Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Кайшатаева А.К.Гражданско-правовая охрана смежных прав в Республике Казахстан - файл n1.doc


Кайшатаева А.К.Гражданско-правовая охрана смежных прав в Республике Казахстан
скачать (158.5 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc159kb.23.01.2013 15:34скачать


n1.doc



УДК 347. 78. 03 (574) На правах рукописи



КАЙШАТАЕВА АСЕЛЬ КУАНДЫКОВНА


Гражданско-правовая охрана смежных прав

в Республике Казахстан
12.00.03. - гражданское право; предпринимательское право;

семейное право; международное частное право; гражданский процесс;

арбитражный процесс


Автореферат

(проект)

диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук

Республика Казахстан

Астана, 2010

Работа выполнена на кафедре гражданского права

АО «Казахский гуманитарно-юридический университет»


Научный руководитель
Доктор юридических наук, профессор Каудыров Т.Е.


Официальные оппоненты

________________________-___________________-____


Ведущая организация

_______________________________________________________________________________________


Защита состоится « » 2010 года в часов на заседании

объединенного диссертационного совета ОД 14.50.11 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора юридических наук при АО «Казахский гуманитарно-юридический университет» по адресу: Республика Казахстан, 050000, г. Алматы, пр. Сейфуллина, 521.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке АО «Казахский гуманитарно-юридический университет» по адресу: Республика Казахстан, 010000, г. Астана, Коргалжынское шоссе, 8.


Автореферат разослан «_____»_________________ 2010 г.


Ученый секретарь

объединенного диссертационного совета

д.ю.н., профессор С.П. Мороз

ВВЕДЕНИЕ
Общая характеристика диссертации. Работа посвящена исследованию теоретических и практических аспектов гражданско-правовой охраны смежных прав в Республике Казахстан. В результате исследования сформулированы выводы и предложения, направленные на совершенствование норм действующего законодательства Республики Казахстан и правоприменительной практики.

Актуальность темы диссертационного исследования. В 2007 году Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев в своем послании народу Казахстана в качестве одного из приоритетов государственной политики назвал вступление в ВТО и отметил, что «для учета национальных интересов Казахстана до конца года необходимо привести законодательство Казахстана в соответствие с нормами обязательных соглашений ВТО» [1]. На сегодняшний день Казахстан все еще не стал участником этой международной организации, что обусловлено множеством причин, одна из которых – несоответствие уровня правовой охраны интеллектуальной собственности стандартам ВТО.

Современная и правильно построенная система охраны права интеллектуальной собственности может быть движущей силой и одним из сильнейших стимулов в процессе роста и развития экономики. С этой точки зрения, экономически наиболее влиятельным направлением интеллектуальной деятельности являются индустрия звукозаписи, телерадиовещания, исполнительского искусства. Именно в этой области, где доля контрафактной продукции является самой высокой на сегодняшний день, от степени эффективности правовой охраны зависит благосостояние и репутация не только обладателя прав, но и государства в целом.

Таким образом, можно еще раз констатировать особую важность института смежных прав в системе права интеллектуальной собственности. На современном этапе, в связи со стремительным развитием звукоиндустрии, индустрии вещания и исполнительского искусства, потребность в эффективной гражданско-правовой охране смежных прав вызвала к жизни необходимость выработки новых понятий, категорий, признаков, классификаций в этой области. Кроме того, сегодня назрела необходимость детальной регламентации вопросов, связанных с урегулированием конфликтных правовых ситуаций между субъектами авторских и смежных прав. Отсутствие четкой позиции законодателя по данным вопросам, неблагоприятно отражается на применении существующих норм на практике. На применение существующих норм на практике негативно влияют также такие факторы, как расширение технических возможностей фиксации и распространения объектов творчества, появление новых видов использования интеллектуальных продуктов (Интернет, сотовая связь и др.), расширение объемов вещания в связи с появлением новых средств связи и телекоммуникационных технологий. Способствуя развитию государства в научно-техническом плане, данные факторы привели к появлению пробелов в законодательстве, требующих разработки рекомендаций по их восполнению либо преодолению. Это и обуславливает практическую актуальность избранной темы.

Сложившаяся ситуация требует глубокого анализа и оценки проблем в области гражданско-правовой охраны смежных прав, а также исследования существующих научных теорий, норм законодательства с разработкой теоретических положений о смежных правах, адекватных соответствующим общественным отношениям.

Все эти и другие важные вопросы, обусловили актуальность и необходимость исследования института смежных прав. Вышеизложенное послужило основанием для выбора темы, определения направлений диссертационного исследования, его характера, специфики, структуры и методов исследования.

Степень разработанности проблемы. В Казахстане специальным монографическим исследованиям проблемы, связанные с гражданско-правовой охраной смежных прав не подвергались. В основном смежные права рассматривались в контексте исследования авторского права, и, причем, основное значение придавалось последнему. Относительно короткая история развития смежных прав и освещение в трудах ученых и практиков лишь отдельных аспектов охраны смежных прав во многом определяет степень научной разработанности проблемы гражданско-правовой охраны смежных прав вообще, и в Республике Казахстан в частности.

Проблемы гражданско-правовой охраны смежных прав в Казахстане в контексте исследования права интеллектуальной собственности в целом и авторского права в частности поднимались в трудах Каудырова Т.Е., Ихсанова Е.У., Бейсембина К.Е., Базарбаева Б.Б., Зинченко В.В., Болотова Ю.А., Мамиконян Л.С., Абдреевой Н.Б., Абуовой Р.Ж., Масалиной С.Б. В зарубежной научной среде исследованиями в области права интеллектуальной собственности занимались такие ученые, как Мэггс П.Б., Сергеев А.П., Липцик Д., Близнец И.А., Вейнке В. и др. Исследования этих ученых явились основой данной работы, так как они затронули проблемы правовой охраны интеллектуальной собственности в условиях применения совершенно нового подхода к правовой охране объектов творчества как сферы преимущественно частного права.

Среди наиболее значимых теоретических исследований следует назвать труды Каудырова Т.Е. «Право интеллектуальной собственности в Республике Казахстан», Липцика Д. «Авторское право и смежные права», Мэггс П.Б., Сергеева А.П. «Интеллектуальная собственность», Близнеца И.А. «Интеллектуальная собственность и закон. Теоретические вопросы», и другие, в которых кроме информации учебного характера содержатся и ряд доктрин, концепций, теорий ученых в области права интеллектуальной собственности.

Однако наличие исследований в области общих положений не дает полного представления об институте смежных прав. В связи с этим, автор обращается к диссертационным исследованиям, монографиям в этой области.

Диссертационных исследований, посвященных особенностям гражданско-правовой охраны смежных прав в Республике Казахстан, еще не было. В связи с этим, автором в целях всестороннего исследования использовались диссертационные работы и монографии зарубежных ученых. Среди них к наиболее значительным можно отнести работы Фроловой О.С. «Гражданско-правовое регулирование отношений в сфере смежных прав», Дедовой Е.А. «Гражданско-правовая защита смежных прав организаций эфирного и кабельного вещания», Куликовой Е.В. «Влияние новых технологий на развитие авторского права и смежных прав: договоры, законодательство, практика», Наринян В.М. «Авторское право и смежные права как институты права интеллектуальной собственности» и др. Исследования, содержащиеся в этих трудах, несомненно, внесли существенный вклад в изучение вопросов охраны смежных прав, однако в силу того, что были написаны за рубежом, не всегда были применимы к казахстанскому праву.

В связи с этим, вне поля научных исследований в Казахстане остались такие категории как субъекты, объекты смежных прав; особенности гражданско-правовой охраны исключительных прав в области смежных прав и другие. Недостаточно исследованы проблемы в области фонограммных, исполнительских прав, вовсе не исследованы проблемы в области гражданско-правового регулирования эфирного и кабельного вещания.

Поэтому, избирая тему исследования, мы исходили из того, что назрела необходимость комплексного научно-практического исследования вопросов гражданско-правового регулирования отношений по созданию и использованию исполнений, фонограмм и передач организаций вещания, что важно для юридической науки и практики.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является разработка теоретических положений и практических рекомендаций в области гражданско-правовой охраны смежных прав, а также выработка конкретных предложений по совершенствованию национального законодательства в области смежных прав в условиях интеграции Казахстана в мировое сообщество.

Для достижения указанной цели был выработан следующий комплекс исследовательских задач:

- рассмотреть основные исторические этапы становления системы гражданско-правовой охраны смежных прав;

- определить состояние современного понимания смежных прав, их признаков с обоснованием авторского определения смежных прав;

- исследовать понятие и особенности правоотношений в области смежных прав, выявить специфику структуры правоотношений в области смежных прав, в частности определиться с объектом, субъектом и их научной классификацией, а также исследовать правомочие использования;

- исследовать систему гражданско-правовой охраны смежных прав с обоснованием специфичности такой охраны и характеристикой ее подсистем;

- в рамках рассмотрения охранительных мер исследовать вопросы гражданско-правовой защиты смежных прав;

- исследовать состояние и определить особенности гражданско-правовой охраны отдельных видов смежных прав, а именно исполнительских, фонограммных прав и прав вещательных организаций.

Объект диссертационного исследования. Объектом исследования являются гражданские правоотношения в области осуществления и защиты смежных прав.

Предмет исследования. Предметом исследования являются научные категории, гражданско-правовые институты и нормы применительно к гражданско-правовой охране смежных прав; правоприменительная практика.

Теоретическая основа исследования. Теоретическая основа исследования представлена различными источниками, а именно учебными и научными трудами, монографическими и диссертационными исследованиями в области смежных прав.

Учитывая факт отнесения смежных прав к институту права интеллектуальной собственности, автор также использовал труды казахстанских и зарубежных ученых, внесших существенный вклад в исследование фундаментальных проблем права интеллектуальной собственности. Были исследованы труды таких ученых, как Т.Е. Каудыров, Е.У. Ихсанов, В.В. Зинченко, В. Веинке, Р. Дюма, К. Веркман, М. Розенберг, Д. Липцик, В.А. Дозорцев, В.А. Ионас, В.А. Рясенцев, А.П. Сергеев, И.А. Близнец, П.Б. Мэггс и др.

Проблемный характер исследования обусловил необходимость анализа научных статей в периодических изданиях: журналах «Интеллектуальная собственность», «Интеллектуальная собственность Казахстана» и других, а также в сборниках научных конференций, семинаров, проводимых как в Казахстане под эгидой Комитета по правам интеллектуальной собственности МЮ РК, так и за рубежом под эгидой кафедры ЮНЕСКО по авторскому праву и другим отраслям права интеллектуальной собственности.

В связи с исследованием гражданско-правовых аспектов охраны смежных прав, автором не были обойдены вниманием и научные труды, обращенные к принципам и институтам гражданского права в целом, к сопредельным институтам и категориям теории права, а также к истории искусства и техники. Так были исследованы труды таких ученых, как М.К. Сулейменов, Т.Т. Шиктыбаев, Ю.Г. Басин, Р. Книпер, В.А. Лапач, Г.Ф. Шершеневич и др.

Нормативную основу исследования составили законодательные и подзаконные акты Республики Казахстан, Нормативные постановления Верховного Суда Республики Казахстан, международные конвенции и договоры в области права интеллектуальной собственности.

Эмпирическую основу исследования составили материалы судебной практики по гражданским делам в области защиты смежных прав и материалы договорной практики Казахстанского общества по управлению правами исполнителей.

Методологическая основа исследования. Методология исследования опирается на общенаучный диалектический метод познания социальных процессов и частные методы системного подхода, структурно-функционального и конкретно-исторического анализа, сравнительно-правового и формально-юридического исследования. Применение данных методов по отдельности или в совокупности преследовало цель полного раскрытия гражданско-правовых аспектов охраны смежных прав в Республике Казахстан.

Научная новизна исследования. Впервые в казахстанской науке предпринимается попытка комплексного исследования смежных прав. Причем диссертационная работа посвящена исследованию мер гражданско-правовой охраны смежных прав. Обоснована необходимость совершенствования национальной системы охраны смежных прав при помощи сочетания прогрессивных подходов международной охраны и введения новых специальных правовых норм, отвечающих современным условиям развития Казахстана.

Научная новизна настоящего исследования заключается в комплексном рассмотрении вопросов, относящихся к гражданско-правовой охране смежных прав в Республике Казахстан, в выявлении общих закономерностей, присущих этим правоотношениям, в определении новых категорий и выявлении их сущностных признаков, в попытке дать необходимые теоретические рекомендации по использованию и защите смежных прав.

Дается как позитивный, так и критический научно-практический анализ имеющегося на сегодняшний день правового регулирования отношений по поводу охраны исполнительских, фонограммных прав и прав организаций эфирного и кабельного вещания, исходя из степени эффективности законодательства республики и других государств. Определены оригинальные, прогрессивно отличающиеся от положений законодательств других стран, стороны казахстанской системы гражданско-правовой охраны смежных прав.

В связи с этим сформулированные в диссертационном исследовании теоретические положения и выводы развивают и дополняют теорию гражданского права.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту. Проведенное автором исследование позволило сформулировать и обосновать следующие основные положения, выносимые на защиту:

1 Смежные права – это совокупность охраняемых законом субъективных прав на объекты интеллектуальной творческой деятельности, имеющих абсолютный характер и находящихся во взаимной связи с авторскими правами.

В связи с тем, что закрепленное в казахстанском законодательстве понятие смежных прав не характеризует смежные права, а лишь перечисляет их виды, предлагаем исключить из ст. 2 Закона РК об авторском праве понятие смежные права, оставив его в плоскости научного толкования.

2 На основании исследования гражданских правоотношений в области смежных прав предлагается дополнить научную терминологию в этой части следующими определениями:

- Объекты смежных прав – это результаты интеллектуальной творческой деятельности, выраженные в виде представления, звуковой записи или вещания авторских произведений, их исполнений либо иных, не являющихся авторскими произведениями либо их исполнениями звуков, изображений или изображений и звуков.

- Субъекты правоотношений в области смежных прав - это лица, являющиеся обладателями смежных прав по основаниям, предусмотренным законом либо договором и реализующих их в объеме и пределах, определяемых признаком связанности с правами автора.

- Правомочие использования в области смежных прав – это юридически обеспеченная возможность правообладателя осуществлять действия по введению и применению объектов смежных прав в гражданском обороте в целях удовлетворения интеллектуальных, деловых, коммерческих и иных возможных интересов.

3 Гражданско-правовая охрана смежных прав – это упорядоченная совокупность приемов и средств, обеспечивающих нормальный ход реализации закрепленных в законодательстве смежных прав и представленная комплексом гражданско-правовых норм, регулирующих отношения в области реализации смежных прав; системой органов и организаций, обеспечивающих надлежащую реализацию смежных прав; совокупностью гражданско-правовых способов защиты смежных прав.

Особенности гражданско-правовой охраны смежных прав:

- основным и универсальным способом гражданско-правовой охраны смежных прав является авторско-правовой способ;

- применение авторско-правового способа при осуществлении субъективных смежных прав, претерпевает некоторые обременения, выраженные в обязательности соблюдения некоторых формальностей при реализации субъективных смежных прав (необходимость заключения договоров с авторами; обязательная регистрация лицензионных договоров и выдача охранных документов, предусмотренная законом возможность свободного пользования объектами смежных прав и др. ).

4 В результате исследования вопросов гражданско-правовой охраны исполнительских и фонограммных прав выработаны рекомендации по изменению нормативно закрепленных понятий в этой области. Предлагается нормы пп. 12), 31), 41) ст. 2 Закона РК «Об авторском праве и смежных правах» от 10 июня 1996 года изложить в следующей редакции:

«12) Исполнение – это творческое живое представление, демонстрация, интерпретация, постановка произведений посредством игры, декламации, пения, танца и других творческих действий.

31) Публичное исполнение – это непосредственное или с использованием технических средств исполнение в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к кругу семьи, независимо от того, воспринимаются ли исполнения в месте их сообщения или в другом месте одновременно с сообщением исполнения.

41) Фонограмма – творческая звуковая запись исполнений или иных звуков, за исключением записи, включенной в аудиовизуальное произведение».

5 В целях совершенствования законодательства РК в области смежных прав рекомендуем внести соответствующие изменения в положения гражданского законодательства РК, касающиеся вопросов вещания, а именно:

- заменить термин «передача» термином «вещание», определив вещание как передачу средствами беспроводной связи и по проводам, в том числе по кабелю и через спутник звуков или изображений, или изображений и звуков, либо их отображений для приема публикой;

- ввести в законодательство понятие «программа организаций вещания» и определить ее как совокупность материалов, созданных самой вещательной организацией, либо по ее заказу другой организацией с целью последующего распространения путем вещания, состоящих из изображений, звуков или изображений и звуков. При этом изменению рекомендованы и нормы в области регулирования авторских прав, так как программа организаций вещания отнесена к объектам авторского права, а само вещание (передача) к объектам смежных прав;

- разграничить виды вещания путем закрепления следующих понятий: «эфирное вещание» - передача средствами беспроводной связи, в том числе через спутник, звуков или изображений, или изображений и звуков, либо их отображений для приема публикой; «кабельное вещание» - передача по проводам для приема публикой звуков или изображений, или изображений и звуков, либо их отображений; «сетевое вещание» - доведение до всеобщего сведения через компьютерную сеть звуков или изображений, или изображений и звуков, либо их отображений, передаваемых по проводам или средствами беспроводной связи, осуществляемое в значительной мере одновременно;

- в связи с развитием Интернета и других способов сетевого вещания в области распространения фонограмм и программ эфирного и кабельного вещания, представляется необходимым закрепить за исполнителями, производителями фонограмм, вещательными организациями исключительное право разрешать любую публичную передачу своих объектов по проводам или средствами беспроводной связи, включая публичную передачу объектов такими средствами, которые дают возможность доступа к ним граждан в любое время и в любом месте по индивидуальному выбору.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что положения и выводы, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы в дальнейших углубленных исследованиях современного права интеллектуальной собственности Казахстана и зарубежных государств; при подготовке проектов законов о внесении изменений и дополнений в гражданское законодательство Республики Казахстан по вопросам гражданско-правовой охраны смежных прав; в учебном процессе по курсу гражданского права.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации были представлены соискателем на:

  • региональной научно-практической конференции «Проблемы применения института ответственности в правовой системе Республики Казахстан» (г. Семипалатинск, 2003 г.)

  • межвузовской научно-практической конференции «Правовое государство: проблемы теории и практики» (г. Павлодар, 2003 г.)

  • научно-практической конференции «Высшее юридическое и гуманитарное образование: концепции и модели» (г. Семипалатинск, 2004 г.)

  • международной научно-практической конференции «Человек и его место во Вселенной» (г. Семипалатинск, 24-25 ноября 2004 г.);

  • международной научно-практической конференции (в рамках ежегодных цивилистических чтений) «Объекты гражданских прав» (Алматы, 2004 г.);

  • межвузовской научно-практической конференции аспирантов, соискателей, магистрантов и ученых «Государственные механизмы охраны собственности в Республике Казахстан» (г. Семей, 27-28 ноября 2008 г.);

  • международной научно-практической конференции «Индустриально-инновационное развитие Казахстана: экономические, правовые и социальные аспекты» (г. Семей, 27-28 марта 2009 г.);

  • международной научно-практической конференции «Совершенствование деятельности государства и общества в области охраны материнства и детства: социально-политические, экономические и правовые аспекты» (г. Семей, 2009 г.).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, обозначений и сокращений, основной части, включающей три раздела и девять подразделов, заключения и списка использованных источников.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Во введении обосновывается актуальность темы, дается оценка состояния ее разработанности в отечественной и зарубежной науке, определяются цель и основные задачи исследования, теоретическая, нормативно-правовая, практическая и методологическая основы диссертационной работы, формулируются основные положения, выносимые на защиту, раскрывается их научная новизна, теоретическая и практическая значимость, приводятся сведения о структуре и объеме работы.

В разделе 1 «Смежные права: понятие и общая характеристика», который содержит три подраздела и носит теоретический характер, рассматриваются исторические аспекты становления и развития системы гражданско-правовой охраны смежных прав. В данном разделе исследуются понятие и признаки смежных прав, научные и законодательные положения, касающиеся таких элементов гражданских правоотношений в области смежных прав, как объекты, субъекты и правомочие использования. Формулируется авторское понятие смежных прав, а также дается их общая характеристика.

В подразделе 1.1 «Исторические предпосылки возникновения и современные направления развития смежных прав» рассматривается история возникновения и развития системы гражданско-правовой охраны исполнительских, фонограммных прав и прав вещательных организаций в зарубежных странах и в Республике Казахстан.

Правовая категория «интеллектуальная собственность» начала свое формирование с момента появления нормативных документов, закрепляющих первые правовые положения относительно состояния присвоенности нематериальных благ.

Формирование правовой категории «смежные права», явилось результатом появления новых тенденций развития уже достаточно ярко закрепленного института права интеллектуальной собственности. Пока не было возможности записывать выступления артистов, они могли сами контролировать продажу своего голоса, мимики и жестов.

Именно появление фонографа Томаса Альва Эдисона, кинематографа братьев Луи и Огюста Люмьер, радио Генриха Рудольфа Герца и Гульельмо Маркони в период между концом XIX и началом XX в. стали отправной точкой технического прогресса, приведшего к признанию смежных прав. В результате уже второй век охрана прав артистов-исполнителей приближается по своему уровню к охране прав авторов.

Технический прогресс дал всем возможность наслаждаться музыкой: исполнение перестало носить единичный характер, появилась возможность записывать его, а публика приобрела возможность слушать музыку, находясь дома. В то же время в кафе, на семейных праздниках, театральных залах, на балах, в кинотеатрах и т. д. исполнителей стали заменять фонограммы, звуковые дорожки кинофильмов, радиопередачи. Именно имущественные противоречия между авторами, исполнителями, производителями фонограмм вызвали необходимость правового регулирования данных прав на национальном и международном уровнях.

Признание прав артистов-исполнителей в международном плане пришло вместе с признанием фонограммных прав и прав организаций эфирного вещания, однако, вне рамок конвенций об авторском праве. Конвенция, касающаяся этих прав, была подписана в Риме в 1961 году по инициативе трех международных организаций: Международной организации труда (МОТ), Международного бюро Бернского союза (на смену которому пришла ВОИС) и ЮНЕСКО.

Этот акт не только впервые выделил категории исполнения в отдельный объект права интеллектуальной собственности, но и закрепил в праве такие объекты как фонограмма и передача эфирного и кабельного вещания.

Это стало важным шагом, ведь с появлением звукозаписи возникла целая отрасль, связанная с производством фонограмм. В их создание, рекламу и распространение в инвестиционном азарте вкладывались большие средства. Кроме того, приблизительно к середине XX века телерадиовещательные организации стали замечать, что не только они бесплатно транслируют чужие передачи, но и их передачи безвозмездно перехватываются и используются конкурентами. Все это требовало объединить права исполнителей, производителей фонограмм, организаций эфирного и кабельного вещания одной категорией, которая выразила бы общность этих прав через признак связанности их с авторскими правами.

В связи с этим, появление термина «смежные права» является лишь заключительным этапом обособления правовой охраны ранее возникших объектов интеллектуальной деятельности, таких как исполнения, постановки, фонограммы и передачи вещательных организаций.

На национальном уровне для Казахстана наиболее значимым историческим этапом развития смежных прав является период с 1991 года – обретения Казахстаном независимости по настоящее время. До 1991 года, когда мировые процессы в области обособления и правового закрепления смежных прав протекали достаточно бурно, Казахстан являлся частью Советского союза социалистических государств, в законодательстве которого понятие «смежные права» отсутствовало и потому развитие смежных прав в этот период переживало состояние стагнации. История развития законодательства независимого Казахстана во многом предопределяет современные направления развития смежных прав на территории республики. Если поэтапно рассматривать формирование и совершенствование законодательных положений о смежных правах в РК в мировом масштабе, то наше государство придерживается политики мировых процессов в области регулирования объектов интеллектуальной собственности.

В подразделе 1.2 «Понятие и признаки смежных прав» раскрываются понятие и признаки смежных прав.

Для определения правовой природы смежных прав автор изучает существующие теории в этой области.

Хотя категория «смежные права» довольно часто употребляется в учебной и научной литературе, а также правоприменительной практике, законодатель долгое время не давал ей определения, что скорее является обстоятельством, детерминирующим продолжающуюся вокруг нее дискуссию. На сегодняшний день, несмотря на то, что этот термин закреплен законодательством Республики Казахстан и является термином международного масштаба, в науке до сих пор нет общепризнанной дефиниции смежных прав. Многие аспекты смежных прав просто постулируются и не получили надлежащего теоретического обоснования.

Международное законодательство, предоставляя правовую охрану исполнителям, производителям фонограмм и вещательным организациям, не стремиться к закреплению самого термина «смежные права», оставляя его в плоскости словарного толкования. При этом международное законодательство в качестве основных признаков, послуживших объединению исполнительских, фонограммных и вещательных прав в одну группу, четко определяет, первое, связь с авторскими правами, второе, направленность – публичное использование или доведение до всеобщего сведения.

Несмотря на имеющуюся диффузию термина в международном законодательстве, в нормативных актах РК все же закреплена норма, содержащая определение категории «смежные права». Так ст. 2 Закона РК «Об авторском праве и смежных правах» после изменений, внесенных Законом РК от 9 июля 2004 года № 586, закрепляет: «смежные права – это имущественные права исполнителя, производителя фонограммы, организации эфирного и кабельного вещания и личные неимущественные права исполнителя»[2]. Глава 51 Гражданского кодекса РК (Особенная часть)[3] посвящена регулированию отношений в сфере смежных прав и ст. 985 ГК РК установила, что смежные права распространяются на постановки, исполнения, фонограммы, передачи организаций эфирного и кабельного вещания независимо от их назначения, содержания и достоинства, а также от способа и формы их выражения [3].

Автор считает, не обязательно давать конкретное определение в законодательных актах, оставив его в плоскости доктринального толкования. И это не ведет к отказу от термина смежные права, ведь в казахстанском законодательстве много конструкций которым не даны определения, однако их значимость не вызывает сомнений, например категория «вещные права».

С позиции автора смежные права являются достаточно сложной многокомпонентной и особой научной категорией. Интерес к ней вызван, прежде всего, возможностью выявить ее отличительные признаки от категории авторских прав. Учитывая, что на сегодня не существует единства в подходах к определению правовой природы смежных прав, в работе отмечается практическая значимость всех теорий, поскольку каждая из них необходима для понимания сущности смежных прав, характеристики отдельных их видов и выявления основных тенденций совершенствования законодательства, регулирующего отношения в этой области.

По мнению автора, смежные права – это совокупность охраняемых законом субъективных прав на объекты интеллектуальной творческой деятельности, имеющих абсолютный характер и находящихся во взаимной связи с авторскими правами.

Автор считает, что наиболее правильным будет выражать признак смежности через категорию связанности с авторскими правами, причем эта связь взаимна и проявляется она как в производности, зависимости, подчиненности, так и в схожести правовой охраны авторских и смежных прав.

В подразделе 1.3 «Элементы гражданских правоотношений в области смежных прав» исследуются элементы гражданских правоотношений в области смежных прав. Исследуемые вопросы раскрыты в трех пунктах: 1.3.1 «Объекты смежных прав»; 1.3.2 «Субъекты смежных прав»; 1.3.3 «Правомочие использования в области смежных прав».

В них последовательно дается анализ научных, законодательных положений в области объектов, субъектов и правомочия использования.

Пункт 1.3.1«Объекты смежных прав». Смежные права распространяются на исполнения, постановки, фонограммы, передачи организаций эфирного и кабельного вещания (ст. 985 ГК РК). В свою очередь названные объекты наряду с объектами авторских, патентных прав (произведениями науки, литературы, искусства, изобретениями, полезными моделями, промышленными образцами, селекционными достижениями и др.) отнесены к результатам интеллектуальной творческой деятельности (часть 2 ст. 961 ГК РК) [3]. Такое расположение норм лишний раз является подтверждением того, что объекты смежных прав обладают общими признаками объектов права интеллектуальной собственности.

Рассматривая признаки объектов смежных прав, автор утверждает, что такие признаки как бестелесность (идеальность), творческий характер деятельности, наличие объективной формы присущи объектам смежных прав, как и всем результатам интеллектуальной творческой деятельности. При этом, в этой части исследования автор уделяет особое внимание такой особенности объектов смежных прав как связь с объектами авторского права. Также, рассматривая научные высказывания в области понимания объектов гражданских прав, автор доказывает точку зрения, заключающуюся в том, что определение объектов смежных прав через совокупность действий (процесс), в результате которых они появились, подчеркнет особенность этих объектов.

На основании проведенных исследований авто дает свое понятие объекта смежных прав.

В заключении этого пункта автор рассматривает законодательно закрепленный перечень объектов смежных прав на предмет его сужения или расширения и обосновывает, что перечень объектов смежных прав, закрепленный гражданским законодательством Казахстана, отвечает признакам смежных прав и не требует дополнения, однако такой объект как постановки, более правильным будет относить к исполнениям и не выделять в качестве самостоятельного объекта смежных прав.

В пункте 1.3.2 «Субъекты смежных прав» автор рассматривает категории, через которые можно определить субъекта смежных прав. Автор, рассуждая о том, что универсальной и наиболее приемлемой категорией в этом случае является категория «правообладатель», дает следующее понятие субъектов правоотношений в области смежных прав: субъекты правоотношений в области смежных прав - это лица, являющиеся обладателями смежных прав по основаниям, предусмотренным законом либо договором и реализующие их в объеме и пределах, определяемых признаком связанности с правами автора.

Также в этой части диссертационного исследования автор дает подробную классификацию субъектов смежных прав, выбрав в качестве критериев следующие: критерий вида правоотношения; критерий личности; количественный критерий; в зависимости от оснований возникновения; в зависимости от объема субъективных прав; в зависимости от вида объекта, критерий государственной принадлежности правообладателей.

Пункт 1.3.3 «Правомочие использования в области смежных прав» посвящен исследованию вопросов правомочия использования как основного правомочия в содержании смежных прав. Рассматривая вопросы взаимного влияния категорий «исключительные права» и «правомочие использование», автор уделяет особое внимание исследованию структуры правомочия использования в области смежных прав.

Автор также исследует основания использования объектов смежных прав, которые в свою очередь подразделяются на законные и договорные. Анализируя договорные формы использования объектов смежных прав, автор, рассматривая имеющиеся в науке теорию «передачи» и теорию «разрешения» [4, с. 282], рассуждает о том, что Республика Казахстан при конструировании своего законодательства пошла по пути сочетания двух этих теорий.

В заключении этой части исследования автор на основе выделенных признаков дает определение правомочию использования в области смежных прав.

Раздел 2 «Система гражданско-правовой охраны смежных прав в Республике Казахстан», носящий как теоретический, так и практический характер, состоит из трех подразделов. Рассмотрены дискуссионные вопросы о понятии и структуре системы гражданско-правовой охраны смежных прав в Республике Казахстан, исследованы особенности способов гражданско-правовой охраны смежных прав, внесены аргументы в полемику о гражданско-правовых способах защиты нарушенных смежных прав.

В подразделе 2.1 «Понятие и структурные элементы системы гражданско-правовой охраны смежных прав» исследуется система гражданско-правовой охраны смежных прав в Республике Казахстан, которая представлена нормативно-правовой основой регулирования смежных прав и системой органов и организаций, обеспечивающих успешную их реализацию.

На современном этапе, законодательная подсистема системы гражданско-правовой охраны смежных прав построена по принципу подчиненности. Воспользовавшись иерархией, автор в этом подразделе дает характеристику основным нормативным актам в сфере регулирования отношений по поводу исполнений, фонограмм, передач вещания.

Также автор уделяет внимание рассмотрению институциональной части системы гражданско-правовой охраны смежных прав в РК. Как и в любой отрасли, структура институциональной системы охраны смежных прав представлена: государственными органами общей и специальной компетенции; негосударственными организациями и физическими лицами, призванными помочь в осуществлении прав.

Утверждая, что смежные права – это, прежде всего, частные права, и обеспечение надлежащей охраны смежных прав является важной задачей не только государственных подразделений, но и творческих союзов, общественных организаций и ассоциаций, автор достаточно подробно исследует правовой статус организаций по коллективному управлению имущественными правами в области смежных прав, в частности, на примере Казахстанского общества по управлению правами исполнителей.

В подразделе 2.2 «Особенности способов гражданско-правовой охраны смежных прав» исследуются особенности способов гражданско-правовой охраны смежных прав.

Вся система способов гражданско-правовой охраны интеллектуальной собственности сводится к авторско-правовому, патентно-правовому и смешанному способам охраны, характеризуемым в науке разной степенью формализации и участием государства в установлении и закреплении прав на соответствующие объекты интеллектуальной собственности.

Автор, подробно рассматривая каждый способ, выявляет его относимость и применимость к гражданско-правовой охране смежных прав.

Считая основным и универсальным способом охраны смежных прав авторско-правовой способ, не требующий соблюдения каких бы то ни было формальностей для предоставления правовой охраны, автор обосновывает, что применение данного способа при осуществлении субъективных смежных прав, претерпевает некоторые обременения, которые обусловлены специфичностью смежных прав.

В подразделе 2.3 «Система способов гражданско-правовой защиты смежных прав» дается анализ способов гражданско-правовой защиты нарушенных смежных прав.

В условиях коммерциализации интеллектуальной собственности стремление субъектов правоотношений в области смежных прав удовлетворить свои имущественные потребности часто сопровождается нарушением законодательства либо договорных условий, поэтому особую роль в системе гражданско-правовой охраны смежных прав приобретает вопрос о необходимости наличия четко функционирующего механизма защиты смежных прав.

Автор в этом подразделе рассматривает гражданско-правовые меры защиты смежных прав как совокупность предусмотренных законодательными актами мер воздействия на нарушителя смежных прав независимо от его вины, осуществляемых принудительно либо добровольно и направленных на эквивалентное (без дополнительных имущественных обременений) восстановление нарушенных, но не утраченных субъективных смежных прав, пресечение действий, нарушающих смежные права или создающих угрозу их нарушения, либо признание субъективных смежных прав; а меры гражданско-правовой ответственности в области смежных прав - это предусмотренные законом санкции, применяемые судом в форме возложения определенного объема дополнительных имущественных обременений с целью защиты нарушенных смежных прав, а также наказания правонарушителя.

При этом, подразделяя способы гражданско-правовой защиты на меры защиты и меры ответственности, автор последовательно рассматривает не только их теоретические аспекты, но и приводит примеры их реализации на практике.

В разделе 3 «Особенности гражданско-правовой охраны отдельных видов смежных прав по законодательству Республики Казахстан» состоящем из трех подразделов, исследуются вопросы гражданско-правовой охраны исполнительских прав, фонограммных прав и прав вещательных организаций.

В подразделе 3.1 «Особенности гражданско-правовой охраны исполнительских прав» исследованы понятия и признаки исполнений как объекта смежных прав, личные неимущественные и имущественные права исполнителя.

Автором сделан тщательный анализ понятия «исполнение», содержащегося в законодательстве Республики Казахстан, выявлены его недостатки, предложено на основе рассмотрения основных характеристик авторское понятие «исполнение» и «публичное исполнение».

При исследовании личных неимущественных прав исполнителя автор поднял проблемные вопросы в области реализации права на имя; права на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя, а также рассмотрел возможность включения в список личных неимущественных прав исполнителя права исполнительства.

Рассматривая имущественные права исполнителя автор исходил из следующей классификации: имущественные права исполнителя на живое исполнение и имущественные права исполнителя на записанное исполнение. В этой части автор не только рассмотрел особенности реализации каждого из имущественных прав исполнителя, но и взаимоотношения исполнителей и субъектов права интеллектуальной собственности при осуществлении этих прав.

Автор также дает рекомендации по совершенствованию законодательства РК в области гражданско-правовой охраны исполнительских прав.

В подразделе 3.2 «Особенности гражданско-правовой охраны фонограммных прав» исследованы понятия и признаки фонограмм как объекта смежных прав, имущественные права производителя фонограмм.

В этом подразделе автор исследует понятие «фонограмма», устанавливает соотношение понятий «фонограмма» и «звукозапись». Указывая на творческий характер фонограмм, который имеет приоритетное значение, автор рассматривает различных субъектов фонограммных прав и определяет их статус и значение (производитель фонограмм, изготовитель фонограмм, аудиопродюсер).

В этой части исследования автор также дает анализ имущественным правам производителя фонограмм: право на воспроизведение, право на прокат и распространение, право на передачу в эфир и по кабелю. Также уделено внимание новым способам публичной передачи фонограмм, не нашедших отражение в законодательстве Республики Казахстан.

Автор также дает рекомендации по совершенствованию законодательства РК в области гражданско-правовой охраны фонограммных прав.

В подразделе 3.3 «Особенности гражданско-правовой охраны прав вещательных организаций» исследованы понятия и признаки вещания как объекта смежных прав, имущественные права организаций вещания.

Автор рассматривает вещание как объект смежных прав, соотносит его с термином «вещание» и термином «программа». Автор также уделяет особое внимание критерию творчества в вещании. Разграничивая такие виды вещания как кабельное, эфирное и сетевое, автор делает попытку совершенствовать нормы казахстанского права интеллектуальной собственности в этой сфере и унифицировать их с нормами международного законодательства.

Автор исследует основные имущественные права организаций вещания, опираясь на имеющиеся в гражданско-правовой науке теории, концепции. Автор также рассматривает проблемные вопросы в области имеющихся в казахстанском законодательстве ограничений имущественных прав вещательных организаций.

Автор также дает рекомендации по совершенствованию законодательства РК в области гражданско-правовой охраны прав организаций вещания.

В заключении, автор, обобщая проведенное исследование, приходит к следующим кратким выводам по результатам диссертационной работы.

Формирование правовой категории «смежные права» явилось результатом появления новых тенденций развития уже достаточно прочно закрепленного института права интеллектуальной собственности. Республика Казахстан на сегодняшний день прошла такие исторические этапы развития системы охраны смежных прав: как период охраны смежных прав в контексте реализации права использования авторских произведений (период преимущественной охраны прав автора); период формирования и расцвета национальной системы охраны смежных прав (период обособления объектов смежных прав в отдельную группу и предоставления собственных преимуществ в охране) и период международных конвенций и мировой интеграции правовой охраны смежных прав.

Смежные права являются достаточно сложной многокомпонентной и особой научной категорией. В связи с этим формулирование характерных признаков смежных прав наиболее полно отражает сущность определяемой категории, что является ценным для их гражданско-правовой охраны. Исходя из этого, смежные права – это совокупность охраняемых законом субъективных прав на объекты интеллектуальной творческой деятельности, имеющих абсолютный характер и находящихся во взаимной связи с авторскими правами.

Определение предмета правового регулирования института смежных прав оказывает влияние на эффективность гражданско-правовой охраны смежных прав. В связи с этим, были исследованы правоотношения в области смежных прав, их структура и сделаны следующие выводы.

Говоря об объектах смежных прав, мы имеем в виду блага и действия, по поводу которых возникают субъективные права исполнителей, производителей фонограмм, вещательных организаций. Специфичность объекта правоотношения в области смежных прав не вызывает сомнений, так с одной стороны объект смежных прав – это блага, а с другой стороны – это действия, очерченные правовыми нормами для удовлетворения потребностей правообладателя. В действиях правообладателя находит собственное отражение объективное право как результат воздействия права на волю обладателя субъективного права и его осуществление. Отсюда, объекты смежных прав – это результаты интеллектуальной творческой деятельности, выраженные в виде представления, звуковой записи или вещания авторских произведений, их исполнений либо иных, не являющихся авторскими произведениями либо их исполнениями звуков, изображений или изображений и звуков.

На сегодняшний день теоретические представления о субъекте гражданских правоотношений в области смежных прав, отражают само динамическое развитие специфической правовой системы охраны и сведены к конкретному кругу лиц: исполнители, производители фонограмм, организации эфирного, кабельного и сетевого вещания. Исследование понятия, признаков и видов субъектов правоотношений в области смежных прав стали основой к пониманию признака смежности в сочетании с критерием творчества. Итак, на основе проведенных изысканий, под субъектами правоотношений в области смежных прав понимаются лица, являющиеся обладателями смежных прав по основаниям, предусмотренным законом либо договором и реализующие их в объеме и пределах, определяемых уровнем зависимости от авторских прав.

Содержание правоотношения в области смежных прав представлено исключительными имущественными правами исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций, а также личными неимущественными правами исполнителей. При исследовании содержания правоотношений был обоснован вывод о коммерческой направленности гражданско-правовой охраны смежных прав. Поэтому исследование права использования как права, занимающего основное место в содержании правоотношения, привело к следующим результатам. Использование объектов смежных прав имеет определенную общую направленность. Так запись, воспроизведение, сообщение по кабелю для всеобщего сведения, сдачу в прокат можно отнести к действиям по введению объектов смежных прав в гражданский оборот. А распространение, переработка, импорт и иные подобные действия характеризует правомочие использования те только как возможность правообладателя, позволяющую применять объекты смежных прав в гражданском обороте в целях удовлетворения интеллектуальных, деловых, коммерческих и иных возможных интересов, но и как возможность решать юридическую судьбу объекта (правомочие распоряжения). Это лишний раз свидетельствует о специфичности категории использования, которая, являясь основным компонентом содержания правоотношения в области смежных прав, определяет абсолютность смежных прав. Отсюда, правомочие использования в области смежных прав – это юридически обеспеченная возможность правообладателя осуществлять действия по введению и применению объектов смежных прав в гражданском обороте в целях удовлетворения интеллектуальных, деловых, коммерческих и иных возможных интересов.

На основании выводов, сделанных в результате исследования структурных элементов гражданских правоотношений в области смежных прав, можно заключить, что под гражданскими правоотношениями в области смежных прав понимаются урегулированные нормами гражданского законодательства общественные отношения, складывающиеся в области создания и использования таких объектов интеллектуальной творческой деятельности как исполнения, фонограммы и передачи вещательных организаций.

Республика Казахстан придерживается концепции построения системы правовой охраны смежных прав, сходной системе правовой охраны авторских прав. Подпадая в силу доктринальных и нормативных положений в область авторско-правового способа охраны, гражданско-правовая охрана смежных прав все же имеет свои особенности. Исследование системы гражданско-правовой охраны смежных прав позволило сделать и обосновать следующие выводы.

Гражданско-правовая охрана смежных прав – это упорядоченная совокупность приемов и средств, обеспечивающих нормальный ход реализации закрепленных в законодательстве смежных прав и представленная комплексом гражданско-правовых норм, регулирующих отношения в области реализации смежных прав; системой органов и организаций, обеспечивающих надлежащую реализацию смежных прав; совокупностью гражданско-правовых способов защиты смежных прав.

При этом в рамках рассмотрения охранительных мер были исследованы вопросы гражданско-правовой защиты смежных прав при анализе категорий «гражданско-правовые меры защиты смежных прав» и «меры гражданско-правовой ответственности в области смежных прав». Также обоснована классификация способов гражданско-правовой защиты смежных прав с описанием их основных характеристик.

В результате исследования состояния и особенностей гражданско-правовой охраны отдельных видов смежных прав, а именно исполнительских, фонограммных прав и прав вещательных организаций, обоснован вывод о необходимости правильного формулирования понятийного аппарата в этой области, о несоответствии норм законодательства в этой области уровню современного развития соответствующих отношений, об отсутствии системы в правовом регулировании; о необходимости унификации норм отечественного и международного законодательства. В связи с этим выработаны конкретные предложения по совершенствованию гражданского законодательства Республики Казахстан в области смежных прав.

Поставленные в диссертационном исследовании задачи решены полностью. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в процессе законотворческой работы, в научной и педагогической деятельности.

СПИСОК ОПУБЛИКОВАННЫХ РАБОТ

ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ


  1. Особенности гражданско-правовой ответственности в области охраны смежных прав // Сборник материалов региональной научно-практической конференции «Проблемы применения института ответственности в правовой системе Республики Казахстан».- Семипалатинский юридический институт ЗАО «КазГЮУ». – Семипалатинск, 2003. – С. 86 – 89 (0,25 п.л.)

  2. Некоторые вопросы национального законодательства в области охраны прав исполнителей и производителей фонограмм // Сборник материалов межвузовской научно-практической конференции «Правовое государство: проблемы теории и практики». – Павлодар: Северо-Казахстанский юридический институт КазГЮУ, 2003. – С. 204 – 208 (0,25 п.л.)

  3. Теоретические подходы к определению понятия «исполнения» // Сборник материалов научно-практической конференции «Высшее юридическое и гуманитарное образование: концепции и модели». – Семипалатинский юридический институт ОАО «КазГЮУ». – Семипалатинск, 2004. – С. 91 – 97 (0,25 п.л.)

  4. Использование как особое правомочие содержания фонограммных прав: проблемные вопросы // Материалы международной научно-практической конференции «Человек и его место во Вселенной». 24-25 ноября 2004 года – Семипалатинск: Университет «Кайнар», 2004. – С. 68 – 74 (0,25 п.л.)

  5. Исполнения как объект смежных прав: проблемы теории и практики // Материалы международной научно-практической конференции «Объекты гражданских прав» (в рамках ежегодных цивилистических чтений). – Алматы: КазГЮУ, 2004. – С. 399 – 404 (0,4 п.л.)

  6. Особенности способов гражданско-правовой охраны смежных прав в Казахстане // Материалы межвузовской научно-практической конференции аспирантов, соискателей, магистрантов и ученых «Государственные механизмы охраны собственности в Республике Казахстан». 27-28 ноября. – Семей: Семипалатинский университет имени М.О. Ауэзова, 2008. – С. 33 – 37 (0,3 п.л.)

  7. Имущественные права исполнителя по законодательству Республики Казахстан // Материалы международной научно-практической конференции «Индустриально-инновационное развитие Казахстана: экономические, правовые и социальные аспекты». – 27-28 марта. – Семей: Университет «Кайнар» (Семей), 2009. – С. 176 – 179 (0,25 п.л.)

  8. Гражданско-правовая охрана исполнительских прав несовершеннолетних в Республике Казахстан // Сборник материалов международной научно-практической конференции «Совершенствование деятельности государства и общества в области охраны материнства и детства: социально-политические, экономические и правовые аспекты». – 2-ой том. – Семей: Казахский гуманитарно-юридический инновационный университет, 2009. – С. 63 – 66 (0,25 п.л.)

  9. Современный подход к пониманию категории «смежные права» в гражданском праве Республики Казахстан // Вестник Университета имени Д.А. Кунаева. - № 2 (15). – 2005. – С. 74 – 77 (0,25 п.л.)

  10. Теоретический подход к пониманию объектов смежных прав в контексте права интеллектуальной собственности // Экономика и право Казахстана. - № 11. – 2005. – С.48 – 51 (0,25 п.л.)

  11. Коллективное управление имущественными правами – залог эффективной охраны смежных прав // Экономика и право Казахстана. - № 12. – 2005. – С.48 – 51 (0,25 п.л.)

  12. Особенности гражданско-правовой охраны личных неимущественных прав исполнителя в Казахстане // Тура Би.- № 3. – 2009.- С. 40 – 42 (0,25 п.л.)

  13. О понятии фонограммы по законодательству Республики Казахстан // Фемида. - № 1 (169). – 2010. – С. 32 – 36 (0,25 п.л.)


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире» // www.zakon.kz / our / news. asp?id=30090760

  2. Закон Республики Казахстан от 10 июня 1996 года № 6-I «Об авторском праве и смежных правах» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 10.07.2009 г.) // Информационная система ПАРАГРАФ

  3. Гражданский кодекс Республики Казахстан (Особенная часть) от 1 июля 1999 г. № 410-1 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 11.07.2009 г.) // http://base.zakon.kz/doc/lawyer/?doc_id=1013880

  4. Корецкий В. И. Авторские правоотношения в СССР. – Сталинабад. –1959. –372.







Скачать файл (158.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации