовые управления в других субъектах Федерации

  4. органы Федерального казначейства.

  5. в системе органов местного самоуправления (районов и городов) образуются финансовые отделы.

Особенностью финансовой деятельности является то, что ее осуществляют все органы государственной власти в зависимости от установленной компетенции.
Так, в соответствии с Конституцией РФ

Государственная Дума обсуждает и принимает федеральные законы по вопросам:

  • федерального бюджета;

  • федеральных налогов и сборов;

  • финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования;

  • денежной эмиссии.

Федеральные законы, принятые Государственной Думой, подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации и Президентом РФ.

Президент Российской Федерации как глава государства

  • обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти,

  • определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, соответственно которой строится финансовая политика.

  • С ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики Президент РФ обращается к Федеральному Собранию (ст. ст. 80, 84 Конституции РФ).

Президент РФ издает указы и распоряжения организации органов финансово-кредитной системы, через Контрольное управление Президента РФ осуществляет финансовый контроль.

Финансово-бюджетное управление Президента РФ образовано в составе Администрации Президента РФ. Его деятельность распространяется на область общегосударственных финансов, бюджета, налоговой политики, страхового дела, ценообразования, кредитных отношений и денежного обращения.

Правительство РФ осуществляет свои полномочия в сфере:

  • бюджетной,

  • финансовой,

  • кредитной

  • денежной политики,

определенные Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации" (в ред. ФКЗ от 31 декабря 1997 г.).

В частности, Правительство РФ обеспечивает:

  • проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;

  • разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение и т.д.

Для осуществления финансовой деятельности, в качестве основной функции, были созданы специальные органы государственного управления:

- Министерство финансов Российской Федерации;

- Федеральное казначейство Российской Федерации;

- Федеральная налоговая служба РФ;

- Центральный банк Российской Федерации (Банк России).
Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти.

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:

1) вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов

2) принимает нормативные правовые акты

3) Министерство финансов осуществляет:

управление средствами Стабилизационного фонда РФ;

руководство в области бюджетного планирования

управление в установленном порядке государственным долгом РФ;

выполнение функций эмитента государственных ценных бумаг;

государственную регистрацию условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг;

обеспечение предоставления бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;

ведение переговоров и подписание от имени Правительства РФ многосторонних соглашений с должниками и кредиторами в рамках Парижского клуба;

организацию формирования и использования ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации;

сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных и муниципальных финансов;

согласование решений Пенсионного фонда Российской Федерации об объемах и структуре размещения средств страховых взносов;

4) проводит конкурсы и заключает государственные контракты для нужд министерства;

Министерство финансов Российской Федерации возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации.

В системе Министерства финансов РФ создана Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.
Федеральное казначейство РФ создано в структуре Министерства финансов РФ Указом Президента РФ. Федеральное казначейство руководствуется Положением о Федеральном казначействе (утв. Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 703).

Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим функции:

  • по обеспечению исполнения федерального бюджета,

  • кассовому обслуживанию исполнения бюджетов,

  • контролю операций со средствами федерального бюджета.

Федеральное казначейство находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, Центральным банком Российской Федерации и иными организациями.

Федеральное казначейство осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

  1. доводит до получателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования;

  2. ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета;

  3. открывает в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств

  4. открывает и ведет лицевые счета получателей средств федерального бюджета;

  5. составляет и представляет в Министерство финансов РФ информацию и отчетность об исполнении федерального бюджета

  6. осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы РФ

  7. осуществляет прогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета;

  8. осуществляет управление операциями на едином счете федерального бюджета;

  9. обеспечивает проведение кассовых выплат

  10. осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций

Федеральное казначейство возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению министра финансов Российской Федерации.

Центральный банк РФ (Банк России). Особое положение среди федеральных органов, осуществляющих финансовую деятельность, занимает Центральный банк РФ (Банк России), который действует в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)".

Центральный банк РФ (Банк России) осуществляет функции органа государственного управления, наделенного властными полномочиями.

Банк России имеет право издавать нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, всех юридических и физических лиц.
§ 1.4. Правовые формы финансовой деятельности
Формы финансовой деятельности государства разнообразны, в которых выражаются действия государственных органов по:

  • образованию,

  • распределению и

  • использованию финансовых ресурсов.


По своему характеру эти формы могут быть правовыми и неправовыми.

Итак, финансово-правовые акты - это решения государственных органов по вопросам финансовой деятельности, имеющие юридические последствия.

Финансово-правовые акты можно классифицировать по юридическим свойствам, юридической природе, органам, издающим их, и другим основаниям.
По юридическим свойствам финансово-правовые акты подразделяются на:

  • нормативные и

  • индивидуальные.

К нормативным актам относятся акты, которые регулируют группу однородных финансовых отношений и содержат правовые нормы.
Нормативные финансово-правовые акты устанавливают:

  • виды налогов и других платежей предприятий и граждан перед государством,

  • порядок исчисления установленных платежей,

  • порядок расходования государственных денежных средств,

  • порядок проведения финансового контроля и т.д.


По юридической природе финансово-правовые акты делятся на:

а) законодательные, к которым относятся законы, принимаемые Государственной Думой РФ, законы субъектов Федерации по вопросам финансовой деятельности государства;

б) подзаконные.

Финансово-плановые акты - это акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности государства, которые содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, т.е. являются планами по мобилизации, распределению и использованию финансовых ресурсов.

К финансово-плановым актам относятся:

а) основной финансовый план государства - федеральный бюджет РФ, государственные бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты;

б) финансовые планы государственных и муниципальных целевых фондов;

в) финансово-кредитные и кассовые планы банков;

г) финансовые планы страховых организаций;

д) финансовые планы и сметы министерств, ведомств, других органов государственного управления;

е) финансовые планы (балансы доходов и расходов) предприятий и объединений;

ж) сметы учреждений, организаций, состоящих на государственном и местном бюджете.
Тема 2. ФИНАНСОВОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§ 2.1. Понятие финансового права. Предмет и метод

финансового права. Финансовое право в системе российского

права. Финансовое право как наука и учебная дисциплина
Финансовое право - это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства.

Предмет финансового права - это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов в целях реализации его задач.

Основной метод финансово-правового регулирования - государственно-властные предписания одним участникам финансовых отношений со стороны других, от имени государства и наделенных соответствующими полномочиями.
Место финансового права в единой системе российского права. В связи с тем, что финансовое право распространяется на одну из областей деятельности государства, оно тесно соприкасается с государственным (конституционным) и административным правом.

Так, государственное (конституционное) право - ведущая отрасль в системе права. Она закрепляет:

  • основы общественного строя и политики Российской Федерации,

  • правового положения личности,

  • федеративное государственное устройство,

  • принципы организации и деятельности органов государственной власти

Административное право регулирует общественные отношения в области государственного управления, осуществляемого органами исполнительной власти.
Финансовое право распространяется на оба этих вида государственной деятельности, поскольку финансовая деятельность может осуществляться и теми и другими органами.
Финансовое право как наука и учебная дисциплина. Понятие "финансовое право" может употребляться в двух аспектах - как отрасль российского права и как отрасль правоведения.

Финансовое право, являясь отраслью российского права, регулирует общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности, т.е. деятельности, направленной на создание, распределение и использование фондов денежных средств.

Финансовое право как правовая наука:

  • изучает нормы возникающие при осуществлении финансовой деятельности;

  • изучает практику их применения, закономерности развития финансового права как отрасли российского права.


Наука финансового права - это совокупность знаний, положений, категорий, выработанных учеными, анализирующими практику применения финансово-правовых норм.
На основании полученных результатов ученые вырабатывают предложения по совершенствованию финансово-правового регулирования общественных отношений в области финансов.

Наука финансового права использует знания, выработанные представителями других отраслей правоведения, и в первую очередь теории права и государства.
§ 2.2. Финансовое законодательство.

Финансово-правовые нормы
Совокупность нормативных актов, содержащих нормы финансового права, принято определять как финансовое законодательство.
Финансово-правовые нормы. Содержание, виды, структура.

Финансово-правовые нормы - это исходные элементы, из которых состоит финансовое право как отрасль права.

Им свойственны все общие черты правовой нормы, но присущи и особенности, характерные именно для данной отрасли:

а) содержания финансово-правовых норм;

б) характера установления в них предписаний;

в) мер ответственности за нарушение предусмотренных правил;

г) способов защиты прав участников финансовых отношений.

Содержание финансово-правовых норм обусловило их в основном императивный (повелительный) характер.
Финансово-правовая норма (норма финансового права) - это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения строго определенное правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования государственных денежных фондов и доходов, которое закрепляет юридические права и юридические обязанности их участников.
Виды финансово-правовых норм.
I. В зависимости от характера воздействия на участников финансового отношения нормы финансового права подразделяются на три вида:

  1. обязывающие,

  2. запрещающие и

  3. уполномочивающие.

Обязывающие нормы устанавливают определенные права и обязанности участников финансовых отношений, требуют от них совершения определенных действий.

Например, нормы налогового права предписывают уплатить налог в определенном размере и в определенный срок.

Запрещающие нормы содержат запрет на совершение определенных действий, устанавливают обязанность участников финансовых отношений воздержаться от них.

Уполномочивающие нормы устанавливают права участников финансовых отношений на совершение самостоятельных действий в предусмотренных рамках.

Данные нормы содержатся, например, в нормативно-правовых актах, регулирующих кредитные правоотношения.

Подавляющее число норм финансового права носит обязывающий характер.
II. В зависимости от своего содержания нормы финансового права могут быть:

  1. материальными и

  2. процессуальными.

Материальные финансово-правовые нормы закрепляют:

    • виды и объем денежных обязательств предприятий и граждан перед государством,

    • источники образования кредитных ресурсов банка,

    • виды расходов, включаемых в бюджеты и внебюджетные фонды, т.е. материальное (денежное) содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых отношений.

Процессуальные (процедурные) финансово-правовые нормы устанавливают порядок деятельности в области сбора, распределения и использования государственных денежных фондов (доходов).
Структура финансово-правовых норм состоит из трех основных элементов:

  1. гипотезы,

  2. диспозиции и

  3. санкции,



Гипотеза указывает на условия действия финансово-правовой нормы.

Диспозиция устанавливает содержание самого правила поведения, т.е. предписывает совершение определенных действий по образованию, распределению или использованию государственных финансовых ресурсов, выражает содержание прав и обязанностей участников финансовых отношений.

Санкции определяют меры ответственности, применяемые к нарушителям финансово-правовых норм. Финансово-правовые санкции соединяют в себе правовосстановительные и штрафные (карательные) элементы.
§ 2.3. Финансовые правоотношения.

Понятие, содержание, субъекты
Финансовые правоотношения - это урегулированные нормами финансового права общественные отношения.

Участники финансовых правоотношений выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие предписания по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов и доходов.

Финансовые правоотношения отличаются тем, что они:

а) возникают в процессе финансовой деятельности государства;

б) одним из субъектов в этих правоотношениях всегда является финансовый орган (кредитное учреждение)

в) всегда возникают по поводу денег, денежного платежа в доход государства, государственного расхода и т.д.
В финансовых правоотношениях, как правило, отчетливо выступают два правовых элемента: государственно-властный и имущественный.

Субъекты финансового правоотношения.

Следует различать понятие "субъект финансового права" и "субъект (или участник) финансового правоотношения".

Субъект финансового права - это лицо, способное быть участником финансовых правоотношений.

Субъект финансового правоотношения - это реальный участник конкретных правоотношений.

Юридические права и обязанности в сфере финансовой деятельности принадлежат субъектам финансового права.

Субъектами финансовых правоотношений могут быть:

  • физические лица (граждане),

  • юридические лица,

  • государственные образования (Российская Федерация, субъекты РФ)

  • муниципальные (местные) образования.

Особенностью финансовых правоотношений является то, что одним из субъектов этих отношений обязательно должен быть соответствующий орган государственной власти.

Финансовое правоотношение не может возникнуть:

  • между физическими лицами (гражданами);

  • физическими лицами (гражданами) и юридическими лицами, имеющими организационно-правовую форму, базирующуюся на частной собственности,

  • а также между данными юридическими лицами.


Классификация финансовых правоотношений. Финансовые правоотношения можно классифицировать:

а) по материальному содержанию они делятся в зависимости от института финансового права на следующие виды:

- бюджетные правоотношения;

- налоговые правоотношения;

- неналоговые правоотношения;

- финансовые правоотношения в области государственного кредита;

- финансовые правоотношения в области страхования;

- правоотношения, возникающие при осуществлении государственных расходов, в том числе и при сметно-бюджетном финансировании;

- финансовые правоотношения в области банковской деятельности;

- финансовые правоотношения, возникающие в области денежного обращения и расчетов;

- валютные правоотношения;

б) по субъектам финансового правоотношения, возникающим между:

- органами государственной власти; органами государственной власти и управления общей компетенции;

- вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления, в том числе финансово-кредитными органами;

- предприятиями, учреждениями, организациями, министерствами и ведомствами;

- финансовыми органами и предприятиями, учреждениями, организациями;

- финансовыми органами и гражданами;

- самими финансово-кредитными органами.
Условия возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений.

Возникновение финансово-правовых отношений обычно осуществляется на основании правового нормативного или индивидуального юридического акта.

Такой нормативный акт в области финансовой деятельности государства - Закон о федеральном бюджете, который принимается ежегодно.

Индивидуальный нормативный акт - извещение финансовым органом гражданина о необходимости уплатить какой-либо налог.
Изменение финансовых правоотношений не может быть произведено по волеизъявлению их участников. Оно совершается на основе нормативного акта в связи с изменением фактов и событий.

Например, факт увеличения или уменьшения размера бюджетных ассигнований вызывает изменение данного правоотношения.

Прекращение финансовых правоотношений наступает во многих случаях. Из них наиболее часто встречаются следующие:

1) погашение финансового обязательства в результате уплаты суммы в срок или взыскания недоимки (просроченного платежа);

2) использование выданных бюджетных ассигнований;

4) осуществление компетентными органами права взыскания недоимки по налогам;

и т.д.

Порядок, органы и методы защиты финансовых правоотношений. Для защиты прав и законных интересов применяется административный и судебный порядок защиты.

Административный порядок действует в случае применения мер государственного принуждения, связанных с защитой прав в области финансовых отношений.

Административный порядок защиты проявляется при вынесении решения соответствующими государственными органами в форме властных велений.

Судебный порядок защиты. В главе 2 Конституции РФ о правах и свободах человека и гражданина каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод (ст. 46). Решения органов государственной власти могут быть обжалованы в суде.

Судебный порядок применяется и при защите финансовых интересов и прав государства во взаимоотношениях с гражданами (взыскание с них налогов, финансовых санкций, платежей по обязательному государственному страхованию).

Особое место в защите прав и законных интересов субъектов финансового права принадлежит Конституционному Суду РФ.
Методы защиты финансовых правоотношений.

Соблюдение правил, закрепленных в финансово-правовых нормах, означает и обеспечение прав субъектов финансового права.

В этих целях широко применяется метод убеждения в различных формах, прежде всего в проведении разъяснительной работы.

В результате большей частью субъектов они выполняются добровольно.

В случае нарушения установленных правил вводится в действие метод принуждения в различных его проявлениях (применение санкций, запретительных мер и др.).

§ 2.5. Финансово-правовая ответственность
Финансово-правовая ответственность - это применение к нарушителям финансово-правовых норм особых мер государственного принуждения - финансовых санкций, связанных с дополнительными обременениями имущественного характера.

Государство регулирует финансовые отношения посредством создания правовых норм, содержащих права и обязанности соответствующих субъектов.

Предоставляя физическим и юридическим лицам экономические свободы, позволяя осуществлять операции с финансовыми средствами, государство требует от субъектов финансового права выполнение установленных правовых предписаний.
Государству принадлежат права на:

  • установление и взимание налогов,

  • формирование бюджета,

  • осуществление заимствований и предоставление гарантий от имени государства,

  • эмиссию денежных средств,

  • валютное регулирование и т.д.


Реализация финансово-правовых норм зачастую встречает противодействие со стороны участников финансовых отношений.

Обязанность уплачивать налоги вызывает у субъектов подсознательную готовность к сокрытию дохода либо иным неправомерным деяниям, которые обеспечивают использование и распоряжение полученным имуществом в полном объеме без учета суверенного права государства на часть этого дохода.

Получение денежных средств из государственного бюджета зачастую сопровождается желанием использовать их не по целевому назначению.

Многие юридические лица нарушают кредитные обязательства перед государством:

  • не ввозят на территорию РФ, полученную за рубежом валютную выручку либо,

  • неправомерно вывозят российский капитал.


Нарушению суверенных финансовых прав государства также способствуют высокие налоговые ставки и низкий уровень жизни населения.
В связи с этим существуют предпосылки для совершения большого числа налоговых правонарушений и, как следствие, реакции государства по защите своих имущественных интересов.

Одна из форм государственного принуждения - финансово-правовая ответственность, как самостоятельного вида юридической ответственности.

--------------------------------
Меры государственного принуждения, а также ответственность за нарушения финансового законодательства могут устанавливаться только на федеральном уровне.

Впервые на нормативном уровне упоминание о финансовой ответственности появилось в Указе Президента РФ от 23 мая 1994 г. "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей".
В правоотношении, складывающемся относительно финансовой ответственности, принимают участие как минимум две стороны: государство и правонарушитель.

Главная функция финансовой ответственности - обеспечение нормального действия механизма финансово-правового регулирования.

Таким образом, финансовая ответственность представляет собой обязанность лица, виновного в совершении финансового правонарушения, претерпевать меры государственно-властного принуждения, предусмотренные санкциями финансового законодательства.
Тема 3. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Финансовый контроль - это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов.

Финансовый контроль является средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности государства.
Основные задачи финансового контроля:

а) проверка выполнения финансовых обязательств перед организациями и гражданами;

б) проверка правильности использования денежных ресурсов;

в) проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств;

г) выявление внутренних резервов производства;

д) устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины.
В результате финансового контроля укрепляется финансовая дисциплина? он служит способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.
Финансовый контроль подразделяется на несколько видов..

I. В зависимости от времени проведения он может быть:

  • предварительным,

  • текущим

  • последующим.

Предварительный финансовый контроль осуществляется до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины.

Текущий (оперативный) финансовый контроль - это контроль, осуществляемый в процессе совершения денежных операций.

Последующий финансовый контроль - это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций. В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.
Объектами предварительного и последующего контроля являются, как правило, документы, в том числе:

- проекты бюджета и смет внебюджетных фондов и отчеты об их исполнении;

- проекты государственных программ и итоговые документы по их реализации;

- проекты договоров и соглашений и т.д.
В указанных случаях контроль осуществляется в основном с использованием метода экономического анализа, результаты представляются в форме экспертного заключения.
Текущий контроль подразумевает проведение ревизий, проверок и обследований с выходом на объекты контроля. Результаты контрольных мероприятий в этом случае оформляются в виде акта или справки.
II. Можно выделить обязательный и инициативный финансовый контроль.

Обязательный проводится:

а) в силу требований законодательства;

б) по решению компетентных государственных органов.
Инициативный финансовый контроль проводится по решению хозяйствующих субъектов.
III. Возможны и другие основания классификации финансового контроля, в частности в зависимости от органов, осуществляющих его. В этом случае выделяется финансовый контроль:

а) представительных органов государственной власти и местного самоуправления;

б) президента;

в) исполнительных органов власти общей компетенции;

д) ведомственный и внутрихозяйственный;

е) общественный;

ж) аудиторский.
Ведомственный контроль осуществляется министерством, ведомством за деятельностью входящих в их систему учреждений и организаций - внутренний или внутрисистемный контроль.

Выделяют Государственный контроль, который осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти.

Государственный контроль включает в себя:

  1. контроль за исполнением федерального бюджета,

  2. организацией денежного обращения,

  3. использованием кредитных ресурсов,

  4. состоянием государственного внутреннего и внешнего долга,

  5. государственных резервов,

  6. предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.


Конкретные субъекты государственного финансового контроля:

  1. Счетная палата РФ,

  2. Центральный банк РФ,

  3. Минфин России:

    • Федеральная служба страхового надзора,

    • Федеральная служба финансово-бюджетного надзора

    • Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральная таможенная служба РФ,

  4. контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти,

  5. иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.

Было признано необходимым проведение не реже одного раза в год контрольными и финансовыми органами комплексных ревизий и тематических проверок поступления и расходования бюджетных средств не только в федеральных органах исполнительной власти, но и на предприятиях и в организациях, использующих средства федерального бюджета.
Внутренний (внутрисистемный) финансовый контроль.

Данный вид финансового контроля осуществляется в:

  • министерствах, комитетах, в других органах исполнительной власти,

  • общественных и религиозных организациях

специально созданными в данных системах контрольно-ревизионными подразделениями.

Контрольно-ревизионная служба УИС проводит ревизии финансово-хозяйственной деятельности не реже одного раза в два года. Внеплановые ревизии происходят:

  • по указанию вышестоящих руководителей,

  • решению судебно-следственных органов,

  • при ликвидации подразделения,

  • смене его руководителя или начальника финансовой службы.

Срок ревизии не может превышать 40 дней. Продление этого срока допускается с разрешения руководителя, назначившего ревизию.
Основные задачи данного контроля:

выявление случаев хищения и недостач денежных средств и материальных ценностей, бесхозяйственности, других нарушений финансовой дисциплины;

разработка предложений по устранению условий и причин, их порождающих;

принятие мер по возмещению виновными лицами причиненного ущерба и др.
Аудиторский (независимый) финансовый контроль.

Аудиторская деятельность (аудит) представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторских фирм по осуществлению независимых вневедомственных проверок:

  • бухгалтерской отчетности,

  • платежно-расчетной документации,

  • налоговых деклараций

  • и других финансовых обязательств ,

а также оказанию им иных аудиторских услуг.
Основная цель аудиторской деятельности - установление достоверности бухгалтерской отчетности.
Аудиторские проверки бывают обязательными и инициативными.

Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами РФ, по поручению органов дознания, следователя при наличии санкции суда или арбитражного суда,

инициативная - по решению хозяйствующего субъекта.
Контроль финансово-кредитных органов (банковский контроль). Государственный финансовый контроль ведется также банками и другими кредитными учреждениями.

Банковский контроль осуществляется банками в ходе операций по кредитованию, финансированию и расчетам.

Банковский контроль необходим для эффективного использования банковских ссуд и направлен на укрепление платежной дисциплины.

Счетная палата Российской Федерации как субъект государственного финансового контроля.

Для усиления контроля со стороны Федерального Собрания РФ за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по:

  1. объему,

  2. структуре

  3. и целевому назначению

была создана Счетная палата РФ - постоянно действующий орган государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному Собранию.

Счетная палата является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.

Местонахождение Счетной палаты - г. Москва.

Задачами Счетной палаты являются:

  1. контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета;

  2. определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств;

  3. оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета;

  4. финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов, предусматривающих расходы, за счет средств федерального бюджета;

  5. анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и подготовка предложений, направленных на их устранение;

  6. контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета в Центральном банке РФ, уполномоченных банках;

  7. регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.


Счетная палата осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета на основе принципов:

    • законности, объективности, независимости и гласности.

Счетная палата состоит из:

      1. Председателя Счетной палаты,

      2. заместителя Председателя Счетной палаты,

      3. аудиторов Счетной палаты,

      4. аппарата Счетной палаты.


Председатель Счетной палаты назначается на должность Государственной Думой сроком на шесть лет.

Счетная палата осуществляет контрольную деятельность, проводит ревизии, не вмешиваясь в оперативную деятельность проверяемых организаций.

О результатах ревизий Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу. В случаях выявления нарушений, наносящие государству ущерб, Счетная палата дает предписания, обязательные для исполнения.

Счетная палата должна регулярно представлять сведения о своей деятельности средствам массовой информации.
Министерство финансов РФ как субъект финансового контроля.

Минфин России является федеральным органом исполнительной власти. Осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию.
Министерство финансов РФ осуществляет контроль деятельности, находящихся в его ведении:

    1. Федеральной налоговой службы,

    2. Федеральной службы страхового надзора,

    3. Федеральной службы финансово-бюджетного надзора

    4. Федеральной службы по финансовому мониторингу,

    5. Федеральной таможенной службы.

Министерство финансов РФ руководствуется в своей деятельности :

  1. Конституцией РФ,

  2. федеральными законами,

  3. актами Президента РФ и Правительства РФ,

  4. международными договорами Российской Федерации.


Министерство финансов РФ вносит на рассмотрение в Правительство РФ:

    • проекты федеральных законов,

    • нормативных правовых актов Президента

    • проект плана работы и прогнозные показатели деятельности министерства.



Министерство финансов РФ возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.

Структурными подразделениями Министерства финансов Российской Федерации являются департаменты по основным направлениям деятельности министерства. В состав департаментов включаются отделы.

Министерство финансов РФ является юридическим лицом.

Место нахождения Министерства финансов РФ - г. Москва.
Федеральная налоговая служба как субъект государственного финансового контроля.

Переход к рыночным отношениям в экономике, изменения в области ценообразования и планирования, превратили налоги в основной источник государственных доходов. Стало необходимым появление новых органов, осуществляющих финансовый контроль.

Указом Президента РФ от 23 декабря 1998 г. N 1635 Государственная налоговая служба РФ была преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам. Также Указом Президента от 9 марта 2004 г. N 314 Министерство РФ по налогам и сборам было переименовано в Федеральную налоговую службу.

Федеральная налоговая служба, осуществляя свою главную задачу, выполняет следующие функции:

  1. проводит и организует работу государственных налоговых инспекций по контролю соблюдения законодательства о налогах и других платежах в бюджет;

  2. производит проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет;

  3. учет, оценка и реализация конфискованного, бесхозного имущества, кладов;

  4. осуществляет возврат излишне взысканных и уплаченных налогов и других обязательных платежей через кредитные организации;

  5. анализирует отчетные данные и результаты проверок на местах,

  6. и другие функции.

Финансовый контроль осуществляется различными методами. К ним относятся:

    • ревизии,

    • наблюдение,

    • обследование,

    • проверка,

    • анализ и др.

Наблюдение направлено на ознакомление с состоянием финансовой деятельности проверяемого субъекта.

Возможно проведение обследования отдельных сторон финансовой деятельности с использованием таких приемов, как анкетирование и опрос.

Проверка проводится на месте, в ходе ее используются балансовые, отчетные и расходные документы в целях выявления нарушения финансовой дисциплины и устранения их последствий.

Анализ также направлен на выявление нарушений финансовой дисциплины с помощью различных аналитических приемов.
Основной метод финансового контроля - ревизия, которая осуществляется с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте.

Законодательство закрепляет обязательный и регулярный характер ревизии. Она проводится на месте и основывается на проверке:

  • первичных документов,

  • учетных регистров,

  • бухгалтерской и статистической отчетности,

  • фактического наличия денежных средств.



Как правило, ревизии проходят на основе заранее составленной программы работы ревизоров, которые наделены широкими правами:

  • проверять первичные документы,

  • бухгалтерскую отчетность,

  • планы, сметы,

  • фактическое наличие денег,

  • ценных бумаг;

  • проводить частичные или сплошные инвентаризации, опечатывать склады, кассы;

  • привлекать специалистов и экспертов для проведения ревизии и др.


Ревизии подразделяются на несколько видов.

По содержанию они делятся на документальные и фактические. Документальные ревизии включают в себя проверку различных финансовых документов.

В ходе фактической ревизии проверяется наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей.

По времени осуществления ревизии бывают плановые и внеплановые. Плановые ревизии в производственной сфере проводятся не реже одного раза в год, а в непроизводственной - не реже двух раз в год.
По обследуемому периоду деятельности различают ревизии фронтальные и выборочные.

При фронтальной (полной) ревизии проверяется вся финансовая деятельность субъекта за определенный период.

Выборочная (частичная) представляет собой проверку финансовой деятельности только за короткий период времени.
По объему деятельности ревизии подразделяются на комплексные, при которых проверяется финансовая деятельность в различных областях, и
  1   2   3   4



Скачать файл (377 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации