Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Владимиров Б.М. и др. Мировой рынок ювелирных камней Часть 1. Мировой рынок и индустрия алмазов: Учебное пособие - файл n1.doc


Владимиров Б.М. и др. Мировой рынок ювелирных камней Часть 1. Мировой рынок и индустрия алмазов: Учебное пособие
скачать (775.5 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc776kb.23.01.2013 15:17скачать

Загрузка...

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Реклама MarketGid:
Загрузка...



Б.М. Владимиров , Р.М. Лобацкая , Н.В.Воронцова ,

В.М.Усачев

МИРОВОЙ РЫНОК ЮВЕЛИРНЫХ КАМНЕЙ
Учебное пособие

12.12.00. «Технология художественной обработки материалов»

Иркутск 2006
Ответственный редактор Р.М. Лобацкая – д-р геол.-минерал. наук, профессор, проректор по развитию Иркутского государственного технического университета


Рецензенты:

В.И. Сизых – ведущий сотрудник ИЗК СО РАН, д-р геол.-минерал. наук;

А.А. Бухаров – д-р геол.-мминерал. наук, профессор Иркутского государственного технического университета.

Владимиров Б.М., Лобацкая Р.М., Воронцова Н.В., Усачев В.М. Мировой рынок ювелирных камней. Ч 1 Мировой рынок и индустрия алмазов: Учеб. Пособие. – Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2006. – 152с

Учебное пособие содержит систематизированные данные по истории зарождения и становления самостоятельного рынка драгоценных камней и их товарной классификации. Авторы знакомят читателей с общими особенностями алмазо-бриллиантового бизнеса, приводят специфические и рыночные характеристики алмазов, соотношение и структуру алмазных потоков, принцип организации алмазопровода синдиката Де Бирс и т.д. Приведена краткая и, вместе с тем, объемлющая характеристика типов месторождений, их экономическая значимость.

Пособие предназначено для студентов, аспирантов специальности 12.12.00 «Технология художественной обработки материалов».

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………..3 Глава 1.Общие рыночные характеристики драгоценных камней ………..……….12

    1. Специфические характеристики ювелирных алмазов …………………………………… 20

    2. Специфические характеристики цветных драгоценных камней …………………..……. 22

    3. Принципы оценки ювелирных алмазов и цветных драгоценных камней…………...……24

Глава 2. Промышленно-экономические характеристики технических алмазов и сфера их применения………………………………………………………………….28

2.1. Использование абразивных свойств алмазов…………………………………………………..30

2.2. Физическая и минералого-генетическая классификация алмазов……………………..……..32

Глава 3. Ресурсы и коммерческая характеристика месторождений алмазов ...…. 36

3.1. Путь алмаза от месторождения до ювелирного изделия ……………………………..….……36

3.2.”Централ Селлинг организейшн “(ЦСО) …………………………………………………...….41

3.3. Алмазо-бриллиантовые биржи …………………………………………………………………46

3.4. Мировые центры алмазо-бриллиантового бизнеса…………………………………………… 47

3.5. Общие тенденции развития алмазо-бриллиантового рынка…………………………………. 52

3.6. Основные параметры, определяющие рентабельность эксплуатации месторождения ..….54

Глава 4. Месторождения Африканского континента ………………………..……..58

4.1.Западная Африка …………………………………………………………………………….…...59

4.2. Центральная Африка………………………………………………………………….……….…69

4.3. Восточная Африка …………………………………………………………………….…………77

4.4. Южная Африка……………………………………………………………………….…………..79

Глава 5. Евразия …………………………………………………………….……….. 97

5.1. Индия ……………………………………………………………………………….…………...97

5.2. Китайская Народная Республика ……………………………………………………….…….99

5.3. Индонезия ……………………………………………………………………………………..101

5.4. Россия………………………………………………………..………………………………….102

Глава 6. Месторождения Австралийского континента …………………………..119

Глава 7. Месторождения Южно-Американского континента …………………...122

Глава 8. Месторождения Северо-Американского континента …………………..126

Литература ………………………………………………………………………….. 131

Приложение…………………………………………………………………………. 132

Введение



Основные понятия и определения. Термин «драгоценный камень» пришел к нам из глубины веков. Искатели природных кладов не имели в древности систематических знаний в области точных наук и присваивали своим редким находкам произвольные имена. Такие понятия как минерал и горная порода им были незнакомы, и поэтому ведущими признаками при определении вида драгоценного минерала выступали внешние признаки эстетического характера и, прежде всего, цвет.

Почти всем красным камням присваивалось название «рубин». Среди них большую популярность имели так называемые «рубины-балэ» или «балас рубины», являющиеся на самом деле красными шпинелями. Гранаты альмандинового и пироп - альмандинового состава в большинстве случаев именовались так же «рубинами», каждый раз с приставкой эпитета тех районов, где они добывались. До сих пор встречаются такие названия как: «капский рубин» (месторождение в Южной Африке), «аризонский рубин» (месторождение в Северной Америке).

Название «сапфир» всегда применялось к синим камням, среди которых нередко фигурировали не только корунды, являющиеся истинными сапфирами, но и голубые турмалины («бразильский сапфир»), кордиериты и топазы.

Различно же окрашенные корунды именовались: «восточный топаз» – желто-зеленый корунд, «восточный аквамарин» – розовый корунд и т.д. Эти и многие другие популярные названия драгоценных камней древности образованы без каких-либо правил, они не предполагают родства между отдельными видами и не отражают никаких существенных признаков этих камней кроме цвета.

Термин «камень» применительно к драгоценным минералам заимствован ювелирами у греков, у них же перенят обычай характеризовать каждый индивидуальный «камень» путем присоединения соответствующего эпитета.

Термин «драгоценный камень» возник и оформился в обиходе торговых операций и включает в свое понятийное определение, прежде всего, ценовое значение без уточнения физической природы материала. В результате в категорию «камень» оказались включены не только кристаллические вещества, т.е. минералы и горные породы, но и представители органического мира (янтарь, жемчуг). В данном случае рельефно проявилась историческая ситуация, характеризовавшаяся отсутствием взаимодействия научно-минералогических, ювелирных и коммерческих связей.

У современного минералога может возникнуть естественное желание ликвидировать путаницу в терминологии драгоценных камней путем ее полного пересмотра, однако многим людям, занимающимся их добычей и обработкой и не причастным к науке, полный отказ от названий, возникших в древности, не просто не желателен, но и является задачей невыполнимой.

Современные классификации учитывают данное обстоятельство и, несмотря на расхождения в частностях, базируются на согласованных принципиальных положениях. В них достигнуто относительное однообразие в применении традиционных названий наиболее распространенных «драгоценных камней».

Термины: «сапфир», «рубин», «изумруд», «александрит» применяются только к таким видовым классам минералов, которые отражают их существенные морфологические, типохимические и структурные особенности. Названия «сапфир» и «рубин» считаются правомерными только по отношению к корундам соответствующей окраски. Точно так же названия «изумруд» и «александрит» применяются только к бериллам травянисто-зеленого цвета (изумруд) и хризобериллам, обладающим способностью изменять свой цвет от изумрудно-зеленого при дневном освещении на вишнево-красный – при искусственном (александрит).

Геммологическая ассоциация Великобритании продемонстрировала серьезность своих намерений в решении вопроса об использовании разнообразных названий драгоценных камней в интересах ювелиров и широкой публики, проведя через Парламент в 1918 году закон о правильном описании товаров. Законом предусмотрены наказания за неверное описание камней. Воспрещается повышать ценность драгоценного камня путем таких действий, как прибавление к старому названию дополнительного определения, предназначенного для повышения его цены, или преднамеренного сокрытия в названии синтетических аналогов природным дорогим самоцветам. Недопустимо употребление таких старых терминов как: «топаз-кварц», «восточный топаз», «королевский топаз», «индийский топаз», так как последние три термина относятся к желтым корундам. Многие из подобных названий, вносящих и до сего дня путаницу в описания и маркировку драгоценных изделий, приведены в монографии Г.Смита «Драгоценные камни» (изд-во «Мир», Москва, 1980).

Группировка камней по степени ценности производится в соответствии с их устойчивым спросом на мировом рынке. Практика торговли крупнейших ювелирных магазинов свидетельствует, что среди всего разнообразия ювелирных камней ведущее положение занимают алмаз, рубин, изумруд, сапфир, жемчуг и опал. В России широкий спрос существует на александрит и янтарь. В соответствии с Федеральным законом от 1998 года к категории валютных ценностей отнесены алмаз, изумруд, рубин, сапфир, александрит, жемчуг и уникальные образцы янтаря. Рыночные операции с перечисленными драгоценными камнями возможно осуществлять только с разрешения инспекции пробирного надзора.

Классификации драгоценных камней. В приведенной ниже классификации Е.Я. Киевленко (табл. 1) драгоценные камни разбиты на три группы – ювелирные, ювелирно-поделочные и поделочные. В первых двух группах выделены порядки, а третью группу представляют собственно поделочные камни. Следует иметь в виду, что цена камня в сильной степени зависит от прихоти рынка и, в конечном счете, от капризов моды, определяющей периодически художественные достоинства того или иного камня и ювелирного изделия. Достаточно вспомнить, что в семидесятые годы двадцатого столетия особую ценность приобрел аметист, т.к. дамы предпочитали наряды фиолетового оттенка. Сапфир в тридцатые годы двадцатого столетия ценился очень короткое время выше изумруда. Однако всплески моды на драгоценные камни не меняют в течение длительного времени сложившихся представлений на ценовой ранжир таких ювелирных камней, как алмаз, изумруд, сапфир, рубин и жемчуг. Эти ювелирные камни занимают во всех классификациях самые высшие позиции.

Несколько иные принципы заложены в классификацию ювелирных и поделочных камней, используемую в практике геолого-поисковых, геолого-съемочных работ (табл. 2). Здесь полностью исключены традиционные названия драгоценных камней, имеющие хождение на мировом рынке. Они заменены терминами, соответствующими минералогическим классификациям. Тайны драгоценных камней ранжированы, как и в предыдущей классификации, на три раздела – ювелирные, ювелирно-поделочные и поделочные, однако разбивка на подтипы к группам произведена с использованием минералогических признаков. Вследствие такого подхода была достигнута большая логичность в группировках, но одновременно в число ювелирных камней оказались включены и минералы, не имеющие хождения в рыночно-торговых классификациях (андалузит, ставролит, сподумен, апатит и т.д.). Подобные разночтения присущи и другим группировкам в данной классификации.

Таблица 1

Классификация драгоценных и поделочных камней, разработанная

Е.Я. Киевленко

Первая группа

Ювелирные (драгоценные) камни

1-й порядок

Алмаз, рубин, изумруд, синий сапфир

2-й порядок

Александрит; оранжевый, фиолетовый и зеленый сапфир; благородный черный опал, благородный жадеит

3-й порядок

Демантоид, шпинель; благородный белый и огненный опал; аквамарин, топаз, родонит, турмалин

4-й порядок

Хризолит, циркон, берилл (желтый, зеленый, розовый), кунцит, бирюза, аметист, пироп, альмандин, лунный и солнечный камень, хризопраз, цитрин

Вторая группа

Ювелирно-поделочные камни

1-й порядок

Лазурит, жадеит, нефрит, малахит, чароит, янтарь, горный хрусталь (дымчатый и бесцветный)

2-й порядок

Гематит- кровавик, родонит, непрозрачные иризирующие полевые шпаты (белопорит и т.д.), иризирующий обсидиан, эпидот-гранатовые и везувиановые родингиты-жады

Третья группа

Поделочные камни

Яшма, мраморный оникс, обсидиан, гагат, окаменелое дерево, лиственит, рисунчатый кремень, графический пегматит, флюорит, авантюриновый кварцит, селенит, агальматолит, цветной мрамор и т.д.


В практике рыночных операций и ювелирного дела используются классификации, основу которых составляют принципы, учитывающие разделение драгоценных камней на прозрачные, просвечивающие и непрозрачные группы. Именно по этим признакам вся совокупность драгоценных минералов подразделяется на типы ювелирных, ювелирно-поделочных и поделочных.

Таблица 2


Промышленная классификация ювелирных и поделочных камней, разработанная Всесоюзным научно-исследовательским институтом ювелирной промышленности (ВНИИювелирпром).

Подтип

Группа

Тип

1

2

3

Тип I. Ювелирные камни

1

Прозрачные камни

1-1

твердость 10

Алмаз

1-2

твердость 7-9

Корунд, берилл, турмалин, гранат, хризоберилл, шпинель, монокристаллы кварца, топаз, эвклаз, фенакит, циркон, кордиерит, андалузит, ставролит

1-3

твердость 5-7

Сподумен, кианит, хризолит, диоптаз, бразилианит, танзанит, хромдиопсид, апатит, бенитоит, аксинит, скаполит, томсонит, дамбурит, улексит, касситерит, гамбергит, актинолит, зеленый обсидиан

1-4

твердость <5

Сфалерит, флюорит, брусит, цинкит, шеелит

2

Непрозрачные сверкающие камни

2-1

однородные

Гематит-кровавик, пирит, кобальтин, псиломелан

2-2

рисунчатые

Гематит-чётитовая стеклянная голова, криптомелан-голландитовая стеклянная голова

3

Просвечивающие камни

3-1

яркоокрашенные камни

Сердолик, хризопраз, хлоропал, розовый кварц, цветные полуопалы, смитсонит, прямит, цоизит, полупрозрачный жадеит

3-2

камни с рисунком или красивыми включениями

Агат, волосатик, моховик, оникс (сардоникс, карнеол)

3-3

камни без рисунка и цветной окраски

Халцедон, полуопал, кахалонг

3-4

псевдопрочные камни с определенной ориентировкой

Благородный опал, лунный камень, иризирующий обсидиан

4

Непрозрачные матовые камни с окраской и плотной фактурой поверхности

4-1

камни, применяемые в изделиях с последующей обработкой

Бирюза, варисцит, коралл

4-2

Камни, применяемые в естественном виде

Жемчуг

Тип II. Ювелирно-поделочные камни

1

Вязкие камни

твердость >6

1-1

Нефрит, жадеит и их твердые естественные имитации, гранат-хлоритовая порода, ксенолит, фибролит

2

Камни средней вязкости

твердость 5-6

2-1

яркоокрашенные камни

Лазурит, родонит, амазонит, яшмы, чароит, унакит (агрегат эпидота и кошевого полевого шпата)

2-2

рисунчатые камни

Окаменелое дерево, пегматит графический, кремень графический, яшма, обсидиан, гелиотроп, переливт

2-3

псевдохроичные камни

Беломорит, соколиный и тигровый глаз, серебристый («иризирующий») обсидиан, авантюрин, перламутр

2-4

камни, применяющиеся в естественном виде

2-4а

массивные камни

Почки халцедона, смитсонита, нефрита

2-4б

корки и наросты

Аметистовые и кварцевые щетки, корочки уваровита, дендриты марганцевых минералов, самородной меди и серебра

3

Мягкие и средней твердости камни

3-1

обрабатываемые в холодном состоянии

Малахит, азурит, змеевик, антрацит

Тип III. Поделочные камни

1

Твердость >5

1-1

стекловатые

Обсидианы, яшма, роговики, микрокварциты, железистые роговики

1-2

гетерогенные горные породы и минеральные агрегаты

1-2а

Льдистый кварц, таганаит, амазонитовый гранит

1-2б

Перидотиты, пироксениты, геденберитовый скарн

1-2в

Лиственит, джеспилит

1-2г

Эклогит, гранатовый гнейс

1-2д

Гранитоиды, нефелиновые сиениты, лабрадорит, порфиры и т.д.

2

Твердость 3-5

2-1

просвечивающие

Оникс арагонитовый и кальцитовый, флюорит

2-2

непрозрачные

Мраморы, офиокальцит, ангидрит, змеевик, хлорит-серпентиновая порода

3

Мягкие твердость <3

3-1

просвечивающие

Алебастр, селенит, галит

3-2

непрозрачные

Графит, талькохлорит, пирафилит, брусит, стеатит



Историческая справка по культуре камнерезания

Культура использования человеком драгоценных камней в повседневном обиходе насчитывает более пяти тысячелетий. Первоначально редкие по красоте или по физическим свойствам камни приспосабливали в форме украшений и носили в том виде, в котором находили в природе. Со временем научились облагораживать их путем шлифования и вырезания знаков и фигур, достигнув степени искусства, получившего впоследствии наименование глиптики.

Самые древние изделия подобного рода были найдены в Месопотамии, где с V тысячелетия до н.э. употреблялись как печати. Древнейшие поделки имели форму просверленных цилиндров, получивших название цилиндрических гемм. Они вырезались от руки, а позже использование колеса позволило придавать рисункам более закругленные очертания.

Самым употребительным материалом у вавилонян был кровавик; использовали они также мрамор, ляпис-лазурь, яшму, змеевик и горный хрусталь. Позднее вошли в употребление аметист, сардоникс и сердолик.

Из Вавилона искусство резания проникло в Египет, где самые древние геммы оформлялись также в цилиндрические формы. Несколько позже здесь возникло свое направление, в котором главным мотивом обработки стали овальные камни с изображением священного навозного жука скарабея, считавшегося символом бога солнца. Впоследствии изображение жука вышло из употребления, но форма гемм закрепилась и была позаимствована в VI веке до н.э. этрусками и греками. Материалом для египетских скарабеев служил мягкий сплав стекла.

Классический период развития искусство глиптики переживало в V и IV веках до н.э. во время расцвета Микен. Здесь было обычаем носить вырезанные камни в качестве украшений, талисманов и амулетов; для печатей они не употреблялись. Предпочтительными формами обработки были продолговатые линзообразные и кеглеобразные индивиды, которые просверливались для закрепления на шнурках. Камни, как правило, были гладкими и выпуклыми, получив название скарабеоидов. В ранний период Микенской глиптики материалом для вырезания являлся жировик, который обрабатывался от руки с помощью резца и сверла. Во время расцвета Микен материалом самых лучших работ являлись халцедон, агат, горный хрусталь, рисунки на которые наносились с помощью колеса.

В послемикенский период наступил заметный упадок культуры и искусства; опять стали обрабатывать мягкие материалы и лишь к концу VII века снова начали использовать сердолик, халцедон и кварц.

Новый подъем искусства глиптики произошел в век Александра Великого (Македонского). В этот исторический период появились первые камни, на которых рисунок делался выпуклым; такие изделия начали классифицироваться впоследствии как камеи. Ведущие мастера творили в Александрии во времена владычества Птолемеев. Самым выдающимся произведением глиптики камей считается “Tazza Farnese”, которая выполнена на сердолике. На ней изображена голова юноши в шлеме и голова женщины. Сардоникс состоит из 9 слоев, которые использованы с гениальной изобретательностью при резьбе. В Александрии использовались твердые драгоценные камни и, в том числе, прозрачные и яркоокрашенные; последние поступали из Индии и Сирии. Излюбленным был гиацинт, в большом ходу сирийский гранат; использовались также берилл и топаз.

Помимо изготовления камней начал широко внедряться перенятый у индусов обычай украшать драгоценными камнями чаши, металлические столы, кубки, троны.

Во времена правления Цезарей выпукло отшлифованными камнями начали украшать наряды, оружие, обувь, колесницы. Этот обычай перешел и в Средние века для украшения реликвий, книг, мощей святых. Появились перстни, служившие украшением и выполнявшие роль персональных печатей.

Глиптика начала терять свое значение во II столетии н.э., падение этого вида искусства вызвало к жизни увлечение мистикой камня. Искусство обработки стало заменяться изображением магических символов. В это время входят в моду геммы (первое столетие н.э.), считавшиеся чудодейственными амулетами. Вновь глиптика выходит на широкую арену в эпоху Возрождения, но бывшего совершенства уже не достигает.

В XIII столетии техника круглого шлифования драгоценных камней обогащается шлифовкой фасетками (искусственными гранями). К XVII веку шлифовка гранями достигает наивысшего совершенства в смысле использования физических свойств драгоценных камней. Однако считается, что этот вид деятельности представляет собой скорее мастерство, чем искусство. Один из признанных знатоков шлифовки и гранения драгоценных камней Р. Браунс (1906) так охарактеризовал тот и другой виды деятельности: «Шлифование драгоценных камней представляет скорее мастерство, чем искусство. Если и нужно точное знание свойств камня для того, чтобы получить совершенный шлиф, то само выполнение работы требует хорошо действующей машины да внимательного работника, но не артиста. У правильно отшлифованного бриллианта должно быть правильно соблюденное отношение ширины к длине, ценными являются игра цветов его, его величина и чистота воды; нам нравится его блеск, интересуют его природные свойства, но, тем не менее, бриллиант нельзя считать произведением искусства. Камни известной формы и вырезанные на них изображения гораздо более интересны, хотя бы сами по себе они и не были особенно замечательны; они представляют собою нетленные документы искусства всех времен и имеют громадное значение для историка искусства и культуры. Птолемеева камея в этом смысле гораздо ценнее и обладает гораздо более глубоким смыслом, чем самый большой бриллиант, украшающий какую-нибудь корону» (Р. Браунс, «Царство минералов». С.-Петербург. Издание А.Ф. Девриена, 1906).

Контрольные вопросы:

  1. Особенности рыночной классификации драгоценных камней.

  2. Группировка камней по степени ценности.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12



Скачать файл (775.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации