Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Конспекты лекций по ИГиПЗС - файл Тема 10. Средневековое государство и право в странах Востока.doc


Конспекты лекций по ИГиПЗС
скачать (556.5 kb.)

Доступные файлы (22):

Тема 10. Средневековое государство и право в странах Востока.doc222kb.22.08.2008 13:48скачать
Тема 11. Государство и право Англии в Новое время.doc89kb.22.08.2008 13:53скачать
Тема 12. Государство США В Новое время.doc94kb.22.08.2008 14:04скачать
Тема 13. Государство Франции в Новое время.doc109kb.22.08.2008 15:07скачать
Тема 14. Государство Германии в Новое время.doc46kb.22.08.2008 15:09скачать
Тема 15. Государство Японии в Новое время.doc50kb.22.08.2008 15:12скачать
Тема 16. Становление национальных правовых систем XVII-XIX в.doc197kb.22.08.2008 15:15скачать
Тема 17. Государство США в Новейшее время.doc84kb.23.08.2008 14:49скачать
Тема 18. Государство Великобритании в Новейшее время.doc91kb.23.08.2008 15:06скачать
Тема 19. Государство Франции в Новейшее время.doc105kb.23.08.2008 14:38скачать
Тема 1. Предмет и методология истории государства и права за.doc97kb.21.08.2008 14:52скачать
Тема 20. Государство Германии в Новейшиее время.doc111kb.23.08.2008 15:37скачать
Тема 21.Государство Японии в Новейшее время.doc59kb.23.08.2008 15:39скачать
Тема 22. Основные изменения в праве ведущих стран мира в Нов.doc127kb.23.08.2008 15:43скачать
Тема 2. Государство и права стран Древнего Востока.doc158kb.21.08.2008 14:55скачать
Тема 3. Государство и право Древней Греции.doc104kb.21.08.2008 14:59скачать
Тема 4. Государство и право Древнего Рима.doc130kb.21.08.2008 15:08скачать
Тема 5. Государство и право Франков.doc79kb.21.08.2008 15:17скачать
Тема 6. Средневековое государство и право Франции.doc102kb.21.08.2008 15:41скачать
Тема 7. Средневековое государство и право Германии.doc100kb.21.08.2008 16:17скачать
Тема 8. Средневековое государства и право Англии.doc111kb.22.08.2008 13:31скачать
Тема 9. Государство и право Византии.doc80kb.22.08.2008 13:47скачать

содержание

Тема 10. Средневековое государство и право в странах Востока.doc

  1   2
Тема 10. Средневековое государство и право в странах Востока


1. Государство и право Китая в средние века

2. Государство и право Японии в средние века

3. Арабский Халифат. Мусульманское право


1. Государство и право Китая в средние века

Китайское феодальное государство прошло в своем развитии и периоды централизации, и периоды раздробленности, но всегда в Китае сохранялась преемственность в структуре государственного аппарата. Характерно, что и завоеватели, устанавливая свою власть над Китаем, сохраняли действующий до них государственный аппарат, ограничиваясь весьма незначительными изменениями в его структуре и изъятием всех сколько-нибудь важных постов из рук китайцев.

Центральный госаппарат феодального Китая сохранял многие черты, свойственные рабовладельческой монархии. Главой государства являлся император. Власть его была необычайно широка и переходила по наследству к старшему сыну. Если после смерти императора наследник престола был малолетним, устанавливалось регентство. Личность императора обожествлялась, он по-прежнему считался "Сыном Неба". В присутствии императора даже высшие сановники согласно этикету должны были трижды преклонять колени и отвешивать 9 земных поклонов. Но бывали и такие периоды в истории феодального Китая, когда императоры становились игрушкой в руках борющихся между собой дворцовых группировок.

Центральные органы власти и управления строились следующим образом. Первоначально все нити государственного управления были сосредоточены в руках одного лица цзайсяна. Но в период Тан (618-906 гг.) на первое место выдвигаются, превращаясь в высшие правительственные органы, три палаты (шэн). Главы трех этих палат сообща управляли делами государства. Причем особая роль принадлежала главе Палаты государственных дел. Он ведал всеми чиновниками, руководил работой государственного аппарата. В его распоряжении находилось два помощника. При монголах (династия Юань XIII в.) центральным административным органом империи становится Великий императорский секретариат. Однако с утверждением Минской династии (1368-1644гг.) была проведена определенная реорганизация.

Власть сосредоточивается в руках императора, и все назначения на должности исходят отныне только от него. Укреплению центральной власти способствовало также учреждение Государственного совета (нэйгэ), который добивается расширения своих прав. Маньчжуры строили свой государственный аппарат по такому же образцу. Все важные военные и государственные дела проходили через Государственный совет, в состав которого входили высшие сановники и ученые - члены столичной императорской академии Ханьлинь. Этот орган готовил императорские указы, пересматривал законы, вел государственную хронику. Рядом с Государственным советом появляется еще одно учреждение - собственная канцелярия императора, которая ведает назначением и смещением чиновников. Ее работой руководил сам император.

В центральный государственный аппарат включались, кроме того, шесть ведомств: чинов, финансов, ритуалов, военное ведомство, ведомство наказаний и ведомство общественных работ. Во времена Мин к каждому из шести ведомств был приставлен особый чиновник, докладывавший императору о делах ведомства и контролировавший его работу. Создавались специальные управления: дворцовых дел, полицейской службы и т. д. Большим влиянием пользовались наставники, советники императора и наследника престола. Особое внимание уделялось контрольным органам. Вначале существовала палата цензоров. Подчиненная непосредственно императору, она следила за соблюдением дворцового порядка, контролировала деятельность провинциальных властей и столичных учреждений. В 1382 году она была преобразована в императорскую инспекцию. В ее составе было множество чиновников, цензоров, инспекторов.

В раннефеодальный период местное управление строилось на основе уже известной в Китае системы административно - территориального деления: область, уезд, волость и селение. Разложение надельной системы землепользования вызвало ослабление централизации. В это время расширяются полномочия областных правителей, создаются обширные пограничные наместничества. Вначале такие наместники, на должность которых обычно назначались чиновники высшего ранга, были облечены лишь военной властью. В подведомственных им округах и уездах сохранялась гражданская администрация, назначенная императорским двором. Однако влияние военных наместников быстро росло. Они самостоятельно хозяйничали в подвластных им землях, сами назначали чиновников, взимали налоги и подати, вступали в столкновения друг с другом, заключали союзы. Власть их, как правило, передавалась по наследству. По мере усиления своего могущества военные наместники начинают противиться мероприятиям центрального правительства и даже восставать против него. В связи с этим императоры вынуждены принимать меры к укреплению централизации.

В Х веке было проведено разделение военной и гражданской власти, что привело к ослаблению военных наместников. Следующим шагом в этом направлении явилась ликвидация должности военного наместника. Все местные чиновники назначались и смещались теперь только центральным правительством. Особые должностные лица осуществляли контроль за деятельностью местной администрации и сообщали о результатах в столицу. Без их санкции распоряжения местных чиновников не подлежали исполнению. Монголы не внесли никаких принципиальных изменений в структуру местного управления. Однако аппарат управления был в значительной мере изъят из рук китайцев, все военные должности монголы оставили за собой. В административном отношении страна была поделена на 10 обширных областей ("дорог"), во главе которых стояли монголы.

Минская династия упразднила должности начальников областей. Отныне в область (провинцию) назначаются подчиненные непосредственно двору три уполномоченных: правительственный уполномоченный, ведавший гражданской администрацией и финансами, судебный уполномоченный и военный.

Это же административное деление сохранилось и во времена Цинской династии. Империя делилась на провинции, округа, уезды, волости. Низовая администрация феодального Китая строилась на основе общинной организации, сохранявшей свои органы самоуправления. В V веке создаются объединения из 5 (соседство) и 125 (деревня) крестьянских дворов. Старосты, стоявшие во главе этих объединений, выполняли определенные административные функции, отвечали за обработку земли, направляли крестьян на отбывание трудовой повинности, ловили преступников.

Особое внимание было уделено общинной администрации во времена монгольского правления. Все сельское население было разделено на соседские общины по 50 дворов в каждой. Во главе такой общины находился выборный староста. В его обязанности входило руководство сельскохозяйственными работами, сбор налогов, поддержание порядка в общине. Подобная система сохранялась и в дальнейшем: деревня во главе со старостой делилась на десятидворки, члены которых были связаны круговой порукой.

Китайские империи включали в свой состав окраинные территории с многочисленным иноплеменным населением. На насильственно присоединенных к Китаю территориях создавались особые наместничества. Разветвленный государственный аппарат китайских монархий нуждался в огромной массе разнообразных чиновников. Все они подразделялись на два разряда: гражданских и военных. Кроме того, в 220 году была введена система "чинов девяти рангов", воспринятая всеми последующими династиями. Чиновники были разделены на 9 рангов, каждый из которых подразделялся еще на классы. Деление чиновничества на ранги и классы находило проявление и в повседневной жизни. Рангу должны были соответствовать дома, посуда, одежда и т. д. Нарушители этой регламентации подлежали суровому наказанию. Специфической чертой феодального Китая была экзаменационная система отбора на государственные должности, введение которой относится еще к рабовладельческому периоду. Расцвет ее падает на Х-XIII вв. Экзамены для желающих стать чиновниками проводились один раз в три года в провинции и в столице. Особое значение придавалось экзамену, который принимал лично император. Претенденты, успешно сдавшие экзамен, получали ученые степени.

Благодаря системе государственных экзаменов в руках императоров и центральных органов было сосредоточено право аттестации и выдвижения чиновников, что привело к появлению особого сословия шеньши, формируемого из лиц, успешно выдержавших экзамены. Система комплектования китайской армии была различной на отдельных этапах феодального развития. С введением государственной надельной системы в основу военной организации была положена воинская повинность крестьянства, получавшего за службу земельные наделы. Вся территория подразделялась на военные округа, каждый из которых выставлял определенное количество воинов. Набор в войска проводился среди местного населения. Воинов освобождали от земельного налога и промысловой подати. Воинскую повинность отбывали мужчины в возрасте от 20 до 60 лет.

В мирное время солдаты трудились в своих полях и одновременно проходили военную подготовку. Каждый год они в порядке очередности прибывали в столицу для несения гарнизонной службы, а в случае войны по приказу командующего, назначаемого императором, выступали в поход. С окончанием военных действий командующий возвращался в столицу, а солдаты - в свои деревни. Имелись в это время и другие воинские формирования: создается дворцовая гвардия, появляется наемная тюркская конница.

С разрушением надельной системы землепользования и вступлением Китая в период развитого феодализма система воинской повинности уступает место наемной армии. Ядром армии становятся гвардейские части. Они располагались в столице. Местные войска состояли из гарнизонов, размещенных в округах, в пограничные части вербовались представители покоренных племен.

При основателе Минской династии военная система Китая подверглась очередной реорганизации. Основной частью армии были столичные войска. Вся страна делилась на 5 военных округов. Начальник округа ведал солдатами военных поселений, каждый из которых получал земельный надел. Общее командование войсками, назначение главнокомандующего было сосредоточено в руках императора. При маньчжурской династии Цин (XVII в.) вооруженные силы состояли из крупных военных соединений регулярной армии, так называемых "восьми знамен". "Восьмизнаменные войска" были сформированы главным образом из маньчжуров. Служба в них была наследственной. Эти войска были поставлены в привилегированное положение по сравнению с войсками "зеленого знамени", которые состояли из навербованных в провинциях китайцев.

В феодальном Китае не было четкого отделения суда от администрации, хотя и имелись чисто судебные должности и учреждения. Например, при правлении Сун (960-1126 гг.) существовало уже довольно четкое деление судебных инстанций: уездный суд, окружной, провинциальный, затем- столичный и, наконец, сам император. Причем с целью централизации судебной власти местным чиновникам запрещалось рассматривать дела о серьезных преступлениях. Это право принадлежало центру или же императору.

Минская и Цинская династии располагали довольно значительным судебным аппаратом. К числу центральных учреждений относились: ведомство наказаний, уголовная палата, кассационная палата. Высшая судебная власть принадлежала императору. Судебными функциями располагали также Государственный совет, центральные ведомства и т. д.

На местах имелись судебные чиновники провинций, областные, окружные, уездные судьи. В деревнях земельные споры, дела о браках, обидах рассматривали староста и старейшины. В то же время наместники, начальники областей, округов и т. д. были одновременно и судьями, из центра часто посылались с судебными функциями различные инспектора. Характерно, что во времена Юань дела о преступлениях монголов рассматривались особыми судами. В XVII веке ведению специальных судебных учреждений подлежали все дела маньчжуров.

^ Основные черты права. Основными источниками права являлся закон. Разнообразные правовые сборники появляются уже в раннефеодальный период. Первым китайским кодексом, полностью дошедшим до наших дней, является кодекс династии Тан - "Тан люй шу и" (Уголовный кодекс Тан с комментариями и разъяснениями), составленный в 653 г.

Кодекс династии Сун 963 г. — "Сун син тун" ("Собрание уголовных законов династии СУН") почти полностью копирует кодекс Тан. Пир династии Сун стали издаваться сборники императорских указов ("чин").

Особую группу законов при Тан и Сун составляли административные статусы — "лин", устанавливавшие социальные нормы, а также регулировавшие деятельность администрации. Имея силу закона "лины" отличались от уголовных законов "люй" тем, что носили характер предписаний, предусматривающих наказания за их нарушения.

Отдельную группу составляли законы, именовавшиеся "гэ" (правила). При Тан "гэ" составляли сборника указов, дополнявшие кодекс, при Сун — специальные правила, определявшие штат чинов, размеры наград, сроки отпусков по случаю ношения чиновниками траура и т.п. А законы группы "ши" были посвящены правилам ритуального поведения. При династии Сун на первое место в качестве источника права выходят императорские указы ("чи") и из своды ("ши лэй").

Хотя "люй" обычно именуют уголовными законами, это название следует считать условным, ибо "люй" — это и уголовные, и гражданское, и административное, и процессуарное право; это свод писанных законов.

В 1261 г. монголы разработали уложение, в основу которого были положены нормы китайского права.

В конце XIV в. был составлен свод законов династии Мин; се законы в нем были сгруппированы в шесть разделов по числу ведомств центрального управления.

В 1646 г. создается уложение династии Цин, в которое в последующем вносились различные изменения.

^ Право собственности. Танское право делило вещи на движимые и недвижимые, выделяя три формы собственности: частную ("сы"), государственную ("гуань") и общественную ("гун"). Особым видом собственности была собственность буддийских и даосских общин.

Уже в период Суйской империи в Китае номинальным собственником всей земли считался император. Многие земли, ранее принадлежавшие знати и чиновникам — противникам объединения страны, подвергались конфискации и стали государственными.

Продолжая эту политику, танские императоры, борясь с могущественными феодалами, расширяли государственное землевладение и увеличивали количество государственных податных крестьян. Надежная система все более укреплялась; даже рабы, считавшиеся государственными, получали соответствующий надел, превращая тем самым государственных рабов в обыкновенных крестьян податных.

В Китае было, конечно, и крупное феодальное землевладение. Это — прежде всего так называемые жалованные земли за службу. Феодалы использовали труд зависимых крестьян; частично земля небольшими участками сдавалась в аренду на условиях уплаты ренты и выполнения работ по требованию хозяина.

На полях, полученных чиновниками за службу, чаще всего работали государственные надельные крестьяне.

Что касается частичной собственности крупных феодалов, то число родовых поместий в VI-VII вв. заметно сократилось.

Общественная собственность отличалась в основном от государственной тем, что пользование ею шло на общественные нужды (эта земля и вода, в отличии от государственной им частной собственности, воспринималась как некое общее достояние). Общими были выпасы, леса, болота, озера, реки, горы.

Собственность "гуи" могла быть и государственной, но поскольку доходы с нее преимущественно предназначались на общественные нужды, считалась общественной собственностью.

Существовал еще один вид своеобразной коллективной собственности — собственность буддийских и даосских общин (в 713-741 гг. в Китае образовалось 5358 монастырей и более ста тысяч монахов и монахинь), которая пополнялась в результате пожертвований верующих и дарений императоров. Кроме того, в период распространения надежной системы, монастыри получали землю из расчета 30-му на монаха и 20-му на монахиню.

^ Обязательственное право. Китайское право отдавало предпочтение договору в письменной форме; составление письменного контракта придавало ему особую силу, отличную от сделки, заключенной посредством устного договора.

Рассмотрим отдельные виды договоров.

Купля-продажа. На покупку скота, людей, недвижимости, земли требовалось составление купчей, в которой указывались продавец, покупатель, покупная цена. При этом дееспособным был только глава семьи или старший по возрасту ближайший родственник. При этом обязательно требовались поручитель и свидетели. Сделки по продаже указанных вещей регистрировались органами государственной власти; при этом со сделки взимался налог, который равнялся в V — VI вв. 4% покупной цены. Регистрация сделки в местной администрации означала, что договор купли-продажи вступил в силу.

При продаже земли преимущественное право на ее приобретение имели родственники и соседи продавца.

В период существования надельной системы запрещалась продажа земель подушного надела "коуфэнтянь".

Для Китая была характерна система государственных официально контролируемых рынков. Рынки были во всех уездных и окружных центрах. Каждый десять дней администрация рынков устанавливала цены на товары, регистрировала все лавки, торговцев и их объединения, контролировала использование стандартных мер и весов, следила за тем, чтобы те товары, на которые были утверждены правительством стандарты, соответствовали им.

Виновные в заключении торговых сделок без добровольного, взаимного согласия сторон, с применением силы или принуждения, с завышением или занижением одной из сторон действительной цены товара, наказывались 80 толстыми палками.

С конца Тан и при Сун возросла роль маклерства в торговле: маклеры на официальных, признаваемых властями, и частных.

Товары, на продажу которых существовала монополия казны (чай, соль), как привило, распродавались при посредничестве официальных маклеров.

Заем. Китайское право разрешало взимание процентов по договору займа, но проценты не должны были превышать стоимости взятого в долг. Заем, в том числе и под залог, требовал участие поручителя. Заем под залог оформлялся договором в письменной форме; здесь же указывались обязанности поручителя. Заем под проценты мог быть взят как деньгами, так и конкретными вещами, например зерном. При Тан и Сун был как месячный, так и годовой процент. Заем мог быть дан как частым лицом, так и получен от казны, монастыря. Брать в займы мог только глава семьи; младшие члены семьи могли брать в долг только с согласия старших. Заемщик отвечал перед кредитором своим имуществом. Но последний не имел права даже при наличии залога самовластно забрать у должника его землю, скот и даже имущество. Он обязан был обратиться к властям и делать это только после вынесения властями соответствующего решения.

Должник отвечал за свой долг всем своим имуществом, если он не мог расплатиться имуществом, то сам или кто-то из мужчин его семьи отправлялся на отработку долга. Если должник не желал платить и бежал, то за него должен был расплачиваться поручитель. Если должник умирал, долг переходил на его наследников, сыновей.

Ссуда. Беспроцентный заем назывался "фугжай". Ссуда могла быть выдана как частым лицом, так и казной. Если чиновник, в ведении которого находилось казенное имущество, сам ссужал вещь себе или ссужал ее другому, то это наказывалось 50 тонкими палками, а по истечении десяти дней трактовалось как незаконное присвоение имущества. В данном случае под ссужаемыми вещами имелись в виду одежда, постельные принадлежности, палат

30 тонкими палками; за каждые последующие десять дней просрочки мера наказания увеличивалась.

Особо оговаривают кодексы ссужение чиновником, в ведении которого находились рабы и скот.

Так, за одолжение лошадей, предназначенных для почтовой службы, начальное наказание составляло 100 толстых палок; за использование казенной лошади в течение пяти дней — год каторжных работ.

Хорошо были известны китайскому праву и такие договоры, как дарение, мена, хранение, взятие вещи на комиссию, аренда земли, личный наем.

^ Брак и семья. Брак заключался по решению старших представителей (прежде всего мужчин) двух семей. В отличие от практики многих народов брак в старом Китае не регулировался религией, это было соглашение двух сторон, признаваемое властями.

Что касается брачного возраста, то представления о нем менялись на протяжении многовековой истории Китая. Так, согласно "линам" династии Тан был установлен брачный возраст для невесты 13 лет, для жениха 15 лет. По представлениям Конфуция мужчина должен жениться до 30 лет, а девушка выйти замуж до 20 лет. Были запрещены браки китайца с монголкой; маньчжурки (дочери маньчжуров, служащих знаменитых войск пекинского гарнизона) не имели права выходить замуж за китайцев; не допускались браки китайцев с туземками острова Тайвань.

Целью брака было появление мужского потомства, продолжающего род и совершающего поклонение умершим предкам. Если семья просватанной девушки отказывалась от заключения брака, то старшие в ее семье наказывались 60 толстыми палками, а брак заключался. Если семья жениха, за которой признавалась инициатива сватовства, отказывалась от заключения брака, это не считалось преступлением, ей только не возвращались сделанные свадебные подарки. Если девушку одновременно сватали за двоих, виновным полагалось 100 толстых палок. Если после того как девушка была просватана за одного, ее выдавали за другого, виновные наказывались полутора годами каторжных работ. Девушку отдавали в жены тому, кто первый просватал ее.

Запрещалось вступать в брак однофамильцам и между лицами, состоявшими хотя бы в отдаленном родстве. Нельзя было вступать в брак в период трехгодичного (27-месячного) траура по умершим родителям или покойному мужу (наказание — три года каторжных работ и развод). Запрещалось вступать в брак, если дед, бабка или родители находились под следствием или в заключении; мера наказания в данном случае зависела от предъявленного старшим родственникам обвинения: если им грозила смертная казнь — полтора года каторжных работ; ссылка — год каторжных работ.

Если муж при живой жене женился вторично и брал себе вторую жену (именно жену, а не наложницу, что дозволялось), то он наказывался годом каторжных работ. Брак расторгался. Межсословные браки запрещались. Так при династии Сун были запрещены браки между хозяевами и наемными работниками — лично свободными.

Существовала известная свобода развода: развод по взаимному согласию супругов. Развод одобрялся законом, если имелось нарушение супружеского долга. Оно заключалось не только в действиях, направленных против супруга (супруги), но прежде всего против их близких родственников, или было заключено в действиях родственников мужа или жены друг против друга.

Муж имел семь законных оснований на развод: отсутствие детей, неверность жены, ревность к мужу со стороны жены, тяжелое заболевание жены; воровство, совершенное женой.

Если жена не подавала ни одного из семи поводов для развода, а муж тем не менее разводился с нею, он наказывался полутора годами каторжных работ.

Отсутствие детей было основанием для развода только после того, как жене исполнилось пятьдесят лет.

Процедура развода была простой: муж отправлял жену в ее прежнюю семью с письмом, в котором должно быть указано основание для развода. Если глава семьи отказывался ее принять, к рассмотрению дела привлекались авторитетные люди селения, а уж затем и власти, которые окончательно решали вопрос.

Китайское право закрепляло главенство мужа в семье. Недостатки не мужа, а жены служили основанием для развода; закон требовал исключительной верности жены мужу, в то время как муж мог иметь наложниц. Жена не имела права донести на мужа; донос же мужа на жену рассматривался как донос старшего на младшего. Муж не отвечал за убийство жены по ошибке, а жена отвечала. Жена строго наказывалась за оскорбление свекра и свекрови, причинения им побоев. Даже если свекор пытался изнасиловать сноху, а она, сопротивляясь, убивала его, она подлежала смертной казни. В отношении своих детей, невесток, слуг, наложниц мужа жена была хозяйской, госпожой.

Вся полнота родительской власти закреплялась за главой семьи. Он мог наказывать и даже продавать своих детей. Дети, внуки не имели отдельного имущества, их попытки выделиться и вести самостоятельное хозяйство считались преступлением.

Китайское право регламентировало весь комплекс вопросов, относящихся к усыновлению, которое имело целью продолжение рода, обеспечение жертвоприношений духам предков и поддержки в старости.

^ Наследственное право. Китайское право признавало наследование преимущественно по закону. После смерти отца, главы семьи, имущество семьи считалось равно унаследованным всеми его сыновьями. Но имущество, данное семьей жены, разделу не подлежит. Вдова имела право на управление имуществом семьи после смерти мужа и на долю из него на свои похороны. Замужние дочери не имели права на наследство; незамужние покупали половинную долю братьев.

Незаконные сыновья умершего также могли претендовать на половинную долю наследства законных сыновей. Но главным в праве наследования был раздел на равные доли между мужскими потомками (братьями, внуками) имущества наследодателя (отца, деда). Старший сын или старший внук (сын старшего сына) отличались только тем, что имели исключительное право на наследование чина (ранга, титула, должности) отца (деда).

При полном отсутствии наследников по мужской линии наследницей становилась незамужняя дочь умершего. Отец, глава семьи, не имел права на расчленение собственности семьи. Поэтому волеизъявление по завещанию не имело значения. В более позднее время завещание было разрешено, но оно должно было быть сделано публично, в кругу родственников, заинтересованных в данном имуществе. Но завещатель не имел права лишить своего сына-наследника наследства.

Если вдова выходила замуж, она ничего не брала с собой в новую семью из имущества покойного мужа.

^ Уголовное право. Субъектом преступления мог быть только человек. Объектом преступления могли быть как или человек, или вещь.

В случае совершения преступлений группой лиц при наказании виновных, мера наказания зависела от признания судом данного лица зачинщиком, главарем или пособником. Главарь и пособники не выделялись при наказаниях за преступления, признаваемыми особо тяжкими: за умысел убить старшего кровного.

Следует сказать и о явке с повинной. В этой связи действовало общее правило: если преступник сам явился с повинной (в том случае, когда его преступление не раскрыто), то ему прощают совершенное им преступление. В трех случаях явка с повинной не вела к освобождению от наказания: 1) если явившийся с повинной пришел после того, как на него уже поступил донос; 2) если он явился после того, как бежал из-под ареста; 3) если дело касалось государственных преступлений. но и в этих трех случаях явка с повинной влекла за собой уменьшение меры наказания. Кроме того, явка с повинной не освобождала от наказания за умышленное убийство или умышленное нанесение ранений, а также за изнасилование.

Остановимся на характеристике некоторых составов преступлений.

^ Государственные преступления. Самыми тяжкими были преступления против личности императора и его имущества. Заговор против императора, мятеж, бунт наказывались смертной казнью. Отцы мятежников и их сыновья в возрасте 16 лет и старше подлежали также смертной казни. Сыновья мятежников 15 лет и младше, его мать, незамужние дочери, жена, наложницы, жена и наложницы сына, дед, внуки, братья и сестры также подвергались наказанию; имущество, земля, постройки, рабы подлежали конфискации. Дядья и племянники мятежников подлежали ссылке за 3 тысячи ли. Если в семье, наказываемой на основании общесемейной ответственности, оказывались престарелые или больные, не подлежащие ответственности, один из сыновей мятежника мог быть освобожден от наказания и оставлен как их кормилец. Монахи, монахини, буцюй (собственной частных лиц, но их правовой статус выше, чем рабов) и рабы, осужденные за мятеж, подвергались наказанию только лично сами. Их родственники к ответственности не привлекались.

При заговоре, измене и службе чужому государству: если не было преступных действий, а был лишь умысел, то главарь подлежал смертной казни, пособники наказывались ссылкой. В случае совершения каких-либо действий, направленных на измену, все виновные наказывались смертной казнью. Жены и дети изменников ссылались за 2 тысячи ли.

Осуждение действий императора каралось смертной казнью. Если осуждение императора было совершено непреднамеренно, виновный осуждался на два года каторжных работ.

^ Преступления против личности. При определении наказания за убийство важнейшее место отводилось выяснению вопроса о том, кто был виновный и потерпевший, их отношения друг с другом в системе кровнородственных связей и системе социально-сословного деления общества.

За преднамеренное убийство виновный приговаривался к смертной казни. Дед, бабка, родители за умышленное убийство детей или внуков (если последние не выполняли их указаний), "совершенное рукой, ногой или иным способом, кроме оружия", наказывались двумя годами каторги, а с помощью ножа — двумя с половиной годами каторги.

Смягчалось наказание за убийство во время игры, по ошибке. Дед, бабка, родители не подлежали наказанию за убийство по ошибке своих детей или внуков. Во всех случаях при наказании за убийство по ошибке допускался откуп от наказания, а для людей чиновных — наказание лишением чинов. Обычным наказанием за убийство в драке была смертная казнь.

Совершение различных магических и колдовских действий с целью причинения вреда другому человеку считалось преступлением. Если колдовские действия были направлены против близкого старшего родственника, наказанием была смертная казнь через обезглавливание.

Преступлением против личности было похищение человека. Похищение человека и продажа его в рабство каралось смертной казнью путем удавления, превращение похищенного в буцюй — ссылкой за 3 тысячи ли. Похищение женщины и взятие ее в жены или наложницы, похищение детей и принятие их в семью в качестве своих детей или внуков наказывалось тремя годами каторги. Если в процессе похищения был ранен или убит человек, виновные наказывались как за причинение ранения или убийство человека при ограблении, за что следовала смертная казнь.

Кража. При совершении кражи и при совершении ограбления различались попытки совершить преступление и оконченное преступление. За попытку виновному полагалось 50 ударов тонких палок. При оконченном преступлении мера наказания зависела от стоимости похищенного: от 60 ударов толстых палок до ссылки с дополнительными каторжными работами. Помимо уголовного наказания вор выплачивал компенсацию за причинение ущерба в двойном размере. Если украденное было в наличии, оно возвращалось потерпевшему.

Особые меры наказания предусматривались за кражу оружия и предметов культа: от 90 палок до смертной казни.

За кражу скульптур или изображений Будды наказание от трех лет каторжных работ до ссылки с дополнительными каторжными работами.

За вскрытие могилы, открытие саркофага и похищение вещей из захоронения — смертная казнь. Похищение трупа, еще не положенного в гроб и не погребенного, двумя с половиной годами каторжных работ.

Вором-рецидивистом считался тот, кто "неоднократно нарушал ясные законы и не имеет намерения раскаяться". Троекратное осуждение за кражу или ограбление влекло за собой в дальнейшем меры наказания более суровые, чем обычные. Так, вор, трижды осуждавшийся на ссылку, при совершении кражи в четвертый раз приговаривался к смертной казни.

Средневековое китайское право знало и такие преступления, как вымогательство, мошенничество, причинение ущерба. Так, за поджог казенных или частных строений, независимо от их величины, или умышленное уничтожение огнем чужого имущества, независимо от его его размера, самым минимальным наказанием было три года каторжных работ. Преднамеренное разрушение дамбы или перемычки каралось тремя годами каторги.

^ Должностные преступления. Средневековое китайское право подробно рассматривает случаи ответственности за взяточничество.

Уголовный процесс. Процесс начинался доносом властям о преступлении или заявлением пострадавшего (истца). Потерпевший должен был обратиться с жалобой прежде всего в свою уездную управу. Доносчик обязан был указать год, месяц и место совершения преступления; должен был обращаться с заявлением строго по инстанции.

Малолетние и престарелые не могли сами обращаться с заявлением к властям. Тот, кто не донесет о заговоре против государства или о намерении поднять мятеж, подлежит удавливанию. Лжедонос с обвинением в заговоре против императора карался обезглавливанием.

Общим правилом наказания за лжедонос было получение виновным наказания, равного тому, которое получило бы лицо, осужденное по его ложному доносу. Только малолетние и престарелые имели право откупа от наказания за лжедонос. Запрещалось доносить на родителей, деда и бабку. Исключением являлось убийство отца.

Рабы и буцюй, донесшие на хозяина, за исключением обвинения его в мятеже или измене, карались смертной казнью. Китайское право не признавало анонимного доноса.

Уездная управа или иное административное учреждение, приняв донос или иск, в разные дни три раза допрашивало обвинителя (истца), уточняя обстоятельства дела и всякий раз указывая обвинителю на наказуемость ложного обвинения. Доказательствами считались собственное признание, свидетельские показания, документы.

Арестованные по делу (за исключение больных, инвалидов, беременных женщин; детей младше 10 лет и старше 80 лет) содержались во время следствия в тюрьме.

При Сун было введено разделение чиновников на тех, кто вел следствие, и тех, кто рассматривал дело и выносил приговор. Процесс был письменным. Если дело шло о преступлениях, наказуемых палками, оно решалось уездным начальником. Если же речь шла о более суровой мере наказания, в уездной управе проводили следствие, а затем все материалы по делу и самого обвиняемого передавали в округ для вынесения ему приговора.

Уездная управа не имела права рассматривать дела о мятеже, государственной измене; ей были неподсудны лица, имевшие право на подачу прошения на высочайшее имя. Подчиненные не имели права судить своих начальников.

Исходя из презумпции виновности задачей следствия было не столько уличить обвиняемого, сколько добиться от него признания вины. Допрос свидетелей производился при обвиняемом.

Китайское право разрешало допрос под пыткой, которая заключалась в битье обвиняемого палками. При этом допускалось три допроса под пыткой с общим числом ударов не более 200. При допросе под пыткой каждый допрос должен был отстоять от другого на 20 дней.

Если нормы битья были превышены или следователь прибегал к иным мерам физического воздействия на обвиняемого, он наказывался 100 ударами палкой. Находящуюся под следствием беременную женщину можно было допрашивать под пыткой только через 100 дней после родов.

Следствие могло иметь три результата: обвиняемый признавал свою вину или признавался виновным под тяжестью улик; он мог быть оправдан; дело могло быть признано сомнительным. Разрешалось при определении наказания применять принцип аналогии. Запрещалось наказывать по совокупности преступлений; если лицо привлекалось к ответственности по нескольким преступления, то приговор выносился только за самое тяжкое.

Если дело признавалось сомнительным, то его допускалось решить путем предоставления обвиняемому права на откуп от того наказания, к которому его могли бы приговорить.

Число заседаний суда, на которых так и не было достигнуто единство мнений судей, не должно было превышать трех. В таком случае обвиняемый также получал право на откуп. Дела, связанные с наказанием каторжными работами, рассматривались в округе; с наказанием ссылкой — в провинции или в столице; с наказанием смертной казнью — в столице.

Из провинции дела поступали в Верховный суд (Далисы) или министерство юстиции (Синбу). При династии Сун большое значение в судопроизводстве приобрела коллегия адвокатов (коллегия советников по судебным делам при канцлере), куда поступали дела из Верховного суда. Все высшие органы были укомплектованы чиновниками юристами. В трудных случаях император обсуждал дело со своими советниками, учеными, с чиновниками Императорского секретариата.

Право на амнистию и помилование считалось прерогативой императора. Амнистия означала прощение или уменьшение меры наказания по уже вынесенным приговорам. Амнистировались преступления, раскрытые до амнистии, т. е. в которых преступник признавался до амнистии. Преступления нераскрытые, а также те, в которых преступник не признавался до амнистии, амнистированию не подлежали. Не подлежали амнистии также те преступления, в которых преступники признавались во время объявления амнистии и после. Не амнистировались и те преступления, которые преступник совершал намеренно, зная о предстоящей амнистии. Не подлежали амнистии все преступления из группы "десяти зол", поэтому их называли "непрощаемыми"; не прощались также "буцюй" и рабам такие преступления, как причинение побоев хозяину, замысел убить его или изнасилование хозяйки. Не амнистировали виновных в подделке казенных документов и печатей.

Под помилованием в средневековом Китае понимали уменьшение меры наказания и пересмотр приговора.

  1   2



Скачать файл (556.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации